Схема анализа логопедического занятия в детском саду. Логопедическое анятие "анализ занятия"

ЕЛЕНА ВАРФОЛОМЕЕВА
Конспект и самоанализ индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]

Цель звука [Р . ] изолированно, в слогах, словах и чистоговорках.

Коррекционно-образовательные задачи :

звука в слове ;

Формировать навыки слогового анализа ;

Коррекционно-развивающие задачи :

Коррекционно-воспитательные задачи :

Воспитывать самостоятельность в работе , инициативность, ответственность.

Оборудование : презентация, зеркало, интерактивная доска, ноутбук.

Ход занятия:

1. Мотивация

Логопед : Сегодня у нас не совсем обычное занятие . Нас попросил о помощи один мальчик, которого зовут Рома. Он отправляется в морское путешествие, но ему нужны помощники. Что будем делать? Поможет Роме или нет?

Ребенок : Будем помогать Роме.

Логопед : Чтобы отправиться в путешествие нужно быть сильным, выносливым. Давай немного разомнёмся.

2. Упражнение на развитие общей моторики

По морю плыл корабль (ладони лодочкой) .

Волны плавно качали его на волнах (кисти рук сцепить в замок, волнообразные движения руками) .

В небе летали чайки (имитирующие движения) .

Капитан вышел на мостик и посмотрел в бинокль (имитирующие движения) .

Впереди он увидел остров.

На острове росла пальма (руки вверх, пальцы врозь) .

Корни пальмы уходили глубоко в песок (наклониться вниз, руки вниз) .

На пальме сидела обезьяна,

И дразнила капитана (большой палец правой руки к носу)

Капитан рассердился,

И ответил обезьяне (большой палец левой руки к носу) .

Так они и дразнили друг друга –

Капитан – обезьяну, обезьяна – капитана (чередование положения рук) .

Ещё он на острове увидел, чернокожих туземцев.

Они танцевали Чунга – Чангу (имитирующие движения) .

Сейчас мы будем тренировать язычок.

3. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.

«Чьи зубы чище?» :

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

«Маляр» :

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед – назад.

Улыбнутся, показать зубы, открыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф , сдуть ватку на противоположенный край стола.

«Пощелкать кончиком языка» :

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) . Нижняя челюсть не должна двигаться : работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь.

«Вкусное варенье» :

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.

«Индюк» :

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ – БЛ (как индюк болбочет) . Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Барабанщики» :

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «Д – Д – Д» . Сначала звук «Д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

4. Изолированное произношение звука [ Р ] .

К причалу мы поедем на машине, заведи мотор «Р-Р-Р-Р-Р» . При произнесении звука Р губы раскрыты , зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует. (Слайд 3)

5. Проговаривание прямых и обратных слогов .

Чтобы парусник отплыл от причала нужно покрутить штурвал вправо и влево, произнести или прочитать слоги РА, РО, РУ, РЫ. РЭ, АР, ОР, УР, ЫР, ЭР, чётко поговаривая звук [ Р ] (Слайд 4) .

6. Проговаривание слов со звуком [Р] .

В путешествие нам необходимо взять с собой вещи, но выбрать только те, в названии которых есть звук [ Р ] (карта, штурвал, подзорная труба, фотоаппарат, спасательный круг, бескозырка) (Слайд 5) .

7. Определение звука в словах

Мы забыли в путешествие взять продукты, помоги морскому повару – коку, разложить продукты в корзины. Проговори слова и определи, где слышится звук [ Р ] в словах : в начале, в середине или в конце слова (макароны, виноград, сыр, сахар, рыба, торт, помидор) (Слайд 6) .

8. Упражнение на дыхание.

На море штиль, наш парусник стоит на месте. Давай подуем на паруса и поможем паруснику отправиться в путь (Слайд 7) .

9. Зрительная гимнастика.

Смотри за предметами, которые передвигаются по морю, не поворачивая головы, следи за ними только глазами (Слайд 7) .

10. Мы продолжаем наше путешествие.

Рома смотрит в подзорную трубу. Называй, что он увидел и сколько, не забывай чётко проговаривать звук [ P ] в словосочетаниях (две ракеты, три рыбы, две русалки, четыре ракушки) (Слайд 8) .

11. Физминутка.

Давай вспомним, как мы готовились к путешествию.

Налили бензину (имитирующие движения)

Сели в машину (сгибают колени)

На машине ехали (крутит руль)

До моря доехали (выпрямляют колени)

На корабле по океану (ладони лодочкой)

Плывём с отважным капитаном (руку под козырёк)

Вот впереди видна земля (смотрим вдаль)

Приплыли в Африку друзья (хлопки) .

12. Деление слов на слоги.

Мы приплыли на остров, посмотри на животных и скажи, как все они называются (животные жарких стран) . Помоги им найти свои дома. Раздели слова зебра, жираф, крокодил, кобра, тигр, кенгуру на слоги и скажи, в каком доме живёт животное - одноэтажном, двухэтажном или трёхэтажном (Слайд 9) .

13. Проговаривание рифмующих слов.

Ещё на острове можно встретить пирата, которому тоже нужна твоя помощь. Он не может открыть свой сундук, и если ты подберёшь ключи к замкам, сундук откроется. Для этого нужно подобрать рифмы (похожие слова) (перо-ведро, гармошка-картошка, ромашка-рубашка, забор – топор) (Слайд 10) .

14. Проговаривание чистоговорок.

Пирату понравилось подбирать рифмы, и он предлагает тебе сыграть с ним в игру «Доскажи словечко» . Проговори чистоговорку целиком, четко проговаривая звук [Р] (Слайд 11) .

Ра – ра – ра - высокая гора.

Ро – ро- ро – потерял петух перо.

Ры – ры – ры- у ребят в руках разноцветные шары.

Ор – ор – ор - красный спелый помидор.

Ыр – ыр – ыр – на столе ароматный сыр.

15. Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Две ладошки прижму – (две ладошки соединить лодочкой)

И по морю поплыву - (выполнять волнообразные движения) .

Две ладошки, друзья –

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву – (поднять выпрямленные ладони вверх) .

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там. – (имитировать движения волн и рыбок) .

16. Составление и чтение слов из слогов . Роме и тебе пора возвращаться, прочитай слоги на частях карт, собери из слогов слова , прочитай их, и мы можем отправляться в обратную дорогу. (Педагог щёлкает мышкой по частям карты и с ребёнком прочитывает слоги, а затем ребёнок, начиная со слога РО, составляет слова и читает их РО-ЗА, РА-МА, РЫ-БА, РУ-КА) (Слайд 12) .

17. Рефлексия. Где мы сегодня побывали? (В морском путешествии) Кому мы сегодня помогли? (Мальчику Роме) . Тебе понравилось путешествие? (Да, понравилось) Какой звук мы учились правильно произносить? (Звук Р ) Какое задание было самым сложным для тебя? Самым легким? (Ответы ребенка) Ты молодец, правильно выполнил все задания, чётко произносил звук [Р] . К тебе приплыла «Золотая рыбка» и ты можешь загадать своё заветное желание (Слайд 13) .

Самоанализ индивидуального логопедического занятия

по автоматизации звука [Р] «Морское путешествие с Ромой» .

Занятие было проведено с ребенком подготовительной логопедической группы (ОНР III уровень) и соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.

Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие и ИКТ – технологии. Во время занятия были использована презентация, что повысило внутреннюю мотивацию воспитанника к коррекционно - образовательному процессу.

На занятии были поставлена следующая цель : закрепление правильного произношения звука [Р] изолированно , в слогах, словах и чистоговорках.

Коррекционно-образовательные задачи :

Закреплять умение находить место звука в слове ;

Формировать навыки слогового анализа ;

Закреплять навык согласования существительного с числительными;

Закреплять навык подбора рифмующихся слов, проговаривания чистоговорок;

Закреплять умение делить слова на слоги;

Закреплять навык чтения двухсложных слов.

Коррекционно-развивающие задачи :

Развивать фонематический слух и восприятие;

Развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи :

Воспитывать самостоятельность в работе , инициативность, ответственность Цель занятия была доведена до ребенка, была ему понятна и соответствовала содержанию занятия . Выбранные методы и приёмы соответствовали его возрасту и были подобраны с учётом его индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.) . Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь : привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих, применение наглядных опор (слайдов презентации) . Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата ребенка была проведена артикуляционная гимнастика. Для общего расслабления я провела упражнение на развитие общей моторики «По морю плыл корабль…» . Для развития мелкой моторики рук была проведена пальчиковая гимнастика «Лодочка» . Для автоматизации звука [Р] были выполнены задания на : проговаривание прямых и обратных слогов , проговаривание слов со звуком [Р] , определение звука в словах , согласование существительных с числительными, деление слов на слоги, проговаривание рифмующих слов, проговаривание чистоговорок, составление и чтение слов из слогов . В целях предупреждения утомления были проведены зрительная гимнастика и физкультурная пауза.

На протяжении всего занятия у мальчика поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия , появление на экране интерактивной доски новых заданий. Все задания способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления) .

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Мальчик проявил положительный эмоциональный настрой и достиг поставленных целей. Речь ребенка была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.

При постановке целей занятия и его планировании логопедом были учтены возрастные и характерологические особенности детей. Структура занятия соответствует целям обучения, воспитания и коррекции, прослеживалась логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия, четкость перехода от одного этапа к другому. Наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом соответствовали фактическому ходу занятия. Логопедом выработаны свой собственный стиль и система работы. Для перевода детей к более деятельному состоянию логопед сочетает индивидуальную работу с фронтальной. Творческое переосмысление логопедом методов, приемов и средств, обучение детей проходило соответственно, складывающейся учебной ситуации. Разнообразие методов, занимательность изложения, богатство интонаций, выразительная мимика педагога способствовали росту интереса детей к занятию. Логопед умело и своевременно поощряет деятельность детей. Практически все дети проявили интерес к занятию, показали достаточно хорошее качество выполнения заданий, умение применять знания в различных ситуациях. Шесть из восьми детей показали глубину, осознанность и прочность знаний. На протяжении всего занятия сохранялась высокая активность большинства детей, однако к концу занятия отмечается снижение познавательной активности у 2 детей. В целом, проведенное занятие показало положительные тенденции в речевом развитии и коррекционном процессе в целом.

Приложение № 6

Консультация для родителей учащихся младших классов

«Нарушения устной и письменной речи»

Дорогие родители, если у вашего ребенка обнаружено нарушение речи, нужно не прятаться от проблемы, в надежде, что она сама собой «рассосется», а запастись терпением, с пониманием отнестись к проблеме вашего сына или вашей дочери, при необходимости проконсультировать ребенка у врачей, постоянно поддерживать взаимосвязь с учителем и логопедом, помогать ребенку преодолевать трудности в учебе. Отмечу те нарушения, которые наиболее часто встречаются у первоклассников:

  • Несформированность звуковой строны речи. Здесь, чаще всего, наблюдается неавтоматизированность поставленных звуков, смешения близких звуков, замены, нечёткость и вялость артикуляции.
  • Незаконченность формирования фанематического восприятия.
  • Несформированность фонематического анализа и синтеза.
  • Нарушение звуко-слоговой структуры при произношении наиболее трудных слов.
  • Бедность словарного запаса.

· Нарушения в грамматическом оформлении речи.

· Низкий уровень обобщений.

· Слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.

· Недостатки внимания и памяти.

  • Несформированность временно-пространственных представлений.
  • Затянувшийся процесс латерализации, когда окончательно не определился ведущий из парных сенсо-моторных органов.
  • Трудности динамической и кинетической организации движений руки, затрудняющие усвоение графо-моторных навыков.
  • Недостатки эмоционально-волевой сферы.

Все эти нарушения осложняют освоение учащимися школьной программы, в первую очередь овладение письмом и чтением. И в конечном итоге приводят к дисграфии (нарушению письма) и дислексии (нарушению чтения). Нарушения письменной речи – одна из самых актуальных проблем школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний.

Основными симптомами дисграфии являются специфические (не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер. Возникновение этих ошибок не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями зрения и слуха, ни с нерегулярностью школьного обучения. При обследовании письма учеников 2-х – 4-х классов обнаруживаются следующие стойкие ошибки:

  • Пропуски букв, слогов, слов, их перестановки, вставки лишних букв, слогов
  • Замены и смешения букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным признакам, звуки
  • Смешения букв графически сходных
  • Нарушение согласования и управления слов в предложении

Как правило, дисграфия встречается в сочетании с дислексией, когда дети с трудом овладевают навыками чтения. При этом их чтение изобилует многочисленными повторяющимися ошибками. Ведь чтение становится возможным лишь тогда, когда ребёнок умеет чётко различать отдельные звуки в речи. Только при этом условии буквенные обозначения наполняются для ребёнка соответствующим звуковым содержанием. До тех пор, пока каждый отдельный звук из речи не выделен с надлежащей точностью, буква остаётся пустым графическим начертанием, не связанным с фонемой. Что в свою очередь вызывает значительную затруднённость в запоминании букв, в установлении прочных звукобуквенных связей. А для детей с нарушением речи выделение звуков на слух и дифференциация близких звуков представляют немалую трудность.

Кроме того, дисграфию часто сопровождает, либо является её следствием, дизорфография. Это - расстройство формирования и автоматизации орфографического навыка письма, который является разновидностью речевого навыка. Дети с таким нарушением делают массу орфографических ошибок, даже в знакомых словах, и при условии, что хорошо знают правила. Это нарушение диагностируется с 9-ти - 10-ти летнего возраста. Также является большой проблемой, значительно снижающей успеваемость детей в школе.

Нарушения письма и чтения могут быть обусловлены задержкой формирования определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действовавших в различные периоды развития ребёнка. Кроме того, может быть наследственная предрасположенность, когда передаётся качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи. И, совершенно очевидно, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная связь. И фонетико-фонематические, и лексико-грамматические особенности устной речи находят отражение в речи письменной. Поэтому для устранения этих нарушений необходима комплексная система коррекционного воздействия. Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование всех сторон устной речи, коррекцию письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Только систематическая кропотливая работа, часто занимающая не один учебный год, даёт хорошие результаты. Но даже в этом случае, далеко не всегда, нашим ученикам легко даётся усвоение программы по русскому языку в средней школе.

Советы логопеда

  • Если Вы заметили, что у вашего ребёнка-первоклассника трудности в овладении письмом и чтением, приходите на консультацию к учителю-логопеду. Приносите с собой его тетради.
  • Если у вашего ребёнка выявлены нарушения письма и чтения, то ребёнка необходимо обследовать у детского невролога, сделать электроэнцефалограмму, доплерографию сосудов головного мозга.
  • При необходимости врач назначит курс лечения, который надо обязательно выполнять. Ведь на фоне лечения коррекционная работа будет более эффективной, быстрее достигнет желаемого результата.
  • Ребёнка с трудностями в учёбе, поведении обязательно сводите на консультацию к психологу. Если будут предложены занятия, не отказывайтесь.
  • Будьте внимательны к проблемам ребёнка, не ругайте за ошибки и плохие оценки, если он старается, будьте терпеливы.
  • Контролируйте выполнение домашних заданий, помогайте найти и исправить ошибки. Но не делайте работу вместо ребёнка!
  • Если ребёнок плохо читает, то он, естественно, и не любит читать. Тогда читайте вместе (хором, по очереди, по ролям, за лидером и т.д.). Подбирайте занимательные для ребёнка книги, интересно изданные, с элементами игры.
  • Обсуждайте прочитанный материал, учите детей пересказывать и выражать свои мысли. Это развивает и связную речь, и мыслительные процессы. Не получается – поправьте, дайте образец, наводящие вопросы.
  • Приходите чаще к логопеду, спрашивайте, советуйтесь, принимайте участие в коррекционной работе. Ведь только совместными усилиями можно помочь ребёнку.

Памятка для родителей

«Профилактика нарушений письменной речи»

1. Используйте игры и упражнения, направленные на знакомство с буквами, развитие речевого слуха и формирование навыка звуко-буквенного анализа. Например, называйте поочередно каждый звук в слове, а затем предложите ребенку найти местонахождение какого-нибудь звука; определите с ребенком звуки, которые повторяются в слове; какие звуки в слове разные и т.д.

2. Будьте всегда примером ребенку: в правильном произношении слов, употреблении лексических значений слов; старайтесь не делать при нем грамматических ошибок.

3. Выкладывайте слова с помощью палочек, обращайте внимание на элементы, которые входят в написание букв.

4. Если вы заметили, что ваш ребенок делает корявые соединения, не умеет ориентироваться на листе бумаги и недостаточно владеет карандашом, уделите внимание развитию общей и мелкой моторики руки.

Обратите внимание, какой рукой рисует ребенок. Как он работает с образцом, часто ли смотрит на него или рисует по памяти. Быстро или медленно проводит линии. Какие вопросы задает во время рисования.

Если вас что-то тревожит в процессе выполнения ребенком вышеперечисленных заданий, обязательно обратитесь к таким специалистам, как психолог и логопед.

1. Радуйтесь вашему сыну или дочке. Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

2. Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая.

3. Ваши объяснения должны быть простыми и ясными, говорите четко, ясно.

4. Старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать (рисовать, коллекционировать и др.)

5. Поощряйте игры с другими детьми и играйте сами с ребенком в разные игры.

6. Не теряйте чувство юмора.

7. Поощряйте любознательность и творчество ребенка, стремление задавать вопросы.

8. Никогда не говорите ребенку, что он плохой, потому что приносит домой плохие отметки. Отношение к отметкам должно быть рабочим. Да, они являются сигналом о состоянии учебы, но не приговором в дальнейшей жизни.

9. Ваш дом должен быть безопасным островом в буре бесчисленных событий, где ребенку доверяют и, самое главное,

где его любят.

Приложение №

Корень А.А.,учитель-логопед МБДОУ Д/с “Веточка”.

Область: коммуникация

Тема: Путешествие в дальние страны. (Автоматизация и введение в самостоятельную речь звука [Ш]).

Цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, обучение использованию звука [ш] в самостоятельной речи.

Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук [Ш]; расширять словарный запас, обучать согласовывать существительные с прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и изменять их по падежам.

Интеграция областей: социализация, здоровье, чтение художественной литературы, театрализация.

Виды детской деятельности:

  • Игровая,
  • Двигательная,
  • Коммуникативная.

Материально-техническое оснащение.

Магнитофон, шарик для настольного тенниса, фланелеграф, изображение собаки и кошки, предметные картинки, игрушки, обручи, карта, картинки с символами, мяч, ребусы (шутка, шпион), шапочки-маски кошки и собаки.

Предварительная работа. Постановка звука, автоматизация в слогах, словах, коротких фразах. Работа с родителями (домашние задания в индивидуальных тетрадях).

Орг.момент

Дети заходят, здороваются. Посмотрите ребята у нас тут какой-то беспорядок, картинки разбросаны. (Собирают). Назовите. Какой звук живёт во всех этих словах? (Ш)

Постановка цели. Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться красиво и правильно произносить этот звук.

Будем мы сейчас опять,

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать

Внятно, чётко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Давайте с вами вспомним чтобы правильно произнести звук Ш, что должны делать губки? (,) Зубки?(,) Язычок? (,) правильно: губки округляются, зубки закрываются, язычок за верхними зубами чашечкой. Давайте разомнём наш язычок, чтобы он говорил красиво. Арт. гимнастика “Сказка о весёлом язычке” (лопаточка, заборчик, индюк, чашечка, вкусное варенье, сдуй шарик)

Ребята, предлагаю сегодня, отправится в путешествие в дальние страны. Хотите?

А как туда можно попасть? (,) Я совершенно случайно нашла карту. Смотрите. (смотрим: гимнастика для глаз). Мы с вами отправимся в волшебные далёкие страны, разгадаем все знаки на карте.

Попробуем отправиться в путь, чтобы было веселее идти “Головой мы покиваем....”

Если в сказку всем сердцем поверить,

В мир волшебный откроются двери!

Вы туда без труда попадёте

На волшебном ковре-самолёте,

На летучем большом корабле

Или с Бабой-Ягой на метле,

На плоту по молочной реке

И верхом на Коньке - Горбунке,

Можно в сказку влететь на жар-птице,

Можно на колобке закатиться,

Можно въехать как Слон на Еже.

Ой! Мы, кажется в сказке уже...

1 а вот и первый знак игра “день – ночь” (садимся)

Картинки на доске: ромашка, букашка,

шишка, мышка, кукушка, лягушка, камыши, шалаши

Ночь настала – сразу всё пропало:

Белая ромашка, смелая букашка,

спелая шишка, серая мышка,

скользкая лягушка, звонкая кукушка,

на болоте камыши, возле речки шалаши.

День пришёл - сразу всё нашёл:

Ночь настала – и опять не стало:

День придёт – красоту вернёт... (чему?)

ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш – боится кошки мышь второй знак “Мяч”

игра с мячом “Договори- шка”, какое слово получится? (стоим)

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – мама моет малыша

Знак “вопрос” отгадаем ребусы (садимся)

Шу-шу-шу, шу-шу-шу – я письмо пишу

Знак “Кочки” переберёмся через болото. Но только по тем кочкам где есть предмет со звуком Ш проговариваем, решаем, идём

Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши

Кажется, мы пришли в далёкую страну кто же здесь живёт? Бездомная кошка и собака Что значит, почему так получается, что делать?

Покажем кошке: (Психогимнастика).

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Сердимся мы иногда.

Не кричим мы никогда!

Слушаем, запоминаем. Драматизация стихотворения Демьяненко “Бездомная кошка” - пальчиковая игра и маски.

6 Кошка предлагает нам сыграть в игру “лото” согласование притяжательных местоимений (мой, моя, мои) с существительными ([ш]). (На ковре)

Молодцы, но кажется, нам пора домой. Давайте ляжем на наш волшебный ковёр, закроем глазки и он нас перенесёт обратно домой.

Длинное было путешествие что вам понравилось? Мы с вами ещё поиграем на других занятиях.

Самоанализ подгруппового занятия по развитию речи и автоматизации звука [Ш]

На занятии присутствовали дети старшеё группы (6), посещающие логопункт, со схожими речевыми нарушениями и находящиеся на одной ступени коррекционной работы над звуком Ш. Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.

Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. На занятии были использованы авторские игры Лебедевой, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно- образовательному процессу.

На занятии были поставлена следующая цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, которая достигалась путём решения следующих задач:

Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук Ш; расширять словарный запас, обучать согласовывать существительные с прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и изменять их по падежам.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая, воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.

С интеграцией областей: социализация, здоровье, чтение художественной литературы, театрализация.

Цель занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к занятию была использована игровая гимнастика “Сказка о весёлом язычке”. Для закрепления правильного произношения звука и развития мелкой моторики рук, а также для работы над выразительностью речи и речевым дыханием – заучивание и обыгрывание стихотворения Демьяненко “Бездомная кошка”. Для обучения детей согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах использовалась игра “День – ночь”, для обучению согласовывать существительные с притяжательными прилагательными использовалась игра “лото”.

На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, сюрпризный момент – появление героев стихотворения бездомной кошки и домашней собаки (картинки на фланелеграфе). Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья

Наталья Корытова
Анализ коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда

Анализ коррекционно-развивающего занятия

учителя - логопеда МАУ № 185 Корытовой Н. В.

Занятие проводилось с подгруппой детей старшей логопедической группы с ОНР по теме .

Цели занятия «Зимующие птицы» .

Развивать связную речь.

На занятии я выясняла представления детей по теме : «Предлоги в, на, под. Зимующие птицы» . Дети вспоминали признаки зимнего времени года. Называли птиц нашего края которые улетают в тёплые края и остаются зимовать. Находили в предложениях маленькие слова (предлоги, которые помогали определить местонахождение предметов. В ходе выполнения заданий у детей развивалось логическое мышление, воображение.

На занятии я использовала различные способы организации детей и обработки учебной информации, что позволило мне постоянно держать внимание детей, развивать у них познавательную активность. Для закрепления ранее усвоенного детьми материала использовала различные задания, в ходе которых были задействованы слуховые, зрительные, двигательные анализаторы .

В связи с тем, что задания были разнообразны и интересны, дети работали продуктивно. Для активизации слабых детей использовала приём повторения материала за более успешными детьми.

Для реализации коррекционной цели я включала в занятие специальные коррекционно -развивающие упражнения :

Для развития мышления (Загадки, «Зимующая – перелётная»

«Подбери однокоренное слово» );

Памяти («Покорми птичку» , схемы предлогов)

Внимание («Кто, где спрятался?» , «Узнай по описанию» .

Использовала задания с опорой на несколько анализаторов : слуховой и зрительный (беседа о зиме, слуховой и двигательный (физ. минутка, для развития мелкой моторики, дыхания, мимической мускулатуры – пальчиковая гимнастика и массаж. Параллельно с коррекционно - развивающими целями решалась и воспитательная цель : воспитывать гуманное отношение к природе, воспитывать умение слушать других, не перебивая, работать и играть в коллективе.

Структура занятия соответствует дидактической цели. Каждый этап занятия был завершён и подчинён общей дидактической цели с поэтапным усложнением заданий.

Для реализации поставленных целей я использовала различные методы и приёмы :

Осуществлялась постоянная смена видов учебной деятельности детей, что позволяло мне заинтересовать их и удерживать внимание детей на долгое время.

Введение проблемной ситуации (деревья и птицы замерзают зимой, поэтому надо им помочь : птиц накормить, а деревья укрыть снегом) позволила мне вызвать у детей эмоциональный отклик и интерес к разнонаправленным мыслительным и практическим действиям.

В занятие я включила задания , предполагающие самостоятельную деятельность детей - у детей была возможность самим участвовать в процессе (нарисовать корм в кормушке для птиц) .

Для большей заинтересованности детей, развитие зрительного анализатора , использовала достаточно простые и доступные яркие, красочные наглядные пособия, которые стимулировали также и интеллектуальный компонент. Я считаю, что подобранные игры и упражнения соответствуют возрасту и способностям детей данной подгруппы. Поставленные цели я реализовала и достигла определённого результата.

Сегодня на занятии меня порадовали своими ответами Никита, Илья. Полина,

а Данил обычно активный на занятиях , были застенчив.

Схема действий педагога и детей на занятии .

1. Шум ветра.

Переключение внимания, сосредоточение на новом объекте. Формирование мотива, анализ предстоящих действий.

2. Беседа о зиме.

Сенсорное обследование (включение зрительных, слуховых анализаторов , рождение образа-представления)

3. Схемы предлогов В, НА, ПОД.

Уточнение представлений о местоположении; слуховое, двигательное обследование.

4. Дидактические игры.

Коррекция зрительного восприятия на основе заданий в узнавании, различении и соотнесении понятий и предметов.

5. Работа с карточками.

Развитие логического мышления, внимания, воображения.

6. Результат.

Эмоциональное переживание, удовлетворение результатом. Итог занятия .

Самоанализ занятия

Занятие по формированию грамматических категорий.

«Тема : Предлоги в, на, под. Зимующие птицы».

Цель : Уточнять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы» .

Закреплять у детей правильное употребление предлогов в, на, под, уточнять их пространственное значение.

Развивать связную речь.

Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, умение ориентироваться в пространстве.

Уточнять и вербализировать пространственные отношения между предметами.

Воспитывать гуманное отношение к природе.

Задача направлена на активизацию психических функций направленные на решение педагогических задач, соответствует возрасту детей их индивидуальным особенностям. Методы, включённые в занятие , выполняли не только учебную, но и развивающую функцию

4. Тип занятия - обобщающее занятие : на котором обобщается и систематизируется знания детей по теме.

5. Использовала наглядные пособия, которые выступали в роли не только эмоционального (развлекательного) фона, но и стимулировали интеллектуальный компонент, активизировали устное высказывания детей и были направлены на решение определённой дидактической задачи.

Оборудование : снежинки; дерево; шапочки с изображением зимующих птиц; картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, дерева с дуплом; схемы предлогов в, на, под; карточки с изображением солнышка и снежинки; «кормушки» для птиц; карандаши; кассета с аудиозаписью ветра.

6. Модель занятия :

Организационный момент.

Массаж мимической мускулатуры,

Развитие мелкой моторики, дыхания.

Постановка проблемы

Актуализация опорных знаний и представлений детей

Динамическая пауза

Устные ответы детей

Психогимнастика.

Структура занятия соответствовала цели; выбранные методы работы (Наглядные : опосредованное наблюдение. Словесные : обобщающая беседа. Практические : дидактические игры, упражнения.) на каждом этапе, скомбинированы таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности детей на занятии , реализуя тем самым охранительный режим обучения.

Были включены задания, предполагающие самостоятельную обработку информации, дозирована поэтапная помощь педагога, перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание. Принципы развития и коррекции высших психических функций представляло собой

Включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций

Задания с опорой на несколько анализаторов .

Принцип мотивации к учению достигался через методы

Постановки законченных инструкций

Включение в занятие современных реалий

Создание условий для достижения, а не получения похвалы

Проблемные задания, познавательные вопросы.

8. Дидактические цели занятия реализованы . Дети, учитывая их индивидуальные особенности, справились. В ходе занятия у детей упражнялись и развивались различные психические процессы, а так же развитие зрительного внимания (пространственно-временные представления, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитико -синтетической деятельности, логического мышления.

Поведение детей на занятии в силу их индивидуальным особенностям было организованным, дисциплинированным, заинтересованным, самостоятельным.

Таким образом, чёткая постановка целей занятия , определение его структуры и преемственности этапов, отбор методов с опорой на несколько анализаторов и определение их последовательности, учитывая дидактическую функцию наглядности и организующую роль педагога - все эти условия помогли осуществить учебный процесс на занятии с положительным результатом.

Публикации по теме:

Анализ работы учителя-логопеда 2014–2015 Коррекция нарушений в развитии устной речи детей, разъяснение специальных логопедических знаний среди педагогов и родителей – вот основные.

Анализ работы учителя-логопеда Анализ проведенной коррекционной (логопедической) работы в 2014 – 2015 учебном году учителем – логопедом Синдицкой Ирины Михайловны МБДОУ.

Характеристика компонентов коррекционно- развивающей среды учителя-логопеда В построении коррекционно - развивающей среды логопедического кабинета я использую как творческий, так и авторский подход. В кабинете созданы.

Интегрированная коррекционно - развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателя в коррекционной группе. Интегрированная коррекционно – развивающая деятельность учителя – логопеда и воспитателя в коррекционной группе для детей с ЗПР. Старший.

Использование здоровьесберегающих методов и технологий в коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Схема анализа современного логопедического занятия.

ФИО учителя - логопеда: _________________________

Дата «___» ____________ 20___ г. Анализирующий: ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬-_____________________________________________________________

Цель посещения: __________________________________. Особенность занятия: открытое, рабочее _____________________.

Группа (класс)_________. Количество детей в группе (классе) _____. Присутствовали на занятии ___ учащихся.

Форма занятия: индивидуальное, подгрупповое ___________________________.

Тема занятия: ______________________________________________________________________________________________

Шкала оценки: 3 балла - низкий уровень, 4 балла - средний уровень, 5 баллов - высокий уровень.

1. Анализ цели и задач занятия:

Соответствие темы, цели и задач занятия особенностям программного материала, перспективному плану работы группы (класса), речевому профилю.

Уровень подготовленности группы (класса, ребёнка).

Постановка и доведение цели и задач занятия до детей.

2. Степень достижения цели и задач занятия:

Образовательной

Коррекционно - развивающей

Воспитательной

Единство образовательной, коррекционно - развивающей и воспитательной задач.

3. Анализ структуры и организации занятия:

Соответствие структуры занятия его цели и задачам

Логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия

Целесообразность распределения времени между этапами занятия

Рациональность выбора форм обучения

Наличие конспекта занятия, степень его освоения

Оборудование занятия, эстетичность обстановки, качество наглядных пособий и дидактического материала, использование современных ИКТ.

Рациональная организация работы учителя - логопеда и детей от простого к сложному.

Соответствие содержания занятия требованиям программ для детей с нарушениями зрения

Полнота, достоверность, доступность изложения изучаемого материала

Степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия

Подведение детей к восприятию новых знаний

Актуализация опорных знаний

Организация самостоятельной работы детей

Инструкции и помощь учителя - логопеда

Степень освоения нового материала (эффективность)

Связь нового с ранее изученным

Повторение (организация, формы, приёмы, объём)

5. Оценка коррекционной направленности занятия:

Развитие понимания речи

Использование упражнений на дыхание, артикуляционной гимнастики

Формирование правильного звукопроизношения

Развитие фонематического слуха и восприятия

Закрепление навыков произнесения слов различной звуко - слоговой структуры

Усвоение навыков звукового анализа и синтеза

Формирование практических навыков словообразования и словоизменения

Обучение самостоятельному высказыванию

Контроль за внятностью и выразительностью речи

Включение заданий с опорой на несколько анализаторов

Упражнения на развитие высших психических функций

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики

6. Анализ методики проведения занятия:

Определение обоснованности и правильности отбора методов, приёмов и средств обучения.

Соответствие методов, приёмов и средств обучения содержанию материала, поставленным задачам, возможностям группы (класса, ребёнка)

Разнообразие приёмов и методов, применяемых учителем - логопедом

Эмоциональность подачи материала

Эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала, ИКТ.

7. Анализ работы и поведения детей на занятии:

Общая оценка работы группы (класса, ребёнка)

Интерес к занятию

Активность детей (ребёнка)

Качество знаний, умений и навыков

Глубина, осознанность и прочность знаний, умение применять знания в различных ситуациях

Работа над ошибочными ответами

8. Оценка санитарно - гигиенических условий занятия:

Освещение

Предупреждение утомления и переутомления

Смена видов деятельности

Своевременное и качественное проведение физкультурных пауз, зрительных гимнастик.

Соблюдение правильной рабочей позы

Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания

Посильность нагрузки зрительного, речевого и дидактического материала

9.Оценка самоанализа, сделанного учителем - логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные присутствующими на занятии.

10. Результаты занятия:

Оптимальность обучающих действий учителя - логопеда

Качество знаний, умений и навыков детей

11. Элементы творчества, заслуживающие внедрения в практику работы других учителей - логопедов.

12. Личность учителя - логопеда:

Собранность и внимательность учителя - логопеда на занятии

Стиль и тон в работе

Речь учителя - логопеда (ясность, точность, доступность, выразительность, эмоциональность)

Соотношение речи учителя - логопеда и детей (ребёнка)

Доброжелательное отношение к детям

Соблюдение норм педагогической этики

13. Общие выводы и предложения: ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Схема самоанализа логопедического занятия.

1. Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.

2. Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.

3. Характеристики учителем - логопедом группы (класса, ребёнка).

4. Мотивировка отбора материала для данного занятия.

5. Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных детьми на занятии.

6. Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов цели, задачам и содержанию занятия.

7. Удовлетворённость или неудовлетворённость учителя - логопеда занятием (его отдельными частями).

8. Меры, намечаемые учителем - логопедом по устранению отмеченных недостатков.

9. Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.

10. Самооценка как одно из условий творческой работы учителя - логопеда.