Сообщение о почитание священных животных древних людей. Священные животные древнего египта

Инструкция

В первоначальном мироустройстве все имеющиеся божества отождествлялись у египтян с животными и изображались исключительно в их обликах. Чуть позже некоторые боги стали изображаться египтянами в зооморфных формах, т.е. как люди-звери (например, с телом льва и головой человека). Любопытно, что самих животных древние египтяне никогда не отождествляли с богами и не рассматривали в качестве всевышних сил. Исключением можно назвать только те случаи, когда определенное животное считалось «воплощением души» того или иного божества, например, черный бык по имени Мневис, имеющий общие черты с по имени Апис.

Животные, которых почитали древние египтяне, были разнообразны: это и птицы, и копытные животные, и рептилии, и млекопитающие, и даже насекомые. Например, у древних людей существовали культы быка, сокола, кошки, коршуна, ибиса, крокодила и даже жука- . Нередко бывало и так, что какое-то конкретное священное животное, почитаемое одними египтянами, абсолютно не почиталось другими. В этом случае священных животных могли убивать, что зачастую влекло за собой вражду между жителями тех или иных местностей и территорий. К слову сказать, на священных птиц охота была запрещена всегда, а на львов – исключительно в праздники, касающиеся почитаемой египтянами богини Баст.

Культ священных коров и быков был связан с тем, что эти животные помогали людям в сельскохозяйственных работах – на быках пахали днями и ночами. Эти животные олицетворяли собой плодородие и земледелие. Самым почитаемым быком был Апис. Египтяне верили, что он оплодотворяет Небесную Корову, которая приносит в мир золотого теленка – Солнце. Среди культа мифических священных птиц наиболее почитаемыми были Великий Гоготун и Вена. Из реально существующих птиц священными были сокол, коршун и ибис. Крокодилам египтяне поклонялись в основном в Фивах и в Фаюме (ливийская пустыня). Эти рептилии олицетворяли собой бога нильских вод – Себека. Египтяне считали, что крокодилы могут управлять разливами рек, приносящими плодородный ил на их земли.

Кошки являлись священными животными повсеместно и почитались древними египтянами повсеместно, а в особенности в Бубастисе. Считалось, что коша – это богиня Баст. Почитание львов зиждилось на могуществе богинь-львиц и символизировало мощь фараона и силы богини Сохмет. Свиньи в Древнем Египте считались нечистыми животными, ассоциируясь с Сетом, но позже они стали сравниваться с небом. Некоторые жители почитали и их. Почитание бегемотов было связано с культом Таурта, однако широкой популярности этот культ так и не получил. Шакалы в Древнем Египте ассоциировались с богом Анубисом, с пустыней. Навозный жук- тоже считался священным животным. Его культ связывали с культом Хепри. Египтяне верили, что эти жуки могут самозарождаться. Изображения этих насекомых служили амулетами, защищавшими людей от зла и ядовитых укусов.

Несмотря на свое поклонение животным, некоторых из них приходилось все же умерщвлять. Например, на некоторых территориях Древнего Египта жителям приходилось убивать крокодилов. И всему виной были сами священные животные: крокодилов разводилось так много, что они начинали представлять реальную угрозу для жизни людей и других священных животных, например, быков и коров. Любопытно, что умершее священное животное египтяне хоронили со всеми почестями: животное бальзамировалось, укладывалось в саркофаг и предавалось погребению при храмах. Например, умерших кошек хоронили в специальных священных усыпальницах в Бубастисе, быков предавали земле в том месте, где они и умирали, а мертвых коров вообще бросали в реку Нил.

В Древнем Египте поклонялись многим животным, считая, что боги, принимая их облик, могут участвовать в земных делах и управлять поступками людей.

Египтяне почитали почти всех животных, приписывая им магическую силу, но наиболее священными считались бык, кошка, павиан, крокодил и жук-скарабей, а так же и птицы: ибис, коршун и сокол.

Поэтому египтянам запрещалось охотиться на священных птиц и животных во всех номах, лишь изредка разрешая традиционную охоту на отдельных животных во время празднеств или при угрожающем для населения увеличении их количества.

Самым почитаемым животным египтян считался бык, символизирующий плодородие. Такое уважительное отношение к быку оправдывалось тем, что египтяне, занимаясь земледелием, использовали быков для обрабатывания почвы. Поэтому в Древнем Египте при храме бога плодородия Птаха постоянно жил бык как живое воплощение этого бога.

Однако не всякий бык удостаивался чести представлять бога на земле. Для этого он должен был иметь на лбу треугольник белого цвета, на шее пятно в виде орла, а на боку пятно, напоминающее полумесяц. Когда такой важный бык погибал, египтяне долго постились, выражая скорбь, а жрецы за это время находили нового представителя бога плодородия.

Птица ибис считалась у египтян символом мудрости. Поэтому бог мудрости Тот изображался с головой ибиса и туловищем человека. Этому богу египтяне приписывали создание письменности и литературы. Священным птицам в Древнем Египте настолько поклонялись, что даже невольный виновник их гибели подвергался жестокому наказанию вплоть до смертной казни, а убиенных птиц бальзамировали.

Крокодилы воплощали в себе бога Нила Себека. Считалось, что крокодилы способствуют повышению уровня воды в Ниле и приносят на поля плодородные илистые отложения.

Культ кошек в Древнем Египте был связан с тем, что эти животные охотились за грызунами, вредящими посевам. Кошка берегла урожай египтян, поэтому в семье, где она погибала, объявляли многодневный траур. Если случался пожар, первой из горящего жилища выносили кошку, а следом за ней детей и всех остальных членов семьи. Убийцу кошки строго наказывали, а ее труп бальзамировали и с почестями хоронили на отдельном кладбище. Кошки ассоциировались с богом солнца Ра и с богиней Бастет, покровительницей домашнего очага, символом плодородия и достатка. Древние египтяне изображали Бастет в образе женщины с головой кошки.

Культовыми животными загробного мира были шакалы и собаки. Божество царства мертвых Анубис чаще всего изображался в образе шакала или человека с головой собаки.

Изображения жука-скарабея чаще всего встречаются на древних египетских амулетах, охраняющих от злых сил и дарующих воскрешение их владельцам.

Почитание разных животных в Древнем Египте, скорее всего, связано с природными условиями этой страны, расположенной в пустынной территории. Пустынный природный комплекс беден на растительный и животный мир, поэтому очень уязвим. Здесь как нигде проявляется тесная взаимосвязь между природными компонентами. Древние египтяне давно подметили эту взаимосвязь, от которой зависело и их благополучие. Охраняя животных, египтяне сохраняли урожай и свою жизнь.

.

Большинство исследователей признает, что древнейшей формой религии Египта, насколько ее можно проследить по историческим памятникам, было почитание местных номовых божеств-покровителей. Номы были, несомненно, остатками древних племен, объединенных в конце четвертого, тысячелетия до н. э. под общей властью царя. Однако культ номовых богов оказался чрезвычайно устойчивым: он держался до самого конца истории Древнего Египта, уже сочетаясь с поклонением общеегипетским божествам.

В этих местных номовых культах сохранялись глубоко архаические черты, каждый ном чтил свое священное животное, связывавшееся так или иначе с местным богом. Последний изображался нередко или в виде этого животного, или в смешанном, зооантропоморфном образе. Примеры можно приводить без конца. Почти любой представитель египетской фауны почитался в той или иной области (а некоторые и по всей стране). Так, в самом южном номе— Элефантине почитали барана, в Дендере — корову, в Сиуте — шакала, в Гермополе — ибиса и павиана, в Бубастисе - кошку. Покровительницей Нехена, откуда исходило древнейшее объединение Южного Египта, считалась богиня-коршун, а рядом в Нехебе чтили водяную лилию. Древнейший центр объединений Северного Египта— Буго почитал священную змею, а соседняя община Пе — пчелу. Иероглифы, изображающие четыре последних существа, впоследствии стали символизировать объединенный Египет.

Во многих местностях (особенно в Фаюмском оазисе) даже крокодил считался священным и неприкосновенным властителем речных вод, и охота на него строго воспрещалась. Маленьких крокодильчиков помещали в храмовых прудах, откармливали медовыми пирогами и в случае преждевременной смерти мумифицировали, окутывали погребальными пеленами и с почетом погребали.

Огромным почитанием пользовались такие птицы, как ибис, кобчик, коршун, а из насекомых особенно навозный жук (т. н. скарабей).

Иногда из бесчисленных представителейкакого-либо вида животных отбирался один представитель и объявлялся богом. Так, например, со многими сотнями и тысячами быков в Египте не особенно церемонились. Их пасли, погоняли бичами, запрягали в плуги и т. д. Зато одного-единственного быка выбирали соответственно особым приметам (он должен был быть черным, но с белым круглым пятном на лбу, с особыми волосками на хвосте и т. д.). Когда такого исключительного быка после долгих обследований находили, то его приводили в Мемфис, в специальный храм и объявляли священным и неприкосновенным. Когда кончалась его счастливая жизнь, его погребали в специальном склепе (обнаруженном при археологических раскопках) и город погружался в траур. Затем начинались поиски нового Аписа (название божественного быка), и, когда его находили, траур сменяли ликованием.

По-видимому, здесь перед нами остатки древнего тотемизма. Многие исследователи, правда, скептически относятся к такому предположению, так как культ животных в Египте был локальным, а не родовым. Между тем этнография Африки дает нам убедительные примеры перерастания классического родового тотемизма в территориальное почитание животных: так было, например, у племен Южной Нигерии.

Почти все исследователи зато признают, что в почитании местных богов-покровителей происходил процесс антропоморфизации священных животных. По крайней мере, в отношении очень многих богов это не подлежит сомнению: так, кошка превратилась в богиню Бастет, изображавшуюся с кошачьей головой; сокол—в бога Гора. Изображения Тота с головой ибиса, Анубиса с головой собаки, Собека с головой крокодила, богини Сохмет с головой львицы, Хатор с головой коровы и пр. служат очевидным указанием на происхождение этих зооантропоморфных образов от священных животных.

Следует обратить внимание на большое количество женских божеств в числе местных покровителей: богини Нехебт, Хатор, Нейт, Сохмет, Нефтида и др. Это связано, по-видимому, с сохранением очень сильных пережитков матриархата у древних египтян.

Номовые божества были вначале, несомненно, племенными божествами. Надо думать, что и каждая община, входившая в ном, чтила своих общинных покровителей (как это известно, например, у ряда земледельческих народов Западной Африки). Но следов этих местных куль-тов до нас не дошло.

Возможно, что еще в эпоху до объединения Египта наметилось начало культа общеегипетских богов: это можно предположить потому, что известные черты культурной общности Египта прослеживаются еще в додинастическую эпоху. Но те божества, культ которых в эпоху фараонов был распространен по всему Египту, получили всеобщее признание лишь да глазах истории. Когда какой-нибудь ном становился центром государственного объединения Египта, его бог-покровитель делался предметом общегосударственного культа. Централизация культа была выражением и в то же время орудием централизации государственной власти.

Древнейшим из общеегипетских богов был сокол Гор, которому вначале поклонялись в Иераконполе и в Эдфу. Вышедшие из этой области цари, «почитатели Гора», были первыми объединителями Египта (1-я и 2--я династии, конец четвертого тысячелетия до н. э.); они и превратили свое племенное божество в общеегипетского бога солнца. Со времени перенесения столицы царства в Мемфис главным официальным богом Египта становится мемфисский бог Птах, о чем свидетельствует Мемфисский богословский трактат. Приход к власти 5-й династии (около 2700 г. до н. э.); связанной с городом Оном (Гелиополем), повлек за собой распространение культа местного бога Атума (Ра), прев-ратившегося в верховное божество Египта. Возвышение Фив как центра нового объединения Египта в эпоху 11-й и 12-й династий привело к тому, что местный, дотоле мало кому известный божок Амон занял место во главе всеегипетского пантеона и был сближен с прежним верховным богом Ра (Амон-Ра). Со времени 26-й Саисской династии (VII в. до н. э.) видное место в культе заняла местная саисская (может быть, ливийская по происхождению) богиня Нейт.

Но всеегипетскими богами становились не только те, которые были богами-покровителями политического центра страны и которые имели шансы занять место во главе пантеона. Другие местные божества в связи с объединением страны тоже приобретали себе почитателей за пределами области первоначального поклонения. Как это бывало и в других странах, подобные божества получали определенную функцию и рассматривались как покровители того или иного вида человеческой деятельности, профессии. Так, гермопольский бог Тот (ибис) стал покровителем писцов и ученых, сиутский Анубис — богом загробного царства, латопольская Сохмет — богиней войны, коптосский Мин — покровителем иностранцев и пр. Многие божества были привязаны к космическим явлениям, причем, конечно, возможно, что некоторым из них космические черты были присущи и тогда, когда они еще были чисто местными покровителями. Большинство богов так или иначе связывалось с солнцем: гелиопольский Атум-Ра, гиераконпольский Гор, бусирисский Осирис, фиванский Амон, абидосский Анхер, файюмский Собек, гермонтский Менту. С луной были связаны Тот, Исида, Хонсу. С небом — Хатор, Нут. С землей — Мин, Геб. Впрочем, некоторые из этих богов, как Геб и Нут, не имели связи с местными культами.

Создание общеегипетского пантеона повлекло за собой установление богословско-мифологических связей между отдельными божествами. Так появились известные триады и эннеады божеств, неодинаковые, впрочем, в разных местностях. Фиванская троица — Амон, Мут, Хонсу; мемфисская — Птах, его супруга. Сохмет и их сын Нефертум. Из эннеад (девятибожий) наиболее распространена была гелиопольская, состоявшая из четырех пар богов во главе с Ра: Ра, Шу и Тефнут, Геб и Нут, Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Все эти божественные группы составляли частью продукт слияния местных культов, частью поро-ждение чисто теологических спекуляций жрецов.

С другой стороны, сближение богов вело подчас к их отождествлению. Жрецы отождествили, например, гелиопольского Атума с Ра, позже, в эпоху Среднего царства, с тем же Ра отождествили фиванского Амона и крокодила-Собека, с Осирисом был отождествлен Хентиементиу, с богиней Хатор — Тефнут.

Так складывался всеегипетский пантеон. Вероятно, последствием такого же процесса было и общеегипетское почитание священных животных: местные священные животные, древние тотемы. делались предметом всеобщего поклонения. Так, в историческую эпоху по всей стране считались священными кошка, ястреб, ибис, крокодил. Помимо целых видов чтились отдельные особи: известный бык Апис бога Ра в Мемфисе, баран Осириса в Мендесе и другие животные, связанные с наиболее чтимыми богами. Тотемическое происхождение и этого общеегипетского культа животных весьма вероятно. Однако некоторые исследователи вообще относят формирование настоящей зоолатрии к поздней поре истории Египта.

Ни в чем так не сказалась роль египетской религии, как вобожествлении фараона— высшего носителя государственной власти. Уже древнейшие цари-объединители, именовавшие себя почитателями Гора, находились как бы под особым покровительством этого божества и даже прямо принимали его имя. Начиная со времени 5-й династии фараон рассматривается как сын солнечного бога Ра. Вера в то, что царь есть сын бога, живое божество, господствовала с самого начала и до самого конца политической истории Египта, вплоть до победы христианства. Царь самолично выполнял важнейшие религиозные обряды: он основывал храмы, он один мог — по крайней мере в теории — входить в святилище бога и приносить ему жертву; жрецы действовали лишь как бы от его имени. Священный церемониал, которым была окружена вся придворная жизнь: падение на живот перед царем и целование земли у его ног, запрет произносить имя царя, употребление им религиозных эмблем,— отражал и в то же время поддерживал и усиливал веру в божественное происхож-дение царской власти.

Еще в древнейшую эпоху у египтян сложилось и представление об особых божествах — покровителях умерших. Известно много таких заупокойных божеств, чтившихся в разных местностях: Анубис в Сиуте, Сокар в Мемфисе, Хентиементиу в Абидосе и др. Но в период Древнего царства на первое место в качестве покровителей умерших выдвигаются два божества, с образами которых отныне и связывается погребальный культ: солнечный бог Ра и умирающий и воскресающий бог растительности Осирис. Центром, откуда распространялись солярные представления о царстве мертвых, был Гелиополис, средоточие культа Ра. Согласно этим представлениям, души умерших стремятся попасть в солнечную лодку Ра и вместе с ним совершать ежесуточное движение по небу. Исходной точкой этих верований о связи души покойника с солнцем, очевидно, служила идея о западе как о стране умерших: уходящее на запад солнце озаряет своим светом эту страну (отсюда известная теория Фробениуса о «солярном периоде» в истории религии, когда сложилась идея о связи солнца с умершими и о стране душ на западе). У египтян было смутное представление о таинственной стране мрака - дуат, куда нисходит солнце ночью и где пребы-вают души умерших.

Но гораздо большую важность получила в египетском погребальном культе связь его с образом Осириса. Вначале он не имел отношения к погребальным обрядам и верованиям. Но уже в Текстах пирамид (5-я династия) имя его упоминается в заупокойных формулах. В дальнейшем Осирис превратился в повелителя загробного мира и в посмертного судью душ. Связующим звеном культа Осириса с верой в загробную жизнь послужило представление о нем как об умирающем и воскресающем боге. Будучи по мифу первым умершим, Осирис стал изображаться как владыка умерших, а его ежегодное воскресение давало верующим надежду на то, что именно с его помощью душа умершего может спастись от окончательной гибели. Осириса просили о покровительстве покойнику. Больше того, пытались магически отождествить покойника с Осирисом. Вначале удостаивался такого отождествления лишь царь: в Текстах пирамид умерший царь прямо именуется Осирисом. Позже стали называть Осирисом и других умерших, знатного, а впоследствии и простого происхождения. «Осирис такой-то» — так обычно именуется покойник в погребальных текстах. Идея такого отождествления проста: надо магически обмануть враждебные силы, выдав умершего за великого бога. Главной фигурой погребального культа стал Осирис, в особенности со времени Среднего царства. В Абидосе — втором, после Бусириса, средоточии его культа — стали чтить «гробницу Осириса» (в действительности это была гробница Джера, одного из фараонов 1-й династии), и каждый верующий египтянин желал после смерти быть похороненным возле этого святилища, под защитой Осириса, или хотя бы поставить там свою могильную плиту.

Амат (Амт, Амамат)
Амат - мифологическое чудовище, но также богиня возмездия за грехи. В её образе совмещались черты крокодила, льва и гиппопотама: тело принадлежало гиппопотаму, лапы и грива льву, а голова крокодилу.
На загробном суде, если сердце покойного перевешивало на чаше весов, то он попадал в Поля Иару, то есть в рай. Если этого не случалось, то сердце умершего пожирала Амт.

Амон-Ра
В Фивах (Верхний Египет) Амон был местным богом ветра. После объединения Верхнего и Нижнего Египта культ Амона постепенно набрал силу и слился с культом Ра. После чего Амон-Ра стал верховным богом Египта.

Анубис
Бог - погребальных обрядов, он защищал тело в период подготовки к похоронам и оберегал мумию в гробнице. Изображали его с головой шакала.


Апис
Священный бык города Мемфис, бог силы и плодородия.

Атон
Бог Солнца. В период правления фараона Эхнатона Атон был единственным богом египтян. Считалось, что Атон сотворил все вещи и правит всем миром.

Атум
Бог заходящего солнца. Культ его слился с культом солнечного бога Ра, и Ра-Атум стал верховным богом Египта. Он считался предводителем девяти великих богов, которым поклонялись в Нижнем Египте.

Баст
Богиня, изображавшаяся в облике кошки или с кошачьей головой. Ей поклонялись как носительнице солнечного света.

Бэс
Бог танцов и пиров, которому в Древнем Египте поклонялись простолюдины. Его изображали в виде кривоногого уродца карлика с широким бородатым лицом, облаченного в львиную шкуру. Бэс защищал людей от змей, отпугивал злых духов, помогал при родах. Он охранял египтян от разных бед и как покровитель семьи почитался по всей стране. Сохранилось множество оберегов в виде фигурок Бэса.

Геб
Один из девяти великих богов («великой эннеады»), которого чтили в Гелиополе, «Городе Солнца» (Нижний Египет). Геб был богом Земли.

Гор (Хор)
Сын Осириса и Исиды, бог восходящего солнца. Его заклятым врагом был Сет, захвативший трон Осириса. Гор бросил Сету вызов, и они долго состязались в силе и хитроумии. В конечном счете спор был разрешен Осирисом, который потребовал отдать трон Гору как своему законному наследнику.

Исида
Богиня любви и судьбы, дочь Геба и Нут. Исида вышла замуж за своего брата Осириса и родила от него сына Гора. Она была верной женой и любящей матерью. С помощью магии она воскресила и Осириса, и Гора, убитых Сетом. Исиду часто изображают с младенцем Гором на руках. Она воспитала в сыне ненависть к Сету, чтобы Гор отомстил за отца.

Маат
Дочь Ра, богиня истины и справедливости. Маат наблюдает за правильностью совершения религиозных ритуалов и следит за поведением людей.

Меритсегер
Местная богиня Фив, изображавшаяся в виде змеи с головой женщины. К праведникам Меритсегер была благосклонна, а грешников карала ядовитым укусом.

Месхент
Богиня деторождения, помогавшая женщине терпеть боли при родах и предопределявшая судьбу новорожденного.

Мин
Бог мужской плодовитости, тесно связанный с Амоном-Ра. Во время праздника в его честь воздвигали священный столб, на который полагалось карабкаться участникам ритуала. Мин также покровительствовал племенам охотников и собирателей, обитавшим в пустыне к востоку от Нила.

Монту
Бог войны с головой сокола. Его священным животным был бык Бухие, который считался «душой Ра».

Мут
Богиня-мать, изображавшаяся с головой коршуна. Сочетавшись браком с Амоном-Ра, она стала царицей небес.

Нейт
Богиня рукоделия, согласно некоторым мифам, соткавшая мир. Нейт также охраняет мумифицированное тело покойника до момента его погребения.

Нефертум
Сын Птаха и Сехмет. Его изображали в виде бородатого мужчины с кривым мечом в руке и цветком лотоса на голове. Согласно некоторым мифам, бог Ра каждое утро рождается из цветка лотоса.

Нефтида
Богиня мертвых, жена Сета. Когда Сет убил Осириса и спрятал его тело, Нефтида отправилась вместе со своей сестрой Исидой на поиски трупа.

Нехбет
Жена бога Нила Хапи, покровительница Верхнего Египта. Нехбет защищает фараона и его детей. Иногда ее изображали в виде самки коршуна, распростершей крылья над головой фараона.

Нун
Бог первозданного хаоса, олицетворение беспредельной и бесформенной водной пучины, существовавшей в начале времен, до сотворения мира. Из глубин Нуна чудесным образом родился Ра, ставший «отцом богов».

Нут
Богиня ночного неба, мать звезд. Нут была сестрой и женой бога Земли Геба, но бог воздуха Шу разъединил супругов.

Осирис
Бог плодородия, научивший людей возделывать землю и поклоняться богам. Завистливый брат Осириса, Сет, убил его и выбросил сундук с телом в реку. Исида отыскала труп и спрятала его от Сета, но Сету все же удалось снова завладеть телом брата. На сей раз убийца разрезал труп на части и разбросал их по всему Египту. Исида с большим трудом собрала все части воедино и предала тело мужа погребению. Возродившись в царстве мертвых, Осирис стал судьей в загробном мире. Он выносит приговор усопшему и решает его дальнейшую судьбу.

Птах
Бог ремесла и искусства, истины и справедливости, которого изображали с посохом в плотно облегающих, длинных белых одеждах. Сначала ему поклонялись только в Мемфисе (Нижний Египет), но когда Мемфис стал столицей Египта, Птах приобрел общеегипетское значение. Ему приписали роль творца мира и создателя всех богов. Супруга Птаха - богиня Сехмет.

Ра
Солнечный бог, изображавшийся с головой сокола, увенчанной солнечным диском или коброй. Ра поклонялись как верховному богу, создателю других богов и людей. Каждого фараона считали сыном Ра.

Рененет
Богиня - покровительница детей. Она давала им имена, оберегала от несчастий и предопределяла их судьбу.

Ренпет
Богиня, управлявшая течением времени. Каждую весну она возвещала о наступлении нового года и вливала в молодых людей свежие силы.

Себек
Бог рек и озер, пресных вод и плодородия, изображавшийся в облике крокодила или человека с головой крокодила. Египтяне считали, чем больше в реке крокодилов, тем богаче будет урожай. Тем не менее Себек считался жестоким богом, умилостивить его можно было только частыми и обильными жертвоприношениями.

Селкет (Серкет)
Богиня, покровительница мертвых, изображающаяся в виде скорпиона. Она помогала своему отцу богу Ра истреблять врагов. К людям она была благосклонна и излечивала их от ран.

Серапис
Бог загробного мира, которому поклонялись греки и римляне, правившие Египтом. В образе Сераписа слились египетские боги Апис и Осирис. Серапис считался богом-целителем, спасителем от несчастий.

Сет
Бог зла, убивший своего брата Осириса и захвативший его трон. Позже боги передали власть Гору, которого Сет не смог убить. А Сет стал богом бурь и владыкой пустыни.

Сехмет
Свирепая богиня войны, истребляющая врагов Ра. Первоначально она была богиней любви Хатор. Но когда Ра послал ее уничтожить человечество, она превратилась в яростную Сехмет. Изображалась богиня в виде женщины с головой львицы.

Сешат
Богиня письма, хранительница «библиотеки» богов. Сешат ведет записи обо всех поступках смертных и обо всем, что ожидает людей в будущем.

Сокар
Бог растительности и покровитель мертвых. Его изображали в виде мумии с головой сокола. Сокар охранял врата загробного мира.

Таурт
Богиня с телом гиппопотама или крокодила и львиными лапами. Она покровительствовала будущим матерям, поэтому и изображалась с округлым животом. Таурт лечила от бесплодия, помогала женщинам при родах, следила, чтобы у них было достаточно молока.

Тефнут
Львиноголовая богиня росы и дождя, сестра и супруга Шу. Тефнут была первой богиней, сотворенной Ра.

Тот
Бог луны, владыка мудрости и магии, покровитель красноречия, изобретатель письменности. Изображался с головой ибиса и палеткой писца. Тот помогает Осирису вершить суд в загробном царстве, записывая показания весов, на которых взвешивалась душа умершего.

Упуат
Бог, сопровождавший душу покойного в загробное царство. Изображался с головой шакала или волка. Иногда отождествлялся с Анубисом.

Хапи
Бог Нила. Будучи мужского пола, Хапи тем не менее изображался с женской грудью, символизирующей плодородие, которое даровали египетским полям ежегодные разливы могучего Нила.

Хатор
Богиня любви и плодородия. Ее изображали либо в облике коровы, либо в виде женщины, чью прическу украшал солнечный диск между коровьими рогами. Один из мифов повествует о том, как Ра послал Хатор уничтожить человечество, и тогда эта богиня превратилась в Сехмет, богиню войны и разрушения.

Хонсу
Сын Амона-Ра и Мут, бог луны. Хонсу наделяет фараона властью и могуществом. Его изображают в облике прекрасного сильного юноши с прической, увенчанной лунным серпом.

Хнум
Бог-горшечник, создавший людей из глины на гончарном круге. Жизнь в тела людей вдохнула жена Хнума, Хегет. Согласно некоторым мифам, Хнум сотворил также богов. Хнума изображают с головой барана.

Шу
Бог воздуха и солнечного света, первое порождение Ра. Он разделил Геба и Нут, слившихся в супружеских объятиях. Так образовались Земля и Небо

Египет претерпевает аридизацию ландшафта. Опустынивание привело к исчезновению антилоп, жирафов, газелей, диких ослов, львов и леопардов. Последних и ослов древние египтяне считали воплощениями Сета. Это бог ярости и песчаных бурь, один из ответственных за уход в мир иной.

Же, напротив, ассоциировались с солнцем, жизнью, богом Ра. Жирафов египтяне редко использовали в мифологическом контексте, зато, использовали хвосты животных в качестве мухобоек. В 21-м веке ни , ни ослы, львы и антилопы, не обитают в стране.

Млекопитающих в ней становится все меньше. В условиях опустынивания выживают в основном рептилии да насекомые. С них и начнем.

Насекомые Египта

Численность насекомых на планете - спорный вопрос. Описано больше миллиона видов. Однако некоторые ученые прогнозируют открытие еще 40-ка миллионов. Большинство же сходится во мнении, что насекомых на планете 3-5 миллионов. В Египте обитают такие, как:

Скарабей

Без него животный мир Египта сложно представить. Жук - символ страны, иначе называется навозным. Из экскрементов насекомое делает шары. В них откладываются личинки. Египтяне же воспринимали шары, как образ солнца, а их передвижение, как его ход по небу. Поэтому скарабей и стал священным.

Скарабей зеленый. Поэтому амулеты делают из гранита, известняка и мрамора травянистых оттенков. У крыльев насекомого есть голубой отлив. Поэтому подходят также глина, смальта, фаянс небесного тона. Если основа по цвету не подходит, покрывают глазурью.

Пчела

Пустынная пчела признавалась египтянами ожившей слезой бога Ра, то есть правителя солнца. Именно в стране пирамид заложили основы пчеловодства.

Исконно египетскйи вид пчел - ламарский. Популяция вымирающая, является прародительницей европейских пчел. У ламарских, в отличие от них, как бы светится брюшко, хитиновый покров белоснежный, а тергиты красные.

Златка

Это жук. Он плоский, вытянутый. Тело насекомого цилиндрическое, держится на коротких, но мощных лапах. Таков жук, прошедший стадию личинки. В ней животное может находиться до 47-ми лет. Чем выделяется в мире насекомых.

Еще златка, представленная несколькими видами, замечательна сверкающими крыльями. Они жесткие, используются подобно камням, в украшениях. В Древнем Египте крыльями златок еще и саркофаги оформляли.

Жук златка имеет множество ярких расцветок

Комар

Комары, обитающие в Египте, - типичные жители , крупные, с длинными лапками. До революции в стране, насекомых вблизи отелей организованно травили. Волнения привели к сбоям в схеме обработки.

Последние комментарии посетивших Египет туристов свидетельствуют о возобновлении химобработки.

Рептилии Египта

В мире почти 9500 видов рептилий. В России, к примеру, обитают 72. В Египте таковых около 2-х сотен. Рассмотрим примеры.

Египетская черепаха

Эта сухопутная, самая маленькая среди сородичей. Длина тела самца не превышает 10-ти сантиметров. Самки на 3 сантиметра больше.

За исключением размера, египетская черепаха напоминает средиземноморскую. Панцирь животного песочный. Кайма на нем желто-бурая.

Кобра

Среди ядовитых змей Африки является самой крупной. Встречаются 3-метровые экземпляры. Однако обычно египетская кобра равна 1-2-м метрам.

Большинство кобр Египта коричневые. На основном фоне наблюдается темная или светлая пятнистость. Редко встречаются сероватые и медные особи.

Нильский крокодил

В длину достигает 5-ти метров, веся минимум 300, а максимум 600 килограммов. Нильский считается самым опасным наравне с гребенчатым.

Несмотря на название, обитает нильский крокодил встречается еще и на Сейшельских, Коморских островах.

Гюрза

Самая крупная и опасная среди гадюк стран бывшего соцлагеря. В Египте гюрза уступает эфе. Змеи страны достигают в длину 165-ти сантиметров. В России гюрзы редко превышают метр.

Внешне гюрзу отличают: массивное тело, короткий хвост, закругленные боковины морды, выраженный переход от головы к телу, ребристая чешуя на голове.

Нильский варан

В длину равен 1,5 метра. Почти метр приходится на хвост. Он, как и тело животного, мускулистый. Крепки и когтистые лапы варана. Картину дополняют мощные челюсти.

Когти нильский использует для копания песка, лазания по деревьям и защиты от хищников. Когтями также животное разрывает добычу.

Эфа

Относится к семейству гадюк. Животные Египта на фото часто еле различимы, поскольку сливаются с песком. Часть чешуек ребристые. Это помогает змее регулировать температуру тела. Поверх него некоторые чешуйки черные, складываются в узор, проходящий от головы до хвоста.

Каждый 5-ый укус эфы приводит к смерти пострадавшего. На человека змея нападает, обороняясь. С целью же поживиться рептилия кусает грызунов и насекомых

Агама

Существует 12 видов агам. Несколько обитают в Египте. Один из видов - бородатая . Среди сородичей выделяется неумением отбрасывать хвост.

У всех агам зубы располагаются на внешнем ободе челюсти. Ящериц семейства содержат в террариумах. Содержать несколько особей в одном не советуют - рептилии откусывают друг другу хвосты.

Бородатая агама

Змея Клеопатры

Иначе называется египетским аспидом. Сам он длиной 2,5 метра, а ядом плюется на 2 метра вокруг. В Древнем Египте верили, что аспид кусает только плохих людей. Поэтому змей Клеопатры подпускали к детям, как к чистым, непорочным и, конечно, для проверки задатков.

После укуса египетского аспида блокируется дыхание, останавливается сердце. Противоядие зачастую не успевают ввести, поскольку смерть наступает через 15 минут. Внешне аспида можно спутать с почти столь же опасной очковой коброй.

Гребнепалая ящерица

За пределами засушливых и каменистых ландшафтов не встречается. Есть 50 видов гребнепалой ящерицы. Около 10-ти встречаются в Египте. У всех меж пальцами скопление заостренных чешуек. Их-то и называют гребнями.

Гребни помогают ящерицам удерживаться на рыхлом песке, словно перепонки, увеличивая площадь контакта с землей.

Рогатая гадюка

Над ее глазами расположены крупные чешуйки. Они вертикально направлены, напоминают рожки. Отсюда название рептилии. В длину она не больше 80-ти сантиметров.

Какие животные в Египте водятся порой незаметно. Рогатые сливаются с песком, повторяя его цвет. Даже глаза рептилий бежево-золотистые.

Рогатая гадюка маскируется в песке выжидая добычу

Млекопитающие Египта

Млекопитающих в стране 97 видов. Исчезающих среди них единицы. На Синайском полуострове, к примеру, в заповеднике Катерин обитает, к примеру, песчаная газель. К исчезающим относятся также нубийские козероги. Их можно встретить в заповеднике Вади-Ришрар. За его пределами проживают:

Золотой шакал

Обитает в основном возле озера Насер. Животное редкое, занесено в Красную книгу страны. Название обусловлено цветом шерсти.

В Древнем Египте был священен, являясь одним из воплощений Анубиса. Это бог загробного царства.

Пустынная лиса

Второе имя - . Это арабское слово переводится как «лисица». В пустыни она приобрела крупные уши. Они пронизаны обильной сетью кровеносных сосудов. Это облегчает теплорегуляцию в знойные дни.

Шерсть пустынной лисицы сливается с песком. Малозаметно животное также за счет размеров. Высота хищника в холке не превышает 22-х сантиметров. Весит лисица около 1,5 килограмма.

Тушканчик

Отличается укороченной мордочкой и вздернутым носиком, область которого напоминает пяточек. Еще, как у большинства пустынных зверей, египетский тушканчик выделяется большими ушами.

В длину пустынный равен 10-12-ти сантиметрам. У животного густая шерсть. Это обусловлено ночным образом жизни. После захода солнца в пустыне главенствует холод.

Верблюд

В былые времена жители пустынь использовали шкуры верблюдов для строительства жилых палаток и их внутреннего убранства. Похожее на телятину мясо кораблей пустыни ели. Использовалось и молоко верблюдов. Оно питательнее коровьего. Пригождался даже помет верблюдов. Экскременты служили топливом, нее требуя предварительной сушки.

Аравийцы устраивают верблюжьи скачки. Итак что, развлекательно-спортивную функцию корабли пустыни тоже выполняют.

Мангуст

Иначе называется фараоновой мышью или ихневмоном. Последний термин греческий, переводится как «следопыт». Египтяне держали мангустов в домах в качестве истребителей грызунов. На полях питомцы их тоже ловили.

Поэтому считался священным животным. Умерших особей погребали, словно знатных горожан, предварительно бальзамируя.

Гиена

Гиены - животные Египта , издревле презираемые жителями страны. Это не мешало людям откармливать животных на мясо. Часть популяции одомашнили.

В Египте обитает пятнистая - самая крупная среди 4-ех африканских видов. Как и у прочих, отличительной чертой служат мощные передние лапы. Они длиннее задних. Из-за этого походка гиены неуклюжая, а перед выше зада.

Пустынный заяц

Второе имя - толай. Внешне животное похоже на зайца-русака. Однако тело толая меньше, а длина ушей и хвоста такая же. Цвет меха тоже совпадает. Отличается структура шерсти. У толая она волнистая.

От толай отличается также узостью ступней задних лап. Отсутствует необходимость передвигаться по сугробам. Поэтому лапы не расширены, подобно лыжам.

Медоед

В длину достигает почти 80-ти сантиметров. Тело животного вытянутое, на укороченных лапах. Весит медоед около 15-ти килограммов.

Относится к семейству куньих, обитает не только в Африке, но и Азии. Есть животное мелассу из сахарного тростника. Это не сам мед, а подобие сиропа. Он выделяется из стволов и в процессе производства из тростника сахара.

Дикий бык

Египет славится породой ватусси. У ее представителей самые мощные и крупные рога. Их суммарная длина достигает 2,4 метра. Масса животного пари этом равна 400-750-ти кило.

Рога ватусси пронизаны сосудами. За счет циркуляции в них крови происходит охлаждение. Тепло отдается в окружающую среду. Это помогает быкам выживать в условиях пустыни.

Гепард

На древних фресках сохранились изображения гепардов в ошейниках. Больших кошек приручали, подобно малым. Гепарды олицетворяли знатность и власть хозяев, использовались для охоты. Кошкам надевали кожаные колпаки на глаза, доставляя в повозке к месту охоты. Там гепардов выпускали, снимая повязку. Добычу дрессированные звери отдавали хозяевам.

Ныне гепарды - дикие животные Египта . Популяция малочисленна, охраняется.

В давние времена гепардов содержали во дворах как домашних питомцев

Бегемот

В Древнем Египте его считали врагом полей. Уклад был земледельческий, а бегемоты вытаптывали поля и ели посадки.

На древних фресках представлены сцены охоты на бегемотов. Они, как и сейчас, проживали в долине Нила, скрываясь от жары в водах реки.

Птицы страны

В Египте гнездятся 150 видов птиц. Однако общая орнитофауна страны насчитывает почти 500 видов пернатых. Среди них:

Коршун

В древности коршун олицетворял Нехбет. Это богиня, символизирующая женское начало природы. Поэтому птице поклонялись.

В Египте обитает черная разновидность коршуна. Птиц часто видят на отстойниках Шарм-аль-Шейха.

Сова

В Древнем Египте признавалась птицей смерти. Дополнительно пернатое олицетворяло ночь, холод.

На территории страны встречаются пустынная совка и песчаный филин. У обоих охристое оперение. Только совка лишена «ушек» над глазами и миниатюрна. Вес птицы не превышает 130-ти граммов. Максимальная длина тела совки равна 22-ум сантиметрам.

Сокол

Является олицетворением Хора - древнего бога неба. Египтяне признавали сокола царем птиц, символом солнца.

Пустынный именуется шахином. У птицы серая спинка и рыжие голова с брюшком. На крыльях чередуются светлые и темные полосы. Вид исчезающий.

Египтяне используют соколов для охоты в пустыне

Цапля

Египетская цапля белоснежная, с укороченным клювом. Еще у птицы коротковата шея и толстоваты ноги черного цвета. Клюв египетской цапли лимонного тона.

Цапли - животные Древнего Египта , распространенные на его землях с момента основания государства. Вид остается процветающим. Птицы объединяются в стаи примерно по 300 особей.

Журавль

На египетских фресках часто изображен двухголовым. Это символ процветания. Древние египтяне считали, что журавли уничтожают змей. Орнитологи не подтверждают информацию. Однако в старину журавлей почитали настолько, что за убийство пернатого предусматривали смертную казнь и для обидчика.

В культуре Египтян , наравне с соколом, считается птицей солнца. Пернатое в стране до сих уважают. Вольготные условия способствуют стабильности численности птиц в стране.

Журавлей в Египте почитают, считая их птицами солнца

Гриф

В виде него делали головные уборы для цариц Египта. Одновременно гриф был воплощением Нехбет. Эта богиня покровительствовала Верхнему Египту. Нижним «заведовала» Нерет в облике змеи. После объединения Египта в коронах вместо головы грифа стали иногда изображать рептилию.

В Египте обитает африканский гриф. Он относится к семейству ястребиных. В дину птица достигает 64-ех сантиметров. От родственных видов африканский гриф отличается менее массивным клювом, меньшими размерами тела и удлиненными шеей, хвостом.

Ибис

Египтяне считали его символом души. Образ птицы совмещает солярное и лунное. С дневным светилом ибиса связывали, поскольку пернатое уничтожало рептилий. Связь с луной прослеживалась через близость птицы к воде.

Священное животное Египта отождествлялось с Тотом. Это бог мудрости. Здесь «подвинул» филина.

Голубь

Египетский голубь отличается от сородичей длинным, узким телом. Спина пернатого вогнута. Еще у египетского голубя короткие ноги.

В оперении египетского голубя выделяется нижний слой из длинных и хрупких перьев. Совокупность отличительных признаков стала поводом для выделения птицы в отдельную породу. Ее признали в 19-м веке.

Рыбы Египта

Египет омывает Красное . Оно признано идеальным для дайвинга. Дело в красотах подводного мира. Из-за теплоты вод, солености и обилия рифов в Красном море поселились 400 видов рыб. Примеры, далее.

Наполеон

Название рыбы связано с выдающимся наростом на лбу. Напоминает треуголку, носимую императором Франции.

Самцы и самки вида отличаются окраской. У мужских особей она ярко-голубая, а у женских - насыщенно оранжевая.

Рыба наполеон

Серая акула

Она рифовая, то есть держится у берегов. Длина рыбы равна 1,5-2-ум метрам, а вес 35-ти кило. Серая окраска спины и боков дополнена белесым брюшком.

От прочих серых обычную отличает темная окантовка всех плавников кроме первого спинного.

Пуффер

Это один из иглобрюхов Красного моря. У рыб семейства большая голова. Ей соответствует широкая и округлая спина. Зубы иглобрюхов срослись в пластины. Ими рыбы, в том числе и пуффер, откусывают кораллы.

При крупной голове и округлом теле у пуффера удлиненный хвост и миниатюрные плавники. Плавают неказистые рыбы поодиночке. Как и большинство иглобрюхов, пуффер ядовит. Токсин рыбы опаснее цианида. Яд содержится в костных шипах, коими покрыто брюхо животного. В момент опасности иглобрюх раздувается. Прижатые к телу шипы начинают топорщиться.

Бабочка

Название обобщает около 60-ти видов. Все они имеют высокое, сплюснутое с боков тело и яркую окраску. Еще одна отличительная черта - удлиненный, трубковидный рот.

Все бабочки небольших размеров, обитают у рифов. Рыб семейства также содержат в аквариумах.

Существует множество ярких расцветок рыб бабочек

Игла

Эта родственница морских коньков. Тело рыбы окружено костными пластинами. Рыло животного трубковидное, продолговатое. Вкупе с тонким и вытянутым телом похоже на иглу.

Игл больше 150-ти видов. Треть из них обитают в Красном море. Есть миниатюрные, длиной около 3-х сантиметров и 60-сантиметровые.

Бородавчатка

Она покрыта наростами. Отсюда название. Второе имя - рыба- . Это название связано с донным образом жизни. Там бородавчатка маскируется среди камней, поджидая добычу.

Маленькие глаза и рот бородавчатки направлены вверх, как у многих донных хищников. Шипы спинных плавников рыбы-камня содержат токсин. Он не смертелен, но приводит к отекам, болезненности.

Рыба камень умеет оставаться не заметной на морском дне

Крылатка

Еще называется зеброй. Дело в полосатой, контрастной окраске. Первое же имя связано с разделенными на этакие перья. Они распахиваются, окружая рыбу эффектным боа.

В плавниках крылатки тоже есть канальцы с ядом. Красота рыбы вводит в заблуждение неопытных ныряльщиков. Они норовят прикоснуться к зебре, получая ожоги.

В морях Египта водятся ядовитые рыбы, одна из них крылатка

Не стоит забывать и об пресноводных рыбах Египта, обитающих в Ниле. В нем встречаются, к примеру, тигровая рыба, сом, нильский окунь.

Нильский окунь

Эксперты считают животный мир Египта столь разнообразным за счет географического положения страны. Она тропическая, что располагает к обилию видов. Плюсом Египет находится на двух континентах, затрагивая как Евразию, так и Африку.

Материковые земли почти полностью огибают Красное море. Это провоцирует активное испарение вод, повышая концентрацию в них соли. Поэтому фауна Красного моря так разнообразна.

Таинственный Древний Египет подарил человечеству множество открытий и прекрасных легенд. Верования египтян отличались изыском и всегда манили своей необычностью. Египтяне превозносили братьев наших меньших, изображая своих богов с головами животных. Однако были и такие животные, которые сами считались богами. Одним из таких редких животных был чёрный бык Мневис. Этот священный бык в Древнем Египте считался воплощением бога Ра. В разных областях Египта поклонялись различным животным или богам. Из-за этого нередко возникали религиозные войны.

Когда умирало священное животное, его тело бальзамировали, клали в саркофаг и захороняли. Любопытно, что некоторых животных хоронили особым способом. Например, кошек погребали в Бубастисе в священном склепе, мёртвых крокодилов бросали в Нил, ибисов — исключительно в Гермополе, а быков всегда именно там, где они умирали. Удивляют находки саркофагов рыб, жуков, змей, ихневмонов.

Так как важную часть жизни египтян занимало земледелие, то без такого животного, как бык, просто невозможно было обойтись. Видимо, из благодарности его и сделали священным. Многим будет интересно, как зовут священного быка Древнего Египта. На самом деле есть несколько названий. Быков использовали при сложной сельскохозяйственной работе, без них было бы очень сложно получить хороший урожай и должным образом обработать землю. Священный бык в Древнем Египте олицетворял плодородие. Также почитали коров, как кормилиц, представительниц неба, что тесно связано с культом Хатхор и Исиды, в результате образовался отдельный культ священной Небесной Коровы.

Апис — бог Египта

Богом возрождающейся природы египтяне считали Аписа. Кто такой Апис, бог чего он в Египте? Апис считается богом плодородия, он по легенде оплодотворяет священную корову, от их совокупления рождается золотой телёнок (солнечный диск). Священный бык древних египтян жил в храме Птаха, что в Мемфисе, там же жили и оракулы, которые, изучая поведение животного, строили свои предсказания.

Ритуальный бег этого быка приносил жителям Египта достаток и плодородие. Разобравшись, кто такой Апис, бог чего именно он был в древности, двинемся дальше. Когда Аписы умирали, их торжественно хоронили в подземном Некрополе Мемфиса, церемония проходила на западе от Нила. Предварительно животных мумифицировали и клали в саркофаги, украшенные амулетами и дорогими украшениями.

После смерти Аписа жрецами должен быть найден новый египетский священный бык. Однако это непросто, преемник должен обладать особыми приметами. Геродот описал эти приметы. Согласно его описаниям, новый Апис должен был быть рождён от коровы, которая после него уже никогда не сможет разродиться.

Молодой телёнок, которого изберут Аписом, должен быть чёрного цвета, на лбу иметь белый треугольник, на хвостике — двойные полосы (всего 29 признаков).

Новый Священный бык в Древнем Египте должен был быть найден жрецами за 60 дней. Пока велись поиски, жрецы соблюдали пост. Когда животное находили, его торжественно везли по Нилу в храм Птаха, до самого Мемфиса. Народ встречал Аписа на берегу, чтобы поприветствовать и выказать свое почтение.

Священные быки

Священные животные Египта многообразны, но быки среди них занимают одно из ведущих мест. Бык Мневис звался «солнечным», потому что был воплощением бога солнца. Также обожествляли и Бухиса, этот бык был чёрного цвета и изображался с солнечным диском между рогов.

Относительно цвета окраски Бухиса считалось, что он способен менять цвет каждый час. Почитали белого быка (Мина), а также супруга Небесной Коровы, который вступал с ней в интимную связь.

Животные, ассоциирующиеся с Анубисом

С этим богом связаны шакалы, собаки, волки. В Кинопольском номе был культ шакалов и собак. Культ Упуацта связан с волками.

Священные козлы и бараны

Ещё Геродот говорил о культе козлов. Это животное ассоциируется с богами Шаи и Банебджедет. Бараны и вовсе повсеместно были уважаемы жителями Египта. Считалось, что эти священные животные Египта были связаны с душой египтян, они олицетворяли плодородие.

Особым считался Амона — баран с кривыми и загнутыми рогами. Бараны с длинными рогами не давали, в отличие от Амона, шерсти.

Бараны очень почитались египтянами, просто так их старались не убивать, в одежде из их шерсти даже запрещено было появляться в храме.

Крокодилы

Крокодилов сопоставляли с богом нильских вод Себеком. Эти священные животные Египта после создания оросительной системы и появления водохранилища приумножили свою популяцию. Считалось, что крокодилы могут повелевать разливам рек, которые приносили полям полезный ил. Подобно тому, как отбирали священного быка, также отбирали и священного крокодила. Избранник жил в храме, почитался людьми, а вскоре и вовсе становился ручным.

В Фивах запрещали убивать крокодилов, даже если они несли угрозу для жизни. Несмотря на то что крокодил — священное животное, он считается воплощением зла и врагом бога солнца, помощником Сета.

Змеи, лягушки

Лягушки, как и многие другие живые существа Египта, почиталась в связи с тем, что символизировали плодородие. однако, Лягушки также считались животными богини Хекет, которая была покровительницей рожениц. В Древнем Египте верили, что лягушка обладает функцией самозарождения, потому её связывали с культом загробной жизни и воскресением после ухода в другой мир.

От Геродота стало известно также о священных змеях, их посвящали богу Ра и хоронили в Карнакском храме.

Птицы

Почитались в Египте также птицы, в том числе и мифические, к ним относились Великий Гоготун и Бенту. Из реальных птиц почитались сокол, ибис, коршун. За убийство священных птиц казнили. Ибис почитался в Египте как змееборец, египтяне научились «очищаться», видя как она «опорожняет» и промывает себя.

Бог Ба изображался в виде сокола с человеческой головой, сама же птица считалась душой бога. В Древнем Египте существовало поверье, что сокол — защитник фараонов.

Коршун символизировал небо и богов Нехбет и Мут.

Скарабей

Изображение жука-скарабея можно встретить в любой гробнице. Этот жук также был священным в Древнем Египте, его связывали с культом солнца. Египтяне считали, что скарабеи обладают, как и лягушки, функцией самозарождения. Жуки защищали от зла, были амулетами для египтян, спасали от укусов змей и помогали воскреснуть после смерти (естественно, по легендам).

Гиппопотамы

Богиня Таурт изображалась в Египте в виде беременной самки гиппопотама, но, несмотря на популярность самой богини, культ животного не был распространённым явлением, их почитали только в Папримитском округе. Как ни странно, эти животные, как и крокодилы, считались врагами бога Ра и олицетворяли зло.

Свиньи

Эти животные считались нечистыми в Египте. Плутарх говорил о том, что египетский народ верит, что если выпить молоко свиньи, то кожа покрывается струпьями и проказой. Раз в год свинью приносили в жертву и съедали. Существовала легенда, что однажды великий Тифон охотился на кабана в полную луну, и зверь привел его к деревянному гробу Осириса. Свинью ассоциируют с небом, она как луна, а её детёныши — звёзды.

Кошки и львы

Считается, что Египет — родина кошек. Данное животное почиталось в связи с тем, что государство было аграрным, а от грызунов могли спасти только кошки, потому им отдавали дань уважения. Кошки считались также хранительницами домашнего очага. Когда умирала в доме кошка, объявляли траур. Хоронили животных с особыми почестями. Баст (богиня любви) связана с кошкой, даже великий бог Ра, изображён в виде рыжего кота.

За убийство кошки грозила смертная казнь. Любовь египтян к этим животным однажды принесла им горе: персидский царь Камбиз приказал своим воинам повязать к щиту по кошке, таким образом, Египет сдался без боя. Львы символизировали могущество и власть фараонов. Культ был не повсеместно. Центр культа — Леонтополь.

Египет — удивительная страна, в которой многие века поклонялись разным животным. Неважно, зло они олицетворяли или добро, египтяне уважительно относились к братьям нашим меньшим. История священных животных увлекательна, интересна, а также ещё и поучительна. В рамках нашего повествования затронута лишь малая часть этого культурно богатого мира. История Древнего Египта, его ритуалов, обрядов, связанных со священными животными, — это отдельный мир, в который погружаешься и увлекаешься навсегда.