Древний город погибший от ядерного взрыва. Что уничтожило Мохенджо-Даро? Катастрофа или медленный упадок

Две версии названия города: общепринятое и подлинное

В современной науке название «Мохенджо-Даро» давно стало привычным и неоспоримым, однако не приходится говорить о его подлинности. Именование, взятое из языка синдхи, буквально означает «холм мертвецов» и получило распространение лишь в середине ХХ века. Истинное же название города остаётся загадкой, но анализ письменных источников, обнаруженных в комплексе, даёт все основания полагать, что в период расцвета это поселение называлось «Куккутарма», что в переводе с местного диалекта означало «город петуха». Дело в том, что в Мохенджо-Даро был развит культ этой птицы, которая скорее служила ритуальным элементом, нежели пищей. Кроме того, вполне вероятно, что именно этот город был родиной разведения домашних кур.

История обнаружения древнего города у реки Инд

Почти 4 тысячи лет Мохенджо-Даро оставался неизвестным науке и мог совсем не оставить следа в истории, если бы не 37-летний индийский археолог Ракхал Дас Банерджи. Молодой учёный работал в Археологическом управлении Индии и занимался исследованиями в области древних культур Востока. В 1922 году он отправился к берегам Инда, так как узнал о расположенном там древнем буддистском строении. Прибыв со своей командой на место, он был поражён, обнаружив огромный комплекс, относящийся к более раннему периоду истории, чем предполагалось. В этом же году Банерджи привлёк к своему проекту Джона Маршалла, с которым они провели первые раскопки Мохенджо-Даро.


Уже на начальных этапах стала очевидной культурная связь поселения с другими городами-государствами этого периода. Планировка улиц, расположение культовых зданий и найденные артефакты подтверждали возраст Холма Мертвецов. Первые экспедиции и археологические раскопки были весьма интенсивными. На протяжении 40 лет группы учёных со всего мира приезжали к берегам Инда, чтобы найти как можно больше информации об уникальном поселении. К сожалению, лишь в 1960 годах стало известно, что существующие техники раскопок весьма грубы и повреждают хрупкий материал. Это обнаружение привело к ограничению работ на этой территории, кроме тех, что направлены на консервацию и сохранение уже открытых участков.

Таинственное разрушение


Как и любой древний город, Мохенджо-Даро привлекает внимание своими постройками, которые помогают лучше понять быт и мышление наших предков. Но один фактор делает это поселение куда более загадочным и интересным, нежели его соседи. Всё дело в том, что с первых дней раскопок учёными были обнаружены находки, которые в своей совокупности свидетельствовали о весьма странном событии, однажды произошедшем в селении. Примерно в XV веке до нашей эры на город обрушился катаклизм, вмиг уничтоживший всех его жителей. В пользу этой теории выступают сразу несколько факторов:

  • во-первых, все постройки поселения полностью или частично разрушены, но с одним любопытным нюансом: в центре города наблюдается наибольшая деформация, в то время как самые крайние дома имеют незначительные дефекты. Иными словами, город выглядит так, будто в его центр скинули какую-то бомбу, волны которой прокатились от центра к периферии Мохенджо-Даро;
  • во-вторых, все кирпичи, из которых возведены дома, выглядят так, будто их запекали при температуре в несколько тысяч градусов, но учёным не удалось обнаружить никаких приспособлений, которые могли бы так обрабатывать строительный материал. Кроме того, были обнаружены пласты стекла, плавка которого также требует недостижимых для человека того времени температур;
  • в-третьих, подобно Помпеям, на улицах Мохенджо-Даро были обнаружены останки людей, чьи позы скорее свидетельствуют о беззаботных прогулках, нежели о попытках побега от опасности.

Все вместе эти находки на протяжении десятилетий будоражат сознание как учёных, так и обычных туристов. Действительно, какая катастрофа могла привести к подобному уничтожению целого поселения? Все описания повреждений невероятно похожи на то, что было обнаружено в печально известных Хиросиме и Нагасаки, после того, как на них были сброшены атомные бомбы. Некоторые исследователи даже выдвигают гипотезы о существовании продвинутой индской цивилизации, которая могла использовать взрывчатые вещества и схожие технологии.

Кроме того, учёные приходят к выводу о том, что этот катаклизм был замечен жителями того времени и даже получил своё отображение в письменных источниках. Священные тексты индуизма содержат записи о «божественном огне», который обрушился на большой город, полностью истребив его население. Люди того времени усматривали в этом событии возмездие прогневавшихся богов, которое должно было служить предупреждением для соседних поселений.

Лестница на вершину

Культурные памятники и археологические находки

Но не только таинственное исчезновение города привлекает тысячи туристов в эти места. Уникальная планировка пространства даёт возможность ознакомиться с особенностями древнего градостроения, которое было чрезвычайно логичным и практичным. Вдоль идеально ровных улиц шириной в 10 метров расположены идентичные дома с плоскими крышами, которые одновременно выполняли функцию террас. Такому схематизму и идеальной стилистической целостности могли бы поучиться современные застройщики.

Кроме того, в центре города расположена огромная цитадель, которая, вероятнее всего, укрывала жителей во время возможных затоплений водами реки. Но наличие Инда приносило жителям больше пользы, чем неудобств. Так, Мохенджо-Даро – один из первых городов с невероятно развитой системой ирригации и водоснабжения. Учёными были обнаружены следы общественных туалетов и даже бань. Также на территории города расположен бассейн площадью в 83 кв. м., который использовался во время ритуальных действий и празднеств.

Может показаться, что добраться до такого города как Мохенджо-Даро непросто, но, к счастью, это не так. Всего лишь в одном километре от поселения расположен аэропорт, принимающий регулярные рейсы из других городов Пакистана. В зависимости от предпочтений, из терминала в комплекс можно добраться двумя способами:

Для тех же, кто хочет сэкономить средства или просто не любит лишний раз летать на самолёте, по региону курсирует поезд «Карачи-Кветта». Добравшись на нем до станции «Ларкана», остается лишь пересесть в автобус, который за 40 минут довозит пассажиров к стенам Мохенджо-Даро.

Ранее туристическая инфраструктура в этой местности была развита слабо. Обычно туристы выезжали к Мохенджо-Даро рано утром и, проведя в комплексе весь день, возвращались в Карачи - большой город с множеством отелей, пляжей и интересных культурных памятников. В последнее время ситуация стала меняться, правительство Пакистана начало проект по обустройству окрестностей древнего города-государства, и в ближайшее время туристы смогут ночевать в непосредственной близости к Мохенджо-Даро.

«Я истребил народы, разрушены твердыни их; пустыми сделал улицы их, так что уже никто не ходит по ним; разорены города их; нет ни одного человека, нет жителей.»

/Соф. 3:6/

В 1922 году индийская археологическая экспедиция под руководством Р. Банерджи, производя раскопки на одном из островов реки Инд, обнаружила древний город, подлинное название которого до сих пор установить не удалось.

К ст. Мохенджо-Даро. Мохенджо-Даро

По результатам раскопок он получил в научном мире название Мохенджо-Даро , в дословном переводе с языка синдхи означает «Холм Мертвых». Несмотря на некоторую неблагозвучность, название Мохенджо-Даро прижилось в научном мире и теперь воспринимается исконным названием древнего города. Этот безымянный город, расположенный на территории современной провинции Синд в Пакистане, являлся одним из центров хараппской цивилизации.

Результаты проведенных в Мохенджо-Даро раскопок убедительно доказывали, что расположенный на горе город почти мгновенно погиб приблизительно 3500 лет назад, в середине второго тысячелетия до нашей эры, вследствие чрезвычайно мощного взрыва, разрушившего все здания города и уничтожившего его жителей. Эпицентр взрыва которого пришелся на вершину холма, где был расположен центр города Мохенджо-Даро , все здания которого были до основания разрушены, в то время у подножия холма, где располагались окраины города, следы разрушений были несколько меньше.

К ст. Мохенджо-Даро

Древние камни Мохенджо-Даро сохранили на себе следы необычайно сильного оплавления и пожара, а их разброс свидетельствовал об огромной мощности взрыва.

Засыпанные землей и камнями единичные и групповые скелеты людей, свидетельствовали о том, что до самого последнего мгновения перед взрывом, люди спокойно ходили по городу Мохенджо-Даро , и разразившаяся катастрофа застала их врасплох.

Изучавшие позже результаты археологических раскопок археологи и ученые из разных стран, были единодушны во мнении, что взрыв, уничтоживший древний Мохенджо-Даро , очень напоминает разрушения Хиросимы и Нагасаки после американских атомных бомбардировок, однако повышения уровня радиоактивности в древнем городе и его окрестностях обнаружено не было.

Нигде в окрестностях Мохенджо-Даро не было найдено и следов извержения древнего вулкана или кратера от падения крупного метеорита.

К ст . Мохенджо-Даро. Мохенджо-Даро

Однако приблизительно в 120 километрах от Мохенджо-Даро , в долине реки Инд, был обнаружен эпицентр древнего землетрясения середины второго тысячелетия до н.э. , которое сильно исказило первоначальный облик долины. На этом основании ученые склонны считать, оба эти события были взаимосвязаны друг с другом.

Индийская «Махабхарата» тоже рассказывает о событиях середины второго тысячелетия до н.э., которые имеют непосредственное отношение к нашему рассказу.

Тогда в небе появился целый «небесный город» многочисленных «самодвижущихся огней». И вдруг, внезапно вспыхнув «ярче тысячи солнц», весь «небесный город ослепляющего огня» многочисленными огненными столпами обрушился на Землю, ниспровергая ее города и уничтожая её жителей. Гибель Мохенджо-Даро произошла 3апреля 1528 года до н.э., когда огненный смерч и море бушующего огня от электроразрядного взрыва одного из осколков «кометы-возмездие» накрыл холм и расположенный на нем город, превратив его в развалины и уничтожив жителей. Я неоднократно писал об этом в своих предыдущих работах.

Но несмотря на вышеизложенное, загадочные обстоятельства гибели древнего города Мохенджо-Даро , до сих пор привлекают внимание ученых, рождая самые фантастические гипотезы и версии.

Не зная естественно-научных причин, гибель Мохенджо-Даро пытаются объяснить и ядерным взрывом таинственной древней цивилизации и гибелью межпланетного космического корабля во время его посадки.

Так, например, доктор физико-математических наук, профессор Всеволод Корольков на основании таинственной гибели Мохенджо-Даро выдвинул оригинальную версию о том, что первые цивилизации на Земле явились не следствием эволюционного развития, а появились от великих предков, прибывших извне и владевших знаниями в области космологии, астрономии, теории ядра и т.д. А англичанин Д. Девенпорт и итальянец Э. Винченти считают, Мохенджо-Даро постигла участь Хиросимы. Но подобные гипотезы, несмотря на их потрясающую смелость, как правило, несостоятельны, и нарушают первый принцип научного мировоззрения, четко сформулированный Вильямом Оккама: «не следует множить сущностей без необходимости» , т.е. не следует создавать новых гипотез для объяснения явлений, которые можно объяснить на основе прежних знаний.

Основанием для подобных гипотез послужила фантастическая температура, расплавившая камни древнего Мохенджо-Даро, которая по расчетам ученых должна была превышать 1500 градусов по Цельсию, и сопоставима с температурой термоядерного взрыва. Действительно, среди руин Мохенджо-Даро, попадаются целые пласты зеленого стекла, образовавшиеся вследствие плавления песка под воздействием высокой температуры. Такие же пласты зеленого стекла находят на ядерном полигоне в пустыне штата Невада (США) после атомных взрывов. Напомню, для плавления песка необходима температура 1500-2000 градусов Цельсия. Сопоставимая температура может быть получена только в доменных или электроплавильных печах. Но такую же температуру создает космический электроразрядный взрыв метеорита. То есть, это неординарное природное явление, легко объясняет разрушение Мохенджо-Даро.

К ст. Мохенджо-Даро. Мохенджо-Даро

Гипотеза электроразрядного взрыва Александра Невского позволяет просто, логично и научно объяснить загадочную гибель древнего города Мохенджо-Даро .

Мне придется еще раз напомнить основные положения этой гипотезы, которая позволяет понять и целый ряд тайн библейского текста, являющихся основополагающими в христианском вероучении .

Согласно гипотезы, «когда в земную атмосферу вторгается крупный, движущийся с огромной скоростью метеорит, то, как показывают конкретные расчеты, образуются сверхмощные потенциалы, и между ним и поверхностью Земли происходит гигантский электрический пробой. В течение короткого времени кинетическая энергия метеорита переходит в электрическую энергию разряда, что приводит к его взрыву.»

При этом, чем больше диаметр и масса метеорита, тем на большей высоте происходит его взрыв.

Полет крупных метеоритов обязательно заканчивается вспышкой гигантского огненного столпа, расширяющегося книзу и состоящего из многих тысяч плазменных каналов (разрядов).

К ст . Мохенджо-Даро. Мохенджо-Даро

По расчетам Александра Невского, «по каждому из этих дуговых каналов протекает импульсный, около миллиона ампер, ток, воздействующий на земную поверхность как взрыв авиационной бомбы с тротиловым эквивалентом в несколько сот килограммов», а на поверхности Земли должно остаться огромное количество воронок со следами высокотемпературного воздействия; оплавленные до стеклообразного состояния камни или порода подвергнутые мощному рентгеновскому или нейтронному облучению, которым сопровождаются электроразрядные взрывы.

В результате электроразрядного взрыва образуются три основных источника мощных ударных волн.

«Возникновение главной, так называемой цилиндрической ударной волны, связано с образованием многоканального электроразрядного столба, в котором выделяется основная энергия разряда. Вторая, сферическая, как говорят физики, ударная волна, порождается взрывообразным расширением метеоритного материала. Третья представляет собой обычную баллистическую волну, сопровождающую сверхзвуковой полет любого тела в земной атмосфере.»
К ст. Мохенджо-Даро. Мохенджо-Даро

Как видно из вышеизложенного, основными поражающими факторами электроразрядного взрыва являются ослепительный яркий столп всепожирающего огня, температура которого сопоставима с температурой ядерного взрыва, и порожденная им сокрушительная ударная волна, обладающая мощностью ядерного взрыва.

Именно эти поражающие факторы электроразрядного взрыва и явились составляющими, для создания образа Бога Святого Духа в библейских текстах.

Вот дословное описание поражающих факторов электроразрядного взрыва метеорита, взятое из Библии: «Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред ним огонь поедающий, и вокруг него сильная буря /Пс. 49:3/.

Эти строки библейского текста были написаны свидетелем катастрофы 3600 лет назад, но они лаконично и точно выразили его сущность.

Приведу еще несколько характерных описаний образа нашего Бога.

Знаменитая болгарская прорицательница Ванга, богобоязненая и глубоко верующая женщина, но обладающая особым даром ясновидения, представляла Бога в образе огромного раскаленного огненного шара, как горящего в атмосфере Земли метеорита. И это абсолютно правильно с точки зрения гипотезы о «комете-возмездие».

Вот как записала ее слова племянница Ванги, журналистка Красимира Стоянова в своей книге «Ванга».

«На вопрос журналиста, видела ли она Христа, она ответила так: «Да, но он не имеет фигуры. Это огромный огненный шар, на который невозможно смотреть из-за свечения. Только свет, ничего другого не видно. Если кто-то скажет тебе, что видел Бога, знай, что это неверно.»

Наука до сих пор не может объяснить феномен Ванги, но количество ее точных прогнозов, подтвержденных болгарскими учеными, превысило 86%. Верующая Ванга, вопреки версии официальной Церкви , представляет Бога не в виде богочеловека, а в виде огненного шара, и, на мой взгляд, это является еще одним доказательством ее загадочного дара ясновидения.

Об этом же свидетельствует и евангелист Матфей: «Тогда, если кто скажет вам: «вот здесь Христос», или «там», не верьте ; ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно и избранных. Вот я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», - не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах» - не верьте /Мф. 24:23-26/

К ст. Мохенджо-Даро. Мохенджо-Даро

Из вышеприведенного отрывка текста явственно следует, речь не может идти о человеке в образе Бога.

И уже следующая строка библейского текста свидетельствует о том, что речь идет об электроразрядном взрыве небесного тела: «Ибо как молния исходит от востока и бывает видна даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого .» /Мф. 24:27/.

Выше, я уже давал пояснение по поводу того, что из-за архаичности языка того времени, словом «молния» в библейских текстах обозначается столп электроразрядного взрыва. Но надо сказать, несколько позже, слово «столп» прочно вошло в лексикон христианской Церкви.

Говоря о библейской символике электроразрядного взрыва, я не могу не рассказать и о Радуге Завета , ибо данное выражение является его библейским синонимом.

К ст. Мохенджо-Даро. Мохенджо-Даро. Радуга

Об этом завете сообщается в первой книге Моисея: «Поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами, и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением завета между Мною и землею . И будет, когда я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами, и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке , и Я увижу ее и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.» /Быт. 9:11-17/.

Несмотря на архаичность языка, из данной цитаты понятно, речь идет о знамении явления, которое по виду похоже на радугу.

Продолжим цитировать библейский текст, используя свидетельство Иоанна Богослова: «И видел я другого Ангела, сильного , сходящего с неба, облеченного облаком; над головой его была радуга , и лице его как солнце, и ноги его, как столпы огненные.» /Откр. 10:1/

Ангел (досл. «вестник», «посланник») - мифологическое обозначение метеорита, и в этой цитате дано аллегорическое описание столпа электроразрядного взрыва метеорита, которое ассоциируется с радугой. Чтобы еще больше прояснить ситуацию, приведу еще одно свидетельство пророка Иезекииля: « И я видел как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри его вокруг; от вида чресл его и выше, от вида чресл его и ниже, я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг его.

В каком виде бывает семицветие на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом /Иез. 1:27-28/.

В приведенной цитате совершенно отчетливо сказано, столп электроразрядного взрыва похож на радугу.

Теперь окончательно проясним ситуацию и сравним эти свидетельские показания очевидцев Критской катастрофы, сделанные архаичным языком середины второго тысячелетия до н.э., с показаниями свидетельницы Тунгусской ката катастрофы Бараковой. Она увидела и охарактеризовала столп Тунгусского электроразрядного взрыва, высота которого, по разным оценкам, составляла от 10 до 20 километров: «Встала стрела прямая, вся из лент разноцветных. »

Именно об этом свидетельствуют очевидцы Критской катастрофы и многочисленные описания в библейских текстах, и поэтому в Библии столп электроразрядного взрыва называется Заветом Радуги посреди Бога и людьми. Отрицать столь очевидное, нелепо, поэтому в конечном итоге, рано или поздно, нам придется признать научную основу библейских текстов.

А согласно гипотезы электроразрядного взрыва Александра Невского, разные цвета плазменных каналов разряда, были обусловлены разной их температурой по краям и в середине столба разряда.

Надо сказать, в религиозной символике падение метеорита в атмосфере Земли представляли наподобие полета ангела с огненным мечом. В современной иконографии с огненным мечом изображается архангел Михаил.

Индская цивилизация (Хараппа и Мохенджо-Даро)

Современная археология позволяет предполагать, что заселение Индии неолитическими земледельцами в основном шло с севера, через Иран и Афганистан. VI–IV тысячелетиями до н.э. датируются первые неолитические поселения в предгорьях долины Инда, а примерно XXIV в. до н.э. – величественные памятники развитой городской культуры, известные по раскопкам в Хараппе и Мохенджо-Даро.

Выстроенные из кирпича городские строения (дома, дворцы, цитадели, зернохранилища), бассейны с хорошо налаженной системой канализации и даже соединенное каналом с рекой сооружение типа верфи – все это не только свидетельствует о высоком уровне градостроительства и, следовательно, всей урбанистической цивилизации, но позволяет предполагать существование развитого ремесла, включая бронзолитейное дело, а также, что важно подчеркнуть особо, торговых связей с соседями, прежде всего с шумерским Двуречьем. Трудно сказать, насколько культура шумеров повлияла на возникновение центров индской цивилизации и следует ли эти центры считать чем-то вроде очагов, возникших при содействии шумерской колонизации (на этот счет существуют различные мнения), но сам факт влияния со стороны более развитого Двуречья несомненен. К этому надлежит добавить, что и населяли индские центры европеоиды, антропологически близкие к населению ближневосточного региона. Речь, конечно, не о том, чтобы видеть в индских городах просто шумерскую колонию, – здесь иная культура, своя письменность (хотя и близкая к шумерской), иной тип строений. И все-таки связи несомненны, причем не только внешнеторговые, фиксируемые, в частности, обнаружением индских печатей при раскопках в Двуречье, но и структурные, сущностные: схожие мифологические сюжеты (герой типа Гильгамеша с зверями), строительные материалы (кирпич), достижения культуры и техники (прежде всего бронза и письменность).

Города долины Инда были, в отличие от месопотамских, очень недолговечны. Они быстро и ярко расцвели и столь же быстро по неизвестной до сих пор причине пришли в упадок и исчезли с лица земли. Ориентировочно период их жизни ограничивается пятью-шестью веками, с конца XXIV до XVIII в. до н.э. Некоторые данные говорят о том, что упадок очагов индской городской культуры начался задолго до их исчезновения и что он был связан с нараставшими нарушениями нормальной жизни, ослаблением порядка и администрации (строились и селились где попало, даже на прежних центральных улицах-площадях) и, возможно, с изменением русла Инда и затоплением городов.

Что касается внутренней структуры индского городского общества, то данные на этот счет необычайно скудны. Судя по существованию предприятий вроде верфи, крупных строений типа дворца, огромных зернохранилищ, здесь должна была существовать примерно та же, что и в ранних обществах Двуречья, протогосударственная структура с властью-собственностью правящих верхов и важной ролью централизованной редистрибуции. Более того, сам облик богатых городов с развитым ремесленным производством заставляет полагать, что к городам примыкала немалая земледельческая периферия, за счет налогов и повинностей с которой в основном отстраивались города и существовали освобожденные от производства пищи слои населения, включая администраторов, воинов, жрецов, ремесленников. Однако ничего более точного и определенного сказать нельзя: сам факт социальных и экономических различий при полном молчании нерасшифрованной письменности (а это в основном небольшие, в 6–8 знаков, тексты на печатях из иероглифов и пиктографов, количество которых, по ориентировочным подсчетам, достигает 400) не дает оснований говорить ни о рабах, ни о кастах, ни о частных собственниках, хотя кое-кто из специалистов подчас пытается делать это.

Но, как бы то ни было, одно на сегодняшний день установлено достаточно твердо и определенно: хараппская культура долины Инда исчезла, почти не оказав существенного воздействия на пришедшую ей на смену с разрывом в несколько веков культуру индоариев, положивших практически заново начало древнеиндийскому очагу цивилизации. Пожалуй, здесь нужна одна существенная оговорка: новый очаг складывался в основном в долине Ганга, в районах, отстоящих от центров хараппской культуры на многие сотни, если даже не тысячи километров. Только историческое единство Индии в ее привычных недавних границах, объединяющих обе великие речные долины (да и то не учитывая современность, когда долина Инда в основном вошла в состав Пакистана), побуждает специалистов столь тесно связывать между собой Хараппу и ариев и, более того, искать преемственность между ними.

Из книги 100 великих загадок истории автора

Из книги Лекции по истории Древнего Востока автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 2. Индская (Хараппская цивилизация) К настоящему времени памятники Индской цивилизации найдены более чем в 200 пунктах Западной и Северной Индии, в Синде, Белуджистане и на побережье Аравийского моря – на огромной площади, простирающейся на тысячу километров с

автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Мохенджо-Даро Среди экспонатов одного из музеев города Дели есть небольшая статуэтка из темного металла. Только что закончив танец, застыла, гордо подбоченясь, нагая девушка. Уверенная в успехе, она словно ждет восхищенных аплодисментов от зрителей. Левой рукой, от

Из книги Русы Великой Скифии автора Петухов Юрий Дмитриевич

Русы Индостана в IV–III тыс. до н. э. Хараппа. Мохенджо-Даро Русы-скифы и Скифия вообще тесно связаны с индоарийской проблемой и с Индией. Но изыскания надо начинать с ранних эпох.Цивилизация русов Хараппы, которая занимала огромную территорию (пять Шумеров) в долинах Инда,

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Глава 22 Индская цивилизация Открытие и датировка индской цивилизации Индскую цивилизацию принято называть Хараппской по названию первого города, в котором были начаты систематические раскопки, – Хараппы. Однако территория, занимаемая этой цивилизацией, оказалась

Из книги Величайшие загадки истории автора Непомнящий Николай Николаевич

ГИБЕЛЬ МОХЕНДЖО–ДАРО Вот уже много десятилетий археологов волнует тайна гибели 3500 лет назад города Мохенджо–Даро в Индии. В 1922 г. индийский археолог Р. Банарджи обнаружил на одном из островов реки Иид древние руины. Их назвали Мохенджо–Даро, что в переводе означает

Из книги Индоевропейцы Евразии и славяне автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Середина III тыс. до н. э. Влияние геоксюра в Белуджистане (Кветта) и Афганистане (Мундигак). Цивилизации городов Хараппа и Мохенджо-Даро Начало заселения Кветты (Белуджистан), как мы помним, было положено во второй половине IV тыс. до н. э. Причем мотивы орнаментов керамики

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Маршрут Хараппа – Полинезия? В 1820 г. в долине реки Инд в основании огромного холма, на котором расположился небольшой индийский городок Хараппа, были найдены остатки какого-то древнейшего селения. В 1853 г. здесь начались археологические раскопки, результатом которых

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Черные молнии над Мохенджо-Даро Следы исчезнувшей цивилизацииЕще в двадцатые годы прошлого века археологи вскрыли в этом районе Пакистана древнейшие курганы с останками крупнейших городов бронзового века Хараппы и Мохенджо-Даро. Кстати, согласно некоторым

Из книги Древний Восток автора

Мохенджо-Даро - крупнейший город протоиндийской цивилизации Древний город на холме Мохенджо-Даро был обнаружен в 1921 г. при обследовании буддийской ступы, возвышающейся на его вершине. В 1924–1927 гг. Дж. Маршалл проводил здесь первые систематические археологические

Из книги Тайны трёх океанов автора Кондратов Александр Михайлович

Гибель Мохенджо-Даро Все эти вопросы лишь поставлены - отвечать на них будут исследования археологов-подводников, исследования, которые уже начинаются. В теплых водах, омывающих Цейлон, возле города Тринкомали аквалангисты обнаружили затонувшие памятники «разных

Из книги Тайны цивилизаций [История Древнего мира] автора Матюшин Геральд Николаевич

Индская цивилизация Культуры Инда или Хараппы. Первые города были основаны около 5 тысяч лет назад в Шумере. Через 500 лет они возникли по берегам рек Нил и Инд.В долине Инда в эпоху мезолита появились общины, которые пользовались геометрическими микролитами и владели

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Индская цивилизация Еще с VII тыс. до н. э. в долине великих рек Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство, а в III тыс. до н. э. местные дравиды создают здесь первую индийскую цивилизацию, получившую в науке название Индской или Хараппской (вторая четв. III тыс. –

1922 году на одном из островов реки Инд в Пакистане археологи обнаружили под слоем песка развалины древнего города. Назвали это место Мохенджо-Даро , что на местном языке означает «Холм мертвых».

Считается, что город возник около 2600 года до нашей эры и просуществовал порядка 900 лет. Предполагается, что во времена своего расцвета он являлся центром цивилизации долины Инда и одним из наиболее развитых городов Южной Азии. Жили в нем от 50 до 80 тысяч человек. Раскопки в этом районе шли до 1980 года. Соленые подпочвенные воды стали заливать район и разъедать обожженный кирпич сохранившихся фрагментов зданий. И тогда по решению ЮНЕСКО раскопки были законсервированы. Пока удалось откопать около десятой части города.

Как же выглядел Мохенджо-Даро почти четыре тысячи лет назад? Однотипные дома располагались буквально по линейке. В центре домостроения был двор, а вокруг него — 4-6 жилых комнат, кухня и помещение для омовения. Сохранившиеся в некоторых домах пролеты для лестниц позволяют предположить, что строили и двухэтажные дома. Главные улицы были очень широкими. Одни шли строго с севера на юг, другие — с запада на восток.

По улицам протекали арыки, из них в некоторые дома подавалась вода. Были и колодцы. Каждый дом был связан с системой канализации. Нечистоты по подземным трубам из обожженного кирпича выводились за пределы города. Впервые, пожалуй, археологи обнаружили здесь древнейшие общественные туалеты. Среди прочих построек обращают на себя внимание зернохранилище бассейн для общих ритуальных омовений площадью 83 квадратных метра и «цитадель» на возвышении — по всей видимости, чтобы спасать горожан от наводнений. Нашлись и надписи на камне, которые, правда, пока не удалось расшифровать.

Катастрофа

Что же произошло с этим городом и его жителями? По сути Мохенджо Даро перестал существовать одномоментно. Тому есть множество подтверждений. В одном из домов были найдены скелеты тринадцати взрослых и одного ребенка. Люди не были убиты или ограблены, перед гибелью они сидели и что-то ели из мисок. Другие же просто ходили по улицам. Смерть их была внезапной. В чем-то это напомнило гибель людей в Помпеях.

Археологам пришлось отбрасывать одну за другой версии гибели города и его жителей. Одна из таких версий — город был внезапно захвачен врагом и сожжен. Но на раскопках не нашли ни оружия, ни следов сражения. Скелетов довольно много, однако все эти люди погибли не в результате борьбы. С другой стороны, скелетов для такого большого города явно недостаточно. Создается впечатление, что большая часть жителей покинула Мохенджо-Даро еще до катастрофы. Как это могло случиться? Сплошные загадки…

— Я проработал на раскопках в Мохенджо-Даро целых четыре года, — вспоминал китайский археолог Джереми Сэнь. — Главная версия, которую я слышал до приезда туда, — в 1528 году до нашей эры этот город был уничтожен взрывом чудовищной силы. Все наши находки подтверждали это предположение… Мы всюду натыкались на «группы скелетов» — в момент гибели города люди явно были застигнуты врасплох. Анализ останков показал удивительную вещь: смерть тысяч жителей Мохенджо-Даро наступила… от резкого повышения уровня радиации.

Стены домов были оплавлены, и среди обломков мы обнаружили пласты зеленого стекла. Именно такое стекло видели после ядерных испытаний на полигоне в пустыне Невада, когда плавился песок. И расположение трупов, и характер разрушений в Мохенджо-Даро напоминали… события августа 1945 года в Хиросиме и Нагасаки… И я, и многие члены той экспедиции сделали вывод: существует вероятность, что Мохенджо-Даро стал первым городом в истории Земли, подвергшимся ядерной бомбардировке.

Расплавленный слой

Подобной точки зрения придерживаются английский археолог Д. Девенпорт и итальянский исследователь Э. Винченти. Анализ образцов, привезенных с берегов Инда, показал, что плавление грунта и кирпича произошло при температуре 1400-1500°С. Такая температура в те времена могла быть получена только в кузнечном горне, но никак не на обширной открытой территории.

О чем говорят священные книги

Значит, это был ядерный взрыв. Но возможно ли такое четыре тысячи лет назад? Однако не будем торопиться. Обратимся к древнеиндийскому эпосу «Махабхарата». Вот что происходит при применении загадочного оружия богов пашупати:

«…вздрогнула земля под ногами, вместе с деревьями зашаталась. Всколыхнулась река, даже большие моря волновались, растрескались горы, поднялись ветры. Померк огонь, затмилось лучезарное солнце…

Белый горячий дым, который был в тысячу раз более ярким, чем солнце, поднялся в бесконечном блеске и сжег город дотла. Вода кипела… лошади и военные колесницы были сожжены тысячами… трупы упавших были искалечены ужасной жарой так, что они больше не напоминали людей…

Гурка (божество. — Прим. автора), прилетевший на быстрой и мощной вимане, послал против трех городов один снаряд, заряженный всей мощью Вселенной. Сверкающий столб дыма и огня вспыхнул как десять тысяч солнц… Погибших людей было невозможно распознать, а выжившие прожили недолго: у них выпали волосы, зубы и ногти. Солнце, казалось, дрогнуло на небесах. Земля дрожала, опаляемая ужасной жарой этого оружия… Слоны вспыхивали пламенем и в безумии бежали в разные стороны … Пали все животные, придавленные к земле, и со всех сторон языки пламени лились дождем непрерывно и беспощадно».

Ну что ж, можно только в очередной раз поражаться древнеиндийским текстам, которые веками тщательно сохранялись и донесли до нас эти страшные предания. Большую часть таких текстов переводчики и историки конца XIX — начала XX века считали просто жуткой сказкой. Ведь до ракет с ядерными боеголовками было еще далеко.

Вместо городов — пустыня

В Мохенджо-Даро нашли много резных печаток, на которых, как правило, изображались звери и птицы: обезьяны, попугаи, тигры, носороги. Видимо, в ту эпоху долина Инда была покрыта джунглями. Теперь же там пустыня. Под песчаными заносами погребены и прежде великие Шумер и Вавилония.

Руины древних городов скрываются в пустынях Египта и Монголии. Следы поселений ученые теперь обнаруживают и в Америке на совершенно непригодных для жизни территориях. Согласно древнекитайским хроникам, высокоразвитые государства находились когда-то в пустыне Гоби. Следы древних построек находят даже в Сахаре.

В связи с этим возникает вопрос: почему некогда цветущие города превратились в безжизненные пустыни? Взбесилась погода или климат изменился? Допустим. Но почему же при этом расплавлялся песок? Именно такой песок, превратившийся в зеленую стекловидную массу, исследователи обнаружили и в китайской части пустыни Гоби, и в районе озера Лобнор, и в Сахаре, и в пустынях Нью-Мексико. Температура, необходимая для превращения песка в стекло, на Земле естественным образом не возникает.

Но четыре тысячи лет назад люди не могли иметь ядерное оружие. Значит, его имели и применяли боги, иными словами, пришельцы, жестокие гости из дальнего космоса.

Василий МИЦУРОВ, кандидат исторических наук

Мохенджо-Даро (урду موئن جودڑو, синдхи موئن جو دڙو; буквально «холм мертвецов») — город цивилизации долины Инда. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Древней Месопотамии.

Мохенджо-Даро возник около 2600 года до н. э. и был покинут приблизительно девятьсот лет спустя. Предполагается, что во времена расцвета город являлся административным центром цивилизации долины Инда и одним из наиболее развитых городов Южной Азии. По некоторым версиям, его обитатели подверглись истреблению во время нашествия ариев.

Город (или "холм мертвецов") был обнаружен в 1922 г. индийским археологом Ракхалом Банарджи. А впервые серьёзно исследован он был в 1930-х годах экспедицией британского археолога Джона Маршалла, который не преминул отметить «идентичность» находок в Мохенджо-Даро с теми, что были обнаружены в Хараппе, в 400 км выше по течению Инда. Последние крупные раскопки Мохенджо-Даро проводились американской экспедицией в 1964-1965 годах, но были прекращены из-за эрозионных повреждений раскопанных строений.

В более ранних исследованиях «холм мертвецов» описывался как пограничная крепость месопотамской цивилизации.Мохенджо-Даро выделяется среди других центров Индской цивилизации почти идеальной планировкой, использованием в качестве основного строительного материала обожжённого кирпича, а также наличием сложных ирригационных и культовых сооружений. Древний город занимал площадь около 259га и представлял собой сеть кварталов (древнейший пример такой планировки), разделенных широкими улицами с развитой дренажной системой, которые разделялись на более мелкие.Среди прочих построек обращают на себя внимание зернохранилище, «большой бассейн» для ритуальных омовений площадью 83 кв. м. и возвышенная «цитадель» (по всей видимости, предназначавшаяся для защиты от наводнений). В период расцвета население составляло от 30.000 до 40.000 человек.Ширина улиц в городе достигала 10 м. В Мохенджо-Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации. Часть территории нижнего города, где селились простолюдины, была со временем затоплена Индом и потому остаётся неисследованной. За 4500 лет уровень воды (почвы) поднялся на 7 метров.

И по сей день многих археологов волнует тайна гибели 4500 лет назад города Мохенджо-Даро.В развалинах сооружений не было многочисленных трупов людей и животных, а также обломков оружия и следов разорения. Очевидным был лишь единственный факт - катастрофа произошла внезапно и длилась недолго.Упадок культуры - процесс медленный, следов наводнения не найдено. Более того, есть неоспоримые данные, говорящие о массовых пожарах. Эпидемия не поражает людей, спокойно прогуливающихся по улицам или занимающихся делами, внезапно и одновременно А именно так было - это подтверждается расположением скелетов. Палеонтологические исследования также отвергают гипотезу эпидемии. С полным основанием можно отвергнуть и версию о внезапном нападении завоевателей ни на одном из обнаруженных скелетов нет следов, оставленных холодным оружием.

Весьма необычную версию высказали англичанин Д. Девенпорт и итальянец Э. Винченти. Они утверждают, что Мохенджо-Даро пережил судьбу Хиросимы. В пользу своей гипотезы авторы приводят следующие аргументы. Среди руин попадаются разбросанные куски спёкшейся глины и зеленого стекла (целые пласты!). По всей вероятности, песок и глина под воздействием высокой температуры вначале расплавились, а затем мгновенно затвердели. Такие же пласты зеленого стекла появляются в пустыне штата Невада (США) всякий раз после ядерного взрыва. Анализ образцов, проведенный в Римском университете и в лаборатории Национального совета исследований Италии, показал: оплавление произошло при температуре 1400- 1500 градусов. Такая температура в те времена могла быть получена в горне металлургической мастерской, но никак не на обширной открытой территории

Если внимательно осмотреть разрушенные здания, создается впечатление, что очерчена четкая область - эпицентр, в котором все строения сметены каким-то шквалом От центра к периферии разрушения постепенно уменьшаются Наиболее сохранились окраинные строения Словом, картина напоминает последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки.

Мыслимо ли предположить, что таинственные завоеватели долины реки Инд владели атомной энергией" Такое предположение кажется невероятным и категорически противоречит представлениям современной исторической науки Впрочем, в индийском эпосе "Махабхарата" говорится о некоем "взрыве", который вызвал "слепящий свет, огонь без дыма", при этом "вода начала кипеть, а рыбы обуглились" - Что это - просто метафора? Д.Девенпорт считает, что в ее основе заложены реальные события.