Турецкая баня в екатерининском парке. Екатерининский парк

В 1848 году, начинаются работы по сооружению Турецкой бани. В середине 1840-х годов задание на создание проекта павильона «в турецком вкусе» для Екатерининского парка в память о победоносной войне России с Турцией 1828–1829 годов и о мире, заключенном в Адрианополе, получает К.И. Росси. В то время архитектору уже около 70 лет, интерес к его творчеству давно прошел, и ему поручаются второстепенные заказы. Павильон в мавританском стиле никак не мог сочетаться с творческим характером Росси, художника, создавшего в русской архитектуре собственный стиль, определивший лицо Петербурга.


Архитектор воспользовался зарисовками адрианопольских сооружений, сделанными в 1829 - 1830 годах по распоряжению Николая I К.Седжером и А.Дезарно и почти полностью повторил один из них в своем варианте. Проект Росси был отклонен, и в феврале 1848 года его рисунки пересылаются И. Монигетти () с тем, чтобы он тоже составил проект таковой бани, с употреблением для сего привезенных из Адрианополя мраморных украшений подобной бани». Имеются ввиду мраморные детали отделки павильонов в саду султанского дворца Эске-Сераль - киосков султана и султанши, вывезенных в качестве трофеев русско-турецкой войны из Адрианополя.
Проект, созданный молодым архитектором, был утвержден в апреле 1850 года, и с этого времени в течение двух лет строительство павильона осуществлялось под руководством архитектора Комуцци, получившего подряд на работы.


По времени создания Турецкая баня является последней постройкой на территории Екатерининского парка.
Турецкая баня (Турецкая ванна) представляет собой маленькую мечеть с золоченым куполом и минаретом, увенчанным шпилем с полумесяцем.


Сооружение павильона было задумано на мысе (что потребовало сложных работ по укреплению берега), вдающемся в Большой пруд так, что три фасада бани выходят на озеро.


Интерьеры этого павильона дошли до нас только в подробном описании: «Турецкая баня внутри великолепно отделана в мавританском стиле. При входе маленькие сени ведут в раздевальню; стены ее в нижней части покрыты разноцветной мраморной мозаикой, а в верхней части украшены лепкой и живописной орнаментацией; каскадный фонтан устроен в нише, отделяющей раздевальню от мыльни; ниша резная из олонецкого мрамора с позолотой, которая вообще обильно применена во всей отделке; мыльня имеет верхний свет и такую же орнаментировку, как раздевальня; в стенах вделаны две мраморные чаши с кранами для теплой и холодной воды. Отсюда арка ведет в круглый зал с куполом; иллюминаторы пропускают ровный рассеянный свет; среди зала беломраморный бассейн с раскрашенным и позолоченным фонтаном; на стенах две чаши с водой; над ними мраморные резные стенки с древними надписями; с одной стороны зала, отделенный колоннами альков; в нем мраморный чешуйчатый каскадный фонтан с богато орнаментированной мраморной спинкой; другая арка ведет в небольшой, почти темный, шестигранный покой с двумя мраморными чашами; все полы мраморные; стены частью природного, частью искусственного мрамора».


Помимо нарядной отделки интерьеры павильона были пышно убраны «византийскими» вещами, а также мебелью и светильниками, изготовленными по рисункам Монигетти.
В первые годы Турецкая баня использовалась по своему прямому назначению, однако в дальнейшем она превратилась в павильон, где можно было приятно отдохнуть.
После 1917 года павильон был законсервирован в связи со значительными повреждениями, и после проведения реставрационных работ в 1939 году до 1941 года был открыт «как музей».


Во время Великой Отечественной войны Турецкая баня была значительно разрушена попавшей в нее бомбой.
Реставрационные работы начались практически сразу после окончания войны, но к 1953 году были полностью восстановлены только фасады, сами помещения павильона начали использовать как складские.
В 80-х годах здесь располагалась лодочная станция.


Реставрационные работы начались в 2003 году и шли в течении 10 лет.


В настоящий момент павильон Турецкая баня функционирует в качестве музея.


Информация частично взята с
сайта проекта "Энциклопедия Царского Села"

В 1848 году, начинаются работы по сооружению Турецкой бани. В середине 1840-х годов задание на создание проекта павильона «в турецком вкусе» для Екатерининского парка в память о победоносной войне России с Турцией 1828–1829 годов и о мире, заключенном в Адрианополе, получает К.И. Росси. В то время архитектору уже около 70 лет, интерес к его творчеству давно прошел, и ему поручаются второстепенные заказы. Павильон в мавританском стиле никак не мог сочетаться с творческим характером Росси, художника, создавшего в русской архитектуре собственный стиль, определивший лицо Петербурга.


Архитектор воспользовался зарисовками адрианопольских сооружений, сделанными в 1829 - 1830 годах по распоряжению Николая I К.Седжером и А.Дезарно и почти полностью повторил один из них в своем варианте. Проект Росси был отклонен, и в феврале 1848 года его рисунки пересылаются И. Монигетти (http://basilius3.livejournal.com/13618.html) с тем, чтобы он тоже составил проект таковой бани, с употреблением для сего привезенных из Адрианополя мраморных украшений подобной бани». Имеются ввиду мраморные детали отделки павильонов в саду султанского дворца Эске-Сераль - киосков султана и султанши, вывезенных в качестве трофеев русско-турецкой войны из Адрианополя.
Проект, созданный молодым архитектором, был утвержден в апреле 1850 года, и с этого времени в течение двух лет строительство павильона осуществлялось под руководством архитектора Комуцци, получившего подряд на работы.


По времени создания Турецкая баня является последней постройкой на территории Екатерининского парка.
Турецкая баня (Турецкая ванна) представляет собой маленькую мечеть с золоченым куполом и минаретом, увенчанным шпилем с полумесяцем.


Сооружение павильона было задумано на мысе (что потребовало сложных работ по укреплению берега), вдающемся в Большой пруд так, что три фасада бани выходят на озеро.


Интерьеры этого павильона дошли до нас только в подробном описании: «Турецкая баня внутри великолепно отделана в мавританском стиле. При входе маленькие сени ведут в раздевальню; стены ее в нижней части покрыты разноцветной мраморной мозаикой, а в верхней части украшены лепкой и живописной орнаментацией; каскадный фонтан устроен в нише, отделяющей раздевальню от мыльни; ниша резная из олонецкого мрамора с позолотой, которая вообще обильно применена во всей отделке; мыльня имеет верхний свет и такую же орнаментировку, как раздевальня; в стенах вделаны две мраморные чаши с кранами для теплой и холодной воды. Отсюда арка ведет в круглый зал с куполом; иллюминаторы пропускают ровный рассеянный свет; среди зала беломраморный бассейн с раскрашенным и позолоченным фонтаном; на стенах две чаши с водой; над ними мраморные резные стенки с древними надписями; с одной стороны зала, отделенный колоннами альков; в нем мраморный чешуйчатый каскадный фонтан с богато орнаментированной мраморной спинкой; другая арка ведет в небольшой, почти темный, шестигранный покой с двумя мраморными чашами; все полы мраморные; стены частью природного, частью искусственного мрамора».





Помимо нарядной отделки интерьеры павильона были пышно убраны «византийскими» вещами, а также мебелью и светильниками, изготовленными по рисункам Монигетти.
В первые годы Турецкая баня использовалась по своему прямому назначению, однако в дальнейшем она превратилась в павильон, где можно было приятно отдохнуть.
После 1917 года павильон был законсервирован в связи со значительными повреждениями, и после проведения реставрационных работ в 1939 году до 1941 года был открыт «как музей».


Во время Великой Отечественной войны Турецкая баня была значительно разрушена попавшей в нее бомбой.
Реставрационные работы начались практически сразу после окончания войны, но к 1953 году были полностью восстановлены только фасады, сами помещения павильона начали использовать как складские.
В 80-х годах здесь располагалась лодочная станция.




Реставрационные работы начались в 2003 году и шли в течении 10 лет.



В настоящий момент павильон Турецкая баня функционирует в качестве музея.







Турецкая баня – это последняя постройка, выполненная на территории Екатерининского парка . Павильон был создан по образцу турецких мечетей города Адрианополя (сейчас это город Эдирне на севере Турции). Павильон представляет мемориал русско-турецкой войне 1828-1829 годов.

Для справки: Часто на покоренных территориях турки устраивали бани в церквях и строительство Турецкой бани стало своеобразным ответным ходом. В павильоне были размещены трофеи - подлинные мраморные детали, привезенные императору из сада дворца султана Эске-Сораль и бани турецкой султанши в Адрианополе: колонны, наддверные украшения и настенные доски, чаши фонтанов и другие предметы.

Для строительства сооружения Николай I пригласил Карла Росси, но проект архитектора императору не понравился и работа была поручена Ипполиту Монигетти.

Турецкая баня построена в 1850-1852 годах на небольшом рукотворном полуострове Большого пруда.

Павильон служил украшением парка, он строился без отопления и никогда не использовался по своему прямому назначению - лишь в летние дни во время прогулки в нем укрывались от жары.

Купол здания украшен рельефным орнаментом, а высокий минарет (башня, с которой мусульмане призываются на молитву), заканчивается шпилем с полумесяцем.

Внутренние помещения Турецкой бани оформлены в мавританском стиле (этот архитектурный стиль возник в эпоху Историзма и неостилей в конце XIX века).

В здании было шесть помещений - Сени и Раздевальня, Мыльня и Купольный зал с альковом, Шестигранная комната и служебное помещение.

  • Стены раздевальни украшены цветной мозаикой, лепкой и орнаментальной живописью, в нише устроен каскадный фонтан
  • Мыльня освещалась сверху, в ее стенах устроены две чаши для воды. Через полуциркульную арку можно пройти в роскошный Купольный зал
  • В середине Центрального купольного зала устроен бассейн из белого мрамора, в котором находился расписной позолоченный фонтан. Стены украшены мраморными досками с рельефными орнаментами и стихотворными текстами.

Во время Великой Отечественной войны от прямого попадания снаряда здание сильно пострадало. В 1953 году были восстановлены фасады и в павильоне разместилась лодочная станция. Павильон Турецкая баня был полностью восстановлен в 2005-2008 годах и сейчас в нем экспонируются предметы из собрания Государственного музея-заповедника Царское Село .

Режим работы Турецкой бани в 2019 г.

  • В летний период
    • С 11:00 до 18:30
    • Выходной день: среда
    • Павильон может быть закрыт в дождливую погоду
  • В зимний период
    • Павильон закрыт

Стоимость билетов в павильон Турецкая баня в 2019 г.

  • Полный билет - 200 руб.
  • Льготный билет для учащихся (с 16 лет) и студентов - 100 руб.
  • Льготный билет для пенсионеров России и Белоруссии - 100 руб.
  • Посетители до 16 лет - бесплатно.

История строительства павильона «Турецкая баня»

Павильон «Турецкая баня» был возведен по проекту архитектора И. Монигетти в 1852 году по указу императора Николая I и расположен на искусственном полуострове на Большом пруду. Павильон «Турецкая баня» является памятником Русско-Турецкой войне 1828-1829 годов.


Здание построено в виде мечети, и это не случайно. По свидетельствам участников войн, турки на захваченных русских территориях устраивали бани в церквях.Царскосельская Турецкая баня устроена в виде мечети и символизирует ту «баню», которую русское войско устроило противнику во время войны 1828-1829 гг.


Архитектурные особенности павильона «Турецкая баня»

Здание увенчано круглыми куполами и минаретами, высокий минарет венчает шпиль с полумесяцем, интерьеры его выполнены в «мавританском» стиле и украшены трофейными мраморными деталями, вывезенными во время войны из бани турецкой султанши.


Внутреннее убранство поражало великолепием: стены были покрыты позолотой и лепными орнаментами, на полах лежали турецкие ковры, стояли турецкие диваны. Турецкую баню строили как памятник и как украшение Екатерининского парка и по прямому назначению не использовали, хотя бассейн и умывальники были установлены, а два из них оборудованы кранами для горячей и холодной воды Павильон был последней постройкой в этом парке.


Современное время

  • Во время войны павильон «Турецкая баня» был почти полностью разрушен прямыми попаданиями артиллерийских снарядов.
  • В последующие годы восстановили только фасады, а помещение использовали под лодочную станцию.


  • В настоящее время основная часть реставрации павильона завершена и он предстает перед нами почти в первозданном виде.
  • Сейчас в павильоне выставлены предметы из собрания ГМЗ «Царское Село».





Завершил екатерининскую традицию сооружения памятников военной славы в Екатерининском парке. Павильон задумывался как мемориал Русско-турецкой войны 1828–1829 годов, по времени постройки это позднейшее сооружение на территории Екатерининского парка. Минарет с полумесяцем и главный купол, вход в виде ниши-михраба придают павильону черты мечети. Купол украшен рельефным орнаментом из позолоченной меди, обрамляющим круглые разноцветные окна.

В отделке интерьера были использованы подлинные детали мраморной отделки бани турецкой султанши, привезенные императору в качестве трофеев из Адрианополя. Украшением бани стали мраморные доски с турецкими надписями вязью, размещенные по стенам журчащие «фонтаны слез» , разноцветные инкрустации из натурального и искусственного мрамора с позолотой, мраморный бассейн фонтана в центре зала и др.

Павильон был возведен по воле императора Николая I в 1850-1852 гг. по проекту И. Монигетти итальянским архитектором Камуцци. В качестве бани здание никогда не использовалось и изначально строилось без отопления, павильон служил только местом для отдыха и украшением парка.

После революции павильон был законсервирован, и только в 1941 году открыт в качестве музея, но ненадолго...
Во время войны 1941-1945 годов павильон получил тяжелые повреждения. Прямым попаданием снаряда была вырвана наружная стена в помещение Дивана, в полу зияла большая дыра в подвал, в которую провалился разбитый на куски олонецкий мраморный фонтан-ниша... Лучше сохранился Главный зал, уцелели на местах подлинные Константинопольские фонтаны. Сохранился и минарет, лишившись венчающего его полумесяца.

В 1953 году фасады павильона были восстановлены. В бане долгое время размещалась лодочная станция, а зимой в ней хранились лодки.
Окончательная реставрация павильона проводилась с 2005 по 2008 года, теперь в нём экспонируются предметы из собрания ГМЗ «Царское Село».

Cтоимость посещения павильона «Турецкая баня» для взрослых – 200 руб, для учащихся, студентов и пенсионеров - 100 рублей, для посетителей младше 16 лет посещение павильона – бесплатно!
Банные принадлежности в стоимость билета не входят.
Павильон «Турецкая баня» открыт с 15 июня по 30 сентября с 11 до 19 часов (касса до 18 часов), выходной день - среда.

Готические ворота

Готические чугунные ворота установлены в начале плавного подъёма, ведущего к верхней площадке Башни-руины.
В просветах опор ворот, вверху и внизу установлены четыре чугунные женские фигуры.
Сами по себе эти ворота являются одним из уникальных шедевров, которыми славится Екатерининский парк. В своё время они демонстрировали высочайший уровень отечественной чугунолитейной промышленности, когда литье столь колоссальных размеров (арка имеет высоту 12 метров, ширину - почти 7 метров, вес - 30 тонн) казалось невозможным. Англичане даже долгое время считали царскосельские Готические ворота деревянными, поскольку сами начали изготовлять подобные изделия только в первой трети XIX века.

Ажурная арка Готических ворот отличается легкостью и изяществом решения. Изделие было отлито из чугуна в 1778 г. на уральском Каменском заводе по проекту и деревянной модели Ю. Фельтена. Летом 1780 г. детали ворот, доставленные с Урала в ящиках, собрали и установили на место под руководством И.В. Неелова.

С доставкой была связана курьёзная история - одна из женских фигур еще по пути в Царское Село, была отбита бунтовщиками – пугачевцами и увезена на лодке в неизвестном направлении. Похитителей ввел в заблуждение кожух, в котором она перевозилась, схожий формой на упаковку пушки.