Тяжёлый крейсер Лондон. Стратегическая ошибка империи Время работы музея крейсер Belfast

Корабль Ее Величества легкий крейсер "Белфаст" поставлен на вечную стоянку на реке Темзе в центре Лондона. В настоящее время это корабль-музей, филиал Имперского Военного музея.

У этого корабля, названного в честь столицы Ирландии города Белфаста, славная и героическая история. Он был заложен в декабре 1936 года и спущен на воду в день Св. Патрика 17 марта 1938 года Анной Чемберлен, женой тогдашнего премьер-министра Невилла Чемберлена. 31 августа 1939 года "Белфаст" вошел в состав 18 крейсерской эскадры, а на следующий день гитлеровская Германия напала на Польшу. 3 сентября 1939 года Великобритания и Франция официально вступили во Вторую мировую войну. "Белфаст" принимал участие в установлении морской блокады Германии, но в ноябре был серьезно поврежден магнитной миной и ремонт корабля продолжался до 1942 года. После этого "Белфаст" принимает участие в атаке на германский линкор "Тирпиц", прикрывал высадку союзных войск в Нормандии и ходил в составе арктических конвоев, доставлявших Советскому Союзу военную помощь союзников.

"Белфаст" сыграл ключевую роль в одном из самых известных морских сражений Второй мировой - сражении у мыса Нордкап, в результате которого был потоплен германский линкор "Шарнхорст". Затем крейсер был переведен в Британский Тихоокеанский флот и конец войны он встретил на Дальнем Востоке, там он и продолжал нести службу. Позднее в составе военно-морских сил ООН "Белфаст" принимал участие в корейской войне.

В начале 60-х годов крейсер был списан в резерв и, возможно, попал бы на переплавку, но им заинтересовался Имперский Военный музей. Долгие переговоры с правительством привели к тому, что крейсеру был присвоен статус корабля-музея, и он встал на прикол в центре Лондона. Кроме "Виктории" - корабля адмирала Нельсона - только этот боевой корабль было решено сохранить для потомков. Несмотря на то, что "Белфаст" больше не входит в состав Военно-морских сил Ее Величества, он удостоен права поднимать британский Военно-морской флаг.

Из первого экипажа "Белфаста" до сих пор живы три ветерана. Они по-прежнему поддерживают связь с кораблем, а один из них, несмотря на свои 96 лет, каждую неделю приходит на "Белфаст" и на несколько часов становится центром экспозиции - своего рода живым экспонатом, - отвечая на вопросы посетителей.

Россия помнит и ценит вклад крейсера "Белфаст" в общую победу. В 2010 году мастера-судостроители из Санкт-Петербурга принимали участие в реставрации корабли и по оригинальным чертежам середины прошлого века изготовили новые мачты. Реставрационные работы были оплачены российскими бизнесменами.

Линейный крейсер «Repulse»

Серия крейсеров типа «Renown» состояла из 2 единиц («Renown», «Repulse») и была построена на верфи «Fairfield». Корабли были введены в эксплуатацию в 1916 г. Крейсер «Repulse» прошел первую модернизацию в 1918-1920 гг. и в 1933-1936 гг. вторую. Первую модернизацию «Renown» прошел в 1923-1926 гг., вторую – в 1936-1939 гг. «Repulse» погиб в 1941 г, а «Renown» был списан в 1948 г.

ТТХ «Renown»: водоизмещение стандартное — 30,8 тыс. т, полное — 36,1 тыс. т; длина – 229 м, ширина – 31 м; осадка – 9,6 м; скорость – 30,8 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 120 тыс. л.с.; запас топлива – 4,6 тыс. т. нефти; дальность плавания – 6,6 тыс. миль; экипаж – 1 200 человек. Бронирование: борт – 229 мм; траверсы – 102 мм; башни — 229 мм; барбеты – 102 — 178 мм, палуба – 25 — 127 мм; рубка – 76 мм. Вооружение: 3х2 – 381-мм орудия, 10х2 — 114-мм орудий; 3х8 — 40-мм зенитных автомата, 4х4 – 12,7-мм зенитных автомата; 8х1 — 533-мм торпедных аппаратов, катапульта и 2 гидросамолета.

ТТХ «Repulse»: водоизмещение стандартное — 34 тыс. т, полное — 38,3 тыс. т; длина – 229 м, ширина – 31 м; осадка – 9,6 м; скорость – 28,3 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 42 паровых котла; мощность – 112 тыс. л.с.; запас топлива – 4,2 тыс. т. нефти; дальность плавания – 4,7 тыс. миль; экипаж – 1 200 человек. Бронирование: борт – 229 мм; траверсы – 102 мм; башни — 229 мм; барбеты – 102 — 178 мм, палуба – 13 — 146 мм; рубка – 254 мм. Вооружение: 3х2 – 381-мм орудия, 4х3 и 6х1 — 102-мм зенитных орудий; 2х8 — 40-мм зенитных автомата, 4х4 – 12,7-мм зенитных автомата; 8х1 — 533-мм торпедных аппаратов, катапульта и 2 гидросамолета.

Крейсер был построен на верфи «John Brown» и принят на службу в 1920 г. и два десятка лет был самым крупным кораблем в мире. На протяжении 1929-1939 гг. в процессе ремонтов корабль модернизировался. Погиб крейсер в 1941 г. ТТХ корабля: водоизмещение — стандартное 43,4 тыс. т, полное — 48,4 тыс. т; длина – 247 м, ширина – 32 м; осадка – 10,2 м; скорость – 31 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 32 паровых котла; мощность – 144 тыс. л.с.; запас топлива – 4,6 тыс. т. нефти; дальность плавания – 4 тыс. миль; экипаж – 1 400 человек. Бронирование: борт – 305 мм; траверсы – 127 — 152 мм, башни — 381 мм, барбеты – 305 мм, палуба – 25 — 76 мм; рубка – 280 мм. Вооружение: 4х2 – 381-мм орудия, 12х1 — 140-мм орудий; 4х2 – 102-мм орудия, 3х8 — 40-мм зенитных автомата, 4х4 – 12,7-мм зенитных автомата; 4х1 — 533-мм торпедных аппарата.

Из серии крейсеров типа «Hawkins» к началу войны состояли на вооружении 3 корабля «Hawkins», «Frobisher» и «Effingham», которые были приняты на службу в 1919 г., 1924 г. и 1925 г. соответственно. Крейсер «Effingham» в 1937-1939 гг. прошел модернизацию, а в 1940 г. погиб. «Hawkins» был списан в 1947 г, «Frobisher» — в 1949 г.

ТТХ «Hawkins»/«Frobisher»: водоизмещение стандартное — 9,8 тыс. т, полное — 12,5 тыс. т; длина – 172 м, ширина – 17,7 м; осадка – 6,2 м; скорость – 29,5/30,5 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8/10 паровых котла; мощность – 65/55 тыс. л.с.; запас топлива – 2,2/2,7 тыс.т. нефти; дальность плавания – 5,4 тыс. миль; экипаж – 690 человек. Бронирование: борт – 76 мм; траверсы – 25 мм; щиты орудий — 51 мм; палуба – 37 мм; погреба – 25 мм. Вооружение: 7/5х1 — 190-мм орудий; 4/5х1 — 102-мм орудий; 4х1/4х2 – 40-мм зенитных автомата; 7х1 – 20-мм зенитных автоматов («Frobisher»), 4х1 — 533-мм торпедных аппарата.

ТТХ «Effingham»: водоизмещение стандартное — 9,6 тыс. т, полное — 12,5 тыс. т; длина – 172 м, ширина – 17,7 м; осадка – 6,2 м; скорость – 29,5 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 58 тыс. л.с.; запас топлива – 2,6 тыс.т. нефти; дальность плавания – 5,4 тыс. миль; экипаж – 690 человек. Бронирование: борт – 76 мм; траверсы – 25 мм; щиты орудий — 25 мм; палуба – 37 мм; погреба – 25 мм. Вооружение: 9х1 — 152-мм орудий; 4х2 — 102-мм орудия; 2х8 – 40-мм зенитных автомата; 3х4 – 12,7-мм пулемета, 4х1 — 533-мм торпедных аппарата, катапульта и гидросамолет.

Тяжелый крейсер «Canberra»

Серия тяжелых крейсеров типа «Kent» состояла из 7 единиц («Kent», «Bervick», «Cumberland», «Cornwall», «Suffolk», «Australia», «Canberra»). «Suffolk», «Canberra») и была построена для Австралии. Корабли были введены в эксплуатацию в 1928 г. В 1935-1939 гг. крейсера, кроме «Canberra» прошли модернизацию. Крейсера «Cornwall» и «Canberra» погибли в 1942 г, «Kent», «Bervick» и «Suffolk» были списаны в 1948 г. «Australia» был списан в 1955 г., а «Cumberland» — в 1959 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 9,7 – 10,3 тыс. т, полное — 13,5 – 14,1 тыс. т; длина – 180 м, ширина – 21 м; осадка – 6,3 м; скорость – 31,5 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 80 тыс. л.с.; запас топлива – 3,4 тыс.т. нефти; дальность плавания – 13,3 тыс. миль; экипаж – 685 — 710 человек. Бронирование: борт – 127 мм; траверсы – 25 мм; башни и барбеты – 25 мм; палуба – 35 — 37 мм; погреба – 111 мм. Вооружение: 4х2 — 203-мм орудия; 4х2 или 4х1 или 2х2 — 102-мм орудия; 2х8 или 2х4 или 4х1 – 40-мм зенитных автомата; 2х4 – 12,7-мм пулемета, 2х4 — 533-мм торпедных аппарата («Kent», «Australia», «Canberra»), катапульта и 2 гидросамолета (1«Kent»). «Canberra» не имел авиации.

Серия тяжелых крейсеров типа «London» состояла из 4 единиц («London», «Devonshire», «Sussex», «Shropshire») и была введена в эксплуатацию в 1929 г. Крейсер «London» в 1939-1941 гг. прошел модернизацию, а «Shropshire» в 1942 г. был передан Австралии. В период службы на кораблях неоднократно усовершенствовалось зенитное вооружение. В 1950 г. крейсер «London» был списан, «Devonshire» в 1954 г, а «Sussex», «Shropshire» — в 1955 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 9,8 – 11,5 тыс. т, полное — 11,1 – 14,6 тыс. т; длина – 181 м, ширина – 20 м; осадка – 6,3 м; скорость – 32,3 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 80 тыс. л.с.; запас топлива – 3,2 тыс.т. нефти; дальность плавания – 12,5 тыс. миль; экипаж – 700 человек. Бронирование: борт – 25 мм («London» — 114 мм), траверсы – 25 мм, башни и барбеты – 25 мм, палуба – 35 — 37 мм; погреба – 111 мм. Вооружение: 4х2 — 203-мм орудия; 4х2 ((«London») или 8х1 — 102-мм орудий; 2х8 или 2х4 или 4х4 – 40-мм зенитных автомата; 4х4 или 2х4 – 12,7-мм пулемета, 2х4 — 533-мм торпедных аппарата, катапульта и гидросамолет (2 «London»).

Серия тяжелых крейсеров типа «Norfolk» состояла из 2 единиц («Norfolk», «Dorsetshire») и была введена в эксплуатацию в 1930 г. В период службы на кораблях усовершенствовалось зенитное вооружение. В 1942 г. крейсер «Dorsetshire» погиб, а «Norfolk» был списан в 1950 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 10,4 тыс. т, полное — 14,1 тыс. т; длина – 181 м, ширина – 20 м; осадка – 6,3 м; скорость – 32,3 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 80 тыс. л.с.; запас топлива – 3,2 тыс.т. нефти; дальность плавания – 12,5 тыс. миль; экипаж – 710 человек. Бронирование: борт – 25 мм; траверсы – 25 мм; башни и барбеты – 25 мм; палуба – 35 — 37 мм; погреба – 111 мм. Вооружение: 4х2 — 203-мм орудия; 4х2 — 102-мм орудия; 2х8 – 40-мм зенитных автомата; 2х4 – 12,7-мм пулемета, 2х4 — 533-мм торпедных аппарата, катапульта и гидросамолет.

Серия тяжелых крейсеров типа «York» состояла из 2 единиц («York», «Exeter») и была введена в эксплуатацию в 1930 и 1931 гг. соответственно. Крейсер «York» был затоплен в 1941 г., а «Exeter» погиб в 1942 г. ТТХ корабля «York»/«Exeter»: водоизмещение стандартное — 8,2/8,4 тыс. т, полное — 10,4/10,5 тыс. т; длина – 165 м, ширина – 17,4 м; осадка – 6,2 м; скорость – 32,3 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 80 тыс. л.с.; запас топлива – 1,9 тыс.т. нефти; дальность плавания – 10 тыс. миль; экипаж – 630 человек. Бронирование: борт – 76 мм; траверсы – 89 мм; башни и барбеты – 25 мм; палуба – 35 — 37 мм; погреба – 111 мм. Вооружение: 3х2 — 203-мм орудия; 4х1 — 102-мм орудия; 2х4 – 12,7-мм пулемета, 2х3 — 533-мм торпедных аппарата, катапульта и гидросамолет.

Крейсер «Adelaide» был построен в Австралии и относится к легким крейсерам типа «Chatham». Он вступил в строй в 1922 г. В 1938-1939 гг. прошел модернизацию в ходе которой был переведен на нефтяное топливо. Сдан на слом в 1949 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 4,6 тыс. т, полное – 6,2 тыс. т; длина – 131 м, ширина – 15,2 м; осадка – 4,9 м; скорость – 24,3 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 10 паровых котлов; мощность – 23,5 тыс. л.с.; запас топлива – 1,4 тыс.т. нефти; дальность плавания – 5,5 тыс. миль; экипаж – 470 человек. Бронирование: борт – 76 мм; траверсы – 89 мм; башни и барбеты – 13 мм; палуба – 40 — 15 мм; рубка – 102 мм. Вооружение: 8х1 — 152-мм орудий; 3х1 — 102-мм орудия; 6х1 – 20-мм зенитных автомата, 2х1 — 533-мм торпедных аппарата.

Серия крейсеров типа «С» состояла из трех групп. Первая: «Caledon» (принят на службу в 1917 г, исключен в 1948 г.), «Calypso» (принят – 1917 г., погиб – 1940 г.), «Caradoc» (принят – 1917 г., исключен – 1946 г.). Вторая: «Cardiff» (принят – 1917 г., исключен – 1946 г), «Ceres» (принят – 1917 г., исключен – 1946 г), «Coventry» (принят – 1918 г., погиб – 1942 г.), «Curacoa» (принят – 1918 г., погиб – 1942 г.), «Curlew» (принят – 1917 г., погиб – 1940г.). Третья: «Carlisle» (принят – 1918 г., исключен – 1946 г), «Colombo» (принят – 1918 г., исключен – 1948 г), «Calcutta» (принят – 1918 г., погиб – 1941г.), «Cairo» (принят – 1918 г., погиб – 1942 г.), «Capetown» (принят – 1922 г., исключен – 1946 г). В 1935-1943 гг. часть крейсеров была преобразована в корабли ПВО. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 4,1 – 5,2 тыс. т, полное – 4,2 – 5,4 тыс. т; длина – 130 — 137 м, ширина – 15,2 м; осадка – 4,5 – 4,7 м; скорость – 29,5 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 6 паровых котлов; мощность – 40 тыс. л.с.; запас топлива – 0,9 тыс.т. нефти; дальность плавания – 5,9 тыс. миль; экипаж – 400 — 440 человек. Бронирование: борт – 32 — 76 мм, щиты орудий – 25 мм, палуба – 25 мм. Вооружение: 5×1 - 152-мм орудий или 4х2 или 10×1 - 102-мм орудий, 2x 1 — 76-мм орудия, 2-8×1- 40-мм зенитных автоматов или 6х2 — 20-мм зенитных автомата., 2×4 - 12,7-мм пулемета; 4×2 - 533-мм торпедных аппарата.

Серия легких крейсеров типа «D» состояла из 8 единиц («Danae», «Dauntless», «Dragon», «Delhi», «Dunedin», «Durban», «Diomede», «Despatch») принятых в эксплуатацию в 1919-1922 гг. В период службы на кораблях усовершенствовалось зенитное вооружение, в 1944 г. были сняты торпедные аппараты. Крейсер «Dunedin» погиб в 1941 г, «Durban» и «Dragon» были затоплены в 1941 и 1944 г., «Dauntless», «Diomede» и «Despatch» — списаны в 1946 г. Корабли «Danae» и «Delhi» были списаны в 1948 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 4,6 тыс. т, полное – 6 тыс. т; длина – 136 м, ширина – 14 м; осадка – 4,9 м; скорость – 29 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 6 паровых котлов; мощность – 40 тыс. л.с.; запас топлива – 1,1 тыс.т. нефти; дальность плавания – 5 тыс. миль; экипаж – 450 — 470 человек. Бронирование: борт – 25 — 76 мм; щиты орудий – 25 мм; палуба – 25 мм; рубка – 75 мм. Вооружение: 6х1 — 152-мм орудий; 3х1 — 102-мм орудия; 2х1 – 40-мм зенитных автомата.

Легкий крейсер «Enterprise»

Серия крейсеров типа «Е» состояла из 2 единиц («Emerald», «Enterprise») принятых на службу в 1926 г. Крейсеры были сняты со службы в 1948 и 1946 г. соответственно. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 7,6 тыс. т, полное – 9,4 тыс. т; длина – 163 м; ширина – 16,6 м; осадка – 5,6 м; скорость – 33 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 80 тыс. л.с.; запас топлива – 1,7 тыс.т. нефти; дальность плавания – 8 тыс. миль; экипаж – 570 человек. Бронирование: борт – 37 — 76 мм, щиты орудий – 25 мм; палуба – 25 мм. Вооружение: 7х1 («Emerald») или 1х2 и 5х1 («Enterprise») — 152-мм орудий; 3х1 — 102-мм орудия; 2х1 – 40-мм зенитных автомата, 4х4 – 12,7 пулемета (на «Emerald»), 4х4 – 533-мм торпедных аппарата, катапульта и гидросамолет.

Серия легких крейсеров типа «Leander» состояла из 5 единиц («Leander», «Achilles», «Neptune», «Orion», «Ajax») принятых в эксплуатацию в 1933 – 1935 гг. В период службы на кораблях усовершенствовалось вооружение. Крейсер «Neptune» погиб в 1941 г., «Achilles» передан Индии в 1948 г, остальные корабли были списаны в 1949 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 6,9 — 7,2 тыс. т, полное – 8,9 — 9,2 тыс. т; длина – 169 м, ширина – 17 м; осадка – 5,8 м; скорость – 32,5 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 6 паровых котлов; мощность – 72 тыс. л.с.; запас топлива – 1,7 – 1,8 тыс.т. нефти; дальность плавания – 10,3 тыс. миль; экипаж – 570 человек. Бронирование: борт – 102 мм, траверсы – 37 мм, башни и барбеты – 25 мм, палуба – 32 мм, погреба – 89 мм. Вооружение: 4х2 — 152-мм орудия; 4х2 — 102-мм орудия; 3х4 – 12,7 пулемета, 2х4 – 533-мм торпедных аппарата, катапульта и гидросамолет.

Корабль-памятник "Белфаст" (HMS Belfast) - это еще одна визитная карточка Лондона и последний сохранившийся британский крейсер, участвовавший во Второй мировой войне (точнее говоря - вообще самый последний сохранившийся британский крейсер!).

"Белфаст" стоит на Темзе рядом с другой известной лондонской достопримечательностью - Тауэром, между Лондонским и Тауэрским мостами.

Крейсер "Белфаст" стал развитием проекта английских легких крейсеров типа "Саутгемптон" (корабли этой серии назывались в честь британских городов, поэтому их нередко называют кораблями типа "таун"). От своего прототипа "Белфаст" отличался улучшенной броневой защитой. Корабль был заложен в декабре 1936 г. на верфи "Харланд энд Волф" в Белфасте и вступил в строй перед самым началом Второй мировой войны. Для "Белфаста" война началась неудачно - 21 ноября 1939 г. крейсер подорвался на немецкой донной мине и вышел из строя на три года. Хотя, возможно, крейсер тем самым спасся от гибели или от новых тяжелых повреждений - ведь он "провалялся в госпитале" самое "горячее" для британского флота время. Его "систершип", "Эдинбург" погиб в апреле 1942 г. в Баренцевом море. "Белфаст" же за Вторую мировую войну больше повреждений не получил, хотя, вернувшись в строй в конце 1942 г., был задействован в прикрытии конвоев в Мурманск (в том числе участвовал в уничтожении немецкого линкора "Шарнхорст" в декабре 1943 г.) и в поддержке союзных войск во время высадки в Нормандии. В 1950-1953 гг. "Белфаст" участвовал в Корейской войне (где получил небольшие повреждения от огня северокорейской береговой артиллерии). После Корейской войны корабль прошел модернизацию, принимал активное участие в заграничных плаваниях и в 1963 г. был выведен в резерв. К началу 70-х он остался последним британским крейсером-участником Второй мировой войны и это обстоятельство заставило британскую общественность выступить с ходатайством о превращении "Белфаста" в корабль-памятник. 21 октября 1971 г. он открылся для посетителей в качестве корабля-музея (филиала Имперского военного музея).

"Белфаст" - вид с кормы. Обратите внимание на любопытную архитектуру корабля - его машинная установка смещена к корме (чтобы дать место для размещения катапульты и гидросамолета), поэтому рубка и трубы расположены достаточно далеко друг от друга.

Носовые башни главного калибра (152-мм)

102-мм зенитки (изначально на крейсере стояло 6 спаренных артустановок такого калибра, но в ходе модернизации в 1945 г. две "спарки" были сняты).

Видно, что ремонт и реконструкция корабля продолжается до сих пор.

40-мм зенитные автоматы "Бофорс". Всего на корабле 6 спаренных "Бофорсов". Собственно крейсер сейчас находится примерно в том виде и с тем составом вооружения, который он получил в ходе модернизации 1955-59 гг.

Аутентичная обстановка создана не только снаружи, но и внутри корабля. Правда помещения воссозданы, скорее в обстановке, характерной для периода Второй мировой войны. Для наглядности они даже дополнены манекенами в форме Королевского флота.

Корабельная пекарня

Сувенирная мягкая игрушка явно не в тему, но видел их во многих помещениях крейсера - не знаю, или специально для детей кладут, или просто проявление английского юмора

На камбузе

Операционная

Корабельные врачи могут оказать любую помощь

Помещение кораблельного плотника

По помещениям корабля ориентироваться достаточно легко - маршрут заранее продуман и в нужных местах расставлены указатели. При входе можно взять аудио-гид. На информационных стендах рассказывается о различных периодах истории корабля, а на размещенных над стендами экранах можно посмотреть отрывки из кинохроники или документальных фильмов.

Артиллерийский погреб

Пост управления артогнем

При входе на корабль есть магазинчик с сувенирами и книгами (ИМХО ассортимент книг особо не впечатляет и цены как и во многих музейных магазинах достаточно "заряженные")

Тактико-технические характеристики "Белфаста" на момент вступления в строй
Водоизмещение - 10 550/13 175 т; Размеры - 176,5/187x19,3x6,5 м; Машинная установка - 4 турбо-зубчатых агрегата, 4 паровых котла, 80 000 л.с., скорость - 32,5 узл., Запас топлива - 2250 т нефти; Дальность хода - 12 200 (12 узл.) миль. Броня: борт 114, палуба 51 мм, траверсы 63 мм, башни и барбеты 102 — 51 мм, погреба 114 мм. Экипаж - 850 чел. Вооружение - 4x3 — 152-мм/50, 6x2 — 102-мм/45, 2x8 — 40-мм/40, 2x4 — 12,7-мм, 2x3 — 533-мм ТА; 1 катапульта и 2 гидросамолета.

Военный Крейсер Белфаст (HMS Belfast) — это гордость флота Британии, навечно пришвартованная на Темзе в самом центре Лондона. Когда-то он участвовал в боевых сражениях и проявил себя во время Второй мировой войне, а сейчас это — военно-морской музей, пользующийся популярностью у туристов и жителей Великобритании.

Он был построен в 1936 году в Ирландии, и был назван в честь ее столицы — Белфаст. Так уж получилось, что ему сразу же суждено было принять участие в боевых действиях.

31 августа 1939 года корабль Белфаст ввели в состав 18 крейсерской эскадры, и с 3 сентября он принимал участие в морской блокаде Германии. Правда, ему не повезло — практически сразу он подорвался на мине и до 1942 года находился в ремонте.

Когда же он, наконец, вернулся с «отдыха», его задействовали в военных действиях по полной: он сопровождал морские грузы союзникам в СССР — товары и военную технику.

А в декабре 1943 крейсер «Белфаст» прославился уничтожением немецкого линкора «Шарнхост». Его перевели в Британский Тихоокеанский флот, где он и встретил окончание войны, патрулируя воды на Дальнем востоке.

Немалую помощь корабль Белфаст оказал и во время корейской войны в 1950-1953 годах, но получил большие повреждения во время артиллерийской атаки.

HMS Belfast из Тауэра

После ремонта в 60-х годах его списали в резерв и чуть было не отправили на переплавку, но он был спасен Имперским военным музеем, превратившего его в популярный плавучий музей.

Время работы музея крейсер Belfast

Крейсер Белфаст по сравнению с обычным круизным корабликом.

Что посмотреть на крейсере Белфаст?

Этот корабль большой, очень большой, это заметно, если подойти ближе — на нем 9 палуб! И можно посетить их все, заглянуть в любой закоулок, осмотреть каждую деталь. Для начала посоветую скачать и ознакомиться с .

В Великобритании умеют делать музеи — это не просто корабль, а экспозиция настоящего военного судна! Повсюду фигуры моряков, занимающихся своими делами, в каютах — инсценировки морского быта.

Стоимость посещения HMS Belfast

Это только издалека он такой маленький.

Частные туры с гидом

Цены представлена за группу до 12 человек.

Эта экскурсия — уникальный тур, который проводит один из членов судовой компании. Морские писари (иомены) — это высоквалифицированные члены команды с беспрецедентными знаниями о крейсере Белфаст.

Они расскажут о том, как моряки выживали в суровых условиях холодных арктических конвоев, о его роли в истории и жизни моряков, живущих и работающих на борту.

Вход на крейсер Белфаст — это вот тот длинный крытый мостик.

Цена за эту экскурсию указана за группу (вроде бы до 15 человек, но нужно уточнять). Это можно сделать по почте [email protected], если заинтересовало. По этому же адресу можно узнать подробности тура и возможности его бронирования.

Как добраться до HMS Belfast?

Отыскать этот корабль просто — он пришвартован на реке между мостами London Bridge и Tower Bridge.

Ближайшая станция метро: London Bridge (5 минут ходьбы), Tower Hill (10 минут)

Ближайшая ж/д станция: London Bridge (в 5 минутах)

Автобусы: любые, которые идут до London Bridge.

Спустя 17 месяцев после закладки первого корабля серии Кент в Портсмуте был заложен головной крейсер следующей серии, постройка которой предусматривалась кораблестроительной программой 1925-26 гг. Однако началу строительства предшествовал пересмотр проектных решений, к чему англичан побудили недостатки первоначального проекта.

Сначала программой предполагалось строить еще 5 крейсеров, но из-за ограниченности морского бюджета объем заказа сократили до 4 единиц. Тем не менее, в январе 1925 одобрение Адмиралтейства на размещение заказов получено не было, а без этого программа не могла быть в феврале представлена на рассмотрение Кабинета министров. Задержка, как оказалось, была вызвана поступившими сведениями из заграницы - стали известны некоторые подробности кораблестроительных программ других держав и, в частности, проектные характеристики строившихся там (или предполагавшихся постройкой) договорных кораблей. В Адмиралтействе справедливо решили, что крейсера серии Kent с их проектной максимальной скоростью 31 уз недостаточно быстроходны. Перед британскими адмиралами встала дилемма - либо задержать выполнение очередной крейсерской программы до внесения необходимых изменений в проект и тем вызвать некоторое отставание в планах развития флота, либо строить корабли по существующему проекту, но заведомо уступающие аналогичным кораблям других государств. После непродолжительных обсуждений решили идти по первому пути, в связи с чем Адмиралтейством была создана специальная комиссия, рассмотревшая подготовленные отделом кораблестроения варианты модернизации проекта новых крейсеров.

Первый вариант предусматривал повышение скорости без изменения основных конструктивных решений проекта. Отказом от булевых наделок достигалось сужение корпуса кораблей, что при неизменной мощности машин давало прирост скорости на 0,75 уз. Кроме того, предлагалось отказаться от бронирования погребов артиллерии универсального калибра, а полученную в целом "экономию" веса использовать для усиления защиты радиоузла, помещения главных генераторов, корабельной системы связи и запасного поста управления. Остатки "экономии" позволяли в дальнейшем, при смягчении договорных условий, оснастить корабли бортовой авиацией.

Согласно второму варианту модернизации радикальным образом менялись двигательная установка, бронирование и вооружение крейсеров. Увеличение мощности машин с 80000 до 110000 л.с. Достигалось путем ликвидации и без того скромного бронирования районов МКО и рулевого отделения, погребов универсальной и мелкокалиберной зенитной артиллерии, а также отказом от торпедного и авиационного вооружения. Крейсера практически становились безбронными, поскольку, помимо частичного бронирования погребов главной артиллерии, предусматривалась лишь легкая защита все тех же радиоузла, каналов связи и рулевого отделения. Кроме того, для сохранения стандартного водоизмещения на уровне 10000 т предполагалось уменьшение запаса 203-мм снарядов до 100 на орудие, а в случае войны, когда договорные ограничения теряли силу, можно было увеличить их количество до 150. Внедрением этих мероприятий гарантировалось достижение скорости 34 уз при стандартном водоизмещении и 33 уз при полном.

Как ни соблазнительно было получить относительно высокие скорости хода, но пойти на почти полное "раздевание" крейсеров и их частичное разоружение Адмиралтейство не могло. После долгих дебатов к реализации был принят первый вариант с оговоркой о внесении некоторых дополнительных изменений в систему бронирования. Предложение об отказе от защиты погребов боезапаса универсального калибра, располагавшихся в средней части корпуса, благоразумно отвергли, но и обременять крейсера дополнительным местным бронированием не стали. Вместо этого радиостанцию и главные генераторы перенесли в бронированные погреба мелкокалиберной зенитной артиллерии, а боезапас последней разместили в погребах 102-мм снарядов и в небронированных помещениях.

Закладку 4 новых единиц флота произвели в 1926-27 гг. на ведущих британских верфях, благодаря чему постройка кораблей шла сравнительно быстрыми темпами. В 1927-28 гг. они сошли со стапелей в той же последовательности, что и были заложены. В 1929 крейсера полностью укомплектовали и после проведения необходимых испытаний они вошли в строй.

C69 Лондон1929 /1950

"Лондон" был заложен 23 февраля 1926 на военной верфи Portsmouth Dockyard и спущен на воду 14 сентября 1927. После завершения комплектации и приемных испытаний корабль вошел в строй 31 января 1929, получив тактический номер 69, дополненный в 1947 буквенным обозначением - С 69.

Во время войны, в составе 22-й эскадры "Лондон" занимался, в основном, конвойной службой.

В начале сентября 1941 г. крейсер вернулся из Атлантики в Англию, а 15 сентября начались англо-американские переговоры о взаимопомощи, на которых также обсуждалась необходимость срочной поддержки Советского Союза. 27 сентября на борту крейсера "Лондон" в Архангельск прибыли личные представители президента Ф. Рузвельта А. Гарриман и Г. Стэрди и уполномоченный английского правительства, министр по делам снабжения лорд У. Бивербрук. Миссия союзников направлялась в Москву для встречи со Сталиным и проведения переговоров о поставках в СССР. Переход в Архангельск прошел без инцидентов. В обратный путь "Лондон" отправился на следующий день, по пути сопровождая конвой QP1, состоявший из 7 союзнических и 8 советских судов. Плавание в полярных условиях увеличило деформацию корпусных конструкций корабля, и без того значительных, и в октябре крейсер был направлен на верфь на р. Тайн. Здесь в период с 30.10. 1941 по 25.01.1942 он прошел ремонт, после чего вернулся к эскортированию северных конвоев.

Первым из них стал PQ15, самый крупный караван со времени начала конвойных операций в СССР, вышедший из Исландии 26 апреля. В операции по проводке знаменитого конвоя PQ17 "Лондон" принимал участие в качестве флагманского корабля крейсерской группы контр-адмирала Л.Г.К. Гамильтона, состоявшей из 4 тяжелых крейсеров и 3 эсминцев. Следующие эпизоды эскортной службы крейсера "Лондон" - его участие в проводке сентябрьского каравана РQ18.

В ноябре "Лондон" прибыл в Средиземное море, чтобы доставить из Александрии в Англию британскую военную делегацию, принимавшую участие в работе закончившейся 1 декабря конференции в Тегеране, а по прибытии на родину 27 декабря отправился в Розайт на ремонт, который длился до 2 февраля 1944.

Последовавшее сразу за окончанием ремонта назначение в 4-ю крейсерскую эскадру направило корабль в состав Восточного флота (Eastern Fleet), оперировавшего в Индийском океане.

С начала 1946 "Лондон" занимался перевозкой демобилизованных войск. В августе крейсер прибыл на верфь в Четеме для производства ремонта, который длился почти год, затем получил новое назначение на Дальний Восток. Здесь ему довелось еще раз участвовать в боевой акции, впоследствии получившей название "инцидент на Янцзы".

После окончания II мировой войны британское Адмиралтейство, начало создание речной флотилии на р. Янцзы в Китае, где в этот период возобновилась гражданская война. Однако обе китайские стороны, националисты и коммунисты, заявили, что не потерпят иностранного военного присутствия на своей территории. Несмотря на это, все же удалось, с согласия националистического правительства, ввести в Янцзы свои корабли, которые являлись единственным инструментом, способным обеспечить в условиях гражданской войны безопасность английской дипломатической миссии в Нанкине, тогдашней столице Китая. Тем не менее, верно оценивая возможности правительства Чан-Кайши и считаясь с возможным возникновением необходимости скорой эвакуации своего посольства, англичане решили усилить его охрану боевым океанским кораблем, введя в Янцзы эсминец Consort. Ситуация резко осложнилась 9 апреля 1949, когда, в связи с наступлением "красных китайцев", националисты заявили, что не могут обеспечить безопасности судоходства на реке. 20 апреля шедший для замены обеспеченного по штатам мирного времени эсминца Consort фрегат Amethyst в 260 км выше устья был обстрелян батареей полевой артиллерии "красных", заподозривших его в перевозке правительственных войск. Севший на мель фрегат за короткое время получил более 50 попаданий 37-105-мм снарядами, в результате чего погибли 19 членов экипажа, в том числе и командир корабля. Радиограмму о помощи с расстреливаемого фрегата получили местное и региональное командование RN в Шанхае и Гонконге. Вверх по реке был отправлен фрегат Black Swan, приказ идти на помощь передали также эсминцу Consort в Нанкине и тяжелому крейсеру "Лондон", шедшему из Гонконга и как раз подходившему к Шанхаю. В 13.00 крейсер вошел в Янцзы, а в 20.30. в 80 милях от устья он соединился с ожидавшими его Black Swan и Consort, причем последний уже получил значительные повреждения при попытке выручить Amethyst и поэтому не мог принимать дальнейшего участия в боевых действиях. В 6.00 21 апреля Consort ушел в Шанхай, а остальные корабли начали движение вверх по реке. Общее руководство операцией осуществлял находившийся на борту тяжелого крейсера адмирал Мадден. Первым шел "Лондон", в двух милях за них следовал Black Swan. Оба несли государственные флаги большого размера и дополнительно несколько белых полотнищ, символ нейтралитета.

В 40 милях выше по течению "Лондон" был обстрелян хорошо замаскированной батареей китайцев и ответил огнем главной и средней артиллерии. Однако противник ввел в дело еще несколько полевых батарей, и крейсер, не имея возможности маневрировать в узком речном фарватере и ввести в действие всю свою артиллерию, получил значительные повреждения. В течение 3 часов боя в него попали более 20 снарядов, были выведены из строя обе носовые и одна кормовая башни ГК Главный калибр , причем башня "В" была уничтожена, повреждены носовая надстройка и пункт управления зенитным огнем, убиты 13 и ранены 30 человек. Поэтому Мадден принял решение выйти из боя и, не доходя 15 миль до фрегата Amethyst, крейсер совершил поворот на контркурс, а в 14.30 вышел из зоны действия огня китайцев. На обратном пути в результате полученных попаданий на корабле вспыхнул пожар, вскоре потушенный аварийными партиями.

C39 Девоншир1929 /1954

Крейсер "Девоншир", заложили 16 марта 1926 на верфи Devonport Dockyard. Спуск на воду состоялся 22 октября 1927, а введение в строй - 18 марта 1929. Крейсер получил тактический номер 39 (с 1947 - С39) и вскоре был назначен в 1-ю эскадру крейсеров, базировавшуюся на Александрию.

Начало карьеры крейсера ознаменовалось трагедией. 26 июля 1929 во время проведения практических стрельб на нем произошел взрыв башни главного калибра, в результате чего погибло 17 человек, тяжелые ранения получили 9. Впоследствии Адмиралтейство объяснило происшедшее затяжным выстрелом в одном из 203-мм орудий башни. Замочный, введенный в заблуждение одновременным выстрелом соседнего орудия и полагая, что его орудие также выстрелило, приступил к открыванию затвора для нового заряжания. Очевидно, ошибку обнаружили и попытались закрыть казенник, но взрыв заряда выбил частично прикрытый затвор и вызвал детонацию зарядов, поднятых в башню из погреба боезапаса для следующих выстрелов.

В первых числах июня 1940 военно-морские силы метрополии были задействованы сразу в 2 эвакуационных операциях - английская армия и ее союзники покидали континент. "Девоншир" выполнял особую миссию, 7 июня он вышел из Тромсе, приняв на борт эвакуируемых в Англию короля Норвегии Гакона VII, королевскую семью и правительство страны.

В 1941 г. особое беспокойство Адмиралтейства вызывали большие потери в торговых судах, понесенные в результате действий германских рейдеров и подводных лодок в районе Фритауна. Командир "Девоншир", кэптен Ричард Д. Оливер, получил приказ выйти на поиск немецких вспомогательных крейсеров и судов снабжения субмарин. Почти двухнедельное крейсерство вначале не дало никаких результатов. Но утром 22 ноября 1941 г. корабельный разведчик крейсера обнаружил в 40 милях по курсу корабля и в 300 (350) милях к СЗ от о. Вознесения неизвестное судно. Им оказался самый удачливый вспомогательный крейсер Кригсмарине Atlantis (Schiff 16 - Raider С), который, действуя в Атлантике, Тихом и Индийском океанах с 2 апреля (11 марта) 1940, имел на своем счету 22 потопленных или захваченных судна общим водоизмещением 145698т. В момент обнаружения Atlantis заправлял топливом подводную лодку U126, незамеченную пилотом. Получив в 7.05 донесение разведчика, кэптен Оливер увеличил ход крейсера до 25 уз. и в 8.09 вышел на визуальный контакт. В 8.15 немцы, наконец, заметили "Девоншир", прекратили передачу топлива и стали на полном ходу уходить из района. Это вызвало подозрение командира крейсера и в 8.20 вновь был запущен Walrus, который вскоре доложил о брошенном на месте стоянки моторном катере, больших пятнах топлива и буруне на поверхности океана, что позволило предполагать недавнее погружение заправлявшейся субмарины. В 8.37 с дистанции 70 кбт крейсер произвел по уходящему судну два выстрела из орудий универсального калибра, с выносом вправо и влево, приказывая остановиться. Однако рейдер дал по радио открытым текстом сигнал тревоги (RRR - атака судна военным кораблем противника), называя себя голландским Polyphemus, и продолжал уходить на юг. Незнание секретного позывного голландского судна и правильной структуры действующих в то время сигналов (в подобных ситуациях давно применялся сигнал RRRR) усилило подозрения командира крейсера, запросившего командование о предполагаемом местонахождении Polyphemus. В ожидании ответа из Фритауна "Девоншир", имея явное преимущество в скорости, ближе 70 кбт к неизвестному судну не подходил, следуя за ним на отдалении и продолжая "исследование" мнимого голландца с воздуха. Вскоре с помощью корабельного самолета обнаружилась оплошность немцев при выборе судна, под которое должен был маскироваться Atlantis: Polyphemus имел корму с подзором, а рейдер - крейсерскую. Одновременно кэптен Оливер получил информацию от командования военно-морскими силами Южной Атлантики о том, что в районе нахождения крейсера не может быть никаких голландских судов. С этого момента Atlantis был обречен. В 9.35 с дистанции 100 кбт "Девоншир" открыл огонь главным калибром, а в 10.14 пылавшее судно затонуло после внутреннего взрыва. Сразу после потопления рейдера английский крейсер, из опасения подводной атаки (о нахождении в районе субмарины неоднократно доносил пилот бортового разведчика), быстро удалился с места боя, не став спасать немецкий экипаж. Этим занялась U126, все время преследования и боя безуспешно пытавшаяся выйти на удобную для атаки крейсера позицию. Спасенные с Atlantis были переданы на германское судно снабжения подлодок Python.

В январе 1942 "Девоншир" прибыл на военно-морскую базу в Норфолке (США), где в период с 23 января по 7 марта на нем проводился ремонт. По его окончании крейсер получил назначение в 4-ю эскадру, входившую в состав сил Восточного флота.

5 июня 1945 г. "Девоншир" участвовал в последнем акте норвежской драмы, когда возвращающиеся на родину король Норвегии Гакон VII и члены его семьи поднялись на борт крейсера Norfolk в Розайте, a "Девоншир" под флагом вице-адмирала Макгригора возглавил эскорт. Выбор "Девоншир" для этой миссии был не случайным, ведь именно он доставил короля в Англию в мае 1940.

До начала 1946 крейсер выполнял функции войскового транспорта. В сентябре прибыл на верфь в Девонпорте, где около полугода на нем производились работы по переоборудованию крейсера в учебный корабль. К выполнению новой функции он приступил в апреле 1947 и в течение последующих 6 лет дважды совершил учебные походы в Вест-Индию, а также посетил целый ряд европейских портов. В октябре 1953 "Девоншир" был выведен в резерв и 16 июня 1954 продан на слом.

C96 Сассекс1929 /1950

Крейсер "Сассекс" заложенный 1.02.1927 на верфи R.& W.Hawtorn. Спуск на воду состоялся почти через год, 22.02.1928. Корабль вошел в строй 19.03.1929, получив тактический номер 96 (с 1947 - С9б).

Службу начинал традиционно - в Первой эскадре крейсеров. С начатом гражданской войны в Испании "Сассекс" совместно с крейсером "Лондон" патрулировал испанские воды в южной зоне ответственности Британии.

Вскоре после начала войны "Сассекс" перевели в Южную Атлантику, где он включился в масштабную операцию, проводившуюся союзными флотами по поиску германского "карманного" линкора Адмирал граф Шпее .

18 сентября 1940, в ходе одного из авианалетов, в стоящий в доке крейсер попала 250-кг бомба, взорвавшаяся в районе второго машинного отделения. Вспыхнувший пожар вскоре стал неконтролируемым и угрожал взрывом зарядных погребов кормовых башен, во избежание чего командир принял решение о их затоплении. В результате крейсер сел кормой на дно дока, получив значительный крен на правый борт. В таком положении "Сассекс" оставался до октября, когда корабль был поднят, а в ноябре его отбуксировали на верфь York Hill Bassin на Клайде. Ремонтные работы продолжались почти два года и закончились в августе 1942. В сентябре "Сассекс" вновь получил назначение в 1-ю эскадру.

Еще в августе 1942 немцы начали очередную кампанию переходов блокадопрорывателей из Германии в Японию и обратно. В Японию доставлялись военные материалы и техника, с Дальнего Востока - сухогрузы, в основном каучук. В феврале 1943, когда ожидался проход прерывателей, возвращавшихся в Европу, через самую узкую часть Атлантики, в район Азорских островов были высланы крейсера Флота Метрополии. 23(26) февраля самолет американских ВВС Военно-воздушные силы Liberator обнаружил в 500 милях от мыса Финистерре подозрительный танкер и доложил об этом по радио. Патрулировавший в 190 милях "Сассекс" принял донесение и пошел на перехват. Вечером того же дня танкер был потоплен. Примечательно, что "Сассекс" оказался в том же положении, что и "Девоншир" во время боя с Atlantis. Опасаясь действовавших в этом районе субмарин, крейсер не стал подбирать немецкий экипаж и быстро ушел. Танкер действительно сопровождался тремя подлодками, одна из которых, U 264, сделала по "Сассекс" торпедный залп. Эти же подлодки спасли команду танкера.