Самый молодой дважды герой советского союза. Первый дважды герой ссср

Понятие «дважды, трижды, четырежды Герой» сегодня кажется несколько странным, наверное, правильнее было бы говорить о награждении несколькими медалями «Золотая Звезда». Но это факт нашей истории, и обойти его нельзя.

Впервые дважды Героями за боевые подвиги, проявленные в боях с японскими интервентами на реке Халхин-Гол в 1939 году, стали трое летчиков: майор Сергей Иванович Грицевец и полковник Григорий Пантелеевич Кравченко (Указ от 29 августа), а также комкор Яков Владимирович Смушкевич (Указ от 17 ноября). Судьба всех троих сложилась трагически.

Маршал монгольской Народно-революционной армии Х. Чойбалсан поздравляет дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца с высокой правительственной наградой

Грицевец сбил в небе Халхин-Гола 11 вражеских самолетов. Он погиб в авиакатастрофе менее чем через месяц после награждения. Кравченко, командовавший на Халхин-Голе истребительным авиаполком и сбивший за период конфликта 7 японских самолетов, в 1940 году стал самым молодым генерал-лейтенантом Красной Армии. В Великую Отечественную войну он успешно командовал авиадивизией, но 23 февраля 1943 года погиб, выпрыгнув из сбитого самолета и не сумев воспользоваться парашютом (его вытяжной трос был перебит осколком). Смушкевич летом 1941 года был арестован и осенью этого же года расстрелян.

Кравченко и Грицевец стали первыми дважды Героями Советского Союза


В 1940 году количество дважды Героев увеличилось на два человека: начальник спасательной экспедиции по выведению изо льдов ледокола «Георгий Седов», Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин стал дважды Героем (Указ от 3 февраля), вторую «Золотую Звезду» за бои в Финляндии получил летчик комдив Сергей Прокофьевич Денисов (Указ от 21 марта).


И. Д. Папанин на дрейфующей станции СП-1

В годы Великой Отечественной войны дважды Героями стал 101 человек, семеро из них посмертно. Летчик Герой Советского Союза подполковник Степан Павлович Супрун Указом от 22 июля 1941 года первым в период Великой Отечественной войны был награжден второй медалью «Золотая Звезда». 14 июня 1942 года появился первый дважды Герой, оба раза удостоенный этого звания во время войны. Это тоже был летчик, командир истребительного авиаполка Северного флота гвардии подполковник Борис Феоктистович Сафонов.

Среди дважды Героев были три Маршала Советского Союза — Александр Михайлович Василевский, Иван Степанович Конев и Константин Константинович Рокоссовский, один Главный маршал авиации — Александр Александрович Новиков, 21 генерал и 76 офицеров. Солдат и сержантов среди дважды Героев не было.

В годы ВОВ дважды Героями стал 101 человек, 7 из них посмертно


Следует отметить, что в 1944 году были обнародованы Указы о награждении штурмана истребительного авиаполка майора Николая Дмитриевича Гулаева (за годы войны он произвел 250 боевых вылетов, в 49 воздушных боях лично сбил 55 самолетов противника) третьей «Золотой Звездой», а также ряда летчиков второй «Золотой Звездой», но никто из них не получил наград по причине дебоша, устроенного ими в московском ресторане накануне получения. Указы были аннулированы.



Николай Дмитриевич Гулаев

После войны количество дважды Героев продолжало увеличиваться. В 1948 году подполковник, будущий Главный маршал авиации СССР, Александр Иванович Колдунов был награжден второй медалью «Золотая Звезда». За годы войны Колдунов совершил 412 боевых вылетов, в 96 воздушных боях лично сбил 46 вражеских самолетов.

В сентябре 1957 года известному летчику Владимиру Константиновичу Коккинаки за испытания авиационной техники было присвоено звание дважды Героя Советского Союза, первое он получил еще в 1938 году.

Всего дважды Героями Советского Союза стали 154 человека


Маршалы Советского Союза Семен Константинович Тимошенко, Родион Яковлевич Малиновский, Иван Христофорович Баграмян, Кирилл Семенович Москаленко и Матвей Васильевич Захаров получили вторую «Золотую Звезду» после войны в связи с различными юбилеями, а Адмирал Флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков, Маршалы Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов и Андрей Антонович Гречко вообще стали дважды Героями только в мирное время.


Г. Т. Береговой на марке Почты СССР

В ноябре 1968 года летчик-космонавт Георгий Тимофеевич Береговой был удостоен звания дважды Героя Советского Союза, причем первую награду он получил в годы Великой Отечественной войны за 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. В 1969 году появились первые космонавты — дважды Герои, получившие обе «Звезды» за космические полеты: полковник Владимир Александрович Шаталов и кандидат технических наук Алексей Станиславович Елисеев (Указ от 22 октября). В 1971 году они оба первыми в мире совершили космический полет в третий раз, но третьих «Золотые Звезд» им не дали: возможно, потому что этот полет явился неудачным и был прерван на второй день. В дальнейшем космонавты, совершившие третий и даже четвертый полет в космос, дополнительных «Звезд» не получали, а награждались орденом Ленина. Всего 35 человек получили звание дважды Героя за освоение космоса.

Последним дважды Героем стал командир танковой бригады генерал-майор Ази Агадович Асланов, награжденный вторым званием посмертно (Указ от 21 июня 1991 года).

А. И. Покрышкин — первый трижды Герой Советского Союза


Всего дважды Героями Советского Союза стали 154 человека. Подавляющее большинство из них — 71 человек — летчики, 15 танкистов, 3 моряка, 2 партизана. Единственная среди дважды Героев женщина — летчик-космонавт Светлана Евгеньевна Савицкая, дочь дважды Героя Советского Союза маршала авиации Евгения Яковлевича Савицкого.


Светлана Евгеньевна Савицкая

19 августа 1944 года первым трижды Героем Советского Союза стал полковник Александр Иванович Покрышкин, который за годы войны совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, лично сбил 59 самолетов противника. В 1945 году трижды Героями стали Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, получивший к 60-летию со дня рождения четвертую «Звезду» (Указ от 1 декабря 1956 года), и гвардии майор Иван Никитович Кожедуб.

После войны в связи с различными юбилеями трижды Героем стал Маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденный и четырежды Героем Леонид Ильич Брежнев.

Григо́рий Пантеле́евич Кра́вченко (27 сентября (10 октября) 1912, село Голубовка, Екатеринославская губерния - 23 февраля 1943, посёлок Синявино, Ленинградская область) - генерал-лейтенант авиации, лётчик-ас. Вместе с Грицевцом С. И. первый дважды Герой Советского Союза (1939). Родился 27 сентября (10 октября) 1912 года в селе Голубовка Новомосковского уезда Екатеринославской губернии (ныне Новомосковский район Днепропетровской области) в семье крестьянина-бедняка. Украинец В 1930 году окончил школу крестьянской молодёжи и поступил в Пермский землеустроительный техникум, который вскоре был переведён в Москву. После первого курса Московского землеустроительного техникума в 1931 году был призван в Красную Армию. В этом же году вступил в ВКП(б). В авиации Когда зимой 1931 года было опубликовано обращение IX съезда ВЛКСМ с призывом «Комсомолец - на самолёт!», ответ советской молодёжи был единодушный «Дадим 100 000 лётчиков!». Григорий воспринял призыв как лично к нему обращённый и подал заявление с просьбой направить его в авиацию. По спецнабору ЦК ВКП(б) в мае 1931 года он был направлен в 1-ю военную школу лётчиков им. тов. Мясникова в Каче. В авиашколе он освоил самолёты У-1 и Р-1. Учебную программу настойчивый и дисциплинированный курсант прошёл за 11 месяцев. В 1932 году по окончании Качинской военной авиационной школы имени А. Ф. Мясникова остался в ней работать как лётчик-инструктор. В 1933-1934 гг. служил в 403-й ИАБ, которой командовал комбриг П. И. Пумпур. Быстро освоил истребители И-3, И-4, И-5. С 1934 года служил под Москвой в 116-й истребительной эскадрилье особого назначения под командованием полковника Томаса Сузи. Был командиром звена. Эскадрилья выполняла спецзадания НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях динамореактивных авиационных пушек Курчевского АПК 4-бис на самолётах И-Z (N 13535). За успехи по службе был награждён 25 мая 1936 года орденом «Знак Почёта». В августе 1936 года награждён грамотой ЦК ВЛКСМ и Центрального Совета Осоавиахима СССР за отличную работу по подготовке и проведению авиационного праздника, состоявшегося 24 августа 1936 года. Участие в боевых действиях в Китае и на Халхин-Голе Старший лейтенант Кравченко участвовал в боевых действиях в Китае с 13 марта по 24 августа 1938 года. Летал на И-16 (76 часов боевого налёта). 29 апреля сбил 2 бомбардировщика, но был подбит и сам, с трудом посадил машину на вынужденную и более суток добирался до своего аэродрома в Наньчан. 4 июля, прикрывая выбросившегося с парашютом Антона Губенко, так прижал японский истребитель, что тот врезался в землю. После перелёта группы в Кантон, Кравченко участвовал в налёте на аэродром противника. 31 мая 1938 года уничтожил 2 самолёта при отражении вражеского налёта на Ханьхоу. Спустя несколько дней уничтожил в одном бою сразу 3 истребителя противника, но был сбит и сам. Летом 1938 года над Ханьхоу одержал последнюю победу - сбил бомбардировщик. Всего же в Китае он сбил около 10 вражеских самолётов, был награждён орденом Красного Знамени. В конце декабря 1938 года Кравченко присвоено внеочередное воинское звание майор. Он продолжил летно-испытательную работу в НИИ ВВС в отряде Стефановского. Провёл государственные испытания истребителей: И-16 тип 10 с крылом «М» (декабрь 1938 года - январь 1939 года), И-16 тип 17 (февраль-март 1939 года). Провёл ряд испытательных работ на истребителях И-153 и ДИ-6. 22 февраля 1939 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия «Золотая Звезда» ему была вручена медаль № 120.29 мая с Центрального аэродрома им. Фрунзе группа из 48 летчиков и инженеров, имевших боевой опыт, во главе с заместителем начальника Управления ВВС комкором Я. В. Смушкевичем вылетела на 3-х транспортных самолётах «Дуглас» по маршруту Москва - Свердловск - Омск - Красноярск - Иркутск - Чита для укрепления частей, участвующих в советско-японском конфликте у реки Халхин-Гол. Провожать их приехал К. Е. Ворошилов, который запретил вылет, пока не доставили для всех парашюты. 2 июня 1939 года Кравченко прибыл в Монголию и был назначен советником в 22-й истребительный авиационный полк (базировался на Тамсаг-Булак). После гибели в бою комполка майора Н. Г. Глазыкина, а затем помкомполка капитана А. И. Балашева, был назначен командиром полка. Лётчики полка уничтожили в воздухе и на земле более 100 вражеских самолётов. Сам Кравченко с 22 июня по 29 июля провёл 8 воздушных боёв, сбил 3 самолёта лично и 4 в группе, в том числе известного аса майора Маримото. Участвовал в 2-х штурмовых ударах по аэродромам противника, в которых под его командованием, на земле и в воздухе, было уничтожено 32 самолёта противника. 10 августа за мужество в боях с агрессорами Президиум Малого Хурала МНР наградил Григория Пантелеевича Кравченко орденом «Красного знамени за воинскую доблесть». Орден вручил Маршал МНР Хорлогийн Чойбалсан.

Маршал Монгольской Народной Республики Хорлогийн Чойбалсан с советскими лётчиками, награждёнными за участие в боях наХалхин-Голе, 1939.

Маршал Монгольской Народной Республики Хорлогийн Чойбалсан. 29 августа 1939 года майор Кравченко Григорий Пантелеевич был во второй раз удостоен звания Героя Советского Союза (медаль № 1/II). Г. П. Кравченко и С. И. Грицевец стали первыми дважды Героями Советского Союза. Кроме самого Кравченко, ещё 13 лётчиков 22-го ИАП было удостоено звания Герой Советского Союза, 285 человек - награждены орденами и медалями, а полк стал Краснознамённым. 12 сентября 1939 года группа Героев Советского Союза на 2-х транспортных самолётах вылетела из района реки Халхин-Гол в Москву. В Улан-Баторе советских лётчиков приветствовал маршал Чойбалсан. В их честь был дан обед.14 сентября 1939 года героев Халхин-Гола встречали в Москве представители Главного штаба ВВС и родные. В Центральном Доме Красной Армии состоялся торжественный обед. 15 сентября 1939 года отбыл в Киевский военный округ для участия в операции по освобождению западных областей Украины в должности советника авиационной дивизии. 2 октября 1939 года майор Г. П. Кравченко был отозван из Киевского военного округа и назначен начальником отдела истребительной авиации Главного управления ВВС РККА. Кравченко была выделена квартира в Москве на Большой Калужской улице (ныне Ленинский проспект). Родители, младшие брат и сестра переехали к нему. 4 ноября 1939 года впервые в стране вручались Героям Советского Союза медали «Золотая Звезда». Первому в стране и сразу две медали «Золотая Звезда» Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Иванович Калинин прикрепил на гимнастерку Григорию Пантелеевичу Кравченко. 7 ноября 1939 года он был ведущим пятерки истребителей и открывал воздушный парад над Красной площадью. В ноябре 1939 года Кравченко был выдвинут кандидатом в депутаты Московского областного Совета депутатов трудящихся (в декабре был избран). Советско-финская война Участник советско-финской войны 1939-1940 годов. Первоначально авиагруппа Кравченко (или Особая авиагруппа) состояла из двух полков - бомбардировщиков СБ и истребителей И-153 и дислоцировалась на острове Эзель (Даго) в Эстонии, но постепенно увеличилась до 6 авиаполков (71-й истребительный, 35-й, 50-й и 73-й скоростные бомбардировочные, 53-й дальнебомбардировочный и 80-й смешанный авиаполки). В оперативном отношении бригада подчинялась начальнику ВВС РККА комкору Я. Смушкевичу. Во время боевых действий эта бригада часто помогала 10-й смешанной авиабригаде ВВС КБФ при организации совместных ударов по финским портам и броненосцам. Распределение целей между бригадами было таким: 10-я бригада бомбила порты западного и юго-западного побережья Финляндии, а также транспорты и боевые корабли противника в море, а группа Кравченко - населенные пункты в центральной и южной Финляндии. Награждён вторым Орденом Красного Знамени. 19 февраля 1940 года присвоено звание комбриг, в апреле присвоено звание комдив. Летом 1940 года участвовал в присоединении Эстонии. В мае-июле 1940 года - начальник отдела истребительной авиации Лётно-технической инспекции ВВС Красной Армии. Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 4 июня 1940 года Кравченко Г. П. присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации. С 19 июля до ноября 1940 года - командующий ВВС Прибалтийского особого военного округа. С 23 ноября 1940 года - слушатель курсов усовершенствования начальствующего состава при академии Генерального Штаба. В марте 1941 года, после окончания КУВНАС, он был назначен командиром 64-й иад Киевского Особого военного округа (12-й, 149-й, 166-й, 246-й и 247-й ИАП), которой командовал вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война С началом войны с Германией после гибели руководства 11-й смешанной авиационной дивизии Западного фронта 22 июня 1941 года назначен командиром этой авиадивизии, в июле-августе 1941 года участвовал в Смоленском сражении (11-я авиадивизия была придана 13-й армии Центрального, затем Брянского фронта). С 22 ноября 1941 года по март 1942 года - командующий ВВС 3-й армии Брянского фронта. Затем, в марте-мае 1942 года - командир 8-й ударной авиационной группы Ставки Верховного Главнокомандования (Брянский фронт). С мая 1942 года формировал 215-ю истребительную авиационную дивизию, и в качестве её командира участвовал в боях на Калининском (ноябрь 1942 - январь 1943) и Волховском (с января 1943 года) фронтах. 23 февраля 1943 года в воздушном бою Кравченко сбил «Фокке-Вульф 190», однако его самолёт Ла-5 загорелся. Перелетев через линию фронта, Кравченко не смог дотянуть до своего аэродрома и был вынужден покинуть самолёт, но парашют не раскрылся, вытяжной трос, с помощью которого открывается ранец парашюта, перебило осколком, и он погиб. Урна с прахом захоронена в колумбарии в Кремлёвской стене 28 февраля 1943 года. Общее число побед, одержанных Г. П. Кравченко, ни в одном из источников не приводится (за исключением книги П. М. Стефановского «300 неизвестных», где указано 19 побед, одержанных в боях с японцами. Возможно, эти цифры отражают его общий итог боевой деятельности). Согласно некоторым мемуарным источникам, в своём последнем бою он одержал сразу 4 победы (3 самолёта сбил пушечным огнём, ещё один - умелым маневром вогнал в землю). Некоторые западные источники указывают на 20 побед, одержанных в 4-х войнах.

Летчике Амет-Хан-Султане. Как воевал, чем занимался после войны, как погиб.

Имя Амет-Хан-Султана известно сегодня немногим. А это дважды Герой Советского Союза. Летчик-истребитель родом из крымских татар по матери и из лакцев Дагестана по отцу. Сражался храбро. Однажды таранил немецкий Ю-88D-1 над Ярославлем, спасся на парашюте. Летал тогда на «Харрикейне». Воевал в небе Сталинграда. Был сбит, но уцелел. Воевал на многих типах самолетов от И-15 до «Аэрокобры». В вылетах на свободную охоту искал в небе фашистских асов вместе с товарищами-летчиками. В 1944 году пленил «Физелер-Шторх» заставив приземлиться на советский аэродром. Над Берлином Амет-Хан-Султан летал уже на Ла-7, тогда новейшем истребителе. Там же сбил свой последний самолет «Фоке-Вульф-190». Это произошло 29 апреля 1945 г. На следующий день покончил с собой главный фюрер Германии. В 25 лет стал дважды Героем Советского Союза. С 1947 года начал работать летчиком-испытателем, а вскоре получает 3 класс. Через четыре года уже первоклассный летчик-испытатель начал осваивать полеты на сверхзвуке. Со стратегического бомбардировщика Ту-95К им запускались испытательные крылатые ракеты. Принимал участие Амет-Хан-Султан и в испытании катапультных кресел. Однажды случился взрыв в воздухе пиропатрона, пробило топливный бак, керосин хлынул в кабины самолета, летели на УТИ МиГ-15. Амет-Хану удалось приземлиться на аэродром. Он спас парашютиста Головина и свою жизнь. Катапультирование тому было невозможно из-за повреждения направляющей кресла. Хладнокровие помогло бывшему военному истребителю действовать умело и расчетливо в труднейшую минуту.

Очень жаль, что погиб Амет-Хан пятидесятилетним летчиком, испытывая новый реактивный двигатель, который, вероятно, взорвался.в момент выпуска из фюзеляжа и запуска. Его Ту-16 упал в болото вместе с экипажем.

Сегодня в Алупке стоит самолет Ла-5 памятником знаменитому асу. На борту его нарисовано белой краской 25 звездочек. Это по числу уничтоженных Амет-Ханом противников. На самом деле он сбил только лично 30 самолетов, не считая групповых побед. Провел 150 боев в воздухе.

В детстве будущий летчик смотрела на полет парящих над горами орлов. Отучился в «ремеслухе», начал работать слесарем, а затем и подручным котельного в депо, одновременно занимался и в аэроклубе города Симферополя. В Качинскую школу летчиков поступил в 1939 году, сразу определившись в истребительную авиацию. Хорошая реакция и отличное зрение способствовали этому. А бедовый характер летчику-истребителю не помеха, а подмога. Начало войны встретил в Одесском военном округе. Пилотировал тогда биплан И-153 (прозвище самолета было «Ласточка»). Разбил на нем колонну фашистских войск у Кишинева при штурмовке. Осенью 1941 года переучился на английский самолет модели «Харрикейн». После тарана над Ярославлем «Юнкерса» выпрыгнул с парашютом и приземлился у деревни Дымокурцы. Разбил при таране голову. Выскочили и немцы из своего бомбардировщика с парашютами, угодили в Волгу, но были пойманы советскими солдатами. За воздушный таран Амет-Хан-Султана наградили именными часами и орденом . Воюя на Як-7А под Сталинградом, летчик сбил несколько самолетов противника, среди них был и Ме-109. На досуге в перерыве между боями Амет-Хан увлеченно играл в шахматы. В небе же этот человек обыгрывал по пилотажу немецких асов, фон баронов, так как сам был Султан. В победу над Германией он внес свою лепту, весьма ощутимую.

С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. По сентябрь 1942 года сражался в составе 4-го ИАП (летал на И-153, «Харрикейне» и Як-7), затем — до конца войны в составе 9-го Гвардейского ИАП (на Як-1, «Аэрокобре» и Ла-7).

К августу 1943 года командир эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого Гвардейского авиационного полка (6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная Армия, Южный фронт) Гвардии капитан Амет-Хан Султан совершил 359 боевых вылетов (из них 110 в небе Сталинграда), провёл 79 воздушных боёв, в которых сбил 11 самолётов противника лично и 19 — в составе группы.

24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны произвёл 603 боевых вылета, в 150 воздушных боях лично сбил 30 и в группе 19 самолётов противника.

29 июня 1945 года помощник командира 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка (1-я Воздушная армия) Гвардии майор Амет-Хан Султан награждён второй медалью «Золотая Звезда».

После войны поступил в Академию ВВС, но вскоре ушёл и стал работать лётчиком-испытателем (всего освоил около 100 машин). В 1946 года — Гвардии подполковник. В 1947 году получил звание «Лётчик-испытатель 1-го класса». В 1952 году удостоен Сталинской премии.

В 1961 году присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». Погиб в испытательном полёте 1 февраля 1971 года.

Награждён орденами: Ленина (трижды), Красного Знамени (пять), Александра Hевского, Отечественной Войны 1-й степени, Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями. Почётный гражданин города Ярославля. Навечно зачислен в списки воинской части. Бронзовый бюст Героя установлен на родине, мемориальная доска — в городе Каспийске Дагестанской АССР. Его имя носят школы № 27 в Махачкале и № 8 в Каспийске. Родные Героя живут в Москве.