В подготовительной к школе группе детского сада. В подготовительной к школе группе детского сада Дидактический наглядный материал

Конспект.

ФМП.

«Состав числа 10 из двух меньших чисел»

Апрельская В.В

Учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

Закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в пределах 10.

Упражнять в умении измерять длину и ширину предметов с помощью условной меры.

Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Мяч, карточки с цифрами от 0 до 9, «отрез ткани» (лист бумаги), равный 6 мерам по длине и 4 мерам по ширине, полоска бумаги (мера), 10 кругов одного цвета (пирожки), 2 тарелки.

Раздаточный материал . Счетные палочки, 10 кругов одного цвета, 10 треугольников одного цвета, тетради в клетку, на которых дано начало шифровки (см. рис. 12), карандаши.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Назови число».

Воспитатель уточняет у детей: «Какое число называется предыдущим? (Число, меньшеенаодин.) Какое число называется последующим?» (Число, большеенаодин.)

Затем воспитатель по очереди бросает детям мяч и просит назвать предыдущее и последующее число к числам 2 (7, 9, 5…) и пропущенные числа в следующих рядах: 1, …, 3; 5, 6, …, 8; 8, …, 10.

II часть. Игровое упражнение «Телефоны экстренной помощи».


Загорелся кошкин дом:
Пламя, искры, дым столбом.
Мяу, мяу – из окошка.
– Помогите, – просит кошка.
Позвонить при виде дыма «01» необходимо.

Дети на доске с помощью цифр выкладывают номер телефона пожарной службы.

Воспитатель говорит: «Для того чтобы спасти кошку, нужно натянуть кусок плотной ткани, длина которой равна шести мерам и ширина – четырем мерам».

Воспитатель уточняет правила измерения и напоминает, что при измерении длины меру передвигают слева направо, а при измерении ширины – снизу вверх.

Вызванные дети измеряют длину и ширину «отреза ткани», остальные следят за правильностью выполнения задания, считают меры и выкладывают соответствующее количество счетных палочек у себя на столе.

Затем воспитатель спрашивает: «Чему равна длина отреза ткани? Чему равна ширина отреза ткани? Подойдет ли размер вашего отреза ткани для спасения кошки?»

Дети обосновывают свой ответ.

Воспитатель читает стихотворение:

Если вы в беду попали,
Телефон «02» набрали.
К вам полиция придет,
Всем поможет, всех спасет.

Дети выкладывают на доске номер телефона полиции.

Физкультминутка «Делаем зарядку»

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.

С добрым утром


Десять, девять, (Хлопки в ладоши.)
Восемь, семь,
(Хлопки по коленям.)
Шесть, пять,
(Хлопки в ладоши.)
Четыре, три,
(Хлопки по коленям.)
Два, один.
(Хлопки в ладоши.)
Мы с мячом
Играть хотим.
(Прыжки на месте.)
Только надо
Нам узнать,
(Ходьба на месте.)
Мяч кто
Будет догонять.
(Приседание.)

II часть (продолжение). Воспитатель читает стихотворение:


Если мама заболеет,
Не волнуйся и не плачь.
Набери «03» скорее,
И приедет к маме врач.
Если что-нибудь случится,
Помощь скорая примчится.

Л.Зильберг

Дети выкладывают на доске номер телефона скорой помощи.

Воспитатель говорит детям, что Красная Шапочка принесла бабушке 10 пирожков (круги), и предлагает помочь девочке разложить их на две тарелки. Вместе с детьми он обсуждает, как разложить число 10 на два меньших числа, и записывает возможные варианты на доске при помощи цифр(9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5, 4 и 6, 3 и 7, 2 и 8, 1 и 9).

III часть. Воспитатель говорит детям, что Красная Шапочка еще принесла 10 фруктов (яблоки и груши) и сложила в одну вазу. Дети составляют число 10 с помощью кругов и треугольников (кто как хочет). Все варианты ответов обсуждаются и обозначаются цифрами на доске.

IV часть. Игровое упражнение «Передаем шифровку для скорой помощи». У детей тетради в клетку, на которых дано начало шифровки (см. рис. 12).

Рис. 12

На доске – такой же рисунок. Воспитатель вместе с детьми обсуждает последовательность расположения точек и линий, уточняет интервалы между ними и предлагает продолжить «шифровку».

Воспитатель читает шифровку: «Спасибо, помощь оказана». Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, оценивает его и предлагает нарисовать улыбающееся или неулыбающееся солнышко. Затем предлагает отгадать загадку:


Поверну волшебный круг,
И меня услышит друг.

(Телефон)

Воспитатель еще раз уточняет номера телефонов экстренной помощи, по которым можно передать срочную информацию.

Состав числа 10
Программное содержание:
1. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, творческие способности детей.
2.Продолжать учить составлять число 10 из единиц, познакомить с обозначением числа 10.
3. Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.
4.Дать понятие о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника.
5. Закреплять умение ориентировать в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать их пространственное положение.
6. Создать на занятии обстановку эмоционального благополучия.
Организационнй момент: - Ребята, как вы думаете какое занятие у нас сегодня будет? (математика)
- Как вы догадались?
- Правильно, сегодня у нас будет занятие по математике и мы будем учиться составлять число 10 из двух меньших чисел.
Сегодня мы с вами ребята совершим небольшое путешествие в мир сказки. Вы эту сказку все знаете, называется она «Красная шапочка». Мама испекла пирожки и отправила Красную шапочку к бабушке. Идет Красная шапочка по лесу, все рассматривает, все разглядывает. Деревцо за деревцо, кустик за кустик, загляделась она и потеряла тропинку по которой шла. Видит впереди полянка, а на полянке зверята: зайчата, ежата, бельчата. Подходит Красная шапочка к зверятам и просит помочь ей найти тропинку к бабушке. Зверята согласились ей помочь после выполнения их заданий. А задания не простые, Красная шапочка с ними справиться не может и просит она вас ребята помочь ей. Ну что, поможем ей?
Тогда присаживайтесь за столы и первое задание, с которым вы должны справить – это расставить цифры по порядку от 1 до 10. (Назови соседей)
В следующем задании вам необходимо выложить лесенку из счетных палочек. (прямой и обратный счет, какая ступенька стоит первой, второй…десятой?)
Возьмите палочку, которая обозначает цифру 10 и положите ее перед собой. Какого цвета эта палочка? Сегодня мы с вами познакомимся с оранжевой палочкой – это самая большая палочка Кюизенера. Теперь возьмите белую палочку, которая обозначает цифру 1 и положите ее перед оранжевой палочкой. Подумайте, какого цвета палочку надо положить рядом с белой, чтобы они были одинакового размера с оранжевой? (Синюю, которая обозначает цифру 9) Молодцы! Какой вывод можно сделать? (1+9=10). Возьмите палочку, обозначающую цифру 2 (розовую) какого цвета палочку прибавим к ней? (бордовую) Какую цифру она обозначает? Вывод: 2+8=10. Следующая палочка обозначает цифру 3 (голубая) какого цвета палочку прибавляем? (черную) какое число она обозначает? Вывод 3+7=10. Теперь берем палочку, обозначающую цифру 4 (красную) какого цвета палочку прибавим к ней? (фиолетовую) Какую цифру она обозначает? Вывод: 4+6=10. Берем палочку, обозначающую число 5 (желтая) Какого цвета палочку прибавим к ней?(желтую) Вывод 5+5=10. Молодцы ребята, для закрепления состава числа 10 мы повесим на доску числовой домик с числом 10.
И последнее задание, с которым вам предстоит справиться: выложите изсчетных палочек, которые находятся у вас в подложке вот такой дом.

Переложите одну палочку так, чтобы домик был повернутв другую сторону.
Ответ:

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и помогли Красой шапочке! Мы прощаемся с ней и подводим итог нашего занятия.

Гульнара Суюндукова

Тема интегрированной совместной образовательной деятельности по ФЭМП :

Счет до 10 и обратно, цифра 10.

(разновозрастная группа 5-6лет)

Программное содержание :

· Развивать познавательный интерес ,мыслительную активность,воображение,творческие способности детей

· Продолжать учить составлять число 10 из единиц ,познакомить с обозначением числа 10

· навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10

· Создать на занятии обстановку эмоционального благополучия, воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи.

Цель : посредством интегрированного занятия стимулировать познавательный интерес , обучать новым знаниям, умениям, навыкам.

Звучит музыка из мультфильма «Маши и медведь» . Появляется Маша.

Маша : Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть! Вы узнали меня? (ответы детей) .Помогите мне,пожалуйста! Ребята,сегодня у Мишы День рождения! Ему исполняется 10 лет. Я хочу его поздравить с Днем рождения, но я заблудилась. Миша прислал мне карту - схему, как дойти до него. (показывает карту) .Вы мне поможете добраться до Миши и поздравить его?

Дети :Да!

Маша : Ребята, посмотрите, путь на плане обозначен цифрами, а у нас есть конверты с цифрами и заданиями. Какая цифра будет первой? Ответ детей.

Первый конверт с цифрой 1, поиграем в игру

СОЕДИНИ ЦИФРЫ ПО ТОЧКАМ

Маша : Молодцы, ребята, как вы быстро справились первым заданием!

От единицы в каком направлении будем идти? Ответ детей : (к цифре 2, слева на право из нижнего левого угла в нижний правый угол) . Куда пришли?

Маша : Ребята, помогите выполнить следующее задание найди соседей

Маша :Спасибо,ребята! Вы такие умные!

В какую сторону пойдем от цифры 2? Ответ детей :(к 3 из нижнего правого угла в верхний левый угол) физкультминутка (по карточкам выполняем упражнения связанные со счетом)

Маша : Найдите на плане цифру 4, в каком направлении надо нам идти? Ответ детей :(с лева на право из верхнего левого угла в верхний правый угол)

Маша : Спасибо, ребята!

Реши задачи (НА СЛОЖЕНИЕ, ВЫЧИТАНИЕ)

Маша : Молодцы! Вы оказывается такие умные! Куда идем дальше- по стрелке цифра №5. А здесь у нас необычное задание,нам нужно сделать подарок для Миши. Закрасить цифру 10. (Маша-воспитатель побуждает детей к взаимопроверке, дети старшего возраста помогают второй подгруппе)

Раскраска с цифрой 10

Молодцы,ребята! Какие красивые подарки получились! Миша будет очень рад!

Выход Миши

Миша : Здравствуйте,ребята!Как я рад,видеть вас!

Маша : Миша,мы поздравляем тебя с Днем рождения и хотим подарить тебе наши подарки!

Миша :Какие красивые работы! Я только не знаю, что здесь нарисовано?

Дети : Это цифра 10.

Маша :

Сказал веселый, круглый ноль

Соседке-единице :

С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице!

Она окинула его

Сердитым, гордым взглядом :

Ты, ноль, не стоишь ничего.

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль : - Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в десять раз,

Когда я стану справа.

Маша :Ребята, давайте научим Мишу считать?

Дети становятся в круг и называют числа по порядку от 1 до 10 и обратно,называют числа -соседи передавая мяч друг другу. (игра повторяется несколько раз) .

Миша :Дорогие мои! Как я рад и счастлив, что вы пришли ко мне! Спасибо вам за подарки и за то что вы научили меня считать! До свидания (Миша уходит) .

Маша : Спасибо, дорогие ребята, что вы помогли мне! До свидания! До новых встреч!





Публикации по теме:

Тема: «Состав числа три» Задачи: 1. Сформировать у детей представление о составе числа 3, учить составлять число три из двух меньших чисел.

Конспект образовательной деятельности (ФЭМП (состав числа 5) в старшей группе «День рождения внучки Почемучки» Образовательная область «Познавательное развитие» по разделу «Формирование элементарных математических представлений». Конспект образовательной.

Конспект занятия по математике - лексическая тема «Лето». Числа и цифры до 10» Цели: Упражнять в счете до 10 и в нахождении места цифры в числовом ряду; закреплять умение дополнять множество предметов до 10, соотносить.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Состав числа 3» Тема: «Состав числа 3» Цель: Познакомить детей с составом числа 3. Задачи: - Учить составлять число 3 из двух меньших чисел. - Учить планировать.

Конспект занятия по математике «Состав числа 4» (старшая группа) Тема: Образование числа 4, его состав, цифра 4. Цель: Дать детям представление об образовании числа 4, его составе. Сформировать умение.

И счет, ребенок сталкивается с понятием состава числа. Многие родители не задумываются и не обращают внимания на это, занимаясь заучиванием последовательностей. Однако изучение состава чисел ускорит запоминание, а также понимание ребенком принципа становления чисел.

Зачем это нужно?

Научить ребенка составу числа важно. Начиная от простого 10 и вводя понятия «десятки», «единицы», вы облегчите процесс запоминания чисел. Также ребенок логически поймет способ образования чисел от 10 и далее. Это будет плюсом и к выполнению арифметических операций, сравнению чисел.

Начало домашнего обучения станет успешным стартом в образовании малыша. Он не будет испытывать стресс при решении примеров и задач и отставать от темы. В современном стандарте образования упор делают на счет при помощи состава числа, а не используя счетные палочки и пальчики, поэтому обучение идет интенсивнее и эффективнее.

Оптимальный возраст

Понятие оптимального возраста относительно, ведь кто-то и в 4-5 тянется к счету, а кому-то трудно делать это и в школе. Однако выделяют важный дошкольный период – 5-6 лет. Именно тогда важно воспитывать в ребенке желание учиться и узнавать что-то новое. Бонус для обучения – гибкость ума малыша. В подготовительной группе упор занятий делают именно на счет. Детей при помощи простых картинок, жизненных примеров или пальчиков учат складывать и вычитать.

Чтобы облегчить этот процесс, именно сейчас важно научить ребенка составу чисел. В школе работа с составом чисел начинается в первом классе. Если первое полугодие проходит в легком темпе, то далее скорость обучения увеличивается: детей учат числам до ста.

Как научить быстро считать?

Научить ребенка считать до 10 легче всего. От того, как пройдет этот процесс, зависит его дальнейшее понимание чисел. Начинайте с простого: учите ребенка считать все, что видит вокруг (ступеньки, машины, деревья по пути в детский сад).

Обязательно акцентируйте внимание на единицу. Должно быть не разговорное «раз», а математическое «один». Не забывайте о пустоте – ноль. Далее начинайте учить цифры по книгам, читайте сказки с их применением. Затем обратите внимание на обратный счет (полет ракеты, уменьшение ягодок, конфет). Выучить счет в пределах 10 легче всего.

Для закрепления играйте в домики для цифр: задайте два числа, а ребенок должен сказать, какое между ними или перед и после. Например, 3 и 5. Между ними находится число 4. Перед 3 находится 4, а после 5-6. Напишите на листке цифру и попросите найти необходимое количество предметов (бусины, крупинки, горошины). Обязательно нужно использовать наглядность: игрушки, цифры, магнитные доски.

Учим считать правильно

После изучения чисел можно приступать и к счетным операциям. Покажите ребенку «фокус», как две цифры превращаются в одну путем объединения предметов или, наоборот, разделения. Дальше покажите, как можно считать на пальцах и при помощи разных предметов. Сравнивайте цифры. Научите определять из двух цифр меньшее и большее. Важно изучить знаки операций и обозначить их названия.

Когда дело дойдет до цифры десять, начинайте вводить понятия «единицы», «десятки».

Пусть цифра станет двухэтажным домом. Изучаем состав. Десятки – это этаж, а единицы – квартиры. Числа второго десятка объясните при помощи одинаковых игрушек выстроенных в два ряда по десять – от 11 до 18. Далее отметьте, что цифра 19 – последняя во втором десятке, а значит, нужна замена числа один на 2 – получаем 20. Запомнить будет легче, если предметы будут пронумерованы от 0 до 9.

Нужно научить ребенка составлять число из двух простых и называть его. Предложите две цифры и попросите составить сложное число. Когда будет усвоен материал, учите обратному – разбирать число на единицы и десятки. Обучение должно проходить в игровой форме. Так интерес ребенка не пропадет и занятие превратится в увлекательное знакомство с числами. Если соблюдать правила, то устный счет будет даваться с легкостью.

Запомните, что важна не скорость, а процесс. Нужно понять образование чисел, а не просто механически заучить, то, что у ребенка всегда на слуху.

Устный счет

Устный счет позволяет быстро выполнять задания. Чтобы он давался легко, нужно объяснить ребенку числовой состав. Для этого раскладывайте числа от 2 до 10. Чем больше цифра, тем больше внимания следует ей уделить. Объясните, что для счета после десяти нужно в уме перебирать составляющие числа. Например, 8 + 7. Спросите малыша, сколько нужно цифре 8, чтобы получить 10.

Предложите разложить цифру 7, используя двойку. Тогда ребенок поймет, что ответом будет 5. А сложение даст нам 15. Сначала будет нелегко, но когда ребенок освоит этот метод, устный счет будет налажен.

Не переусердствуйте, занятие не должно превышать 10 минут. Можно считать несколько раз в день или делать однодневный перерыв.

При переходе к устному счету ограничивайте малыша в использовании счетных материалов (пальчики, палочки) все это будет лишь тормозить процесс обучения. Конечно, убирать материал резко не следует, делайте это постепенно.

Счетные материалы

Выбор счетных материалов на сегодняшний день очень богат. Самые знаменитые – счетные палочки. Родителей привлекают простота в использовании и их доступность. Однако простота не дает высокой эффективности. Ребенок становится зависимым от шаблона и не может переводить такой счет в устный.

Существует множество карточек: «Состав чисел», «Числовые домики», «Цветок», «Домино». Все они представляют собой наборы составного счетного материала с изменяемыми признаками. Ребенок учится находить в числе составляющие, то есть он узнает что десять состоит не только из двух 5, но и из 8 и 2, 7 и 3 и так далее.

Деревянные и пластиковые наборы цифр и знаков вычислений с палочками в комплекте также отлично позволяют развивать зрительную память, соотнося количество палочек и цифру. Классические счеты, счеты с озвучиванием так же отлично подойдут для изучения состава чисел. Здесь ярко выражен метод разложения чисел с прибавлением до десяти и остаток для получения ответа.

Цифровые барабаны с цифрами и знаками используют для более опытных деток. Принцип прост: ребенок перебирает колесики с цифрами и знаками и получает наглядный пример для решения. Для самых маленьких – пирамидки и штырьки. Простой счет и перекладывание помогут в запоминании чисел.

Интересней для малыша создание счетных материалов вместе с мамой. Рисуйте вместе, создавайте коробочки с цифрами и наполните их бусинами, считайте фломастеры, карандаши, лепите число и соответственно ему горошины или баранки. То есть сочетайте разные методы и способы вычислений для лучшего запоминания.