Олег табаков и его личная. «Я обижался на него всегда»

Советский и российский актер, народный артист СССР Олег Табаков скончался в возрасте 82 лет, об этом сообщил телеканал РЕН-ТВ , информацию подтвердили в пресс-службе театра Табакова.

Состояние 82-летнего Табакова ухудшилось в конце ноября 2017 года, когда его госпитализировали в отделение реанимации городской клинической больницы имени Пирогова (Москва). Точный диагноз актера при этом остался невыясненным. По неподтвержденной информации канала РЕН ТВ, у Табакова диагностировали сепсис - заражение крови возбудителями инфекции.

Олег Табаков родился 17 августа 1935 года в Саратове в семье врачей. В его родословной намешаны крови четырех национальностей: русская, мордовская, украинская и польская.

Театр вошел в жизнь Табакова во многом случайно. Когда ему было 13 лет, отец ушел из семьи. Олег остался без присмотра и стал проводить время среди местной шпаны. Тогда мать отвела его за руку в драматическую студию при городском Дворце пионеров. Впрочем, мальчик и раньше любил театральные постановки, поэтому не стал сопротивляться.

Олег Табаков в фильме "Несколько дней из жизни И.И. Обломова". Фото: скриншот видеоКак признавался адвокат Генри Резник, который занимался в студии вместе с Табаковым, тот уже тогда считался местной знаменитостью. После окончания 10 класса будущий актер уехал в Москву и держал экзамены сразу в два творческих вуза: ГИТИС и Школу-студию МХАТ. Он поступил в оба заведения, но выбрал школу-студию, которую окончил в 1957 году.

Первоначально его распределили в драматический театр Станиславского. Но вскоре Табаков вместе с Олегом Ефремовым, Игорем Квашой, Галиной Волчек и другими молодыми актерами организовал студию молодых актеров при МХАТ. После третьей премьеры актеры-«старики» обвинили молодежь в попрании традиций и отправили молодой коллектив в свободное плавание. Вскоре бывшая студия стала театром «Современник» - одним из самых популярных в Москве.

В 1960-е годы Табаков работал в буквальном смысле на пределе сил: много играл как в «Современнике», так и в кино. В итоге в 1965 году (в 30 лет!) у него случился инфаркт. Врачи подумывали и вовсе запретить ему выходить на сцену. Но уже через два месяца Табаков сыграл Адуева-младшего в «Обыкновенной истории» Гончарова, теряя каждый вечер по полтора килограмма веса.

В 1970 году лидер «Современника» Олег Ефремов перешел во МХАТ. Поэтому Табаков, не оставляя кино- и театральную карьеру, стал директором театра. В эти годы он закрепил свой статус всесоюзной звезды, снявшись в фильмах «Семнадцать мгновений весны» (1973, роль начальника разведки генерала Шелленберга), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977, роль Павла Петровича Щербука), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979, роль Ильи Ильича Обломова).

Фото: скриншот видеоВ середине 1970-х годов Табаков занялся педагогикой. Он набрал в ГИТИСе свой курс, на базе которого зимой 1979 года появилась студия Олега Табакова - будущий театр «Табакерка», который Олег Павлович возглавлял до последних дней.

В те годы Табаков мало снимался в кино (чаще - в эпизодах), зато перезапустил свою актерскую карьеру: в 1983-м он перешел в МХАТ, где сразу стал играть классические роли: Сальери («Амадей»), Сорин («Чайка»), Фамусов («Горе от ума»). Одновременно Табаков озвучил роль кота Матроскина в мультфильме о деревне Простоквашино. Обаятельный кот сделал актера любимцем всех советских детей.

В то время изменился семейный статус актера. Еще в 1960-м Табаков женился на студентке Щепкинского училища Людмиле Крыловой. В их браке родились сын Антон и дочь Александра. Но в начале 1980-х начался роман Олега Павловича с его студенткой Мариной Зудиной. Их отношения продолжались более десяти лет, пока Табаков не ушел из семьи и в 1994 году не женился на Зудиной. В браке у них родились сын Павел и дочь Мария.

Олег Табаков и Алиса Фрейндлих в фильме "Д"Артаньян и три мушкетера". Фото: скриншот видеоЧто касается актерской карьеры Табакова, то в 1987 году МХАТ раскололся на два коллектива: МХАТ имени Чехова, который возглавил Ефремов, и МХАТ имени Горького во главе с Татьяной Дорониной. Табаков остался вместе с Ефремовым. В 2000 году его друг и старший товарищ скончался, после чего Олег Павлович возглавил коллектив и проявил себя как один из лучших российских театральных менеджеров. Под его руководством МХТ имени Чехова (в названии исчезло упоминание об академическом статусе) сделался одной из ведущих театральных площадок Москвы, открытой для режиссеров-новаторов.

Имя: Олег Табаков

Возраст: 84 лет

Место рождения: Саратов

Рост: 176

Деятельность: Советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР

Семейное положение: Марина Зудина

Биография и личная жизнь артистов всегда интересовали публику, особенно когда дело касалось таких великих мэтров искусства, как Олег Табаков. 12 марта страну потрясла страшная для мира искусства новость – умер Олег Табаков. Мэтру советского и российского театра было 82 года. Известно, что последние месяцы Олег Павлович боролся с тяжелым заболеванием и не покидал стен больницы, расположенной в Московской области.


Смерть Табакова ознаменует собой едва ли не конец чудесной театральной эпохи. Дело в том, что Олег Павлович Табаков был одним из законодателей московской театральной моды. Его судьба была неразрывно связана с важнейшими театрами столицы. Так, МХТ отказался от проведения спектаклей в ближайшие несколько дней в знак скорби. И это не говоря уже о горе, поселившемся в стенах знаменитой «Табакерки» – для нее Олег Павлович был настоящим отцом.

Да, Олег Табаков умер, но правда в том, что работа всей его жизни продолжает жить. Пройдет время, и «Табакерка» все также будет собирать полные залы рукоплещущих зрителей, а сотни учеников продолжат постигать искусство театра и кино, двигаясь по стопам великого Табакова.

Детство и студенческие годы

Табаков появился на свет в августе 1935 года. Его родители были медиками со скромной зарплатой. Уже с детства Олег Павлович начал постигать школу жизни: семья обитала в коммунальной квартире, чьи обитатели ежедневно демонстрировали неоднородность и разнообразие жизни. Честность соседствовала с подлостью, добро боролось со злом, и маленький Олег Табаков был настолько увлечен своими открытиями, что непременно захотел изучать панорамы жизни.

Возможно, именно поэтому юный Табаков отправился в драматический кружок «Молодая гвардия», ведь именно сцена – место, отображающее и по-новому переосмысляющее реальную жизнь. Кроме того, из-за войны Олег Павлович остался без опеки и поддержки отца – тот ушел на фронт в первых рядах добровольцев. Говорят, что юный Табаков едва не связался с дурной компанией, и от славы хулигана его спасло именно участие в театральном клубе.

Олег Табаков в молодости

Как бы там ни было, Табаков решил связать со сценой всю свою жизнь. Олег Павлович никогда не ставил перед собой незначительных целей, и потому отправился покорять Москву. Талантливый молодой человек с успехом справился со вступительными испытаниями как в «Гнесинке», так и в МХАТе, но предпочел пополнить студенческие ряды именно школы-студии. Табаков рассчитывал, что опыт и связи, приобретенные во МХАТе, помогут ему быстро подняться по карьерной лестнице.

Молодой артист не прогадал. Его сокурсниками стали талантливейшие дарования. И Олегу Павловичу, и многим его однокурсникам была уготована судьба настоящих звезд отечественного театра и кино. Однако слава и признание были впереди – а сначала предстояло покорить московские сцены.

Театральная карьера

Предполагалось, что после окончания ВУЗа Табаков пополнит ряды театра имени Станиславского. Но оказалось, что решающую роль в творческой судьбе Олега Павловича сыграет студенческое увлечение. Дело в том, что в пятидесятых годах инициативная студенческая группа (в ее составе были О. Ефремов, Г. Волчек, Е. Евстигнеев и другие актеры) основала собственный театр. Концепция молодых людей подразумевала создание нового театрального искусства, поэтому театр получил название «Современник». Можно ли было тогда подумать, что это будет важнейший культурный центр столицы на долгие годы?

Олег Табаков в студенческие годы

Не обошлось без проблем: уже после третьей постановки МХАТ обвинил студенческую группу в нарушении традиций. «Современник» лишился помещения, но продолжал жить. Спустя четыре года артисты наконец-то нашли здание – им оказался зал на ул. Маяковского. В общей сложности Табаков связал свою жизнь с «Современником» на семь лет. Теперь, когда Олег Табаков умер, «Современник» в ряду других театров приостановит показ некоторых спектаклей.

В те времена «Современник» оказался на пике популярности. Его артисты стали самыми востребованными в Советском союзе – причем не только на театральных площадках, но и на съемочных. Актеры признавались, что машины Мосфильма порой поджидали их прямо на выходе из театра – чтобы, не теряя времени, отвезти на киносъемки.

Табаков действительно много работал в те времена. Он блестяще исполнял роль Олега Савина в трогательной постановке «В поисках радости», отыгрывал Александра Адуева в «Обыкновенной истории», был замечательным, смешным Хлестаковым в «Ревизоре».

Активную работу на сцене Олег Павлович совмещал с киносъемками, и в один день случилась беда: двадцатидевятилетнего Табакова хватил инфаркт. Уже в те времена последние новости о здоровье Олега Табакова стали наиболее актуальной темой. Однако артист быстро оправился от болезни и вскоре вновь блистал на сцене.

Олег Табаков в кинофильме «Человек с бульвара Капуцинов»

Сотрудничество с «Современником», где Табаков успел побывать и в роли руководителя, оборвалось, когда Олег Павлович присоединился к МХАТу. Но впереди было главное творческое детище Табакова – его Школа-студия, сразу же получившая название «Табакерка». Работа с собственным театром стала главной для Олега Павловича до самой его смерти.

Кинокарьера

Для Табакова не было ролей, с которыми он не мог бы справиться. Он исполнял персонажей, у которых не было ничего общего, но каждый его герой получался ярким, запоминающимся, особенным. Тот факт, что Олег Табаков умер, вряд ли способен перечеркнуть его выдающиеся кинороли.

Отметим лишь некоторые из них:

  • Плодотворное сотрудничество с Н. Михалковым подарило свету киноленту «Неоконченная пьеса для механического пианино», поставленную по чеховским водевилям.
  • В кинокартине «Несколько дней из жизни Обломова» Табаков исполнял главную роль, получившую признание и любовь во всем Советском союзе и даже на международных кинофестивалях.
  • В кинофильме «Человек с бульвара Капуцинов» Олег Павлович предстал в роли энергичного и предприимчивого хозяина салона. Табаков прекрасно передал азарт, в который впадал его герой при любой возможности заработать лишние деньги.
  • После знаковой роли генерала Шелленберга в культовом сериале «Семнадцать мгновений весны» Табаков стал известен далеко за границами СССР.
  • Олег Павлович принял участие в съемках эпопеи «Двенадцать стульев», сотрудничая с популярнейшим комедийным дуэтом А. Миронова и А. Папанова.

Табаков и Тихонов в сериале «Семнадцать мгновений весны»

Личная жизнь

Одной из интересных черт биографии Олега Табакова всегда была его личная жизнь. Олег Павлович всегда считался одним из самых обаятельных актеров, и неудивительно, что на его симпатию претендовали первые красавицы Союза.

Среди них была, например, Елена Проклова. Ходили слухи о том, что тридцатипятилетний актер начал роман с шестнадцатилетней Прокловой, но точного подтверждения эта информация так и не получила. Впрочем, впоследствии сама Проклова скажет, что Табаков был ее первой настоящей любовью. По-видимому, таких небольших романов в биографии и личной жизни артиста Олега Табакова было довольно много – и это несмотря на долгий официальный брак.

Людмила Крылова, появившаяся в биографии и личной жизни Олега Табакова еще в молодости, стала его первой женой. Рассказывают, что юная школьница влюбилась в артиста, увидев его в одной из постановок знаменитого «Современника». Это толкнуло Людмилу на поступление в Щепкинское училище.

Олег Табаков с Еленой Прокловой

После окончания ВУЗа Крылова устроилась в труппу Малого театра, но регулярно продолжала посещать «Современник», дожидаясь своего счастливого часа – знакомства с Табаковым.

Позже Людмила будет рассказывать, что страсть вспыхнула между ними в первый же день знакомства. Почти сразу Крылова забеременела. Начав семейную жизнь, Олег Табаков понял, что готов к важным переменам в своей личной биографии: вскоре у супругов было уже двое детей.

Казалось бы, студенческий брак будет длиться всегда. Возможно, что у актера и были романы на стороне, но доподлинно о них ничего неизвестно, а отношения с Людмилой всегда выглядели идеальными.

Однако потрясение было впереди: в биографии Олега Табакова произошел неожиданный поворот, когда актер в корне поменял личную жизнь: в прессе появились многочисленные заявления о том, что Табаков расстается с женой. Вместе с Людмилой Крыловой Олег Павлович прожил тридцать пять лет, в браке было двое детей.

Семья Олега Табакова

Ни сын Антон, ни дочь Александра не простили отца до конца. На момент развода оба делали карьеру в театральной сфере. Когда стало известно о том, что Табаков уходит из семьи не просто так, а к шестнадцатилетней девушке, и Александра, и Антон тут же ушли из театра в знак поддержки матери.

Новой избранницей актера стала Марина Зудина. Поначалу их любовная история вызвала широкий резонанс: молодая студентка ГИТИСа годилась своему педагогу в дочери. Однако история не была простой «интрижкой». Спустя десять лет отношений Марина стала женой Олега Табакова: именно ради нее он в корне поменял свою биографию и личную жизнь.

До самой смерти Олега Табакова Зудина была вместе с ним, и в прессе то и дело появлялись счастливые фото, отражающие личную жизнь и биографию артиста. Злые языки на этот раз оказались неправы: для Олега Павловича Марина не была простым сиюминутным увлечением.

Олег Табаков и Марина Зудина

В новом браке у Олега Табакова также произошли значимые изменения в биографии и личной жизни: на свет появилось двое детей, и совместные фото с ними можно в избытке найти в интернете.

Болезнь и смерть

В то, что Олег Павлович умер, не хочется верить. До самой болезни Табаков принимал активное участие в деятельности театра, выходил на сцену, заботился о выполнении новых творческих проектов.

К счастью, Олег Павлович застал новоселье своей любимой «Табакерки»: в 2016 году переезд театра на Сухаревскую площадь был отмечен ярким бенефисом с участием многих звезд. Рассказывают, что до последних дней Табаков трепетно относился к своему созданию, лично проверяя, как исполняются его распоряжения.

Однако в ноябре прошлого года Интернет взорвался страшными заголовками о том, что Олег Павлович Табаков умирает. Конечно, желтая пресса стремилась таким образом обратить на себя внимание, но трагические прогнозы были близки к истине: народный артист попал в больницу в очень тяжелом состоянии.

Олег Павлович Табаков. Родился 17 августа 1935 года в Саратове - умер 12 марта 2018 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, режиссёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1988). Лауреат Государственных премий СССР (1967) и РФ (1997). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Художественный руководитель МХТ им. А. П. Чехова. Основатель, художественный руководитель театра под руководством Олега Табакова («Табакерка»). Президент фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Член Совета по культуре и искусству при Президенте России.


Отец - Павел Кондратьевич Табаков.

Мать - Мария Андреевна Березовская.

Раннее детство провёл с родителями и бабушками. Его семья познала все тяготы Великой Отечественной войны: отец ушёл на фронт, возглавив военно-санитарный поезд № 87, мать, чтобы прокормить детей, работала в военном госпитале на станции Эльтон Рязано-Уральской железной дороги. После войны родители расстались.

Олег Табаков учился в мужской средней школе № 18 города Саратова. Решающее влияние на выбор профессии оказали занятия в 1950-1953 годах в театральном кружке «Молодая гвардия» Саратовского Дворца пионеров и школьников, руководимом педагогом театрального мастерства Натальей Иосифовной Сухостав, ставшей «крёстной матерью» для ста шестидесяти актёров.

В 1953 году Олег Табаков окончил школу, поступил в Школу-студию МХАТ, на курс Василия Осиповича Топоркова. Был одним из лучших студентов. Учась на третьем курсе, сыграл свою первую роль в кино в фильме «Саша вступает в жизнь» режиссёра Михаила Швейцера.

В 1957 году под крышей Школы-студии МХАТ Олег Ефремов создал Студию молодых актёров, преобразовавшуюся впоследствии в театр «Современник». Ефремов оказал большое влияние на окончательное профессиональное становление Табакова.

По словам Табакова, «Современник» стал одновременно и «подтверждением величия Московского Художественного театра, его методологии, учения Станиславского и Немировича-Данченко о живом актёре, живой жизни человеческого духа, воспроизводимой на сцене сегодня, здесь, сейчас» .

«Современник» стал самостоятельной единицей, а Олег Табаков - самым молодым из шести основателей нового театра. Роль студента Миши в спектакле «Вечно живые» стала его первой работой в театре. С 1957 по 1983 год Олег Табаков являлся ведущим артистом «Современника». Его роли в спектаклях «Голый король», «Три желания», «Всегда в продаже», «Обыкновенная история» снискали невероятный успех.

Из-за своей большой нагрузки в возрасте 29 лет перенёс инфаркт (1964 год).

Много работал на радио.

С 1965 года - член КПСС.

В 1968 году, по приглашению театра «Чиногерны клуб», Олег Табаков сыграл в Праге свою самую любимую роль - Хлестакова в спектакле «Ревизор».Оглушительный успех за границей окончательно утвердил «звёздный» статус тридцатитрёхлетнего артиста среди театральных мастеров международного класса.

В 1970 году, после назначения О. Н. Ефремова художественным руководителем МХАТ, Табаков принял решение стать директором театра и способствовал утверждению Г. Б. Волчек на должность главного режиссёра театра «Современник». Директорство Табакова продолжалось шесть лет и принесло театру немало пользы.

С 1976 по 1983 год Олег Табаков оставался в «Современнике» на «разовых» ролях и в 1983 году по приглашению Олега Ефремова перешёл во МХАТ. Первой его ролью на сцене Художественного театра стал Сальери в спектакле по пьесе П. Шеффера «Амадей». В 1987 году при разделе театра на две труппы активно поддержал Олега Ефремова.

В 1973 году Олег Табаков, преуспевающий и максимально загруженный человек, принимает неожиданное решение - взять на себя ещё одну ношу: обучать молодых актёрскому ремеслу.

В 1976 году Олег Табаков на базе ГИТИСа набрал курс из двадцати шести студентов, основой которого стали те, кого он привёл из своего «драмкружка»: Н.Лебедева, И.Нефёдов, Л.Кузнецова, М.Овчинникова, В.Никитин, А.Якубов, О.Топилина и К.Панченко. Среди пришедших поступать учиться к Табакову «самотёком» была Елена Майорова. Открылась новая страница в жизни Табакова - профессиональное преподавание. Своему первому курсу Табаков отдал максимум. Программа обучения сильно отличалась от существовавшей в институте театрального искусства. Табаковским «первенцам» достались и чтение «запрещённой» литературы, и встречи с Высоцким, Окуджавой, Шверубовичем, и другими знаковыми фигурами того времени. Мастер всегда был щедр к ученикам, посвящая занятиям всё своё свободное время.

В 1986-2000 гг. был ректором Школы-студии МXАТ, где выпустил четыре актёрских курса, руководитель совместной аспирантской программы Школы-студии и Университета Карнеги Меллон (США).

В 1992 году основал Летнюю школу имени К. С. Станиславского в Бостоне (США).

С сентября 2010 года, с приходом первых студентов в открытый театральный колледж при «Табакерке», является художественным руководителем колледжа и преподавателем актёрского мастерства, продолжая традиции актёрской школы Станиславского и Немировича-Данченко.

Начиная с 1976 года, с постановки «Ревизора» Н. В. Гоголя в театре города Шеффилда (Великобритания), Олег Табаков много и плодотворно работает за рубежом в качестве режиссёра-постановщика и преподавателя - в театрах Венгрии, Финляндии, Германии, Дании, Австрии, США им поставлена русская, советская и зарубежная классика, всего более 40 спектаклей.

В 1977 году, с помощью начальника Бауманского РСУ Ю. Л. Гольцмана, Табакову удалось получить бывший угольный склад на Чаплыгина, 1а. Собственными руками мастер и его курс очистили и отремонтировали заброшенное помещение, со временем превратившееся в знаменитый подвал «Табакерка» .

В 1978 году состоялась премьера «подвала» - спектакль «С весной я вернусь к тебе» по пьесе А. Казанцева. Затем были «Две стрелы», «Прощай, Маугли!», «Белоснежка и семь гномов», «Страсти по Варваре». Студенты Табакова обучались мастерству, ежедневно участвуя в спектаклях. Вскоре «подвал» стал известен не только в Москве.

С 1979 года о студии стали писать лучшие журналисты и критики того времени - А. Аджубей, Е. Сурков, А. Свободин, И. Соловьёва. После успешнейших гастролей студии в Венгрии стало очевидно, что на свет появился новый театр. Однако официального статуса театру не дали.

С 1980 по 1982 год выпускники Табакова, вынужденные разойтись по разным театрам, продолжали собираться в «Табакерке» по ночам, репетировать и даже выпускали премьеры. В те годы вышли «Записки сумасшедшего», «Жак-фаталист», «Случай в зоопарке». Последней попыткой восстановить прежнюю жизнь подвала стал спектакль «Пролетарская мельница счастья», сорванный однажды из-за неявки неотпущенной с «основного места работы» актрисы. Жизнь подвала замерла.

В самое тяжёлое для себя время, в период «запрета на профессию», Табаков продолжал работать, читая лекции студентам Хельсинкской театральной академии. Поставил с финнами дипломный спектакль «Две стрелы». В 1982 году Табаков набирает новый актёрский курс, который через несколько лет станет основой труппы нового театра.

1986 год - первый заместитель министра культуры подписал приказ о создании трёх московских театров-студий, одним из которых был театр-студия под руководством Олега Табакова.

1 марта 1987 год - завершена реконструкция подвала на ул. Чаплыгина, 1а. Табаков ставит спектакли в подвале, играет сам и воспитывает актёров, совмещая всё с необыкновенной лёгкостью.

В 2000 году Табаков возглавил Московский Художественный театр им. А. П. Чехова.

В 2004 году Табаков, как продюсер, руководитель двух театров при прочем совмещении обязанностей и профессий стал обладателем премии «Чайка» в номинации «Сердца ангела».

В 2008 году было объявлено об открытии театрального колледжа при театре Табакова - уникальной школы-пансиона, в которой будут учиться актёрской профессии дети со всей страны.

3 сентября 2014 года по инициативе Олега Табакова перед зданием театра в Камергерском переулке был открыт памятник основателям МХТ В. И. Немировичу-Данченко и К. С. Станиславскому (скульптор и архитектор Алексей Морозов). В 2015 году начато строительство филиала МХТ на пересечении проспекта Андропова и Нагатинской улицы (станция метро Коломенская), а открытие намечено на 2018 год.

В кино дебютировал в 1956 году и стал одним из наиболее востребованных и известных артистов отечественного кинематографа.

Первая работа - молодой коммунист Саша Комелев в фильме «Тугой узел» Михаила Швейцера.

Олег Табаков в фильме "Тугой узел"

В 1969 году вышла картина «Гори, гори, моя звезда». Действие фильма происходит в маленьком городке в годы Гражданской войны. Власть меняется каждую неделю, времена настали смутные. Главный герой – режиссер-самоучка Владимир Искремас (его сыграл Табаков) - своеобразная фамилия-псевдоним означает «искусство – революционным массам». Володя не думает о тяжести военного времени, он – энтузиаст, поглощенный идеей создания нового революционного театра.

Заметной стала роль Макара Овчинникова в картине 1971 года «Достояние республики» режиссера Владимира Бычкова. Его герой - начинающий сотрудник уголовного розыска Макар Овчинников, которому предстоит расследовать пропажу ценностей, конфискованных у царской семьи.

В 1973-м на экраны вышел культовый сериал Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», в котором Табаков блестяще исполнил роль Вальтера Шелленберга.

Олег Табаков в фильме "Семнадцать мгновений весны"

Актер с успехом играл и главные роли и второстепенные. Зрители знали: если в титрах Табаков - значит, фильм нужно смотреть.

В 1970-е удачно снялся в таких картинах как «Лев Гурыч Синичкин» (драматург Фёдор Семёнович Борзиков), «Каштанка» (месье Жорж), «12 стульев» (Альхен - завхоз, застенчивый воришка), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (Павел Петрович Щербук), «Накануне премьеры» (главный режиссёр ТЮЗа Николай Николаевич Патов), «Красавец-мужчина» (Апполон Евгеньевич Окоёмов), «Ах, водевиль, водевиль...» (Акакий Назарыч Ушица), «Москва слезам не верит» (Володя), «Д"Артаньян и три мушкетёра» (Людовик XIII), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (Илья Ильич Обломов).

Олег Табаков в фильме "12 стульев"

Олег Табаков в фильме "Д"Артаньян и три мушкетёра"

Олег Табаков в фильме "Москва слезам не верит"

В 1980-е создал запоминающиеся образы в картинах «Полеты во сне и наяву» (Николай Павлович), «Мэри Поппинс, до свидания!» (сварливая мисс Эндрю), «Время и семья Конвей» (Робин Конвей), «Чужая жена и муж под кроватью» (Иван Андреевич), «Путешествие мсье Перришона» (мсье Перришон), «Человек с бульвара Капуцинов» (хозяин салуна Гарри МакКью), «Сердце не камень» (Исай Данилыч Халымов).

Олег Табаков в фильме "Мэри Поппинс, до свидания"

Олег Табаков в фильме "Человек с бульвара Капуцинов"

В 1990-е заметными стали роли в фильмах «Ближний круг» (генерал Власик), «Ширли-мырли» (Суходрищев), «Московские каникулы» (Маурицио Костеллани), «Сирота казанская» (Павел), «Что сказал покойник» (инспектор Йенсен), «Президент и его внучка» (Президент).

Активно снимался Олег Табаков и в 2000-е. Стоит выделить такие фильмы с его участием как «Дополнительное время» (Тарасов), «Статский советник» (московский генерал-губернатор Князь Владимир Андреевич Долгоруцкий), «Андерсен. Жизнь без любви» (Симон Мейслинг), «Поклонница» (издатель, друг Чехова Николай Александрович Лейкин).

Олег Табаков в фильме "Статский советник"

Олег Табаков в фильме "Поклонница"

Общественно-политическая позиция Олега Табакова

В феврале 2012 года стал доверенным лицом кандидата в Президенты РФ , выставившего свою кандидатуру на третий президентский срок. В июле того же года Указом В. В. Путина включён в состав Совета по общественному телевидению.

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Высказался с поддержкой директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича, режиссёра оперы «Тангейзер», в отношении которого возбуждено административное дело: «Не может не вызывать тревогу сам факт возбуждения уголовного дела по поводу художественного произведения, каким бы спорным и неоднозначным оно ни было».

В июле 2015 года в комментарии каналу «Рен-ТВ» по поводу подготовленного Министерством культуры Украины списка из 117 российских артистов, которые могут нести угрозу национальной безопасности Украины, Олег Табаков сделал ряд заявлений, сказав про украинцев, ратующих за чёрный список, что они «и так не очень просветлённые. Это как бабушка иногда говорила: "Да плюнь ты на них, это ж тэмни та нэграмотни люды". Беда в том, что люди нормальные будут страдать от того, что нормальная информация к ним никак не попадает... Я жалею их. Они в каком-то смысле убогие». В том же комментарии Табаков заявил, что «во все времена, их лучшие времена их самые яркие представители интеллигенции были где-то на вторых и третьих позициях после русских».

Известный российский артист умер не от того, что у него остановилось сердце, как сообщалось ранее, а от попадания инфекции в его кровь. Об этом рассказала Ирина Мирошниченко, которая была хорошей подругой Табакова.

Ирина рассказала, что у Олега Павловича сильно болели зубы. Он старался не показывать этого, но в какой-то момент боль стала настолько невыносимой, что он не мог больше терпеть, поэтому обратился за помощью к частному стоматологу. Вероятно, что из воспаленной десны инфекция попала в кровь, поэтому началось гнойное поражение легких.

Медицинские специалисты подтвердили данную версию и отметили, что из-за инфекции в крови был нарушен физиологический барьер между кровеносной и центральной нервной системами, поэтому начал развиваться менингит.

Доктора допускают, что гнойная инфекция сломала физиологический барьер, поэтому начал развиваться менингит. Так, мозг Табакова практически плавился от гноя.

Кроме того, стало известно, что у артиста было онкологическое заболевания предстательной железы. Такой диагноз был поставлен более десяти лет назад. На протяжении всего этого времени народный артист проходил все нужные процедуры химиотерапии и продолжал активно работать. В таком случае химиотерапия и имплантация зубов являются несовместимыми.

В последний путь Табакова провели пятнадцатого марта. Бывает, что дороги в столице перекрывают для того, чтобы проехал какой-то кортеж, поэтому водители возмущенно сигналят. В этот раз все тоже сигналили, но с грустью и сочувствием.

Люди возле входа в МХТ, где было прощание с Табаковым, начали собираться еще с семи часов утра.

Катафалк с Олегом Павловичем выехал под аплодисменты, как принято у артистов. Люди плакали и шептались. Заплаканный Золотовицкий, которому предрекают должность Табакова, помогал погрузить цветы в машину. Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище.

Табаков Олег Павлович родился в Саратове в семье медиков. Первые годы жизни будущий актёр провел в коммунальной квартире. Детские воспоминания Олега Табакова очень светлые. Его окружало множество любящих людей: мама, отец, две бабушки, дядя с тётей, сводные брат и сестра.

В начале девяностых личная жизнь Табакова на некоторое время стала основной темой таблоидов. После тридцати пяти лет совместной жизни с первой супругой — актрисой Людмилой Крыловой — артист ушёл из семьи к Марине Зудиной.

Разница в возрасте между Табаковым и Зудиной, что годилась актеру в дочери, составляет тридцать лет, но артиста никогда это не смущало. Дети Табакова, Антон и Александра, поддержали маму и в знак протеста даже ушли из профессии. Спустя некоторое время наладились отношения с отцом только у Антона Табакова.

Олег Табаков и Марина Зудина расписались в 1995 году после 10-летнего романа. Свой уход из семьи Табаков так и комментирует: «как ни банально это звучит, пришла любофф». Все факты из своей личной жизни и карьеры и, конечно, свою историю любви Табаков описал в книге «Моя настоящая жизнь».

Роман с Мариной Зудиной был не первым в жизни актера, когда он заинтересовался юной актрисой. Поговаривают о страстном романе тридцати четырехлетнего на тот момент Табакова и шестнадцатилетней Еленой Прокловой, что завязался на работе над фильмом «Гори, гори, моя звезда».

Проклова не скрывает, что Табаков был ее первой настоящей любовью, а разные сплетни вокруг их отношений и несовершеннолетие актрисы только помешали их дальнейшим отношениям.

Молодая жена в 1995 году подарила Олегу Павловичу сына Павла, а в 2006 году — дочь Марию.

Oleg Tabakov

Актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог.

Заслуженный артист РСФСР (25.12.1969).
Народный артист РСФСР (7.01.1977).
Народный артист СССР (12.01.1988).

Учился в мужской средней школе № 18 города Саратова. Решающее влияние на выбор профессии оказали занятия (1950-1953) в театральном кружке «Молодая гвардия» Саратовского дворца пионеров и школьников.

В 1953 году поступил в Школу-студию МХАТ, на курс Василия Осиповича Топоркова. Учась на третьем курсе, сыграл свою первую роль в кино в фильме «Саша вступает в жизнь» режиссёра Михаила Швейцера.

В 1957 году О.Н.Ефремов создал Студию молодых актёров, преобразовавшуюся впоследствии в театр «Современник». Олег Табаков был самым молодым из шести основателей нового театра. Роль студента Миши в спектакле «Вечно живые» стала его первой работой в театре.
С 1957 по 1983 годы - актёр театра «Современник».

В 1968 году, по приглашению театра «Чиногерны клуб», сыграл в Праге свою самую любимую роль - Хлестакова в спектакле «Ревизор».

В 1970 году, после назначения О.Н.Ефремова художественным руководителем МХАТ, был назначен директором театра «Современник» (1970-1976).
В 1973 году принимает предложение обучать молодых актёрскому ремеслу. Собрав команду единомышленников-волонтёров (куда входили В. Фокин, А. Дрознин, К. Райкин, А. Леонтьев, И. Райхельгауз, В. Поглазов, С. Сазонтьев), Табаков устроил беспрецедентную акцию: объявив набор в драмкружок, прослушал три с половиной тысячи претендентов-старшеклассников, и отобрал всего 49 человек. В этом «драмкружке», располагавшемся во Дворце пионеров имени Крупской, дети обучались по вузовской программе: им преподавались история мирового искусства, история русского театра, сценическое движение и пластика. В 1976 году на базе ГИТИСа набрал курс из двадцати шести студентов, основой которого стали те, кого он привёл из своего «драмкружка».

С 1980 по 1982 годы читал лекции студентам Хельсинкской театральной академии. Поставил в Финляндии дипломный спектакль «Две стрелы».

В 1982 году набрал новый актёрский курс, который через несколько лет станет основой труппы нового театра.

С 1983 года - актёр МХАТ им. М.Горького. Первая роль на сцене МХАТ - Сальери в пьесе П. Шеффера «Амадей».

В 1986 году первый заместитель министра культуры подписал приказ о создании трёх московских театров-студий, одним из которых был театр-студия под руководством Олега Табакова.

С 1987 года - актёр МХАТ имени А.П. Чехова.

В 1986-2000 годах был ректором Школы-студии МXАТ, где выпустил четыре актёрских курса, руководитель совместной аспирантской программы Школы-студии и Университета Карнеги Меллон (США). В 1992 году основал Летнюю школу имени К.С. Станиславского в Бостоне (США).

В 2001 году был назначен художественным руководителем МХТ им. Чехова, совмещал с художественным руководством Московским театром п/р О.П.Табакова.

Член Совета по культуре при Президенте РФ.
Почётный член Российской академии художеств (с 8 октября 2008).
Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Первая жена - заслуженная артистка РСФСР Людмила Крылова.
Сын - Антон Табаков (1960), актёр и ресторатор. Дочь- Александра Табакова (1966), актриса.

Вторая жена - народная артистка РФ Марина Зудина.
Сын - Павел Табаков (1995), актёр. Дочь - Мария Табакова (2006).

театральные работы

Московский театр «Современник»
1956 - «Вечно живые» В. С. Розова. Режиссёр Олег Ефремов
1957 - «В поисках радости» В. С. Розова. Режиссёры Олег Ефремов и Виктор Сергачёв - Олег Савин
1958 - «Никто» Э. Де Филиппо. Режиссёр Анатолий Эфрос
1958 - «Продолжение легенды» А. В. Кузнецова. Режиссёр Олег Ефремов
«Баллада о невеселом кабачке» Э. Олби - Братец Лаймон
1960 - «Голый король» Е. Л. Шварца. Режиссёры Олег Ефремов и Маргарита Микаэлян
1969 - «Обыкновенная история» В. С. Розова по роману И. А. Гончарова. Режиссёр Галина Волчек - Александр Адуев
1972 - «На дне» А. М. Горького - Татарин
1973 - «Балалайкин и Ко» С. В. Михалкова по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». Режиссёр Георгий Товстоногов - Балалайкин
«Провинциальные анекдоты» А. Вампилова - Анчугин
1978 - «Двенадцатая ночь» У. Шекспира. Режиссёр Питер Джеймс - Мальволио
«Восточная трибуна» А. Галина - Коняев

МХАТ и МХТ им. Чехова
1983 - «Амадей» П. Шеффера. Постановка М. Г. Розовского - Сальери
«Скамейка» А. Гельмана - Он
«Кабала святош» М. Булгакова - Бутон, Мольер
«Горе от ума» А. Грибоедова - Фамусов
2003 - «Копенгаген» М. Фрейна. Режиссёр М. Карбаускис - Нильс Бор
2003 - «Последняя жертва» А. Островского. Режиссёр Ю. Ерёмин - Прибытков
2004 - «Тартюф» Ж. Б. Мольера. Режиссёр Н. Чусова - Тартюф

Московский театр-студия п/р Олега Табакова
«Матросская тишина» А. Галича - Меер Вольф
1990 - «Обыкновенная история». Виктор Розов по Ивану Гончарову. Режиссёр Олег Табаков - Пётр Адуев
«Я xочу сниматься в кино» Н. Саймона - Херб Таккер
«Последние» М. Горького - Иван Коломийцев
«Сублимация любви» А. Д. Бенедетти - Леоне Саваст
«Комната смеxа» О. Богаева - Иван Жуков
«На дне» М. Горького - Лука
«Любовные письма» А. Гурнея - Эндрю Лэд III
2004 - «Дядя Ваня». А. П. Чехова. Режиссёр М. Карбаускис - Серебряков Александр Владимирович
«ПОХОЖДЕНИЕ, составленное по поэме Н. В. Гоголя „Мёртвые души“» - Плюшкин
2009 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Пьер де Бомарше. Режиссёр К. Богомолов - граф Альмавива
«Чайка» А. П. Чехова - доктор Дорн
«Год, когда я не родился» по пьесе В. Розова «Гнездо глухаря» - Степан Алексеевич Судаков

Постановки в театре
1990 - «Обыкновенная история». Виктор Розов по Ивану Гончарову.

призы и награды

Государственная премия СССР (1967) - за исполнение роли Александра Фёдоровича Адуева в спектакле «Обыкновенная история» И. А. Гончарова.
Государственная премия РФ (1997).
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (17 августа 2010).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (17 августа 2005).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (23 октября 1998).
Орден Дружбы народов (10 ноября 1993).
Орден Трудового Красного Знамени (1982).
Орден «Знак Почёта» (1967).
Орден Креста земли Марии III степени (Эстония, 2005).
Медаль «За доблестный труд» (Татарстан, 2010).
Памятная медаль «150-летие А. П. Чехова» - «за большой квлад в изучение и популяризацию творческого наследия А. П. Чехова» (2010).
Премия Московского комсомола (1967).
Премия мэрии Москвы в области литературы и искусства (1997).
Премия Президента РФ в области литературы и искусства (2003).
Почётная грамота Московской городской думы (2008).

Премия «Золотой овен» (1995, «Человек кинематографического года»).
Премия Золотая маска (1996).
Премия «Чайка» (в номинациях «Патриарх»; «лучший комедийный актер» (1997, спектакль «Анекдоты»); «Сердце ангела» - за продюсерские успехи (2004).
Премия Хрустальная Турандот (1999, 2004, 2011).
Премия «Слава России» (2006).
Национальная премия «Россиянин года» «за выдающийся вклад в развитие российского театра» (2006).
Национальная премия «Лучший руководитель России» (2007).
Театральная премия имени Г. Товтоногова в номинации «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2007).
Премия Х Открытого Российского фестиваля кинокомедий «Улыбнись, Россия!» в номинации «за вклад в комедию» (2009).
Премия «Кумир» в номинации «Высокое служение искусству» (2011).
Премия «Звёздный мост» - «за выдающийся вклад в развитие аудиовизуальных искусств для детей и юношества» (2011).
Премия Европейской культуры «Треббия» - «за выдающийся вклад в развитие искусства» (2011).
Международная премия «Персона года» (Гран-при) - «за наиболее яркое проявление себя в деле служения общественным политическим и государственным интересам России» (Учредитель - РБК (РосБизнесКонсалтинг), 2011).
Премия газеты «Московский Комсомолец» по итогам 2002-2003 гг. («Лучший дуэт» - спектакль МХТ имени А.П. Чехова «Копенгаген»).
Премия газеты «Московский Комсомолец» (роль Серебрякова в спектакле «Дядя Ваня»).
Премия газеты «Московский Комсомолец» (сезон 2004-2005 гг.) в номинации «Человек года».
Специальная театральная премия газеты «Московский комсомолец» (2008).
Премия читателей газеты «Аргументы и факты» «Национальная гордость России».
Премия имени К.С. Станиславского.
Золотая медаль имени Н. Д. Мордвинова - «за выдающийся вклад в развитие театра» (Международный театральный форум «Золотой витязь», 2010 и 2011).
Орден «Слава Отечества» (2011).
Высшая Российская общественная награда - знак ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество».
Почётный доктор Чешской академии изящных искусств (2007).
Почётный гражданин Саратова (2003).
Почётный гражданин Саратовской области (2011).
Российская Национальная актерская премия имени Андрея Миронова "Фигаро" в номинации "Самый лучший" за исполнение ролей на драматической сцене (2013).
Орден за заслуги перед Отечеством IV степени (2015).
Офицерский крест Ордена Почётного легиона (Франция, 2013)
Благодарность Президента Российской Федерации (2002) - за активное участие в работе Комиссии по государственным наградам при Президенте Российской Федерации.
Почётная грамота Правительства Российской Федерации (2010) - за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю плодотворную творческую деятельность.
Орден «Ключ дружбы» (Кемеровская область, 2010)
Медаль «За веру и добро» (Кемеровская область, 2011).
Первая премия - часы «Победа» - за роль Пети Трофимова в студенческом спектакле «Вишнёвый сад» А. П. Чехова на фестивале «Московская театральная весна».
Театральная премия «Золотая маска» (Специальная премия «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2017).
Премия О. Янковского «Творческое открытие» на Открытом фестивале искусств «Черешневый лес» - за открытие Московской театральной школы (2013).
Межгосударственная премия «Звёзды Содружества» (награда учреждена Советом по гуманитарному сотрудничеству государств СНГ и Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, 2014).
Зрительская премия «Звезда Театрала» в номинации «Любимый театр / Лучший директор» (2014).
Памятная медаль за значительный вклад в развитие российско-швейцарских отношений (к 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией, 2014).
Театральная премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая мужская роль» за исполнение главной роли в спектакле МХТ «Юбилей ювелира» (2015).
Премия О. Янковского «Творческое открытие» на Открытом фестивале искусств «Черешневый лес» - за исполнение главной роли в спектакле МХТ «Юбилей ювелира» (2016).
Почетный гражданин Республики Мордовия (2010) - за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.