Тема Родины и родной природы в поэзии Н.И. Рыленкова

Годы жизни: 1909 - 1969.

Русский советский поэт.

Своя песня

Что дар поэта? - Опыт поколений,
Заговоривший ясным языком.

Николай Рыленков

Судьба отнюдь не баловала Николая Рыленкова, рано осиротев­шего и с великими трудами пробивавшего дорогу к знаниям, как бы завещанную ему отцом, который мечтал видеть своего сына учи­телем.

В одной из автобиографических повестей писателя говорится о том, как горько было ему, что он плохо помнит реальные черты от­цовского лица. Но зато отец навсегда запомнился ему в величавом облике сельского труженика тех далеких лет - «идущим с обнажен­ной головой и с севалкой на груди вдоль нивы, окруженным золотис­тым сиянием разбрасываемого зерна».

Давно ушли в прошлое подобные картины, но исходящая от них поэзия самоотверженного истового труда, как свет угасших звезд, всю жизнь питала творчество поэта. И одно из трогательнейших вос­поминаний о матери тоже связано с вековым занятием крестьянки: «Ее ровной н тонкой пряже дивились и завидовали все соседки... Правда, к весне все ее пальцы были изрезаны суровой ниткой».

Повесть, откуда взяты эти строки, называется «Сказка моего дет­ства», и если поначалу такой заголовок может показаться читателю сентиментальным, то детали, подобные только что приведенным, об­наруживают всю многозначность этого названия: речь идет о време­ни, безвозвратно ушедшем в прошлое, увиденном сквозь горько-сла­достную дымку воспоминаний о невозвратной поре досиротской жиз­ни автора.

Николай Иванович Рыленков принадлежал к тому поколению ра­бочих и крестьянских детей, «первенцев поры суровой», которому по­счастливилось уже в трудные послереволюционные годы получить возможность приобщиться к подлинной высокой культуре.

Правда, образование будущего писателя и по семейным обстоя­тельствам, и по причине перестроек в школах несколько затянулось (родившийся в 1909 году, Рыленков закончил Смоленский педагогический институт в 1933-м), но в эти годы ему все шире открывался огромный мир знаний. И юношески-восторженное, влюбленное отношение к сокровищам науки и искусства, к поэзии человеческой мыс­ли он сохранил на всю жизнь:

Любые даты в жизни спутав,
Мы не забудем день и час,
Когда к подъездам институтов
Мы подходили в первый раз.

А как мы книги в руки брали,
Тот лучший дар из всех даров,
Как прилежаньем покоряли
Мы стариков профессоров.

(«Друзьям», 1958)

«Молодой учительский басок», «в углах библиотеки старые дубо­вые шкапы» - обо всем этом будет впоследствии упомянуто в много­численных стихах Рыленкова о школе в Тюнине, где были поддержа­ны его «пробы пера».

Позже, уже печатая стихи в газетах, он работал сельским учите­лем, волостным статистиком, секретарем, председателем сельсовета. Познакомившийся с ним тогда критик А.В. Македонов вспоминает, как поразили его «в этом... однолетке и разнообразие его начитанно­сти, и замечательная память на стихи, и безграничная любовь к ним, и широта его литературного кругозора и вкуса». [Добрая душа: Книга о Николае Рыленкове. Воспоминания, сти­хи, статьи, рецензии. М.: Сов. Россия, 1973, с. 143. ]

Уже в эту пору Рыленков был замечен наиболее авторитетным тогда в Смоленске писателем - Михаилом Исаковским , который, по выражению Николая Ивановича, «подхватывал каждую удачную строчку» в его стихах, но в то же время «беспощадно высмеивал... пристрастие к цветистости, к словесным вычурам».

По переезде же в Смоленск в 1930 году молодой поэт оказался в одном из важнейших центров тогдашней литературной жизни. Можно спорить о правомерности выдвинутого впоследствии А.В. Македоновым термина «смоленская школа» применительно к творчеству ряда поэтов, выходцев из этих мест. Однако остается непреложным фактом то, что литературная жизнь здесь била ключом. Правда, клуб поэтов «Арена», о котором Рыленков слышал еще в Тюнине, уже распался, но вокруг местных газет «Рабочий путь» и «Юный товарищ», жур­налов «Наступление» [«Это было наше смоленское литературное небо, там в первых полетах крепли наши крылья»,- передает одна из мемуаристок по­зднейшие слова Рыленкова об этом журнале (Добрая душа: Книга о Николае Рыленкове. Воспоминания, стихи, статьи, рецензии, с. 74). ] и «Западная область» объединялась большая и активно работавшая группа литераторов, душой которой был Иса­ковский. Быстро набирал силу Александр Твардовский , стремительно прошедший путь от своих первых незрелых поэм к «Стране Муравии».

Перед Николаем Рыленковым, принадлежавшим к следующему за Исаковским поколению и тесно соприкасавшимся в конце 20-х и начале 30-х годов с Твардовским, стояла реальная опасность попасть под влияние кого-либо из них, поскольку их успех и популярность явственно обозначились уже тогда.

Как будто памятью об этих соблазнах навеяно позднейшее сти­хотворение Рыленкова «Варакушка» (1953) - об «эхо-птице», которая «то иволге вторить станет... то соловью подтянет, не дотянув чуть-чуть»:

Недаром у нас говорится:
Не всяк соловей в гаю.
Уж лучше ты будь синицей,
Да песенку пой свою!

Конечно, «своя песенка» давалась нелегко. В ранних стихах Ры­ленкова порой отчетливо звучат есенинские интонации («Я ни о чем сегодня не жалею, а завтра станет многого мне жаль. Ну что ж! Мне будет засветить отрадно воспоминаний первую звезду»). Позже в стихах на злободневные политические темы, частично вошедших в первую книгу поэта «Мои герои» (1933), ощущалось ученическое ко­пирование агитационных приемов Маяковского .

Однако уже к середине тридцатых годов молодой поэт начинает отдавать явное предпочтение традиционным темам лирики - приро­де, любви, сосредоточенному размышлению.

Вечерний ветер, тише вей,
Заря ясна, чиста.
Росы напился соловей
С кленового листа.

Росы напился соловей,
Я сдерживаю вздох...
И вот посыпался с ветвей
Серебряный горох.

И вот посыпался с ветвей
В лесную тишину,
И я зажал в руке моей
Горошину одну.

(«Вечерний ветер, тише вей...», 1939)

В ту пору подобные стихи нередко оказывались не в чести у критики. Простодушно игнорировалось то, что если эта лирика и не говорила о крупных, центральных событиях эпохи, зато обраща­лась к важнейшим для каждого человека проблемам и переживаниям. Впоследствии Твардовский заметил, говоря о любовной теме: «То, что столь существенно для отдельного человека, что часто определяет его судьбу, коверкая ее или награждая наивысшей человеческой ра­достью, не может не составлять живейшего интереса для всех». (И это утверждение тем важнее, что сам-то Твардовский почти не отдал дани этой вечной теме и был тут судьей крайне беспристра­стным.)

Несмотря на неодобрительные отзывы критики, Рыленков продол­жал разрабатывать свои «неблагодарные» темы, дерзая обращаться даже к столь «скомпрометированному» жанру, как романс:

Серебряной звездой летит в ладони детство,
Мерцает и звенит, спеша уверить всех,
Что жить нам - не устать, глядеть - не наглядеться
На этот первый снег, на этот первый снег.

(«Первый снег», 1940)

Уже в стихах Рыленкова этих лет ощутима большая поэтичес­кая культура, чутье слова, отточенная техника, позволяющие нари­совать яркие картины самой «заурядной» действительности:

Не оторвешь подошв горячих от земли,
На дерево взгляни - стоит, как вырезное.
Медлительных минут мохнатые шмели
Едва-едва ползут, отяжелев от зноя.

(«Не оторвешь подошв
горячих от земли...», 1939)

Ненавязчивая аллитерация («МЕдлительных МИнут МОхнатые шМЕли») придает строке певучее, виолончельное звучание.

Вообще примечательна тяга поэта к изображению простого, глу­боко демократического быта, «небоязнь» сугубо прозаических деталей: «На рассвете проснуться и, выпив стакан молока, торопливо пройти на крыльцо через темные сени...»; а один из его первых опытов в форме сонета начинается весьма необычными для этого вида стихов строчками:

На огородах срублена капуста.
Еще с утра, упруги и сочны,
Морозцем первым пахнущие вкусно,
В большие груды свалены кочны.

Рыленковские пейзажи по своей точности напоминают и стихи Бунина , которыми он увлекался, и... записи в «волшебной книге» Демьяна Сидоровича, деревенского «летописца», выведенного в повес­ти самого Рыленкова:

Еще дороги не пылят
И подорожник мягче шелка,
Еще во ржи перепелят
Скликает громко перепелка.

(«Еще дороги не пылят...», 1938)

«Простые краски, точные слова»,- как вскоре скажет сам поэт, размышляя о картинах Левитана.

Достаточно примечательна и другая грань творчества Рыленкова этой поры: обращение в ряде стихов и поэм к отечественной истории («Великая Замятня», «Отрок с уздечкой», «Свадьба Марины Мнишек»). Как бы в предвиденье близящихся суровых испытаний, взор поэта выхватывает из исторической дали людей, самоотверженно боров­шихся с поработителями.

Как известно, в годы Великой Отечественной войны лирическая поэзия пережила бурный расцвет, сделавшись голосом и собеседни­ком миллионов людей, проникнувшись их чувствами, мыслями и за­ботами. Она раскрыла все свои возможности, о которых можно ска­зать позднейшими (1963) стихами Рыленкова:

Как монотонно лес шумит в тиши,
Роняя тени спутанные наземь,
Но погоди, подумай, не спеши,
Не попрекай его однообразьем.

Его на грани лета и весны
Гроза не раз крылом своим зацепит,
И ты услышишь струнный звук сосны,
И ропот дуба, и осины лепет.

А собственный драматический опыт Рыленкова в пору военной грозы делал его строки особенно убедительными. Вспоминая пере­житое в первые же ее месяцы, поэт скажет:

Горе шло дорогами всеми,
Задыхавшимися в пыли.
Потеряв и дома и семьи,
Мы Москву свою берегли.

(«Апрель», 1942)

Сказанные в знаменитой толстовской эпопее слова - «Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея» - наполнились в том горестно-памятном 1941 году живейшим смыс­лом для многих, в особенности для тех, кто вырос на этой земле.

Примечательно, что самые проникновенные, самые памятные произведения «о страде неимоверной кровью памятного дня» роди­лись в русской советской поэзии у выходцев со Смоленщины - Алек­сандра Твардовского и Михаила Исаковского (первый и героя своего, знаменитого Василия Теркина, сделал смоленским уро­женцем).

Свой собственный вклад в поэзию тех лет Рыленков оценивал трезво, скромно, но без ненужного самоуничижения:

Может быть, стихи мои историк
Не запишет в летопись войны.

Может быть, во дни торжеств народных,
Где оркестров полыхает медь,
О привалах, о кострах походных
Будут строки не мои греметь.

Но, один оставшись, мой ровесник
Их откроет, словно свой дневник,
Про себя прочтет и скажет - есть в них
Дым войны, что в душу мне проник...

(«Как полынь, мне хлеб разлуки горек...», 1943)

Действительно, многие строки его военных стихов выразили и всю боль первых месяцев войны, когда «путем разлуки шли мы на восток... когда под небом родины суровым был встречный ветер го­рек, как упрек», и до предела обострившееся чувство любви к род­ной земле («Небо русское расписное распахнулось передо мной... Солнце жизни моей, Россия...»), и невозможность примириться с тем, что в местах, где ты рос, теперь враг: «у околиц ходит лихо, по-немецки говорит».

Беспощадно трезвая школа войны укрепила уже зарождавшуюся и прежде у Рыленкова неприязнь к трескучей, пустопорожней фразе, риторике:

Ни клятв, ни громких слов отныне
Мы всуе не произнесем. ...
И на губах, спаленных жаждой,
Нет - значит нет и да - есть да!
Мы узнаем друг друга в песнях,
Что кровью сердца скреплены...
От слов, заученных и пресных,
Мы отвратились в дни войны.

(«От слов,
заученных и пресных...», 1945)

В автобиографической поэме «Апрель» (1942) жена героя расска­зывает ему при долгожданной встрече, как, прочитав на оккупиро­ванной земле советскую листовку, «сквозь сетку плотную дождя уви­дела зубцы кремлевских башен».

Наиболее очевидный, напрашивающийся для любого читателя, смысл этого образа - тот, что героиня как бы воочию увидела дале­кую Москву, твердыню, о которую разбился грозный вал гитлеров­ского нашествия.

Но ведь и в Смоленске есть свой Кремль, выстроенный знамени­тым русским мастером Федором Конем, которому Рыленков много лет спустя посвятил строки:

Он тут такую крепость возведет,
Что станет в бедах родине опорой.

(«Мастер Федор Конь в Смоленске», 1963)

Пожалуй, возникшее перед глазами героини видение тем особен­но и значительно, что тут, как сказано у другого поэта, «образ вхо­дит в образ».

Есть в поэме «Апрель» и более скромный, но столь же волную­щий момент подобного душевного озарения, когда герой получает, на­конец, весточку - телеграмму о пропавшей семье:

Словно окна дома родного,
Засветились в наплыве тьмы
Три таких долгожданных слова:
«Женя Батюшкове детьми».

Этот зримый образ определенно близок только что рассмотрен­ному. Окна обычного дома оказываются в явственном, хотя я ни­сколько не навязчивом, родстве с самыми величавыми символами на­родной славы.

Той же лирической проникновенностью отмечены и стихи Рыленкова, посвященные уже обозначившейся в последние годы войны по­беде. В «Сотворении мира» (1944) ее черты сливаются с традицион­ным образом весны, но в то же время «молодой весны гонцы», если вспомнить тютчевское выражение, нисколько не походят на услов­но-аллегорические фигуры и уподоблены реальным героям тех дней:

Вновь берега ручьев и речек
Ветрам нахлынувшим тесны.
В тумане вышел март-разведчик
Искать дорогу для весны.

Он знал, что здесь, по Приднепровью,
Следы войны еще свежи,
Что пахнут порохом и кровью
Боев недавних рубежи.

Примет привычных нет в помине,
Он должен сам везде пройти,
Чтоб где-нибудь на вражьей мине
Не взорвалась весна в пути.

Эти заботы и опасения, эта будничность поведения «условного» персонажа («присел он на краю воронки, теплом летучим дорожа»), роднящие март с намерзшимся за зиму, трудно пролагающим путь на Запад бойцом, окрашивают все повествование совершенно непов­торимым образом.

Так и «июль золотобровый» впоследствии, как заправский кол­хозный бригадир, вздыхает, глядя па свое трудовое воинство:

Сидели русые подростки
У догоревшего костра.

И он не знал, что делать с ними,
Как выводить их на прокос,
Таким над плесами речными
Ловить бы солнечных стрекоз.

И сам поэт в послевоенном творчестве похож на своих героев, снова вернувшихся в родные края, к прерванной войной жизни и привычному труду. «Автопортрет» Рыленкова (окончательный вари­ант - 1957) улыбчив и привлекателен полнейшим отсутствием какой- либо напыщенности и позы:

Как Лель из зеленой дубравы,
Не шел я в венке из цветов.

Весной не играл на свирели,
А в поле за плугом ходил,
В дубраву, где иволги пели,
Пегаску в ночное водил.

«На старой Смоленской дороге» - так называлась историческая повесть Рыленкова об Отечественной войне 1812 года.

На свою «старую Смоленскую дорогу» вроде бы вернулся поэт и после войны - к прежним дорогим темам «традиционной» ли­рики.

Однако прочтем одно из его стихотворений 1946 года:

Снова нам весна глядит в глаза,
Для раздумий не дает отсрочки.
Говорят, что первая гроза
На деревьях разбивает почки.

Говорят, что от второй грозы
По земле течет теплынь густая
И шумят поемные низы,
Молодой травою зарастая.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Но, припомнив всех, кто с нами рос,
Ты, в походах дальних возмужавший,
Помолчишь и скажешь: сколько ж гроз
Пронеслось над молодостью нашей!

Сколько раз наш путь в густом дыму
Озаряли беглые зарницы,
И не время ль расцвести всему,
Что на дне души у нас хранится!

К сожалению, в первые послевоенные годы не все благоприятст­вовало этому долгожданному расцвету. «Заученные и пресные» сло­ва, потесненные в дни военных гроз, снова объявились на литератур­ных нивах. Среди пошедших, было, в рост «хлебов» густо заголубели идиллические «васильки». К сожалению, и Рыленков, который сам жил в городе, встававшем из развалин с великим напряжением, знал трудную жизнь деревни этих лет, и не сумел в стихах «Пастух», «Агроном», «На покосе», «Здесь живет учительница», «Девушки идут в клуб» противостоять тому поверхностно-благостному отображению жизни, которое получило тогда распространение в литературе. Не­даром впоследствии поэт не без горечи писал: «...гляжу за грань го­дов и взять с собой хочу не все из нажитого».

Со второй половицы пятидесятых годов обозначается новый подъем рыленковской поэзии, когда само время способствовало укреп­лению и развитию ее лучших черт, все большей углубленности и ху­дожественной свободе.

В годы войны Рыленков говорил, что его юность погибла под развалинами и должна быть «погребена по воинскому уставу». Одна­ко какой молодой дерзостью дышит стихотворение «За это чувство все отдашь...» (1904):

Рука сжимает карандаш,
Как ветку тополиную.

Он тоже соками набух
И тоже полон свежести.
Не удивлюсь я, если вдруг
Листок на нем прорежется.

Полемизируя с критикой, все еще порой упрекавшей его в од­нообразии («Говорят, в моих стихах троп и стежек очень много»), поэт отстаивал свою творческую позицию, найдя для ее выражения сильный и убедительный образ:

Их, как струны лиры, я
День за днем перебираю.

(«Ответ», 1963)

Однако это занятие совсем не равнозначно монотонному «наиг­рыванию» излюбленной мелодии! Пролагаемая рыленковским Пегаской борозда заметно углубляется.

Повесть «Волшебная книга» завершалась историей героической гибели сельского летописца и многозначительным эпизодом: автору достается драгоценная реликвия - «обгорелый обломок карандаша, того самого карандаша, каким Демьян Сидорович делал свои послед­ние записи».

Суровый почерк этого «карандаша», кажется, ощутим в целом ряде стихов поэта. Так, например, Рыленков всегда питал пристрастие к сонету, но, признаться, его прежние произведения такого рода не­редко казались продиктованными скорее пылким стремлением «объез­дить» этого непокорного коня, сравнительно редко ныне встречаю­щуюся форму. В сонетах же последнего периода творчества ясно ощущаешь, что их строки диктует чувство, мысль, опыт - свой, наро­да, предшествующих поколений.

Такова «Надпись на старинной книге» (1958):

Я видел на веку немало перемен,
В круговороте дней страстей кипела пена.
Я знал земных владык величие и плен,
И вот я говорю: не преклоняй колена!

Таков сонет «Душа стремится вглубь, к первоосновам.,.» (1965):

Туда, где стыдно жить на всем готовом,
Где совесть отпущенья не дает,
Коль промолчишь, воды набравши в рот,
Пред ложью, что святым прикрылась словом.

Рыленковский Пегаска вовсе не беззаботно бродит по идилличе­ски безмятежным лугам и лесам, а честно тянет нелегкую поклажу проблем и забот напряженного, трудного века:

За все, за все с нас спросит
время строгое,
Ему не скажешь,
стоя в стороне,

Что с чистым сердцем
выходил в дорогу я,

А заблуждался -
по чужой вине.

Нам отговорки
не к лицу лукавые,
Не для того
мы спор вели с судьбой,
И выше всех
ценю святое право я -
Быть самым строгим
для себя судьей.

(«За все, за все с нас спросит...», 1963)

И даже самые уединенные лирические тропинки, по которым по­рой бродит рыленковская муза, в конце концов выводят нас на ту же «старую смоленскую дорогу» - к раздумьям о судьбе народа, мира, человечества, столь свойственным великой русской поэзии, всегда бывшим для нее необходимейшим условием полноценного существо­вания.

Вот очень характерное для Рыленкова стихотворение (1966):

Что есть гражданственность? -
не надо вопрошать,
А надо ею жить,
как воздухом дышать.
Гражданственно все то,
в чем разум века светит,
Чем совесть
зову времени ответит,
Чему дается власть
и в бедах возвышать.
Что есть гражданственность? -
не надо вопрошать.

«Гражданственно все то, в чем разум века светит» - этой глубо­кой и мудрой формуле был верен поэт и в своих литературных при­вязанностях, и в собственной работе.

В одном из последних стихотворений Рыленков писал:

Не сетуй, что перо
В руке все тяжелее,
Не капелька чернил,
А жизнь висит на нем.

Этот же «вес» пережитого, передуманного ощутим и в прозе поэта. По большей части она состоит из повестей и рассказов авто­биографического характера, рисующих обстановку детства и юности будущего писателя, людей тогдашней деревни, рвущуюся к знаниям молодежь двадцатых годов («Сказка моего детства», «Мне четыр­надцать лет». «Дорога уходит за околицу», «Волшебная книга» и др.).

Про «волшебную книгу» Демьяна Сидоровича ходили всякие ле­генды. В ней было множество записей о погоде и разнообразных при­родных явлениях, и сам «летописец» говаривал донимавшим его расспросами односельчанам: «Волшебная книга - она у всех перед глазами, только не всяк ее читать умеет».

И знакомясь с этой повестью, где скуповатые, но точные записи героя о «тех неуловимых признаках приближения весны, какие бывают заметны только очень опытному глазу», сменяются кар­тинами пробуждения природы, написанными уже самим автором, вспоминаешь его многочисленные пейзажные стихи и готов уже ви­деть в таком родстве с извечной крестьянской наблюдательностью один из истоков писательской судьбы самого Рыленкова.

Демьян Сидорович уподобляет волшебной книге природу, но с не меньшим основанием ей можно уподобить и жизнь вообще, которая тоже ведь «у всех перед глазами, только не всяк ее читать умеет» - умеет видеть смысл и красоту самых будничных занятий и, как выразился Гоголь, «простое величие простых людей» - все то, что составляет жизнь народа, его историю.

Повесть же «На озере Сапшо» примыкает к весьма распростра­ненному в 50-60-х годах «деревенскому очерку», к той его разновид­ности, для которой характерны такие произведения, как «Деревенский дневник» Ефима Дороша, сочетавший злободневные публицистические раздумья о проблемах сельского хозяйства, современной культуры и т. д. с портретами современников, лирическими зарисовками, экскур­сами в далекое прошлое.

В повести Рыленкова тоже налицо все эти элементы. Лирический, подобный тополиной ветке карандаш, рисующий красоту мест, овеян­ных воспоминаниями о жившем здесь знаменитом путешественнике Пржевальском, сменяется деловитыми и острыми записями в духе Демьяна Сидоровича, который в свою книгу все «досконально» заносил. Вот, к примеру, как едко охарактеризован устами очевидцев устроен­ный в местном поселке «праздник»: «Соберут начальники на жаре людей, а сами взберутся на грузовую машину и начнут пастухам да дояркам рассказывать, как надо кормить и доить коров. И себя уморят и других».

Немало в прозаическом наследии Рыленкова и поэтических за­рисовок русской природы, тяготеющих к жанру стихотворений в про­зе. Примечательно завершаются «Синие глаза зимы»: «...по первопутку меня всегда тянет в деревню. И первый зазимок для меня - как письмо оттуда, из глубины России».

Та же лирическая струя преобладает в статьях и очерках, по­священных дорогому авторскому сердцу Смоленску, судьбе всего этого многострадального и стойкого края, о котором так проникновенно сказано в известном стихотворении Николая Рыленкова (1954):

Всегда задумчива, скромна,
Как верба у ручья,
Моя родная сторона,
Смоленщина моя.

Обожжена, как верба та,
Не раз грозой была.
Казалось: нету ни листа,
А смотришь - ожила!

Но эта сыновняя привязанность к Смоленщине, к родной средне­русской природе, к ее певцам никогда не приводила к сужению рыленковских интересов, к какой-либо «местнической» или эстетиче­ской ограниченности. Та широта кругозора, какая обозначилась у него с юных лет, неизменно сохранялась и в дальнейшем.

Кто вправду любит Родину свою,
Тому любовь глаза не затуманит,
Тот свысока глядеть в чужом краю
На любящих иную даль - не станет,-

писал он за несколько месяцев до кончины. И в его сочинениях не­трудно найти и стихи о дальних, «экзотических» краях (например, о Грузии), и пространное эссе «Коктебельская элегия», полное дав­него и вдумчивого интереса к поэтическому миру Максимилиана Волошина , казалось бы бесконечно чуждого ему по своей литера­турной судьбе, окружению, творческим позициям, и статьи об Ахма­товой и Пастернаке .

Николай Рыленков ушел из жизни рано, в 1969 году, едва достиг­нув шестидесяти лет.

Он навсегда остался верен взятому на себя еще в молодости «обя­зательству»:

Только помни под небом просторным
Вечный долг свой полям и лесам...

(«Вновь калина над речкой уснувшей...», 1936)

Как бы вспоминая эти слова, он уже на склоне лет писал: «Про свои долги не позабыл я, только заплатить не все успел». Убежден­ный в правильности своих творческих принципов, поэт, однако, про­должал считать себя должником, особенно оглядываясь на происхо­дящее вокруг:

О Родина, ты еще мало воспета,
Как робкая ласточка вьется мой стих,
Когда за ракетой несется ракета
В небесные дали с просторов твоих.

(«Космонавты», 1962)

Но это уже шло от его человеческой скромности и естественного восторга перед подвигами соотечественников. Только что приведенные строчки нуждаются в «поправке», в корректировании словами, кото­рые были сказаны самим поэтом в стихах, посвященных Юрию Гага­рину, и сделались афоризмом:

А где ж, поэзия, твой космос?
- Да в человеческой душе.

В исследовании этого необъятнейшего космоса Николаем Рыленковым сделано немало.

А.М. Турков

Турков, А. Своя песня: [жизнь и творчество Н.И. Рыленкова] / А. Турков // Рыленков, Н.И. Собрание сочинений: в 3 т. / Н. И. Рыленков; сост.: Е.А. Рыленкова. - М. , 1985. – Т.1. - С. 3-16.

Предлагаем также литературу по теме из фонда Канавинской ЦБС:

Произведения:

  1. Рыленков Н.И. Собрание сочинений : в 3 т. / сост.: Е.А. Рыленкова, А.М. Турков. - Москва: Современник, 1985.
    Т. 1: Стихотворения (1924-1949); Поэмы . - 448 с.
    Т. 2: Стихотворения (1950-1969); Поэмы . - 527 с.
    Т. 3: Повести, рассказы . - 544 с.
  2. Рыленков Н.И. Волшебная книга : повести. - Москва: Советская Россия, 1964. - 352 с.
  3. Рыленков Н.И. Лирика / сост. А. Туркова. - Москва: Детская литература, 1981. - 175 с. : ил. - (Поэтическая библиотечка школьника).
  4. Рыленков Н.И. Отчий край . - Москва: Советская Россия, 1977. - 384 с.
  5. Рыленков Н.И. Сказка моего детства : повести, стихи. - Москва: Детская литература, 1965. - 333 с.
  6. Рыленков Н.И. Сказка моего детства : повести, стихи / худож. Ю. Игнатьев. - Москва: Детская литература, 1976. - 335 с. : ил. - (Школьная библиотека).

Николай Иванович Рыленков родился 2 (15) февраля 1909 года в деревне Алексеевка Смоленской губернии.

В повести «Сказка моего детства» Рыленков вспоминает: «Деревня Алексеевка, где крестьянствовали мои родители и где рос я, была одним из самых глухих углов лесного Рославльского уезда... В годы моего детства в ней не насчитывалось и полсотни дворов. Почти у самой ее околицы начинались дремучие леса...» Отец запомнился «идущим с обнаженной головой и с севалкой на груди вдоль нивы, окруженным золотистым сиянием разбрасываемого зерна». К трудностям сельской жизни прибавилось личное горе: в 1916 умер отец Рыленкова, в 1919 - умерла мать.

5 классов начальной школы Рыленков окончил за 4 года и поступил в среднюю школу в с. Тюнино, где участвовал в выпуске школьного рукописного журнала «Искорки». Отец, деревенский грамотей и книголюб, мечтал сделать сына сельским учителем. В 1930 году Николай Рыленков поступает в Смоленский педагогический институт. Он входит в литературную среду областного города, славного своими культурными традициями, печатается в областных журналах «Наступление» и «Западная область», знакомится с Михаилом Исаковским, Александром Твардовским, с которыми потом его будет связывать долгая и крепкая дружба. К стихам тянулся с детства. Рыленков рос в той среде, где фольклор присутствовал в повседневном быту, а в доме Рыленковых звучали стихи великих русских поэтов.

В 1926 девятиклассник Рыленков принес стихи в редакцию газеты «Смоленская деревня», в 1929 начал печататься в местных газетах «Наша деревня», «Путь молодежи», «Брянский рабочий».

В 1933 окончил факультет языка и литературы педагогического института, работал учителем, затем редактором в книжном издательстве, вел отдел критики в смоленской газете «Рабочий путь». Вспоминал: «Я знал, что в город ухожу, / Но сердце оставляю в поле» - это была не метафора, но жизненная программа: заведует сельскохозяйственными передачами областного радиовещания, затем работает секретарем и председателем сельсовета.

В 1933 в Смоленске Рыленков опубликовал первую книгу стихов «Мои герои». Второй книгой также в Смоленске стал сборник «Встречи». В конце 1930-х были изданы «Стихи о зажиточной жизни», поэма «Земля», за ними последовал «Березовый перелесок» (1940 ). С первых книг Рыленков заявил о себе, как о певце родного края. Он создает стихи об истории Смоленска «Мастер Фёдор Конь», «Кутузов в пути», «Памятник 1812 года в Смоленске» и др. Стихи Рыленкова получают признание, о них одобрительно отзывается М. Горький. С 1936 Рыленков возглавляет Смоленскую писательскую организацию. Становясь мастером эпического жанра, пишет поэмы на темы русской истории «Большая дорога» (1938 ), «Скоморох Овсей Колобок» (1939 ), «Великая Замятия» (1940 ).

В первые дни Великой Отечественной войны Рыленков ушел добровольцем, хотя не подлежал призыву по состоянию здоровья. Взял с собой на фронт книги Блока и Гейне, командовал саперным взводом, а по ночам при свете коптилки в землянках продолжал писать стихи. Все более значительным содержанием наполняется тема России. В стихах военных лет появляются публицистические призывы, ранее для Рыленкова не характерные. Рыленков стал военным журналистом, листовки с его стихами-призывами сбрасывали с самолетов во вражеском тылу партизанам и жителям временно оккупированных Смоленщины и Белоруссии; автор был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны». Рыленков работает в разных жанрах, пишет стихи, песни, баллады, поэмы «Апрель», «Лесная сторожка», «Возвращение», «Сотворение мира», «В родном краю». Стихотворение Рыленкова «Отомсти, товарищ» пели, как народную песню.

В 1943-1944 были изданы книги стихов Рыленкова «Синее вино», «Прощание с юностью», «Смоленские леса». В 1946 Рыленков издал книгу с записями партизанских песен «Живая вода» (Смоленск).

Рыленков обращается к прозе, осмысливая пройденный народом путь, возникают повести «Великая Росстань», «На старой Смоленской дороге», выстраивается автобиографическая трилогия: «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу». В адрес Рыленкова раздавалась и критика - упрекали за якобы пассивное любование природой, за отсутствие гражданственности в стихах о ней. К природе Рыленков подходит с позиции народного миропонимания. Образы природы в творчестве Рыленкова глубоко гражданственны и патриотичны. Публицистически резко негодует поэт, когда «жадные шальные топоры / У берез отхватывают руки». В прозаических этюдах Рыленков «Синие глаза зимы», «Моя бессонная весна», «Как пахнет лето», «Осенняя радуга» соединен опыт поэта и крестьянина. «Журавлей путеводная нить» проходит сквозь все творчество поэта, свою последнюю книгу он назвал «Журавлиные трубы».

Народной песней стало написанное в 1948 стихотворение Рыленков «Ходит по полю девчонка». К песенным стихам Рыленкова обращались многие композиторы (М. Фрадкин, А. Флярковский, И. Массалитинов и др.).

Рыленков создал собственный стихотворный пересказ «Слова о полку Игореве».

Последнее десятилетие жизни поэта было особенно продуктивно, вышли книги прозы «Волшебная книга» (1964 ), «На озере Сапшо» (1966 ) и др., книги стихов «Корни и листья» (1960 ), «Жажда» (1961 ), «Пятое время года», «Избранная лирика» (обе – 1965 ), «Снежница» (1968 ), «Книга времени» (1969 ) и др.

Значительным вкладом в литературу стали книги Рыленкова по истории поэзии - «Традиции и новаторство» (1962 ), где русская поэзия развернуто предстает от М. Ломоносова до В. Бокова, «Душа поэзии» (1969 ), в которую включены статьи о Пушкине, Крылове, Сурикове, Шевченко, Блоке и многие другие. Многим поэтам посвящены и стихи Рыленкова. Его стихи о М. Глинке и Бетховене вошли в антологию «Музыка в зеркале поэзии». Проявлением «доброй души» поэта (так названа книга о нем) явились и его переводы поэтов соседней Смоленщине Белоруссии - Я. Коласа, П. Бровки, М. Танка, А. Кулешова, П. Панченко, А. Велюгина, А. Зарицкого, Ф. Пестрака, П. Труса, К. Киреенко, а также статьи об их творчестве. Переводил Рыленков стихи и поэтов других народов, часть переводов собрана в книге «Журавлиные трубы» (1972 ).


Государственное казенное общеобразовательное учреждение

"Волжская школа-интернат"

Подготовила и провела:

учитель русского языка и чтения

Парфенова Е.А.

г. Волжский

2016

Тема: Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи-кукушки…

Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить учащихся со стихотворением Н. И. Рыленкова «Весна без вещуньи-кукушки…

Задачи:

Образовательные: развивать навыки выразительного чтения стихотворения; отвечать на вопросы по тексту стихотворения; рассуждать; развивать творческие способности учащихся;

Развивать зрительное, слуховое восприятие и внимание; мышление(анализ, синтез, сравнение, обобщение); интонационную выразительность голоса; устную связную речь учащихся, пополнить словарный запас; коммуникативные навыки поведения на уроке.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, расширять кругозор учащихся.

Коррекционные :

формирование целостного восприятия литературного произведения и развитие способности эмоционального выражения собственного отношения к нему.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, видеоматериал, мр3 материал, книга для чтения под редакцией Аксеновой А.К., «Просвещение», 2006.

Ход урока.

I .Организационный момент.

Психологический настрой на урок.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Сегодня к нам на урок пришли гости, наши уважаемы и любимые учителя. Давайте повернёмся к ним и обменяемся с ними улыбками.

А какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка настроение отличное, зелёная хорошее, синяя так себе. Уважаемые гости, тоже могут показать нам своё настроение.

Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы он принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, прилежность.

II . Проверка домашнего задания.

1. Ответы на вопросы.

- Какое произведение изучали на прошлом уроке чтения?

Стихотворение «Деревья»

Николай Иванович Рыленков.

- Посмотрите на картины с изображением детей. Какие картины подходят к данному стихотворению и почему?

3 картина. На ней изображён грустный мальчик, который сидит в лесу. Николай Рыленков очень рано остался без родителей и жил с братом в семье дяди. Там они были лишними, никому ненужные. Чтобы поменьше торчать на глазах у родичей, Николай нанимался пасти коров, гонять в ночное время лошадей. Уходя в лес он разговаривал с берёзами и клёнами, они стали для него семьёй.

2.Выразительное чтение по цепочке.

(Рыленков И. Н. «Деревья»)

III .Речевая разминка.

-Чтобы наша речь была четкой и внятной необходимо регулярно тренировать свой речевой аппарат .(чтение скороговорки: тихо – медленно, громче - быстрее)

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

IV . Сообщение темы урока. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Загадка.

- Чтобы перейти к теме нашего урока отгадаете загадку.

Живёт в лесу Артистка.
Известная солистка.
Примостилась на суку
И поёт: «ку-ку, ку-ку»
(Кукушка)
В. Стручков

- Как вы догадались, что это кукушка?

2. Определение темы урока.

- Какое время года наступило?

-Представьте себе, что мы живём в далёком древнем мире, где нет календарей. Как мы узнаем о приходе весны?

Послушайте отрывок из стихотворения Афанасия Фета «Кукушка»

Пышные гнутся макушки,
Млея в весеннем соку;
Где-то, вдали от опушки,
Будто бы слышно: ку-ку.

Афанасий Фет.

- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с творчеством Николая Ивановича Рыленкова.

- Может кто-то из вас уже догадался о ком и о чём будет стихотворение.

Стихотворение будет о кукушке и весне.

- Весна – самое долгожданное время года. Природа стремительно пробуждается от зимнего сна, птицы поют о приходе весны. Поэты часто пишут о весне.

3. Постановка цели задач:

Какие цели мы должны поставить перед собой:

1.Познакомиться со стихотворением Николая Рыленкова.

3. Провести анализ стихотворения.

IV . Актуализация знаний.

1. Прогнозирование по заголовку.

Откройте учебники на странице 232

Прочитайте первую строку в стихотворении и ответьте, о чем может идти речь в стихотворении Николая Рыленкова.

«Весна без вещуньи-кукушки»

Можем ли мы предположить, кто будет главным героем рассказа?

Мы выслушали все предположения, хотите проверить, кто окажется прав?

V . Первичное восприятие текста.

1. Словарная работа

- В первой строке стихотворения поэт называю кукушку вещуньей. Как вы думаете, что означает это слово?

Вещунья - предвестница, предсказательница.

2. Чтение стихотворения учителем под сопровождение музыки.

V I . Проверка первичного восприятия текста.

1. Беседа:

- К какому жанру относится это произведение?

ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ - вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

- Мы правильный сделали прогноз по первой строке стихотворения?

- Понравилось ли вам произведение?

-Какое настроение нам хотел передать поэт?

Беспокойство, страх и одновременно радость, уверенности.

- О какой народной примете вы узнали из этого стихотворения?

Кукушка оповещает, что пришла весна и больше не будет холодов.

2. Кукушкины прогнозы


Очень много в народе предсказаний и примет связанно с кукушкой.

В разгар весны одновременно с ласточками, а то и чуть раньше, возвращаются в наши леса кукушки. К этому времени поля и леса покрываются первой зеленью, появляется много различных насекомых.

О своём прилете кукушка сразу же оповещает лесное население своим голосом. Первое кукование раздается в среднем 2 мая. За полвека наблюдений чаще всего кукушки прилетали в наши места между 28 апреля и 5 мая.

Для сельских жителей прилет кукушки лишний повод погадать о дальнейшей погоде, будущем урожае.

Вот только несколько из множества примет, связанных с этой птицей: «Закуковала кукушка - пора лен сеять», «Кукует кукушка на сухом дереве - к морозу», «Ранняя кукушка, до листа на дереве, - к голоду, неурожаю». Далеко не всегда и не все приметы сбываются, однако авторитет кукушки как прорицательницы и вещуньи до сих пор велик.

VI I .Физминутка

Гимнастика для глаз и позвоночника.

1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд с интервалом 15 секунд.

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (в течение 1 мин.).

5. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

6. Сидя: руки вверх, в стороны, обнять себя руками, наклон назад. (повторить несколько раз) положить руки перед собой

VIII . Вторичное восприятие и анализ текста.


1. Чтение стихотворения по четверостишиям.

А) Жужжащее чтение

Б) Ответы на вопросы по содержанию

В) чтение отрывка вслух.


1-3 четверостишия

-С кем сравнивает поэт березки?

Берёзки-подружки

- Что не смеют сделать берёзки?

Надеть свой зелёный наряд.

- Как ведут себя растения и птицы до прилета кукушки?

Цветы боятся распуститься. Птицы не отлетают далеко от своих гнёзд.

-Почему они бояться, какие неожиданности преподносит погода?

Заморозки, снежок.

4-5 четверостишия

- Прочитайте последние два столбика стихотворения.

-О чем говорит прилет кукушки?

Закончились холода и заморозки. Пришло тепло.

- Какие чувства испытываете вы при чтении этих строк?

-Передайте при чтении радость и торжество, когда весна полностью вступила в свои права


IX . Творческая работа.

1.Самостоятельное упражнение в выразительности чтения стихотворения.

При чтении не забывайте делать паузы, соблюдать интонацию. Прочитайте выразительно, передав настороженность, боязнь природы в начале весны, радость и торжество, когда весна полностью вступила в свои права.

2. Чтение стихотворения под музыку.


X . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Стр. 232, выразительное чтение стихотворения

Вопрос №3 стр. 233

XI . Итог урока.

-С каким стихотворением познакомились?

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Н.И.Рыленкова «Весна без вещуньи – кукушки»…

- Какое настроение у вас появилось после прочтения стихотворения?

-Удалось ли вам добиться целей урока?

XII . Рефлексия. Выставление оценок.

У вас на столах лежать берёзовые листочки. Если урок вам понравился, и было интересно, прошу вас и наших гостей взять листочек и помочь одеть берёзку в зелёный наряд.

Спасибо всем за урок.

- Кукушкины прогнозы

Видео кукушка

Картинки для оформления презентации

Открытый урок литературного чтения в 4 классе

по теме:

Николай Иванович Рыленков

«К Родине»

Учитель: Янушок М.Б.

МБОУ - ООШ №13 п. Черёмухи

Тип: урок изучения нового материала.

Форма урока : фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Цель: формирование понятия «малая родина».

Задачи:

Учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. Учить комментировать и анализировать содержание рассказа, размышлять над авторским отношением к Родине.

Формировать знания детей о Родине, воспитывать уважение и любовь к Родине; воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах; навыки коллективной работы.

Работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.

Оборудование.

Портрет Н.И.Рыленкова;

Карточки со словами;

Конверты с разрезными пословицами для работы в парах (на столах учеников);

СД запись песни “С чего начинается Родина” сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера;

СД запись полонез Агинского «Прощание с родиной»;

Выставка детских рисунков о Родине;

Выставка книг о Родине;

Толковый словарь Ожегова С.И., слайды,

Ход урока.

    Ор ганизационный момент.

Дети стоят и говорят слова: (Слайд 1)

Прекрасно всё на небе,
Прекрасно на Земле,
Прекрасно в нашем классе,
Прекрасно всё во мне.

Ребята, я вижу, что у вас хорошее настроение, давайте поприветствуем друг друга и гостей улыбкой и начнем наш урок (дети садятся).

2. Введение в урок.

А) Проблемная ситуация

Сегодня почтальон принёс нам письмо. А что в нём, давайте узнаем. А там диск, давайте его прослушаем. (СД запись песни “С чего начинается Родина” сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера); (Слайд 2)

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать?
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?

Кто догадается, о чем пойдет речь на уроке?

Тему нашего урока вы узнаете, когда разгадаете ребус.

(К доске прикрепляется карточка красного, синего и белого цвета с определенными буквами, чтобы получился флаг России.)

Р д а и о н

Прочитайте хором, какое слово получилось?

Догадались, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О Родине) (Слайд 3)

Б) Мотивация урока.

На доске слова эпиграфа:

Сколько же их, тропинок, ведущих в родные края?

Хочу начать наш урок со слов японского поэта. Еса Бусон- автор этих строк. (Слайд 4)

Кто из вас, ребята, может ответить на вопрос, который задаёт японский поэт? (ответы детей)

О каких тропинках говорит японский поэт?

1)показ слайдов (приложение).

Какие памятники изображены на слайдах?

Древнегреческий храм. (Слайд 5)

Древнерусский храм. (Слайд 6)

Биг-Бен. (Слайд 7)

Японская гора Фудзи. (Слайд 8)

Почему все эти памятники объединены? Можно обратиться к названию нашей главы.

Д . У каждого человека, где бы он ни жил, есть памятные места, связывающие его с родиной. Каждый японец знает о горе Фудзи, россияне – о православном храме, человек, живущий в Великобритании – о Биг-Бене, греки – о древнегреческом храме и т. д.

3. Сообщение темы урока.

А) Вводная беседа

У. Тропинки бывают разными – это не только железнодорожные или воздушные пути. Сегодня в течение урока мы попробуем отыскать, обозначить так называемые тропинки, ведущие в родные края, попытаемся отдать частичку душевной теплоты русской природе, родной сторонушке, м ы побеседуем о Родине, узнаем, что называют Родиной, продолжим работу над правильным, красивым, выразительным чтением, будем учиться рассуждать.

Ребята, так что же такое Родина?

Родина – это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны.

Родина.1. Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого-нибудь; место возникновения чего-нибудь.

- Родина бывает большая и маленькая. Какую Родину называют большой?

А маленькая родина – это какая?

Каждый человек любит свою малую родину. И куда бы ни забросила судьба, он всегда будет с любовью и нежностью вспоминать о родном крае.

Б) Показ портрета Н. И. Рыленкова. (Слайд 9,10)

Какие сведения вы нашли об этом поэте? (ответы детей).

Я рада, что вам удалось к сегодняшнему уроку собрать столько информации о Н.И.Рыленкове.(слайд 11)

4. Работа с текстом стихотворения Н.И.Рыленкова «К Родине»

Открыли учебник стр.152

1)чтение учителем стихотворения;

2)повторение правил выразительного чтения; (Слайд 12)

Для правильного произношения стихотворения необходима четкая дикция, умение пользоваться диапозоном голоса, его силой, умение выбирать правильный темп. Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к происходящему, вложить душу. Надо потренировать свой голос.

Звуковая разминка:

Скажи погромче слово гром,

Грохочет слово, словно гром. (1 и 2 строчки читать громко)

Скажи потише «шесть мышат»,

И сразу мыши зашуршат. (3 и 4 строчки читать тихо)

3) повторное чтение стихотворения про себя;

Какие картины природы вы увидели?

Как вы понимаете строчки «и всё ускользнёт от беглого взора»?

Объясняет ли это сам поэт?

4) анализ стихотворения (работа по вопросам учебника стр. 152-153)

На доске:

смотреть слушать

всматриваться вслушиваться

1)словарная работа - чтение слов;

Чем отличаются действия?

Давайте, ребята, обратимся к толковому словарю.

Д. Смотреть – направлять взгляд на то, что сразу открывается взору.

Всматриваться – глазами преодолевать какое – то препятствие. (Слайд 13)

То же самое можно сказать о следующей паре слов. Вы были правы!

Почему нужно всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы? (ответы детей).

У .Такая красота медленно проникает в душу человека, постепенно наполняет сердце. И не каждому человеку дано увидеть эту застенчивую красоту.

2) работа в группах по карточкам;

Выберите те глаголы, которые более точно выражают впечатление от картины природы, созданной поэтом?

поражает

ослепляет

завораживает

проникает

захватывает

околдовывает

очаровывает

удивляет

потрясает

Вдумайтесь в смысл каждого глагола перед тем, как дать ответ.

Что нужно человеку, чтобы понять прелесть русской природы?

Д .Уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в её неброских признаках.

Что является тропинкой, ведущей в родные края, для поэта Рыленкова Н. И.?

Что означает понятие «малая родина»?

Д . Это конкретное место, где человек родился и жил, где прошло его детство, школьные годы.

3)составление схемы

- Ребята, давайте напишем ассоциативную цепочку к слову «Родина», которую использовал поэт Н.И.Рыленков. (дети пишут на карточках и прикрепляют на доску вокруг российского флага) .

РОДИНА: холмы, перелески, реки, озера, любовь и т.д.

Как много хороших слов входит в понятие слова «Родина». Все слова указывают на что-то близкое, родное, дорогое сердцу.

- А сейчас я попрошу назвать вас однокоренные слова к слову «Родина».

(Родная, родня, родинка, родимый, родословная, родоначальник, род, …)

-Так что же такое Родина? (Ответы учеников).

(Учитель открывает доску. Выставка рисунков “Родина бывает разная, но у всех она одна”)

Давайте посмотрим, как вы изобразили Родину на своих рисунках.

5. Музыкальная физминутка «Две сестрицы – две руки» (Слайд 14-19)

6. Творческая работа (индивидуально). (Слайд 20)

Звучит Полонез Агинского «Прощание с родиной»

Группа А.

Перед вами текст о вашей « родине». Мне бы хотелось, чтобы вы вставили в него подходящие по смыслу слова:

Я живу в посёлке __________ на улице __________. Наш ________ район славится __________, на которых растут _____, _____,_____. На территории нашей области есть большая река, которая называется ____. В ней водятся ________, ________, _________. Летом там отдыхают люди и туристы из разных уголков__________ области. Я горжусь своей родиной!

Группа Б.

Составить рассказ о малой родине.

7 .Проверка.

А можно этот текст дополнить ещё сведениями о нашем районе? Вот это и будет домашним заданием!

Русские люди всегда любили, защищали и заботились о своей Родине. Они создали много пословиц, поговорок о Родине.

Задание 1. «Собери пословицу» (Слайд 21)

Каждая пара учеников из отдельных слов должна собрать пословицу.

Родина-мать, умей за неё постоять.

Чужбина-калина, Родина-малина.

Человек без Родины – что земля без семени.

Кто за Родину горой – тот истинный герой.

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

8 .Чтение высказываний знаменитых людей о родине (д/з)

9. Знакомство с поэтами – земляками нашего района (Григорий Чубенко, Виктор Колонтаев)- биография (Слайд 22,23)

10. Итог.

Так сколько же тропинок, ведущих в родные края? (Слайд 24)

Давайте перечислим:

Д. железнодорожные, воздушные пути;

-мысли, чувства;

-фотографии;

-картины (произведения искусства);

-здания архитектуры, которые тоже напоминают о родной стране;

-духовно близкие люди;

-письма;

-воспоминания;

- книги.

11. Рефлексия.

А сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свой вклад в достижении цели, поставленной в начале урока.

Ребята, на ваших столах лежат бланки телеграмм разных цветов. Если вы считаете, что вы сегодня на уроке активно работали, прошу опустить в почтовый конверт бланк красного цвета, работали, но не активно – бланк зеленого цвета, были пассивны – синего цвета, предварительно написав от кого данная телеграмма. Затем мы отправим ребятам в клуб «Ключ и заря»

Ребята, спасибо вам за сотрудничество на уроке.

12. Д/З: выразительное чтение стр. 152-153

Серегина Юлия

Работа отражает основные этапы творчества и жизни поэта

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Агибаловская средняя общеобразовательная школа»

Литературоведческое исследование

на тему:

«Вся жизнь в поэзии»

(По творчеству Н.И.Рыленкова).

Выполнила: Серегина Юлия, 10 класс

Руководитель: Серегина Ольга Егоровна,

учитель русского языка и литературы

2013 г.

I.Введение

Я многое делал не так,

Как бы сделал теперь я,

Но делал лишь то,

Что по совести делать я мог.

Н.Рыленков

Данная работа посвящена исследованию жизни и творчества одного из основателей смоленской поэтической школы Николая Ивановича Рыленкова.

Причины, побудившие меня обратиться к данной теме следующие:

  • Актуальность темы;
  • Малоизученность;
  • Интерес к творчеству поэта

Объект исследования – лирика Н.И.Рыленкова

Цель работы : изучение творчества поэта, выявление того, насколько полно отражается биография Рыленкова в его творчестве.

Гипотеза :

Вопрос, направляющий мою работу, будет основополагающим: «Как сердцу высказать себя, другому как понять тебя?» Я умею хорошо декламировать стихи и пытаюсь писать их, но всегда восхищалась теми, кто умеет мастерски владеет «золотым пером». Именно этот вопрос является для меня проблемным, поэтому хочу попробовать выразить себя через поэзию.

Достижение цели предполагает решение следующих задач :

1. Исследовать лирику Н.И.Рыленкова

2. Изучить литературу о поэте.

3. Развить умение анализа лирического произведения.

4. Реализовать свой творческий потенциал.

Методы исследования:

  • изучение литературы ;
  • консультация учителя;
  • обработка информации;

В своих поэтических произведениях Рыленков воспевает красоту и, как мне кажется, скромность природы родного края. Ряд стихотворений посвящен историческим деятелям, композиторам, поэтам, писателям. Эти произведения создают неповторимый образ истории и культуры нашей страны. В творческой мастерской поэта есть стихотворения о войне, о любви.

Я постараюсь отразить некоторые факты биографии поэта, рассказать, как они повлияли на его творчество и какое место нашли отражение в его стихах.

Николай Иванович Рыленков умер в 1969 году (приложение № 1,2), но его стихи, его книги продолжают деятельную жизнь. Рыленковские строки звучат на уроках литературы в школах, на встречах литераторов.

Почему до сих пор не умолкает интерес к творчеству поэта?

Мне кажется, всё дело в его поэзии. Давайте обратимся к его произведениям.

II.Основная часть

Николай Иванович Рыленков родился 2 (15) февраля 1909 года в деревне Алексеевке (народное название Ломня) Тюнинской волости Рославльского уезда Смоленской губернии. Вот что говорит поэт о своей малой родине: «Стояла наша деревня на пологом берегу речки Корчевки, но немножко поодаль, как раз на том месте, докуда не доходила вода во время весеннего паводка. Все улицы были обсажены деревьями – дубами, кленами, но, главным образом, липами, на которых всегда гнездились грачи…» . Глубоко поэтичными кажутся строки, воспевающие родные места (приложение 3) .

Основной жанр в творчестве Н.Рыленкова – пейзажные стихи. Некоторые критики даже упрекали его в таком пристрастии. Но именно в стихах о природе он умел выразить тончайшие оттенки чувств, переживаний, настроений: восторг, печаль, удивление, любовь, раздумье. Поэт открыл в пейзаже средней полосы свойство, не замеченное до него никем, которое выразилось в поэтической формуле «прелесть застенчивой русской природы» (приложение 4) .

Прекрасной сказкой его детства, юности, зрелости стала русская природа в ее разных состояниях.

Великая Отечественная война вошла драматической страницей в историю нашей страны и области в частности.

В стихах, посвященных этим событиям, Н.Рыленков сравнивает Смоленщину с вербой, обожженной грозой (приложение 5) . Обожженным грозой войны оказался и он сам. Поэт Н.Грибачев вспоминал, как он, Рыленков и еще один смоленский писатель, Дмитрий Осин, покидали Смоленск в последнюю минуту, когда город уже горел.

Война разлучила Николая Ивановича Рыленкова с семьей, но поэт постоянно вспоминал близких людей: своих дочерей, Наташу и Иру, жену, Евгению Антоновну Рыленкову. Единственным, хотя и ненадёжным, способом общения с родными остаются письма (приложение 6) .

В конце 30-х годов, не оставляя работы над лирикой, поэт обратился к героическому прошлому Смоленска, под стенами которого не раз решались судьбы России.

«Увлечение историей, изучение старинных хроник и летописей, легенд и сказаний, связанных с хорошо известными мне местами, открывало мне самые глубинные источники славянской речи, обостряло чувство слова, помогало преодолеть робость перед канонами условно поэтического языка. Но все это не только освежало язык моей лирики, а и расширяло ее горизонты, делало для меня ощутимой связь времен», - писал Рыленков в своей автобиографии .

Поэт считал, что в поэзии, в том числе и в лирике, не может быть глубокого чувства времени без чувства истории (приложение 7).

Он рано осознал, что его родная земля имеет за плечами трудную и славную историю. Холмы, башни, стены, соборы Смоленска овеяны преданиями о патриотическом прошлом.

С особой силой талант поэта раскрылся в его любовной лирике.

«Пятое время года» - так называется сборник Рыленкова шестидесятых годов. А что это за пятое время года? Разве такое бывает? Пятое время года – это жизнь души человека, а она не всегда подчиняется календарю: на улице стужа, а у тебя в душе весна; на улице солнечно, а в душе пасмурно. Или вовсе сто погод на душе: и смешно, и горько, и тревожно, и радостно одновременно. Пятое время года – это любовь в душе человека. У Н.Рыленкова много стихов о любви, хотя он и не часто употребляет это слово, как бы стыдится его. Но изображение состояния человека таково, что мы из коротких строк понимаем и душевную рану, и грозу, пронесшуюся или ожидаемую, и восторг, и смятение, и первый поцелуй, и робкое признание (приложение 8) .

Примечательно то, что любовь и нежность к любимой передается в стихотворениях так, что она неразделима с любовью к родной стороне. Лирический герой имеет право сказать:

А о том, как близка ты мне, как дорога,

Ты в стихах об отчизне прочтешь.

Выводы

Поэзия Николая Рыленкова дарит нам прекрасные стихи о любви, приоткрывая тайну этого чувства.

Поэзия Николая Рыленкова в лучших своих образцах несёт нам аромат поля и луга, звон лесного ручья и шелест придорожного татарника, журавлиный крик осенних перелесков и деловитое бормотанье весенней реки.

Поэзия Николая Рыленкова несёт нам образ Родины. Она помогает душе очнуться от беспамятства, открывает слуху голоса живой жизни, а глазам дали родного пространства.

Поэзия Николая Рыленкова способствует сохранению в нас отечества и поэтому вправе рассчитывать на наше внимание и нашу любовь.

Заключение

Всю жизнь влечет вперед круговорот времен,
Зимою ждешь весны, весною просишь лета.
И говоришь всегда, часов заслышав звон,
Что песня лучшая твоя еще не спета.
Николай Рыленков

Я даже не задумываюсь, какое место в поэзии занимает Рыленков,- он мой земляк, и этим всё сказано.

Завершая круг своего развития, Николай Рыленков мыслью обращается к тем же далям и тем же людям, с которыми было связано начало его поэтической судьбы. Адрес его поэзии остался неизменным. Слово его не меняло прописки. «Я всегда с благодарностью буду вспоминать часы и дни праздничных встреч с друзьями на берегах Байкала или у подножья снежных вершин Кавказа, но обдумывать пережитое приеду на берег какой-нибудь безымянной речки в глубине Смоленщины. Чтобы проверить себя, чтобы собраться с мыслями, мне всегда нужно было побродить по заросшим иван-чаем берёзовым опушкам, посидеть с косарями у догорающего костра, послушать доносящиеся издалека девичьи песни», - писал поэт .

Поэзия – это светлый миг и неисчерпаемый источник, который как в сказке, напоит «живой водой» всех, кто прикоснётся к нему. Она дарит нам наслаждение, воспитывает светлые чувства, учит любить и понимать жизнь. Да, на волнующий меня вопрос: «Как сердцу высказать себя, другому как понять тебя?» - я, действительно, нашла ответ. Люди, дарите всем - поэзии светлый миг - любимые строчки любимых авторов. Я дарю вам мои любимые строки, которые когда-то подарил всем Николай Иванович Рыленков (приложение 9).

Литература


1. Великая Отечественная война в творчестве А. Т. Твардовского, М. В. Исаковского, Н. И. Твардовского. Смоленск, 1989 г.

2. Звездаева В.И. Николай Рыленков. Издательство «Современник», Москва,1987год

3. Меркин Г.С. Лирика Н.Рыленкова. Смоленск 1971 г.

4. Рыленков Н.И. Избранная лирика (1926-1964). М., Московский рабочий, 1965г.
5. Рыленков Н.И. Сказка моего детства. Повести. Стихи. Второе издание. Рис. Ю.Игнатьева. М., «Дет. лит.», 1976.

6. Рыленков Н.И.. Стихотворения и поэмы. Издательство «Советский писатель», 1981г.

7. Рыленков Н. И. Стихотворения (1924-1969). М., Советская Россия, 1988

8. Смоленск. Краткая энциклопедия. Смоленск, 1994 г.

9. Творчество М. В. Исаковского, А. Т. Твардовского, Н. И. Рыленкова в конспекте русской и мировой культуры - издательство СГПУ, Смоленск – 2000год.

Приложение 1

Биография

Родился в крестьянской семье.

В 1926 окончил школу в Рославле, тогда же опубликованы его первые стихи. Работал сельским учителем.

Окончил факультет литературы и языка Смоленского педагогического института (1933), в том же году вышел первый сборник стихов.

Участник Великой Отечественной войны 1941-1945.

Член КПСС с 1945.

Член правления СП РСФСР с 1958, секретариата СП РСФСР с 1965.

Творчество

Печатался с 1926.

Первая книга стихов - «Мои герои» (1933). Автор сборников «Берёзовый перелесок» (1940), «Синее вино» (1943), «Книга полей» (1950), «Рябиновый свет» (1962) и др., нескольких поэм.

Скончался Н.И. Рыленков 23 июня 1969 года, похоронен в Смоленске на Братском кладбище. Могила на центральной аллее.

Награды

Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Приложение 2

***
Все в тающей дымке -
Холмы, перелески...
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

На опушке зной замешен густо,

Есть у зайцев заячья капуста,

Ежевика зреет у ежей.

Дождались малиновки малины,

В журавине бродят журавли…

Приложение 3

…Позови тут детство с луговины,

И оно откликнется вдали!

Куда ни посмотришь - родные,
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.
Не ты ли меня окружила
Простором лугов и полей,
Не ты ли меня подружила
С задумчивой музой моей!
Не ты ль полновесного слова
Открыла мне все закрома...
Я знаю - за это сурово
С меня ты и спросишь сама!
Не раз к твоему придорожью
Приду я от песенных рек,
Чтоб даже нечаянной ложью
Тебя не унизить вовек.
Так спрашивай строже - отвечу
За все: за подруг и друзей,
За самую краткую встречу
С задумчивой музой моей.
За песни, которым впервые
Внимают родные края...
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя!

Приложение 4

Я рос лицом к лицу с родной природой,

Почти с рожденья подружившись с ней.

Замшелый пень, как дед сивобородый,

Рассказывал мне были давних дней.

В чащобах, не давая заблудиться,

Среди лесной дремучей ворожбы

По ягоды меня водили птицы,

А белки – по орехи да грибы.

Но там, где каждый шорох что-то значит,

Все услыхать и разгадать сумей.

От нас природа тайн своих не прячет,

Но учит быть внимательнее к ней!

***
У наших зим – особенная прелесть:
Под вечер успокоится пурга
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожженные снега.
Сидит ворона на дубу жар-птицей,
Стоят оградой терема – леса,
И, кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой сказке, чудеса.

***
Всегда задумчива, скромна,
Как верба у ручья,
Моя родная сторона,
Смоленщина моя.

Обожжена, как верба та,
Не раз грозой была.
Казалось: нету ни листа,
А смотришь - ожила!

Шумит, как прежде, зелена,
Вчерашний вздох тая,
Моя родная сторона,
Смоленщина моя.

Я на твоих просторах рос,
Лелеял все мечты,
О, дай мне сил, чтоб после гроз
Я оживал, как ты!

Куда ни посмотришь - родные,
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.

Приложение 5

Не ты ли меня окружила
Простором лугов и полей,
Не ты ли меня подружила
С задумчивой музой моей!

Не ты ль полновесного слова
Открыла мне все закрома...
Я знаю - за это сурово
С меня ты и спросишь сама!

Не раз к твоему придорожью
Приду я от песенных рек,
Чтоб даже нечаянной ложью
Тебя не унизить вовек.

Так спрашивай строже - отвечу
За все: за подруг и друзей,
За самую краткую встречу
С задумчивой музой моей.

За песни, которым впервые
Внимают родные края...
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя!

Приложение 6

Писать всю ночь письмо. Писать, ещё не зная,

Сумеешь ли послать. И всё-таки писать.

Для самого себя. Поймёшь ли ты, родная,

Что я хотел сказать?.. Нет, спутался опять!


Писать всю ночь письмо. Писать, не ожидая,

Что твой ответ придёт. И всё-таки писать.

Так вызывать тебя в разлуке мог всегда я

И верю, что теперь ты явишься опять.

«Письмо»

Приложение 7

Я преданий суровое прядево

Разбирать нить за нитью привык.

Мне достался от дедов и прадедов

Ключ к их тайнам – мой русский язык.

С ним в погоду и в непогодь лютую,

За работой встречая зарю,

Что запутано было – распутаю,

Что туман укрывал – озарю.

Приложение 8

У любви серебряное горло,

Вижу - руки ты ко мне простёрла

И зовёшь... Не надо, не зови.

Дай забыться хоть на миг единый,

Снов моих заветных не тревожь.

Разве чем-нибудь на лебединый

Разве ты не чувствуешь, что дымом

Я пропах у роковой черты?

Что с таким суровым, нелюдимым

Будешь делать, ласковая, ты?

Но опять мне в грохоте и вое

Ты такой мне стал дороже вдвое,

Я тебя такого и зову.

Тебя забыть? Ты думаешь, так просто

Тебя забыть, сердца разъединить,

Как в раннем детстве, досчитавши до ста,

Заснуть, порвав дневных событий нить?

Какая ты наивная! Какая

Смешная ты! Да у меня в ушах

Стучится в сердце мне твой лёгкий шаг.

Ты по ночам, повелевая снами,

Ко мне приходишь, горячишь мне кровь

И всё, что вместе пережито нами,

Передо мной развёртываешь вновь.

И всё теперь мне дорого. Я даже

Размолвки наши горем не зову!

Проснувшись, я ищу тебя: когда же

Тебя увижу снова наяву?..

Я буду лучше, чем тогда. Не здесь ли

Копил я нежность, ото всех тая?

Ну как же я тебя забуду, если

Ты - это я? Ты - молодость моя!

Но приказало время: всё изведай!

Пусть выступает в письмах кровь из строк.

Нам обусловлен на войне победой

И срок разлуки и свиданья срок.