Проект город в котором я был. Проект «Родной город (село)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 43 «Золотой петушок »

Творческий проект

« Город, в котором хочется жить! »

Эпиграф

«Человеку никак нельзя жить

без Родины, как нельзя жить

без сердца».

К.Паустовский

Воспитатель старшей группы «Пчёлки»

Ковалева Светлана Федоровна

г. Ессентуки, 2016г.

Тема: « Город, в котором хочется жить! ».

Вид проекта : творческо-поисковый.

Участники: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель.

Цель проекта : воспитывать чувство гордости, уважения и любви к родному краю и к своей малой Родине через знакомство с достопримечательностями и курортами города, со знаменитыми людьми, прославивших наш город.

Задачи:

Расширять представления об истории родного города;

Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Предполагаемый результат:

Дети должны знать и называть свой город, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну;

У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.

Сроки реализации проекта :

2015-2016 учебный год.

Работа воспитателя при подготовке к проекту :

Консультации «Воспитание гражданственности через знакомство с историей родного города

Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта;

Исторические документы, фотографии;

Буклеты, наборы открыток

Роль родителей в реализации проекта:

Сбор материала, приобретение книг и оснащения для оформления уголка краеведения в группе;

Альбомы и иллюстрации.

Актуальность.

Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.

Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод.

Работа над проектом проводится в несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный.

1-й этап – подготовительный.

Сроки выполнения

Родительское собрание

Вызвать у родителей интерес к проекту

Сентябрь 2015 год

Консультация для родителей «Воспитание гражданственности через знакомство с историей родного города»

Побудить у мам и пап желание участвовать в создании альбома «Мой город родной»

Сентябрь 2015 год

Анкетирование и диагностика детей

Выявить уровень знаний детей и родителей о том, в почему так назван город, улица, на которой они живут.

Сентябрь 2015 год

Круглый стол для родителей по результатам анкетирования, диагностики, бесед по проблеме.

Поддерживать интерес у родителей и детей к проекту.

Октябрь 2015 год

Поддерживать интерес у родителей к проекту.

Октябрь 2015 год

Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта.

Поддерживать интерес у детей и родителей к проекту.

Сентябрь – Октябрь 2015 год

2-й этап – основной.

Сроки выполнения

Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами города.

Познакомить детей с проектом; побудить собрать о своем городе как можно больше информации через фотографии города, книги, разучивание стихов.

Октябрь – Декабрь 2015 год

Музыкальное занятие «Экскурсия по городу».

Развивать интерес к родному городу через разучивание песен; закрепить знания детей об улицах, достопримечательностях города; поддерживать познавательный интерес к истории родного города.

Октябрь 2015 год

Экскурсия по близлежащим улицам.

Закрепить знания детей о природе, о составных частях улицы, о местоположении улицы, о ее названии.

Октябрь 2015 год

Занятия «С чего начинается Родина?»,«Символика города», «Чьи имена носят наши улицы», «Кто работает в нашем городе».

Просмотр видеофильмов, фотографий.

Закрепить знания детей о городе; познакомить с историей названия улиц; прививать любовь к своему городу, чувство гордости за своих земляков

Ноябрь – Декабрь 2015 год

Дидактическая игра «Экскурсия по городу

Закреплять навыки ориентирования, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов; закреплять знания улиц ближайшего окружения, в честь кого они названы

Ноябрь 2015 год

Посещение краеведческого музея.

Вовлечение детей в активную познавательную деятельность; поддержание интереса к проекту; развивать умение слушать и запоминать информацию.

Декабрь 2015 год

Посещение библиотеки.

Рассматривание иллюстраций в книгах о городе Ессентуки; познакомить с выставкой «Мой город»; отбор литературы о городе.

Январь 2016 год

Сюжетная игра «Путешествие по городу».

Закрепить знания детей по теме «Улицы города»; вызвать интерес у детей путешествовать по карте.

Февраль 2016 год

Занятие – путешествие «Что было раньше, что сейчас».

Используя фотографии, открытки, показать разницу, как выглядел город раньше, и как выглядит сейчас; прививать любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город.

Февраль 2016 год

Рисование на тему «Улица, на которой я живу»

Конкурс рисунков на тему: «Любимый город мой».

Закрепить навыки композиционного построения рисунка, смешивания красок; воспитывать интерес к рисованию.

Март 2016 год

Вечер стихов, загадок о растениях, животных, птицах родного края.

Воспитывать интерес к литературе, поэзии, стихам о родном городе; закрепить умение слушать, запоминать, понимать стихи.

Апрель 2016 год

Викторина «Наш город»

Обобщить знания детей и родителей о своем городе, о его улицах; вызвать желание соревнования у детей и родителей.

Апрель 2016 год

Экскурсия к памятникам воинской славы

Воспитывать чувство гордости за своих земляков

Апрель 2016 год

3-й этап – заключительный

Сроки выполнения

Викторина «Что? Где? Когда?»

Обобщить знания детей о родном городе

Май 2016 год

Оформление уголка в групповой комнате «Мой город»

Познакомить детей с историческими местами, достопримечательностями, красотами нашего города; побудить детей и их родителей принять участие в оформлении уголка; воспитывать интерес к истории своего города

Апрель – Май 2016 год

Презентация альбома «Мой город».

Презентация выставки рисунков «Улица, на которой я живу».

Побудить детей и родителей принять участие в создании альбома; развивать умение рассказывать о своем городе; воспитывать чувство гражданственности.

Май 2016 год

Участие в итоговом педсовете по результатам работы над проектом.

Создание мультимедийной презентации (доклад «Из опыта работы»).

Май 2016 год

Приложение 1.

Консультация для воспитателей на тему "Растим патриотов"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально - значимых ценностей, гражданственности, и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота свое Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и

родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.

Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:

Чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;

Уважительное отношение к языку своего народа;

Заботу об интересах родины;

Гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

Уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;

Стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.

Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий. Любое нравственное качество приобретает устойчивость при сформированном мировоззрении. В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения – это и есть закладка основного базиса.

Чтобы достичь положительного результата, направленного на совершенствование нравственно - патриотического воспитания в ДОУ, предлагаю содержание и рациональность материала развивающей среды для организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, это:

Создание средовых условий в ДОУ при ознакомлении детей с выбранной темой;

Оформление уголка города в групповой комнате: разнообразие экспонатов, макеты памятных и исторических мест, реальные предметы в экспозиции (медали, письма, фотографии, воспоминания родственников);

Методическое обеспечение;

Целесообразность месторасположения материала;

Соответствие содержания возрасту детей;

Доступность свободного пользования;

Эстетичность в оформлении;

Наличие игр и пособий для организации детей;

Дидактические игры;

Настольно - печатные игры;

Атрибуты к сюжетно – ролевым играм;

Иллюстративный материал;

Соблюдение гигиенических требований при изготовлении пособий и игр;

Работа по ознакомлению с героическим прошлым страны, историей военных событий и подвигом защитников Отечества с детьми старшего дошкольного возраста.

Все специально организованные занятия с детьми проводятся и планируются в разделах «Ознакомление с окружающим миром» , «Развитие речи» и «Познавательное развитие».

Необходимым условием проведения целенаправленной работы является наличие образовательного проекта или перспективного плана, которые включают в себя специально организованные занятия.

Занятия проводятся на доступном для понимания детей материале, начиная с рассматривания семейных альбомов с видами достопримечательных мест нашего города.

Привлечь к работе родителей для организации экскурсий по лечебному парку, парку Победы и посещения краеведческого музея, а также изготовление плакатов, рисунков на тему «Мой любимый город Ессентуки».

Провести мероприятия для родителей (семейные вечера, тематические выставки, выставки рисунков, плакатов, консультации и рекомендации, анкетирование по данной теме).

Приложение 2.

Беседа: « Домашние адреса. Проблемные ситуации».

Ребята, мы с вами живем в большом городе, где много улиц и домов. Чтобы люди знали, что где находится, существует адрес. Что такое адрес? (Это название улицы, номер дома и квартиры.)

Кто знает свой домашний адрес? Кто знает адрес детского сада? (Ответы детей.)

Зачем вам нужно знать домашний адрес? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает несколько проблемных ситуаций:

Представьте, что вы остались дома с бабушкой. Бабушке стало плохо.

Она просит вас вызвать скорую помощь. Вы набираете телефон 03. Саша, ты набрал номер, а я принимаю твой вызов. (Воспитатель разыгрывает с ребенком диалог.)

Алло, скорая слушает.

Моей бабушке плохо.

Где вы живете, назовите свой адрес. (Ребенок называет домашний адрес. Если ребенок не называет адрес, воспитатель обращает внимание детей на то, что он не сможет вызвать скорую помощь, если не знает адреса.)

А представьте себе, что вам нужно вызвать пожарных. Сможете вы это сделать, если не знаете адрес?

Воспитатель предлагает детям, которые еще не знают свой домашний адрес, обязательно его выучить.(Домашнее задание).

Беседа: «Известные люди нашего города».

Ребята, я вам много рассказывала о том, что русский народ очень талантлив. А в чем проявляется талант русского народа? (Много мастеров, которые делают красивые предметы народно-прикладного искусства; сочиняют много интересных сказок, стихов и т.д.).

Сегодня я хочу вас познакомить с ессентукским поэтом Львом Цирульниковым, который воспевал в своих стихах красоту и значимость нашего города, и предложить вашему вниманию его стихотворение «Цветут сады в Ессентуках».

Игра «Путешествие по родному городу».

Воспитатель предлагает детям поиграть в путешествие. Путешествовать они будут на автобусе по своему родному городу. Но в автобусе будут не только жители нашего города, но и гости, которые приехали в наш город в первый раз. Поэтому нужно выбрать экскурсоводов. Они будут рассказывать о тех местах, которые мы будем проезжать. Дети строят из стульев автобус, выбирают водителя и экскурсоводов, а остальные исполняют роли гостей города. Воспитатель напоминает

гостям, чтобы они не стеснялись и задавали вопросы, если им будет что-то непонятно во время путешествия.

Дети занимают свои места в автобусе, и воспитатель во время путешествия показывает иллюстрации с изображением разных достопримечательностей города, с которыми дети уже знакомы, а экскурсоводы по очереди объясняют, где они находятся и что это такое.

Гости нашего города, вы хотите что-нибудь спросить у экскурсовода?"

Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос «Кому поставлен этот памятник?»

Экскурсовод Витя сейчас об этом расскажет.

Воспитатель, показывая детям иллюстрации с изображением знакомых им достопримечательностей родного города, продолжает игру.

Игра «Узнай, где я нахожусь?»

Цель: Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.

Воспитатель раздает детям по одной открытке с видами родного города и предлагает им рассказать о том, что там изображено, не называя самого места. Остальные дети должны догадаться, о какой достопримечательности родного города им рассказывают. В начале игры воспитатель может дать свой рассказ-образец.

Я нахожусь возле памятника женщины в военной форме с санитарной сумкой. Скульптор изобразил ее стоящей с собакой на высоком постаменте. Находится этот памятник на территории санатория «Виктория».

(Если дети не догадаются, напомнить им, кто во время ВОВ спасал солдат на полях сражения).

После рассказа воспитатель показывает детям открытку с изображением памятника, о котором загадывалась загадка.

Приложение 3.

Диагностическая карта по уровню сформированности знаний о родном городе у детей 6-7 лет.

Фамилия, имя ребенка

Родной город

Символика родного города

История народной культуры и традиций

Историко- географический и природный компоненты родного края, города

Личностное отношение к родному городу

Высокий уровень (13-15 балов)

Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Ессентуки, может объяснить символику ессентукского герба; называет природные богатства родного края, передает настроение.

Средний уровень 98-12 балов)

Знает название города, свой домашний адрес; флаг, герб города Ессентуки; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делают это после пояснения взрослого). Ответы даются без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень (5-7 балов)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Приложение 4.

Конспект занятия на тему «С чего начинается Родина?».

Программное содержание:

Расширить представление детей о Родине малой и большой;

Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Ессентуки;

Развивать память, сообразительность, находчивость;

Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой.

Словарная работа: родная, родная сторона, Родина, Россия, малая Родина, большая Родина.

Материал: картины и репродукции с изображением российского пейзажа, слайды «Достопримечательности нашего города», изображение герба и флага России и города Ессентуки

Литературный ряд: «Мама», «Детский сад», «С чего начинается Родина?»

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? … Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».

Сыграем с вами в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.

Предполагаемые ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край.

Воспитатель: - Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может звучать в стихотворении:

1-й ребенок:

Много мам живет на свете

Всей душой их любят дети!

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она!

Кто она? Отвечу я:

«Родная мамочка моя»!

А давайте все вместе скажем нежно и ласково: «Родная мама».

2-й ребенок:

Рано утром детский сад

Малышей встречает.

Там игрушки без ребят

В уголке скучают.

Красный мяч, синий мяч,

Куклы, медвежата.

Детский сад!

Родной наш сад!

Любят все ребята.

Воспитатель: - А теперь давайте все вместе скажем радостно: «Родной наш сад»!

Вот как по-разному может звучать одно и то же слово. «Родная сторона» - как вы думаете, что это? «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное. Такое место по-другому еще называют - «Родина». Послушаем стихотворение (читает ребенок).

«С чего начинается Родина?» М. Матусовский

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

Воспитатель: - Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).

Да, наша Родина – Россия.

А как называется главный город в нашей стране? (Москва).

Выберите из предложенных вам флагов и гербов, флаг и герб нашей страны.

Как зовут президента нашей Родины?

А сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина.

Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.

Физминутка:

Воспитатель: - У каждого из нас есть малая Родина. Как же называется город, в котором, мы все с вами живем? (Ессентуки).

Послушаем стихотворение о нашем городе, которое написал наш с вами земляк поэт Лев Цирульников.

А кто знает, какие памятные места есть в нашем городе? – Просмотр слайдов «Достопримечательности нашего города».

А чем знаменит наш город?

А сейчас мне очень интересно узнать какие они те улицы, на которых вы живете? (Описание улиц, название) .

Ребенок :

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные

Вроде бы обычные.

Полезные, прекрасные –

Дома бывают разные.

Воспитатель: - Предлагаю каждому из вас нарисовать вашу родную улицу, ваш родной дом.

В конце занятия выставка детских работ.

Воспитатель: - Какие разные у всех нас получились улицы и дома, но все вместе они составляют нашу малую Родину, наш родной город.

Ребенок:

Мы живем,

Мы растем

В нашем городе родном.

Для кого-то он большой,

А для нас - огромный!

Пусть живет!

Пусть растет!

Городок наш скромный!

Проект

«Город, в котором я живу»

Кокоша О.А.,

воспитатель МБДОУ д/сад № 2 г. Вяземского

Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Тип : информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность : долгосрочный.

Цель : разработать и апробировать модель взаимодействия ДОУ с семьей в процессе гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

Развивать познавательные способности в совместной практической деятельности с родителями;

Формировать предпосылки к поисковой деятельности;

Воспитывать у участников проекта любовь к малой Родине.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Предполагаемый результат:

Активное включение родителей в деятельность детского сада по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Создание альбома, посвященного развитию Вяземского муниципального района.

Создание оптимальных условий (модели) для патриотического воспитания детей дошкольного возраста через разные формы совместной деятельности всех участников педагогического процесса.

Продукт: создание альбома Вяземского муниципального района «Развивайся и процветай наш Вяземский район!»

Актуальность проекта.

В настоящее время у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. В связи с этим, в качестве одной из основных задач в сфере образования выдвигается воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, законы своей страны.

Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, «Малой родине», своему Отечеству, а также закладывать основы нравственной культуры и правового сознания.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».Поэтому гражданско-патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев воспитательной работы. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы», а затем на 2006- 2010 годы.

Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результату его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общественным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться.

МАДОУ детский сад №101 города Тюмени

Участники:

Педагоги – Корякина Наталья Николаевна, учитель-логопед (высшая квалификационная категория, педагогический стаж 24 года), Пологрудова Наталья Петровна, воспитатель (первая квалификационная категория, педагогический стаж 18 лет),

дети старшего дошкольного возраста – логопедическая группа № 6 «Непоседы»

Срок реализации: 1нелеля

Форма организации детей : индивидуально-подгрупповая

Ведущая деятельность : познавательно-творческая

Проблема

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Подрастающему поколению необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов, воспитывать уважение, гордость за землю, на которой живёшь.

Поэтому проблема патриотического воспитания дошкольников, сегодня одна из наиболее актуальных.

Источником патриотического воспитания дошкольников является естественная среда его жизнедеятельности. И в первую очередь – это «Малая Родина».

Выявляя проблемы развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста, нами было замечено, что знания в этой области недостаточные, поверхностные. Задача педагогов – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - мой город).

И поэтому мы выбрали тему педагогического проекта: «Город, в котором мы живем».

Цель проекта:

Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем, развитие у дошкольников патриотических чувств и уважению к своей малой Родине.

Исходя из цели, определили комплекс задач:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • Расширение представлений детей об использовании полученных знаний и умений в разных видах деятельности;
  • Развитие познавательной активности детей посредством проектной деятельности с привлечением членов семей воспитанников.
  • Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в контексте реализации проекта;
  • Развитие коммуникативных навыков детей.

Составляющая модель педагогического процесса:

  • совместная деятельность педагога с детьми;
  • самостоятельная детская деятельность;
  • взаимодействие с родителями;

При создании проекта придерживались основных принципов :

  • Основной акцент делаем на социализацию ребёнка;
  • Решаем образовательные задачи во время игр, познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности детей при отсутствии жёстко регламентируемых форм организации детей;
  • Гибко проектируем предметно-развивающую среду, создаём ситуации выбора;
  • Приближаем содержание образования к личному опыту ребенка;
  • Обеспечиваем оптимальный двигательный режим (свободное перемещение детей);
  • Используем новые механизмы взаимодействия с родителями.

Гипотеза:

В процессе разнообразной познавательной и творческой деятельности у детей расширятся представления о родном крае.

Предполагаемые результаты:

  • у детей повысится уровень познавательного развития по данной теме;
  • научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи по результатам своих экспериментов;
  • совместная деятельность педагогов, родителей и детей более сплотит наш детско-взрослый коллектив;

Этапы проекта:

  • Подготовительный (организационный)
  • Выполнение проекта
  • Заключительный (итоговый)

Продукт проектной деятельности:

Педагоги:

  • Ø Анкетирование;
  • Ø Подборка дидактических и сюжетно-ролевых игр;
  • Ø Подбор и систематизация в картотеку физкультминуток, пальчиковых, зрительных и игр на дыхание по теме «Город. Улицы»;
  • Ø Картотека стихов, песен, пословиц и поговорок о родном крае;
  • Ø Подбор в художественный уголок детских произведений тюменских писателей;
  • Ø Подбор художественных материалов, открыток с видами Тюмени, и городов Тюменской области;
  • Ø Проведение образовательной деятельности (познавательной, художественно-эстетической, речевой);

Дети:

  • Ø Выставка рисунков «Улица, на которой я живу»;
  • Ø Экскурсия в библиотеку на встречу с тюменской писательницей Еленой Дубовской «Мои любимые кошки»;
  • Ø Экскурсия по городу (пешая «Улицы города»)
  • Ø Изготовление книжек-малышек.

Родители:

  • Ø Выставка детско-родительских рисунков «Моя улица, мой двор»;
  • Ø Фотовыставка «Я люблю Тюмень»;
  • Ø Оформление книги «Богатство Тюменской области»;

В проекте представлена модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которая основана на детей с задержкой речевого развития с целью более успешной их социализации в современных условиях жизни.

Отчёт о проекте

На первом (подготовительном) этапе проекта провели анкетирование «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу». (приложение 1) приложение №1 Анкета для родителей детей старшей группы.doc

Его результаты показали, что 80% родителей считают проблему патриотического воспитания детей актуальной. Так, к проблеме патриотического воспитания в семье 65% родителей относятся положительно, 15% - отрицательно и 20% - нейтрально. Родителей считают, что детей с родным городом и краем знакомить нужно. При этом согласились, что большую роль в воспитании любви к родному городу всё же отводят детскому саду.

Работали с методическим материалом. Составили паспорт проекта.

Сделали подбор дидактических игр, книг, иллюстративного материала.

Оформили уголок граждановедения, который включал в себя все компоненты: понятие «малой родины» - страна, область, город.


Рассматривали с детьми карту страны, отмечая её размеры и место расположения Тюменской области и города Тюмени. После этого составили карту-схему города: в начале показали границы микрорайона, в котором находятся детский сад и дома детей. Время от времени вместе с детьми определяли месторасположение на общей схеме города улицы, на которых живут дети, закрепляя название и отрабатывая навык ориентировки на бумаге.

Фотографии, иллюстрации, библиотеку книг, подборку дидактических игр старалась разместить в уголке так, чтобы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа самостоятельно пополнять знания о родном городе, крае: рассматривая наборы открыток с видами Тюмени в наши дни и более ранние годы (до войны, после войны, в период Революции) и видеть постепенное преображение, отражающее разные эпохи.



На втором этапе проекта с детьми, в основном опирались на игровую деятельность, использовали сюжетно – ролевые игры, дидактические, настольно-печатные игры: игра-бродилка «Прогулка по городу», «Кто, где живёт» (в городе – горожане, в Тюмени – тюменцы и т.д.), «Собери картинку», «Расшифруй», «4 лишний».


В свободной игровой деятельности организовывали тематические постройки улиц, дворовых сооружений для закрепления многих понятий (архитектурной составляющей, конструктивных игровых навыков. Для облегчения задачи и сплочения детского коллектива объединяли ребят в творческие группы, в которых они на время становились проектной группой, в которой кто-то был архитектором, кто-то – инженером-строителем, воплощающими свои фантазии в конкретное произведение. Такого рода занятия способствовали развитию интереса у детей к современным профессиям, самоопределению.

Одним из основных методов работы стала пешая экскурсия «Улицы города» и целевые прогулки, во время которых дети узнавали больше о своем микрорайоне, учились видеть изменения, происходящие вокруг, сравнивать старое и новое в облике города, видеть, как люди заботятся о родном городе: улицы чистые, посажены деревья, цветы.

Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляли в творческой деятельности - конструирование из строительного материала «Город будущего»: предела фантазии детей не было. Формировали у детей положительное эмоциональное отношение к тому, что увидели, развивали и обогащали их речь.

Особенно важно было познакомить детей с объектами ближайшего окружения, научить их свободно ориентироваться там, где находится детский сад, в который ребёнок ходит, и школа, в которой ему в дальнейшем предстоит учиться. При этом не забывали о задаче воспитания чувства любви к малой родине, бережного и ответственного к ней отношения.

Полезной для детей оказалась информация об улице, на которой они живут, а именно: что на ней расположено, как она связана с той улицей, на которой находится детский сад, закрепляя полученные знания детей в непосредственно организованной образовательной деятельности (приложение 2).




Результаты не заставили себя долго ждать - дети без труда называли названия улиц, с увлечением рассказывали о своем дворе. Итогом стало оформление альбома детско-родительских рисунков и макетов из различного бросового материала и пластилина по теме «Моя улица, мой двор».




Оформили совместно с детьми карточки площадей, скверов города Тюмени, презентацию тюменских улиц, названных в честь героев города.

В выходные дни дети с родителями побывали в любимых местах города и сфотографировались. На этих фотографиях запечатлены разные моменты (во дворе, у памятников, на площадях во время праздников). Рассматривая фотоснимки, ребята с удовольствием узнавали друг друга, знакомые места, делились впечатлениями.


Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся соотечественников познакомили детей со славными страницами истории тюменского края, подчёркивая значимость вклада каждого человека в развитие своей страны: говорили об успехах тюменских спортсменов, о том, как хорошо быть сильным и здоровым. В группе многие дети любят смотреть биатлон и знают в лицо известных Шипулина Антона, Гараничева Евгения, Бабикова Антона, Акимову Татьяну и других. После показа соревнований приходили в детский сад и делились своими впечатлениями.

Всё это способствует воспитанию у них интереса, уважение к спорту, как культурному наследию человечества.

Вместе с детьми оформили книжки-малышки «Элита Тюменской области», «Птицы Тюменской области», «Лесные животные», «Нефть и газ», «Сибирские валенки», «Чем богат наш край?».


На заключительном этапе провели круглый стол с родителями и детьми, поделились впечатлениями о проделанной работе,

мнением: как сделать город чище?

Провести акцию «Сделаем вместе город чище» (сбор пластиковых крышек); - продолжать работу по накоплению материала по данной теме: познакомить детей с традициями, национальностями, промыслами, орнаментами, играми народов Севера Тюменской области через различные продуктивные виды деятельности;

Подборка тематических консультаций для родителей по теме;

Совместный с родителями поход в библиотеку «Радуга»



Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины.

Вывод:

Метод проекта оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивает творческие способности, коммуникативные навыки, особенно это важно для наших детей - с задержкой речевого развития. Таким образом, в результате совместной работы над проектом дети познакомились с Тюменью: узнали о достопримечательностях и исторических местах нашего города, о значимых событиях, запомнили названия улиц и районов. Стали хорошо ориентироваться в своём микрорайоне (квартале), запомнили свой домашний адрес. Работа способствовала усвоению общекультурных ценностей, расширению кругозора и словарного запаса.

Список литературы:

1. Программа от рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика – Синтез, 2014

2. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищева.- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006

3. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», М., ЦГЛ. 2005

4. Н.В. Алешина «Знакомим дошкольников с родным городом». Конспекты занятий М.: ТЦ «Сфера», 1999

5. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников.

6. Т.С. Комарова, Н.Г. Пантелеева Организация педагогической работы по воспитанию любви к родному городу у старших дошкольников./ Современное дошкольное образование. 2010 - №1

7. Л.А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?» М. ТЦ «Сфера, 2004

8. Т.И. Крупка, Ознакомление дошкольников с малой родиной / Т.И. Крупка, Л. Ф. Самборенко // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №3.

9. С.П. Малеева, Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста / С. П. Малеева // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. – С. 95 – 97.

10. Н.В. Нищева Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006

Фотографии из архива детского сада №101 город Тюмень

«Свидетельства о публикации в СМИ" Серия А № 0004908 - Серия А № 0004909

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

село Ходынино детский сад № 6 «Колосок»

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Город, в котором я живу!»

для старшего дошкольного возраста

с. Ходынино


Проблема: В процессе работы с детьми по расширению представлений о

родной стране, родном крае, родном городе, мы столкнулись с тем, что дети

испытывали дефицит знаний о родном городе.

Провели исследование: наблюдали за их общением, игрой, беседовали с детьми, проводили анкетирование. В результате:

75% детей не владели знаниями о родном городе и о России. Они не называли город, в котором живут, домашний адрес, так же, у дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;

25% детей назвали символы России, немного рассказать о городе.

Проведенное среди родителей воспитанников МБДОУ анкетирование

показывает:

50 % родителей не имеют возможности посещать красивые места города из-за высокой занятости;

30 % родителей затрудняются в знании истории города, края;

20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического

процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Город, в котором я

Цель: Основной целью проекта является создать условия для

расширения кругозора детей и родителей о родном городе через совместную деятельность педагога, детей и родителей.

Задачи: - Дать знания детям о родном городе: история, символика,

достопримечательности, экология в городе.

Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.

Расширить знания детей о флоре и фауне Рыбновского края.

Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное,

гордиться им.

Вовлекать родителей воспитанников в совместную деятельность по изучению и представлению изученного материала о своем городе.

Формы и методы работы: С детьми: познавательно-игровые занятия,

экскурсии, наблюдения, беседы, составление творческих рассказов,

ознакомление с художественной литературой, поэзий.

С родителями: оформление альбомов, папок-передвижек, изготовление

семейных альбомов. Презентация стихов о родном городе, сбор загадок.

Привлечение родителей к конкурсу.

Вид проекта: Долгосрочный, групповой.

Участники: Дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагог группы.

Сроки реализации проекта: 2012 – 2013 учебные годы.

Основной раздел программы: Познавательное развитие. Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Ожидаемые результаты : - Дети должны знать и называть свой город, символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну;

У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.

Этапы управления проектом: Концептуальный: обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, формулирование задач и цели проекта (совместно с родителями).

Исходно-диагностический: разработка и организация диагностического инструментария.

Формирующий: деятельность в соответствии с тематическим планированием.

Итогово-диагностический: оценка уровня сформированности знаний детей о родном городе.

Этапы проведения и реализации проекта.

Информационно-накопительный:

Изучение интереса детей для определения целей проекта.

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

Организационно-практический

Диагностика детей «Что ты знаешь о своей Родине?»

Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Я живу в городе Рыбное», «Знакомство с гербом города Рыбное» и т.д.

Оформление альбомов: «Известные места города Рыбное», «Мы за жизнь на земле» …

Подбор загадок с родителями.

Оформление дидактических игр:

«Найди герб России», «Собери флаг», «Сложи мозаику», «Собери в поход рюкзак», «Что забыл нарисовать художник?»

Выставка «Эмблема улицы» (совместно с родителями)

Экскурсия и фотоэкскурсиия к памятнику павшим героям.

Разучивание стихов песен о Родине, Рыбное.

Оформление стенда «Где я был с семьей»

Изготовление мини – музея «Русский дом Рыбное»

Презентационно - завершающий

Открытое занятие «Люблю тебя – мой край родной»

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

Подведение итогов.

Презентация на педсовете по теме.

Необходимые условия реализации проекта

интерес детей и родителей;

методические разработки,

интеграция в образовательных областях детского сада.

Предполагаемый результат

Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.

Гипотеза

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи. Начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Методы проекта

Наблюдение, совместные игры, анкетирование, познавательные игровые занятия,

Стратегия осуществления проектной деятельности

Данный проект был реализован в рамках МДОУ «Детский сад № 6 «Колосок» в 2012 – 2013 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка; самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей. В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

«Подлинная встреча» с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Создание мини-музея «Русская изба» дали представление детям о жизни людей в городе. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду, а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Реализация образовательной областей, были построенные в играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т. д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)

Достигнутые результаты

Предложения по возможному распространению проекта

Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы. Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней

Плешаков 2 класс 1 часть. Рабочая тетрадь

На этих страницах представь основные материалы по проекту (фотографии, справочные сведения и др.). Составь и запиши план выступления на презентации проекта. Оцени свою работу над проектом. Вырази благодарность тем, кто помогал тебе или совместно с тобой участвовал в работе.

План моего выступления на презентации.

1) Город, в котором я живу
2) История моего города: год основания, развитие
3) Достопримечательности моего города
4) Чем сейчас живет мой город
5) Я люблю свой город

Презентация «Город, в котором я живу»

Город, в котором я живу, называется Москва. Это очень большой, очень красивый и знаменитый на весь мир город. Москва - это столица России. Его даже называют сердцем России и это действительно так: в Москве работает Президент страны и Правительство, находятся все главные государственные структуры и живут самые известные люди страны.

Впервые мой город упоминался в летописях уже в 1147 году. Это значит, что Москве уже почти 900 лет! Сначала Москва была небольшим городком, затерянным среди лесов, потом стала столицей удельного княжества, а с 1389 году Москва стала столицей Российского государства.

Что только не видела Москва за эти столетия: войны и осады, пожары и революции, иностранных захватчиков и венчание на царство новых царей. Улицы Москвы не раз перестраивались, но все равно мой город всегда возрождался и рос, становясь все красивее и богаче.

Весь мир восхищается достопримечательностями Москвы: Большим театром, Красной площадью, Собором Василия Блаженного, Кремлём Парком Горького и ВДНХ, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Третьяковской галереей.

Сейчас в Москве живет более 12 миллионов человек. Это огромный город, притягивающий к себе все новых и новых жителей, ведь в Москве жить не только комфортно, но и интересно. У нас часто проходят ярмарки и фестивали, приезжают самые звездные артисты, устраиваются велопробеги, парады и праздничные салюты.

А недавно в Москве состоялось грандиозное событие - чемпионат мира по футболу. В наш город приехали гости со всех стран мира. Это был самый настоящий праздник, очень яркий и запоминающийся.

Я люблю свой город. Он самый лучший на всей планете!

Как я оцениваю свою работу над проектом (была ли работа интересной, лёгкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или потребовалась помощь взрослых, как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной).

Мне очень понравилось работать над проектом. Я узнал много новых интересных фактов о своем городе и обнаружил много мест, куда бы я от сам хотел сходить.
В работе мне помогала-вся семья. Папа находил информацию в Интернете, мама помогла оформить- презентацию, бабушка искала фотографии, а дедушка поделился воспоминаниями.

Благодарности за помощь и сотрудничество.

Спасибо большое моей маме, папе, бабушке и дедушке за помощь! Также хочу поблагодарить своих друзей Колю и Мишу. Вы помогли мне вовремя исправить ошибки. А особая благодарность моей собаке Жуле. Без тебя мои прогулки по городу не были бы такими веселыми.