Книжная больница в детском саду. Социальная работа в школе

« Книжкина больница »

(совместное мероприятие родителей, детей и воспитателя)

Цель мероприятия:

Привлечь родителей к воспитанию у детей любви к книге.

Учить детей бережно относиться к книгам: не рвать, не рисовать на книгах, по мере необходимости подклеивать их самостоятельно или с помощью старших.

Воспитатель : «Книга – лучший друг ребят,

Все об этом говорят»

Рассказ воспитателя о значении книги для человека.

Предложить родителям и детям вспомнить пословицы и поговорки о книгах.

«Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает».

«Книга подобна воде – дорогу найдёт везде».

«Не красна книга письмом, а красна умом».

«Испокон века книга растит человека».

«Хорошая книга ярче звёздочки светит».

«Одна хорошая книга лучше многих сокровищ».

Воспитатель:

Отгадайте, ребята, о ком я вам сейчас расскажу:

«Этот мальчик носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Нарядившись таким попугаем, он целыми днями слонялся по городу и сочинял разные небылицы».

Да, это Незнайка. Его прозвали так потому, что он ничего не знал и не любил заниматься. А среди вас есть Незнайки? Сейчас мы это проверим. Я буду читать стихотворения, а вы продолжите.

Игра «Угадай произведение »

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря…(кит).

К. Чуковский «Путаница».

На брата сердится сестра:

Её зовут Марина,

А он стоит среди двора,

Кричит: «Ты где, …» (малина).

А. Барто «Буква Р».

Крошка сын к отцу пришёл,

И спросила кроха:

Что такое хорошо

И что такое…(плохо).

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

«Узнай сказку»

А дорога далека,

А корзинка нелегка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко!

Не послушал ты кота,

Выглянул в окошко. (Петушок-золотой гребешок)

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В яме от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

Он от бабушки ушёл,

Он от дедушки ушёл.

Отгадайте без подсказки,

Из какой он сказки? (Колобок)

Отворили дверь козлята…

И пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят)

«Кто здесь был и что забыл?»

Азбука (А.Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино».

Короб (русская народная сказка «Машенька и медведь»).

Репка (русская народная сказка «Репка»).

Красная шапочка (Ш.Перро «Красная шапочка»).

Туфелька (Ш.Перро «Золушка»).

Монетка, самовар (Ш.Перро «Кот в сапогах»).

Сапог (Ш.Перро «Кот в сапогах»).

Воздушный шарик (А.Милк «Винни-Пух»).

Банка с вареньем (Линдгрен «Малыш и Карлсон»).

Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»).

Воспитатель:

Ребята, книги бывают не только со стихами и сказками. Из книг можно узнать много интересного о природе, о растениях и животных, о различных странах, морях, океанах, островах и обо всём, что вам интересно. Чтобы найти дорогу в книжную страну необходимо знать правила обращения с книгами. Кто из вас знает, как нужно обращаться с книгами?

Дети:

Брать книгу чистыми руками.

Аккуратно перелистывать страницы.

Оставлять в книге закладку и не заворачивать страницы.

Книга должна быть в обложке.

Не кушать во время чтения.

- Не оставлять книгу в развёрнутом виде.

Вот теперь мы можем отправляться в книжную страну.

На столах заранее приготовленные книги. Дети вместе с родителями рассматривают их, называют авторов, вспоминают названия.

На глаза попадается старая изорванная и измятая книга. Обыгрывается ситуация «Заболела книжка ».

Воспитатель:

Что случилось с этой книжкой?

Изорвал её мальчишка.

Нужно книжечке помочь.

А как мы можем помочь книге?

Правильно. Мы можем разровнять страницы, подклеить книгу и даже сделать новую обложку. Давайте все вместе поможем этой и другим книгам.

Родители вместе с детьми подклеивают книги.

Любовь Нарожная
Конспект занятия «Книжкина больница»

Цель : познакомить с основными элементами книги, учить находить основные элементы книги, формировать бережное отношение к книгам, учить их ремонтировать. Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание, мыслительные операции.

Дети стоят полукругом.

Ребята, послушайте и отгадайте загадку :

Что за добрые друзья живут в доме у меня?

Они стоят в шкафу на полках

В переплётах толстых, тонких,

Друзья рассказывают мне

Что происходит на земле.

О чём эта загадка?

А у вас дома есть книги?

Ребята, как вы думаете, зачем нам книги?

Из книг мы узнаём много нового, интересного, много полезного. В книгах можно найти ответ на любой вопрос, ведь не зря говорят : «Книга – источник знаний» .

Ребята, какие пословицы и поговорки вы знаете о книгах?

Дети читают пословицы и поговорки.

Хорошая книга – лучший друг.

Кто много читает – тот много знает.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Книги – наши лучшие друзья.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Дом без книги – день без солнца.

Книга – окно в большой мир .

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

Книга - твой друг, без неё как без рук.

Молодцы, ребята, много хороших пословиц и поговорок вспомнили.

Ребята, а где живут книги в нашей группе? Правильно, в книжном уголке . Давайте пройдём к нашим книгам.

Подходим к книжному уголку .

Посмотрите, по – моему, в книжном уголке не всё в порядке. Вас ничего не удивляет?

На столе лежат старые, рванные, исписанные книги.

Сегодня утром к нам в группу пришло вот такое письмо : «Здравствуйте, уважаемые ребята! Это письмо написали вам мы – книги. Так уж случилось, что когда-то мы были новыми, красивыми, просто загляденье! А сейчас посмотрите на нас! Что с нами стало? Мы стали старыми,не красивы-ми, рванными. Нам очень хочется быть прежними, красивыми. Надеемся, что вы нам поможете, сможете нас вылечить и привести нас в порядок. С уважением к вам – книги»

Ребята, как вы думаете, почему книги стали такими?

Как мы можем помочь заболевшим книгам?

Правильно, ребята.

У нас в группе для порванных книжек открыта больница .

Мы всех их в порядок должны привести,

От гибели бедные книги спасти.

Представьте, что с вами мы стали врачами (одеваю шапочки) .

Одна лишь задача стоит перед нами :

Больных исцелить , чтоб здоровыми стали,

Чтоб добрые дети их долго читали.

Но для того, чтобы лечить больные книжки , нужно знать, что у них болит. Давайте, познакомимся с тем, как устроена книга. Хороший читатель должен знать, как называются части книги.

Показываю детям карточки.

Ребята, вот на этих табличках написаны основные элементы книги. Давайте прочитаем и покажем элементы книги.

Дети читают таблички, я показываю и объясняю.

Обложка - защищает книгу от повреждений и придаёт ей нарядный вид. Она подскажет кто автор книги, как она называется.

На страницах напечатан текст книги. Чем больше страниц , тем толще книга.

Рисунки, картинки в книгах ещё называют иллюстрациями. Книгу с иллюстрациями читать интереснее.

Корешок - основная часть книги. Он скрепляет все страницы и обложку книги.

Так из каких же частей состоят книги?

А теперь пришла пора вылечить наши книжки , поставив им диагноз.

Если книжка заболела , выпали страницы,

Её вылечит всегда «Книжкина больница » .

Аккуратно доктора – добрые детишки –

Странички склеят без следа!

Будь здорова, книжка !

Давайте осмотрим наших больных .

Какую книжку ты будешь лечить , Юра? Что ты будешь делать?

А ты, Танюша?

Так все дети рассказывают, что будут делать. Затем выполняют работу.

Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, помогли книгам, я думаю, они вам благодарны.

Скажите, ребята, как нужно относиться к книгам, чтобы они не болели? (бережно, аккуратно) .

Давайте вспомним правила бережного отношения к книгам.

1. Не рвать книги.

2. Не рисовать и не писать на страницах.

3. Не загибать страницы.

4. Не брать книги грязными руками.

Молодцы, ребята! Я думаю, вы всегда выполняете эти правила.

Кто с книжкой повсюду шагает ,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга поможет

Учиться, работать, дружить!

Мероприятие подготовлено ГБОУ Истринская школа-интернат . Название - Проект «Книжкина больница ». Тема - «Будь здорова, книжка !».

Проект «Книжкина больница»

«Будь здорова, книжка!»

Проект «Книжкина больница » очень своевременен и актуален.

Главным в проекте является то, что учащиеся смогут повысить уровень своей книжной культуры, будут сопереживать. Возможно, что дети книгу станут воспринимать, как живое существо, которое одаривает их умными мыслями, развлекает, ничего не требуя взамен. Вместе с тем и эти безмолвные существа нуждаются в уходе и заботе. Участвуя в проекте «Книжкина больница» дети смогут проявить доброту, отзывчивость и талант. Постоянно занимаясь с детьми, увлекать их чем-то новым, по-настоящему полезным, и дети охотно откликнуться, включатся в работу с желанием и интересом. Ребята в ходе работы прочувствуют важность своей работы, самостоятельно придут к выводу: книги надо беречь!

Цели и задачи:

  • Формирование у детей бережного отношения к предметам, в том числе к книге
  • Создание для каждого ребенка ситуации успеха
  • Обучение практическим навыкам по ремонту книг
  • Занять важным и полезным делом
  • Обучить навыкам работы с книгой
  • Обучение работе в команде
  • Повышение уровня культуры
  • Воспитание сопереживания

Выставки книг «больных» и «выздоровевших»

Большое эмоциональное воздействие на детей оказывают книжные выставки. На них представляются ветхие, испорченные книги. Библиотекарь рассказывает сказочные истории о «больных» книгах. Дети эмоционально воспринимают истории, сострадают «больным» книгам, стараются как можно скорее их ремонтировать.

История: «Когда наступает ночь и выходные дни (когда библиотека закрыта), «больные» книжки начинают плакать и жаловаться друг другу на свою судьбу: они уже не могут самостоятельно стоять на полке, путешествовать в портфелях читателей; разорванные, помятые страницы у них болят. Книги плачут и ждут помощи от вас, ребята.

Инструктаж по технике безопасности.

Перед началом работы обязательное проведение инструктажа по технике безопасности.

Правила подготовки рабочего места перед началом занятий

1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.

2. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе.

3. Приготовь тряпочку или салфетку для рук.

Правила уборки своего рабочего места

1. Сложи материалы и инструменты в коробку.

2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.

3. Протри инструменты и парту тряпочкой.

5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.

6. Все принадлежности убери.

Правила безопасной работы с ножницами

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.

6. Следи за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы клади кольцами к себе.

8. Подавай ножницы кольцами вперед.

9. Не оставляй ножницы открытыми.

10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Используй ножницы по назначению.

Правила безопасной работы с клеем

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Сюжетно-ролевая игра «Книжкина больница»

Распределение ролей: «Главный врач» - зав.библиотекой руководит процкссом, «доктора» («хирурги», «врачи-реаниматологи», «врачи-косметологи»), «медсестры», «медбратья» ремонтируют книги, «санитары» выполняют неквалифицированную работу (приносят книги, накладывают пресс, расставляют «вылеченные» книги.

Отбор «пациентов»: «Медицинская комиссия» выбирает «пациентов», книги, которые будут «лечиться» первыми.

Установление диагнозов и выбор метода «лечения»: стереть надписи, подклеить страницы, отремонтировать обложку и т.д.

Выбор инструментов и лекарств: клей, скотч, бумага, ластик и т.д.

Инструменты для лечения книг

1. Бумага белая

2. Бумага цветная

3. Картон

4. Ластик

6. Кисточка

7. Ножницы

8. Линейка

9. Карандаш простой

10. Карандаши цветные

11. Краски

Симптомы болезни:

  • Рассохся и расклеился переплет
  • Оторвалась обложка
  • Выпали страницы
  • Исписаны страницы
  • Загнуты уголки страниц

Заболевшим книжкам прописано лечение:

  • Расправить загнувшиеся страницы;
  • Стереть ластиком карандашные пометки;
  • Подклеить страницы скотчем
  • Подклеить корешки цветной бумагой (или скотчем);
  • Обновить обложки.

Выбери правильное лечение и вылечи книжку!

Главный врач «книжной больницы»

Заведующая библиотекой _____________________/И.А. Борисенко/

Письмо от «заболевших» книг:

«Уважаемые ученики! Мы живем в библиотеке школы-интерната деревни Сокольники. Уже много лет школьники берут нас с полки почитать. И от этого мы постарели, а когда-то мы были молодыми, красивыми, новенькими, просто загляденье! А сейчас что с нами стало? Вы только посмотрите: обложки у нас порванные, странички разрисованы ручкой. Мы стали некрасивыми, старыми, рваными… Нам очень хочется быть прежними и чтобы дети любили нас и обращались с нами аккуратно. Надеемся, что найдутся хорошие ученики, которые смогут нас «вылечить» и привести в порядок.

С уважением к вам - Книги»

Непосредственная работа по ремонту книг

Занимаясь ремонтом книг дети, увлекаются новым, по-настоящему полезным делом, включатся в работу с желанием и интересом. Ребята в ходе работы прочувствуют важность своей работы, самостоятельно придут к выводу: книги надо беречь!

«Книжкина больница» для ребят - это и игра, и труд, и новые знания. А немного занятие - ремонт книг - превращается в интереснейшее дело!!!»

Выставка отремонтированных книг.

Тема: Ремонт книг. Книжкина больница.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественный труд»

Цели:

Образовательные: научить учащихся простому ремонту книг;

Развивающие: развивать логическое мышление, координацию движений, повторить правила работы с инструментами.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду людей издающих книгу

Оборудование: готовое изделие, книга, таблица с правилами работы, чертеж изделия, книга для работы, пергамент, альбомные листы или тетрадные, карандаш, линейка, клей, кисти, ножницы.

Демонстрационный материал : фильм для детей «Как рождается книга»

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, физминутка, продуктивная деятельность детей, анализ подведение итогов.

Ход НОД.

Организационный момент.

Здравствуйте ребята!

Сначала давайте проверим все ли готово к занятию. На парте у вас должны лежать пергамен, альбомные листы. Клей, карандаш. Линейка, ножницы.

Изложение нового материала.

Сегодня мы с вами будем заниматься….впрочем вы сейчас сами мне скажете, чем будем заниматься.

Для этого я вам загадаю загадки, и если вы их отгадаете, то узнаете тему нашего внеклассного занятия.

Я все знаю, все хочу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться

Нужно грамоте учиться.

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь в четверо умней.

О чем эти загадки? (о книгах)

Правильно, ребята, о книгах.

Сегодня у нас в гостях книги. Посмотрите какой жалкий вид у наших книг. Они нуждаются в нашей помощи. А чем мы можем помочь нашим книгам? (заклеить порванные листы)

Правильно.

Сегодня мы будем ремонтировать книги, превратим наш класс в книжкину больницу.

Все мы будем врачами, а пациентами будут книги.

Вступительная беседа.

Ребята, почему надо лечить книги? (чтобы они долго служили человеку)

Какую пользу принят книги? (дают знания)

С тех пор, как появилась первая печатная машина, книг выпускается все больше и больше. Крупные типографии выпускают десятки тысяч книг за один день. Каждая книга проходит ряд цехов: наборный, верстальный, печатный, переплетный. И вот книга готова! (показ книги)

Наше правительство заботится о том, чтобы граждане больше читали. Ведь наша страна считается самой читающей в мире. Сколько в нашей стране книжных магазинов, библиотек. Но это не означает, что мы должны рвать и бросать книги. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое называется «Хорошая книга» А.Емцова

Алла книгу прочитала

С увлеченьем, не спеша.

И на книге написала:

«Эта книга хороша».

А потом на Аллу глядя,

Написала ручкой Надя:

«В этой книге что-то есть

– Всем советую прочесть».

А потом Сережу с Мишкой

С книжкой видели под мышкой:

«Прочитали 10 раз

Эта книга – высший класс!»

Исписали всю бумагу

Книги верные друзья

Вот такая грустная история у нашей книжки!

Да не только у этой книги такая судьба

Первая книга.

Посмотрите, какой я стала, вы не узнаете меня? Я постарела, больной стала. Кто вылечит меня?

Вторая книга.

Кто меня вылечит? Кто мне поможет?

Третья книга.

Была я новой, хорошей. А кокой я стала, посмотрите на меня. Кто меня вылечит? Кто мне поможет?

Ребята, поможем книжкам! (да) Тогда за дело! (показываю книгу)

Посмотрите и скажите из какого материала сделана книга? (картона, листов бумаги, переплетной ткани)

Из каких деталей состоит книга? (переплетная крышка, форзац, титульный лист, обрез блока, корешка)

При помощи чего скреплена книга?(клея и ниток)

Посмотрите на основные болезни книг и как надо лечить.

Заклейка разрыва

Измеряем длину разрыва, вырезаем из пергамента полоску и приклеиваем к месту разрыва. Для чего мы использовали пергамент? (чтобы было видно буквы)

Заклеивание разрыва вдоль корешка.

Сначала надо измерить длину книги. Вырезать из альбомной бумаги полоску такой же длины. Далее согнем полоску пополам и приклеиваем вдоль разорванного корешка, так чтобы эта полоска не закрывала буквы.

Подклеивание углов и крышки.

Измеряете угол разрыва, размещаете деталь по разрыву так, чтобы один из углов был прямой, вырезаете и приклеивает. Теперь измеряем длину крышки и разметим деталь (полоску), вырезаем ее, сгибаем пополам и примеряем. Полоска не должна закрывать буквы и приклеиваем.

Вклейка страниц.

Обмазываем страницу клеем с правильной стороны, приклеиваем к корешку.

Инструкция по технике безопасности.

Прежде чем приступить к работе повторим правила работы с ножницами.

    не держите ножницы концами вверх.

    не оставляйте ножницы в открытом виде.

    передавайте ножницы только в закрытом виде и кольцами в сторону товарища.

    при работе следи за пальцами левой руки.

    линия разметки должна оставаться на вырезаемых деталях.

    при вырезывании окружности, поворачивай бумагу по часовой стрелке.

    много клея на кисточку не бери, наноси клейтонкими слоями по всей поверхноси.

Практическая работа.

Можете приступать к работе. (следить за техникой безопасности, порядком, индивидуальная помощь)

Итог.

Посмотрите сколько книг мы вылечили, все они нам очень благодрны.

Ребята как мы должны относиться к книгам, чтобы они были чистыми и новыми? (бережно)

Все молодцы. Занятие окончено.

Книга - это верный и хороший друг каждого человека. Трудно представить детство без «Колобка» и «Красной шапочки». Книга делает человека добрее, учит правильному отношению к жизни, окружающему миру и людям. Поэтому мы взрослые должны учить детей бережно относиться к книгам. С этой целью в нашем детском саду прошел день добрых дел «Книжкина больница». Мы объяснили ребятам, что именно мы, читатели, отвечаем за «здоровье» книги. Именно мы должны беречь книгу, беспокоиться, чтобы продлить ее жизнь - подклеить страницы, обложку, наш долг относиться к книжкам с уважением и любовью. Наши дети с большим интересом и ответственностью подошли к «лечению» книг. Даже малыши с пониманием отнеслись к этому мероприятию. Дети брали порванные книжки и шли в «Книжкину больницу» лечить их. Докторами были дети подготовительной группы.

Заболели наши книжки

Ой, беда, что делать нам?

Их испортили мальчишки

Стыдно будет сорванцам!

Книжки мы собрали дружно

Положили их на стол

Срочно нам лечить их нужно

Лишним будет разговор


Эту книжечку подклеим

И странички соберем

Эту книжечку разложим

И прогладим утюжком


Полечили наши книжки!

Мы - ребята молодцы!

Не страшны теперь мальчишки

Хулиганы, сорванцы.


Мы думаем, что день добрых дел запомнился детям и они усвоили, что книги полезны и необходимы человеку.