Акт о каноническом общении. Объединение рпц и рпцз открыло ли дорогу к объединению русского народа Объединение русской православной церкви и зарубежной

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Два документа

РПЦЗ и РПЦ МП на смерть Сталина

ДОКУМЕНТ РПЦЗ


НА СМЕРТЬ ПАЛАЧА РУССКОГО НАРОДА СТАЛИНА

«Церковная Жизнь», Издание при Архиерейском Синоде РПЦЗ,
№№ 3-4, март-апрель, 1953 год, сс. 63-65.

Смерть Сталина – это смерть величайшего в истории гонителя веры Христовой. Преступления Нерона, Диоклетиана, Юлиана Отступника и др. нечестивцев бледнеют пред лицом его страшных деяний. Никто не может сравниться с ним ни в количестве жертв, ни в жестокости к ним, ни в лукавстве при достижении своих целей. Вся сатанинская злоба, казалось, воплотилась в этом человеке, который в еще большей степени чем фарисеи заслуживает названия сына диавола.

Православного человека особенно потрясает его подлинно сатанинская, жестокая и лукавая политика в отношении Церкви.

Сначала попытка к уничтожению ее как через убийство выдающихся пастырей и верующих, так и через внутреннее разложение ее с помощью искусственно созданных расколов. Потом вынуждение искусственно подобранных ее возглавителей поклониться ему и всей руководимой им безбожной сиcтеме. И не только поклониться, но и восхвалять гонителя Церкви, как якобы ее благодетеля, пред лицом всего мира называя черное белым и сатанинское Божиим.

Когда этого злейшего гонителя Церкви восхваляли падшие под тяжестью гонений архипастыри и пастыри при его жизни, это было знамением величайшего унижения Церкви. Утешением для нас могло служить то, что ложь эта посрамлялась подвигом безчисленных безстрашных мучеников и тайных христиан, отвергших все соблазны Сатаны.

Древние гонения тоже бывали причиной падения и иерархов и мирян. И в те времена бывали люди, которые, будучи не в силах выдержать мучения за Христа, или явно окрекались от Него, или делали вид, что приносят жертву идолам, окольными путями получая удостоверение в принесении жертвы, которую они на самом деле не приносили (либеллатики). Церковь осудила не только первых, но и вторых за их лукавое малодушие и отречение от Христа если не в сердце, то пред людьми.

Но история Церкви не знает другого примера создания целой церковной организации, во главе с Патриархом и Собором, которая была бы основана на преклонении колен перед явным врагом Божиим и прославлении его как якобы благодетеля. Кровь миллионов верующих взывает к Богу, но этого как бы не слышит иерарх, именующий себя Патриархом всея Руси. Он униженно благодарит их убийцу и осквернителя бесчисленных церквей.

Смерть Сталина привела этот соблазн к своему высшему кощунственному проявлению. Газеты сообщили, не только о поклонении Патриарха Алексея праху безбожного врага Христова, но и о совершении по нем панихид.

Можно ли себе представить что-нибудь более кощунственное, чем панихида по Сталине? Можно ли нелицемерно молиться о том, чтобы величайшего от века гонителя веры и врага Божия Господь учинил "в раи, идеже лицы святых и праведницы сияют яко светила". Воистину, молитва эта в грех и беззаконие не только по существу, но и формально, ибо Сталин, вместе с другими народными Комиссарами, был отлучен от Церкви Святейшим Патриархом Тихоном и сам Патриарх Алексей, как он ни кланялся перед Сталиным, никогда не решился объявить о снятии с него этой анафемы.

Молитва об упокоении со святыми нераскаянного отлученного от Церкви грешника есть кощунственная ересь, ибо является исповеданием того, что якобы можно стяжать на небе Царство Божие, гоня и истребляя сынов его на земле во имя уничтожения самой веры в Бога. Это есть смешение Царства Божия с царством тьмы. Это не меньший грех, чем явное отречение от Христа, вера в Которого т.о. исповедуется как необязательная для приобщения к Его Царству.

В этом акте Московской церковной власти получил самое яркое проявление тот лежащий в основе ее грех, который так убедительно с 1927 года отличали наши исповедники в России и поныне обличает наша Церковь заграницей.

ДОКУМЕНТ РПЦ МП


РЕЧЬ "СВЯТЕЙШЕГО" ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
АЛЕКСИЯ ПЕРЕД ПАНИХИДОЙ ПО И.В.СТАЛИНЕ, СКАЗАННАЯ
В ПАТРИАРШЕМ СОБОРЕ В ДЕНЬ ЕГО ПОХОРОН (9.03.1953 г.)

Журнал Московской Патриархии. 1953, №4. С.3

Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные - его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума.

Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над фашизмом; об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами - пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники. Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках.

Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством.

Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, "в путь всея земли", горячей молитвой.

В эти печальные для нас дни со всех сторон нашего Отечества от архиереев, духовенства и верующих, и из-за границы от Глав и представителей Церквей, как православных, так и инославных, я получаю множество телеграмм, в которых сообщается о молитвах о нем и выражается нам соболезнование по случаю этой печальной для нас утраты.

Мы молились о нем, когда пришла весть об его тяжкой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его бессмертной души.

Вчера наша особая делегация в составе Высокопреосвященного митрополита Николая; представителя епископата, духовенства и верующих Сибири архиепископа Палладия; представителя епископата, духовенства и верующих Украины архиепископа Никона и протопресвитера о. Николая, возложила венок к его гробу и поклонилась от лица Русской Православной Церкви его дорогому праху.

Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога. Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом. И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память.

Советую прочесть всем, истинно верующим и закоренелым атеистам, касается каждого...
Писала уже не раз об опасности слияния РПЦ и РКЦ, об окатоличивании РПЦ -
1.
2.

Сегодня же, 18.06.17 - только кажется, что легкий звоночек, а на деле - набат, для тех, кто в теме, кто нет - ознакомьтесь, пока не поздно, это только начало:
В Москве откроют памятник воссоединению РПЦ с зарубежной Церковью
МОСКВА, 18 июн - РИА Новости. Памятник воссоединению Русской православной церкви (РПЦ) и Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) откроют в воскресенье в Москве, монумент освятит патриарх Кирилл.

"Памятник "Воссоединение" будет открыт в Москве в историческом месте – у храма Христа Спасителя, где и был подписан 17 мая 2007 года Акт о каноническом общении между Русской православной церковью заграницей и Русской православной церковью в Отечестве. В композиции из бронзы запечатлены патриарх Алексий II и митрополит Лавр, стоящие на разломленном земном шаре и держащие в руках Храм Христа Спасителя и подписанный активным", - сообщили РИА Новости в пресс-службе патриарха Московского и всея Руси.
Аналогичные монументы были открыты в 2015 году в Курской области на территории монастыря "Коренная Пустынь" и в епархиальном центре Восточно-Американской епархии РПЦЗ в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе города Ховелл, штат Нью-Джерси.
РПЦЗ возникла в 1920-х годах и объединила эмигрировавшую или оказавшуюся в изгнании после революции 1917 года и гражданской войны в России часть духовенства. 17 мая 2007 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр подписали в российской столице Акт о каноническом общении, который установил, что "Русская православная церковь заграницей… пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской православной церкви".


Напоминаю - 9 сентября 2009 Православная церковь за рубежом реабилитировала генерала Власова
Плохо все это, но ничего неожиданного, казалось бы, да, якшается РПЦ с предателями-коллаборационистами из РПЦЗ, что поделаешь, "разные взгляды на историю"...
Ошибаетесь, это не прошлое, это будущее - РПЦЗ взяла с места в карьер, она, давно мутившая воду, теперь и вовсе бесстыже откровенно заявившая о своих намерениях...
РПЦЗ призвала вынести Ленина из мавзолея и начать декоммунизацию 18 июня 2017 г.
Архиереи Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) призвали власти России вынести тело Владимира Ленина из мавзолея на Красной площади. Об этом говорится в совместном заявлении Архиерейского собора РПЦЗ, подписанном митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Илларионом, который является первоиерархом Русской Зарубежной Церкви.
«Поэтому мы вновь и вновь с упованием призываем (…) распрощаться с символами богоборчества, избавляться от былого прославления убийц названиями городов и сел, улиц и площадей, станций и парков; призываем убрать с центральной площади страны тело того, с кем связано становление богоборческой власти, принесшей в жертву своей идеологии миллионы жизней», - говорится в их заявлении.
Участники собора отметили, что в этом году их «наполняют радостные переживания» по поводу 100-летия восстановления патриаршества и 10-летия восстановления единства внутри Русской Церкви. Но при этом столетие «страшных кровавых событий 1917 года» в РПЦЗ «отмечают со скорбью»
.

---

Неовласовцы из РПЦЗ на связи.
Сегодня народы, как в Отечестве, так и за рубежом стоят перед выбором: развивать духовное строительство душ или отдаться исключительному поиску материального благополучия. Не дай нам Бог вновь узреть жестокие последствия ложного духовно-нравственного выбора, добровольной отдачи своих душ лукавым подменам. Поэтому мы вновь и вновь с упованием призываем – не в свете политическом, но ради обретения духовной преемственности – очищать совесть, взирая на путь святых Новомучеников, и распрощаться с символами богоборчества, избавляться от былого прославления убийц названиями городов и сел, улиц и площадей, станций и парков; призываем убрать с центральной площади страны тело того, с кем связано становление богоборческой власти, принесшей в жертву своей идеологии миллионы жизней. (с)
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. Иларион. Бухендорф. 16.06.2017
http://www.synod.com/synod/2017/20170616_soborepistle.html - цинк

На Украине мечты Иллариона сбылись. Для этого понадобились государственных переворот и гражданская война. Видимо есть желание устроить это и в России. Впрочем, учитывая, что в годы Холодной Войны РПЦЗ окормлялась в тех же около ЦРУшных структурах занимавшихся подрывной работой против СССР, что и бандеровцы, нет ничего удивительно в трогательном единстве их целей. Чуть более подробно уже писал про этих деятелей весной http://colonelcassad.livejournal.com/3297260.html Как не трудно заметить, они продолжают гнуть свою линию направленную на повторение украинского опыта декоммунизации в России. Последствия их видимо не волнуют или наоборот, понятные последствия ими крайне желаемы.

---
Познавательное про РПЦ, РПЦЗ, Николая II, мантры "Прости нас Государь" и прочее


P.S. Про этих гитлеровских подстилок из РПЦЗ как вспомнишь, так они и всплывают:
РПЦЗ призвала вынести Ленина из мавзолея и начать декоммунизацию. Архиереи Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) призвали власти России вынести тело Владимира Ленина из мавзолея на Красной площади. Об этом говорится в совместном заявлении Архиерейского собора РПЦЗ, подписанном митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Илларионом, который является первоиерархом Русской Зарубежной Церкви.

История РПЦЗ (иначе ее называют «зарубежной», "карловацкой", или "синодальной", церковью), началась в годы гражданской войны, когда юг России был занят белой армией. В мае 1919 г. там состоялся Церковный Собор, учредивший Временное Высшее Церковное Управление, которое возглавил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) как старейший русский иерарх. Первое заседание Управления состоялось в ноябре 1920 г. на пароходе, следовавшем из Крыма с беженцами в Константинополь - город, который решено было избрать местом своего пребывания.

Каноническим основанием существования РПЦЗ является Постановление Патриарха Тихона, Синода и Высшего Церковного Управления №362, выпущенный в условиях гражданской войны в 1920 году и позволявший епископам, оказавшимся вне связи с центральным церковным управлением, создавать временные объединения.

Однако вскоре решением Сербского Собора Епископов митрополиту Антонию был предоставлен патриарший дворец в Сремских Карловцах (Югославия), где в ноябре 1921 г. открылся Церковный Собор, открыто не признававший коммунистическую власть в России; в ответ на это под давлением большевиков был издан Патриарший Указ 348, упраздняющий Высшее Церковное Управление.

Последующий, в мае 1923 г., Архиерейский Собор (при личном участии 12 епископов и с письменными отзывами от шестнадцати других) постановил, что высшим органом РПЦЗ является ежегодный Собор под председательством митрополита Киевского Антония.

Окончательный разрыв отношений с Москвой произошел в конце 20х годов, когда, после принятия в 1927 году декларации митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти и возможности сотрудничества с ней, подписи под этой декларацией стали требовать и от находившихся за рубежом русских православных епископов, что, конечно же, было для них неприемлемо.

Параллельно с РПЦЗ за рубежом возникла также Архиепископия (экзархат) русских православных приходов в Западной Европе, основанная в Париже митрополитом Евлогием (Георгиевским) и вошедшая в юрисдикцию Вселенского (Константинопольского) Патриарха. Небольшая часть русских эмигрантов сохранила верность Московскому Патриархату.

Во время второй мировой войны новому руководству РПЦЗ пришлось перевести Архиерейский Собор в Мюнхен и пойти на сотрудничество с гитлеровскими властями.

В 1950 г. ее Заграничный Синод переехал в Нью-Йорк.

С Московской Патриархией РПЦЗ не имела полнокровных отношений ввиду разногласий, существующих еще с карловацкого периода. Представители зарубежной церкви называли два главных препятствия на пути к единству. В первую очередь это "сергианство" и "экуменизм» -- сотрудничество РПЦ с безбожной советской властью (декларация митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г.) и участие РПЦ в экуменическом движении - движении к единству всех христианских конфессий, включая католиков и протестантовю Особой критике подвергается членство РПЦ во Всемирном Совете Церквей. Представители же РПЦ считают, что уступки советской власти были единственно возможным условием сохранения церковного института в стране, а участие в экуменическом движении необходимо для свидетельства о православии во внешнем мире.

Процесс воссоединения Русской Церкви оказался непростым. Иерархи зарубежной церкви после распада СССР требовали от Московского Патриархата покаяния за годы сотрудничества с безбожниками, одновременно приняв в свою юрисдикцию ряд приходов на территории России, чем только усугубили раскол. Таким образом, несмотря на освобождение Церкви в России от коммунистического гнета, раскол Русской Церкви сохранился. Призывы к возвращению в лоно Матери-Церкви, неоднократно исходившие из Московской Патриархии, не были восприняты за рубежом.

1 апреля 2003 года Патриарх Алексий II отправил послание, адресованное иерархам, возглавляющим различные православные ветви русского происхождения. Таковых ветвей три: Русская Православная Церковь Московского Патриархата (РПЦ), Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) и Экзархат Константинопольского Патриархата для приходов русской традиции в Западной Европе.

Патриарх Алексий II предложил план, предусматривавший создание полунезависимого Митрополичьего округа, объединяющего все “ветви” Русской Церкви под формальным руководством Московской патриархии и с перспективой предоставления автокефалии в обозримом будущем.

Однако начавшийся вскоре диалог с РПЦЗ продвинулся гораздо дальше, чем застопорившийся процесс формирования митрополичьего округа в Западной Европе.

Ключевую роль в этом процессе сыграла дипломатическая миссия президента РФ В. Путина. Находившийся с визитом в Америке в сентябре 2003 года президент встретился с Первоиерархом РПЦЗ Митрополитом Лавром и членами Синода РПЦЗ и передал им приглашение от Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II посетить Россию и наладить диалог.

17 ноября 2003 года в Москву на встречу с патриархом Алексием II прибыли с официальным визитом архиепископ Берлинский и Германский Марк, архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Илларион и епископ Сан-Францисский и Западноамериканский Кирилл. Виднейшие иерархи РПЦЗ не в первый раз посещали российскую столицу, но этот визит состоялся по официальному приглашению патриарха и благословению главы зарубежной церкви митрополита Лавра.

18 ноября 2003 года состоялась закрытая встреча приехавших епископов с членами Священного синода РПЦ.

19 ноября 2003 года в патриаршей резиденции в Московском Даниловом монастыре завершился второй, расширенный раунд переговоров Патриарха Алексия II с архиереями Русской Православной Церкви за рубежом. В нем приняли участие все члены зарубежной делегации и члены Священного Синода РПЦ. Участники встречи обсудили проблемы сближения Русской Православной Церкви и Зарубежной Церкви, а также создали комиссии для работы над проблемами, мешающими объединению. Со стороны делегации Зарубежной Церкви "выражена просьба простить за все резкие высказывания в адрес Московского патриархата".

13 - 17 декабря 2003 года Зарубежная Церковь провела Архиерейский собор, главной темой которого стала дальнейшая судьба Русской зарубежной церкви и пути ее сближения с Церковью в Отечестве. В преддверии Собора патриарх Алексий направил его участникам специальное послание с призывом преодолеть трагическое разделение между двумя частями Русской церкви. Одновременно Его Святейшество выразил покаяние за те слова и дела, которые не содействовали примирению. Собор принял обращение к пастве и утвердил текст ответного послания патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

Участники заседания рассмотрели вопрос о сроках визита первоиерарха Зарубежной церкви митрополита Лавра в Россию.

Комиссиям, которые в декабре 2003 г. были учреждены священноначалием обеих сторон, поручено было выработать совместное понимание следующих тем: о принципах взаимоотношений Церкви и государства; о соответствующих традиции Церкви принципах взаимоотношений Православной Церкви с неправославными общинами, а также межконфессиональными организациями; о статусе РПЦЗ как самоуправляющейся части РПЦ; о канонических условиях для установления евхаристического общения.

С 14 по 28 мая 2004 года состоялся визит делегации РПЦЗ и эпохальная встреча и переговоры двух первосвятителей, глав Русской Православной Церкви Московского патриархата (РПЦ) патриарха Алексия II и Русской православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) митрополита Лавра. Главный их итог - удалось найти общий язык, согласовать подходы и выразить общее желание сторон к объединению. На переговорах было также признано необходимым продолжать общее научно-историческое изучение церковных событий ХХ века, в особенности подвига святых новомучеников и исповедников Российских и опыта существования Церкви в условиях гонений.

Паломничество делегации РПЦЗ к российским святыням - в Екатеринбург, Курск, Нижний Новгород и Дивеево - еще раз уверило зарубежных епископов и священников, что вера православная на Руси не исчезла. Итоговый визит патриарха Алексия и митрополита Лавра к президенту Путину, который принимал их в Новоогареве, укрепил переговорный процесс.

С 22 по 24 июня 2004 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата на территории Свято-Даниловского монастыря в Москве, состоялась первая рабочая встреча комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. В работе комиссий принимали участие со стороны Русской Православной Церкви Московского Патриархата председатель комиссии архиепископ Корсунский Иннокентий, архиепископ Верейский Евгений, протоиерей Владислав Цыпин, архимандрит Тихон, протоиерей Николай Балашов, секретарь комиссии.

Со стороны Русской Зарубежной Церкви участвовали председатель комиссии архиепископ Берлинский и Германский Марк епископ Вевейский Амвросий, архимандрит Лука, протоиерей Георгий Ларин, и протоиерей Александр Лебедев, секретарь комиссии.

Комиссии обсудили ряд вопросов в соответствии с договоренностями, достигнутыми во время официального визита делегации Русской Православной Церкви Заграницей, возглавляемой митрополитом Лавром в мае 2004 года. Были выработаны согласованные предложения по вопросам взаимоотношений церкви и государства, по отношениям с инославными и межконфессиональными организациями.

После июньской встречи было объявлено об урегулировании имущественных разногласий. Было объявлено, что в числе прочих подготовлен проект документа "О каноническом статусе Русской Зарубежной Церкви как самоуправляемой части Поместной Русской Православной Церкви".

Споры о прошлом двух ветвей российского православия были преодолены. На июньской встрече был поднят основной вопрос - евхаристического общения. Самое странное в ссоре двух православных церквей, которая длилась без малого 70 лет, - запрет своим прихожанам исповедоваться и причащаться друг у друга..

Документы, выработанные в ходе встречи, были одобрены 5 июля 2004 года на заседании Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви в Сан-Франциско, а 17 августа 2004 года - на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви (РПЦ) в Москве.

Кроме того, Синод РПЦ призвал прекратить судебные дела между двумя частями Русской Церкви и активизировать паломническую, издательскую и иную совместную деятельность священнослужителей и мирян.

В июле 2004 года на встрече митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с архиепископом Сиднейским, Австралийским и Новозеландским Илларионом было заявлено, что Русская зарубежная церковь и Московский Патриархат собираются вести совместную пастырскую работу среди православных за пределами России.

С 14 по 16 сентября 2004 года в помещениях Собора Новомучеников и Исповедников Российских Русской Православной Церкви Заграницей в Мюнхене состоялась вторая рабочая встреча комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

В работе комиссий принимали участие со стороны Русской Православной Церкви: председатель комиссии архиепископ Корсунский Иннокентий, архиепископ Верейский Евгений, протоиерей Владислав Цыпин, архимандрит Тихон, протоиерей Николай Балашов, секретарь комиссии.

Со стороны Русской Зарубежной Церкви участвовали председатель комиссии архиепископ Берлинский и Германский Марк, епископ Вевейский Амвросий, архимандрит Лука, протоиерей Николай Артемов и протоиерей Александр Лебедев, секретарь комиссии.
Комиссии продолжили работу, начатую на первой совместной встрече, состоявшейся в Москве с 22 по 24 июня 2004 года.

Итогом двух совместных заседаний стали согласованные проекты документов, затрагивающих весь круг порученных комиссиям вопросов, в частности, об отношениях Церкви и государства, об отношениях Православия с неправославными общинами и межконфессиональными организациями, о каноническом статусе Русской Зарубежной Церкви как самоуправляемой части Поместной Русской Православной Церкви, а также и о преодолении канонических препятствий к установлению евхаристического общения.

В ходе дальнейших совместных заседаний комиссий в Москве (17-19 ноября 2004 года) и в Париже (2-4 марта 2005 года) были подготовлены проекты ряда документов, одобренных впоследствии Священноначалием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

В соответствии с достигнутой договоренностью, утвержденной решениями Священного Синода Русской Православной Церкви (20 апреля 2005 года) и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви (23 мая 2005 года) Комиссией Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссией Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом совместно было выработано четыре документа:

1. О совместной работе Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

2. Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям.

3. Об отношениях Церкви и государства.

4. Комментарий к совместному документу "Об отношениях Церкви и государства".

21 июня 2005 года на официальных сайтах Отдела внешних церковных связей Московского патриархата и РПЦЗ одновременно были опубликованы документы встречных комиссий по диалогу Московского патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) о восстановлении церковного единства.

В соответствии с проектом "Акта о каноническом общении" Русская Зарубежная Церковь станет самоуправляемой частью Московского патриархата, наподобие Украинской Православной Церкви.

Согласно проекту, Русская православная церковь за границей (РПЦЗ) будет самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских. Высшую власть в пределах Русской зарубежной церкви будет осуществлять ее Архиерейский Собор.

При этом решения, выходящие за пределы компетенции Собора Зарубежной церкви, будут приниматься по согласованию с патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской православной церкви. Вышестоящей инстанцией церковной власти будут Поместный и Архиерейский Собор Московского патриархата - органы, членами которого станут архиереи Русской зарубежной церкви.

Кроме того, согласно документу, "Русская Зарубежная Церковь получает святое миро (особое священное масло) от Патриарха Московского и всея Руси" в знак своего единства со всей полнотой Русской Православной Церкви.

Члены комиссий Русской православной и Русской зарубежной церкви предложили также отказаться от всех взаимных упреков, прозвучавших за долгий период разделения, и признать утратившими силу все ранее изданные акты, которые препятствовали полноте канонического общения.

Акт о каноническом общении вступит в силу в случае принятия его Архиерейским Собором РПЦЗ и Синодом Русской Православной Церкви Московского Патриархата, который получил на это полномочия от Архиерейского Собора РПЦ, проходившего в 2005 году.

6-14 мая 2006 года в Сан-Франциско проходил IV Всезарубежный православный Собор Зарубежной церкви. Он был созван впервые за 32 года - специально для рассмотрения вопроса о готовности духовенства и мирян РПЦЗ к примирению с Церковью в Отечестве. Со всего мира собрались 127 депутатов, 11 архиереев. Среди духовенства и мирян — представители из Германии и Австралии, Южной и Северной Америки, Англии, Сибири и Украины.

IV Собор стал самым значимым по важности проблем, поднятых на нем. Свои приветствия ему прислали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Сербский патриарх Павел, Болгарский патриарх Максим, Грузинский патриарх Илия, Экзарх Вселенского патриарха в Западной Европе архиепископ Георгий, монахи Афона и Оптиной пустыни.

Решающим стал третий день работы Собора. Отчет о проделанной за два года работе в согласительной комиссии сделал архиепископ Берлинский и Германский Марк.

12 мая 2006 года IV Всезарубежный собор в Сан-Франциско принял резолюцию о восстановлении евхаристического общения с Церковью в Отечестве. Резолюция была принята открытым голосованием, почти единогласно. Против высказались менее 5%.

Документ состоит из шести пунктов. Серьезные прения, как и ожидалось, вызвали пункты о взаимоотношениях Церкви и государства, или так называемом "сергианстве", и экуменизме (движении к единству христиан всех конфессий).

Восстановление евхаристического общения означает, что священнослужители РПЦЗ и Церкви в Отечестве смогут служить вместе, а верующие - причащаться на литургии из одной Чаши.

Окончательный Акт о каноническом общении РПЦЗ и Церкви в Отечестве должен принять Архиерейский собор Зарубежной Церкви, который состоится в Сан-Франциско 15-19 мая.

На Архиерейском Соборе РПЦЗ, как ожидается, будет принят Акт о каноническом общении, который затем будет подписан Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром и Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым и откроет путь к евхаристическому общению РПЦЗ и Церкви в Отечестве.

Вчера в Москве в храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали Акт о каноническом общении и восстановлении единства в Поместной Русской православной церкви.

Торжественную церемонию подписания посетил президент РФ Владимир Путин.

Дата подписания Акта, очевидно, была выбрана не случайно: в этом году на 17 мая приходится один из двенадцати великих (двунадесятых) праздников - Вознесение Господне. По случаю сразу двух праздников в храме Христа Спасителя собралось около пяти тысяч верующих.

В заполненном народом храме царило тихое ожидание. Микрофоны и камеры телекомпаний нависали над выстроившимися в два ряда священниками. Всего в богослужении приняли участие около двухсот священнослужителей от обеих цервей. "Что там происходит?" - перешептывались журналисты в задних рядах. Наконец увидели и они: в храме появился Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ему навстречу двинулся глава Русской православной церкви заграницей митрополит Лавр. Патриарх прочитал молитву о единстве церкви, затем были оглашены постановления Священного Синода РПЦ и Архиерейского Синода РПЦЗ об утверждении Акта о каноническом общении и сам документ. Первоиерархи в тишине прошествовали на амвон, где своими подписями скрепили окончательное воссоединение церквей.

"Свершилось историческое событие, которого ждали долгие, долгие годы, - сказал Патриарх Алексий II после подписания Акта. - Восстановлено единство Русской церкви. Это торжество драгоценно для церкви, собирающей чад своих, драгоценно для всего нашего народа. Преодолеваются церковные разделения - преодолевается и унаследованное со времен революции противостояние в обществе. Укрепляется Церковь - возрождается и наше Отечество". По словам Патриарха, этим событием также "символически поставлена последняя точка в драматической истории Гражданской войны".

А митрополит Лавр "в сей благословенный день и час нашего духовного общения" пожелал, чтобы "узы братства обеих частей Русской православной церкви благотворно влияли на дальнейшее развитие и углубление нашего единства в совместном служении Богу и русскому народу в Отечестве и рассеянии сущему".

Русская православная церковь заграницей отделилась от Московского патриархата в 20-х годах прошлого века. Часть иерархов, оказавшись за границей вместе с другими русскими эмигрантами, сочла для себя невозможным подчиняться священноначалию РПЦ, считая его несвободным в своих решениях из-за атеистических гонений на Церковь в советской России. Предполагалось, что разделение церквей - явление временное, которое продлится до момента падения "безбожной" власти в России.

В сентябре 2003 года президент России Владимир Путин, находясь с визитом в Нью-Йорке, встретился с митрополитом Лавром и членами Архиерейского Синода Русской православной церкви заграницей и передал главе РПЦЗ приглашение Патриарха Алексия II посетить Россию. Приглашение было принято, и началось движение церквей навстречу друг другу. В мае 2004 года митрополит Лавр впервые посетил Россию в качестве главы официальной делегации РПЦЗ. Первоиерархи обеих церквей выразили желание достигнуть единства внутри Русской православной церкви. Они также совершили совместную молитву на Бутовском полигоне, бывшем секретном объекте НКВД-КГБ, где в годы массовых репрессий были расстреляны десятки тысяч человек.

Вчера в храме Христа Спасителя Патриарх снова напомнил о той роли, которую сыграла в восстановлении единства церкви встреча Владимира Путина с иерархами РПЦЗ. "Они увидели в вас человека, преданного России, православного христианина, - обратился к президенту Алексий II. - Это было очень важно - после многих десятилетий, многих лет гонений увидеть человека, который несет служение своему народу".

На "молитвенную память о дне, который объединил всех нас", Патриарх подарил президенту складень с изображением Живоначальной Троицы, Владимирской иконы Божией Матери и Новомучеников и Исповедников Российских.

В своей речи Владимир Путин назвал подписание Акта о каноническом общении "событием поистине всенародного, исторического масштаба и огромного нравственного значения". "Возрождение церковного единства - это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего "русского мира", одной из духовной основ которого всегда была православная вера, - сказал он. - Мы осознали, что национальный подъем, развитие России невозможны без опоры на исторический и духовный опыт. И хорошо понимаем и ценим силу воздействия пастырского слова, которое объединяет народ России. И потому восстановление единства Церкви служит и нашим общим целям".

Подписанный вчера "Акт о каноническом общении" провозглашает Русскую православную церковь за границей "неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской православной церкви", которая самостоятельна в делах пастырских, просветительских, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских. Глава РПЦЗ будет избираться ее Архирейским Собором и утверждаться Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом РПЦ. Для приходов РПЦЗ, открытых на канонической территории Московского патриархата, предусмотрен пятилетний переходный период, в течение которого они должны перейти под юрисдикцию местных правящих архиереев.

А что означает это объединение для простых верующих? По образному выражению профессора Московской духовной академии протоиерея Максима Козлова, это событие имеет такое же значение, "как если бы Монтекки и Капулетти подружились, забыли все бывшие обиды, вместе помолились на гробе Ромео и Джульетты и навсегда осудили институт кровной мести". С практической точки зрения объединение означает возможность для паствы обеих церквей не просто заходить друг к другу в храмы, но и вместе причащаться. Ранее из-за отсутствия евхаристического общения между церквями это было формально запрещено (впрочем, многие не соблюдали этого запрета, просто не зная о нем). А духовенство обеих церквей теперь сможет совершать совместные богослужения. Первое такое богослужение прошло уже вчера: после подписания Акта патриарх Алексий II совершил Божественную Литургию в сослужении владыки Лавра и других иерархов.

Хроника раскола и воссоединения Русской православной церкви

1919 год - в Ставрополе создано Высшее церковное Управление Юга России, находившегося тогда под контролем Белой армии. Вместе с составом разбитых частей армии Управление эмигрировало за рубеж.
1921 год - в Сербии, в местечке Сремки-Карловцы созванный эмигрантами Собор выступил с резким заявлением о неприятии Московского патриархата.
1927 год - обнародована декларация митрополита Сергия (Страгородского), провозглашавшая лояльность церкви к советскому государству. РПЦЗ окончательно разорвала отношения с Московским патриархатом.
2000 год - переломный для взаимоотношений церквей год. Юбилейный Архиерейский Собор прославил в лике святых целый сонм новомучеников, в том числе царскую семью, и принял социальную концепцию Русской православной церкви, которая говорила об отношениях между Церковью и государством.
Сентябрь 2003 года - президент Владимир Путин в Нью-Йорке передал главе РПЦЗ митрополиту Лавру приглашение Патриарха Алексия II посетить Россию. Процесс восстановления отношений между Московским патриархатом и РПЦЗ активизировался.
Май 2004 года - состоялся первый в истории официальный визит в Россию делегации РПЦЗ во главе с митрополитом Лавром.
Июнь 2004 - октябрь 2006 года - в ходе восьми совместных заседаний Комиссий по диалогу, проведенных в Москве, Мюнхене, Париже, Нью-Йорке и Кёльне, был подготовлен ряд документов, выражающих общее понимание принципиальных вопросов. В том числе Комиссии подготовили и основной документ - "Акт о каноническом общении".
Июль 2006, сентябрь 2006 года - Синод РПЦ и Синод РПЦЗ одобрили "Акт о каноническом общении".
Май 2007 года - в Москве в храме Христа главы двух ветвей Русской православной церкви подписали "Акт о каноническом общении", завершив тем самым процесс объединения.

Справка "РГ"

В настоящее время РПЦЗ объединяет за пределами России около 500 тысяч верующих из более чем 30 стран мира. В составе церкви 300 приходов в Америке, Европе и Австралии. Духовно-административный центр с 1950 года находится в Джорданвилле (близ Нью-Йорка, США).

17 мая в храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй и первоиерарх Русской православной церкви за границей митрополит Восточно-Американский и Нью-Ньоркский Лавр подписали Акт о каноническом общении. Это, безусловно, историческое событие ставит точку в 80-летнем конфликте РПЦ и РПЦЗ, разобщенных Гражданской войной. Однако документ не предполагает ни единомыслия, ни экономического поглощения - речи о полном подчинении православной церкви за границей Московскому патриархату не идет.

Как будут жить церкви

Подписание Акта о каноническом общении было важно, прежде всего, для самих верующих, поскольку этот документ дает возможность священникам РПЦ и РПЦЗ вместе служить (во всех православных церквях, причем во время богослужения в приходах РПЦЗ теперь должно обязательно поминаться имя патриарха Московского и всея Руси), а любому православному человеку исповедоваться, причащаться и крестить своих детей в любом храме как в России, так и за границей.

Согласно документу, Русская православная церквь за границей становится "неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской православной церкви". РПЦЗ будет "самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских", будет по-прежнему управляться собственным Архиерейским собором, составляющим ее "высшую духовную, законодательную, административную, судебную и контролирующую власть", и первоиерархом, избранным на основании собственного устава РПЦЗ.

РПЦ оставила за собой право утверждать "в соответствии с нормами канонического права" митрополита зарубежной церкви. С патриархом и Священным синодом Русской православной церкви будут также согласовываться важнейшие решения, например, образование или упразднение епархий РПЦЗ, а также избрание новых заграничных архиереев.

Другими словами, "зарубежники", находясь "в каноническом единстве со всей полнотой Русской православной церкви", остались автономными. Иерархи обеих церквей будут полноправными участниками Архиерейских соборов, но, по сути, никаких кадровых или административных решений, касающихся жизни друг друга, принимать не будут.

Противоречия

В документе есть одно очень важное положение, которое отражает сложность процессов, происходящих в церковной среде. Оно предусматривает пятилетний переходный период для решения вопросов со священнослужителями, которых в России считают отступниками и раскольниками, и со спорными приходами РПЦЗ, которые расположены "на канонической территории" Московского патриархата (они должны перейти под юрисдикцию местных правящих архиереев).

Кроме того, необходимо будет урегулировать разногласия с противниками объединения церквей. Их рупором выступает глава Южноамериканской епархии протоиерей Георгий Петренко. По его мнению, РПЦ не выполнила до конца условия, поставленные РПЦЗ, в частности, не осудила "ересь экуменизма" (стремление объединить все христианские церкви, выраженное в сотрудничестве с Всемирным советом церквей) и "грех сергианства" (признание власти большевиков).

Эти претензии к Русской православной церкви, безусловно, будут обсуждаться еще очень долго, но вряд ли уже "выйдут" на высокий уровень. Еще в 2004 году первоиерархи церквей принесли друг другу извинения "за резкие высказывания", сняв, таким образом, тему взаимных обид. Однако, по мнению ряда наблюдателей, отстояв автономию РПЦЗ только отсрочила свой собственный раскол, который может произойти в ближайшие 10-15 лет.

Причем для его появления есть и формальные основания. В РПЦ, согласно приходскому уставу, собственником недвижимости приходов является патриархия, а в РПЦЗ - община, то есть прихожане (это пример западного отношения к собственности). То есть имуществом распоряжается не синод "зарубежников", поэтому каждая община будет решать добровольно - входить или нет в единую церковь. Так, например, Леснинский Свято-Богородицкий женский монастырь во Франции, несмотря на увещевания митрополита Лавра, заявил, что не хочет объединяться с РПЦ.

Вместе с тем, есть мнение, что нынешний Акт о каноническом общении лишь первый шаг к полному объединению двух православных церквей, а все противоречия в ближайшие годы будут преодолены.

История объединения

Конфликт Русской православной церкви Московского Патриархата и Русской зарубежной церкви за границей формально начался в 1927 году, когда "белая" церковь обвинила "красную", которую возглавлял тогда митрополит Сергий, "в соглашательстве с безбожной властью". С того времени все контакты двух правосланых церквей полностью прекратились, однако РПЦЗ объявила о том, что "вернется в отечество", когда падет режим большевиков.

Однако уже начиная с 1980-х годов шло активное "общение" мирян и священников. Причем все возрождавшиеся тогда православные общины и школы работали по книгам, изданным именно "зарубежниками". Правда, о начале объединения церквей на уровне первоиерархов речи даже не шло. Но с 1990-го года, когда патриархом Московским и всея Руси стал Алексий Второй, РПЦ стала обращаться с призывами "искать пути примирения" к главе зарубежной церкви митрополиту Виталию.

Однако тот любые переговоры отвергал, даже несмотря на то, что расстрелянная царская семья была причислена к лику святых, а в 2000 году РПЦ приняла "Основы социальной концепции" церковного служения, которые наблюдатели тогда расценили как самые независимые от светской власти за всю историю церкви. Сменивший Виталия митрополит Лавр был менее холоден - он посетил Россию, а незадолго до этого к нему приезжал и президент России Владимир Путин.

Ситуация стала меняться, когда в 2003 году Путин вновь приехал к Лавру, но не с пустыми руками, а с письмом Алексия Второго. Этот визит долго готовился, но после него начались активные контакты представителей РПЦ и РПЦЗ, итогом которых стало подписание первого ноября 2006 года в Кельне Акта о каноническом общении. Тогда его завизировали руководители согласительных комиссий двух церквей. После этого документ должны были утвердить первоиерархи РПЦ и РПЦЗ - это торжественная и, в общем-то, уже формальная церемония была назначена на день Вознесения Господня.

Итоги

Как видно, инициатором объединения выступала РПЦ, которая, получив около 400 приходов и 500 тысяч верующих РПЦЗ в 40 странах, расширила не просто свое представительство, но и влияние в мире. Однако для Русской православной церкви за границей этот шаг тоже был важен, поскольку за последние годы и ее паства, и финансовые возможности несколько сократились.

Стоит отметить и активное участие Владимира Путина в деле объединения двух церквей. Некоторые наблюдатели считают, что с усилением влияния РПЦ (особенно в последнее время, когда церковники занимались не только духовным окормлением верующих, но и "высказывались" по самому широкому кругу вопросов внутрироссийской жизни) будет укрепляться и ее роль как "важного элемента социальной и политической структуры" страны.

Так, по мнению первого вице-спикера Госдумы, депутата от "Единой России" Олега Морозова, "роль православной церкви как важнейшего элемента гражданского общества, как негосударственного института возрастает". По его словам, на это, безусловно, работает и воссоединение церквей, но РПЦ все же должна оставаться вне политики. Независимый депутат Владимир Рыжков в свою очередь полагает, что в "политизации отношений церкви и государства следует винить государство, но никак не церковь".

Пока же первоиерархи РПЦ и РПЦЗ намерены продемонстрировать прочность союза. 19 мая Алексий Второй вместе с митрополитом Лавром освятят храм Новомучеников и исповедников российских в Бутове, который был заложен ими три года назад на бывшем полигоне НКВД, где расстреливали священнослужителей. А 20 мая в Успенском соборе Кремля состоится еще одно их совместное богослужение.

Руслан Кадрматов