Загадочный город Винета — миф или реальность? Загадочный затонувший город винета Мягкие согласные в русском языке.

У многих народов бытует легенда о своей Атлантиде. Чье внимание не привлечет красочный рассказ о таинственном, затопленном в древние века городе-призраке, который исчез, унеся с собой в пучину улицы, дома, храмы, людей, животных? Страшная для тех времен катастрофа для наших современников стала интереснейшей исторической загадкой, тайной, которую хочется расследовать и раскрыть.

Как правило, именно такие города-призраки в глазах всего человечества олицетворяли собой идеал радостной, счастливой и безмятежной жизни. Правда, этим городам всегда грозила гибель. Авторы поэтических сказаний не знали, как распорядиться их дальнейшей судьбой, поэтому чаще всего отправляли свои города-мифы на дно морей и океанов. Но нередко легенды об исчезнувших городах имели под собой довольно веские основания, чтобы ими заинтересовались и начали свои изыскания ученые. В этой связи достаточно вспомнить историю известных Содома и Гоморры, покоящихся, возможно, под толстым слоем ила и вулканического пепла на дне Мертвого моря. Или случайно отрытые Помпеи с Геркуланумом, засыпанные пеплом и лавой Везувия... А для России - это загадочный град Китеж.

Некоторые порты и процветавшие города древности были уничтожены не в результате их погружения на дно моря, а, наоборот, - в результате удаления от него. Такая судьба постигла, например, турецкий город Эфес, развалины которого находятся сегодня южнее Измира. Около двух с половиной тысяч лет назад река Мендерес, впадавшая в море, своими отложениями ила практически погребла под собой город. От него сохранилась только дорога, которая кончается в четырех километрах от моря. Не отставали от итальянцев, греков, славян и северные немцы. Им тоже хотелось иметь свой сказочный город-призрак, некогда располагавшийся на берегу Балтийского моря. Но куда он исчез, если вообще когда-либо существовал? Насколько известно, в тех местностях в обозримом прошлом никогда не было вулканов, не происходили сколько-нибудь известные сильные землетрясения. Наводнения, правда, случались, но все города оставались на своих местах. Стихия после нескольких дней разгула, как правило, отступала.

И тем не менее, некоторые ученые из Берлина и сегодня вполне серьезно утверждают, что в средние века на побережье Балтийского моря (недалеко от острова Волин) на месте впадения реки Одер в море находился крупный город-порт Винета. Он занесен во все энциклопедии мира, но известно о нем крайне мало.

Хроники кратко сообщают, что около семисот лет назад (до разорения в XII веке датчанами) Винета была крупнейшим торговым центром немецкого севера. В городе процветала торговля, в порту швартовались корабли со всех концов земли. Размахом своей деятельности Винета во многом напоминала средневековые Гамбург и Любек. Но эти два города живы и сегодня, с ними ничего не происходило, за исключением редких наводнений, а вот Винета полностью исчезла. Куда и как? Археологи из земли Мекленбург-Предпомерании уверены, что легендарный город - не выдумка, он действительно существовал. И лежит сегодня на дне Бартецкого залива, неподалеку от маленького старинного города Барт, упоминающегося в хрониках XIII века. Добраться до Винеты непросто, так как ее накрывает многометровый слой ила.

Древние сказания так описывают этот загадочный город. "Роскошные дома в нем были украшены окнами из цветного стекла.

Колонны из белого мрамора и алебастра удерживали навесы над входами в жилище. Позолоченная черепица отражала солнечный свет и до заката наполняла улицы желтым сиянием.

Мужчины в Винете носили отороченные дорогим мехом мантии и береты с длинными перьями. Женщины были затянуты в бархат и шелка, тяжелые золотые украшения с огромными драгоценными камнями обвивали их шеи. Девочки пряли на маленьких прялках золотым веретеном. Вино пили там из золотых кубков, а дыры в стенах затыкались хлебом".

В этом рассказе очень многое напоминает то, о чем писал Платон, повествуя об Атлантиде: восхищение прекрасным городом, богатыми и довольными людьми. И как наказание - такое же исчезновение в глубинах морских вод, исчезновение в вечности. А так как проверить это описание нельзя, то всякий хронограф старался на свой лад. Вот что сообщалось о Винете в российском энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. "Винета, иначе называлась Юлин или Юмна, в X и XI веках оживленный славянский город, находился на острове Волине в устье Одера. Адам Бременский (1067) рассказывает о Винете как об одном из самых больших приморских городов балтийского побережья. Недалеко от Винеты, на Серебряной горе, находилось укрепление скандинавских викингов Иомсбурт. В 1184 году в войне датского короля Кнута VI с герцогом померанским Богуславом Винета была сожжена и разрушена датчанами. Позже образовалось предание, что вследствие землетрясения город опустился в море, где будто бы можно видеть его развалины. Новейшие исследования (Вирхов и Фридель) не подтвердили этого и доказали, что Винета находилась на месте теперешнего города Воллина".

А вот что писал о Винете сам немецкий географ Адам Бременский, который и назвал ее Юмна. "Город полон товарами всех народов Севера. Он больше и красивее любого другого города в Европе. Винета наводнена варварами, греками, славянами и саксами. Моряков, торговцев, ремесленников - всех ждет здесь гостеприимный прием. Но только если они не исповедывают христианство. Потому что все здесь в заблуждении и поклоняются языческим идолам". Так существовал или не существовал этот благословенный город? И если существовал, то куда исчез? Что предшествовало беде?

Современный берлинский историк Понтер Вермуш считает, что Винета - это не город Волин. Речь идет именно о Винете, которая существовала и погибла в результате тех наводнений, которые периодически затопляют земли Голландии. "Жители Винеты перекрывали сегодняшний залив дамбами и шлюзами, предохранявшими их от разрушительных действий морских волн. Они были первые, кто стали оберегаться от разгула морской стихии. Но пришедшие завоеватели, датские воины, разрушили все эти плотины. Они не пожелали сохранить красивый вольный город, который вместе с его жителями вызывал у них зависть. И чтобы скрыть деяние своих рук и досадить жителям, решили, что Винета должна погибнуть. Именно они разрушили шлюзы, дамбы. И вода хлынула на улицы города. Другими словами, поступили по принципу: "Карфаген должен быть разрушен" - и его разрушили. И спустя столетие после затопления Винеты торговые люди отмечали, что видели под водой крыши и шпили города".

О местонахождении Винеты спорят и сейчас. По описанию Адама Бременского, город мог находиться и около острова Рюген в устье реки Пене. Историки могли и спутать названия городов, Винету назвать позднее Волином. Но как бы там ни было, исследователи планируют в ближайшее время проверить старые очертания и направление реки Пене, чтобы приступить к поискам исчезнувшего города. Если им удастся обнаружить хоть малейший след затопленного древнего города, то это будет поистине научной сенсацией. Еще ни один из городов-призраков не всплывал на поверхность. Возможно, пальма первенства в этом будет принадлежать Винете.

Город славян-ругов на острове Рюген Винета не плод воображения, а реальный торговый город, с колоколами, домами, рыночной площадью и сокровищами скрытый под толщей воды и ила . Об этом городе есть письменные свидетельства, но найти его пока не удавалось никому.

Главный свидетель, писавший о городе ругов Винето, Адам Бременский, знаменитый немецкий географ и летописец, в XI веке писал: «Город ломится от товаров всех народов Севера. Чего там только нет. Он больше и прекрасней любого другого города Европы».

...Дивной красоты дома блестели цветными стеклами. Беломраморные колонны украшали кирпичные фасады, сверкающие золотой оправой. Богатство горожан словно выставлялось напоказ. Мужчины носили отороченные мехом одежды, на беретах покачивались перья, женщины кутались в шелка и бархат. Они носили толстые золотые цепи, крупные драгоценные камни, золотую посуду, даже пряли на золотых веретенах.

Взгляд чужеземного летописца Адама Бременского подмечал высокомерие и спесь богатых горожан Винето, они щели в стенах домов затыкают хлебом, попки младенцам вытирают булками!

Начиная с VIII века город Винето считалась важнейшей торговой метрополией Балтийского (Варяжского) моря, его населяли варвары, греки, славяне, саксы. В торговый порт Варяжского моря привечал мореплавателей, торговцев, ремесленников, но приезжие должны были скрывать свою христианскую веру.

Х ристианская церковь в то время была Единой и христиане не разделялись на католиков и православных — церковный раскол Единой Христианской церкви произошёл в 1054 г .

По словам Адама Бременского, жители Винето поклонялась языческим богам. Именно, потому, что сам Адам Бременский был христианином, он так и не посетил чужеземный языческий край, а сведения свои почерпнул их книг библиотеки датского короля, из летописный источников мусульманских путешественников, рассказывших о несметных золотых сокровищах торгового острова Рюген, и о гигантском золотом идоле языческого .

Берлинские историки Клаус Гольдман и Гюнтер Вермуш , известные поисками «Янтарной комнаты» и пропавших ценностей Третьего рейха, надеется, что может быть, скоро откопают Винету, как когда-то Генрих Шлиман открыл миру погребенную Трою.

Доктор Клаус Гольдман рассказывает: «В померанских сагах Винета упоминается довольно часто. В самом названии города чувствуется славянское происхождение. Легенды гласят, будто раз в сто лет город всплывает на поверхность и спасти его сможет даже ребёнок, родившийся в воскресенье, такие дети особенно угодны Богу, ребёнок войдёт в Винету и заплатит копейку. Однажды юноша, который пас овец, увидел чудесный город, только у него не было ни копейки. По сей день натурам романтическим слышится неясный звон колоколов, доносящийся из морских глубин».

«Попытки найти затонувший город предпринимались неоднократно, начиная с XVI-XVII вв., - продолжает доктор Гольдман. - Сегодня есть две версии местонахождения варяжской Атлантиды , но они несостоятельны. Да, в тех местах - Волине и Узедоме - действительно были ранние славянские поселения, но нет упоминания о городе Винета» .

Возможные местоположения легендарной Винеты

Сто лет после Адама Бременского описание города Винето дал другой учёный, автор истории славянских народов Хельмолд фон Бозау, посвятивший городу Винето целую главу, практически слово в слово повторил своего предшественника, добавив, что город был подвергнут нападению флота датского короля и полностью разрушен. Остались только полузатопленые руины.

После 1170 г. Винета в хрониках не упоминается, будто никогда и не существовала. Видимо, это обстоятельство связано с усиливающимся противостоянием между католиками и православными христианами, борющимися за заблудшие души язычников Прибалтики.

Отец Великого литовского , князь Путавир Будивид (лит. Putavyras, Pukuveras, Budividas,) дед Гидемина — Лютавир, (ум. 1295 г.), и брат Гидемина — князь Витеня (1260 - 1316 г.г.), так и сам Великий князь Гедимин (1275 - 1341 г.г., правивший с 1316 г. по 1341 год ) продолжал объединение западно русских земель в единое государство

. До конца жизни князь Гедимин оставался язычником, хотя дети его приняли христианство. Князь Гедимин погиб в 1341 году на западной границе Литвы и Жмуди, на правом берегу Немана, во время защиты литовского замка Велона от рыцарей Тевтонского Ордена . Сыновья отвезли тело князя Гедимина в Вильну, и там оно было сожжено по языческому обряду на большом костре в Кривой долине Свинторога. Тело князя Гедимина в парадной одежде и вооружении, вместе с любимым конем и слугою, с частью неприятельской добычи и тремя пленными немецкими рыцарями Тевтонского ордена, было сожжено в ритуальном языческом костре в ладье в 1341 году.


Адам Бременский не был бы географом, если бы не дал точного описания местонахождения города Винето. Он четко указывал, что от Винеты до Деммина , существующего и на современной карте, несколько часов пути на веслах по реке Пеене - притоку Одера.

река Пеене — приток Одера

Вот только с той далекой поры многое на земле изменилось, изменились и русла рек и водоёмов, не сохранилось и четвертое устье Одера — река Пеене, но в том, что оно было, нет никаких сомнений. По словам доктора Клауса Гольдмана , об этом свидетельствуют фотографии, сделанные со спутника во время одного из очень больших паводков на Одере, - учёные окрестили его наводнением тысячелетия. Илистые воды реки устремились в Балтийское море по своему древнему пути. Теперь только оставалось сделать географическую привязку записей Адама Бременского.

Река Пеене в XI веке текла не на восток, как сегодня, а на запад, и до Деммина - всего несколько часов на веслах . Гипотезу современных исследователей подтвердили свидетельства великого грека Клавдия Птолемея, жившего около 90 г. до 160 г. Ещё во II веке нашей эры в своём труде о Германии античный географ дал точные координаты устья большой реки, протекавшей в поросших мхом землях, там, где позднее появился город Винета. Кстати, река Волга у Птолемея фигурирует под именем Ра…

Оставалось единственное несовпадение: в рукописи Адама Винета зовётся Yumne, Iumne, Uimne. По гипотезе берлинских историков, речь и нет о названии «imne». Готические буквы сплошь состоят из вертикальных палочек, и монахи-переписчики могли их легко спутать.

Слово «imne» означало лесное пчеловодство, или бортничество. Самое интересное, что нынешний городок, вблизи которого в будущем начнутся раскопки города Винето, называется Барт, он находится на расстоянии 73 км от Рюгена. В VIII-IX веках мёд был единственной сладостью и ценился столь же высоко, как соль. Из меда варили хмельную медовуху - вино того времени.

Как погиб чудесный город Винето?

На южном побережье Балтики в 1308 году произошло землетрясение и часть острова Руяна, где находилась добрая половина святилища Аркона, обвалилось и вместе с крутым берегом ушла на морское дно.

«Известно, что Винета уходила под воду в течение трёх дней и ночей , — рассказывает доктор Гольдман. - Это могло произойти только по одной причине: город был затоплен. Но не стихией» .

В германских и славянских прибрежных селениях умели строить плотины и шлюзы. В этом деле они преуспели не хуже римлян, возводивших виадуки. Страна, лежащая ниже уровня моря, защищенная искусными плотинами, была необыкновенно плодородной. Урожаи там собирались дважды в год.

Согласно античным источникам, и в частности отрывкам из путевых дневников путешественника-дипломата Ибрагима ибн Якоба (X век), земли Винето - сплошь пастбища, леса и болота, т о есть для земледелия они как будто были непригодны. Оказалось, в переводы рукописей Ибрагима ибн Якоба вкралась неточность. Когда доктор Гольдман показал фразу про болота учёному-арабисту, выяснилось, что слово это означало - плодородные илистые низменности. Кстати, в латыни слово «болото» толкуется так же.

Катастрофа Винеты была вызвана искусственно , возможно, враги, скорее всего это были датчане, пробили плотину и затопили страну. Рукотворный прилив смел дамбы, и штормовые волны Балтики, не сдерживаемые ничем, хлынули на беззащитный город. Участь Винеты была решена.

Впрочем, Клаус Гольдман сомневается, что смертный приговор процветающему городу подписали именно датчане. Богатый торговый город Винета был предметом зависти соседних народов, взиравших на богатства вольного края со смешанными чувством зависти и желание владеть этим богатством.

Экономическая независимость богатой страны могла кого угодно привести в изумление. В городе Винето наряду с серебряными монетами ходили своеобразные чеки - лоскуты, которые, вероятно, в любой момент можно было обменять на серебро. Правили городом не князья и короли, а выборные на народном Вече старейшины. Такой же была структура Венеции и ганзейских городов.

Экономическую свободу языческому варяжскому торговому городу было очень трудно сохранить, находясь в окружении народов, исповедовавших христианскую религию, активно борющуюся с язычеством.

Жители торгового города Винета были связаны торговыми путями по рекам «из варяг в греки» с Киевом, Византией, Новгородом , - об этом свидетельствуют многие исторические документы.

Возможно, среди жителей варяжского города Винета были не только язычники, но и православные христиане, могли пасть жертвой крестового похода 1147 г. воинствующего католического монашеского ордена.

начал складываться не ранее последних десятилетий VIII - первых десятилетий IX вв. , примерно тогда же, когда в древнесеверной лексике ранней эпохи викингов (на I этапе, 793-833 гг.) исконное rup - гребцы приобретало новое значение морское войско . Сто лет, с середины IX до середины X вв. «русы» выступают в примечательной двойственности своего происхождения, принадлежности, рода: латинское gem-

Торговые города варягов или викингов, протянувшиеся до Новгорода, находились на расстоянии примерно одного дня пути друг от друга, нанизанные словно жемчужинки на цепочку. Но в этой цепи, по словам доктора Гольдмана, как раз не хватает одного звена — торгового города Винето.

Для проверки выдвинутой теории доктора Гольдмона, предстоит провести серьезные исследования и окончательно ответить на вопросы: тёк ли Одер в тех краях? Поддерживали ли дамбы уровень воды? В заросших мхом долинах рек проведут анализ илистых отложений в поисках остатков древней пыльцы растений. Археологи подойдут к поиску во всеоружии.

Наконец, самое интересное. Клаус Гольдман убежден, что в киевских и византийских летописях наверняка найдутся сведения, или упоминания о затонувшем торговом городе. Наши историки, специалисты по историческим документам Византии, могут помочь в исследованиях немецких коллег. К исследовательской работе должны подключиться и ленгвисты, специалисты сравнительного языкознания, которые смогут подсказать историкам, как называли торговый город Винето византийские летописцы и славянские монахи-летописцы…

Большинство преданий о затонувших в океане городах древних цивилизаций, как правило, располагают их вблизи экватора. Тем не менее, воды северных морей скрывают не меньше удивительных тайн и загадок. На дне Балтийского моря в конце прошлого года ученые обнаружили поселение времен мезолита. Уникальная находка всколыхнула общественный интерес к истории Винеты, считающейся русской Атлантидой.

Что ученые обнаружили на дне Балтики?

Исследователи из Лундского университета Швеции на глубине превышающей 20 метров нашли затопленный город, чей возраст насчитывает более девяти тысяч лет и относит его жителей к временам мезолита. На месте древнего поселения были найдено множество орудий труда, в том числе уникальная кирка, выточенная из лосиного рога. Но, главным оказался факт существования на месте Балтики населенного пункта отнесенного от нас на многие тысячелетия. Благодаря открытию шведских ученых предание о Винете, так называемой русской Атлантиде, звучало совершенно по-новому. Древняя история рассказывает о богатом славянском торговом городе, затопленном датчанами в водах Балтийского моря. Сегодня о нем практически забыли, в то время как средневековые историки посвятили ему множество страниц своих трудов. В том, что Винета существовала на самом деле, сегодня, сомнений нет. Удивляет лишь, то почему она до сих пор не найдена. Известный западный историк и географ Адам Бременский, не доверять словам которого нет никаких оснований, в XI веке с восхищением утверждал, что прекраснее Винеты нет ни одного города на Земле. В своих записях путешественник писал, что в этот город свозятся замечательные товары со всего Севера. Его жители сказочно богаты, в окнах домов переливаются разноцветные стекла, а колонны и фасады зданий имеют золотую оправу. Мужчины щеголяют в мехах, а женщины носят шелковые и бархатные платья. Посуда в домах преимущественно золотая.

Кредитные лоскуты древних времен

Самое удивительное, что финансовая система города была во многом близка к современной. Расплачивались за товары и услуги в Винете специальными лоскутами из ткани. При желании их можно было в любой момент беспрепятственно обменять на серебро. Не правда ли напоминает советский рубль, который можно было обменивать на золото, по крайней мере, так декларировало государство. По утверждению немецких историков это был крупнейший торговый город на Балтике – Юмне, что в переводе означает «город Света». В портах Винеты торговали купцы со всего света, а на входе в гавань города, располагались первые в Северной Европе — маяки. О Винете существует статья в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. По данным авторов энциклопедии Винета – славянский город, располагавшийся на острове Волине в устье Одера. По данным историков Винету, как любой крупный морской торговый город населяли самые разные народы. На его улицах можно было встретить славян, греков или саксов. Жители Винеты поклонялись кумирам древних богов Балтийского пантеона. Фактически это были славянские и гиперборейские дохристианские божества. При этом название города имеет явно славянские корни.

Умереть, но не сдаваться!

Что погубило Винету? Если верить древним летописцам, она пала жертвой датчан, огнем и мечом внедрявших католическую христианскую веру народам Балтики. Об этом печальном событии можно прочесть в текстах Хельмолда фон Бозау, спустя около сотни лет после публикации трудов Адама Бременского. По его словам в конце двенадцатого века Винету постигла страшная участь. Большинство исчезнувших древних цивилизаций погибли из-за природных катаклизмов, но ничего подобного в районе Балтийского моря в раннем средневековье не происходило. Тем не менее, историки, опираясь на летописи, утверждают, что Винета ушла под воду в течение трех дней и трех ночей. Древние авторы считают, что город просто смыло морской водой. Но, не волной, появившейся в результате природного катаклизма, а благодаря искусственному прорыву дамбы защищавшей город от вод Балтийского моря. Известно, что уже в те времена жители Балтики умели строить плотины и шлюзы. Предполагается, что жители Винеты сумели искусственно отодвинуть воды моря с помощью технических искусственных сооружений. Земли, отвоеванные у воды, они использовали для сельского хозяйства, собирая по два урожая в год. Об этом пишет арабский путешественник Ибрагим ибн Якоб, в X веке посетивший земли Винеты. Однако коварные датчане, разрушили дамбы сдерживающие море, и город смыло страшной волной. Предполагается, что эти трагические события произошли в1184 году во время войны короля Дании Кнута VI с королем Померании Богуславом.

Название это вряд ли покажется совсем уж незнакомым - многие читали приключенческий роман Л.Платова «Секретный фарватер» или видели снятый по нему телефильм. История, рассказанная в них, местами несуразна, изобилует множеством натяжек. Но… интересна!
«Винетами» там именуются таинственные полуподводные базы не менее таинственной немецкой подводной лодки специального назначения. Вскользь упоминается и легенда об утонувшем некогда городе. Но только легенда ли это? Существовала ли на самом деле эта мини-Атлантида Северной Европы?

Общепринятое представление об античном мире в корне неверно в отношении Европы за пределами римских защитных валов, утверждает сотрудник Музея ранней истории в Берлине Клаус Гольдманн. Никоим образом не соответствует действительности бытующее мнение, что на территориях к северу от границ империи, среди болот влачили жалкое существование лишь вечно пьяные, угрюмые варвары, кутавшиеся в холода в косматые меха. Напротив, народы севера уже в бронзовом веке владели искусством ирригации не хуже жителей Месопотамии, египтян и римлян. Обладали они, в том числе, и умением отвоевывать земли у моря. Люди здесь сооружали дамбы и плотины, регулировали реки, занимались интенсивным (по тогдашним меркам) земледелием. Короче, процветали вполне развитые культуры. Были на севере и большие города.

Гольдманн и археолог-любитель Гюнтер Вермуш заявляют, что нашли, наконец, местоположение самого значительного из них - Винеты, легендарной «Атлантиды Севера». Когда - то это был, как считают, чуть ли не самый большой город в Европе. Но, в XII веке он каким-то образом исчез, и с тех пор многие поколения исследователей безуспешно разыскивали его руины. Берлинцы выступили со своей версией. По их мнению, располагался он не в польском Вольпине и не возле острова Узедом, как предполагалось до сих пор, а на дне залива у стен Барта, маленького городка в Северной Померании. И еще, причиной катастрофы был вовсе не штормовой прилив, преподносящийся в легендах, как кара свыше.

В доказательство своей теории Гольдманн по-новому интерпретирует знаменитый «отчет о командировке» иудейского дипломата и торгового агента Ибрагима Ибн Якуба из Кордовского халифата в Испании. Имя, разумеется, - арабизированное искажение оригинала. Во второй половине X столетия Абрам Яковлевич Кордовский (следуя процветавшей и у нас традиции переделывать имена), исколесивший область между Эльбой и Вислой, сообщал, что тут, на северо-западе, в болотистой области проживает славянское племя, которое построило большой город у моря. В городе 12 ворот и гавань. Правит им не князь, а староста.

По словам Гольдманна, это самое раннее достоверное упоминание Винеты. «Однако в перевод вкралась ошибка, полностью искажающая смысл. А именно: народ живет не в «болотистой» местности, а в зеленой и плодородной, называемой также маршем - хоть и действительно очень влажной, но благоприятной для земледелия низменности. Путешественник из сухой, со скупой зеленью Южной Испании, пораженный видом цветущих ландшафтов северо-востока, использовал слово «hama» из Корана, которым в священном писании мусульман обозначалась влажная земля, из коей Аллах сотворил человека».
На эту ошибку Гольдманну указал берлинский арабист профессор Штеппат, добавив, что слово это вряд ли применимо для обозначения глухих и безрадостных болот. Неточный перевод и, тем самым, изображение всего севера Европы, как нецивилизованной болотистой местности, затем в более поздних итальянских источниках передавалось из поколения в поколение. Исследователи нашли поддержку у Фридриха Люта, главы ведомства по охране памятников природы федеральной земли Мекленбург - Передняя Померания, который готов предоставить снаряжение своего учреждения, при условии, если найдутся деньги на финансирование экспедиции для проверки новой гипотезы о Винете. Предполагается произвести геомагнитные измерения, бурения, аэрофотосъемку, подводные археологические исследования.

«Мужчины там носили отороченные мехами и украшенные перьями береты», - говорится в померанской легенде о языческой Винете. И далее: «Женщины ходили в дорогих бархатах и шелках, а с шей у них свисали тяжелые золотые цепи с драгоценными камнями. Один дом был роскошнее другого, с окнами из цветных стекол, с колоннами из белого мрамора и алебастра». Согласно легенде, Бог - христианский Бог - стер языческий город с лица земли штормовым наводнением. Во времена восточной экспансии германских племен Христос, как утверждает легенда, внял их призывам и покарал язычников из западнославянского племени винетов. Слишком уж они раздражали соседей своим благосостоянием, которое давала жизнь в торговом городе на Балтике.

Согласно легенде, сделались они заносчивыми и расточительными. Дыры в стенах затыкали хлебом, детям вытирали попки булочками. Исчезнув, город раз в сто лет на Пасху всплывал из морских глубин. Снять чары с него, пораженных немотой, жителей сможет лишь тот, кто купит товар на их рынке. В противном случае Винета вынуждена снова возвращаться обратно, на дно, откуда, если только хорошенько прислушаться (ну и, разумеется, быть в достаточно романтичном настроении), можно услышать звон сказочных колоколов.

Для всех, кто когда-либо искал Винету, особую ценность представляют сведения, которые можно почерпнуть у двух авторов: Адама из Бремена, составившего в 1075 году «Гамбургскую церковную историю», и Хельмольда из Бозау, написавшего сотней лет позже «Хронику славян». У Адама город все еще называется «Йумне» или «Иумне», а не “Винета", как позднее у Хельмольда. Центральный тезис Гольдманна и Вермуша гласит: «Адам был прав со своей географической локализацией местоположения города, какой бы маловероятной она ни показалась, и какой бы ошибочной ни считали ее интерпретаторы высказываний главных средневековых свидетелей. За Лиутиценом, который зовется и Вильценом, встречаешься с Одером, самой богатой рекой славянской земли. Там, где он впадает в Скифское море, стоит очень знаменитый город Йумне, и для варваров и греков далеко вокруг это излюбленное место встречи… Это действительно самый большой из всех городов, которым дала приют Европа… Город наполнен товарами всех народов Севера… Из этого города коротким переходом на веслах переправляются в город Деммин в устье реки Пене, где живет племя ранов»!.

В 1170 году Хельмольд дословно перенял большую часть сведений Адама, но приписал, что король датчан с большим флотом напал на Винету, и разрушил ее. Город погиб (дословно untergegangen - «провалился», «потонул»). Однако, как же так получилось, что после 1170 года город ни разу больше не упоминается ни в одной летописи? Гольдманн и Вермуш придерживаются мнения, что после своей победы над язычниками, христианские колонизаторы постарались уничтожить и всякое воспоминание об их верованиях, культуре и даже прекрасных городах, построенных ими некогда, - не может быть у язычников ничего пристойного! Лишь 400 лет спустя, уже после изобретения подвижных букв для книгопечатания, начались горячие дебаты о Винете и ее гибели. Вплоть до XIX столетия «Венеция Балтийского моря» оставалась материалом для опер и поэзии, а Генрих Гейне в своем стихотворении «Seegespenst» («Морской призрак») даже посмеялся над немецкой легендой о сказочном городе.

Рудольф Фирхов считал, что нашел Винету у Волмина, где вот уже 45 лет отстаивает эту теорию Владислав Филиповяк, директор Национального музея в ныне польском городе Штеттин. Гольдманн и Вермуш высоко оценивают работу, проделанную Филиповяком, а также результаты его раскопок у Волмина. Но: «Что бы он там ни нашел, остатки портовых сооружений и пригородов - это не Винета». Их тезис: в те времена имелось еще и четвертое устье Одера, которое ныне больше не существует. После отступления глетчеров, в конце ледникового периода, первоначальное русло проходило по текшей тогда в обратном направлении реке Пене, через Тре- бель и Рекниц. Одер впадал в море западнее Рюгена, у сегодняшнего Рибниц-Дамгартена. Если так, то верна и локализация Винеты, произведенная Адамом из Бремена: непродолжительный переход на веслах в Деммин, Пене впадает в Одер, и раны, жители княжества Рюген, населяли не только остров, но и территории у Деммина. Короче, Винета лежала в заливе Бартер Бодден.

Вермуш пишет: «Адам назвал город Иумне. Этимологически это название происходит от “imne” - «пчела». Земля между рекой Барте и Штрелазундом (здесь отчетливо видны следы былых западных славян - «стрела» - «зунд») была краем пчеловодства. Там получали мед - очень ценный продукт в те времена». Столицей этой богатой области и являлась Винета. Тамошние «греки», о которых говорил Адам, были купцами из Византийской империи, православного Восточного Рима.
Но как разгадать загадку гибели этого города - в три раза большего, чем сегодняшний Лейпциг? У Вермуша и Гольдманна есть ответ и на этот вопрос. Вспомним: «командировочный» X века из Кордовского халифата Ибрагим Ибн Якуб сообщал о цветущих влажных ландшафтах у большого города. Догадались? Нет? Реки по всему «Пчелиному краю» были ограждены дамбами, оборудованы шлюзами и усмирены плотинами. Лежащая ниже их уровня земля орошалась из них. Там, где сегодня боддены - заливы, отделенные от моря островами или полуостровами, - была тогда отвоеванная у моря плодородная суша, лежавшая ниже его уровня и защищенная от водной стихии плотинами. Когда в тридцатые годы XII столетия сюда вторглись датчане, они, как полагают Гольдманн и Вермуш, разрушили дамбы и плотины. Вот так Винета и ушла под воду. Балтийское море вернулось туда, где его волны плескались ранее, и рекам пришлось искать себе новые стоки, даже изменяя направление.

Как бы там ни было, отдыхающим на берегах Балтики в этих местах стоит прислушаться. Не раздастся ли тихим вечером слабый колокольный звон из морских глубин?

«Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина» - Музей М.Е.Салтыкова-Щедрина. Названия книг. Белинский. Русский писатель. Характер его творчества. Смерть матери. Детские годы. Время творческих достижений. М.Е.Салтыков-Щедрин. Собранье насекомых. Этапы биографии и творчества. Музей им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Преемственные связи. Администратор. Тип художественной образности.

«Урок по сказкам Салтыкова-Щедрина» - «Я вырос на лоне крепостного права» М.Е.Салтыков-Щедрин. Общ-полит. Гротеск. Значение сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина. Сатира - беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления. Сказка - орудие социально-политической сатиры. Что обусловило выбор писателем жанра сказок? Аллегория.

«Жизнь и творчество Щедрина» - Мать писателя. «Отечественные записки». Дом по Литейному проспекту. Жена писателя. Арсенальная гауптвахта. Господа Головлёвы. Жизнь, творчество. «История одного города». Салтыков- Щедрин. Отец писателя. Дочь М.Е.Салтыкова -Щедрина. Н.В.Гоголь. Творчество Щедрина. Сын М.Е.Салтыкова-Щедрина. Московский дворянский институт.

«Биография Михаила Салтыкова-Щедрина» - Улица. Начало литературной деятельности. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Последние годы жизни. История одного города. Открыт музей. Михаил Евграфович с женой. Детство писателя. Я люблю Россию до боли сердечной. В ссылке. Писатель. Ольга Михайловна. Творчество Щедрина. Мемориальная доска. Состав редакции журнала.

«Дикий помещик» - 7)эпитет. 4)сарказм. Впервые сказка была опубликована в 1869 году в журнале «Отечественные записки». Сказка «Дикий помещик». Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин (1826 – 1889). 8)юмор. 10.чем помещик угощал всех гостей? Теоретический диктант. Что сближает сказку Салтыкова-Щедрина с народными сказками?

«Биография Щедрина» - Встретил свою будущую жену Лизу Болтину. Показано разложение основ эксплуататорского общества: собственности, семьи и государства. Этапы биографии и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина (1826-1889). Перерыв в литературной деятельности. 1856г. Писатель –сатирик, публицист, критик, редактор. «Вятский плен».