Иоанна значение имени характер и судьба церковное. Иоанн (мужское имя)

И тд.

2 января -мученик Иоанн, отрок и праведный ИОАНН (Сергиев) Кронштадтский (Рус.).
11 января - преподобный Иоанн, многострадальный, Печерский (Рус.).
20 января - пророк Иоанн Предтеча (собор).
28 января - преподобный Иоанн Кущник.
30 января - святитель Иоанн, епископ Ростовский (Рус.).
3 февраля - праведный Иоанн.
4 февраля - мученик Иоанн, пресвитер.
6 февраля - мученик Иоанн Казанский (Рус.).
8 февраля - преподобный Иоанн.
9 февраля - святитель Иоанн Златоуст (перенесение мощей).
12 февраля - святитель Иоанн Златоуст.
13 февраля - бессеребреник Иоанн (и бессеребреник Кир).
17 февраля - святитель Иоанн, епископ Иринопольский.
23 февраля - праведный Иоанн.
6 марта - святитель Иоанн Схоластик, патриарх Константинопольский.
8 марта - преподобный Иоанн, пустынник Сирийский.
9 марта - пророк Иоанн Предтеча (первое и второе обретение главы).
11 марта - мученик Иоанн Калфа.
13 марта високосного года - преподобный Иоанн.
18 марта - мученик Иоанн Болгарин.
22 марта - мученик Иоанн Севастийский.
24 марта - преподобный Иоанн Мосх.
29 марта - преподобный Иоанн в Руфианах.
2 апреля - преподобный Иоанн, в обители Св. Саввы убиенный.
9 апреля - преподобный Иоанн прозорливый, Египетский.
В четвертую неделю Великого поста (переходящее празднование) - преподобный Иоанн Лествичник.
11 апреля - преподобный Иоанн, пустынник.
12 апреля - святитель Иоанн, патриарх Иерусалимский; преподобный Иоанн Лествичник и преподобный Иоанн Безмолвник.
21 апреля - мученик Иоанн Навклир.
24 апреля - преподобный Иоанн, ученик святителя Григория Декаполита.
25 апреля - преподобномученик Иоанн.
27 апреля - мученик Иоанн Литовский (Рус.).
1 мая - мученик Иоанн, Новый из Янины; мученик Иоанн Кулика и преподобный Иоанн, ученик святителя Григория Декаполита.
2 мая - преподобный Иоанн Ветхопещерный.
10 мая - преподобный Иоанн, игумен Кафаров.
12 мая - мученик Иоанн Валах (Румын.).
19 мая - праведный Иоанн Новый.
20 мая - преподобный Иоанн Зедазнийский.
21 мая - апостол и евангелист Иоанн Богослов.
25 мая - мученик Иоанн Влах.
27 мая - мученик Иоанн Болгарин.
1 июня - благоверный Иоанн, Угличский, в иночестве Игнатий, Вологодский (Рус.).
2 июня - преподобный Иоанн.
4 июня - мученик Иоанн - Владимир, Сербский.
5 июня - блаженный Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский (Рус.).
6 июня - мученик Иоанн.
7 июня - пророк Иоанн Предтеча (третье обретение главы).
8 июня - преподобный Иоанн Психаит, исповедник.
9 июня - праведный Иоанн Русский, исповедник (Рус.).
11 июня - мученик Иоанн (Наун) Солунский; праведный Иоанн Устюжский (Рус.) и блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Устюжский (Рус.).
15 июня - великомученик Иоанн Новый, Сочавский.
20 июня - мученик Иоанн.
23 июня - святитель Иоанн, митрополит Тобольский (Рус.).
25 июня - преподобный Иоанн и праведный Иоанн, воин Египетский.
2 июля - преподобный Иоанн отшельник.
3 июля - апостол Иоанн Богослов (перенесение мощей).
7 июля - пророк Иоанн Предтеча (Рождество) и праведный Иоанн отрок (Рус.).
9 июля - святитель Иоанн, епископ Готфский.
10 июля - преподобный Иоанн отшельник.
11 июля - бессеребреник Иоанн (и бессеребреник Кир) (перенесение мощей).
13 июля - апостол и евангелист Иоанн Богослов.
16 июля - преподобный Иоанн Яренгский (Рус.) и блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Московский (Рус.).
25 июля - мученик Иоанн Киевский (Рус.) и преподобный Иоанн.
31 июля - святитель Иоанн, исповедник, митрополит Халкидонский и преподобный Иоанн многострадальный, Печерский (Рус.).
3 августа - преподобный Иоанн.
12 августа - мученик Иоанн Воин и праведный Иоанн, пресвитер.
13 августа - праведный Иоанн, экзарх Болгарский.
15 августа - мученик Иоанн Римский.
16 августа - преподобный Иоанн, исповедник, игумен ПаталареИоанн 17 августа - святитель Иоанн монах, архиепископ Ефесский; святитель Иоанн Новый, архиепископ Ефесский и мученик Иоанн, отрок Ефесский.
22 августа - мученик Иоанн.
31 августа - святитель Иоанн, патриарх Константинопольский и преподобный Иоанн Рыльский.
7 сентября - святитель Иоанн Каппадокиец, патриарх Константинопольский.
11 сентября - пророк Иоанн Предтеча (усекновение главы).
12 сентября и 15 сентября - святитель Иоанн IV постник, патриарх Константинопольский.
16 сентября - блаженный Иоанн Власатый, Ростовский (Рус.).
20 сентября - святитель Иоанн, архиепископ Новгородский.
27 сентября - святитель Иоанн Златоуст (преставление).
28 сентября - мученик Иоанн Критский.
3 октября - преподобномученик Иоанн, исповедник, Египетский.
6 октября - пророк Иоанн Предтеча (зачатие) и мученик Иоанн.
9 октября - апостол и евангелист Иоанн Богослов (преставление).
11 октября - мученик Иоанн, младенец; преподобные Иоанн, постник (Рус.), Иоанн (Рус.), Иоанн многострадальный (Рус.), Печерские.
14 октября - преподобный Иоанн Кукузель.
15 октября - мученик Иоанн Казанский (Рус.).
16 октября - святитель Иоанн Хозевит, епископ Кесарии Палестинской.
25 октября - пророк Иоанн Предтеча (перенесение из Мальты в Гатчину десной руки).
28 октября - святитель Иоанн, епископ Суздальский (Рус.).
1 ноября - преподобный Иоанн Рыльский (перенесение мощей).
3 ноября - мученик Иоанн Пелопонесский.
4 ноября - преподобный Иоанн, отрок Ефесский.
10 ноября - преподобный Иоанн Хозевит, епископ Кесарийский.
14 ноября - священномученик Иоанн, епископ Персидский.
17 ноября - праведный Иоанн.
22 ноября - преподобный Иоанн Колов.
25 ноября - святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский.
26 ноября - святитель Иоанн Златоуст.
30 ноября - праведный Иоанн Олимпийский.
3 декабря - священномученик Иоанн епископ Персидский.
11 декабря - мученик Иоанн.
12 декабря - священномученик Иоанн.
15 декабря - преподобный Иоанн.
16 декабря - преподобный Иоанн молчальник, бывший епископ Колонийский.
17 декабря - святитель Иоанн, епископ Поливотский и преподобный Иоанн Дамаскин.
20 декабря - преподобный Иоанн постник Печерский.
23 (декабря - блаженный Иоанн (Серб.).
24 декабря - святитель Иоанн, митрополит Зихновский.
30 декабря - преподобный Иоанн, епископ Сардийский.

Пророк Иоанн Креститель - ближайший предшественник Христа, предсказавший пришествие . Жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев, крестил в водах Иордана Иисуса Христа. Был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери . Историчность Иоанна Крестителя не отрицалась даже атеистическими советскими учёными.
В христианских представлениях Иоанн Креститель является последним в ряду пророков - предвозвестников прихода мессии. В исламе почитается под именем , в христианских арабских церквях - под именем . После Девы Иоанн Креститель самый чтимый святой. Сын и праведной (из рода царя ) или его родители около Хеврона, на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист , архангел , явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.
По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.
Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.
Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и (Первозванный, брат Симона ).
Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он вскоре и пострадал.
Царь Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.
В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император сослал Ирода в заточение.
Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка - его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петебурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце.
Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи.

Имя апостола от семидесяти (ученики Христа) в восточно-христианской традиции. Кроме двенадцати апостолов [ брат Апостола Петра (рыбак из Вифсаиды, ученик Иоанна Крестителя): (он же Ионин, он же ), Богослов, Зеведеев, из Вифсаиды,

Значение имени Иоанна

Иоанна – «божий дар», см. Иоанн. "Данная Богом" (евр.) Женщин с этим именем отличает доброта, хотя они упрямы, несколько прямолинейны, порой задиристы - характер у них, надо сказать, такой, что приятным и легким его не назовешь. И все-таки ради их бесконечной доброты, граничащей с жертвенностью, этим женщинам можно многое простить. Они не ждут награды за свой альтруизм, более того, любят доставлять людям приятное и дарить маленькие радостные сюрпризы чуть ли не тайком - просто такова их внутренняя потребность; они приносят людям добро так же естественно и незаметно, как дышат. Но об этом удивительном качестве Иоанны знают только очень близкие люди. Со стороны же она производит впечатление малоразговорчивой, властной и даже несколько сварливой особы (особенно женщины "зимние"). Выйдя замуж, Иоанна чаще всего не работает, пытается стать образцовой женой, однако вести хозяйство не умеет, готовить не любит. В семейной жизни терпелива, свой строптивый нрав, как умеет, сдерживает, однако со свекровью не ладит. Первый брак ее может не сложиться, второй будет более удачным. "Летняя" Иоанна недоверчива, в ее поведении всегда есть какое-то напряжение, она чувствует себя раскованно только с очень близкими людьми. Иоанна способна нагрубить, в запальчивости обидеть человека, но потом будет казнить себя за это, хотя и не подаст виду, своей неправоты не признает. Некоторые Иоанны посвящают свою жизнь служению богу. У женщин с таким непростым характером тем не менее богатый выбор мужчин.

Именины: ИМЕНИНЫ: 10 июля (27 июня) - праведная Иоанна мироносица. 28 (15) декабря - преподобномученица Иоанна в миру Сусанна, диакониса.

Нумерология имени Иоанна

Число Души: 4.
Обладатели числа имени 4 склонны к точным наукам и научному подходу ко всему на свете. «Четверки» отличные научные работники, инженеры, проектировщики. Они стабильны, надежны и добросовестны. Их уважают друзья и коллеги. «Четверки» редко ссорятся и не склонны к вражде. Однако не следует ожидать от «четверок» каких-либо неожиданных поступков, импровизаций, творческих проявлений характера. Вся их жизнь рассчитана по минутам и мало что способно сместить их с заранее намеченного плана. Они скупы на эмоции, зачастую холодны. Однако «четверки» надежны и на них можно положиться в любой жизненной ситуации. Они строгие и даже суровые родители и очень послушные дети.

Число скрытого духа: 1

Число тела: 3

Знаки

Планета: Юпитер.
Стихия: Воздух, теплота-сухость.
Зодиак: Стрелец, Рыбы.
Цвет: Малиновый, синий.
День: Четверг.
Металл: Олово, электрум.
Минерал: Сапфир, берилл, гиацинт.
Растения: Базилик, лаванда, фиалка, дуб, груша, яблоня, мята, каштан, корица, жасмин, райское яблоко, абрикос, эвкалипт.
Звери: Олень, слон, овца, ласточка, пеликан, куропатка, павлин, дельфин.

Имя Иоанна как фраза

И И (Объединение, Соединять, Союз, ЕДИНСТВО, Едино, Воедино, "Вместе с")
О Он (О, Об)
А Аз (Я, Мне, Себе, Себя)
Н Наш (Наше, Ваше)
Н Наш (Наше, Ваше)
А Аз (Я, Мне, Себе, Себя)

Интерпретация значения букв имени Иоанна

И - тонкая духовность, чувствительность, доброта, миролюбие. Внешне человек показывает практичность как ширму для сокрытия романтической мягкой натуры.
О - глубокие чувства, умение обращаться с деньгами. Для полноты реализации, однако, человек должен понять свое предназначение. Присутствие этой буквы в имени показывает, что цель ему предуготована и нужно воспользоваться своей богатой интуицией, чтобы выделить ее из суеты существования.
А - символ начала и желание что-то начать и осуществить, жажда физического и духовного комфорта.

Н - знак протеста, внутренняя сила не принимать все подряд, без разбора, острый критический ум, интерес к здоровью. Усердный работник, но не переносит "мартышкиного труда".
А - символ начала и желание что-то начать и осуществить, жажда физического и духовного комфорта.

7 июля Православная Церковь торжественно отмечает Рождество Иоанна Крестителя — святого, который предсказал пришествие Мессии и крестил Христа Спасителя; святого, о котором архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Всё в его жизни необычно, всё — предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всём — Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность — Христа Спасителя, Сына Божия». О духовном смысле праздника, о значении проповеди и уроках жизни великого пророка мы беседуем с клириком минского Свято-Духова кафедрального собора протоиереем Сергием Гордуном.

— Из Божественных писаний нам известно, что Исаака родили старые Авраам и Сарра, Предтеча появился на свет от далеко не молодых Захария и Елисаветы. В чём тайна и чудо рождения дитя от пожилых родителей?


— Это безусловное чудо — явление милости Божией. Любой из нас прекрасно понимает, что неспособность женщины или мужчины к деторождению связана с болезнью. Да, современная медицина достигла многого, иногда даже помогает бездетным семьям. Но только Божественная сила может исцелить всё, и бесплодие в том числе. Другое дело, что действует она тогда, когда в людях есть истинное благочестие, когда, находясь в состоянии скорби (невозможность иметь детей — непомерная печаль и скорбь), они не ропщут на Бога, не возмущаются внутренне, не завидуют тем, у кого есть дети, а воспринимают произошедшее с ними как данность. Перечисленные же вами люди были истинными праведниками, за всё благодарившие Господа и смиренно просившие Его даровать им ребёнка. Поэтому рождение Иоанна Предтечи, Исаака — награда родителям за их благочестие.

— О пророке Иоанне Предтече достаточно подробно написали все четыре евангелиста. Вряд ли нужно пересказывать известные факты. Интересно другое, что нового о Крестителе поведал миру знаменитый римско-еврейский историк Иосиф Флавий? В чём значимость его трудов?

— Флавий ничего нового о Предтече не сказал, хотя и не повторил сюжетов, описанных евангелистами. В своих трудах он говорил о величайшем праведнике, ангеле покаяния, образ которого бережно хранится в памяти народной. Тем не менее, упоминание Флавием в своих исследованиях Иоанна Крестителя, статьи светских историков о Христе очень важны для нас. Почему? В первые три столетия христианской истории среди населения было немало тех, кто к христианству относился скептически, называл христиан наивными и необразованными людьми, преследовал их. Поэтому перед гражданами, занимающими высокие должности, стояла дилемма: стать христианином и потерять всё, или продолжать плыть по течению в угоду статусу. Немногие выбирали христианство, но верные своим убеждениям вырастали в проповедников Православия, священников, епископов. И в советское время отношение к христианству было похожее: будущее — за наукой, а среди верующих — только неучи. Абсурд, конечно. В СССР многие учёные, академики веровали в Бога; другое дело, что любая огласка сего факта могла привести к краху их научной деятельности.


Так вот Флавий и некоторые далёкие от религии авторы сослужили хорошую службу Церкви. В 50-70 годы прошлого столетия в Стране Советов появилась мифологическая школа. Не только верующие и неверующие, но и библеисты, религиоведы, антропологи спорили, существовал ли Иисус Христос. Приверженцы этой школы называли нашего Творца и Иоанна Крестителя мифическими личностями. Благодаря Иосифу Флавию, другим светским историкам, писавшим о Христе и об Иоанне Предтече, была подтверждена историчность христианства и всех персонажей Евангелия.

— Отец Сергий, что вы можете рассказать о степени родства Иоанна Предтечи с Иисусом Христом? Знал ли Иоанн Христа до прихода на Иордан?

— В Евангелие сказано, что после Благовещения Дева Мария отправилась к своей родственнице Елисавете, которая её восторженно встретила. Кем они друг другу приходились, доподлинно неизвестно. Во всяком случае, точно не родными сёстрами, ибо, как мы знаем, у Иоакима и Анны был только один ребёнок — Дева Мария. Пророк Иоанн родился на полгода раньше Иисуса. Понятно, что если женщины во время беременности общались, то могли продолжать встречаться и после рождения сыновей. Другое дело, как написано в Евангелие, Христос, до Своего крещения в 30-летнем возрасте, не вступал на публичное, общественное служение. Он вёл, говоря современным языком, частную жизнь. Будучи отроком, вместе с Богоматерью жил в доме Иосифа и помогал ему в плотницком ремесле. Потому Иоанн Предтеча не предполагал, что Христос есть Сын Божий, и воспринимал Его как родственника. «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». Только после крещения Иисуса, когда Предтеча услышал голос Бога Отца: «Это Сын Мой возлюбленный», он увидел Святого Духа, спустившегося в виде голубя, и понял: перед ним — Мессия. Показав на Христа рукой, Креститель сказал: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грехи мира».


— Тогда как понимать вопрос святого пророка ко Господу: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?»

— Этот вопрос имеет иной подтекст. Предтеча после крещения Иисуса не сомневался в истинности Христа. Своим последователям учитель не раз говорил: «Вслед за мною идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его». И сравнивает себя с другом Жениха на свадьбе, задача которого привести невесту, а потом сразу уйти в тень. Иоанн, перед тем как выйти на проповедь, долгое время жил в пустыне, питался акридами и диким мёдом. Поэтому народ воспринимал Крестителя величайшим подвижником и был безгранично ему предан.

В отличие от Иоанна, который «ни ест, ни пьёт, как и подобало вести строгому проповеднику», Иисус Христос не вёл такого аскетического образа жизни и говорил о Себе: «Пришёл Сын человеческий, вкушает обычную пищу и не уклоняется от вина». Потому ученики Предтечи сомневались, что Христос именно «Тот, Который должен прийти». Желая убедить учеников в мессианском достоинстве Иисуса, находящийся в темнице Предтеча посылает их увидеть Христа и из первых уст услышать ответ на интересующий их вопрос. Придя к Христу, ученики сказали, что за ответом их прислал Креститель. Поэтому Иисус и говорит: «Пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне».

— Отец Сергий, на ваш взгляд, почему народ и даже левиты, священнослужители из Иерусалима, спрашивали у Предтечи: «Ты кто есть? Может, Илия?» Согласитесь, подобного вопроса не задавали ни царю Давиду, ни большинству пророков…

— Давно уже не было такого праведника и аскета, как Иоанн Предтеча. Сам Господь Иисус Христос о нём сказал слова, которыми не удостоил больше никого: «Из рождённых жёнами не восставал больший Иоанна Крестителя».

Действительно, с I по IV века до Рождества Христова не было выдающихся пророков; даже Исаию и Иеремию нельзя отнести к их числу. Сей факт засвидетельствован в Маккавейских книгах II века до нашей эры. Царь Давид? И он не без греха. И тут появляется праведник, подвижник, пророк, подобного которому нет в Ветхом Завете. Вы правы: его сравнивали с пророком Илией, почитаемым особенно за то, что он был взят на небо живым. Только два таких случая описаны в Ветхом Завете — Енох и Илия. Об этих праведниках говорится в Апокалипсисе: они явятся на землю перед Вторым пришествием Христовым и будут убиты. А народ ожидал прихода Илии. Тогда Господь сказал: если так хотите, то он уже пришёл, имея в виду Иоанна Предтечу. Значит, по своему величию он ничуть не меньше праведного пророка Илии.


— Иоанна Крестителя Церковь именует ангелом покаяния, другом Христа, ходатаем ветхой и новой благодати... С чем связано ещё одно его название — «печать пророков»?

— Иоанн Предтеча стал связующим звеном Ветхого и Нового Заветов. В отличие от пророков, предсказывавших Христа до Его пришествия, Иоанн единственный проповедовал Триипостасного Бога явленного, воочию увидел свершение пророчеств. Предтеча завершил все пророчества во Христе, и поэтому его называют «пророков печатью».

— В чём заключалось общественное служение Иоанна Крестителя?

— Кроме свидетельства о Христе, задачей Предтечи было приготовить народ к принятию Мессии, Его Божественного учения через проповедь покаяния. Его слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», — буквально перерождали людей, ожесточённых гордостью, похотью и гневом. Призывали освободиться от пороков и страстей, уподобиться детям, ибо Царство Небесное — не в пище и питие, а в Духе Святом, приносящем радость, любовь, долготерпение, мир…

— Отец Сергий, что означает имя Иоанн? Не благодаря ли Иоанну Предтече мы сегодня имеем русского Ивана?

— Иоанн в переводе с еврейского языка означает «Господь сжалился» («милость Господня», «благодать Господня»). В различных странах имя звучит по-разному. В Германии — это Иоганн, в Англии — Джон, во Франции — Жан, в Польше — Ян… Несомненно, такому широкому распространению и популярности этого имени человечество обязано Иоанну Предтече — Крестителю Господа.

— Батюшка, до сих пор многие Рождество Иоанна Крестителя связывают с языческим праздником Ивана Купалы. И, несмотря на то, что идёт Петров пост, отмечают его с размахом: хороводятся, совершают обряды с травами, огнём и водой, гадают. Не навредят ли людям такие «безобидные культурные» мероприятия?

— Благодаря многим культурологам и историкам в народе прижилось заблуждение, что, когда христианство распространялось на славянских землях, Церковь, дабы «подмять» под себя существующие праздники, выхолостила из них языческое содержание, специально назначила празднование Рождества Иоанна Предтечи в один день с Иваном Купалой. Такой вывод учёные мужи сделали, полагая, раз язычество древнее христианства, соответственно, все праздники пришли оттуда.

Это ошибочное мнение легко опровергнуть. (Странно, почему-то до сих пор никто из специалистов не решился публично исправить ошибку.) Когда в конце X века христианство пришло на Русь, церковный календарь уже был сформирован. По нему жили Византийская империи, Западная Европа, весь мир (пока не был принят Папой Римским Григорианский календарь). И Православная Церковь взяла его за основу.


А вот языческий календарь — приблизительный. До христианства не было письменности, и точные даты того или иного торжества нигде не фиксировались. Например, праздник Купалье своему появлению обязан дню летнего солнцестояния. Примерно после таких же «расчётов» возникли Коляды, Масленица… Поэтому язычники решили навести порядок и привязали свои праздники к православному календарю. Данный факт исключительно важно знать.

Касаясь второй части вопроса… Печально, что сегодня на государственном уровне пытаются реанимировать языческие праздники, чтобы потом использовать «культурные» мероприятия для пополнения бюджета. При этом ответственные за гуляние и участники забав понятия не имеют о древних толкованиях языческих праздников. Да и сами торжества давно потеряли свой сакральный смысл. Вряд ли кто-то помнит древнюю легенду об Иване Купале, в которой говорится, как в детстве его разлучили с родной сестрой. Потом они поженились; а когда узнали, что являются родственниками, — утопились в озере. Кстати, в честь кровосмесительной легенды о брате и сестре в праздник Ивана Купалы среди язычников допускались даже гомосексуальные игрища. И наверняка никто не будет искать цветок папоротника, чтобы стать всевидящим и понимающим язык птиц и зверей, изгнать диавола и уберечь себя от злых духов. Скорее всего, он перейдёт к оккультным делам. Хочу предупредить: гадания и магические действия — тяжкий грех. Помощь тёмных сил не проходит бесследно, за неё придётся расплачиваться.

Плохо и то, что христианские по своей сути праздники нынче объязычиваются, лишаются духовного смысла, становятся обычным поводом «расслабиться». Ещё хуже, в свете сегодняшнего праздника, что своим неистовым разгулом мы оскорбляем Иоанна Крестителя, когда-то зажёгшего сердца человеческие проповедью покаяния и предуготовившего путь Самому Спасителю.

— Что бы вы пожелали пастве в этот радостный день?

— В церковном календаре празднуются только три дня рождения: Христа, Божией Матери и Иоанна Предтечи. И это говорит об уникальности Крестителя. Величайший праведник всю свою энергию, проповедь направляет на нас, призывая: примите Христа, живите по Его законам, войдите в Церковь, созданную Господом, и тогда вы осуществите смысл своего человеческого предназначения. Мне кажется, сегодня самое время услышать светлый Слова глас.

По Хигиру

Женская форма мужского имени Иоанн («Божий дар»).

Женщин с этим именем отличает большая доброта, хотя они упрямы, несколько прямолинейны, порой задиристы - характер у них, надо сказать, такой, что приятным и легким не назовешь. И все-таки ради их бесконечной доброты, граничащей с жертвенностью, этим женщинам можно многое простить. Они не ждут награды за свой альтруизм, более того, любят доставлять людям приятное и делать маленькие радостные сюрпризы чуть ли не тайком - просто такова их внутренняя потребность, они приносят людям добро так же естественно и незаметно, как дышат. Но об этом удивительном качестве Иоанны знают только очень близкие ей люди. Со стороны же она производит впечатление малоразговорчивой, властной и даже несколько сварливой особы (особенно «зимние» женщины).

Выйдя замуж, Иоанна чаще всего не работает, пытается стать образцовой хозяйкой, однако вести хорошо хозяйство она не умеет, готовить не любит. В семейной жизни она терпелива, свой строптивый нрав, как умеет, сдерживает, однако со свекровью не ладит. Первый брак ее может не сложиться, второй будет более удачным.

«Летняя» Иоанна недоверчива, в ее поведении всегда есть какое-то напряжение, она чувствует себя раскованно в кругу только очень близких людей.

Иоанна вспыльчива, способна нагрубить, в запальчивости обидеть человека, но потом будет казнить себя за это, хотя и не подаст виду, открыто своей неправоты не признает

Некоторые Иоанны посвящают свою жизнь служению Богу.

У женщин с таким непростым характером тем не менее богатый выбор мужчин: ей подойдет один из тех, кого зовут Борис, Петр, Григорий, Лев, Геннадий, Глеб, Вениамин, Антон, Руслан.

1. Личность: женщины, понимающие души людей и вещей

2. Цвет: желтый

3. Основные черты: воля - активность - интеллект - восприимчивость

4. Тотемное растение: дрок (кустарник с желтыми или белыми цветами)

5. Тотемное животное: термит

6. Знак: лев.

7. Тип. Умеют держать себя в руках, что позволяет им выпутываться из трудных ситуаций. В определенных обстоятельствах становятся агрессивными. Воспитывать таких девочек очень трудно, так как ими нелегко руководить.

8. Психика. Экстраверты, легко приспосабливаются к окружающей жизни. Одновременно объективны и субъективны. Ощущают огромную потребность целиком посвятить себя какому-то делу, будь то забота о благе родных, общественная деятельность или религия.

9. Воля. Из железа, а скорее - из стали. Не позволяйте им садиться себе на шею!

10. Возбудимость. Очень сильная, но никогда не переходит в нервозность.

11. Скорость реакции. Прирожденные революционерки. Если необходимо отговорить их от какого-либо проекта, то это можно сделать только убеждением, но никак не силой.

12. Поле деятельности. Кажется, что они рождаются на свет уже с готовым планом жизни. Все вокруг них должно вертеться в их собственном темпе. Это тот редкий тип женщин, для которых всегда открыты все двери, но если теряют веру в свои силы и свое предназначение, могут терпеть поражение.

13. Интуиция. Легко понимают глубоко скрытые тайны окружающих, их невозможно провести, касается ли это ваших мыслей или вашего сердца.

14. Интеллект. Значительный. Тонкие дипломаты и пользуются этим качеством во всех ситуациях. У них отличная память и огромный интерес к жизни и миру.

15. Восприимчивость. Основной двигатель их жизни. Если верят и любят, могут перевернуть горы, если же разочаровываются, то все превращают в развалины. Родители не пользуются авторитетом в глазах этих девочек.

16. Нравственность. Складывается из строгости и уступок. Поступки конкретных людей оценивают весьма строго, если же речь идет о событиях или целых народах - допускают отступления от суровых норм.

17. Здоровье. Живучи, как саламандры, но все-таки должны заботиться о здоровье, в частности о желудке.

18. Сексуальность. Секс для них - все или ничего. Способны посвятить себя служению идеалу - даже свою интимную жизнь. Но все может случиться... Учтем тот факт, что в их характере много мужских черт...

19. Активность. Их можно сравнить с богатырями. Возможно, чтобы жить с ними, тоже нужно быть богатырем?

20. Общительность. Можно ли говорить о дружбе этих Дон Кихотов в женском обличье, ведущих бесконечную борьбу с ветряными мельницами? Они горды, их дружба деспотична, зато истинным друзьям они верны.

21. Заключение. Предоставьте им возможность дирижировать и приказывать, а если они бросят вам боевой клич... пользуйтесь редкими мгновениями их доброжелательности!

26 ноября - день памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (407 год).

Значение имени Иоанн:

Иоанн - древнееврейское имя. Дословно переводится как «Господь сжалился».

Святые с именем Иоанн

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский (347–407)

С в ятитель Иоанн Златоуст родился около 347 года в семье военачальника, в одном из центральных городов тогдашнего мира - Антиохии. Отец вскоре после рождения ребенка скончался, и воспитанием сына занималась двадцатилетняя вдова, мать святого - Анфуса. Достаток семьи позволил молодому Иоанну получить образование у лучших философов и риторов того времени. C раннего возраста будущий епископ проявлял глубокий интерес к Священному Писанию и церковной жизни. Желая монашеского пострига, Иоанн, послушав мать, сперва получил светское образование и стал адвокатом. В этот период святитель Мелетий, епископ Антиохийский, особо опекал будущего епископа, заботясь о его духовном совершенствовании.

Когда мать святого скончалась, Иоанн решил все оставить и принял монашеский постриг. Такое отречение от мира святитель впоследствии называл «истинной философией».

Четыре года он прожил в пустыне при одном монастыре. Затем еще два года Иоанн провел в полном уединении и молчании - в пещере.

Однако жизнь в пустыне, скудная пища подорвали здоровье Иоанна на всю жизнь. Ему пришлось вернуться в Антиохию. Здесь в 386 году он был рукоположен в сан священника. Святитель работает над своими богословскими сочинениями. Именно в этот период он становится известен как блестящий оратор и проповедник. Беседы священника всегда производили глубокое впечатление на слушателей. Бывало, что благоговейная публика разражалась аплодисментами.

Однажды некоторым слушателем высказывания святителя показались слишком сложными и непонятными. Тогда одна женщина воскликнула:

Духовный учитель, а лучше назову - Иоанн Златоустый! Колодец святого твоего учения глубок, а веревки ума нашего коротки и не могут достичь глубины его. Прошу тебя, говори понятнее, будь милосерден к нашей простоте.

Публика при этих словах заволновалась. Послышалось:

Сам Бог устами женщины дал это прозвище Иоанну. Будем теперь звать его - Златоустый.

Так появилось знаменитое прозвище святого, с которым он вошел в историю Церкви.

Слава яркого проповедника росла, и в 397 году Иоанн был вызван в столицу империи - Константинополь.

Здесь он был рукоположен во епископа. Практически все средства, которые выделялись на содержание первопрестольного архипастыря, владыка использовал для благотворительности. Повсюду святитель Иоанн заботился о распространении христианской веры. Будучи человеком ревностным, всегда отстаивая Божию правду, он неустанно обличал беззаботность богатых людей столицы, указывая на то, в каком удручающем и несчастном состоянии живут бедняки и обездоленные. «Когда ты возвращаешься домой, - писал архиепископ, - когда возляжешь на ложе, когда в доме твоем будет устроено блистательное освещение и приготовлена роскошная трапеза, тогда вспомни о бедном и несчастном, который ходит по переулкам во мраке и грязи в поис­ках пропитания. А возвращается оттуда не домой, не к жене, не на ложе, а на грязную кучу сена, подобно бездомной собаке…» Такое прямое и яркое слово архиепископа вызывало злобу в обществе изысканной аристократии. Кроме того, будучи епископом столицы, Иоанн чутко реагировал на любые злоупотребления со стороны духовенства, усмиряя зазнавшихся, низлагая тяжело провинившихся епископов с их кафедр. Такая непримиримость с любой человеческой неправдой умножала недовольство, а иногда и откровенную ненависть к святителю. 404 год стал для него роковым.

Жена византийского императора Евдоксия решила отобрать последнее имущество у вдовы одного опального вельможи. Святитель Иоанн немедленно вступился за несчастную семью, но просьбы и увещевания святого не подействовали на императрицу. Более того, после личной аудиенции архиепископ Константинопольский фактически с позором был выставлен за дверь. Святитель Иоанн, сознавая, что обида была нанесена не ему лично, а всей Церкви, запретил императрице входить в храм, где он служил. Евдоксия решила отомстить. Собрав всех озлобленных на епископа, она организовала “церковный” собор, на котором святого приговорили к изгнанию - в Армению.

Условия жизни здесь были крайне тяжелыми для человека, выросшего в южном климате. В этот период святитель написал около 245 писем своим друзьям и единомышленникам, в которых просил оставаться в мире с властями и заботиться о распространении христианства, давая конкретные миссионерские рекомендации.

В 406 году из Константинополя пришел приказ перевести уже прикованного болезнью к постели святого в Абхазию. Начался последний путь епископа, который сопровождался издевательством конвоя, нарочно длинными переходами и плохим питанием, которое до предела усугубило и так подорванное здоровье святителя. Не выдержав дороги, он, причастившись святых Христовых Таин, скончался.

Последнее, что сказал епископ перед смертью было: «Слава Богу за все».

Другие известные святые с именем Иоанн

Блаженный Иоанн Мосх (550–619)

Известный византийский монах и духовный писатель, предположительно родился в Дамаске. Став иноком, святой много путешествовал по разным монастырям вместе со своим учеником Софронием. Впоследствии Иоанн Мосх написал одно из самых ранних агиографических сочинений (жития святых), которое вошло в историю Церкви под названием «Луг Духовный».

Святитель Иоанн Шанхайский (1896–1966)

Знаменитый миссионер и проповедник. Революция оставила его за пределами родной страны. В 1926 году митрополитом Антонием (Храповицким) он был пострижен в монахи. Став епископом, святитель Иоанн служил в Шанхае, в Западной Европе, а затем в США - в Сан-Франциско, где в 1966 году скончался. Иоанн Шанхайский был канонизирован в 2008 году.

Интересные факты:

1. Святитель Иоанн Зла­то­уст составил текст , которая до сегодняшнего дня совершается в течение церковного года чаще всего.

2. В 39 7 году, когда святителя Иоанна решили поставить епископом Конс­тан­ти­нопольским, его увезли из Антиохии тайно, ночью, опасаясь возмущения верующих.

3. «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» - эти слова, дорогие любому христианину, которые звучат на каждом ночном пасхальном богослужении, являются частью знаменитого «Огла­си­тельного слова», написан­ного Иоанном Златоустом.

4. Мощи святителя Иоанна были похищены крестоносцами из Константинополя в 1204 году и были возвращены в 2004 году папой Иоан­ном Павлом II. В настоящее время хранятся в соборе святого Георгия в Стамбуле.

5. Имя Иоанн - одно из самых распространенных во всем мире. Английский эк­ви­валент русского имени Иван - Джон, венгерский - Янош, испанский - Хуан, итальянский - Джованни, немецкий - Иоганн.

6. Имя Иоанн было мало распространено до Рож­дества Христова. Впервые оно появляется на страницах Нового Завета, когда явившийся ангел повелел праведным Захарии и Ели­за­вете назвать так своего будущего сына - Иоанна Крес­тителя. Кроме того, это имя носил один из любимых учеников Христа Иоанн Богослов.