Клин православный. Праздник святых жен-мироносиц

Сегодня, 15 мая, в храме в честь Жен Мироносиц на ж/м Решкут прошел престольный праздник. Народу собралось очень много, погода стояла, на удивление — просто прекрасная! Господь милостлив к нам! Еще с вечера все переживали, как пойдет ливень, а столы на улице, что будет, как гостей потчевать? Но с утра солнышко так пригревало, что все одежку с себя снимать начали, как только в храм пришли. Тепло, солнечно, просто великолепное сопровождение нашему празднику предоставил милостливо нам Господь. Что интересно — после обеда пошел страшный ливень, с градом, как вроде компенсировала погода то солнечное утро, в которое прошел храмовый день.

Первое, что впечатлило, как только подошли к храму — установлен новый красивый крест сразу за воротами, перед колокольней.

Вход в храм, вокруг все зелено, свежий воздух и какое-то невидимое ощущение праздника витает в воздухе.

В храме празднично убрано, потихоньку собирается народ.

К началу службы уже весь храм заполнен, много верующих стоят в очереди приложиться к иконам.

Начинается служба, очень проникновенно поет хор, все благоговейно молятся, тихонько подпевают хористам. Отцу Владимиру сослужил отец Василий, настоятель храма св.Луки, что в ЦРБ.

К концу службы выстроилась очередь к исповеди, вышел отец Василий, и дело пошло быстрее.

Вынесли Святые дари, прочитаны молитвы, в первую очередь спешат причастить деток, за ними выстроились, благообразно скрестив руки на груди мужчины, за ними — женщин. Причащающихся сегодня много.


Вот уже вынести кресты и хоругви, готовится крестный ход вокруг храма.

Крестный ход выходит из храма, колонна выстраивается и во главе с батюшками, стройно идет вокруг храма. По ходу делаются остановки, читается Евангелие, во время которого верующие благоговейно склоняют головы, затем священник окропляет с молитвами храм и верующих.


Сделав круг, крестный ход подошел ко входу в храм. Отец Владимир молится за всех, окропляет водой и все возвращаются в храм.

Отец Владимир читает проповедь, рассказывает о женах мироносицах, все молятся за мир и благополучие в стране.

Затем батюшка приглашает всех отведать приготовленную праздничную трапезу и все, приложившись ко кресту, неспешно выходят и занимают очередь к трапезе. Еды хватило всем, все, как впрочем всегда в этом храме, было вкусно и обильно.

Спаси, Господи, сей храм, его священнослужителей и прихожан! Слава тебе, Господи, и благодарение за все!

Через две недели после дня Светлого Христова Воскресения празднуется память святых жен-мироносиц.

Иисус Христос вместе со Своими учениками проповедовал Евангельскую весть о пришествии на землю Божественного Посланца - Мессии - и о приближении Царства Божьего.

Ежедневная проповедь, постоянные беседы с народом, многочисленные исцеления и даже воскрешение мертвых - и так все три с половиной года проповеднической деятельности Богочеловека.

При этом Иисус Христос и апостолы не заботились о собственном пропитании, одежде и ночлеге. Но всегда находились заботливые руки и любящие сердца, которые возлагали все эти труды на свои плечи. Большинство этих тружеников были женщины, которых впоследствии Церковь назовет женами-мироносицами.

Такие люди были во многих городах и селах. Они считали для себя радостью позаботиться о земных потребностях Христовой общины. Однако при этом они находились как бы в тени и никогда не выставляли свои труды напоказ. Но без их помощи Спасителю с учениками было бы гораздо труднее совершать мессианское служение.

Но вот настало страшное время для друзей Спасителя. Иисуса, Галилейского Пророка, Которого ученики считали Мессией и Христом, арестовали, беззаконно и нечестно судили и предали позорной и мучительной казни - распятию на Кресте.

Все близкие друзья и апостолы в ужасе и отчаянии разбежались. Евангелист Иоанн пишет: При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина (Ин. 19, 25) и юный апостол Иоанн (см. Ин. 19, 26-27). Эти слова подтверждает и церковная иконопись, изображая всех этих людей стоящими у Креста Христова.

Жены-мироносицы с Матерью Иисуса Христа и апостолом Иоанном Богословом ничем не могли помочь распятому Спасителю, они молча сострадали Ему, глубоко болезненно и трагично переживая происходящее. Их любовь к Иисусу Христу оказалась сильнее всякого страха.

Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий. Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим (Мк. 15, 39-41).

Теперь им нечего ждать от своего Учителя. Он умер на их глазах. Они были рядом и видели, как Его мертвого положили в гробовую пещеру. Помимо смертельной скорби о любимом Учителе их печалило и то, что они сами ничего не сделали для погребения, даже не принесли ароматов, необходимых по обычаю для похорон. Пришлось дожидаться, пока кончится пасхальный день. И уже вечером после пасхальной субботы, когда открылись лавки, приготовили благовония и масти (Лк. 23, 56).

Страшные две ночи и субботний день пришлось пережить всем друзьям и ученикам Господа. С одной стороны, в них жила горячая любовь ко Христу. С другой стороны, они не понимали, как совместить веру словам Христовым, что Он - Мессия, с неумолимым фактом Его смерти и погребения. А ведь Мессия, по народному верованию, не может умереть.

Любовь жен-мироносиц оказалась сильнее и выше всех доводов разума. Они ночью перед рассветом идут к гробовой пещере, которая находилась рядом с Голгофой. В руках у них миро - ароматическое вещество, поэтому их и стали называть "жены-мироносицы".

Когда жены-мироносицы пришли ко гробу, никаких воинов уже и в помине не было, они в панике бежали при явлении ангелов. Камень был отвален, а гроб пуст. Ангел указал женщинам на пустые пелены: Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам (Мк. 16, 6-7).

И мироносицы стали апостолами для апостолов. Они возвестили ближайшим ученикам Христовым о Его Воскресении, т. е. принесли весть о Его победе над смертью, грехом и адом.

Подвиг величайшей любви ко Христу жен-мироносиц заключается в том, что они не только создавали своими руками и за свой счет необходимые условия Иисусу Христу и Его ученикам для служения людям, но и в самых трагических обстоятельствах оставались верными своему Спасителю, даже тогда, когда, казалось бы, надеяться уже было не на что. И такая любовь сильнее смерти, она побеждает все!

Это служение мироносиц было в Христовой Церкви всегда. И в XX веке такие преданные Христу души сохраняли веру в гонениях, спасали храмы от разорения, святыни от поругания. А когда кончилось время оголтелого воинствующего атеизма, эти женщины пришли на руины православных храмов и отдавали свои силы и средства для их восстановления. Они же согревали своей верой заледеневшие сердца других людей.

Эти женщины учили и учат своих детей и внуков вере, восстанавливают и поддерживают в порядке храмы, воспевают хвалу Богу на богослужениях.

Нам всем надо учиться такому служению Богу, которым движет подлинная и пламенная любовь - не за выгоду, а за верность.

Церковь в воскресенье жен-мироносиц прославляет женское служение Богу. Это служение милосердия, сострадания и возвещения веры в Воскресшего Господа самой своей жизнью. В таком служении Господь и Его Церковь на земле нуждаются всегда, ведь Спаситель ждет от нас живого ответа на Свою любовь.

Нам нужно почаще заглядывать в собственные души и испытывать свою совесть по отношению ко Христу, Его Святой Православной Церкви, людям, которые живут вокруг нас. Постараемся понять, что движет нами в духовной жизни. Если это горячая и пламенная любовь, как у жен-мироносиц, то такая любовь к Богу преодолеет все трудности и испытания на пути к бессмертию. Если же у нас только крепкие убеждения и холодное сердце, то надо усиленно просить у Господа такой любви, которая способна разогреть наше сердце, чтобы Вечная Жизнь в Царстве Любви была открыта для нас.

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

В третье воскресенье по Пасхе православный мир празднует день святых жен-мироносиц.

Они – те простые женщины, которые следовали за Христом на протяжении всей Его жизни, остались рядом с Ним во время Его крестной смерти, они первые, взявши драгоценное масло, пришли к Гробу Господню, чтобы помазать тело Учителя, и они же первые узнали о Его Воскресении из мертвых и эту радостную весть принесли апостолам. Также этот день считается православным женским днем. Церковь прославляет всех женщин-христианок, потому что они, продолжая путь святых жен-мироносиц, в своей жизни следуют за Христом.

В этом году празднование выпало на 15 мая. Наверное, не случайно совпадение – 15 мая также празднуется международный день семьи, ведь кем являются жены-мироносицы в повседневной жизни? Конечно, любящими женами, заботливыми матерями и хранительницами домашнего очага.

На Божественную литургию я отправилась в Рождества Христова. Для храма праздник является престольным, так как нижний придел храма освящен в честь святых жен-мироносиц. Много позже, уже сидя на остановке в ожидании обратного трамвая, я разговорилась с прихожанкой и узнала историю освящения придела. только строился и стоял без крыши, пошел сильный дождь. Чтобы нижний придел не затопило, бабушки-прихожанки руками вычерпывали из него воду. Потом, когда они подошли за благословением, батюшка увидел, что руки у них в ссадинах. Такой простой подвиг, в котором так много любви. Тогда и решено было назвать придел в честь святых жен-мироносиц.

Вхожу во двор храма. Утреннее солнце зажигает золотые купола, неугомонный теплый ветер норовит сорвать с меня платок. Сама природа сегодня стремится создать праздничное настроение. По всей территории – ухоженные клумбы, пышно цветущие кусты, на аккуратно выметенных дорожках нет ни травинки. А ведь это все – старания женщин, помогающих при храме. От такой красоты сердце начинает заполняться радостью. Улыбаюсь и спешу в нижний придел – там сейчас как раз заканчивается ранняя литургия. Прихожане причащаются, а всем женщинам в конце службы вручают поздравительные открытки. Дальше – поздняя литургия. Ее совершают уже в верхнем храме. Праздничное богослужение возглавляет настоятель, протоиерей Александр Игнатов. Людей много – яблоку негде упасть. Мое внимание привлекает тоненькая девочка лет десяти, стоящая чуть сбоку и впереди меня. Такая маленькая, хрупкая, но такая по-особенному красивая и безоглядно верящая. В каждом ее движении уже сейчас видны то женское начало, та любовь и вера, что олицетворяют жен-мироносиц. Лишь бы сохранила…

Валентина Лашина: «Вот если бы все знали, что настоящий женский день – это день жен-мироносиц, а не восьмое марта! Понять суть праздника – это самое важное. Предназначение женщины в том, чтобы следовать за Христом, тогда все будет получаться».

Светлана Бабенко: «Праздник нам очень близок, ведь, как батюшка сказал, важно нести весть о Христе. Мы много помогаем при храме, а к празднику мы всегда украшаем и поздравляем женщин-прихожанок. И, конечно, очень приятно было получить подарок из рук батюшки».

Наталья Ткачук: «Я недавно в православии, о празднике узнала в прошлом году. Почитав о корнях праздника, который отмечается восьмого марта, я была в недоумении. Нам ведь его навязывают. Поэтому я была рада узнать, что есть православный праздник, прославляющий настоящих женщин».

Татьяна Жигалкина: «Я считаю, что этот праздник – олицетворение всех русских женщин, потому что любовь к Богу мы впитываем с молоком матери. Я рада, что в конце своей жизни и я, и мои дети в храме. Хоть и говорят, что современное поколение никуда не годится, процесс одухотворения России идет. Идет становление совершенно новой, чистой страны. Отпадет вся грязь, которую нам навязали. Россия будет процветать, развиваться. Все наши русские женщины будут такими, как мироносицы – они будут служить Богу, семье».

Потом прихожане направляются на задний двор храма – здесь его зовут хуторком. По случаю престольного праздника на хуторке организовано угощение. Детей в это время катают на запряженных лошадях. Всюду веселый смех, добрые улыбки и радостное настроение. Вот выходит отец Александр, быстро сменивший праздничное облачение на повседневное. Мы отходим в сторонку от уже прилично припекающего солнца и тихо беседуем.

Батюшка, расскажите подробнее, чем отличается день святых жен мироносиц для православных от международного женского дня?

- День святых жен-мироносиц – это не восьмое марта для всех женщин. Для тех, кто сегодня не задумывается о Боге, не сохраняет ни нравственные, ни духовные традиции, даже не посещает храмы – это не их праздник. Это праздник тех, кто любит Воскресшего Христа, несет свой непростой женский крест и этим своим жертвенным служением Богу и ближним подает пример веры, надежды и любви. Если женщина живет без Бога, без веры, без настоящей любви, а ищет только любви греховной, страстной, то вряд ли она обрадуется этому празднику. Цель сегодняшнего торжества в том и заключается, чтобы те, кто не знает дорогу к храму, случайно узнав или заглянув в , задумался: почему же это не мой праздник? Может быть, и мне пора подниматься к Богу? Задача праздника – не только поздравить всех верующих женщин, матерей, жен, сестер, но и через торжество этого события пригласить к радостям веры всех женщин, которые еще на пути к свету Христовой Истины.

В современном мире традиционные ценности для женщин (семья и дети) уходят на второй план. Главными зачастую становятся карьера и стремление чего-то добиться в плане личных амбиций. Как вы к этому относитесь?

Женщины, которые приходят в и понимают, что материальные ценности – это не главное, а главное – вера, любовь и служение ближним, они чуждаются стремлений стать бизнес-леди. Человек должен увидеть свет веры, и тогда, кем бы он ни стал, на любой работе, он может сохранять веру и нравственность. Пусть это будет женщина – журналист или ткачиха, инженер или директор предприятия, в производственном росте нет ничего предосудительного. Главное, чтобы это не пробуждало в человеке чувство гордыни – это повреждает душу человека и лишает его настоящего счастья. А если человек совершенствуется, учится, то пусть он растет, но остается внутри христианином. А женщина – мироносицей, всем сердцем любящей Господа, при этом всегда оставаясь верной женой своему мужу и заботливой матерью детям.

Как современная женщина может приблизиться к идеалу жен-мироносиц?

Современные мироносицы стремятся, как в давние времена, стать венцом благословения для своего мужа. Женщины, уверовавшие во Христа, обретают умиротворение в своих сердцах и несут Евангельский мир и радость о Воскресшем Спасителе своим родным и близким. Они примером своей добродетельной жизни продолжают дело первых мироносиц, несут любовь Христову всем, кто живет и трудится рядом с ними. Женщина старается поддержать своего мужа во всех его начинаниях, вдохновляет его, молится о своем муже Богу, чтобы Сам Господь помог ему раскрыть в себе все свои лучшие качества и способности. Современным матерям, живущим в браке, а тем более по разным причинам оставшимся без попечения мужа, иногда приходится нести тяжелый крест. Они сами зарабатывают на жизнь, ведут домашнее хозяйство, воспитывают детей, заботятся о родственниках и еще при этом находят в себе силы сохранять нравственную чистоту и женственность. Это и есть подвиг современных жен-мироносиц, за который никогда их не оставит Всевидящий Господь.

Во дворе вашего храма установлен памятник нерожденным младенцам. А как вы относитесь к бэби-боксам и как вы объясните противоречие: сторонники бэби-боксов также являются сторонниками права на аборт?

Во-первых, действительно есть такие случаи, когда люди, если их можно назвать людьми, не любят детей, не хотят их, и всякую инициативу избавиться от детей, даже посредством бэби-боксов, они очень активно поддерживают. Это катастрофа нашего общества, что делают ящики для того, чтобы туда выбрасывали детей. Это отсутствие, прежде всего, любви. Когда в мире оскудевает любовь, в мир входит справедливость, писал святитель Николай Сербский. Когда ослабевает справедливость, ее заменяет закон. Если мать любит своего ребенка, она никогда его не отдаст. А если не любит, она по справедливости будет кормить его, одевать, растить. А если ослабевает и любовь и справедливость, то она стремится избавиться от ребенка, не чувствуя никакой ответственности и угрызений совести. Сейчас это пропагандируется. Я считаю, что с этой трагедией общества надо бороться, а не распространять ее. Сторонники абортов – это люди, живущие только для плоти, для чувственных наслаждений и удовольствий, это те, кто не любит Бога, не любит свет, но больше возлюбили тьму. Сегодня очень важно напомнить памятником «Ангел нерожденных младенцев» о миллионах загубленных в утробах женщин малышах. На постаменте памятника призыв к покаянию и к недопустимости абортов. Но многие женщины не считают аборт грехом. На памятник собирали деньги по всей Россией, хотели установить в ботаническом саду, но сторонники абортов обратились к государственной власти, и нам посоветовали не ставить его туда. Мы не идем на конфликт, поэтому поставили памятник во дворе храма, но это пока временное расположение.

И в завершении, что бы вы пожелали современным женщинам в этот праздник?

В наше неспокойное время хочу от всего сердца пожелать всем женщинам- матерям, женам, сестрам прежде всего мира и семейного благополучия. Пусть и их жизнь, как и жизнь святых жен-мироносиц, станет действенной проповедью Воскресшего Христа Жизнодавца. Христос Воскресе!

28 и 29 апреля 2012 г. на Рогожском прошли торжества, посвященные Неделе свв. жен-мироносиц. Это празднование стало особо величественным со времени освобождения старообрядчества от гонений после подписания императором Николаем II Указа «Об укреплении начал веротерпимости» в 1905 году, праздник стал символом торжествующей Церкви.

Сегодня в нем принимают участие не только старообрядцы Москвы и Московской области, но и многочисленные паломники практически из всех регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В этом году их прибыло около двухсот пятидесяти. Особенно много приезжает на этот праздник молодежи самых разных возрастов.

За божественной литургией в воскресный день Преосвященнейшему митрополиту Корнилию сослужили епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян, епископ Кишиневский и всея Молдавии Евмений, епископ Казанско-Вятский Евфимий, более тридцати священников и шесть диаконов. В этот праздничный день в протоиереи был возведен иконом Московской епархии, настоятель храма святителя Николы села Устьянова иерей Алексей Михеев.

Продолжительное богослужение с торжественной встречей митрополита, его соборным облачением, молебном и крестным ходом окончилось около двух часов дня. Понаблюдать за традиционно торжественным старообрядческим крестным ходом прибыли представители иных конфессий, многочисленные журналисты и жители Юго-Восточного округа г. Москвы. По окончании богослужения священство и гости проследовали в храм Рожества Христова на праздничную трапезу.

Во второй половине воскресного дня начала работу ярмарка народных промыслов. В связи с переносом выходных дней в майские праздники она работала только 29 апреля. Организаторы ярмарки, казаки Рогожской станицы, позаботились не только о широком ассортименте представленных товаров, но и о культурной программе: для детей было организовано катание на самокате, для всех желающих - обед в полевой кухне.

В ставшем уже традиционным вечере духовных песнопений приняли участие шесть коллективов: Московский мужской соборный хор, хор Московского духовного училища, Хор певчих старообрядческих приходов Сибири, мужская и женская группы из Лиговской общины Санкт-Петербурга и мужская, женская и детская группы из прихода г. Ржева.

В общей сложности было задействовано более семидесяти певчих. Ведущий вечера протодиакон Иоанн Чунин отметил, что в отличие от прошлых лет, в этом году клирошане подбирали репертуар произвольно, не ограничиваясь рамками четко заданной темы. Прозвучало много пасхальных песнопений, как в традиционных, знакомых всем распевах, так и в редких - взятых из рукописных крюковых книг. Украшением вечера стало выступление детской группы Покровского храма г. Ржева.

Ребята в возрасте от 6 до 13 лет самостоятельно запевали и уверенно держали указку. Их четкое слаженное пение пришлось по душе интересующимся древними распевами гостям-нестарообрядцам - молодых клирошан из Ржева пригласили на Международный фестиваль древнеправославной культуры в Эстонию, где ранее побывали «взрослые» хоры приходов Новосибирской епархии и г. Нижнего Новгорода.

После ужина в актовом зале духовного училища прошел тематический вечер. Предметом обсуждения на этот раз стали проблемы общения молодежи с иноверными и неверующими. Ведущие вечера Глеб Чистяков и Роман Майоров в ходе дискуссии попытались выявить, испытывают ли молодые христиане сложности в общении с «мирскими» и иноверными сверстниками, приходится ли им рассказывать о своей вере, какие возможности для проповеди они используют. Также была обсуждена тема молитвы и поста для христиан находящихся на постоянном месте работы в светских учреждениях.

В понедельник более ста гостей, приехавших на праздник совершили автобусную поездку по местам посетили места боевой славы войны 1812 года, посетили Бородинское поле и г. Малоярославец, а также Пафнутьев-Боровский монастырь и заброшенный старообрядческий храм в селе Поречье.

На Бородинском поле - сегодня это сельское поселение Бородинское Можайского района Московской области - расположен один из старейший из музеев, основанных на полях сражений. Участники поездки посмотрели воссозданные редуты, памятники русским генералам, памятник французам, павшим в Бородинском сражении.

Около полудня автобусы прибыли в Боровск на экскурсию в Пафнутьев-Боровский монастырь. Пафнутьев-Боровский монастырь для старообрядцев - место особой памяти. Сюда был заточен протопоп Аввакум. Паломники посмотрели «каменный мешок» — небольшое низкое помещение, где исповедника морили голодом.

В Малоярославце к экскурсии присоединился о. Иоанн Курбацкий, он рассказал паломникам о памятных местах города, связанных с войной 1812 года, и сопроводил их в Поречье. В этом некогда старообрядческом селении сохранился удивительный по красоте архитектуры пятиглавый храм. В 1911 году он был освящен во имя святителя Николы Чудотворца, затем закрыт советской властью и дошел до нас в полуразрушенном виде.

Внучка служившего здесь репрессированного в 30-е годы священника по просьбе о. Иоанна Курбацкого отперла двери. С трудом разместившись между трещинами пола, паломники из Москвы пропели Пасхальные стихеры. После ужина и отдыха у стен храма экскурсанты вернулись в Москву.

Во вторник, 1 мая, после полунощницы в храме-колокольне Успения Пресвятыя Богородицы для молодежи была организована поездка на крестный ход в с. Давыдово. К окончанию литургии в Крестовоздвиженском храме Давыдова автобус с шестьюдесятью паломниками прибыл к воротам церкви. С пением молебна Пасхе крестный ход отправился по уже наработанному за пять лет маршруту через деревни Гора, Елизарово, Ляхово. Во главе крестного хода шли настоятель храма с. Давыдова иерей Иоанн Гусев, иерей Василий Терентьев, иерей Михаил Витушкин, иерей Александр Маслов. В два часа пополудни молящиеся вернулись в Давыдово, где состоялась праздничная трапеза.