Купание в проруби не поможет смыть грехи. Крещенское купание грехов не смывает

Окунаться в прорубь на праздник Крещения Господня - довольно старая традиция. Писатель Аполлон Коринфский в книге, посвящённой обычаям русского народа, ещё в 1901 году писал: «несмотря на стужу, с древних времён живет в народе обычай купаться в крещенской проруби-иордани».

Богоявление

Крещение – один из двенадцати праздников, установленный в честь описанного в Евангелии события: крещения Христа в реке Иордан. Иоанн Предтеча после долгого поста пришёл с проповедью к Иордану – эта река считалась у иудеев священной, в ней совершались очистительные омовения.

Именно здесь пророк стал проповедовать Царство Божие, призывать к покаянию и крестить людей, омывая их от грехов – это было прообразом того Таинства Крещения, которое существует ныне. Когда к Иордану пришёл Христос, то попросил Иоанна крестить и Его.

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Событие это и сам праздник ещё называют Богоявлением – ведь именно тогда впервые Христос явил себя израильскому народу и тогда же, согласно евангельскому повествованию, Бог явил Себя как Троицу в видимых образах: как Бог Отец, Дух Святой, и Бог Сын.

Праздновать Богоявление стали ещё в апостольские времена, но вместе с Рождеством. Лишь с IV века этот праздник выделился как самостоятельный. В древности в этот день также принято было крестить новообращенных.

Народная традиция, а не Таинство

Религиозные традиции той или иной местности связаны в большей степени с культурными особенностями, нежели с догматикой, и чаще ближе к язычеству, чем к христианству. На Руси связь православной обрядности и языческих суеверий с древнейших времён была довольно прочной.

На Крещение обыкновенно совершалось великое водосвятие больших водоёмов: рек, озёр, колодцев. Во льду прорубалась «иордань» - как правило, в форме креста. После праздничной литургии к ней шли служить молебен, священник опускал в воду крест, испрашивая Божие благословение. После этого народ набирал оттуда освящённую воду, а многие считали обязательным условием купание в проруби, полагая, что так они очистятся от грехов и получат прощение за «святочные бесчинства».

Между Рождеством и Крещением существовал особый период – Святки. В народе считалось, что в это время можно было позволить себе некие «греховные вольности». Святочные обычаи вобрали в себя множество языческих элементов, связанных с празднованием зимнего солнцестояния.

Согласно древним поверьям, в это время исчезала граница между видимым и невидимым миром, а разнообразные «духи» начинали свободно действовать в мире людей - именно отсюда пошла традиция святочных гаданий.

На Руси в эти дни было принято колядовать - надевать «личины» (обычно - страшные маски) и вечерами ходить по домам, где за особое обрядовое угощение гости говорили добрые пожелания хозяевам, пели обрядовые песни. Считалось, что благополучие хозяев дома в будущем зависит от того, насколько щедро они угостят колядующих и угодят их прихотям.

Церковь всегда негативно относилась к подобному «разгулу» в святые дни. Святитель Филарет Дроздов писал: «Дух Христов не враг благозаконных радостей». Ни в коей мере не ограничивая проявления радости, Церковь призывала людей в эти дни не забывать о Христе и, по мере сил, проявлять особую милость – например, делами благотворительности.

Святки венчал собой праздник Богоявления, как бы «закрывая» период весёлого полуязыческого веселья, и, согласно народному поверью, купание в «иордани» якобы смывало с души и тела все «святочные» грехи.

Конечно, ничего общего с христианством эта традиция не имеет, а купание в проруби ни в коей мере не может очистить от грехов – оно не является таинством. Это лишь народный обычай, имеющий корни в языческом прошлом. Согласно учению Церкви, грехи очищаются лишь в таинстве Крещения, Покаяния и Евхаристии при сознательном и вдумчивом участии самого человека. Никаких иных способов получить прощение грехов не существует.

Как минимизировать возможные риски, насколько это «святое дело» и что творилось во время самых ярких «крещенских заплывов» в столице?

Грех водой не смывается!

Как рассказывает прото-иерей Георгий (Ореханов) , празд-ник Крещения очень древний. Скорее всего, именно с 18 на 19 января появилась традиция окунаться в воду. По крайней мере, в песнопениях праздника говорится так - «сегодня освящаются все воды мира». Традиция купания в иордани (проруби в форме креста) возникла уже после прихода христианства на Русь: в Византии определённо с прорубями были проблемы.

Тут что надо иметь в виду? Церковь никогда не заставляла никого прыгать под лёд, это во-все никакой не священный обряд. Главное для православного человека - участие во всех богослужениях праздника. Окунаясь трижды в воду и осеняя себя крестным знамением со словами «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!», человек как бы очищается от грехов. Но не будем забывать, что исповеданные грехи прощаются нам только во время исповеди и только священником...

«Ныряние в прорубь не смывает грехи, - считает иерей Святослав Шевченко . - Это одно из околоязыческих суеверий Руси. По учению Церкви, грех смывается только покаянием, никакой водой, самой холодной, его не сотрёшь... Но людям нравится верить в чудеса. Хотя лучше не в прорубь кидаться, а использовать освящённую священниками воду - например, обтирать ею младенцев, пить натощак или окропить жилище».

Как медведя в прорубь кидали

Но бывали времена, когда «крещенские заныры» в Москве проходили весело и запоминались надол-го. Оказывается, Иван Грозный обожал демонст-рировать иностранным послам доблесть и удальство своих бояр. Для этого заставлял их непринуждённо сбрасывать свои собольи шубы и подчёркнуто весело нырять в прорубь, делая вид, что им всё это легко и просто. Причём необязательно в день Крещения, но и в любой зимний день... Почти сразу после Октябрьской революции ходила такая байка: для гостей из Франции решили спихнуть в крещен-скую лунку... «медведя, сосредоточившего в себе русскую ментальность». Место выбрали подходящее - Москву-реку, недалеко от Кремля ➊. Миша честно в прорубь нырнул, но... не вынырнул. Застрял в лунке. Пришлось ему прорубать новый «доступ к свету»... Говорят, после того медведь две недели воду не пил, даже тёплую.

Ещё одна любимая байка - как Пушкин с друзьями подговаривал исключительно симпатичных барышень купаться на Крещение (непременно голыми) на Университетской набережной ➋. Тех, кто соглашался, ждал сюрприз - портрет в стиле ню от сидящего в кустах поэта. Говорят, что Шаляпин, бывало, рвался в прорубь, но ему не до-зволили рисковать «главным горлом страны»... Ну и любимая столичная легенда - как в 1-970-е гг. ловили в столице «крещенского купальщика» в Серебряном Бору ➌. Для этого в засаде сидели пятеро тепло одетых милиционеров с термосами и бутербродами с сёмгой. По их свистку голый мужчина выскочил из проруби, как дельфин, и побежал, освещая путь преследователям в морозный январ-ский вечер своей заиндевевшей пятой точкой. Скрылся он в одном из элитных серебряноборских домов, где его приветили и обогрели... А пятеро укутанных милиционеров слегли с воспалением лёгких! «На самом деле о преследовании «купальщиков» в Москве я не слышал, потому что явление это не очень было распространено, - вспоминает протоиерей Владимир Вигилянский . - Почему? Да прорубание окошек во льду и ледяное купание считалось фиглярством». Может, и так. Но актёры нескольких столичных театров ныряли в Крещение в прорубь прямо в лицедейских костюмах...

По шею - самое оно!

Хотите окунуться? Врачи МЧС активно призывают придерживаться простых правил.

Итак, окунайтесь только в специально оборудованных, контролируемых спасателями прорубях (их в этом году планируется соорудить в столице порядка 35).

Не прыгайте в прорубь с криком «эге-гей!» непосред-ственно из шубы - сделайте разминку, пробежку, пусть тело к холоду привыкнет.

К проруби подходите в обуви на ребристой, нескольз-кой подошве.

Окунайтесь лучше по шею - ныряние с головой может вызвать спазм сосудов головы.

Нельзя находиться в проруби больше минуты - это переохладит нетренированный организм. Если вы купаетесь с ребёнком, немедленно разо-трите его после погружения махровым полотенцем. Забудьте про алкоголь и сигареты! До и после погружения выпейте фруктовый чай, лучше всего с шиповником.

Не рискуйте окунаться, если у вас гипертония, ревматизм, атеросклероз или туберкулёз. Грустно? Представьте, что вы Шаляпин... Подлечитесь - тогда добро пожаловать в прорубь!

Когда и где набирать святую воду на Крещение, правда ли, что ныряние в крещенскую иордань смывает все грехи и даже порой заменяет таинство крещения? Мифы о крещенской воде развеял пресс-секретарь Благовещенской епархии иерей Святослав Шевченко.

КРЕЩЕНСКАЯ ИЛИ БОГОЯВЛЕНСКАЯ?

Расскажите, в какой день лучше брать святую воду - накануне праздника Крещения, 18 января, или в праздничный день 19-го? Чем эти два вида воды отличаются?

Это одна и та же вода. Исторически было так, что воду набирали и освящали только в Крещенский сочельник, то есть 18 января. В дальнейшем, поскольку было много желающих поучаствовать в богослужении и помолиться за великим чином освящения воды, решили делать это дважды - и 18, и 19 января. В эти дни совершается один и тот же великий чин освящения воды, вся освященная вода имеет одинаковые благодатные свойства. Некоторые разделяют, что освященная 18 января - это богоявленская вода, а 19-го - крещенская. Но это, повторю, одна и та же вода. Богоявление - это синоним Крещения Господня. Это такое околоцерковное суеверие, с которым Церковь сталкивается и пытается бороться. Так что набирайте воду, когда вам удобнее - 18-го или 19-го.

- Есть разница, где набирать воду - освященную в церкви или в иордани?

Роспотребнадзор распространил предупреждение, что по санитарным нормам вода в иордани на Зее для купания пригодна, но не рекомендуется для питья. Хотел бы посоветовать благовещенцам прислушаться к мнению Роспотребнадзора. Во время чина великого освящения вода получает благодатные целительные свойства. Но при этом ни молекулярный, ни бактериальный состав воды не меняется. Если есть в реке нечистоты, они там и остаются. Поэтому нельзя освящать грязные водоемы со стоячей водой.

В этом году владыка Лукиан призывает благовещенцев и гостей города во избежание давок и очередей приходить на службу со своей водой. Как на Пасху люди с куличами выстраиваются возле храма, так и сейчас - мимо людей со святой водой пройдет батюшка и освятит все, что они принесут. По традиции у нас есть договоренность с водоканалом, к храмам будут подаваться цистерны с водой, пригодной для питья, которую будут после освящения разливать верующим.

- Можно ли принести с собой из дома для освящения кипяченую воду?

Кипяченую не нужно, лучше принести обычную питьевую воду. Можно купить пятилитровую бутыль питьевой воды, освятить и использовать.

ЧУДЕСА НА ВОДЕ

Я расскажу два случая, которые свидетельствуют об этом. Одна женщина рассказывала, как она пришла к Богу. В ночь на Крещение она набрала из-под крана воды, полила ею цветок, который цветет раз в 25-30 лет, и он буквально на следующий день начал набирать цвет, а потом распустился, хотя цветы были всего-то год или два назад. Возможно, это было ее персональное чудо, которое было явлено, чтобы она пришла к Богу. Второй случай - об этом рассказывал рыбак, любитель подледного лова на Зее. Рыбак говорил о том, что ежегодно наблюдает одну и ту же картину. В Зее вода обычно мутная, дна не видно, когда он рыбачит. Но за несколько дней до Крещения Господня вода начинает очищаться, и к 18 января становится прозрачной, так что хорошо видно дно. Потом вода снова постепенно становится мутной. Но, несмотря на эти чудесные случаи, Церковь готова поручиться лишь за ту воду, которую освятили в храме, над которой было совершено священнодействие. Возможно, эти чудеса были показаны Богом отдельным людям, чтобы укрепить их приход к вере.

ГРЕХИ СМОЕТ НЕ ПРОРУБЬ, А ИСПОВЕДЬ

- Правда ли, что если искупаться на Крещение в ледяной воде, то смоешь с себя все грехи, накопленные за год?

Конечно же, это неправда. Это одно из околоцерковных суеверий, связанных с языческими корнями Руси. Когда христианство пришло на Русь, оно не насаждало новые формы, а попыталось наполнить старые формы новым содержанием. Иван Купала у нас стал днем Иоанна Крестителя. В колядках языческие тексты заменили славлением Христа. Но есть и обратные вещи, когда люди попытались встроить христианство в языческие понятия, стали на Крещение после 12 часов ночи купаться в проруби. По учению Церкви, грехи смываются только таинством покаяния. Никакой водой, даже холодной крещенской, эти грехи не смоешь. Человек должен чувствовать стыд, раскаяние, и священник должен, накрыв исповедующегося епитрахилью, прочитать тайносовершительную формулу. А освящение воды - это священнодействие, но не таинство, и никакого отпущения грехов ждать не нужно.

- Говорят, что человек, который искупался 19 января в иордани, может считать себя крещеным и носить крестик.

Крещение - это тоже таинство, которое является одним из семи таинств Церкви. Во время крещения необходимо присутствие священнослужителя, который и совершает таинство. Обычный человек не имеет такой власти от Бога, ее имеет священник, она дается при таинстве рукоположения. Во время таинства крещения совершается миропомазание, чего в проруби не произойдет.

МОЖНО ОКРОПИТЬ ПИЩУ И ОГОРОДЫ

- Как можно использовать в домашних условиях святую воду?

Святую воду можно добавлять в пищу - по капельке. Можно обтирать ей ребенка - капнуть на бинтик воды и обтереть младенца. Пьют ее по глотку натощак, при этом читается специальная молитва, ее можно найти в молитвословах или в интернете на православных сайтах.

Крещенская вода - это особая святая вода. Когда на людей накладывали епитимью и лишали их таинства причастия, им вменялось пить крещенскую воду и есть пасхальный артос для духовной поддержки. Крещенская вода имеет особую целительную силу, и капля ее может освятить цистерну.

- Что делать с оставшейся с прошлого года святой водой?

Ею можно полить домашние цветы или цветы на клумбе летом или вылить в природный водоем - в реку или озеро. Только не в канализацию. По свидетельствам людей, крещенская вода может храниться долгое время и не портиться. Но если есть потребность обновить запас крещенской воды, то можно это сделать.

Одной из старинных традиций на Руси является освящение святой воды в самый на реках и прудах. В последние годы эта традиция стала дополняться так называемыми крещенскими купаниями , когда многочисленные паломники, в том числе и разгоряченные алкогольными напитками, бросаются в ледяные «иордани ». Почему у староверов не принято совершать такие «подвиги », а также о других традициях праздника Крещения нам рассказывает настоятель калужской старообрядческой общины.

Какие особенности или традиции праздника Богоявления есть в ваших краях?

Каких-либо особенностей празднования Богоявления в Калужских краях нет. Мы совершаем богослужения, начиная со службы Царских часов. Освящаем воду 5 (18) и 6 (19) января после Литургии в храме. Потом пьем святую воду и кропим ею жилища и прочее. Я думаю, что лучшее прославление праздника не во внешних традициях, а в молитвенном прославлении «нас ради ныне плотию Крещьшагося от Иоанна в водах Иорданских ». Богослужение этого праздника очень глубокое по богословскому содержанию.

Особенно сложны каноны. Их творцы, преподобные Козма Маиумский и Иоанн Дамаскин , дают христианам напряженные богословские уроки. Сказано ведь святым пророком: «Пойте Богу нашему, пойте… пойте разумно » (Пс. 46:7-8). Чтобы вникнуть в каноны, уразуметь их смысл, требуется глубокое знание Священного Писания и его святоотеческого толкования. Поэтому благочестиво в эти дни помимо молитвы насыщаться духовной пищей — чтением творений святых отцов. О празднике Богоявления писали святители , Григорий Богослов , Григорий Палама и многие другие. Сказал Господь: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений » (Ос. 6:6).

Почему утрачен обычай освящать воду во внешних источниках (озерах, реках)?

Действительно, благочестивый древний обычай освящать воду на «иорданях », устроенных на озерах и реках, ныне почти нигде не соблюдается. Причина тому кроется, видимо, в советских гонениях. За годы безбожия, когда открыто этого делать было нельзя, народ позабыл эту традицию. Сегодня мы делаем так, как поступали наши предшественники — освящаем, в основном, в храмах. Далее, за крещенской водой к храмам выстраиваются часовые очереди. Как устроить раздачу воды, освященной в «иорданях», пока не ясно. В храме же мы освящаем воду в специальных сосудах при большом стечении богомольцев. И люди черпают воду сразу после богослужения.

В городах почти невозможно выбраться к рекам. А вот в сельских приходах, надеюсь, обычай освящения воды в открытых водоемах восстановится. Для этого необходима, так сказать, инициатива снизу, ревность самих христиан, которые бы взяли на себя, в том числе, и вопрос обустройства «иорданей » накануне праздника. На священнике и причте в эти дни лежит большая богослужебная нагрузка, заниматься этим просто нет времени. Надо учитывать и реальные возможности каждого прихода. Среди клирошан есть дети и люди преклонного возраста. Мы не можем их принуждать петь на морозе довольно-таки продолжительное время.

В некоторых старообрядческих общинах, особенно расположенных не в центральной России, освящение в сам день Богоявления в реках или озёрах всё же совершается — прим. ред.

Как вы относитесь к новообрядческой традиции повсеместных крещенских купаний? Почему у старообрядцев она на распространена?

Народные купания под праздник Богоявления совсем недавно приобрели популярность. Но, как известно, все новое — это хорошо забытое старое. Еще в середине XVI века царь Иоанн Грозный указывал отцам Стоглавого собора, что «в русалье о Иване дни, и в навечерие Рождества Христова и Крещения, сходятся мужи и жены и девицы, на нощное плещевание и безчинный говор, на бесовские песни и плясания, и на Богомерзкия дела, и бывает отроком осквернение и девкам растление …». В ответ на это собор постановил, что

православным християном не подобает тако творити, но Божестенные праздники и святых, почитати и праздновати во славу Божию (гл. 41 вопрос 24).

Естественно, духовное содержание современных крещенских купаний несколько трансформировалось. Это стало новым видом развлечений. В массовом сознании бытует представление о том, что купание в крещенской проруби очищает все грехи : уже не нужно ни посты соблюдать, ни исповедоваться, ни молиться, ни в церковь ходить. Многие из купальщиков говорят, что они словно второй раз родились или второй раз крестились и все грехи смыли — это Богохульство!

Напомним, что Христос для того погрузился в воду в момент Своего крещения, чтобы вместе с Собой внедрить в воду благодать Пресвятого Духа и дать воде свойства очищать грехи. Но это происходит только в Таинстве Крещения при погружении крещаемых в воду, когда в ней находится Сам Христос и Дух Его. В Символе Веры мы исповедуем едино крещение во оставление грехов . И всякий православный человек знает, что грех смывается только в Таинстве Крещения при троекратном погружении в воду, а также в слезах покаяния в Таинстве Исповеди.

Из благоговения перед святостью праздника Крещения Господня в Сочельник Богоявления установлен строгий пост , тогда как купальщики очень часто употребляют спиртное. Наконец, купание в освященной воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. Как видно из всего богослужения на праздник Богоявления, святую воду черпают , вкушают , ею помазываются и освящают дома . Ни одного слова о купании в ней не обретается. И здравие мы получаем не от купания, а от причащения святой воды.

Следует помнить, что те, кто, видя явную опасность для своей жизни, например, лютый мороз, пренебрегая этой опасностью, без всякой разумной причины, но чтобы прославиться смелостью, удалью или победить в споре, бросаются в воду и вследствие этого погибают, причисляются к самоубийцам.

Написано также: «не искушай Господа Бога твоего » (Мф. 4:7).

Итак, этот обычай никакого отношения к православию не имеет, и поэтому старообрядцы в крещенских купаниях не участвуют.

Комментарии (29)

Отменить ответ

  1. Не летайте самолётами, поездами и автотранспортом не передвигайтесь, зная о том, что случаются аварии вы автоматически, попав в катастрофу будете причислены к самоубийцам. Вообще жить опасно, от этого умирают: родился — самоубийца. Автор явно что то недодумал. А купаться на крещение, Рождество, кого бы то ни было явления, и без повода, это честное слово куда здоровее, чем отравляться алкоядом, названным кровью (одно другого не легче). Неужели вы настолько безбожники, что вам для Веры здания нужны (украденые у древней Руси, с её Богами), картинки както в этих зданиях менять требуется и прочее библийчитательсво (где автор так же что то недодумал)…

  2. "внедрить в воду благодать Пресвятого Духа"- как про нано-технологии- "внедрить". Откуда автором взято про то, "что Христос для того погрузился в воду в момент Своего крещения, чтобы вместе с Собой внедрить в воду благодать Пресвятого Духа и дать воде свойства очищать грехи." Это что за новотолкования Писания, интересно знать?

    "при погружении крещаемых в воду, когда в ней находится Сам Христос и Дух Его."—- Прям в воде и находится Христос со Святым Духом? А Бог Отец? И опять, откуда такие толкования берутся? Какая то прям неостарообрядческая традиция от себя толкования Писания. Мрак..

  3. Никто из православных христиан не считает крещенское купание "вторым крещением" — это просто благочестивая и красивая традиция. Никто к ней не принуждает, все добровольно. Люди от избытка сердца хотят сделать в этот день что-то особенное. В конце-концов, есть и распространенная традиция погружения в святые источники. Но это ведь не "второе крещение". И все с молитвой погружаются в них для обретения душевного и телесного здравия. Это просто паломничество к святыням. Почему данная традиция не присутствует у старообрядцев — странно. Впрочем, есть и другие благочестивые традиции, которые у староверов, разумеется, присутствуют, но не очень развиты — почитание чудотворных икон, святых мощей, паломничество к святым местам, к тем же источникам. Видимо, это связано с тяжелыми историческими условиями существования староверия. Но видеть в крещенском купании очередные "новины" РПЦ неправильно. Безусловно, это очень старая русская традиция. По крайней мере, о ней писал Иван Шмелев в знаменитом "Лете Господнем", т.е. как минимум, 19 век. И даже если она возникла и после 17 века, она ничуть не хуже старых русских традиций. Это как раз тот случай, когда в новизнах старина слышится.

    • > это очень старая русская традиция. По крайней мере, о ней писал Иван Шмелев в знаменитом "Лете Господнем", т.е. как минимум, 19 век

      Древняя традиция это до раскола, а 19-й век это уже после раскола, так что для старообрядцев не катит.

      Любую традицию можно сделать по-доброму полезной, главное подойти ко всему правильно. Главная опасность текущих окунаний — что они воспринимаются как омытие грехов, как некое таинство которое механически подаёт благодать. Такие же угрозы несут и остальные внешние проявления традиций: почитание чудотворных икон и т.п. Здесь надо не запрещать и отрицать, а учить как поступать верно даже в условиях сложившихся традиций.

      Это как с новым годом. Можно упереться рог.. простите, лбом и отрицать до последнего праздник как данность. А можно научить людей и гражданское новолетие встретить по-христиански. Так и с купанием.

    • Ну, древние традиции имеют свойство меняться. Славяне, например, не носили бород, а вот многие народы в Европе (лангобарды, скандинавы и др) — носили. А потом стало наоборот.
      В любом случае, упрек, высказанный в статье, не справедлив. Наоборот, радоваться бы должны, что русские люди возвращаются к красивым традициям, пусть и не развитым непосредственно в старообрядчестве, так нет..

    • > Наоборот, радоваться бы должны, что русские люди возвращаются к красивым традициям

      А если завтра русские люди начнут через костёр прыгать и Ярилу славить, называя его Христом в понимании дохристианских славян - тоже радоваться? Ну и заодно капища возродить как прообразы алтарей, и жертвоприношения как прообразы Евхаристии?
      К традициям надо с умом возвращаться, а не любой маскарад устраивать и терпеть лишь бы своё, русское, а не еврожидоамериканское.
      Старообрядцы, конечно, нередко в крайности заходят со своим обиженным ворчанием, но послушать их смысл есть хотя бы для того, чтоб в итоге поступить правильно, и "возвращение" к традиции не увело куда. Если народ реально начнет верить, что грехи в проруби смывает, то это по выражению одной "старообрядческой мысли" уже называется "Ахтунг" с тремя восклицательными знаками, и подобного возрождения лучше совсем бы не было, чем такое.
      Другой вопрос, что "возрождение" уже пошло, и ворчать, что "так низзя" уже поздно. А не можешь победить — возглавь. В конце-концов есть много разных внешних действий которые имеют духовное значение — те же крестные ходы, например. Но никто же не думает (ведь не думает, да?), что с каждым шагом этого хода отваливается один грешок, или грех прощается за каждые пройденные сто метров (округление в сторону большего). Так и с прорубью: ну пусть будет новая поместная традиция сигать в прорубь, но только пусть она не обрастает лжемистикой.

      > Нельзя же искусственно замуровывать себя в 17 веке, да еще исключительно во временах царя Алексея Михайловича.

      Ревнители вас замуруют за эти слова прямо в нашем времени и прямо в бетон.

    • Вы все правильно говорите. Но тут могут быть две крайности — действительно возникновение суеверий, и, не менее опасная — видеть суеверия везде, даже там, где их нет. Вот и в критике (а она идет не только со стороны старообрядцев, но и многих в РПЦ) крещенских погружений как раз преобладает вторая крайность. Ну, разумеется, никто не думает, что погружение в "ердань" смывает грехи. Когда, например, воскликнет только что окунувшийся, полный впечатлений человек — "чувство такое, словно все грехи омыты!" — понятно ведь, что это образно говорится, и видеть в этом суеверие — это просто цеплянием к словам.
      Люди погружаются с молитвой в крещенскую воду за тем же, зачем и в святые источники в любое время года — получить здравие телесное и душевное. А тут сама Крещенская святая вода! Да, это не церковный обряд, а народный обычай, но он очень даже не плох.

      "Ревнители вас замуруют"

      Поругают, а потом, может, и спасибо скажут. Я считаю, что создание правильное и полноценное осмысление русской истории и есть один из инструментов для уврачевания страшной раны раскола.

    • Нашел свежий твитт одного игумена РПЦ: "Те, кто пишут против крещенских купаний: 1) сами боятся купаться; 2) не имеют опыта нормального купания, видят только проруби с пьяными".
      А сам он уже 22 года подряд купается в Крещенский сочельник.
      Вот буквально в трех строчках ответ на опасения, изложенные с статье))

    • Игумен РПЦ за уши притягивает. Против купаний пишут зачастую потому, что оно не соответствует как раз той форме в которой это купание действительно может быть хорошей поместной традицией.
      Логично было бы, чтобы за неделю до 19-го января РПЦ публиковала статьи и выступления с разъяснениями сути традиции, чем она является, ещё важнее — чем не является, и как правильно в ней поучаствовать если такое желание возникнет.

    • "Царь сел в сани и, пользуясь тем, что духовенство ещё было занято окроплением" бояр и людей" , подъехал к проруби совсем недалеке, где остались оскверненные машкарами.
      Быстро раздавались бедные грешники и с криком кидались в прорубь.
      Царь, остановившийся на минуту, улыбаясь смотрел на зрелище."
      Еп.Михаил Семенов. Книга Второй Рим.

      Никто ни кого не заставляет купаться на Крещение Господне, это просто народная традиция, и не надо грешить что там все пьяные.Седите тогда в етот день в интернете это тоже народная традиция

    • На самом деле, погружаться в Иердани в память о Крещении Господнем — это обычай древний и общецерковный. Об этом пишет Даниил Заточник (12 век). Владимирский Собор (1274г.) запретил лишь делать проруби в форме креста, но сам обычай никак не уничижал. И других исторических свидетельств о сем обычае множество. Что же до старообрядцев, то в журнале "Церковь" (№1, 1910г., стр. 4) Белокриницкой иерархии епископ Канадский Михаил (Семенов) возносит данному обычаю панегирики…

    • К сожалению эта традиция превращается в ужасное шоу этакий "праздник нептуна" на зимний манер. в воду лезут все кому не лень и не только верующии во Христа…И скаждым годом все печальнее.

    • Только что по ящику показывали — в Новочеркасске вместе лезли и християне, и мусульмане — всеобщее братание! А вы — традиция….

    • А Гроб Господень? В него только старообрядцы заходят? Что ж теперь Гроб Господень опечатать? Никто староверам не мешает сохранять свои обычаи неприкосновенными. Сделайте свою купель. А что никониане и мусульмане делают, то их проблемы. Никониане и с причастием чудят на всю страну. Что ж нам из-за этого и от Причастия отказаться, раз они оное дискредитируют? В любом случае, называть явно церковный обычай языческим необоснованно.

    • "Оскверненные машкерами" (масками) прыгали в прорубь иную, где вода не освещалась Крестом и это купание было для всех и царя ЗАБАВОЙ. Это как с горы на санях. То же и у Шмелева в "Лъто Господне" — для любителей окунуться в крещенский мороз специальные проруби у кого нет своей, тем в "ердани на портомойне".

    • Сергей Агеев! А чем брились древние славяне перед охотой, или работой в поле, или просто перед тем, как топором помахать — "Жиллеттэ" или опасной бритвой? И перед зерцалом при лучине или на оштупь?
      Andrey! А постановление Стоглаваго собора отсекшее древние Эллинские бъсования о ночном плещеванiи въ навечерiи Крещенiя Господня Вы отвергаете лично или ваша церковная организация? А не находите, что 9-е постановление Владимирскаго Собора "Никтоже да не пишет на земли креста и на леду, егда воду крестят, да не оукаряемо боудет победное оружье наше." — говорит о иордани, в которой вода освящается и совершенно не вспоминает купальни (см.выше).

    • Вы прочитайте все мои сообщения на тему Крещенских купаний здесь на сайте и поймете мою позицию. Кратко же, нет, ни я, ни Русская Древлеправославная Церковь не отвергает постановление Стоглава о запрете еленских бесований. Мы понимаем этот запрет иначе, чем, видимо, Вы. В постановлении Столгава речь идет не об освящении себя водой конкретно на праздник Крещения, но о пьянках и гулянках на церковные праздники вообще. А то, что Вы смешиваете это все вместе, это лишь Ваше личное прочтение данного определения Стоглава. Так же и Владимирский Собор запретил делать Иердани в форме креста, а не сам обычай. И с этим никто не спорит, в форме креста Иердани делать нельзя. Вы просто смешиваете всероссийские гульбища, которые сейчас популяризируются телевидением, и обычай, который с древности существовал в рамках Церкви. Не нужно ставить в жизнь Церкви в зависимость от внешних: еретиков и язычников. Они беснуются, но Вас же к этому никто не обязывает. Что или кто мешает Вам, при наличии желания, освятить себя водой с благоговением и не вместе с неверными? Они беснуются и на масленицу, и на Пасху. Ну давайте не будем пасхальные яйца красить из-за того что язычники-россияне ими бьют друг друга в лоб и молятся на них. Зачем постоянные крайности? И предвосхищая возможный вопрос, я лично не ныряю в прорубь, но и тех, кто делает это благопристойно, с надеждой на получение от Бога милости, я не дерзаю осуждать или удерживать.

    • странный ответ — я четко указал на постановление Стоглава в части НОЧНОГО ПЛЕЩЕВАНИЯ и на Владимирский Собор в части не упоминания купания в проруби вообще, что Вы предложили в качестве канонического подтверждения "древности и общецерковности" погружения в Иердань, т.е. ничего "не смешивал", все строго

Купание в проруби в день Крещения Господня является скорее околоцерковной традицией, чем церковной. Точно так же, как купание в реке в Великий (Страстной) Четверг, прозванный в народе «чистым».

От грехов человека избавляет только Таинство Исповеди перед законным священнослужителем Православной Церкви. Тогда при устном исповедании грехов – всех без утайки, исповеданием – безжалостным для себя, для своего ветхого человека, при наличии осознания греха и сокрушения-покаяния сердечного, во время произнесения священником разрешительной молитвы, являющейся формулой-кульминацией Таинства Исповеди, Бог прощает человеку грехи и исцеляет его.

Потому купание в крещенской проруби есть лишь моментом физиологическим (закаливание) и психологическим – проявлением мужества, и, может быть, еще все-таки моментом своеобразного исповедания веры типа «ради Христа в прорубь», но никак не духовным актом и уж тем более не освященным обрядом.

Грехи прорубь не смывает. Избавляет от них только исповедь, только осознание греха, лишь искреннее сокрушение – внутренний плач о них.

Скорее всего, в деле зимних купаний мы сталкиваемся, с одной стороны, с очень древней славянской традицией, которая зафиксирована еще в житии святого апостола Андрея Первозванного в изложении преподобного Нестора Летописца: «И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей – каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: “Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученьеˮ.

С другой стороны, в купании в крещенской проруби есть и своя опасность, как мне кажется. И она духовного плана. Для некоторых людей весь праздник Крещения Господня, во время которого вспоминается не только крещение Спасителя святым Иоанном Крестителем, но и великое событие Богоявления – явления миру Святой Троицы, сводится только лишь к купанию в проруби. С утра игнорируется Литургия, напротив, набираются горячительные напитки и закуски, едут к проруби, в бани. И так в праздности и увеселении проводят Светлый Праздник Крещения Господня. Проводят праздник Крещения без Христа. Вот что страшно! Для подобных людей данный праздник всего лишь добрая дедушкина традиция, предлог проявить свое мужество, собраться вместе для того, чтобы выпить и закусить.

Кроме того, на мой взгляд, есть здесь и еще один опасный момент мужской психологии типа «Ты что, трус?» Помню, как в детстве мальчики прыгали в реку с нового моста, хотя в воде были бетонные обломки старого моста, взорванного еще немцами. Страшное безрассудство и огромный риск для жизни. Но в мужской психологии есть такие точки нажима, когда общество говорит человеку «Ты что, слабак? Делай так, как все, а то не будем уважать». И мужчина подчиняется давлению большинства. То же может быть и с крещенским купанием. При этом часто не соблюдаются элементарные правила безопасности: наличие лестницы и поручей, за которые можно в проруби ухватиться, подстраховка со стороны для ныряльщика, чтобы в случае потери сознания подхватить его за руки и вытащить из воды, теплая сухая одежда. А если сердечный приступ? А если утащит под лед? А сколько людей ранятся об острые ледяные края проруби или о камни на дне?!

В заключение хочется вспомнить слова святого праведного Иоанна Кронштадтского из сочинения «Моя жизнь во Христе»: «Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые добрые нравы. А они проходят больше с грехом, как и встречаются неразумно маловерным, холодным сердцем, часто вовсе не приготовленным к чувству тех великих благодеяний Божиих, которые Бог даровал через известное празднуемое лице или событие».

Вперим ли мы свой взор вверх к Богу? Будем ли мы всматриваться в это удивительное чудо вхождения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в воды Иорданские? Увидим ли мы, подобно святому Пророку Предтече и Крестителю Господнему Иоанну, отверстые небеса и Святую Троицу? Станем ли мы наслаждаться лицезрением Бога? Поисповедуемся ли мы в этот праздник? Причастимся ли мы Тела и Крови Христовых и святой крещенской воды-Агиасмы, прогоняющих бесов и исцеляющих нас? Встретимся ли мы со Спасителем? Или останемся на примитивном телесном уровне празднования христианского праздника без Христа?

Ныряние в прорубь – это личное дело каждого: хочешь – ныряй, хочешь не ныряй. Но главное о Боге не забыть. Главное Его встретить в своей жизни…

Иерей Андрей Чиженко