Что такое наука и чем она занимается. Что такое наука? Наука и образование

Наука и научная рациональность

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ

Административная элита, анти-элита, контр-элита, бюрократия, демократическая элита, закрытая элита, номенклатура, олигархия, лидер, конфиденты, конституэнты, эгалитаризм, рекрутирование элиты.

ЛИТЕРАТУРА

Ашин Г.К., Понеделков А.В., Старостин А.М. Основы политической элитологии. М., 1999.

Взаимодействие элит в социально-политическом пространстве России. Ростов н/Д, 2001.

Властные элиты современной России. Ростов н/Д, 2004.

Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959.

Психология лидерства. Хрестоматия. Минск, 2004.

Старостин А.М. Дилемма «элитизм-эгалитаризм» в политической философии и социальной практике // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы третьего Российского философского конгресса. В 4 т. Т. 4. Ростов н/Д, 2002.


ГЛАВА XV
ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ. РОЛЬ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Одной из важнейших сфер проявления современного человека как творца, как высшей ценности общества является информационно-техническая сфера. Без знания особенностей развития современной науки, роли научной рациональности в развитии общества, проблем научно-технического прогресса, технологической революции и научно-технической деятельности сегодня немыслимо эффективное управление общественными процессами, предвидение
и прогнозирование перспектив человека и общественного развития.

Как неоднозначна и многолика роль науки в обществе и жизни человека, так же многозначно определение, понимание науки. Например, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова она определяется как: 1) система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления; 2) отдельная отрасль или совокупность отраслей знания (химия, философия, общественные науки, естественные науки и т.д.):, 3) то, что научает, дает опыт (урок). Научный, основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки.

Ученые насчитывают более 120 определений науки. Эта многозначность понимания науки неслучайна: она отражает сложность самого этого феномена как в настоящем, так и в истории его развития и происхождения.

Наука – исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание окружающей действительности и самого человека, форма общественного сознания, неотъемлемый и важный элемент культуры общества.

Наука – это одновременно и система удостоверенных знаний, и процесс их производства, накопления, распространений, и деятельность по выработке способов и путей применения знаний
в практике, т.е. это и процесс духовного производства и его продукт, результат, система удостоверенных знаний о фактах, законах, тенденциях, причинах явлений.



Человек – не случайно получивший определение Homo Sapiens – издревле и до наших дней живет в мире информации. «Информация (лат.) – 1) сообщение о чем-либо; 2) сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи...; 3) в математике, кибернетике – количественная мера устранения неопределенности (энтропии), мера организации системы» (словарь иностранных слов. М., 1990. С. 205). Причем информированность общества постоянно возрастает. Этот рост в качественном и количественном отношениях особенно стал заметен в жизни людей с возникновением современной науки, с развертыванием процесса превращения ее в непосредственную производительную силу общества. Возникла специальная отрасль науки – информатика: «отрасль знаний, изучавшая общие свойства и структуру научной информации, а также закономерности и принципы ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования в различных областях человеческой деятельности» (там же). А в последней четверти XX в. ученые констатировали начало информационной революции и переход человечества к информационной цивилизации.

Из сказанного ясно, что следует различать информацию вообще и научную информацию, знание вообще и научное знание, научное и обыденное познание, истиной и заблуждением. (Эти вопросы рассмотрены в гл. V.) Определенную информацию, а на ее основе ориентацию человека, его миропонимание, организацию его деятельности дают и миф, и религия (пусть в фантастической, гипертрофированной форме), и искусство, мораль, и различные формы эмпирического познания. Наука же – специфическая форма познания, главными признаками которой является системность, объективность, предметность, возможность выхода за рамки обыденного опыта и изучения предметов, несмотря на отсутствие потребностей их непосредственного применения в деятельности человека (см. об этом: Введение в философию. М., 1990. Ч. 2. С. 364–372).

Каковы источники и причины возникновения науки?

Наука в таком ее современном виде возникает лишь на определенном, исторически-конкретном этапе общественного развития. Ее источниками практические потребности освоения мира человеком, а также миф, магия, религиозное чувство, эстетическое отношение к миру. На наш взгляд, нельзя относить время возникновения науки в глубокую древность. Следует выделить этапы преднауки
и науки в полном смысле этого слова (saiens). Абстрактные, исторически отдаленные предпосылки возникновения преднауки появились в ходе неолитической революции (примерно 10 тысяч лет назад), т.е. с переходом общества от дикости к цивилизации, от присваивавшей технологии к перерабатывающей, когда произошло разделение труда – разделение скотоводства и земледелия. Преднаука как действительная предпосылка современной науки формируется в VI в. до н.э. и позднее. Основу этого заложило разделение умственного и физического труда. Преднаука связана с именами известными мыслителей древности – Фалес, Демокрит, Сократ, Пифагор, Евклид, Архимед, Геродот, Плутарх, Тацит, Платон, Аристотель и др., в средневековье – У. Оккам, Д. Скотт, Августин, Ф. Аквинский и другие, когда, несмотря на засилье схоластики, дух знания жил это время в теологически гипертрофированной форме.

Этап преднауки обусловлен состоянием практики, уровнем развития производства и связан с докапиталистическими формами производства и социальной жизни. В производстве, основанном на ручной, ремесленной технике, индивидуализированном характере труда, ячеечном (атомарном) производстве, на натуральном ведении хозяйства, в основном использовались эмпирические знания, рецепты, рутинные приемы.

Возникновение капитализма, использование машинной техники (системы машин), механизированного труда, возрастание его общественного характера, рост мирохозяйственных связей, формирование единого мирового рынка вызвали непосредственную практическую необходимость в теоретическом знании, в науке как системе знаний. Такая наука и возникает в новое время, когда формируются ее основные составляющие – складываются научный метод, научные нормы и принципы, формируется наука как особая сфера общественной деятельности и социальный институт как система знаний. С этими процессами связана деятельность таких известных ученых, как Н. Коперник, Г. Галилей, Д. Бруно, Ф. Бэкон, Р. Дакарт, Дж. Локк, М. Ломоносов, И. Ньютон, Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель, и многие научные свершения, среди которых – три великих открытия в естествознании XIX в., создание материалистического учения о развитии общества, периодической системы элементов, квантовой механики, теории относительности и т.д.

Наука - одна из сфер человеческой деятельности, функцией которой является производство и систематизация знаний о при­роде, обществе и сознании. Н. включает в себя деятельность по производству знания. Термин «Н.» употребляется также для обо­значения отдельных областей научного познания - физики, хи­мии, биологии и т. п. Предпосылками возникновения Н. являются общественное раз­деление труда, отделение умственного труда от физического и пре­вращение познавательной деятельности в специфический род за­нятий первоначально небольшой, но постоянно растущей группы людей. Отдельные элементы научного знания появились еще в Древ­нем Китае, Индии, Египте, Вавилоне. Однако возникновение Н. относят к VI в. до н. э., когда в Древней Греции появляются первые теоретические системы, противостоящие религиозно-мифологичес­ким представлениям. Особым социальным институтом Н. становит­ся в XVII в., когда в Европе возникают первые научные общества и академии, начинают выходить первые научные журналы. На ру­беже XIX-XX вв. возникает новый способ организации Н. - круп­ные научные институты и лаборатории с мощной технической ба­зой. Если до конца XIX в. Н. играла вспомогательную роль по отно­шению к производству, то в XX в. развитие Н. начинает опережать развитие техники и производства, складывается единая система «Н.- техника - производство», в которой Н. принадлежит ведущая роль. В настоящее время Н. пронизывает все сферы общественной жизни: научные знания и методы необходимы и в материальном произ­водстве, и в экономике, и в политике, и в сфере управления, и в системе образования. Н. оказывает революционизирующее влия- ние на все стороны общественной жизни, являясь движущей си­лой научно-технической революции. Научные дисциплины, образующие в своей совокупности сис­тему Н. в целом, разделяются на три группы: естественные, общественные и технические Н. Между этими группами нет резких границ. Многие дисциплины занимают промежуточное положение между этими группами или возникают на их стыке. Кро­ме того, в последние десятилетия значительное развитие получи­ли междисциплинарные и комплексные исследования, объеди­няющие представителей весьма далеких дисциплин и использу­ющие методы разных Н. Все это делает проблему классификации Н. весьма сложной. Однако указанное выше разделение Н. все-таки во многих отношениях полезно, т. к. выражает важное раз­личие между ними по предмету изучения: естественные Н. ис­следуют природные явления и процессы, общественные Н. изу­чают общество и человека, технические Н. исследуют особенности искусственных, созданных человеком устройств. По их отношению к практике Н. и научные исследования при­нято разделять на фундаментальные и прикладные. Ос­новными целями фундаментальных Н. являются познание сущно­сти явлений, открытие законов, управляющих течением наблюда­емых процессов, обнаружение глубинных структур, лежащих в основе эмпирических фактов. В методологических исследованиях под Н., как правило, имеется в виду именно фундаментальная Н. Однако в последние десятилетия все большее место в Н. занимают прикладные исследования, непосредственной целью которых яв­ляется применение результатов фундаментальных Н. для решения технических, производственных, социальных задач. Ясно, что раз­витие фундаментальных Н. должно опережать рост прикладных ис­следований, подготавливая для последних необходимую теорети­ческую основу. Попытки выработать точное определение Н., научного знания, научного метода, определение, которое позволило бы отделить Н. от других форм общественного сознания и видов деятельности - от искусства, философии, религии, - не увенчались успехом. И это вполне естественно, ибо в процессе исторического развития границы между Н. и не-наукой постоянно изменяются: то, что вчера было не-наукой, сегодня обретает статус Н.; то, что мы сегодня считаем Н., завтра может быть отброшено как псевдона­ука. Однако некоторые черты Н., отличающие ее от других форм общественного сознания, все-таки можно указать. Напр., от искус­ства Н. отличается тем, что дает отображение действительности не в образах, а в абстракциях, в понятиях, стремится к их логической систематизации, дает обобщенное описание явлений и т. д. В отли­чие от философии, Н. стремится к открытию новых фактов, к проверке, подтверждению или опровержению своих теорий и за­конов, использует наблюдение, измерение, эксперимент как ме­тоды познания и т. п. По отношению к религии Н. отличается тем, что старается ни одного положения не принимать на веру и пери­одически возвращается к критическому анализу своих оснований. Тем не менее Н., искусство и философию объединяет творческое отношение к действительности и ее отображению, элементы на­учного знания проникают в искусство и философию, и точно так же элементы искусства и философии являются неустранимым ком­понентом научного творчества. Различные стороны Н. изучаются целым рядом особых дисцип­лин: историей науки, логикой науки, социологией науки, психо­логией научного творчества и т. п. С середины XX в. начала форми­роваться особая область, стремящаяся объединить все эти дис­циплины в комплексное исследование Н. - науковедение.

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

Особый ответ человека на вызов истории, на усложнение социального мира. Она направлена на получение предметного знания, знания вещей, процессов как таковых, включает в себя критику своих собственных оснований и достижений, т. е. в Н. преобладает предметная модальность. Н....

Философский словарь

Одна из сфер человеческой деятельности, функцией которой является производство и систематизация знаний о природе, обществе и сознании. Н. включает в себя деятельность по производству знания. Термин "Н." употребляется также для обозначения отдельных областей научного познания...

Философский словарь

Философский словарь

Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, филос. постижением мира. Как...

Философский словарь

Особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением...

Любой социум, начиная с семьи и заканчивая человечеством в целом, имеет общественное сознание. Формами его выступают опыт, мораль, религия и прочее. Но, несомненно, одной из самых главных форм является наука. Именно она формирует в обществе новые знания.

Что такое наука

Наука - это не что иное, как сложнейшее основанное на ряде основных аспектов. Понятие, признаки науки и ее аспекты определяют всю сущность научного знания. Исходя из основных аспектов, наука рассматривается как:

  1. Система знаний. Иными словами, как процесс по получению новых знаний. Данный аспект предполагает изучение с помощью эпистемологии - учении о познании науки. Основой служат субъект и объект познания. Научное познание имеет результат в виде объективного знания о мире. Объективное оно, потому что не зависит от состояния субъекта.
  2. Особый вид мировоззрения. Фактически это продукт, вызванный духовностью человеческой жизнедеятельности, воплощающей творческое развитие. С этой точки зрения науку относят к числу таких важных созданных человеком продуктов как религия, искусство, право, философия и др. Когда наука развивается, вместе с ней претерпевают изменения и другие области культуры. Данная закономерность действует и в обратном направлении.
  3. Социальный институт. В данном случае речь идет об общественной жизни, в которой наука воспринимается как сеть самых разных связанных между собой учреждений. Примером таких учреждений служат вузы, библиотеки, академии и прочие. Они занимаются решением задач определенного уровня и выполняют соответствующие своему положению функции. Таким образом, наука - это четко структурированная организация, целью которой является удовлетворение потребностей общества.

Отличительные особенности науки

Для того чтобы определить отличительные признаки науки, необходимо прежде всего вникнуть в сущность такого понятия, как критерии научности. В основном они рассматриваются в Их изучение прежде всего основывается на стремлении определить гносеологическую сторону научного знания, наделенную уникальной спецификой в сравнении с другими продуктами познания. Еще античные ученые задумались над нахождением существенных особенностей научности посредством соотношения знания с такими формами, как мнения, догадки, предположения и др. В процессе развития ученые вывели общие признаки науки, которые помогли более глубоко понять термин. Исследования позволили выделить семь основных.

  • Первым признаком науки является целостность и системность научных знаний, что является несомненным отличием от обыденного сознания.
  • Второй - открытость, или, иными словами, неполнота научного знания, то есть его уточняемость и дополняемость в процессе появления новых фактов.
  • Третий - включает в себя стремление объяснить положения, используя факты и логически непротиворечивый способ.
  • Критичность по отношению к знаниям является четвертым признаком науки.
  • Пятый - это возможность воспроизводить научное знание при соответствующих условиях в абсолютно любом месте и вне зависимости от времени.
  • Шестой и седьмой признаки науки - отсутствие зависимости научных знаний от личных особенностей ученого и наличие своего языка, аппаратуры, метода соответственно.

Общая классификация всех наук

Отвечая на вопрос, по каким признакам классифицируются науки, Б. М. Кедров вывел общее определение. По его мнению, все науки можно разделить на четыре класса. Первый класс - это философские науки, которые включают в себя диалектику и логику. Ко второму он отнес математические науки, в числе которых математика и математическая логика. Третий - самый обширный, так как включает в себя сразу технические и естественные науки, в списке которых:

  • механика;
  • астрономия;
  • астрофизика;
  • физика (химическая и физическая);
  • химия;
  • геохимия;
  • география;
  • геология;
  • биохимия;
  • физиология;
  • биология;
  • антропология.

И завершающим классом по Кедрову являются которые подразделяются на три подкатегории:

  1. История, этнография, археология.
  2. Политическая экономия, искусствоведение, юридические науки и история искусств.
  3. Языкознание, педагогические науки и психология.

Признаки современной науки классифицируют по самым разным основаниям. Самым распространенным является предмет и метод познания, на основании которых выделены науки о природе (естествознание), обществе (обществознание) и мышлении (логика). выделяются в отдельную категорию. Безусловно, каждую из представленных групп наук можно дополнительно расчленить на подгруппы.

в разные исторические периоды

Впервые к вопросу разделения наук на классы еще во времена античности обратился Аристотель. Он выделил три крупные группы: практическую, теоретическую и творческую. Римский энциклопедист Марк Воррон определил классификацию как перечень обобщающих наук: диалектика, грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрология, архитектура и медицина. Классификация мусульманских арабских ученых была самой простой и понятной. Они выделяли два класса наук - арабские и иностранные. К первым относятся ораторское искусство и поэтика, ко вторым - математика, медицина и астрономия. В Средние века ученые также стремились выдвинуть свой вариант разделения. Гуго Сен-Виктория, по своему видению, выделил четыре самостоятельные группы наук:

  1. Теоретические - физика и математика.
  2. Практические.
  3. Механические - охота, сельское хозяйство, медицина, навигация, театр.
  4. Логические - грамматика и риторика.

В свою очередь Р. Бэкон ввел классификацию, основанную на познавательных способностях. В первую группу входит история, описывающая факты, во вторую - теоретические науки, в третью - искусство, поэзия и литература в самом широком понимание. Роджэн Бэкон считал, что классифицировать науки необходимо по четырем направлениям. Отдельно должны стоять логика, грамматика, этика, метафизика, в самостоятельные единицы - выделяться математика, а также натурфилософия. Математика, по его мнению, является самой главной наукой о природе.

Классификация наук о животных

Говоря о том, по каким признакам классифицируются науки о животных, выделяется один важный признак - принадлежность к определенному виду. Классификатор разделяет животных на позвоночных и беспозвоночных. Позвоночных изучают пять базовых наук: орнитология (птицы), териология (млекопитающие), батрахология (земноводные), герпетология (пресмыкающиеся), ихтиология (рыбы). Бывают случаи, когда отдельно выделяется наука, изучающая приматов, но в большинстве случаев ее включают в териологию, так как по своей природе приматы являются млекопитающими. Беспозвоночных также можно разделить в зависимости от того, по каким признакам классифицируются науки о животных. Простейшие организмы изучает протозоология, членистоногих - артроподлогия, все о моллюсках знает малакология, а энтомология может рассказать обо всех особенностях жизни насекомых. Но есть и наука, объединяющее все эти направления - зоология, которая изучает всех животных.

Семиотика как одна из важнейших наук

Любую болезнь легче всего вылечить на начальной стадии. Для того чтобы выявить ее своевременно, необходимо тщательно отслеживать появляющиеся симптомы. Семиотика, как наука о признаках и проявлениях болезни, глубоко занимается этим вопросом. Она относится к практической медицине, которая, используя методы врачебного исследования, изучает симптомы заболеваний. Наука о признаках болезни подразделяется на общую и частную. Общая включает в себя описательную характеристику и полную классификацию всех симптомов, а также методы и механизмы их появления силами закономерностей роста патологий. Примером таких симптомов служит воспаление, дистрофия, дегенерация и прочие. Общая семиотика также имеет свои симптоматические разновидности по диагностической значимости:

  • патологические;
  • компенсаторные (отражают органически и функциональные изменения в субстратах);
  • патогномоничные;
  • общие.

По времени появления симптомы подразделяются на ранние и поздние. В свою очередь, частная семиотика занимается описанием признаков и симптомов отдельных видов заболеваний. Любая медицинская дисциплина начинает клиническое исследование с изучения семиотики частного вида. Также существует семиотика, основыванная на наследственных патологиях. В рамках данного исследуются наследственные болезни, их симптомы и патологии.

На страже порядка

Юридической наукой называют систему знаний о государстве и праве, закономерностях их возникновения, развития и работы. Признаки юридической науки подразделяются на три категории. В соответствии с первой данную науку называют общественной прикладного характера. В рамках данной особенности она должна изучать потребности жизни общества, юридическую практику и образование, а также обеспечивать работников данной сферы актуальной информацией для издания новых законов.

Во второй ее рассматривают как относящуюся к Это связано с тем, что опирается на конкретные знания, которые выражаются в точных соотношениях. Есть мнение, что больше всего юриспруденция схожа с медициной, так как они обе сочетают в себе как теоретическую, так и прикладную составляющую. Точно так же, как и врач, юрист сталкивается с решением вопросов, связанных со здоровьем и жизнью. В работу юриста входит проведение профилактических работ по «излечению» пороков в жизни общества и духовном мире каждого человека. В этом проявляются гуманистические признаки науки (в данном случае юриспруденции и медицины), которые зародились еще в древние времена.

Третьим принципом существования юридической науки является ее способность воплощать в себе достоинства мыслительных наук. Основано данное утверждение на том факте, что юриспруденция занимается исследованием вопросов отражения объективной действительности в правовых аспектах, возникающих в процессе формирования и реализации на практике новых законов. Именно поэтому криминалистика, как одна из дисциплин юридической науки, направлена на познание специфических особенностей мышления человека и применение специально полученных знаний в процессе расследования.

Кто изучает прошлое

Всем известно, что, не зная прошлого, невозможно построить будущее. Каждый человек в обязательном порядке узнает, чем жил его город, страна и весь мир в разные времена. Доносить информацию о прошлом берет на себя известная всем наука история. Именно она изучает источники, которые сохранились от предыдущих периодов жизни человечества, на основании которых устанавливает последовательность происходящих событий. Фактически основные признаки науки и ее исторический метод заключаются в следовании нормам и правилам по работе с первоисточниками, а также иными свидетельствами, обнаруженными в процессе исследовательской работы и постановке выводов, позволяющих написать корректный исторический труд. Впервые данные методы были применены на практике Фукидидом. Именно работа в соответствии с историческими методами позволила вычленить исторические периоды: первобытность, древний мир, Средние века, новое и затем новейшее время. Существуют десятки исторических дисциплин, функционирование которых позволяет не только узнавать прошлое, но и структурировать его и доносить до людей. К основным относятся:

  • археология - наука о поиске и изучении вещественных источников прошлого;
  • генеалогия - наука о родственных взаимосвязях людей;
  • хронология - наука о временной последовательности исторических событий.

По следам Жюля Верна

Популяризацией науки называют не что иное, как распространение среди широкого круга людей научных знаний в доступном для понимания формате. Основной задачей ученых-популяризаторов является переработка специализированных данных с научного языка на язык слушателя, не имеющего отношения к науке. Также они должны из сухих научных знаний создать интересное повествование, которое пробудит желание погрузиться в ее изучение.

Одним из основных методов популяризации науки считается научная фантастика. Огромную роль в развитии данного направления сыграл многими любимый Жюль Верн. Важно понимать, что чем больше вкладывается в популяризацию науки, тем больше вероятность прихода молодежи в данную сферу. Ученые всячески стараются сохранить свои труды и достижения и приобщить к ним молодое поколение. Но есть и лица в истории, которые считают, что научные знания должны быть доступны только людям, стоящим у руля, так как они, в отличие от всей массы, точно знают, как ими пользоваться. Данное мнение разделял Тихо Браге. Людвиг Фадеев, академик РАН, считает, что популяризировать научные знания, конечно, нужно (например, каждый налогоплательщик должен понимать, для чего существует налогообложение). Но есть моменты, которые абсолютно точно переработать нельзя, и поэтому информация о кварках, струнах, полях Янга-Миллса доходит до людей с небольшой долей обмана.

Человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, затем в их систематизации и анализе и, на основании вышеперечисленного, синтезе новых знаний. Также в сфере науки находится выдвижение гипотез и теорий, а также их дальнейшее подтверждение или опровержение с помощью экспериментов.

Наука появилась тогда, когда появилась письменность. Когда пять тысяч лет назад какой-нибудь древний шумер выбил на камне пиктограммы, где запечатлел, как его вождь напал на племя древних евреев, и сколько коров он увел, - зародилась история.

Потом он выбивал все больше полезных фактов о домашнем скоте, о звездах и луне, об устройстве телеги и шалаша; и появлялись новорожденные биология, астрономия, физика и архитектура, медицина и математика.

В современном виде науки стали различать после XVII века. До этого, как только их не называли - ремесло, писание, бытие, житие и прочие околонаучные термины. Да и сами науки больше представляли из себя разные виды техник и технологий. Главным двигателем развития науки являются научные и промышленные революции . Например, изобретение парового двигателя дало мощный толчок развитию наук в XVIII веке и вызвал первую научно-техническую революцию .

Классификация наук.

Попыток классифицировать науки было множество. Аристотель если не первым, то одним из первых, разделил науки на теоретические знания, практические знания и творческие. Современная классификация наук также делит их на три вида:

  1. Естественные науки , то есть науки о природных явлениях, объектах и процессах (биология, география, астрономия, физика, химия, математика, геология и т.д.). По большей части естественные науки отвечают за накопление опыта и знаний о природе и человеке. Ученых, занимавшихся сбором первичных данных, называли естествоиспытателями .
  2. Технические науки - науки, ответственные за развитие техники и технологий, а также за применение на практике знаний, накопленных естественными науками (агрономия, информатика, архитектура, механика, электротехника).
  3. Общественные и гуманитарные науки - науки о человеке, обществе (психология, филология, социология, политология, история, культурология, лингвистика, а также обществознание и др.).

Функции науки.

Исследователи выделяют четыре социальных функции науки :

  1. Познавательная . Заключается в познании мира, его законов и явлений.
  2. Образовательная . Заключается не только в обучении , но и в социальной мотивации, выработке ценностей.
  3. Культурная . Наука является общественным достоянием и ключевым элементом человеческой культуры .
  4. Практическая . Функция производства материальных и социальных благ, а также применения знаний на практике.

Говоря о науке, стоит еще упомянуть такой термин как «псевдонаука» (или «лженаука»).

Псевдонаука - это вид деятельности, изображающий научную деятельность, но ею не являющийся. Псевдонаука может возникнуть как:

  • борьба с официальной наукой (уфология);
  • заблуждения из-за недостатка научных знаний (графология, например. И да: это все-таки не наука!);
  • элемент творчества (юмор). (См. передачу Discovery «Мозголомы»).

Закономерности ее развития?

Наука – это деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности – систематизированное, достоверное, практически проверенное знание. Наука пытается увидеть мир, каким он является сам по себе, дать объективную картину реальности. Функции науки в том, чтобы осуществить:

1) достоверное обобщение фактов, истинное отражение исследуемых процессов, объективность;

2) выявление законов, управляющих процессами в объекте исследования;

3) предвидение тенденций развития и функционирования объекта;

4) контроль и управление процессами в объекте.

Жизненный смысл науки: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать. В XX веке научная деятельность институциализирована, приобрела устойчивые социальные формы, организована. Как вид деятельности наука характеризуется:

· определенной системой ценностей: ценности истины, ценность разума, ценность нового знания; ценность независимости суждений и готовности признать свои ошибки;

· определенным набором технических устройств, аппаратуры, средств, используемых в научной деятельности;

· совокупностью методов, используемых для получения нового знания;

· способом организации научной деятельности.

Наука – сложный социальный институт , включает три составляющих: 1) производство нового знания; 2) доведение знаний до их практического использования; 3) подготовку научных кадров.

Научные исследования включают:

· использование методов научного исследования;

· установление фактов, результатов наблюдений и экспериментов;

· обобщение и объяснение фактов, построение гипотез и их проверка;

· установление закономерных связей между фактами;

· построение теории, законов, принципов;

· философское истолкование данных науки;

· накопление новых опытных данных;

коррекция, пересмотр прежних теоретических представлений.

Важнейшими закономерностямиразвития науки являются:

· обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики;

· относительная самостоятельность развития науки;

· преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приемов науки;

· постепенность развития науки, чередование периодов эволюционного развития и революционной ломки теоретических основ науки;

· взаимодействие и взаимосвязь всех составных отраслей науки;

· свобода критики, свободное столкновение различных мнений, научных гипотез;

· дифференциация и интеграция научного знания;

· математизация науки.

Современная наука не только обслуживает запросы производства, но и выступает в качестве предпосылки технической революции , развития производительных сил общества. Объем научной деятельности и продукции в XX в. удваивается каждые 5 – 10 лет.

В чем специфика и основное содержание

Философии техники?

Понятие «техника » многозначно. Оно происходит от греческого слова «тэхнэ », которое означало умение, мастерство, искусство. Сейчас термин «техника» используется, в основном, в двух смыслах:

· как общее название технических устройств, применяемых в разных сферах деятельности;

· как обозначение совокупности приемов действия, используемых в деятельности (техника письма, рисования, техника выполнения физических упражнений и т. п.).

Применение и изготовление технических средств – специфический признак человеческой деятельности. Человек помещает между собой и природой технические средства труда.

Техника развивалась путем моделирования естественных органов человека и их функций. Ткацкий станок воспроизводит функцию ткача, автомобильный и железнодорожный транспорт воспроизводит функцию передвижения и т. д.

В основе развития технических средств лежат:

· принцип функционального моделирования ;

· принцип дополнительности (техника дополняет и компенсирует несовершенство человеческих органов как орудий воздействия на природу: человек без технических средств во многом беспомощен, но техника, орудия труда без человека мертвы; человек и техника образуют единую систему).

Чем менее развита техника, тем больше технологических функций вынужден выполнять сам человек. Вся история техники – это история последовательного замещения технологических функций человека.

Технический прогресс – это последовательная передача, преобразование трудовых функций человека в функции технических средств:

· транспортная функция (подъем, перемещение грузов) человека была передана техническим механическим устройствам (рычаг, каток, транспортные средства, повозка с колесами и т. п.;

· энергетическая функция человека была передана техническим средствам: водяное колесо, паровой двигатель, электрический мотор и т. п.);

· технологическая функция (направленная на изменение предмета труда: резание, обработка давлением, обжиг, закалка, окисление материала и т. п.) более сложная и осуществляется при наличии определенных навыков и умений.

В развитии технологических машин выделяют три направления:

1) становление таких машин, как прессы, молоты (увеличение размеров ручных орудий при сохранении схемы их действия);

2) становление таких машин, как токарные, сверлильные и дерево обрабатывающие станки, которые обеспечивали необходимые движения;

3) становление таких машин, как прядильные, ткацкие станки, которые выполняли технологические функции пальцев рук человека (эти машины ознаменовали техническую революцию XVIII – XIX вв.).

В XIX в. возник новый тип промышленного предприятия – механизированные фабрики, оборудованные системой машин, приводимых в действие от одного центрального парового двигателя через сеть передаточных механизмов; функция контроля и управления была передана от человека к техническим средствам – что составляет содержание автоматизации производственных процессов.

В XX в. созданы электронные регулирующие приборы, автоматизированные технологические системы, автоматизированные системы управления (АСУ), системы дистанционного управления. Функция принятия решения передается человеком техническим средствам в XX в. – электронным вычислительным системам (ЭВМ). ЭВМ выполняют: вычислительные операции, отбор, систематизацию, классификацию информации, математические и логические операции, задаваемые программой, оценку, сравнение просчитанных вариантов решения; осуществление автоматического управления сложными техно логическими процессами.

История техники имеет три этапа: преобладание ручных орудий труда; преобладание механических устройств; преобладание автоматизированных устройств.

Уровень развития техники определяет: производительность труда в обществе; образ жизни людей в обществе; оказывает влияние на социальную структуру, политическую организацию, духовную жизнь общества.

Развитие капитализма, конкуренция, стремление произвести более дешевые товары стимулировали рационализацию производства, создание и внедрение новой техники. Развитие науки является одним из главных условий развития техники.

Взаимоотношение науки и техники рассматривается с разных позиций:

· наука играет определяющую роль: наука – производство знаний, а техника – применение полученных знаний;

· наука и техника – независимые, самостоятельные явления, взаимодействующие на определенных этапах своего развития: наука стремится к истине, а техника развивается для решения практических проблем;

· ведущая роль принадлежит технике: наука развивается под влиянием потребностей техники. В технике моделируются связи природы, а наука их исследует и описывает в теориях. Наука, с точки зрения этого подхода, возникает тогда, когда ученые обращаются к исследованию технических устройств, и выявляют знание о реальных связях в природе. Так возникает наука механики – первая из естественных наук. Наука вплоть до конца XIX в. шла вслед за техникой, за изобретениями практиков (часовщик Уайт изобрел паровую машину, цирюльник Аркрайт – прядильную машину, ювелир Фултон – пароход).

В конце XIX в. ситуация меняется: целые отрасли промышленности и техники создаются на основе открытий науки: электротехническая, электронная, химическая, различные виды машиностроения. В настоящее время создание новых видов технических устройств опирается на научные разработки. Технические проблемы стимулируют развитие науки, а научные открытия становятся основой создания новых видов техники. Таким образом, взаимоотношения науки и техники изменялись в историческом процессе: от первенства техники к первенству науки.

Начало научно-технической революции относят к середине 40-х гг. XX в.: наука превращается в непосредственную производительную силу общества, в ведущую сферу развития общества. НТР изменяет:

· условия, характер и содержание труда;

· структуру производительных сил и общественное разделение труда;

· отраслевую и профессиональную структуру общества (уменьшение доли людей занятых в материальном производстве: в США только 10% работников заняты напрямую в производственных операциях, но возрастает доля, занятых в сфере услуг);