Какими путями шло заселение урала кратко. Практическая работа по формированию новых знаний "Этапы заселения и хозяйственного освоения Урала"

Общепринятое описание освоения Урала начинается с оценки похода Ермака. Кто явился инициатором похода? Какова была цель? Какова роль правительства в организации и проведении похода? Получали ли Ермаковцы государственную поддержку? В течение какого времени был совершен подвиг, о котором мы, живущие через 430 лет, не забываем?

В произведениях устного народного творчества - конце XVIII и начале XIX вв. был опубликован рукописный сборник народных песен, былин, в том числе и о Ермаке, собирателем которого предположительно называют русского фольклориста XVIII века Киршу Данилова - инициатором похода показываются казаки - дружинники.

О покорении Сибири Ермаком Тимофеевичем существует несколько летописей, среди которых:

  • - Самая древняя и признанная всеми более правдивой - Есиповская, написанная донским казаком, сподвижником Ермака, как он сам себя называет, Саввою Ефимовым. Летопись эта окончена в1636 году, когда автору ее было около 80 лет; Казачье «написание» - краткая «скаска» еще живших в Тобольске в 1623 году участников похода - легло в основу Синодика ермаковым казакам - специальной церковной службы, прославлявшей казаков, погибших в Сибирском походе. Синодик стал в дальнейшем одним из источников Есиповской летописи, составленной в 30-е годы XVII в. дьяком Тобольского архиепископского дома Саввой Есиповым. В ней присоединение Сибири было представлено как воплощение «божьего промысла», отвечавшим государственным и царским интересам.
  • -Строгановская, написанная около 1600 года, которой больше всего придерживался Карамзин. В Строгановской летописи на первый план выдвигалась роль промышленников Строгановых в организации похода Ермака. «Строгановы выхлопотали себе царскую грамоту «поступать военной рукою « не только с ближними неприятелями, но и с дальними сибирскими врагами, причем им жаловались земельные угодья в царской «отчине» за Камнем (Уралом). В своих городках-острогах у них уже был давно сформирован набор ратных людей, обученных городовому и воинскому делу. Для Строгановых, мечтавших о «подъеме в Сибирь», такой человек был находкой, и поэтому Строгановы «бросили клич», на который откликнулся Ермак (по некоторым источникам- Токмак) Казаки и Ермак- исполнители воли Строгановых. Особенностью этой летописи было привлечение в качестве документальных подтверждений данной версии материалов вотчинных архивов Строгановых, Синодика Ермаковым казакам и повести начала XVII века «О Сибири»(3).
  • -В Кунгурской летописи (найденной в 1703 г. С.У. Ремезовым, тобольским служилым человеком, историком, географом, архитектором в Кунгуре) написано, что «промчеся воровской слухъ» про «Заворуя Ермака, который имея «спех и храбрость смлада», своевольными вои храбрствовал во единство сердца и вседушко»,- воевал персидские бусы на Хвалынском море, зорил русских купцов и даже «шарпал царскую казну на Волге.» Опираясь на предания казаков дружины Ермака, авторы Кунгурской летописи именно их считали инициаторами похода и с восхищением писали о порядках в казачьей дружине. С.У. Ремезов создал свою «Историю Сибирскую», в основе которой лежат летописи Есиповская, Кунгурская, русские и татарские предания и документы. В ней содержатся сведения о народах Урала и Сибири.(4)
  • - Краткая Сибирская летопись Спасского, изданная в 1820 году. Им же была осуществлена публикация «Чердынские юридические древности»
  • - Латинская, относящаяся к концу ХVІІ века. Летопись эта хранится в Императорской Публичной Библиотеке и в 1849 году переведена на русский язык Небольсиным;
  • - Новая летопись, составленная в конце ХVІІ или в начале ХVІІІ в.в.;
  • - Опросы в 1621 году первого Тобольского архиепископа Киприана оставшихся в живых сподвижников Ермака о покорении ими Сибири и о всех обстоятельствах похода;
  • - В Бузуновском летописце,(«Сказания Сибирской земли», найденные А.А. Дмитриевым) также основанном на устных преданиях о Ермаке, содержится версия об уральском происхождении Ермака- Василия Тимофеевича Аленина, родившегося в одной из Строгановских вотчин на реке Чусовая(5), по другим сведениям, введенным в научный оборот Е.К. Ромодановской, он родился в Сольвычегодской части Строгановских владений в с. Борок на Двине.)
  • -В дипломатических документах конца XVI века отражен официальный взгляд на поход - казаки в них также являются исполнителями царской воли. Ни о Ермаке, ни о Строгановых упоминаний в них нет.

Исторические летописи являются ранними историческими произведениями. В них рассматриваются причины, ход, результаты освоения края русскими, даются оценки роли различных общественных сил в этом процессе. Освоение Урала и Сибири продолжили изучать Татищев В.Н., государственный деятель и ученый, главный управитель уральских заводов (1720-1722, 1734-1737гг.), начавший систематическое изучение рукописных хранилищ Урала в Чердыне и Соликамске. Среди других ценных летописей он приобрел в Далматовском монастыре «Летопись ротмистра Станкевича», содержавшую сведения об освоении Урала в 16--17вв.. В трудах Татищева не только некоторые летописи, но и акты официального делопроизводства, законодательные акты.

В конце 30-40-х годов XVIII в. на Урале работал второй отряд Камчатской экспедиции под руководством ученых - натуралиста И.Г. Гмелина и историка Г.Ф. Миллера. Миллер обследовал архивы Чердыни, Верхотурья, Туринска и собрал ценнейшие документальные свидетельства русского освоения Урала и Сибири, использованным им позже при создании «Истории Сибири». Присоединение Урала и Сибири Миллер считал завоеванием, использование природных богатств - государственным делом. А коренные народы считал народами, находившимися в полудиком состоянии. Он первым заинтересовался вопросами этногенеза народов Урала и влиянием русской колонизации на нерусские народы. Он считал, что только благодаря русским феодалам, купцам и церкви местные народы Урала приобщились к христианству и цивилизации.

О колонизации Урала упоминается в работах Соловьева С.М., Ключевского В.О., который назвал характер развития России - «колонизующийся». Крупным исследователем колонизации Урала был историк и археограф Дмитриев А.А. Изучая данные переписных книг XVI - XVII веков, богатый актовый материал, местные летописи, считал, что экономическое развитие Урала XVI - XVII веков зависело от освоения края, в котором главную роль играла не правительственная, а крестьянская и посадская колонизация. Он исследовал пути проникновения русского населения на Урал, происхождение первопоселенцев, эволюцию местных органов управления в ходе освоения земель и т.д. Им были выделены периоды в истории Урала, которые он связывал с этапами колонизации: Новгородский, Московский. Словари И.Я. Кривощекова, посвященные колонизации, содержали сведения о сельском хозяйстве и крестьянстве.

Трапезников В.Н. считал главной причиной переселения на Урал закрепощение крестьян и классовую борьбу, а основной движущей силой - крестьянство и посадских людей. Утверждал, что русские люди появились на Урале задолго до Строгановых, рассматривал роль монастырей.

В советский период культурным значением колонизации Среднего Урала в разной мере занимались: П.С. Богословский, А.А. Савич, А.П. Пьянков, А.А. Введенский, В.И. Шунков, А.А. Преображенский, В.А. Оборин(заселение и освоение Среднего Урала в ХI- XVIII в.) и др.. В.А. Оборин исследовал наряду с письменными источниками археологические и этнографические, что позволило ему сделать вывод о том, что пашенное земледелие коренного народа (удмуртов и коми-пермяков) существовало задолго до прихода русских. Близость хозяйственного уклада и общественного строя пришлого населения и коренного способствовало заселению и освоению среднего Урала представителями более 15 народностей Урала. Оборин рассмотрел три важнейшие формы колонизации края: крестьянскую, посадскую, монастырско -церковную, и их взаимодействие с правительством. Изучению истории культуры Урала посвящены работы П.С. Богословского(1927г.), Н.Н. Серебрянникова (о пермской деревянной скульптуре), В.В. Данилевского, В.С. Виргинского, В.А. Каменского и др.(6)

В настоящее время в работах В.В. Пундани, В.В. Менщикова разрабатывается тема колонизации Урала.

Известное нам самое первое упоминание о Урале относится к ок. 90г.- 160г.до н.э. На карте древнегреческого ученого Птолемея (под названием Риммейские (Рифейские) горы показаны Уральские горы. Выделяют Северный, Средний и Южный Урал. Средний Урал не отличается высотой, по его территории протекают две большие реки - Чусовая и Исеть.

По данным письменных источников, в VII-V вв.до н.э. на данной территории проживали племена фассагетов, иирков, исседонов, аримаспов, аргиппеев, которые обладали многочисленными стадами животных и сами были отличными всадниками. Над горами летали мифические грифоны - крылатые звери, охранявшие золото(Аристей, Геродот) В русских летописях ХI-ХII в. среди племен, проживающих на данной территории называются пермь, самоядь, югра. В летописях ХIII в. - древние венгры, позднее - племена иткульской культуры (самый известный памятник этой культуры- у города Полевской на горе Думная, металлургический центр, который, вероятно, снабжал продуктами своей деятельности скифо-сарматские племена). В дальнейшем на Урале этнические процессы протекали однотипно, характерным было вливание разных по происхождению и численности этнических групп, особенно во время Великого переселения народов. В настоящее время Урал - уникальный этнический и социокультурный регион, в котором проживают представители более 100 национальностей (коренных и мигрантов эпохи первой волны русской колонизации, петровского заселения, столыпинских реформ, периода революций и гражданской войны, сталинской коллективизации, ударных строек, репрессий и т.д.)(7)

Таким образом, история заселения и освоения Урала уходит вглубь тысячелетий. О тех временах говорят археологические находки. Верно то, что, находясь на пересечении дорог из Азии в Европу, на границе между степью и лесом, регион являлся местом пересечения многих миграционных потоков. На протяжении тысячелетий через эти земли прошли сотни племен и народов. К X-XV вв. местное население частично освоило территорию Урала. В сохранившихся летописных документах нет твердого ответа на вопрос об инициативе. Темой колонизации Урала занимались и занимаются многие историки.

Существуют разные точки зрения о времени первого знакомства русских людей со Средним Уралом: XIV, XV или XVI столетия. С Северным Уралом, приуральской югрой - первое достоверное свидетельство принадлежит богатому новгородцу Гюряте Роговичу в конце XI века(1092г.)(8) «Русское продвижение на Урал началось в XI веке, и было первоначально проявлением частной инициативы новгородских, затем московских торговых людей, промышленников, приобретавших у местного, аборигенного населения пушнину в обмен на русские товары. На путях их движения возникали поселения- слободки, зимовье, городки. Шли на Восток и христианские миссионеры.» (9)

Отряды, посланные московскими великими князьями, долго не задерживались: добыв драгоценную пушнину (дань с местного населения), уходили домой, на Русь. В конце XVI в. русские крестьяне стали проникать на земли Зауралья, в верховья реки Исети. «Не случайно русский человек начал уходить за Рифейские горы с давних мест обитания достаточно активно после похода Ермака. Кроме обострения социальных противоречий между «верхами» и «низами» русского общества, раскола русской церкви, роста плотности населения в Европейской России, начинавшегося «земельного утеснения», причиной продвижения русских людей за Урал было стремление найти там более благоприятную природную и социальную экологию.

Уходивший за Урал человек, искавший там «земли и воли», нашел здесь «дебрь плодовитую и скотопитательные места пространные зело, реки пространные зело, в их же воды сладчайшие и рыбы различные множество» Это были природные богатства, почти нетронутые людьми. Здесь не было крепостного права.) (10)

Существует версия, что «первыми заселенцами реки Урал были люди, бежавшие от кровавого царствования Ивана Грозного. Около 1559 года наплыв бежавших на Волгу усилился: шайки, состоящие из них, жили грабежами и разбоями. В 1577 году для разгона этих шаек был послан отряд Ивана Муранкина, который своими удачными действиями заставил их бежать, кого в Сибирь (Ермак), кого на Терек (гребенские казаки), кого на реку Урал.Дмитрий Володихин, кандидат исторических наук, в своей статье «Тысяча миль за полтора года», утверждает, что русские воинские люди бывали в Сибири, «брали там ясак, проповедовали Христову веру. На какое-то время сибирские татары оказывались даже в вассальной зависимости от Москвы, притом задолго до Ермака. Но все эти временные достижения не принесли России никакой пользы, помимо репутации сильного и упорного противника»(11).

Становится очевидным, что заселение и освоение русскими края, находящегося «встречь солнцу», было нереальным без создания достаточно эффективной военно-административной системы.

Краткий обзор истории Урала с древнейших времен и до XX века.

Каменный век на Урале

Палеолит

Заселение территории Урала древним человеком началось во времена раннего палеолита – 300-100 тысяч лет назад. Климат в то время был более мягким и теплым, что способствовало расселению людей. Было два направления переселения: одно – из Средней Азии, второе – с Восточно-Европейской равнины, Крыма и Закавказья. Ученые это определили по сходству орудий труда.

Самые ранние стоянки древнего человека на Урале – Мысовая (республика Башкортостан) и Ельники II (Пермский край). На стоянке Ельники II были обнаружены кости трогонтериевого слона, что позволило датировать памятник. Также к раннепалеолитическим памятникам относятся Ганичата I и II, Борисово, Слудка, Тупица, грот Большой Глухой на реке Чусовой и другие.

К среднему палеолиту (200–40 тысяч лет назад) относят археологические памятники Богдановка (Челябинская область) и Пещерный Лог (Пермский край). В верхнем (позднем) палеолите (40-10 тысяч лет назад) человек появился даже на Приполярном Урале (стоянка Бызовая), также известны памятники Медвежья пещера и Гарчи I на Северном Урале , стоянка им. Талицкого и Заозерье на Среднем Урале и Горново V на Южном Урале . К концу верхнего палеолита относят уникальные памятники пещерной живописи в Каповой и Игнатьевской пещерах (14-13 тысяч лет назад).

Орудия труда люди в то время изготавливали из камня – кварцита, яшмы, кремня. Путем сколов гальки получали орудие под названием чоппер (чоппинг) или рубило. Также из камня делали скребла для обработки шкур, скобели для обработки дерева. Позже стали изготавливать нуклеус, с которого скалывали тонкие пластины, использующиеся в качестве сборного режущего инструмента.

Древние люди выживали с помощью охоты. Добытые шкуры и кости использовались для строительства жилища. Также собирали ягоды и коренья.

Мезолит

В эпоху мезолита (9-7 тысячелетие до н.э.) началось массовое заселение Урала. К тому времени сформировалась современная речная сеть. Многочисленные мезолитические памятники найдены в бассейнах рек Кама , Уфа , Белая , Тура, Исеть, в верховьях Урала. Люди изобрели вкладышевые орудия труда, лук, стрелы, лыжи, сани, лодки. Жили в полуземлянках, шалашах или чумах. В эпоху мезолита появилось первое домашнее животное – собака (кости двух особей найдены на Кокшаровско-Юрьинской стоянке). В то же время вымерли многие крупные животные: мамонт, шерстистый носорог и другие. Помимо охоты и собирательства, древние люди освоили рыболовство.

К этому периоду относятся святилища в камне Дыроватый на Чусовой и на горе Голый камень .

Богатая коллекция орудий собрана на Шигирском торфянике в Свердловской области. Самая уникальная из тех находок - Шигирский идол, древнейшая деревянная скульптура в мире.


Неолит

Это была последняя стадия каменного века (6-4 тысячелетие до н.э.). В это время климат на Урале (теплый и влажный) был наиболее благоприятен для растительности и животного мира, распространялись леса. В неолите человек освоил изготовление глиняной посуды. Благодаря различным орнаментам на посуде археологи различают археологические культуры и датируют памятники. Появились и новые технологии обработки камня: пиление, сверление, шлифование. Появились каменные топоры, тесла, долота, стамески. Стали строиться большие жилища из бревен.

Из-за различных природных условий (тайга, лесостепь, степь) появилась разница в развитии древних культур Южного, Среднего и Северного Урала. В неолите началось разделение финно-угорского языка и формирование этнической основы современных уральских народов .

Энеолит (медно-каменный век)

Переходная эпоха от неолита к бронзовому веку (III тысячелетие до н.э.). Климат в это время стал более прохладным. Увеличивается неоднородность развития населения разных районов Урала. На Южном Урале уже начала осваиваться металлургия. Самый ранний металлургический очаг связан с Каргалинскими медными рудниками (Оренбургская область). Ранние металлические орудия получали методом ковки, хотя основным материалом для орудий труда по-прежнему являлся камень. Возникло искусство резьбы по дереву (образцы сохранились в Шигирском и Горбуновском торфяниках).

В южной части Урала появилось скотоводство. Происходит одомашнивание лошадей.

В эпоху неолита–энеолита была сделана большая часть писаниц на прибрежных скалах на реках Вишера , Тагил , Тура, Реж , Нейва , Ирбит , Исеть, Серга , Уфа , Ай , Юрюзань, Зилим, Белая. Они отражают мифологические мировоззрения древних людей, воспроизводят ритуальные сцены. К этому времени относится и необычный памятник-святилище Савин в Курганской области.

Бронзовый век

Во II тысячелетии до н.э. на Урале началось массовое освоение металлургии бронзы, из нее изготовляли орудия труда, оружие, украшения. Полученный в результате плавки металл разливали в литейные формы или подвергали ковке.

На Южном Урале медь добывали главным образом на месторождениях Таш-Казган, Никольское, Каргалы. Изделия из бронзы широко распространяются, укрепляются торговые связи.

На Южном Урале возникла так называемая «Страна городов», самые известные из поселений которой – Аркаим и Синташта. Считается, что там изобрели боевые колесницы и разработали тактику колесничного боя.

Бронзовый век на Урале вмещает много археологических культур. Передвижения населения приводили к смешению, а то и к исчезновению ряда групп.

В то же время в бронзовом веке увеличивалась неравномерность развития населения разных археологических культур. В степной и лесостепной зоне развивалось пастушеское скотоводство, а возможно и земледелие. На севере лесостепной и юге лесной зоны жители сочетали охоту, рыболовство, скотоводство, земледелие. В таежных и тундровых местностях развивалась охота и рыболовство.

К эпохе бронзы относится сейминско-турбинский транскультурный феномен – случайные находки в лесном Зауралье и памятники с этими находками, отлитыми по новой технологии тонкостенного литья с использованием сердечника. След этого феномена тянется с Алтая, через Урал, Поволжье, Карелию.

У населения бронзового века сложился культ умерших. В степной зоне начали появляться курганные могильники, а в лесной – грунтовые. По вещам, которые клали рядом с умершим, можно понять, чем он занимался и какое положение занимал в обществе.

Железный век

Постепенно люди освоили изготовление орудий труда и оружия из железа. Такие изделия были значительно прочнее бронзовых, их можно было затачивать. Происходит разложение первобытно-общинного строя и переход к классовому обществу.

Историки делят железный век на два этапа: ранний железный век (VII век до н.э. – III век н.э.) и поздний железный век (с III века н.э. до начала II тысячелетия н.э.). В начале эпохи железные изделия появлялись только в приуральских степях у кочевых племен савроматской культуры. В лесостепной и на юге таежной зоны изделия из железа появились не ранее V-IV веков до н.э. и были связаны с иткульским и ананьинским очагами цветной металлургии и металлообработки.

Из-за похолодания в эпоху раннего железного века и как следствие сокращения пищевых ресурсов в степной части Южного Урала возникает полукочевое и кочевое скотоводство. Во второй половине I тысячелетия до н.э. начинается потепление и установление более сухого климата, в результате чего кочевники продвигаются на север, в уральские лесостепи. На Южном Урале сформировалась самобытная савроматская культура, которую затем сменила сарматская культура. Главным источником для их изучения стали курганы.

Из-за угрозы военных нападений с юга строятся городища – укрепленные поселения. Формируется пушной торговый путь, связавший юг и север. В это время возникает пермский звериный стиль (медные литые изображения животных, птиц, людей), появляются святилища-костища.

В позднем железном веке случилось Великое переселение народов – передвижения племен в II-VI веках н.э. Все началось с продвижения кочевых степных племен, которые подтолкнули к перемещениям лесостепных и даже лесных племен Зауралья и Приуралья. В это время возник башкирский народ, произошло формирование современных народов Урала. В VI-XII веках пришло время стабилизации уральских обществ и оформления племенных союзов.

Средние века (X- XVII вв.)

Новгородские купцы и вольные ушкуйники стали первыми из русских людей, проникшими на Урал. Они меняли у «югры» (предков хантов и манси) свои товары на пушнину, а также взимали дань. С XII века такие походы на Урал и в Северное Зауралье стали регулярными.

Однако русскую колонизацию Урала в этот период сдерживало противодействие Волжской Булгарии. Решающее значение оказало монгольское нашествие, покорившее племена бассейна Оби и Иртыша, башкир, южных удмуртов, разгромившее Булгарию. В конце XIII – XIV веке часть булгар и кочевников-половцев переселилась на территорию Приуралья.

Со временем Пермь Великая перешла в руки московских князей и вошла в состав Русского государства. В этот период для укрепления позиций Москвы в Прикамье развернули деятельность православные миссионеры. Они уничтожали языческие святилища и обращали местные народы в православие.

Начался процесс переселения манси с западного склона Урала на восточный. Этот процесс усилился, когда началось массовое переселение на Урал крестьян из Поморья. К XV веку жившие на реках Конда, Пелым и нижнем течении реки Сосьва манси объединились в Пелымское княжество, центр которого был в Пелымском городке близ слияния Пелыма с Тавдой.

Время от времени совершались набеги на русские земли. Во время одного из них, в 1481 году, погиб великопермский князь Михаил, был уничтожен ряд населенных пунктов. Москва так же организовывала военные походы в Зауралье (в частности, в 1465, 1483, 1499 годах). Югра присоединилась к Москве, однако подданство не было прочным.

В XIV веке у сибирских татар зародилась своя государственность. Возникло Тюменское ханство с центром в городке Чимги-Тура (позже на этом месте возникла Тюмень). Позже оно расширилось и стало Сибирским ханством со столицей в городке Сибирь, или Кашлык (близ современного Тобольска). Татары настраивали манси против русских, да и сами устраивали набеги.

Разгром Иваном Грозным в 1552 году Казанского ханства привел к добровольному вхождению в состав России основной части Башкирии.

В освоении Среднего Приуралья большое значение оказал род Строгановых. Основатель рода Аника Федорович Строганов в 1558 году попросил разрешение заниматься солеварением на реке Каме, обязавшись взамен оборонять земли от набегов и основывая укрепленные городки. Царская грамота пожаловала Строгановым обширные земли от устья Лысьвы до устья Чусовой. Позже строгановские владения стали еще больше. Население Прикамья стало быстро увеличиваться, возникали новые населенные пункты.

Из коренных народов Урала к XVI веку наибольшую численность имели народы Приуралья – башкиры, коми-пермяки, удмурты, меньше было представителей народов Зауралья – манси, хантов, сибирских татар.

В 1570-е годы Сибирское ханство во главе с ханом Кучумом совершало набеги на строгановские городки. Для борьбы с ними Строгановы наняли волжских казаков во главе с атаманом Ермаком . Так начался знаменитый поход Ермака, «взявший Сибирь».

Поход Ермака. Картина П. Шардакова. Этнопарк истории реки Чусовой

На реках Урала и Зауралья стали появляться русские города и остроги, Урал все более активно осваивался русскими. Первое время за Урал попадали речным путем. В 1597 году началось строительство первой сухопутной дороги через Урал, разведанную крестьянином Артемием Бабиновым. Дорога получила название Бабиновской. В 1598 году возник город Верхотурье .

Освоение Урала постепенно шло с севера на юг. На реке Яик (Урал) появился ряд казачьих поселений.

В XVII веке русская колонизация Урала приобрела массовый характер. В основном крестьяне и посадские люди Русского Севера переселялись на Урал по доброй воли, но были и те, кого отправляли по царскому указу.

Большинство населения Урала принадлежало к крестьянству. Например, в последней четверти XVII века таких было около 80%. Примерно 60% из них должны были платить в казну денежный или хлебный оброк (черносошные крестьяне). В строгановских вотчинах жили крепостные крестьяне, которые несли как оброчные, так и отработочные повинности.

В XVII веке основным занятием населения Урала было сельское хозяйство. Главными культурами были рожь и овес, хотя также сеялись ячмень, пшеница, полба, гречиха, горох, просо.

Тогда же, в XVII веке, на Урале начали появляться первые небольшие заводы. В 1631 году на реке Нице (территория Свердловской области) возник первый казенный железоделательный завод (Ницинский). Железо получали сыродутным способом в четырех небольших домницах. Работать на заводе обязали крестьян, отрабатывавших заводскую повинность. Через полвека завод закрылся.

Находки с Ницинского завода. Музей истории и археологии Среднего Урала

В 1634 году заработал Пыскорский казенный медеплавильный завод (Пермский край), проработавший до конца 40-х годов. В 1640 году возник казенный железоделательный завод (Красноборский) и на реке Вишере в Чердынском уезде, однако из-за истощения руд и он проработал недолго.

В 1669 году на реке Нейве возник частный железоделательный завод братьев Тумашевых (закрылся в 1680 году). Свой небольшой завод был и во владениях Далматовского монастыря, на реке Железнянке при ее впадении в Исеть.

Однако лучше всего в то время было развито солеварение. Крупнейшим солеваренным центром страны была Соль Камская (Соликамск) .

Новое время (XVIII – XIX вв.)

Первая четверть XVIII века ознаменовалась административными реформами Петра I. В то же время на Урале начали возникать заводы. Первыми, почти одновременно, в 1701 году были пущены Невьянский и Каменский заводы, вскоре были основаны Алапаевский и Уктусский казенные заводы. Затем количество заводов быстро увеличивалось. В строительстве заводов участвовали частные предприниматели. В 1702 году Невьянский завод передали Никите Демидову, с которого началась крупная династия уральских промышленников. Также крупнейшими заводовладельцами стали Строгановы и Яковлевы. Росло население Урала, обильно возникали новые населенные пункты. На Урале было много старообрядцев, которые переселялись сюда из центральной части страны, скрываясь от преследований. Большое значение имело строительство в 1723 году Екатеринбургского завода.

В XVIII веке Урал стал крупным горно-металлургическим центром. На заводах трудились мастеровые (они выполняли на заводах все производственно-технические работы) и работные люди (вместе с приписными крестьянами они были задействованы на вспомогательных работах, к ним относились рудокопы, углежоги, плотники, лесорубы, возчики, каменщики и т.д.). Они обязаны были трудиться на заводах «навечно», освобождались от работы лишь по старости или тяжелой болезни.

С появлением заводов возросло значение водных путей. По рекам Чусовая, Белая, Уфа, Ай и другим сплавляли заводскую продукцию. К началу XIX века Урал давал 4/5 русского чугуна и железа, а Россия была на первом месте в мире по производству черных металлов.

В 1730-е годы на Южном Урале была создана сеть укрепленных линий – крепостей (старая и новая Закамские, Оренбургская (Яицкая), Сакмарская, Исетская). Здесь служили в том числе казаки. Возникла Оренбургская экспедиция с целью освоения южной части Урала. Это способствовало смещению русского населения с севера на юг.

В 1704-11, 1735-37, 1738-39, 1740 годах на Урале вспыхивали крупные башкирские бунты. Башкиры нападали на деревни и слободы, сжигали дома, громили заводы. В 1773-74 годах вспыхнула Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева, выдававшего себя за Петра III.

В XVIII веке начинают появляться первые учебные заведения, однако настоящее развитие образование начало получать лишь к концу XIX веке. При этом большинство детей школу все же не посещало.

Когда в XIX веке на Западе начался индустриальный переворот, российская промышленность стала значительно отставать.

Принятие указа 1812 года о разрешении золотодобычи частным лицам привело к открытию на Урале многочисленных приисков, вскоре вспыхнула золотая лихорадка. Центр управления золотопромышленностью располагался в Екатеринбурге. Крупными золотопромышленниками были Рязановы, Казанцевы, Баландины, Зотовы. К 1845 году доля России в мировой добыче золота составила 47%. До открытия калифорнийских и австралийских месторождений она обогнала все страны мира. На Урале были открыты и богатые залежи платины (95% мировой добычи).

В XIX веке оживилась торговля. Годовые обороты ярмарок Урала в масштабах страны превышали 20%, из них 80% ярмарочного оборота на Урале давала Ирбитская ярмарка – вторая в России после Нижегородской.

В то же время в XIX веке часто вспыхивали восстания, уральские крестьяне боролись за свои права. Урал и Зауралье стали местом ссылки декабристов.

Важным этапом в развитии страны стала отмена крепостного права 19 февраля 1861 года. Юридически крестьяне обрели свободу, однако на деле все оказалось сложнее. По закону мастеровым предоставлялась только усадьба и покосы, но не наделы. Этим они привязывались к заводам. За пользование мастеровыми покосом, выгоном, лесом предусматривалась возможность отработки на заводах. Заводчики продолжали быть хозяевами значительных сельхозугодий и обширных территорий.

Благодаря реформам Александра II люди стали вовлекаться в активную общественную жизнь, заметную роль играла интеллигенция.

К концу XIX века Урал стал проигрывать конкуренцию новому крупному металлургическому центру в Донбассе. Предприятия были технически отсталыми, реконструировались слабо, истощалась рудная и топливная база. В итоге на Урале разразился промышленный кризис. Для поиска путей выхода из кризиса в 1899 году по заданию министра финансов С.Ю. Витте на Урал отправилась экспедиция группы ученых и инженеров во главе с Д.И. Менделеевым.

Вскоре началась эпоха потрясений: первая мировая война, революция, гражданская война…

Использованная литература:

История Урала с древнейших времен до конца XIX века. - Екатеринбург, 2002.

Материалы Музея истории и археологии Среднего Урала

История освоения Урала человеком носит многовековой характер. Уже издревна немногочисленные человеческие племена, расселялись преимущественно по берегам рек, стали осваивать подножье Уральских гор. Основным же этапом освоения Урала можно назвать время промышленного подъема в России. Когда в начале восемнадцатого века царь Петр, заботясь о славе и величии России, прозорливо определил направление развития России, тогда Уральские кладовые засияли перед взором новых российских промышленников с небывалой силой.

Одним из первых разработчиков уральских богатств в истории считаются промышленники Строгоновы. Кроме заводов и мастерских они оставили после себя в своем рядовом имении Усолье-на-Каме бытовые строения (дом, часовню, Спасо-Преображенский собор), которые сегодня считаются культурным наследием индустриального прошлого Уральского края.

Следующий этап освоения Урала принадлежащий так же старинной династии промышленников Демидовых. Среди оставшихся промышленных памятников, построенных на территории вотчины Демидовых – остатки доменных печей знаменитого Невьяновского завода, плотины, известная Невьяновская наклонная башня, господский дом, «Царь-домна», корпус которой сохранился до сих пор.

На месте промышленных разработок стали появляться города на Урале. Одним из первых в 18 веке построены так называемые «города – заводы»: Невьянск, Нижний Тагил, Баранча, Кушва, Златоуст, Алапаевск и другие. Эти города, по описанию русских писателей того времени, утопали в бесчисленных разветвлениях Уральских гор среди дремучих лесов. Высокие горы, прозрачная вода, непроходимый лес окружают эти поселения людей, создавая атмосферу свежести и торжественности, несмотря на постоянно дымящиеся трубы тружеников заводов.

Интересно, что будучи одним старейших на планете районов металлургического производства, Урал снабжает цветными и черными металлами не только Россию, но и переднюю Азию, а позже способствовал развитию машинного производства в ряде европейских стран и даже Америки. Большую роль сыграл Урал в отечественных войнах 18–20 веков. В годы первой мировой войны и особенно – второй, Урал стал кузницей военной мощи России, главным арсеналом Красной Армии. На Урале же в годы второй мировой войны стала создаваться советская атомная и ракетная промышленность. Первые градовые установки под ласковым названием «катюша» тоже родом с Урала. На Урале же частично находилась и сеть научных лабораторий по разработке новых видов вооружений.

В данной работе описаны особенности истории освоения Урала русскими людьми.

История освоения Урала

Интенсивное освоение Урала началось в переломную историческую эпоху XVII–XVIII в., открывшую начало «имперской цивилизации» (А. Флиер), или новому времени в истории российского государства. Особое место Урала в данный период определено тем, что этот порубежный регион стал исторической зоной первого российского опыта формирования новой «русскости» (термин П.Н. Савицкого), как синтеза усилии двух культур: новой – государственно-западнической и старой – «почвенной» и «порубежной» одновременно.

XVII век в истории освоения Урала можно рассматривать как период массовой «вольной» крестьянской колонизации, связанной, преимущественно, с аграрным развитием края. В течение столетия здесь сформировалось старожильческое русское население, воспроизведшее на новом месте обитания черты традиционной культуры в варианте русского Севера. В данный период «низовой» элемент являлся лидером колонизационного движения. Государство едва успевало вносить в этот быстротечный процесс свои административные коррективы.

В XVIII в. Урал, как никакой другой район страны, испытал на себе все новации и издержки «европеизации», в результате чего и определился тип специфической «уральской» субкультуры. Ее базовым элементом стала горнозаводская промышленность. Строительство более 170 заводов за столетие, производство чугуна с 0,6 млн. пудов в начале века до 7,8 млн. пудов к его концу, завоевание международного рынка металла – все это являлось несомненным итогом промышленного прогресса. Но индустриальный феномен российской европеизации стал возможным не только вследствие активного заимствования западных технологий, но и создания специфической системы организации горнозаводской промышленности, основанной на феодально-поместных принципах и принуждении. На смену вольной народной колонизации приходит принудительное переселение на Урал десятков сотен крепостных крестьян, а также превращение потомков вольных поселенцев из государственных крестьян в «приписных», по принуждению выполнявших «заводскую» повинность. К концу XVIII в. их насчитывалось более 200 тыс. человек. В Пермской губернии, по характеру наиболее «горнозаводской», «приписные» в это время составляли свыше 70% в составе государственных крестьян.

К середине XIX в. из разнородной массы зависимых людей формируется специфическая сословная группа – «горнозаводское население». Оно и явилось социальным субстратом, определившим своими профессиональными и бытовыми традициями культурный облик, горнозаводского Урала.

Природу этого молодого российского сословия можно считать промежуточной в отношении к классическим социальным образцам – крестьянам и рабочим. Насильственный отрыв массы мастеровых людей от привычной крестьянской среды обитания определил их маргинальное состояние и создал долговременную взрывоопасную социальную атмосферу в уральском регионе. Перманентное проявление разных форм социального протеста стало характерной чертой «уральской» культуры.

Хозяйственно-экономическую базу уральского феномена составил горноокружной строй промышленности. Главный элемент этой системы – горный округ – представлял многоотраслевое хозяйство, функционировавшее на принципе самодостаточности. Горнозаводской комплекс обеспечивал себя сырьем, топливом, энергоресурсами и всей необходимой инфраструктурой, создавая бесперебойный замкнутый производственный цикл. «Натуральный» характер горнозаводской промышленности основывался на монопольном праве заводовладельцев на все природные ресурсы округа, устранявшем конкуренцию их производству. «Натуральность», «замкнутость», «поместный строй промышленности» (В.Д. Белов, В.В. Адамов), ориентация производства на государственный заказ, слабые рыночные связи составляли природные черты этого явления. Организационно-административные преобразования первой половины XIX в. «улучшили» эту систему, превратив горнозаводской Урал в «государство в государстве» (В.Д. Белов). С современных позиций «оригинальный строй» уральской промышленности необходимо связывать с переходным характером российской экономики периода Нового времени. Такой подход (например, у Т.К. Гуськовой) представляется плодотворным, поскольку трактует этот строй как эволюционный этап от традиционного общества к индустриальному.

Сложившаяся в XVIII – первой половине XIX в. уральская горнозаводская культура сохранила свои черты даже к началу XX в. Уральский горнозаводский поселок консервировал атмосферу крестьянского, по природе, общественного и семейного быта, чему способствовало наличие у мастеровых своих домов, огородов, земельных наделов, животноводческого хозяйства. Мастеровые сохранили историческую память о патерналистских устоях горнозаводской системы, что выразилось в живучести «обязательственных отношений». Их социальным требованиям свойственна ориентация на попечительство со стороны заводов и государства. От других групп российских рабочих их отличали невысокий профессионализм и низкая величина заработной платы. По свидетельству И.Х. Озерова, уральский рабочий начала XX в. психологически был нацелен на уравнительный принцип оплаты труда. Привыкнув к сложившемуся уровню заводского заработка, он в случае его увеличения нерационально тратил деньги, пускаясь в загулы. Он не склонен был менять привычную рабочую специальность на другую, даже если это было материально выгодно. Культурные влияния на жизнь горнозаводской среды являлись чрезвычайно скудными, вследствие особенностей социальной структуры горнозаводского Урала, удаленности заводских поселков от культурных центров. Иррациональные черты социальной психологии уральского мастерового и другие характеристики его социального облика утверждают версию о его принадлежности к переходному типу культуры.

Таким образом, «уральская горнозаводская» субкультура типологически примыкает к переходным межцивилизационным явлениям. Урал наиболее выразительно продемонстрировал их черты, что позволяет рассматривать данный регион как своего рода «классику» переходных состояний модернизирующихся обществ.

Заключение

Можно сказать, что уральцы, особенно, – второго и третьего поколений потеряли национальную идентичность. В большинстве своем они перестали быть русскими, украинцами, белорусами. Они перестали быть и татарами, и башкирами, т.е. «коренными» жителями Урала. Эта утрата, полагаем мы, стала следствием стихийно сложившейся «стратегии» формирования населения Урала из ссыльных. Если в советское время здесь были многочисленные острова «Архипелага ГУЛАГ», а главное – районы постоянного места жительства освободившихся заключенных и ссыльнопоселенцев, то таковым местом Урал был и до революции. Советскому ГУЛАГу здесь предшествовал царский протогулаг, начиная с Анны Иоанновны, а может быть, и с Петра I.

Сибирь тоже заселялась ссыльными и переселенцами. Но туда попадали деревнями и патриархальными семьями. Переселенцы не рвали коренные связи с родственным и соседским – общинным окружением. Часто переселенцы были из местностей, охваченных смутой. Так, прадед автора юнцом попал на каторгу за то, что до смерти запорол барина. Он пахал, а проезжавший мимо барин, походя и ожог плетью. Прадед не стерпел, стащил обидчика с лошади, отобрал плеть и … А, отбыв ссылку, вернулся домой, но лишь затем, что б забрать в Сибирь родню и соседей. Так и возникла южнее Тюмени деревня Ожогино, и существовала, пока, уже на моей памяти не стала южной окраиной города.

Урал заселялся иначе. Урал и до революции был своего рода фильтром, отсеивающим из потока подневольных переселенцев людей своеобразной природы и специфических профессий. И не только мастеровых людей, но, как это не странно, жаловали здесь и мошенников, и фальшивомонетчиков. Местному начальству нужны были грамотные и сметливые подручные.

Сегодня ученые говорят не без основания о судьбе Урала, как культурного памятника промышленного развития России, где наряду со старинными предприятиями появляются новые фабрики металлургического и горнодобывающего производств. Российской металлургической промышленности 300 лет. Ученые историки, археологи считают подарком к юбилею – превращение Урала в заповедную зону и установление там музеев художественного литья, декоративной посуды, российской промышленной архитектуры 17–18 веков, оригинальных технических усовершенствований, истории горных разработок. К сожалению все это требует больших материальных затрат и большого человеческого труда. Однако, дивный Урал терпеливо ждет своего часа. Выразительный портрет горного края, мастеров умельцев и их творений не должны исчезнуть из памяти человеческой.

Литература

1. Алеврас Н.Н. Горнозаводской Урал: специфика провинциальной субкультуры – Челябинск, 2008.

2. Евсиков Е. Об Уральской земле и о «словесных дел мастере» П.П. Бажове – Челябинск, 2008.

3. Марков Д. Уральский край – Екатеринбург, 2007.

4. Уральцы как субэтнос // Уральский дайджест / под ред. Сидоркина М.Е., Екатеринбург, 2008.

Добру, справедливости, честности, Любви к своей Родине учит нас русская народная сказка.

Из преданий, легенд (фольклорных рассказов) мы узнаём о жизни ставшей историей. В них реальные сведения могут сочетаться с вымышленными представлениями. Содержанием их служит всегда действительная быль, но рассказ, переходивший от поколения к поколению, из века в век, часто носит на себе печать сказки.

В своей работе я попытался опираясь на древние легенды, на известные исторические памятники в окрестностях Нижнего Тагила: Горбуновский торфяник, стоянку вблизи горы Медведь Камень, стоянка древнего человека на берегу Черноисточинского пруда изучить историю формирования народностей Среднего Урала.

1. Урал в древних легендах.

Рассказы античной древности о северных землях – Урале и Сибири относятся к тому далекому времени, когда эта местность была весьма мало известной.

По свидетельству древнегреческого историка Геродота (V век до н. э.), широко использующего мифы и легенды,. у подошвы высоких гор живут люди от рождения плешивые, плосконосые, с продолговатыми подбородками, имеющие свой особенный язык. А что находится выше этого народа - никто не знает. Путь пресечен высокими горами, через них никто не может перейти. Плешивцы рассказывают. будто на горах живут люди с козьими ногами, а за ними - другие, которые спят шесть месяцев в году. Есть основания предположить, что объектом этих сведений были уральские земли.

Сведения античных легенд упоминают о живущих там одноглазых и одноногих людях. Весьма любопытные сведения содержатся в рукописной русской статье XV века «О человецех незнаемых на восточной стороне и о языцех розных», в ней продолжается древняя традиция легендарных рассказов о малоизвестных народах и землях в северной части света:. по пуп люди мохнаты до долу, а от пупа вверх - как и прочие человеци. а коли едят, и они крошат мясо да рыбу да кладут под колпаки или под шапку, и как почнут ясти, и они плечима движут вверх и вниз. живут в земле. ходят по подземелью. день да нощь со огни.

Такими предстают в средневековых легендах жители Северного Урала и Зауралья. Так, сюжет об умирающих на зиму (т. е. засыпающих) людях, связан с тем, что зимой северные народности скрывались в юртах и сообщались ходами, вырытыми под снегом. Раскопки нового времени подтвердили это на глубине метра, и соединялись переходами туннельного типа. Мотив необыкновенного, даже чудовищного вида людей, (мохнатые, волосатые) впечатление от характерной меховой одежды северных жителей.

Легенды о умирающей и воскресающей природе «прикрепились» к Уралу и Зауралью. Определенно указан и период засыпания: с 27 ноября по 24 апреля (т. е. зимний период).

В легенде о немой меновой торговле продуктом обмена являются меха, пушнина. Эти реалии придают рассказу урало-сибирский колорит, который ощущается и в другом легендарном повествовании - о «белках молоденьких» и «оленъцах маленьких», выпадающих из тучи на землю.

Новгородцы, бывая на Северном Урале и в Зауралье и уезжая оттуда с богатой пушниной, охотно рассказывали традиционную для северных народностей легенду о падающих с неба белках. Немало ходило рассказов о золотом богатстве малоизвестной земли, в которой «боги из чистого золота.

В народных представлениях складывался образ Уральской земли, изумительно богатой, но достигнуть ее трудно из-за природных преград. В рассказе югры новгородцам (XI век):. есть горы, упирающиеся в луку морскую, высотой как до неба. Путь же к тем горам непроходим из-за пропастей, снега и леса, поэтому и не доходим до них никогда.

Легенды крепко и верно привязаны к нашей местности, к конкретным сопкам, рекам, пещерам. Коренные обитатели не мыслили себя без единения с горами, грозной природной реальностью. С этим и связано описание коренных обитателей Урала.

Изучив описание древних людей я выяснил, что у нас могли проживать: ханты, манси, фино-угоры, башкиры, татары.

Это создана картина первоначального заселения территории Среднего Урала используя легенды.

2. Первый человек на Урале.

Первым районом, охваченным массовым переселением Русских людей на Восток стал Урал, протянувшийся каменным поясом от студеного Ледовитого океана. Урал, каменным поясом, перехватывает посредине нынешнюю Россию, но в далекие времена это была новая территория Российского государства. Непроходимые и угрюмые леса заполнили все вокруг. Лапчатые ветви елей и пихт не дают свету проникнуть до земли, а в самом низу человеку и топором не прорубиться через бурелом, и почти невозможно добраться до Уральских сказочных богатств. Но здесь у людей появился союзник - синие ленты многочисленных рек и их притоков. Переселение на Урал началось с освоения обширной реки Камы и ее притоков.

В глубокой, седой древности, когда человек только-только вырвался из лона природы и стал активно колонизировать нашу планету, на Урал пришли первые неандертальцы. Произошло это примерно 75 000 лет назад. Пришли они преимущественно из Средней Азии и Кавказа и заселили территории Среднего и Южного Урала. Эти территории были свободны от ледника, который доходил то нынешнего Соликамска. Эти первые люди оставили нам могильники, орудия труда.

Неандерта́лец, человек - ископаемый вид поздних людей, обитавших 300 - 24 тысячи лет назад.

Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см) и массивным телосложением. По объёму черепной коробки они даже превосходили современных людей. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. Существуют предположения, что они могли быть рыжими и бледнолицыми.

Неандерталец, несомненно, относился к человеческому роду. Сначала его изображали полусогнутым, глуповатым на вид, волосатым и похожим на обезьяну. Теперь стало известно, что эта ошибочная реконструкция базировалась на ископаемом скелете, который был сильно деформирован болезнью. Было обнаружено множество ископаемых остатков неандертальцев, подтверждающих, что они не очень отличались от современных людей. Строение голосового аппарата и мозга неандертальцев позволяют сделать вывод о том, что они могли говорить.

Тем не менее, в течение многих тысяч лет постепенно неандертальцы вымерли, и их место заняли Homo Sapiens (человек разумный). Наиболее отчетливые их следы археологи нашли в слое мезолита 15 – 6 тыс. лет назад (стоянки Березовская, Кама-Жулановская, Огурдинская и др.).

В настоящее время на Урале известны десятки тысяч памятников, которые рассказывают о далеком прошлом нашего края. Одним из таких памятников является Горбуновский торфяник, торфяник у населённого пункта Горбуново, близ Нижнего Тагила, где были открыты и исследованы остатки 8 разновременных поселений эпох неолита и бронзы (3 тыс. до н. э. – 10 - 9 вв. до н. э.).

Археологами открыто болотное поселение: это остатки деревянных домов с глинобитным полом легкой берестяной крышей. Сохранились части жилых построек в виде деревянных настилов, на которых обнаружено множество предметов быта: обломки глиняной посуды, орудия из дерева и камня, поплавки и грузила для сетей, кремнёвые наконечники стрел, гарпуны из кости, наконечники мотыг из рога, замечательные изделия из дерева - сосуды в виде фигур лося и водоплавающей птицы, идолы, вёсла, бумеранг и др. Это выполненная из дерева посуда, которая существовала в III тысячелетии до нашей эры. Посуда, которой пользовались еще в бронзовом веке. Ее ручки изготовлены в виде голов водоплавающих птиц. Помимо деревянных, обнаружено много изделий из бересты, а также из глины. Находки свидетельствуют, что основными занятиями населения были рыболовство, охота и, возможно, земледелие.

Вероятно, именно это первое население людей современного антропологического типа и стало предком многих племен, а потом и народов, местного населения.

Расположение естественных водных путей - рек и определили места расселения первых жителей Уральского края. К VIII – IX вв. н. э. коренным населением его были ханты и манси, а также коми-пермяки, удмурты и башкиры, первые и законные хозяева уральских земель, их природных богатств, не сразу открывшихся людям.

Средний Урал заселялся с севера. Юго-восточную часть Зауралья - места, расположенные по течению рек Лозьвы, Выи, Тагила, Мугая, Нейвы, Режа, Пышмы, в результате сложных миграционных процессов постепенно заселили манси, или вогулы, потомки древних угро-финских племен. К юго-западу от них, в верховьях Чусовой и ее притока Сылвы, поселились родственные вогулам угры. Русские стали называть их остяками До XVII века коренным населением тагильского края был народ, называвший себя манси (русские их называли вогулы). Его язык входит в финно-югорску группу уральской языковой семьи. Манси – полуоседлые охотники, рыболовы, оленеводы. Основными жилищами для них являлись юрта и чум.

Манси свойственно особое отношение к хозяину леса – медведю. С древнейших времен они проводили особый обряд поклонения этому зверю – медвежий праздник. С убитого медведя снимали шкуру с головой и лапами и доставляли ее домой. Вечером под звуки инструмента сангыльтапа начинался праздник, который длился пять ночей, если добыт медведь, четыре – если медведица, два-три – если медвежонок. Люди пели священные «медвежие» песни, рассказывали сказания, танцевали, участвовали в драматических представлениях, после чего приступали к ритуальному поеданию мяса медведя.

Коми-пермяки и удмурты занимались земледелием и скотоводством. Их жилища из деревянных срубов с глинобитными полами напоминали русские избы. На хозяйственную деятельность, материальную и духовную культуру этих народов заметное влияние оказывало общение с соседями - русскими крестьянами на западе и татарскими поселенцами на юго-востоке.

Башкиры, владея довольно большой территорией, не стали, однако, земледельцами. Селища древних башкир состояли из легких жилищ типа юрт и были разбросаны по обширной территории. Продолжая кочевой образ жизни, пустующие земли они сдавали в аренду русским крестьянам, которые уже с XVI века стали селиться на Южном Урале.

3. Проникновение русских на Урал.

Первый этап освоения русскими уральских земель начинается в I тысячелетии н. э. походами русских войск на Урал и стихийными крестьянскими переселениями, а заканчивается вхождением народов Западного Урала (коми-пермяков и большинства удмуртов) в состав Русского государства.

Интерес русских к Уралу был вызван естественными богатствами края, главным образом пушниной. К тому же воображение людей подогревалось доходившими до них мифами и легендами о несметных природных богатствах восточных земель, о "белках, падающих прямо из облаков", о "стерегущих золото грифах".

Сначала решили попытать счастья новгородцы. Они первыми из европейцев еще в XII веке проникли за Урал: организовали военный поход на север - с целью добыть дорогую пушнину - "рухлядь" и собрать дань с "югры" - угро-финских племен. Несколько раз предпринимали новгородцы походы "за Камень" и позже - в XII, XIV веках.

В результате этих походов северные уральские земли попали в данническую зависимость от Новгорода и стали называться его волостями.

Борьба Московского княжества за новгородские волости была частью борьбы за создание русского централизованного государства. Приуральские земли были нужны как плацдарм для борьбы с казаками и Сибирским ханством и для пополнения казны за счет сбора дани.

Московское княжество укрепляло свое влияние в северо-восточных землях путем внедрения христианской церкви. Церковная колонизация началась при епископе Стефане, который в 1383 году был назначен митрополитом московских в Пермь Вычегодскую. Благодаря миссионерской деятельности Стефана, богатейший край земель вычегодских коми в конце XIV века был присоединен к Москве.

В начале XV века в крае возникают первые русские поселения, основанные московскими ставленниками.

В 1462 году московское войско совершает поход из Устюга на вятскую землю и в Великую Пермь, чтобы укрепить московские позиции в Вятской земле, присоединив Верхнее Прикамье.

Во второй половине XV века идет борьба русского государства с Казанским ханством. В 1468 году татарскому войску был нанесен урон.

В конце XV века происходит присоединение земель удмуртов к русскому государству.

Весной 1500 года завершился трудный и победоносный поход присоединения к московским владениям земли от Печоры до Оби.

Таким образом, к началу XVI века вся Пермь Великая стала частью русского государства. Первые русские поселения - городки Анфаловский, Покча, Чердынь, Усолье Камское стали центрами управления и экономического освоения русскими Западного Приуралья и крепостями обороны.

Уральские племена, еще в эпоху первобытности, стали созидать свою неповторимую культуру. Тесно связанная с суровой и прекрасной уральской природой культура народов Урала отражала их восприятие окружающего мира, духовность и религиозные верования, служила опорой нравственности, любви и глубокого уважения к родной земле.

Со временем Русские люди сами освоили непростое ремесло охоты. Переселенцы, освоившись на Уральских отрогах, добывали бобра и соболя. Люди шли в тайгу на безлюдные и пустые земли с одной единственной целью – остаться здесь жить, в серьез и надолго. Переселенцы пробирались в северное Предуралье по водным путям. Другой путь к новым незаселенным землям шел по Северной Двине, Вычегде, Ижме, но опять же приходил в верховья реки Камы.

Природные богатства Урала и их рассредоточение определили не только заселенность, но и род занятий переселенцев. Основными факторами были климат и почва. На севере Урала появилось множество мелких поселений, а на юге, в Предуралье и Зауралье появились крупные поселения, доходом которых служило сельское хозяйство. Шли века, поселения крепли и развивались.

Люди, столетия назад бывшие переселенцами, стали коренными жителями этих мест. Развитие техники дошло до освоения несметных сокровищ, лежащих в Уральских недрах. От кустарной и неорганизованной добычи драгоценных камней, люди перешли к добыче железной руды. В те далекие годы руда добывалась тоже кустарным способом, но этого хватило, чтобы в уральской тайге задымили сталеплавильные заводы. Кроме руды, под рукой было несметное количество леса и вода. Именно так, много веков назад средний Урал превратился в горнозаводской промышленный центр.

Особые, не имеющие аналогов, отношения сложились у коренных уральских народов с русскими первопроходцами. Простые люди пришли на Урал не завоевывать, не подчинять себе кого-то, а жить рядом в согласии и мире, хозяйствовать, растить детей, улучшать свою долю. С самого начала появления русских переселенцев на Урале они вступили в самые тесные взаимодействия с аборигенами: хозяйственные, бытовые, культурные. Произошло сближение и взаимопроникновение разных культур и цивилизаций. Крестьяне, торговые люди, ремесленники, купцы, предприниматели оказались готовы вложить энергию, сметку и просто силу в новое дело.

Уральская земля была поднята к жизни их физической и духовной энергией, полита их потом, застроена их руками. Это они раскорчевывали непроходимые таежные дебри, строили рудники, заводы, шахты, города и слободы, прокладывали дороги. Заселение и освоение Урала русскими - великий трудовой подвиг народных масс России.

Урал не стал колонией, а превратился в неразрывную составную часть Русского государства, его экономики и культуры. Создались благоприятные условия для использования огромных природных богатств этого региона, который превратился в "опорный край державы", один из основных ее промышленных районов.

С 1904 по 1926 г. численность населения выросла более чем в 2 раза. Причем существенно расширился перечень национальностей, проживающих на территории Уральской области. По материалам переписи 1926 г. были учтены представители более 70 народов, в том числе татары составили 2,85 % общей численности населения, башкиры - 0,87 %, марийцы - 0,28 %, удмурты - 0,2 % и т. д. В сравнении с 1908 г. значительно выросла численность татар и, напротив, сократилось число башкир.

В 1998 году, во время переписи населения, в Свердловской области насчитывалось 120 национальностей, в 2002 году перепись показала уже 140 национальностей.

Самая большая диаспора в Свердловской области - русские (4 млн. человек), затем идут татары (около 150 тыс. человек), украинцы (55 тыс. человек), марийцы, удмурты (от 15 до 30 тыс. человек), и друг

Мы видим большое разнообразие коренных народностей Урала. Все они оставили свои следы в истории развития и освоения уральских земель.

Сегодня наш город Нижний Тагил, как и любой другой, многонациональный. Большой единой дружной семьей живут все населяющие его национальности и народности. Мы, тагильчане, это - русские, украинцы, белорусы, марийцы, татары, удмурты, башкиры, и другие национальности - часть великой семьи, которая зовется Россия.

Человек появился на Урале в эпоху палеолита. В эпоху неолита (VI-IV тыс. до н. э.) возникают первые постоянные поселения людей. Благодаря обилию торфяников сохранились следы ряда древнейших поселений - около Шигирского озера (в окрестностях Невьянска), у Горбуновского озера (около Нижнего Тагила), найденные археологами предметы сохраняются в музеях области.

В эпоху бронзы (III тыс. до н. э.) здесь возник один из древних металлургических центров. Следу древних горных работ позволяли позже заново открывать ряд перспективных месторождений. К началу нашей эры южная зона заселялась древнетюркскими племенами (предками татар), а горно-таежная - финноугорскими (предками хантов и манси).

Экономическое и культурное общение коренных народов Урала с русскими уходит вглубь веков. Еще в XI веке новгородцы проложили водный путь на Урал и в Сибирь. Они вели здесь меновую торговлю, взимали дань с жителей верхнекамских и территорий на северо-западе Урала.

В XVI в. новгородский путь заменяется более коротким московским путем, который шел от верховьев реки Вишеры волоком через Уральский хребет на Лозьву и далее по Тавде в Иртыш. Около 1590 г. на реке Лозьве был сооружен городок Лозьвинск, четыре года спустя ниже устья реки Пелым тоже возник городок. Этим было положено начало заселению русскими Северного Зауралья.

В 1957 г. соликамским жителем Артемием Бабиновым был проложен новый, более удобный и короткий путь от Соликамска на реку Туру (который получил название Бабиновская дорога). Там, где новая дорога сходилась с Турой, был заложен город Верхотурье, ставший центром освоения не только Урала, но и Сибири. Здесь была устроена таможня, взималась таможенная пошлина в 10% со всех провозимых товаров. На протяжении всего XVIII века этот город был главным экономическим центром Зауралья.

Уже в XVIII веке на Среднем Урале производилась выплавка железа, которая велась сыродувным способом (то есть, в горнах с применением ручных мехов). Одним из первых кустарных заводов стал Ницинский (основан в 1630 г. на реке Нице возле современного Ирбита). В 1699 г. было начато строительство казенного Невьянского чугунноплавильного и железоделательного завода. Грамота на владение заводом была выдана Петром I на имя Никиты Демидова.

Уже в 30-х годах XVIII века Средний Урал стал важнейшим металлургическим районом страны. Здесь выплавлялась большая часть российского металла. Много железа вывозилось даже в Англию. Заводы строились в лесистых районах на небольших речках, недалеко от месторождений руд. Горнозаводская промышленность определила особенности расселения - заводской поселок на берегу искусственного пруда. В первой половине XVIII века здесь уже добывались уральские самоцветы, было открыто рудное золото.

В начале XVIII века на Урале работал выдающийся историк и географ В.Н. Татищев. Он первым начал изучать и описывать природу, быт и хозяйство Среднего Урала, под его руководством проводились поиски полезных ископаемых, картографические съемки, строились заводы, дороги. Татищев выбрал место для строительства будущего Екатеринбурга.

Екатеринбург стал главной точкой нового Сибирского тракта, который пересекал Урал в самой суженной и пониженной части. Прошедший здесь во второй половине XVIII века путь способствовал дальнейшему экономическому развитию этой горнозаводской территории. В XIX веке была сооружена горнозаводская железнодорожная линия Екатеринбург - Нижний Тагил и далее на Пермь а после постройки железной дороги от Екатеринбурга до Тюмени образовался сплошной железнодорожный путь от бассейна Камы до бассейна Оби. Улучшение транспортных связей способствовало дальнейшему развитию промышленности, дальнейшему заселению территории.

В период революционных событий 1917 года Екатеринбург, который был в то время лишь уездным городом пермской губернии, стал главным политическим центром Урала. Именно здесь в 1918 г. содержалась в заключении и была расстреляна царская семья. В послереволюционные годы Екатеринбург, переименованный в Свердловск, стал развиваться как крупнейший пролетарский центр Урала и фактически экономическая и политическая столица всего региона.