Героизм советского народа описанный в произведениях литературы. Сочинение " подвиг народа в годы великой отечественной войны"

Истина заключается в том, что, несмотря на тяжелейшие испытания, мы победили.
А. Чаковский

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед
павшими, преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее дорогами,
бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является
тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне, огромны. Им
необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную
убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и
мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их
собственной жизни.
Отсюда жанровое разнообразие произведений о войне, большие эпические произведения, в которых дается
осмысление сложных общественно-политических процессов периода войны в их связях с прошлым и будущим страны,
мировой историей (романы К. Симонова, В. Гроссмана, Ю. Бондарева, В. Богомолова и др.); психологическая проза,
раскрывающая основы личности в трагических коллизиях войны (В. Быков, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Распутина и
др.); художественно-документальные произведения (Д. Гранин, К. Воробьев, С. Смирнов и др.); драматургия (пьесы К.
Симонова, Б. Корнейчука); поэзия (стихи М. Джалиля, М. Луконина, С. Гудзенко).
Независимо от жанра все произведения объединены одним - “памятью сердца”, страстным желанием поведать
правду о пройденных дорогах войны.
Автобиографическая повесть “Это мы, господи!” была написана в 1943 году. Ровно 30 дней находясь в подполье,
зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть, писал К. Воробьев о том, что довелось ему пережить в
фашистском плену. Страшные картины проходят перед глазами читателя: “Стриженые головы, голые ноги и руки лесом
торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к месту пыток и мук - лагерям военнопленных, да не дошли, полегли
на пути... и молчаливо и грозно шлют проклятья убийцам, высунув из-под снега руку, словно завещая - Мстить! Мстить!
Мстить!” Откроем лирическую повесть В. Астафьева “Пастух и пастушка (современная пастораль)”. Ее герой,
двадцатилетний лейтенант, убивал фашистов, хоронил товарищей, слышал, как “трещали кости пехотинцев, утюженные
гусеницами танков”, одним словом, воевал, а умер, именно умер, от незначительной раны. Причина? Три дня любви.
Зачерствевшее сердце вдруг оттаяло, запело, заговорило стихами и... не смогло находиться среди крови, насилия,
смерти.
Своеобразно разрабатывает тему войны белорусский писатель В. Быков. Его произведения отличает
нравственно-психологическая проблематика, бескомпромиссность нравственных требований. Основой его сюжетов
является ситуация нравственного выбора. Писатель дает художественное исследование моральных основ
человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.
Повесть “Сотников”. Зима 1942 года. Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, раненными,
окружен. Заканчиваются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылаются двое - Сотников и Рыбак. Они
попадают в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает, Рыбак ценою предательства остается жив. Два типа
жизненного поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства
- вот главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы. Рыбак - смелый боец, когда за его спиной стоят свои,
оказавшись же один на один с врагом, он идет сначала на компромисс, потом - на предательство и убийство товарища.
Анализируя этот характер, В. Быков приходит к выводу, что истоки предательства Рыбака выходят из детства,
когда он шел на, казалось бы, мелкие жизненные уловки.
Сотников - скромный, незаметный человек, без всяких внешних признаков героя и необыкновенной личности,
простой учитель. Почему же, будучи больным и слабым, он пошел на ответственное задание? Ведь одной из причин того,
что они оказались в руках врага, явилась его болезнь - он не сдержал душивший его кашель и этим обнаружил себя и
Рыбака.
Измученный пытками, шантажируемый фашистами (“Мы все равно их найдем, а тебя запишем в предатели”), он
остается несломленным. Истоками его мужества, героизма явилась глубокая убежденность в справедливости той
борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников погибает физически, но не духовно. Перед
казнью он видит в толпе мальчика, встречается с ним и убеждается, что честно выполнил свой долг.
Тема повести В. Козько “Скудный день” - оборванное войной детство, душевная незаживающая рана. Место
действия - небольшой белорусский городок; время действия - 10 лет спустя после войны. Основное, что
характеризует произведение, - это напряженный тон повествования, который зависит не столько от сюжетного
развития событий, сколько от внутреннего пафоса, психологического накала. Этот высокий трагедийный пафос
определяет весь стиль повести.
Колька Летичка (это имя дано ему в детдоме, своего он не помнит), как маленьким ребенком попал в концлагерь,
где содержались дети-доноры, у которых брали кровь для немецких солдат. Ни матери, ни отца он не помнит. А те
нечеловеческие душевные и физические страдания, которые он испытал, вообще отнимают у него память о прошлом.
И вот через 10, случайно попав на судебное заседание, слушая показания бывших полицейских-карателей, мальчик
вспоминает все, что с ним произошло. Страшное прошлое оживает - и убивает Кольку Летичку. Но смерть его
предопределена теми событиями, которым уже больше 10 лет. Он обречен: никакие силы не способны восстановить
того, что у него было отнято в детстве.
Крик Кольки, прозвучавший в зале суда, - это эхо зова о помощи всех детей, насильно отторгнутых от матерей:
“Мама, спаси меня!” - закричал он на весь зал, как кричал на всю землю в том далеком 1943, как кричали тысячи и
тысячи его сверстников.
Невозможно даже перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне.
На могиле неизвестного солдата в Москве высечены слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”. Книги о
войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания - учат молодое поколение любви к
Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более
возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни. Оружие писателя - вклад в общее дело
борьбы за мир.

Истина заключается в том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы победили.

А. Чаковский

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне - огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.

Отсюда жанровое разнообразие произведений о войне, большие эпические произведения, в которых дается осмысление сложных общественно-политических процессов периода войны в их связях с прошлым и будущим страны, мировой истории (романы К. Симонова, В. Гроссмана, Ю. Бондарева, В. Богомолова и др.) ; психологическая проза, раскрывающая основы личности в трагических коллизиях войны (В. Быков, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Распутина и др.) ; художественно-документальные произведения (Д. Гранин, К. Воробьев, С. Смирнов и др.) ; драматургия (пьесы К. Симонова, Б. Корнейчука) ; поэзия (стихи М. Джалиля, М. Луконина, С. Гудзенко) .

Независимо от жанра, все произведения объединены одним - “памятью сердца” , страстным желанием поведать правду о пройденных дорогах войны.

Автобиографическая повесть - “Это мы, господи!” была написана в 1943 году. Ровно 30 дней находясь в подполье, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть, писал К. Воробьев о том, что довелось ему пережить в фашистском плену. Страшные картины проходят перед глазами читателя: “Стриженые головы, голые ноги и руки лесом торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к месту пыток и мук - лагерям военнопленных, да не дошли, полегли на пути... и молчаливо и грозно шлют проклятья убийцам, высунув из-под снега руку, словно завещая - Мстить! Мстить! Мстить!” Откроем лирическую повесть В. Астафьева “Пастух и пастушка (Современная пастораль) ” . Ее герой, двадцатилетний лейтенант, убивал фашистов, хоронил товарищей, слышал, как “трещали кости пехотинцев, утюженные гусеницами танков” , одним словом, воевал, а умер, именно умер, от незначительной раны. Причина? Три дня любви. Зачерствевшее сердце вдруг оттаяло, запело, заговорило стихами и... не смогло находиться среди крови, насилия, смерти.

Своеобразно разрабатывает тему войны белорусский писатель В. Быков, его произведения отличает нравственно-психологическая проблематика. Бескомпромиссность нравственных требований. Основой его сюжетов является ситуация нравственного выбора. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.

Повесть “Сотников” . Зима 1942 года. Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, раненными, окружен. Заканчиваются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылаются двое - Сотников и Рыбак. Они попадают в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает, Рыбак ценою предательства остается жив. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства - вот главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы. Рыбак - смелый боец, когда за его спиной стоят свои, оказавшись же один на один с врагом, он идет сначала на компромисс, потом - на предательство и убийство товарища.

Анализируя этот характер, В. Быков приходит к выводу, что истоки предательства Рыбака выходят из детства, когда он шел на, казалось бы, мелкие жизненные уловки.

Сотников - скромный, незаметный человек, без всяких внешних признаков героя и необыкновенной личности, простой учитель. Почему же будучи больным и слабым он пошел на ответственное задание? Ведь одной из причин того, что они оказались в руках врага, явилась его болезнь - он не сдержал душивший его кашель и этим обнаружил себя и Рыбака.

Измученный пытками, шантажируемый фашистами (“Мы все равно их найдем, а тебя запишем в предатели”) , он остается не сломленным. Истоками его мужества, героизма явилась глубокая убежденность в справедливости той борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников погибает физически, но не духовно. Перед казнью он видит в толпе мальчика, встречается с ним и убеждается, что честно выполнил свой долг.

Тема повести В. Козько “Скудный день” - оборванное войной детство, душевная незаживающая рана. Место действия - небольшой белорусский городок; время действия - 10 лет спустя после войны. Основное, что характеризует произведение, - это напряженный тон повествования, который зависит не столько от сюжетного развития событий, сколько от внутреннего пафоса, психологического накала. Этот высокий трагедийный пафос определяет весь стиль повести.

Колька Летичка (это имя дано ему в детдоме, своего он не помнит) , маленьким ребенком попал в концлагерь, где содержались дети доноры, у которых брали кровь для немецких солдат. Ни матери, ни отца он не помнит. А те нечеловеческие душевные и физические страдания, которые он испытал, вообще отнимают у него память о прошлом.

И вот через 10 случайно попав на судебное заседание, слушая показания бывших полицейских-карателей, мальчик вспоминает все, что с ним произошло. Страшное прошлое оживает - и убивает Кольку Летичку. Но смерть его предопределена теми событиями, которым уже больше 10 лет. Он обречен: никакие силы не способны восстановить того, что у него было отнято в детстве.

Крик Кольки, прозвучавший в зале суда, - это эхо зова о помощи всех детей, насильно отторгнутых от матерей: “Мама, спаси меня!” - закричал он на весь зал, как кричал на всю землю в том далеком 1943, как кричали тысячи и тысячи его сверстников.

Невозможно даже перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен” Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания - учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни. Оружие писателя - вклад в общее дело борьбы за мир.

Истина заключается в том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы победили.

Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне - огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.

А. Чаковский

Отсюда жанровое разнообразие произведений о войне, большие эпические произведения, в которых дается осмысление сложных общественно-политических процессов периода войны в их связях с прошлым и будущим страны, мировой истории (романы К. Симонова, В. Гроссмана, Ю. Бондарева, В. Богомолова и др.) ; психологическая проза, раскрывающая основы личности в трагических коллизиях войны (В. Быков, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Распутина и др.) ; художественно-документальные произведения (Д. Гранин, К. Воробьев, С. Смирнов и др.) ; драматургия (пьесы К. Симонова, Б. Корнейчука) ; поэзия (стихи М. Джалиля, М. Луконина, С. Гудзенко) .

Колька Летичка (это имя дано ему в детдоме, своего он не помнит) , маленьким ребенком попал в концлагерь, где содержались дети доноры, у которых брали кровь для немецких солдат. Ни матери, ни отца он не помнит. А те нечеловеческие душевные и физические страдания, которые он испытал, вообще отнимают у него память о прошлом.

Измученный пытками, шантажируемый фашистами (”Мы все равно их найдем, а тебя запишем в предатели”) , он остается не сломленным. Истоками его мужества, героизма явилась глубокая убежденность в справедливости той борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников погибает физически, но не духовно. Перед казнью он видит в толпе мальчика, встречается с ним и убеждается, что честно выполнил свой долг.

Сочинение

Героизм и патриотизм советского народа, ярко проявившиеся в годы Великой Отечественной войны, взаимосвязаны. Эти два понятия - стороны одной медали. Страна не выдержала бы такого страшного и сурового испытания, если бы не жила единой мыслью: «Все для фронта, все для победы!» Солдаты самоотверженно воевали, не имея ни выходных, ни праздников, но так же жил и тыл: ведь солдатам нужны были патроны, снаряды, оружие, истребители и бомбардировщики, танки, пушки, зенитки, чтобы бить фашистов. Все это делали в тылу.

Страна «ковала победу» общими усилиями всего народа. Вместо ушедших на фронт к станкам встали их отцы и матери, жены и дети. Дедушка рассказывал, что им, подросткам, не достающим до станка, делали специальные подставки и никаких поблажек - двенадцать часов у станка, а в пересменку - восемнадцать. Спали тут же, в цеху, чтобы не тратить время на дорогу домой и обратно. Да и холодно было дома, а на заводе, около литейного цеха, был небольшой «закуток», там обычно отсыпалась смена. Дед со слезами вспоминал, что их вывезли на Урал, станки ставили на открытом месте под навесы и сразу начинали выпускать снаряды, пули. А стены возводили позже.

В колхозах женщины, старики и дети растили хлеб, картофель, овощи, сохраняли скот, чтобы было чем кормить армию. Наше поколение мало задумывается о прошлом, о Великой войне, которую не просто пережили, а героически выстояли - ведь она шла почти четыре года!

Откуда брались душевные и физические силы? Гордость охватывает меня, когда думаю, что страна не только воевала, она жила суровой и вдохновенной жизнью - снимались кинофильмы: «Иван Грозный», «Русские люди», работали театры, писатели и артисты выезжали на фронт, помогая бойцам в осажденном Ленинграде. Д. Д. Шостакович написал в блокадном Ленинграде свою Седьмую симфонию, Твардовский - поэму «Василий Теркин», в Ташкенте строился драматический театр. Нет, такой народ невозможно поработить! Я горжусь своей принадлежностью к великой России!

Проблема героизма и предательства в современной литературе возникает прежде всего в связи с военной тематикой. К сожалению, особенно в первые годы после окончания Великой Отечественной войны в литературе намечаются определенные схемы в изображении подвига народа. В произведениях видно было четкое разделение на «своих» и «чужих», схема действий людей определялась приказами командиров. Лишь позже, в 60-е годы, создается ряд замечательных произведений, в которых писатели поднимают вопрос самоопределения героя, описывают ситуацию выбора. Именно выбор собственной судьбы, выбор между героизмом и предательством становится одной из основных тем военных повестей замечательного белорусского писателя В. Быкова.

Быков далек от упрощения и схематичности, а потому в центре повествования у него оказываются ситуации «на крайнем пределе сил», в которых наиболее полно раскрывается характер человека в бесчеловечных условиях. Время в повестях В. Быкова сжато до предела, тем самым писателю удается достичь максимального психологического напряжения. Мотивы поведения человека, нравственные истоки подвига и предательства - вот что интересует писателя.

Надо отметить, что в современной критике периодически возникают споры о том, что же можно назвать истинным героизмом. Больше того, явственно наблюдается стремление многих рецензентов принизить значение подвига некоторых быковских персонажей, таких, как Сотников («Сотников»), Мороз («Обелиск»). Высказывалось мнение, что человек, который своим поступком или своей смертью ничего не меняет в ходе событий, поступает не как герой, а как бездумный моралист. В. Быков отвергает такую точку зрения. «...Для меня Сотников - герой, - пишет автор. - Да, он не разгромил врага, но он остался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут...» То, как воспринимают поступок героя люди, во многом определяет и авторское отношение к нему.

Подвигом писатель считает и поступок лейтенанта Ивановского («Дожить до рассвета»). Бороться до конца - вот что необходимо герою. Автор осмысливает подвиг этого человека с философских позиций, заранее давая ответ тем, кто склонен был видеть в поступках его персонажей признаки безрассудства: «...кто знает, не зависит ли великая судьба всех людей от того, как умрет на этой дороге двадцатидвухлетний командир взвода лейтенант Ивановский».

Героизм не синоним жертвенности. Стойкость Сотникова нельзя объяснить и фанатизмом. Быков не случайно стремится создать образ негероический. Поступок героя повести объясняется его духовной стойкостью, которая не позволяет ему поступить иначе. Вместе с Сотниковым идут на смерть Демчиха, староста Петр, девочка Бася. Каждый из них мог бы спасти свою жизнь, но осознание своего долга перед Родиной выше эгоизма. А потому все они, по мнению автора, совершают подвиг.

Используя прием антитезы, Быков ставит в одну ситуацию с героями предателей. В повести «Сотников» это Рыбак, который спасает свою жизнь, но, по сути, именно после этого умирает для людей. В «Пойти и не вернуться» рядом с Зосей оказывается Антон Голубин, история жизни которого позволяет автору ответить на вопрос, как и почему человек становится предателем. Еще до войны Голубин научился оправдывать любые свои поступки: «Обеспокоиться общим делом найдутся десятки других, а вот заботиться о нем лично не станет никто, кроме него самого». И в партизанский отряд этот человек попадает случайно. Быков показывает читателям, как постепенно катится в пропасть герой, изначально лишенный четкого представления о нравственных принципах. Начав с дезертирства, Голубин приходит к предательству. Больше того, он даже пытается сдать Зосю и других партизан карателям, чтобы легче «внедриться в новую, на немецкий лад, жизнь».

Иначе поступает Зося Норейко. Юная героиня повести верит в усвоенные ею в детстве идеалы добра и справедливости, «которые по-хамски и враз растоптали фашисты», и считает войну своим личным испытанием. Она не может жить на

одной земле с теми, кого считает зверями, а потому в ответ на слова Голубина, что у них нет выбора, кроме как уйти от партизан на службу к немцам, Зося отвечает: «Выбор есть: или мы, или они». Антон сумел стать ей близким человеком, но их нравственные основы различны. Зося не может стать предателем, как бы сильно она ни любила жизнь. Отступничество для нее страшнее смерти. Но в отношении Голубина поведение Зоей неоднозначно. Поняв, что он стал врагом, девушка бросается на него с топором, но защищает Антона, когда партизаны хотят его расстрелять. Дело, наверное, в том, что она еще долго не может поверить, что «бывают свои хуже врагов».

Хочу отметить, что Быков вообще далек от схематичного изображения поступков предателей. Не случайно повесть «Сотников» не заканчивается со смертью главного героя. Писателю важно показать путь нравственных мучений, который ожидает человека, по сути, погибшего уже тогда, когда разрешил себе предательство. Именно ему, живому, предстоит всю жизнь расплачиваться за свой поступок, а это, может быть, пострашнее смерти - вот к какому выводу приводит Быков читателей.

Конечно, не один Быков поднимает в своем творчестве проблему героизма и предательства. Достаточно вспомнить, к примеру, роман А. Фадеева «Молодая гвардия» или повесть В. Распутина «Живи и помни». Больше того, эта проблема возникает всегда, если речь идет о необходимости сохранить верность своим нравственным принципам в ситуации, когда проще от них отречься. А потому она вечна.

Истина заключается в том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы победили.

А. Чаковский

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне - огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.

Отсюда жанровое разнообразие произведений о войне, большие эпические произведения, в которых дается осмысление сложных общественно-политических процессов периода войны в их связях с прошлым и будущим страны, мировой истории (романы К. Симонова, В. Гроссмана, Ю. Бондарева, В. Богомолова и др.) ; психологическая проза, раскрывающая основы личности в трагических коллизиях войны (В. Быков, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Распутина и др.) ; художественно-документальные произведения (Д. Гранин, К. Воробьев, С. Смирнов и др.) ; драматургия (пьесы К. Симонова, Б. Корнейчука) ; поэзия (стихи М. Джалиля, М. Луконина, С. Гудзенко) .

Независимо от жанра, все произведения объединены одним - “памятью сердца” , страстным желанием поведать правду о пройденных дорогах войны.

Автобиографическая повесть - “Это мы, господи!” была написана в 1943 году. Ровно 30 дней находясь в подполье, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть, писал К. Воробьев о том, что довелось ему пережить в фашистском плену. Страшные картины проходят перед глазами читателя: “Стриженые головы, голые ноги и руки лесом торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к месту пыток и мук - лагерям военнопленных, да не дошли, полегли на пути... и молчаливо и грозно шлют проклятья убийцам, высунув из-под снега руку, словно завещая - Мстить! Мстить! Мстить!” Откроем лирическую повесть В. Астафьева “Пастух и пастушка (Современная пастораль) ” . Ее герой, двадцатилетний лейтенант, убивал фашистов, хоронил товарищей, слышал, как “трещали кости пехотинцев, утюженные гусеницами танков” , одним словом, воевал, а умер, именно умер, от незначительной раны. Причина? Три дня любви. Зачерствевшее сердце вдруг оттаяло, запело, заговорило стихами и... не смогло находиться среди крови, насилия, смерти.

Своеобразно разрабатывает тему войны белорусский писатель В. Быков, его произведения отличает нравственно-психологическая проблематика. Бескомпромиссность нравственных требований. Основой его сюжетов является ситуация нравственного выбора. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.

Повесть “Сотников” . Зима 1942 года. Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, раненными, окружен. Заканчиваются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылаются двое - Сотников и Рыбак. Они попадают в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает, Рыбак ценою предательства остается жив. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства - вот главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы. Рыбак - смелый боец, когда за его спиной стоят свои, оказавшись же один на один с врагом, он идет сначала на компромисс, потом - на предательство и убийство товарища.

Анализируя этот характер, В. Быков приходит к выводу, что истоки предательства Рыбака выходят из детства, когда он шел на, казалось бы, мелкие жизненные уловки.

Сотников - скромный, незаметный человек, без всяких внешних признаков героя и необыкновенной личности, простой учитель. Почему же будучи больным и слабым он пошел на ответственное задание? Ведь одной из причин того, что они оказались в руках врага, явилась его болезнь - он не сдержал душивший его кашель и этим обнаружил себя и Рыбака.

Измученный пытками, шантажируемый фашистами (“Мы все равно их найдем, а тебя запишем в предатели”) , он остается не сломленным. Истоками его мужества, героизма явилась глубокая убежденность в справедливости той борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников погибает физически, но не духовно. Перед казнью он видит в толпе мальчика, встречается с ним и убеждается, что честно выполнил свой долг.

Тема повести В. Козько “Скудный день” - оборванное войной детство, душевная незаживающая рана. Место действия - небольшой белорусский городок; время действия - 10 лет спустя после войны. Основное, что характеризует произведение, - это напряженный тон повествования, который зависит не столько от сюжетного развития событий, сколько от внутреннего пафоса, психологического накала. Этот высокий трагедийный пафос определяет весь стиль повести.

Колька Летичка (это имя дано ему в детдоме, своего он не помнит) , маленьким ребенком попал в концлагерь, где содержались дети доноры, у которых брали кровь для немецких солдат. Ни матери, ни отца он не помнит. А те нечеловеческие душевные и физические страдания, которые он испытал, вообще отнимают у него память о прошлом.

И вот через 10 случайно попав на судебное заседание, слушая показания бывших полицейских-карателей, мальчик вспоминает все, что с ним произошло. Страшное прошлое оживает - и убивает Кольку Летичку. Но смерть его предопределена теми событиями, которым уже больше 10 лет. Он обречен: никакие силы не способны восстановить того, что у него было отнято в детстве.

Крик Кольки, прозвучавший в зале суда, - это эхо зова о помощи всех детей, насильно отторгнутых от матерей: “Мама, спаси меня!” - закричал он на весь зал, как кричал на всю землю в том далеком 1943, как кричали тысячи и тысячи его сверстников.

Невозможно даже перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен” Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания - учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни. Оружие писателя - вклад в общее дело борьбы за мир.