Планирование недели «Осенние дары. Гроздь винограда из желудей

Урок 6 РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ «ДАРЫ ОСЕННЕГО САДА И ОГОРОДА» (акварель)

15.11.2013 11698 0

Цели : ознакомить с произведением изобразительного искусства; развивать умение сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком; закреплять значения труда в жизни человека.

Оборудование :

Изобразительный ря д: репродукция Т. Н. Яблонской «Хлеб»; образец педагогического рисунка «Дары осеннего сада и огорода» (акварель); яблоко, груша, морковь и огурец (настоящие или муляжи).

Литературный ря д: стихотворения – А. Максаев «Бахчевник», Л. Чернышова «Огород», С. Погореловский «Слава миру на земле!»; загадки.

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся .

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

– Тема сегодняшнего урока – «Дары осеннего сада и огорода», которые мы будем рисовать с натуры.

III. Вводная беседа.

Слово учител я. Закончилось лето, и вы вместе с родителями, бабушками и дедушками убираете осенний урожай.

 Расскажите о своих впечатлениях от наблюдений за уборкой осеннего урожая в саду и огороде.

 Какими осенними работами заняты колхозники и горожане?

В это время у земледельца много дел. Он убирает все засеянное и посаженное весной, запасает еду, готовит поля под будущий урожай. Осенью идет уборка урожая. Его убирают машинами – комбайнами. Осенью также убирают картофель и овощи: капусту, морковь, свеклу. После уборки урожая вносят удобрения на поля, а затем поля вспахивают. Зимой вспаханная почва быстро промерзает, и в ней погибает часть семян сорняков, вредные насекомые и их личинки, спрятавшиеся в почву на зиму. На некоторые вспаханные поля уже осенью высевают семена ржи и пшеницы. На огородах сеют морковь, петрушку, укроп.

В садах, парках, скверах высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью или специальной краской.

Осенью и в городах, и в селах люди заготавливают топливо на зиму, утепляют квартиры, закладывают на хранение фрукты и овощи. Земледельцы потрудились на славу. Вся страна благодарит своих кормильцев, без которых не могла бы расти и богатеть наша Родина. Послушайте такие стихи:

СЛАВА МИРУ НА ЗЕМЛЕ!

Миру на земле!

Хлебу на столе!

Хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой;

Теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал – пришел.

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло:

Сколько рук его растило,

Охраняло,

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом – тем, что на столе, –

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло:

Сколько рук его растило,

Охраняло,

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, –

Вырастай богатырем!

Миру на земле!

Хлебу на столе!

Слава тем,

Кто хлеб растил, –

Трудов и сил!

Слава им,

Привет от нас

В добрый день,

В счастливый час!

Сергей Погореловский

 А какие литературные произведения, посвященные трудовым достижениям русских людей на полях нашей Родины, вы знаете?

Послушайте стихотворения, которые я приготовила к уроку.

БАХЧЕВНИК

Хороши у нас арбузы

В эту осень на бахчах,

Ходит сторож седоусый

С одностволкой на плечах.

Оглядит арбузы зорко

И вернется к шалашу,

Хрустнет дымчатая корка –

Сок струится по ножу.

А. Максаев

У меня есть огород,

Все, ребята, там растет.

Вот подсолнух золотой

Чуть качает головой.

Огурцы растут на грядке,

Возле них горошек сладкий,

И чеснок, и кабачок,

И демьянки, и лучок.

Ну, а лучше всех арбуз –

Удивительный на вкус.

Кукурузные початки

До чего ж вкусны и сладки,

Их старательно ращу.

Всех ребят я угощу.

Л. Чернышова

IV. Анализ произведений изобразительного искусства.

Учител ь. Перед вами репродукция картины Татьяны Ниловны Яблонской «Хлеб» . Эта работа наполнена радостью жизни, искренней верой в человека труда, горячей любовью и уважением к нему.

 Что вы видите на этой картине?

Летний солнечный день. На колхозном току кипит работа: молотят хлеб, насыпают его в мешки, везут на элеватор. На борту одной из машин укреплено красное полотнище. Надпись на нем: «Хлеб – сила и могущество нашего государства».

Огромная скирда еще не обмолоченного хлеба свидетельствует об обильном урожае, которого добились колхозники своим самоотверженным трудом. Люди работают у молотилок, веялок, насыпают тяжелые мешки, грузят их на машины. Им, скромным труженикам, подлинным героям, Яблонская уделила главное внимание. Художница с искренней любовью и большой жизненной убедительностью показала людей труда.

Хорошо передан ритм бодрого, радостного, дружного труда колхозников. Особенно ярко это выражено в образе молодой, красивой, жизнерадостной колхозницы. Ее смуглое разрумянившееся лицо с живыми умными глазами озарено приветливой, чуть задорной улыбкой. Ноги ее утопают в золотистом зерне; красивым, сильным жестом она засучивает рукав. Как по смыслу, так и по конструкции картины она главная героиня. К ее крепкой фигуре сходятся все линии композиции, все персонажи подчинены ей: и колхозница, завязывающая мешок с зерном, и фигуры женщин на дальнем плане.

Образ этой девушки как бы символизирует красоту мирного труда. Картину «Хлеб» пронизывает жизнерадостное настроение, и этому во многом способствует ее живописный строй. Яркий свет летнего солнца играет на лицах и одеждах колхозниц, от золотой пыли воздух кажется чуть туманным.

Т. Н. Яблонская говорила: «Мне хотелось передать радость коллективного труда прекрасных людей».

 Отгадайте, какие овощи и фрукты мы сегодня будем рисовать.

Лежит Егор под межой,

Накрыт зеленой фатой.

 Что это такое?

Верно, это огурец.

 Какова у огурца форма?

При этом помните, что огурец имеет не просто овальную форму. У него очень вытянутые пропорции.

 А какова цветовая окраска огурца?

Сверху зелено,

Снизу красно,

В землю вросло.

 Что это такое? (Морковь.)

Синий мундир,

Желтая подкладка,

В середине сладко.

 Что это такое? (Слива.)

V. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

– Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок этих фруктов и овощей (см. Приложение) .

1. Работу веду от начала и до конца сразу краской – акварелью. Намечаю место каждого из предметов таким образом, чтобы между фруктами и овощами промежуток оказался меньше, чем поле вокруг них. Сразу же не просто определяю, где будет нарисован тот или иной предмет, но и выполняю вторую задачу – определяю форму, на которую он похож. Яблоко похоже на круг, грушу можно вписать в треугольник. Огурец и морковь похожи на вытянутые овалы. Только надо учесть, что у моркови один конец более широкий.

2. Тщательно определяю форму каждого из изображаемых предметов, при этом уточняю пропорции каждого фрукта и овоща.

3. Каждый из фруктов и овощей по контуру прорисовываю более насыщенным цветом. Для яблока этот цвет будет красным, для груши и огурца – темно-зеленым, для моркови – коричневым.

4. Для перехода от этих темных цветов возьмем другие оттенки. Этими цветами заливаем всю поверхность предметов, оставляем лишь белыми, нетронутыми небольшие участки в верхней части слева.

 Что это за поверхности?

Верно, это блики – самые освещенные места на предмете, куда солнечные лучи лучше всего попадают.

Около красного цвета у яблока проложим оранжево-красный цвет, грушу зальем зелено-желтым, а огурец – зеленым цветом. Для моркови возьмем чистый оранжевый цвет.

Теперь ведем работу еще более тонкими оттенками. Главная задача – выполнить наброски как можно ближе по цвету к натуральным. Рисунок закончен.

VI. Самостоятельная работа учащихся.

Перед вами сложные задачи:

1) за ограниченное время необходимо грамотно расположить четыре предмета;

2) определить их пропорции и форму;

3) найти те цвета на палитре, которые соответствуют фруктам и овощам в натуре.

VII. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учител ь. А сейчас перед вами лучшие работы ваших одноклассников. Эти работы отличаются декоративностью и оригинальностью.

2. Обобщение изученного материала.

 С репродукцией какой художницы вы сегодня познакомились?

 Кто запомнил название картины, которую выполнила Т. Н. Яб-лонская?

 Чему посвящено это произведение?

С приходом прекрасной осенней поры дачный сезон потихоньку подходит к своему завершению. Тем не менее, золотой осенью еще следует потрудиться. Комплекс садово-огородных работ в этот период несложен, но весьма обширен: хозяева собирают дары урожая, высаживают саженцы, а также готовят почву, деревья и весь приусадебный участок к зимнему отдыху.

Сентябрь

Сад

Середина сентября – это основное время для сбора большинства сортов фруктов . При этом старайтесь не допускать перезревания урожая, иначе плоды будут хуже храниться, а при сильном ветре могут сорваться и испортиться.

Степень зрелости яблок или груш удобно определить, изучив семечки внутри плода. Если они белые – фрукты срывать рано, если окрас светло-коричневый – в самый раз, если оттенок семян темно-коричневый — плоды уже переспели. Чтобы легко снять фрукты, не тяните их, а чуть подтолкните вверх, одновременно закручивая вокруг своей оси.

После 15-20 сентября начинайте обрезку растений , удалите поврежденные и больные веточки. Осенью обычно делают санитарную обрезку, она должна быть не такой интенсивной, как весной. Параллельно подгребите остатки и приступайте из листьев здоровых деревьев.

В этом месяце размножьте летнецветущие растения отводом или делением на новые отростки. А с конца сентября можно заняться посадкой молодых саженцев – внесите под них питательную смесь, хорошо полейте и замульчируйте.

При необходимости, подготовьте ямки или траншеи для весенних посадок. Их желательно обложить шифером, чтобы корни не мешали соседним кустарникам.

Пока нет заморозка, подкормите плодово-ягодные деревья фосфорными и калийными препаратами, затем . Азот осенью вносить нельзя.

Со второй половины сентября можно удобрить плодовые деревья (для взрослых экземпляров до 2 кг под ствол, раз в несколько лет). Для этого по контуру приствольного круга сделайте канавку, засыпьте туда золу, затем заделайте все землей.

Если у вас растет земляника , то следует подрезать ее листики, а затем подкормить жидким навозом или комплексным удобрением.

Для клумбы сентябрь – это время высадки , которые цветут весной: , крокусы и пр. Также в этом месяце начинается зимняя (ранняя) .

При наличии не сливного искусственного пруда накройте его от падающих листьев. Также поухаживайте за : внесите осеннюю подкормку, сделайте аэрацию, подровняйте границы, заложите новую лужайку и т.д.

Огород

Капусту среди основных овощей обычно убирают позже, так как она легче всех переносит заморозки. А чтобы уберечь кочаны от растрескивания в дождливую погоду, слегка надорвите их корни, чуть вытянув из земли.

  • Совет: Наиболее подходящий день для проведения работ в саду и огороде выбирайте по .

Октябрь

Работы в саду

В октябре продолжайте санитарную обрезку деревьев и кустарников . Очистите стволы и скелетные ветки деревья от поврежденной коры, мха, лишайника. Побелите деревца, чтобы уберечь их от мороза, солнечных ожогов и жучков. В извёстку можно добавить немножко костного клея и красной глины – это предохранит побелку от смыва при длительных дождях. Дупла обработайте садовым варом.

В октябре следует заранее установить опоры, каркасы, сделать подвязки . Малину, или виноградную лозу до наступления заморозков следует пригнуть, привязав к колышкам или к раме, а вот укрыть их лучше позже, уже по первому морозу.

Для защиты от грызунов оберните и подвяжите к нижней части стволов садовых деревьев рубероид или специальную сетку. Особенно это важно для молодых растений.

До середины октября продолжайте размножать и пересаживать молодые деревья (при условии, что они уже сбросили листья) или высаживать на постоянное место , смородины, ежевики, крыжовника или жимолости.

Если у вас есть гладиолусы, канны или георгины – самое время их выкопать и отправить на хранение в погреб в таре с сухим песком или опилками. Также в октябре посадите луковицы однолетников , которые будут цвести летом (лилейник, аллиум, монтбреция, и пр.).

После всех работ соберите и выбросьте крупный мусор и ветки. Гнилые и опавшие плоды, листья больных растений нужно обязательно вынести подальше или сжечь. Листву здоровых деревьев снова сгребите и перенесите в компостную кучу, хорошо все утрамбуйте.

Наконец, в октябре почистите водостоки в доме, занесите в пристройку летнюю садовую мебель, подметите , утеплите дымоход и пр.

Работы на огороде

В первой половине октября выкопайте оставшиеся корнеплоды : , свеклу, редьку и пр.

При наличии теплицы подготовьте ее к зиме: проверьте все элементы, очистите, сделайте дезинфекцию хлорной известью (300 г/10 л.).

Также окончательно уберите огород на открытом грунте.

Если грядки небольшие, их можно на зиму вскопать. При необходимости, внесите удобрения под весеннюю посадку. Грунт можно прикрыть темной пленкой, чтобы земля быстрее прогрелась и меньше засорялась сорняками.

Ближе к концу октября или даже в начале ноября, за 3 недели до первых морозов и при постоянной температуре около +5С, приступайте к посадке тюльпанов и ( , озимый чеснок, щавель, лук, салат, сельдерей, укроп и др.). Высаживайте их чуть больше от плана, так как часть семян может погибнуть.

Ноябрь

Сад

Перед первыми заморозками присыпьте приствольные круги деревьев торфом или подсушенным компостом слоем в 4-7 см.

При появлении первых устойчивых морозов укройте теплолюбивые растения укрывным материалом – лапником, агроволокном и пр. Не забудьте, что соорудить каркасы или пригнуть ветки нужно загодя, в октябре, еще при плюсовой температуре.

Сделайте 1-2 удобные кормушки для птиц и после выпадения снега начинайте потихоньку их . Это доброе дело, к тому же пернатые друзья всегда помогут вашему саду избавиться от вредителей.

Огород

Грядки с растениями подзимнего сева мульчируйте торфом, компостом, соломой или листьями. Сделать это нужно, пока не выпал первый снег.

На этом осенние хозяйственные работы на даче завершены. Теперь все растения и земля могут спокойно зимовать, дожидаясь теплых и солнечных весенних дней.

Невозможно сразу же после приобретения дачи знать «на пять» всё садово-огородное дело. Ошибаться могут даже опытные дачники. А потому нелишним будет напоминание о распространенных ошибках дачников во время осенних работ в саду и на огороде.

Ошибки при выборе посадочного материала

Осенью многие садово-огородные культуры высаживаются в грунт под зиму. И здесь важно понимать, что больше - не значит лучше и качественнее. Осенью рынки и базары переполняются предложениями по продаже дешевых саженцев для сада-огорода. Не берите их десятками. Лучше покупайте саженцы у проверенных продавцов, еще правильнее - в биологических питомниках.


Есть опасность того, что закупив партию саженцев по бросовой цене, урожая от них можно совсем не получить, так как саженцы будут или слабыми, или больными, или вялыми, не подлежащими посадке под зиму. Главное, в приобретении саженцев деревьев, кустарников, многолетних цветочных культур осенью – не торопиться в своем выборе. Купите минимальное количество растений, посадите в грунт, затем можно поискать другие саженцы и других продавцов.

Ошибки в укрывании растений на зиму

Зима, как обычно в российских регионах, длинная, холодная, с резкими перепадами температур, холодными сильными ветрами, многоснежьем требует укрывания некоторых видов садовых культур на холодный период года. Для укрывания каждой культуры разработаны свои технологии укрытия на зиму. В качестве укрывных материалов применяются брезент, мешковина, полиэтилен, опавшая листва, лапник и другие материалы.

Главная ошибка в этот момент, которую допускают некоторые дачники – слишком раннее укрывание культур. Нельзя это делать в теплую осеннюю погоду по простой причине. Из-за образованного внутри укрытия при сравнительно теплой погоде конденсата на растениях может образоваться плесень, развиться грибок, жизнедеятельность некоторых насекомых. Также конденсат рано или поздно превратится в лед, а тот способен значительно подпортить жизнедеятельность и внешнее состояние садовых растений за зиму.


Укрытие растений на зимний период нужно производить перед самыми холодами, когда прогноз погоды потепления предсказывать уже не будет.

Ошибки в укрывании корней деревьев и кустарников

Другая проблема в технологии укрывания растений на зиму – забывание напрочь об укрывании корней деревьев и кустарников на холодный период года. Если зима будет с малым количеством снега и сильными морозами, то корни многих садовых культур, особенно зимующих первый год, могут серьезно пострадать.

Укрытие корней растений следует делать опилками, торфом, перемешанных с соломой, сухой травой, мульчей.

Ошибка оставления голого участка

Считается, что оставление почвы на огороде и в саду «голой», без посадок приносит положительные моменты, как например, перемерзание насекомых в них, припекание их личинок жарким зимним солнцем и так далее. Однако, здесь имеются и негативные моменты, связанные с выветриванием самой почвы, ее пересыханием, перемерзанием, связанной с этим чрезмерной перегрузкой.


Гораздо правильнее будет засеять под зиму участок огорода или сада растениями-сидератами, которые разрыхлят почву, создадут в грунте запас важных элементов для будущего выращивания культурных растений на участке, защитят грунт.

Ошибка в оставлении мусора на грядках

Имеются в виду те кучи растительного мусора, который остается после сбора урожая на участке и его прополке. Правильным было бы подсушить этот мусор с разных сторон и сжечь его или перенести в компостную кучу.


А вот оставление такого мусора на грядках, падалицы фруктовых деревьев является рассадником множества вредителей, начиная от мелких насекомых, заканчивая грызунами. Заболевания также распространяются на будущие посадочные культуры от таких вот куч разбросанного растительного мусора, забытого на участке.

Ошибка в побелке деревьев

Чаще всего садоводы белят стволы деревьев уже в зимнее время. Однако, правильнее это сделать осенью. Ведь побелка ничто иное, как защита растения от заболеваний, повреждения насекомыми, грызунами.


Особенно страдают без побелки фруктовые и хвойные деревья. Не откладывайте побелку в долгий ящик и побелите деревья в саду в межсезонье. А затем побелку в холода на деревьях можно обновить.

«ДАРЫ ОСЕННЕГО САДА И ОГОРОДА»
(акварель)
Ц е л и: ознакомить с произведением изобразительного искусства; развивать умение
сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком; закреплять значения труда в
жизни человека.
О б о р у д о в а н и е:
И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д: репродукция Т. Н. Яблонской «Хлеб»; образец
педагогического рисунка «Дары осеннего сада и огорода» (акварель); яблоко, груша,
морковь и огурец (настоящие или муляжи).
Л и т е р а т у р н ы й р я д: стихотворения – А. Максаев «Бахчевник», Л. Чернышова
«Огород», С. Погореловский «Слава миру на земле!»; загадки.
Х о д у р о к а
I. Организация класса.
1. П р и в е т с т в и е у ч а щ и х с я.
2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и к уроку.
3. П о д г о т о в к а к р а с о к к работе.
II. Постановка темы урока.
– Тема сегодняшнего урока – «Дары осеннего сада и огорода», которые мы будем
рисовать с натуры.
III. Вводная беседа.
С л о в о у ч и т е л я. Закончилось лето, и вы вместе с родителями, бабушками и
дедушками убираете осенний урожай.
 Расскажите о своих впечатлениях от наблюдений за уборкой осеннего урожая в
саду и огороде.
 Какими осенними работами заняты колхозники и горожане?
В это время у земледельца много дел. Он убирает все засеянное и посаженное
весной, запасает еду, готовит поля под будущий урожай. Осенью идет уборка урожая.
Его убирают машинами – комбайнами. Осенью также убирают картофель и овощи:
капусту, морковь, свеклу. После уборки урожая вносят удобрения на поля, а затем поля
вспахивают. Зимой вспаханная почва быстро промерзает, и в ней погибает часть семян
сорняков, вредные насекомые и их личинки, спрятавшиеся в почву на зиму. На

некоторые вспаханные поля уже осенью высевают семена ржи и пшеницы. На огородах
сеют морковь, петрушку, укроп.
В садах, парках, скверах высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть
стволов плодовых деревьев белят известью или специальной краской.
Осенью и в городах, и в селах люди заготавливают топливо на зиму, утепляют
квартиры, закладывают на хранение фрукты и овощи. Земледельцы потрудились на
славу. Вся страна благодарит своих кормильцев, без которых не могла бы расти и
богатеть наша Родина. Послушайте такие стихи:
СЛАВА МИРУ НА ЗЕМЛЕ!
Слава
Миру на земле!
Слава
Хлебу на столе!
Вот он –
Хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он –
Теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом,
На каждый стол
Он пожаловал – пришел.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло:
Сколько рук его растило,
Охраняло,
Берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом – тем, что на столе, –

Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло:
Сколько рук его растило,
Охраняло,
Берегло!
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, –
Вырастай богатырем!
Слава
Миру на земле!
Слава
Хлебу на столе!
Слава тем,
Кто хлеб растил, –
Не жалел
Трудов и сил!
Слава им,
Привет от нас
В добрый день,
В счастливый час!
Сергей Погореловский
 А какие литературные произведения, посвященные трудовым достижениям русских
людей на полях нашей Родины, вы знаете?
Послушайте стихотворения, которые я приготовила к уроку.

БАХЧЕВНИК
Хороши у нас арбузы
В эту осень на бахчах,
Ходит сторож седоусый
С одностволкой на плечах.
Оглядит арбузы зорко
И вернется к шалашу,
Хрустнет дымчатая корка –
Сок струится по ножу.
А. Максаев
ОГОРОД
У меня есть огород,
Все, ребята, там растет.
Вот подсолнух золотой
Чуть качает головой.
Огурцы растут на грядке,
Возле них горошек сладкий,
И чеснок, и кабачок,
И демьянки, и лучок.
Ну, а лучше всех арбуз –
Удивительный на вкус.
Кукурузные початки
До чего ж вкусны и сладки,
Их старательно ращу.
Всех ребят я угощу.
Л. Чернышова

IV. Анализ произведений изобразительного искусства.
У ч и т е л ь. Перед вами репродукция картины Татьяны Ниловны Яблонской
«Хлеб». Эта работа наполнена радостью жизни, искренней верой в человека труда,
горячей любовью и уважением к нему.
 Что вы видите на этой картине?
Летний солнечный день. На колхозном току кипит работа: молотят хлеб, насыпают
его в мешки, везут на элеватор. На борту одной из машин укреплено красное полотнище.
Надпись на нем: «Хлеб – сила и могущество нашего государства».
Огромная скирда еще не обмолоченного хлеба свидетельствует об обильном урожае,
которого добились колхозники своим самоотверженным трудом. Люди работают у
молотилок, веялок, насыпают тяжелые мешки, грузят их на машины. Им, скромным
труженикам, подлинным героям, Яблонская уделила главное внимание. Художница с
искренней любовью и большой жизненной убедительностью показала людей труда.
Хорошо передан ритм бодрого, радостного, дружного труда колхозников. Особенно
ярко это выражено в образе молодой, красивой, жизнерадостной колхозницы. Ее
смуглое разрумянившееся лицо с живыми умными глазами озарено приветливой, чуть
задорной улыбкой. Ноги ее утопают в золотистом зерне; красивым, сильным жестом она
засучивает рукав. Как по смыслу, так и по конструкции картины она главная героиня. К
ее крепкой фигуре сходятся все линии композиции, все персонажи подчинены ей: и
колхозница, завязывающая мешок с зерном, и фигуры женщин на дальнем плане.
Образ этой девушки как бы символизирует красоту мирного труда. Картину «Хлеб»
пронизывает жизнерадостное настроение, и этому во многом способствует ее
живописный строй. Яркий свет летнего солнца играет на лицах и одеждах колхозниц, от
золотой пыли воздух кажется чуть туманным.
Т. Н. Яблонская говорила: «Мне хотелось передать радость коллективного труда
прекрасных людей».
 Отгадайте, какие овощи и фрукты мы сегодня будем рисовать.
Лежит Егор под межой,
Накрыт зеленой фатой.
 Что это такое?
Верно, это огурец.
 Какова у огурца форма?
При этом помните, что огурец имеет не просто овальную форму. У него очень
вытянутые пропорции.
 А какова цветовая окраска огурца?
Сверху зелено,

 Что это такое? (Морковь.)
Снизу красно,
В землю вросло.
Синий мундир,
Желтая подкладка,
В середине сладко.
 Что это такое? (Слива.)
V. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на
образцах.
– Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок этих фруктов и овощей (см.
Приложение).
1. Работу веду от начала и до конца сразу краской – акварелью. Намечаю место
каждого из предметов таким образом, чтобы между фруктами и овощами промежуток
оказался меньше, чем поле вокруг них. Сразу же не просто определяю, где будет
нарисован тот или иной предмет, но и выполняю вторую задачу – определяю форму, на
которую он похож. Яблоко похоже на круг, грушу можно вписать в треугольник. Огурец
и морковь похожи на вытянутые овалы. Только надо учесть, что у моркови один конец
более широкий.
2. Тщательно определяю форму каждого из изображаемых предметов, при этом
уточняю пропорции каждого фрукта и овоща.
3. Каждый из фруктов и овощей по контуру прорисовываю более насыщенным
цветом. Для яблока этот цвет будет красным, для груши и огурца – темно­зеленым, для
моркови – коричневым.
4. Для перехода от этих темных цветов возьмем другие оттенки. Этими цветами
заливаем всю поверхность предметов, оставляем лишь белыми, нетронутыми небольшие
участки в верхней части слева.
 Что это за поверхности?
Верно, это блики – самые освещенные места на предмете, куда солнечные лучи
лучше всего попадают.
Около красного цвета у яблока проложим оранжево­красный цвет, грушу зальем
зелено­желтым, а огурец – зеленым цветом. Для моркови возьмем чистый оранжевый
цвет.
Теперь ведем работу еще более тонкими оттенками. Главная задача – выполнить
наброски как можно ближе по цвету к натуральным. Рисунок закончен.

VI. Самостоятельная работа учащихся.
Перед вами сложные задачи:
1) за ограниченное время необходимо грамотно расположить четыре предмета;
2) определить их пропорции и форму;
3) найти те цвета на палитре, которые соответствуют фруктам и овощам в натуре.
VII. Итог урока.
1. В ы с т а в к а р а б о т учащихся.
У ч и т е л ь. А сейчас перед вами лучшие работы ваших одноклассников. Эти работы
отличаются декоративностью и оригинальностью.
2. О б о б щ е н и е и з у ч е н н о г о материала.
 С репродукцией какой художницы вы сегодня познакомились?
 Кто запомнил название картины, которую выполнила Т. Н. Яб­лонская?
 Чему посвящено это произведение?