Какое вечнозеленое дерево в индии почитают священным. Растения в индийской мифологии


Растительный мир Индии очень многообразен и по-своему уникален.

Из этой статьи вы узнаете о том, какие леса произрастают в Индии, и каково их значение для жителей страны.

Из-за особенностей расположения Индии и её разнообразных климатических условий в этой стране произрастает ВСЁ. Или почти всё.

Это и засухоустойчивые колючие кустарники и растения тропических вечнозелёных лесов. В Индии растёт более 20 видов пальм, фикусы, и огромные деревья-великаны, такие как – батангор (высотой до 40 метров), сал (около 37 метров), хлопковое дерево (высотой 35 метров). А индийский баньян просто поражает своим необычным видом — это дерево с сотнями воздушных корней.

По данным Ботанической службы в Индии насчитывается около 45 тысяч различных видов растений, из которых более 5 000 встречается только в Индии.

На территории Индии расположены саванны, редколесья, влажно-тропические вечнозелёные леса, полупустыни и пустыни, муссонные леса.

Люди длительное время воздействовали на растительный мир своей страны, в результате этого природа сильно изменена, а в некоторых районах почти уничтожена.

Индия, когда-то покрытая густыми лесами, сейчас их практически не имеет. И только в величественных Гималаях и в наиболее высоких горных массивах ещё сохранились леса, в основном хвойные. Там растёт и гималайский кедр, и пихты, и ели, и сосны.

Вообще, леса индии делятся на два вида:

— тропические леса в пределах Индостана;

— леса умеренного типа, покрывающие склоны Гималаев, на высоте 1 500 метров над уровнем моря.

Вечно зелёные влажные тропические леса простираются узкой полосой вдоль Западных Гат, в районах где выпадает свыше 3000 мм осадков в год. Это – джунгли, деревья с высокими стволами и очень густой листвой. Эти леса занимают большую площадь, и образуют естественную растительность от Гималаев до пустыни Тар.


Большинство деревьев в сухой сезон, сбрасывают листву на 6 – 8 недель. Но, безлистые периоды у разных видов деревьев не совпадают, поэтому полностью лес обнажается лишь в редких случаях.

Встречается много ценных древесных пород, таких как шорея исполинская, или саловое дерево, из которого чаще всего строят дома и другие сооружения, изготавливают железнодорожные шпалы; тик или джатовое дерево. встречающаяся в западных Гатах. Не менее ценной породой является сандаловое дерево, произрастающее в штате Карнатака, терминалия чебуля или миробалан, используемые в изготовлении мебели. Эти деревья также приносят плоды, из которых получают дубящие вещества и красители и т.д.

Эти леса дают и многое другое, это и бамбук для строительства хижин, для плетения корзин и изготовления домашней утвари, а так же разнообразное красильное, дубильное, лекарственное сырьё, эфирные масла и многое другое. Так же от муссонных лесов получают шеллак вещество подобное воску, которое используется в качестве изоляционного материала в радиотехнике. Выделяется шеллак лаковым червём – насекомым живущим на саловом дереве и некоторых других деревьях на северо–востоке Индии.

В более сухих областях, вдоль пустыни Тар, муссонные леса сменяют невысокие кустарниковые заросли, так называемый «колючий лес». Здесь основными породами являются акации, которые используют для изготовления небольших деревянных изделий, для получения дубильных и красящих веществ. Из акации катеху производится экстракт, применяемый для парусов и такелажных канатов, как краситель, им так же окрашивают в оранжевый цвет рясы буддийских монахов в Мьянме и Шри-Ланке.


Ещё в Индии произрастает более двадцати видов пальм. Пальма – это уникальное растение, имеющее большое значение для хозяйственных нужд на юго-западе страны. Например, арековая пальма. Её орехи, смешанные с известью и листьями перечного растения бетеля, служат для приготовления весьма популярной жевательной смеси.

Так же очень важна кокосовая пальма, её плоды используются в пищу как людьми, так и животными.

А у вершин Гималаев, на высоте 1 500 — 2 000 метров над уровнем моря, растут субтропические леса умеренного типа. С восточной, более влажной части гор, произрастают главным образом вечнозелёные дубы и каштаны, обвитые многочисленными лианами. В западной части гор, распространена сосна длиннохвойная, дающая деловую древесину и товарную смолу. На южных склонах гор, лес высокоствольный хотя и сравнительно редкий, состоящий из сосны, кедра, пихты и ели густым ярусом.


А на самой вершине Гималаев, на высоте 2 700 – 3 350 метров над уровнем моря, лес становится гуще, более состоящий из кустарников, таких как можжевельник и рододендрон. Но, сосна по прежнему преобладает.

Вот вы и узнали обо всём многообразии и всей красоте индийских лесов.

В следующих статьях я расскажу вам какие ещё растения встречаются в Индии. Так, что до встречи на сайте.

Всем известно, насколько сильно индусы почитают природу. Причем священными в этой стране считаются не только животные, но и растения. О том, какие именно, и поговорим в этой статье. Также разберемся с тем, какие вообще существуют почитаемые растения в разных странах мира.

Это малоизвестное у нас, но священное растение в Индии. Здесь оно является символом Мирового Древа. Жители этой страны считают, что ветки данного растения могут отгонять от человека злых духов, а его листья исполняют желания. В древности древесину ашваттхи использовали для изготовления ритуальных чаш. Ученым-исследователям известны два архаических мотива, связанных с этим растением. Первый представляет собой человека на ашваттхи, пытающегося достать плод. Это считалось символом религиозного познания. Также в древности индусы часто изображали рядом с упомянутым растением коня. Считается, что именно под этим ашваттхи снизошло откровение на Будду.

Туласи

В ряде традиций Индии почитается еще одно интересное растение — туласи (базилик). Ему поклоняются как жене Вишну. Согласно легенде, она когда-то была супругой одного из демонов. В базилик ее превратил сам Вишну. Впоследствии он же на ней и женился. Представляет собой туласи растение с яйцевидными зелеными листьями. Помимо всего прочего, его используют и как лекарственную траву.

Из этого священного растения часто изготавливали четки, так как оно, согласно легенде, отгоняет от человека все несчастья и злые силы. Туласи — растение, о котором рассказывается в одном из индийских эпосов. Однажды почитаемый в народе мудрец случайно порвал свои четки, изготовленные из базилика, и попросил слугу починить их. Тому было некогда, и он пообещал заняться этим на следующий день. Однако мудрец приказал ему отремонтировать их немедленно. «Если бы ты знал, как опасно находиться в этом мире без них, ты бы задрожал от страха», — сказал он.

Удумбара и ньягроха

Удумбара — священное растение в Индии, почитаемое как символ изобилия. Когда-то давно из него изготавливали троны для царей, разного рода амулеты и чаши. Плодоносит удумбара три раза в год, отсюда и ее сакральное значение.

Ньягроха — одна из разновидностей смоковницы. Интересной ее особенностью является то, что она выпускает воздушные корни, которые, достигнув земли, прорастают с образованием новых стволов. В результате получается так, что одна крона растет сразу на целой роще стволов. Согласно легенде, сам Вишну когда-то выбрал это священное растение. В Индии считается, что этот бог плавает посреди первозданного океана именно на листке упомянутого древа.

Священный лотос

Это самое почитаемое в буддистских странах растение, символ религии. Индусы считают, что душа человека, развиваясь, расцветает подобно этому цветку. Тьма ила там, где зарождается это растение, считается символом материального мира. Пробиваясь сквозь толщу воды, лотос являет миру настоящее духовное преображение. Если говорить на тему «Священные растения Египта», то здесь мы так же встречаем этот цветок. Жители этой страны придают ему то же сакральное значение, что и индусы. Как священный лотос, человек, отбросив все наносное, пробившись сквозь дебри жизненных перипетий, должен встать на путь расцвета и самосовершенствования. Именно этот цветок является и национальным символом самой Индии.

Роза

Это еще одно священное растение в Индии. Существует предание, согласно которому, человек, принесший царю розу, имел право на исполнение любого желания. Принцессы Индии часто гуляли по благоухающим садам, прорезанным канавками, в которых текла розовая вода.

Почитаемые растения у инков

Разумеется, не только индусы имеют традицию почитания разного рода растений. Поклонялись представителям флоры и другие народы мира. Священное растение инков, к примеру, кока. Когда-то представители этого американского народа использовали ее в своих религиозных ритуалах и приписывали ей самые разные магические свойства. Древние народы, населявшие Анды, использовали его не только в ритуальных целях, но и в качестве денежного эквивалента, для лечения болезней и даже для жевания. Представляет собой это растение куст с прямыми тонкими ветками и в настоящее время используется как сырье для приготовления кокаина. В середине прошлого века комитетом ВОЗ было принято решении о признании жевания коки токсикоманией. После этого растение начали повсеместно искоренять. Широко известный всем напиток «Кока-Кола» содержит некоторые непсихоактивные алкалоиды из листьев упомянутой культуры.

Священные растения славян

У наших предков также существовала традиция почитания деревьев. Так, дуб считался Перуновым деревом силы и никогда не вырубался даже под ниву. Именно он у славянских народов символизировал Древо Жизни. Помимо этого дуб считался отображением Верхнего Мира и деревом долголетия. В священных рощах он был зачастую главенствующим. Под дубами устраивали праздники и трапезы. Из этого дерева вырезался посох для вождя племени, передаваемый по наследству.

Ветками лещины славяне отгоняли нечистую силу, а верба считалась обереговым деревом. Священные растения славян — также хмель и ромашка. Первый, разумеется, был покровителем празднеств, а вторая — символом любви и верности (любит — не любит). Также весьма почитаемой у наших предков была и плакун-трава. Ее использовали в качестве оберега и для поиска кладов. Считалось, что она «укрепляет» удачу. Березу славяне считали символом Начала Жизни.

Витекс священный

Это растение, в наше время часто используемое в качестве лекарственного, в народе называют Авраамовым деревом. У иудеев растение витекс священный почитается как дарующее молодость. Согласно легенде, когда-то именно под ним отдыхал праотец всех евреев Авраам. Для достижения эффекта омоложения нужно просто посидеть под ним, вдыхая аромат его цветов. В разные времена из веток и стволов этого кустарника делали посохи священники.

Все его части являются целебными и используются в народной медицине и косметологии. Свежий сок этого растения используют для излечения таких недугов, как импотенция и депрессия. Отвары пьют для избавления от разного рода кожных проблем и в качестве контрацептивного средства. Помимо этого, ими лечат заболевания селезенки, печени, мастопатию, миому и бесплодие. Можно использовать это растение и для снятия усталости ног. Для этого его листья кладут в обувь. Не рекомендуется давать настои и отвары из каких-либо частей этого растения детям до 12 лет.

Востребован витекс священный не только в медицине, но и в кулинарии. К примеру, в арабских странах этот куст называют «перец яростный» и используют в качестве приправы к мясным и рыбным блюдам.

Почитаемые растения имеются практически у каждой народности мира. Возможно, в наше время им и не придают того сакрального смысла, как в древности, но они по-прежнему не забыты и любимы. В Индии и других восточных странах и сегодня слагаются песни и стихи о лотосе, а одним из символов нашей страны является белая березка.

Удивительна таинственная способность деревьев,вырастая из крошечного семени,достигать колоссальных размеров.Почти реальная смерть осенью и красочное возрождение весной,движение ветвей и шум листьев при ветре были необьяснимыми загадками для древних людей.Они считали что деревья-мистические существа,которые подчиняются не земным,а божественным законам.Возможно,наши предки были не так уж далеки от истины…

В Индии произрастают деревья,связанные с людьми особыми отношениями.Немногие представители растительного царства могут сравниться с ними по силе влияния на духовный мир человека.Речь идет о священных деревьях,поклонение которым широко распространено в Индии.Это несколько исконных видов флоры,принадлежащих к разным ботаническим семействам.Священные деревья не обладают лечебными свойствами,плоды их несьедобны,древесина,кроме особых случаев,не используется.Однако они часто упоминаются в древнеиндийском эпосе,где вместе с индуистскими божествами,людьми и животными являются его персонажами.

Согласно древнеиндийским мифам,боги наделяют частью своей силы некоторые живые существа,и те становятся символами присущих божеству добродетелей.Сохраняя полученную энергию,они создают вокруг себя особую ауру,внушают людям определенный эмоциональный настрой и предают силу религиозным обрядам.Именно поэтому индийские монахи на протяжении нескольких тысячелетий сажают священные деревья рядом с храмами.Надо заметить,что ни одно из них за такое длительное время не подверглось селекции.

К наиболее любимым и почитаемым в Индии относится небольшое вечнозеленое дерево Ашока (Saraca indica) из семейства цезальпиниевых.

Вначале красные листья Ашока в процессе развития приобретают темно-зеленую окраску и достигают 30 см в длину.Парномеристосложный лист состоит из 4-6 пар продолговатых листочков.С января по апрель на концах ветвей появляются крупные шаровидные соцветия из ярких оранжевых цветков,которые позже становятся красными.Необычайно эффектное зрелище представляют оранжево-красные соцветия на фоне темной листвы.Цветущее дерево распространяет усиливающийся с наступлением ночи аромат.

Ашока посвящено индийскому богу Кама Дэва и считается символом любви,супружеской верности и целомудрия.В древнеиндийском эпосе “Рамаяна” рассказывается о том,как демон Равана,пораженный красотой юной Ситы,жены Рамы,похищает ее и переносит на остров Цейлон.Спасаясь от преследования влюблюнного демона,Сита нашла убежище в роще деревьев Ашока.Буддистами Ашока почитается за то,что под сенью его ветвей родился Шакьямуни,будущий Будда.В санскристской поэзии Ашока наделяется нежной и чувственной душой.По народному поверью дерево зацветает от прикосновения хорошенькой девушки.Индийские женщины едят бутоны и пьют воду,в которую погружены цветки,считая,что Ашока таким образом передает им свою красоту и добродетель.Благоухающими соцветиями украшают свадебные церемонии и индуистские храмы.

“Лесное пламя”-так назвали англичане священный Палас (Butea monosperma)-листопадное дерево из семейства бобовых.

Его крупные тройчатосложные листья опадают в течени декабря-января,после чего на концах ветвей появляются темные цветочные почки.Своим цветением Палас знаменует наступление самого жаркого периода в Индии.Небольшие огненно-красные соцветия среди оголенных ветвей напоминают языки пламени.Быстро образующиеся зеленые плоды в массе создают впечатление облиственной кроны,но молодые листья появляются лишь в апреле.

Дерево Палас посвящено Луне.По древней легенде оно выросло из упавших на землю капель Сомы-напитка богов,дающего бессмертие.Считается,что все части дерева содержат Сому.В древнеиндийских гимнах-Ведах дерево Палас упоминается как священное.Его древесина используется в погребальных кострах,идет для изготовления ритуальных предметов и храмовой утвари.Тройчатый лист Паласа символизирует Тримурти-триединство индуистских божеств.Верхняя доля листа олицотворяет Вишну,правая-Брахму,а левая-Шиву.В буддистских гимнах цветы Палас уподобляются облаченным в оранжевые одежды кающимся грешникам,а в древнеиндийской поэзии они сравниваются с клыками льва,обагренными кровью жертвы.

Священный Пипал или Бо (Ficus religiosa)-близкий родственник Баньяна (F.benghalensis).

В высоту дерево достигает 15-18 м.С возрастом образуется раскидистая крона,дающая много тени.Поочередно расположенные листья имеют характерную сердцевидную форму с вытянутым кончиком.Даже при едва заметном ветерке листья Бо трепещут и пребывают в постоянном движении.Цветки находятся внутри круглого,напоминающего ягоду,соцветия.Его стенки,разрастаясь,образуют плоды-фиги.

Дерево Бо наиболее почитаемо буддистами.По преданию Гаутама Будда,сидя в его тени,достиг просветления и стал основателем новой религии-буддизма.Много веков назад на острове Цейлон был построен буддистский храм вокруг одного из деревьев Бо.Специалисты оценивают его возраст более двух тысяч лет,и по сей день оно продолжает расти и плодоносить.

Священной считается также Баухиния (Bauhinia variegata).

Ее белоцветковая разновидность произростает в единственном месте-на развалинах древнего индуистского храма недалеко от Бомбея.

Следует упомянуть также священные деревья Баиль (Aegle marmelos) (слева) и Кадамба (Anthocephalus cadamba) (справа),которые отождествляются с частями тела Кришны и высаживаются с храмами,посвященными ему.

Есть еще растение,о котором необходимо рассказать подробнее,иначе знакомство со священными деревьями будет неполным.Родина Плумерии (Plumeria)-северные области Южной Америки.

В Индии она преобрела новую родину и почитается буддистами и мусульманами.Здесь произрастает нескольо видов плумерии P.rubra,P.alba,P.obtusa.Это невысокие (5-10 м) листопадные или вечнозеленые деревья с толстыми,мясистыми побегами.Листья яйцевидные,или линейные на длинных черешках.Цветки,собранные в короткие кисти в верхней части побега,белые,розовые,красные,с сильным ароматом.Выкопанное из почвы дерево еще некоторое время остается живым и даже способно зацвести.Это свойство и послужило причиной тому,что Племурия стала символом бессмертия,она культивируется в буддистских храмовых садах и на мусульманских кладбищах.Сажают Плумерию и вокруг индуистских храмов.

На первый взгляд,культ священных деревьев-экзотическое явление,но на самом деле-это повседневная сторона индийской жизни.Бережное и поэтическое отношение ко всему живому заложено в основу индийской религиозной философии.Тысячелетний опыт индийской культуры свидетельствует,что растения реально влияют на душевное состояние человека.Хочется верить,что вернется время,когда человек в полной мере осознает свою неразрывную связь с миром живых существ и научится жить в ладу с природой и самим собой.

:) ***

У храма в Южной Индии значимых святынь - несколько. Помимо алтарей Деват, это тиртха - пруд для омовения, причем у него обязательно есть имя (например, в храме Каньякумари - это Патала Ганга тиртха, в Чидамбараме - Шива Ганга тиртха), и священное дерево - тоже у каждого храма свое. Постепенно я обнаружила для себя, что различные деревья - вообще очень важный элемент отношений индийцев с Высшим. Далеко не только лотос священен)

Дерево храма - или иначе, стхала врикша. В древности, когда вокруг святынь еще не строились храмы, лингам (если говорить о шиваитских местах) находился в пещере или под деревом, и дерево для святыни было защитником - чаитья врикша. Во многих легендах Риши и Деваты почитали сваямбху (самопроявленный) лингам под каким-либо деревом.

Многие храмовые комплексы и города вокруг них вырастали на месте лесов и поначалу носили имя деревьев. Например местность Мадурая носила имя дерева кадамба - Кадамбаванам. Дерево кадамба сейчас осталось как стхала врикша храма Минакши. Кадамба цветет просто невероятными цветами - они на фото ниже) на втором фото - священное дерево кадамба в храме Минакши.


Лесов, конечно, сейчас уже нет, но в храме, как правило, растет одно священное дерево. Так и в Чидамбараме - когда-то на этом месте были леса тиллаи (мангровые) - именно в лесу по легенде Шива совершил свой ананда-тандава танец. Храм появился намного позднее того, как появилась сама святыня, поначалу ее "охранял" лес) Сейчас берег реки отодвинулся от города на несколько километров, а с ним и мангровые леса (выглядят они так, как на фото ниже) . Но имя Тиллаи остается в названии храма, одно мангровое дерево растет на его территории как стхала врикша.


В храме Экамбарнатх стхала врикша - дерево манго; знаю, что некоторые из нашей группы прониклись тем местом, где оно в храме растет, медитировали рядом с ним). Это место - на фото


А еще мне нравится легенда, связанная с деревом джамбу - которое является стхала врикша в храме Джамбукешвар. Согласно этой легенде, Шива съел плод дерева джамбу и выплюнул его косточки. Преданный Шиве святой проглотил эти косточки, видя в них прасад. Позднее косточки проросли в святом, священное дерево выросло через его голову, и Шива даровал ему мокшу. Легенда о возможности видеть священное в незамысловатом и обретать через это милость. (на фото - плоды дерева джамбу, а также элемент гопуры храма Джамбукешвар, с эпизодом, где дерево уже проросло в святом и он милостью Шивы обрел мокшу).



Вообще, мне почему-то близко то, как в легендах растения естественно участвовали в возникновении святых мест. Есть легенда про возникновение лингама на том месте, где позднее образовался Сучиндрам. Когда-то там ведь тоже были леса) И одна пастушка каждый день ходила через бамбуковый лес (а лес носил имя Джнянаранья - лес знания) продавать молоко и курд. И каждый день она цеплялась стопами за заросли в неком месте и обязательно проливала молоко и курд. Однажды она пожаловалась на это своему мужу, и мужчины деревни отправились в то место, чтобы вырубить бамбук. Когда же они начали рубить, из стволов бамбука потекла кровь, и люди поняли, что место было святым, а разливаемые каждый день молоко и курд омывали его. На этом месте создали святилище. Возможно там даже обнаружили самопроявленный лингам)

В Индии есть еще немало священной символики, связанной с деревьями - обязательно об этом напишем)

Дерево, означающее познание добра и зла, символ человеческого сознания - так обычно называют Великий баньян. Говорят, что он был первым деревом в райском саду - Эдеме. Но как бы там ни было, внешний вид и необычность этого удивительного растения не может оставить равнодушным каждого, кто увидит его. Оно поистине уникально, имеет самую большую крону из всех деревьев, которые вообще существуют на нашей планете. А все дело в том, что фикус бенгальский (это его научное официальное название) - не просто обычное дерево: баньян - дерево-лес, оно имеет в наличии не один, а несколько тысяч стволов.

Фикус Бенгальский, или баньян

Баньян - национальное дерево Индии - по виду похоже на многоруких танцующих божеств. В Индии с давнего времени почитали и уважали бенгальский фикус. Ветви баньяна отпускают вниз свои большие корни, некоторые из них прорастают прямо в землю, а в итоге наземную часть невозможно отличить от главного ствола.

Фикус бенгальский - из семейства тутовых, точно так же, как и хлебное дерево. Растет он в Индии, на острове Шри-Ланка и в Бангладеш. Спустя какое-то время саженцы этих растений завезли также в США (Флориду, Гавайи). Баньян представляет собой весьма необычные деревья, а их прелесть - не только в воздушных корнях, которые могут создавать потрясающие структуры. Они еще имеют уникальные свойства, которые несут пользу во всех отраслях как для человека, так и животного мира. Именно это и сделало баньян символом Индии. Живет это дерево долго: самому древнему из них на сегодняшний день около 400 лет. За это время оно разрослось вширь настолько, что под его кроной создается настоящий лес. Но не стоит забывать, что все это в совокупности одно дерево-роща.

Что такое баньян?

Несмотря на всеобщее ошибочное мнение, баньян - это не название вида деревца (как береза, клен, дуб или осина), а жизненная форма растения. Есть на земле трава, кусты, пальмы, лианы, а существуют необычные деревья - баньяны. Ими называют такие растения, на ветках которых создаются множественные воздушные корни. Спустя время, они постепенно доходят до земли, затем укореняются и становятся вторичными стволами, тем самым разрастаясь в большие рощи.

Как появляется это растение?

Свое жизненное развитие баньяны начинают невероятно интересно. Большое количество семян разносят птицы. Если зёрна попали в землю и проросли, значит, вырастет фикус в виде дерева. А если семя попало в трещину здания, например, или застряло в кроне другого дерева, тогда из него вырастет уже баньян. Таким способом оно запускает свой жизненный цикл как эпифит.

От опоры баньян не берет абсолютно никаких питательных веществ, развивается и живет благодаря атмосферной влаге и фотосинтезу. Когда вырастает до больших размеров, дает воздушные корни, которые добираются до земли и прорастают, тем самым формируя для баньяна первый ствол. Дальше на нем появляются новые ветки, которые в свою очередь выкидывают корни, и так происходит бесконечно. Второстепенных стволов на протяжении всей жизни дерева может быть огромное количество. Сам баньян растёт, скорее, в ширину, чем в высоту, а вот родитель этого дерева быстро погибает (буквально через пару лет), сдавливается фикусом. То же самое происходит и с человеческими постройками - корни и стволы баньянов разрушают различные перекрытия.

Баньяны относятся к роду фикусов и на земле существуют два вида этих растений:

  • Бенгальский баньян - эпифит. В начале своего развития прикрепляется к другому растению. Семена разносят на дерево-носитель птицы. Росток выпускает огромное количество воздушных корней, но некоторые просто засыхают, не успевая дорасти до земли. Ну а те, кто смог добраться до грунта, создает новые стволы.
  • Второй вид называется религиозный фикус. Он не является эпифитом и также отращивает воздушные корни, они в свою очередь упираются в землю и образуют большую крону. Обычно этот баньян выращивают для использования в садоводстве. Из него получается превосходный бонсай.

Какое самое большое дерево баньян?

Одним из самых крупных видов этого дерева, которое занесено в Книгу рекордов Гиннеса, называется Великий баньян, и произрастает он в Калькутте. Возраст его 250 лет, крона дерева в окружности имеет 350 метров, а площадь ее 1,5 гектара. На сегодняшний момент это самое огромное дерево-баньян в мире, растет оно в ботаническом саду в Хауре. За свой жизненный период оно не раз подвергалось крушению из-за мощнейших ураганов. Наибольший урон ему принесли циклоны в 1864 и 1867 годах, когда повредилось множество отростков, а главный ствол разделился на 2 части. В 1925 году в него ударила молния, и в результате этого основной ствол удалили. Но благодаря немалому количеству воздушных корней (их насчитывают около 3 280) дерево дальше растет и теперь больше похоже на лесную рощу.

Есть еще один огромный фикус, который может сравниться с Великим баньяном. Растет он недалеко от одного индийского городка, его возраст - примерно около 400 лет, а площадь составляет три акра.

Откуда появилось такое необычное название

Название дереву дали европейцы: путешественники из Португалии заметили, что местные торговцы-индусы (в переводе banias) часто выбирали место для общения и просто отдыха под этими большими деревьями, поскольку в их тени совсем не жарко. Так и пришло название banias tree, а немного позже слово «баньян» стало означать само дерево. До сегодняшнего дня сохранилась традиция приходить на встречи именно в тень большущего баньяна и наслаждаться тишиной и прохладой этого гостеприимного дерева. Для индийского народа этот фикус священный, а листья его - место отдыха бога Кришны. Существует большое количество способов использования этого дерева. Индусы научились извлекать полезность практически изо всех свойств удивительного растения:

  • Дерево можно использовать в качестве тени в большинстве поселений.
  • Каждая часть дерева имеет уникальные медицинские свойства.
  • Кору и семена можно применять как тонизирующее средство для поддержания температуры тела, а также лечения диабета.
  • Корень используют для укрепления зубов и десен.
  • Сок дерева может снимать отечность, синяки и кожные воспаления, а также лечит некоторые болезни кожи.
  • Добывают шеллак - природный лак для обработки разных поверхностей.
  • Кору используют для изготовления бумаги.
  • Женщины научились применять корень баньяна для ухода за волосами.
  • В качестве посуды нередко используют листья.

«Индийская Эйва»

Очень часто туристы при виде баньяна восклицают: «Это же Эйва!». И вправду, светящееся дерево Эйва из кинофильма «Аватар» Дж. Кэмерона напоминает с виду баньян как по облику, так и по смысловому значению. Эйва - дерево жизни планеты Пандоры, является также центром экосистемы и хранителем памяти душ.

Священное дерево

Баньян — это символ Индии, обозначающий вечную жизнь, гармонию и порядок. Это растение представляет собственную экосистему, здесь находят пропитание и убежище птицы, животные и насекомые. Людям под баньяном уютно, прохладно. По индийской легенде, именно под этим фикусом Сиддхартха Гаутама достиг просветления, став Буддой. Поэтому совсем не удивительно, что это растение является одним из главных символов Индии. Могучее раскидистое дерево с большим количество стволов и обширной кроной стало объектом поклонения с давних времен. По сей день люди устраивают настоящие священные алтари под этим деревом. Довольно часто индуизм сравнивают с баньяном за ее многогранность и спутанность. Кроме того, дерево символизирует бессмертие, вечную жизнь и несгибаемость. Вдобавок ко всему, его считают символом плодородия. В древнем писании оно значится как Мировое дерево, космическое растение - символ и образ человеческого сознания.

Дерево Баньян, которое находится в Корате (Таиланде), стало главным объектом для схождения туристов. По краям корней этого растения сделаны дорожки для людей, есть скамейки для отдыха, а также маленький храм. В реальности все это представить сложно, но это самое настоящее чудо природы. Здесь можно спокойно прогуливаться между корнями деревьев, люди отдыхают и молятся в буддийской часовне.