Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов

Логопедическое занятие по коррекции акустической дисграфии.
(2 класс)

Тема : Дифференциация букв д-т в слогах, словах, предложениях.

Цель : Совершенствование навыков в дифференциации звуков и букв Д-Т в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи :

  1. Коррекционно-образовательные:
  • формирование умения различать звуки [д] - [т] по акустическим признакам;
  • формирование умения составлять слова, словосочетания, предложения и записывать их;
  • формирование умения согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе.
  1. Коррекционно-развивающие :
  • совершенствование фонематического восприятия;
  • развитие слогового анализа и синтеза.
  1. Коррекционно-воспитательные :
  • воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим.

Оборудование : мультимедийная презентация, цветные карандаши, тетради.

Структура занятия :

I. Организационный момент.

II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

III. Основная часть.

1.​ Дифференциация д-т в слогах.

2.​ Дифференциация д-т в словах.

3. Физкультминутка.

4.​ Дифференциация д-т в словосочетаниях.

5.​ Дифференциация д-т в предложениях.

X. Рефлексия деятельности

Ход занятия

Этапы занятия

Виды заданий

Деятельность специалиста

Деятельность ученика

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Организационный момент.

Приветствие, проверка подготовленности

"Наши глаза смотрят, уши слушают, голова думает"

Активизировать внимание детей.

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в коррекционный процесс.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе .

Сообщение темы и цели в виде проблемного задания – загадывания загадок.

Отгадайте загадки.

Шея длинная такая,
Хвост крючком.
И не секрет:

Любит всех она лентяев,

А её лентяи - нет! (Двойка) - Назовите первый звук в слове двойка


То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка! (Тетрадь)

Назовите первый звук в слове тетрадь.

О каких звуках и буквах мы будем говорить сегодня?

Отгадывание загадок. Выделение первых звуков из слов двойка и тетрадь

Формулировка темы занятия.

Создать мотив для включения в коррекционный процесс.

Формировать умение вслушиваться в звучание слова; узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки.

Развивать логическое мышления, умственные способности, быстроту умственных реакций.

Основная часть.

Сопоставление звуков [д], [т] по артикуляции, характеристика звуков.

Раздаются зеркала. "В каком положении находятся губы, когда мы произносим звуки [Д] и[ Т]?"

Язык направлен вверх или вниз?

А воздушная струя теплая или холодная?

Каким цветом мы обозначаем звуки [Д], [Т]? Почему?

Приложите руку к горлу.

Губы разомкнуты.

Язык кончиком прикасается к верхним зубам. Боковые стороны языка прилегают к верхним коренным зубам.

Воздушная струя теплая


Синим, это твердые согласные

Сравнивать и выделять отличительные и общие моменты в артикуляционном укладе данных звуков , уточнять их звучания, сходство и различие.

Применение знаний и способов действий.

Дифференциация [Д]-[Т] в слогах.

Ира "Кто самый внимательный?"

Графический диктант

Чтение слогов по таблице.

да

ту

те

та

ди

дё

дю

то

тю

ты

ти

дры

длё

дре

тру

тлы

Учитель-логопед рассказывает правила игры. Хлопните в ладоши, если услышите звук [Д], поднимите руку, если услышишь звук [Т].

дом, ток, дым, туча, дуб, торт.

Запишите первую букву каждого слога д а, ды, ту, дро, тла, две, тми, тру, для

Запишите слоги в две строчки та,да,ди,ты,дю,тю,аду ату,оте, оде.

Учитель-логопед дает инструкцию, все вместе читаем слоги,

  • чтобы в них был глухой звук;
  • чтобы в них был звонкий звук;
  • чтобы в них был глухой мягкий звук;
  • чтобы в них был звонкий, твердый звук.

Дети выполняют инструкцию.

Дети делают запись в тетради (д, д, т, д, т, д, т, т,)

Дети делают запись в тетради (т, д, д, т, д, т, д, т, т, д)

Различать звуки [Д]-[Т] на уровне слогов.

Применение знаний и способов действий.

Дифференциация д-т в словах. Игра "Слова рассыпались"

Графический диктант слов

Списывание.

Помоги собрать слово из слогов.

да-по-рог

ти-бо-нок

Утюг, удар, утро, ветер, удача, метла, ладонь, помидор.

Перепишите слова, вставьте буквы Д и Т.

Боро_а, воро_а, пого_а, капус_а, ве_ро, с_рела.

Дети составляют слова из слогов. Записывают слова (подарок и ботинок). Проводят самопроверку.

Запись в тетрадях букв.

Дети записывают в тетрадь слова.

Развитие навыков звукового синтеза. Умение дифференцировать смешиваемые звуки в словах.

Физминутка.

Раз - подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.
Семь и восемь – лень отбросим.

Повторение действий

Способствовать улучшению процессов памяти и внимания. Снятие напряжения.

Применение знаний и способов действий.

Дифференциация д - т в словосочетаниях.

Игра "Морской бой"

К словам из первого столбика добавить слова из второго столбика

1 тонкая а .душ

2 долгая б .хохот 3 летний в .доска

4 старый г .работа

5 дружный д .дом

Запись в тетради словосочетания
3 - а . Звонкий звук подчеркнуть двумя чертами, глухой - одной.

Составление словосочетаний

Запись словосочетания "летний душ".

Дифференцировать смешиваемые и взаимозаменяемые согласные буквы в словосочетаниях.

Формировать умения согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе.

Применение знаний и способов действий.

Дифференциация
т-д в предложениях.

Игра "Шифровальщики"

Графический диктант.

Я читаю предложение.

Вы повторяете предложение, считая слова. Показываете количество слов и зашифровываете предложение. Если в слове звук [д] пишите букву д, если [т] пишите букву т. Если оба звука - пишите и д и т. Каждое предложение с новой строки.

Утром дул холодный ветер.

Девочка Тамара надела теплое пальто. Ей будет тепло.

Повторяют предложение, считая количество слов. Показывают количество слов и зашифровываю предложение. Если в слове звук [д] пишут букву д, если [т] букву т..

Автоматизировать и дифференцировать смешиваемые и взаимозаменяемые согласные буквы в предложениях.

Рефлексия.

О каких звуках и буквах мы говорили сегодня?

Чем различаются звуки Д и Т? Что нам помогает их различать и обозначать в нужными буквами

Что понравилось вам на занятии?

Участвуют в обсуждении,

проводят
самооценку.

Учить давать оценку своей деятельности.


Мазанова Е.В.
М12 КОРРЕКЦИЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ. Конспекты за-

Нятий для логопедов / Е.В. Мазанова. - 2-е изд., испр. ■- М. : Из­дательство ГНОМ и Д, 2007. - 184 с.

ISBN 978-5-296-00682-0

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при акустической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения различных заданий ребен­ком. Данные пособия представляют собой систематизированный практический материал и составлены с учетом методических требований.

Комплект пособий адресован логопедам массовых и коррекционных школ, студентам дефектологических факультетов, педагогам коррекционных классов.

Введение

Проблема изучения и коррекции специфических наруше­ний письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в на­стоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увели­чивается количество детей с различными видами дисграфии.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью не­допущения их перехода на дальнейшее обучение.

Исходя из механизмов каждого вида дисграфии авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефи-менкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.), предлагают различные методики коррекционной работы.

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при акустической фор­ме дисграфии. В комплект входят методические рекоменда­ции с конспектами фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения зада­ний ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований. Логопедам-практикам пособия помогут вести коррекционную работу целенаправленно и планомерно, так как в них отражен системный подход, который определяет содержание коррекционной работы.

При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счет автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. Иногда у детей с этой формой дисграфии отмечается неточность кине­стетических образов звуков, которая препятствует правиль­ному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.

Анализируя работы детей с данной формой дисграфии, можно сделать вывод о том, что у детей данной группы встречаются следующие замены или смешения букв на письме:


  • звонкие - глухие согласные (Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, 3 - С, Ж - Ш);

  • лабиализованные гласные (О - У, Ё - Ю);

  • соноры (Л, М, Н, Р, Й);

  • свистящие и шипящие (С - Ш, 3 - Ж, СЬ - Щ);

  • аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч - Щ, Ч - Ц, Ч - ТЬ, Ц - Т, С - Ц, Ч - Ш, Ц - ТС).
Основными задачами коррекционного обучения детей с акустической формой дисграфии являются следующие.


  1. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.
3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

  1. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

  2. Определение положения звука по отношению к другим.
К концу коррекционного обучения дети должны знать:

  • термины, используемые для обозначения основных понятий - речь, звук, буква, артикуляция и т.д.;

  • все буквы и звуки родного языка; ,

  • отличительные признаки гласных и согласных звуков;

  • гласные и согласные звуки;
твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначе­ния мягкости согласных на письме;

Пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости - мягкости, по звонкости - глухости;

К концу обучения дети должны уметь:

Узнавать и различать гласные и согласные звуки;


  • обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

  • использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

  • производить фонетический разбор слова; производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

  • записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а так­же буквами Ь и Ъ;

  • подбирать слова на заданный звук;

  • сравнивать слова со сходными звуками;

  • строить звуковые схемы слогов и слов;

  • составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

Самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Предлагаемая последовательность ознакомления со зву­ками и буквами отличается от традиционной школьной программы и опирается на порядок появления и формиро­вания звуков в онтогенезе: сначала изучаются и дифферен­цируются гласные звуки, затем согласные (сначала свистя­щие, а затем - шипящие, аффрикаты и соноры).

Работу над мягкими и твердыми согласными связывают с дифференциацией гласных А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е. Ра­боту по дифференциации звонких и глухих согласных целе­сообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Строить ее нуж­но в следующей последовательности: 3 - С, Ж - Ш, В - Ф, Б-П, Д-Т, Г-К.

В процессе работы дети овладевают анализом все более и более сложных слов. Они учатся вслушиваться в звуки ре­чи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить в них сходство и различие.

Форма занятий может быть фронтальной и подгрупповой, но также не исключена возможность частичного или полного использования предлагаемого материала на индивидуаль­ных занятиях по устранению акустической дисграфии.

В каждое занятие включены задания по развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления) и физ-минутки, содержание которых связано с темой занятия.

Большое внимание в ходе предлагаемых занятий уделя­ется припоминанию литературных произведений, герои ко­торых «присутствуют» на занятии, все это помогает парал­лельно вести работу по развитию связной речи.

Выполнение детьми заданий на доске, на карточках, в рабочих альбомах создает условия для решения следующих специальных задач.


  1. Обогащение зрительных представлений.

  2. Развитие зрительно-двигательной координации.

  3. Стимуляция познавательной активности.

  4. Включение мыслительных операций.

  5. Развитие неречевых процессов. Коррекционно-логопедическая работа традиционно про­водится в три этапа.
I. Подготовительный.

II. Основной.

III. Заключительный.

Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.



  1. Развитие слуховых дифференцировок.

  2. Развитие фонематического восприятия.

  3. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произноси­тельном плане. В случае необходимости проводится кор­рекция звукопроизношения.

Основные задачи и направления работы основного этапа .


  1. Развитие слухового и зрительного внимания.

  2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

  3. Развитие слуховых дифференцировок (проводится диф­ференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).
Основные задачи и направления работы заключительного этапа.

  1. Закрепление полученных знаний.

  1. Перенос полученных умений и знаний на другие виды де­ятельности.
Предлагаемая методика обучения строится с учетом ре­чевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенно­стей детей, системности и последовательности в подаче лин­гвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи.

Представленное перспективное планирование и конспек­ты занятий могут быть рекомендованы для работы с детьми младшего школьного возраста независимо от программы, по которой работает логопед.

Конспекты фронтальных логопедических занятий бази­руются на современных в логопедии требованиях, которые распространяются на все виды фронтальных (групповых) и подгрупповых занятий:


  • тема и цель занятия пронизывает все этапы работы;

  • занятия максимально насыщены изучаемыми звуками, лексическим и грамматическим материалом;

  • на занятиях сочетаются учебные и игровые методы рабо­ты;

  • проводится систематическая работа по развитию памяти, мышления, внимания, восприятия;

  • происходит постоянный звукобуквенный анализ и синтез на материале правильно произносимых звуков речи.* Параллельно ведется работа по обогащению словаря и
развитию грамматического строя речи; развитию связной речи; закреплению навыков чтения и письма.

В представленном плане дан приблизительный перечень тем коррекционных занятий. Количество часов может ме­няться как в сторону увеличения, так и в противоположную сторону в зависимости от степени тяжести нарушения. Учи­тель-логопед самостоятельно намечает темы и определяет количество часов для каждой темы после проведения обсле­дования устной и письменной речи младших школьников.

В данном пособии не представлены конспекты по некото­рым обобщающим темам, например: «Звонкие и глухие со­гласные», «Дифференциация свистящих и шипящих зву­ков», а также редко встречающиеся виды нарушений «Бук­вы Э - Е», «Звуки «ТС - Ц» и т.д. При необходимости лого­педы могут восполнить этот пробел самостоятельными на­работками.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ




Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

1 /. Подготовительный этап работы |

1

Развитие слухово­го и зрительного внимания и вос­приятия

Развитие артикуляционной мотори­ки. Уточнение артикуляции смешива­емых звуков. Игры на слуховое и зри­тельное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мыш­ления

6-8

2

Звуки

Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация ре­чевых и неречевых звуков

1-2

3

Гласные и соглас­ные звуки

Гласные и согласные звуки. Диффе­ренциация гласных и согласных зву­ков. Знакомство с символами и «опо­рами» для обозначения звуков на письме

1-2

//. Основной этап работы

4

Дифференциация гласных А - Я, У - Ю, 0 - Ё, Ы - И, Э - Е

Гласные буквы Я, Ю, Б, Ё, И. Диффе­ренциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначе­ния мягкости на письме

1-2

5

Дифференциация гласных А - Я

Гласная буква Я. Обозначение мягко­сти согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А - Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте

3

6

Дифференциация гласных У - Ю

Гласная буква Ю. Обозначение мяг­кости согласных на письме при помо­щи гласной буквы Ю. Дифференциа­ция гласных букв У - Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложе­ниях и тексте

3



Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

1

Дифференциация гласных 0 - Ё

Гласная буква Ё. Обозначение мягко­сти согласных на письме при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация гласных букв 0 - Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

3

8

Дифференциация гласных Ы - И

Гласная буква И. Обозначение мягко­сти согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы - И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

3

9

Дифференциация гласных Э - Е

Гласная буква Е. Обозначение мягко­сти согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э - Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

i

10

Мягкий знак

Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обо­значения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости соглас­ных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Диффе­ренциация мягкого знака в функции смягчения и разделения

i

11

Звонкие и глухие согласные

Звонкие и глухие согласные. Диффе­ренциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опо­рами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического воспри­ятия, внимания, анализа и синтеза

i

М

Звуки Б - Б", П - П"

Звуки Б - Б", П - ГГ. Дифференциа­ция звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предло­жениях и тексте. Соотнесение зву­ков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со

i



Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов J

словами-паронимами. Развитие фоне­матического восприятия, внимания, анализа и синтеза

13

Звуки В - В", Ф - Ф"

Звуки В - В", Ф - Ф". Дифференциа­ция звуков В - В", Ф - Ф" изолирован­но, в слогах, словах, словосочетани­ях, предложениях и тексте. Соотнесе­ние звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внима­ния, анализа и синтеза

3

14

Звуки Г Г, К К", X - X"

Звуки Г Г, К К". Дифференциация звуков Г - Г, К - К", X - X" изолиро­ванно, слогах, словах, словосочетани­ях, предложениях и тексте. Соотнесе­ние звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внима­ния, анализа и синтеза

3



Звуки Д - Д", 1 -Г

Звуки Д - Д", Т - "1". Дифференциация звуков Д - Д", Т - V изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фоне­матического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3"



Звуки 3 - 3", С - С

Звуки 3 ~ 3", С - С. Дифференциа­ция звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложе­ниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обоз­начения на письме. Работа со слова­ми-паронимами. Развитие фонемати­ческого восприятия, внимания,анали­за и синтеза

3

I №

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

М

Звуки Ж - Ш

Звуки Ж - Ш. Дифференциация зву­ков Ж - Ш в слогах, словах, словосо­четаниях, предложениях и тексте. Со­отнесение звуков с символами и «опо­рами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Раз­витие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

S

18

Лабиализованые гласнье. Звуки 0 - У

Закрепление знаний о гласных зву­ках 0, У. Соотнесение звуков с сим­волами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифферен­циация звуков изолированно, в сло­гах, словах, словосочетаниях, пред­ложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, вни­мания и кооординации движений

1-2

rra~

Лабиализованые гласные. Буквы Ё - Ю

Буквы Ё - Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация глас­ных букв Ё - Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза

1-2

21

Дифференциация соноров. Звуки Р - Р"-Л-Л"

Звуки Р - Р", Л - Л". Дифференциа­ция звуков Р - Р", Л - Л" в слогах, сло­вах, словосочетаниях и тексте. Соот­несение звуков с символами и «опо­рами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Раз­витие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3-4

22

Звуки Л - Л" - Й

Звуки Й, Л - Л". Дифференциация звуков Й, Л - Л" в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотне­сение звуков с символами и «опора­ми» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического воспри­ятия, внимания, анализа и синтеза

3-4



Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

п

Дифференциация свистящих и шипя­щих звуков

Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с по­нятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение зву­ков с символами и «опорами» для их обозначения на письме

2-6

24

Звуки С - С, Ш

Звуки С - С, Ш. Дифференциация звуков С - С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с симво­лами и «опорами» для их обозначе­ния на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематиче­ского восприятия, внимания, анали­за и синтеза

3



Звуки 3 - 3", Ж

Звуки 3 - 3", Ж. Дифференциация звуков 3 - 3", Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с симво­лами и «опорами» для их обозначе­ния на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематиче­ского восприятия, внимания, анали­за и синтеза

3



Звуки С - С, Ц

Звуки С - С, Ц. Дифференциация звуков С - С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с симво­лами и «опорами» для их обозначе­ния на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематиче­ского восприятия, внимания, анали­за и синтеза

5

21

Звуки ТС - Ц (на усмотрение лого­педа)

Знакомство со звуками ТС- Ц. Диф­ференциация звуков Ц - ТС в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на

5



Тема занятия

Содержание работы

Кол-во I часов j

письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анали­за и синтеза

М

Звуки Ч - Щ

Звуки Ч - Щ. Дифференциация зву­ков Ч - Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предло­жениях. Соотнесение звуков заня­тия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза

3

29

Звуки Ч - ТЬ

Звуки t b - Ч. Дифференциация зву­ков Ч - ТЬ в слогах, словах, слово­сочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Ра­бота со словами-паронимами. Раз­витие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

30

Звуки Ч - Ш

Звуки Ч - Ш. Дифференциация зву­ков Ч - Ш в слогах, словах, слово­сочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Раз­витие слуховых дифференцировок

3

31

Звуки Ч - Ц (на ус­мотрение логопе­да)

Звуки Ч - Ц. Дифференциация зву­ков Ц - Ч в слогах, словах, словосо­четаниях и тексте Соотнесение зву­ков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фоне­матического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков

///. Заключительный этап

~W

Развитие связной I В коррёкционной работе использу-речи ются различные виды текстов: опи­сание, повествование, рассуждение, | изложение, сочинение..!

6-

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНСПЕКТАХ ЗАНЯТИЙ


Символ

Обозначение

СЮ

Кружок красного цвета, для обозначения гласного звука

(X)

Кружок для обозначения йотированных гласных после ь и ъ, после гласного и в начале слова (зеленый + красный)

&

Зеленый кружок для обозначения мягкого согласного звука

Ф

Зеленый звонок - символ для обозначения звонкого мягкого согласного; на письме зеленый, незакрашенный кружок

(з) (з)

Зеленые наушники - символ для обозначения глухого мягкого согласного; на письме - зеленый закрашенный кружок

©

Кружок синего цвета для обозначения твердого согласного

®

Звонок синего цвета - символ для обозначения звонкого твердого согласного; на письме синий незакрашенный кружок

а

Наушники синего цвета - символ для обозначения глухого твердого согласного; на письме синий закрашенный кружок

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда­ции с конспектами фронтальных коррекционных занятий и индивидуальный рабочий альбом для выполнения различ­ных заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный практический материал и составлены с учетом методических требований.

Комплект пособий адресован логопедам массовых и кор­рекционных школ, студентам дефектологических факульте­тов, педагогам коррекционных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.В. МАЗАНОВА

КОРРЕКЦИЯ

АГРАММАТИЧЕСКОЙ

ДИСГРАФИИ

Конспекты занятий для логопеда

Москва 2006

ББК 74.3 М12

Мазанова Е.В. М12 КОРРЕКЦИЯ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.

Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 136 с.

18ВЫ 5-296-00684-4

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекционных занятий и индивидуальный рабочий альбом для выполнения различных заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный практический материал и составлены с учетом методических требований.

Комплект пособий адресован логопедам массовых и коррекционных школ, студентам дефектологических факультетов, педагогам коррекционных классов.

ББК 74.3

Мазанова Е.В., 2006
181ИЧ 5-296-00684-4 Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006

ВВЕДЕНИЕ

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисграфия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недоразвития речи (ОНР). Несформированность грамматического, лексического и фонематического уровней речи ребенка проявляется на письме множеством специфических ошибок, которые не следует принимать за «описки». Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. У детей наблюдается в устной речи и на письме аграмматизм, который проявляется в искажении морфологической структуры слова, замене частей слова (префиксов, флексий), в нарушениях при составлении предложно-падежных конструкций, нарушениях согласования и словоизменения. При этой форме дисграфии отмечаются также сложности в построении сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.

Нарушение письма у ребенка при аграмматической дисграфии носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Формирование морфологической структуры языка (навыков словообразования и словоизменения) и структуры предложения ведется параллельно и в тесной связи с развитием словаря, фонематического анализа и синтеза.

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для коррекции аграмматической дисграфии у детей. В него входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и индивидуальный рабочий альбом для выполнения различных заданий ребенком. Пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований.

ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ

Информированность грамматических обобщений у младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) проявляется в виде аграмматической формы дислексии и дисграфии. У детей с аграмматической дисграфией наблюдается большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием как фонетической, так и лексико-грамматической сторон речи (Р.Е. Левина, И.К. Колповская, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова).

Даже там, где нет сомнений в написании слова, где соблюдается фонетический принцип письма, они пишут с ошибками, так как неверно ставят ударение и неверно оформляют высказывание в устной речи.

Среди ошибок на безударные гласные чаще всего встречается неправильное употребление корневой гласной. Отмечается множество подобных ошибок и в тех случаях, когда правило правописания безударных гласных уже пройдено детьми. Это объясняется тем, что для применения данного правила ребенок должен оказаться способным подобрать однокоренное слово, в котором сомнительная гласная стоит под ударением. Однако ограниченный словарный запас, несформированность семантической стороны речи, отсутствие четких звуковых представлений о слове затрудняют нахождение необходимых для проверки сомнительного гласного родственных слов.

Встречаются ошибки на безударные гласные в окончаниях слов, в приставках и суффиксах.

Также при аграмматической дисграфии распространены следующие типы ошибок на письме:

Неправильное употребление падежных окончаний; ошибки бывают не только в трудных, особых случаях склонения существительных, но и в простых падежных формах так как процесс дифференциации окончаний существительных в зависимости от типа склонения задержан и I моменту школьного обучения, как правило, оказывается незавершенным;

Особенности письма и чтения детей... 5

  • неверное употребление числа имен существительных (вместо единственного числа в письме часто встречаются употребления множественного и наоборот);
  • трудности при согласовании имен существительных с прилагательными (наблюдаются ошибки согласования в роде, падеже, числе);
  • в письменных работах распространены ошибки, вызывающие нарушения связей в словосочетаниях (ошибки управления, согласования);
  • трудности грамматического выражения отношений между предметами и процессами окружающей действительности: пропуски и замены предлогов вызывают нарушение связей в словосочетаниях и влекут за собой ошибки морфологического характера.

Бедный словарь, незнание точных значений отдельных слов приводят к использованию в письменной речи детей крайне бедных описательных средств и пропуску как главных, так и второстепенных членов предложения. Пропуск слов нарушает синтаксическую структуру предложения и логику повествования.

Значительные трудности у детей наблюдаются при употреблении сложных конструкций. Распространенным на письме является отделение в сложноподчиненном предложении придаточного предложения от главного. Это нарушение касается оформления предложения и не отражается на его содержании. Однако встречаются случаи, когда придаточное предложение на письме употребляется не только рядом с главным как самостоятельное, но и вообще без главного. А иногда главное предложение сохраняется лишь частично (Ж.Т. Рахимова).

Нарушение письма часто сопровождается недостатками чтения, которые также обусловлены отклонениями в развитии устной речи. Нарушение чтения у детей распространяется как на способы овладения чтением, так и на темп чтения и понимание прочитанного (Р.И. Лалаева, А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова и др.).

Нарушения чтения, возникающие в результате недоразвития грамматического строя речи, называют аграмматической дислексией. При чтении у детей наблюдается аграмматизм, связанный с трудностями восприятия тонких грамматических значений слов, обусловленных морфологической структурой слова.

Недостаточно полное понимание смысла предложения приводит ребенка к отрывистому чтению с паузами между словами. Пауза делается нередко после чтения каждого слова. Недостатки в овладении техникой чтения влияют на понимание прочитанного, так как звуковой образ слова у ребенка в процессе чтения плохо усваивается и связь со значением не устанавливается. Для понимания содержания прочитанного нужен определенный запас слов, знание их значений, а словарный запас у детей с недоразвитием речи весьма ограничен.

Понимание прочитанного зависит не только от степени и характера овладения значением слова, но и от понимания связи слов, связи предложений. Большие затруднения в понимании читаемого текста вызывает наличие относительных и указательных слов (местоимений, предлогов, союзов). Особенно трудны для понимания метафоры и сравнения.

Указанные нарушения письма и чтения могут встречаться и у детей с нормальным речевым развитием в виде единичных трудностей и ошибок, но их совокупность и составляет картину, характерную для аграмматической дисграфии и дислексии. При этом ошибки грамматического оформления устного и письменного высказывания следует считать диагностическими.

РАБОТЫ

Коррекционная работа традиционно проводится с учетом нескольких направлений, рекомендованных Р.И. Лалаевой:

  • дифференциация речевых единиц (форм слова, структуры предложения в речи);
  • автоматизация грамматических форм в импрессивной и экспрессивной речи;
  • закрепление правильных грамматических форм в письменной речи.

Коррекционная работа осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза в развитии лексической, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе работы происходит постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала. Навыки словоизменения закрепляются сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее - в связной речи. На начальном этапе работы проводится формирование навыка словоизменения в устной речи, а в дальнейшем - закрепление навыка словоизменения в письменной речи.

I этап

1. Обучение связности высказывания:

  • соблюдение порядка слов в предложениях;
  • овладение навыком дифференциации связного текста от набора слов, словосочетаний, предложений и т.д.
  • построение высказывания без пропуска членов предложения и излишних повторений;
  • составление высказывания из 2-3 фраз, соединенных между собой цепным способом с использованием в качестве «скрепов» лексических повторов, личных местоимений, наречий (раньше, потом, там).
  1. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей:
  • образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-;
  • образование и дифференциация возвратных и невозвратных глаголов;
  • образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.

3. Формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм:

  • дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа имен существительных;
  • отработка беспредложных конструкций существительных единственного числа;
  • согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.

II этап

1. Усвоение языковых средств межфразовой связи:

  • усвоение грамматических моделей словосочетаний и предложений;
  • ознакомление с грамматическими признаками частей речи.

2. Работа над словообразованием менее продуктивных моделеи:

  • уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами -оньк-, -енък-, -ышк-;
  • -ниц-;
  • образование существительных с суффиксом -инк-, с суффиксом -ин-;
  • образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;
  • -и-, без чередования;
  • -н-, -ан-,

"ЯН", -ИНН"»

3. Формирование наиболее сложных и менее продуктивных форм словоизменения:

Понимание и употребление предложно-падежных конструкций с именами существительными в косвенных падежах;

  • закрепление беспредложных форм существительных множественного числа;
  • дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;
  • согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде;
  • согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.

III этап

1. Овладение более сложными видами средств межфразовой связи:

Закрепление системы языковых средств, реализующих связность речи.

2. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей:

  • образование названий животных;
  • притяжательные прилагательные с суффиксом -и- с чередованием;
  • относительные прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-, -енн-,

3. Закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению менее продуктивных форм словоизменения:

  • закрепление навыка употребления предложно-падежных конструкций с именами существительными в косвенных падежах;
  • согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах;
  • согласование местоимений с существительными.

Аграмматическая дислексия и дисграфия связаны с недоразвитием грамматического строя речи. Поэтому большое внимание в коррекционной работе уделяется упорядочиванию грамматического строя речи учащихся. Для этого необходимо сформировать систему взаимосвязанных действий и операций с грамматическими элементами языка, научить правильно отражать и дифференцировать в речи наиболее важные связи и отношения между словами, выражающиеся в грамматических категориях рода, числа, падежа, времени и т.д.

Овладение грамматическим строем языка, морфологическими и синтаксическими его элементами ведется в практическом плане, без излишнего употребления грамматических терминов. Это достигается не путем механической тренировки в употреблении тех или иных форм, а путем сознательного различения, выделения и обобщения морфологических элементов слова, синтаксических конструкций, на которые направляется внимание детей. Выделяя ту или иную грамматическую категорию, форму или конструкцию предложения, учащихся подводят к определенным грамматическим обобщениям.

Обучение осуществляется на основе речевых образцов, по аналогии с которыми в дальнейшем составляются другие предложения. Применение метода моделирования позволяет уточнить представление учащихся о способах составления словосочетаний и предложений. Для этого можно использовать упражнения, предназначенные для формирования грамматических навыков на знакомом детям лексическом материале. Так, для того чтобы научить детей правильно выражать форму прямого дополнения, необходимо подвести их к определенным обобщениям.

Дифференциация каждой грамматической формы предполагает следующую последовательность.

  1. Сравнение предметов, признаков, действий по картинкам, в реальной ситуации и выделение различий.
  2. Выделение общего грамматического значения ряда словоформ.
  3. Соотнесение выделенного значения с флексией.
  4. Фонематический анализ выделенной флексии.
  5. Письменное обозначение флексии.
  6. Закрепление связи грамматического значения и флексии в словосочетаниях.
  7. Закрепление форм словоизменения в предложениях и связной речи.

При определении последовательности работы над каждой грамматической формой учитывается комплекс следующих факторов: продуктивность флексий, ударная флексия или безударная, характер ударения в корне (подвижное или постоянное), наличие или отсутствие изменений в основе слова при формообразовании.

В процессе формирования навыков словообразования у школьников с аграмматической формой дислексии и дисграфии основное внимание уделяется организации прежде всего системы продуктивных моделей. Детей учат образовывать новые слова от заданных, группировать слова по общему признаку и тем самым приобщают их к анализу морфологической структуры слова. Развивающий эффект таких занятий достигается в результате того, что логопед обращает внимание на одну морфему до тех пор, пока дети не научатся ее выделять. Это достигается путем сопоставления анализируемого слова с производящим и со словами, подобранными по той же модели.

На начальном этапе работы отрабатываются формы с продуктивными флексиями под ударением, без изменений звуко-слоговой структуры основы слова при формообразовании.

Работа над словами, образованными от глаголов посредством приставок, включает в себя следующие этапы:

  • уяснение лексического значения глагола, от которого образуется новое слово с приставкой (лететь);
  • сопоставление этого глагола и глагола с приставкой (лететь - прилететь);
  • сопоставление нескольких глаголов с разными приставками и одним корнем (прилететь - улететь);
  • выделение общего элемента в глаголах с одинаковой приставкой и разными корнями (слететь, спрыгнуть, сбежать);
  • усвоение соотношения приставок и предлогов (подошел к; перепрыгнул через; отъехал от).

Учащимся предлагают образовывать новые слова с одними и теми же приставками. Например, из данных слов выбрать и записать в один столбик слова, обозначающие приближение, а в другой - удаление (убежать, прибежать, подъехать, отъехать, отойти, угнать, пригнать, подойти, прилететь и т.д.); выделить приставки; образовать с помощью этих приставок новые слова и объяснить их значение.

В процессе выполнения этих заданий дети должны усвоить значение наиболее употребительных приставок: с пространственным (в-, под-, над-, от-, у-, про-, пере) и с временным (за-, по) значением.

При отрабатывании употребления глаголов с приставками уделяется внимание составлению предложений с однокоренными глаголами, имеющими различные приставки. В процессе коррекционной работы проводим морфологический анализ глаголов, а также выявляем роль приставки при изменении смысла предложения.

Для уяснения разницы в употреблении предлогов и приставок детям могут быть предложены такие задания:

  • подсчитать, сколько слов с предлогами и сколько с приставками содержится в тексте;.
  • записать без скобок сочетания слов: (за) шла (за) товарищем, (вы) пилил (из) дерева, (с) шила (из) шерсти, (за) писала (в) дневнике, (в) ложил (в) коробку;
  • подобрать три слова с предлогом в и три слова с приставкой в:

В процессе работы по обучению детей образованию слов с помощью суффиксов внимание уделяется уточнению значений слов, образованных посредством суффиксов с оттенком уменьшительности, ласкательности, увеличения (к-, -ик-, -чик-, -очк-, -ечк-, -ичк- и др. Л Затем отрабатываются слова, содержащие суффиксы, при помощи которых образуются различные части речи (ян-, -ск-, -лив, -ое- и др) При этом следует соблюдать следующую последовательность: сначала проводится работа с производящими и производным слонами (дом - домик; рука - ручка}, сопоставляются слова и уточняется разница в их значении; затем внимание детей привлекается к суффиксам. Далее ученики образуют новые слова по аналогии с образцом. Отработка умения образовывать слова с помощью суффиксов завершается упражнениями на самостоятельное образование слова с данным суффиксом. При этом детям нужно уточнить значение вновь образованных слов.

Лексический и демонстрационный материал пособий подобран с учетом принципа доступности. На занятиях дети знакомятся со свойствами предметов, пополняют словарный запас различными частями речи. Также проводится работа по дифференциации предлогов и приставок между собой. На всех занятиях уделяется внимание работе над семантикой слов.

Предлагаемый лексический материал (предложения, тексты) сопровождается заданиями на словотворчество, на развитие воображения, что повышает эмоциональный уровень развития детей, вносит дополнительный стимул.

Таким образом, в ходе коррекционной работы учащиеся должны накопить опыт различения и выделения морфологических частей слова, расширить запас однокоренных слов. Вся работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие навыков словообразования различных частей речи происходит параллельно.

Ниже приводится план работы учителя-логопеда по каждому периоду обучения при коррекции аграмматической дисграфии.

План работы учителя-логопеда 15

ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА

Темы занятий

Часы

1 Слово. Словосочетание. Предложение

А Развитие навыков словообразования

1. Родственные слова

Знакомство с понятием родственное слово. Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Развитие словаря. Подготовка к словообразованию

2. Корень слова

Знакомство с понятием корень. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня в серии слов. Правописание родственных и однокоренных слов

3. Приставка

Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Пра-^ вописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Словообразование при помощи приставок. Работа с антонимами

4. Суффикс

Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по темам: профессии, существительные с уменьшительно-ласкательным значением и так далее. Выбор суффикса. Дифференциация суффиксов

5. Морфологический состав слова

Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Тренировка в языковом анализе. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов

Темы занятий

Часы

6. Предлоги

Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога

Б. Развитие навыков словоизменения

7. Слова-предметы

Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря

8. Практическоеу потребление существительных

Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Тренировка в словоизменении существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного)

9. Практическоеупо-гребление существительных разного рода

Знакомство с понятием рода. Соотнесение существительного определенного рода с реальным предметом. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в составлении схемы. Обогащение словаря. Развитие логического мышления

10. Употребление существительных в косвенных падежах

Знакомство с падежами существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Работа по словоизменению. Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной речи

В. Развитие навыков согласования

11. Слова-признаки

Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие умений постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов со схемой.

Преодоление аграмматической дисграфии

Темы занятий

Часы

12. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию. Соотнесение рода предмета и признака. Работа с антонимами, синонимами

13. Согласование прилагательных с существительными в падеже

Согласование существительных с прилагательным в роде. Соотнесение предмета и признака в различных предложно-падежных конструкциях. Преодоление аграмматизма падежных окончаний прилагательных в устной речи

14. Слова-действия

Знакомство с действиями предметов. Обогащение словаря действий. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с

графической схемой

15. Согласование глагола с существительным в числе

Работа по словоизменению. Соотнесение числа существительного с числом глагола. Обогащение словаря действий. Преодоление устного аграмматизма. Развитие внимания, мышления и восприятия

16. Согласование глагола с существительным в роде

Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, сино-

нимами

17. Согласование глагола с существительным во времени

Знакомство с тремя временами глагола. Развитие умений постановки вопроса к словам, обозначающим действия предмета. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений. Дифференциация родовых

и временных понятии

План работы учителя-логопеда

Темы занятий

Часы

18. Имя числительное

Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи

II. Предложение

1. Предложение

Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Объяснение связей в предложении. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение — словосочетание — текст

7. Состав предложения

Наблюдение связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла фразы в зависимости от перестановки слов в предложении, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями

III. ТЕКСТ

1. Работа над текс-

К)М

Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
  3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы: Сб. методических рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  4. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М., 1994.
  5. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.
  6. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  7. КорневА.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.; ИДУМиМ, 1997.
  8. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: СОЮЗ, 1998.
  9. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: СОЮЗ, 2001.
  1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: СОЮЗ, 1999.
  2. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. -М., 1961.
  3. Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №4. - М.: ООО «АКВАРИУМ БУК»; Киев: ФГУИППВ, 2004.
  4. Матвеева А.Н. Русский язык. Контрольные работы в начальной школе. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 1995.
  1. Нефедова ЕЛ., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. - М.: Аквариум, 1996. - (Уроки русского языка).
  2. Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей: Учебно-практическое пособие. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. -М., 1961.
  4. Переслини Л.И., Фотекова ТЛ. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития // Дефектология. 1993.

№4.

  1. Программы образовательных учреждений. Начальные классы (1-4). - М.: Просвещение, 1994.
  2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1997.
  3. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1996.
  4. Ткаченко ТЛ. В первый класс без дефектов речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
  5. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М.: Гном-Пресс, 1999.
  6. Фотекова ТЛ. Тестовая методика диагностики устной речи дошкольников. - М.: АРКТИ, 2000.
  7. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: АРКТИ, 1997.

Особенности письма и чтения детей

при аграмматической форме дисграфии 4

План работы учителя-логопеда

по преодолению нарушений письма

при аграмматической форме дисграфии 14

Конспекты занятий по преодолению
аграмматической формы дисграфии 18

ЗАНЯТИЕ 1

Слово. Однокоренные слова 18

ЗАНЯТИЕ 2

Родственные слова.. 20

ЗАНЯТИЕ3

Корень слова . 23

ЗАНЯТИЕ 4

Словообразование. Образование слов

при помощи приставок 27

ЗАНЯТИЕ 5

Образование слов при помощи приставок 30

ЗАНЯТИЕ 6

ЗАНЯТИЕ 7

Образование слов при помощи суффиксов 35

ЗАНЯТИЕ 8

Состав слова 39

ЗАНЯТИЕ 9

Морфологический состав слова 43

ЗАНЯТИЕ 10

Знакомство с предлогами 45

ЗАНЯТИЕ 11

Предлоги В - НА 49

ЗАНЯТИЕ 12

Предлоги В - НА 51

ЗАНЯТИЕ 13
Предлоги НА - НАД 53

ЗАНЯТИЕ 14

Предлоги К - ОТ 55

ЗАНЯТИЕ 15

Предлоги В - ИЗ 55

ЗАНЯТИЕ 16

Предлоги ОТ - ИЗ 60

ЗАНЯТИЕ 17

Предлоги С - СО 63

ЗАНЯТИЕ 18

Предлоги В-У 65

ЗАНЯТИЕ 19

Образование множественного числа

существительных. Практическое употребление

существительных в форме именительного

падежа множественного числа 69

ЗАНЯТИЕ 20

Род имени существительного. Дифференциация

существительных разного рода 71

ЗАНЯТИЕ 21

и множественного числа именительного падежа .. 74

ЗАНЯТИЕ 22

Предложение. Практическое употребление

существительных в форме единственного

и множественного числа именительного

и винительного падежей « 77

ЗАНЯТИЕ 23

в форме единственного и множественного числа

винительного и родительного падежей... 80

ЗАНЯТИЕ 24

Практическое употребление существительных

в форме единственного и множественного числа

дательного падежа 83

ЗАНЯТИЕ 25

Практическое употребление существительных

в форме единственного и множественного числа

творительного падежа без предлога 85

ЗАНЯТИЕ 26

Практическое употребление существительных

в форме единственного и множественного числа

предложного падежа , 89

ЗАНЯТИЕ 27

Практическое употребление существительных

в различных косвенных падежах 92

ЗАДАНИЕ 28

В гостях у царицы Грамматики

(итоговое занятие по существительному) 94

ЗАНЯТИЕ29

Слова, обозначающие признаки предмета 96

ЗАНЯТИЕ 30

Согласование прилагательных

с существительными в числе 99

ЗАНЯТИЕ 31

Согласование прилагательных

с существительными 101

ЗАНЯТИЕ 32

Словоизменение прилагательных.


ББК 74.3 М12

МАЗАНОВА Е.В.

М12 КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИ И. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. - 88 с.

ISBN 5-296-00683-6

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий , предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения различных заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный практический материал и составлены с учетом методических требований.

Комплект пособий предназначен для логопедов массовых и коррекционных школ, студентов дефектологических факультетов, родителей, педагогов коррекционных классов. В пропедевтических целях его могут использовать логопеды детских садов и воспитатели коррекционных групп.

Е.В. МАЗАНОВА
КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Конспекты занятий для логопедов

Самарской области


Москва 2006

ВВЕДЕНИЕ

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.). предлагают различные методики коррекционной работы.

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В комплект входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза , а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу и поможет отследить. динамику состояния письменной речи ребенка.

Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии логопеду нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей. После проведения комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий , а также параллельно ведется работа по индивидуальным тетрадям. При устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо:


  1. Уточнить и расширить объем зрительной памяти.

  2. Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.

  3. Развивать зрительный анализ и синтез.

  4. Развивать зрительно-моторные координации.

  5. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.

  6. Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.
Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:

Ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить

по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И. Лалаева);

Конструировать и реконструировать буквы из элементов

(В. А. Ковшиков);


  • ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;

  • проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
Коррекционная работа проводится в четыре этапа.

1-й этап. Организационный. Цели и задачи


  1. Проведение первичного обследования.

  2. Оформление документации и планирование работы.
4 Методические рекомендации

3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы). Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября. На

данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование

(первичное и углубленное), выступления на родительских

собраниях и т.д.

2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

Развитие зрительного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины.

Развитие буквенного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета букв;

б) развитие восприятия формы , размера и величины предметов и букв;

в) дифференциация расположения элементов букв.


  1. Развитие зрительного анализа и синтеза.

  2. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):
а) развитие запоминания формы предметов;

б) развитие запоминания цвета;

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).

4. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) ориентировка в схеме собственного тела;

б) дифференциация правых и левых частей предмета;

в) ориентировка в окружающем пространстве.


  1. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

  2. Развитие зрительно-моторных координации.
Методические рекомендации 5

Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий по альбому 1.

3-й этап. Основной. Цели и задачи


  1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

  2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

  3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
- Дифференциация гласных букв:

а) изолированно (написание);

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация гласных и согласных букв:

а) изолированно;

б) в слогах и словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация согласных:

а) изолированно;

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетании;

г) в предложениях и тексте.

Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2.

4-й этап. Заключительный . Цели и задачи


  1. Закрепление полученных навыков.

  2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.
Работа на данном этапе проводится в конце обучения.

Для удобства работы педагога все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.



ЗАНЯТИЕ 1

Тема : Дифференциация букв о - а .

Задачи : научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах ; учить дифференциации букв о - а в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь.

Оборудование: буквы о-а (на доске); таблицы букв (на доске); модели слов; кроссворд; карточки для индивидуальной работы - «Нотки», альбом 2.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1. Знакомство с таблицами.

Логопед: Рассмотрите таблицы букв (вывешиваются на доске) и найдите сходные по начертанию буквы. Запишите их парами.

2. Сравнение букв, сходных по начертанию.

Логопед предлагает детям (поочередно) назвать записанные пары букв и сравнить их между собой.

Дифференциация букв «о - а» 9

II. Основная часть занятия

1 . Сравнение букв, сходных по начертанию (задание 1. с.3*). Знакомство с парой букв о - а . Запись темы занятия. Прослушивание сказки о буквах сестричках. Логопед: Послушайте сказку о буквах-сестричках.

«Жили-были две буквы-сестрички (логопед выставляет на доску стилизованное изображение букв о - а ). Сестрички были очень похожи. Чтобы не перепутать своих дочерей, мама заплетала косичку одной дочери, а вторая ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: в некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Так они и жили. Со временем люди научились их различать - увидев сестёр издалека, они кричали: «Посмотрите, это буква а - сестрёнка с косичкой, а вот и буква о - без косички ».

2.Сравнение элементов и целых букв о- а

(задания 2. 3. с. 3).

Буква а - состоит из двух элементов, буква о - из одного овала. Сравнение артикуляции звуков о- а. При произнесении звука а - рот широко раскрывается, при произнесении о - рот напоминает по форме овал. Соотнесение звуков с буквами и символами для обозначения на письме.

Логопед: Рассмотрите геометрические фигуры-символы (задание 2, с. 3), расположенные рядом с буквами о-а. Подумайте и скажите, какой фигурой удобнее обозначать на письме букву а, а какой - букву о? Какого цвета фигуры и почему? (красный овал для буквы о, красный треугольник для а).

Соедините элементы букв так, чтобы получились буквы о - а (задание 3, с. 3). Запишите эти буквы поэлементно.

3.Развитие фонематического восприятия (упражнение «Нотки»).

Логопед: Посмотрите на карточки. Назовите нотки. Запишите только те, в названии которых есть буквы о - а.

10 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии

4. Дифференциация букв о- а в словах (задание 5. с. 4).

Логопед: Рассмотрите цветочки: на них записаны слова с пропущенными буквами о - а. Проводите каждую пчёлку на ее цветок. Прочитайте слова. Укажите наличие букв о - а в словах при помощи символов. Объясните значение слов: полк, шлак.


  1. Работа на уровне слова.
Упражнение «Занимательные модели».

Логопед: Рассмотрите схемы слов. Подставляйте на первое место слева предлагаемые ниже согласные буквы (по одной), а на второе место - сначала букву а, потом о. Прочитайте полученные слова. Запишите их. С какими буквами у вас получилось два слова? С какими одно?

6.Работа со словами-паронимами.

Логопед: Назовите только те слова из предыдущего задания, из которых можно составить пары (почка - пачка, дочка - дачка, точка - тачка, кочка - качка, вол - вал, дол - дал).

Сравните слова в каждой паре по написанию, значению и звучанию.

7.Развитие логического мышления.

Логопед: Отгадайте слова кроссворда и запишите имена весёлых человечков.


  1. Этот весёлый человечек хорошо рисует, ему в этом помогает его нос.

  1. Этот весёлый человечек ничего не знает.
8. Этот весёлый человечек сделан из дерева, он любит папу, но не хочет ходить в школу.

Дифференциация букв «о - а» 11


  1. Этот весёлый человечек смешит на площади народ. Это любимая кукла артистов.

  2. Эта маленькая девочка улетела с ласточкой в тёплые края.

  3. Этот человечек - большой мастер и выдумщик. У него вместо рук и ног пружинки , а вместо носа - лампочка.

Ответы: Карандаш, Незнайка, Буратино, Петрушка, Дюймовочка, Самоделкин.

III. Итог занятия

Логопед: Вспомните, чем похожи буквы о - а ? Приведите примеры слов, в которых пишутся эти буквы. (Логопед помогает подобрать такие слова, где эти буквы пишутся в сильной позиции.)
ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Дифференциация букв о - а в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Задачи: закрепить знания детей о буквах о - а ; учить детей дифференцировать изучаемые буквы в словосочетаниях, предложениях и тексте; обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза; развивать у детей умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях; тренировать в языковом и звуковом анализе; развивать зрительное восприятие.

Оборудование: демонстрационные буквы о - а на доске; наборы букв о - а и символы для обозначения изучаемых букв на письме (на каждого ребенка); модели слов на кар-

12 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии

точках; карточки со словосочетаниями для индивидуальной работы; запись стихотворения (на доске); альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент

1. Закрепление, знаний об изучаемых буквах о - а.

Логопед: Из элементов (деталей) букв, которые лежат у

вас на столе, соберите буквы а, о. Вспомните и назовите слова на каждую букву.

2.Запись букв о - а.

Логопед предлагает детям вспомнить внешнее сходство и различие этих букв, обозначение на письме.

II. Основная часть занятия

1.Развитие фонематического восприятия и слогового анализа.

Логопед: Послушайте слова и запишите ударный слог каждого слова. Выделите в этих слогах буквы о - а.

Слова: палец, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашка, марки, норка, молоко, весна.


  1. Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Логопед: Прочитайте слоги и составьте из них слова. Слоги: ПА, РОК, КО, МАР, КА, РОМ, МА, КАР, У. Примерные слова: урок, комар...

  2. Дифференциация букв о- а в словах. Работа со словами-паронимами.
Логопед: Прочитайте слова с опорой на схематическое изображение букв.

4.Развитие зрительной памяти.

Логопед: Назовите пары слов из предыдущего задания. Объясните значения всех слов. Запишите только те, что оказались новыми для вас.

Пары слов: стал - стол, сам - сом, кратко - кротко, почка - пачка, полки - палки, вол - вал.

5.Физминутка.

Дети выполняют движения по заданию логопеда.

6.Развитие зрительного восприятия и моторной координации (задание 4. с. 3).

Логопед: Рассмотрите облака, из которых идет буквенный дождь. Проведите дорожки от каждой буквы к слову и прочитайте получившиеся слова. В каком облаке прячется два слова? Какие это слова?

7. Развитие навыка согласования слов (задание 6. с.4). Логопед: Вставьте в слова пропущенные буквы о - а и

прочитайте слова. Составьте из слов групп 1 и 2 словосочетания. Запишите словосочетания. Выделите буквы о - а.


  1. ЗАП_МНИЛ, ПЛ_ЧЕТ, СК_ЧЕТ, СК_РЫЙ, СП_ЛИ.

  2. К_ШКИ, СК_ЗКУ, ПЛ_КСА, К_НЬ, П_ЕЗД.

8. Работа на уровне предложения (задание 7. с. 4-5). Логопед: Зашифруйте предложения при помощи букв о - а по образцу.

Образец. Скоро сказка сказывается.

О – О А – А А – А – А.

Астры зацветут осенью.

Ровный асфальт радует людей.

Смолк соловей в лесной чаще.

Лампа погасла внезапно.

Старая лодка ушла на дно.

14 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии

9. Дифференциация букв занятия на уровне триста (задание 8. с. 5).

Логопед: Вставьте буквы о - а в слова и прочитайте текст. Запишите текст, выделяя буквы о - а и отмечая их соответствующими символами.

Т_м к_тик ус_тый И л_почкой к_тик

П_ с_дику бр_дит, Ум_ет св_й р_тик,

А к_злик рог_тый А к_злик сед_ю

За к_тиком х_дит. Трясёт бород _ю.
III. Итог занятия

Логопед: Назовите из стихотворения сначала слова с буквой а, а затем - с буквой о.
ЗАНЯТИЕ 3