Книжки для чтения дошкольникам. Что читать дошкольникам? Былины о богатырях

Коэффициент полезности от совместного с ребенком чтения очень велик: польза несоизмеримо высока в соотношении с затратами времени, правда с обязательным условием систематичности этих затрат.

И польза не только в формировании и развитии умственного и эмоционального потенциала ребенка, но и в закладке базовых принципов выстраивании отношений ребенка с обществом в целом, и с различными представителями общества в частности.

На примерах героев книг легче объяснить, что такое добро и зло, плохие и хорошие поступки.

Где вы еще возьмете столько примеров?

Только книги должны соответствовать возрастным интересам и потребностям ребенка. Ведь они развивают воображение, кругозор, умение фантазировать, учат дружить, любить, сопереживать, мечтать, шутить.

Книги не должны быть пустыми и, тем более, вредными.

Можно, конечно, ограничиться показом мультфильмов и фильмов, но так вы познакомите ребенка с фантазией режиссера. Через прочтение книг вы проложите дорогу развитию его собственной фантазии, а потом уже предложите сравнить с фантазией режиссера.

Значение сказок

Начинайте приобщать ребенка к чтению с народных сказок. В них четко разделены понятия добра и зла, плохого и хорошего, они не спутаны, а ярко выражены и понятно вырисованы, что соответствует уровню развития сознания детей 3-4 лет.

В народных сказках как бы законсервирована житейская мудрость наших предков, они учат, что добро и зло обязательно получают по заслугам.

Конечно, в жизни все сложнее, зло не так явно проявляет себя, а часто скрывается под личиной добра. Но понимание этого должно приходить вовремя, не торопите время. Не игнорируйте сказки, даже если они вам кажутся несовременными. Они закладывают ребенку азы понятий, на которых базируются основные представления о человеческих чувствах, о принципах выстраивания взаимоотношений между людьми.

Выбирайте сказки с качественной подачей: с красивым художественным переводом и литературной обработкой.

Например, сказки Андерсена без обработки не адаптированы под восприятие современных детей. Его поучительные глубокие сказочные истории без обработки подойдут для старшего возраста детей, если ребенок сам сможет посмотреть на историю сквозь призму современной реальности, и если ему это будет интересно.

Обязательно возьмите на заметку:

Одни из лучших и известных переводчиков детских книг:

  • Корней Чуковский.
  • Николай Чуковский (сын Корнея Чуковского).
  • Борис Заходер.
  • Самуил Маршак (переводы детской, и не только, поэзии).

Один из самых известных пересказчиков сказок – Алексей Толстой.

Это писатели-классики. Их произведения и переводы относятся к прошлому веку. Но ведь понятия добро и зло тоже можно отнести к классике, они не стареют. Их произведения познакомят ребенка с классическим литературным языком и образным художественным стилем написания.

И помните: книги, как и любые знания, должны соответствовать возрасту.

Народные сказки

Народные русские сказки в обработке Алексея Толстого.

Их много, самые известные:

  • «По щучьему веленью».
  • «Царевна-лягушка».
  • «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
  • «Морозко».
  • «Иван царевич и серый волк».
  • «Пузырь, соломинка и лапоть».
  • «Мужик и медведь».
  • «Гуси-лебеди».

Былины о богатырях.

В литературной обработке Александра Афанасьева:

  • «Алеша Попович».
  • «Илья Муромец и змей».
  • «История о славном богатыре Илье Муромце и Соловье-разбойнике».
  • «Никита Кожемяка».
  • «Перышко Финиста ясна сокола».
  • «Покатигорошек».

Также много известных русских народных сказок: и про Елену Прекрасную, и про Кощея Бессмертного, и про Иванушку-дурачка – было пересказано Александром Афанасьевым.

В литературной обработке Ирины Карнауховой:

  • «Вольга Всеславьевич».
  • «Микула Селянинович».
  • «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
  • «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».
  • «Как Илья из Мурома Богатырем стал».
  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
  • «Про прекрасную Василису Микулишну».
  • «Святогор-богатырь».

В данной обработке былины поданы простым и доступным для детского восприятия языком.

Сказки народов мира.

  • Сказки славянских народов:
  1. Украинские;
  2. белорусские;
  3. молдавские.
  • Сказки народов севера.
  • Сказки народов востока, самые известные из которых представлены в серии сказок «Тысяча и одна ночь».
  • Скандинавские сказки.

Завершите знакомство с народными сказками просмотром мультфильмов. Например, мультипликационные сказки из цикла «Гора самоцветов» познакомят ребенка с современной интерпретацией не только русских сказок, но и сказок других народов.

Истории в стихах

Стихи легко воспринимаются и записываются в детской памяти. Самые интересные отрывки пробуйте с ребенком учить наизусть.

  • Для детей младшего возраста.

Корней Чуковский. Сказки в стихах:

  1. «Айболит».
  2. «Муха-цокотуха».
  3. «Тараканище».
  4. «Краденое солнце».
  5. «Мойдодыр».
  6. «Федорино горе».

Самуил Маршак. Детские стихи:

  1. «Детки в клетке».
  2. «Вот какой рассеянный».
  3. «Сказка о глупом мышонке».
  4. «Багаж».
  5. «Веселая азбука».
  6. «Веселый счет».
  7. «Урок вежливости».
  8. Английские и шотландские баллады и стихи. Одна из самых известных – «Дом, который построил Джек».

Сергей Михалков. Детские стихи и басни:

  1. «А что у вас?»
  2. «Дядя Степа».
  3. «Как старик корову продавал».

Александр Пушкин. Сказки:

  1. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  2. «Сказка о царе Солтане».
  3. «Сказка о золотом петушке».
  4. «Сказка о золотой рыбке».
  5. «Сказка о попе и работнике его Балде».
  6. «У Лукоморья дуб зеленый».

Продлите удовольствие от знакомства с творчеством Пушкина мультипликационными экранизациями этих сказок, и тогда они останутся в памяти ребенка на всю жизнь.

Мировая классика

  • Для детей младшего возраста.

Шарль Перро. Сказки:

  1. «Золушка или хрустальная туфелька».
  2. «Кот в сапогах».
  3. «Спящая красавица».
  4. «Мальчик с пальчик».
  5. «Ослиная шкура».
  6. «Красная шапочка».

Братья Гримм. Немецкие народные сказки в литературной обработке братьев Гримм:

  1. «Белоснежка и семь гномов».
  2. «Бременские музыканты».
  3. «Храбрый портняжка».
  4. «Госпожа Метелица».
  5. «Король Дроздобород».
  6. «Рапунцель».
  7. «Волк и семеро козлят».
  8. «Горшочек каши».

Ганс Христиан Андерсен. Самые известные сказки:

  1. «Снежная королева».
  2. «Дюймовочка».
  3. «Дикие лебеди».
  4. «Русалочка».
  5. «Принцесса на горошине».
  6. «Огниво».
  7. «Стойкий оловянный солдатик».
  8. «Свинопас».
  9. «Гадкий утенок».

Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» в литературной обработке Алексея Толстого:

  1. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Джанни Родари «Приключения Чиполлино».

Редьярд Киплинг. Сказки:

  1. «Рикки Тикки Тави».
  2. «Слоненок».
  3. «Кошка, которая гуляла сама по себе».
  4. «Откуда у носорога шкура».
  5. «Откуда взялись броненосцы».
  6. «Отчего у верблюда горб».
  7. «Откуда у кита такая глотка».

Многие из перечисленных сказок имеют не только мультипликационные экранизации, но и свои киноверсии. Интерес к сказкам мировой классики не пропадает, появляются и современные экранизации, например, довольно новый мультфильм «Рапунцель».

Приключенческие истории

С циклами приключенческих историй начинайте знакомить ребенка ближе к 5 годам, когда уровень восприятия, способность запоминать и анализировать, уже более развиты. С них вы можете начинать учить ребенка самостоятельно читать.

Эти сказочные приключения подарят ребенку длительное путешествие в придуманный мир увлекательных историй из жизни героев.

Некоторые из историй вполне могли бы произойти и в его детском мире, а к каждому герою легко подобрать прототип из окружения ребенка, включая его самого.

За время прочтения всех историй из одного цикла ребенок обязательно привяжется к какому-то полюбившемуся персонажу, которому будет и сопереживать, и радоваться вместе с ним.

Это очень напоминает дружескую привязанность. Ребенок будет хотеть возвращаться в мир приключений любимых героев снова и снова, а это поможет зародиться другому желанию – быстрее освоить самостоятельное чтение (из личного опыта).

  1. Юрье Женевьева. Серия приключений «Жили-были кролики» с очень «живыми» иллюстрациями Лоика Жуанниго. Поэтому подойдет для обучения ребенка самостоятельному чтению.
  2. Эдуард Успенский. Серия приключений «Крокодил Гена и Чебурашка».
  3. Алан Милн. Сказки «Винни Пух и все-все-все» с переводом Бориса Заходера.
  4. Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
  5. Джоэль Харрис. Серия приключений Братца Кролика «Сказки дядюшки Римуса» – собранный и литературно обработанный негритянский фольклор.
  6. Редьярд Киплинг. Серия рассказов о Маугли из «Книги джунглей».
  7. Туве Янссон. Серия приключений «Все о мумми-троллях».

После прочтения книг не забывайте знакомить ребенка с их мультипликационными экранизациями.

Русская классика

Знакомство с произведениями русских классиков для вашего ребенка будет очень познавательно и поучительно. Через их произведения, как через «окно», ребенок сможет заглянуть в прошлые века, познакомиться с жизнью людей того времени и услышать сказочные, и не только, истории, рассказанные классическим художественным языком. Он окунется в атмосферу тех времен, проникнется теми же чувствами, что и дети многих поколений. Ведь главные чувства и понятия не меняются ни с годами, ни даже с веками, они понятны и детям нашего времени.

Предложенные произведения рассчитаны на детей дошкольного возраста, поэтому начинайте знакомить с ними ребенка с 5 лет.

Лев Толстой. Притчи, басни и сказки. Известные рассказы:

  • «Лев и собачка».
  • «Два брата».
  • «Акула».
  • «Котенок».

Сергей Аксаков. «Аленький цветочек».

Всеволод Гаршин. Самая известная сказка – «Лягушка-путешественница».

Дмитрий Мамин-Сибиряк. Самая известная сказка – «Серая шейка».

А еще ваши совместные теплые литературные вечера останутся добрым и светлым воспоминанием в его сердце. В этом и заключается главное волшебство книг.

Живое общение с книгой, которую малыш "читает" с мамой - весомый шаг к развитию его образного мышления и интеллекта. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. С помощью печатного слова родители могут найти самый короткий путь к пониманию малышом, что такое доброта, щедрость, благородство, настоящая дружба.

Знакомство с книгами от 0 до 5-6 месяцев

Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у малыша формируются жизненно важные эмоции.

Книжки-игрушки от 6 месяцев до года

С 5-6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками - ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Наступает время знакомства малыша с книжками-игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Ребенок может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать ее на вкус и рассматривать картинки. Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой.

Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности "говорящие". Например, корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собачка - гавкать. И мама должна помочь малышу научиться правильно с ними "общаться": возьмите малыша на руки, вместе перелистывайте книгу, рассматривайте ее, вместе нажимайте на звучащие приспособления и радуйтесь. Дети до года способны концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд, поэтому для ребенка этого возраста можно купить несколько ярких книг. Они должны находиться в зоне досягаемости малыша, тогда он с удовольствием будет тянуться от одной к другой. Если вы заметите, что интерес ребенка к книгам остыл, уберите их и предложите новые. Через какое-то время кроха с удовольствием будет снова рассматривать "старые" книги.

Книжки-игрушки могут быть с текстом и без него. Текст, в свою очередь, должен быть небольшим и ритмичным - например, в виде небольших певучих четверостиший. Читать их надо нараспев и с хорошо выраженной интонацией.

Сейчас на книжном рынке много таких книжек. Выбирая их, помимо всего прочего, нужно обращать внимание, соблюдаются ли предъявленные к таким изданиям гигиенические требования. В первую очередь посмотрите на материал, из которого они изготовлены, - он должен быть безопасным для ребенка, прочным и, желательно, моющимся.

Книги от 1 до 2 лет

В возрасте от года до 2-х лет в лексиконе ребенка появляются все новые и новые слова. Малышу приходится их систематизировать, сопоставляя с конкретными объектами и запоминая по-своему. Чтобы в сознании ребенка образовалась прочная связь между предметом и его "именем", требуется многократное повторение этой цепочки: "предмет - его название". И здесь снова на помощь приходит умная, добрая книжка.

В этом возрасте многие дети особенно любят книжки про животных. Изучая их, ребенок может влюбиться, например, в кошку и какое-то время совсем не будет замечать изображенных в книжке других животных. Он будет вновь и вновь с радостью перелистывать страницы своих книг, выискивая в них именно кошек. Такую "любовь" можно использовать для расширения кругозора ребенка - например, рассказать, где живет кошечка, чем она питается, какие у нее привычки. Так у ребенка формируется первый осознанный интерес к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний.

Годовалому ребенку уже пора осваивать и коротенькие простенькие сказки с бесконечными повторами - "Колобок" ("Я от бабушки ушел…"), "Репка" ("Тянем - потянем") и другие. Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного.

В возрасте до 2-х лет продолжают играть большую роль иллюстрации - зрительные образы и слова постепенно становятся для малыша одним целым, а это уже основа развития наглядно-образного мышления. Рисунки из первых книжек помогают формировать у ребенка точное представление о мире, в который он пришел. Вот почему книжки для этого возраста должны быть хорошо иллюстрированы. А взрослым необходимо помочь ребенку соединить картинку и текст воедино. При покупке самой книги или сборника сказок и стихов обратите внимание на их художественное оформление. Книги для малышей должны содержать минимум текста и максимум иллюстраций. Самое главное требование к рисункам в книгах для маленьких детей - чтобы картинка была крупной, красочной, живописной, а главное - понятной малышу. Если кроха не поймет, что изображено на иллюстрациях, он потеряет интерес к этой книге.

Например, когда мама или папа прочтут текст, они рассматривают иллюстрации к тексту и задают ребенку примерно такие вопросы: "Кто здесь нарисован? Ты помнишь, мы о нем сейчас читали?". Можно купить кукольный театр, тогда можно будет читать текст и одновременно показывать персонажи сказки. С этой же целью следует в первую библиотечку малыша добавить книжки с объемными картинками. Пока ушки малыша с лушают сказку, его подвижные пальчики открывают и закрывают дверь избушки, катят по дорожке колобка, гладят пушистую спинку лисички. Нужно только следить за тем, чтобы действия малыша соответствовали читаемому в этот момент тексту, - тогда кроха лучше усвоит содержание и не потеряет интерес к самому процессу чтения. Следите также за выражением его глаз и мимикой. Эмоции ребенка расскажут вам о многом: что его удивило, обрадовало, испугало. Наблюдательная мама после таких занятий сможет сделать кое-какие выводы о характере подрастающего человечка (насколько он чувствительный, боязливый, восприимчивый и т. д.).

Когда вы садитесь c ребенком читать книжку, не забудьте вначале создать соответствующую этому занятию атмосферу - ничто не должно отвлекать внимание малыша от чтения. Для усиления эмоционального восприятия текста иногда можно поставить негромкую классическую музыку - подберите ее заранее, чтобы она подошла по интонации к читаемому произведению.

Ребенок в возрасте от года до двух лет может рассматривать книгу 10-20 минут, но не заставляйте его это делать насильно, иначе вызовете отвращение к книгам.

Чтение от 2-х до 3-х лет

Двухлетний ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги. Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки - неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью маминых движений узнает, что такое неуклюжесть. После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку - в этом возрасте ему очень нравится быть "повторюшкой": попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой…

К трем годам малыш уже неплохо говорит и превращается в настоящего почемучку - вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения, только не переусердствуйте. Есть веселый пример: мама, объяснявшая, ребенку, что такое "цокотуха", ушла в такие дебри, что ребенок уснул, не дождавшись любимой сказки. Читайте текст несколько раз - дети любят это. Когда вопросов будет меньше, появляется возможность поработать над содержанием прочитанного.

Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки "читать" самостоятельно.

В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга, - для чего нужны обложка, переплет, титульный лист. Можно рассказать, что у книги, как и у человека, есть свой паспорт - титульный лист, свой фасон одежды - формат, "говорящая обложка", которая рассказывает нам об авторе этой книги, о заглавии. Попросите ребенка описать словами, о чем рассказывает рисунок на обложке, и по нему предположить, о чем эта книга.

Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе. В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречий, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь - не нужно, тогда я почитаю кукле или мишке. Через секунду ребенок скажет: "И мне тоже почитай!". Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому проявляйте свои эмоции правильно и не бойтесь читать крохе "Тараканище" К. Чуковского: это вам, с высоты своего жизненного опыта, страшно. А для ребенка это стихотворение - не более чем веселое представление с бодрым ритмическим рисунком. Дети в этом возрасте не достраивают логическую цепочку и не задумываются, например, о том, что же будет с волками, если они друг друга съедят.

Детские книги с 3-х до 6 лет

В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.

Детская книга - это гармония текста и графики, текста и внетекстовой информации. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний "читаемым". Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное.

В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух. Для его лучшего восприятия читать малышу следует. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:

  • сначала мама "глаза в глаза" читает ребенку текст и не показывает картинок;
  • дальше вместе рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;
  • обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;
  • демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;
  • соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги - с рисунком на обложке
  • следует выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.

Годам к 5-ти некоторые дети начинают читать сами, но форсировать это не стоит - в результате научных исследований доказано, что до 6-летнего возраста у ребенка в основном развивается правое полушарие, которое отвечает за эстетическое развитие, и только потом подключается левое (математическое), отвечающее, в том числе и за чтение.

Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты.

Во-первых, следует учитывать психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы.

В-третьих, прививайте ребенку бережное отношение к книге. Хорошо, если в семье изначально трепетно относятся к книгам. По крайней мере книги должны храниться в определенном месте. Малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, - она "живая", она рассказывает нам много увлекательных историй. Можно ввести дома традицию: каждую новую книгу "приглашайте" в дом как самого дорогого гостя, "усаживайте" на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей. Посмотрите иллюстрации к новой книге, предположите, о ком или о чем в ней пойдет рассказ. Читать же новую книгу следует только тогда, когда ребенок эмоционально готов к В-четвертых, не читайте вместе с ребенком наспех, превратите чтение в некий ритуал. Ребенок может занять удобную для него позу - чаще всего малыши забираются к маме на колени. Посадите его так, чтобы видеть реакцию крохи. Первый раз читайте "глаза в глаза", не отвлекаясь на иллюстрации. Объясните малышу, что книга не любит, когда ее прерывают. Затем рассмотрите картинки и задайте малышу вопросы к ним, попытайтесь выяснить, понял ли он, о чем идет речь, или что-то ему не ясно. Обязательно объясните то, что ребенок не понял, и прочтите текст еще раз.

В-пятых, чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда не принуждайте его к чтению, И не смотрите на часы - руководствуйтесь только тем, заинтересован малыш или уже нет. Никогда не стыдите малыша (особенно в присутствии посторонних) за то, что он уже целую неделю не брал в руки книгу, - это может нанести ему психическую травму. Беспроигрышным вариантом, как и во многих других ситуациях, остается воспитание любовью: листая любимые книжки в обнимку с ребенком, читая, распределив роли вместе с папой, можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями.

Список литературы для детей от 0 до 2 лет:

  1. Любые книги с "правильными" иллюстрациями, моющиеся либо из плотного картона.
  2. Серия "Моя первая книжка": "Это я"; "Животные"; "Машина"; "Счет"; "Слова"; "Ферма"
  3. Серия "Мишутка": "Приятного аппетита"; "Что надеть"; "Любимые игрушки"; "Веселый денек"; С. Козлов. "Я на солнышке лежу".
  4. Серия "Уроки малышам": "Твои игрушки"; "Считалочка"; "Все поет"; "Давай поиграем"
  5. Серия "Топотушки": Р. Сеф. "Кто на кого похож"
  6. Серия "Для самых маленьких": "Сказки в стихах" (А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, К. Чуковский, Э. Успенский, И. Токмакова;
  7. "Репка". Русская народная сказка в обработке А. Толстого, "Снегурочка и лиса" Русская народная сказка из сборника А.Н. Афонасьева.
  8. "Теремок".
  9. В.А. Степанов. "Как живете? Что жуете?"
  10. Б.Заходер. "Песенки Винни-Пуха".

Список литературы для детей от 2-х до 4-х лет

  • "Золотая книга для детей" "Репка". Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
  • "Колобок". Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. А Савченко;
  • "Петушек и бобовое зернышко". Русская народная сказка в обр. О.Капицы. рис. М. Рудаченко;
  • С. Маршак. "Детки в клетке", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
  • В. Сутеев. "Цыпленок и утенок "; "Под грибом";
  • Л.Толстой "Три Медведя", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
  • С. Михалков."Упрямый лягушонок", рис. В. Сутеева;
  • С. Михалков. "Мой щенок", рис. В. Сутеева;
  • С. Маршак. "Сказка о глупом мышонке";
  • С. Маршак. "Сказка об умном мышонке", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
  • К. Чуковский. "Телефон", рис. В.Канашевича;
  • "Гуси-Лебеди". Русская народная сказка в обр. Л. Елисеевой;
  • К. Чуковский. "Муха-цокотуха", рис. В. Конашевича;
  • К. Чуковский. "Тараканище", рис. В. Конашевича;
  • К. Чуковский. "Крокодил", рис. В. Сутеев;
  • В. Сутеев. "Дядя Миша", рис. В. Сутеев;
  • Б. Заходер. "Мишка-Топтыжка", рис. Г. Бедарева;
  • А.С. Пушкин. "Лукоморье";
  • И.А. Ищук. Читаем по картинкам,
  • В.Н. Косыгина. "Тру-ля-ля", Артикуляционная гимнастика,
  • С. Маршак. "Веселый счет";

Список литературы для детей от 3-х до 6 лет

К вышеперечисленным произведениям прибавляются:

  1. "Красная Шапочка", пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа..
  2. "Три поросенка", пер. М. Тарловского, рис. Т. Вульфа.
  3. "Кот в сапогах" пер. Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа.
  4. "Золушка", перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа.
  5. "Спящая Красавица", пересказ Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа.
  6. "Оловянный солдатик", пересказ С. Летовой, рис. Т. Вульфа.
  7. "Русалочка", перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа.
  8. "Огниво", пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа.
  9. "Новогодняя сказка", изд-во "Самовар",1996 год.

Александра Морозова - дошкольный педагог,
Ирина Александрова - филолог, преподаватель высшей категории

Два главных компонента успеха – личный пример, и правильно подобранные книги. С личным примером все ясно.

Давайте разбираться с хорошими книгами. В продолжение темы вышла статья: « ». Над списком пришлось потрудиться, так как выделить всего 10 книг было ох как не просто.

На самом деле хороших книг очень много. Просто предпочтения у всех разные.

В помощь родителям я готовлю книжные списки по возрастам. Рассказываю только о тех книгах, которые мы читали сами, чтобы писать объективно.

Сегодня речь пойдет о книгах для детей 6-7 лет. А это уже старшие дошкольники или младшие школьники. Многие дети в этом возрасте уже умеют читать самостоятельно.

Отмечу, что разделение по возрасту – очень условное. То, что одному интересно в 5 лет, другому не интересно и в 9. Но я уверена, что вы найдете в нашем списке книги, которые обязательно заинтересуют вашего ребенка.

Список составлен на основе предпочтений нашей старшей дочки Анюты. Здесь только её любимые книги, прочитанные или перечитанные в этом возрасте.

Книги о жизни и взаимоотношениях детей

Подборка книг о детях разных возрастов – дошкольниках и школьниках. О реальных детях и волнующих их проблемах. О детских радостях и переживаниях, о проделках, о друзьях.

Нажимая на картинку – вы попадете на мой обзор книги, или на страничку книги в Лабиринте.

Для первоклассников интересны будут книги о школе: это «Первоклассница » Евгения Шварца о девочке Марусе и первых школьных радостях и трудностях, «О чем думает моя голова» Ирины Пивоваровой — о проказнице и веселушке Люсе Синициной — поучительная книга с искрометным юмором, а всем известные «Денискины рассказы » Виктора Драгунского.

О Записках для потомков я рассказывала уже не раз, отмечу только что первая книга о каникулах Валентинки проведенных в деревне, а вторая книга – о школьной жизни: уроках, друзья, шалостях и даже первой влюбленности.

«Эмиль из Лённенберги» – книга, которую просто не возможно читать без слез. Причем слезы выступают не от печали, а от смеха. Мы с Аней хохотали без перерыва, читая про захватывающие приключения Эмиля. А после прочтения подкрепили книгу фильмом.

«Записки куклы» и «Как жила Тася» – книги о девочках, живших лет 100 назад. О «Записках куклы» читайте мой обзор, кликнув на картинку.

«Как жила Тася» добрая история о дошкольнице Тасе, которая совершая тот или иной поступок, познаёт его правильность или ошибочность с точки зрения православного русского человека. Автор прекрасно раскрывает поступки Таси с позиции ребенка, а не взрослого. Очень рекомендую эту книгу девочкам всех возрастов.

Истории, не заканчивающиеся одной книгой

Яркий пример такой серии — истории про волшебника изумрудного города Александра Волкова. С Аней впервые прочли её в 5 лет, но актуальны эти книги и сейчас (Ане 8 лет).

Практически все вышеперечисленные книги не нуждаются в представлении. Для меня открытием был лишь «Кот да Винчи», современного автора Кати Матюшкиной. Познакомились мы с книгой случайно, но Анютку очень захватил этот увлекательный и смешной детектив.

«Муми тролли» Туве Яннсона — классика, но мне они даются тяжело. Анюта их любит. И прочитала эту толстенную книгу самостоятельно не один раз. Я осилила только «Шляпу волшебника». На нее и дала ссылку на картинке, так как такую книгу как у нас уже найти в продаже сложно.

Первую книгу о приключениях Алисы можно попробовать прочесть в 6-7 лет. Мы начали в 6, и пока не прочитали всю серию – остановиться не смогли. Начинать лучше всего с первой книги «Девочка с Земли». Прекрасную серию книг выпускает ИД Мещерякова, и не сколько не хуже Альфа-книга, но по более бюджетной цене (ссылку на картинке поставила на изд. Альфа-книга).

Приключения Незнайки (начиная со второй части) читаются не просто из-за отголосков коммунизма. И возможно не каждого эта книга увлечет. Но у меня в детстве Незнайка был фаворитом. И Аня очень любит его. Особенно «Незнайку на луне».

Николай Носов создал целый сказочный мир. А какие чудесные изобретения можно встретить во второй книге! Мальчикам они будут особенно интересны.

Книги о Шумсах – написала наша любимая Тамара Михеева. Мы открыли для себя этого автора год назад и с удовольствием читаем все её книги. Шумсы – не исключения. Кто такие Шумсы? Это загадочные жители лесов и парков. Напоминают хоббитов или муми-троллей. Они учат деток доброте, сочувствию и бережному отношению ко всему живому. Об их приключениях вышло 3 книги, и все они замечательные.

Сказочные истории

Джон Толкиен детально придумывает новые миры. И уже в 7 лет можно познакомить ребенка с великолепным произведением Толкиена «Хоббит или туда и обратно ». На меня в детстве эта книга произвела неизгладимое впечатление. Только имейте ввиду что на страницах книги ребенок встретит и гоблинов, и орков и страшного дракона. Если ваш ребенок излишне впечатлителен – лучше предложить ему Хоббита в более позднем возрасте. Я рассчитывала, что мы будем читать книгу вместе, перед сном. Но Анютка, начав ее листать, не смогла остановиться, пока не прочитала от корки до корки. (Книгу с чудесными иллюстрациями, ориентированной на этот возраст уже сложно найти в продаже)

Истории про Питера Пена и Нильса будут интересны как мальчикам, так и девочкам. Тут и захватывающие приключения, и трудности, и дружба. А в Питер Пене и первая влюбленность.

Тутта Карлссон и Людвик 14 – книга на все времена. Книга которую вы полюбите с первой страницы, книга которую захочется перечитывать еще и еще.

Маленькая баба Яга – покажет детям, как хорошо бывает дарить маленькие радости людям. Просто так. Она добрая и веселая, любит хорошие шутки и никогда не обижает детей.

Книгам о таких разных девочках Лоскутике и Рони я посвятила целую статью. Отличные книги, как для девочек, так и для мальчиков.

Необыкновенные приключения Карика и Вали — классика, которая подарит ребенку не только дух приключений, но и много познаний из мира насекомых

Почему то считается, что «Дети синего фламинго » — книга для мальчиков. Она про мальчика. Но девочки, любящие приключенческие книги оценят её по достоинству. Тут и детектив, и фантастика, и героическая история. Такой волшебный коктейль, который не оставил нас равнодушными.

Песочные часы – тоже книга из нашего детства. Главные герои книги обыкновенные школьники, но истории которые происходят с ними – фантастичны. Книга учит помогать людям попавшим в беду.

Азбука вежливости Л. Васильева-Гангнус – этой книге уже более 30 лет, но она не потеряла своей актуальности. Читается – на одном дыхании. Тут и злой волшебник Группи-Группиян, и фея Здрасти, и сказочный город с домами из шоколада, а вместе с ними и сказочная история.

Муфта, Полботинка и Моховая борода — книга очень экологичная, душевная и очень добрая. О ней я писала обзор. Мы впервые прочли о приключениях накситраллей в 4 года. Но Аня перечитывает их самостоятельно и сейчас.

Асиному лету — посвятила отдельную статью. Книга великолепная.

Познавательные книги

И конечно познавательные книги для детей 6-7 лет. На картинках наши самые любимые и актуальные в этом возрасте.

Если вас заинтересует более подробный обзор на ту или иную книгу – пишите в комментариях, и я его оформлю для вас.

Надеюсь, статья была вам полезной, и вы нашли в нашем списке интересные книги для своего ребенка 6-7 лет. Многие из этих книг актуально читать и раньше, а какие-то можно начать и в более старшем возрасте. Например, я с удовольствием прочла всю «Алису» Кира Булычева в 36 лет. И оторваться не могла).

Не нужно иметь диплом о высшем образовании, чтобы понимать, что чтение и развитие ребенка неразрывно связаны. Вся интеллектуальная деятельность человека зависит от того, какими были его первые опыты знакомства с книгами.

Необязательно это должны быть толстые энциклопедии и романы, и речь идет не только о буквенных текстах. Современные книги для детей — это целые произведения искусства со множеством иллюстраций, интерактивных задач и даже звуковым сопровождением.

В этой статье мы поговорим с вами о том, что можно почитать ребенку в 5 лет.

Какие книги интересны детям в 5 лет

Пятилетние дети очень любознательны. Это возраст «почемучек». Им интересно буквально все. Не удивляйтесь, если ваша пятилетка спросит у вас, как появилась Вселенная или почему часовая стрелка идет справа-налево — ребенку интересно даже это. И в таком возрасте хорошо объяснить маленькому исследователю, что ответы на многие интересующие его вопросы знают не только мама и папа — большую часть информации можно почерпнуть из книг. Но для того чтобы у ребенка появилась тяга к поиску ответов на волнующие его вопросы, нужно открыть ему книжный мир. Так с чего же начать, какие книги будут интересны ребенку 5 лет?

Истории с сюжетом

Дети этого возраста очень хорошо запоминают истории с сюжетом. Поэтому предпочтение лучше отдавать сказкам, басням и рассказам с небольшим количеством персонажей, понятных ребенку.

Помните, что книги должны быть иллюстрированными. Лучше, чтобы рисунки были красочными и разноцветными, а не черно-белыми. Перед покупкой книги пролистайте издание и проверьте, соответствуют ли иллюстрации содержанию и логике текста.

Энциклопедии

Вы ошибаетесь, если думаете, что пятилетний ребенок многого может не понять или не запомнить. Как раз-таки этот возраст — самый благоприятный для впитывания информации об окружающем мире, в том числе энциклопедической. Поэтому наравне с сюжетными книгами можно покупать детские познавательные энциклопедии.

Журналы и комиксы

На наш взгляд, это лучшая форма подачи информации ребенку. Во-первых, они хорошо подходят для развлекательного чтения, во-вторых, в них есть игры, всевозможные развивающие задания и вопросы на смекалку.

Особенность журналов и комиксов еще заключается в том, что это периодические издания, то есть ребенку не придется прощаться с любимыми героями — приключения продолжаются в каждом новом выпуске.

Кроме внутреннего содержания изданий для детей обращайте внимание и на формальные стороны:

  • бумага должна быть светлой и плотной, лучше матовой, чтобы не отсвечивала при ламповом освещении;
  • шрифт должен быть достаточно крупным и напечатан только черной краской. Цветными могут быть только заголовки;
  • идеальным форматом являются страницы А4. Не покупайте громоздких и тяжелых изданий.

Для примера рассмотрим несколько журналов разного формата, которые мама может полистать с ребенком перед сном.

«Тридевятое царство»

Главный жанр литературы для ребенка 4-5 лет — это сказка. Стоит только малышу услышать фразу «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве...», и вот он уже, широко раскрыв глаза, замирает в ожидании волшебных приключений.

— место, где живут настоящие чудеса. Персонажи были созданы на основе русских народных сказок: красавица Василиса, умница Любава, храбрец Иван. Такой уклон сделан неслучайно. Сегодня дети смотрят много мультиков, в том числе и зарубежных. Они знают, кто такие фиксики и свинка Пеппа, но не слышали о Змее Горыныче и коте Баюне, а тем не менее очень важно прививать малышам с малых лет любовь к национальной культуре.

Большая часть сюжетных историй в «Тридевятом царстве» подается в виде комикса. Так, мама может листать журнал вместе с ребенком и озвучивать реплики персонажей, а малыш — следить за сюжетом по иллюстрациям.

Истории и приключения не только развлекают, но и учат ребенка новому, расширяют его знания о мире. Например, в одном из номеров рассказывается, как Любава сажала цветы. Ребенок знакомится со словом «палисадник» и узнает, что посадка растений — это целая наука: нужно вскопать огород, посадить семена, поливать их, укрывать от холода.

В процессе знакомства с историями героев ребенку предлагается выполнить несколько заданий. Головоломки, разные по степени сложности, вписаны в сюжет истории. Например, в одном из номеров Любава с друзьями сажает цветы, и чтобы ей помочь, малыш должен найти на картинке топор, лейку, ведро. Таким образом, он развивает умение устанавливать ассоциативные связи между предметами и получает представление о садовом инвентаре.

Задания представлены в разных формах: загадки, раскраски, логические задачки. Они направлены на развитие у ребенка усидчивости, внимания, фантазии. Некоторые задания ненавязчиво учат малыша писать и считать.

«Фантазеры»

Главные герои журнала — простые ребята: Настя, Коля и Вова. Эти персонажи постоянно находят приключения (или они их!) и попадают в забавные ситуации. Попугай Крендель и кот Бутерброд всегда рассказывают поучительные сказки, героев которых после прочтения можно раскрасить карандашами или фломастерами. Истории носят не только развлекательный характер, но и учат различать добро и зло, почитать родителей, не бояться трудностей, быть верным, храбрым и дружелюбным.

Журнал полностью интерактивный: ребенок выполняет задания вместе с главными героями, принимает решения, выбирается из запутанных лабиринтов. Добрые и поучительные истории рассказывают о природных явлениях, жизни животных, истории появления предметов и т.д. Маленький любознайка найдет ответы на все свои вопросы!

«Непоседа»

Дети с малых лет выпрашивают у родителей телефоны и планшеты с целью поиграть. Пятилетние малыши уже хорошо ориентируются в мобильных приложениях, и отвлечь их книгой не так уж и просто. Благодаря «Непоседе» ребенок может использовать гаджеты с пользой.

Важно то, что в журнале используется технология дополненной реальности. Представьте: вы решили почитать ребенку перед сном. Читаете историю, показываете иллюстрацию, наводите на нее телефон — и картинка оживает! Такой формат заинтересует малыша и заставит перелистывать страницы журнала снова и снова.

Журнал будет хорошим подспорьем при подготовке ребенка к школе. К первому классу ребенок должен знать буквы, уметь складывать простые числа. Выкроить время для занятия и усадить ребенка за письменный стол с целью выучить какие-то азы — дело не из легких. С обучение будет проходить само собой. Рассказы, сказки и истории журнала будут развлекать ребенка, в то время как сопутствующие им задания — учить его чему-то новому.