Приметы на руси у славян. Славянские поверья о деревьях

Вечером мусор не выбрасывай: могут обворовать — Мистический смысл поверья связан с опасностью лишаться чего-то, отнимать от себя что-то после захода Солнца, когда начинает властвовать нечистая сила. Остался в этом запрете и след верования в то, что мусор — пристанище неприкаянных душ; поэтому негоже избавляться от него на ночь глядя, в темное время суток. По той же причине сохранился кое-где обычай выбрасывать мусор на дорогу, на перекресток (автор этих строк много раз наблюдал подобное на Украине, в частности в Ильинке и Знаменке, где именно так пояснялся смысл действий). И по той же причине не рекомендуется домашний, комнатный мусор сжигать...

Чтобы уберечь дом от колдунов и злых людей, надо воткнуть в дверь булавку или иглу острием наружу — Поверье связано с отношением к острым предметам как к мистической защите от недоброжелателя. При этом не имеет значения, видит он иглу или нет. Главное, чтобы хозяева были спокойны, зная, что злой взгляд обезврежен. Мистическая сила приписывалась и растениям-оберегам, которые либо имеют колючки (чертополох), либо способны вызывать жжение (крапива), либо обладают резким запахом (мята), острым вкусом (перец)...

***
Въехал в новый дом — потолок целый год белить не надо — В течение года дом дает осадку, потолок деформируется и побелка все равно будет испорчена. Побелив потолок, хозяйка все время будет ходить с веником, и подметать (как это и происходит ныне во всех новых домах, особенно городских)...

***
Не сиди, девица, на подоконнике — замуж не выйдешь — Одна из запретительных примет, которая должна подействовать, если не действует нормальное объяснение, что негоже девушке сидеть на подоконнике. Во-первых, это опасно; а во-вторых — испокон веков девушка не должна была выставлять себя напоказ. О сидящей на подоконнике девице, которая только и делает, что на улицу пялится, пойдет слава, что у нее только одно на уме: с парнями знакомиться, жениха высматривать...

***
Не начинай строить дом на старости лет, а то скорей умрешь — Есть и другой вариант этого поверья: покупать новую одежду на старости лет — к смерти. Многие, к сожалению, верят в это и лишают себя маленьких человеческих радостей. Хотя, если вдуматься, в основе поверья — всего лишь обычный закон: на старости лет не знаешь, достроишь ли ты дом, долго ли тебе носить новую одежду...

***
В один день двумя вениками не мети: богатство разметешь — Тут просматривается мистическая связь с домовым, который в доме один и поэтому не может находиться сразу под двумя вениками. Бытовая же причина кроется в пословице: «Всякая метла по-своему метет»: То есть, подметая разными вениками, хозяйка помимо воли может оставить где-то мусор...

***
Если в доме подметать веником из полыни, нечистая сила не заведется — В основе поверья — отношение к полыни как к одному из оберегов. Считается, что резкий запах этой травы отпугивает не только нечистую силу, но и злых людей, а также противостоит порче...

***
Когда в доме подметаешь, мети не к порогу, а от порога, не то все богатство выметешь — Мести к порогу — значит двигаться за пределы своего дома, своего пространства. При этом вместе с мусором (который, как мы знаем, тоже мистифицировался) можно вымести что-то свое — хорошее, ценное. Даже во дворе после выноса покойника мусор мели по направлению к дому, мотивируя это желанием, чтобы все живые в доме остались...

***
Загудело в печной трубе — душа покойника мучается — Считалось: если закрыть печную заслонку, то связь дома с внешним миром прекращается. Значит, душа, которая хотела побывать в доме, осталась в трубе и мучается там, завывает. В таком случае надо помолиться за умерших.
Заслонкой закрывали печь, когда кто-нибудь отправлялся в дорогу, — чтобы домашние разговоры о нем не вылетали в трубу и не были услышаны «чужими»...

***
Передний угол в доме трещит — несдобровать хозяину — Угол для славян — не только символ собственного дома (свой угол иметь), но и одно из мест обитания домового. В некоторых местностях считают, что в углу вообще живет нечистая сила (отсюда — окуривание углов дома для изгнания болезни и всякой нечисти). Под наружный угол дома выливали воду, которой обмывали покойника, сжигали там оставшийся после похорон мусор. Такое мистическое отношение к углу объясняет и поверья, связанные с ним. Неожиданные звуки — треск, стук, — доносящиеся из угла, считались знаком потусторонних сил. Бытовое объяснение поверья — в том, что хозяину надо попросту обратить внимание на состояние углов дома. Если они оседают (именно из-за этого раздается треск), то уж точно несдобровать — не только хозяину, но и всем домочадцам...

***
Петух головой затряс — быть беде — Поверье основано на двояком отношении к петуху. С одной стороны, это вещая птица, способная бороться с нечистой силой. С другой стороны, и сам он, постарев, становится представителем дьявольских сил (может даже «снести яйцо», из которого появляется на свет «маляк», доводящий потом хозяев до смерти).Головой начинает трясти, как правило, именно старый петух. Поэтому в поверье, зафиксирована рекомендация поскорее избавиться от него. То, что старый петух в хозяйстве не нужен, — однозначно. И суеверие — повод расстаться с ним во имя благополучия в доме...

***
Стук в доме без причины — к чьей-либо смерти — Основание поверья то же, что и в описанном выше случае с треском в углу, Считается, что чья-то душа пришла и предупреждает о скором покойнике в доме...

***
Вымести сор из дома, где покойник лежит, дo его выноса — значит всех живых из дома вымести — Поскольку в домашнем соре, мусоре сохраняется часть ауры покойного (как и во всех предметах и в самом воздухе жилища), то мусор не надо выметать, пока тело находиться в доме. Если это делать раньше, то душа умершего будет неспокойна: часть ее уже выметают, как бы спеша избавиться от нее. Бытовое пояснение кроется в том, что действительно убирать надо после выноса тела, и не на скорую руку, а как следует...

Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси — Это поверье связано с тем, что под веником может жить домовой. Но, кроме того, в народе сложилось непростое отношение к венику в силу его мистической двоякости. С одной стороны, веник и метла — излюбленные орудия ведьм, которые на них и летают, и росу ими стряхивают, и порчу наводят, болезни насылают (швырнули веник вослед или подбросили его под порог — и готово!). С другой стороны, поскольку с помощью веника избавляются от грязи, ему приписывают и возможность избавлять от нечистой силы (метут им дорогу перед молодоженами и т.д.). Если веником выметали солому, на которой обмывали покойника, такой веник обязательно выбрасывают. Но старый веник при переезде в новый дом обязательно брали с собой: во-первых — чтобы перенести домового; во-вторых — чтобы на выброшенный веник не наступили и тем самым не причинили хозяевам неприятностей...

Не свисти в доме — денег не будет. Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет — К свисту в народе вообще отношение отрицательное. Свист — забава бездельников. К тому же, резко свистнув, можно напугать ребенка, беременную женщину, так что эта забава и опасна. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дому деньги, добро. Но ближе всего в данном случае бытовое пояснение: разве может нравиться всем остальным домочадцам, когда один из них постоянно насвистывает? Вот и дают они ему понять: будешь свистеть — на всех несчастье накличешь, в том числе и на самого себя...

***
Мыть или подметать пол сразу после отъезда близкого или гостя — все равно что вымывать, выметать его из дому — Поверье, суть которого — в мистическом восприятии человека и «следов от него». Человек ушел, но атмосфера в доме, где он пробыл какое-то время, еще осталась, как остается и некий «духовный след» от пищи на посуде, из которой только что ели. Не надо уничтожать эти мистические следы немедленно (если, конечно, речь не идет о «следах» врага)...

***
Забыть какую-либо вещь в чужом доме — к скорому возвращению туда — Думается, тут и без всякой мистики ясно: если уж что-то забыл, то волей-неволей придется возвращаться. А поскольку при себе обычно носят необходимые на каждый день вещи (в наше время — телефонную книжку, зонтик и т.д.), то логично, что возвращаться надо будет поскорее...

***
Выпал кирпич из печи — добра не жди — Это связано с отношением к печи как к одному из самых главных символов дома (не говоря уж о бытовой опасности такого повреждения). Печь в сознании народа — это не только тепло и горячая еда, но и место, через которое дом связан с внешним миром (мы помним сюжеты о ведьмах, вылетающих из печной трубы). Раньше на печи еще и спали, поэтому сновидения и образ печи тоже совмещались. Выпавший кирпич нарушает целостность печи как границы между домом и открытым миром. Через образовавшуюся дыру в дом может попасть нечистая сила, душа умершего, болезнь, насланная порча и т.д. Некоторые поверья связывают выпавший кирпич с проникновением в дом мифического огненного змия. Думается, в этом сокрыт и бытовой смысл, поскольку речь идет об увеличивающейся возможности пожара...

***
Здороваться и прощаться на пороге — к ссоре — Смысл этого поверья восходит к особой роли порога в доме (как и печи) — мистической границы между внешним миром и жилищем (о чем мы уже говорили). Но и бытовой смысл достаточно ясен: негоже начинать приветствия, еще не пригласив человека войти, или продолжать разговор, когда гость уже уходит. То есть речь идет о правилах приличия, вежливости...

***
Веник должен стоять в углу ручкой вниз: это спасает от злого глаза — Веник воспринимается не только как предмет для уборки в доме, но и как один из немаловажных мистических символов. Мусор связывали с неприкаянными душами умерших, а веник ведь в постоянном соприкосновении с мусором. Веник — и одно из пристанищ домового. В то же время на венике (на метле) летают ведьмы, нечистая сила заметает им свои следы, посредством оставленного где-нибудь нерадивой хозяйкой веника можно навести порчу, наслать болезнь. Исходя из всего этого и отношение к венику двойственное. Ставить его ручкой вниз — значит, использовать его защитную функцию, а именно — призывать на помощь домового и показывать врагам дома, что вы готовы их вымести. В сущности же, бережливые хозяйки всегда держат веник ручкой книзу по той простой причине, что так он дольше служит. И, наконец, ручкой вниз можно поставить только чистый веник, на что подспудно и наталкивает этот обычай...

***
Хранить разбитую посуду — к несчастью — Разбитая посуда символизирует ущербность, нецелостность (можно вспомнить обычай бить посуду на свадьбе, связанный с тем, что невеста расстается с девственностью). Следовательно, хранехранение разбитой посуды в доме может при-вести к разладу, несогласию. С бытовой же точки зрения разбитая посуда попросту опасна: можно пораниться. И потому лучше не провоцировать несчастье, склеивая черепки, а избавиться от них. Не зря сохранилось старинное поверье: «Посуда бьется — к счастью». Все уж забыли, что это имеет отношение к невесте, и повторяют, просто чтобы не омрачать себе настроение из-за разбитой чашки...

***
Двери начали скрипеть — к несчастью — Это поверье может быть объяснено так же, как и поверья о печи или пороге. Дверь — не только реальная защита от посторонних, но и символическое препятствие для нечистой силы. Естественно, что ее скрип воспринимается как своего рода предупреждение. Реально же скрип двери нагнетает обстановку больше, чем любое его мистическое толкование. И чем дольше дверь будет оставаться несмазанной, тем больше вероятность взаимных претензий и возможной ссоры, что и есть одно из проявлений «несчастья»...

***
Не сиди на пороге — заболеешь — О мистической роли порога мы уже не раз говорили. В бытовом же смысле все ясно: сидя на пороге, человек держит дверь открытой и оказывается на сквозняке. К тому же порог расположен близко к земле, к сырости, что также провоцирует заболевание...

***
При переезде в новый дом не оставляй в старом мусора: по нему могут порчу навести — Очень дельный совет, скажем мы, особенно если представим те слова и мысли новых хозяев, которые будут адресованы неряхам. А слово, как известно, обладает и физической силой. Порою предлагается старый мусор в новый дом переносить, а уж там выбрасывать. Думается, это — излишнее усердие; лучше употребить такое усердие на уборку — тогда и порчу не почему будет наводить...

В славянском язычестве не было сильно выраженного дуализма, четкого деления на положительное и отрицательное, злое начало у славян не имело того могущества и той самостоятельности, какими обладало начало доброе, хотя и представлялось в постоянной борьбе с ним. И все-таки дуализм проявлялся в том плане, что женщин, как и на Востоке, считали в Славянской Руси темной половиной. И едва ли не с худшими последствиями. Зло понималось только как относительное нарушение первичного порядка и гармонии.

1.При рождении близнецов, одного из них забирали у матери и умертвляли особым образом, давали живому близнецу брата в мире мертвых, создавая могущественную в магическом смысле Силу, соединяющую Жизнь и Смерть воедино. Так поступали, чтобы вырастить прорицателя или колдуна.

2.Славянские женские божества были хранительницами рода, - берегинями, помощницами в родах и жизни. Однако берегини были и богинями смерти. Издревле считалось что беременная, и особенно рожающая женщина открывает прямой проход в тот мир. И во время родов через прорванную завесу вместе с ребенком может прорваться Нечто. В ребенка может вселиться демон. Более того, даже любая женщина во время месячных была потенциальным порталом в бессознательное. Отсюда представление о женщине, как о нечистой, и запрет на сексуальный контакт с ней, считалось, что мужчина просто мог отдать свою жизненную силу мертвым. А берегини в большей мере защищали не роженицу, а окружающих людей от воздействия через роженицу.

3. «Добровольная» смерть женщин вместе с умершими мужьями: "Племена склавов (так латины называли славян) и антов (между Днепром и Днестром) одинаковы и по образу жизни и по нравам; свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами... Жены же их целомудренны сверх всякой человеческой природы, так что многие из них кончину своих мужей почитают собственной смертью и добровольно удушают себя, не считая жизнью существование во вдовстве". Существовало также ритуальное убийство рабынь-наложниц на могиле господина.

4.Начиная с прихода весны, славяне отмечали праздники, носящие оргиастический характер, наподобие греческих дионисий. В семик, начинавший русальную неделю, девушки плели венок из веток березы, который содержит и задерживает в себе растительную силу земли. Целуясь между собой сквозь живые ветки (обряд кумления), они приобщаются к растительной силе земли, которая должна передаться женщинам. После кумления, к которому допускались только женщины, устраивался пир, на который приглашались парни. Начинался обрядовый разгул. Им сопровождались и проводы русалок (людские дети, умершие некрещеными, либо потонувшие или утопившиеся девушки, а также дети, обмененные в то время, когда роженицу оставляют одну в бане, и она лежит без креста, а ребенок подле нее спит некрещеным), и летний "Иван Купала". Древние язычники-славяне до прихода православия поклонялись многочисленным богам, одним из которых был бог плодородия Купало, но и после прихода православия не хотели отменить языческих праздников. Его описывали как прекрасного молодого мужчину в венке из желтых цветов. С образом божества связана любовная легенда. Разлученный в детстве со своей родной сестрой, Купало, не зная о том, что это его родная кровь, впоследствии женился на ней. А закончилось это трагически: брат и сестра покончили с собой, утопившись. Отсюда и эротичный характер праздника. Допускались свальный грех и гомосексуальные игрища. Для приведения себя в нужное состояние славяне-язычники пили особые отвары трав. В купальскую ночь, жаловался псковским властям игумен псковского Елизарова монастыря старец Памфил, "мало не весь град взметется и возбесится, стучат бубны и гласы сопелей и гудут струны, женам же и девам плескание и плясание, и главам их покивание, устам их неприязнен клич и вопль, всескверные песни и бесовская угодия свершахуся, и хребтом их вихляния, и ногам их скакание и топтание; туже есть мужем же и отрокам великое прелщение и падение: но яко на женское и девическое шатание блудное им возърение, такоже и женам мужатым беззаконное осквернение и девам растление". Разгульные праздники заканчивались очистительными обрядами: купанием в воде или взаимным прощением. Считалось, что, пройдя через все это, человек очищается. Такие же праздники устраивались в честь Рода, ради плодотворности земли, детей заведенных при таких обычаях, воспитывали законные мужья, если таковые имелись.

5.Чрезвычайно был распространен особый вид нервных женских болезней, известных под именем "кликушества". Эта болезнь проявляется в форме припадков, более шумных, чем опасных, и поражает однообразием поводов и выбором мест для своего временного появления. Считалось, что они одержимы злым духом, который смущает молящихся нечеловеческими воплями и разными выкриками на голоса всех домашних животных: собачий лай и кошачье мяуканье сменяются петушиным пением, лошадиным ржанием и т. п. Когда кликуша начинала успокаиваться, ее бережно выводили из церкви, клали на землю и старались укрыть белым покрывалом, для чего сердобольные женщины приносили ту скатерть, которою накрыт был пасхальный стол с разговеньем, или ту, в которой носили на пасхальную заутреню для освящения яйца, кулич и пасху. Общепринятый способ успокоения кликуш во время припадков заключается в том, что на них надевали пахотный хомут, причем предпочтение отдается такому, который снят с потной лошади. В некоторых местах (Меленковский уезд. Владимирской губ.), надевая на больную хомут, вместе с тем привязывают еще к ногам ее лошадиные подковы, а иногда прижигают пятки раскаленным железом. Лежа в хомуте, охотнее укажет, кто ее испортил, и ответит на обычный в таких случаях вопрос: "Кто твой отец?" Об "отце" спрашивает кликушу через раскрытую дверь посторонние женщины, когда больную с хомутом на шее подводят к порогу, причем спрашивающие стараются убедить, что открытием тайны она не обидит сидящего в ней "батюшки" (отвечают кликуши во время припадка всегда в мужском роде). В Вологодской губернии кликуш, раздетых до рубашки, несмотря на трескучие морозы, макали в прорубь, опуская в воду ногами, лишь только успеют унести кресты и хоругви.

6.Психология первобытного человека допускала возможность брачных союзов между животными и людьми, а сами животные нередко воспринимались как непосредственные родственники человека. Всем известны русские сказки, в которых медведь проживает с бабой, змеи летают по ночам к женщинам, человек может рождаться от коровы, кабана, собаки, быка, а из яиц могут вылупляться мальчики. В этой связи показательна сказка восточных славян об Иванушке-Медвежье ушко - сыне человека и медведя. Медведь (медведица) встречает женщину (мужчину) и уводит ее (его) в берлогу. У них рождается мальчик: "совсем человек, только уши медвежьи" ("до пояса человек, а от пояса медведь"). Этот персонаж отличается необычайной и неуемной силой (в шесть лет выворачивает дуб с корнем из земли и т.д.). В результате его полузвериного происхождения у него две силы: человечья и медвежья. Также в сказках, животных называют лисичка-систричка, волк-братик, медведь-дедушка. Это в определенной мере свидетельствует о представлении о кровно-родственных связях человека и животных. «Мужик, повстречавший медведя, в схватке отрубает ему лапу и приносит ее домой бабе. Старуха сдирает с лапы кожу и ставит лапу варить (медвежье мясо), а сама начинает прясть медвежью шерсть. Медведь же, сделав из липы деревянную ногу, идет в спящее село, вламывается в избу и съедает обидчиков. Медведь мстит по всем правилам кровнородственной мести: око за око, зуб за зуб. Раз его мясо едят, значит и он ест живых людей».

7.По языческим нравам, чтобы восстановить благополучие общины, людей, скрывающих урожай или отрицательно влияющих на него (или на приплод скота и т.д.), убивали или изгоняли, предварительно разорив. Осведомленными здесь являлись одни лишь волхвы, выступая в роли провидцев, взору которых доступны сокровенные тайны. Только они знали причину постигшего народ несчастья, здесь разумелась сверхчувствительность волхвов в области языческого миропонимания. Мужское население посещаемых волхвами погостов, поддаваясь царившим строгим языческим нравам и видя в волхвах посредников между людьми и божествами, безропотно "привожаху к нима сестры своя, матери и жены своя". Также добровольно, столетием ранее язычники Киева "прихожаху сыны своя и дьщери" для жертвоприношений своим богам. Этого требовал жреческий ритуал. Волхвы "в мечте прорезавша за плечемь (у женщин), вынимаста любо жито, любо рыбу". Безусловно, женщины принадлежали к знатным семьям погостских общин и уже поэтому могли подлежать по языческим законам умерщвлению. Но они могли быть также подозреваемыми в обладании колдовскими чарами, наводящими на людей злые силы (Данная тенденция в отношении обладания женщинами колдовских злых сил появилась также после крещения, т.к. в староязыческих (до новой эры) общинах приветствовалось, если девушка или женщина ходили к волхву учиться, потому как именно она (женщина) была ответственная за здоровье своих детей, т.е. будущего своей общины). Колдовская подоплека деяний "лучших жен" видна из слов волхвов: "аще истребиве сих, будеть гобино", т.е. пресечение зла, идущего от "жен", было возможно только в результате их истребления.

8.Также были мифические представления об опасности первой ночи с женщиной. По этим представлениям, у женщины внутри есть нечто вроде зубов, и она может откусить ими кое-что. Для того, чтобы этого не произошло, первым должен был осуществить это не жених, а жрец или колдун, обладающий магическими знаниями и способностями. Нередко жрец производил даже не акт, а дефлорацию специальным каменным орудием. Пережитком этого обряда у славян считался обычай черногорцев, чтобы в первую ночь после венчания с невестой спал не жених, а дружка. И в русских сказках вместо героя ложится с царевной его друг, волшебный помощник.

Вообще с психологической точки зрения, враждебность к женщинам есть средство утверждения в себе мужских качеств - противоположные должны рассматриваться как плохие и опасные. Издревле мужчина и женщина были врагами (амазонки и кентавры). Также, страх быть отверженным или осмеянным одна из причин появления гомосексуализма, который, кстати, был очень распространен на Руси и в средневековье, и впервые его запретили только после XVII века, в отличие от европейских стран, где давно уже за это предавали смертной казни. По этой же причине появляются маньяки. Отношения между полами всегда были сложны, от того, что мировоззрение на эти самые отношения часто в корне отличались от мировоззрения противоположного объекта, к тому же, как говорил Леопольд фон Захер-Мазох, в любви можно быть либо молотом, либо наковальней, а это всегда означает унижение одного из партнеров. В нашем времени, многие женщины стали, как говорят японцы, фудзёши (испорченными яоем) или слэшистками, т.е. лояльно относящимися к геям и бисексуалам и даже потворствующие этому, но это скорее как следствие приспособляемости и нежелания терпеть унижения и не уважения, исходящие от мужчин. Проблема остается проблемой, взаимопонимания нет, а количество русского населения неуклонно падает вниз.
Присмотритесь, к нынешним нео-фашистам, которые стремятся к возрождению русского духа, как они обращаются с женщинами, и не с иностранками, со своими? Возникает впечатление, что они уже вернулись к тем варварским временам, когда было нормой все изложенное выше. Я тоже стремлюсь к воссоединению и возрождению национального менталитета, но не только русского народа, а всех славянских стран. Появление националистов в отдельных братских государствах, борющихся против своих же братьев недопустимо.

Первым в новый дом входит старый человек - Поверье в первую очередь отражает уважение к старшим. Но есть в нем и мистический смысл. Связан он стем, что начало нового дела, нового этапа жизни требует жертвы. Роль жертвы и брал на себя старый человек, поскольку считалось, что тот, кто первым переступит порог нового дома или переночует в нем, первым и умрет. Первой в новый дом впускают кошку - В сущности, этот обычай основан на том же, что и предыдущий. Но к нему добавляется еще одно толкование: кошка способна найти в жилище самое здоровое, уютное место. В дом входят после того, как кошка уляжется на этом месте. Обычно там ставят кровать для молодых, а после рождения ребенка - колыбель. Я специально наблюдал за дальнейшей судьбой кошек, которые первыми были впущены в новый дом. Погибших среди них не было. Более того, одна прожила фантастически долгую жизнь - около двадцати лет. На первую ночь в новом доме надо петуха запереть - Ясно, что причина этого поверья в том же, что и предыдущих. Главное - принести жертву, и желательно, чтобы она была как можно менее "кровавой", не человеческой. Кроме того, петуху в славянской мифологии приписывалась способность разгонять нечистую силу (три раза петух прокукарекал, возвещая о рассвете, - и черти разбежались). Впускают в дом петуха и по той причине, что он считался одним из символов плодородия. Следовательно, его пребывание в новой избе обеспечивало новоселам появление детей и богатство.
***
На Федору не выноси из избы copy - В каждой избе есть "дедушка", "хозяин" - домовой. Живет он, где сам захочет, - за печкой, или в чулане, или под порогом. Любимый его предмет в доме - веник. В Федорин день домовой из-под веника не выходит, поэтому хозяйке надо быть осторожной, чтобы с мусором не выкинуть и "дедушку", не то он обидится и пакостить начнет.
***
Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси - Это поверье, как и предыдущее, связано с тем, что под веником может жить домовой. Но, кроме того, в народе сложилось непростое отношение к венику в силу его мистической двоякости. С одной стороны, веник и метла - излюбленные орудия ведьм, которые на них и летают, и росу ими стряхивают, и порчу наводят, болезни насылают (швырнули веник вослед или подбросили его под порог - и готово!). С другой стороны, поскольку с помощью веника избавляются от грязи, ему приписывают и возможность избавлять от нечистой силы (метут им дорогу перед молодоженами и т.д.). Если веником выметали солому, на которой обмывали покойника, такой веник обязательно выбрасывают. Но старый веник при переезде в новый дом обязательно брали с собой: во-первых - чтобы перенести домового; во-вторых - чтобы на выброшенный веник не наступили и тем самым не причинили хозяевам неприятностей.
***
Не свисти в доме - денег не будет. Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет - К свисту в народе вообще отношение отрицательное. Свист - забава бездельников. К тому же, резко свистнув, можно напугать ребенка, беременную женщину, так что эта забава и опасна. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дому деньги, добро. Но ближе всего в данном случае бытовое пояснение: разве может нравиться всем остальным домочадцам, когда один из них постоянно насвистывает? Вот и дают они ему понять: будешь свистеть - на всех несчастье накличешь, в том числе и на самого себя.
***
Мыть или подметать пол сразу после отъезда близкого или гостя - все равно что вымывать, выметать его из дому - Поверье, суть которого - в мистическом восприятии человека и "следов от него". Человек ушел, но атмосфера в доме, где он пробыл какое-то время, еще осталась, как остается и некий "духовный след" от пищи на посуде, из которой только что ели. Не надо уничтожать эти мистические следы немедленно (если, конечно, речь не идет о "следах" врага).
***
Забыть какую-либо вещь в чужом доме - к скорому возвращению туда - Думается, тут и без всякой мистики ясно: если уж что-то забыл, то волей-неволей придется возвращаться. А поскольку при себе обычно носят необходимые на каждый день вещи (в наше время - телефонную книжку, зонтик и т.д.), то логично, что возвращаться надо будет поскорее.
***
Выпал кирпич из печи - добра не жди - Это связано с отношением к печи как к одному из самых главных символов дома (не говоря уж о бытовой опасности такого повреждения). Печь в сознании народа - это не только тепло и горячая еда, но и место, через которое дом связан с внешним миром (мы помним сюжеты о ведьмах, вылетающих из печной трубы). Раньше на печи еще и спали, поэтому сновидения и образ печи тоже совмещались. Выпавший кирпич нарушает целостность печи как границы между домом и открытым миром. Через образовавшуюся дыру в дом может попасть нечистая сила, душа умершего, болезнь, насланная порча и т.д. Некоторые поверья связывают выпавший кирпич с проникновением в дом мифического огненного змия. Думается, в этом сокрыт и бытовой смысл, поскольку речь идет об увеличивающейся возможности пожара.
***
Здороваться и прощаться на пороге - к ссоре - Смысл этого поверья восходит к особой роли порога в доме (как и печи) - мистической границы между внешним миром и жилищем (о чем мы уже говорили). Но и бытовой смысл достаточно ясен: негоже начинать приветствия, еще не пригласив человека войти, или продолжать разговор, когда гость уже уходит. То есть речь идет о правилах приличия, вежливости.
***
Веник должен стоять в углу ручкой вниз: это спасает от злого глаза - Веник воспринимается не только как предмет для уборки в доме, но и как один из немаловажных мистических символов. Мусор связывали с неприкаянными душами умерших, а веник ведь в постоянном соприкосновении с мусором. Веник - и одно из пристанищ домового. В то же время на венике (на метле) летают ведьмы, нечистая сила заметает им свои следы, посредством оставленного где-нибудь нерадивой хозяйкой веника можно навести порчу, наслать болезнь. Исходя из всего этого и отношение к венику двойственное. Ставить его ручкой вниз - значит, использовать его защитную функцию, а именно - призывать на помощь домового и показывать врагам дома, что вы готовы их вымести. В сущности же, бережливые хозяйки всегда держат веник ручкой книзу по той простой причине, что так он дольше служит. И, наконец, ручкой вниз можно поставить только чистый веник, на что подспудно и наталкивает этот обычай.
***
Хранить разбитую посуду - к несчастью - Разбитая посуда символизирует ущербность, нецелостность (можно вспомнить обычай бить посуду на свадьбе, связанный с тем, что невеста расстается с девственностью). Следовательно, хранехранение разбитой посуды в доме может при-вести к разладу, несогласию. С бытовой же точки зрения разбитая посуда попросту опасна: можно пораниться. И потому лучше не провоцировать несчастье, склеивая черепки, а избавиться от них. Не зря сохранилось старинное поверье: "Посуда бьется - к счастью". Все уж забыли, что это имеет отношение к невесте, и повторяют, просто чтобы не омрачать себе настроение из-за разбитой чашки.
***
Двери начали скрипеть - к несчастью - Это поверье может быть объяснено так же, как и поверья о печи или пороге. Дверь - не только реальная защита от посторонних, но и символическое препятствие для нечистой силы. Естественно, что ее скрип воспринимается как своего рода предупреждение. Реально же скрип двери нагнетает обстановку больше, чем любое его мистическое толкование. И чем дольше дверь будет оставаться несмазанной, тем больше вероятность взаимных претензий и возможной ссоры, что и есть одно из проявлений "несчастья".
***
Не сиди на пороге - заболеешь - О мистической роли порога мы уже не раз говорили. В бытовом же смысле все ясно: сидя на пороге, человек держит дверь открытой и оказывается на сквозняке. К тому же порог расположен близко к земле, к сырости, что также провоцирует заболевание.
***
При переезде в новый дом не оставляй в старом мусора: по нему могут порчу навести - Очень дельный совет, скажем мы, особенно если представим те слова и мысли новых хозяев, которые будут адресованы неряхам. А слово, как известно, обладает и физической силой. Порою предлагается старый мусор в новый дом переносить, а уж там выбрасывать. Думается, это - излишнее усердие; лучше употребить такое усердие на уборку - тогда и порчу не почему будет наводить.
***
Вечером мусор не выбрасывай: могут обворовать - Мистический смысл поверья связан с опасностью лишаться чего-то, отнимать от себя что-то после захода Солнца, когда начинает властвовать нечистая сила. Остался в этом запрете и след верования в то, что мусор - пристанище неприкаянных душ; поэтому негоже избавляться от него на ночь глядя, в темное время суток. По той же причине сохранился кое-где обычай выбрасывать мусор на дорогу, на перекресток (автор этих строк много раз наблюдал подобное на Украине, в частности в Ильинке и Знаменке, где именно так пояснялся смысл действий). И по той же причине не рекомендуется домашний, комнатный мусор сжигать.
***
Чтобы уберечь дом от колдунов и злых людей, надо воткнуть в дверь булавку или иглу острием наружу - Поверье связано с отношением к острым предметам как к мистической защите от недоброжелателя. При этом не имеет значения, видит он иглу или нет. Главное, чтобы хозяева были спокойны, зная, что злой взгляд обезврежен. Мистическая сила приписывалась и растениям-оберегам, которые либо имеют колючки (чертополох), либо способны вызывать жжение (крапива), либо обладают резким запахом (мята), острым вкусом (перец).
***
Въехал в новый дом - потолок целый год белить не надо - В течение года дом дает осадку, потолок деформируется и побелка все равно будет испорчена. Побелив потолок, хозяйка все время будет ходить с веником, и подметать (как это и происходит ныне во всех новых домах, особенно городских).
***
Не сиди, девица, на подоконнике - замуж не выйдешь - Одна из запретительных примет, которая должна подействовать, если не действует нормальное объяснение, что негоже девушке сидеть на подоконнике. Во-первых, это опасно; а во-вторых - испокон веков девушка не должна была выставлять себя напоказ. О сидящей на подоконнике девице, которая только и делает, что на улицу пялится, пойдет слава, что у нее только одно на уме: с парнями знакомиться, жениха высматривать.
***
Не начинай строить дом на старости лет, а то скорей умрешь - Есть и другой вариант этого поверья: покупать новую одежду на старости лет - к смерти. Многие, к сожалению, верят в это и лишают себя маленьких человеческих радостей. Хотя, если вдуматься, в основе поверья - всего лишь обычный закон: на старости лет не знаешь, достроишь ли ты дом, долго ли тебе носить новую одежду.
***
В один день двумя вениками не мети: богатство разметешь - Тут просматривается мистическая связь с домовым, который в доме один и поэтому не может находиться сразу под двумя вениками. Бытовая же причина кроется в пословице: "Всякая метла по-своему метет": То есть, подметая разными вениками, хозяйка помимо воли может оставить где-то мусор.
***
Если в доме подметать веником из полыни, нечистая сила не заведется - В основе поверья - отношение к полыни как к одному из оберегов. Считается, что резкий запах этой травы отпугивает не только нечистую силу, но и злых людей, а также противостоит порче.
***
Когда в доме подметаешь, мети не к порогу, а от порога, не то все богатство выметешь - Мести к порогу - значит двигаться за пределы своего дома, своего пространства. При этом вместе с мусором (который, как мы знаем, тоже мистифицировался) можно вымести что-то свое - хорошее, ценное. Даже во дворе после выноса покойника мусор мели по направлению к дому, мотивируя это желанием, чтобы все живые в доме остались.
***
Загудело в печной трубе - душа покойника мучается - Считалось: если закрыть печную заслонку, то связь дома с внешним миром прекращается. Значит, душа, которая хотела побывать в доме, осталась в трубе и мучается там, завывает. В таком случае надо помолиться за умерших.
***
Заслонкой закрывали печь, когда кто-нибудь отправлялся в дорогу, - чтобы домашние разговоры о нем не вылетали в трубу и не были услышаны "чужими".
***
Передний угол в доме трещит - несдобровать хозяину - Угол для славян - не только символ собственного дома (свой угол иметь), но и одно из мест обитания домового. В некоторых местностях считают, что в углу вообще живет нечистая сила (отсюда - окуривание углов дома для изгнания болезни и всякой нечисти). Под наружный угол дома выливали воду, которой обмывали покойника, сжигали там оставшийся после похорон мусор. Такое мистическое отношение к углу объясняет и поверья, связанные с ним. Неожиданные звуки - треск, стук, - доносящиеся из угла, считались знаком потусторонних сил. Бытовое объяснение поверья - в том, что хозяину надо попросту обратить внимание на состояние углов дома. Если они оседают (именно из-за этого раздается треск), то уж точно несдобровать - не только хозяину, но и всем домочадцам.
***
Петух головой затряс - быть беде - Поверье основано на двояком отношении к петуху. С одной стороны, это вещая птица, способная бороться с нечистой силой. С другой стороны, и сам он, постарев, становится представителем дьявольских сил (может даже "снести яйцо", из которого появляется на свет "маляк", доводящий потом хозяев до смерти).Головой начинает трясти, как правило, именно старый петух. Поэтому в поверье, зафиксирована рекомендация поскорее избавиться от него. То, что старый петух в хозяйстве не нужен, - однозначно. И суеверие - повод расстаться с ним во имя благополучия в доме.
***
Стук в доме без причины - к чьей-либо смерти - Основание поверья то же, что и в описанном выше случае с треском в углу, Считается, что чья-то душа пришла и предупреждает о скором покойнике в доме.
***
Вымести сор из дома, где покойник лежит, дo его выноса - значит всех живых из дома вымести - Поскольку в домашнем соре, мусоре сохраняется часть ауры покойного (как и во всех предметах и в самом воздухе жилища), то мусор не надо выметать, пока тело находиться в доме. Если это делать раньше, то душа умершего будет неспокойна: часть ее уже выметают, как бы спеша избавиться от нее. Бытовое пояснение кроется в том, что действительно убирать надо после выноса тела, и не на скорую руку, а как следует.

Новость отредактировал VENDETTA - 13-03-2012, 16:11

Какую религию проповедовали в те стародавние времена, когда о христианстве еще и слыхом не слыхивали? Религия древних славян, которую принято называть язычеством, включала в себя огромное количество культов, верований и воззрений. В ней уживались как архаичные примитивные элементы, так и более развитые представления о существовании богов и человеческой души.

Религия славян зародилась более 2-3 тысяч лет тому назад. Самым древним религиозным воззрением славянских народов является анимизм. Согласно этому верованию у любого человека есть бестелесный двойник, тень, дух. Отсюда и зародилось понятие души. По мнению древних прародителей душой обладают не только люди, но и животные, а также все явления природы.
Славянская религия богата и тотемическими верованиями. Тотемы зверей — лося, кабана, медведя, как священных животных, являлись предметом поклонения. Впоследствии, каждое стало символом какого-либо славянского бога. Например, кабан — это священное животное а медведь — Велеса. Были и растительные тотемы: березы, дубы, вербы. Многие проводились около отдельно стоящих священных деревьев.

Боги в славянской религии.

У славян не было единого бога для всех. Каждое племя поклонялось разным. К общим богам религия древних славян относит таких персонажей, как Перун, Велес, Лада, Сварог и Макошь.

  • Перун — громовержец, покровительствовал князьям и воинам. Князь Владимир Святославович Киевский почитал этого бога как верховного.
  • Велес — бог богатства, «скотоводческий» бог, покровительствовал купечеству. Реже считался богом мертвых.
  • Сварог — бог огня и неба, считается отцом других божественных созданий, верховное божество ранних славян.
  • Макошь — богиня судьбы, воды и плодородия, покровительница будущих матерей. Считалась олицетворением женского начала.
  • Лада — богиня любви и красоты. Считалась богиней «рожаницы», покровительствующей летнему урожаю.

Идолы древних славян.

Религия древних славян имела не только своих богов, но и своих идолов — изваяний, передающих образ того или иного божества, которого больше других почитали в племени. Это были деревянные или каменные статуи, которым поклонялись во время религиозных обрядов. Чаще всего идолы устанавливались на берегах рек, в рощах, на пригорках. Они очень часто были одеты, в руках держали чашу или рога, рядом с ними можно было увидеть богатое оружие. Были и домашние идолы меньших размеров, которые прятали в жилищах. Древние славяне отождествляли идолов с самим божеством, поэтому было великим грехом повредить изваяние идола.

Древние «капища» и волхвы в славянской религии.

Обитавшие на территории современной России никогда не возводили храмов: все ритуальные действия и молитвы они проводили под открытым небом. Вместо храма они оборудовали так называемое «капище» - место, где размещались идолы, располагался алтарь и осуществлялись жертвоприношения. Причем религия древних славян позволяла любому из верующих приблизиться к идолам, поклониться им и сделать какое-либо подношение. В качестве жертвоприношений, как правило, использовались разные животные, человеческих жертвоприношений древние славяне не практиковали.

В качестве хранителей знаний, провидцев и целителей у древних славян существовали волхвы. Они хранили и передавали из поколения в поколение древние мифы, составляли календари, предсказывали погоду, выполняли функции колдунов и магов. Волхвы имели большое влияние на киевских князей, которые по всем важным государственным вопросам советовались с ними.

Таким образом, можно с уверенностью заявить, что религиозные представления древних славян — это хорошо развитая система, включающая в себя огромное количество различных языческих верований, исповедуемых славянами до принятия христианской религии. Она сыграла огромную роль в формировании мировоззрения, мировосприятия и культуры славянских народов. Ее отголоски до сих пор присутствуют в нашей жизни.

Наши далекие предки с благоговением относились к лесу, на который смотрели не иначе, как на живое существо. Рядом с лесами строили селения, в них располагали капища, населяли их доброжелательной (и не очень) нежитью. Лес кормил, давал кров и убежище. Не случайно символом, объединяющим Правь, Явь и Навь стало именно дерево: корни, ведущие из подземного мира, давали ствол - реальность, в которой живем мы с вами, и ветви, крону - обиталище богов.

Благодаря этому дерево стали считать лестницей, по которой можно путешествовать по мирам. У многих славянских народов сохранились поверья, согласно которым в дерево переселяется душа умершего человека. Скорее всего, они возникли уже после крещения Руси, так как в большинстве есть ссылки либо на Библию, либо на христианские кладбища. Впрочем, это тоже часть нашей истории. Согласно этим легендам, скрипучее дерево становилось обиталищем беспокойной души; отсюда же берет свой исток запрет на сбор любого сырья с кладбищ. На могиле сажалось дерево, в котором душа могла найти покой. Именно поэтому запрещалось ломать ветви и рвать плоды с кладбищенских деревьев. Очень наглядный пример приведен в "Божественной комедии": сам о том не подозревая, Данте воплотил на бумаге отголоски славянских поверий: в его Аду, на пятом круге, держат души самоубийц, которые томятся в облике деревьев. Если у такого дерева отломить ветку или сорвать листок - течет кровь, и слышны стенания и плач.

Жизнь тоже неразрывно связана с деревом. Не только славяне, но и многие другие народы считали, что при рождении малыша нужно сажать у дома деревце. Его подбирали особо: для мальчиков "мужские" (дуб, клен, ясень), для девочек "женские" (береза, липа). Есть даже особый гороскоп на этот случай, рассчитанный друидами: по положению Солнца два раза в год (зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие) они определяли судьбу и характер человека. Каждый знак их гороскопа имел два периода: например, люди, родившиеся с 23 декабря по 1 января, или с 25 июня по 4 июля, относились к знаку Яблони. Есть там и знаки Пихты, Вяза, Сосны, Липы и другие. Если вы в ближайшее время собрались посадить рядом с домом дерево в честь рождения ребенка, то прежде ознакомьтесь с его свойствами: существует категория деревьев-вампиров, которые не принесут пользы, а только заберут вашу жизненную силу. Умереть дерево тоже должно "по-человечески" - своей смертью.

Не меньше, чем с человеком, дерево неразрывно связано с богами и духами. О том, что нельзя под деревом прятаться во время грозы, мне говорила еще моя прабабушка. Она не имела в виду возможность пожара от молнии - в ее деревне верили, что в грозу нечисть прячется от божьего гнева в деревьях, предпочитая одиноко стоящие стволы. Соответственно, кроме нечисти, можно было получить еще и от божества, которое ненароком промахнется и вместо злобного духа метнет молнию в человечишко. Кстати, это поверье пошло именно от славян: Перун молниями гонял чертей (или в кого он там целился - не сочтите за святотатство, просто вражин у бога хватало), а потом его образ нагло сплагиатили христиане, заместив Перуна Ильей-пророком.

В ряду почитаемых особо выделялись старые деревья с большими дуплами, стоящие отдельно от остальных. К ним обращались за лечением: страждущий привязывал к ветке, прятал в дупле или корнях небольшой подарок; считалось, что такая "жертва" позволяла человеку напитаться древесной жизненной силой и ускоряла восстановление при болезни. К этим же деревьям шли справлять свадебные обряды и другие важные ритуалы: божий суд проводился у их корней, а крона была безмолвным свидетелем клятв и торжественных обещаний. После крещения почитание деревьев преобразилось, но суть почти не изменилась: возле старого дуба теперь не давали клятв, но зато исповедовались ему в случае отсутствия духовника в окрестностях. Вырубка старых больших деревьев вроде дубов или вязов была строго запрещена: славяне верили, что если срубить царь-древо, то не миновать беды - такой проступок сулил мор, засуху, голод или войну.

Известно, что избы славяне ставили из дерева. Однако далеко не весь лес можно было рубить для этой цели. К запретным относили следующие:

  • старые стволы, пережившие не одно поколение;
  • гиганты, которых миновали молнии и ураганы;
  • молодые деревца;
  • кривые, необычно сросшиеся деревья, или стволы с аномально большими дуплами;
  • сухостой (здесь прослеживается древесная "личина смерти": нельзя было вносить домой "умершее" дерево);
  • некоторые народы не рубили деревья в зимнее время;
  • то, что посажено человеком, хранит его память - такие насаждения тоже были защищены от перспективы превращения в сруб.
Есть и соответствующая примета: коли поваленное дерево упало на север, то быть беде.
Отдельной категорией стоят "буйные" деревья, растущие на перекрестках дорог. Они считаются проклятыми, а белорусы называют их "стояросовыми". Их нельзя рубить: дело, в котором планируется использовать ствол, не будет удачным. К проклятым приписывали все деревья, питающиеся энергетикой человека, в частности осину и ель.
А когда выбраны деревья, скажем, на постройку нового дома, то с ними следовало поговорить. Дереву объясняли, для какой цели его берут, и просили духа выйти. Тащить ствол к месту строительства тоже нужно было осторожно: повредив юную поросль, можно было навлечь на себя смертельную череду неудач. И обязательным завершающим ритуалом была баня: какой бы благородной ни являлась конечная цель вырубки, а все же это убийство живого существа, и грех смывали горячим паром.

Особо выделялись у славян следующие деревья:

  1. Дуб - священное дерево Перуна, истинно мужская порода, воплощение силы, мужества и мудрости. В дубовых рощах устраивали капища и божьи суды. Именно дуб считается прообразом Мирового Древа, растущего через три мира сразу с самого момента Творения.
  2. Береза - женское дерево с двоякой трактовкой. С одной стороны, березу почитали как защитницу от злых сил, ставили в доме и раскладывали на чердаках ее ветки, вязали веники для бани. Девицы умывались березовым соком, а беременным и роженицам береза была сильным оберегом. В то же время в нее часто били молнии, место, на котором росла береза, притягивало нечисть, а в одиноких кривых деревьях селились беспокойные души.
  3. Лещина - универсальный кустарник, плоды которого употреблялись в пищу (особенно при ритуалах и обрядах), а из ветвей плели корзины. В дни памяти усопших орехи рассыпали по полу - приманивали таким образом духов покойных родственников. В лещину не била молния, поэтому из нее делали защитные обереги и для людей, и для дома.
  4. Бузина, ель, осина, клен - деревья, несущие негативную нагрузку. Считается, что в них любит селиться нечисть, поэтому их не использовали в строительстве, однако успешно применяли в качестве оберегов от злых сил. Согласно легенде, клен - обращенный в дерево человек; его древесину не использовали на растопку и изготовление гробов.
  5. Ель и в наши дни используется для создания кладбищенских венков - ее "похоронный" смысл протянулся сквозь века. Дерево считается "женским", его нельзя сажать рядом с домом, в котором много мужчин - можно навлечь беду.
  6. Роль колючих кустарников - гонять всякого рода нечисть. Это уже в христианских поверьях растения с колючками были приписаны дьяволу - мол, люди будут за них цепляться и ругаться. А до крещения Руси их использовали как оберег, и для разного рода приворотов. Не зря же терновник связан с Полелем - венок на голове юноши сплетен именно из этого растения, усыпанного цветами.
Это очень приблизительная характеристика. Не сомневаюсь, что предки почти по каждому растению имели свою «базу знаний». Буду благодарна, если поделитесь в комментариях известными вам поверьями касаемо "древесных" примет.