Самые первые легенды об оборотнях. Легенды об оборотнях: миф или реальность Откуда взялись легенды о оборотнях

В старину из-за близости к природе люди связывали с божествами и волшебством катастрофы, природные явления, растения и животных. В процессе развития цивилизации взрослело и человечество. Со временем ученые и естествоиспытатели выяснили причины землетрясений, объяснили механизм формирования дождевых туч и достигли иных высот. Общество перестало наделять божественными и магическими свойствами представителей растительного и животного мира. Магическое мировоззрение из-за развития техники и науки должно было полностью стереться из памяти людской, а табу и обряды должны были исчезнуть из общественных норм.

Сегодня действительно мало ритуальных ограничений, веры в силу волшебных чар и обрядов. Казалось бы, магическое воззрение на вещи, растения и животных полностью исчезло из общества, но это не так. Многие предметы, присутствующие в быте людей в прежние века, отсутствуют в существовании современного обывателя. Растения, считающиеся в древности магическими, сегодня включены в каталог лекарственных трав. Ореол мистики и волшебства, окружавший в древности любое животное, в современном мире окутывает небольшое количество зверей.

Волк, почитавшийся ранее посланником богов у славянских и германских племен, принадлежит к тем немногим животным, чье право на связь с потусторонним миром признается и в двадцать первом веке.

Общеизвестная информация - легенды о волках касаются их мистических способностей, они приписывают этим зверям невероятную силу, удивительную ловкость, верность принципам некой общности и семье. В глазах представителя современного общества волк символизирует ярость и несокрушимость в бою, а также связан с потусторонними силами.

Иные легенды о волках связанные с их мистическими способностями и возникшие на заре времен, известны узкому кругу людей, которые связаны либо с природой, либо с магией, либо с изучением мифов и старинных преданий.

По легендам славянских племен до их знакомства с христианством черные волки и волки с молочно-белой шкурой считались слугами Чернобога и Белобога. Встреча с черным волком предвещала скорую смерть или начало войны. Если же такое все же случалось, то должна была совершиться жертва божеству тьмы вола или иного скота. Появление волка-альбиноса по мифу символизировало скорую свадьбу или удачную охоту. Из-за этих верований зверей, являющихся меланист и альбиносами, нельзя было убивать и преследовать. После пришествия на славянские земли христианства языческие верования трансформировались в двоеверие. В этой системе магического воззрения на мир черный волк стал считаться воплощением черта, злого колдуна или спящей ведьмы. В белых же волков, согласно народным легендам, превращались двоедушники, ведьмаки и лешие. Эти представления о волках-альбиносах и волках-меланистах сохранились до современности, ведь охотники и сейчас считают, что встреча с черным волком приносит неприятности и символизирует неудачную охоту. А белых волков во многих деревнях считают воплощением лесного хозяина и не охотятся на них.

В Древней Германии и на территории Древней Руси существовала легенда о том, что нашедший утром волчий след может взять землю, на которой остался отпечаток лапы, и натереть ей тело. Считалось, что это действие придаст ему сил и принесет удачу на охоте. Некоторые охотники до сих пор обтирают землей из следа волка свое оружие. В Германии же охотники, верящие в народные приметы и легенды, окуривают винтовки дымом от горящей волчьей шерсти или зуба.

Волчьи клыки и когти, согласно легендам и уверениям чародеев, защищают от порчи, приносят удачу в делах и помогают сохранить здоровье.
Согласно приметам, встреча с волком сулит молодой барышне скорое замужество. Если же этот зверь выйдет навстречу юноше, то это стоит расценивать как знак о скором переезде или походе в армию.

Ручной же волк, живущий в селе, в древности считался хорошим защитником от ведьм, упырей и вампиров. В легендах о волках сохранились упоминания о том, что волки враждуют с демонами и приносящими зло сверхъестественными созданиями и убивают их. Волк же, живущий вместе с людьми, не только охотился на сверхъестественных существ, но и защищал людей от влияния потусторонних сил. Люди считали, что в доме, в котором живет волк, корова всегда будет давать огромное количество молока, люди не будут болеть из-за порч, а птиц не перетаскает бес или хорек. Сегодня ручные волки считаются талисманом богатых и влиятельных людей, которые могут позволить себе содержать этого зверя.

Амулет в виде живого волка мало кто может себе позволить, но такого же эффекта можно добиться с помощью создания татуировки с образом этого дикого и восхитительного животного. Такое украшение тела усиливает интуицию, отражает зависть, придает выносливости и удачливости в активных действиях.

В любом случае следует знать о том, что волк является не только символом байкеров, но некогда очень почитаемым животным из легенд. Из-за исчезновения этого почитания к волкам их почти уничтожили в начале двадцатого века, а уменьшение количества серых хищников чуть не привело к уничтожению лесной экосистемы. Сейчас численность волков восстанавливается, а внимание к мифологическому образу волков и к самим животным поможет избежать повторения бесконтрольного отстрела этих великолепных хищников.

Добро пожаловать в настоящий дом магии! Если вы не знаете, с чего начать знакомство с материалом, представленном в больших количествах на этом сайте, я посоветовал бы ознакомиться со статьей о фейри , с которой началось мое знакомство с этим интереснейшим ресурсом.

Легенды об оборотнях в том или ином виде встречаются по всему земному шару. И не только легенды: археологи часто находят доисторические наскальные рисунки, изображающие людей со звериными лапами, с птичьими крыльями и клювами или же с головами кошек, собак, волков, львов. Вряд ли наскальные рисунки изображали жертв какой-то странной мутации. Скорее всего, это мифические существа, боги разного калибра, и необязательно зловредные. Они символизировали силу слияния с природой. Но по мере того, как человек стал отдаляться от природы все больше и больше, возник страх быть полностью захваченным дикими силами и потерять контроль. Быть может, именно так оборотни и стали страшными.

В Индии есть легенды об оборотнях - тиграх, в Африке - об аниото, людях - леопардах. В кельтской мифологии встречаются рассказы о шелки - людях-тюленях, довольно незлобивых и порой выбирающих себе пару среди простых жителей прибрежных деревень. В Японии живут широко, там целых три вида оборотней: тануки - они приносят счастье, кицунэ - могут приносить как радость, так и горе и бакэнэко - обладают магическими способностями.

В Европе оборотень - это прежде всего существо, превращающееся в волка или в тварь, на волка похожую. Иногда таких созданий называют ликантропами. Это название произошло от имени древнегреческого царя Ликаона. Он якобы предложил Зевсу, верховному богу Олимпа, отведать блюдо из человечины, при этом не сказав о происхождении мяса ни слова. Но Зевс, на то и был богом, что слов ему было не нужно - он мгновенно раскрыл обман и превратил царя в волка.

В Германии оборотень называется вервольф, в Испании - человек - волк, а в Армении - мардагайл (причем это чаще всего могла быть наказанная небом женщина, насильно превращенная в волчицу и вынужденная прожить в этом облике пять лет). На Руси оборотней именовали волколаками, а после Пушкина - вурдалаками. Он в своей поэме, описывающей волколака, ошибся и поименовал того вурдалаком - так и пошло. Вот она, сила гения - вроде бы и ошибка, а как прижилась! Слово “вурдалак” стало более употребительным, чем “волколак”.

Оборотни в славянских легендах встречаются часто. Что и говорить, когда, согласно мифу, оборотень даже успел посидеть на киевском престоле. Речь идет о полоцком князе Всеславе. Жил он в ХI веке и тогда же в ходе междоусобных войн взошел на трон правителя Киевской Руси. Его имя упоминается в “Слове о полку Игореве”. Там же мы находим преданье, будто по ночам князь превращался в волка.

Это - легенды. А в летописях про Всеслава говорится любопытное: будто на своем исконном престоле в городе Полоцке он просидел 57 лет - это аномально долгий период правления, особенно учитывая период междоусобных войн между русскими князьями. Считается, что Всеслав мог стать прототипом былинного героя по имени Волхв Всеславович - это богатырь и по совместительству чародей, который мог превращаться не только в волка но и в рыбу или птицу.

Правда, есть и версия, что легенда о Волхве Всеславовиче намного старше XI века. Тогда с прототипом получается неувязка. Но то, что богатырь тоже описывается как оборотень, нет никаких сомнений. Былина говорит: “Стал Волх расти-матереть, научался Волх многим премудростям: щукой-рыбою ходить Волху по синим морям, серым волком рыскать по темным лесам, гнедым туром - золотые рога рыскать по полю, ясным соколом летать под облаком…”

Интересно, что нет никаких мифов о том, будто былинный Волхв Всеславович и уж тем более, исторически существовавший князь Всеслав были опасны для людей, превращаясь в животных. На двуногих собратьев они не охотились и вообще сохраняли человеческий разум в зверином обличье. Такую способность к самоконтролю обычно приписывают колдунам. И князь Всеслав, и богатырь Волхв Всеславович имели прочную чародейскую репутацию, и умение превращаться в животных было всего лишь одной из магических способностей.

В славянских мифах можно часто встретить сведения о том, что оборотничество - это не проклятие, а, наоборот, тайный дар, которым владели волхвы, то есть люди, умеющие волховать, колдовать. Оборотни могут превращаться в зверей по своему желанию - перекинувшись через воткнутый в землю нож, перекувырнувшись через себя, через лесной пень или через железный обод от бочки. Вариантов множество. Но при этом колдуны сохраняли здравый рассудок, человечины не искали, а занимались своими делами.

Так или иначе, есть целая группа легенд, в которых упоминаются оборотни, но оборотни эти не являются отрицательными персонажами. Тот же богатырь Волхв Всеславович - один из былинных защитников Киевской Руси от врагов. Правда, воевал он, положим, не очень честно. Мог превратиться в горностая, пробраться в чужой лагерь и устроить там диверсию, перегрызя тетиву у луков. Или мог свое войско превратить в муравьев, чтобы те проникли в осажденный город, а за стенами вернуть им истинное обличье и начать бой. Но так или иначе этот богатырь - герой, а никак не враг.

Правда, образ этого героя, очевидно, языческий, дохристианский. После крещения на Руси волхвов перестали жаловать, и это немедленно отразилось в мифотворчестве. На сцене появляется злой колдун, который может превратить в волка другого человека просто ради жестокой потехи или мести.

Есть народные поверья, будто колдуны или ведьмы, желая кого-либо превратить в волка, набрасывают на него волчью шкуру и нашептывают при этом волшебные слова. Или же колдун может подсунуть под порог избы пояс, скрученный из мочала. Кто переступит через этот пояс, тот и превращается в волка и прежний человеческий образ может получить лишь тогда, когда чародейский пояс протрется и лопнет, или когда кто-нибудь наденет на него снятый с себя пояс, на который предварительно навязал узлы и при навязывании каждый раз говорил: “Господи помилуй”.

Ходили легенды, будто колдун может превратить в волков сразу несеолько десятков человек, например, собравшихся играть свадьбу. Будто бы сам вид людского счастья магу настолько ненавистен, что он готов на самое злое колдовство. Это поверье, надо полагать, имело под собой совершенно конкретные корни. Свадьба - обычай, окруженный массой примет, лишь бы не сглазить. Зная это, на свадьбу могли являться люди, воображавшие себя колдунами, и требовать откупа, в противном случае угрожая навести на молодых сглаз или даже превратить их в диких зверей.

Считалось, что оборотни, павшие жертвами колдовства, существа несчастные, но неопасные - рассудок по-прежнему при них. Но были волколаки и агрессивные - те, кто умерли без причастия и после смерти вынуждены служить дьяволу в шкуре волка. Такие могли нападать на людей. Версия о том, будто ликантропия передается через укус (она часто встречается в современных романах и фильмах фэнтэзи), в славянском мире популярностью как-то не пользовалась. Видимо, это порождение западного фольклора. Он гласит, что человек, получивший укус ликантропа, в следующее полнолуние превратится в оборотня сам, будет бегать в обличие чудовища, не помня себя, и может даже загрызть собственных родных.

Исследователи фольклора говорят, что сказки об оборотнях возникли неспроста, и неспроста именно волк выбран их центральным персонажем. В христианской традиции волка часто сравнивали с дьяволом, существом, который охотится за агнцами божьими. Метафора о коварных силах зла, стремящихся погубить душу, стала читаться буквально, и появились страшилки об оборотнях. Также волк мог олицетворять собой темные, неподвластные силы природы и силы животного начала в человеке, которые могут взять верх и натворить немало бед.

С другой стороны, у легенд об оборотнях были и реальные предпосылки. Например, существует психиатрическое заболевание, когда человек начинает себя считать каким-либо животным, тем же волком. А есть врожденный генетический недуг под названием “гипертрихоз”. Его характеризует обильный рост волосяного покрова на лице и верхней части туловища. В Средние века люди с такими отклонениями могли попасть в беду из-за обвинений в дьявольской сущности. Впрочем, для этого вовсе необязательно было иметь такой явственный дефект. Известно, что только во Франции в период между 1520 и 1630 годами инквизицией были выявлены более 30 тысяч оборотней, и большинство из них были казнены. Случай врожденного гипертрихоза мог быть у одного - двух обвиняемых из всех - все-таки это очень редкое заболевание. И если люди, никак на оборотней непохожие, погибали на кострах, то страшно представить, какой опасности подвергались те, чья внешность из-за заболевания делалась столь приметной.

Впоследствии эта приметная внешность превратилась в профессию. Например, известна история Федора Евтихеева, так называемого мальчика с песьей головой. Он во второй половине XIX века выступал в шоу знаменитого американского антрепренера Барнума. Заболевание Евтихеева было наследственным - им страдал и его отец. Это случай исторический. А полное задокументированное описание гипертрихоза было сделано не так уж давно - около 30 лет назад.

В Мексике в Гуадаладжаре расположен центр биомедицинских исследований, занимающийся этой проблемой. Доктора пытаются помочь клану Асиево (в нем более 30 человек). Поверхности их тел, включая лица, ладони и стопы, покрыты густой шерстью. У некоторых членов семьи шерсть более густая, чем у других. Заметным отклонением от нормы подверглись также их осанка, голос и мимика.

Местные жители на Асиево смотрят с подозрением и враждебностью, поэтому члены клана были вынуждены заключать внутриродственные браки, и это усугубляло положение. В ходе исследований было установлено, что данная мутация возникла у членов этой семьи еще в Средние века, передавалась от поколения в поколение через Х-хромосомы, но не проявляла себя.

Врачи признают, что помочь семье Асиево не в силах - болезнь неизлечима. Но они надеются, что смогут со временем изолировать ген, приведший к мутации, и будущие представители рода Асиево избавятся от ликантропической внешности.

Он наводил ужас на всю округу. Те, кому посчастливилось остаться живым
после встречи с ним, навсегда забывали дорогу к лесу.
Огромный, белый, с пастью, полной страшных клыков, с глазами, горящими
ненавистью и злобой. Он не был вожаком стай, он был волком-одиночкой.
В те ночи, когда луна была в «полной силе», на всю округу был слышен его вой.
Но, как ни странно, но именно в такие минуты людей охватывала непреодолимая
жалость к этому существу. В его «песне» слышались слезы, словно волк
оплакивал кого-то, жаловался на свою судьбу.
В деревне ходила легенда о том, как трое пьяных охотников, ради бахвальства
и шутки решили разорить волчью нору, в которой находилась волчица с
новорожденными волчатами. Выстрелив в волчицу, они задушили волчат,
сняли с них шкурки, и, погрузив все в мешок, засобирались в обратный
путь, довольные собой. Но на их беду с охоты вернулся волк.

Увидев
мертвые тела волчицы и волчат, волк, на глазах протрезвевших охотников,
из серого волка стал белым. Глаза его налились кровью, и он со всей
яростью бросился на своих обидчиков. Из этого поединка в живых остался
только один «шутник», которому чудом удалось добраться до деревни и
рассказать о случившемся происшествии.
С тех самых пор и объявился в наших краях волк-одиночка, убивающий всех,
кто посягал на его территорию.
В том самом лесу, на лесной опушке, со своей маленькой внучкой Настенькой
жил лесник. Хозяйство у него было небольшое: две лошади, коза с
козлятами, десяток кур и большой пестрый петух, будивший каждое утро
своим звонким голосом всю поляну.
За всем этим богатством, а заодно и за шаловливой проказницей Настей,
присматривала большая черная собака, очень похожая на волчицу.
Лесник нашел ее в лесу тяжело раненной и выходил. В благодарность за
свое спасение собака стала верным и преданным другом.
Когда Настенька была очень маленькой и только еще училась ходить, она
доставляла старику много хлопот.
Но однажды лесник заметил, что Пальма (так лесник назвал собаку) все время
внимательно следит за малышкой. Когда та подходила к столу с чашками
или к горячей печке, собака стремительно бросалась к Насте и, осторожно
взяв зубами за кофточку, легонько уводила в сторону. Лесник понял, что
в лице Пальмы он нашел хорошую и заботливую няньку.
Когда наступала ночь, лесник с тоской начинал думать о том, как уложить
спать малышку.
Но в тот вечер все изменилось. Пальма мирно лежала на подстилке у
печки, а на ее груди, сладко улыбаясь, крепко спала Настя.
Своимималенькими ручонками она перебирала во сне шерсть собаки, а
Пальма приятно жмурилась. Они нравились друг другу.
C этого дня у лесника началась другая жизнь. Теперь он мог дольше находиться
в лесу, не опасаясь, что с малышкой что-нибудь случиться.
Все было хорошо, но лишь одно обстоятельство беспокоило старика.
В лунные ночи, когда в лесной сторожке ясно слышался тоскливый вой
волка-одиночки, Пальма вела себя очень странно: она подходила к окну,
смотрела пристально на луну, и в ее глазах лесник видел самые настоящие
слезы.
Собака плакала, словно человек, у которого болела душа.
Когда вой в лесу прекращался, Пальма отходила от окна, подходила к
леснику и прятала голову в его коленях. Старик гладил ее по голове,
говорил ласковые слова, и, спустя некоторое время, собака успокаивалась
и ложилась возле ног хозяина.
Что чувствовала она в эти минуты? Какую испытывала боль? Как связана она
была с волком-одиночкой?
На все эти вопросы ответа не было.
Шло время. Подрастала Настенька, постепенно превращаясь из крошечного
существа в очень шуструю, но добрую и очень красивую девочку.
Прошло пять лет с того дня, как лесник подобрал Пальму. Приближалась ночь
полнолуния, когда одинокий волк должен был начатсвою «песню».
На улице уже сгущались сумерки, и тут лесник заметил, что Насти нигде нет.
- Пальма, где Настя? Ищи!
Собака начала бегать по поляне, обнюхивая каждую кочку, затем резко
остановилась и посмотрела в ту сторону, где на фоне заходящего солнца,
на холме, резко выделялся маленький силуэт.
Не помня себя от горя и страха, лесник бросился в чащу, не задумываясь
о возможной встречи с волком.
Пальма бежала далеко впереди него. Она была уже в нескольких метрах от холма,
когда увидела, что вверх по склону холма, медленной походкой хищника, к
девочке приближался волк.
Собака побежала еще быстрее и была у подножья холма в тот момент,
когда волк совсем близко подошел к Насте.
Девочка не видела и не слышала его. Еще миг и волк растерзает ее.
Но что-то случилось.
Волк подошел к Насте и стал жадно ее обнюхивать.
Настя так привыкла к Пальме, что ничуть не испугалась, увидев волка.
Она протянула руки к его шее и стала трепать ее, как всегда проделывала
это с Пальмой.
Наивность ребенка, ее беззащитность и ласка
обезоружили страшного зверя. Он спокойно лег у ног девочки, положив
голову ей на колени.
В этот момент на вершине холма оказалась Пальма. Увидев, что «ее сокровищу»
ничего не угрожает, она стала осторожно подходить кволку.
Вначале волк лежал спокойно, наслаждаясь лаской, но через некоторое
время встрепенулся и повернул голову. Их взгляды встретились.
Наступала решающая минута. Какое-то время они просто смотрели друг на друга.
Затем Пальма вплотную подошла к волку, легла рядом с ним и начала тереться
своей мордой о морду волка.
В следующее мгновенье на холм вбежал лесник. Видя всю эту сцену, он
осторожно отвел Настю в сторону и прижал к себе.
- Дедушка, а что они делают?
- Они любят друг друга! Пойдем, Настенька, оставим их одних, им есть о чем
поговорить. Они не виделись пять долгих лет.
- А Пальма вернется домой?
- Не знаю.
Пальма не вернулась. Но каждое утро лесник начал находить у себя на крыльце
свежий кусок мяса, а иногда и целого зайца.
Так продолжалось целый год. Однажды утром жители лесной избушки были
разбужены не криком петуха, а воем волков.
Выйдя на крыльцо, они увидели вдалеке Пальму. Рядом с ней стоял белый волк
и восемь, уже довольно подросших волчат.
Они пришли проститься с людьми, которым обязаны своим счастьем и жизнью.
Какое-то время они покрутились на опушке, а затем один за другим исчезли в чаще
леса. Волки навсегда покинули лес, уведя своих вол чат в более
безопасные для них места.
Люди перестали бояться ходить в лес, а эта удивительная история стала
передаваться в каждом доме из поколения в поколение.

из инета.

Этот случай произошел в конце 1980-х годов в ракетной части под Иркутском. Среди ночи старшего лейтенанта вызвали на место происшествия. В карауле стоял боец из его взвода, рядовой Метров. Обходя вверенную ему территорию, он заметил в свете фонаря за проволочным забором огромную фигуру.

Внешне нарушитель напоминал странный гибрид человека и волка, только около двух метров ростом. Тело его было покрыто длинной серой шерстью, глаза горели недобрым огнем, а длинная морда кривилась в клыкастом оскале.

Когда чудовище сделало попытку перелезть через ограждение, испуганный, но не растерявшийся кара­ульный начал стрелять из автомата. К своему ужасу, солдат понял, что пули не причиняют зверю никакого вреда, словно отскакивая от серой шкуры. Тем не менее после поднятого шума чудовище повернулось и скрылось в лесу.

Сослуживцы обнаружили Петрова в состоянии, близком к ис­терике. Прибывший на место старший лейтенант с трудом разо­брал его бессвязную речь, но картина происшествия дополнилась странными находками на месте, где, по словам рядового, появился зверь.

Крови там действительно не обнаружили, а вот следы больших звериных лап там были, причем было похоже, что зверь передвигался на двух ногах. Кроме того, к большому смущению начальника караула, на заградительной проволоке висел клок серо-черной шерсти.

В то время дело, разумеется, замяли, но факта появления в таежном гарнизоне существа, которое по описанию полностью соответствовало вурдалаку, это не отменяет. Тем более что встречи с подобными или другими существами, которых можно отнести к этой же категории, продолжаются.

Зверопастушка

Спустя много лет после случившегося жительница Иванова рассказала о подобной встрече в Костромской области. В то время Ирина Говоркова была еще школьницей и проводила каникулы у бабушки в деревне.

В этой же деревне жила одна старушка по имени Таисия. Крепкая для своих преклонных лет, точное число которых не знал никто, она бодро гоняла своих коз на пастбище и обратно, справлялась по дому так, «что в деревне и молодым то не всем под силу.

С ней-то и повстречалась Ирина на лугу. Девочка ехала на велосипеде, но на мокрой траве не сумела вовремя затормозить и чуть не врезалась в Таисию. Тут старушка стала вести себя довольно странно: сделав круг вокруг девочки, она странно оскалилась. Лицо ее словно покрылось серой шерстью, вытянулось, и между губами показались клыки.

Это продолжалось совсем короткое время, но Ирина успела испугаться. Через мгновение лицо было прежним. Старушка посмотрела на Ирину и велела все скорее забыть, все равно никто ей не поверит. Действительно, Ирина бабушка приписала всю историю богатому детскому воображению.

Хотя злые языки утверждали, что видели, как Таисия вечером уходит на речку, возвращается в облике черного кабана, а живет уже больше ста лет. Словом, считали ее ведьмой, способной менять свой облик. Конечно, где уж столетней бабке угнаться за своими козами, другое дело, если перекинуться в волка или собаку…

Эти образы наиболее типичны и для оборотней, и для ведьм. Однако последние могут принимать и другие облики, например лошади.

Тетя-лошадь

Впервые эту странную лошадь увидели жители подмосковной Ильинки. В теплое время года молодое поколение подолгу засижи­вается на улице, и вот именно такие запоздалые прохожие и стали сталкиваться после заката с исполинской лошадью с горящими глазами.

Быстро смекнув, что это проделки нечистой силы, группа активистов стала вычислять, кто именно из их односельчан перекиды­вается в лошадь и пугает по ночам народ. Заподозрили бабку Марфу, после случая с Николаем Блинковым эти подозрения переросли в уверенность.

Николай поздно возвращался домой с работы на своем грузови­ке. В сумерках он заметил стоящую на дороге лошадь и попытался се объехать по обочине, так как на сигналы животное не реагировало. Но лошадь повернулась и, сверкнув на водителя дьявольскими глазами, поскакала рядом.

Довольно долго гонка продолжалась с переменным успехом: на асфальте у машины было преимущество, на проселке — наоборот. А перед въездом в деревню лошадь с разгону наскочила в кузов, так, что машина содрогнулась, а обернувшись назад, Николай увидел через заднее стекло дико хохочущую голую бабку Марфу.

Страх придал ему силы, но когда он вышел из машины, в кузове уже никого не было. Односельчане решили не оставлять такое дело безнаказанным и отправили к ведьме делегацию, настойчиво просившую ее прекратить ночные безобразия… С неделю в деревне было тихо, а потом кто-то вытоптал у Блинкова весь огород и разнес входную дверь.

Потом в больницу попал подросток, которого напугала трехметровая лошадь. От сильного шока парень начал мычать и заикаться. Теперь местные мужики решили принять серьезные меры. Вечером они притаились у дома женщины-оборотня и увидели, как та вышла на крыльцо и превратилась в чудовищную кобы­лицу.

На оборотня набросили сразу несколько арканов, но справиться с оказывающим бешеное сопротивление животным удалось далеко не сразу. Лошадь-оборотня привели на конный двор, подковали, как полагается в таких случаях, и отпустили. Наутро всех мужиков, участвовавших в поимке ведьмы, забрали в милицию по заявлению бабки Марфы, но тут уж возмутилась вся деревня.

Старухе пригрозили, что сожгут ее дом, а ее саму, если еще поймают в облике лошади, отправят на мясокомбинат. Пришлось бабке Марфе забрать свое заявление и поискать других развлечений.

Свинский поступок

Кроме того что ведьмы могут превращаться в животных, любят они еще и порчу навести. Жительнице Ставропольского края при­шлось столкнуться с этим на практике. У сестры Светланы Титовой образовалась на ноге опухоль. Медицина в этом случае оказалась бессильна, вот и решили сестры, что это дело кого-то из местных ведьм, скорее всего, соседки, о которой давно ходила дурная слава.

По совету стариков, еще помнящих обряды, Светлана пригото­вилась свести счеты с ведьмой. В ночь на Юрьев день она поставила кипятить молоко. Когда в полночь молоко закипело, она бросила в него 12 новых неиспользованных иголок, по одной на каждый удар часов.

После этого вышла за ворота, прочла молитву и приготовилась согласно обряду выплеснуть жидкость в сторону дома той, кого подозревала в колдовстве. После этого надо было, пятясь задом, вернуться в дом и ждать, когда на следующий день придет подозреваемая и обратится с просьбой что-нибудь дать ей или, наоборот, предложит взять какой-нибудь предмет.

Ни брать, ни отдавать ничего нельзя, иначе отведение порчи не сработает. И вот на стадии выплескивания молока Светлана заметила неподалеку от себя крупное светлое животное и приняла его сперва за собаку. Но во внезапно наступившей тишине по асфальту застучали копытца — перед женщиной стояла свинья и злобно сверлила ее глазами.

Светлана стала пятиться к дому, и в тот момент, когда она коснулась своей калитки, зловещая свинья испарилась в воздухе. А на следующий день к ней пришла та самая соседка, которую Светлана заподозрила, и предложила отведать ее пирожков, что само по себе было странно. Женщина, разумеется, отказалась, и через не­сколько дней опухоль на ноге у сестры пропала.

Часто волк связан с оборотничеством: в волка обычно превращаются вожди или колдуны; германский вервольф («человек-волк») и славянский оборотень - это люди-оборотни, в образе волка нападающие ночью на людей и скот. У славян отношение к этому животному неоднозначно, иногда противоречиво. По одним представлениям, волк является олицетворением мрака и пожирателем светил. Он связан с «нечистой силой», с миром мертвых, враждебным человеку. В то же время зубы, когти и шерсть волка у славян считались оберегами от злых чар и болезней. Кроме того, волк является популярнейшим героем многих сказок, где он играет роль простофили, неудачника, попадающего впросак, но обычно зла никому не приносящего. Его дурачат и обижают все кому не лень: лиса (чаще всего), домашние животные, человек. В волшебных русских сказках Серый Волк часто предстает чудесным помощником. Он говорит человеческим языком и помогает герою добиться цели. В одной из сказок Серый Волк легко переносит Ивана Царевича из одной части света в другую, помогает ему добыть чудесную Жар-птицу (см.), золотого коня и завоевать любовь Царь-девицы.

В мифологических представлениях многих народов Евразии и Северной Америки образ Волка был преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины (или бога войны) и родоначальника племени. Общим для многих мифологий Северо-западной и Центральной Евразии является сюжет о воспитании родоначальника племени, а иногда и его близнеца - волчицей (сравним: римскую легенду о капитолийской волчице, вскормившей Ромула и Рема, древнеиранcкую легенду о волчице, вскормившей Кира, рассказ китайской хроники VII в. о предках тюрок, истреблённых врагами, кроме одного мальчика, которого выкормила волчица, ставшая позднее его женой и родившая ему десять сыновей; аналогичное предание о волке-прародителе существовало так-же и у монголов). Тотемические истоки подобных мифов особенно отчётливы в типологически сходном предании рода кагвантанов у североамериканского индейского племени тлинкитов. По этой легенде, один из предков рода встретил волка, подружившегося с ним и обещавшего его осчастливить, после чего род стал считать волка своим тотемом. У индейского племени НУТКА существовал миф, согласно которому волки украли сына вождя. В подобных мифах предок - вождь племени выступает в образе волка или обладает способностью превращаться в волка


Когда-то, давным-давно, люди умели понимать язык птиц и зверей, длина жизни измерялась не годами, а столетиями, а звёзды, видевшие те события, поседели от времени.
Тогда люди промышляли охотой, и однажды отряд дикарей окружил старого белого волка. А был тот зверь последним в своём роду, единственным из хранивших мудрость древних. Но не хватило бы ему сил сражаться за жизнь и свободу. И тогда он лёг на землю и заговорил: "Если кто-нибудь из вас обагрит руки моей кровью, то получит дар, который назовут потом проклятьем, дар исключительности, непохожести на других, изгнания и одиночества, но дающий власть и прелесть таланта создания. Хотя платой за него будет неприятие обществом, потому что вы станете другими", - сказал старый волк, - "Вы станете волками во владениях шакалов".
Но люди посмеялись над его речью и убили волка, а трое самых смелых испили по древнему обычаю алой крови жертвы, и когда повернулись к товарищам, то на них скалились шакальи морды.
И с тех пор общество делится на талантливых и посредственных, на оригинальных и подражающих им, на волков и шакалов.


Ив шел по дороге ведущей в чащу леса и выходила на просторную поляну, к которой вели еще три тропы, образуя нечто вроде гусиной лапы. На скрещении дорог высился огромный дуб, которому было несколько сотен лет. Ив опасался идти дальше,он боялся заблудиться.
-Что же я сделал!- воскликнул он. -Лучше бы я обошел вокруг леса!
В тот же миг ему показалось, что за ним следят, и он услышал странный шелест листьев. Встревоженный, он поднял камень и крепче сжал свою палку. Перед ним белела огромная поляна, в лунном свете тень дуба извивалась по земле фантастическими очертаниями. Вдруг в лунном свете мелькнула серая тень. Ив увидел красный глаз и длинный пушистый хвост. "Волк",-подумал Ив. И вот появилась вторая тень, третья, четвертая...Ив взобрался на самую высокую ветку дерева. От того что он увидел и услышал позже, у него прехватило дыхание.
Множество волков постепенно собралось на поляне.Звери спокойно усаживались образовывая обширный круг.У корней дуба восседал огромный черный волк с гордым взглядом. Выждав когда волки займут места, волк поднял морду к небу и завыл.Мальчик неуспевший опомниться от страха, как волк заговорил человеческим голосом:
-Волчий народ, вот мы и собрались, что бы избрать нового короля.Пусть вожаки всех стай по очереди выйдут и расскажут о своих подвигах.Наш король должен быть самым отважным.

Ив тогда услышал ужасные истории о растерзанных баранах, о нападениях на лошадей.Почти все волки нападали лишь на дичь и скот, но вот нашелся волк, который похвастался тем, что питается человечиной. Остальные едва слушали его, и он с жалким видом покинул сборище чтобы совершить новое преступление.


Пятнадцать волков плотными рядами сели под дубом.

Мы подчиняемся лишь одному человеку, -сообщил кто то из них. -Этот человек-колдун, и мы нападаем следуя его приказам. Поверьте, под покровительством такого человека мы гораздо сильнее!

"Главарь волков!"-прошептал Ив. Он понял почему на одни стада нападения совершалсись чаще, чем на другие.

Под акомпонемент устрашающего воя выборы состоялись, и сборище закончилось. На рассвете поляна опустела. Ив, с тяжелой головой и одеревеневшим телом, смог наконец продолжить свой путь.Он услышал столько отвратительных рассказов, что не помнил даже что рассказал новый король, носивший имя-"король овечек"! Ив даже спрашивал себя, не приснилось ли ему всё это...


Всевышний за ослушание изгнал Адама и Еву из рая, но вскоре пожалел несчастных и подарил Адаму ивовый прутик и велел: Когда познаете вы великий голод и не найдете себе никакого пропитания, ударь по морским волнам этим прутиком. Но еще Господь сказал Адаму: -Запомни, тебе даю я этот прутик. А супруге твоей лучше и вовсе его не касаться. Адам сразу же испытал прутик и получил белую, пушистую, ласковую овечку. Но Еву одолела жадность уж очень захотелось вторую овечку. Она потихоньку забрала прутик, подошла к морю и хлестнула по волнам. Глядь ю из морских волн выскочил страшный зверь. Рычит, злобно сверкает глазами, щелкает зубами. Волк! Он ухватил бедную овечку и уволок ее в лес. Адам снова хлестнул по волнам, и опять получилось какое-то страшилище серое и косматое, которое тоже убежало в лес. Адам и Ева очень огорчились, но тут случилось чудо, серый зверюга привел овечку из леса целой и невредимой, а сам покорно улегся у ног Адама, глядя на него искательно и преданно. Это была собака - верный помощник и бесценный друг.



Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.
- Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил.
- А какой волк в конце побеждает?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка и он ответил.
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


Варвара Тимофеева

Луна освещала верхушки сосен
Ночь согревала огромным костром
Красное золото дарила осень
Оленьи шкуры защищали дом

Старец на флейте старую песню играл
Яркие звёзды блестели в реке
Огромный бизон на поле тихо спал
Река отдыхала в холодном песке

Дети, послушайте старую мудрость
Поймите смысл, это очень важно
чтоб душа не приняла подлость и глупость
а сердце билось смело и отважно

Есть два волка на свете, они двух цветов
Один белый как день, другой чернее ночи
Кто слышал о борьбе двух волков,
И старую легенду слышать хочет?

Два волка ждут тебя в лесной глуши
Глаз в глаз, во взгляде волчьем ты читаешь
О сокровенных побуждениях души
О том чего боишся, и о чём мечтаешь

Тот волк, что белый словно ясный день
Он верный, добрый, благородный, щедрый
В нём милость и любовь,
В нём радости секрет
Он тепрелив как буд-то из железа нервы
Он любит жизнь, тебя, меня
Он душу ради ближнего не пожалеет
Он соткан из священного огня
В огне Богов лишь зло со страхом тлеет

Но волк другой,
Его взгляд гордый, злой
Шерсть его чернее самой злой темноты
Он соткан из равнодушной пустоты
В зубах сочитса невинной жертвы кровь
Чёрный волк не верит в бескорыстную любовь
Он не верит в добро и милость
Добродетельность глупа в его размышлениях
Чёрный волк не видит красоту дождя, лишь гнусную сырость
Он быстр на гнев, но медленен думать в своих побуждениях

Эти два волка живут в любом из нас
И бой волков мы часто в сердце ощущаем
Как часто из души мы слышим разноликий глас
И от судьбы уроки получаем

Отец закончил говорить
И заиграл на флейте медленно, протяжно
В лесной глуши вдруг стали волки выть
Все поняли, насколько сказ был важным

Вдруг у костра раздался голосок юнца:
- Учитель, я хочу тебя спросить
Ты не поведал нам легенду до конца!
У кого из них есть больше шансов победить?
Который из волков смелее?
И кто из них обычно побеждает бой?
Который волк в бою сильнее,
Чтоб завладеть захваченной душой.

Ответ старца был очень прост
Он двери разума пошире отворил
- Тот волк сильней,
которого ты лудше накормил!

Волки моногамны, то есть на одного самца приходится одна самка. Кроме того, для волков типичен семейный образ жизни: они живут стаями от 3 до 40 особей - семейными группами, состоящими из пары вожаков - альфа-самца и альфа-самки, их родственников, а также пришлых одиноких волков. Пары образуются на неопределённо долгий срок - до тех пор, пока один из партнёров не погибает. Внутри стаи наблюдается строго обозначенная иерархия, на вершине которой находится доминирующая пара, затем следуют взрослые члены семьи, одинокие волки и в конце щенки последнего помёта. Как правило, инстинкт заставляет хищников искать себе партнёра и территорию для размножения вне своей стаи. Рассеивание достигших половой зрелости зверей происходит круглый год, и щенки одного помёта обычно вместе не спариваются. Половая зрелость наступает на третий или четвёртый год жизни.