Как победить зло в снежной королеве. «Борьба добра и зла в сказке Х

Технологическая карта урока литературы в 5 «а» классе

Предмет

Литература

Класс

5 «а»

Тема урока

По Добро и зло в сказке Х..К. Андерсена «Снежная королева».

Учебник

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. /В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин/ - М.: Просвещение, 2013.

Образовательное учреждение

МОУ Сараевская средняя общеобразовательная школа

Тип урока

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Цель урока

Обобщить и систематизировать знания по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»

Задачи урока

Узнать, что помогло девочке победить злую волшебницу;
Показать силу воли и мужество Герды во время поисков Кая;
Применять изученный материал в ходе анализа содержания сказки.
Воспитывать чувства дружбы, любви, добра на примере героев сказки.
Способствовать полноценному восприятию художественного произведения.
Развивать память, речь, мышление учащихся

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Знать содержание прочитанного произведения;

Уметь анализировать художественный текст; давать характеристику героям произведения.

Р1- принимать учебную задачу;

Р2- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, результаты, действовать по плану;

Р3- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

Р4- анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата;

Р5- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

К1- участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

К2- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета; К3- строить монологические и диалогические высказывания;

К4- сотрудничать в совместном решении проблемы.

П1- извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства);

П2- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения;

П3- устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Формирование доброжелательного отношения к окружающим, основанного на приоритете добра, любви и взаимовыручки.

Понимание важности чувства товарищества, взаимопомощи, сострадания, отзывчивости и верности дружбе.

Формирование положительной мотивации учения; развитие интереса к литературе.

Форма организации познавательной деятельности

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Педагогические технологии

Проблемное обучение. Игровые технологии. Информационно-коммуникационные технологии.

Используемое оборудование

ПК, проектор, экран, раздаточный материал, п резентация, иллюстрации к сказке.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Литературная сказка, сюжет , сравнительная характеристика, противопоставление.

Организационная структура урока

Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЭОР

1

Этап мотивации (самоопределение к деятельности)

Цель:

    мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

    определить содержательные рамки урока

Здравствуйте, ребята! Мне очень хочется пожелать доброго дня всем-всем, каждому из вас. Добрый день, ребята! Добрый день всем, кто присутствует на нашем уроке!

Сегодня мы продолжим разговор о творчестве одного из самых любимых писателей взрослых и детей всего мира. Послушайте стихотворение и отгадайте автора:

В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берет мой мир свое начало;

На датском языке мать песни мне певала,

Шептала сказки мне родимая моя…

Люблю тебя, родных морей волна,

Люблю я вас, старинные курганы,

Цветы садов, родных лесов поляны,

Люблю тебя, отцов моих страна.
(отрывок из стихотворения Х.К. Андерсена «Дания – моя родина»

Какую сказку писателя вы читали дома?

Сказка «Снежная королева» многогранна. Она о добре и зле, о крепкой дружбе, о хитрости, о взаимопомощи и,конечно же, о самоотверженной любви.

А теперь послушайте следующие стихотворные строки и подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока.

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло. (Ю.Энтин)
- Попытайтесь сформулировать тему нашего урока?

(Добро и зло в сказке Х.К. .Андерсена «Снежная королева».)

-Да, сегодня мы будем говорить о борьбе добра и зла в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева».
Итак, тема нашего урока: «Добро и зло в сказке Х.. К. Андерсена «Снежная королева».
- Какие цели вы поставите перед собой на уроке?
-
Узнать, какие герои добрые, а какие злые?
-Каким образом добро в сказке побеждает зло?
-Как удалось маленькой хрупкой девочке победить злую волшебницу Снежную королеву.

- Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

Приветствуют учителя, настраиваются на успешную работу.

Готовятся к восприятию материала урока.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока.

Формулируют цели урока.

Сл. 1, 2

Этап актуализации знаний Цель:

    актуализация учебного содержания, необходимого для обобщения материала;

    подготовка учащихся к основному этапу урока.

Ну а теперь обратимся к содержанию сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева»

Для того чтобы успешно достичь цели нашего урока, вы должны хорошо знать содержание сказки, которую вы читали дома.
Для того, чтобы проверить, как вы запомнили сказку, я предлагаю вам несколько конкурсов-разминок:
1.Конкурс «Истории по порядку»
Перед вами названия глав сказки. Ваша задача расположить эти названия в той последовательности, в которой они расположены у автора.
«Мальчик и девочка»
«Принц и принцесса»
«Лапландка и финка»
«Цветник женщины, умевшей колдовать»
«Что происходило в чертогах Снежной королевы и что случилось потом»
«Маленькая разбойница»
«Зеркало и его осколки»
2. Конкурс «Без лишних слов».
Что такое сюжет? Сформулируйте одним предложением сюжет сказки: «Девочка Герда отправляется на поиски своего друга Кая, которого похитила Снежная королева»
3 . Конкурс «Узнай героя сказки» (работа в парах).

У вас на столах лежат карточки с заданием. На них сведения о том или ином персонаже произведения. Ваша задача - узнать героя.

Вариант №1

Эта героиня:

1) «слишком много ела»;
2) «страдала головными болями с тех пор, как получила должность при дворе»;
3) «осталась вдовой» и стала жаловаться на судьбу. (Ворона.)

Эта героиня:

1) была «такая умница, что и сказать
нельзя»;
2) «прочла все газеты в свете и уж позабыла всё, что прочла»;

3) хотела выбрать в мужья «такого человека, который бы умел отвечать, когда с ним заговорят». (Принцесса.)

Эта героиня:

1) однажды увидела «такие сны,
какие видит разве только королева в день свадьбы»;
2) могла «жить припеваючи» в королевском дворце, но поспешила покинуть его и «босая обошла полсвета»;
3) была сильнее двенадцати богатырей. (Герда.)

Эта героиня:

1) обещала навестить Кая и Герду в городе;
2) «была такая необузданная и своевольная, что любо!»;
3) однажды «так укусила мать, что та подпрыгнула». (Маленькая разбойница.)

Вариант № 2

Этот герой:

1) организовал собственную школу;
2) «хохотал до колик», будучи обрадованным «успехом своей выдумки»;
3) «смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, всё же негодное… выступало ещё ярче». (Тролль.)

Этот герой:
1) «умел выставить напоказ все странности и недостатки» окружающих людей;
2) знал, «сколько в каждой стране квадратных миль и жителей»;
3) удостоился поцелуев Снежной королевы. (Кай.)

Эта героиня:
1) любила зимней ночью «заглядывать в окошки»;
2) «казалась совершенством» главному герою сказки;
3) носила одежду из снега, а сама была «вся из ослепительно белого льда и всё же живая». (Снежная королева.)

Эта героиня:

1) понимала вороний язык;
2) читала вслух важные страницы Евангелия: «Если не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное»;
3) была предметом насмешек Кая, который «стал передразнивать её походку, надевать её очки, подражать её голосу». (Бабушка.)

4. Конкурс «Чьи эти вещи?»

«Зеркало» - тролль

«Ящик с розами» - родители

«Сани» - Снежная королева

«Красные туфельки» - Герда

«Соломенная шляпа с цветами» - старушка-колдунья

«Гребень» - старушка-колдунья

«Короны» - принц и принцесса

«Санки» - Кай

«Карета» - принц и принцесса

«Большая рукавица и нож» - разбойница

«Платье, муфточка» - Герда

«Ошейник» - олень

«Длинный нож» - маленькая разбойница

«Треска» - лапландка

5. Конкурс «Цветочный»
-Какой цветок в сказке является символом любви и добра и не раз помогает Герде? (роза)
-Где в сказке встречается сам цветок или упоминается о нём?
1)ящики с розами

2)розовые кусты в саду старушки-колдуньи

3)роза на шляпе старушки

4)псалом, где упоминаются розы (псалом – религиозное песнопение)

5)лицо Герды сравнивается с розой, когда ею любуется старушка-колдунья

6)щёки Кая зацвели розами, когда его спасла Герда.

Учащиеся повторяют содержание сказки, проверяют и корректируют знания.

Работают в парах

Анализ изученного содержания

Цель:

    установление межпредметных связей

    включение учащихся в поисковую деятельность

Молодцы, ребята! А теперь переходим к разговору о добре и зле, чтобы ответить на главный вопрос нашего урока. В сказке Х.К.Андерсена, как и в любой сказке, добру противостоит зло.
- А что такое добро и что такое зло в вашем понимании? (ответы детей)
-Подберите синонимы к слову доброта -
отзывчивость, щедрость, сопереживание…
- Читаем в словаре С.И. Ожегова
Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
Зло – нечто дурное, вредное.

Давайте определим, кто и что служит в сказке ДОБРУ и кто и что помогает ЗЛУ. (На доске надписи «ДОБРО» и «ЗЛО».)

ДОБРО ЗЛО
Распределение слов по группам (учащиеся берут карточки со словами и распределяют по столбикам)

Герда, Снежная королева , тролль, зеркало , старушка-колдунья , ворон, принц и принцесса , маленькая разбойница, лапландка и финка, снежное войско.

Сравнительный анализ образов Герды и Снежной королевы.

А теперь давайте сравним образы Герды и Снежной королевы. Для этого проведём небольшую исследовательскую работу. Ваша задача: сравнить внешний облик Герды и Снежной королевы и сделать вывод..

Снежная королева : «Она была так прелестна и нежна, но изо льда,…, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя». (история 2, стр.218-219)

Такой увидел её Кай в первый раз.

«Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина Снежная королева… Она была так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе и представить. Теперь она не казалась ему ледяною…» (история 2, с 223.)

Изменилось ли представление Кая о Снежной королеве и почему? (его сердце стало ледяным)

Герда

Какова внешность Герды?

«Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое, круглое, словно роза, личико девочки» (история 3, стр. 226.)

Что подчёркивает автор в изображении Снежной королевы и Герды?
Изо льда, ослепительно белая (холод) – золотое сияние (тепло)
Глаза сияли, как звезды (холод) – личико милое, приветливое, словно роза (тепло).

- Какой прием использует автор? (противопоставление) С какой целью?
Вывод: Автор использует приём антитезы, для того чтобы противопоставить Снежную королеву и Герду, показать, какие они разные. Холод и тепло, добро и зло.

Работа с иллюстрациями

Чтобы лучше понять мир Снежной королевы и мир Герды давайте посмотрим иллюстрации современного британского художника Кристиана Бирмингема.

Какой изобразил художник Снежную королеву?

(Он увидел её глазами Кая («она была прелестна и нежна»).

А что несет ее красота?

Вывод: Красота не всегда бывает доброй. Андерсен заставляет нас задуматься о том, что же делает человека по-настоящему красивым.

Что же? (поступки, внутренние качества)

- Какие поступки она совершает? (забрала Кая, убила птенчиков белых голубей, её поцелуй холоднее льда, когда она проезжала на санях, буря выла и стонала, дули холодные ветры, выли волки, летали с криком чёрные вороны)
- Любит ли она кого-нибудь? (нет)

История 7, стр. 244 (чтение отрывка)

От слов: «Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко освещенных чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда!..». До слов: «Холодно, пустынно, мертво!»

Какие слова повторяются в отрывке?

А теперь вспомним, какие поступки совершает Герда. Как вы думаете, что заставило Герду отправиться в такой длинный и долгий путь? (Ее любящее горячее сердце подтолкнуло Герду к такому шагу. Герда верила, что Кай жив, и она обязательно должна ему помочь).

Что связывало Герду и Кая ? (дружба)

Какими качествами должна была обладать Герда, чтобы так стойко преодолеть все трудности? (Быть сильной, смелой, верной, преданной дружбе).

Продолжим знакомство с иллюстрациями Кристиана Бирмингема и посмотрим, какой же увидел художник Герду?

Вывод: Соотнесите слова с образами Герды и Снежной королевы.

Так почему же Герда оказалась сильнее Снежной королевы? (Герда-воплощение лучших человеческих качеств, поэтому она побеждает зло, отвоевывает Кая у Снежной королевы).

Анализируют, сравнивают, делают выводы.

Сравнивают изображение Герды и Снежной королевы на картинах К. Бирмингема.

Сл. 8

Сл.9

Сл.10

Сл.11

Сл. 12, 13, 14.15

Сл. 16-19

Сл.20

Физкультминутка

Цель:

    повышение и поддержание умственной активности и работоспособности учащихся на уроке

1) Встали, сели,
Сели, встали.

Ручки к солнышку подняли.

Повернулись, улыбнулись.

И за парты вновь вернулись.

2). «Снежинка» (упражнение для глаз)

Выполняют упражнения

Систематизация и обобщение

Цель:

    выделение главного в изученном

    организация деятельности учащихся по включению знаний в целостную систему.

Итак, Герда оказалась сильнее Снежной королевы. Но подумайте, смогла ли бы она одна преодолеть огромный путь до Лапландии? (нет) Давайте вместе с Гердой совершим путешествие в чертоги Снежной королевы и посмотрим, кто помогал Герде в поисках Кая.
I . C хема-маршрут «Путь Герды в поисках Кая»
Схема: дом - старушка-колдунья - королевство принцессы - логово разбойников - лапландка - финка - чертоги снежной королевы.

1. Старушка-колдунья.
Пересказ эпизода: Герда и старушка-колдунья.

Она добрая или злая? (Она взяла Герду за руку, увела к себе в домик и заперла дверь на ключ, расчёсывала волосы золотым гребешком, чтобы Герда забыла Кая).

Как же смогла Герда вырваться из плена старушки? Как она справилась со злом? (Сердце не давало ей покоя)

- А чем помогла старушка Герде?

Вывод: И опять мы убеждаемся в том, что Зло иногда надевает маску Добра, и тогда его трудно узнать.

2. Ворон.

Как помог Ворон Герде?

«… Желал девочке добра и спросил ее, куда это она бредет по белу свету одна-одинешенька?» «Моя невеста шлет тебе тысячу поклонов и вот этот маленький хлебец».

Вывод: Ворон и его невеста помогают Герде пройти во дворец Принца и принцессы.

3. Принц и Принцесса.

Как они помогают девочке?

(«Ей дали и башмаки, и муфту, и чудесное платье», золотую карету, которая «битком была набита сахарными крендельками, а ящик под сиденьем – фруктами и пряниками».

А встреча с доброй, самоотверженной девочкой Гердой как-то повлияла на них?

(Им тоже захотелось сделать что-то доброе: помиловали и захотели наградить ворон – предложили им стать вольными птицами или занять должность придворных ворон; были очень добры к Герде).

Вывод: встреча Герды с принцем и принцессой- это испытание, Герда могла бы остаться и спокойно жить в замке, но она верна дружбе.

4. Маленькая разбойница.

Выразительное чтение по ролям «Герда у разбойников.» с. 235-236

Почему изменилась маленькая разбойница?

(Герда своим рассказом и слезами растопила ее сердце. Разбойница поняла, что, кроме зла, существуют еще любовь, верность).

Что доброго совершила?

(Отпустила Герду, вернула ей вещи и главное – отпустила с ней своего любимого северного оленя)

Вывод : Значит, добро порождает добро. Мы видим, как добро Герды передается и тем, с кем она встречается, передается по кругу и возвращается к ней, делая ее сильнее.

5. Лапландка и финка. На пути Герды встречаются еще два добрых человека – лапландка и финка. Обе стараются ей помочь.

Как помогли Герде лапландка и финка?

6. Путь к чертогам Снежной королевы.

Что пришлось преодолеть девочке на подступах к чертогам Снежной королевы?

(«Одна на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц», снежные хлопья - передовые отряды войска Снежной королевы.)

Как справилась Герда с силами зла на подступах к замку Снежной королевы)? (Ей помогла вера, она читала молитву «Отче наш…»)

7. У Снежной королевы.
- Каким Герда нашла Кая? Как смогла возродить его к жизни? Чтение по ролям. История 7, стр. 245
(со слов «Она свободно вошла в огромную пустынную ледяную залу до слов «стал бодрым и здоровым»)

Вывод: Итак, Герда победила силы Зла. Кай и Герда, счастливые, вернулись домой.
-Почему именно весной?
Весна-время обновления, весной празднуется самый главный христианский праздник – Пасха – Воскресение Христово. Слова псалома говорят о возрождении, воскресении. Кай воскрес благодаря великой силе добра и любви.

Составляют схему-маршрут

Пересказывают

Выразительно читают по ролям

Отвечают на вопросы, делают выводы

Этап рефлексии учебной деятельности

Цель:

    оценить результаты собственной деятельности.

А наш путь Добра закончился, круг замкнулся!

Почему путь Герды я изобразила в форме круга? (нужно делать добро и оно к тебе вернётся)

Об этом написала в своем стихотворении поэт Марина Цветаева:

Все же вы не слабейте душою,

Как придет испытаний пора –

Человечество живо одною

Круговою порукой добра!

Достигли ли мы поставленных целей урока?
- Почему же Герда победила Снежную королеву, победила силы зла? В чем ее сила?

(Герда – добрая, любящая. Сила Герды в ее мужестве, бесстрашии, в ее вере в собственные силы, в умении преодолевать препятствия ) .

- Герои сказки Г.Х. Андерсена добиваются счастья благодаря силе духа, верности и дружбе, а не с помощью волшебных сил. Грозную Снежную королеву побеждает маленькая хрупкая девочка Герда, ее доброта и дружба помогают Каю вернуться к людям. В этом мудрость сказки Андерсена.

(Нам всем остается терпеливо учиться у них верности, преданности, настоящей дружбе.)

« Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!», - писал Х. К.Андерсен.

Оцени свою работу на уроке:

    Отвечал на вопросы

    Пересказывал

    Работал в паре

Приём «Микрофон»

художнику за…

одноклассникам за…

Выставление оценок.

Мы убедились сегодня с вами еще раз, что путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, чередование добра и зла. А ещё мы убедились в том, что доброта – это сила. Не бойтесь быть сильными, не уставайте делать добро, и оно к вам обязательно вернётся!
Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с доброй улыбки, с хорошего настроения. Давайте будем следовать законам доброты, верить в победу доброго человеческого сердца над злым. Возьмемся за руки в «круговой поруке добра» и поймем, наконец, что готовность отдавать другим частицу своего тепла, заботы, внимания – это и есть настоящее счастье.

Наш урок подошёл к концу, я хочу сказать вам большое спасибо за работу.

Подводят итоги своей работы.

Оценивают результаты своей работы

Домашнее задание

В качестве домашнего задания я хочу предложить вам задания на выбор:

    Составить карту путешествия Герды в поисках Кая.

    Проиллюстрировать сказку

    Сочинить свою сказку об осколках волшебного зеркала. (Например, осколок попал в вашего одноклассника.)

Песня «Дорогою добра»

Записывают домашнее задание

Ганс-Христиан Андерсен – знаменитый датский сказочник, написавший множество замечательных произведений. Одной из любимых для многих детей является сказка «Снежная Королева». Ее любят за то, что главная героиня – простая девочка Герда, а не сказочная принцесса; за то, что в сказке злые силы выступают в образе красивой, но холодной Снежной Королевы и злого и коварного троля.

Добро и зло – вот те две силы, которые противостоят друг другу в любой сказке. «Снежная Королева» - не исключение. Вот только герои, выступающие на той и другой стороне, совсем не такие, как в других произведениях этого жанра. Силы добра олицетворяет, прежде всего, Герда, смелая девочка, выступившая против самой Снежной Королевы, могущественной и непобедимой. Никакая сила не могла противостоять холодному взгляду, а уж тем более, поцелую волшебницы. Но доброта и отвага Герды привлекает на ее сторону и людей, и животных.

Отправившись на поиски названного брата Кая, Герда и не предполагала, с какими трудностями ей придется столкнуться, сколько опасностей поджидает ее на пути. Но она верит в то, что сможет преодолеть любые препятствия, лишь бы только вернуть домой любимого брата, спасти его из рук жестокой королевы, несущей смерть всему живому. И потому все стараются помочь Герде. Лишь старушка, умеющая колдовать, пытается помешать девочке. Но ею движет желание оставить Герду у себя, ведь у старушки не было детей.

Принц и принцесса, узнав историю Герды и Кая, так растрогались, что помиловали Ворона и его невесту. А Герде дали золотую карету, теплые вещи и проводили ее до границ королевства. Дочь злой разбойницы настолько была поражена смелостью маленькой девочки, которая преодолела столько препятствий, но не остановилась на полпути, что отпустила Герду. Кроме того, она вернула ей вещи и отпустила с ней свою любимую игрушку – северного оленя.

Маленькая разбойница первоначально принадлежала силам зла. Но Герда своей самоотверженностью поразила ее. Разбойница поняла, что кроме зла в мире существует еще любовь, верность, самопожертвование. И это не оставило ее равнодушной. Она уже не слушала свою мать. Маленькая разбойница узнала другую сторону жизни.

Но самым большим злом был тролль, создавший волшебное зеркало, искажающее все прекрасное в мире. И, конечно, Снежная Королева, от взгляда которой умирало все живое. Но и эти силы не способны убить любовь. Герда проникла в чертоги Снежной Королевы. Ее горячие слезы растопили кусочки ледяного зеркала в сердце Кая. Перед великой любовью сила холодной волшебницы иссякла. Она не могла победить этого чувства, потому что добро всегда несет в себе всепобеждающую любовь.

Крутяк! 18

Главными героями сказки Снежная королева являются дети. Мальчик Кай и девочка Герда дружили между собой с самого детства. Дети жили по соседству и очень любили друг друга. Все свободное время мальчик и девочка всегда проводили вместе. Дети играли, мечтали и обожали снежную зиму. Они никогда не думали, что веселые зимние развлечения могут им принести какие-то горести.

Но однажды произошла беда. Осколок разбитого кривого волшебного зеркала попал Каю в сердце. Мальчик стал злой, эгоистичный и черствый. Ледяной осколок в его сердце обладал свойствами превращать добро во зло и все больше и больше холодил его сердце. Украденный Снежной королевой мальчик полностью забывает своих родных и любимую Герду.

Герда ждет возвращения Кая всю зиму. Но его все нет и нет. Малышка отправляется на поиски своего товарища.

Храбрая маленькая девочка, во что бы то ни было, пытается освободить Кая из этого плена. Много трудностей и препятствий встречается ей по пути. Разбойники, колдунья, принц и принцесса, мороз, снежные хлопья - войско королевы. Благодаря своей самоотверженности и любви Герда выдерживает борьбу с ними и преодолевает все препятствия и выручает Кая из беды. Главная идея сказки Андерсена Снежная королева это любовь и счастье. Герда с очень большим трудом пытается растопить лед в сердце своего друга. Но все попытки тщетны.

Только лишь ее горячие слезы растопили этот страшный осколок и вернули мальчика к прежней жизни. Главный урок из сказки Снежная королева в том, что своей любовью можно сделать другого человека лучше и добрее. В любых обстоятельствах надо пытаться делать другим только добро. Автор сказки призывает видеть в людях только хорошее. Добро всегда побеждает зло.

Сочинение №2

Если зеркало изобретет тролль, у которого в сердце живет одно зло, значит, это зеркало способно принести много плохого всему живому. Зеркало было волшебным. В нем даже хорошие вещи виделись искаженно. Все доброе истребляло волшебное стекло. И вот однажды, из-за шалости непослушных помощников тролля, зеркало разбилось. Сколько зла принесло оно! Только один маленький осколок легко превращал доброго человека в злого и подозрительного.

В холодный зимний вечер в глаз Кая попадает осколок. До сих пор мальчик был очень добрым и чутким. И тут его сердце стало жестоким. Все он видел искаженно. Думаю, основная идея произведения Андерсена в том, чтобы показать, что злые люди имеют холодное, безразличное и черствое сердце. Их жизнь не может быть счастливой, потому что во всем они видят только плохое. Постепенно эти люди отравляют жизнь тех, кто находится рядом с ними. Можно ли спасти жестоких людей? Можно ли их снова сделать добрыми?

Маленькая подруга Кая, Герда, решила помочь мальчику. Она понимала, что ей придется сразиться со злом, которое живет в сердце друга. Ей придется пожертвовать всем, и своим удобным теплым миром, и расстаться с дорогими ей людьми. И все же, эта храбрая девочка сделала все, что от нее зависело. Она проникла во дворец Снежной королевы. Нашла Кая и помогла ему понять, что счастливым он станет только тогда, когда вспомнит о доброте, о тепле, которое дарит дружба. Счастье приносят семейные ценности и маленькие жизненные радости. Каждый человек сам решает, каким он хочет быть, добрым или злым. Для себя я решила, что хочу быть доброй.

Ганс-Христиан Андерсен – знаменитый датский сказочник, написавший множество замечательных произведений. Одной из любимых для многих детей является сказка «Снежная Королева». Ее любят за то, что главная героиня – простая девочка Герда, а не сказочная принцесса; за то, что в сказке злые силы выступают в образе красивой, но холодной Снежной Королевы и злого и коварного троля.

Добро и зло – вот те две силы, которые противостоят друг другу в любой сказке. «Снежная Королева» - не исключение. Вот только герои, выступающие на той и другой стороне, совсем не такие, как в других произведениях этого жанра. Силы добра олицетворяет, прежде всего, Герда, смелая девочка, выступившая против самой Снежной Королевы, могущественной и непобедимой. Никакая сила не могла противостоять холодному взгляду, а уж тем более, поцелую волшебницы. Но доброта и отвага Герды привлекает на ее сторону и людей, и животных.

Отправившись на поиски названного брата Кая, Герда и не предполагала, с какими трудностями ей придется столкнуться, сколько опасностей поджидает ее на пути. Но она верит в то, что сможет преодолеть любые препятствия, лишь бы только вернуть домой любимого брата, спасти его из рук жестокой королевы, несущей смерть всему живому. И потому все стараются помочь Герде. Лишь старушка, умеющая колдовать, пытается помешать девочке. Но ею движет желание оставить Герду у себя, ведь у старушки не было детей.

Принц и принцесса, узнав историю Герды и Кая, так растрогались, что помиловали Ворона и его невесту. А Герде дали золотую карету, теплые вещи и проводили ее до границ королевства. Дочь злой разбойницы настолько была поражена смелостью маленькой девочки, которая преодолела столько препятствий, но не остановилась на полпути, что отпустила Герду. Кроме того, она вернула ей вещи и отпустила с ней свою любимую игрушку – северного оленя.

Маленькая разбойница первоначально принадлежала силам зла. Но Герда своей самоотверженностью поразила ее. Разбойница поняла, что кроме зла в мире существует еще любовь, верность, самопожертвование. И это не оставило ее равнодушной. Она уже не слушала свою мать. Маленькая разбойница узнала другую сторону жизни.

Но самым большим злом был тролль, создавший волшебное зеркало, искажающее все прекрасное в мире. И, конечно, Снежная Королева, от взгляда которой умирало все живое. Но и эти силы не способны убить любовь. Герда проникла в чертоги Снежной Королевы. Ее горячие слезы растопили кусочки ледяного зеркала в сердце Кая. Перед великой любовью сила холодной волшебницы иссякла. Она не могла победить этого чувства, потому что добро всегда несет в себе всепобеждающую любовь.