Кафедральный собор николая чудотворца. Белосток

Дальний Восток России славится своими древними святынями – разными соборами и храмами православной веры. Они здесь были построены по желанию верующих и страждущих, которые очень хотели иметь в своем краю место для отправления служб и молений. XX век все эти строения встретили как обычно, но некоторые время испортило, и в начале 2000-х годов началась массовая реконструкция всех архитектурных религиозных сооружений Владивостока.

Восемь золотых куполов, отлитых в Задонске, украсили новый, пока не освященный храм. Внутри его украсили красивые фрески мастеров, приглашенных из известных художественных центров России. Резной алтарь, окна-розетки и прекрасное помещение для церковного хора – всё здесь как полагается. Церковный хор состоит из прихожан и прихожанок, которые сами изъявляют желание петь здесь во славу Божью. Храм был готов и освящен в 2003 году, и с тех пор его стали именовать обителью, посвященной памяти рыбаков и моряков, которые навсегда остались на море. Кафедральный собор Николая Чудотворца во Владивостоке уникально вписывается в общий ландшафт города – он стоит на главной площади, а его купола, самый большой их которых имеет вес более 250 килограмм, виднеются за чертой города и символизируют собой вечно немеркнущий свет памяти всем погибшим в водной стихии. Сюда приезжают посмотреть на храм многие паломники и туристы, чтобы воочию увидеть такой молодой, но уже приобретший такую славу собор. Здесь, естественно, есть икона Николая Чудотворца, которая, по уверениям прихожан, излечивает и исцеляет. Убедитесь в этом сами и расскажите друзьям!

Фото: Кафедральный собор Николая Чудотворца

Фото и описание

Кафедральный собор Николая Чудотворца в Ейске - величественный и прекрасный храм, который находится на Пантелеймоновской площади и располагается в восстановленном в конце 1990-х гг. здании кинотеатра «Октябрь».

В 1890 г. на месте нынешнего собора, благодаря усилиям прихожан, была построена церковь, освященная в честь святого Пантелеймона. Храм был небольшим, внешне сильно напоминал древний терем. За деревянной оградой Пантелеймоновской церкви стояла мужская церковно-приходская школа. Простенький на первый взгляд храм выделялся великолепной колокольней, построенной несколько позже.

В 1917 г. после революции было проведено массовое уничтожение церквей в России. В 30-х гг. такой же печальной участи подверглись ейские церкви, в том числе и Пателеймоновский храм. На этом месте был построен кинотеатр «Октябрь». В 90-х гг., когда началось возвращение незаконно удерживаемых церковных строений Православной Церкви, кинотеатр реконструировали в храм и освятили как Свято-Никольский кафедральный собор. На колокольне собора был установлен самый большой колокол в Южном федеральном округе. Его вес составляет 6 тонн.

Кафедральный собор радует горожан и гостей города своим прекрасным убранством. В главном зале собора можно увидеть прекрасные иконы, перед которыми прихожане могут помолиться и поставить свечу. При храме работает лавочка, где продаются церковные сувениры, свечи, иконки и церковная литература в широком ассортименте.

Был построен тщанием Святейшего Патриарха Адриана и в 1700 году им же освящен. До построения собора здесь находились три каменных церкви - Успенская, Николаевская и Сергиевская. Он их объединил: в верхнем этаже разместился храм святителя Николая Чудотворца, в нижнем – трапезный храм Преподобного Сергия, а в колокольне – храм Успения Божией Матери. Четыре года ушло на его построение и благоукрашение– с 1696 по 1700-й. Патриарху при возведении собора деятельно помогали игумен обители Симон с братиею и келейник Святейшего иеромонах Герасим.

Никольский собор посредством деревянной галереи, идущей от юго-западного угла фасада крытой паперти, соединялся с верхними покоями Патриарших келий, что объяснялось желанием облегчить больному Патриарху проход в храм. Галерея эта была разобрана, по всей видимости, сразу же после его кончины. В юго-западном углу церкви помещалась монастырская ризница, а в северо-западном – монастырская кладовая, служившая, как говорит предание, при Патриархе Адриане его моленною, из которой он через окно, выходящее в соборную церковь, слушал церковное богослужение. Окно это впоследствии было заложено.

В верхней Николаевской церкви в 1727 году стены были расписаны живописью, - позлащенными клеймами, изображающими евангельские события, а алтарь в 1717 году был украшен живописными изображениями из Священной истории. В обширном куполе изображено Вознесение Господне и небесные воинства. Живопись неоднократно возобновлялась.

Около верхней Николаевской церкви с двух сторон, с северной и западной, выдаётся обширная и светлая паперть, огибающая верхний храм с севера и с запада. Она была оштукатурена и в 1766 и 1767 годах сплошь покрыта хорошею живописною работою с лепными украшениями, благолепными альфресковой работы рамами, изображающими в большинстве своем житие и чудеса святителя Николая.

При митрополите Платоне в 1776–1778 гг. в Никольском верхнем храме собора был настлан чугунный пол вместо деревянного. В 1800 году на западной стене появились хоры, на которые входили с паперти, великолепно расписанные живописью. На них во время архиерейских богослужений пели семинарские певчие.

В северо-восточной стороне Николаевской церкви, над самым входом в нее, возвышается колокольня, почти такой же высоты, как и сам храм с куполом, - разделяющаяся на пять ярусов, из них в первом находится вышеуказанный вход в церковь, во втором по сведениям восьмидесятых годов 19-го века, была монастырская ризница, в третьем – небольшая, расписанная в 1767 году превосходной работы иконописью в сребропозлащённых клеймах церковь в честь Успения Божией Матери, в четвертом в 1784 г. были устроены боевые с четвертями часы, в пятом висят самые колокола, составляющие церковный звон.

В 1787 году, при митрополите Платоне, Успенская церковь внутри вся возобновлена и покрыта сплошь золотом и серебром. Впоследствии она реставрировалась неоднократно. Служба в ней за малой вместимостью совершалась только в храмовой праздник, что за редкими исключениями соблюдается и по сей день.

В нижнем этаже располагается храм Преподобного Сергия Радонежского, - теплый зимний храм, состоящий из трех частей – алтаря, самой церкви и обширной трапезной, поддерживаемой посредине столпом. Как свидетельствует история Николо-Перервинского монастыря, здесь была братская трапеза, в которой с 1775 года имели стол воспитанники Перервинской (Платоновской) духовной семинарии. Рядом размещались хлебня, кухня и житница семинарии. Стены Сергиевского храма были в 1737 году покрыты живописью, впоследствии неоднократно обновлявшейся, иконостас был резной, весь вызолоченный. В серебряной ризе, сделанной в 1865 году, здесь находилась копия с храмовой иконы Николая Чудотворца, что стояла в Никольском храме в золотой ризе. В 1808 году при митрополите Платоне в Сергиевской церкви были сделаны новые чугунные полы. В 1894 года вместо прежнего деревянного иконостаса был сделан прекрасный двухъярусный иконостас из итальянского мрамора в византийском стиле.

Объект культурного наследия федерального значения.

Храм, построенный в честь великого святого в истории православия, Николая Чудотворца, расположенный в самом центре Москвы в Хамовниках, считается одним из наиболее значимых архитектурных творений. Его красота привлекает туристов со всего мира. Не менее интересна и история храма, культурные достопримечательности ему принадлежащие и процесс строительства.

Хамовная слобода: историческая справка

Ныне являющийся практически самым центром Москвы район Хамовники ещё в начале XVI века принадлежал к загородной территории нашей столицы. До этого времени в Хамовниках не было ни одной постройки, а вся обширная территория была отведена под выпас лошадей.

Коренные преобразования начались ближе к XVII веку. Первое возведённое на территории Хамовной слободы здание было Новодевичьим монастырём.

Благодаря ему, начался прирост населения в данной местности. Важно отметить, что сюда начали стекаться не только священнослужители, но и ремесленники , что способствовало развитию собственной культуры Хамовников.

Главным достоинством слободы были искусно вытканные полотна , такого замечательного качества, что регулярно поставлялись на царский двор. В честь этого ремесла и были названы Хамовники. Как известно, древнерусское название льна звучит как «хам», от него и произошло название слободы, а впоследствии и целого района самого крупно населённого города России.

Как строилась церковь Николы в Хамовниках

Поскольку Хамовная слобода занимала довольно-таки обширную территорию, ей полагалось иметь собственную церковь. Первое упоминание о богомольне восходит к далёкому 1625 году. В то время храм Николая Чудотворца был изготовлен из дерева и не обладал никакими особенностями, которые могли бы привлекать внимание. Немного позже, а именно спустя 32 года, здание перестроили, и на его месте теперь красовалась каменная церковь, исполненная в лучших традициях тех лет.

Своё сохранившееся и поныне название «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен» постройка получила в 1677 году. А в 1629 году около церкви начали возводить ещё одно новое здание. Важно отметить, что к началу XVIII века архитектурный стиль в России претерпел значительные изменения, поэтому храм был подвержен значительной реставрации.

Под влиянием иностранных веяний строгий исконно русский стиль сменяется более ярким, живописным и в какой-то мере вычурным «дивным узорочьем». Его отличительными чертами являются живые краски, изразцы , исполненные в разных цветовых гаммах, обилие декоративных элементов и украшений. Церковь теперь не каменная, а кирпичная, поверх отделанная белым камнем, дополненная красивейшими изразцами красного и зелёного цветов.

Комплекс храма Святителя Николая в настоящее время

Храмовый комплекс выполнен в традициях своего стиля и включает в себя следующие здания:

  • церковь с пятью куполами;
  • трапезную;
  • приделы митрополитов московских Дмитрия и Алексия;
  • шатровую колокольню, находящуюся вблизи западного входа;
  • одну из самых больших и высоких колоколен в Москве - восьмикупольную, которая, к слову, является последней постройкой, исполненной в таком стиле.

Весь комплекс был освящён в 1682 году. Всё остальные незначительные пристройки появлялись по мере необходимости.

Значимые события

Для изучения интересны не только особенности архитектурного стиля, в котором исполнена церковь, но и история её существования и многочисленных возрождений.

Во время Первой Отечественной войны, когда Бонапарт наступал на нашу столицу, по планам русских полководцев вся Москва, в том числе и храм Николая Угодника, были отданы на сожжение и разрушение врагами.

Как можно понять, увечья, нанесённые этому несравненному архитектурному строению, были очень велики, а внутреннее убранство и вовсе практически полностью разрушили . После победы над французами, власти не спешили приступать к реставрации комплекса, и только в 1845 году половина ремонтных работы была завершена, а на стене появилась новая фреска. Полное же восстановление церкви приходится на 1849 год.

На этом, разумеется, многочисленные реставрации храма и его укрепление не закончилось. Работы искусных архитекторов проводились ещё три раза:

  • в 1896;
  • в 1949;
  • в 1972.

Несмотря ни на какие обстоятельства храм не прекращал свою работу. Всегда в него с радостью приходили верующие люди, чтобы стать частью красивейших богослужений.

Ближе к началу XIX века храмовая территория была ограждена металлическим забором, а после установили и кованые ворота, также являющиеся местной достопримечательностью.

В 1922 году произошло особенное событие в жизни всего комплекса: совершилось торжественное возвращение огромнейшего колокола, второго по величине, отлитого знаменитым Ладыгиным. Его вес составляет более, чем 108 пудов. Судьба остальных колоколов из первоначального набора, к сожалению, неизвестна. Часть из них была утеряна во время организованных советской властью гонений на церковь. В этот список входит и трехсотпудовый колокол, который был самым большим во всём комплексе.

Ещё одним печальным фактом является то, что во время гонений были изъяты многие иконы, золотые и серебряные принадлежности, которые не только были особенным украшениями церкви, но и имели большую культурную ценность.

Главная достопримечательность

В честь святыни, которой гордится не только храм, но и вся столица, назван весь левый придел. На древней иконе, убранной в золотую оправу, изображена Богородица с младенцем. «Споручница грешных» известна своей чудодейственной и исцеляющей силой. Она стала пожертвованием храму от одного богатого человека.

Он заметил, что во время произнесения молитвы перед «Споручницей грешных» на образе выделяются маленькие капельки благоухающей жидкости. Помазав себя этим маслом, вылечились многие люди, которые уже было потеряли всякую надежду. После того как икона оказалась во владении храма, на богослужения начали стекаться толпы людей, желающих получить благословение Божье. Всю свою силу образ показал во времена свирепствовавшей в Москве холеры, когда отчаявшиеся врачи мазали пациентов полученным миром, а те начинали крепчать прямо на глазах.

Храм в Хамовниках: расписание богослужений

Собор работает по следующему расписанию:

  • Богослужение начинается в семь часов утра.
  • Через 45 минут все желающие могут исповедоваться.
  • В восемь или немного позже продолжается литургия.
  • В пять часов прихожан ждут на .

Адрес храма: улица Льва Толстого, дом второй. Если вы добираетесь до святыни в первый раз, то ориентироваться следует по Фрунзенской набережной, а также по парку Культуры.

Собор Николая Чудотворца построен в 1846 году на месте сгоревшего деревянного храма униатской церкви. В Восточной Польше униатская (греко-католическая) церковь имела очень сильные позиции. Но после включения этих земель в состав России униатство было ликвидировано, а верующие переведены в православие. Известно, что в 1897 году собор Николая Чудотворца посещал российский император Николай II.

Собор Николая Чудотворца относится к Белосток-Гданьской епархии Польской православной церкви. Храм выполнен в стиле классицизм и состоит из главного однонефного молитвенного зала и колокольни. В плане здание представляет собой крест.

В 1990-х годах собор Николая Чудотворца отреставрировали. В 1991 году его посетил Папа Римский Иоанн Павел II в знак уважения ко всем религиям.

http://www.fotex.biz/countries/poland/bialystok/4885001410/



Земли нынешнего Белостокского воеводства были просвещены православной верой в XI-XII вв. и окормлялись Киевскими и Галицко-Волынскими архиереями. Эта территория издревле именовалась Подляшьем из-за своего положения на рубеже «земли ляхов». Сам Белосток был, по легенде, основан в 1320 литовским вел. кн. Гедимином, однако первое достоверное упоминание о поселении в этом месте относится только к 1437 году.

Своим расцветом край был обязан гр. Браницким, которые сделали Белостокский двор своей главной резиденцией и построили здесь богатый дворец. В 1749 Король Август III даровал Белостоку городские права. По Тильзитскому миру он в 1807 вошел в состав Российской империи, став центром одноименной области. С 1842-1843 Белосток — уездный город Гродненской губ. В церковном отношении край был частью учрежденной в 1798 Брестской епархии с центром в Новогрудке, а с 1828 — Литовской.

В Белостоке первоначально имелся деревянный православный храм. К 1822 относится первый известный проект постройки каменной церкви, однако, нынешний Никольский собор датируется 1843-1846 и его проект был составлен в Петербурге в Комиссии проектов и смет. Освятил новый храм известный церковный деятель, архиепископ Литовский и Виленский Иосиф (Семашко), борец с унией. При ремонте церкви в 1910 художник Михаил Авилов расписал интерьеры в васнецовском стиле (сохранилось изображение Воскресшего Спасителя на Горнем месте).

Наиболее почитались в храме Белостокская икона Божией Матери и икона свт. Николая. В память Императора Николая I серебряную ризу на Белостокскую икону устроил зимой 1854-1855 лейб-гвардии Преображенский полк, а на храмовый образ — в 1877-1878 расквартированная в городе 26-я артиллерийская бригада. В соборе молились Императоры Александр I и 25 августа 1897 — Николай II. Действовало Братство Божией Матери «Всех скорбящих радости».

Сравнительно небольшой храм стал со временем тесен для прихожан и находившихся в городе воинских частей, и поэтому с конца XIX века стал обсуждаться вопрос о постройке нового Воскресенского собора. По ходатайству архиепископа Литовского и Виленского Иувеналия (Половцева) для него был бесплатно предоставлен казенный плац. По ряду причин, в том числе из-за нехватки средств (первоначальная смета составляла 114 133 руб.), гродненский губернский архитектор И. К. Плотников только в 1905 составил проект храма в «московско-ярославском» стиле. Этот проект не был реализован. Строительство началось после одобрения в 1911 нового проекта, с элементами византийского и древнерусского зодчества, принадлежавшего К. П. Донцову, младшему архитектору губернского правления.

За несколько дней до прихода в 1915 немецких войск величественный пятиглавый собор с колокольней был вчерне закончен, но после войны польские власти отобрали его у православных. Целых 13 лет прихожане требовали вернуть здание, которое постепенно разрушалось. Соборную площадь в дни праздников отдавали под балаганы, а купола использовали для устройства аттракционов. «Дивный, очень большого размера храм, на просторной площади посреди города, стоит ныне, обросший травами по карнизам, а на одном из куполов — вздымается береза», только «золоченые кресты на куполах... сияют в лучах солнца, как новые», — так выглядело в 1937 здание. По предписанию Белостокского воеводы от 12 апреля 1938 г. собор был взорван и на его месте (ул. Сенкевича) выстроено доныне существующее здание полицейской комендатуры.

Судьба Воскресенского собора — не исключение. Уже в начале 1920-х были закрыты, а затем перестроены под костелы или уничтожены все воинские храмы Белостока: Успенский — 64-го Казанского пехотного полка (после 1902, ныне костел на ул. Траугутта), Никольский — 4-го Мариупольского гусарского полка (деревянный, в 1897 перестроен из бывшего царского павильона), свв. Захарии и Елисаветы — 4-го Харьковского уланского полка (1911), а также домовые церкви при мужской гимназии и реальном училище. На Кавалерийской ул. сохранилась лишь перестроенная бывшая полковая церковь прп. Серафима Саровского.

Чуть раньше вышеупомянутой приходской Никольской церкви была освящена в 1830 в бывшем дворце Браницких Александро-Невская церковь, выдержанная в классицистическом стиле. Проект иконостаса составил известный зодчий А. П. Мельников, в работах участвовал дворцовый архитектор К. Ратгауз. Иконы написали профессора Академии художеств А. Е. Егоров и В. К. Шебуев. В 1841 во дворце открылся Институт благородных девиц, и церковь стала институтской. Когда Польша обрела независимость, польские власти закрыли храм и ныне, в здании, которое занято Медицинской академией, от него не осталось и следа.

Гонения на Православие в межвоенный период коснулись и Никольского прихода. В 1935-1936 его едва удалось отстоять от т. н. «Кола православных поляков имени маршала Пилсудского», которое ратовало за полонизацию Православной Церкви. В 1951 были определены границы новой Белостокско-Бельской епархии (впоследствии Белостокско-Гданьской), и Никольский храм стал ее кафедральным собором. В 1955-1958 был проведен ремонт собора, в 1956 в нем была освящена нижняя церковь прп. Серафима Саровского, где поставили иконостас из прежней полковой Серафимовской церкви. В 1975-1976 старые росписи были со стен сбиты, и храм заново расписал художник Иосиф Лотовский.

В 1981 Белостокскую епархию возглавил архиепископ Савва (Грыцуняк), который постоянно жил при храме. В том же году, по его благословению, было учреждено Братство православной молодежи, ныне крупнейшее в Польше. В мае 1991, впервые в польской истории, православный храм посетил римский папа Иоанн Павел II, которого принимал сам архиепископ Савва. С 1998 он в сане митрополита возглавляет Польскую Православную Церковь, а епархией управляет епископ Иаков.

Никольский собор — хороший образец позднего классицизма. Над его основным объемом на высоком световом барабане возвышается массивный шлемовидный купол, куполом. Над входом — одноярусная колокольня. Архитектурное оформление отличается скромностью: треугольные фронтоны, пилястры, сухарики, полуциркульные окна. На звоннице — семь колоколов, самый большой из которых весит 27 пудов. Внутри сохранился трехъярусный иконостас времени постройки храма, созданный в Вильне. Он выкрашен в белый цвет, позолочен и украшен богатой резьбой. Иконы царских врат написал в 1844 художник Малахов. У правого клироса висит Белостокская икона Пресвятой Богородицы. Это список 1940-1950-х с чудотворного образа, пропавшего после эвакуации в Россию в годы Первой мировой войны. Перед иконой постоянно служатся молебны.

Главной святыней храма являются нетленные мощи мч. младенца Гавриила Белостокского (Заблудовского), перенесенные 22 сентября 1992 из собора г. Гродно в Белоруссии. Гавриил родился и жил в 1684-1690 в дер. Зверки (Зверьки), в 8 км к югу от Белостока. Как указано в житии, он был с ритуальной целью «умучен жидами». В 1746 заблудовский храм, где погребли св. младенца, сгорел, но его мощи уцелели и были перенесены в Слуцкий Троицкий монастырь. Тогда же было установлено и празднование памяти святого, и 20 апреля / 3 мая тысячи паломников стекаются в Белосток, Зверки и Заблудов.

Современный Белосток насчитывает до 300 000 жителей. Здесь не было, как на Холмщине, репрессий и переселений православного люда в межвоенный период и в 1946-1947, поэтому православные составляют около половины населения воеводства и 2/3 верующих Польской Православной Церкви. Помимо кафедрального собора, в городе есть православный женский монастырь, девять приходов, издательство и типография «Ортдрук».

Приписная к собору церковь св. Марии Магдалины — старейшая православная церковь (1758) из сохранившихся в Белостоке, стоит на старом кладбище, где уцелело несколько православных захоронений. Она долгое время принадлежала униатам. Около 1855 кладбище и церковь были окончательно возвращены православному приходу.

После погрома Православия, учиненного в межвоенной Польше, каждый уцелевший православный храм представляет определенную историческую ценность. Это можно сказать и о классицистическом Никольском соборе, который стоит в главном городе православной Польши и свидетельствует о долгой истории Православия в ныне католической стране.

http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1805288820.html