Рассказ детям как звери готовятся к зиме. Как животные в лесу готовятся к зиме

Занятие. Чтение Бианки «Как звери к зиме готовятся».

Задачи:

1.Познакомить детей с произведением.

2.Закрепить знания детей о диких животных;

3.Учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения;

4.Развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку; воспитывать интерес к природе.

Материал: картины с изображением животных.

Ход занятия.

Вступительная беседа. Загадки

Воспитатель загадывает загадки о диких животных.

В лесу петлял комочек меха,
Чем доводил зверей до смеха.
А ты возьми и угадай-ка
Кто всех смешил? Конечно, … .
(ЗАЙКА)

Есть в лесах могучий зверь,
Ты, сынок, уж мне поверь!
Ест малину, любит мёд.
Кто, его мне назовёт?
(МЕДВЕДЬ)

Как-то видел я в лесу
Тёмно-рыжую красу.
По ветвям она скакала,
Видно шишки там искала.
(БЕЛКА)

Мои ушки на макушке:
Длинные, большие,
Чтоб лису услышать мог
Даже не в тиши я.
(ЗАЯЦ)

Очень хитрая она:
Съела в сказке колобка,
Кур ворует, петухов.
Кто назвать её готов?
(ЛИСА)

Какое сейчас время года? Осень.

Назовите приметы осени.(На улице холодно, солнце слабо греет, часто идут дожди, на деревьях желтеют и опадают листья, люди надевают теплую одежду, птицы улетают в теплые края, звери готовятся к зиме).

Давайте вспомним, как звери готовятся к зиме.

Как заяц готовится к зиме? Меняет серую шубку на белую.

Как медведь готовится к зиме? Ложится спать в берлогу.

Как белка готовится к зиме? Готовит запасы орехов, грибов, ягод.

Как ежик готовится к зиме?

Эмоциональная гимнастика "Вокруг себя обернись и в зверя превратись".

Дети изображают поведение животных: злой, сердитый волк, трусливый зайчик, хитрая лиса, встревоженная белочка.

Предложить детям прослушать произведение Бианки.

« Как звери готовятся к зиме». - В. БИАНКИ

В лесу каждый готовится к зиме по-своему.

Кто мог, улетел от голода и холода на крыльях. Кто остался, торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы пищи впрок.

Особенно усердно таскают его короткохвостые мышки-полёвки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно.

К норе ведут пять или шесть дорожек, каждая дорожка - в свой вход. Под землей - спальня и несколько кладовых.

Зимой полёвки собираются спать только в самые сильные морозы.

Белкина сушильня.

Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнёзд на деревьях. Тут у неё сложены лесные орешки и шишки.Кроме того, белка собирает грибы - маслянки и берёзовики. Их она насаживает на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям деревьев и подкрепляться сушёными грибами.

Прячутся.

Холодно становится, холодно! В пруду вода мёрзнет.

Хвостатый тритон ушёл из пруда в лес и забился под кору гнилого пня.

Лягушки ныряют, забиваются в ил. Змеи зарываются под корни и мох.

Голодно становится, голодно!

Летучие мыши прячутся в дупла, пещеры, на чердаки. Им уже нечего есть, скрылись бабочки, мухи, комары.

Растолстевший барсук всё реже выходит из тёплой и чистой своей норы.

Муравьи закупоривают входы-выходы своего высокого города. Жмутся в кучи в самой глубине его, где потеплее.

Рыбы стаями громоздятся в омутах и глубоких подводных ямах.

Мороз не велик, а зевать не велит - как грянет, разом зима скуёт землю и воду льдом. Куда тогда денешься?

Я не любитель холодов и снежных сугробов. Глядя на голые деревья за окном, хочется укутаться в теплое одеяло и за кружкой горячего чая посмотреть любимый фильм. Новый год – это единственное, что радует меня в зимнее время. Кот мой тоже старается найти теплое местечко в квартире. Он бы точно не прожил зиму в дикой природе. Там о животных некому позаботиться. Никто их утром не покормит, им остается надеяться только на себя. Но природа заложила в них все необходимое, чтобы успешно перезимовать и встретить весну.

Кто первый начинает подготовку к зиме

Зима – это самый сложный период для животных. С наступлением холодов количество еды существенно уменьшается, поэтому нужно заранее подготовиться к зиме . Кто-то начинает делать запасы с наступлением осени, а кто-то уже в летнее время думает о заготовке еды на зиму. Самыми первыми начинают запасаться пищей грызуны :

  • бурундуки;
  • мыши;
  • бабаки (сурки) .

Еще в теплое летнее время они повсюду собирают семечки, орешки. Все находки они относят в свои норы , где и хранят все свои зимние запасы. Позаботившись о зиме еще летом, грызуны в холодное время даже не выходят из своих нор. Практически всю зиму они спят , просыпаются только чтобы подкрепиться.

Кто из животных не боится холодов

Не все животные тщательно подготавливаются к зимнему периоду. Например, лисицы, зайцы и волки почти ничего не меняют в своем образе жизни с наступлением морозов. Некоторые изменения происходят только с шерстяным покровом у этих представителей животного мира.


У зайцев серая шубка меняется на белую. Это позволяет им оставаться менее заметными в заснеженном лесу. Волки и лисички цвет не меняют, но их шуба с наступлением зимы становится гуще. Именно поэтому морозы им не страшны. Лисицы, когда бушуют сильные метели, ищут себе норы, чтобы переждать это время.

Как зимуют ежики

Ежики очень тщательно подготавливаются к зиме. Для зимовки они ищут подходящую нору . Обычно их норы находятся на глубине около метра. Ежики зимой спят , как и, например, медведи. Перед наступлением зимы ежик должен хорошо питаться, чтобы накопить достаточно жир а . Если он этого не сделает, то до весны он может и не дожить.


В начале зимы ежики не очень крепко спят, и если их потревожить, то очень быстро просыпаются. Чем температура воздуха становится ниже, тем крепче сон у ежа. В это время все процессы в его организме замедляются . Проспать ежик может до 240 дней. Проснется он весной , когда запасы жира закончатся, и вновь появятся источники пищи. Наверное, наш дачный ежик уже начал подготовку к зиме. :)

Зимой диким зверям приходится тяжело. У каждого есть свой план, как пережить зиму, они по-разному подготавливаются к лютым морозам. Кто-то запасается пищей, кто-то меняет одеяние, а кто-то готовит себе теплое жилище.

Как белки готовятся к зиме

Подготовку к зиме белки осуществляют на протяжении всего года. Они запасаются орешками, желудями, грибочками, ягодами, шишками, так как они питаются только растительной пищей. Добытую пищу они тщательно высушивают на ветках, пнях и складывают в свое жилище. Зимуют белки в дуплах, но не впадают в спячку. Они плохо переносят мороз, поэтому большую часть в зимнее время они проводят в своих домиках. Белки заблаговременно обустраивают дупло корой деревьев, мхом, найденными перьями и т.д. На зиму белки меняют свой окрас с рыжего цвета на сероватый, в целях маскировки.

Как бобры готовятся к зиме

Бобры подготавливают себе жилище заблаговременно. Они могут размещать его на уровне воды или под водой. Для этого они сносят палки, ветки, которые виртуозно связывают водорослями, травой или скрепляют глиной. Дом, построенный бобрами подо льдом, является теплыми и безопасными. Они не мерзнут зимой в воде, потому что их шуба непромокаемая. Бобры предварительно заготавливают себе пищу на зимнее время. Зимой они не впадают в спячку, а снижают свою активность, при этом подкрепляясь пищей.


Как барсуки готовятся к зиме

Зима для барсуков является тяжелым периодом в жизни, они плохо переносят пониженную температуру. Начало осени для барсуков характерно подготовкой жилья и сбора еды на зиму. Для того чтобы пережить зиму, они обустраивают себе нору травами, ветвями, мхом и т.д. Из еды запасаются орехами, желудями, растениями, семечками и т.д. Они чувствительны к морозам. Зиму проводят пассивно в норе, поедая запасы.


Как зайцы готовятся к зиме

Зайцы не обустраивают норы и не делают запас пищи к зимовке. Лютые морозы они переносят на лапах. В качестве маскировки, начиная с осени, зайцы меняют окрас с серого цвета на белый. Это дает им возможность маскироваться от хищников на фоне снега. Ну, а если его заметил волк или лиса, он прытко пытается сбежать. К зимним особенностям в поведении также относятся рытье временных нор в снегу или сене. В таких норах он отдыхает и набирается сил.


Как лисы готовятся к зиме

Подготовка к зиме начинается с утепления шубки. Их шерсть становится густая, пуховая, яркая. Она отлично защищает их от сильных морозов. Лиса круглогодично живет в норах. Зачастую местом для рытья норы является какая-либо возвышенность. Дабы лиса могла обозревать весь лес. Если она отошла далеко от своей норы и началась сильная метель, лисица может временно поселиться в другую заброшенную нору. Перед возвращением в нору она тщательно запутывает следы. Лисица не делает запасы на зиму, а регулярно выходит на охоту. Ее добычей становятся чаще всего грызуны. За неимением мяса, она может поесть найденные ягоды или овощи. Природой так сложено, что в зимнее время метаболизм у лисиц пониженный. Подкожный жир, растрачивается на согревание их в сильные морозы. Пушистые лапы позволяют передвигаться лисицам бесшумно при охоте на добычу. Лиса стойка к сильным морозам.


Как волки готовятся к зиме

Зиму волки переносят легко. К холодам их шерсть становится длиннее и пушистей. Она отлично их согревает в сильные морозы. Зачастую они выбегают на дороги, тропы для облегчения своего бега. У волков есть характерная особенность – объединения в стаю. Стаей они без труда ловят добычу в радиусе 30-60 км, потом вместе поедают ее. В среднем стая состоит из 7-12 волков.


Как медведи готовятся к зиме

С приходом осени медведь озадачен поиском и подготовкой жилья на зиму. Идеальным вариантом берлоги послужит расщелина в горе, нора в земле. Он тщательно утепляет ее ветвями, листвой, мхом и т.д. Перед тем как впадать в спячку, медведь в усиленном темпе наедает подкожный жир. Этот жир постепенно растрачивается на протяжении зимы. В моменты оттепели медведь может проснуться на несколько дней и приступить к поискам пищи.


Дикие звери по-разному подготавливаются и переносят зиму. Кто-то проживает сильные морозы в движении, кто-то пересиживает их, прячась в своем жилище, а другие впадают в спячку. Природа грамотно раздала особенности всем зверям.

Тема: Как звери к зиме готовятся.

Цель:

Закрепить знания детей о жизни лесных животных в осенний период.

Задачи:

Образовательная:

Уточнение представлений о приметах осени, сезонных изменениях в природе; систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме; закрепить технику аппликации из шерстяной нити.

Развивающая:

Умение определять отличительные признаки животных; обогащать и активизировать словарь по теме; продолжать развивать мелкую моторику.

Воспитательная:

Прививать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям; умение слушать друг друга.

Предварительная работа:

Наблюдение за изменениями в природе осенью (прогулка);

Беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме;

Рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания

Чтение рассказов Г.Скребицкий «Четыре художника».

Тематические физ.минутки.

Интеграция образовательных областей:

Познание (ознакомление с природой), художественное творчество (аппликация из бросового материала).

Материалы к занятию:

Картина «Времена года»;

Картинки с изображением диких животных;

Карточки-модели;

Дидактическая игра «Когда это бывает»;

Музыкальное сопровождение;

На каждого ребенка шаблон гриба, нитки (для аппликации);

Клей.

Ход занятия.

Воспитатель - Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие по временам года (картина «Времена года»)

Вот лето и осень, зима и весна,

Приходит весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

Красное - лето пришло - все цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Желтая осень раскрасит наш сад

Красивые листья по ветру летят.

Зима засыпает снегами поля

И синего цвета дремлет земля.

А теперь давайте немного поиграем.

Игра "Когда это бывает".

У детей цветные карточки. Синие карточки обозначают - зиму, зеленые - весну, красные - лето, желтые – осень.

Воспитатель – Я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы мне будете показывать.

Снег на полях,

Лёд на водах,
Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Ответ: Зимой

Тает снежок

Ожил лужок.
День прибывает.

Когда это бывает?

Ответ: Весной

Солнце печёт,

Липа цветёт.
Рожь поспевает,

Когда это бывает?

Ответ: Летом

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?

Ответ: Осенью

Свои ответы дети сопровождают поднятием карточек.

Воспитатель - Какое сейчас время года? Какие признаки осени вы знаете?

(Небо серое и хмурое; солнышко реже светит, не такое теплое; часто идут дожди; листья желтеют и опадают; люди тепло одеваются; птицы улетают в теплые края).

Рассказ сопровождается показом зрительных символов (картинок).

Беседа о том, как звери готовятся к зиме.

Воспитатель - Да вы правильно назвали все признаки осени, мы собирали урожай, надели теплую одежду – мы готовы к зиме. Интересно, а лесные звери готовятся к морозам. Давайте разберемся.

Воспитатель, загадывает загадки по мере отгадывания, выкладывает изображение животных (картинки).

1.Загадка:

Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.

Ответ: Ёж

Воспитатель - Спинка, бока и даже часть головы ежика покрытыми острыми иглами.

Как вы думаете зачем? (ответы детей)

Ёж осенью готовит себе норку, утепляет ее мхом, сухой листвой.

Выберет место, где листья сухие свернется клубком и начинает кататься по ним. Соберет листья на свои колючки, подбежит к норке, избавится от этих листьев и снова побежал.

А чем же еж питается? (ответы детей)

Охотятся ежи по ночам, осенью они усиленно питаются и толстеют - к зиме готовятся. Чтобы залечь в норку и проспать до весны. Еж зимой спит.

2. Загадка

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.

Ответ: Медведь

Воспитатель - Медведя еще называют косолапым, это так и есть, это видно, если посмотреть на его следы: он ставит лапы пятками наружу.

Чем медведь все лето и осень питается? (ответы детей)

Медведь на зиму делает запасы? Почему? (ответы детей)

Вот и приходится медведю, как ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную зиму.

Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)

Но сон медведя очень чуткий, он скорее не спит, а дремлет и слышит все что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не надо. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.

Оздоровительная минутка

Наш Мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы в стороны развел

Видно меду не нашел.

дети выполняют движения согласно тексту

Мишка в улей влез и вот

изображают походку медведя

Лижет с лапы сладкий мед

имитация текста

А вот еще один лесной житель.

3.Загадка: Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Ответ: Волк

Воспитатель - Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся. Есть такое выражение: «Волка ноги кормят». Действительно, в поисках пищи он пробегает много километров. У волка широкие, сильные лапы.

А чем же питается волк? (ответы детей)

4.Загадка: Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее…

Ответ: Лиса

Воспитатель - Идет лиса тихо, не слышно. Зимой у лисы на лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было. Ходит лиса как в валенках.

Чем питается лиса? (ответы детей)

Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся, пищат и начинает лапами разгребать.

Воспитатель - Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять цвет шубки?

5.Загадка: Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку. Ответ: Заяц

Воспитатель - Заяц меняет цвет шубки. Какой он был летом, а к зиме?

Интересно он меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней – уши, но не до самых кончиков: они остаются черными.

Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)

Кого боится заяц, от кого прячется? (ответы детей)

Как заяц спасается? (ответы детей)

Что помогает зайцу так быстро бегать? (ответы детей)

Где заячий дом? (ответы детей)

Заяц нору себе никогда не роет. Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб – там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.

Какую? (ответы детей)

6. Загадка Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Ответ: Белка

Воспитатель - Правильно. Это белка. Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая? (ответы детей)

Она шубку поменяла на более теплую.

А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (ответы детей)

Какие запасы делает белка на зиму? (ответы детей)

Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того чтобы гриб сорвать. И снова наверх. Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.

Скажите, какой у белки хвост? (ответы детей)

Хвост у белки, как парашют. Прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку.

Как называется домик у белки? (ответы детей)

Внутри свое жилище зверек выстилает листьями; в таком дупле обычно один вход, который в сильные морозы белка затыкает своим хвостом.

5.Сюрпризный момент (стук в дверь входит Белочка)

Белочка - Здравствуйте, ребятки! Я пришла с вами немного поиграть.

Оздоровительная минутка под музыкальное сопровождение.

«Поиграй со мной, дружок».

Становись скорей в кружок,

Будь внимательным, дружок

Шаг назад,

Шаг вперед

И на месте поворот.

Спинку мы с тобой прогнем,

Ну и хвостиком вильнем

Ну, давай,

Не зевай

И за мною повторяй.

Заниматься целый день,

Прыгать нам с тобой не лень

Шаг назад,

Шаг вперед

И на месте поворот.

дети выполняют движения согласно тексту.

Воспитатель - Белочка, а ты подготовилась к зиме?

Белочка Да, орешек, шишек я запасла много, а вот грибочки не успела…

Воспитатель - Ребята давайте поможем белочки запасти грибочки

Художественное творчество (аппликация из бросового материала)

Пока дети выполняют работу, звучит музыка П.И Чайковского "Золотая осень. Октябрь", из цикла "Времена года"

Белочка - Спасибо вам ребята этих грибов мне хватит на всю зиму. Я хочу вас угостить орехами. (Печенье) Ну а мне пора в лес, до свиданья.

7. Рефлексия.

    Какие признаки осени вы знаете?

    О каких диких животных мы говорили?

    Что нового узнали?

    Вам понравилось занятие?

Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме.

Дети должны знать:

Названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь;
- что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище;
- как называется жилище медведя (берлога), волка (логово), лисы (нора), белки (дупло);
- кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки);
- кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, белка), рога (лось, олень);
- различать названия частей тела животных и людей.

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, берлога, логово, нора, дупло, шерсть, шкура, хищники;

Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий;

Глаголы: охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, запасает, рыть, зимовать, залегает, впадает (в спячку).

Беседа "Как дикие звери к зиме готовятся."

Скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. Три месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.

Где спрячется ежик? В норе.

Где будет спать медведь? В берлоге.

Но есть животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.

Заяц меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета.

Какого? - Почему белого?
- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? От лисы и волка.

Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.

А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Конечно, нужно.
Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться.
Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.

Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.
Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.

Где живет белка? В дупле.
-Как она подготовилась к зиме?
Она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.

А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.
- Кто это? Лось.
- Чем питается лось? Растениями.
-А много ли растений зимой можно найти в лесу?
В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? Много. Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса.

Дидактическое упражнение "Один-много" (образование множественного числа существительных):

Лиса – лис.
Ёж – ежей.
Белка – белок.
Заяц – зайцев.
Волк – волков.
Лось – лосей.
Кабан – кабанов.

Дидактическое упражнение "Назови ласково" (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :

Белка – белочка.
Лиса – лисичка.
Заяц – зайчишка, зайчонок.
Белка – бельчонок.
Медведь – медвежонок.
Волк – волчонок.

Дидактическое упражнение "Сосчитай до пяти" (согласование существительных с числительными) :

Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.
Одна лиса, … ,пять лис.
Один волк, …,пять волков.
Один медведь, … ,пять медведей.
Одна белка, …, пять белок.

Дидактическая игра "Чей? Чья? Чье? Чьи?"

Хвост лисы - лисий хвост.
Лапа медведя - медвежья лапа.
Зубы волка - волчьи зубы.
Иголки ежа - ежиные иголки.

След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.
Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.
Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.

Дидактическое упражнение "Подбери определения" :

Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …
Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …
Ёж (какой?) – колючий, маленький, …
Заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький,

Дидактическая игра "Кто где живёт?" (употребление именительного падежа сущ-х):

В берлоге живёт (кто?) – медведь.
В норе живёт (кто?) – лиса.
В логове живёт (кто?) – волк.
В норке живёт (кто?) – ёжик.
В дупле живёт (кто?) – белка.

Дидактическое упражнение "Сравни животных с людьми".

У человека - рот, а у животных – пасть.
У человека - лицо, а у животных – морда.
У человека - зубы, а у животных – клыки.
У человека - живот, а у животных – брюхо.
У человека - ногти, а у животных – когти.
У человека - руки, а у животных – лапы.

Дидактическая игра "Назови семью" (упражнение в словообразовании):

Папа – медведь, мама – медведица, детёныш(и) – медвежонок (медвежата).

Папа – волк, мама – волчица, детёныш(и) – волчонок (волчата).

Папа – лис, мама – лисица, детёныш(и) – лисёнок (лисята).

Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш(и) – зайчонок (зайчата).

Лиса – тявкает.
Медведь – рычит.
Волк – воет.
Ёжик – фыркает и т.д.

Дидактическое упражнение "Что лишнее и почему?"

Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные).
Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные).
Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные).
Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные).
Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные).

Игра "Кому что дадим?"

Мясо – волку.
Малину - ...
Мёд - ...
Морковку - ...
Яблоко - ...
Орехи - ...
Грибы - ... и т.д.

Игра "У кого – кто?"

У медведя – медвежата.
У лисы - ...
У волка - ...
У зайца - ...
У ёжика - ...
У белки - ... и т.д.