Что такое религиозные нормы определение. Религиозные нормы: понятие, функции

В каждой религии присутствуют свои религиозные нормы, созданные для помощи людям. Через их соблюдение можно обрести просветление и блага в загробной жизни. Все священные книги содержат одно и то же послание: человек должен становиться лучше. Следуя установленным нормам, он получит помощь высших сил, а в противном случае - наказание.

Что такое религиозные нормы

В широком смысле слова так называют правила поведения в повседневной жизни для верующих.

Происхождение понятия

Термин возник для обозначения правил, регулирующих поведение верующих. Все религии провозглашают божественное происхождение социальных институтов и природы, включая каноны, право и государство. Традиционно такие предписания передаются человечеству как священные откровения через избранных пророков (Магомет, Иисус) и формализуются в освященных источниках (Коран, Библия).

Религиозные правила базируются на вере и убеждениях людей, поэтому они не требуют каких-либо логических или рациональных обоснований. Целью предписаний является помощь человеку в выработке «смыслов», позволяющих ему освоиться в мире и найти в нем свое место, а сама религия выступает мерилом «хорошего» поведения.

Значение термина

Это правила поведения, выработанные какими-либо вероисповеданиями. Для верующих они обязательны.

Эти нормы регламентируют:

  • порядок отправления религиозных культов и обрядов;
  • организацию деятельности религиозных объединений;
  • отношение верующих к Богу, к церкви, и друг к другу;
  • отношения верующих с неверующими;
  • порядок богослужения;
  • совершение определенных действий (крещение новорожденного);
  • воздержание от ряда действий (например, от употребления некоторых продуктов питания).

Основные черты и признаки

В данной группе правил сочетаются черты, присущие обычаям, моральным и корпоративным нормам. Сочетание перечисленных признаков и предопределяет необходимость выделения религиозных норм в самостоятельную группу.

Основные черты:

  1. Разновидность (социальность). Они регулируют социальные сферы, включающие в себя людей, общественные отношения и поведение людей.
  2. Объективность. Общество как сложный социальный организм объективно нуждается в регулировании.
  3. Нормативность.
  4. Обязательность.
  5. Санкционированность. Наличие механизмов обеспечения реализации предписаний.
  6. Системность.
  7. Устанавливаются различными вероисповеданиями, то есть являются результатом деятельности разных конфессий.
  8. Определяют порядок проведения церковных обрядов, ритуалов, то есть содержат внутренний распорядок религиозной общины.
  9. Живут в общественном сознании.
  10. Имеют локальную сферу действия.


Соотношение религии и права

Истории известны продолжительные периоды времени, когда религ. нормы имели юридическое значение. Они регулировали многие общественные отношения. В настоящее время в некоторых государствах нормы религиозного характера до сих пор координируют различные стороны жизни людей, но в большинстве стран мира церковь отделена от государства, а религ. нормы распространяются только на верующих и не приравниваются к юридическим.

Соотношение норм права и религии отображается в следующих законодательных актах:

  1. Свобода совести и вероисповедания. В частности, Конституция Российской Федерации (статья 14) устанавливает равенство религий перед законом.
  2. Запрещается деятельность религиозных организаций, направленная против суверенитета государства, его конституционного строя и гражданского согласия, а так же деятельность, сопряженная с нарушением прав и свобод граждан, наносящая вред здоровью и нравственности.
  3. В некоторых случаях объединения религиозного характера приобретают статус юридических лиц. Акты, на основе которых объединения осуществляют свою деятельность, определяют их правосубъектность.
  4. Многие религиозные организации являются собственниками молитвенных домов, храмов и другого имущества. Владение, распоряжение и пользование таким имуществом предопределяют нормы права.

Религиозные запреты и дозволения представляют собой элементарные правила человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей, способствуют укреплению правового порядка, организованности и общественной дисциплины.

В России действующий Уголовный Кодекс предусматривает возможность применения уголовной ответственности за следующие признаваемые преступными деяния, имеющие отношение к религии:

  1. Нарушение равноправия граждан на какой-либо основе (статья 136 УК РФ «Нарушения равноправия граждан»).
  2. Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием (статья 239 УК РФ «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан»).
  3. Действия, направленные на возбуждение какой-либо вражды и уничтожение национального достоинства (статья 282 УК РФ «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды»).
  4. Действия, направленные на полное или частичное уничтожение группы людей, выделяемой по какому-либо признаку (статья 357 УК РФ «Геноцид»).

Взаимоотношения между государством и религией определяются сложившимися историческими традициями и уровнем социально-экономического развития страны. Возможно несколько моделей таких взаимоотношений. В условиях демократии обычно признаются равноправие всех церквей и религий, свобода вероисповедания и совести. Церковь является хранителем культурных, исторических и нравственных традиций народа.

  1. Государство преследует по религиозным основаниям верующих и запрещает любые формы религиозных проявлений.
  2. Государство признает церковь в качестве основы государственной власти.
  3. Государство находится в прямой конфронтации с религией, церковь проводит антигосударственную кампанию.

Статус объединений религиозного характера регулируется конституционным и текущим законодательством. Большинство конституций фиксирует отделение церкви от государства, признает религию исключительно частным делом человека.


Виды социальных норм

Под социальными нормами понимают общие правила поведения, являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Они складываются исторически и закрепляются в актах. Существуют различные классификации, но наиболее важным является разделение в зависимости от особенностей возникновения и реализации норм.

Правовые

Формально определенные, общеобязательные правила, регулирующее общественные отношения, закрепленные в законодательных актах и обеспеченные государством. Нормы права появились в период возникновения государства.

Социальные назначения и функции:

  • учредительные (основополагающие принципы);
  • регулятивные (регулирующие общественные отношения);
  • охранительные (устанавливающие ответственность за правонарушения).

Структуре присущи нормативность (единые рамки и единый масштаб) и абстрактность (фиксация наиболее важных черт и признаков). В каждом конкретном обществе существует только одна правовая система.

Общий характер правовой нормы раскрывается через следующие признаки:

  1. Рассчитана на неоднократное действие (реализацию или применение).
  2. Распространяется на персонально неопределенный круг лиц.
  3. Направлена на регулирование не единичного случая или отношения, а определенный вид общественных отношений.
  4. Одинаковая обязательность для всех, кто находится или может находиться в пределах ее действия.


Моральные

Правила, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе, они исполняются в силу привычки и внутренних убеждений.

Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе.

Мораль - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Подходы к вопросу о происхождении:

  1. Натуралистический (дана от природы, результат биологического развития).
  2. Теологический (дарована Богом).
  3. Социологический (появляется в процессе исторического развития общества).
  4. Культурологический (регулирующий элемент культуры).

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того факта, что жизнь и интересы отдельного человека, «стыковка» общественных и личных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

Моральные требования и представления:

  • нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий»);
  • моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость);
  • нравственные принципы (коллективизм - индивидуализм, альтруизм - эгоизм);
  • морально-психологические механизмы (долг, совесть);
  • высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье).


Религиозные

Правила поведения людей, сформулированные в текстах Священных книг либо установленные соответствующими организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи.

Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и верой в неизбежность кары за грехи - отступление от этих норм. Существует два подхода к вопросу о происхождении религиозных правил: богословско-теологический (возникли вместе с человеком) и материалистический (продукт человеческого сознания).

Основные функции:

  1. Коммуникативная (обеспечивает общение верующих с Богом и друг с другом).
  2. Регулятивная (упорядочивает деятельность людей).
  3. Интегрирующе-дезинтегрирующая (объединение или разъединение индивидов).
  4. Культуротранслирующая (развитие определенных основ культуры).
  5. Легитимирующе-разлегитимирующая (узаконивает или утверждает неправомерность институтов, общественных порядков и т.д).


Корпоративные

Правила, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается самими общественными объединениями и внутренним убеждением их членов. Корпоративные нормы возникли с появлением государства.

Общий характер:

  • создаются в процессе организации деятельности людей и принимаются по определенной процедуре;
  • распространяются на членов данного сообщества;
  • обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;
  • закрепляются в соответствующих документах.

В программах имеются нормы, в которых содержатся тактика и стратегия организации, ее цели.

  • порядок и условия приобретения или утраты членства в сообществе, права и обязанности его членов;
  • порядок реорганизации и ликвидации организации;
  • порядок формирования и компетенция руководящих органов, сроки их полномочий;
  • источники формирования денежных средств и иного имущества.


Социального этикета

Правила, касающиеся внешнего проявления отношения к людям (благоприятного, располагающего к общению), складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сферах. Правила этикета возникли с появлением первобытного общества.

Общий характер норм этикета:

  1. Целью правил этикета является приобретение человеком навыков установления контактов с себе подобными.
  2. Эффективное средство «наведения мостов» между людьми.
  3. Призваны показать благожелательное и располагающее отношение. Как правило, в ответ человек получает точно такое же психологическое отношение.
  4. Воспитательное значение.
  5. Часто являются лишь внешней оболочкой отношений между людьми.
  6. У каждого народа существуют свои нормы этикета.


Обычаев

Одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений. Они возникают как результат наиболее целесообразного поведения. Обычаи имеют социальное основание, которое в дальнейшем может быть утрачено, но и в этом случае они могут продолжать действовать в силу привычки.

Так, современный человек встречает знакомых рукопожатием. Данный обычай сложился в средневековье при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке. Рыцарей давно нет, но их манера подтверждения и заключения дружеских отношений сохранилась до сих пор.

Данный ролик поможет лучше разобраться в особенностях и разновидностях социальных норм.

Примеры религиозных норм в жизни

Молитва и пост являются основными предписаниями в большинстве верований.

В православии

Молитва является одной из основных норм, присущих православию. Верующему надлежит молиться в храме и дома. Согласно православной традиции, женщины должны покрывать голову платком как знак для ангелов. Платок на голове является символом скромности, готовности соблюдать религиозные предписания.

Пост имеет большое значение в жизни православн ых христиан. Воздержание бывает однодневным (среда и пятница) и многодневным (Великий и другие посты), при этом физический соединяется с духовным. Верующий обязан посещать богослужения, участвовать в таинствах Исповеди и Причащения, воздерживаться от всего, что может рассеять его разум и возбудить чувственность.


В мусульманстве

Обязательные моления в мусульманстве называются намазом. Мусульманин должен молиться пять раз в течение дня. Все намазы должны исполняться только на арабском языке при строгом соблюдении определенных правил. Пост также занимает важное место в жизни верующих (священный месяц Рамадан).

Желающий исполнить данное действие должен придерживаться ряда правил:

  1. Принадлежать к мусульманской религиозной традиции.
  2. Находиться в здравом уме.
  3. Достичь половой зрелости.
  4. Быть физически способным поститься (освобождаются беременные женщины, больные или пожилые люди).
  5. Необходимо воздерживаться от еды, питья, курения все время поста.

Хиджаб в мусульманской традиции символизирует достоинство и чистоту женщины, позволяет увидеть ее внутреннюю красоту. Считается, что он сберегает скромность не только девушек, но и мужчин, охраняя их от ненужных взглядов на женщин.


В буддизме

Для буддийского монаха одной из основных задач является обуздание беспокойного ума. Победив его, буддист может прийти к просветлению и не упасть в пропасть тяжкого страдания и бесконечных желаний. Работа над собой осуществляется при помощи регулярных длительных медитаций.

Основными нормами буддизма для мирян являются следующие:

  1. Вести простую и скромную жизнь.
  2. Сохранять супружескую верность.
  3. Не врать.
  4. Не убивать.
  5. Воздерживаться от употребления наркотиков.
  6. Призыв человека к активным практическим действиям.
  7. Деятельность человека должна быть гармоничной.


В иудаизме

Ярким примером является головной убор под названием кипа. Когда-то мудрецы запрещали ходить обычным людям с непокрытой головой, ведь над человечеством есть Всевышний. Постепенно празднование шаббата, ношение цицит (особенных кисточек из шерстяных ниток, привязываемых к углам одежды) и кипы стали признаками еврея.

Головной убор носят даже мальчики в возрасте до 13 лет, которые еще пока не должны исполнять заповеди торы.

Женщина в иудаизме тоже покрывает голову, но по другой причине. Считается, что посторонние мужчины не должны лицезреть волос чужих жен. Другое название этого головного убора - ермолка. Ее ношение в иудаизме демонстрирует поклонение Богу. Чтение Торы и молитва производятся только при условии ношения кипы.


Видео

В данном ролике разобраны особенности соблюдения религиозных предписаний на примере молитв в православии.

Правила этикета существуют не только в светском обществе. Нормы поведения в церкви - тоже можно отнести к особому этикету, называемому религиозным. Посещая церковь, вы должны придерживаться ее канонов и соблюдать религиозные нормы и правила. Ведь даже те люди, которые не соблюдают в повседневной жизни все предписания вероисповедания, хотя бы иногда посещают церковь. Поэтому каждому надо знать, как вести себя в церкви, о чем мы расскажем вам в нашей статье.

Основные правила посещения церкви.

Охватить тему «Как вести себя в церкви» полностью в рамках одной статьи невозможно, но, хотя бы основные требования церковных служителей к прихожанам можно обозначить.

Как вести себя перед посещением церкви.

    1. Вы не должны приходить в храм после того, как приняли алкоголь.
    2. Запрещается, посещая церковь, брать с собой животных.
    3. Когда вы собрались в церковь, вы должны быть одеты скромно и аккуратно. Для женщин непристойной считается одежда: короткие юбки и платья выше колена, шорты, майки, рукава должны быть обязательно, длиной не выше локтя. Тем более, нарушением религиозного этикета считается пляжные костюмы. Не рекомендуется перед посещением церкви украшать себя всякого рода драгоценностями.
    4. Женщинам следует быть в женской одежде. Им не следует приходить в храм с накрашенными губами и яркой косметикой на лице. И уж тем более, никаких духов и другой парфюмерии, даже со слабо выраженным запахом.
    5. Категорически запрещается женщинам посещение церкви в критические дни до полного их завершения.
    6. Следуя в храм, постарайтесь отвлечься от мирских проблем. Если вы выведены чем-то из равновесия, попробуйте успокоиться, прежде чем переступите порог церкви.
    7. Если вы хотите попасть на Богослужение, вам следует придти до начала его минут за двадцать. За это время вы сможете купить свечи, постоять у икон, приложиться к мощам.
    8. Прежде чем войти на территорию храма положено три раза перекреститься. Мужчинам необходимо при этом снять головной убор. После этого, по желанию, мужчина может снова надеть его, а при входе в храм - снять. К женщинам это правило не относится. Наоборот, они должны входить на территорию храма и в сам храм только в головном уборе. И надеть платок или что-то еще следует перед тем, как перекреститься.
    9. Помните, что креститься (совершать Крестные знамения) нужно без перчаток. Если в момент посещения вами храма нет поста, то с поклонами в пояс, если есть, то по религиозному этикету крестятся с земными поклонами.

Как себя вести на территории церкви.

    1. Категорически запрещается на территории храма курить, оставлять мусор, громко смеяться и шуметь, а также плевать и сморкаться на землю.
    2. Не разрешается на территории церкви выгуливать домашних животных.
    3. Если вы хотите сделать фото или видео обряда или записать что-то на диктофон, вы должны попросить на эти действия разрешения настоятеля храма.

Как вести себя в церкви.

    1. Как и на территории, в самой церкви правилами религиозного этикета запрещается громко разговаривать, смеяться, что-то жевать. Руки нельзя держать в карманах или за спиной.
    2. Не поворачивайтесь спиной к алтарю и не ходите по храму без надобности, как в музее.
    3. Если вы хотите поставить свечу или приложиться к мощам или святым образам, сделайте это так, чтобы не побеспокоить других молящихся людей.
    4. Разговаривать в храме следует только по необходимости. Увидев знакомых, поздоровайтесь с ними кивком головы, все разговоры оставьте до окончания посещения церкви. И еще: в храме не приняты рукопожатия при встрече.
    5. Посещая храм с детьми, вы должны объяснить им, как себя следует вести в церкви, что там нельзя бегать, шуметь, громко смеяться и баловаться. Если ваш ребенок заплакал, постарайтесь его успокоить или выйдите с ним из церкви.
    6. Если у вас появилась потребность подпеть церковному хору, вы должны это делать тихо, чтобы не отвлекать окружающих от молитвы. И ни в коем случае не пытаться перекричать других людей при общенародном пении.
    7. Во время Богослужения в церкви дозволяется сидеть только тем, кто не может стоять из-за болезни или сильной усталости. Но даже сидя, вы должны помнить, что религиозным этикетом не допускается поза «нога на ногу».
    8. Когда священник читает Евангелие, во время «Херувимской» и на Литургии нельзя перемещаться по храму и разговаривать.
    9. Правила религиозного этикета не рекомендуют делать замечания людям, которые ведут себя неправильно, лучше следить за своим поведением. Если уж возникла крайняя необходимость, то сделать это нужно тактично и деликатно, не привлекая всеобщего внимания.
    10. Не следует покидать церковь до окончания Богослужения без серьезной на то причины.
    11. Когда вы уходите из храма, на выходе повернитесь к нему лицом и совершите Крестные знамения. Выходя за калитку с территории, сделайте то же самое.

Как вести себя со священнослужителями.

Согласно правилам религиозного этикета, в беседах со священнослужителями, к ним следует обращаться по имени так, как оно звучит в церковнославянском языке. Например: Иван - Иоанн, Алексей - Алексий и так далее. Запомните, что, обращаясь к священнослужителю, нельзя допускать фамильярностей, только на «Вы», несмотря на то, что, в молитвах к Богу, мы говорим «ты»: «благослови», «помилуй». Не следует обращаться к духовенству, не называя имени. Например, слово «отец» само по себе, без имени, несет другую смысловую нагрузку. В данном случае звучит фамильярно.

Среди духовенства существуют свои ранги и обязанности. У диакона, к примеру, нет благодатной силы, которая присуща священнику, даваемая ему во время рукоположения. Поэтому диакон не может совершать таинства, совершать требы без священника. Религиозный этикет не рекомендует обращаться к нему с просьбами об этом. Однако, обратиться за помощью или советом вполне допустимо. К диакону обращаются без упоминания имени: «отец диакон».

Переступая порог церкви, забудьте на время светские приветствия: «Здравствуйте или добрый день». Приветствуют священнослужителей словами: «Благословите!». При этом ладони надо сложить правую над левой, чтобы получить благословение священника, который налагает на вас Крестное знамение и произносит одну из двух фраз: «Бог благословит» или «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа», накрывая ладони прихожанина своей правой рукой, которую последний целует. Существуют и другие виды благословения. Прихожанин должен поцеловать руку священника, щеку его и опять руку, но это приемлемо только для мужчин. Или священнослужитель накладывает Крестное знамение на склоненную голову прихожанина и совершает возложение ладони. Благословение возможно и на расстоянии.

Люди, не часто посещающие церковь, совершают такую ошибку: они накладывают на себя Крестное знамение, прося благословения у священника. Получается, что они на него крестятся. Если вы хотите знать как правильно вести себя в церкви, вам следует помнить, что это неправильно, что у испрашивания благословения и его преподания разные значения. Умение просить благословения и ответная положительная реакция служителя - есть основа религиозного этикета.

Религиозные нормы.

Основное значение большинства религиозных норм - это их моральное содержание, вспомним заповеди. История помнит времена, когда религиозные нормы были равноправны с юридическими. Они были в основе государственного и политического регулирования и служили весомым аргументом в правовых, процессуальных и семейных отношениях.

Каждая религия имеет свой свод правил - религиозных норм, которые лежат в основе религиозного этикета. Религиозные нормы описаны в священных книгах: Ветхий и Новый Завет, Коран и так далее в зависимости от вероисповедания. Кроме того, они содержатся в различной духовной литературе. Эти нормы регламентируют всю деятельность религиозных сообществ, в них описано как должно происходить отправление обрядов, и каков порядок проведения церковных служб.

В некоторых мусульманских странах и в наше время Коран и Сунна регулируют не только религиозные нормы, но и остальные стороны жизни: правовые и моральные. Православная церковь сейчас не имеет такого большого влияния в христианских странах. Каждый человек вправе решить для себя верить или нет в Бога, соблюдать или нет церковные каноны.

По правилам религиозного этикета, каждый верующий человек должен соблюдать определенные нормы, а именно: не нарушать заповедей, постоянно посещать храм, молиться каждый день, соблюдать церковные праздники и посты. А еще все важные события в жизни: крещение, венчание, похороны, должны быть проведены строго по церковным правилам.

Религиозный этикет и религиозные нормы - строгий регламент. Но бывают случаи, когда они противоречат нормам государства и общества. Возьмем к примеру такую ситуацию, когда большой церковный праздник совпадает с будним календарным днем. Или нужно зайти в церковь, а одежда не соответствует церковному этикету. При желании всегда можно найти компромиссное решение этих нестыковок.

Икона в вашем доме.

В каждом доме, где живут верующие люди, должна быть икона. Какая это будет икона, одна или несколько, каждый решает сам. Для веры не существует разницы между иконами, будь то изображение на бумаге или ценная икона в роскошном окладе.

А вот место, где находится икона - важно. Это место должно быть почетным в доме. Правило, которое пришло к нам из стародавних времен, предписывало отвести место для иконы в красном углу. Что такое красный угол? Это правый угол комнаты напротив входа. Если нет возможности расположить икону на в этом месте, например, мешают какие-то коммуникации, то можно сделать специальные полочки и поставить на них иконы.

Не следует размещать иконы вблизи телевизора или ставить их на холодильник. Последнее возможно только при отсутствии других вариантов и только если обустроить для них место. Если красный угол комнаты занят, то допускается поместить икону на стене. Иконы должны присутствовать во всех комнатах жилища.

Религиозные нормы

Это правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого завета: не убий, не укради, почитай родителей своих и т.д.).

В древности и в Средние века многим религиозным нормам придавался юридический характер (каноническое право в средневековой Европе). В современных мусульманских государствах основными источниками права являются религиозные книги - Коран и Сунна. Известно также, что в первые годы советской власти нормы мусульманского права применялись в некоторых регионах Средней Азии и Кавказа.

Ныне в большинстве цивилизованных стран люди имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, не связанные с насилием над личностью, нарушением общественной морали (вступление в брак, погребение усопших и др.), однако правового значения такого рода акты не имеют.

Религиозные запреты и дозволения, представляя собой элементарные нормы человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей. Это источник божественной и человеческой мудрости, путеводный компас благоденствия, нормального существования человечества.

Политические нормы

Они регулируют отношения классов, сословий, наций, политических партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. Такого рода нормы существуют как в форме общих лозунгов (принцип народовластия, строительство коммунизма, внедрение основ рыночной экономики и др.), так и в виде более конкретных политических норм (приватизация государственной собственности, внедрение принципов местного самоуправления, экономическая программа, пенсионная, налоговая реформы и т.д.). В любом случае, они выступают формой осознания и выражения классового, коллективного, группового интереса, оценки политического бытия.

Политические нормы содержатся во взглядах философов, политических деятелей, лидеров политических партий, социальных движений, их публичных выступлениях, в уставах и программах партий и иных общественных объединений относительно их задач и функций, общих и конкретных программ и направлений деятельности, структуры и характера государственной власти. В зависимости от конкретно-исторических условий, соотношения классовых, национальных, религиозных сил, уровня сознания общества и его культуры взаимодействие таких норм бывает различным. Это и взаимоподдержка, и компромиссное согласование, и противоборство.

Политические нормы не должны иметь первенства над правом, иначе это порождает политический произвол и способствует созданию тоталитарных режимов. Только там возможны подлинно демократический строй и цивилизованное гражданское общество, где политика, политические нормы опираются на закон, где право ограничивает политическую власть, где человек, его интересы и права являются основным объектом деятельности государства.

Нормы общественных объединений (корпоративные нормы)

Эти нормы регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ (молодежные, женские, творческие, научные, культурно-просветительские, спортивно-оздоровительные и другие объединения), порядок их создания и функционирования (структура, порядок управления, полномочия органов объединения, размер членских взносов и т.п.), а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями. Такие нормы формулируются в уставах и других документах объединений, выражают волю и интересы их членов и обязательны только для них. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами соответствующих объединений.

К числу корпоративных относятся также нормы, предусмотренные уставами кооперативов и других негосударственных организаций коммерческого характера.

Некоторые наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений регулируются также и юридическими нормами. Законодательство создаст правовую основу организации и деятельности общественных объединений, определяет общий порядок их создания и деятельности, взаимоотношения с государственными органами. Конституция предусматривает право каждого на объединение, гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Законом установлены запреты создавать объединения, имеющие преступные цели или осуществляющие свою деятельность насильственными методами, а также совершать действия, выходящие за пределы задач, предусмотренных их уставами.

Нормы морали

Под моралью (от лат. - нравственный) понимаются взгляды, представления людей о добре и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге, справедливости. В то же время мораль - это и нормы, принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов, а также чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое поведение с точки зрения добра, справедливости и порядочности.

Будучи формой общественного сознания, мораль, как и право, носит исторический характер. Она находится в движении, постоянно изменяется, отражая уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные и в первую очередь экономические факторы. Мораль первобытного общества, эпох рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом различны, а некоторые из них даже противоположны друг другу.

Мораль предполагает ценностную оценку личности не только во взаимоотношениях к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения. Высшими моральными принципами для человека являются его совесть, порядочность, честность, осознание собственного долга.

Такие выработанные веками общечеловеческие моральные принципы и устои, как честность, человеколюбие, милосердие, справедливость, принципиальность, трудолюбие, призваны быть руководящими основами поведения людей, их взаимоотношений. Гуманное содержание морали в концентрированном виде сформулировано в известном еще с древних времен "золотом правиле": "Поступай в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Общее правовое предписание современного гражданского общества о том, что осуществление нрав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ), гармонично дополняет и развивает это правило.

Наконец, последний вид социальных норм - это нормы права (см. гл. 20).

Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).

В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран ("арабский судебник") и Сунна - основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат).

В нашей стране до Октябрьского (1917 г.) вооруженного восстания ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церковью ("каноническое право"), был составной частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер.

В первые годы советской власти допускалось применение норм мусульманского права (шариат) в некоторых районах Средней Азии и Кавказа.

В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Религиозным объединениям может предоставляться статус юридического лица. Они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах соответствующих юридических лиц, определяющие их правоспособность и дееспособность, имеют юридический характер.

Гражданину Российской Федерации предоставлено право заменять военную службу выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные с вступлением в брак, рождением ребенка, его совершеннолетием, с похоронами близких, и другие, однако юридическое значение в связи с этими событиями имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского состояния либо других государственных органах, правомочных выдавать такие документы.

Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учетом исторических традиций. Однако сложность заключается в том, что в светском государстве, где много религий, отмечающих разные праздничные дни и даты, практически невозможно официально обозначить общие для всех верующих и неверующих религиозные праздничные дни.


Религиозные нормы - это правила поведения, выработанные различными вероисповеданиями. Для лиц, исповедующих определенную религию, они обязательны. Эти нормы регламентируют порядок отправления религиозных культов, обрядов, организации и деятельности религиозных объединений и др.
Данная группа социальных норм характерна тем, что в ней заметно сочетаются черты, присущие корпоративным нормам, нормам морали, обычаям. Своеобразное сочетание этих признаков, однако, не дает основания отождествлять религиозные нормы с каким-либо из перечисленных видов социальных норм. Скорее наоборот, именно это качество и предопределяет необходимость их выделения в самостоятельную группу.
Религиозные нормы содержатся в различных религиозных писаниях (Библия, Коран, Талмуд и др.), в решениях органов управления религиозными организациями, собраний духовенства общин верующих и др. Истории известны достаточно продолжительные периоды времени, когда религиозные нормы имели юридическое значение. Они регулировали брачно-семейные, имущественные, некоторые политические и другие общественные отношения. И в настоящее время в некоторых исламских государствах нормы религиозного характера регулируют различные стороны жизни людей. Однако в большинстве стран мира церковь, религиозные организации отделены от государства, религиозные нормы распространяются только на верующих и, как правило, не имеют юридического значения.
Соприкосновение религиозных норм с правом связано прежде всего с тем, что законодательством определяется правовая основа деятельности религиозных объединений, закрепляется свобода вероисповеданий. В частности, Конституции Республики Беларусь (ст. 16) и Российской Федерации (ст. 14) устанавливают равенство религий и вероисповеданий перед законом.
Запрещается деятельность религиозных организаций, которая направлена против суверенитета государства, его конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред здоровью и нравственности.
Одновременно ст. 31 Конституции Республики Беларусь и ст. 28 Конституции Российской Федерации устанавливается право каждого самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.
В ряде случаев религиозные объединения приобретают статус юридических лиц. Акты, на основе которых осуществляют свою деятельность эти объединения, определяют их правосубъектность, и в силу этого некоторые содержащиеся в них нормы в этой части приобретают юридическое значение.
Многие религиозные организации являются собственниками храмов, молитвенных домов, располагают другим имуществом. В их ведении находятся учебные заведения. Владение, пользование и распоряжение таким имуществом, управление учебными заведениями предопределяют взаимодействие норм религиозных организаций и права.
В некоторых случаях религиозные установления приобретают юридическое значение. В частности, в Республике Беларусь некоторые праздники христианской религии (православного и католического вероисповедания) признаны государством официальными национальными праздниками с учетом того, что данной религиозной традиции придерживается большинство населения.
Право, кроме того, поддерживает религиозные нормы с моральным содержанием, способствующие укреплению правой рядка, организованности, общественной дисциплины.
* * *
Право занимает важное место в системе нормативного регулирования общественных отношении. Особенности права более рельефно проявляются в процессе нормативного воздействия на общественные отношения совместно с моралью, другими социальными нормами. Тесно взаимодействуя с этими нормами, право поддерживает прогрессивные тенденции развития неправовых регуляторов социальной жизни. Вместе с тем выполнение правовых требований обеспечивается не только государством, но и общественностью. Право, взаимодействуя с другими социальными нормами, приобретает новые качества, не теряя при этом присущих ему юридических признаков. В процессе нормативного регулирования происходит сближение и взаимопроникновение всего комплекса социальных норм.
Таким образом, выяснение места и роли права в системе нормативного регулирования общественных отношений имеет для исследователей права, профессиональных юристов, сотрудников правоохранительных органов важное значение.
Право как составная часть системы социального регулирования теснейшим образом связано и взаимодействует с другими регуляторами общественных отношений, имеет с ними много общего, прежде всего в отношении их нормативного содержания. Наряду с этим все виды социальных норм, и право в том числе, обладают существенными отличительными чертами.
Знание особенностей взаимодействия социальных норм, их общих и отличительных признаков, специфики возникновения, воздействия на социальное поведение, способов обеспечения дает возможность определять оптимальные пределы допустимости и целесообразности регулирования правом определенных групп общественных отношений, от чего зависит эффективность правового регулирования.
Имеет существенное значение и вопрос определения нравственных критериев качества позитивных законов, их оценки как справедливых или несправедливых. Именно в этой плоскости расходятся и конкурируют позиции сторонников естественного (нравственного) и нормативистского понимания права.
Следует иметь в виду и то обстоятельство, что в процессе правореализации нередко невозможно обойтись без учета содержания иных социальных норм. Особенно это относится к нормам морали, без обращения к которым невозможно правильно понять некоторые правовые требования, квалифицировать многие поступки правового характера и др. Понимание особенностей и регулятивных свойств всего комплекса социальных норм помогает правоведам ориентироваться в сферах правового и неправового бытия, естественным образом находиться в рамках правового поля в процессе юридической деятельности.