Конь педальный. Подарок на Крещение

в Конь педальный...


Конь педальный
А это мифическое существо, незаконнорожденный кузен кентавра и тянитолкая, возникло из стремления советской промышленности дать все лучшее детям. Самые блестящие умы были брошены на то, чтобы создать идеальный гибрид лошадки на колесиках с велосипедом. Мутант получил официальное наименование «конь педальный» и в конце 1950-х годов был запущен в массовое производство.

Дети и родители были в экстазе. Ездить на конике, привычно отталкиваясь ногами, детишки не могли: мешали торчащие педали. А крутить тугие и корявые педали тоже не получалось — редкий мускулистый ребенок мог осилить дистанцию в несколько метров, после чего обычно благополучно падал, так как излишней устойчивостью конструкция тоже не страдала. Спустя несколько лет конестроители вынуждены были признать свое фиаско, и конь педальный исчез с прилавков, но навсегда остался в памяти народной.

Овация
Происходит от латинского слова, означающего «овца». Почему это мирное и вялое животное стало символизировать шумный успех? Потому что для успешных военачальников и других лиц, совершивших выдающиеся гражданские подвиги, у римлян было принято устраивать «триумфы» — парадные шествия с обязательными жертвоприношениями. Во время большого триумфа закалывали быков, а во время малого (за чуть меньшие достижения) под нож шли овцы.

Не в своей тарелке
Это выражение стало таким привычным и понятным, что его странноватый смысл совершенно не ощущается тем, кто его произносит. Но в свое время, примерно 150 лет назад, оно наделало немало шуму. Все просвещенное общество Москвы и Петербурга хохотало над горе-переводчиком, который, взявшись перепирать на родную речь модный французский романчик, наляпал там кучу ошибок. Даже в таком распространенном выражении, как «n"etre pas dans son assiete» («не в свойственном ему положении»), он умудрился перепутать похожие слова — «положение» и «тарелка» и, не став особо раздумывать над тем, что получилось, решил, что сойдет и так.

Лодырничать
Доктор Фердинанд Юстус Христиан Лодер, открывший в начале XIX века в Москве «заведение искусственных минеральных вод», конечно, рассчитывал на успех, но действительность превзошла самые смелые его ожидания. Кучера и лакеи, по три часа ожидавшие своих господ, лежавших под зонтиками в шезлонгах с кружками минералки, создали слово, точно описывающее вышеупомянутое занятие. «С самого полудня лодыря гоняют», — вздыхали они друг другу и удрученно почесывали взмокшие от пота кудлатые бороды.

Трагедия
Слово «трагедия» означает «песнь козлов». В Древней Греции трагедиями называли пьесы божественного содержания, которые сопровождались выступлениями хора, наряженного в маски, изображавшие головы этих божественных же парнокопытных. Кстати, печального в этих пьесах вполне могло и не быть, хотя, конечно, вмешательство богов до добра героев обычно не доводило. Так что в конце концов слово «трагедия» стало означать нечто вроде: «А сейчас прольется море крови, все сперва будут долго страдать, а потом в жутких мучениях скончаются».

Шаромыжник
Появилось словечко в самом начале XIX века, вскоре после наполеоновской кампании. Остатки французской армии, как тебе известно, отступали по смоленской дороге, лишенные какого бы то ни было снабжения. Снабжались сами — за счет набегов на близлежащие деревеньки. Причем с оружием нападали редко: нелегко обмороженными руками в голодном бреду отмахиваться от вил с косами. Поэтому к местным жителям обращались робко и ласково: «Мон шер ами! Дорогой друг, не найдется ли у тебя чего-нибудь пожевать, ибо все люди — братья и очень кушать хочется!» «Шер амыг» кое-как подкармливали, и те шли себе дальше, заселяя просторы нашей страны новым замечательным выражением.

Дайте две!
Фраза, которую последние годы все, кому не лень, гоняют в хвост и гриву, на самом деле конец некогда очень известного анекдота, который полностью звучит так:

— Девушка, а почем у вас эта фарфоровая кися с усами?
— Это никакая не кися, а маршал Семен Михайлович Буденный!
— Охренеть! Дайте две!

Вернемся к нашим баранам
Этой фразе 537 лет. В 1469 году впервые был поставлен ставший знаменитым средневековый фарс «Адвокат Пьер Патлен». Сюжет фарса невероятно запутанный (на то он и фарс), но центральной ее частью является сцена в зале суда. Судят человека, подозреваемого в том, что он украл стадо баранов у своего патрона, однако судебное разбирательство постоянно запутывается, из-за того что все его участники ссорятся, скандалят и обвиняют друг друга в самых разных грехах. Так что судье приходится раз десять произносить фразу: «Revenons a nos moutons!» — «Так вернемся же к нашим баранам!»

Глуп как пробка
Чем пробка глупее вилки, комода или, скажем, онтогносеологии, сможет объяснить только тот высокоэрудированный гражданин, который знает эту поговорку в полном, неусеченном варианте, звучавшем так: «Глуп как пробка, куда воткнешь — там и торчит». Конец этой очень распространенной фразы постепенно перестали произносить (зачем? И так все знают, что там дальше) и досокращались до того, что теперь почти никто и не помнит, из-за чего пробку так обидели.

Катавасия
Коты и Васи тут ни при чем, хотя от тех и других тоже порой бывает много шуму и неприятностей. Это смешное для русского слуха словечко имеет самое высокопарное древнее происхождение: оно из греческого языка, да еще и прямиком из церковной службы. Означает оно «схождение» и описывает тот момент, когда в некоторых торжественных службах два хора (клироса) спускаются со своих мест в центр храма, сливаются в один и совместно исполняют песнопение. Даже после долгих репетиций это схождение не всегда проистекало гладко, так что неудивительно, что «катавасия» стало означать путаницу, бедлам и неразбериху.

До свадьбы заживет
Что именно должно зажить до свадьбы — уже никто не помнит. А зря. Потому что до свадьбы не заживает — это медицински установленный факт. Но сей анатомический момент был неизвестен необразованным деревенским барышням, которым развратные хлопцы шептали эти слова на ушко, пытаясь завлечь селянок на сеновал. Кстати, «ничего, все срастется» — из той же оперы, а вовсе не про сломанные руки и ноги.

Пролететь как фанера над Парижем
В начале эры воздухоплавания во Франции состоялась акция — пролет дирижабля «Фланер» над Парижем. В те времена любые события такого плана обязательно сопровождались многочисленными газетными комментариями, так что несколько дней весь мир с интересом следил за судьбой «Фланера» и обсуждал его полет за вечерними чаепитиями. Аппарат благополучно налетался и забылся, а вот выражение осталось. Правда, так как уже никто не помнил ни про какой «Фланер», то вначале он обрусел, превратившись во «Фланеру», а потом где-то потерял букву «л». В результате и получился будоражащий воображение своей загадочностью образ — «фанера над Парижем».

Ксива
Этому жаргонному словечку, самое меньшее, три тысячи лет. Именно ксивы спрашивали иерусалимские стражники у Христа и его апостолов, потому что на арамейском это слово означает «бумаги», «документы». А в русский жаргон оно пришло с помощью образованных еврейских бандитов и мошенников, которые в начале XX века составляли немалую часть криминального мира Одессы и Киева. Еврейское происхождение (из идиша и иврита) вообще имеет около 10 процентов слов блатного словаря — например, «пацан», «шмон», «шмот», «шухер», «малина», «блат», «параша».

Голод не тетка
И опять мы имеем пример того, как, отрезав хвост, все о нем благополучно забывают. Почему «не тетка», а хотя бы не «не дядька»? А потому, что в целом виде фраза имела вполне удобопонимаемый смысл: «Голод не тетка, пирожка не подсунет». То есть в отличие от мягкосердечной женщины-родственницы, которая хоть украдкой, да подкормит, голод не знает никакого снисхождения.

Остаться с носом
Почему остаться с носом плохо? А без носа лучше, что ли? Нет, создатели этого фразеологизма вовсе не были фанатиками безносости. Просто 300 лет назад, когда он возник, слово «нос» имело еще одно значение, по важности почти не уступавшее основному. Означало оно «взятка», «подношение», то есть то, без чего в тогдашней России (да и не только в тогдашней) шагу ступить было нельзя. Если человек, понесший взятку, не сумел довориться с чиновником, он, соответственно, оставался со своим носом и чувствовал себя по этому поводу неважнецки.

По гамбургскому счету
В конце XIX — начале XX века мир охватила лихорадка французской борьбы. Во всех цирках второе отделение отводилось усатым силачам в полосатых трико, которые к восторгу публики смачно возили друг друга мордой по опилкам, выполняя все эти восхитительные приемы: суплес, рулада, тур-де-бра, нельсон, партер. Чемпионы были популярнее певцов, актеров и князей; имена Поддубного, Буля и Ван Риля знал каждый уважающий себя ребенок старше трех лет. А вот о том, что вся эта борьба была сплошной фикцией наподобие современного рестлинга, знали очень немногие. Сценарии боев расписывались заранее, и зрелищность была куда важнее спорта. Импресарио борцов продавали турнирные результаты своих подопечных, на псевдототализаторах делались состояния. И лишь раз в году лучшие борцы съезжались в Гамбург, где арендовали себе арену и тайно, почти под покровом ночи, в честных поединках выясняли, кто из них на самом деле лучший, а кто — просто раскрашенная в полоску усатая кукла.

Ретро-машинки со временем набирают всё большую популярность. Недавно . Сегодня герой публикации - коллекционер из Казани. Где искать такой раритет, и сколько это стоит - в нашем материале.

13 педальных машинок, на которых катались мальчишки и девчонки во времена СССР, - самые крупные экспонаты внушительной коллекции автомоделей, которую собрал к своим 24 годам казанец Роман Шитов. Сам Рома в силу возраста на советских педальных авто покататься не успел, о чем сильно жалеет, но это не помешало ему воспылать к ним страстной любовью. Парень мечтает стать обладателем игрушечного «Москвича» первой серии, который когда-то был у его отца.

Как и любой нормальный мальчишка, Рома Шитов с детства любил машины. Особенно ему нравились коллекционные модельки, которые бережно выстраивали длинными рядами на полках.

- Я собираю их уже больше восьми лет. Подростком тратил на них все карманные деньги, - рассказал коллекционер корреспонденту «Вечерней Казани».

На сегодняшний день Роман может похвастаться автопарком в 300 миниатюрных моделей: здесь и ретроавтомобили, и вся продукция советского автопрома, есть даже автобусы. Особую ценность представляют редкие экспонаты, с трудом найденные где-нибудь на иностранных сайтах. Друзья парня знают, что лучший подарок для него - это очередная машинка.

Кроме коллекционных моделек у Романа имеются семь игрушечных металлических грузовиков советского периода, подъемный кран и экскаватор.

- А однажды я разглядывал семейный альбом и на одном из фото увидел своего папу в детстве - он сидел в игрушечном педальном «Москвиче» первой серии. Внезапно для самого себя решил, что у меня обязательно будет такая машинка. С тех пор начал ее поиски, попутно приобретая и другие педальные игрушки - кроме машин у меня есть четыре лошадки.

В поисках экспонатов для своей коллекции Роман ходит на барахолки, регулярно изучает объявления в Интернете и тематические сайты коллекционеров, некоторые автомобили он спас от переработки в пунктах приема металлолома. "Убитое" состояние игрушек мастеровитого парня не пугает - он любовно восстанавливает их, вдыхая в педальных коней и автомобили новую жизнь.

- Педальная машинка стоит недешево. Цена напрямую зависит от ее состояния и редкости: без ремонта это примерно 1500 - 7000 рублей, с ремонтом дороже, - объясняет молодой коллекционер. - А порой бывает так, что для владельцев машинка не просто бесполезный хлам, а память, поэтому они готовы расстаться с такой вещью лишь за весьма внушительную сумму… Я рад, что мои родители с пониманием относятся к такому хобби. Отец помогает реставрировать авто - это наше с ним любимое занятие, которому мы посвящаем вечера и выходные.

Фотографии обновленных «ласточек» Роман Шитов публикует в соцсетях. В ответ казанцы делятся с коллекционером своими детскими фотографиями, где они катаются на педальных машинках, и воспоминаниями.

- Все эти рассказы очень похожи - это истории о том, как на машинках успели покататься несколько поколений одной семьи: вначале дети, потом внуки, а потом игрушки забросили на чердаки и в чуланы, потому что они стали никому не нужны, - говорит парень. - К сожалению, сам я эти машинки не застал, но некоторым знакомым моего возраста довелось покататься на них в детские годы… Сейчас мне постоянно поступают предложения о фотосъемках для детей на этих машинках - пожалуй, нужно уже их рассмотреть. Пусть мои игрушки радуют новое поколение казанцев.

Кстати, тот самый «Москвич» первой серии Рома совсем недавно нашел. Правда, купить его пока нет возможности - хозяин игрушки хочет за нее больше 25 тысяч рублей. Но коллекционер не унывает - накопит и купит.

- А лошадки откуда взялись?

- Лошадки - это такие же педальные машинки, просто выглядят иначе. Когда они едут, передние и задние ноги приходят в движение.

Лошадки и машины находятся в одном классе педальных машин, выпущенных в Советском Союзе. Когда я разыскивал педальные авто, начал натыкаться и на лошадок. Вот и решил, а почему бы не приобрести их для своей коллекции.

- Как-нибудь исользуете свою коллекцию или она просто стоит?

- Коллекционеры из других городов часто предлагают участвовать в различных выставках вместе с их коллекциями, но из-за учебы и работы у меня, к великому сожалению, нет на это времени.

Вот совсем недавно позвонил незнакомый человек и сказал, что выделил место для моих машинок на автошоу, которое проходит в Казани. Постоянно поступают предложения о фотосъемках для детей на этих машинках.





Всем привет! Меня зовут Александр. Я люблю путешествия и активное отношение к жизни. С удовольствием и позитивом пишу о туризме, авиации, технике,…

  • Уникальная «Чайка» по прозвищу «Черный доктор»

    Многие, когда впервые видят этот автомобиль, думают, что это катафалк. Они ошибаются. Автомобиль ГАЗ-13С - одна из самых редких машин, выпускавшихся…

  • Чем купцы на Руси мерились или Как шуяне москвичей уделали

    Сейчас олигархи меряются длиной яхт, количеством недвижимости и рейтингами в журнале Forbes. Раньше было иначе. Стремление прославиться было, но…

  • Памятник тюленю-спасителю

    На набережной в Архангельске стоит очень необычный памятник. Установлен он в честью тюленя. Открыли его 10 лет назад, в мае 2010 года.…

  • История захвата Ту-154 авиакомпании «Кавминводыавиа». Я был в аэропорту

    В тот знойный летний день 29 июля 2010 года аэропорт Домодедово работал по обычному расписанию. Взлетали и садились самолеты, тысячи пассажиров…

  • Бабульки из глухой деревни чуть не сдали нас в полицию

    Не так давно ездили по окраине Московской области. Было интересно съездить на историческую родину, переправиться через Оку на пароме, а заодно…

  • Главный подвох Ростовского кремля: это не кремль

    Ростовский кремль - главная достопримечательность Ростова Великого. Это великолепный образец древнерусской архитектуры 17 века. Возможно, его можно…«Победа» украсила свой борт рекламой, а мне понравилось

    Принял участие в первом полете на самолете «Победы» с оригинальной раскраской. К узнаваемой бело-голубой раскраске добавлена реклама российских…

  • Конь педальный

    Мечта советских детей. История производства.

    Конь педальный.
    Эта лошадка знакома многим, чьё детство прошло в СССР. Педальный конь, как и разнообразные педальные автомобильчики, был мечтой многих советских детей.




    Таких лошадок в СССР c 50-х по 80-е годы выпускали на нескольких заводах оборонного и металлообрабатывающего комплекса в линейке товаров народного потребления. Например, на московском заводе “Салют” и на омском авиационном заводе “Полёт”.

    В 70-80-х годах цена этой игрушки была – 21 р. 50 коп. (Средняя зарплата 80-120 руб.)

    Подобную игрушку могли позволить себе купить немногие. За-то во многих парках лошадку или педальный автомобильчик можно было взять на прокат. Правда, прокатные агрегаты далеко не всегда были в хорошем состоянии, может поэтому у многих в памяти осталось не очень приятные впечатления от катания.

    Пишут, что лошадка была ужасно неудобная, неповоротливая и скрипучая. Поэтому даже возникло такое выражение “конь педальный” обозначающее, мягко скажем, туго соображающего человека.

    На сколько я помню, управлять ей было действительно сложнее, чем педальным автомобилем, за-то как лошадка перебирала ножками, как-будто и вправду бежала. Это приводило в полнейший восторг.

    Оказывается, “конь педальный” вовсе не разработка советских инженерных умов, а прямой потомок английских викторианских лошадок-качалок. Вот так-то.


    В Англии эта модель вело-лошадок появлась в начале 50-х годов прошлого века и носила имя Nizefella . В честь лошади – легенды британского конного спорта, неоднократно побеждавшей в соревнованиях по канкуру в 40-50-х годах. Правда внешне металлическая лошадка не имела ничего общего со своим прототипом. Реальная лошадь была тёмной (скорей всего вороной масти), а производители игрушек сделали свою лошадку светлой, т.к. такой цвет был более популярен у покупателей, это было проверено годами еще на деревянных предшественниках.

    Ну, давайте по порядку.

    До 1970-х годов крупнейшим британским производителем игрушек была фирма G & J Lines , которая еще в Викторианскую эпоху прославилась своими деревянными лошадками-качалками.

    К началу двадцатого века это уже была крупная фабрика, в ассортименте которой кроме лошадок были коляски, велосипеды, мягкая игрушка, куклы и т.д.

    На заре прошлого столетия лошадок на городских улицах начали теснить автомобили, это нашло отражение и в производстве игрушек.

    Педальные детские автомобильчики фабрика начала выпускать в 20-30-е годы (тогда продукция выходила под брендом Tri-ang). Поначалу это были модели с деревянным корпусом, потом наладили производство штампованных металлических моделей.

    Деревянных лошадок продолжали выпускать. Для англичан это культовая игрушка и вот так просто променять её на новомодный автомобиль они были не готовы. Но после Второй мировой войны на фоне увеличившегося спроса на игрушки (послевоенный бэбибум и уход со сцены Германии, как основного конкурента в сфере игрушечного производства) появилась необходимость сделать упор на конвеерное производство. Штампованные металлические игрушки были проще в производстве, чем деревянные. Лошадок решили сделать металлическими, взяв за основу технологию производства педальных автомобилей. Гривы и хвосты из натурального конского волоса заменили на литые резиновые элементы.
    Так появилась металлическая лошадка-качалка Nizefella .
    Фото из книги “The rocking horse” by Patricia Mullins:

    Ножки металлических лошадок штамповались отдельно от корпуса и потом прикручивались болтами. Качающаяся подставка была так же металлическая.

    Потом на основе этого же корпуса была сделна модель беговой лошадки с повозкой (тот самый “конь педальный”).

    В Англии эту модель выпускали недолго. Фабрика G & J Lines старалась идти в ногу со временем и постоянно обновляла ассортимент продукции.

    У меня нет информации как лошадки оказались в СССР. Вероятно, что была приобретена технология и оборудование и внедрена на нескольких заводах по стране, где их и выпускали в плоть до начала 90-х годов. Лошадки, выпускавшиеся в 50-60-х годах еще имеют элементы дизайна, характерные для их английских прототипов – колеса с металлическими спицами, черное с синей обводкой седло.

    Лошадки более позднего выпуска, к которым относится и мой конь, уже имели пластмассовые колеса, менее детализированный сглаженный корпус в следствии заштампованности старых форм и упрощенную раскраску (черное седло).