Социальное положение хоря и калиныча. И.С

Герой Портрет Социальный статус Черты характера Отношения с другими героями
Хорь Лысый, низкого роста, плечистый и плотный старик. Напоминает Сократа: лоб высокий, шишковатый, маленькие глазки и курносый нос. Борода курчавая, усы длинные. Движения и манера говорить с достоинством, медленно. Говорит мало, но “разумеет про себя”. Оброчный крестьянин, платит оброк, не выкупая себе свободу. Живет особняком от других крестьян, посреди леса, обстроившись на расчищенной

и разработанной поляне. Зажиточный, с хорошо налаженным хозяйством, у него водятся деньги, ладит с барином и властями. Глава большого семейства, покорного и единодушного. Познания обширные, но грамоте не разумеет.

Выражается мудрено, важно, но с осторожностью. “Крепок на язык и себе на уме”. Положительный, практичный человек, рационалист, административная голова. Стоит ближе к обществу, людям. Ироническая точка зрения на жизнь. Нет человека, деятельнее его. “Умный мужик”, по словам Полутыкина, которого Хорь “видит насквозь”. Сыновья рослые, крепкие, любимец - Федор, с ним подтрунивают друг

над другом. Считает, что бабы - народ глупый, но работящий, во всем услужливый мужику. Любит Калиныча и оказывает ему покровительство.

Калиныч Человек лет сорока, высокого роста, худой, с небольшой, загнутой назад головкой, добродушным, располагающим смуглым лицом, кое-где отмеченным рябинами. Лицо кроткое и ясное. Говорит немного в нос, улыбаясь, прищуривает свои светло-голубые глаза и часто берется за жидкую, клиновидную бороду. Ходит нескоро, но большими шагами, слегка опираясь на длинную и тонкую палку. Объясняется с жаром. Живет на пасеке, в самой глуши леса. Его избушка чистенькая, увешана пучками сухой душистой травы, хозяйство в исправности, но без должного содержания. Перебивается кое-как и ходит в лаптях. Был когда-то женат и боялся жены. Детей нет и не было. Занимается знахарством. Умеет читать. Веселый, кроткий нрав. Не раболепен, но услужлив и усерден. Идеалист, романтик, восторженный и мечтательный человек. Стоит ближе к природе. Слепо во все верит, не любит рассуждать. “Добрый мужик”, по словам Полутыкина, перед которым Калиныч благоговеет. Каждый день ходит с барином на охоту, наблюдает за ним, как за ребенком. Полутыкин без него “шагу ступить не может”.Любит и уважает Хоря.
Ермолай Человек лет сорока пяти. Высокий, худой, с узким лбом, длинным и тонким носом, серыми глазками, широкими насмешливыми губами и взъерошенными волосами. Круглый год ходит в широком нанковом кафтане немецкого покроя, подпоясывается кушаком. Носит синие шаровары, шапку со смушками. С виду рассеянный и неловкий. При ходьбе шмыгает ногами и переваливается с боку на бок, но передвигается быстро. Иногда на лице появляется выражение угрюмой свирепости. Охотник. Меткий стрелок. Принадлежит помещику старинного покроя, но жить ему позволяется “где хочет и чем хочет”. На вырученные деньги за дичь может приобрести суму и патронташ, но не считает нужным это делать, используя в этом качестве шапку и мешки, прикрученные к кушаку. Бродяга, никем не уважаемый. Женат, раз в неделю навещает жену в дрянной, полуразвалившейся избушке. Не слишком образованный. Человек “ладящий”, ни на какую работу не годный. Беззаботный, говорливый. Любит выпить, на месте не уживается. Постоянно попадает в переделки. Чудак. Нельзя назвать его веселым, но расположение духа почти всегда изрядное. Любитель поговорить с хорошими людьми, но недолго. Добродушен и беззаботен. Обладает недостатком терпения. Искусен в рыбной ловле и охоте. Никогда не кормит собаку. С женой обходится грубо и жестко. К самому ему все относятся с добродушной насмешкой, как к чудаку, а самый последний из дворовых считает себя выше его. С охотником Владимиром и рыболовом Кузьмой Сучком разговаривает свысока, грозно. Смело шагает по броду, им найденном в пруду, несмотря на неумение плавать, и с важностью покрикивает. Ненадежен, однажды пропивает все деньги, данные барином на покупки.
Бирюк Молодец высокого роста, плечистый и сложенный на славу, с могучими мышцами. Суровое и мужественное лицо с черной курчавой бородой. Небольшие карие глаза со сросшимися широкими бровями. Лесник. Должность свою исполняет исправно. Живет бедно, в небольшой избушке, состоящей из одной комнаты, посреди обширного двора, обнесенного плетнем. Комната неухоженная, освещается лучиной. Жена сбежала, дво
е детей.
Суров. Честен. “Славный малый”, которому не чуждо сострадание. Странный и загадочный человек. Все мужики его боятся, как огня. Но отчаявшегося, пойманного бедняка он отпускает после недолгой внутренней борьбы.
Чертопханов Пантелей Еремеевич. Маленький, белокурый человек, с красным вздернутым носиком и очень длинными рыжими усами. Глаза бледно-голубые, “стеклянные” разбегаются и косят. Похож на “индейского петуха”. Говорит быстро, отрывочно, резко и в нос. Одет в желтый истасканный архалук, с полинялыми галунами по швам и черными плисовыми патронами на груди. За поясом кинжал, через плечо - рог. На голове остроконечная персидская шапка с малиновым верхом из сукна. Во всей внешности и движениях непомерная гордость и сумасбродная отвага. Дворянин из старинного, обедневшего рода. Служил в армии, но вышел в отставку прапорщиком. Имеет заложенное село Бессоново, 35 душ мужского пола, 76 женского, 14 десятин земли без документов. Жилище полуразвалившееся, в комнатах почти нет мебели. Обстановка нищенская. Образование поверхностное. Жил с цыганкой Машей, пока она не ушла от него. Вырос баловнем и барчуком. Напыщенный, надменный. Опасный и сумасбродный забияка и гордец. Одичавший и ожесточившийся из-за потери наследства. Чистый, не замешанный ни в чем, с доброй душой. Не выносит притеснения и несправедливости. Безбоязненный и бескорыстный. С соседями не знается: богатых стыдится, бедных - гнушается. Дерзко обращается со всеми, даже властями. Его побаиваются, никто не ездит к нему. За мужиков своих стоит горой. Вступился за Недопюскина перед Штоппелем, заставив его просить прощения за свое поведение. Страстно влюблен в Машу, а после гибели Недопюскина устанавливает статую на его могиле, потратив все средства от завещанной ему деревушки. Спасает жида от расправы. Самой большой привязанностью и причиной гибели для него стал конь Малек – Адель.
Недопюскин Тихон Толстенький, лет сорока. Голос тоненький и мягкий. Лицо пухлое и круглое, застенчивое, выражающее добродушие и кроткое смирение. Нос тоже пухлый и круглый. На голове - зеленый кожаный картуз. Плешив, сзади торчат жиденькие русые косицы. Глазки узкие, губки сладко улыбаются. Сын бедного однодворца, сорокалетней службой добившегося дворянства. Был заштатным чиновником в канцелярии, но вышел в отставку. Перебывал в разных должностях, в починенном существовании. Получил в наследство от благодетеля деревню Бесселендеевку с угодьями и 22 душами крестьян. Необычайно робок, чувствителен, ленив, мягок и восприимчив. Сластолюбец. Не совсем чистый. На хамство Штоппеля отвечает мучительной дрожью, не смея возразить. К своему защитнику Чертопханову относится с подобострастным благоговением. Умирает после поступка Маши.

Другие работы по этой теме:

  1. Калиныч Калиныч – один из главных персонажей рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч” из цикла “Записки охотника”. В противовес Хорю, этот герой является олицетворением...
  2. Сравнительная характеристика Хоря и Калиныча “Хорь и Калиныч” – это первый рассказ из цикла “Записки охотника” И. С. Тургенева. Он появился в журнале “Современник” в...
  3. Хорь Хорь – один из главных персонажей рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч” из цикла “Записки охотника”. Это один из лучших примеров русской крестьянской...
  4. Обломов Штольц Происхождение Из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные Из небогатой семьи: отец...

(12 )

В рассказе «Хорь и Калиныч» Тургенев изображает два противоположных типа крестьян, чаще других встречающихся в жизни.

Хорь — человек умный и практичный; он умеет устроиться в жизни. Хорь понял, что чем дальше от барина, тем лучше; поэтому он выпросил себе позволение поселиться в лесу на болоте. Здесь он начал торговать «маслишком да дегтишком» и разбогател. Однако Хорь не желал откупиться от барина потому, что по его мнению, жить за барином выгоднее: «попадешь совсем в вольные люди, тогда кто без бороды живет (т.е. всякий чиновник).

Практичность Хоря видна и из того, что он не обучает своих сыновей грамоте, хотя и сознает пользу ее. Он знает, что грамотных тотчас возьмут на барский двор, и тогда его дружная семья расстроится. Как и все мужики, Хорь смотрит на женщин с презрением. «Бабы — народ глупый, — говорит он: что их трогать? Такими пустяками занимаются. Не стоит рук марать».

Хорь также не обращает внимания на чистоту и опрятность в доме. Но эти мелкие недостатки не заслоняют величавой, достойной уважения фигуры Хоря. По своему трудолюбию, хозяйственным знаниям и опытности он стоит гораздо выше своего барина. Из рассказа прямо вытекает заключение, что такого человека нельзя лишать свободы, а между тем во времена крепостного права помещик легко мог разорить его хозяйство, оскорбить, унизить и даже продать другому помещику.

Калиныч, по определению Тургенева, «идеалист-романтик». Он обладает восторженным, мечтательным характером и поэтому не любит заниматься хозяйством. Все свое внимание он обратил на изучение природы. Он умеет заговаривать кровь, испуг, бешенство, может выгонять червей из ран; пчелы у него не мрут, «рука легкая». У Калиныча доброе, нежное сердце. Он ко всем людям относится с любовью, за своим барином — помещиком Полутыкиным — ухаживает, как за ребенком.

«Уж ты его у меня не трогай» (т.е. не осуждай), — говорит он про своего барина другу своему Хорю. — «А что ж он тебе сапогов не сошьет?», — возражает Хорь. — «Эка, сапоги! На что мне сапоги? Я мужик», отвечает Калиныч. Но Полутыкин нисколько не ценил восторженной, бескорыстной привязанности к нему Калиныча и на вопрос автора, какого мнения он о Калиныче, Полутыкин холодно отвечал: «усердный и услужливый мужик; хозяйство в исправности, одначе, содержать не может: я его все оттягиваю. Каждый день со мною на охоту ходит … Какое уж тут хозяйство, посудите сами». Таким образом, Полутыкин ценил крестьян постольку, поскольку они занимались хозяйством и давали барину более дохода.

В лице Калиныча Тургенев изобразил ту сторону природы русского человека, благодаря которой в прежнее время вырабатывались типы покорных и преданных дядек и нянек. В прежнее время происхождение этих типов объясняли снисходительным отношением помещиков к крепостным, но Тургенев ясно показывает нам, что эти типы — порождение гуманной, любвеобильной природы простого народа.

» – Тургенев дал психологическую параллель, изобразив в типах из простонародья две совершенно противоположные натуры: в Хоре вывел он реалиста-практика, позитивиста по мировоззрению, в Калиныче – идеалиста-мечтателя, поэта в душе; первый живет, по преимуществу, умом и волей, второй – чувством.

Хорь и в тяжелое время крепостного права умеет устроить благополучно свое земное существование. Этого он достигает благодаря тому, что обладает критическим и практическим умом, знает жизнь, умеет к ней приспособляться и, благодаря выдержке и трезвости ума, знает, как вывертываться в трудной жизненной борьбе. Он «насквозь видит» своего барина, не идеализирует людей; вооруженный недоверием к ним, он осторожен в обращении с ними, крепок на язык и, богато одаренный опытом и расчетом, умеет в них разбираться. Он всегда взвешивает хладнокровно выгоды и невыгоды своего положения и живет «мудро», не делая ошибок в жизни. Устраивается он в лесу, на болоте, со своей семьей, – чтобы быть «подальше от господского двора»; он богат, но откупиться на волю не желает, так как рассудил, что на воле он будет лишен защиты своего господина, и тогда всякий чиновник будет ему «набольший».

Хорь и Калиныч. Аудиокнига

Как работник, он трудолюбив, энергичен и домовит. Такова и многочисленная его семья, работающая весело и дружно. Сам старик и сыновья его, «Хорьки» – образец зажиточной крестьянской семьи, для которой труд – смысл всей жизни. В семейном отношении Хорь тоже любопытен: живя под одной кровлей с женатыми сыновьями, он сумел своей твердой рукой держать в повиновении несколько семейств, установив строго-патриархальный уклад жизни: – древнерусская жизнь «по Домострою », – жизнь «благочинная, спокойная, с подчинением младших старшим, – жизнь сытая и домовитая, умеренно-деспотическая, допускающая в семейных отношениях не только страх и уважение, но и любовь (отношения его к младшему сыну Феде), – вот что представлял собой тот уклад жизни, который поддерживался Хорем в его семье. Но не только хорошее, светлое заимствовал он от старины, – оттуда унаследовал он и традиционное презрение к женщине, и взгляд на нее, как на безгласную рабыню («баба – мужику слуга»), и веру в приметы, и наклонность к суевериям...

Но, за исключением этих характерных старозаветных черточек, Хорь ни в чем не может быть назван «консерватором», – он разумно-критически смотрит на всякие «новшества», но не стоит слепо за старину; все полезное, даже в новом и чужом, вызывает с его стороны полное одобрение. Тургенев рассказывает, как интересовался этот необразованный, но разумный человек рассказами о государственной жизни западноевропейских государств; как, примеряя к русской жизни разные особенности политической жизни чуждых стран, он уверенно одобрял одно, отвергал другое, говоря, что первое «пошло бы у вас», а второе «не пошло»!.. Глядя на этого умного, спокойного, уверенного в себе человека, – «министра», как величал в шутку Хоря его помещик, Тургенев невольно вспомнил, по его словам, Петра Великого, который тоже умел разбираться в чужом, умел брать, что нужно его родине, так как «был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях...» – «Русский человек, – продолжает Тургенев, – так уверен в своей силе и крепости, что не прочь и поломать себя: что хорошо – того ему и подавай, а откуда оно идет – ему все равно». Так, образ Хоря заставляет Тургенева вспомнить и Петра Великого и говорить об основах русской души. Очевидно, образ Хоря «содержательный» в историческом смысле.

Впрочем, суровый, несколько жесткий образ Хоря, практика, лукавого и расчетливого, смягчается некоторыми черточками добродушия, даже сентиментализма, – оказывается, в свободную от труда минуту, он любит петь чувствительные народные песни, – и с трогательной сердечностью относится к своему любимцу-сыну – Феде и другу своему Калинычу.

Сравнительная характеристика Хоря и Калиныча

«Хорь и Калиныч» – это первый рассказ из цикла «Записки охотника» И. С. Тургенева . Он появился в журнале «Современник» в 1847 году. Главной задумкой автора было показать, какие нравы, устои и жизненные ценности были в одном из провинциальных уголков России. Этим рассказом Тургенев фактически опроверг сложившееся о крестьянах мнение, о том, что они не умели вести исправно хозяйство, не водили дружбу, не были радушными хозяевами, а только угождали помещикам, не умели любоваться природой. Для описания главных героев, автор использовал прием сопоставления. Так, два совершенно разных крестьянина, Хорь и Калиныч , связаны узами крепкой дружбы.

Хорь был человеком рациональным и деловитым. Он жил вдали от барина и был полностью независим. При этом своевременно выплачивал ему оброк и был в хороших с ним отношениях. Он торговал маслом и дегтем, что приносило ему прибыль и финансовую независимость. Дом у Хоря был не хуже помещичьей усадьбы. В его большой семье всегда царили лад и достаток. Сыновья у него, хоть и разного возраста, но все были статными великанами, очень похожими друг на друга. Особое внимание в рассказе уделяется деятельному уму и смекалке Хоря. Он ни раз сравнивается с великими людьми, например, Сократом, или Петром Первым. Этот человек имел чувство собственного достоинства, говорил мало, но по делу, интересовался делами общественными и государственными и вообще был ближе к людям.

Калиныч в отличие от него был «близок к природе». Он был полной противоположностью Хоря. Дом Калиныча был небольшим, семьи не было. Все свое время этот герой проводил на природе, либо охотясь с барином, либо занимаясь пасекой. По натуре своей он был романтиком и мечтателем. Будучи человеком не совсем практичным, он нуждался в поддержке Хоря. В то же время и Хорь нуждался в открытости и веселом нраве Калиныча. Ни Хорь, ни Калиныч не лебезили перед барином. Оба водили с ним дружбу, но по-разному. Тогда как Хорь видел Полутыкина насквозь, Калиныч свято верил всему, что тот говорит и всегда следовал за ним куда угодно. В рассказе отмечается и поэтичная душа Калиныча. Он любил запевать песни и любоваться природой. К другу в гости мог прийти с пучком земляники. Также, этот герой обладал особыми способностями, умел заговаривать кровь, избавлять от испуга и т.д.

Такие разные герои, а так гармонично друг друга дополняли. Между ними не было никаких конфликтов, а только любовь, уважение и взаимовыручка. Мягкость и независимость Калиныча органично дополнялись прагматизмом Хоря. В конце рассказа они вместе поют песню, в которой раскрывается душа простых русских крестьян. Эти герои еще раз подтверждают богатство души, радушие и одаренность России.

» – «Хорь и Калиныч » – Тургенев обрисовал два основных типа русского крестьянства, которые повторяются в разнообразном виде, в различном сочетании их черт.

Хорь – как бы олицетворение русской деловитости, сметки, человек практический, трезвый работник, заботящийся о благосостоянии своем собственном и своей семьи, вечно хлопочущий, как муравей, о порядках и достатках своего дома. Он честен и добросовестен, но у него не болит душа за всех страдающих, озабочен он только своими делами; точно так же мало трогает его и красота природы и возвышенных побуждений человека.

Хорь и Калиныч. Аудиокнига

Калиныч – полная противоположность Хорю, он человек как бы из иного мира, чем Хорь. Калиныч отличается именно отсутствием всякого практицизма и забот о своем благосостоянии. Для него сильнее внешних нужд голос внутренних потребностей, он послушен призыву своей мечтательной поэтической души, которая не может вынести жизни сухой, деловой, эгоистической, наполненной расчетами и заботами только о хлебе. Поэтому Калиныч, побуждаемый потребностью духовной свободы и поэтических впечатлений, уходит в поля и леса и проводит свою жизнь в каком-то религиозном созерцании мира.

В этом основное различие между Хорем и Калинычем: Хорь – человек рассудка и дела; Калиныч – человек чувства и поэтического созерцания. Этим определяется и различие во всем укладе их жизни.

Хорь в высшей степени приспособлен к жизненной борьбе, к тяжелому труду, к терпению в незаметной муравьиной работе. Он чуток, он проницателен и знает, как обходиться с людьми; он ладит с барином и умеет поддержать порядок в собственной избе, в которой у него – полная чаша. С домашними он строг, но справедлив. Это, в полном смысле, «хозяин», глава семьи, строитель её благосостояния и всего её уклада, неизменно стоящий на страже этого порядка и соединяющий добродушие со строгостью. Он олицетворяет ту Русь, которая несла на себе вековой тяжкий труд рабочей жизни, отличаясь стойкостью в этом труде и природным здравым смыслом. Это «мирские работники», в противоположность тем религиозно настроенным натурам, которых тысячами знает в своей среде Русь и олицетворением которых является Калиныч.

Калинычи в древней Руси уходили «молиться за мир» в леса и пустыни, отдаваясь призыву религиозного влечения и презирая блага и преимущества мира. Подобно им, Калиныч в рассказе Тургенева чужд своекорыстия, эгоизма и малейшей жажды стяжаний. Он забросил свой дом, свои дела, он восторженно бродит по лесу и по полю, любуясь красотою мира, чувствуя таинственную гармонию во всем окружающем. Он как бы исполняет евангельский завет: «Ищите прежде Царствия Божия... Живите – как птицы небесные...» Он, как птица небесная, и живет. Душа его незлобива и кротка.