Дэвид юм основные работы. Дэвид Юм – краткая биография


Цитаты Дэвида Юма :

В жалости всегда есть примесь любви и нежности, а в злорадстве - примесь ненависти или гнева.

Дружба - это спокойная и тихая привязанность, направляемая и укрепляемая привычкой, возникающей из долгого общения и взаимных обязательств.

Если единственным мотивом наших действий является желание показать свою свободу, значит, мы никак не можем освободиться от уз необходимости.

Злорадство - есть ничем не вызванное желание причинить зло другому лицу, чтобы путем сравнения с собственным положением испытать удовольствие.

Когда религиозность соединяется со страстью к чудесному, тогда конец всякому здравому смыслу, и свидетельство людей теряет всякий авторитет.

Когда свет осуждает нас, клевещет на нас, мы не должны сердиться, а скорее рассмотреть, нет ли в осуждениях этих какого-то основания.

Любовь есть не что иное, как желание счастья другому лицу.

Ничто не свободно так, как мысль человека.

Себялюбие порождает правила справедливости и является первым мотивом соблюдения последних.

Склонность к радости и к надежде - истинное счастье; склонность к опасению и меланхолии - настоящее несчастье.

Случай и судьба - это одни только пустые слова: упорное благоразумие - вот судьба человека.

Тот счастлив, кто живет в условиях, соответствующих его темпераменту, но тот более совершенен, кто умеет приспосабливать свой темперамент к любым условиям.

Человеку, который долго говорит о себе, трудно избежать тщеславия.

Чем больше образ жизни человека зависит от случайности, тем сильнее он предается суеверию.

(Давид Юм, Дейвид Юм, англ. David Hume; 26 апреля 1711, Эдинбург, Шотландия - 25 августа 1776, там же) - шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения. Историки философии в основном сходятся на том, что философия Юма носит характер радикального скептицизма, однако многие исследователи считают, что крайне важную роль в учении Юма играют и идеи натурализма.

Большое влияние на Юма оказали идеи эмпиристов Джона Локка и Джорджа Беркли, а также Пьера Бейля, Исаака Ньютона, Сэмюэла Кларка, Фрэнсиса Хатчесона и Джозефа Батлера. Юм считал, что наше познание начинается с опыта. Все наши идеи восходят к опыту, впечатлениям. Однако Юм не отрицал возможности априорного знания, примером которого является, с его точки зрения, математика. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и образы воображения). После восприятия материала познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи.

Всё состоит из впечатлений. Иногда создаётся ложное впечатление, что Юм утверждает абсолютную невозможность познания, но это не совсем так. Содержание сознания мы знаем, значит мир в сознании известен. То есть мы знаем мир, который является в нашем сознании, но мы никогда не узнаем сущности мира, мы можем узнать только явления. Такое направление носит название феноменализма. На этой основе построено большинство теорий современной западной философии, утверждающих неразрешимость основного вопроса философии.

Причинно-следственные связи в теории Юма - это результат нашей привычки. А человек - это пучок восприятий. Основу нравственности Юм видел в нравственном чувстве, однако он отрицал свободу воли, считая, что все наши поступки обусловлены аффектами. Иммануил Кант писал, что Юм не был понят. Существует точка зрения, что его идеи в сфере философии права только начинают осознаваться в полной мере в XXI столетии.

Жизнь и труды
Учился в Эдинбургском университете, затем работал клерком в торговой фирме. В 1734—36 находился во Франции, где подготовил свой главный труд — «Трактат о человеческой природе» (первые две книги вышли в 1739, третья в 1740). Вопреки ожиданиям автора, «Трактат» не вызвал интереса у широкой публики, однако опубликованные в 1741—42 эссе на различные темы уже имели успех. Попытки сделать академическую карьеру окончились неудачей из-за противодействия представителей Церкви Шотландии, видевших в нем опасного скептика и даже атеиста. В 1748 выходит «Исследование о человеческом познании», в 1751 «Исследование о принципах морали» — переработанные и сокращенные варианты первой и третьей книг «Трактата». Приблизительно в это же время написаны «Диалоги о естественной религии», опубликованные посмертно в 1779; в 1752 Юм издает эссе на экономические темы.
Работа в качестве библиотекаря Эдинбургского общества адвокатов дала Юму возможность собрать богатый фактический материал для восьмитомной «Истории Англии» (1754—62). В 1757 была опубликована «Естественная история религии». Участие в 1763—66 в дипломатической миссии в Париже в качестве личного секретаря британского посла позволило Юму познакомиться с французскими просветителями, у которых он встретил горячий прием (некоторые из них ошибочно принимали его за атеиста). В 1767—68 Юм был помощником государственного секретаря. Автобиографическое эссе Юма «Моя жизнь» было издано через год после его смерти его другом Адамом Смитом (см. СМИТ Адам) .
Учение об опыте
В «Трактате» и в «Исследованиях» Юм говорит о необходимости совершенствования «моральной философии» как универсальной науки о человеке, которой, в отличие от «естественной философии» (естествознания), еще предстоит стать подлинно эмпирической наукой.
В духе сенсуализма (см. СЕНСУАЛИЗМ) источником знания Юм считает опыт, складывающийся из «восприятий» (perceptions), которые Юм разделяет на «впечатления» и «идеи». Впечатления отличаются яркостью и живостью, они — исходные элементы чувственного опыта; Юм делит их на впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Идеи суть копии впечатлений, уступающие им по степени яркости и живости. Идеи разделяются на простые, происходящие из конкретных впечатлений и им соответствующие, и сложные (модусы, субстанции и отношения). Психологический механизм связи восприятий Юм усматривает в принципе ассоциации (непознаваемом по существу), благодаря которому из простых идей образуются сложные. Юм подробно анализирует три типа ассоциации идей: по сходству, по смежности в пространстве и во времени и, наконец, наиболее распространенный тип — по причинности.
Юм предлагал отказаться от идеи субстанции, считая ее фикцией воображения. Восприняв аргументацию Джорджа Беркли против материальной субстанции, Юм шел дальше, подвергая критике также и понятие духовной субстанции. Такой же фикцией выступает для Юма создаваемое воображением тождество личности, понимаемой им как «связка или пучок... различных восприятий».
Вслед за Беркли он заменяет абстрактные понятия конкретными идеями-представлениями, скопированными с ярких чувственных впечатлений, и подчеркивает при этом сигнальную роль языка, способного вызвать нужную идею. Принятое со времен Джона Локка (см. ЛОКК Джон) разделение первичных и вторичных качеств (см. ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА) Юм считает лишенным смысла, полагая, что все качества имеют чувственно-субъективный характер.
Идея причинности
В центре теоретической философии Юма — анализ проблемы причинности, т. е. необходимой связи между двумя событиями, которую Юм считает недоказуемой: каузальные и логические связи не совпадают, действие не содержится в причине, не похоже на нее и невыводимо из нее. Основанием причинности не может быть и опыт, так как мы не наблюдаем связь причины и действия, а имеем лишь впечатления совместного появления двух событий. Ожидание того, что будущая последовательность событий будет похожа на прошлую (например, солнце завтра взойдет), основывается исключительно на вере, источником которой является привычка. Привычное соединение впечатлений и идей, сопровождающееся особым чувством обязательности, и создает, по Юму, идею необходимой связи причины и действия. Таким образом, «необходимость есть нечто существующее в уме, а не в объектах...». Анализ проблемы причинности Юма оказал влияние на возникновение «критической философии» Канта (см. КАНТ Иммануил) .
Аффекты. «Симпатия»
Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект. Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть). Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффект симпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результате воображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающего определенные душевные переживания.
Этика
Подчеркивая важнейшую роль чувственности в морали, Юм стоял на позиции этического антиинтеллектуализма, для него характерно также неприятие религиозного обоснования нравственности. Он подчеркивал, что многие философы-моралисты не объясняют переход в рассуждениях от сущего к должному. В целом, по Юму, этика занимается мотивами поступков, которые в конечном итоге обусловливаются психологическими особенностями людей. В его учении утилитаризм сочетается с альтруизмом.
Философия религии
В «Естественной истории религии» Юм показывал укоренность религиозных представлений в особенностях «природы человека». Он считал, что монотеизм не был ранней религией человечества. Заботы о житейских делах, надежды и страхи, а отнюдь не простое и незаинтересованное созерцание природы явились, согласно Юму, источником религиозных представлений. Положительно относился он и к известной гипотезе, что прототипом богов древних религий были реальные люди, ставшие благодаря своим особым достоинствам предметом восхищения народа. В знаменитой главе «О чудесах», включенной в «Исследование о человеческом познании», он доказывал, что описания всевозможных чудес противоречат свидетельством чувств и здравого смысла. Критическая аргументация Юма была призвана показать не невозможность чудес как таковых, а невозможность разумной веры в чудеса, представляющие собой нарушения законов природы. Свою позицию он, как и деисты, называл «естественной религией», в основе которой лежит допущение непознаваемой высшей причины.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Биографические сведения. Давид Юм (1711 - 1776) – английский историк, публицист, экономист, философ. Родился в семье небогатого шотландского дворянина в Эдинбурге, окончил Эдинбургский университет. Уже в 18-летнем возрасте он задумал «новую науку о человеческой природе», позднее изложенную в его главной философском сочинении «Трактат о человеческой природе». Но публикация этой работы прошла незамеченной. Славу Юму принесли только «Опыты моральные и политические». С 1746 г. он занимался дипломатической работой, с 1763 по 1766 г. жил в Париже, где подружился с рядом французских просветителей (Дидро, Гельвеций и др.). В 1769 г. вышел в отставку и поселился на родине, где занимался только наукой.

Основные труды. «Трактат о человеческой природе» (1739 - 1740), «Опыты моральные и политические (Эссе)» (1741), «История Англии: В 8 т.» (1753 - 1762).

Философские воззрения. Онтология. Признавая (в отличие от Беркли) существование внешнего мира, Юм утверждал, что мы ничего об этом мире не знаем, и в принципе знать не можем. Юм является основоположником новоевропейскогоскептицизма 6 иагностицизма 7 .

Гносеология . Центральное место в его учении занимают проблемы гносеологии. Отмечая успехи экспериментального метода, которые позволили Ньютону создать новую физику, Юм утверждал, что теперь, пользуясь этим же методом, необходимо создать новую науку о человеческой природе, и задача эта особенно важна, потому что, только познав человеческую природу, мы можем:

    прийти к господству над ней;

    понять, как протекает процесс познания внешнего мира и насколько обоснованы наши знания о мире;

    построить новую систему наук об этом мире.

В отличие от Локка и Беркли, которые все содержание человеческого разума называли идеями, Юм называет его восприятиями и изначально делит их на «впечатления» («ощущения») и «идеи». Между ними существует только два существенных различия: по степени и по порядку:

Впечатления бывают простыми (красный цвет, соленый вкус и т.п.) и сложными (впечатление от яблока в целом). Идеи также бывают простыми и сложными; но если простые идеи – это бледные копии впечатлений (ощущений), то сложные идеи могут быть как копией сложного впечатления. Так и результатом комбинации в уме простых идей.

Рождение сложных идей связано также с наличием памяти , которая позволяет воспроизводить впечатления и идеи, имевшие место в прошлом, ивоображения , позволяющего создавать новые комбинации знакомых идей. Чтобы проверить убедительность (истинность) любой идеи, необходимо указать соответствующее ей впечатление. Это не составляет труда для простых идей и для сложных, являющихся отображением сложных впечатлений. Но сложные идеи могут еще быть результатом деятельности сознания. Чтобы проверить их истинность, необходимо понять, как они появляются.

Между различными восприятиями, существующим в нашем сознании, имеется определенная связь, некое «притяжение». Благодаря этой связи у нас возникает«привычка» постоянного восприятия неких стабильных комплексов ощущений; относительно стабильно закреплены различные восприятия и в нашей памяти. Стабильная же связь имеет место и между двумя идеями, она выражается впринципе ассоциации , сформулированном Юмом. Переход от одной идеи к другой осуществляется по трем основаниям:

    сходство;

    смежность во времени и в пространстве;

    причинно-следственная связь.

Действие такого «притяжения» идей очевидно любому, но причины его неизвестны и должны быть отнесены «к первоначальным качествам человеческой природы».

Юм – номиналист. Как и Беркли, он отрицает существование общих, абстрактных идей и впечатлений, поскольку каждая идея есть лишь слабый образ впечатления, то она всегда конкретна и имеет частный характер.

Появление общих идей Юм объясняет возникновением некоторых сходных идей, которые фиксируются в нашем сознании. Это сходство позволяет дать этим идеям одно и то же название.

Между идеями в нашем сознании, могут существовать 2 вида отношений, которые мы выражаем в суждениях (предложениях), утверждая что-то или отрицая:

    отношение логического следования , когда одни идеи полностью выводятся из других (например, теоремы из аксиом) и следование это основано на логическом законе непротиворечия;

    заключения о «фактах », которые мы делаем на основании имеющихся у нас восприятий (например, мы видим на востоке верхнюю часть Солнца и делаем заключение: «Солнце восходит»).

Однако, когда мы размышляем о том, что в данный момент не воспринимаем, мы одинаково легко можем представить себе противоречивые факты. Такие заключения о фактах основаны на отношении причины и следствия .

Утверждение о том, что это отношение реально существует между объектами внешнего мира (т.е. вне нашего сознания), Юм считает ошибочным, т.к. то, что считается следствием:

    не содержится в том, что считается причиной;

    не похоже но то, что считается причиной;

    логически не выводится из того, что считается причиной.

По Юму, причинно-следственная связь имеет исключительно психологическое обоснование.

Антропология. Природа человека неизменна и одинакова у всех людей. Поскольку в сфере психики действуют причинно-следственные связи, то вся психическая жизнь личности жестко детерминирована и нет никакой свободы воли. Следуя Беркли по поводу критики понятия «субстанция», Юм (вопреки Беркли) отрицает существование души как субстрата, носителя психических переживаний. Человеческая личность есть всего лишь «связка или пучок… различных восприятий, следующих друг за другом».

Социально-политические воззрения. Юм отрицал как средневековое учение о происхождении власти «от Бога», так и популярную в его время теорию «договорного» происхождения государства. Он полагал, что государство возникло на базе семьи и в результате разрастания последней. Королевская власть берет свое начало из института военных вождей, а степень законности власти в глазах людей есть результат «привычки» к ней и зависит от времени существования этой власти (и приемлемость ее для подданных).

Судьба учения. Философские идеи Юма, и в особенности его скептицизм и агностицизм, сыграли заметную роль в дальнейшем развитии европейского субъективного идеализма.

1«Телео» на древнегреческом языке означает «цель».Теология – философское учение, в котором утверждается целесообразное устройство мира, при котором все происходящее в мире трактуется как соответствующее каким-то природным или божественным целям.

2Деизм – это течение философии, в котором Бог признается творцом мира, но, создав мир и вложив в него определенные законы, Бог более не вмешивается в дела мира: мир существует по своим законам.

3Впервые эта теория имела место в учении Демокрита, в близкое к Локку время ее развивали Галилей и Ньютон.

4Объективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и не зависимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой ум и т.п.)

Субъективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, человеческое «я».

5Сенсуализм (от латинского “sensus” - чувство) – направление в философии, в котором основным источником познания признаются чувства (ощущения), они же считаются критерием истинности.

6Скептицизм – это философское направление, где сомнение оказывается универсальным философским принципом, т.е. последовательно проводится идея о недостоверности всякого знания.

7Агностицизм – течение в философии, в котором мир признается в принципе непознаваемым.

Hume, 1711-1776) - англ. философ. Развивая идеи эмпирической психологии, основы которой были заложены Дж. Локком, Ю. выступал против признания существования души как субстанционального носителя сознания: существуют только впечатления и их бледные копии (идеи) как единицы сознания. Оба класса явлений сознания бывают простыми и сложными. Сложные явления образуются на основе суммации простых. Работа сознания, по Ю., подчиняется определенным общим закономерностям, которые действуют столь же непреложно, как и в природе (течение мыслей, напр., происходит не через произвольное и случайное комбинирование мыслей, а по ассоциативным связям, приобретенным в прошлом опыте).

Ю. выделял ассоциации по сходству (контрасту), по смежности в пространстве и в времени, по причинности. Распространив принцип ассоциации на объяснение всех познавательных процессов, Ю. сыграл существенную роль в становлений ассоцианизма и развитии "естественнонаучной" парадигмы в психологии. (Е. Е. Соколова.)

ЮМ Дэвид

Великий английский психолог и философ Давид Юм родился в 1711 г. в столице Шотландии, городе Эдинбурге. Его отец был небогатым дворянином, занимался юридической практикой. И отец и мать Юма хотели, чтобы он пошел по родительским стопам и также стал юристом, но Давид рано осознал, что его абсолютно не интересует данного рода деятельность. Уже будучи подростком, он поставил в известность своих родителей, прямо заявив им, что чувствует огромное отвращение к любому занятию, кроме литературы, философии и психологии. Но для этого требовалось получить образование, которое стоило больших денег, которых у отца Юма не было. Несмотря на это, Давид все же начал посещать Эдинбургский университет, где он жадно читал труды по психологии и философии. Но вскоре ему все же пришлось пойти в коммерцию, чтобы добывать средства к существованию. Для этого Юм поехал в Бристоль, где и попробовал себя в роли коммерсанта. Как коммерсант Давид потерпел полное фиаско. К этому времени отец его уже умер. Давид принял решение отправиться во Францию, чтобы там продолжить образование. Мать не возражала против этого. И в 1734 г. Давид Юм поплыл во Францию, где пробыл три года, из которых большую часть прожил в городе Ля-Флеш (в этом городе когда-то учился Декарт). Сначала Юм решил посвятить свою жизнь литературе, но за то время, пока жил во Франции, он написал не какой-нибудь роман или повесть, а свою первую крупную работу, которая называлась он «Трактат о человеческой природе» и состояла из трех книг. Давид опубликовал его в Англии, в Лондоне; он вышел в свет в 1738-1740 гг. Первая книга этого трактата была посвящена развитию теории познания, вторая - психологии человеческих аффектов, а третья - проблемам теории морали. В этом трактате содержится практически уже полностью созревшая знаменитая теория Юма. Сразу чувствовалось, что данное сочинение писал оригинальный и талантливый автор, хотя, конечно, на Юма повлияли труды Локка, Ньютона, Беркли, Цицерона, Бейля, Бэкона, Монтеня, Шефтсбери, Хатче-сона и других ученых. Этика Юма - это не второй план его учения, а вторая, и главная, его часть. В ней изучение «человеческой природы» достигает своего апогея. Юм больше всего сил в своей жизни отдал развитию психологии морали. Юм считал, что человеческая природа неизменна по своей сути, и все поступки человека подчинены жесткому детерминизму. Он соглашается с Хатчесоном и Шефтсбери в том, что этика является делом чувства и интуиции, а отнюдь не размышления. «Правила морали, - пишет Юм, - не являются заключениями нашего разума... Ценность наших поступков не состоит в их согласии с разумом, так же как их предосудительность не заключается в противоречии последнему». Момент иррациональности, который присутствует в этих установках, Юм объясняет так: «Там, где разбужены аффекты, нет места для свободного воображения. Человеческий ум, будучи по своей природе ограничен, не может проявить свои способности сразу одновременно, и чем больше преобладает активность одной из них, тем меньше остается у него возможности для проявления других». Своеобразно подойдя к учению Исаака Ньютона о гравитации, Юм толкует «симпатию» как некий вид притяжения между людьми. У Гоббса он почерпнул полное отрицание какой бы то ни было сверхъестественной морали, хотя бы она и имела, по мнению некоторых, божественное происхождение. Но один из основных пунктов учения Юма составляют выявленные и описанные им многочисленные факты человеческой психики, ее эмоционального содержания, т.е. «рефлексии». Второй том «Трактата о человеческой природе» составляет изучение аффектов желания и отвращения, радости и печали, злобы и благожелательности, униженности и гордости, отчаяния и надежды и т.д. и их ассоциативных взаимодействий. Юм уверен, что этика должна быть превращена прежде всего в психологию аффектов или хотя бы на нее опираться, для того чтобы стать научной дисциплиной. Исходя из его теории, можно сказать, что и добродетель и порок не являются чем-то объективным. Все моральные оценки не ложны и не истинны, они просто являются данностью, так же как взгляды, побуждения и поступки людей. Юм видит главный способ мышления в ассоциациях посредством чувственных образов. Он выделял три вида ассоциативных связей: по сходству, по смежности в пространстве и времени, по причинно-следственной зависимости. В пределах этих видов ассоциируются впечатления, впечатления и идеи, идеи друг с другом и с состояниями предрасположенности к продолжению переживаний, которые возникали ранее. Надо сказать, что данный труд читатели не поняли и не приняли. Вероятно, Юм опередил свое время, и общество пока еще не было готово к принятию его теории. Сам Юм говорил о данном явлении так: «Едва ли чей-нибудь литературный дебют был менее удачен, чем мой «Трактат о человеческой природе». Он вышел из печати мертворожденным, не удостоившись даже чести возбудить ропот среди фанатиков. Но, отличаясь от природы веселым и пылким темпераментом, я очень скоро оправился от этого удара...» Первый трактат Юма явился главным сочинением его жизни; написан он был достаточно простым для понимания обывателя языком, но общая структура его была не так проста. Вдобавок почему-то распространились слухи о том, что Юм - атеист. Это обстоятельство потом не раз мешало ученому на протяжении всей его жизни и служило препятствием к получению должности преподавателя в университете, хотя он прилагал большие усилия к этому в своем родном городе Эдинбурге и в Глазго. В начале 1740-х гг Юм делает попытки популяризировать свою теорию, написав для этого «Сокращенное изложение...». Однако и эта работа у читателей успеха не имела. В те годы Юм наладил связи с важными представителями шотландской духовной культуры. Он подружился с Адамом Смитом и Хатчесоном. В 1741 - 1742 гг. Юм опубликовывает свой новый труд, который называется «Моральные и политические очерки». В этой книге он рассматривает различные общественно-политические проблемы. Данная книга была написана живым, ярким языком и имела успех у публики - после ее выхода Юм стал широко известен. За свою жизнь Юм написал около 50 очерков, которые затем многократно переиздавались. Среди них знаменитые эссе «О бессмертии души», «Эпикуреец», «О самоубийстве», «Стоик», «Скептик», «Платоник». В середине 40-х гг. XVIII в. Юм опять начал испытывать финансовые проблемы, вследствие чего он становится сначала ком- паньоном некоего душевнобольного маркиза Анэндала, а потом - секретарем генерала Сен-Клера, вместе с которым Юму пришлось участвовать в военной кампании в Канаде, а затем находиться в составе военных миссий в Турине и Вене. В Италии Юм переделал первую книгу «Трактата о человеческой природе» в «Исследование о человеческом познании». Этот труд вышел в свет в Англии в 1748 г., но по прихоти судьбы опять-таки не имел успеха у читателей. Не оправдал надежд и сокращенный вариант третьей книги «Трактата...», вышедший под названием «Исследование о принципах морали». Однако сам Юм считал его лучшим из всего, что он написал за свою жизнь. Юм возвращается в родную Шотландию. В 1752 г Общество юристов выбирает его своим библиотекарем. Эта должность не приносила Юму практически никаких доходов, но зато давала возможность пользоваться обширной библиотекой. В это время он пишет свой знаменитый труд «История Англии», первый том которого вызвал у англичан бурю негодования. Но следующие тома были встречены публикой более благожелательно. Всего вышло 6 томов. Сочинение имело успех и на материке и было переиздано во Франции. После этого Юм писал: « …я сделался не только обеспеченным, но и богатым человеком, вернулся на родину, в Шотландию, с твердым намерением более не покидать ее...» Но эти безоблачные планы Юма вскоре изменились благодаря неожиданным событиям. В 1763 г. закончилась война между Францией и Англией из-за колоний, а после этого Юма пригласили занять пост секретаря английского посольства во Франции И в течение двух лет он находился во Франции на дипломатической службе. В Париже, в отличие от Британии (где в течение многих лет Юм незаслуженно не пользовался популярностью), он был окружен общим почитанием и восхищением Он даже думал остаться там навсегда, но от этой идеи его отговорил Адам Смит. Юм активно переписывался с Монтескье и Гельвецием, дружил с Д Аламбером, переписывался с Вольтером. В приятельских отношениях он находился с Гольбахом и Руссо. Французские просветители высоко ценили его труд «Естественная история религии», которая вышла в свет в 1757 г. Особенно активно эту работу на материке популяризировал французский историк-просветитель Шарль де Бросс. В 1766 г. Юм возвращается в Британию. В течение двух лет он занимает пост помощника государственного секретаря. В 1769 г. Юм выходит в отставку и наконец возвращается в свой родной город. Он начинает воплощать свою давнюю мечту - собирает вокруг себя талантливых в разных областях искусства и науки людей. Юм становится секретарем Эдинбургского философского общества и активно занимается просветительской деятельностью. В начале 1770-х гг. Юм много раз возвращался к работе над своим последним значительным трудом «Диалоги о естественной религии». Данный труд он при жизни опубликовать не захотел, поскольку опасался преследований со стороны церкви. Но в 1775 г. у Юма обнаружились признаки серьезной болезни, и он решил позаботиться о посмертной публикации данного сочинения. Давид Юм умер в августе 1776 г., когда ему было всего 65 лет.

Английский историк, философ, экономист. В "Трактате о человеческой природе"

(1748) развил учение о чувственном опыте (источника знаний) как потоке

"впечатлений", причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа

считал неразрешимой Отрицал объективный характер причинности и понятие

субстанции. Разрабатывал теорию ассоциации идей. Учение Юма - один из источников

философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма.

Дэвид Юм родился в 1711 году в столице Шотландии Эдинбурге, в семье небогатого

дворянина, занимавшегося юридической практикой Близкие маленького Давида

надеялись, что и он станет юристом, но, еще будучи подростком, тот заявил им,

что испытывает глубочайшее отвращение к любому занятию, кроме философии и

литературы. Однако отец Юма не имел возможности дать своему сыну высшего

образования И хотя Давид начал было посещать Эдинбургский университет, ему

вскоре пришлось отправиться в Бристоль попробовать свои силы в коммерции Но на

этом поприще он потерпел неудачу, и мать Юма, на которую после смерти мужа легли все заботы о сыне, не стала препятствовать его поездке во Францию, куда он и отправился в 1734 году, чтобы получить образование. Дэвид жил там в течение трех лет, из которых значительную часть провел в иезуитском колледже Ля-Флеш, где когда-то

учился Декарт. Любопытно, что оба эти воспитанника иезуитов стали главными

выразителями принципа сомнения в новой философии

Во Франции Юм написал "Трактат о человеческой природе", состоявший из трех книг,

рассматривались вопросы теории познания, во второй - психология человеческих

аффектов, а в третьей - проблемы теории морали.

К главным для своей философии выводам Юм пришел сравнительно рано - в 25-летнем

возрасте. Вообще все собственно философские работы, если не считать популярных

очерков, были написаны им до 40 лет, после чего он посвятил себя истории и

просветительской деятельности

В трактате почти нет точных ссылок на отечественных авторов, ибо он писался

вдали от больших британских библиотек, хотя латинская библиотека в иезуитском

колледже в Ля-Флеш была довольно большой. Труды Цицерона, Бейля, Монтеня,

Бэкона, Локка, Ньютона и Беркли, а также Шефтсбери, Хатчесона и других

английских моралистов, которые Юм изучал в юности, оказали на него очень большое

влияние. Но Юм стал вполне оригинальным философом.

Поразительно рано созревшая и казавшаяся современникам во многом странной

философия Юма сегодня признана неотъемлемым звеном в развитии английского

эмпиризма (направление, которое считает чувственный опыт единственным источником

знания) от Ф. Бэкона к позитивистам, которые считают знание лишь совокупным

результатом специальных наук, а исследование мировоззренческих проблем, по их

мнению, вообще не нужно.

Юм, придав решающее значение данным органам чувств в познании реальности,

остановился в сомнении перед вопросом о бытии реальности, поскольку не верил в

пределами и., вся творческая сила ума сводится лишь к способности соединять,

перемещать, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый нам чувством и

опытом". Это свидетельствует об эмпирическом характере его философии.

Юм, как и предшествующие ему эмпирики, доказывал, что принципы, из которых

строится познание, имеют не врожденный, а эмпирический характер, ибо получены из

опыта. Однако он выступает не только против априорных допущений, врожденных

идей, но и не верит органам чувств Иными словами, Юм сначала сводит все знания о

мире к опытному познанию, а затем психологизирует его, сомневаясь в

объективности содержания чувственных впечатлений. В "Трактате о человеческой

природе" Юм пишет, что "скептик продолжает рассуждать и верить, хотя и

утверждает, что не может защищать свой разум при помощи разума; в силу тех же

причин он должен признавать и принцип существования тел, хотя и не может

претендовать на доказательство его истинности с помощью каких бы то ни было

аргументов..."

Читающая публика не поняла оригинальности труда Юма и не приняла его. В своей

автобиографии, написанной им за полгода до смерти, Юм высказался об этом так:

"Едва ли чей-нибудь литературный дебют был менее удачен, чем мой "Трактат о

человеческой природе" Он вышел из печати мертворожденным, не удостоившись даже

чести возбудить ропот среди фанатиков Но, отличаясь от природы веселым и

пылким темпераментом, я

очень скоро оправился от этого удара и с большим усердием продолжал мои Занятия

в деревне".

Главное философское сочинение Юма было написано, пожалуй, не таким уж трудным

для понимания языком, но нелегко было разобраться в общей структуре

произведения. "Трактат" состоял из неясно связанных друг с другом отдельных

очерков, и чтение его требовало определенных умственных усилий. К тому же

Последнее обстоятельство впоследствии не раз мешало Юму получить

преподавательскую должность в университете - как в родном Эдинбурге, где он в

1744 году тщетно надеялся занять кафедру этики и пневматической философии, так и

в Глазго, где преподавал Хатчесон.

В начале 1740-х годов Юм попытался популяризировать идеи своего главного

произведения. Он составил его "Сокращенное изложение...", но и эта публикация не

вызвала интереса читающей публики. Зато Юм в это время установил контакты с

наиболее значительными представителями шотландской духовной культуры. Особенно

важное значение для дальнейшего имели его переписка с моралистом Ф. Хатчесоном и

тесная дружба с будущим знаменитым экономистом А. Смитом, который встретился с

Юмом, еще будучи 17-летним студентом.

очерки (эссе)". Она представляла собой сборник размышлений по поводу широкого

круга общественно-политических проблем и наконец-то принесла Юму известность и

За Юмом утвердилась слава писателя, умеющего в доступной форме разбирать

сложные, но животрепещущие проблемы. Всего за свою жизнь он написал 49 очерков,

которые в различных сочетаниях еще при жизни их автора выдержали девять изданий.

В их число вошли также и очерки по экономическим вопросам, и собственно

философские эссе, в том числе "О самоубийстве" и "О бессмертии души", а отчасти

морально-психологические опыты "Эпикуреец", "Стоик", "Платоник", "Скептик".

В середине 1740-х годов Юму, чтобы поправить свое финансовое положение, пришлось

сначала исполнять роль компаньона при душевнобольном маркизе Анэндале, а после

этого стать секретарем генерала Сен-Клера, который отправился в военную

экспедицию против французской Канады. Так Юм оказался в составе военных миссий в

Вене и Турине.

Находясь в Италии, Юм переделал первую книгу "Трактата о человеческой природе" в

"Исследование о человеческом познании". Это сокращенное и упрощенное изложение

теории познания Юма, пожалуй, наиболее популярное его произведение среди тех,

кто изучает историю философии. В 1748 году эта работа была издана в Англии, но

она не привлекла к себе внимания общественности. Не вызвало у читателей большого

интереса и сокращенное изложение третьей книги "Трактата...", которое под

названием "Исследование о принципах морали" вышло в свет в 1751 году.

Непризнанный философ возвратился на родину в Шотландию. "Вот уже семь месяцев,

как я завел свой собственный очаг и организовал семью, состоящую из ее главы, то

есть меня, и двух подчиненных членов - служанки и кошки Ко мне присоединилась

моя сестра, и теперь мы живем вместе. Буду-

чи умеренным, я могу пользоваться чистотой, теплом и светом, достатком и

удовольствиями. Чего вы хотите еще? Независимости? Я обладаю ею в высшей

степени. Славы? Но она совсем нежелательна. Хорошего приема? Он придет со

временем. Жены? Это не есть необходимая жизненная потребность. Книг? Вот они

действительно необходимы; но у меня их больше, чем сколько я могу прочесть".

В автобиографии Юм говорит следующее: "В 1752 году Общество юристов избрало меня

своим библиотекарем; указанная должность не приносила мне почти никаких доходов,

но давала возможность пользоваться обширной библиотекой. В это время я принял

решение написать "Историю Англии", но, не чувствуя в себе достаточно мужества

для изображения исторического периода продолжительностью в семнадцать веков,

начал с воцарения дома Стюартов, ибо мне казалось, что именно с этой эпохи дух

партий наиболее исказил освещение исторических фактов. Признаюсь, я был почти

уверен в успехе данного сочинения. Мне казалось, что я буду единственным

историком, презревшим одновременно власть, выгоды, авторитет и голос народных

предрассудков; и я ожидал рукоплесканий, соответствующих моим усилиям. Но какое

ужасное разочарование! Я был встречен криком неудовольствия, негодования, почти

ненависти: англичане, шотландцы и ирландцы, виги и тори, церковники и сектанты,

свободомыслящие и ханжи, патриоты и придворные - все соединились в порыве ярости

против человека, который осмелился великодушно оплакать судьбу Карла I и графа

Страффорда; и, что обиднее всего, после первой вспышки бешенства книга была,

казалось, совсем забыта".

Юм начал издавать "Историю Англии" с томов, посвященных истории дома Стюартов в

XVII веке, и в полном соответствии со своей этикой не мог всецело стать на одну

сторону. Сочувствуя парламенту, он не одобрял и жестокой расправы в 1640-х годах

над лордом Страффордом и Карлом I. Историю Юм рассматривает как своего рода

прикладную психологию, объясняющую события переплетением индивидуальных

характеров, воли и чувств, причем устойчивость ходу событий придает, по его

мнению, привычка. Самое возникновение государства - результат упрочения

института военных вождей, которым народ "привыкает" повиноваться.

Психологический подход Юма был непривычен для английской историографии XVIII

века, ограничивавшейся партийно-пристрастной оценкой фактов Лучше его подход

вписывался в шотландскую историографическую традицию, в которой он предвосхитил

позднейший романтико-психологический историзм Вальтера Скотта и других историков

и писателей. (Между прочим, Юм всегда подчеркивал свою принадлежность к

шотландской нации и никогда не стремился избавиться от заметного шотландского

акцента.) Как уже говорилось, первые тома "Истории Англии" были встречены

английской публикой и правившей в 1750-х годах партией вигов сдержанно.

Определенную роль в этом сыграл также скепсис Юма в отношении религии.

Этот скепсис, хотя и направленный только против дохристианских религий,

истории религии". Там он исходит из того, что "мать благочестия - невежество", а

кончает тем, что "народ без религии, если такой найдется, стоит лишь немногим

выше животных". Религиозные "истины" никогда

не могут быть познаны, в них можно только верить, но они с психологической

необходимостью возникают из потребности чувств В Англии, которая к тому времени

уже стала в основном протестантской страной, объективный подход Юма к роли

католиков в событиях XVII века вызывал подозрения Юм поименно перечислял всех

крупных деятелей католической и роялистской стороны, не упуская их заслуг, равно

как и прегрешений Это противоречило тому, что было принято в историографии

вигов, изображавшей противников как сплошную косную и в основном безымянную

Всего Юмом было написано шесть томов, два из них были им переизданы

Уже второй том "Истории Англии" (1756) встретил более благоприятный прием, а

когда вышли в свет последующие ее тома, издание нашло довольно много читателей,

в том числе и на континенте Тираж всех книг разошелся полностью, это сочинение

было переиздано и во Франции Юм писал " я сделался не только обеспеченным, но и

богатым человеком Я вернулся на родину, в Шотландию, с твердым намерением более

не покидать ее и приятным сознанием того, что ни разу не прибегал к помощи

сильных мира сего и даже не искал их дружбы Так как мне было уже за пятьдесят,

обосновался в Эдинбурге, превратив свой дом в своего рода философско-

литературный салон

Если на более раннем этапе своей деятельности он всемерно подчеркивал роль

свободы как высшей и абсолютной ценности, то теперь в публикуемых им очерках по

истории, морали, искусству (Юм - один из родоначальников жанра свободного очерка

в английской литературе) все чаще проскальзывает мысль о большем значении

законности по сравнению даже со свободой и о том, что лучше пойти на ограничение

свободы, чем на отклонение от установившегося порядка Таким образом, сочинения

Юма являли собой платформу для национального примирения либералов и монархистов,

вигов и тори Книги Юма переводили на немецкий, французский и другие европейские

языки, он стал самым известным за пределами Англии британским автором того

Однако с восшествием на английский престол в 1760 году Георга III ситуация

изменилась В 1762 году завершился 70-летний период правления вигов, а Юм с его

объективной и подчас скептичной позицией стал восприниматься как "пророк

контрреволюции"

В 1763 году окончилась война Англии с Францией из-за колоний, и Юм был приглашен

на пост секретаря британского посольства при Версальском дворе В течение двух с

половиной лет, до начала 1766 года, он находился на дипломатической службе во

французской столице, причем в последние месяцы исполнял обязанности британского

поверенного в делах В Париже Юм был сторицей вознагражден за свои былые

литературные неудачи - его окружили всеобщее внимание и даже восхищение, и

философ даже подумывал о том, чтобы позднее остаться здесь навсегда, от чего

отговорил его Адам Смит

Возник своеобразный социально-психологический парадокс и французские

просветители-материалисты, и их идейные антиподы из придворно-арис-тократической

клики горячо приветствовали труд Юма по истории Великобритании Королевский двор

был благосклонен к Юму потому, что тот в своих

трудах частично реабилитировал Стюартов, и эта благосклонность неудивительна

позднее, в годы французской реставрации, она проявится вновь Луи Бональд горячо

XVIII в Париже был издан новый перевод "Истории Англии"

Вольтер, Гельвеции, Гольбах восприняли скептицизм Юма как революционное учение,

как деизм (учение о Боге, сотворившем мир и далее не вмешивающемся в его дела)

или даже атеизм Гольбах называл Юма величайшим философом всех веков и лучшим

другом человечества О своей любви к Юму и о почитании его писали Дидро и де

Бросс Гельвеции и Вольтер превозносили Юма, приписывая ему авансом больше

заслуг, чем их действительно у него было они надеялись, что от скептицизма и

агностицизма в вопросах религии он перейдет к атеизму, и поощряли его к этому

радикальному шагу

Наиболее дружеские отношения установились у Юма с Ж Ж Руссо, и Юм, возвращаясь в

Англию, пригласил его в гости Однако по приезде в Лондон и затем в поместье Юма

(1766) Руссо не смог примириться с чопорными британскими нравами, стал

подозревать Юма в высокомерии, в пренебрежении к его сочинениям, а затем (и это

была уже болезненная мнительность) в слежке за ним в угоду Гольбаху и другим -

опять-таки мнимым - его врагам, в попытке похитить и присвоить его рукописи и

даже в желании удержать его против воли в Англии пленником Юма, которому

импонировало свободомыслие Руссо, теперь отпугивала резкость его отрицания

цивилизации, науки, даже искусства, его готовность заменить монархию (столь

удобную, с точки зрения Юма, для достижения межсословного компромисса)

республикой в духе позднейшей якобинской

Юм так и не стал материалистом В письме к Э Милляру, своему издателю, философ

признавался, что предпочитает пойти на мировую с церковниками, чем вслед за

Гельвецием ввязаться в опасную перепалку с ними В апреле 1759 года Юм писал

Адаму Смиту, что книгу Гельвеция "Об уме" прочитать стоит, но "не ради ее

философии" Известны иронические высказывания Юма о деизме Вольтера и еще более

критические его замечания о "догматизме" "Системы природы" Гольбаха Что касается

дружеских связей Юма с плебейским идеологом Ж Ж Руссо, то история их отношений

чрезвычайно характерна былые приятели превратились во врагов

В 1766 году, по возвращении на Британские острова, Юм получил пост помощника

государственного секретаря Яркие страницы дружбы Юма с французскими

просветителями быстро потускнели в его памяти, зато он скоро оживил свои

служебные связи с английскими дипломатами, что и помогло ему достичь столь

высокого положения

В 1769 году Юм уходит в отставку и возвращается в родной город Теперь он

наконец-то смог осуществить свою давнишнюю мечту - собрать вокруг себя группу

талантливых философов, литераторов и знатоков искусств, любителей естественных

наук Юм стал секретарем созданного в Эдинбурге Философского общества и занялся

просветительской деятельностью Деятели науки и искусств, который сплотились

вокруг Юма в эти годы, составляли славу Шотландии В этот кружок входили

профессор моральной философии Адам Фергюсон, экономист Адам Смит, анатом

Александр Монро, хирург Уильям

Каллен, химик Джозеф Блэк, профессор риторики и литературы Хьюдж Блейр и

некоторые другие известные в те времена, в том числе на континенте, деятели

культуры

Культурный расцвет Эдинбурга во второй половине XVIII века во многом был обязан

деятельности этого кружка выдающихся ученых, послужившего базой для создания в

1783 году Адамом Смитом и историком Уильямом Королевского научного общества в

Шотландии.

В начале 70 годов XVIII века Дэвид Юм не раз возвращался к работе над своим

последним крупным произведением "Диалоги о естественной религии", первый

набросок которых относится еще к 1751 году Предшественником этих "диалогов"

была, по-видимому, выпущенная в свет Юмом анонимно в 1745 году брошюра по

вопросам религии Эта брошюра до сих пор не найдена Юм так и не решился

стороны церковных кругов. К тому же эти преследования уже давали о себе знать:

начиная с 1770 года профессор из Эбердина Джемс Битти пять раз публиковал

антиюмовский памфлет "Опыт о природе и непреложности истины: против софистики и

скептицизма" Весной 1775 года у Юма обнаружились признаки серьезного заболевания

печени (оно в конце концов и свело его в могилу) Философ решил позаботиться о

посмертной публикации своего последнего сочинения и включил в завещание особый

пункт об этом. Но еще долго его душеприказчики уклонялись от выполнения его

воли, ибо опасались неприятностей для себя

Юм скончался в августе 1776 года в возрасте 65 лет. Адам Смит за несколько дней

сообщение о том, как Юм провел свои последние дни По утверждению Смита, философ

остался верен себе и в последние часы жизни он делил их между чтением Лукиана и

игрой в вист, иронизировал над сказками о загробном воздаянии и острил по поводу

наивности собственных упований на скорое исчезновение у народа религиозных

, где получил хорошее юридическое образование. Работал в дипломатических миссиях Англии в Европе . Уже в юности проявлял особый интерес к философии и литературе . После посещения Бристола в коммерческой цели, почувствовав неудачу, он отправился в 1734 года во Францию .

Юм начал философскую деятельность в 1738 году , опубликовав первые две части «Трактата о человеческой природе», где он попытался определить основные принципы человеческого знания. Юм рассматривает вопросы о определении достоверности какого-либо знания и убежденности в нем. Юм считал, что знание основано на опыте, которое состоит из восприятий (впечатления, то есть человеческие ощущения, аффекты, эмоции) . Под идеями разумеются слабые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении.

Через год вышла третья часть трактата. Первая часть была посвящена человеческому познанию. Потом он доработал эти идеи и опубликовал в отдельной по- «Исследовании о человеческом познании» .

Юм считал, что наше познание начинается с опыта . Однако Юм не отрицал возможности априорного (здесь - внеопытного) познания, примером которого является, с его точки зрения, математика, несмотря на то, что все идеи, по его мнению, имеют опытное происхождение - от впечатлений. Опыт состоит из впечатлений , впечатления делятся на внутренние (аффекты или эмоции) и внешние (восприятия или ощущения). Идеи (воспоминания памяти и образы воображения ) суть "бледные копии" впечатлений. Всё состоит из впечатлений - то есть, впечатления (и идеи как их производные) суть то, что составляет содержание нашего внутреннего мира, если угодно - души или сознания (в рамках своей оригинальной теории познания Юм подвергнет сомнению существование двух последних в субстанциональном плане). После восприятия материала познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи. А каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что существует, по меньшей мере, три гипотезы:

  1. Существуют образы объективных предметов.
  2. Мир - это комплекс ощущений восприятия.
  3. Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом.

Юм ставит вопрос, какая же из этих гипотез верна. Для этого надо сравнить эти типы восприятий. Но мы закованы в черте нашего восприятия и никогда не узнаем, что за ней. Значит, вопрос о том, каков источник ощущения - принципиально не разрешимый вопрос . Всё может быть, но мы никогда не сможем это проверить. Никаких доказательств существования мира не существует. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Сочинения.

Памятник Юму в городе Эдинбурге

  • Сочинения в двух томах. Том 1 . - М., 1965, 847 с (Философское наследие , Т. 9)
  • Сочинения в двух томах. Том 2 . - М., 1965, 927 с (Философское наследие, Т. 10).
    • «Трактат о человеческой природе» (1739) «О норме вкуса» (1739-1740) «Моральные и политические очерки» (1741-1742) «О бессмертии души» «Исследование о человеческом познании » (1748) «Диалоги о естественной религии» (1751)
  • «История Великобритании»

Литература .

На русском языке :

  • Батин В. Н. Категория счастья в этике Юма // XXV Герценовские чтения. Научный атеизм, этика, эстетика. - Л., 1972.
  • Блауг М. Юм, Давид // 100 великих экономистов до Кейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one handred great economists of the past. - СПб. : Экономикус, 2008. - С. 343-345. - 352 с. - (Библиотека «Экономической школы», вып. 42). - 1 500 экз. - ISBN 978-5-903816-01-9 .
  • Васильев В. В. Методология Юма и его наука о человеческой природе , опубликовано в: Историко-философский ежегодник 2012. М., 2013.
  • Каринский В. М. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Михаленко Ю. П. Философия Давида Юма - теоретическая основа английского позитивизма XX века. - М.,1962.
  • Нарский И. С. Давид Юм . - М .: Мысль, 1973. - 180 с. - (: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. - // Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1978. - Т. 30: Экслибрис - Яя. - 632 с.

На английском языке :

  • Anderson, R. F. Hume’s First Principles. - Lincoln: University of Nebraska Press, 1966.
  • Ayer, A. J. Language, Truth and Logic. - London, 1936.
  • Bongie, L. L. David Hume - Prophet of the Counter-Revolution. - Liberty Fund: Indianapolis, 1998.
  • Broackes, Justin . Hume, David // Ted Honderich (ed.) The Oxford Companion to Philosophy , N.Y., Oxford: Oxford University Press, 1995.
  • Daiches D., Jones P., Jones J. (eds.). The Scottish Enlightenment: 1730 - 1790. A Hotbed of Genius. - Edinburgh: The University of Edinburgh, 1986.
  • Einstein, A. Letter to Moritz Schlick // The Collected Papers of Albert Einstein, vol. 8A, R. Schulmann, A. J. Fox, J. Illy, (eds.) - Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1998. - P. 220.
  • Flew, A. David Hume: Philosopher of Moral Science. - Oxford: Basil Blackwell, 1986.
  • Fogelin, R. J. Hume’s scepticism // The Cambridge Companion to Hume / D. F. Norton (ed.) - Cambridge University Press, 1993 - Pp. 90-116.
  • Garfield, Jay L. The Fundamental Wisdom of the Middle Way. - Oxford University Press, 1995.
  • Graham, R. The Great Infidel - A Life of David Hume. - Edinburgh: John Donald, 2004.
  • Harwood, Sterling. Moral Sensibility Theories / The Encyclopedia of Philosophy (Supplement). - N.Y.: Macmillan Publishing Co, 1996.
  • Husserl, E. The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology. - Evanston: Northwestern University Press, 1970.
  • Kolakowski, L. The Alienation of Reason: A History of Positivist Thought. - Garden City: Doubleday, 1968.
  • Morris, W. E. David Hume // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2001 Edition)/ Edward N. Zalta (ed.)
  • Norton, D. F. Introduction to Hume’s thought // The Cambridge Companion to Hume / D. F. Norton (ed.) - Cambridge University Press, 1993. - Pp. 1-32.
  • Penelhum, T. Hume’s moral // The Cambridge Companion to Hume / D. F. Norton (ed.) - Cambridge University Press, 1993. - Pp. 117-147.
  • Phillipson, N. Hume. - L.: Weidenfeld & Nicolson, 1989.
  • Robinson, Dave, Groves, Judy. Introducing Political Philosophy. - Icon Books, 2003. ISBN 1-84046-450-X
  • Spiegel, H. W. The Growth of Economic Thought. - Durham: Duke University Press, third edition, 1991.
  • Stroud, B. Hume. - L., N.Y.: Routledge, 1977.