Какой процент избирателей должен проголосовать. Фундаментальные исследования

Когда выборы считаются несостоявшимися? Данному вопросу традиционно уделяется не слишком много внимания, тогда как средства массовой информации фокусируют свой интерес на предвыборной гонке и набирающих все большую популярность в последние годы случаях фальсификаций и нарушений в ходе проведения выборов. Между тем в случае признания выборов несостоявшимися проводятся повторные выборы, на организацию которых снова идут средства налогоплательщиков - деньги из карманов избирателей. В свете создания нового законопроекта о выборах в 2013 г. эта тема становится как никогда актуальной.

Необходимость в процедуре признания выборов несостоявшимися возникла в связи с вероятностью возникновения ситуаций, в которых одни кандидаты имеют формально-техническое преимущество перед другими. Законодательная база вопроса претерпевала неоднократные изменения с целью объективно соответствовать изменяющимся условиям российской действительности. Последними серьезными поправками в 2006 г. стали отмена минимального порога явки на избирательных участках (20% для региональных выборов, 25% - на выборах в Государственную Думу, 50% - на выборах президента Российской Федерации) и графы «Против всех» в бюллетенях. Последнее вызвало большой общественный резонанс, до сих пор многие граждане и политические деятели продолжают настаивать на возвращении этой графы. Отмена минимального порога, с одной стороны, объективно обусловлена добровольным участием граждан в выборах, с другой - создает благоприятные условия для различного рода нарушений и фальсификаций.

В настоящее время основаниями для признания выборов несостоявшимися выступают следующие причины:

  • К распределению депутатских мандатов должен быть допущен один список кандидатов. Здесь речь идет о проходном барьере, который в настоящий момент составляет 5%. Необъективность и несостоятельность сформированного подобным образом государственного законодательного (представительного) органа очевидна.
  • К распределению депутатских мандатов должны быть допущены списки кандидатов, в сумме получившие менее 51% голосов избирателей, посетивших избирательные участки.
  • При повторном голосовании все кандидаты выбыли.
  • Ни один из двух кандидатов не набрал достаточное для избрания число голосов в случае, когда законом предусмотрено повторное голосование.

Решение о признании выборов несостоявшимися выносит избирательная комиссия.

Проведение повторных выборов также назначается в случае признания результатов первых выборов недействительными - эти понятия неравнозначны, не следуют путать в несостоявшимися выборами. В реальности подобная ситуация менее вероятна по причине отсутствия строгих однозначных критериев недействительности результатов. В законе речь идет о нарушениях, не позволяющих достоверно определить результаты волеизъявление граждан, однако точный перечень нарушений (к ним относятся нарушения во время проведения предвыборной кампании и агитации, противозаконные манипуляции с бюллетенями и непосредственно предумышленные нарушения в работе избирательной комиссии) и степень серьезности определяется в каждом конкретном случае по факту. Результаты выборов также могут быть признаны недействительными по решению суда. В данном случае понятие «несостоявшиеся выборы» содержит в значительной степени больше определенности, чем определение «недействительные результаты».

С уверенностью можно сказать, что законодательная база и критерии в оценке данного вопроса будут меняться неоднократно, на данный момент закон 2013 г. в полной мере отвечает изменениям российской политической действительности последних лет и готовит почву для проведения очередных выборов в Государственную Думу в 2016 г.

Чего ждать от предстоящих выборов? Обсуждение на нашем форуме.

Разработаны меры, направленные на повышение легитимности выборов в России. Соответствующий законопроект , подготовленный депутатом Маргаритой Свергуновой , внесен в Госдуму.

Предлагается законодательно установить минимальный порог явки избирателей – не менее 50% избирателей, внесенных в списки избирателей, на выборах Президента РФ, депутатов Госдумы, а также на выборах в органы государственной власти субъектов РФ. Такой показатель планируется учитывать при признании выборов несостоявшимися. Исключение предусмотрено для выборов в органы местного самоуправления.

Напомним, что ранее выборы признавались несостоявшимися в случае, если в них приняли участие менее 20% от числа избирателей, внесенных в списки избирателей. При этом указанный минимальный процент мог быть повышен для выборов в федеральные органы госвласти, органы госвласти субъектов РФ и снижен для выборов депутатов представительных органов муниципальных образований. Законом субъекта РФ допускалось предусматривать, что минимальный процент от числа избирателей для признания выборов депутатов представительных органов муниципального образования состоявшимися не устанавливается. Также минимальный порог явки действовал для выборов Президента РФ, которые признавались несостоявшимися, если в них приняли участие менее половины избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования. Для выборов Депутатов Госдумы порог явки избирателей составлял 25%. Однако затем соответствующие нормы были исключены.

По мнению автора инициативы, на сегодняшний день отсутствие порога явки избирателей при проведении выборов в органы государственной власти ставит под вопрос легитимности выборных органов, избранных на выборах с участием менее половины избирателей от количества, внесенного в списки избирателей.

Свергунова считает, что введение предлагаемых норм позволит формировать органы госвласти с учетом мнения большинства избирателей, что придаст более весомую легитимность выборным органам, способствуя укреплению власти в целом по стране. Также реализация законопроекта позволит повысить ответственность избирательных комиссий, в частности, в работе по информированию избирателей о проведении выборов, об активном избирательном праве, о проявлении активной гражданской позиции и т. п.

Меньше чем квартал страна будет выбирать Президента Российской Федерации. Ближайшие выборы должны состояться 18 марта 2018 года. Стоит узнать условия следующих выборов, которые меняются почти каждый год.

В 2017 году была принята поправка в закон «О выборах президента». Самое главное изменение — отмена открепительных удостоверений. Теперь голосовать можно будет на любом участке, просто подав заявление. Все основные изменения были придуманы для увеличения явки людей на выборах 2018 года.

Еще в 2006 году в избирательном законодательстве был отменен порог явки. Но раньше, для того чтобы выборы были признаны состоявшимися, в них должны были принять участие не менее 50% избирателей. Так что в 2018 году выборы будут считаться действительными даже при низкой активности избирателей.

Порог явки для выборов президента РФ 2018 года повышен

Эксперты полагают, что из-за новых поправок в законе «О выборах президента», где были отменены открепительные удостоверения, явка избирателей будет поднята на 5 миллионов. Новые поправки отменяют открепительные удостоверения и включают граждан в списки избирателей по электронным заявлениям, также законодательно закрепляют возможность видеонаблюдения на участках и упрощение работы наблюдателей на выборах. На последних президентских выборах по открепительным удостоверениям проголосовало 1 600 046 россиян. Но можно только представить, как много людей очень хотели проголосовать, однако в момент выборов находились не по месту своей прописки. При этом они не хотели связываться с открепительными удостоверениями, ведь для того, чтоб их получить, надо немало времени и сил. Так что, скорее всего, все эти упрощения с «бумажками» помогут многим людям отдать свой голос на ближайших выборах.

Но при этом многие считают, что явка избирателей все равно будет очень низкая и, возможно, даже ниже, чем в прошлом году. Ведь многие люди просто отказываются ходить на выборы по собственным причинам.

Также эксперты считают, что ситуацию можно поменять благодаря улучшениям условий. А именно: нужно максимально информировать всех россиян, убрать все бюрократические преграды и попытаться всеми способами увеличить доступность избирательных участков.

1. Графа против всех

Что было ранее
Официально графа «против всех» появилась в избирательных бюллетенях в
1993 году на выборах в Государственную думу
Через год её узаконили на выборах всех уровней. В 1997 году Госдума утвердила положение, при котором выборы считались несостоявшимися, если число голосов против всех превышало число голосов,поданных за фаворита президентской гонки. В 2005 году больше 14% голосующих в 11 субъектах проголосовали «против всех» на региональных выборах. Тогда же властям регионов разрешили самостоятельно выбирать, включать ли графу в бюллетень на региональных и местных выборах.
В 2005 году глава Центризбиркома Александр Вешняков заявил, что графу «против всех» нужно убрать из бюллетеней. По его словам, граждане использовали эту графу из-за лени выбирать из большого списка кандидатов. Сторонники исключения формы упирали на то, что вынуждает властей тратить дополнительные деньги на повторные выборы. В 2006 году Госдума проголосовала за исключение графы. Опрос «Левада-центра» показал, что 18% избирателей считали существование графы «против всех» оправданным – граждан лишили, таким образом, возможности выразить свой протест на выборах.

А что сейчас
В 2013 году опрос ВЦИОМа показал, что 43% граждан поддержали возвращение графы «против всех», в том числе 34% сторонников «Единой России». В тот же год в Госдуму внесли (http://www.interfax.ru/russia/352263) законопроект о возвращении формы. Инициативу депутатов одобрили в 2014 году, реформа о возвращении графы вступила в силу в 2015 году. По итоговому варианту региональные власти могут добавить графу «против всех» на муниципальных выборах. Пока этой возможностью воспользовались (http://cikrf.ru/news/relevant/2015/09/11/01.html) только шесть субъектов: Республики Карелия и Саха, Белгородская, Вологодская, Калужская и Тверская области.
//Партия ЕдРо («Партия жуликов и воров») понимала, конечно, что при такой лукавой формулировке графа «Против всех» на выборах 2018 не появится – ведь вся власть в регионах в руках ПЖиВ. В Иркутске, например, красный губернатор Левченко не смог «пробить» даже выборы мэра. Пока Путин у власти деградация России будет продолжаться вплоть до её распада на отдельные княжества.

2. Минимальный порог явки
Минимальный порог явки был отменён Путиным в 2006 году (http://www.kprf.org/showthread.php?t=63), когда народ стал голосовать «ногами». Отмена порога дала Путину, практически, гарантию того, что он останется на царстве пожизненно – чиновники-то всегда придут на выборы и всегда проголосуют так, как надо.

В 2013 году был подготовлен законопроект, в соответствии с которым выборы или референдум будут признавать состоявшимися, если проголосовать придут не менее 50% избирателей (http://m.ppt.ru/news/118335). Минимальный порог явки планируется установить для выборов президента, депутатов Государственной Думы и для референдумов. Сейчас Законопроект находится в архиве //Прошло четыре года, а перспективы принятия законопроекта туманны. Спасибо Путину. Напомню избирателям его "регалии": Главный коррупционер мира 2014 года,
Враг русского народа, Враг свободной прессы и пр., пр.
Опубликовано: 30.01.2018