Произведения троепольского список. Персоналии

Сегодня мы вам расскажем, кто такой Гавриил Николаевич Троепольский. Биография и основные произведения данного автора рассмотрены далее. Речь идет о лауреате Государственной премии Советского Союза.

Обучение и работа

Родился Гавриил 16 ноября 1905 г. в Ново-Спасском селе на Елани. Шестеро детей было в семье родителей будущего поэта. Далее расскажем, как получал образование Гавриил Николаевич Троепольский. Биография его свидетельствует, что будущий писатель появился на свет в семье священнослужителя. Звали его Николай Семёнович Троепольский. В 1924 г. будущий автор окончил сельскохозяйственное училище. Находилось оно в Борисоглебском уезде, селе Алешки. Далее рассмотрим, как делал свои первые профессиональные шаги Гавриил Николаевич Троепольский. Биография его упоминает, что сперва молодой человек был сельским учителем. С 1931 г. он работает в опорном пункте областной Воронежской опытной станции. С 1937 по 1953 год занимает должность заведующего Острогожского государственного сортоиспытательного участка зерновых культур. Занимался селекцией проса. Вывел 8 сортов этой культуры.

Война и начало творческого пути

Троепольский Гавриил Николаевич в период оккупации области с 1942 по 1943 год выполнял задания от фронтовой советской разведки. Первый рассказ, написанный под творческим псевдонимом Лирваг, появился в средине 1937 года. После 1953 г. в журнале «Новый мир» были напечатаны рассказы автора. С того момента он посвятил себя литературной деятельности и переехал в Воронеж. С 1976 по 1987 год входил в редакционную коллегию журнала под названием «Наш современник». Являлся Членом правления Союза Писателей Советского Союза (с 1975 г. - СП РСФСР). Скончался в 1995 году, 30 июня. Похоронен писатель в Воронеже.

Творчество

Теперь поговорим о том, как оценивала публика произведения, которые написал Гавриил Троепольский. Книги его были столь востребованы, что ко второй половине пятидесятых годов он получает признание в качестве одного из достойнейших авторов очерково-публицистической прозы, посвященной сельскохозяйственным темам. В своем труде писатель следовал по стопам Овечкина. Он обладал знаниями о том, что происходит в деревне, которые получил из собственного практического опыта. Кроме того, он стремился к абсолютной искренности, изображая отрицательные явления действительности. Среди его произведений - публицистика, пьесы, повести и рассказы.

Библиография

В 1953 году в журнале «Новый мир» выходит произведение «Из записок агронома». Оно состоит из сатирических рассказов. На их основе С. Ростоцкий снял фильм под названием «Земля и люди». В 1955 году автор пишет сценарий для кино. Сатирическая повесть «Кандидат наук» появляется в 1958 году. Роман «Чернозём» был создан в период с 1958 по 1961 годы. В 1972 г. выходит в свет его переработанная редакция. Повесть «В камышах» появляется в 1963 г. Публицистический очерк «О реках, почвах и прочем» публикуется в то же время. Он содержит резкую критику и повествует о бесхозяйственном использовании водных ресурсов в Средней России. В 1966 году выходят статьи автора на страницах газеты «Правда», направленные на защиту природы. Пьеса «Постояльцы» появляется в 1971 г. Вслед за ней издается повесть «Белый Бим Чёрное ухо». Данное произведение вышло более чем на двадцати языках мира. «Здравый смысл» появляется в 1975 году. Книги писателя были изданы на 52 языках. В 1994 г. его произведения вышли в США, войдя в серию «Классики». За повесть под названием «Белый Бим Чёрное ухо» автор в 1975 году получил Государственную премию СССР. Также он является обладателем ордена Трудового Красного Знамени. Теперь вы знаете, кто такой Гавриил Николаевич Троепольский. Биография и основные труды писателя приведены выше.

Грибановский муниципальный район Воронежской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Алексеевская средняя общеобразовательная школа

Районная ученическая

научно-исследовательская

конференция «Первый шаг в науку»

«Литературное творчество писателя-земляка

Г. Н. Троепольского»

Выполнили:

ученица 6 класса

Облякова Алина,

ученица 6 класса

Данилова Анастасия

Научный руководитель:

учитель русского языка и

литературы

Челяпина Н. И.

2015

Содержание

Введение……………………………………………………………….стр. 3

Биография Г. Н. Троепольского…………………………………….стр. 5

Творческое наследие………………………………………………….стр.7

Заключение…………………………………………………………….стр.12

Литература ……………………………………………………………стр.13

Приложение…………………………………………………………….стр.14

Введение

Богато литературное наследие Воронежского края. Это родина многих поэтов и писателей, чья жизнь и творчество стали примером верного служения Отчизне. Изучать их биографию, творческий путь, погружаться в мир примечательных человеческих судеб - довольно интересное и увлекательное занятие.

При изучении литературного наследия, в работе с различными справочниками и энциклопедиями перед нами неожиданно раскрываются новые биографические факты, иногда переплетения человеческих судеб заставляют задуматься, открыть что-то новое, еще неизвестное читателям и слушателям.

В одном из номеров районной газеты «Знамя труда» мы прочитали статью о нашем воронежском писателе Г. Н. Троепольском. И нам стало интересно, а известно ли имя писателя Гавриила Николаевича Троепольского - создателя литературного Бима, героя прекрасной и печальной повести учащимся нашей школы.

Тема исследовательской работы «Литературное творчество писателя- земляка Г. Н. Троепольского» выбрана потому, что в этом году ему исполняется 110 лет со дня рождения. Мы решили как можно больше узнать о его жизни и творчестве.

Выполняя исследовательскую работу, мы поставили перед собой цель :
изучить творчество писателя - земляка Г. Н. Троепольского.

Задачи:

Исследовать биографию и творческую деятельность Г. Н. Троепольского;

Изучить информацию из различных источников;

Провести социологический опрос;

Через исследовательскую работу познакомить одноклассников и всех желающих с творчеством Г. Н. Троепольского.

Объект исследования - биография и творчество Г. Н. Троепольского

Предмет исследования: произведения Г. Н. Троепольского

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в знакомстве с произведениями Г. Н. Троепольского.

Практическая значимость исследования : данный материал можно использовать на уроках литературы, внеклассного чтения, при проведении заочной экскурсии по произведениям Г. Н. Троепольского.

Актуальность темы исследовательской работы в том, что собранный материал позволяет больше узнать о писателе Троепольском. Проведенный нами опрос показал, что лишь единицам школьников известно имя писателя- земляка.

В работе использовались различные методы исследования: опрос и интервью, метод изучения литературы и Интернет-ресурсов, классификация собранного материала в хронологическом порядке.

Прежде чем начать исследовательскую работу, мы повели опрос среди учащихся нашей школы, знакомы ли они с творчеством писателя-земляка Г. Н. Троепольского, и его результаты отразили в следующей диаграмме (Приложение1).

Биография Троепольского Г.Н.

Гавриил Николаевич Троепольский 29 ноября 1905 г. в селе Ново-Спасское на Елани (ныне Новоспасовка (Грибановского района Воронежской области) в семье священника.

Окончил в 1924 году сельскохозяйственное училище, работал сельским учителем, в 1931-1954 колхозным агрономом.На всю жизнь осталось в нем уважение к крестьянскому труду.

По обстоятельствам времени Г. Троепольскому пришлось учиться в четырех средних учебных заведениях: начинал в Новохоперской гимназии (3 класса), продолжал в Новогольской школе 2-й ступени, а после ее закрытия окончил в Новохоперске же последний класс. Уже со средним образованием он поступает в среднее сельскохозяйственное училище (с. Алешки Борисоглебскогоуезда).

Изучая биографию писателя, мы узнали, что после окончания школы будущий литератор учился в сельскохозяйственном училище в г.Борисоглебске. Затем работал учителем в сельских школах. Потом перешел на агрономическую работу. Ставил опыты по агротехнике, занимался селекцией.

Троепольский учительствовал недалеко от родных мест - в селах Питим и Махровка. Весной 1931 года он получил возможность работать по агрономии, сначала младшим научным сотрудником, а затем - заведующим Алешковским опорным пунктом Воронежской областной опытной станции.

С 1936 года Г. Троепольский в г. Острогожске заведует опорным пунктом той же станции, а с 1937-го до января 1954 года он - заведующий Острогожским государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам; здесь же вел и селекцию проса, один из выведенных им сортов был районирован в Центральной Черноземной зоне («Острогожское-9»). Материалы наблюдений и селекции в Острогожском сортоучастке Г. Троепольский обобщил в нескольких научных работах.

Почти четверть века было отдано агрономии, четверть века прожито в небольшом городе Острогожске. Лишь в 1959 году, уже будучи профессиональным писателем, Г. Троепольский переехал в Воронеж, здесь он и прожил в доме по ул. Чайковского свои плодотворные годы.

Подспудно литература влекла Г. Троепольского с юношества. Еще в школе он пытался вместить в слова открывшуюся ему красоту родной земли, картины деревенского быта, и десятилетия спустя в роман «Чернозем» вошли и строки шестнадцатилетнего юноши, написанные в 1921 году.

На всю жизнь осталась в Троепольском добрая память о молодом учителе Новогольской школы Григории Романовиче Ширме. Он увлекал учеников своей любовью к великой русской литературе, преданностью ее заветам. Сам Троепольский объяснял, что стал писателем под его влиянием: «...я вряд ли стал бы писателем, если бы не встретил в жизни Григория Романовича. Он научил нас думать над прочитанным».

Учителю и ученику, народному артисту СССР, художественному руководителю Государственной академической капеллы Белорусской ССР Г. Р. Ширме и писателю Троепольскому, суждена была через много лет счастливая встреча.

В пору учительства Троепольский продолжал писать. Однажды он показал свои опыты случившемуся в Махровке писателю Н. Никандрову. Известный по тем временам писатель посоветовал не спешить, не посылать рукопись, «а писать вам надо обязательно». Видимо, разглядел Никандров в молодомТроепольском человека, способного к серьезной взыскательной самооценке, к честному обращению со словом. И не ошибся.

Творческое наследие Г. Н. Троепольского

В 1938 году в альманахе «Литературный Воронеж» появился рассказ «Дедушка» под псевдонимом Т.Лирваг (наоборот читается как Т. Гаврил). Это была первая публикация Троепольского-писателя, но переиздавать этот рассказ Троепольский никогда не станет. У этого начала, исполненного в духе популярных представлений о жизни и литературе, продолжения не будет.Страдающий литературными заимствованиями рассказ тяготел и к назидательности. «Чем больше я перечитывал тогда рассказ,- вспоминал впоследствии Г.Н.Троепольский,- тем меньше он мне нравился, и я решил, что писателем быть не смогу».

Лишь спустя 15 лет автор не совсем удачного рассказа «Дедушка» изменил свое решение: Троепольский, захваченный на рубеже 1940-50-х сразу несколькими замыслами, развернул работу над циклом рассказов «Из записок агронома». В ноябре 1952 г. Троепольский послал один из них («Никишка Болтушок») в редакцию журнала «Новый мир». Этот журнал и стал первооткрывателем Троепольского-художника. «Троепольский был агрономом очень серьезным, прекрасно знал опытное дело, коим была столь славна и даже знаменита дореволюционная Россия, практика же колхозно-совхозного строительства приводила его в недоумение, которое он и пытался с присущим ему юмором, с иронией выразить в литературе художественной. Твардовский его понимал очень - тоже ведь крестьянский сын, можно сказать, сельскохозяйственник». Едва ли не все произведения Троепольского 1950-60-х (повести, рассказы, очерки, статьи) впервые увидели свет на страницах «Нового мира». Всю свою жизнь Троепольский был благодарен А.Т.Твардовскому за активное участие в его творческой судьбе. Заинтересовавшись рассказами, главный редактор журнала А.Т. Твардовский почувствовал в начинающем литераторе настоящий талант.Он часто ездил к Твардовскому в гости, обсуждал с ним свои новые замыслы и получал от него дополнительную творческую энергию. После смерти поэта Троепольский нередко навещал его семью.

«Начинающим» писателем Троепольский стал, по сути дела, в возрасте 47 лет. В литературу Троепольский принес свою тему: «...боль за землю, за судьбу ее сеятелей и хранителей, за степной простор и высокое небо, за голубые жилки речек и шуршащие камыши...»

Цикл «Из записок агронома» («Записки агронома») состоит из 7 рассказов: «Никишка Болтушок», «Гришка Хват», «Игнат с балалайкой» (Новый мир. 1953. №3), «Прохор семнадцатый, король жестянщиков», «Прицепщик Терентий Петрович», «Тугодум» (Новый мир. 1953. №8; газетная публикация рассказа «Тугодум»: Молодой коммунар. Воронеж. 1953. 12 июля) и «Один день» (Новый мир. 1954. №1). Впоследствии все эти рассказы («Записки агронома») были изданы отдельной книгой, озаглавленной уже «Прохор семнадцатый и другие» (1954). Троепольский изображает колхозную жизнь без всяких прикрас - с ее реальными сложностями и противоречиями. Все персонажи цикла, и положительные, и отрицательные, выписаны Троепольским ярко, выпукло и психологически убедительно.

В середине 1950-хТроепольским на основе «Записок агронома» был создан киносценарий «Земля и люди» (Литературный Воронеж. 1955.Кн.36; фильм был снят режиссером С.И.Ростоцким на киностудии им. М.Горького в 1955).

В 1954 Троепольский стал членом СП СССР, переселился в Воронеж, где и жил до конца своих дней. К 50-летнему прозаику, автору всего лишь нескольких некрупных произведений, пришла всесоюзная известность.

Последовавшие за циклом «Из записок агронома» близкие по материалу и проблематике рассказы «Агрономы», «Соседи», «У Крутого яра» (все - 1954) и «Митрич» (1955) раскрыли новые грани незаурядного таланта Троепольского и свидетельствовали о росте художественного мастерства писателя. А такие характеры людей труда, как Митрич из одноименного рассказа и Сеня Трошин («У Крутого яра»), стали подлинным открытием Троепольского. Неоднозначность, психологическая многослойность этих образов рождали споры критиков.

Со второй половины 1950-х Троепольский работал над романом «Чернозем» (кн.1-я - 1958; кн.2-я - 1961), в котором рельефно воссоздана жизнь центрально-черноземной деревни с 1921 по 1930. Троепольский сумел внести немало нового в осмысление эпохи коллективизации. В центре повествования - семья Земляковых. Не закрывая глаза на ошибки, «перегибы» в процессе коллективизации, Троепольский рисовал общую драматическую картину крестьянской жизни.

Г.Н. Троепольский умел в своих произведениях реалистично показывать жизнь, восхищаясь человеком-творцом, человеком-тружеником, сражаясь с жестокостью и эгоизмом.

Повесть Троепольского «В камышах» (1963), имеющая подзаголовок «Из тетрадей охотника», решена в ином ключе: в ней доминирует лирическое начало и воспевается красота родной природы.

В середине 1960-х на всю страну прозвучало публицистическое слово Троепольского: «О реках, почвах и прочем» (Новый мир. 1965. №1), «Сколько воды человеку нужно?» (Правда. 1966. 4 сент.) и «Об осушении и "осушении"» (Там же. 1966. 5 сент.). Эти «экологические» статьи прозаика вызвали большой общественный резонанс и заметно осложнили жизнь самому Троепольскому, посмевшему объявить войну чиновникам и губителям природы. Очерки и путевые заметки Троепольского конца 1950-х - начала 1960-х, в которых обсуждались различные проблемы сельского хозяйства и которые являлись своего рода «спутниками» его цикла рассказов «Из записок агронома». «Думы о земле» (1956), «В глубинном районе» (1958), «Совесть хлебопашца» (1959), «Дорога идет в гору» (1961), «Этого требует жизнь» (1963), также привлекли к себе внимание читателей. Широкой известностью пользовался документальный очерк Троепольского «Легендарная быль» (1957), в котором речь шла о событиях Гражданской войны: в нем писатель пропел славу храбрым - погибшим и живым. Неоднократно в 1960-е годы Троепольский выступал в роли фельетониста: «Розовая совесть», «Тернистая дорога, или Краткий обзор путей возникновения таланта» (1963), «Липа на тихой сосне» (1964) и др. Очень многое связывало Троепольского с Воронежем, и он не мог не написать о родном городе.

Гавриил Николаевич создал немало интересных книг. Но лучшей, самой главной его книгой останется, конечно, повесть о собаке, которая стала известна всему миру - «Белый Бим Черное ухо», напечатанная в1971г.

Это произведение можно назвать трагическим романом о собачьей жизни, полной открытий и приключений, радостей и бед.

Повесть «Белый Бим Черное ухо» принесла автору в 1975 г. звание лауреата Государственной Премии СССР. Писателю присвоена итальянская премия в области детской и юношеской литературы - «Банкареллино». Книга Г.Н. Троепольского издавалась в Монголии и Польше, в Болгарии и Китае. Ее читают на языке бенгали, на английском, французском, японском, венгерском и множестве других языков. В американских колледжах повесть Г. Н. Троепольского о верном Биме входит в обязательную программу по литературе.

Пронзительная и трогательная история о собаке по кличке Бим - преданном и верном друге своего хозяина - заставляла плакать не одно поколение детей и взрослых, прочитавших повесть замечательного русского писателя Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Удачная экранизация сделала эту работу автора еще более популярной.

Эта книга не только о собаке, но и о людях - хороших и плохих, об отношении к животным, которое как рентгеном просвечивает души, выявляя в одних низость и мелочную подлость, а в других - благородство, способность сострадать и любить.

Замечательный кинофильм снял режиссер С. Ростоцкий по повести Г. Н. Троепольского, премьера которого состоялась в 1975 г. - «самый гуманный фильм о человеческой жестокости» как назвала его критика.Фильм получил премию «Хрустальный глобус», номинировался на «Оскар». На вопрос о том, что заставило его обратиться к экранному воплощению героев сюжета повести, режиссер отвечал: «Конечно же, стремление передать всю прелесть, все обаяние этой книги. Но главное - с помощью экрана вновь поговорить с людьми о тех важнейших общечеловеческих проблемах, которым посвящено произведение».

В воронежском театре кукол «Шут» в 2000г. состоялась премьера инсценировки-воспоминания «Белый Бим». Томский режиссер Р. Виндерман рассказывал о своей работе: «Мы ставили наш спектакль с болью и тревогой за душу человеческую - за взрослого, за ребенка. Наша собака - это, по существу, такой же человек, которого просто зовут Бим…»
Вот и бежит по миру Белый Бим Черное ухо - по страницам книг, по экранам и сценам разных стран, бежит навстречу людям уже тридцать лет. И, смахивая с глаз слезы, мы, прикоснувшись к рассказанной Г.Н. Троепольским истории, становимся хоть немного добрее, благороднее, человечнее.

Уже после смерти писателя в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра кукол, установлен памятник Биму (авторы памятника Эльза Пак и Иван Дикунов, лауреаты Государственной премии России) (Приложение № 2).

Писатель прожил долгую жизнь, оставаясь человеком деятельного добра, неравнодушным, смелым и честным. Воронежцы всегда гордились своим земляком, поэтому Г. Н. Троепольский стал одним из первых Почетных граждан Воронежа.

После «Белого Бима...», безоговорочно причисленного к отечественной литературной классике, писатель не опубликовал ни одного значительного художественного произведения. Это «молчание», объясняемое не только преклонным возрастом и ухудшающимся здоровьем Троепольского, длилось почти четверть века. Однако известно, что он и в 1970-е, и в 1980-е, и в 1990-е продолжал писать. Невероятный успех «Белого Бима...» сделал его автора еще более самокритичным и заставил его «замолчать» на долгие годы. Автору хотелось, во что бы то ни стало удержаться на уровне своей самой знаменитой книги: «Для многих идеи этой книги стали жизненным посохом. Но и для самого Троепольского повесть была тоже мерилом художественной правды, критерием мастерства. Может быть, поэтому он так и не решился опубликовать свой новый роман, боясь, наверное, заглушить мощное эхо, вызванное «Белым Бимом…».

Троепольский - автор ряда критических статей; его выступления отличались глубиной литературоведческой мысли. Но эта часть наследия писателя не собрана, не обнародованы и письма Троепольского (в издательстве «Современник» так и не вышел 4-й (последний) том СС Троепольского, куда и планировалось включить критические работы, публицистические статьи, очерки, фельетоны писателя).
Писатель скончался в июле 1995 г. Остались его книги, благодарные читатели, ученики… Осталась его вера в победу мудрости, доброты и человечности.
На доме №8 по улице Чайковского, где жил писатель, установлена мемориальная доска (Приложение № 3, 4). В 2005 году имя Троепольского присвоено Воронежской детской библиотеке (Приложение№ 5).

Одна из улиц г.Воронежа (в пос.Подгорное) названа в честь писателя.

Книги писателя переведены на 52 языка. В 1994 году его произведения изданы в США в серии "Классики".

Заключение

Очень важно изучать литературу родного края, чтобы иметь представление об особенностях своей родины, гордиться своим краем. Литература родного края - это часть национальной литературы.

3.Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Приложение 1

1.Знаете ли вы писателя Г. Н. Троепольского?

1 кв. - «да» ответили (20 человек)- 40%

2 кв - «нет» ответили (30 человек)- 60%

2 . Какие произведения Г. Н. Троепольского вы читали?

3 кв. - «Белый Бим Черное ухо» ответили (14 человек) - 28%

4 кв. - «ничего не читал» ответили (36 человек) - 72%

Приложение 2

Памятник собаке Белому Биму Чёрное ухо, установлен на площади в Воронеже, перед Воронежским театром кукол «Шут».

Приложение 3

Мемориальная доска на ул. Чайковского, д. №8

Приложение 4

д. №8 на ул. Чайковского

Приложение 5

Воронежская детская библиотека.

«Жизнь идет, жизнь идет, потому что есть труд и есть надежда.

Жизнь идет и потому, что есть книги, питающие надежду».

Г.Н. Троепольский

29 ноября 2015 г - 110 лет Гавриилу Троепольскому, автору всемирно знаменитого романа «Белый Бим Чёрное ухо».

Известный русский писатель Гавриил Николаевич Троепольский прожил долгую жизнь, оставаясь неравнодушным, смелым и честным человеком, человеком деятельного добра. Г. Троепольский представил читателю реальных людей разных характеров, нравов, причуд. Гавриил Николаевич в своих произведениях часто использовал истории из собственной жизни, удачно сочетая реальные события и вымысел. «Я за то, чтобы писать обо всём... Если писать только о добре, то для зла - это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных, не будут замечать», - говорил писатель.


Г. Н. Троепольский написал несколько книг: «Чернозем», «Кандидат наук», «Прохор X VII и другие», «Рассказы».


Но главная его книга - пронзительная повесть «Белый Бим Черное ухо». Трагическая книга о собаке и ее жизни среди людей, полная приключений, радостей и горестей. Автор с большой верой в победу добра над злом и неправдой поднимает сложные нравственные проблемы. Это книга, начав читать которую, уже невозможно оторваться. «Белый Бим Черное ухо» - это «слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми» , - писал Гавриил Николаевич Троепольский.

Повесть «Белый Бим Черное ухо» принесла писателю в 1975 г. Государственную Премию СССР. Г. Н. Троепольскому присвоена итальянская премия в области детской и юношеской литературы - «Банкареллино». Книга издавалась во многих странах, была переведена на множество языков. В американских колледжах «Белый Бим Черное ухо» входит в обязательную программу по литературе.

Режиссер Станислав Ростоцкий снял замечательный двухсерийный фильм с Вячеславом Тихоновым в главной роли. Трогательная лирическая киноповесть о судьбе собаки, теряющей любимого хозяина, об отношении людей к «братьям меньшим», заставила множество людей плакать над судьбой Бима.


В 1998 году в Воронеже был открыт памятник собаке Белому Биму Чёрное ухо. Одна из улиц г. Воронежа названа в честь писателя. Его имя носит и одна из библиотек города.

Более подробно о судьбе писателя можно прочитать в книге воронежского писателя М. Федорова «Человек Чернозёма». Это документальный роман, в основу которого легли воспоминания родственников, друзей и знакомых писателя, архивные материалы и публикации. В книге также рассказывается о судьбе священника из глубинки - отца Николая Троепольского, расстрелянного в 1931 году за сопротивление коллективизации. Вошел туда и рассказ о деле Николая Троепольского «Отец писателя. Дело №…» Писатель М. И. Федоров был лично знаком с Г. Троепольским и считает его одним из тех людей, которые направляли его по жизни и помогли не отступить от своей цели - стать писателем.

Зотов, С. Человек добра // Наш современник. - 2013. - № 12. - С. 275-277.

Перова, Е. Жизнеописание Гавриила Троепольского // Москва. - 2013. - № 1. - С. 213-215.

Высказывания Г. Н. Троепольского

«Жить надо так, чтобы не бояться продать своего попугая самой большой сплетнице города»

«Можно говорить глупости, но не торжественным тоном»

«Так теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы»

«Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние»

>Биографии писателей и поэтов

Краткая биография Гавриила Троепольского

Гавриил Николаевич Троепольский - советско-русский писатель XX столетия. Самое известное произведение - «Белый Бим Черное Ухо». Родился 16 (29) ноября 1905 года в селе Ново-Спасское. Отец писателя был священнослужителем. Первые три класса мальчик учился в Новохоперской гимназии, затем перевелся в Новогольскую школу на два года и снова вернулся в гимназию. Получив среднее образование, Троепольский поступил в сельскохозяйственное училище Борисоглебского уезда. После учебы на протяжении нескольких лет он преподавал в сельской местности. В пору учительства он время от времени писал. Известный в то время писатель Никандоров, прочитав его работы, сказал, что писать ему нужно обязательно.

По основной специальности Троепольский начал работать весной 1931 года. В этот период он устроился агрономом на опытной станции Воронежской области, где сначала был младшим научным сотрудником, а затем - заведующим. Вскоре он был переведен на Острогожский опорный пункт той же станции, где проработал вплоть до 1954 года. После этого он был назначен заведующим Острогожского сортоучастка. Там он занимался селекцией проса и вел дневник научных работ, куда попали все материалы его наблюдений и селекций. Так появился цикл «Из записок агронома». Этот человек посвятил агрономии почти четверть века и только в 1950-х он начал профессионально заниматься литературной деятельностью. Примерно в этот же период он перебрался в Воронеж.

Были у него и наработки, сделанные в молодости. Так, например, в 1921 году он пытался описать красоту родного края и эти строки через десятилетия вошли в роман «Чернозем». В самом начале своей творческой деятельности писатель публиковался под псевдонимом Лирваг. Публикация первого полноценного рассказа Троепольского относится к 1937 году. В 1963 году появилась повесть «В камышах», которую благосклонно восприняла критика. В этом же году был опубликован очерк «О реках, почвах и прочем». В 1971 году в свет вышла повесть, широко прославившая писателя. Повесть «Белый Бим Черное Ухо» оказалась настолько успешной, что ее перевели на 20 и более языков. Писатель умер в июне 1995 года в городе Воронеж.

Бывает так, что какое-то произведение удается писателю настолько, что затмевает все прочие его достижения. И тогда даже начитанные люди полагают вполне результативного автора «человеком одного творения». Жертвой ошеломительного успеха «Белого Бима» стал и Гавриил Троепольский. Биография его весьма насыщенна, но воспринимается он большинством читателей исключительно как автор истории белого сеттера.

Гавриил Троепольский (29.11.1905- 30.06.1995) за работой

Неудачное происхождение

Ну, неудачным оно было с точки зрения советской власти, а вся активная жизнь писателя пришлась на советский период. Гавриил Николаевич был сыном священника. Родился он 16 (29) ноября 1905 года в селе Новоспасское на Елани Тамбовской губернии (ныне территория Воронежской области). В семье было еще 5 детей.

Краткая биография Троепольского выглядит довольно бедной событиями. Но за этой скромностью скрывается активная творческая деятельность – на разных направлениях. Вероятно, по причине своего происхождения писатель никогда не демонстрировал «образцовой советской сознательности» и не вступал в партию. Но и особых негативных последствий для его карьеры происхождение не имело. Гавриил закончил среднюю школу (для этого потребовались 4 учебных заведения, но исключительно по административным и семейным обстоятельствам), а затем – Алешковский сельскохозяйственный техникум. Некоторое время (с 1924 по 1931 год) он даже работал учителем – несмотря на то, что отец его и не думал отказываться от сана. Троепольский занимал руководящие должности, получал государственные награды, публиковался в различных изданиях – и не имел проблем с происхождением.

Портрет Г.Н. Троепольского, художник Б.А. Катков

Однако черная сторона истории 30-х годов его не минула. Летом 1931 года отец будущего писателя, Н.С. Троепольский, был осужден трибуналом ОГПУ и расстрелян. При этом явно сфабрикованное дело погубило еще одного человека – ведший следствие сотрудник НКВД покончил с собой после вынесения приговора, так как в ходе работы убедился в том, что священник Троепольский (пусть и не ярый поклонник Советов) никаким врагом народа не является. Порядочный человек, следователь счел бесчестьем явно заказное игнорирование результатов его работы. Гавриил Троепольский до конца дней своих вспоминал его добром.

Смерть отца стала для Гавриила личным несчастьем, но никак не отразилась на его собственной семье и карьере.

Заслуженный агроном

В 1931 году в жизни Троепольского произошли не только несчастливые события. Он начал наконец работать по специальности – стал младшим научным сотрудником в Алешковском опорном пункте (от Воронежской опытной станции). Вскоре он стал ее заведующим, а в 1936 году был переведен в город Острогожск.

С этим регионом у Троепольского были связаны более 20 лет результативной работы в сельском хозяйстве. Станция специализировалась на зерновых культурах, он сам – на просе. В активе Гавриила Николаевича – 8 сортов этого растения. Посевной материал был им сохранен даже во время оккупации – селекционер спрятал зерно от гитлеровцев, чтобы не тратить после войны время на восстановление результатов долгих лет работы. Сам Троепольский неоднократно отмечал, что своим просом он гордится не меньше. чем своими книгами.

Агроном и писатель Гавриил Троепольский

В качестве агронома Гавриил Николаевич оставался на рабочем месте и в военные годы. Из-за этого в период «разоблачения советских мифов» появились даже утверждения, что он сотрудничал с оккупантами. На деле Троепольский был коллаборантом наоборот – в тылу врага выполнял задания советской фронтовой разведки. В этом ему помогал авторитет у местных жителей, а также умение входить в доверие, договариваться с людьми. По имеющимся сведениям, благодаря этому свойству Троепольский спас советского солдата от расстрела – просто «уболтал» гитлеровцев. Он никогда не шел на явный конфликт, но на оккупантов не работал. Кроме того, с помощью своих коллег по сельхозстанции он спас двух беглых военнопленных – спрятал, помог с лекарствами и одеждой.

Горожанином Троепольский стал уже после того, как профессионально занялся литературой. Он переехал в Воронеж в 1959 году.

Деревенский летописец

Но это не значит, что только тогда он начал писать. Интерес к литературе у Гавриила Николаевича проявился еще в школе под влиянием учителя Г.Р. Ширмы. Тот умел заинтересовать учеников своим предметом.

Книги Гавриила Николаевича Троепольского

Впоследствии у него установилась своеобразная связь с книгами – некоторое время после окончания в 1924 году техникума Троепольский работал в избе-читальне «избачом», то есть был библиотекарем. Работая учителем, он попробовал писать сам и как-то показал свои работы заезжему авторитету – писателю Н.Никандрову. Тот высоко оценил потенциал начинающего литератора, но посоветовал еще поработать над стилем.

Первая публикация Троепольского состоялась в 1937 году – это был небольшой рассказ «Дедушка». Но далее автор увлекся выведением проса, и литература отошла на второй план. Второй раз он пришел в литературу уже в начале 50-х годов.


Воронежский писатель Г.Н. Троепольский

Как писатель Гавриил Троепольский представляет группу советских публицистов, пишущих на сельские темы. Жизнь и проблемы села он знал по личному опыту и описывал реалистично, без прикрас. Хотя творческое наследие писателя не слишком велико (несколько повестей, сборник рассказов, 1 роман, 2 пьесы, сценарий фильма), но в публицистической среде он был достаточно известен. В 1967 году он вошел в состав руководства Союза писателей СССР, в 1975-м – Союза писателей РСФСР, в 1976-1987 гг. был членом редакции популярного литературного журнала «Наш современник». В 1985 году Троепольскому было присвоено звание заслуженного работника советской культуры. По его сценарию сняли фильм «Земля и люди», хорошо принятый зрителями.

Однако по-настоящему знаменитым Гавриила Троепольского сделала вышедшая в 1971 году повесть «Белый Бим Черное Ухо». И дело не в том, что за нее автору была присуждена Государственная премия (в 1975 году). Просто это произведение стало по-настоящему народным и общеизвестным.

Друзья человека

В искусстве есть и другие знаменитые собаки, но нестандартный шотландский сеттер Бим является одним из самых известных в мире. Повесть перевели на 20 с лишним языков. Известности произведения немало способствовал вышедший в 1977 году фильм, где главную «человеческую» роль сыграл обожаемый миллионами зрителей Штирлиц – Вячеслав Тихонов. Сам Троепольский не стал писать к этой кинокартине сценарий. Но появлению фильма обрадовался.


Кадр из фильма «Белый Бим Черное Ухо» с В.Тихоновым в главной роли

Рассказанная Гавриилом Николаевичем история была на деле не столько о собаке, сколько о людях, одинаково способных быть добрыми и жестокими, участливыми и равнодушными. Известно, что изначально писатель задумывал повесть как историю человека – собака появилась потом. И поняли повесть читатели правильно – как призыв к людям быть людьми.


Афиша к художественному фильму С.Ростоцкого

Но и на судьбе четвероногих «друзей человека» книга Троепольского отразилась самым позитивным образом. Ее появление спасло от участи Муму огромное количество «бракованных» щенков разных пород – хозяевам становилось стыдно топить потенциальных Бимов! Резко возросла популярность сеттеров, причем не только шотландских, но и английских (они играли Бима в фильме). Наконец, кличка собаки Троепольского (а Бимами действительно звали двух его собственных псов) стала одной из самых популярных у владельцев собак в СССР. Даже вездесущая Википедия не приводит статистики на сей счет, но похоже, «Бим» – самая популярная русская собачья кличка до сих пор, безнадежно потеснившая былых Трезоров, Полканов и Шариков.


Поскольку повесть писалась в Воронеже, город решил увековечить легендарного литературного персонажа. Уже несколько лет возле стоит бронзовый . Он не имеет постамента – пес словно ждет хозяина, что должен выйти из здания после спектакля. Правда, ухо у него не черное, а блестящее – его трут на удачу, загадывая желание. Трудно сомневаться в том, что Бим реализует только добрые, благородные мечты.

Почетный гражданин

А писатель остался жить в Воронеже и после своего успеха. Его частная жизнь не стала объектом сплетен и «журналистских расследований». Троепольский жил тихо, размеренно, в скандалах замешан не был, провокативных интервью не давал. Его семейная жизнь сохранилась в старых фото, но не в «желтой» прессе. Не удалось и записать его в диссиденты – хотя у него случались небольшие накладки с публикациями, ни в какие серьезные конфликты с властью он никогда не вступал. Его лучшим другом, наставником и помощником был знаменитый «Теркин» – Александр Твардовский. А вот Солженицына Троепольский не любил и не уважал, причем не как литератора, а как человека. Гавриил Николаевич не воспринимал его снобизм и желание очернить коллег по писательскому цеху.

Г.Н. Троепольский — почетный гражданин Воронежа

Кавалер ордена Трудового Красного знамени, лауреат Государственной и нескольких международных премий, почетный воронежский гражданин Троепольский Гавриил Николаевич умер 30 июня 1995 года, немного не дожив до 90 лет. Похоронили его на Аллее славы, на Коминтерновском кладбище, а в качестве эпитафии на памятнике выгравировали цитату из повести про Бима. Особенным экскурсионным объектом могила не является – писатель при жизни не любил фанфар славы.


Мемориальная доска на доме №8 по ул. Чайковского, где жил писатель

Куда популярней у гостей Воронежа бронзовый пес возле кукольного театра. Белый Бим – один из самых известных воронежских памятников, несмотря на свою молодость. И его создатель обязательно одобрил бы это – ведь своим творчеством он пытался прославить не себя, а лучшие качества человечества.