Кто дважды героем советского союза. Первые дважды герои советского союза

Сергей Грицевец прожил короткую, но необычайно яркую жизнь и оставил в истории российской авиации заметный след. Сын бедного белорусского крестьянина, он родился 19 июля 1909 года в деревне Боровцы, ныне Барановичского района Брестской области. Окончил 7 классов в 1927 году. Работал чернорабочим в службе пути на железной дороге, в "Льноторге", учеником слесаря в эфесном цехе механического завода в Златоусте. Окончил ФЗУ, учился на вечернем отделении металлургического техникума. С 1931 года в рядах Красной Армии.

В июне 1931 года по комсомольской путёвке прибыл в 3-ю Оренбургскую военную школу пилотов, где считался одним из самых инициативных и способных курсантов. Боевые листки тех лет призывали равняться в учёбе на Сергея. После окончания в сентябре 1932 году авиашколы, Грицевец стал лётчиком - истребителем. Сначала служил в Киевской авиабригаде, а с декабря 1933 года в 1-й Краснознамённой ИАЭ в Гатчине. В составе этой эскадрильи служил затем на Дальнем Востоке, стал начальником воздушно - стрелковой службы эскадрильи, потом был назначен командиром звена. С 1 августа 1936 года учился в Одесской школе воздушного боя и высшего пилотажа, затем был в ней лётчиком - инструктором.

Военный лётчик с небольшим чемоданом ждал, когда подойдёт трамвай № 13, как его здесь называли "авиационный", чтобы ехать с вокзала "Одесса - Главная" в сторону Люстдорфа - приморской детской климатической станции. Надвигался знойный день конца июля 1936 года, но утром ещё не пекло, и Сергей чувствовал себя бодро и легко, с наслаждением вдыхая свежий и влажный морской воздух. Настроение было отличное.

Почти порожний в ранний час вагон, приняв одинокого пассажира, побежал по пустынным улицам, усаженным деревьями средней полосы вперемежку с субтропическими. Перед Люстдорфом трамвай свернул на Ульяновку и остановился недалеко от контрольно - пропускного пункта авиационной школы. Сергей Грицевец вышел, а вагон, дребезжа и позванивая, развернулся в город.

Ядром школы высшего пилотажа была авиационная эскадрилья специального назначения. Талантливые кадровые лётчики ВВС Красной Армии под руководством опытных инструкторов - методистов оттачивали здесь мастерство ведения воздушного боя, повышали меткость воздушной стрельбы, словом, овладевали полным курсом применения в бою новейшего самолёта - истребителя И-16.

К концу июля 1936 года в Одесскую школу воздушного боя съехалось большинство лётчиков - истребителей первого набора...

Сергей писал в Москву брату Ивану:

"С 1 августа я нахожусь в Одессе и учусь в школе. Между прочим, очень хорошо преподносят теорию. Летаю на новом истребителе. Работать приходится очень много: 7 часов рабочий день и во внешкольное время занимаемся до 1 - 2 часов ночи. Это, правда, бывает в некоторые дни. Наша учёба, оказывается, рассчитана на год, а говорят ещё так, что при усиленных темпах учёбы закончим школу за 6 - 8 месяцев. Это было бы очень хорошо. Если так будет, то Галя на это время останется жить у матери, правда, скучновато будет врозь жить, но нам с ней не привыкать. Вот так дело обстоит в отношении нас. Пока всего хорошего. Твой брат Серёжа..."

Затем случил в авиационных частях. В звании старшего лейтенанта был ВРИО командира звена 8-й Одесской школы пилотов Киевского военного округа.

В июне 1938 года, в составе группы из 34 лётчиков, прибыл в Испанию для оказания помощи республиканским ВВС. Имел псевдонимы "Сергио" и "Командор Серж".

В боях с вражеской авиацией в неравных условиях, когда зачастую соотношение между республиканскими и франкистскими самолётами было 1: 5 он пришёл к убеждению, что единственно правильной тактикой борьбы в таких условиях может быть только групповой "соколиный удар" - внезапная атака врага всей эскадрильей сверху, сзади.

Модификация

Размах крыла, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

взлетная

Тип двигателя

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

на высоте

Практическая дальность, км

Cкороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Вооружение:

четыре 7.62-мм пулемета ШКАС

14 августа 1938 года группа самолётов, которой он командовал, впервые в воздушном бою применила этот новый тактический приём. Удар был настолько неожиданным и ошеломляющим для врага, что неприятельская группа потеряла управление. На землю упало несколько вражеских машин, объятых пламенем. Группа Грицевца в полном составе возвратилась на аэродром.

Всего в небе Испании Сергей Грицевец совершил 88 боевых вылетов с общим налётом 115 часов, в 42 (по другим данным в 24) воздушных боях сбил 30 самолётов противника (6 лично и 24 в составе группы).

Лётчики группы под его руководством сбили 85 самолётов. Весть об одном из его боевых вылетов облетела весь мир...

Воздушный бой с немецкими He-51 и итальянскими Cr-32 завязался близ реки Эбро над позициями корпуса Листера, на НП которого в тот день были приглашены испанские и иностранные журналисты. Старший лейтенант Грицевец дрался в небе с превосходящими силами противника. Да как! На "ишачке" - так прозвали маневренный И-16 - дерзко атаковал Сергей группы вражеских самолётов. Об этой неравной схватке центральная газета испанских коммунистов "Мундо Обреро" сообщала: "Сергио, храбрый пилот Республики, верный воинскому долгу, героически сражаясь, за один боевой вылет сбил 7 (семь!) фашистских самолётов (из них 5 Фиатов CR-32), но и его машина была серьёзно повреждена".

He-51

Фиат CR-32

Об этом подвиге писали и многие иностранные газеты. Среди прочих - английская "Дейли ньюс", корреспондент которой наблюдал воздушный бой и даже сумел узнать подлинное имя камарадо Сергио. Газета вышла с броским заголовком: "Русский лётчик Сергей Грицевец - человек изумительной храбрости". [ Согласно данным С. В. Абросова, в реальности Сергею во время одного из вылетов на сопровождение СБ пришлось в одиночку отбиваться от 7 "Фиатов", однако побед в этом бою он, согласно официальным документам, не заявлял. Скорее всего, это лишь красивая легенда. ]

Особенно отличился Сергей Грицевец в заключительных и самых тяжёлых боях за Эбро, где немцы использовали опытные "Мессера" вооружённые пушками и значительно превосходящие И-16 в скорости. Только за 20 дней августа 1938 года советскими и испанскими лётчиками было сбито 72 вражеских самолёта.

бой И-16 с Bf-109

В одном из боёв 13 августа 1938 года, в паре с испанским лётчиком сержантом Луисом Маргалефом подбил и заставил приземлиться на республиканской территории немецкий бомбардировщик Не-111, чей экипаж был взят в плен.

18 августа 1938 года - в день Авиации, Грицевец сбил 2 итальянских "Фиата". Со своими лётчиками Грицевец порой забирался без кислородных приборов на высоту до 7 км, чтобы оттуда обрушить удар на противника.

Последний раз пилоты группы Сергея Грицевца участвовали в бою 15 октября 1938 года, когда было поднято в воздух сразу около 100 республиканских самолётов в составе 7 эскадрилий. Тогда над рекой Эбро в напряжённой воздушной схватке, совместными усилиями советских и испанских лётчиков, было сбито 3 "Мессера" и 5 "Фиатов". Наши потери составили 3 самолёта (все лётчики спаслись на парашютах).

Однако, ко времени окончания 113-дневной битвы за Эбро, из 34 лётчиков, прибывших вместе с Грицевцом в июне 1938 года, осталось в строю лишь 7.

Список известных побед старшего лейтенанта С. И. Грицевца:

Дата
победы

Сбитый
самолёт

Район боя
(падения)

Примечание

(в составе группы)

(в составе группы)

(в составе звена)

(в составе группы)

Барселона

(в паре с Луисом Маргалефом)

(в паре с Сапроновым М. С.)

(в составе группы)

Вильяльба

(в составе группы)

(в составе группы)

(в составе группы)

(в составе группы)

(в составе группы)

(в составе группы)

* Предположительно пилотом этого Bf.109 был ас "Легиона Кондор", обер-лейтенант Отто Бертрам, взят в плен.

Отто Бертрам

22 февраля 1939 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, в котором говорилось о том, что за образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленные при этом личное мужество и отвагу, старшему лейтенанту С. И. Грицевцу присваивается звание Героя Советского Союза. Сам Михаил Иванович Калинин вручил Грицевцу грамоту о присвоении этого высокого звания. Следует отметить и тот факт, что звания капитан Сергей Грицевец никогда не имел: из старшего лейтенанта он стал сразу майором (31 декабря 1938 года).

В полную силу сильные стороны характера и лётного мастерства Сергея Грицевца проявился и в небе Халхин - Гола летом 1939 года: молниеносная находчивость, острая наблюдательность, чувство товарищеской выручки, виртуозное владение техникой пилотирования. В воздушных боях лично и в составе группы сбил 12 японских самолётов.

Вначале Грицевец летал на И-16, а когда в конце июня были получены новые И-153 ("Чайки"), его назначили командиром эскадрильи этих машин.

В большинстве боевых вылетов "Чаек", эскадрилью которых всегда лидировал Грицевец, заканчивались победой советских лётчиков.

Так было и в памятном воздушном бою 25 августа, когда наземные войска доколачивали окруженные части 6-й японской армии. В этот день над Халхин - Голом произошло 7 воздушных боёв. В одном из них участвовало более 200 советских и японских самолётов.

Модификация

Размах крыла, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

пустого самолета

нормальная взлетная

нормальная взлетная

Тип двигателя

1 ПД Армейский тип 97

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

на высоте

Крейсерская скорость, км/ч

Практическая дальность, км

Боевая дальность, км

Максимальная скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Вооружение:

два синхронных 7,7-мм пулемета тип 89

Бой развертывался на высотах до 6000 метров. Над долиной реки ревели моторы, трещали пулемётные очереди, падали вниз самолёты, оставляя за собой шлейфы чёрного дыма. И в этой круговерти выделялась "Чайка" командира эскадрильи.

В разгар бой Грицевец заметил, как к хвосту машины Леонида Орлова пристроился японский истребитель. Увлечённый атакой, Орлов не заметил этого, и тогда Сергей Грицевец пошёл в лоб на японца. Враг не выдержал встречной атаки и свечой взмыл вверх. Грицевец дал короткую прицельную очередь по японскому лётчику. Тот бросил свою машину в крутое пике, притворился, что подбит и падает. Но подобная уловка противника была хорошо знакома Грицевцу ещё по боям в Испании. Он тут же нырнул вниз за самураем, догнал его и с близкого расстояния расстрелял. Японский истребитель, не выходя из пике, врезался в песчаный бархан.

Модификация

Размах крыла, м

верхнего

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

пустого самолета

нормальная взлетная

максимальная взлетная

Тип двигателя

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

на высоте

Практическая дальность, км

Скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Вооружение:

четыре 7.62-мм пулемета ШКАС (2500 патронов)

26 июня 1939 года в районе озера Буир - Нур завязался воздушный бой с японцами, продолжавшийся около двух часов и закончившийся полной победой советских лётчиков. Враг потерял 15 самолётов. В этот день Сергей Грицевец совершил подвиг, ставший известным на всю страну.

И-153 и И-16 в Монголии

В бою был сбит самолёт командира 70-го истребительного авиаполка майора В. М. Забалуева и он опустился на парашюте на территории занятой противником.

Всё это видел Сергей Грицевец. Недолго думая, он посадил свою машину неподалеку от приземлившегося товарища, помог ему забраться в кабину и взлетел под огнём японской пехоты. Это был первый подобный случай в советской авиации.

Сергей Иванович Грицевец и Вячеслав Михайлович Забалуев

В небе Халхин - Гола С. И. Грицевец совершил 138 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 12 самолётов противника (по одни источникам - 10 лично и 2 в группе, по другим - все 12 лично).

Список известных побед майора С. И. Грицевца в небе Монголии:

Дата
победы

Сбитый
самолёт

Район боя
(падения)

Примечание

Буир - Нур

Хуху - Узун - Обо

Ганьчжура

(2 лично и 1 в составе группы)

(вместе с Писанко А. С. и Смирновым Б. А.)

Хамар - Даба

29 августа 1939 года за победы в воздушных боях и спасение командира, Сергей Грицевец был награждён второй медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза. Награждён также орденом Красного Знамени (1939) и монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени (18.08.1939).

Он был не только прекрасным воздушным бойцом, но и замечательным наставником. Десятки молодых лётчиков учились у Грицевца искусству воздушного боя. Он проводил с ними разборы полётов, занятия по тактике, учил сочетать маневр и огонь: "Только секунда отводится лётчику на прицельную очередь, - говорил он, - Только одна секунда!"

Он и в самом деле умел первым дать очередь, на какую то долю секунды опережая врага. Атаковал всегда неожиданно, никогда не допуская шаблона в тактике. К началу Великой Отечественной войны именно Грицевец был самым результативным советским лётчиком - истребителем имея 42 воздушные победы!

В начале сентября 1939 года майор С. И. Грицевец вместе с группой лётчиков, возглавляемой комкором Я. В. Смушкевичем, выехал в Москву.

Он был назначен советником одной из авиабригад Белорусского военного округа. Предстоял поход войск Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию.

16 сентября Грицевец с группой лётчиков присутствовал на заседании Военного совета округа в Минске. Возвращались на свой аэродром под Оршей в сумерках. Грицевец приземлился первым. Шедший на посадку вторым майор П. И. Хара, не разглядев выложенную букву "Т", стал садиться с противоположной стороны аэродрома и на большой скорости врезался в стоявшую машину Грицевца.

В результате столкновения, оба самолёта были разбиты, Хара получил серьёзные травмы, а Грицевцу ударом винта отрубило голову. Так, нелепая случайность послужила причиной гибели выдающегося советского лётчика.

Грицевец Сергей Иванович

Первый дважды Герой Советского Союза майор Грицевец Сергей Иванович- самый результативный советский воздушный ас конца тридцатых годов, по официальным данным сбивший 42 самолета противника.

Участник гражданской войны в Испании с июня по октябрь 1938 года в должности командира истребительной авиационной эскадрильи. За 116 дней пребывания на испанской земле капитану С.И. Грицевцу пришлось участвовать в 57 воздушных боях, одержав по официальным данным 30 личных побед и 7 — в группе (по данным исследователя С. Абросова на счету капитана Грицевца 88 боевых вылетов, 42 воздушных боя, 7 сбитых лично вражеских самолетов). 22 февраля 1939 года «за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство» майору Грицевцу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

Участник боев на реке Халхин-Гол с июня по август 1939 года в должности командира отдельной авиационной группы истребителей И-153. За 69 дней боев майор Грицевец выполнил 138 успешных боевых вылетов, сбив 12 вражеских самолетов и совершил изумительно дерзкий по своей смелости подвиг: спас сбитого японцами командира 70-го авиационного истребительного полка майора В.М. Забалуева. На глазах японцев, в семидесяти километрах за линией фронта, майор Грицевец сел в степи, загрузил Забалуева в свой И-16 и успешно доставил его на аэродром. 29 августа 1939 года «за образцовое выполнение боевых заданий и выдающийся героизм, проявленный при выполнении боевых заданий» Грицевцу присвоено звание дважды Героя Советского Союза.

16 сентября 1939 года майор Грицевец С.И. погиб в авиационной катастрофе когда в его самолет на взлетной полосе врезался другой истребитель.

Кравченко Григорий Пантелеевич

Родился 12 октября 1912 года в селе Голубовка, ныне Новомосковского района Днепропетровской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу. В 1930 - 1931 годах учился в Московском землеустроительном техникуме, откуда по путёвке комсомола был направлен на учёбу в Качинскую военную авиационную школу пилотов. После её окончания был лётчиком - инструктором этой школы, затем командиром звена, отряда и эскадрильи. За успехи по службе был награждён в 1936 году орденом "Знак Почёта". Проявил себя и в испытательской работе, за что был награждён орденом Красного Знамени.

С 13 марта по 24 августа 1938 года участвовал в боях с японскими захватчиками в Китае. Летал на И-16 (76 часов боевого налёта), в 8 воздушных боях сбил 7 самолётов противника (6 лично и 1 в группе с товарищами).

22 февраля 1939 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С 29 мая по 7 сентября 1939 года воевал на реке Халхин - Гол, где командовал 22-м истребительным авиационным полком. Лётчики полка уничтожили в воздухе и на земле более 100 вражеских самолётов. Сам Кравченко с 22 июня по 29 июля сбил 5 вражеских истребителей. 29 августа 1939 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

Зимой 1939 - 1940 годов участвовал в Советско - Финляндской войне в качестве командира особой авиагруппы. В последующем возглавлял отдел истребительной авиации Главной лётной инспекции ВВС.

В 1940 году был назначен начальником ВВС Прибалтийского военного округа. С ноября 1940 года учился на курсах усовершенствования командного состава при Военной академии Генерального штаба.

В период Великой Отечественной войны на фронте, командовал 11-й смешанной авиационной дивизией, ВВС 3-й Армии, Ударной авиагруппой Ставки Верховного Главнокомандования, 215-й истребительной авиационной дивизией. Сражался на Западном, Брянском, Калининском, Ленинградском и Волховском фронтах.

Если писать про тех, кто трижды Герои Советского Союза, список был бы из трёх фамилий, но я напишу о четырех. Начну с Георгия Константиновича Жукова - четырежды Героя, ну, где четыре, там и три, верно ?

Георгий Константиноаич Жуков - одаренный военачальник и яркая личность, имя Жукова - это синоним Победы.

Георгий Жуков родился в 1896 году в деревне Стрелковка в Калужской области. Окончив церковно-приходскую школу, поступил на обучение в скорняжную мастерскую. Позже окончил городское училище на вечернем отделении. Военная карьера Жукова началась во время Первой мировой войны. В составе кавалерийского полка Жуков отличился в боевых действиях и был дважды награждён Георгиевским крестом - высокой наградой в Россиийской империи. В 1918 году Георгий Жуков поступил на службу в ряды Красной Армии, командовал кавалерийским корпусом, показал себя талантливым командиром и организатором военных действий. В июле 1938 года Жуков - командующий группой советских войск в Монголии. Первую звезду Героя Советского Союза Жуков получил за руководство операцией в Монголии и разгром японцев на реке Халкин-Гол. В этой операции Жуков активно и успешно использовал танки для окружения и уничтожения врага.

В годы Великой Отечественной войны Георгий Константинович Жуков был заместителем Верховного Главнокомандующего. Во время войны Жуков получил воинское звание Маршал Советского Союза. Командовал фронтами: войска Ленинградского фронта и Балтфлота остановили наступление немецкой армии, войсками Западного фронта была разгромлена армия "Центр" Жуков лично был координатором действий на фронтах под Сталинградом (1942), на Курской дуге (1943) и при прорыве блокады в Ленинграде (1943). С именем Жукова связаны освобождение Правобережной Украины, операция Багратион в Белоруссии, взятие Варшавы, Висло-Одерская операция и мощная Берлинская операция. Георгий Константинович Жуков лично 8 мая 1945 года принял безоговорочную капитуляцию Германии от немецкого фельдмаршала В.фон Кейтеля.

Георгий Жуков четыре раза становился Героем Советского Союза. Свою четвертую звезду Героя Советского Союза Георгий Константинович Жуков получил за подавление венгерского восстания в 1956 году.

Книга издана в тридцати странах и переведена на девятнадцать языков. Примечательно, что первое издание книги было в Западной Германии, в ФРГ, в 1968 году.

Александр Иванович Покрышкин, трижды Герой Советского Союза. Родился в 1913 году в городе Новониколаевск (Новосибирск), в рабочей семье. Закончив семилетку, Александр начал работать в слесарной мастерской, затем закончил авиашколу в Перми, а к началу Великой Отечественной Войны был замкомандира эскадрильи на Южном фронте.

Близость к границе обусловила то, что аэродром, где работал Покрышкин, бомбили уже в первый день войны. Причём в первые дни войны Лётчик Покрышкин сбил советский самолет по ошибке, приняв его за вражескую лётную машину. Это отчасти объяснялось тем, что самолеты системы Су появились как-раз перед войной, вид у них был не стандартный, многие лётчики ещё не знали их. Пилот сбитого по ошибке самолёта остался жив, но погиб штурман. Неудачи первых дней побудили Покрышкина тщательно анализировать все свои боевые вылеты, меняя устаревшую тактику военных воздушных сил Советского Союза. Александр Покрышкин говорил, что "тот, кто не воевал в 1941-1942 годах, тот настоящей войны не знает". Орден Ленина Покрышкин получил за то, что в тяжёлых погодных условиях смог доставить данные о местонахождении танков противника под Ростовым.

Первую Звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил за тринадцать сбитых вражеских самолетов и участие в более, чем пятидесяти боевых вылетах.

Второе звание Героя Советского Союза Александр Покрышкин получил за то, что блестяще и талантливо проявил себя в воздушных боях на юге, на Кубани. Отсюда началась знаменитая "Кубанская этажерка" - ряд истребителей, которые с воздуха сопровождали наступление наших войск. Покрышкин всегда старался взять на себя важную задачу - сбить ведущий самолёт противника и тем самым деморализовать врага.

В боях было сбито двадцать два немецких самолёта. На всю страну гремела слава Покрышкина и его учеников. В 1943 -44 годах карьера Покрышкина была "в зените": сбито пятьдесят три вражеских самолета, совершено более полутысячи боевых вылетов. И в августе 1944 года Александр Покрышкин получил третью Звезду, став, таким образом, первым трижды Героем Советского Союза. Умер Алескандр Покрышкин в Москве в 1985 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Каждый советский школьник знал, что Иван Никитович Кожедуб - летчик, трижды Герой Советского Союза. Родился на Украине, в Черниговской губернии, в 1920 году, в семье церковного старосты. Став студентом химико-технологического техникума в городе Шостка, начал заниматься в аэроклубе. Закончил авиационную военную школу, работал лётным инструктором.

Начало войны выдалось сумбурным и очень опасным для сержанта Кожедуба. В первом же воздушном бою его самолет ЛА-5 ("Лавочкин") был подбит немецким истребителем, а при посадке самолет был обстрелян по ошибке советскими зенитками. Все это, конечно, говорит, о несогласованности и неподготовленности действий летчиков в самом начале войны. Да и самолётов хороших долго не было, приходилось летать на практически списанной технике из ангаров.

Спустя несколько десятков боевых вылетов Ивана Кожедуба словно прорвало: сначала на Курской дуге он сбил немецкий бомбардировщик, на следующий день еще один, а потом сразу два истребителя. Кожедуб отличался тем, что мог "полностью слиться с лётной машиной" и умел метко стрелять. Кожедуб был очень смелым, часто шёл на рискованные лобовые атаки, даже, когда силы противника превосходили в несколько раз. Когда правительство наградило старшего лейтенанта Кожедуба первый раз званием Героя Советского Союза, на его счету было почти полторы сотни боевых вылетов и двадцать лично им сбитых самолетов. А в августе 1944 года и вторая звезда Героя Советского Союза оказалась на груди Кожедуба. Уже в 1945 году в бою над Одером Кожедуб вместе с напарником Дмитрием Титоренко сбили на большой высоте новейший немецкий истребитель-бомбардировщик. К концу войны Иван Кожедуб лично сбил 64 немецких самолета и совершил 330 боевых вылетов. А во время своего последнего боя, 17 апреля 1945 года Иван Кожедуб сбил сразу два вражеских истребителя.

Третью звезду Героя Советского Союза Иван Кожедуб получил в августе 1945 года. После войны Иван Кожедуб продолжал служить в ВВС, в 1985 году он стал Маршалом авиации, умер в 1991 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Будённый Семен Михайлович - Маршал Советского Союза, трижды Герой Советского Союза.

Родился в 1883 году на хуторе Казюрин (сегодня - территория города Ростов-на-Дону). После призыва в армию в 1903 году, Будённый остался служить сверхсрочно, принимал участие в русско-японской войне 1903-1904 годов. Получив почетное звание "Лучший наездник" в своём полку, Будённый был послан на курсы наездников в Петербург в Кавалерийскую школу. Затем служил в кавалерийской дивизии на австрийско-германском и кавказском фронтах. В составе разведполка захватывали немецкие обозы и брали противника в плен, на турецком фронте проводили атаки и захватывали орудия противника, брали турецких солдат в плен. За проявленную храбрость Будённый стал полным кавалером Георгиевского креста четырёх степеней ("Георгиевский бант").

В 1918 году Будённый возглавил кавалерийский революционный отряд на Дону. Отряд Будённого действовал против белогвардейцев и скоро вырос и стал дивизией, а позднее - Первой Конной Армией, во главе которой был назначен Будённый.

Под руководством Семёна Будённого были проведены серьёзные работы на конном заводе и выведены новые породы лошадей с названиями - "Терская" и "Буденовская". Будённый отметился ещё и тем, что в 1923 году приехал в Чечню, в Урус-Мартан и объявил о создании Чеченской автономной области. Будённый много вложил в развитие Конезавода в Успенком

Будённый был одним из пяти первых полководцев, кому было присвоено звание Маршала Советского Союза. С 1940 года Будённый - первый зам Наркома Обороны в СССР. Во время войны Будённый в составе Ставки Верховного Главнокомандующего принимал участие в обороне Москвы. Будённый настоял на срочном формировании новых кавалерийских дивизий легкого типа взамен сильно сокращённых перед войной (из-за их несопоставимости в боевых условиях с танками и другой техникой). Будённый всегда считал кавалерию "орудием прорыва".

Маршал Будённый, будучи главнокомандующим Южным фронтом, приказал взорвать Днепрогэс. Хлынула вода, погибли солдаты как немецкой, так и Красной Армии, мирное население, скот, вода залила огромные пространства.

Позже Будённый передал в Ставку предложение о необходимости отступления в районе Киева из-за угрозы окружения. Сталин отстранил Будённого от командования Южным фронтом и заменил на Тимошенко. Хотя позже оказалось, что Будённый был прав, в Киеве войска фронта попали в котел и были разгромлены. После этого Будённый был назначен командующим Резервным фронтом и войсками Северо-Кавказского фронта, а с 1943 года Семён Будённый был командиром кавалерии Красной Армии. С 1953 года - инспектор кавалерии, был членом Президиума ДОСААФ.

Семён Будённый трижды был удостоен звания Герой Советского Союза (в 1958, 1963 и 1968 году). Похоронен Будённый у Кремлёвской стены.

Герой Советского Союза - высшее звание, самое большое отличие и достижение, которое только можно было достигнуть в СССР. Награда в виде золотой звезды, всеобщее уважение и почёт получали те, кто совершил настоящий подвиг во время войны или других боевых действий, а также в мирное время, но, скорее всего, это было редким исключением, чем правилом. Получить однажды такое звание было непросто, что уже говорить о тех, кто удостоился его несколько раз?

Дважды Герой Советского Союза... Таких исключительно отважных было аж 154 человека. Из них 23 дожили до наших дней - это данные по состоянию на ноябрь 2014 года.

Первые дважды герои СССР

Ими стали лётчики. Свои награды они получили ещё в 1939 году во время столкновений с японскими истребителями. Это полковник Кравченко, майор Грицевец и комкор Смушкевич. К сожалению, судьба к ним была безжалостной. Лётчик, дважды Герой Советского Союза, Грицевец, сбив в небе дюжину вражеских истребителей, погиб уже через месяц после получения награды.

Авиакатастрофа также унесла жизнь и Кравченко. Он, кстати, стал самым молодым генерал-лейтенантом в СССР. Ему тогда было всего 28 лет. В годы войны командовал целой воздушной дивизией, в японском небе ликвидировал 7 вражеских самолётов. Во время одного из полётов он выпрыгнул из горящей машины, но парашют его не раскрылся из-за перебитого осколком снаряда троса.

Что касается Смушкевича, то после всей проявленной ним доблести в Испании в 1937 году и получения высших наград, его в июне 1941-го взяли под стражу представители НКВД. Героя обвинили в заговоре и проведении агитации, направленной на снижение обороноспособности Красной армии. Его расстреляли уже через несколько месяцев после ареста.

Борис Сафонов

Одним из тех, кто первым получил звание "Дважды Герой Советского Союза", был и этот известный на весь мир лётчик. Отличился он уже в первых воздушных боях с фашистами в 1941 году. Говорят, что немцы, когда замечали на горизонте его самолёт, передавали друг другу сообщение: "Сафонов в воздухе". Это было сигналом для всех вражеских истребителей немедленно вернуться на базу. С советским лётчиком боялись не только выходить в бой один на один, даже целая группа самолётов старалась с ним не сталкиваться в небе.

Советские штурмовики, боевые машины которых были ярко раскрашены, становились первыми мишенями фашистов. Их легко было заметить, они раздражали и вызывали агрессию у противника. У Сафонова на борту было аж две огромные надписи: "Смерть фашистам" и "За Сталина". Несмотря на это, ему долго удавалось не только выживать, но и иметь самые высокие показатели сбитых вражеских истребителей. Подвиги Сафонова отметили и в Великобритании. Он получил высшую авиационную награду этой страны - "За выдающиеся лётные заслуги". Погиб герой в мае 1942 года в бою.

Леонов Виктор Николаевич

Их было два однофамильца, которые удостоились этой высокой награды. И рассказать хочется про этих мужественных людей, такие разные, но такие значимые подвиги которых вписаны золотыми буквами в историю нашей родины. Первый - дважды Герой Советского Союза, Виктор Николаевич Леонов. В 1944 году его отряд, бесстрашно атакуя противника и захватывая немцев в плен, создал все условия для того, чтобы советский десант удачно высадился в порту Лиинахамари и освободил города: финский Петсамо и норвежский Киркенес.

Во второй раз он проявил доблесть и мужество уже фактически в мирное время. В 1945 году во время продолжения противостояния советского и японского государств его отряд несколько раз брал в плен тысячи солдат и офицеров, много дней подряд вёл бои с противником и овладевал складами с боеприпасами. За все эти заслуги он опять получил высшую награду. Дважды Герой Советского Союза Виктор Николаевич Леонов и после войны продолжал служить на благо Родине. Умер он в 2003 году.

Леонов Алексей Архипович

Однофамилец Виктора Николаевича не бегал под пулями и не взрывал блиндажи, но его деяния не только прославили его самого, но и весь Советский Союз. Алексей Архипович - известный космонавт. Высокую награду он получил за то, что первым в истории человечества решился выйти в открытый космос. Его известная "прогулка" продолжалась 12 минут и 9 секунд. Доблесть свою он показал, когда из-за повреждённого раздувшегося скафандра не мог вернуться в корабль. Но взяв силу в кулак и проявив смекалку в непредвиденных условиях, он догадался откачать лишнее давление из своего одеяния и попал на борт.

Во второй раз звание "Герой Советского Союза" ему присудили за то, что, будучи командиром корабля "Союз 19", он успешно выполнил операцию по стыковке с американским Аполлоном. Такого раньше не видели ни советские космонавты, ни их коллеги-астронавты. Поэтому подвиг Леонова дал толчок дальнейшему активному освоению звёздных просторов. Он стал примером для всех молодых космонавтов, и является таким до сих пор, так как входит в число живых героев. В 2014 году ему исполнилось 80 лет.

Подвиг казахов

Эта нация сыграла большую роль при уничтожении фашизма и третьего Рейха. Как и другие республики СССР, Казахстан во время Второй мировой войны делал всё для фронта. На поля боя добровольцами ушли более миллиона простых солдат. Было мобилизовано 50 полков и батальонов, 7 стрелковых бригад, 4 кавалерийские и 12 стрелковых дивизий. Казахи были одними из первых, кто ворвался в берлинскую ратушу, расписывал стены рейхстага. Многие из них, не думая о себе, закрывали своими телами вражеские доты и скидывали свои самолёты на немецкие "товарняки".

Пятеро из них несколько раз удостоились наивысшей награды. Дважды герои Советского Союза казахстанцы: Леонид Беда, Сергей Луганский, Иван Павлов. Например, первый из этого списка, асс-штурмовик, сбил сотни вражеских самолётов. О лётчике Бегельдинове и в наши дни ходят легенды. Ещё один казах, Владимир Джанибеков, стал пятым в этом списке, но уже после войны. Он прославился, как выдающийся космонавт. Кроме того, в годы войны около 500 представителей этой нации стали единожды героями СССР, и их подвиги также никогда не будут забыты.

Светлана Савицкая

В списке Героев СССР 95 фамилий представительниц прекрасного пола. Но только одной из них, удалось, получить высшую награду несколько раз. Женщина, дважды Герой Советского Союза, она впитала с молоком матери стремление быть лучшей. Многие качества характера передались по генам, многие эта сильная личность воспитала в себе сама.

Её отец Евгений Савицкий, кстати, также дважды Герой, во время войны был маршалом авиации. За спиной у мамы также много боевых вылетов и сбитых самолётов фашистов. Неудивительно, что дочь таких родителей поступила в лётную школу. Но папиными связями женщина никогда не пользовалась, а всего добивалась сама. Она стала второй женщиной-космонавтом после Терешковой. Не раз работала в открытом космосе, утерев нос американским астронавтам. На её счету девять мировых рекордов на реактивных самолётах, три в групповых прыжках из стратосферы с парашютом. Савицкая получила звание чемпионки мира высшего пилотажа на поршневых летательных аппаратах.

Амет-Хан-Султан

Знаменитого лётчика помнят и почитают в его родном Дагестане. В его честь тут названы аэропорт, улицы, площади и парки. Но советские граждане много лет назад утверждали, что дважды Амет-хан-Султан имеет и другую родину: город Ярославль. Его признали почётным гражданином этого населённого пункта, тут ему поставили памятник. Старожилы помнят этого юного 21-го мальчишку, который не побоялся пойти на таран с вражеским самолётом прямо над крышами домов и тем самым спасти город от бомбёжки.

Катапультировавшегося лётчика подобрали местные жители и перевязали ему раны. А подбитый ним немецкий мессер притащили в центр и выставили на всеобщее обозрение, как пример доблести и мужества простого советского юноши. На протяжении всей войны он ещё не раз показывал свой героизм, поэтому награды, полученные им, абсолютно заслуженные. Дважды Герой Советского Союза дошёл до самого Берлина и свой последний бой провёл 29 апреля 1945 года, всего за неделю до Великой Победы.

Иван Бойко

Герои были не только среди лётчиков. В Великой Отечественной войне отличились не раз и танкисты, среди которых Иван Бойко. Воевал в Беларуси, на смоленском направлении и Командовал танковым полком, который отличился на Украинском фронте во время Житомирско-Бердычевской операции. Проехав почти 300 километров, танкисты освободили сотню городов. Они взяли в плен 150 немцев со всеми их орудиями и боевыми машинами. Разгромили несколько вражеских эшелонов, стратегически важный груз с которых захватили.

Второй раз танковый полк отличился возле украинских городов Черновцы и Новоселица. Бойцы под руководством Бойка не только освободили эти населённые пункты, но и захватили в плен множество вражеских солдат и офицеров. Дважды Герой Советского Союза закончил войну на развалинах рейхстага. В городе Казатине доблестному танкисту установлен памятный бюст, он стал почётным гражданином в Черновцах. Имеет множество медалей, орденов и других наград. Умер в 1975 году в Киеве.

Сергей Горшков

Звание "Герой Советского Союза" среди морской братии получало не так много солдат и офицеров. Но Сергею Горшкову это удалось. Он руководил высадкой первого морского десанта на Чёрном море, что в дальнейшем способствовало удачному контрнаступлению частей Красной армии на данном участке. Командовал Азовской и Дунайской военными флотилиями. В 1944 году дослужился до вице-адмирала.

Сергей Горшков принимал участие в боях за освобождение Венгрии от оккупантов. Последней его военной операцией стало взятие Герьена, который он называл идеальным плацдармом для наступления к Балатону. Ведь достигнув озера, Красная армия могла окружить Будапешт и выгнать оттуда противника. Операция прошла успешно. И в начале 1945 года Горшкову поручили командовать Черноморским флотом. В этом звании он встретил победу над Третьим Рейхом. Высшие награды он получил за исключительное мужество, отвагу и доблесть во время борьбы с захватчиками, за умелое руководство вверенными ему войсками.

Афанасий Шилин

Первый раз высшую награду получил зимой 1944 года за успешное Тут он проявил храбрость, что помогло нашим бойцам удержать плацдарм на правом берегу. В этом бою Шилин самостоятельно сумел ликвидировать два пулемётных расчёта немцев, два офицера и 11 солдат. Когда же фрицы окружили его, он, не колеблясь, вызвал огонь на себя. Благодаря этому нашим войскам удалось закрепиться на плацдарме и отбросить противника далеко назад.

Второй раз его наградили как начальника группы, которая успешно разведала территорию и уничтожила оружие фашистов. В результате у врага был сорван план по взятию Магнушевского плацдарма. Он лично штурмовал опорные пункты противника, а в боях на польской земле, будучи раненым и почти без сознания, кинул связку гранат в дзот и уничтожил его. Благодаря этому Красная армия начала наступление.

Дважды Герои Советского Союза... Список включает имена лётчиков и космонавтов, морских волков и танкистов, артиллеристов и партизан. Но ещё больше тех, кто, проявив исключительное мужество, полёг неизвестным, был сослан или репрессирован, несмотря на свои заслуги и верную службу Отечеству. Помнить нужно не только награждённых участников войны, а всех без исключения рядовых и офицеров, каждый из которых является Героем.

С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. По сентябрь 1942 года сражался в составе 4-го ИАП (летал на И-153, «Харрикейне» и Як-7), затем — до конца войны в составе 9-го Гвардейского ИАП (на Як-1, «Аэрокобре» и Ла-7).

К августу 1943 года командир эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого Гвардейского авиационного полка (6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная Армия, Южный фронт) Гвардии капитан Амет-Хан Султан совершил 359 боевых вылетов (из них 110 в небе Сталинграда), провёл 79 воздушных боёв, в которых сбил 11 самолётов противника лично и 19 — в составе группы.

24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны произвёл 603 боевых вылета, в 150 воздушных боях лично сбил 30 и в группе 19 самолётов противника.

29 июня 1945 года помощник командира 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка (1-я Воздушная армия) Гвардии майор Амет-Хан Султан награждён второй медалью «Золотая Звезда».

После войны поступил в Академию ВВС, но вскоре ушёл и стал работать лётчиком-испытателем (всего освоил около 100 машин). В 1946 года — Гвардии подполковник. В 1947 году получил звание «Лётчик-испытатель 1-го класса». В 1952 году удостоен Сталинской премии.

В 1961 году присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». Погиб в испытательном полёте 1 февраля 1971 года.

Награждён орденами: Ленина (трижды), Красного Знамени (пять), Александра Hевского, Отечественной Войны 1-й степени, Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями. Почётный гражданин города Ярославля. Навечно зачислен в списки воинской части. Бронзовый бюст Героя установлен на родине, мемориальная доска — в городе Каспийске Дагестанской АССР. Его имя носят школы № 27 в Махачкале и № 8 в Каспийске. Родные Героя живут в Москве.