Влияние искусства на развитие личности в духовно-нравственном аспекте. Роль искусства в духовно-нравственном становлении личности учителя

Добро само по себе не кажется на вид и убеждает нас, только если осветит его красота.

Вот почему дело художника - это, минуя соблазн красивого зла, сделать красоту солнцем добра.

Нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей нашего времени оказали негативное воздействие на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, прежде всего современной молодежи. И в нынешнее, стремительно развивающееся время, когда у людей нет времени сочувствовать проблемам других, тема добра стала еще актуальнее. В настоящее время такие понятия как милосердие, отзывчивость, сочувствие, взаимопомощь, сострадание, уважение к старшим, забота об инвалидах, приобретают важное значение. Вопросы доброты, добрых поступков всегда интересовали человечество.

И сегодня уместно вспомнить слова протоирея Андрея Ткачева: «Есть профессии, требующие невозможного, а именно любви. Любить должен учитель, врач, священник. Если эти трое не любят, то они не лечат, не учат и не священствуют».

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, содержание учебных дисциплин и профессиональных модулей предусматривает формирование не только профессиональных компетенций – знаний, умений, но и общих компетенций – социальной значимости выбранной профессии, работы в коллективе, эффективного общения с коллегами и пациентами, бережного отношения к историческому наследию и культурным ценностям; уважение к социальным, культурным и религиозным различиям, ведение здорового образа жизни, развитие духовности как неотъемлемой части профессионального облика медицинского работника.

Без сформированной системы духовных ценностей человек не сможет работать в медицине, так как медицинский работник – это не только специалист, профессионально владеющий медицинскими навыками, но и человек, обладающий определенными качествами характера. Этической основой профессиональной деятельности медицинского работника являются гуманность и милосердие. Поэтому, наша основная задача как преподавателей медицинского колледжа заключается в том, чтобы воспитать специалиста неравнодушного, доброго, чуткого, отзывчивого, заботливого, внимательного и способного к состраданию.

Духовно - нравственное воспитание в целом - это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

В средние специальные учебные заведения юноши и девушки приходят достаточно взрослыми, нередко вполне сформировавшимися в нравственном отношении людьми. Уже присущие им убеждения и качества сложились под влиянием семьи, дошкольных и внешкольных учреждений, средних школ. С раннего детства современная молодежь испытывает мощное влияние средств массовой информации, мира искусства.

Учреждения СПО готовят не только специалистов определенной сферы деятельности, но и формируют гражданские качества студентов. Гражданин – это нравственный человек, способный подняться до интересов всего общества, умеющий не только пользоваться своими гражданскими правами, но и подчиняться законам общества.

Педагогический коллектив нашего колледжа стремится воспитывать не только специалистов для конкретной профессиональной деятельности, которые должны быть конкурентоспособными, компетентными, творчески мыслящими, свободно владеющими своей профессией, современными информационными и коммуникационными технологиями, но и духовно – нравственных, ответственных, добропорядочных граждан.

Нравственная составляющая духовного воспитания формируется преимущественно с помощью воздействия на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношение к миру природы и миру людей и является результатом воспитания, отражая при этом ценностные ориентиры личности.

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала реализуется несколькими путями:

    Через приобщение студентов к видам искусства: живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.

    Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта.

    Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые студент получает при овладении учебными дисциплинами.

Искусство играет огромную роль в духовно-нравственном воспитании студентов. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека, а поскольку оно обладает таким свойством, то формирование ценностных отношений средствами искусства должно быть включено в число предметов воспитания молодежи. Искусство является могучим средством духовного возвышения человека, развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты». Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. Выделяют следующие виды искусства:

Классный руководитель может играть огромную роль в обеспечении необходимой эстетической подготовки студентов, помогая им воспринимать искусство, как средство познания окружающей действительности. Нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно - образной форме, является сущностью самого искусства. Задача классного руководителя так организовать встречу студентов с шедеврами мирового искусства, чтобы оно вызвало у них сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые раскрывает перед ними художник, музыкант или актер. Не рассказ об искусстве, а само искусство должно воздействовать на чувства и мысли студента. Здесь важную роль может сыграть театр.

Посещение театра решает такие педагогические задачи, как: обучение духовно-нравственным традициям, обучение нормам поведения в коллективе и общественных местах. У студентов формируются нравственное отношение к окружающему миру; духовно-нравственная устойчивость и эмоционально-волевые качества личности; воспитывается уважительное отношение к истории своей страны и к культурному наследию своего народа; совершенствуются духовно-нравственные качества, усваивается толерантность по отношению к другим национальностям и религиям.

Особая роль в духовно-нравственном воспитания принадлежит музыке .

Показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить чувство духовно-нравственного - важная задача педагога. Содержание певческого репертуара нацелено на развитие позитивного отношения к окружающему миру через постижение эмоционально-нравственного смысла классического музыкального произведения, формирование личностной оценки музыки. Расширение жизненного и музыкального кругозора студентов, формирование положительного отношения к музыкальному искусству.

Классическое изобразительное искусство , формировалось по принципам отображения лучших черт окружающего нас мира. Основываясь на изображениях прекрасного оно воспитывает зрителя, читателя и слушателя в духе гуманизма, патриотизма и других высоких принципов. Классическое искусство не содержит в себе агрессию, а напротив, успокаивает мысли человека, побуждая его чувствовать и передавать любовь, совершать добрые поступки.

В каждом изображении есть мысль, чувства автора, которые он вкладывает в него; соответственно эти мысли и чувства передаются зрителю, который созерцает это произведение. Если оно несет в себе любовь и доброту - человек наполняется этими эмоциями и излучает их, передавая окружающим людям. То же самое происходит и с негативными, агрессивными мыслями. Поэтому в нашей жизни так важно обладать хорошими, добрыми мыслями, испытывать любовь к окружающему нас миру. Нашей задачей сейчас, как никогда, является научить этому будущее поколение.

Искусство в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. «Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу человека…», сказал В.А.Сухомлинский, следовательно, искусство – одно из действенных средств духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического образования молодежи.

Для того чтобы поближе познакомиться и с другими видами искусства, такими как архитектура, декоративно прикладное искусство, хореография, кино и др. , мы с группами планируем посетить Казанский кремль, Музей естественной истории Татарстана, Театр оперы и балета им. М. Джалиля, а так же Национальный музей Республики Татарстан и Выставочный зал союза художников РТ, кинотеатры.

Очень важно, чтобы студент осознал свою принадлежность к национальным традициям отечественной культуры, чтобы он не без гордости ощущал себя гражданином своей страны, соотечественником великих творцов русской культуры. При этом решаются и главные профессиональные задачи становления медицинского работника, каким он должен быть человеком, какие нравственные качества должен иметь. Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если человек не получит собственного художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Жизненный опыт человека на различных стадиях его развития несколько ограничен. Задача педагога воспитать у студента способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Актуальность темы исследования.

Настоящая работа посвящена изучению влияния искусства на внутренний мир личности. В диссертации рассматривается гуманизирующая роль искусства в формировании человека. Теоретическая трактовка данной проблемы строится на основе как философской литературы, так и исследований по психологии и искусствоведению.

Искусство являлось предметом философских изысканий с античных времен, существует немало различных теорий искусства, но нельзя сказать, что его сущность, специфика, социальная значимость поняты до конца, что не осталось никаких дискуссионных вопросов в его понимании. Этот феномен человеческой жизни слишком сложен и многогранен, чтобы можно было в определенный момент создать его полную и окончательную теорию. Поэтому изучение проблем теории искусства сохраняет свою актуальность.

Особую практическую значимость сейчас приобретает проблема социальной роли искусства, его влияния на человека, на формирование личности. Одной из черт переживаемого нами кризиса является распространение в обществе антигуманного искусства, пропагандирующего насилие, сексуальную распущенность и другие социальные пороки. Возникают вопросы: Не опасно ли такое искусство для общества? Имеет ли оно определенное социальное назначение? Чтобы ответить на эти и другие подобные вопросы, необходимо глубоко понять специфическую природу искусства, тот способ, каким оно влияет на человека. В этом отношении еще имеются проблемы, требующие дальнейшего изучения.

Актуальность исследования еще и в том, что автор касается проблемы прежпредметных связей философии как общей методологии с другими науками: Философия-Искусствоведение, Философия-Психология.

Степень научной разработанности проблемы.

Еще со времен античности искусство и его влияние на человека интересовало исследователей. К настоящему времени накоплен значительный опыт в исследовании проблем искусства. Но вопрос о специфике искусства сохраняет актуальность. Эстетическая, воспитательная, познавательная, игровая, символическая и другие концепции искусства не дают всестороннего понимания его сущности. Не находим мы и системного подхода в вопросе о функциях искусства в свете его чувственно-образной специфики на основе синтеза современных концепций в области философии, психологии и искусствоведения.

Каждая историческая эпоха акцентировала внимание на том или ином признаке искусства.

Как известно, еще Платон, Аристотель поставили основные проблемы связанные с сущностью искусства и его воспитательным аспект том. Эпоха Возрождения, развивавшаяся под знаменем гуманизма, раскрыла познавательный и нравственно-гуманизирующий смысл искусства. Значительный шаг в философском осмыслении искусства был сделан в новое время в трудах И.Канта и Г.Гегеля. Гегелевское понимание искусства строилось как на учете познавательного значения искусства, так и на выявлении его чувственной специфики. Кант подходил к искусству через категорию прекрасного, которая у него несет глубокий нравственный смысл.

В философской мысли XIX века, в частности в русской, утверждается эстетическая концепция искусства. Как альтернативная теория выступает в этом плане теория Л.Н.Толстого, который усматривал сущность искусства прежде всего в его чувственной природе.

Советская и русская научная литература характеризуется различием подходов в вопросе о специфике искусства. Наиболее распространенными являются три теории искусства: познавательная (А.Т.Калинкин, Н.П.Скурту и др.)/ эстетическая (А.И.Буров, Л.Н.Столович и др.) и воспитательная (В.И.Толстых и др.). Однако все эти концепции требуют критического рассмотрения и существенного уточнения.

В настоящей работе делается попытка в той или иной мере преодолеть недостатки указанных концепций.

В литературе уделяется недостаточное внимание "эмоциональной" теории искусства, которая была наиболее четко разработана Л.С.Выготским. Именно она позволяет подойти к определению истинной сущности искусства. Это понимание и положено в основу предлагаемой работы. Однако, с нашей точки зрения, теория Л.С.Выготского требует разработки в определенном направлении. В ней дано глубокое понимание специфики художественного, но не уточняется вопрос о соотношении художественного и эстетического. Без решения этой проблемы нельзя дать системного понимания искусства, а значит и достаточно полно раскрыть его воспитательную роль. Нуждается в детальной разработке идея Л.С.Выготского о социальной значимости искусства, его гуманизирующей функции, что позволит раскрыть социально-педагогическую значимость искусства.

Диссертант использует при разработке проблемы исследования в области психологии, без которых невозможно раскрыть эмоциональную природу искусства. Поэтому мы обращаемся к трудам по вопросам структуры личности (А.Г.Ковалев, А.Н.Лук) и работам по проблемам эмоциональной сферы человека (С.Х.Раппопорт, П.В.Симонов, С.Л.Рубинштейн) .

Источник: Д.М. Угринович «Искусство и религия» , 1982 год.

...В настоящей главе в центре внимания – проблема соотношения искусства и атеизма, роли искусства в системе атеистического воспитания. Освещение этой проблемы потребует выяснения роли искусства в развитии личности. Вместе с тем необходимо остановиться на антиклерикальных и атеистических традициях в истории народного и профессионального искусства, а также осмыслить опыт решения атеистической темы в советском искусстве.

В истории эстетики и искусствознания было немало концепций, которые пытались трактовать сущность искусства и характер его воздействия на людей, вычленяя отдельные его стороны и абсолютизируя их. Одни теоретики доказывали, что сущность искусства состоит в том, чтобы творить красоту и доставлять людям эстетическое наслаждение, и что поэтому искусство чуждо обыденным интересам повседневной жизни людей, их материальным и социально-политическим проблемам. Другие, напротив, подчеркивали, что искусство есть прежде всего особая форма познания действительности, что оно помогает людям глубже и полнее постигать реальные проблемы их жизни, воспитывает в них то или иное отношение к миру. Третьи выделяли субъективное, творческое начало в искусстве, рассматривая его прежде всего как «самовыражение художника». Четвертые доказывали, что искусство в основе своей есть средство общения между людьми, особая знаковая система, и т.д.

Однако можно ли понять сущность искусства, если следовать каждой из этих односторонних концепций? Искусство всегда отражает жизнь, но значит ли это, что его сущность можно свести только к отражению, к познанию? Произведение искусства всегда несёт неизгладимый отпечаток его творца, личности художника, но означает ли это, что оно лишено всякого общественного значения? Искусство, бесспорно, есть особая система социальной коммуникации, но правомерны ли попытки объяснить целиком его специфику, объявив его особой знаковой системой? Наконец, искусство не существует вне его эстетического содержания, но можно ли на этом основании свести всё содержание искусства к эстетическому?

Все эти вопросы впервые нашли свое принципиальное теоретическое решение в марксистской эстетике. Это не значит, что у К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина мы найдём прямые ответы на все вопросы, сформулированные выше. Это значит прежде всего, что классики марксизма заложили тот методологический фундамент, с позиций которого впервые стало возможным решение конкретных эстетических проблем. В советской эстетической литературе проблема специфики искусства и его общественных функций особенно активно обсуждалась начиная с середины 50-х годов. В нашу задачу не входит анализ многочисленных дискуссий по этой проблеме. Отметим лишь, что эти дискуссии не были бесплодными и что в результате их утвердилось мнение (разделяемое ныне большинством авторов) о сложной, многоаспектной природе искусства и об его полифункциональности.

Подчеркнём при этом, что признание сложной, многоаспектной природы искусства отнюдь не означает методологического эклектизма. Напротив, такое понимание закономерно вытекает из цельной марксистской концепции генезиса искусства, его специфики, места и роли в обществе. О том, что истоки искусства лежат в сфере трудовой, производственной деятельности людей, уже говорилось в первой главе настоящей книги. Для выяснения характера воздействия искусства на личность важно подчеркнуть, что искусство как самостоятельный способ деятельности, как особая форма общественного сознания хотя и включает в себя необходимо эстетическую сторону, но не сводится к ней. В этой связи представляется вполне закономерным различение понятий художественное и эстетическое, которое имеет место в советской литературе по эстетике и искусствоведению . Эстетическое может выступать как сторона самого объективного мира, как общественно обусловленное его качество. В этом плане мы говорим о красоте применительно к изделиям человеческого труда, предметам бытового обихода, явлениям природы, наконец, качествам и поступкам самого человека. Художественное творчество, результатом которого являются произведения искусства, обязательно включает в себя эстетическую сторону (вне её произведение искусства перестает быть таковым), но далеко не исчерпывается ею.

Художественное творчество предполагает всегда отражение действительности, искусство отражает жизнь. Это положение есть альфа и омега всей материалистической эстетики, традиции которой продолжает и развивает марксизм. При этом следует учитывать, во-первых, что всякое искусство отражает жизнь своим специфическим способом, через систему художественных образов и, во-вторых, что отражение действительности в различных видах искусства также специфично.

Общая специфика отображения действительности в искусстве подробно раскрывается во всех книгах и учебных пособиях по эстетике и теории искусства, поэтому она не требует подробного разъяснения. Заметим лишь, что искусство отражает жизнь в её целостности. Это значит, что, в отличие от науки, например, которая в силу своей специфики расчленяет, анатомирует целостный процесс человеческой жизнедеятельности, фиксируя отдельные его стороны и аспекты в теоретических понятиях, категориях, искусство воспроизводит жизнь людей, их отношения, их характеры в целостном, нерасчлененном виде. Художественный образ, как неоднократно указывалось, есть единство общего и индивидуального. Общее, существенное, типическое здесь существуют не в «чистом» виде, отдельно от единичного, индивидуального, а в органичном слиянии с ним. Любой подлинно художественный образ человека в литературе или в изобразительном искусстве есть «тип», т. е. совокупность социально-детерминированных черт личности, свойственных определённой группе людей, и в то же время конкретный человек с его неповторимой индивидуальностью и жизненной судьбой.

Отражение действительности происходит неодинаково в различных видах искусства, хотя и сохраняет везде образно-конкретный характер. Так, например, отражение действительности в музыке не является непосредственным отображением тех или иных реальных объектов внешнего мира. Художественный образ в музыке представляет собой особым образом организованную совокупность звуков, которые выражают и отображают чувства и переживания людей, их субъективное отношение к окружающему миру.

Специфично и отражение действительности в танце – в нём художественный образ создается с помощью человеческих телодвижений, которые обретают эстетическое содержание, и в то же время по-своему отображают чувства, помыслы и стремления людей.

Таким образом, хотя не существует искусства вне познания мира и человека, само это познание действительности в нем весьма своеобразно. Справедливо замечено, что правда искусства не только не исключает вымысла, но обязательно предполагает его. Искусство отражает действительность своим особым способом, на основе творческого преображения художником его эмпирических впечатлений, на основе усвоения как художником, так и воспринимающим его произведения особого, условного «языка» искусства, т. е. исторически конкретной и социально детерминированной системы художественного отображения действительности. В этой связи возникает вторая важная проблема постижения специфики художественного творчества – проблема оценки в нём действительности.

Выше уже говорилось, что, в отличие от теоретического, научного отражения действительности, ценность которого для людей состоит как раз в отвлечении от всего личного, субъективного, в отражении объективных законов природы и общества, в искусстве мир, люди, общество изображены всегда с определённых личных позиций, они даны не сами по себе, а через отношение к ним художника. Вне определённого, субъективного отношения к миру создание подлинных художественных ценностей невозможно. Для того чтобы художник создал нечто ценное, волнующее читателей или зрителей, необходимо, чтобы он совершил художественное открытие, т. е. чтобы он создал такую систему художественных образов, которая бы выявила, обнаружила некоторые новые грани человеческого характера, быта, социальных отношений, наконец, чувств и переживаний людей.

Общеизвестна мысль Н. Г. Чернышевского о том, что искусство не только отражает жизнь, но и выносит ей приговор. Справедливость этой мысли подтверждена всей историей искусства и не нуждается в подробном обосновании. Поскольку воссоздание жизни в художественных образах невозможно вне субъективного отношения художника к действительности, постольку любые его произведения представляют собой объективно, независимо от его желания и намерения ту или иную оценку явлений жизни и, следовательно, играют определённую социальную роль, так или иначе участвуют в социально-политической и идеологической борьбе. Любое, даже внешне далёкое от жизни, искусство, не является идеологически нейтральным, оно утверждает и формирует определённое отношение к миру, к социальной действительности. Уход некоторых деятелей современного буржуазного искусства в область чистой формы, субъективных переживаний или религиозно-мистических видений выступает объективно, независимо от их субъективных намерений, как способ оправдания существующих эксплуататорских социальных отношений, отказ от их изменения. И напротив, реалистическое, правдивое изображение противоречий социальной действительности в искусстве, критический анализ этих противоречий в системе типических образов объективно способствуют их преодолению, возбуждают энергию и волю людей и направляют их на изменение существующих порядков.

Из сказанного вытекает, что искусство всегда имеет определенную идейную направленность. Идейность искусства также обладает своей спецификой. Она реализуется не в абстрактном, «чистом» виде, а в системе художественных образов. В принципе идея того или иного художественного произведения неотделима от системы и логики развития в нем человеческих образов и характеров. Нередко очень трудно бывает однозначно сформулировать идею определённого романа, пьесы, кинофильма, картины или статуи. Всякая такая попытка неизбежно обедняет и сужает не только художественное, но и идейное содержание данного творения. Не случайно Л. Н. Толстой на вопрос о том, что он хотел сказать в «Анне Карениной», ответил, что для ответа ему пришлось бы повторить весь роман от начала и до конца.

Значит ли это, что искусство не в состоянии воплощать определённые философские, политические или нравственные идеи и пропагандировать их? Ни в коем случае. Известно немало классических художественных произведений, содержание которых неразрывно связано с определёнными философскими, политическими, нравственными идеями и концепциями, отстаиваемыми их авторами. Укажем в этой связи хотя бы на «Фауста» Гёте. Однако во всех этих случаях идейное содержание произведения находит свое специфическое художественно-образное воплощение.

Характеризуя специфику искусства, нельзя не подчеркнуть, что оно представляет собой особый вид человеческой творческой деятельности. Художник, как уже говорилось, не только отражает действительность, но и в известном смысле творит её. Каждое произведение искусства есть сложный результат как духовной, так и материальной творческой деятельности художника. С одной стороны, его задача состоит в том, чтобы обобщить и осмыслить жизненные впечатления и наблюдения, с другой стороны, – в том, чтобы материализовать, объективировать свой замысел в том или ином материале – словах, красках, гипсе, мраморе и т.п.

Не следует думать, что сначала художник полностью создает образ в своей голове, а лишь потом его воплощает в материале. В действительности обе стороны творчества – духовная и материальная – органически переплетены в деятельности художника. Материальное воплощение образа неотделимо от духовной деятельности его создателя. Подлинно художественное произведение может создать не копиист и эпигон, повторяющий уже известное, а новатор, видящий мир по-своему и реализующий это видение в оригинальных художественных образах.

Следует отметить, что творческий характер носит не только процесс создания произведений искусства, но и (о чем нередко забывают) процесс их художественного восприятия зрителями, слушателями или читателями. Восприятие художественных произведений не следует понимать как простой зеркальный акт их отражения в сознании воспринимающего. Здесь всегда присутствует момент активной, деятельной переработки художественных впечатлений, т. е. имеет место своеобразный процесс «соучастия» зрителя, слушателя или читателя в творческом художественном процессе.

Как правильно отмечает В. Ф. Рябов, восприятие художественных произведений всегда предполагает духовное общение художника, писателя или музыканта, создавшего данное произведение, со зрителем, читателем или слушателем. С помощью такого общения определенные идеи и чувства передаются новым поколениям, с его помощью формируется определённое мироощущение и мировоззрение, определенная оценка явлений действительности.

Исходя из понимания специфики искусства, можно охарактеризовать и направления его воздействия на личность.

Мы можем, во-первых, констатировать, что искусство полифункционально. Многосторонность искусства определяет и наличие нескольких направлений его воздействия на общество и личность. Разные советские авторы неоднозначно характеризуют функции искусства, но большинство их выделяет такие функции, как познавательная и воспитательная.

Искусство расширяет и углубляет знания личности об окружающем мире, прежде всего о мире социальном. С помощью искусства человек приобщается к прошлому человечества, глубже и полнее постигает настоящее, заглядывает в будущее. Как правильно отмечает Ю. Борев, жизненный опыт, опыт отношения к миру, сообщаемый искусством, дополняет и расширяет реальный жизненный опыт личности. Искусство раздвигает исторически ограниченные рамки опыта отдельной личности и передаёт многообразный опыт всего человечества. При этом оно даёт опыт художественно организованный, концентрированный и осмысленный с позиций определённого художника.

С познавательной неразрывно связана и воспитательная функция искусства. Поскольку искусство относится к ценностному сознанию, оно неизбежно формирует и утверждает в сознании человека определённые ценностные ориентации, определённые оценки явлений социальной действительности. Для наших целей важно подчеркнуть, что искусство является действенным средством воспитания миросозерцания личности. Конечно, искусство формирует отношение человека к миру по-своему, своими методами и средствами. Оно формирует не только миропонимание, но и мироощущение, поскольку его художественно-образная система активно влияет не только на ум, но и на чувства людей. Как справедливо заметил болгарский ученый А. Натев, искусство воздействует на человека непосредственно и непринужденно. Произведения искусства воздействуют на личность в процессе их непосредственного чувственного восприятия, в котором участвует не только интеллект, но и чувства. Отношение личности к тому или иному художественному произведению есть всегда отношение эмоциональное. Если чувства человека не затронуты произведением искусства; оно не может оказать глубокого влияния. При этом воздействие искусства на индивида (включая и идейное влияние) носит органический, непринуждённый характер, оно выступает как объективный результат художественного восприятия, нередко не замечаемый самим воспринимающим субъектом. Искусство активно влияет и на волю человека, побуждая его к определённой деятельности, направляя на борьбу за достижение социальных идеалов.

Таким образом, воздействие искусства на личность носит целостный, комплексный характер, оно охватывает все стороны человеческой психики. Напомним в этой связи известное высказывание В. И. Ленина в беседе с Кларой Цеткин о задачах нового искусства, рожденного социалистической революцией. В. И. Ленин подчеркивал в этой беседе, в частности, что новое искусство «должно объединять чувство, мысль и волю» трудящихся масс.

Искусство не только воспитывает и организует мышление, чувства и волю людей, оно является также важным фактором развития их способностей.

Участие в художественном творчестве наряду с формированием эстетического чувства и эстетического вкуса способствует общему духовному развитию индивида, расширяет и обогащает его кругозор, укрепляет в нём нравственные начала.

Нельзя не согласиться с известным советским искусствоведом и эстетиком В. В. Вансловым, который пишет: «Самое главное в эстетическом воспитании – формирование посредством искусства всей совокупности творческих способностей и сил человека, всестороннее развитие его психики и его личности. Именно искусство обладает таким воздействием на человека, что формирует его всесторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и ухо... заставляет работать мысль, формирует нравственные принципы, расширяет кругозор, укрепляет идейные позиции, даёт идеалы».

Из сказанного очевидна органическая связь передового, прогрессивного искусства с идеями свободомыслия и атеизма. Эти идеи, как будет показано в дальнейшем, находили своё воплощение не только в абстрактных философских построениях и трактатах, но и в художественно-образной форме, в фольклоре, литературе, живописи. При этом следует подчеркнуть, что реалистическое, правдивое отображение действительности в искусстве было, как правило, связано с критикой религии, церкви и духовенства, в то время как реакционные поползновения в искусстве и, в частности, субъективистские и иррационалистические тенденции в его развитии были нередко связаны с философским фидеизмом, религией и мистикой в их различных проявлениях.

Поскольку искусство правдиво отображает социальную действительность и оценивает её с позиций передового общественного идеала, оно не может не способствовать формированию прогрессивного миропонимания, не может объективно не подрывать позиции религиозного мировоззрения. Связь искусства с атеизмом становится особенно прочной и всесторонней в условиях социалистического общества.

А. В. Луначарский справедливо говорил в своё время: «Искусство – величайшее орудие агитации, и нам оно нужно в борьбе против религии. При помощи искусства мы высмеиваем её слабые стороны, при помощи искусства мы можем вызвать негодование на её чёрные стороны, на её преступления в прошлом и в настоящее время, развертывать её внутреннюю нелогичность, тупые противоречия, которыми она полна, изображать то, что принято называть «святым», в неприкрашенном виде и тут же противопоставлять наши светлые типы, нашу солидарность, наши взгляды на правильную жизнь на земле».

Атеистическое воздействие искусства на трудящихся в условиях социализма не следует сводить к критике религии в тех или иных художественных произведениях. Оно гораздо шире и многостороннее. Оно включает в себя, в частности, наиболее полное удовлетворение эстетических потребностей людей на здоровой идейной основе, что само по себе содействует преодолению влияния религии и формированию научного атеистического мировоззрения. Н. К. Крупская еще в 20-е годы указывала, что роль искусства в преодолении религии, далеко не исчерпывается пением антирелигиозных песен, распространением антирелигиозных картин, постановкой антирелигиозных пьес и фильмов. Роль его гораздо шире. Искусство вообще организует эмоциональную сторону, дает коллективные переживания. Чем богаче, всестороннее они будут, тем лучше».

Всякое здоровое, жизнеутверждающее искусство, возбуждающее в людях веру в свои силы и воспитывающее активное отношение к действительности, объективно противостоит религии, препятствует её влиянию на умы и сердца людей и является духовной силой, способствующей воспитанию масс в духе научного, материалистического мировоззрения.

Именно в контексте этого общего, комплексного, целостного воздействия искусства на формирование личности и следует рассмотреть подробнее его соотношение с атеизмом, его роль в духовной жизни нашего общества.

Возникли не на пустом месте. Они опирались на многовековые традиции развития народного искусства, на наследие прогрессивных поэтов, писателей и художников прошлого.

АНО ВПО

«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по дополнительной профессиональной образовательной программе

профессиональной переподготовки

Педагогическое образование: «учитель изобразительного искусства»

Тема:

«Роль занятий изобразительным искусством в духовном развитии личности».

Дипломную работу подготовил:

Олейникова Ольга Олеговна

Поток № 26

Должность: учитель изобразительного искусства.

Место работы:

Приморский край, город Артем._МБОУ СОШ № 16

Номер и дата договора:

22 января 2017 год.

г. Артем, Приморский край. Российская Федерация

Введение……………………………………………………………………………………..стр. 3-4

Глава 1. Вступительная часть.

1.1 Влияние искусства на развитие личности…………………………………………..…стр. 5-7

1.2 Особенности изобразительного искусства……………………………………............стр. 8-9

1.3. Задачи изобразительного искусства…………………………………………………..стр. 10

Глава 2 . Роль изобразительного искусства в духовном развитии личности

2.1 Духовное развитие личности…………………………………………………………стр. 11-12

2.2 Различные виды деятельности, влияющие на духовное развитие личности………..стр. 13-14

2.3 Духовно-нравственное развитие личности через изобразительное искусство……...стр.15-18

Заключение…………………………………………………………………………………..стр.19-20

Список литературы………………………………………………………………………….стр.21

Введение

«Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать духовно».

Фридрих Шиллер.

Приобщение человека к искусству просто необходимо, особенно актуально это в наше время. За последнее время произошла настоящая социальная катастрофа, деградация населения, и ситуация с каждым днем все хуже.

Современная музыка, кино и книги зачастую пропагандируют жестокость, ненависть, расчетливость. Дети с малых лет уже видят фильмы, наполненные убийствами, преступлениями, насилием. Не всегда все, что видит ребенок, даже в рамках искусства, влияет благотворно, поэтому надо быть очень выборочным в искусстве.

В наше время нет героев... точнее есть, но о них мало кто знает. Подрастающему поколению не на кого равняться. Это связано с тем, что средства массовой информации в настоящее время не направлены на пропаганду людей, совершивших подвиг.

Для целенаправленного формирования личности, необходимо эстетическое и духовное воспитание.

Учитель – проводник детей в большой мир. Он осуществляет преемственную связь поколений и помогает детям освоить общечеловеческий ценностный опыт отношений к добру и злу, правде и лжи, прекрасному и безобразному, к любви и ненависти, к сочувствию, удивлению, восторгу и восхищению красотой окружающего мира и произведений искусства, отражающих этот мир.

Классическое искусство не содержит в себе агрессию, а напротив, успокаивает мысли человека, побуждая его чувствовать и передавать любовь, совершать добрые поступки. «Красота спасет мир» - фраза из великого произведения Ф. М. Достоевского «Идиот». Автор имел ввиду не внешнюю красоту, а внутреннюю - красоту духовную.

Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство. Общение с изобразительным искусством, отражающим действительность, в том числе и сферу человеческих чувств, способствует формированию духовного развития личности.

Цель моей работы: выявить, как можно решать задачи духовно-нравственного развития личности в рамках учебного предмета .

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для духовно воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Традиционными источниками нравственности для нас являются Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Одной из базовых национальных ценностей является любовь к своей малой Родине, своему народу.

Качественные изменения подготовки детей в школе требуют разработки таких форм и методов преподавания, которые способствовали бы созданию условий для воспитания ценностного отношения к своей национальной культуре, в том числе и на уроках изобразительного искусства. Для этого целесообразно создание педагогической среды на основе изобразительного материала.

Преподавая эту дисциплину в школе, считаю главной своей задачей, через свои уроки формировать духовную культуру учащихся, приобщать их к общечеловеческим ценностям, сохранять культурные традиции, воспитывать уважение к историческому и культурному наследию своего народа.

Глава 1 1.1 Влияние искусства на развитие личности.

Искусство играет огромную роль в развитии человека, оно оказывает сильное воздействие на развитие личности, формирует чувства, мысли, нравственность и жизненные принципы. Поэтому в нашей жизни так важно обладать хорошими, добрыми мыслями, испытывать любовь к окружающему нас миру. Нашей задачей сейчас, как никогда, является научить этому будущее поколение, дабы избежать войны и вымирание человечества.

Приобщать детей к искусству можно и даже нужно с самого рождения. В дошкольном и школьном возрасте они наиболее восприимчивы к различным видам искусства. Именно на этой стадии развития важно начинать формировать любовь ребенка к классическому искусству. И именно искусство может помочь в осуществлении, подготовке молодого поколения будущего духовного государства.

Искусство формирует, совершенствует, проявившуюся в нем универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере социальной деятельности – в науке, политике, в быту, труде. чтобы стать поистине культурным, духовно-нравственной личностью.

Искусство – это форма сознания. И, коль это так, мы не можем не интересоваться его возможностями выразить ту или иную идею, духовного переживания. В искусстве с самого начало заложено эмоциональное выражение духовных переживаний человека.

Сегодня неурочные формы организации обучения – это важная часть образовательного процесса современной школы. Включение неурочных форм в образовательный процесс способствует и обеспечивает полноценное обучение школьника. Следует отметить, что занятия неурочного типа в полной мере дают возможность ребёнку оценить, показать, раскрыть свой творческий потенциал. Ребёнок повышает свои адаптивные возможности, происходит успешная его социализация. И он готов реализовать свои творческие возможности, достигнуть определённых высот и поставить перед собой новые задачи.

Сегодня остро ставится вопрос об истинной роли искусства в развитии общества и в жизни отдельного человека. «, наверное, мы единственное государство, - пишет Б.М. Неменский, - где изобразительное искусство, музыка фактически изжиты из общего образования. Даже наступающая гуманитаризация предусматривает без изменения “остаточную роль искусства”»

Дети дошкольного возраста более близки к «художественному» типу, нежели к «мыслительному». Для них характерна эмоциональная отзывчивость, целостность мировосприятия, непосредственность переживаний и открытость по отношению к миру.

В исследованиях известных психологов и педагогов подчёркивается необходимость решения проблемы художественно-творческого развития личности средствами искусства, начиная с дошкольного возраста.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей, большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, лепки, аппликации и конструирования: умения пользоваться орудиями (кистью, карандашом, стекой, ножницами), планировать свои действия, ориентироваться на образец и указания взрослого, а также задумывать и осуществлять свой замысел, привлекая для этого все имеющиеся в данный момент средства. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность, любознательность.

Что дает искусство детям? Воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений; с его помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями.

Таким образом, искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию мира через разнообразие форм, цветов, звуков. «Как известно, искусство изучает человека целостно, проникая и в его биологию, и социальную природу, и духовную сущность. Искусство является универсальным носителем всех духовных ценностей.

Через него человек имеет возможность приобщения к нравственным ценностям, традициям, обычаям, ему становятся доступными научные знания, непосредственное освоение которых требует особой специальной подготовки. Благодаря искусству, он имеет возможность жить в прошлом, настоящем и будущем.

Подлинное искусство встряхивает человека, делает его более тонким и гармоничным, формирует обостренные чувства человеческого достоинства, чести и совести, добра и зла, порядочности и справедливости, отвергая зло и жестокость; этим самым оно выступает не только средством эстетического воспитания, но и нравственного возвышения личности. Поэтому оно представляет не только художественное постижение жизни, но имеет огромное познавательное значение».

В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности, дарит впоследствии детям радость творчества, формирует, интерес к искусству, которое сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

7

1.2 Особенности изобразительного искусства.

Изобразительное искусство - один из видов художественного творчества человека. Оно возникло 20 тыс. лет назад, в эпоху палеолита и сохранилось до сих пор.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.

Вклад изобразительного искусства в развитие личности заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно- творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Отечественное и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.

Таким образом, изобразительное искусство в жизни ребенка закладывают основы:

    интеллектуальной сферы

    формирования художественной культуры

    творческих способностей

    эмоциональной сферы

    духовных качеств

    эстетических чувств.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития личности ребёнка. Они способствуют умственному развитию детей благодаря тому, что в основе создаваемого ими изображения лежат впечатления, полученные детьми из окружающей жизни, непосредственным путём, через восприятие предметов и явлений, выделение их свойств и качеств.

Благодаря созданию коллективных композиций развиваются умения: общаться и взаимодействовать со сверстниками, педагогом, договариваться и при необходимости уступать друг другу, радоваться общим успехам, так же изобразительная деятельность способствует обогащению словарного запаса и формирование связной речи.

Важным компонентом во время проведения уроков изобразительного искусства является арттерапия. Искусство учит, и искусство лечит, лечит своими произведениями. И в процессе практической работы учеников, творчество благотворно влияет, врачует душу ребенка. Вопрос здоровья уходит корнями в культуру народа. Учащиеся должны осознавать значимость всей цепочки предшественников, которые были до нас и звеном которой мы являемся, и верить в связь человека и природы, нарушение которой грозит болезнью всему человечеству.

1.3 Задачи изобразительного искусства

Одна из важнейших задач изобразительного искусства это эстетическое развития личности. Это постоянное развитие интеллектуального и чувственного начала в человеке. Через приобщение к изобразительному искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем шире сфера эстетических потребностей.

Так же одной из значимых задач изобразительного искусства является духовно-нравственное воспитания школьников. Эта задача возложена на современного педагога - помимо прямой задачи обучения: передача и закрепление знаний стоит ещё, если можно так сказать, «сверхзадача» - пробудить духовный потенциал личности школьника.

Научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве. Изобразительное искусство содержит в себе огромные возможности для развития сферы чувств. Оно рассчитано на эмоциональное воздействие, эстетическое развитие, иначе оно не искусство.

Интеллектуальное развитие ребенка так же является основной задачей изобразительного искусства.

Для учителя изобразительного искусства обучение толерантности является одной из важных задач, ибо умение договориться, понять друг друга, проявить терпимость к ближнему, однокласснику, человеку другой веры, нации – один из важнейших компонентов общечеловеческой культуры, важнейшее качество современного человека.

И это проводится на уроках изобразительного искусства с элементами истории искусства, где на примерах из мировой культуры ребенок учится быть толерантным.

Глава 2 2.1 Духовное развитие личности

Духовность – это не роскошь, а вопрос выживания: быть или не быть Российскому государству.

B.C. Соловьев был первым отечественным философом, который в основу своей философской системы положил учение о нравственности. Понятия «нравственность» и «духовность» в его работах синонимичны.

Предметом нравственной (духовной) философии является понятие добра, которое единое, по его мнению, у всего человечества.

Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей, таких как:

    гуманные (дружелюбные) отношения между детьми

    чувство долга, ответственности за своё поведение

    трудолюбие и потребность в труде

    бережливое отношение к природе

    ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь

    культура общения

самопознание и самовоспитание.

В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это - начало духовного воспитания, где учителю отводится ведущая роль.

Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им духовные качества. Учителю младших классов следует помнить, что духовным компонент должен пронизываться каждый урок.

Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.

Воспитывать гармоничную личность можно с помощью различных

направлений работы:

    Организация волонтёрской и благотворительной деятельности.

    Обсуждение вопросов веры и смысла жизни.

    Семейное воспитание.

    Отношения между разными полами.

    Воспитание здорового образа жизни.

    Любовь к родине.

    Эстетическое воспитание - любовь к прекрасному.

    Бесконфликтное общение.

    Правильное отношение к труду.

    Финансовая грамотность.

Эти направления в работе помогают воспитанию таких духовных качеств, как

патриотизм, гражданственность, свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие.

Стремление к миру во всём мире, межнациональному и межкультурному разнообразию,

толерантности, стремление к знаниям, ценность семьи, творчество и труд, вера и духовность.

2.2 Различные виды деятельности, влияющие на духовное развитие личности

Различные виды деятельности на занятиях по изобразительному искусству влияют на духовное развитие личности.

Из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы является сказка. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предполагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в сказке. Среди важнейших направлений по духовному воспитанию на уроках изобразительного искусства мы выделили следующие значимые темы.

Природе принадлежит весьма важное место,поскольку прекрасное в природе всегда перед глазами. Роль художника - помочь увидеть эту красоту. Обучающиеся изучают полотна И.И. Левитана,И.И. Шишкина, Л.В. Поленова, И.Э. Грабаря и др. художников. Это учит понимать, давать эмоциональную оценку шедеврам искусства. Природа нашей Родины самобытна, разнообразна. Как можно не любить русскую природу? Дети выполняют пейзажи родной природы на различные темы: «Весна пришла», «Где бы я хотел побывать», «В далекой стране» Родина моя - Россия. и др. Задача - вызвать у детей интерес к родной стране, дать представления о родном крае, о Родине. Реализация задач духовного воспитания, любви к родной природе, происходит на протяжении образовательного процесса во всех классах общеобразовательной школы.

Большое внимание в программах изобразительного искусства уделяется темам направленных на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам. Это уроки рисования на темы, освещающие быт, историю и культуру народа, беседы с обучающимися о крае, художниках, мастерах - умельцах: «Деревянное зодчество», «Города русской земли», «Парки, скверы, бульвары», «Фонари на улицах города», и др. Ученики знакомятся с наследием предков: древними и современными русскими городами их архитектурными особенностями, учатся узнавать памятники Великой Отечественной, гражданской войн. На уроках дети выполняют: панно «Мой любимый город», «Деревянное зодчество», конструирование детской площадки, парка, макет городской улицы и учатся понимать роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека.

Занятие по темам декоративно-прикладное искусство - учит сохранять и приумножать информацию, переданную предыдущими поколениями. Народные художественные промыслы - неотъемлемая часть Отечественной культуры.

Использование на уроках различных репродукций, фотографий, видеофильмов, презентаций,музыки, литературного ряда, изделий мастеров, это способствует обогащению художественных впечатлений, духовно-нравственного мира обучающихся, формированию у них положительного отклика на красоту в природе, в человеческих отношениях и оказывает влияние на возбуждении у них позитивных эмоций, чувств, отзывчивости и интереса к образцам русского народного искусства.

Учащиеся знакомятся с произведениями народных мастеров, изучают обычаи и обряды, узнают историю создания и изготовления игрушек и других поделок из различного природного материала, который находят во время экскурсий и походах в окрестностях своего города или села (глина, шишки, дерево, кора, камни), кроме того, в работах используются различные виды тканей и соленое тесто.
Также важна тема «Сопереживание», которая помогает учащимся понять друг друга, почувствовать чужие радости и страдания. Ребята самостоятельно находят и придумывают сюжет по данной теме. Выполнение таких заданий формирует у обучающихся такие важные духовные качества, как доброта, великодушие, сострадание.

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе включает великие и вечные темы, которые играют важную роль в духовном воспитании учащихся, такие, как темы «материнства», «мудрость, старость», где учащиеся выполняют живописные портреты мамы, бабушки, дедушки.

Во время обучения, учащиеся часто сталкиваются в процессе урока с великими художественными произведениями, походами в театры, музеи, на выставки. Обучающимся даются знания о художественной культуре различных эпох, начиная с Древнего искусства и заканчивая сегодняшним днем.

Обязательно и своевременно необходимо проводить показ выставочных работ, выполненные школьниками по всем темам уроков. Очень важно, когда ребята могут увидеть работы своих ровесников, почувствовать то, что волнует других людей.

14

2.3 Духовно-нравственное развитие личности через изобразительное искусство.

Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент для образования.

Общество все больше требует от нас, педагогов, полной ответственности за судьбы наших учеников. Это значит, что мы должны максимально сконцентрировать в своих руках все виды воздействия на личность ребенка. К сожалению, образование перестало отвечать своему предназначению, ограничившись лишь «загрузкой» школьников знаниями об основах наук и к заучиванию и сдаче тестов и экзаменов.

Однако человек – не только плоть, но и душа, у которой то же есть большие потребности. Самой надежной гарантией того, что творческие замыслы и действия человека пойдут на пользу и ему, и его окружению, являются только его духовность и нравственность.

Школьные годы- важнейший период человеческой жизни. Учитель является стимулятором, координатором, советчиком, помощником в становлении и развитии личности ребенка.

Основной задачей учителя ИЗО, с моей точки зрения, является формирование эстетического вкуса и этических норм у учащихся через общение с искусством. Структура и содержание занятий должны быть направлены на обучение детей творчески мыслить, духовно и культурно общаться с окружающими, любить, понимать и ценить искусство.

Занятие изобразительной деятельностью требует от учеников умения фантазировать, разгадывать, зорко видеть, тонко чувствовать. Сила искусственного образа требует способности сотворчества, сопереживания. Талантливое художественное произведение побуждает их думать, анализировать жизнь, строить догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, переживанию, настроению, проникать в замысел автора, в мир его чувств, мыслей.

Через уроки изобразительного искусства происходит приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, сформирование готовности и способности к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных ценностей, повышение уровня художественного развития обучающихся культуры и толерантности, воспитание гуманности, патриотизма и эстетических взглядов.

На занятиях изобразительного искусства обучающимся даются знания по художественной культуре различных эпох, начиная с Древнего искусства и заканчивая XIX веком, где на конкретных примерах школьники видят многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой.

Кому же, как ни нам, учителям, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Это нужно не только им, но и нам, учителям. Ведь учитель – это, прежде всего, духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист, - без этих добродетелей мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального права.

Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни. Искусство – носитель ценности, объект познания, а учитель и ученик – коллективный субъект, постигающий мир художественных ценностей.

Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел. К. Роуланд утверждал, что изобразительное искусство способствует духовному развитию личности.

Одним из основных принципов программы «Изобразительное искусство» является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью, предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовного развития личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем.

Для того чтобы, духовный потенциал личности на уроках изобразительного искусства перерастали в убеждения, для этого требует от учителя живого, творческого подхода к предмету, веры в духовное достоинство человека и необходимость его воспитания.

Такой учитель найдет путь к сердцу ученика, даже если вопросы нравственности, духовности, чистоты, совести и целомудрия непривычны и чужды ему. В глубине души каждый человек стремиться к полноте духовной и творческой жизни, верной любви и счастью.

Взаимодействие личности с изобразительным искусством является, в сущности, духовной функцией искусства, так как искусство влияет на различные сферы жизни посредством воздействия на сознание человека.

Духовное предназначение изобразительного искусства с ее художественно-образной сущностью связано с утверждением идеалов прекрасного. Поэтому художественное в искусстве и эстетическое в жизни можно рассматривать как главную духовную функцию изобразительного искусства.

Изобразительное искусство должно выступать не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом ученик должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание.

Занятия изобразительным искусством развивают чуткость и остроту восприятия окружающей действительности, чувство красоты мира, воображение и образное мышление, способность и умение выразить свой замысел в зримом художественном образе. Свои способности, знания и умения ребята с удовольствием демонстрируют в своих творческих работах на уроках, выставках и конкурсах детских рисунков.

Главное для человека во все времена было обрести целостность внутри себя, духовность. Духовностью называют то, что отличает человека разумного - совокупность нематериальных ценностей: моральных, нравственных, гуманистических, эстетических. Это общечеловеческие ценности, которые никогда не обесцениваются и являются абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

Уроки изобразительного искусства помогают развитию человека, его становления как духовной цельной личности. Научить рисовать можно любого человека, если у того будет желание.

Содержание уроков изобразительного искусства построено так, что даёт ребёнку возможность получить представление о разных видах, жанрах изобразительного искусства,

о композиции, о разных техниках и приёмах изображения и самому выбрать, что ему больше нравится, к чему лежит душа и хочется творить.

Рисовать надо для своего удовольствия. Начинать рисовать можно в любом возрасте и приобрести навыки рисования легко, если этого захотеть.

Важен не столько результат, сколько сам процесс творчества, в его таинстве и кроется частичка той сущности, которую называют духовной. Каждый получает ее при рождении, но не все продолжают ее развивать.

Постигая основы художественно-изобразительного творчества, ребенок, раскрывает красоту окружающего мира и имеет возможность задуматься над смыслом жизни и вечными ценностями – милосердием, прощением, любовью.

Очень важно, чтобы то, к чему взывали мы на уроках изобразительного искусства, что “вживляли” во внеклассной и внешкольной деятельности, благодатными всходами прорастало во всех сферах жизнедеятельности наших воспитанников в своем социокультурном пространстве. Это и забота о ближнем, и активная экологическая и краеведческая деятельность, и организация работы по духовному, нравственному и физическому оздоровлению населения.

Из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является искусство, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.

Наукой доказано, что дети, выросшие в окружении хороших интересных качественных вещей успешны в жизни, имеют отличное здоровье: обладают хорошей памятью и высоким уровнем интеллекта. Такие дети любят и ценят своих родителей. А становясь взрослыми - делают успешную карьеру и создают прочные семьи.

Заключение

Изучив данную тему, считаю, что грамотно рисовать может научиться каждый, также как читать и писать. Но занятия изобразительным искусством дают значительно больше. Они воспитывают интерес и любовь к прекрасному, развивают эстетические чувства, раскрывают богатство и разнообразие красок окружающего мира.

Роль искусства в жизни всякого человека огромна, оно всегда завораживает, пробуждает в душе человека лучшие качества, разбивает стены и дает заряд внутренней энергии.

Именно уроки изобразительного искусства требуют предварительного анализа натуры, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности, что будет необходимо каждому ученику в будущем.

Именно на уроках изобразительного искусства происходит духовно -нравственное воспитание личности, развивается умение ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способствовать состраданию ко всему живому. Через занятия изобразительным искусством, доносится до ребёнка и вкладывается в него истинные ценности нашей жизни, обращается его внимание на вечные духовные ценности, на то, что близко каждому человеку, что помогает любить и созидать, воспитывать человека-творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом виде деятельности.

А также считаю, что сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним.

Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Мы перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Это является одной из проблем в духовном развитии личности.

В современном мире всё острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Разделяю точку зрения писателя Вересаева, который сказал: «Искусство имеет для человека большое значение, не только вызывает у него восхищение, но и заставляет быть лучше, очищает душу от скверны».

Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности. Для этого, необходимо вызвать интерес учащихся к предмету и удержать его .

Список литературы


1. Казбеков Н. А. Духовные потребности человека в условиях трансформации общества.

Дисс.канд.философ.наук.Алматы,2002.
2. Теория духовно-нравственного воспитания. Сборник научных трудов. Выпуск ІІІ. М.:

РСФСР-1975.
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания. М.:

«Академия», 2002.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.

5. Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», -2010.

6. Аскарова Г.Б., Сабекия Р.Б. Роль искусства в формировании духовности личности // Современные проблемы науки и образования. – 2014.

7. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» 2012.

8. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. 2010.

9.«Уроки изобразительного искусства»; С. Корнилова, 2000 г.

10. М.Г. Балонова - Искусство и его роль в жизни общества, (учебное пособие), Нижний Новгород, 2007

Анализируется роль искусства в формировании духовно-нравственного освоения мира человеком. Подчеркивается, что искусство, опираясь как на этические, так и эстетические составляющие фиксирует духовные ассоциации, включая оценочный фактор, и поэтому продукт духовной деятельности не отчуждается индивидом, а присваивается им, оказывая воздействие на его психику.

Ключевые слова: , сущность человека, духовная культура, самовоспитание, эстетические представления

Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой заключается в отображении действительности с помощью художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и уродливые, трагические и комические.

В процессе художественного творчества эстетические представления у людей, занимающихся искусством, имеют свойство закрепляться, то есть «овеществляться» различными материальными средствами, выступая произведениями искусства. Искусство, в отличие от всех других видов деятельности, представляет собой выражение внутренней сущности человека в ее целостности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-то одну свою сторону, а не всего себя целиком. В искусстве человек абсолютно свободен и его деятельность носит креативный творческий характер, творя особый мир, мир в котором полновластно торжествует творец. Говоря об искусстве, следует отметить, что искусство является как составной частью духовной культуры человечества, так и специфической формой практически-духовного освоения мира, в форме художественно- образного воспроизведение действительности. В основе искусства лежит эстетическое отражение и эстетические категории.

Так, исследуя своеобразие эстетического, Д. Лукач отмечает, что категории эстетического во все времена, не зависимо от того, какой вид искусства выходил на первый план, выражали самые живые, самые глубокие важные элементы социальной жизни и культуры. Будучи своеобразным «нервом» человеческого общества, эстетическое, по мнению Лукача, требует для своего «нормального» функционирования соответствующих «нормальных» условий в социально-экономической и политической сферах, а также нормального взаимодействия с нравственностью и другими сферами человеческой жизнедеятельности . Искусство дает возможность человеку самовоспитаться и культивировать свою душу углубляясь в нее. Искусство является одной из тех чувственных сфер жизни, в которых поворот к духовному принимает реальную форму.

Произведения искусства оказывают непосредственное влияние на душу человека, представляя собой духовную пищу. Цель искусства служить развитию и совершенствованию человеческой души. В творчестве находит проявление духовность, по средствам обращения вглубь человеческой сущности, в осмыслении своей внутренней составляющей, в своей диалектической взаимосвязи с реальностью. Благодаря искусству, и об этом говорили еще древние греки, проявляется возможность формирования эмоциональной отзывчивости и, осознавая свои эмоциональные переживания, человек способен понять эмоции других.

Благодаря искусству человек получает возможность открыть в себе то, что он чувствует, раскрывая самого себя. Только искусству подвластно разбудить те чувства, с помощью которых человек способен не только воспринять по-новому мир, но и заставить себя думать по-новому. Как точно и метко отмечает Д.Т. Маркова, искусство воспитывает нашу чувствительность, сохраняет и освежает потускневшие воспоминания. Открыв от действительности являет собой иной способ проникнуть в нее, объять с помощью иных точек зрения, иных измерений ее сущности и таким образом раскрыть их глубину, способствуя раскрытию и пониманию самих себя. В большей степени искусство состоит в способности настроить определенным образом свое сознание, чтобы наблюдать, видеть, чувствовать. Искусство призвано выполнять различные функции.

Среди самых разнообразных функций искусства следует отметить: познавательную (являясь средством образования и просвещения людей, искусство существенно пополняет знания человека о мире); мировоззренческую (в художественной форме выражает определенные чувства и представления); воспитательную (влияя на людей через эстетический идеал, позволяет обогатиться обобщенным и осмысленным опытом); эстетическую (формирует эстетические вкусы, потребности людей, ценностно ориентируя их в мире, пробуждая творческий дух, творческое начало человека); коммуникативную (передает информацию от поколения к поколению (по вертикали) и от человека к человеку (по горизонтали)); прогностическую (произведения искусства часто обладают элементами предвидения); компенсаторную (влияя на психику человека, позволяют ему выжить в самых трудных условиях); гедонистическую (доставляет людям удовольствие). Искусство выполняет также очень значимую функцию, участвуя в социализации личности.

Оно осуществляет знакомство человека с системой моральных и эстетических ценностей, актуальных для общества, раскрывает модели поведения и рефлективные позиции, вводит человека в уже существующий обобщенный реальный социальный опыт человеческого взаимодействия, а также в искусственно сконструированный опыт, выстроенный на основе мысленных образов и коллизий. К этому следует добавить средоорганизующую функцию искусства, связанную с проектированием эстетически организованной среды обитания человека, насыщенной образцами порожденных искусством художественно-культурных ценностей. Все это делает искусство одним из важнейших инструментов социальной регуляции жизни общества. Искусство способно как бы «удваивать» реальную жизнедеятельность человека, быть ее мысленным продолжением и дополнением и, тем самым, способствовать расширению жизненного опыта личности, позволяя человеку «прожить» много иллюзорных «жизней» в искусственно созданных «мирах». В целом роль искусства призвана в качестве важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека, в рамках его взаимодействия с окружающим миром выступать средством накопления и усвоения этого познания, являясь способом порождения и отбора специфических ценностных установок индивидуального и коллективного бытия людей и актуализации этих ценностей путем опредмечивания их в художественных образах.

Современное искусство выступает художественной программой изменяющегося мира — мира, в котором социальные трансформации взаимосвязаны с внедрением продвинутых технологий, ускоряющихся процессов урбанизации, все более набирающей силу массовой культурой, непосредственно влияющей на стиль и образ жизни современного человека. Искусство определяется как процесс, в котором происходит жизненно важная процедура обмена значениями, которые являются социальными конструктами и носят изменчивый, зависящий от времени и места характер. Нацеленное на раскрытие творческих возможностей человека в процессе плюрального видение мироздания, современное искусство стремится спровоцировать интеллектуальное соучастие зрителя, разбудить обыденное сознание, предлагая радикально новый опыт осмысления мира. Именно в области искусства апробируются приемы глобального взаимодействия, которые затем начинают широко внедряться в практику социальной активности в обществе. Отношения коммуникации становятся формами искусства, а эти формы, в свою очередь, моделируют и инициируют новые социальные отношения, новую социальную реальность. Характерной особенностью современного искусства является то, что оно буквально пронизывает и растворяется в жизни как отдельного человека, так и общества в целом, формируя его взгляды на политику, экономику, этническую или расовую принадлежность, на права человека, на войну, мир, семейные отношения и эстетические приоритеты .

Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира. Воспринимая произведения искусства, человек испытывает наслаждение, погружаясь в созерцание, что приводит к релаксации и дает время подумать о вещах, которые казалось бы не приносят практической пользы, но приносят пользу, прежде всего душе человека. Под воздействием искусства люди меняются, они уже не те, какими были до момента восприятия, они умножили свои чувства сопереживанием. Меняя внутреннюю жизнь, человек испытывает вдохновение, расширяется и углубляется чувственная сущность самой человеческой природы и он формируется как духовно-нравственная личность.

Литература

1 Лукач Д. Своеобразие эстетического. В 4-х томах / Д. Лукач // Перевод А.Ю. Айхенвальд, М.А. Журинская, А.Г. Левинтон, Е.Э Разлогова. Т.1.— М.: Прогресс, 1985. — 290 с.

2 Аристотель. Об искусстве поэзии / Аристотель // Пер. В. Г. Аппельрота и комм. Ф. А. Петровского. — Памятники мировой эстетической и критической мысли. — Москва: Гослитиздат, 1957. — 183 с.

3 Маркова Д. Т. Обучение изобразительному искусству и проблема духовности // Система ценностей современного общества. 2011. №20. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 07.04.2016).

4 Ткач Е.Г. Постмодерное общество: место и роль искусства: автореф. Диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук: специальность 09.00.11 — «Социальная философия» / Е.Г. Ткач. — Москва, 2005. — 19 с.

Мороз Н.А. Сандыга О.И