Как определить роль глагола в предложении. Роль глагола в предложении

Глаголом называется часть речи, которая объединяет слова, которые обозначают действие, происходящее в настоящем, прошедшем или будущем времени, а также состояние того или иного предмета. Глаголы отвечают на вопросы: Что сделать? Что делать?

Давайте рассмотрим предложение, и определим глагола в нем. Вечером погода зашумела: быстрая река волновалась, ветер стучал в окна, буря начала выть. Слова - глаголы в этом предложении - зашумела, стучал, волновалась, начала выть.

Эти глаголы указывают нам на действие, которое происходило с предметами, относящимися к существительному. Погода (что сделала?) зашумела, река (что делала?) волновалась, ветер (что делал?) стучал, буря (что делала?) начала выть.

Изменения глагола

Обозначая действие, глагол может указывать и на время, когда это действие совершается. Глаголы имеют три времени:настоящее, будущее, прошедшее . Например: сижу (настоящее время), сидел (прошедшее время) и буду сидеть (будущее время).

В глаголах также различают три вида лиц: 1-е, 2-е и 3-е, и два числа: множественное и единственное. Примеры:

Сижу (1-е лицо, единственное число), стучим (1-е лицо, множественное число)

Сидишь (2-е лицо, единственное число), сидите (2 -е лицо, множественное число)

Сидит (1-е лицо, единственное число), сидят (3-е лицо, множественное число)

Глаголы, которые находятся в прошедшем времени, не обладают личными окончаниями, а их лицо выражается при помощи личных местоимений. Например: я сидел, ты сидел, он сидел.

По родам и числам глагол изменяется в прошедшем времени. Например: мама сидела (женский род), папа сидел (мужской род), что-то скрипело (средний род). Процесс изменения глагола по временам, лицам и числам называют спряжением глаголов.

Роль глаголов в предложении

Обычно в предложении глагол выступает сказуемым. Глагол сказуемое обозначает состояние предмета либо же действие предмета, который в данном предложении является подлежащим. Глагол - сказуемое согласовывается с подлежащим в лице и числе, в прошедшем времени - в роде и числе.

Например: Мы бросаемся в бой. В этом предложении глагол - сказуемое «бросаемся» согласовывается с подлежащим словом «мы» в числе и лице. Лошадь побежала по проселочной дороге. Сказуемое «побежала» согласовывается с подлежащим «лошадь» в числе и роде, так как находится в прошедшем времени.

Времена глагола

Как мы уже знаем, глаголы изменяются по временам. Настоящее время глаголов обозначает то действие, которое происходит одновременно с речью. Например: Ветер погоняет синие тучи на небесных просторах.

Также глагол в настоящем времени обозначает то состояние или действие предмета, которое происходит с ним постоянно. Например: Люди дышат легкими. Россию омывают воды двух океанов.

Глаголы прошедшего времени, указывают на действие, которое до момента речи. Например: Войска князя разгромили вражескую армию монголо-татар.

Будущее время глаголов указывает на то действие, которое будет происходить после наступления момента речи. Например: Каждый из нас будет защищать свою землю.

Глаголы в предложении выполняют роль какую и получил лучший ответ

Ответ от Лиза Курганова[гуру]
Действие предмета глаголы обозначают, а не признак.
В предложении глаголы бывают сказуемыми, например: Люблю дымок спалённой жнивы (М. Ю. Лермонтов) ; Прозрачный лес один чернеет (А. С. Пушкин) - Глаголы ЛЮБЛЮ, ЧЕРНЕЕТ в данных предложениях являются сказуемыми.
Инфинитив (неопределённая форма глагола) может быть любым членом предложения, например:
Курить - здоровью вредить. (КУРИТЬ - подлежащее, ВРЕДИТЬ - сказуемое) .
Моя мечта посетить Париж скоро осуществится. (ПОСЕТИТЬ - определение, мечта какая? - посетить) .
Я пошёл посмотреть восход солнца. (ПОСМОТРЕТЬ - обстоятельство цели, пошёл с какой целью? - посмотреть)
Учитель попросил нам принести новые тетради. (ПРИНЕСТИ - дополнение, попросил о чём? - принести) .
Так что РОЛЬ глагола в предложении - это роль СКАЗУЕМОГО, роль ИНФИНИТИВА намного шире (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство).
Источник: Школа

Ответ от Настя [гуру]
обозначают признак предмета, являются сказуемым, Роль сказуемого


Ответ от Moloday [гуру]
Глагол отвечает на вопросы: что делает, что сделал, что будет делать? Действия предмета, а не признаки. Признаки отвечают на вопрос- какой, какаая, какое? Пример: Красивые девочки сидели. Красивые - прилагательное признак, сидели -глагол. , сказуемое. Девочки -прилагательное, выражено сущест..


Ответ от Валерия Воробьёва-(Орлова) [новичек]
глагол значит глаголить


Ответ от Окорокова. Софья. [новичек]
глагол обозначает действие предмета (если короче)..


Ответ от Ёенькин Евгений [новичек]
глаголы в предложении всегда являются сказуемыми и обозначают действие предмета.


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Глаголы в предложении выполняют роль какую

Учитель: Богданова С.А.

РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 класс.

Тема: РОЛЬ ГЛАГОЛА В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Цели: расширять и уточнять представления о синтаксической роли глагола; формировать умение точно употреблять глаголы в речи; развивать творческое мышление; воспитывать интерес к родному языку.

ХОД УРОКА.

I Организационный момент.

II Сообщение темы и цели урока.

Что без меня предметы?

Лишь названья. А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

О какой части речи это стихотворение?

Чтение учителем эпиграфа, написанного на доске:

"Глагол - самая огнедышащая, самая живая часть речи".

А. Югов.

Тема нашего урока: "Роль глагола в предложении". Цель: на основе практической деятельности определить роль глагола в нашей речи.

III . Минутка чистописания.

На доске каллиграфически написано предложение:

Лера видела в лесу настоящую лису.

Чтобы отгадать букву минутки чистописания, играем в "Пентагон".

1.Это согласная буква.

2.Она обозначает звонкий звук.

3.Звук сонорный.

4.Она является суффиксом - показателем прошедшего времени глаголов.

5.В данном предложении она встречается 4 раза.

Задание:

Письмо буквы - 1 строка, письмо предложения - 2-я строка.

IV .Повторение о глаголе.

1.Игра "Домино - глагол".

2Полный разбор предложения, записанного на минутке чистописания.

V .Чтение сочинения "Сказка о городе Глагольске и его славных жителях".

Во время полетов на планету Морфология мы много уроков подряд изучали жителей города Глагольска, затем каждый из вас написал сказку-отчет. Сегодня мы заслушаем лучшую работу.

Сказка о городе Глагольске и его жителях.

Не в тридевятом царстве, не в тридевятом государстве, а на планете Морфология стоит славный город Глагольск.

В центре города стоит дворец, в котором живут два брата-правителя. Одного из них зовут Совершенный, а другого Несовершенный, а фамилия у них - Инфинитивовы.

В городе несколько улиц с интересными названиями: улица Прошедшего Времени, улица Настоящего Времени, улица Будущего времени. Очень интересные двери в домах на улице прошедшего времени - они все похожи на букву Л.

Жители этого города самые подвижные и гостеприимные. Они все время что-то делают. Днем на улицах города все куда-то идут, бегут, едут, летят. Ночью по городу ходит тишина. А жители мирно посапывают во сне и видят интересные сны. Утром же они встают вместе с солнышком, делают зарядку, умываются и весело идут работать.

VI . Наблюдение над ролью глаголов в речи.

У детей на партах карточки с текстами. Тексты вслух читают выразительно читающие ученики.

РОДНИЧОК ВЕСНОЙ.

В лесу все шумят. И родничок приветливо журчит. Вокруг поют птицы. А он вместе с ними радуется и улыбается. Белым подснежникам он поет нежные и добрые песни. он играет с хвоинками, попавшими к нему в гости.

Жизнь так и кипит в нем.

РОДНИЧОК ОСЕНЬЮ.

В лесу все затихло. Птицы улетели. Один родничок остался на прежнем месте. Жизнь уже не кипела в нем. Он грустил. Он плакал и тихо стонал. Потом родничок потянулся к промерзшей траве. Но она отвернулась от него: сама еле дышит…

Родничку показалось, что все его отвергли…

Что общего между текстами?

Чем они отличаются?

Какая часть речи помогла передать настроение каждого рассказа?

Какова роль глагола в нашей речи?

Вывод: "Глагол обозначает действия предметов. Но еще он может передать настроение, чувства".

VII . Списывание с заданием.

Спишите текст "Родничок весной", подчеркните главные члены предложения, определите роль глагола в предложениях.

Работа в парах - взаимопроверка.

Проверка - использование сигнальных карточек.

VIII . Творческие задания.

1.Найдите глаголы в предложениях, записанных на доске, определите их морфологические признаки. Задание выполняем, разделившись на три варианта по количеству предложений.

В люлякой баляле пуркалось прирекое ролмо.

На грохорной дыгоке курокоет зуманол.

Ксоро ужторок заварыкает под колякой.

2.Подбор глаголов.

1).Чтение предложения на доске:

Гром перекатывается, гремит, грохочет, ворчит, рокочет.

Смотрите, как много различных действий может совершить один предмет.

Придумайте и запишите, какие действия может совершить родничок.

Родничок…

IX . Итог.

Давайте вернемся к эпиграфу урока. Прав ли Югин, называя глагол самой живой частью речи? Докажите.

X . Рефлексия.

Материал к уроку.

1.Карточки "Домино-глагол".

2. Раздаточные карточки с текстами.

3.Сигнальные карточки.

4.Карта планеты Морфология.

Подготовка к уроку:

Сочинения "Сказка о городе Глагольске и его жителях" по итогам "полетов" на 10-ю планету - планету Морфология (ТРИЗ).

Глаголом называется часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета.

В ночь погода зашумела, взволновалася река, уж лучина догорела в дымной хате мужика. Дети спят, хозяйка дремлет, на полатях муж лежит, буря еоет; вдруг он внемлет: кто-то там в окно стучит. (П.)

Слова: стучит, воет, зашумела, взволновалась, догорела, внемлет -обозначают действия предмета. Слова: спит, дремлет, лежит - обозначают состояние предмета. Глагол отвечает на вопросы: /i>что делает предмет? что с ним делается? Ученик (что делает?) читает рассказ. Рассказ (что с ним делается?) читается учениками.

Изменение глагола.

Глагол, обозначая действие, может указывать и время, когда совершается действие. Глагол имеет три времени: настоящее, прошедшее и будущее.

Стучу (настоящее время), стучал (прошедшее время), постучу, буду стучать (будущее время).

В глаголе различаются 3 лица (1-е, 2-е, 3-е) и два числа: единственное и множественное.

В прошедшем времени глагол не имеет особых личных окончаний, а лицо выражается только личным местоимением.

Например: я стукал, ты стучал, он стучал. В прешедшем времени глагол изменяется по родам и числам: брат стучал (мужской род), сестра стучала (женский род), что-то стучало (средний род), мы стучали (миож. число).

Изменение глагола по лицам» временам и числам называется спряжением.

Глаголы могуть иметь на конце частицу -ся или Глаголы, оканчивающиеся т-cя(-сь) , называются возвратными. После согласных и й употребляется -ся , а после гласных -сь: моет- моется, мыл - мылся, мыть - мыться, мой - мойся, мою - моюсь, мыли - мылись .

Роль глагола в предложении.

В предложении глагол обычно бывает сказуемым. Сказуемое-глагол обозначает действие или состояние предмета, являющегося подлежащим в данном предложении, и согласуется с подлежащим в числе и лице, а в прошедшем времени -в числе и роде.

Мы смело бросаемся на врага; вслед за нами красная конница ринулась в бой; враг поспешно отступает.

Мы бросаемся. Сказуемое бросаемся согласуется с подлежащим мы в лице и числе.

Конница ринулась. Сказуемое ринулась согласуется с подлежащим конница в роде и числе.

Неопределённая форма, или инфинитив

Глагол имеет особую форму, которая только называет действие, по сама по себе не указывает ни времени, ни числа, ни лица и поэтому называется неопределённой формой, или инфинитивом; читать, беречь, нести, прийти. Неопределённая форма глагола отвечает на вопрос: что делать? что сделать?

Неопределённая форма глагола оканчивается на -ть, -ти: строить, нести. Есть особая группа глаголов с неопределённой формой на -чь. У глаголов на -чь основа в настоящем времени оканчивается на г или к: могу-мочь, пеку-печь, берегу-беречь. Здесь мы находим чередование г и к с звуком ч .

Буква ь в неопределённой форме сохраняется и перед частицей -ся: строить - строиться, беречь - беречься.

Примечание. Неопределенная форма глагола произошла от глагольного существительного. Поэтому она и не указывает па время и лицо. В нашем языке и сейчас сохранилось несколько слов, которые могут быть и существительными, и глаголами, например: горячая печь (сущ.), пироги печь (глаг.); большая течь (сущ.), вода перестала течь (глаг.); старая дворянская знать (сущ.), хочется много знать (глаг.).

Виды глаголов.

Глаголы могут быть несовершенного и совершенного вида.

1. Глаголы несовершенного вида показывают незаконченное действие или действие повторяющееся: работать, кричать, спать, покупать, брать, бросать, заглядывать.

Глаголы вида несовершенного образуют будущее время посредством вспомогательного глагола: я буду работать.

Примечание. Про глаголы, обозначающие только повторяющееся действие, говорят, что они относятся к виду многократному, если рядом имеется глагол с длительным значением: читывать (при читать), хаживать (пои ходить), сиживать (при сидеть).

2. Глаголы совершенного вида показывают законченность действия: купить, взять, принести, уйти, прочитать, надписать.

Глаголы вида совершенного не могут иметь настоящего времени; форма же настоящего времени имеет у них значение будущего: я куплю, я возьму, я начну, я принесу, я уйду, я прочитаю, я надпишу, я заговорю.

Примечание. Про глаголы вида совершенного, которые обозначают действие, происшедшее всего один раз, говорят, что они относятся к виду однократному. Таковы особенно глаголы с суффиксом -путь, сохраняющие его в прошедшем времени: прыгнуть при прыгать (ср. прыгнул), плюнуть, при плевать (ср. плюнул), крикнуть при кричать (ср. крикнул).

Образование видов глагола.

Большинство простых глаголов относится к виду несовершенному: нести, писать, работать. Однако дать, лечь, сесть, стать, деть и ряд глаголов ~ить: купить, бросить, кончить, пустить, простить, решить, пленить, лишить и др. будут совершенного вида.

Примечание. Некоторые простые глаголы имеют значение как совершенного, так и несовершенного вида: ранить, женить.

Сюда же относятся многие глаголы на -ировать и -овать: телеграфировать, организовать, атаковать.

Глаголы сложные с приставками в громадном большинстве случаев относятся к виду совершенному: принести, уйти, прочитать, подписать, заговорить, набросать, накидать. Однако глаголы сложные, образованные от глаголов носить, водить, возить, ходить, бегать, летать, будут по большей части несовершенного вида. Например: приносить, уносить, вносить, заходить, уходить и т. п.; выносить, выводить, вывозить, выходить (но в&носить, вывозить, выходить и т. п. будут совершенного вида); заносить, сносить (но заносить рубашку, сносить сапоги и т. п. будут совершенного вида).

I. Почти от каждого глагола вида совершенного можно образовать глагол вида несовершенного с тем же значением: дать-давать, начать - начинать, принести - приносить и т. п.

Главным способом образования глаголов несовершенного вида от соответственных глаголов вида совершенного является суффикс -ыва или -два , причём часто корневое о чередуется с а, а конечный корневой согласный у ряда глаголов чередуется согласно: прочитать-прочитывать, смазать - смазывать, подписать - подписывать, всходить - всхаживать, подпрыгнуть - подпрыгивать, вытолкнуть - выталкивать, разгладить - разглаживать, завесить - завешивать, заморозить - замораживать, спросить - спрашивать, унавозить -унаваживать, приголубить - приголубливать, выкормить - выкармливать, накопиться - накапливаться и т. и.

Другим способом образования глаголов вида несовершенного является смена суффикса -и- на суффикс -я- (или -а- после шипящих) с такими же изменениями конечных корневых согласных, что и в предыдущем случае: встретить - встречать, облупить - облуплять, породить - порождать, осветить - освещать, оформить - оформлять, опередить - опережать, загрузить - загружать, кончить-кончать, решить-решать, окружить - окружать и т. п.

Третьим способом образования глаголов вида несовершенного является суффикс -а- , причём корневое е или я (а после шипящих) часто чередуется с и:стереть -стирать, умереть -умирать, вычесть - вычитать, зажечь - зажигать, замять-заминать, начать - начинать.

2. Четвёртым способом образования глаголов вида несовершенного является суффикс -ва- , употребляемый в тех случаях, когда корень глагола оканчивается на гласный: разбить-разбивать, созреть-созревать, дать (дам) - давать (даю), узнать (узнаю)-узнавать (узнаю).

Примечания.

  • 1. В некоторых случаях несовершенным видом к глаголу вида совершенного служит совсем другой глагол: взять - брать, сказать - говорить, купить - покупать, положить - класть я т. п.
  • 2. У некоторых глаголов вид несовершенный отличается от вида совершенного лишь местом ударения: рассыпать (рассыплю)-рассыпать (рассыпаю): обрезать (обрежу) -обрезать (обрезаю); узнаю (узнать) - узнаю (узнавать).

II. От простых глаголов вида несовершенного вид совершенный образуется или посредством суффикса -ну- (глаголов вида однократного): прыгать - прыгнуть, кричать - крикнуть и т. д. или посредством так называемых «пустых» приставок, не изменяющих основного значения слова: о- (об-), по-, с-, на- и др.: крепнуть - окрепнуть, радовать - обрадовать, губить - погубить, делать - сделать, писать - написать и т. п.

Однако от большинства простых глаголов вида несовершенного совершенный вид не образуется: кусать, сидеть, спать, лежать и т. д. Сюда же относятся глаголы приветствовать, отсутствовать, участвовать и некоторые другие.

Чередование гласных при образовании видов.

Иногда образование видов связано с чередованием гласных звуков в корне: умереть - умирать, запереть - запирать, выбросить - выбрасывать, зажечь - зажигать .

Таблица чередования гласных в корнях глагола при образовании видов.

Времена глагола.

Настоящее время глагола означает, что действие происходит одновременно с моментом речи, т. е. тогда, когда о нём говорят.

1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. (П.) 2. И плывут под флагом алым из полуденных морей по бетонному каналу караваны кораблей.

Настоящее время употребляется и для обозначения такого действия, которое совершается постоянно, всегда. 1 Растение тянется к источнику света. 2. Человек дышит лёгкими. 3. Северные берега СССР омываются водами Северного Ледовитого океана.

Прошедшее время означает, что действие происходило до момента речи. Разгромили атаманов, разогнали воевод а на Тихом океане свой закончили поход.

Будущее время означает, что действие будет происходить после момента речи. 1. И если враг нашу радость живую отнять захочет в упорном бою, тогда мы песню споём боевую и встанем грудью за Родину свою. 2. Мы врагов советской власти били, бьём и будем бить.

Две основы глагола.

В глаголе различаются две основы: основа неопределённой формы и основа настоящего времени.

Для выделения основы неопределённой формы надо отбросить от глагола неопределённой формы суффикс -ть, -ти, например: писа-тъ нес-ти.

Основа настоящего времени выделяется, если от глагола настоящего времени или будущего простого отбросить личное окончание, например: пиш-ут, нес-ут, скаж-ут.

От этих двух основ образуются все глагольные формы.

Изменение глаголов по лицам и числам.

Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам.

Первое лицо глагола показывает, что действие производит сам говорящий: я работаю, читаю, занимаюсь.

Второе лицо глагола показывает, что действие производит тот, к кому говорящий обращается с речью: ты работаешь, читаешь, занимаешься.

Третье лицо глагола показывает, что действие производит тот, о ком говорят: он, она работает, читает, занимается.

Во множественном числе все эти формы показывают, что действие относится к нескольким лицам: работаем (мы), работаете (вы), работают (они).

Настоящее время.

Личные окончания.

Глаголы с окончаниями: -ешь (-ешь), ~ет (ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте)3 -ут (-ют) называются глаголами первого спряжения.

Глаголы с окончаниями -ишь, -ига, -им, ~ите, -ат, (-ят) называются глаголами второго спряжения.

У возвратных глаголов к личному окончанию прибавляется частица -ся (-сь).учу-учусь,учишь-учишься,учит-учится, ну паю - купаюсь, купаешь - купаешься, купает - купается,

Примечание. При спряжении некоторых глаголов происходит чередование согласных, стоящих перед личными окончаниями: берегу - бережёшь (г - ж); теку - течёшь (к - н) - в глаголах первого спряжения; ношу - носишь (ш - с); вожу - возишь (ж - з}; сижу - сидишь (ж- д); кручу - крутишь (ч - т); грущ? - грустишь (щ - ст): люблю - любишь (6л-«6); ловлю - ловишь (ел - в); леплю - лепишь (пл - п); кормлю - кормишь (мл - м); графлю - графишь (фл - ф) - в глаголах второго спряжения.

Правописание личных окончаний глагола.

В окончании 2-го лица единственного числа глагола после ш пишется буква ь: несёшь, даёшь, спешишь, стоишь.

Буква Ь сохраняется во 2-м лице единственного числа и в тех случаях, когда к окончанию глагола присоединяется частица -ся-несёшься, учишься, купаешься.

3. Следует отличать неопределённую форму глаголов на -ться от 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени на -тся. Надо помнить, что ь пишется только в неопределённой форме: он умеет (что делать?) трудиться (неопределённая форма), но он (что делает?) трудится (3-е лицо).

Правописание глаголов первого и второго спряжения.

Глаголы 1-го и 2-го спряжения различаются на слух, если ударение падает па личные окончания.

Идёшь, идёт, идём, идёте, идут -1-е спряжение.

Спешишь, спешит, спешим, спешите, спешат -:2-е спряжение.

Если же ударение падает на основу, то личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения на слух почти не различаются. Например: колешь - пилишь, колет - пилит. В таких случаях, спряжение глагола определяется по его неопределённой форме.

Из глаголов с безударными личными окончаниями ко 2-му спряжению относятся:

1. Все глаголы с безударными личными окончаниями, имеющие неопределённую форму на ~ить, например: строить - строишь, строят;любить-любишь, любят (кроме глагола брить-бреешь, бреют).

2. Семь глаголов на -еть: смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, вертеть.

3. Четыре глагола на -атъ: слышать, дышать, держать, гнать.

У этих глаголов в 1-м лкце единственного числа нет суффиксов настоящего времени -е-, -а-: смотреть - смотрю, видеть - вижу, дышать - дышу, слышать- слышу. Сравните: краснеть - краснею (глагол 1-го спряжения, суффикс -е- имеется в основе) и отвечать - отвечаю (также 1-го спряжения, с суффиксом -о- в основе).

Все остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к 1-му спряжению.

Примечание. Глаголы с приставкой относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные глаголы, от которых они образованы: выспишься - спишь, вынесешь - несёшь. (И. Уткин.)

Разноспрягаемые глаголы.

Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми. Они спрягаются частью по 1-му, частью по 2-му спряжению;

Единственное числа Множественное число.

я хочу бегу мы хотим бежим

ты хочешь бежишь вы хотите бежите

он хочет \ бежит они хотят бегут

Особо спрягаются глаголы есть и дать:

я ем дам мы едим дадим

ты ешь дашь вы едите дадите

он ест даст они едят дадут

Так же спрягаются глаголы, производные от этих глаголов: съесть, поесть, выдать, отдать и т. п.

Примечание. В древнерусском языке спрягался по-особому также вспомогательный глагол быть: я есмь, мы семы, ты еса, вы есте,он есть, они суть

В современном литературном языке сохранились лишь формы 3-го лица: есть и реже суть.

Прошедшее время.

Глагол в прошедшем времени личных окончаний не имеет: я читал, ты читал, он читал (сравните с окончаниями настоящего времени: я читаю, ты читаешь, он читает).

Глагол в прошедшем времени в единственном числе изменяется по родам: пароход отплыл, лодка отплыла, судно отплыло.

В мужском роде родового окончания нет, в. женском роде родовым окончанием является , в среднем -о: взял, взял-а, взял-о.

Во множественном числе глагол прошедшего времени по родам не изменяется и имеет окончание -и. Сравните: ученики читал-и - ученицы читал-и.

Прошедшее время образуется посредством прибавления суффикса -л к основе неопределённой формы: бежа-ть-безюа-л, гуля-ть - гуля-л, строи-ть - строи-л. Перед суффиксом сохраняется та гласная, которая стоит в неопределённой форме перед –ть: видеть-видел, слышать - слышал.

В мужском роде после согласного звука в конце слова суффикс -л выпадает: ползла - полз, несла-нёс, везла - вёз, вы-терла - вытер.

Возвратные глаголы в прошедшем времени имеют на конце частицу -ся или -сь: взялся, берёгся: взялась, береглась; взялось, береглось; взялись, береглись.

Примечания.

  • 1. У глаголов, оканчивающихся в неопределённой форме на -сти и на -чь, прошедшее время образуется от основы настоящего времени, причём конечные т и д пропускаются: грести - греб-у - грёб, греб~ли; беречь - берегу - берёг, берег-ли; печь - пек-у- пёк, пек-ші; плести - плет-у - плё-л, пле-ли; вести - вед-у - вё-л, ве-ли. У глаголов несовершенного вида с неопределённой формой на -ку-ть прошедшее время образуется с пропуском суффикса -ну-: сох-ну-ть - сох, сох-ли: мёрз-ну-ть, мёрз, мёрз-ли.
  • 2. Изменение глагола прошедшего времени по родам, а не по лицам объясняется происхождением прошедшего времени. Оно произошло от особой сложной формы прошедшего времени, которая представляла собой соединение глагольного прилагательного (причастия) с суффиксом и вспомогательного глагола быть. Глагольное прилагательное изменялось по родам и числам, а вспомогательный глагол - по лицам: сделал есть (т. е. я сделал) сделал еси (т. е. ты сделал), сделал есть (т. е. он сделал), сделала есть (т. е. она сделала).

Позже вспомогательный глагол быть стали пропускать. Прошедшее время стало обозначаться одним словом, т. е. глагольным прилагательным, которое сохранило свои родовые окончания.

Глагольные прилагательные на в древнерусском языке могли быть не только краткими, но и полными. Остатком полных являются такие прилагательные, как былой (сравните глагол был), зрелый (сравните зрел), умелый (сравните умел) и др.

Будущее время

Будущее время бывает простое и сложное. У глаголов вида совершенного будущее время бывает простое: сделать - сделаю, решить-решу. Будущее сложное бывает у глаголов несовершенного вида: делать - буду делать, решать - буду решать.

Будущее простое состоит из одного слова и имеет те же личные окончания, что и настоящее время: сделать, решить - сделаю, решу; сделаешь, решишь; сделает, решит.

Будущее сложное образуется из будущего времени глагола быть и неопределённой формы спрягаемого глагола: буду делать, буду решать. Глагол быть , при помощи которого образуется будущее время, называется в этом случае вспомогательным глаголом.

Употребление времён.

В нашей речи мы иногда употребляем одно время в значении другого.

1. Настоящее время иногда употребляется в значении прошедшего: о прошлом рассказывается так, как будто оно сейчас проходит перед глазами. Это помогает живо представить то, о чём говорится. Возвращаюсь я вчера вечером с вокзала домой, иду тёмной улицей. Тороплюсь. Вдруг вижу: у ближайшего фонаря что-то темнеет.

2. Настоящее время употребляется в значении будущего. Для большей живости о будущем мы говорим так, как будто оно уже сейчас совершается. Часто я рисую себе картину своей будущей жизни: я кончаю школу, поступаю в вуз, зимою занимаюсь, а летом непременно отправляюсь в экскурсию.

3. Будущее простое время мы употребляем в значении прошедшего, когда рассказываем о том, что повторялось неоднократно.

Помню, придёт ко мне вечерком мой старый товарищ, сядет около меня и начнёт рассказывать о своих путешествиях на далёкий север.

Будущее время в значении прошедшего употребляется также в сочетании со словом бывало. Зимой, бывало, в ночь глухую заложим тройку удалую... (П.)

4. Будущее простое употребляем в.значении прошедшего, когда говорим о чём-то неожиданно случившемся. Я подошёл по-ближе к девочке, а она как вскрикнет.

Безличные глаголы.

Особую группу глаголов составляют безличные глаголы.

Безличные глаголы большей частью обозначают явления природы (смеркается, морозит) или различные состояния и переживания человека (лихорадит, нездоровится, помнится, думается).

В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, но они представляют действие без действующего лица. При них нет и не может быть подлежащего.

Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам. Они имеют в настоящем и будущем времени только одну форму 3-го лица единственного числа, а в прошедшем времени только форму среднего рода: вечереет - вечерело, смеркается - смеркалось, лихорадит -лихорадило.

Примечание. Такие безличные глаголы, как лихорадит, знобит, морозит, когда-то были личными. Это было в те далёкие времена, когда люди еще не умели бороться с природой, верили в существование сверхъестественных сил, добрых и злых, и объясняли действием этих таинственных сил и разные явления природы, и состояние человека. Когда говорили лихорадит, морозит, думали, что и лихорадка, и мороз- действия какой-то особой таинственной силы, какого-то сверхъестественного существа.

Переходные и непереходные глаголы.

Глаголы по своему значению и по тому, как они связываются в предложении с другими словами, делятся на две группы: переходные и непереходные.

Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога: беру (что?) книгу, провожаю (кого?) сестру.

Остальные глаголы являются непереходными: лежу, сплю, гуляю, бегаю, занимаюсь (чем?), надеюсь (на что?).

Примечания.

  • 1. Переходные глаголы могут употребляться в непереходном значении. Тогда после них нельзя поставить вопроса кого? что? Сравните: Мальчик рисует собаку (глагол рисует переходный) и Брат хорошо рисует (т. е. вообще хорошо рисует, умеет хорошо рисовать; здесь глагол рисует употреблён в непереходном значении).
  • 2. После переходных глаголов с отрицанием не название предмета, на который переходит действие, может стоять не в винительном падеже, а в родительном: читал книгу, но не читал книги, видел горы, но не видел гор. В родительном же падеже стоит название предмета и в том случае, если действие переходного глагола распространяется не на весь предмет, а на его часть: выпил воды (т. е. часть воды), попробовал квасу, купил сахару. Это возможно лишь при глаголах совершенного вида.

Значение возвратных глаголов.

Возвратные глаголы, образованные от любого переходного глагола, являются непереходными: поднимать (переходный) - подниматься (непереходный), мыть (переходный) -мыться (непереходный), встретить (переходный) - встретиться (непереходный).

Примечание. Есть такие глаголы, которые не бывают возвратными: хожу, сплю, пою. Есть, наоборот, и такие глаголы, которые употребляются только как возвратные: боюсь, смеюсь, любуюсь, тружусь.

Частица -ся в возвратных глаголах имеет несколько значений. Важнейшие из них следующие.

а) Частица -ся обозначает только непереходность действия, т. е. такое действие, которое не обращено ни на какой предмет: собака кусается, лошадь мчится, море волнуется, туман поднимается.

б) Частица -ся придаёт глаголу собственно возвратное значение: она указывает, что действие возвращается на само действующее лицо. Сравните: купать (кого?) ребёнка и купаться (т. е. купать самого себя).

в) Частица -ся придаёт глаголу взаимное значение: она указывает, что действие происходит между двумя или несколькими действующими лицами или предметами. При этих глаголах можно поставить вопрос с кем? с чем? Например: встречаться (с кем? - с товарищем), бороться, сражаться.

г) Частица -ся придаёт глаголу страдательное значение.. При этих глаголах можно ставить вопросы кем? чём? Например: Горные породы (подлеж.) размываются (чем?) водой. Сравните: Вода размывает горные породы.

д) Частица -ся придаёт глаголу безличное значение. При этом она указывает, что действие совершается как бы само собой, помимо чьей-либо воли. При этих глаголах можно поставить вопросы кому? чему? Например: не спится (кому?) мне (сравните: он не спит), ему не хочется, мне думается.

Примечание. Происхождение глаголов на -ся. В древнерусском языке после переходных глаголов могла употребляться краткая форма вин. пад. ед. ч. возвратного местоимения ся (т. е. себя). Например, мытися (т. е. мыть себя). Раньше ся было отдельным членом предложения и могло стоять в разных местах предложения, т. е. по-древнерусски можно было сказать: хочу ся мыта (хочу мыть себя).

Позже местоимение ся из самостоятельного слова превратилось в частицу, стало употребляться только после глагола и, наконец, слилось с ним в одно слово. Глагол при этом из переходного стал непереходным. ¦

Сравните: мыть (кого? или что?) и мыться (самому), одевать (кого? или что?) и одеваться (самому).

Наклонения.

Глагол имеет три наклонения - изъявительное, сослагательное и повелительное.

Изъявительное наклонение глагола обозначает действие, которое происходило, происходит или будет происходить на самом деле: читал - читаю - буду читать; прочитал - прочитаю. Изъявительное наклонение имеет три времени: настоящее, прошедшее и будущее.

Сослагательное (или условное) наклонение обозначает действие возможное или желательное. Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени прибавлением частицы бы: Пришёл бы ты домой пораньше. Если бы вчера была хорошая погода, мы пошли бы кататься на лодках.

Частица бы может стоять и после глагола, и перед ним, а также может быть отделена от глагола другими словами: Если бы лучший наездник на самой быстрой лошади поскакал вдоль наших границ, он бы потратил на этот небывалый в мире пробег около двух лет.

Повелительное наклонение обозначает приказание, повеление, а также просьбу, пожелание. Глаголы в повелительном наклонении употребляются во 2-м лице единственного и множественного числа: неси - несите, работай-работайте, готовь - готовьте.

Образование повелительного наклонения.

Повелительное наклонение образуется от основы настоящего времени двояким способом.

У одних глаголов к основе настоящего (будущего) времени прибавляется окончание -и: ид-ут-иди, сид-ят - сиди, вынес-ут- вынеси, крикн-ут - крикни.

У других глаголов повелительное наклонение образуется без окончания и равно основе настоящего времени. Основа таких глаголов в повелительном наклонении оканчивается:

1) на мягкую согласную (на письме ь): кинь (кин-ут), брось (брос-ят), ударь (удар-ят), готовь (готов-ят);

2) на шипящую (на письме ь): режь (реж-ут), прячь (пряч-ут), утешь (утеш-ат);

3) на -й; читай, бросай, рисуй.

Во 2-м лице множ. числа прибавляется окончание -те: иди- идите, брось - бросьте, читай-читайте, прячь -прячьте.

Повелительное наклонение от возвратных глаголов на кодце имеет частицу -ся или -сь: Присмотреть - присмотри, присмотрите; присмотреться -- присмотрись, присмотритесь. Бросать - бросай, бросайте; бросаться - бросайся, бросайтесь. Бросить-брось, бросьте; броситься - бросься, бросьтесь.

Иногда к повелительному наклонению присоединяется частица -ка. Эта частица обычно смягчает приказание, придаёт ему характер дружеского обращения. Пойдём-ка да нарвём в саду каштанов. Иди-ка сюда

Примечание. Для выражения 1-го лица множ. числа повелительного наклонения употребляются обычные формы 1-го лица множ. числа настоящего или будущего времени с повелительной интонацией: Идём. Решим. Сядем. Эти формы также употребляются с окончанием -те: Идёмте. Решимте. Сядемте. Они тогда или указывают, что повеление обращено к нескольким лицам, или обозначают вежливое обращение к одному лицу.

Для выражения 3-го лица повелительного наклонения употребляется обычная форма 3-го лица в соединении с частицами пускай, пусть, да: Да здравствуют музы, да здравствует разум! (П.) Да здравствует солнце, да скроется тьма! (П.) Пусть пылает лицо, как поутру заря.

Замена наклонений.

В русском языке одно наклонение может употребляться в значении другого.

Повелительное наклонение нередко употребляется в значении сослагательного наклонения и союза если. Подлежащее при этом может быть в любом числе и лице и обычно стоит после сказуемого. Скажи он раньше, всё можно было бы устроить. (Сравните: Если бы он сказал раньше...) Опоздай мы на пять м?лут, он бы ушёл. (Сравните: Если бы мы опоздали на пять минут...)

В других случаях, наоборот, сослагательное наклоненье имеет значение повелительного наклонения. Ты бы отдохнул немного. Вы бы нам спели кто-нибудь. Такие обороты выражают просьбу, совет, вежливое предложение.

Часто в значении повелительное наклонения употребляется неопределённая форма глагола. Молчать/ Сидеть смирно! Не шуметь/ Такое употребление неопределённой формы выражает настойчивое и строгое приказание.

Суффиксы глаголов.

От имёд существительных глаголы образуются при помощи суффиксов -ое- (ать), -ев- (ать) . В настоящем времени эти суффиксы заменяются суффиксами -да, -ю-: беседа-беседовать - беседую, горе - горевать - горюю.

От прилагательных и существительных образуются глаголы при помощи суффикса -е-(ть) (в настоящем, времени -е-ю): белый - белеть - белею (со значением становиться белым), седой-седеть - седею (со значением становиться седым), зверь- звереть - зверею (со значением становиться зверем) или при помощи суффикса -и-(ть) (в настоящем времени -/о): белый - белить - белю (со значением делать белым), сор - сорить-сорю (со значением делать сор).

От существительных образуются глаголы также при помощи суффикса -а-(ть): плотник - плотничать; умник -умничать (с изменением к на ч).

Суффиксы -иров-(ать), -изиров-(ать) встречаются большей частью у глаголов иностранного происхождения: телеграфировать, регистрировать, агитировать, коллективизировать, оганизировать.

Правописание суффиксов глаголов.

Чтобы различить безударные суффиксы -ов-(ать), -ев-(атъ) от суффиксов -ыв-(ать), -ив-(ать), надо образовать 1-е лицо ед. числа настоящего (будущего) времени.

Если глагол в 1-м лице ед. числа настоящего времени оканчивается на -ую-, -юю- , то й в неопределённой форме, и в прошедшем времени надо писать -овать (-овал), -евать(-евал): советую, советовал, советовать; горюю, горевать, горевал.

Если глагол в 1-м лице ед. числа настоящего времени оканчивается на -ываю, -иваю-, то и в неопределённой форме", и в прошедшем времени надо писать -ыеать (-ывал), -ивать (-ивал): показываю - показывать, показывал; устраиваю-устраивать, устраивал

Примечания.

  • 1. Сюда не относятся несколько глаголов, которые оканчиваются на е-ваю, е-вать: засеваю, затеваю, надеваю, согреваю, воспеваю, одолеваю. В этих глаголах суффиксом является -ва-, а е принадлежит корню. Сравните сеять и засе-еа-тъ, затеять и зате-ва-ть и т. д.
  • 2. Кроме того, нужно запомнить следующие глаголы, оканчивающиеся на -еваю, -евать, где е принадлежит суффиксу: затмеваю - затмевать застреваю - застревать, намереваюсь - намереваться, обуреваю - обуревать, увещеваю-увещевать.

Правописание частицы нс глаголами

Отрицание не с глаголом пишется раздельно.

Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не. Например: негодовать, ненавидеть.

Если глаголы недостаёт и нехватает обозначают недостаток чего-нибудь, они пишутся слитно: Моему товарищу недостаёт (т. е. у него нет) уменья взяться сразу за дело. У него нехватает (т. е. у него нет) выдержки в работе.

Глагол не достаёт - в смысле не дотягивается до чего-нибудь- пишется раздельно: Ребёнок не достаёт рукой до стола:

Глагол не хватает -в смысле не берёт-пишется раздельно: Наша собака лает на чужих, но никого не хватает за ноги

Предложение является одной из основных единиц синтаксиса. Оно представляет собой законченную мысль и может состоять из одного и более слов. С грамматической точки зрения в предложении есть члены - главные (подлежащее и сказуемое), а также второстепенные (это Какова же синтаксическая роль той или иной части речи в предложении? С этим вопросом постараемся разобраться ниже: мы будем рассматривать только

Синтаксическая роль существительного

Как правило, выступает в роли главного члена предложения или дополнения. Но особенность этой части речи в том, что она может стать любым членом предложения. В своей основной роли существительные могут определяться, например, прилагательными, местоимениями, причастиями, с согласованием в таких категориях, как род, число и падеж. Также существительное может составлять синтаксические конструкции с глаголами, наречиями и предикативными словами.

Синтаксическая роль имя прилагательного

Наиболее частая роль прилагательного в предложении - согласованное определение, но она не единственная. Имя прилагательное также может выступать в качестве подлежащего или именной части составного сказуемого. Для прилагательных в краткой форме характерно выступать только в роли сказуемого.

Синтаксическая роль наречия

Обычной ролью наречия является обстоятельство - образа действия, времени, места, причины, цели, меры и степени. Однако иногда оно может быть сказуемым. Есть также отдельная группа наречий, которые в предложении играют роль союзных слов.

Синтаксическая роль глагола

Глагол обычно выступает в роли сказуемого. Инфинитив (если не помните - это также может входить в составное сказуемое, либо представлять собой подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство.

Синтаксическая роль причастия

Причастие обладает теми же грамматическими свойствами, что и прилагательное, поэтому в предложении нередко выступает в качестве согласованного определения. Однако его родство с глаголом также позволяет причастию в некоторых случаях быть именной частью составного сказуемого, но это характерно только для кратких форм. Кроме того, причастие с зависимыми словами образует так называемый который, являясь неделимой конструкцией, может быть практически любым второстепенным членом.

Синтаксическая роль деепричастия

Деепричастие в предложении выступает только обстоятельством. Однако в составе оно может стать другим второстепенным членом предложения, но важно помнить о том, что оборот рассматривается как единое целое.

Синтаксическая роль местоимения

Роль местоимения напрямую зависит от того, к какому разряду оно принадлежит. Так как многообразие местоимений дает им широкие возможности, они могут выступать в качестве подлежащего, сказуемого, определения и дополнения - в зависимости от контекста.

Синтаксическая роль числительного

Числительные в предложении могут быть как подлежащим и сказуемым, так и определением или обстоятельством времени. Как видим, ничего сложного.