Кто дважды героем советского союза. Первые дважды герои советского союза
Сергей Грицевец прожил короткую, но необычайно яркую жизнь и оставил в истории российской авиации заметный след. Сын бедного белорусского крестьянина, он родился 19 июля 1909 года в деревне Боровцы, ныне Барановичского района Брестской области. Окончил 7 классов в 1927 году. Работал чернорабочим в службе пути на железной дороге, в "Льноторге", учеником слесаря в эфесном цехе механического завода в Златоусте. Окончил ФЗУ, учился на вечернем отделении металлургического техникума. С 1931 года в рядах Красной Армии.
В июне 1931 года по комсомольской путёвке прибыл в 3-ю Оренбургскую военную школу пилотов, где считался одним из самых инициативных и способных курсантов. Боевые листки тех лет призывали равняться в учёбе на Сергея. После окончания в сентябре 1932 году авиашколы, Грицевец стал лётчиком - истребителем. Сначала служил в Киевской авиабригаде, а с декабря 1933 года в 1-й Краснознамённой ИАЭ в Гатчине. В составе этой эскадрильи служил затем на Дальнем Востоке, стал начальником воздушно - стрелковой службы эскадрильи, потом был назначен командиром звена. С 1 августа 1936 года учился в Одесской школе воздушного боя и высшего пилотажа, затем был в ней лётчиком - инструктором.
Военный лётчик с небольшим чемоданом ждал, когда подойдёт трамвай № 13, как его здесь называли "авиационный", чтобы ехать с вокзала "Одесса - Главная" в сторону Люстдорфа - приморской детской климатической станции. Надвигался знойный день конца июля 1936 года, но утром ещё не пекло, и Сергей чувствовал себя бодро и легко, с наслаждением вдыхая свежий и влажный морской воздух. Настроение было отличное.
Почти порожний в ранний час вагон, приняв одинокого пассажира, побежал по пустынным улицам, усаженным деревьями средней полосы вперемежку с субтропическими. Перед Люстдорфом трамвай свернул на Ульяновку и остановился недалеко от контрольно - пропускного пункта авиационной школы. Сергей Грицевец вышел, а вагон, дребезжа и позванивая, развернулся в город.
Ядром школы высшего пилотажа была авиационная эскадрилья специального назначения. Талантливые кадровые лётчики ВВС Красной Армии под руководством опытных инструкторов - методистов оттачивали здесь мастерство ведения воздушного боя, повышали меткость воздушной стрельбы, словом, овладевали полным курсом применения в бою новейшего самолёта - истребителя И-16.
К концу июля 1936 года в Одесскую школу воздушного боя съехалось большинство лётчиков - истребителей первого набора...
Сергей писал в Москву брату Ивану:
"С 1 августа я нахожусь в Одессе и учусь в школе. Между прочим, очень хорошо преподносят теорию. Летаю на новом истребителе. Работать приходится очень много: 7 часов рабочий день и во внешкольное время занимаемся до 1 - 2 часов ночи. Это, правда, бывает в некоторые дни. Наша учёба, оказывается, рассчитана на год, а говорят ещё так, что при усиленных темпах учёбы закончим школу за 6 - 8 месяцев. Это было бы очень хорошо. Если так будет, то Галя на это время останется жить у матери, правда, скучновато будет врозь жить, но нам с ней не привыкать. Вот так дело обстоит в отношении нас. Пока всего хорошего. Твой брат Серёжа..."
Затем случил в авиационных частях. В звании старшего лейтенанта был ВРИО командира звена 8-й Одесской школы пилотов Киевского военного округа.
В июне 1938 года, в составе группы из 34 лётчиков, прибыл в Испанию для оказания помощи республиканским ВВС. Имел псевдонимы "Сергио" и "Командор Серж".
В боях с вражеской авиацией в неравных условиях, когда зачастую соотношение между республиканскими и франкистскими самолётами было 1: 5 он пришёл к убеждению, что единственно правильной тактикой борьбы в таких условиях может быть только групповой "соколиный удар" - внезапная атака врага всей эскадрильей сверху, сзади.
Модификация |
|
Размах крыла, м |
|
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
взлетная |
|
Тип двигателя |
|
Мощность, л.с. |
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте |
|
Практическая дальность, км |
|
Cкороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Вооружение: |
четыре 7.62-мм пулемета ШКАС |
14 августа 1938 года группа самолётов, которой он командовал, впервые в воздушном бою применила этот новый тактический приём. Удар был настолько неожиданным и ошеломляющим для врага, что неприятельская группа потеряла управление. На землю упало несколько вражеских машин, объятых пламенем. Группа Грицевца в полном составе возвратилась на аэродром.
Всего в небе Испании Сергей Грицевец совершил 88 боевых вылетов с общим налётом 115 часов, в 42 (по другим данным в 24) воздушных боях сбил 30 самолётов противника (6 лично и 24 в составе группы).
Лётчики группы под его руководством сбили 85 самолётов. Весть об одном из его боевых вылетов облетела весь мир...
Воздушный бой с немецкими He-51 и итальянскими Cr-32 завязался близ реки Эбро над позициями корпуса Листера, на НП которого в тот день были приглашены испанские и иностранные журналисты. Старший лейтенант Грицевец дрался в небе с превосходящими силами противника. Да как! На "ишачке" - так прозвали маневренный И-16 - дерзко атаковал Сергей группы вражеских самолётов. Об этой неравной схватке центральная газета испанских коммунистов "Мундо Обреро" сообщала: "Сергио, храбрый пилот Республики, верный воинскому долгу, героически сражаясь, за один боевой вылет сбил 7 (семь!) фашистских самолётов (из них 5 Фиатов CR-32), но и его машина была серьёзно повреждена".
He-51
Фиат CR-32
Об этом подвиге писали и многие иностранные газеты. Среди прочих - английская "Дейли ньюс", корреспондент которой наблюдал воздушный бой и даже сумел узнать подлинное имя камарадо Сергио. Газета вышла с броским заголовком: "Русский лётчик Сергей Грицевец - человек изумительной храбрости". [ Согласно данным С. В. Абросова, в реальности Сергею во время одного из вылетов на сопровождение СБ пришлось в одиночку отбиваться от 7 "Фиатов", однако побед в этом бою он, согласно официальным документам, не заявлял. Скорее всего, это лишь красивая легенда. ]
Особенно отличился Сергей Грицевец в заключительных и самых тяжёлых боях за Эбро, где немцы использовали опытные "Мессера" вооружённые пушками и значительно превосходящие И-16 в скорости. Только за 20 дней августа 1938 года советскими и испанскими лётчиками было сбито 72 вражеских самолёта.
бой И-16 с Bf-109
В одном из боёв 13 августа 1938 года, в паре с испанским лётчиком сержантом Луисом Маргалефом подбил и заставил приземлиться на республиканской территории немецкий бомбардировщик Не-111, чей экипаж был взят в плен.
18 августа 1938 года - в день Авиации, Грицевец сбил 2 итальянских "Фиата". Со своими лётчиками Грицевец порой забирался без кислородных приборов на высоту до 7 км, чтобы оттуда обрушить удар на противника.
Последний раз пилоты группы Сергея Грицевца участвовали в бою 15 октября 1938 года, когда было поднято в воздух сразу около 100 республиканских самолётов в составе 7 эскадрилий. Тогда над рекой Эбро в напряжённой воздушной схватке, совместными усилиями советских и испанских лётчиков, было сбито 3 "Мессера" и 5 "Фиатов". Наши потери составили 3 самолёта (все лётчики спаслись на парашютах).
Однако, ко времени окончания 113-дневной битвы за Эбро, из 34 лётчиков, прибывших вместе с Грицевцом в июне 1938 года, осталось в строю лишь 7.
Список известных побед старшего лейтенанта С. И. Грицевца:
Дата |
Сбитый |
Район боя |
Примечание |
|
(в составе группы) |
||||
(в составе группы) |
||||
(в составе звена) |
||||
(в составе группы) |
||||
Барселона |
(в паре с Луисом Маргалефом) |
|||
(в паре с Сапроновым М. С.) |
||||
(в составе группы) |
||||
Вильяльба |
(в составе группы) |
|||
(в составе группы) |
||||
(в составе группы) |
||||
(в составе группы) |
||||
(в составе группы) |
||||
(в составе группы) |
||||
* Предположительно пилотом этого Bf.109 был ас "Легиона Кондор", обер-лейтенант Отто Бертрам, взят в плен. |
Отто Бертрам
22 февраля 1939 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, в котором говорилось о том, что за образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленные при этом личное мужество и отвагу, старшему лейтенанту С. И. Грицевцу присваивается звание Героя Советского Союза. Сам Михаил Иванович Калинин вручил Грицевцу грамоту о присвоении этого высокого звания. Следует отметить и тот факт, что звания капитан Сергей Грицевец никогда не имел: из старшего лейтенанта он стал сразу майором (31 декабря 1938 года).
В полную силу сильные стороны характера и лётного мастерства Сергея Грицевца проявился и в небе Халхин - Гола летом 1939 года: молниеносная находчивость, острая наблюдательность, чувство товарищеской выручки, виртуозное владение техникой пилотирования. В воздушных боях лично и в составе группы сбил 12 японских самолётов.
Вначале Грицевец летал на И-16, а когда в конце июня были получены новые И-153 ("Чайки"), его назначили командиром эскадрильи этих машин.
В большинстве боевых вылетов "Чаек", эскадрилью которых всегда лидировал Грицевец, заканчивались победой советских лётчиков.
Так было и в памятном воздушном бою 25 августа, когда наземные войска доколачивали окруженные части 6-й японской армии. В этот день над Халхин - Голом произошло 7 воздушных боёв. В одном из них участвовало более 200 советских и японских самолётов.
Модификация |
|
Размах крыла, м |
|
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
|
нормальная взлетная |
|
Тип двигателя |
1 ПД Армейский тип 97 |
Мощность, л.с. |
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте |
|
Крейсерская скорость, км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Боевая дальность, км |
|
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Вооружение: |
два синхронных 7,7-мм пулемета тип 89 |
Бой развертывался на высотах до 6000 метров. Над долиной реки ревели моторы, трещали пулемётные очереди, падали вниз самолёты, оставляя за собой шлейфы чёрного дыма. И в этой круговерти выделялась "Чайка" командира эскадрильи.
В разгар бой Грицевец заметил, как к хвосту машины Леонида Орлова пристроился японский истребитель. Увлечённый атакой, Орлов не заметил этого, и тогда Сергей Грицевец пошёл в лоб на японца. Враг не выдержал встречной атаки и свечой взмыл вверх. Грицевец дал короткую прицельную очередь по японскому лётчику. Тот бросил свою машину в крутое пике, притворился, что подбит и падает. Но подобная уловка противника была хорошо знакома Грицевцу ещё по боям в Испании. Он тут же нырнул вниз за самураем, догнал его и с близкого расстояния расстрелял. Японский истребитель, не выходя из пике, врезался в песчаный бархан.
Модификация |
|
Размах крыла, м |
|
верхнего |
|
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
|
максимальная взлетная |
|
Тип двигателя |
|
Мощность, л.с. |
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте |
|
Практическая дальность, км |
|
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Вооружение: |
четыре 7.62-мм пулемета ШКАС (2500 патронов) |
26 июня 1939 года в районе озера Буир - Нур завязался воздушный бой с японцами, продолжавшийся около двух часов и закончившийся полной победой советских лётчиков. Враг потерял 15 самолётов. В этот день Сергей Грицевец совершил подвиг, ставший известным на всю страну.
И-153 и И-16 в Монголии
В бою был сбит самолёт командира 70-го истребительного авиаполка майора В. М. Забалуева и он опустился на парашюте на территории занятой противником.
Всё это видел Сергей Грицевец. Недолго думая, он посадил свою машину неподалеку от приземлившегося товарища, помог ему забраться в кабину и взлетел под огнём японской пехоты. Это был первый подобный случай в советской авиации.
Сергей Иванович Грицевец и Вячеслав Михайлович Забалуев
В небе Халхин - Гола С. И. Грицевец совершил 138 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 12 самолётов противника (по одни источникам - 10 лично и 2 в группе, по другим - все 12 лично).
Список известных побед майора С. И. Грицевца в небе Монголии:
Дата |
Сбитый |
Район боя |
Примечание |
|
Буир - Нур |
||||
Хуху - Узун - Обо |
||||
Ганьчжура |
(2 лично и 1 в составе группы) |
|||
(вместе с Писанко А. С. и Смирновым Б. А.) |
||||
Хамар - Даба |
29 августа 1939 года за победы в воздушных боях и спасение командира, Сергей Грицевец был награждён второй медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза. Награждён также орденом Красного Знамени (1939) и монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени (18.08.1939).
Он был не только прекрасным воздушным бойцом, но и замечательным наставником. Десятки молодых лётчиков учились у Грицевца искусству воздушного боя. Он проводил с ними разборы полётов, занятия по тактике, учил сочетать маневр и огонь: "Только секунда отводится лётчику на прицельную очередь, - говорил он, - Только одна секунда!"
Он и в самом деле умел первым дать очередь, на какую то долю секунды опережая врага. Атаковал всегда неожиданно, никогда не допуская шаблона в тактике. К началу Великой Отечественной войны именно Грицевец был самым результативным советским лётчиком - истребителем имея 42 воздушные победы!
В начале сентября 1939 года майор С. И. Грицевец вместе с группой лётчиков, возглавляемой комкором Я. В. Смушкевичем, выехал в Москву.
Он был назначен советником одной из авиабригад Белорусского военного округа. Предстоял поход войск Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию.
16 сентября Грицевец с группой лётчиков присутствовал на заседании Военного совета округа в Минске. Возвращались на свой аэродром под Оршей в сумерках. Грицевец приземлился первым. Шедший на посадку вторым майор П. И. Хара, не разглядев выложенную букву "Т", стал садиться с противоположной стороны аэродрома и на большой скорости врезался в стоявшую машину Грицевца.
В результате столкновения, оба самолёта были разбиты, Хара получил серьёзные травмы, а Грицевцу ударом винта отрубило голову. Так, нелепая случайность послужила причиной гибели выдающегося советского лётчика.
Грицевец Сергей Иванович
Первый дважды Герой Советского Союза майор Грицевец Сергей Иванович- самый результативный советский воздушный ас конца тридцатых годов, по официальным данным сбивший 42 самолета противника.
Участник гражданской войны в Испании с июня по октябрь 1938 года в должности командира истребительной авиационной эскадрильи. За 116 дней пребывания на испанской земле капитану С.И. Грицевцу пришлось участвовать в 57 воздушных боях, одержав по официальным данным 30 личных побед и 7 — в группе (по данным исследователя С. Абросова на счету капитана Грицевца 88 боевых вылетов, 42 воздушных боя, 7 сбитых лично вражеских самолетов). 22 февраля 1939 года «за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство» майору Грицевцу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
Участник боев на реке Халхин-Гол с июня по август 1939 года в должности командира отдельной авиационной группы истребителей И-153. За 69 дней боев майор Грицевец выполнил 138 успешных боевых вылетов, сбив 12 вражеских самолетов и совершил изумительно дерзкий по своей смелости подвиг: спас сбитого японцами командира 70-го авиационного истребительного полка майора В.М. Забалуева. На глазах японцев, в семидесяти километрах за линией фронта, майор Грицевец сел в степи, загрузил Забалуева в свой И-16 и успешно доставил его на аэродром. 29 августа 1939 года «за образцовое выполнение боевых заданий и выдающийся героизм, проявленный при выполнении боевых заданий» Грицевцу присвоено звание дважды Героя Советского Союза.
16 сентября 1939 года майор Грицевец С.И. погиб в авиационной катастрофе когда в его самолет на взлетной полосе врезался другой истребитель.
Кравченко Григорий Пантелеевич
Родился 12 октября 1912 года в селе Голубовка, ныне Новомосковского района Днепропетровской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу. В 1930 - 1931 годах учился в Московском землеустроительном техникуме, откуда по путёвке комсомола был направлен на учёбу в Качинскую военную авиационную школу пилотов. После её окончания был лётчиком - инструктором этой школы, затем командиром звена, отряда и эскадрильи. За успехи по службе был награждён в 1936 году орденом "Знак Почёта". Проявил себя и в испытательской работе, за что был награждён орденом Красного Знамени.
С 13 марта по 24 августа 1938 года участвовал в боях с японскими захватчиками в Китае. Летал на И-16 (76 часов боевого налёта), в 8 воздушных боях сбил 7 самолётов противника (6 лично и 1 в группе с товарищами).
22 февраля 1939 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
С 29 мая по 7 сентября 1939 года воевал на реке Халхин - Гол, где командовал 22-м истребительным авиационным полком. Лётчики полка уничтожили в воздухе и на земле более 100 вражеских самолётов. Сам Кравченко с 22 июня по 29 июля сбил 5 вражеских истребителей. 29 августа 1939 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".
Зимой 1939 - 1940 годов участвовал в Советско - Финляндской войне в качестве командира особой авиагруппы. В последующем возглавлял отдел истребительной авиации Главной лётной инспекции ВВС.
В 1940 году был назначен начальником ВВС Прибалтийского военного округа. С ноября 1940 года учился на курсах усовершенствования командного состава при Военной академии Генерального штаба.
В период Великой Отечественной войны на фронте, командовал 11-й смешанной авиационной дивизией, ВВС 3-й Армии, Ударной авиагруппой Ставки Верховного Главнокомандования, 215-й истребительной авиационной дивизией. Сражался на Западном, Брянском, Калининском, Ленинградском и Волховском фронтах.
Герой Советского Союза - высшее звание, самое большое отличие и достижение, которое только можно было достигнуть в СССР. Награда в виде золотой звезды, всеобщее уважение и почёт получали те, кто совершил настоящий подвиг во время войны или других боевых действий, а также в мирное время, но, скорее всего, это было редким исключением, чем правилом. Получить однажды такое звание было непросто, что уже говорить о тех, кто удостоился его несколько раз?
Дважды Герой Советского Союза... Таких исключительно отважных было аж 154 человека. Из них 23 дожили до наших дней - это данные по состоянию на ноябрь 2014 года.
Первые дважды герои СССР
Ими стали лётчики. Свои награды они получили ещё в 1939 году во время столкновений с японскими истребителями. Это полковник Кравченко, майор Грицевец и комкор Смушкевич. К сожалению, судьба к ним была безжалостной. Лётчик, дважды Герой Советского Союза, Грицевец, сбив в небе дюжину вражеских истребителей, погиб уже через месяц после получения награды.
Авиакатастрофа также унесла жизнь и Кравченко. Он, кстати, стал самым молодым генерал-лейтенантом в СССР. Ему тогда было всего 28 лет. В годы войны командовал целой воздушной дивизией, в японском небе ликвидировал 7 вражеских самолётов. Во время одного из полётов он выпрыгнул из горящей машины, но парашют его не раскрылся из-за перебитого осколком снаряда троса.
Что касается Смушкевича, то после всей проявленной ним доблести в Испании в 1937 году и получения высших наград, его в июне 1941-го взяли под стражу представители НКВД. Героя обвинили в заговоре и проведении агитации, направленной на снижение обороноспособности Красной армии. Его расстреляли уже через несколько месяцев после ареста.
Борис Сафонов
Одним из тех, кто первым получил звание "Дважды Герой Советского Союза", был и этот известный на весь мир лётчик. Отличился он уже в первых воздушных боях с фашистами в 1941 году. Говорят, что немцы, когда замечали на горизонте его самолёт, передавали друг другу сообщение: "Сафонов в воздухе". Это было сигналом для всех вражеских истребителей немедленно вернуться на базу. С советским лётчиком боялись не только выходить в бой один на один, даже целая группа самолётов старалась с ним не сталкиваться в небе.
Советские штурмовики, боевые машины которых были ярко раскрашены, становились первыми мишенями фашистов. Их легко было заметить, они раздражали и вызывали агрессию у противника. У Сафонова на борту было аж две огромные надписи: "Смерть фашистам" и "За Сталина". Несмотря на это, ему долго удавалось не только выживать, но и иметь самые высокие показатели сбитых вражеских истребителей. Подвиги Сафонова отметили и в Великобритании. Он получил высшую авиационную награду этой страны - "За выдающиеся лётные заслуги". Погиб герой в мае 1942 года в бою.
Леонов Виктор Николаевич
Их было два однофамильца, которые удостоились этой высокой награды. И рассказать хочется про этих мужественных людей, такие разные, но такие значимые подвиги которых вписаны золотыми буквами в историю нашей родины. Первый - дважды Герой Советского Союза, Виктор Николаевич Леонов. В 1944 году его отряд, бесстрашно атакуя противника и захватывая немцев в плен, создал все условия для того, чтобы советский десант удачно высадился в порту Лиинахамари и освободил города: финский Петсамо и норвежский Киркенес.
Во второй раз он проявил доблесть и мужество уже фактически в мирное время. В 1945 году во время продолжения противостояния советского и японского государств его отряд несколько раз брал в плен тысячи солдат и офицеров, много дней подряд вёл бои с противником и овладевал складами с боеприпасами. За все эти заслуги он опять получил высшую награду. Дважды Герой Советского Союза Виктор Николаевич Леонов и после войны продолжал служить на благо Родине. Умер он в 2003 году.
Леонов Алексей Архипович
Однофамилец Виктора Николаевича не бегал под пулями и не взрывал блиндажи, но его деяния не только прославили его самого, но и весь Советский Союз. Алексей Архипович - известный космонавт. Высокую награду он получил за то, что первым в истории человечества решился выйти в открытый космос. Его известная "прогулка" продолжалась 12 минут и 9 секунд. Доблесть свою он показал, когда из-за повреждённого раздувшегося скафандра не мог вернуться в корабль. Но взяв силу в кулак и проявив смекалку в непредвиденных условиях, он догадался откачать лишнее давление из своего одеяния и попал на борт.
Во второй раз звание "Герой Советского Союза" ему присудили за то, что, будучи командиром корабля "Союз 19", он успешно выполнил операцию по стыковке с американским Аполлоном. Такого раньше не видели ни советские космонавты, ни их коллеги-астронавты. Поэтому подвиг Леонова дал толчок дальнейшему активному освоению звёздных просторов. Он стал примером для всех молодых космонавтов, и является таким до сих пор, так как входит в число живых героев. В 2014 году ему исполнилось 80 лет.
Подвиг казахов
Эта нация сыграла большую роль при уничтожении фашизма и третьего Рейха. Как и другие республики СССР, Казахстан во время Второй мировой войны делал всё для фронта. На поля боя добровольцами ушли более миллиона простых солдат. Было мобилизовано 50 полков и батальонов, 7 стрелковых бригад, 4 кавалерийские и 12 стрелковых дивизий. Казахи были одними из первых, кто ворвался в берлинскую ратушу, расписывал стены рейхстага. Многие из них, не думая о себе, закрывали своими телами вражеские доты и скидывали свои самолёты на немецкие "товарняки".
Пятеро из них несколько раз удостоились наивысшей награды. Дважды герои Советского Союза казахстанцы: Леонид Беда, Сергей Луганский, Иван Павлов. Например, первый из этого списка, асс-штурмовик, сбил сотни вражеских самолётов. О лётчике Бегельдинове и в наши дни ходят легенды. Ещё один казах, Владимир Джанибеков, стал пятым в этом списке, но уже после войны. Он прославился, как выдающийся космонавт. Кроме того, в годы войны около 500 представителей этой нации стали единожды героями СССР, и их подвиги также никогда не будут забыты.
Светлана Савицкая
В списке Героев СССР 95 фамилий представительниц прекрасного пола. Но только одной из них, удалось, получить высшую награду несколько раз. Женщина, дважды Герой Советского Союза, она впитала с молоком матери стремление быть лучшей. Многие качества характера передались по генам, многие эта сильная личность воспитала в себе сама.
Её отец Евгений Савицкий, кстати, также дважды Герой, во время войны был маршалом авиации. За спиной у мамы также много боевых вылетов и сбитых самолётов фашистов. Неудивительно, что дочь таких родителей поступила в лётную школу. Но папиными связями женщина никогда не пользовалась, а всего добивалась сама. Она стала второй женщиной-космонавтом после Терешковой. Не раз работала в открытом космосе, утерев нос американским астронавтам. На её счету девять мировых рекордов на реактивных самолётах, три в групповых прыжках из стратосферы с парашютом. Савицкая получила звание чемпионки мира высшего пилотажа на поршневых летательных аппаратах.
Амет-Хан-Султан
Знаменитого лётчика помнят и почитают в его родном Дагестане. В его честь тут названы аэропорт, улицы, площади и парки. Но советские граждане много лет назад утверждали, что дважды Амет-хан-Султан имеет и другую родину: город Ярославль. Его признали почётным гражданином этого населённого пункта, тут ему поставили памятник. Старожилы помнят этого юного 21-го мальчишку, который не побоялся пойти на таран с вражеским самолётом прямо над крышами домов и тем самым спасти город от бомбёжки.
Катапультировавшегося лётчика подобрали местные жители и перевязали ему раны. А подбитый ним немецкий мессер притащили в центр и выставили на всеобщее обозрение, как пример доблести и мужества простого советского юноши. На протяжении всей войны он ещё не раз показывал свой героизм, поэтому награды, полученные им, абсолютно заслуженные. Дважды Герой Советского Союза дошёл до самого Берлина и свой последний бой провёл 29 апреля 1945 года, всего за неделю до Великой Победы.
Иван Бойко
Герои были не только среди лётчиков. В Великой Отечественной войне отличились не раз и танкисты, среди которых Иван Бойко. Воевал в Беларуси, на смоленском направлении и Командовал танковым полком, который отличился на Украинском фронте во время Житомирско-Бердычевской операции. Проехав почти 300 километров, танкисты освободили сотню городов. Они взяли в плен 150 немцев со всеми их орудиями и боевыми машинами. Разгромили несколько вражеских эшелонов, стратегически важный груз с которых захватили.
Второй раз танковый полк отличился возле украинских городов Черновцы и Новоселица. Бойцы под руководством Бойка не только освободили эти населённые пункты, но и захватили в плен множество вражеских солдат и офицеров. Дважды Герой Советского Союза закончил войну на развалинах рейхстага. В городе Казатине доблестному танкисту установлен памятный бюст, он стал почётным гражданином в Черновцах. Имеет множество медалей, орденов и других наград. Умер в 1975 году в Киеве.
Сергей Горшков
Звание "Герой Советского Союза" среди морской братии получало не так много солдат и офицеров. Но Сергею Горшкову это удалось. Он руководил высадкой первого морского десанта на Чёрном море, что в дальнейшем способствовало удачному контрнаступлению частей Красной армии на данном участке. Командовал Азовской и Дунайской военными флотилиями. В 1944 году дослужился до вице-адмирала.
Сергей Горшков принимал участие в боях за освобождение Венгрии от оккупантов. Последней его военной операцией стало взятие Герьена, который он называл идеальным плацдармом для наступления к Балатону. Ведь достигнув озера, Красная армия могла окружить Будапешт и выгнать оттуда противника. Операция прошла успешно. И в начале 1945 года Горшкову поручили командовать Черноморским флотом. В этом звании он встретил победу над Третьим Рейхом. Высшие награды он получил за исключительное мужество, отвагу и доблесть во время борьбы с захватчиками, за умелое руководство вверенными ему войсками.
Афанасий Шилин
Первый раз высшую награду получил зимой 1944 года за успешное Тут он проявил храбрость, что помогло нашим бойцам удержать плацдарм на правом берегу. В этом бою Шилин самостоятельно сумел ликвидировать два пулемётных расчёта немцев, два офицера и 11 солдат. Когда же фрицы окружили его, он, не колеблясь, вызвал огонь на себя. Благодаря этому нашим войскам удалось закрепиться на плацдарме и отбросить противника далеко назад.
Второй раз его наградили как начальника группы, которая успешно разведала территорию и уничтожила оружие фашистов. В результате у врага был сорван план по взятию Магнушевского плацдарма. Он лично штурмовал опорные пункты противника, а в боях на польской земле, будучи раненым и почти без сознания, кинул связку гранат в дзот и уничтожил его. Благодаря этому Красная армия начала наступление.
Дважды Герои Советского Союза... Список включает имена лётчиков и космонавтов, морских волков и танкистов, артиллеристов и партизан. Но ещё больше тех, кто, проявив исключительное мужество, полёг неизвестным, был сослан или репрессирован, несмотря на свои заслуги и верную службу Отечеству. Помнить нужно не только награждённых участников войны, а всех без исключения рядовых и офицеров, каждый из которых является Героем.
С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. По сентябрь 1942 года сражался в составе 4-го ИАП (летал на И-153, «Харрикейне» и Як-7), затем — до конца войны в составе 9-го Гвардейского ИАП (на Як-1, «Аэрокобре» и Ла-7).
К августу 1943 года командир эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого Гвардейского авиационного полка (6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная Армия, Южный фронт) Гвардии капитан Амет-Хан Султан совершил 359 боевых вылетов (из них 110 в небе Сталинграда), провёл 79 воздушных боёв, в которых сбил 11 самолётов противника лично и 19 — в составе группы.
24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
К концу войны произвёл 603 боевых вылета, в 150 воздушных боях лично сбил 30 и в группе 19 самолётов противника.
29 июня 1945 года помощник командира 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка (1-я Воздушная армия) Гвардии майор Амет-Хан Султан награждён второй медалью «Золотая Звезда».
После войны поступил в Академию ВВС, но вскоре ушёл и стал работать лётчиком-испытателем (всего освоил около 100 машин). В 1946 года — Гвардии подполковник. В 1947 году получил звание «Лётчик-испытатель 1-го класса». В 1952 году удостоен Сталинской премии.
В 1961 году присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». Погиб в испытательном полёте 1 февраля 1971 года.
Награждён орденами: Ленина (трижды), Красного Знамени (пять), Александра Hевского, Отечественной Войны 1-й степени, Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями. Почётный гражданин города Ярославля. Навечно зачислен в списки воинской части. Бронзовый бюст Героя установлен на родине, мемориальная доска — в городе Каспийске Дагестанской АССР. Его имя носят школы № 27 в Махачкале и № 8 в Каспийске. Родные Героя живут в Москве.