Понятие, формы и функции связной речи. Связная речь дошкольников Зачем развивать связной речи у старших дошкольников

Овладевают такой формой речевого общения, как устная речь — диалогическая и монологическая. Первичной формой языкового общения является диалог, которым дети овладевают спонтанно, хотя это не исключает и специального развития у них умения строить диалоги с использованием различных языковых средств в соответствии с ситуацией.

Обучение дошкольников монологической речи означает обучение их воспроизведению уже имеющегося текста и самостоятельному созданию текстов. Поэтому понятие «текст» является основополагающим для разработки методики формирования у детей умения пересказывать и составлять собственные высказывания.

Методика развития речи дошкольников опирается на представления о тексте как явлении, имеющем закономерности своей организации: «функционально завершенное речевое целое».

Основной характеристикой и критерием текста является связность. В методике речевого воспитания дошкольников также главной целью ставится развитие связной речи. Связность текста понимается довольно широко. Прежде всего, это логика изложения, отражающая динамику развития явлений действительности, их соотнесенность между собой. К факторам связности относится своеобразная организация речевых средств — фонетических, логико-семантических с учетом их функционально-стилистической нагрузки. Связность определяется и коммуникативной направленностью текста — соответствием мотивам, целям и условиям общения, приведшим к возникновению того или иного текста. Наконец, фактором связности выступает само содержание текста, его смысл. Таким образом, «тематическое, стилевое и смысловое единство — признаки текста, которые отличают его от простого набора предложений».

Исходя из перечисленных характеристик текста, формирование умений и навыков монологической речи у дошкольников требует развития связности и целостности, которые тесно связаны между собой и характеризуются логикой изложения, целесообразной замыслу организацией языковых средств, коммуникативной направленностью, а также композиционной завершенностью. Чтобы связно рассказать о чем-либо, ребенок должен ясно представлять себе объект рассказывания, уметь анализировать его, определять основные свойства, устанавливать причинно-следственные и другие отношения между предметами и явлениями.

Ребенку для достижения связности речи необходимо уметь не только выбирать содержание высказывания, но и использовать необходимые для этого речевые средства:

интонацию, логическое ударение, слова, наиболее точно обозначающие мысль, уметь строить предложения разных типов. Отсюда вытекает необходимость развития у детей умения правильно использовать интонацию отдельного предложения, что способствует структурному единству и смысловой законченности текста.

Связное высказывание ребенка должно соответствовать определенной структуре, зависящей от типа текста. По мнению лингвистов, фундаментальными функционально- смысловыми типами текстов являются описание, повествование, рассуждение и контаминированный текст. Именно эти типы высказывания выбраны в настоящее время и для определения видов детских рассказов (в отличие от ранее принятых рассказов по наблюдению, по памяти, о нарисованном и на тему, предложенную воспитателем, подразделяемые в свою очередь на фактические и творческие, придуманные детьми). В разных по типу текстах структура имеет свои особенности, что учитывается при обучении дошкольников составлению связных высказываний.

Основная функция описания — «запечатлеть какой-то момент, дать образ предмета вместо простого его называния, описание предмета, явления в его естественной среде».

Описание характеризуется статичностью, мягкой структурой, позволяющей переставлять местами его компоненты. Поэтому формирование связной речи детей начинается с составления описательных текстов.

В программу обучения и воспитания в детском саду включено обучение детей описанию предметов и игрушек, предметных и сюжетных картин, собственных рисунков, явлений природы, людей, животных. Разновидностью описательного рассказа является сравнительный — дошкольников учат составлять описание двух предметов с контрастными признаками. Описание может носить и фантастический характер: «Необычный зверь, живущий на севере».

Объективной основой повествования является сюжет, развертывающийся во времени, т.е. в противоположность описанию повествование отличается динамичностью. На первый план выдвигается порядок протекания действий. В повествовании четко выдерживаются завязка, кульминация и развязка. Основное назначение повествования — дать представление о последовательности развития событий, о движении сюжета к развязке. Структура повествования отличается большей жесткостью, поскольку перестановка компонентов ограничена фактором временной последовательности, нарушение которой может привести к искажению объекта. Обучение детей составлению повествовательных текстов занимает в детском саду большое место.

Дошкольников учат составлять разные виды повествований: рассказы по сюжетной картине, по серии картин, связанных одним сюжетом, реалистические рассказы из личного опыта («Как мы с папой ходили в лес по грибы»), сказочные истории, например, по набору игрушек («Как зайчик учился кататься на самокате») и т.д. Важная роль при обучении детей построению повествования отводится разным способам организации зачинов: «Однажды, когда я был маленьким… », «Дело было в деревне», «Это произошло прошлым летом» и т.п.

Рассуждение представляет собой текст, включающий тезис доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует.

Названная структура рассуждения не является жесткой (это сближает его с описанием): доводы в доказательство выдвинутого тезиса могут приводиться в разной последовательности. Характерной чертой названного вида высказывания является включение в него причинно-следственных конструкций, вопросов, оценки.

Рассуждение как функционально-смысловой тип текста доступно детям старшего дошкольного возраста, только овладевающим умением логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное. Например, дошкольники, разгадывая загадку, доказывают свою отгадку, объясняют значение пословицы.

Целостность и связность — признаки, характеризующие как отдельный текст, так и различные по объему выделяемые в нем части — сверхфразовые единства, состоящие из совокупности предложений, связанных между собой тем или иным способом смысловой связи. В тексте высказывается больше, чем в каждом из предложений. Это большее вполне определено связью предложений».

В методике развития речи дошкольников разработаны приемы обучения детей наиболее типичным способам соединения фраз.

Это соединение с помощью «нанизывания» т.е. лексического повтора, местоименной или синонимической замены как средства цепной связи в текстах описательного типа («Это кукла. У куклы…», «Собачка черная. Она лает.», «Это кошка с котятами. Мурка любит своих малышей.»). Овладение цепной связью делает речь ребенка более гибкой и разнообразной. Для построения повествовательных текстов у детей формируются способ параллельной связи предложений между собой.

Важно отметить, что обучение детей построению развернутого связного высказывания основывается на формировании у них элементарного обобщенного знания о структуре текста (начало, середина, конец), представлении о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания. Формирование элементарной ориентировки детей в лингвистических явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком текстов, для саморазвития связной речи.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь отражает логику мышления ребенка, его умение обдумывать воспринимаемое и умение выразить в правильной форме.

Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее законченные отрезки, связанные и объединенные между собой темой.

Связная речь - развернутое высказывание определенной темы, которое осуществляется последовательно, логично, подробно, грамматически правильно и образно.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

2.Диалогическая речь представляет собой естественную форму языкового общения, классическую форму речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Диалог сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Речь в нем может быть неполной, сокращенной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью, протекает в определенной ситуации. В диалоге часто используются шаблоны и клише, речевые стереотипы, устойчивые формулы общения, привычные, часто употребляемые и как бы прикрепленные к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л. П. Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей, является более сложным, произвольным, более организованным видом речи. Она имеет более сложное строение, выражает мысль одного человека. Поэтому высказывание более полное, более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания. Используются также неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Эти две формы речи отличаются и мотивами . Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства.

Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.

3 .Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития в детском саду. Связная речь отражает все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Значение связной речи для развития детей:

Развивает мышление (речь и мышление тесно связаны)

Обеспечивает социальные связи (общение, определение норм поведения)

Влияет на эстетическое воспитание (детские пересказы, сочинения влияют на образность, выразительность речи)

4. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни , в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи.

Ребенок овладевает своим голосовым аппаратом, начинает понимать речь окружающих. На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к какому-нибудь предмету. В этом зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения (С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин).

К концу первого – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они часто выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента ребенок приобретает возможность с помощью речи вступать в сознательное общение со взрослым. Слово для него имеет смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трех и четырех слов. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях; как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.

На третьем году жизни быстро развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи – диалогической , которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания контактов внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически малооформленная речь маленького ребенка ситуативна. Ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут партнеры. Отсюда остановки в начатом предложении.

От исключительного преобладания ситуативной речи ребенок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д. Б. Эльконина, происходит к 4– 5 годам . Изменение образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная.

Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для нее характерны неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребенка переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта.

Ситуативность речи не является абсолютной принадлежностью возраста ребенка. У одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более контекстной. Это определяется задачами и условиями общения.

Вывод А. М. Леушиной нашел подтверждение в исследовании М. И. Лисиной и ее учеников. Ученые доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня развития общения у детей. Форма высказывания зависит от того, как понимает ребенка собеседник. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру речи ребенка. Например, в общении со сверстниками дети в большей мере используют контекстную речь, поскольку им надо что-то объяснить, в чем-то убедить. В общении со взрослыми, легко понимающими их, дети чаще ограничиваются ситуативной речью.

Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.

Дети 4 – 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом),

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.

.Диалог – сложная форма социального общения , т.к необходимо одновременно обдумывать свои реплики, ясно выражать свои мысли, менять тему, следить за тоном, нормами произношения отвечать собеседнику, понимать его. Участие в диалоге требует сложных умений.

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей. Продолжается воспитание культуры общения.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.Cтаршие дети должны владеть разннобразными формами речевого этикета.

Большое место во всех возрастных группах занимает формирование культуры общения. Детей учат называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами (Таня, Танюша) во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику; разговаривать без крика, но достаточно громко, чтобы собеседнику было слышно; не вмешиваться в разговор взрослых; быть общительными и приветливыми.

Связная речь является самостоятельным видом речемыслительной деятельности и вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за их усвоением.

В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально .

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.М. Бородич и дру­гими. «Связная речь, – подчеркивал Ф.А. Сохин, – это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выра­жены точными словами в правильно построенных предложениях... Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладе­нии родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя» .

По мнению профессора А.В. Текучева, под связной речью следу­ет понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) пред­ставляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим каждое са­мостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как од­ну из разновидностей связной речи .

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму рече­вой деятельности. Она носит характер последовательного системати­ческого развернутого изложения.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» . Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.



Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л.П. Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога .

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим .

Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания (Л.В. Щерба, А.А. Леонтьев).

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного). Л.П. Якубинский, один из первых исследователей диалога в нашей стране, отмечал, что крайние случаи диалога и монолога связаны между собой рядом промежуточных форм. Одной из последних является беседа, отличающаяся от простого разговора более медленным темпом обмена репликами, большим их объемом, а также обдуманностью, произвольностью речи. Такую беседу называют в отличие от спонтанного (неподготовленного) разговора подготовленным диалогом .

Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь – характер монолога. Но, как подчеркивает Д.Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную – с монологической. И монологическая речь может иметь ситуативный характер .

Важным в связи с обсуждением сущности связной речи является уяснение понятия «разговорная речь». Дети дошкольного возраста овладевают прежде всего разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Монологическая речь разговорного стиля встречается редко, она ближе к книжно-литературному стилю.

В педагогической литературе чаще подчеркивается особая роль связной монологической речи. Но не менее важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании «диалогические отношения – это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни» (М.М. Бахтин) .

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф.А. Сохин).

Таким образом, связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Список литературы

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений [Текст] / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.

2. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие [Текст] / В. К. Воробьева. М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. 158 с. (Высшая школа)

3. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие [Текст] / Под общ. Ред. Т. В. Волосовец. – М.: В.Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008. – 224 с.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – http://www.psylib.org.ua/books/rubin01/index.htm.

Формирование связной речи

Формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Л. Н. Ефименкова в своей работе «Формирование речи у дошкольников» делает попытку систематизировать приемы работы по развитию речи у детей с ОНР. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и подготовке к связному высказыванию. Формирование связной речи - основная задача третьего этапа. Детям дается понятие о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучать детей с ОНР сначала подробному, затем выборочному и наконец творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта. В. П. Глухов предлагает систему обучения рассказыванию, состоящую из нескольких этапов. Дети овладевают навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества.

Т. А. Ткаченко при работе над формированием связной речи у детей с ОНР использует вспомогательные средства, такие, как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы:

1)пересказ рассказа по наглядному действию;

2)рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия;

3)пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;

4)пересказ рассказа по серии сюжетных картин;

5)составление рассказа по серии сюжетных картин;

6)пересказ рассказа по сюжетной картине;

7)рассказ по сюжетной картине.

Применение этой системы позволяет формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями.

В специальной литературе недостаточно полно отражено содержание коррекционно-педагогической работы по обучению старших дошкольников умениям и навыкам построения связного высказывания, включающего элементы творчества, например такие, как придумывание рассказов, сказок.

Изучение состояния связной монологической речи детей с ОНР проводится в подготовительной группе детского сада с целью выявить готовность детей к речевому творчеству в процессе связных высказываний.

К этому времени дети с той или иной мерой успешности могут передать содержание сюжетной картины, серии сюжетных картин, литературных текстов, описать любимую игрушку или знакомый предмет.

При оценке готовности к творчеству детей учитывается следующее:

Правильно ли передается замысел рассказа;

Какова степень точности в обрисовке персонажей;

Каковы самостоятельность и логическая последовательность изложения;

Какие используются художественные средства;

Использование интонационной выразительности (смысловых пауз, ударений, интонационной окраски).

Для выявления особенностей монологической речи и возможностей детей составлять рассказы с элементами творчества предлагаются такие задания.

1. Составить рассказ о каком-либо случае, происшедшем с девочкой (мальчиком) в лесу. Например, предлагается картинка, где изображены дети с корзинками в лесу на поляне, разглядывающие ежиху с ежатами. Дети должны самостоятельно придумать свой рассказ.

2.Завершить рассказ по готовому началу (с опорой на картинку). Задание позволяет выявить возможности детей в решении поставленной творческой задачи, умение использовать при составлении рассказа предложенный речевой и наглядный материал. Дети должны продолжить рассказ о ежихе с ежатами, придумать концовку о том, что сделали дети после того, как понаблюдали за семейством ежей.

3.Прослушать текст и найти в нем смысловые ошибки.

(«Осенью вернулись из жарких стран зимующие птицы - скворцы, воробьи, соловьи». «В лесу дети слушали песни певчих птиц - соловьев, жаворонков, воробьев, галок».) После исправления смысловых ошибок составить предложения, употребляя вместо слова летают другие, более характерные слова: кружат, мелькают ласточки; суетятся, вьются воробьи; проносятся стрижи.

4. Пересказать короткий текст. Для оценки возможностей пересказа используется рассказ Л. Н.Толстого «Катя и Маша». Предлагаются следующие варианты творческих заданий:

Придумать продолжение событий;

Инсценировать рассказ;

Ввести новые персонажи.

5. Составить рассказ-описание любимой игрушки или игрушки, которую хочешь получить в день рождения.

Дети с ОНР к концу первого года обучения в логопедической группе имеют недостаточно высокий уровень развития всех компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики). Объем понимания обращенной речи близок возрастной норме, дети владеют развернутой фразовой речью, словарный запас включает достаточное количество слов обиходно-бытовой лексики, в речи наблюдается аграмматизм, формирование связной речи значительно отстает.

Дети испытывают затруднения в составлении развернутого рассказа по картинке, серии сюжетных картинок, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий.

В рассказах воспроизводятся внешние, поверхностные впечатления, причинно-следственные взаимоотношения ускользают от внимания детей.

Дети не вполне понимают смысл прочитанного, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, лишние привнесения, затрудняются в выборе необходимого слова.

Описательный рассказ у детей беден, страдает повторами; некоторые не могут использовать предложенный план; другие сводят описание к простому перечислению отдельных признаков любимой игрушки или знакомого предмета. Словарь детей ограничен, фраза аграмматична.

Дети достаточно хорошо владеют обиходно-бытовой речью, но испытывают затруднения, в большей или меньшей степени, при пользовании описательно-повествовательной речью.

Исходя из данных обследования детей разрабатываются основные направления коррекционной работы по обучению детей с ОНР составлению рассказов и пересказов с элементами творчества в подготовительной группе, на втором году обучения.

Обучение рассказыванию с элементами творчества начинается сразу после того, как у детей сформировались навыки построения различных типов предложений.

Подбираются задания:

1.Составление предложений по двум предметным картинкам (бабушка, кресло; девочка, ваза; мальчик, яблоко) с последующим распространением однородными определениями, другими второстепенными членами предложения (Мальчик ест яблоко. Мальчик ест сочное сладкое яблоко. Маленький мальчик в клетчатой кепке ест сочное сладкое яблоко).

2. Восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны вразбивку (живет, в, лиса, лесу, густом); когда одно или несколько, или все слова употреблены в начальной форме (жить, в, лиса, лес, густой); когда имеется пропуск слов (Лиса... в густом лесу); отсутствует начало (...живет в густом лесу) или конец предложения (Лиса живет в густом...).

3.Составление предложений по «живым картинкам» (по предметным картинкам, вырезанным по контуру) с демонстрацией действий на фланелеграфе.

Этот вид работы очень динамичен, позволяет моделировать ситуации, включая пространственные ориентиры, помогает закрепить в речи многие предлоги, предложно-падежные конструкции (петух, забор - Петух взлетел на забор. Петух перелетел через забор. Петух сидит на заборе. Петух ищет корм за забором и т.д.).

4.Восстановление предложений со смысловой деформацией («Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами». «Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки»).

5.Составление предложений со словами из числа названных логопедом (мальчик, девочка, читать, писать, рисовать, мыть, книжку).

Дети учатся располагать предложения в логической последовательности, находить в тексте опорные слова, что продвигает их в умении составлять план, определять тему высказывания, выделять главное, последовательно строить собственное сообщение, в котором выделяются начало, продолжение, конец.

В процессе выполнения этих заданий у детей активизируется сформированное ранее представление о семантике слов и словосочетаний, совершенствуется навык отбора языковых средств для точного выражения собственной мысли.

У детей III уровня речевого развития словарный запас приближается к возрастной норме (2,5 - 3 тысячи слов). Однако в нем отсутствуют или же наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, действий и их признаков.

Дети испытывают трудности при усвоении значения и назывании:

Частей предметов и объектов (кабина, сиденье, брови, ресницы, грива, копыта);

Глаголов, выражающих оттенки действий {лакает, лижет, грызет, откусывает, жует заменяются словом ест);

Антонимов (гладкий -шершавый, храбрый-трусливый, глубокий-мелкий, густой-жидкий и т.д.);

Относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишневый, земляничный).

Говоря об особенностях усвоения грамматического строя, необходимо отметить ошибки:

В употреблении предлогов в, к, с (со), из-под, из-за, между, через, над («Платок лежит кармане». «Мама взяла книгу от полки». «Мальчик подошел шкафу», «Кошка вылезла из-под кровати» и т.д.);

В связях различных частей речи («Подошел к два коня». «Заботился о ежика». «Наблюдали за обезьяны»);

В построении предложений («Шел Петя грибы лес собирать». «Почему что ежик кололся». «Почему что девочка и плачет»).

Связной речи свойственны все перечисленные особенности, включая и фонетические нарушения. Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью. В них отражаются внешние, поверхностные впечатления и отсутствуют причинно-следственные отношения. Труднее всего таким детям даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.

Рассмотрим процесс формирования описательно-повествовательной речи у детей III уровня общего речевого развития на примере обучения рассказыванию по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок. Виды работ представлены в приложении 6.

Обучение рассказыванию с опорой на готовый сюжет начинается с работы по сюжетным картинкам, изображающим только одно действие, причем сначала предъявляются картинки, где главным действующим лицом является человек, ребенок или взрослый. (Мальчик умывается. Девочка моет посуду. Папа ремонтирует машинку. Мама вяжет. Бабушка лежит на диване. Дедушка читает газету.) После нескольких занятий, когда дети научатся правильно грамматически оформлять предложения, предлагаются картинки, где действия совершают животные. (Кошка играет с клубком. Собака лает на кошку.)

Следующая ступень усложнения состоит в подборе картинок с неодушевленными предметами (Мяч укатился в речку. Чайник стоит на столе.) На картинках изображена, как правило, обиходная ситуация, поэтому дети в большинстве случаев в течение 4 - 5 занятий начинают справляться с предложенным заданием: точно называть изображенное на картинке, правильно употребляя глагол. Далее переходят к обучению составлению предложений по картинкам, где изображено два и больше действий. (Девочка моет посуду, мальчик вытирает посуду. Мальчик и девочка лепят снежную бабу, еще один мальчик катает снежный ком.) Здесь необходимо учить детей тому, как начинать и заканчивать рассказ, иногда предлагая варианты начала и конца.

Проделанная работа позволяет перейти к очередному виду занятий, а именно к составлению рассказа по серии сюжетных картинок с изображением одного и того же действующего лица (ребенок, взрослый, животное, неодушевленный предмет). Детям предлагается установить последовательность действий на картинках и составить по данной серии рассказ. Серии сюжетных картинок помогают детям развивать наблюдательность, отмечать новые явления в каждой следующей картинке. Такая работа способствует уточнению имеющихся у детей представлений, понятий, обогащает их новыми сведениями, учит в логической последовательности излагать увиденное.

Логопед может прибегнуть сначала к вопросам, помогающим установить последовательность событий, а то и представить свой образец рассказа.

Уже на самых первых этапах обучения рассказыванию по серии сюжетных картинок можно предлагать детям решать определенные творческие задачи. Например, можно предложить ребенку восстановить рассказ по отработанной на предыдущем занятии серии без предъявления одной - двух картинок, включить себя в число действующих лиц, построив рассказ от первого лица, сделать себя главным участником изображенных событий, затем предложить группе детей инсценировать данную серию. Попробовать придумать диалоги, можно ввести дополнительных участников, дополнительные действия. (Например, при работе с серией «Петя и волки» дети вводят других героев - друзей, которые хотят проводить его через лес, предлагают мальчику остаться в поселке, подождать взрослых, обратиться за помощью к охотникам и т.д.)

Более сложным видом инсценировки серии картинок может служить пантомима. Этот вид работы всегда сопряжен с трудностями, так как изображение действий с предметами без их оречевления доступно не всем детям.

Творческим видом работы является составление детьми рассказа, опосредованно связанного с предложенной серией картинок. После предварительного разбора и составления рассказа по данной серии (например, по серии «Синички», состоящей из трех картинок: девочка зимой на кухне за столом предлагает синичкам чай) логопед или воспитатели проводят краткую беседу о том, как необходимо зимой подкармливать птиц, и предлагают затем детям составить об этом небольшой рассказ.

Для формирования внутренней речи детей, которая программирует связное высказывание и сокращает развернутое высказывание до свернутой смысловой схемы (исследования Л. С. Выготского), целесообразно в качестве заключительного этапа работы над каждой серией последовательных сюжетных картинок предлагать детям выделять главную мысль в рассказе. Это умение формируется у детей с определенным трудом, поэтому необходима помощь взрослых в виде умело поставленных вопросов, подводящих к правильному ответу. Помощь уменьшается по мере овладения детьми навыком составления рассказа по серии сюжетных картинок. Такая работа подводит детей к умению пересказывать услышанные тексты.

Параллельно с работой по формированию умения составлять рассказы по картинке и серии последовательных картинок можно уже с первых занятий готовить детей к овладению высказыванием без зрительной опоры.

Начинать эту работу необходимо с подбора глагольного словаря к определенному существительному. Дети называют предмет, нарисованный на картинке, а затем вспоминают, придумывают и называют, что этот предмет может совершить (например: «Кошка спит, мяукает, царапает» и т.д.), т.е. отвечают на вопросы: что делает? или что умеет делать? После такой предварительной работы легче справиться с составлением предложений по предметным картинкам.

В первую очередь используется детский опыт, поэтому надо начинать с предметных картинок с изображением детей, затем взрослых, позже добавляются картинки, на которых нарисованы знакомые животные, а в последнюю очередь используются картинки с изображением неодушевленных, но знакомых детям предметов.

Далее предметная картинка заменяется словом, дается задание: «Составьте предложение про кошку». Предложения, составляемые детьми, как правило, нераспространенные (Кошка бегает. Кошка мяукает. Кошку гладят. Кошку кормят). Следует учить детей распространять предложения, для чего ставится обязательное условие: сказать про кошку, какая она (словарь прилагательных), или указать, где она находится (Кошка лежит на диване), или почему она это сделала. (Кошка захотела есть и утащила кусок колбасы со стола). Эта наработка определенных речевых структур подводит детей к составлению описательного рассказа о данном предмете.

Такая работа проводится систематически в рамках каждой изучаемой лексической темы («Овощи», «Фрукты», «Животные» и др.).

Переходя к новой семантической группе слов, логопед и воспитатели помогают детям наводящими вопросами, как бы программируя рассказ о том или ином предмете, напоминая, что надо о нем сказать. Постепенно роль взрослых уменьшается, дети переходят к самостоятельному описанию предмета.

После того как у детей сформировался навык составления предложений по одной предметной картинке, необходимо перейти к обучению составлять предложения и рассказы по двум или нескольким предметным картинкам. Большую помощь в этой работе оказывают фланелеграф и вырезанные по контуру изображения. Их можно использовать при моделировании на фланелеграфе различных вариантов действий в пространстве, что помогает детям развивать фантазию, творческое воображение. (Например, используются контурные изображения кошки, которая по забору подкрадывается к птичке, или забралась на забор, или хочет залезть в гнездо к птичке.)

По мере овладения навыком составления рассказа по картинкам предлагается составить рассказ по опорным словам, детям даются слова, сюжетно менее связанные, например: мальчик, трамвай, бабушка, девочка, арбуз, кухня.

Количество опорных слов уменьшается постепенно, и дети должны уже составить предложение, а затем и рассказ только по одному опорному слову.

Логопед и воспитатели на этом этапе стараются меньше помогать детям в построении рассказа, призывая их сочинять, фантазировать, привлекать свои знания об этих предметах.

Система работы по обучению рассказыванию по картинке, серии сюжетных картинок с опорой на сюжет и без нее позволяет детям значительно расширить запас речевых категорий (лексических, грамматических), используемых в повседневной жизни, и в определенной степени подготавливает их к овладению программой по русскому языку в школе.

По мере формирования у детей умения конструировать высказывание необходимо подвести их к выполнению более сложных заданий, пробуждающих воображение и активизирующих творческую самостоятельность.

К числу таких заданий можно отнести приведенные ниже.

1.Составить рассказ о каком-либо случае с мальчиком (девочкой), аналогичный изображенному на сюжетной картинке.

2.Завершить рассказ, составляемый по готовому началу (с опорой на картинку).

3.Придумать начало рассказа по готовому концу. Этот вид работы вызывает наибольшие затруднения. Помочь в этом случае детям может предъявление двух-трех образцов рассказа на одну и ту же тему, коллективное придумывание нескольких вариантов начала рассказа. Для облегчения задания к текстам подбираются предметные картинки, которые могут помочь в словесной характеристике вводимых персонажей.

4.Придумать сказку по предложенному сюжету.

М. М. Кольцова считает, что сказки, сочиненные детьми дошкольного возраста, являются сплавом того, что они выучили, слышали ранее, что видят сейчас. Используя усвоенное, они, проявляя творческие способности, вносят элементы нового.

Успех коррекционной работы на этом этапе во многом определяется созданием естественной речевой среды. Правильно организованная учебно-речевая деятельность является лишь одним из условий, поддерживающих мотивацию.

Остановимся подробнее на формировании умений придумывать сказки.

Выбор темы сказки и краткая обрисовка сюжета - важные методические моменты обучения творческому рассказыванию. Сюжет должен вызвать у детей желание придумать сказку, рассказать так, чтобы она была понятна, включить в нее некоторые описания. Предлагаемый сюжет должен учитывать уровень речевого развития детей, соответствовать имеющемуся у них опыту. Необходимо, чтобы сюжет побуждал работу воображения, затрагивал нравственные и эстетические чувства, служил углублению интереса к речевой деятельности.

В этой статье:

Умение на практике владеть родным языком в дошкольном возрасте считается одним из главных навыков и является основой не только воспитания, но и общения детей.

Над развитием связной речи нужно работать с раннего детства. Поговорим о том, какие методики помогут ускорить формирование связной речи у детей.

Связная речь: понятие и функции

Под связной речью понимают построенное на основе тематически объединенных и законченных отрезков структурное и смысловое целое. Охарактеризовать речь можно по ее главной характеристике - степени ясности.

Ведущая функция связной речи - коммуникативная. Она реализуется в двух
основных формах: диалог и монолог. Как диалог, так и монолог имеют свои особенности, которые нужно принимать в расчет, выбирая методики, ускоряющие развитие речи.

Крайне важно, чтобы в процессе обучения дошкольников связной речи внимание уделялось развитию как монолога, так и диалога, которые станут основными способами практического усвоения родного языка. Показателем овладения связной речью в дошкольном возрасте станет целый ряд достижений ребенка, который будет в совершенстве владеть грамматическим строем языка, звуковым и словарным составами.

Роль связной речь в жизни дошкольника переоценить крайне сложно. Она необходима ребенку для налаживания связей с людьми, как взрослыми, так и сверстниками, оказывает влияние на поведение в обществе, важна для становления его как гармоничной, целостной личности.

Развитие связной речи серьезно влияет на эстетическое воспитание детей. Постепенно овладевая навыками пересказывания и сочинения текстов, дети учатся говорить выразительно, обогащая речь художественными образами.

Этапы развития связной речи

Связная речь начинает развиваться параллельно с мышлением и имеет прямую связь с постоянно совершенствуемой деятельностью ребенка, изменяющимися формами общения с людьми.

В начале второго года в лексиконе детей начинают появляться первые слова со смыслом, которые они используют для выражения потребностей. И лишь через полгода ребенок пробует применять слова,
обозначая ими предметы. К концу второго года в речи малыша слова приобретают правильную грамматическую форму.

После двух лет развитие связной речи проходит в ускоренном темпе. Дети начинают не только активно разговаривать – они лучше понимают взрослых, пополняют собственный словарный запас за счет услышанных у них слов. В этом возрасте ведущей является форма диалога, которая необходима детям для установления социальных контактов и развития общей предметной деятельности.

В три года дети практикуют простую форму диалога, отвечая на вопросы. Развитие связной разговорной речи в этом возрасте станет основой для формирования монологической речи в более старшем возрасте.

Детей 4 лет можно учить пересказывать, а также придумывать небольшие рассказы, используя картины, игрушки, явления. У дошкольника к этому времени уже достаточно богатый словарный запас, тем не менее большая часть из них, придумывая рассказы, стараются скопировать манеру изложения взрослого человека.

К окончанию дошкольного возраста, то есть к 6 годам, дети воспроизводят монолог достаточно грамотно и уверенно. Они пересказывают, составляют разного типа рассказы на заданную тему, при этом по-прежнему нуждаются в поддержке – по большей мере из-за неумения проявлять эмоции при описании явлений или отдельных предметов.

Работая с детьми дошкольного возраста, педагог должен:

На протяжении всего дошкольного возраста педагог должен вести подготовительную работу для изучения монолога в будущем. В среднем дошкольном возрасте можно начинать давать детям пробовать себя в некоторых пока самых простых видах монолога.

Пересказ в жизни дошкольника: этап подготовки

На развитие связной речи у малышей дошкольного возраста умение пересказывать оказывает огромное влияние. В зависимости от возраста детям предлагают работать по тому или иному принципу, между тем можно выделить и основные приемы. К ним относятся:


Обратите внимание, что план может иметь несколько интерпретаций и быть не только словесным, но и картинным, символическим или гибридным.

С младшими дошкольниками можно работать исключительно над подготовкой к пересказу. Детей важно будет научить узнавать ранее прочитанный текст, подталкивая их к пересказу, но пока не требуя выполнить его.

Обучение детей младшего дошкольного возраста пересказу

На четвертом году жизни педагоги должны уделять внимание чтению малышам знакомых с детства сказок, сюжет которых построен на повторении действий
главных героев. Примером таких сказок являются «Теремок», «Рукавичка», «Колобок» и пр. Дети в этом возрасте способны запоминать хронологию действий героев после многократного ее повторения.

Дополнительно можно использовать кукол для инсценировки действий героев сказки. Такой подход упростит запоминание сюжета. Чтобы малыш смог пересказать сказку близко к тексту, он должен повторять во время чтения за воспитателем некоторые слова, заканчивать предложения.

Обучение пересказу средних и старших дошкольников

Работая с детьми среднего дошкольного возраста, необходимо переходить к решению более сложных задач, чем в случае с младшими дошкольниками. Педагог должен обучить детей:


Детей старшего дошкольного возраста пересказу, который ускорит развитие связной речи, можно обучать согласно следующей методике.


Если текст короткий, то дошкольнику поручается пересказать его полностью, а длинные произведения дети пересказывают поочередно.

Работа с детьми в подготовительных к школе группах более целенаправленная и сложная. Детям может быть предложено из нескольких произведений выбрать наиболее понравившееся для пересказа. Кроме того, старшим дошкольникам может быть поручено окончить незаконченный рассказ своими словами, что опять же оказывает благоприятное влияние на развитие связной речи.

Методика обучения детей младшего дошкольного возраста рассказу по картине

Младших дошкольников обучают составлению текста по картинке только на подготовительном этапе, так как в возрасте трех лет развитие связной речи малышей пока оставляет желать лучшего. Подготовительный этап будет включать в себя:


Описывать можно как картинке, так и отдельные игрушки или предметы, причем не только дома, в детском саду, но и на прогулке или в гостях. Очень важно, чтобы, работая над описанием картинки или предмета, малыш был в хорошем настроении и проявлял заинтересованность. Вызвать соответствующий работе эмоциональный настрой позволят поговорки, забавные тематические песенки или потешки. Также можно пойти на небольшие хитрости, привлекая к процессу других детей, взрослых или даже игрушки.

Рассказ по картинке детей среднего и старшего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте развитие связной речи переходит на принципиально новый уровень по сравнению с уровнем младших дошкольников, поэтому с такими детьми уже можно практиковать навыки рассказа по картинке. Схема работы в этом случае будет следующей:


В процессе пересказа педагог должен оказывать всяческую поддержку детям, подсказывая и подбадривая. Как только дети освоят рассказ по сюжету картинки с ответами на вопросы по ней, можно будет переходить к следующему этапу - составлению поэтапного плана.

Работая с детьми среднего дошкольного возраста, можно постепенно приучать их к самостоятельному составлению рассказа, не копирующего образец преподавателя. В этом возрасте развитие связной речи позволяет детям применять сложные литературные образы, в процессе составления разделять рассказ на основные части:

  • завязку;
  • кульминацию;
  • концовку.

Внимание дошкольников нужно обращать не только на передний план, но и на задний, а также на отдельные элементы картины, состояние погоды и явления, стремясь анализировать детали.

Важно в этом возрасте научить детей понимать сюжетную линию, обращая их внимание на то, что в данный момент изображено на картине, а также на возможное развитие событий и на предшествующие настоящим события.
Тренируя развитие связной речи у детей, педагоги должны попутно работать над формированием ее грамматического строя, пополнением словаря, а также совершенствованием интонационной выразительности.

Дошкольников старшего возраста можно обучать составлению рассказа по картинке согласно нижеописанной схеме:


В группе по подготовке к школе у детей практически не возникает проблем с пересказом по картине. В ходе занятий особое внимание уделяется лексико-грамматическим упражнениям с целью подбора сравнений, определений, подходящих словосочетаний, антонимов, синонимов и пр. Детей в этом возрасте нужно учить придумывать предложения на заданную тему, меняя интонации во время их произношения.

Описательные рассказы и сравнительные описания для развития речи

Работа с младшими дошкольниками по составлению описательных рассказов сводится к подготовке. Детям показывают игрушки и предлагают их рассмотреть, задают вопросы касательного
внешнего вида игрушки, ее функций, материала изготовления, а также знакомых песен и сказок с участием героев, похожих на игрушку. На заключительном этапе воспитатель составляет описательный рассказ об игрушке, увлекая им детей младшего дошкольного возраста.

Таким образом, дети пока сами не составляют рассказ, но уже практически к этому готовы, так как знают, с чего и как начинать.

Работать с дошкольниками среднего возраста можно по следующей методике:

  1. Знакомство с игрушкой.
  2. Вопросы педагога о ее внешнем виде, размере, форме, функциях.
  3. Рассказ воспитателя в качестве образца.
  4. Рассказ-пример дошкольника, способного строить связные предложения на основании вопросов.
  5. Рассказы нескольких детей из группы.
  6. Оценка рассказов педагогом.

Во втором полугодии педагог вводит план рассказа-описания. Технология в этом отношении несколько изменяется за счет составления плана, по которому дети должны будут составить рассказы.

Со старшими дошкольниками работать над составлением описательных рассказов можно исключительно по плану по следующей схеме.

  1. Проводятся лексико-грамматические тематические упражнения.
  2. Знакомство с предметом или игрушкой.
  3. Вопросы педагога касательно внешнего вида предмета или игрушки, его/ее функций, признаков и пр.
  4. Составление плана рассказа совместно с детьми.
  5. Пример рассказа одного из детей, хорошо умеющего говорить связно.
  6. Рассказы нескольких ребят из группы с последующей оценкой их устных творений как педагогом, так и «одногруппниками».

Работать над составлением рассказов-описаний можно по разным схемам, как предлагая детям составить его от начала и до конца,
так и распределяя его между несколькими детьми, работая по «цепочке». Дополнительно в процесс можно добавить элементы игровой или театральной деятельностей.

С детьми старшего дошкольного возраста из подготовительной группы схема работы та же, но дополнительно могут быть использованы описания сравнительного характера при знакомстве с двумя объектами.

Любимые темы дошкольников

Чтобы развитие связной речи проходило по заданному плану, нужно дать возможность детям рассказывать о том, что представляет для них интерес в том или ином возрасте. Так, дошкольники в среднем возрасте с большим удовольствием рассказывают о домашних питомцах, игрушках, путешествиях. Работать с ними можно, практикуя коллективное рассказывание согласно намеченной сюжетной линии.

В старшем дошкольном возрасте дети могут получать не меньшее удовольствие от рассказов на тему природы, а также рассказов-инструкций о том, как что-то нужно сделать своими руками, рассказов-сравнений о временах года, праздниках и так далее.