Боевая воздушная поддержка партизанских операций. Партизанская операция «Рельсовая война Словарь исторических понятий

Генеральный штаб Красной Армии приступил к планированию наступательной операции по освобождению Беларуси в начале апреля 1944 г. 20 мая генерал А. Антонов представил Верховному Главнокомандующему план, предусматривавший одновременный прорыв обороны противника на шести участках, расчленение вражеских войск и разгром их по частям. Особое значение придавалось ликвидации наиболее мощных фланговых группировок в районах Витебска и Бобруйска, стремительному продвижению на Минск, а также окружению и уничтожению основных сил группы армии «Центр» восточнее Минска на глубине 200-300 км.

К операции «Багратион» были привлечены войска четырёх фронтов. 1-й Прибалтийский фронт (командующий генерал И. Баграмян) наступал из района северо-западнее Витебска, 3-й Белорусский фронт (командующий генерал И. Черняховский) - южнее Витебска на Борисов. На могилёвском направлении действовал 2-й Белорусский фронт (командующий генерал Г. Захаров). Войска 1-го Белорусского фронта (командующий генерал К. Рокоссовский) были нацелены на Бобруйск и Минск.

Для согласования действий фронтов Ставка Верховного Главнокомандующего выделила своих представителей. Так, наступление войск 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов координировал начальник Генерального штаба маршал А. Василевский, а 1-го и 2-го Белорусских фронтов - заместитель Верховного Главнокомандующего маршал Г. Жуков.

В операции «Багратион» немаловажная роль отводилась белорусским партизанам. К лету 1944 г. на белорусской земле действовали 143 тыс. партизан, входивших в состав 150 партизанских бригад и 49 отдельных отрядов. Белорусскому штабу партизанского движения Верховное Главнокомандование ставило конкретные задачи: в тылу врага нарушать коммуникации, уничтожать немецкие штабы, выводить из строя технику противника, в интересах наступающих фронтов вести разведку, захватывать и удерживать выгодные рубежи и плацдармы на реках до подхода армии, оказывать воинским частям поддержку при освобождении городов, железнодорожных узлов и станций, организовывать охрану населённых пунктов, срывать вывоз советских граждан в Германию, всячески мешать гитлеровцам уничтожать при отступлении промышленные предприятия и мосты.

Так, перед началом Белорусской операции партизанские бригады и отряды Полесской, южной части Минской, Пинской, Барановичской, Брестской и других областей, действовавшие в полосе наступления войск 1-го Белорусского фронта, должны были захватить и удержать до подхода советских войск переправы, организовать тщательную разведку противника и данные о нём передавать наступающим частям, встречать войска фронта, указывать им переправы и обеспечивать их проводниками, затруднять противнику перегруппировку войск, срывать перевозку грузов по железным дорогам.

С середины мая командования и штабы, все воины и партизаны, привлекавшиеся к освобождению Беларуси, развернули подготовку к наступлению. К началу операции в составе четырёх фронтов было сосредоточено 2400 тыс. человек, 5200 танков и самоходных орудий. Советские войска превосходили противника в людях в 2 раза, в танках и самоходных (штурмовых) орудиях - в 5,8, в орудиях и миномётах - в 3,8, в боевых самолётах - в 3,9 раза.

Широкие масштабы приобрело взаимодействие партизанских формирований с наступавшими советскими регулярными войсками. Наиболее тесным и эффективным оно было в период Белорусской операции. В ходе этого наступления партизаны оказали частям и соединениям значительную помощь. Партизанская бригада «Железняк», действовавшая под командованием А.В. Скляренко в восточной части Минской области, 27 июня вышла к реке Березина, захватила переправу и, отразив неоднократные попытки отступавших немецких частей прорваться через неё, удерживала плацдарм до подхода 35-й танковой бригады генерала А.А. Асланова. Танкисты во взаимодействии с партизанской бригадой наголову разбили противника, по наведённым партизанами двум мостам успешно переправили танки на противоположный берег реки и продолжили наступление, в котором «железняковцы» участвовали в качестве проводников.

Каждая партизанская бригада составляла план разведки сил противника, районов действия и конкретных военных объектов. Бригады и отряды были для армейской разведки и её групп надёжной базой. Армейские группы использовали для выполнения своих задач как силы партизанской разведки, так и её информацию о противнике. Многие соединения и бригады выделяли в распоряжение армейского командования свои разведподразделения, отдельных разведчиков и проводников.

В период тесного оперативно-тактического взаимодействия партизан с частями Красной Армии резко возросло количество захватов солдат и особенно офицеров вермахта, оперативных документов, образцов военной техники, личных документов гитлеровцев. С помощью "языков" добывали ценные сведения не только тактического, оперативного, но иногда и стратегического назначения. Почти во всех бригадах создавались комсомольско-молодёжные группы по захвату "языков" и документов противника.

Большую ценность для командования Красной Армии представляли разведданные партизан о вражеских коммуникациях. Разведывательная работа была организована так, что контроль за перевозками или продвижением колонн противника вёлся последовательно в полосе каждого партизанского соединения. Штабам фронтов неоднократно сообщалось о сосредоточении на железнодорожных станциях воинских эшелонов вермахта. Это помогало советской авиации с большой точностью наносить по ним бомбовые и штурмовые удары. Благодаря непрерывному наблюдению за перевозками противника по железнодорожным и шоссейным дорогам партизанские разведчики и подпольщики выявляли также места скопления его боевой техники и наводили нашу бомбардировочную авиацию на цели.

Крупнейшей операцией партизан стало проведение 3-го этапа «рельсовой войны», начатой за три дня до перехода в наступление советских войск. В ночь на 20 июня 1944 года партизаны Могилёвского соединения нанесли удар по важной рокадной линии Витебск-Орша-Могилёв, с боями захватили её, разрушили 40 километров железнодорожного полотна, взорвали 5000 рельсов и 2 железнодорожных моста. Разрушения были настолько значительными, что гитлеровцы так и не смогли восстановить линию до прихода наших войск. Оставшиеся на перегонах 10 эшелонов стали трофеями Красной Армии.

Партизанские бригады и отряды Могилёвской и Минской областей держали под контролем многие участки шоссейных дорог Могилёв-Минск, Могилев-Бобруйск, Орша-Минск, густую сеть улучшенных дорог в междуречье Днепра и Друти, Друти и Березины, в треугольнике Борисов-Осиповичи-Минск. В этих районах они стойко удерживали зоны, через которые пытались пробиться гитлеровские войска.

Партизаны Могилевского соединения только в период изгнания гитлеровцев с территории области уничтожили более 2000 и взяли в плен до 4000 фашистских солдат и офицеров, захватив много трофеев.

Участие партизан области в Белорусской наступательной операции было фактом большого оперативно-стратегического значения. Огромный боевой опыт, накопленный за три года борьбы в тылу врага, был в полной мере применён для оказания помощи Красной Армии. Командование 1-го Белорусского фронта в одном из своих документов отмечало: «Военный совет фронта выражает свою признательность бесстрашным бойцам-мстителям, белорусским партизанам, победоносно закончившим свой тяжёлый путь борьбы с фашистскими захватчиками».

Никогда прежде всенародная борьба не приобретала такого мощного размаха, как во время Белорусской наступательной операции и никогда ещё удары партизанских формирований не наносились по врагу с такой силой, как в те дни.

В результате разгрома крупных сил противника под Витебском, Могилёвом, Бобруйском и Минском ближайшая цель операции «Багратион» была достигнута, причём на несколько дней ранее намеченного срока. За 12 дней - с 23 июня по 4 июля - советские войска продвинулись почти на 250 км. Были полностью освобождены Витебская, Могилёвская, Полоцкая, Минская и Бобруйская области.

В операции «Багратион» приняла участие вся Беларусь. При форсировании Западной Двины учебным батальоном 167-й гвардейской стрелковой дивизии крестьяне д. Буй Бешенковичского района не только указали наиболее удобные для переправы места, но и перевезли солдат на лодках и плотах. И такие примеры бессчётны. 80-летний крестьянин д. Новая Дуброва Октябрьского района В. Коленкевич взялся провести советские роты к реке через лес и болото. Появление солдат у берегов реки стало столь неожиданным для немцев, что они, не успев взорвать мост, были вынуждены бежать. Не единожды через чащи и болота в тыл оккупантов проводил разведчиков и солдат Красной Армии житель д. Бечи Житковичского района А. Ермоленко. За отвагу в бою, за находчивость и оказанную помощь он был награждён орденом Красной Звезды.

Потери четырёх советских фронтов за всю операцию «Багратион» убитыми, ранеными, пропавшими без вести достигли 765 815 человек (48% общей численности к 23 июня 1944 г.). Из общего числа потерь убитые составили 178 507 человек. С 23 июня и до конца июля, то есть за время боёв по освобождению Беларуси, советские войска потеряли 440 879 человек (29,8 % личного состава), в том числе убитыми - 97 232 человека (6,6 %). За годы войны, включая операцию «Багратион», непосредственно в боях с гитлеровскими захватчиками смертью храбрых пали почти 26 тыс. белорусских партизан, из них 11 797 пропали без вести. Родина 36 раз салютовала в ознаменование боевых успехов армий и партизанских соединений четырёх фронтов. 662 воинским частям и соединениям, наиболее отличившимся при освобождении Беларуси, присвоены почётные наименования белорусских городов и рек.

За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в июне - августе 1944 г., более 500 тыс. воинов армии и партизан награждены орденами и медалями, свыше 1500 стали Героями Советского Союза. Всего же начиная с 1941 г. подвиги 140 тыс. белорусских партизан отмечены орденами и медалями, наиболее отличившимся присвоено звание Героя Советского Союза. Знаменитая Белорусская операция 1944 г. по своему размаху и военно-политическим результатам одна из самых мощных во Второй мировой войне. Были освобождены Белорусская ССР, часть Литовской и Латвийской ССР. Красная Армия вступила на территорию Польши и продвинулась к границам Восточной Пруссии.

Исключительно важную роль в освобождении Беларуси сыграли партизанские формирования. Решая задачи в тесном взаимодействии с войсками Красной Армии, они уничтожили свыше 15 тыс. и взяли в плен более 17 тыс. солдат и офицеров противника. Родина высоко оценила подвиг партизан и подпольщиков. Многие из них награждены орденами и медалями, а 27 особо отличившихся стали Героями Советского Союза. 15 августа руководители партизанского движения Беларуси - П. К. Пономаренко, П.З. Калинин, В.Е. Лобанок и В.Е. Чернышев были удостоены полководческого ордена Суворова I степени, В.Т. Меркуль, Д.В. Тябут, А.А. Прохоров - орденов Кутузова I степени. Сотни партизан были отмечены орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны, Суворова и Кутузова II степени, Красной Звезды.

Но победа досталась дорогой ценой. Потери были чрезмерными, справедливость требует это признать. В ходе наступления войска четырёх фронтов потеряли 765 815 человек убитыми, ранеными, пропавшими без вести и убывшими по болезни, что составляет 48,8% их общей численности к началу операции. Безвозвратные потери составили 178 507 человек. С 23 июня по 29 августа фронты потеряли 2957 танков и САУ, 2447 орудий и миномётов, 822 боевых самолета и 183,5 тыс. единиц стрелкового оружия. Особенно большой урон в личном составе и военной технике понесли войска в первые дни операции - при прорыве обороны и форсировании рек Западная Двина и Днепр, а также на заключительном этапе наступления - при форсировании рек Висла, Неман, Нарев, при отражении контрударов врага в Прибалтике, в районах Мангушева и Пулавы. С 23 июня и до конца июля, когда шла борьба за освобождение Беларуси, советские войска потеряли 440 879 человек, в том числе убитыми 97 232 человека.

Такие потери в личном составе объяснялись упорным сопротивлением противника, мощью его обороны, трудностями форсирования многих рек, неэффективной артиллерийской и авиационной подготовкой, неудовлетворительными действиями 5-й гвардейской танковой армии, плохим взаимодействием войск с авиацией и партизанами. Они были обусловлены также недостатками в боевой подготовке воинов, призванных в действующую армию в ходе самой операции. Так, бывшие партизаны, подпольщики, а это была в основном молодёжь призывного возраста, после освобождения территории республики сразу же вливались в части и соединения Красной Армии; нередко поспешно, с ходу, без должной военной подготовки их бросали в бой. Проявляя смелость и отвагу, они тем не менее не владели тактическим мастерством, поэтому среди них и были неоправданно большие потери, в чём повинно и командование.

ПОДГОТОВКА ОПЕРАЦИИ

Два года народы Советского Союза ведут Великую Отечественную войну против немецких захватчиков, вероломно вторгшихся на территорию нашей страны. В тылу немецко-фашистских полчищ, временно захвативших Белоруссию, с невиданным ожесточением и упорством разгорелась партизанская борьба белорусского народа по сокрушению гитлеровской военной машины, истреблению преступной армии интервентов всеми доступными народу способами. Особенно серьезные удары партизаны и партизанки наносят на коммуникациях немецкой армии, производят крушения военных эшелонов с войсками, техникой, боеприпасами, горючим и оружием, военным имуществом, подрывают железнодорожные мосты, взрывают или сжигают станционные сооружения, взрывают и сжигают, расстреливают паровозы, вагоны, цистерны на станциях и разъездах, разбирают рельсы на железных дорогах. Партизаны и партизанки своими боевыми действиями разрушают тыл противника, изматывают врага, наносят ему огромный урон в живой силе и технике. Многие сотни воинских эшелонов не доходят до фронта, летят под откос от рук партизан-мстителей.

Железные дороги, проходящие через Белоруссию, на всем их протяжении находятся под непрерывным воздействием партизанских отрядов и диверсионных групп, что имеет громадное значение в срыве оперативных и стратегических замыслов противника. Вместе с этим ЦК КП(б) Белоруссии считает, что боевая работа белорусских партизан по разрушению путей подвоза противника может и должна быть усилена, к этому имеются все предпосылки и возможности. Важнейшими из этих условий являются: повсеместное быстрое развитие самого партизанского движения, принимающего характер всенародного движения против оккупантов, наличие широкой сети связи, аэродромов и посадочных площадок для самолетов, управляемость всеми партизанскими отрядами и бригадами в оккупированных областях и районах Белоруссии, наличие работающих на месте областных и районных подпольных комитетов КП(б) Белоруссии.

Все эти благоприятные условия и громадная сила самого движения делают возможным в настоящий момент поставить перед партизанским движением в Белоруссии задачу нанесения массированных ударов по железнодорожным коммуникациям противника в целях коренной дезорганизации всей железнодорожной сети, проходящей по территории Белоруссии.

Эта задача может быть успешно решена белорусскими партизанами не только организацией крушения воинских поездов, взрывов мостов, железнодорожных станций, выводом из строя паровозов, вагонов, но и другими путями. Внесенные по этому вопросу в ЦК КП(б) Белоруссии предложения, основанные на изучении двухлетнего опыта партизанской войны в тылу противника, показывают, что коренная дезорганизация железнодорожных коммуникаций врага может быть достигнута массовыми разрушениями рельсов железнодорожных путей.

Методом «рельсовой войны» разрушения коммуникаций можно довести до степени катастрофической для немецко-фашистских войск. При массовом применении этого способа борьбы противник принужден будет проводить огромные работы трудоемкого характера по замене взорванных рельсов для восстановления путей. Потребуется доставлять колоссальное количество стали, проката, что для него будет почти неразрешимой задачей.

ЦК КП(б) Белоруссии

постановляет:

1. Одобрить представленный на рассмотрение ЦК разработанный по инициативе секретаря ЦК КП(б) Белоруссии т. Пономаренко план развертывания партизанской «рельсовой войны» в тылу немецких оккупантов как наиболее эффективный способ массового разрушения железнодорожных коммуникаций врага.

2. ЦК КП(б) Белоруссии призывает всех партизан и партизанок, командиров и комиссаров отрядов и бригад, руководителей диверсионных групп усилить непрерывные боевые действия по разрушению железнодорожных коммуникаций врага, использовать благоприятные возможности летнего периода для нанесения сильнейших массовых ударов по гитлеровской военной машине в наиболее уязвимых для нее местах. Коренная дезорганизация железнодорожных коммуникаций врага составит историческую заслугу белорусских партизан и партизанок в Великой Отечественной войне советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

Секретарь ЦК КП(б) Белоруссии П. Пономаренко

Постановление бюро ЦК КП(б) Белоруссии «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом «рельсовой войны» от 24 июня 1943 г. // Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Т. 4. Ч. 1. №1482

“РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА”: УСПЕХ СОВЕТСКОГО КОМАНДОВАНИЯ?

Герой Советского Союза командир партизанского соединения полковник Роман Наумович Мачульский в воспоминаниях указывает, что «…Бригады «Штурмовая», «Народные мстители», «Железняк», отряды Бегомльско-Борисовской зоны и бригады им М. В. Фрунзе Вилейской области за период с 15 августа по 1 ноября 1943 г. перебили на участке Молодечно- Минск - свыше 2,5 тысяч рельсов. За это время бригады «Смерть фашизму», «Дяди Коли», «За Советскую Белоруссию», им. Н. А. Щорса, им. газеты «Правда», действовавшие на участке Минск-Борисов-Орша, перебили свыше 8 тысяч рельсов. Партизаны бригады им. В. П. Чкалова Барановичской области за 15 дней пустили под откос 21 вражеский эшелон, уничтожили более 1300 гитлеровцев, перебили 272 рельса, взорвали и сожгли 8 автомашин и 10 мостов.

10 - 30 ноября войска Белорусского фронта провели Гомельско-Речицкую операцию. В ходе этой операции партизаны парализовали движение на железных дорогах Минск - Гомель, Брест - Лунинец - Гомель, Орша - Жлобин и ударами на шоссейных дорогах в этих районах сорвали перегруппировку и боевое обеспечение войск противника, помешали переброске их к местам прорыва и тем самым содействовали успеху наступавших войск Красной Армии.

«РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА» В БЕЛОРУССИИ 1943 ГОД

Свидетельством эффективности ударов партизан является то, что когда противник предпринял попытку приостановить наступление Красной Армии на Могилевском направлении и 12 декабря 1943 года из района Быхова направил в район Паричей 292-ю пехотную дивизию, то она прибыла к месту назначения только 30 декабря в связи с чем, не смогла сыграть предназначавшейся ей роли в предпринятом контрударе.

Эффективность действий партизан в юго-восточных районах Белоруссии подтверждает также генерал Курт фон Типпельскирх, в то время командир 12-го армейского корпуса группы армий «Центр»: «2-я немецкая армия - писал он - начиная с 27 сентября, безуспешно пыталась подтянуть достаточное количество сил с целью ударом в южном направлении, восстановить связь с группой армий «Юг» между Припятью и Днепром. Не густая и поэтому до предела перегруженная железнодорожная сеть, пропускная способность которой, и без того незначительная в районе припятских болот, еще больше снижалась в результате ожесточенной деятельности партизан, вряд ли могла обеспечить подвоз всего необходимого для этой армии. Переброска выделенных сил осуществлялась черепашьими темпами, что все время напрягало нервы командования и вынуждало его все время переносить сроки намеченного наступления, хотя проведение последнего с каждым днем становилось все затруднительным».

Согласно данных немецкой дирекции путей сообщения «Минск» в результате действий партизан движение на железнодорожных путях в сентябре 1943 года прерывалось в более чем на 265 суток, а на двухпутных участках в течение 112 суток осуществлялось по одной колее.

В результате первых двух этапов «Рельсовой войны» оперативные перевозки противника в период напряженных боев на фронте через территорию Беларуси сократились на 40%, что содействовало успеху наступательных операций Красной Армии и помешали организации планомерного отхода немецких войск и вывозу награбленного в Германию.

Операции «Рельсовая война» и «Концерт отличались рядом характерных особенностей. Если до лета 1943 года, боевые действия партизан на железных дорогах сводились в основном к деятельности отдельных диверсионных групп, то теперь к их проведению привлекался почти весь личный состав отрядов и соединений и даже члены резервных групп.

Обе блестяще проведенные операции вошли в летопись Великой Отечественной войны как крупные, массированные удары партизан по железнодорожным коммуникациям осуществленные в сроки, согласованные со Ставкой Верховного Главнокомандования и имели важное оперативно-стратегическое значение. По своим масштабам и значению эти операции были новым явлением в истории войн и партизанского движения. Никогда и нигде еще не было такого тесного взаимодействия партизанского движения с армией. Никогда еще борьба народных мстителей в тылу врага не играла такой роли в достижении успехов на фронтах Великой Отечественной войны.

А.С. Русак, А.В. Галинская, Н.Д. Шевченко. “Рельсовая война” в Белоруссии, 1943 год

“РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА”: ТАКТИЧЕСКИЙ ПРОСЧЕТ?

В приказе 0042 от 14 июля 1943 г. ЦШПД предписывал: «перебивание рельсов производить на основных магистралях, запасных, подъездных, вспомогательных, деповских путях, уничтожать запасные рельсы...»

ЦШПД полагал ошибочно, что противник испытывает недостаток рельсов. Подрыв рельсов поэтому казался весьма заманчивым, простым и доступным способом борьбы. Но у противника был излишек рельсов, немцы сваривали их по ночам и заменяли днем, а потом придумали 80-сантиметровый схемный мостик и стали по нему пропускать поезда: ведь при взрыве 200-граммовой шашки выбивалось всего 25-40 см рельса.

В 1943 г. прошли две операции «рельсовой войны». Первая началась в ночь на 22 июля брянскими партизанами, а всеобщая многодневная началась в ночь на 3 августа и продолжалась до 16 сентября. Вторая операция, названная «концертом», началась 16 сентября и продолжалась до 1 декабря. Планируемый «зимний концерт» не состоялся из-за недостатка у партизан взрывчатки.

Желаемых результатов все это не дало. Движение на железных дорогах было перекрыто полностью только в тылу группы армий «Центр», да и то всего на трое суток, с 3 по 6 августа. Более того - переключение основных усилий партизан на подрыв рельсов при недостатке взрывчатки привело к сокращению крушений поездов, и в конечном счете способствовало увеличению пропускной способности дорог, но в то же время затруднило восстановление железных дорог нашими военными железнодорожниками в ходе наступления.

Вот цифры. В первое операции участвовало около 100 тыс. партизан. Подорвано 214 705 рельсов, в том числе не менее 185 тыс. на дорогах Минской железнодорожной дирекции противника. Вторая операция: участвовало 120 тысяч, подорвано 146 149 рельсов, в том числе 89 тыс. в пределах Минской дирекции. Всего в Минской дирекции перебито 250 тыс. рельсов, или 60 процентов от всех подорванных в 1943 году рельсов.

Из этих 250 тысяч, 25 тысяч были подорваны на ненужных, не используемых участках. Это снизило темпы восстановления магистралей при наступлении Красной Армии.

Удельный вес сумм перерывов движения от подрыва рельсов на перегонах между промежуточными станциями достигал 24 процентов от суммы всех перерывов движения от всех действий партизан. Но на участках между узловыми станциями таких перерывов было только 10,1 процента, а на направлениях - менее 3 процентов, тогда как крушения дали около 60 процентов перерывов. На оккупированной территории на 1 января 1943 г. было 11 млн. рельсов, и подрывание 350 тыс. рельсов составляло всего 3 процента: вполне терпимо, тем более, что подрывы порой шли там, где сами оккупанты при отступлении подрывать рельсы не могли.

Количество доставленных составов вермахта не только не уменьшалось с увеличением числа подорванных рельсов, но наоборот, даже увеличивалось, так как чем больше рвали рельсов, тем меньше они производили крушений поездов. На подрыв рельсов в августе и первой половине сентября партизаны израсходовали около 50 тонн взрывчатых веществ. Этого было достаточно для того, чтобы пустить под откос по меньшей мере 1500 поездов. Это поняли самые умные из партизанских командиров, и с сентября они начали сокращать подрывы рельсов, одновременно увеличивая число крушений.

Что требовалось взамен?

Борьба с вражеской армией для партизан может вестись только организацией крушений, подрывом автомашин и бронетехники минами и, при благоприятных условиях, нападениями из засад. Бои партизан с частями вермахта в его тылу были сопряжены для партизан с большими потерями, чем на фронте. Два украинских и шесть ленинградских партизанских полков, вступив в прямое боевое соприкосновение с оккупантами, несмотря на героизм, были разгромлены.

Эксплуатируемая железнодорожная сеть противника на 1 января 1943 г. составляла 22 тыс. км. Партизаны почти без потерь совершали диверсии на участках, где на 100 км приходилось не менее двух тысяч вражеских солдат. Так охранялись только наиболее важные участки дорог. Если бы партизаны совершали диверсии на всем протяжении, и противник довел плотность охраны до полка на каждые 100 км, то общая численность охраны железных дорог на оккупированных территориях превысила бы 400 тыс. человек - но и она не спасала бы железную дорогу от партизан-диверсантов.

Как было известно из показаний немцев и из разведданных, наиболее критическое положение у противника было с паровозами. При отходе Красной Армии паровозы были эвакуированы или выведены из строя. Гитлеровское командование было вынуждено собирать локомотивы на дорогах всей Европы, не гнушаясь самыми отсталыми, и гнать их на Восток. Появился так называемый эрзац-паровоз М-50, который стали выпускать паровозостроительные заводы Германии для восточных железных дорог. Паровозный парк катастрофически уменьшался от ударов партизан, авиации, сил Сопротивления на Западе, а также от износа.

Наибольший перерыв в движении составов достигался не ошибочной «рельсовой войной», а разрушением мостов и крушениями составов. Так как мосты сильно охранялись, зимой можно было парализовать движение одновременным выводом из строя водоснабжения в какой-то зоне. Разрушение линии связи - такое эффектное - затрудняло работу транспорта, но не приостанавливало ее на долгий срок.

Словарь исторических понятий

Автокефалия (от греч. авто — сам, кефале — голова) — самоуправление, независимость церкви. Автокефальной в православии является административно независимая поместная церковь, во главе с патриархом или митрополитом. Автокефалия не означает абсолютной независимости поместной церкви. Все автокефальные церкви являются частями единой Вселенской Церкви Христовой.

Автономия — самостоятельное осуществление государственной власти или широкое внутреннее самоуправление, предоставляемое народу, компактно проживающему в границах государства.

Аннексия — насильственное присоединение одним государством территории другого государства.

Армия Крайова — польские военные формирования, сражавшиеся на территории Западной Беларуси за освобождение Польши и восстановление ее в границах до сентября 1939 г.

Белорусизация — политика национально-государственного и национально-культурного строительства в БССР в 1920-е гг.

Большевизация Советов — рост влияния большевиков на народные массы, сопровождающийся увеличением их представительства в Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Буферное государство — государство между двумя соседними странами, уменьшающее или вообще снимающее противоречия между ними.

Геноцид — уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам.

Гетто — специальные кварталы в городах (городские концентрационные лагеря), создаваемые гитлеровцами на оккупированной территории для уничтожения еврейского населения.

Гражданская война — вооруженная борьба за государственную власть внутри одной страны между разными социальными и политическими группами.

Индустриализация — процесс создания крупного машинного производства в промышленности и других отраслях народного хозяйства.

Интервенция — насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.

Каноническая церковь — общее название большей части православных автокефальных церквей. Каноническая церковь — церковь, соответствующая православным канонам (законам), т. е. настоящая церковь.

Коллаборационизм — политика сотрудничества с оккупантами.

Коллективизация — объединение индивидуальных хозяйств крестьян в крупные коллективные хозяйства (колхозы).

Контрибуция — деньги или материальные ценности, получаемые государ-ством-победителем от страны, потерпевшей поражение в войне.

Кооперация — добровольное объединение людей для совместного труда. Например, товарищество по совместной обработке земли, торговый кооператив и др. Доход членов кооператива зависит от вложенной в общее дело собственности.

Коренизация — одно из основных направлений политики белорусизации, предусматривающее повышение роли лиц коренной национальности в общественно -политической жизни республики, выдвижение кадров из коренного населения на партийную, советскую, хозяйственную и общественную работу.

«Кресы восточные» — официальное название западнобелорусских земель в составе Польши .

Мобилизация — перевод вооруженных сил государства из мирного состояния в боевую готовность; массовый призыв во время войны в вооруженные силы военнообязанных граждан, находящихся в запасе; очередной призыв на воинскую службу юношей соответствующего возраста.

Народное ополчение — добровольные военные и военизированные подразделения (рабочие отряды, группы самообороны, отряды партийно-советского актива и др.) из граждан, не подлежащих первоочередному призыву по мобилизации.

Национал-демократизм — направление общественно-политической мысли, сочетающее общедемократические идеи и цели с задачами социального и национального освобождения угнетенных народов.

Национализация — переход земли, предприятий, других средств производства из частной собственности в государственную.

Оккупация — занятие войсками одного государства территории или части территории другого государства, сопровождающееся установлением собственной администрации и законов.

Операция «Багратион» — наступательная операция Красной Армии с 23 июня по 29 августа 1944 г., в ходе которой территория БССР была освобождена от гитлеровских захватчиков.

Осадники — бывшие офицеры польской армии, которым за заслуги в польско-советской войне 1919 — 1920 гг. польские власти раздавали участки западнобелорусских земель.

Остарбайтеры — «восточные рабочие»; население с оккупированной территории СССР, вывозившееся на принудительные работы в Германию.

Партизанская зона — территория, контролируемая партизанами.

Партизанское движение — вооруженная борьба широких слоев населения, объединенного в организованные формирования на оккупированных территориях, против агрессора за государственную независимость.

План «Ост» — план гитлеровской Германии, предусматривавший колонизацию и германизацию территории Восточной Европы, в том числе БССР

Подпольная борьба — нелегальная деятельность органов и организаций, отдельных представителей населения на захваченной врагом территории, направленная на срыв оккупационной политики и восстановление национально-государственной независимости.

Политика «санации» (оздоровления) — комплекс социально-экономических и политических мероприятий, проводившихся в Польше, в том числе в Западной Беларуси, руководителем Польского государства Ю. Пилсудским.

«Прищеповщина» — направление в аграрной политике (по фамилии наркома земледелия БССР Д. Прищепова), в котором ставка делалась на развитие хутор -ской системы.

Продналог — элемент новой экономической политики, пришедший на смену продразверстке. Размер продналога исчислялся из площади посевов и объявлялся крестьянам еще до начала сельскохозяйственных работ.

Продразверстка — элемент политики «военного коммунизма», система заготовок сельскохозяйственной продукции, в соответствии с которой крестьяне обязаны были сдавать государству все излишки продукции.

Реквизиция — принудительное отчуждение имущества в собственность или во временное пользование государства; принудительные поборы, взимаемые с населения оккупационными властями.

«Рельсовая война» — скоординированные операции советских партизан и подпольщиков по массовому разрушению железнодорожных коммуникаций (рельсов, мостов, станций, эшелонов) в тылу врага.

Сектантство (религиозное) — общее название религиозных групп, объединений, отделивши хся от господствующей церкви (в буддизме, исламе, иудаизме, христианстве).

Суражские (Витебские) «ворота» — 40-километровый прорыв в линии советско-германского фронта между Велижем и Усвятами, через который осуществлялась связь партизанских отрядов с «Большой землей».

Федерация — форма государственного устройства, при которой государства (штаты, земли, республики и др.), образующие союз, подчиняются единому центру и сохраняют самостоятельность в решении отдельных вопросов внутренней политики.

Эвакуация — целенаправленный вывоз населения, оборудования промыт -ленных и сельскохозяйственных предприятий, продовольствия, имущества, материальных и культурных ценностей из мест, которым угрожает оккупация.

  • Раздел I. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. СОЗДАНИЕ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
    • § 2. События Октябрьской революции в Беларуси и на Западном фронте
    • § 4-5. Провозглашение и образование белорусской государственности
    • § 7. Белорусская государственность в условиях Гражданской войны. Второе провозглашение ССРБ
    • Урок обобщения по разделу I «Октябрьская революция. Создание белорусской государственности»
  • Раздел ІІ. БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. ЗАПАДНАЯ БЕЛАРУСЬ ПОД ВЛАСТЬЮ ПОЛЬШИ

Боевая воздушная поддержка партизанских операций

В ряде случаев существовала настолько тесная координация действий партизан с операциями советской авиации, что можно говорить о боевой воздушной поддержке. Существовало два вида операций авиации: оказание партизанам поддержки с воздуха путем атак противника и обеспечение партизан дополнительными ресурсами для оказания отпора противнику.

В тактическом плане советская авиация могла оказывать поддержки несколькими путями. От случая к случаю партизаны обращались по радио с просьбами о бомбардировке деревень с враждебно настроенным населением и деревень, где, по их сведениям, находились немецкие части. Отмечен случай, когда самолет атаковал немецкий состав, сошедший с рельсов в результате произведенного партизанами взрыва. В марте 1943 года возник советский план по уничтожению бригады Каминского – коллаборационистской организации, пользовавшейся административной автономией в нескольких районах на юге Брянской области; для осуществления операции предполагалось совместное использование атаки партизан и налета советской авиации. Немцы раскрыли этот план, и он был выполнен лишь в части проведения налета. В начале 1943 года города поселки Брянской области, где находились штабы немецких частей, неоднократно подвергались бомбардировкам. А в апреле 1944 года особое десантное подразделение Красной армии было выброшено на парашютах для оказания поддержки партизанским отрядам, намеренным атаковать несколько имевших отряды самообороны деревень. Других примеров подобных действий не обнаружено. Несомненно, что их было больше, но вполне очевидно, что такое сотрудничество осуществлялось в незначительном масштабе и не имело важного значения для проводимых партизанами операций. Тем не менее немцы были обеспокоены возможностью проведения партизанами атак на их опорные пункты – в особенности на мостах – после того, как личный состав немцев скрывался в убежище, опасаясь налета авиации. Чаще самолеты советских военно-воздушных сил пытались оказать помощь партизанам при проведении немцами против них крупных операций. Налетами на немецкие штабы, линии снабжения и колонны войск самолеты стремились ослабить оказываемое на партизан давление и дать им возможность вырваться из окружения. Сообщения о таких действиях авиации содержатся в донесениях по поводу почти всех крупных операциях против партизан, а также о нескольких операциях не столь крупного масштаба. Однажды в течение одной ночи задание по поддержке партизан выполняли 156 самолетов, но, как правило, эти боевые операции советской авиации против сражавшихся с партизанами сил немцев не имели большого успеха. Причинами этого были различные факторы. В большинстве случаев количество самолетов было настолько мало, что иных результатов, кроме повышения боевого духа партизан, вряд ли можно было ожидать. Когда количество таких заданий увеличилось, ряд других факторов, присущих различным ситуациям, снижал шансы на успех. Операции немцев против партизан обычно представляли собой сконцентрированные атаки на крупные районы, находившиеся в руках партизан. Многочисленные небольшие подразделения немецких войск, образовав широкий круг, начинали медленно продвигаться к центру, прочесывая местность в поисках партизан в надежде вынудить их вступить в бой, когда те окажутся загнанными в угол. Небольшие группы немецких солдат, двигавшиеся по лесистой местности, вряд ли представляли собой многообещающие цели для атак с воздуха. Вероятно, это было и трудновыполнимой задачей в техническом плане. Хотя партизаны и имели возможность поддерживать связь с самолетами по радио, в напряженных условиях проведения операций связь вряд ли функционировала настолько хорошо, чтобы удавалось координировать действия советской авиации с попытками прорыва партизан.

Другой разновидностью поддержки авиации была транспортировка по воздуху оружия и боеприпасов партизанским отрядам, испытывавшим недостаток в них в результате операций немцев. В таких случаях партизаны часто запрашивали оружие и боеприпасы по радио. В октябре 1943 года полк под командованием Гришина оказался в крайне трудном положении в результате проводимой против него немцами крупной операции. Когда просьбы отряда о доставке по воздуху оружия и боеприпасов не были услышаны, такая просьба была направлена напрямую Сталину. «Мы находимся в окружении вот уже шесть дней… У нас нет ни продовольствия, ни боеприпасов. Десять дней мы просили вышестоящее командование о помощи. Мы ничего не получили… Просим оказать нам помощь». После этого доставка по воздуху была обещана, и немцы отметили, что оружие и боеприпасы действительно сбрасывались на парашютах. Несколько подобных случаев произошли в таких крупных районах партизанских действий, как Брянский лес и северная часть Белоруссии. В последнем случае воздушные поставки велись во время крупной немецкой операции против партизан в районе Лепеля в начале 1944 года, количество вылетов самолетов достигало сотни за одну ночь.

Рассмотрим теперь наиболее крупные операции осуществленные в ходе партизанского движения в годы Второй мировой войны.

4.1. Рельсовая война.

Рельсовая война это крупная операция проведённая советскими партизанами во время Великой Отечественной войны 1941-1945 - в августе - сентябре 1943 на оккупированных территориях РСФСР, БССР и части УССР с целью вывода из строя ж.-д. коммуникаций противника. В июне 1943 ЦК КП(б) Белоруссии выдвинул план одновременного массового разрушения участков железных дорог на оккупированной территории республики. Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД) привлек к выполнению этого плана, кроме партизан Белоруссии, ленинградских, калининских, смоленских, орловских и часть украинских партизан. Операция «Рельсовая война» была связана с планами Ставки Верховного Главнокомандования по завершению разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве, проведению Смоленской операции 1943 и наступления с целью освобождения Левобережной Украины.

Восстановленный в мае 1942 года Центральный штаб партизанского движения приступил к разработке плана первой операции партизан на железнодорожных коммуникациях противника стратегического масштаба. В основу плана операции было положено Постановление ЦК КП(б) Белоруссии "О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом "Рельсовой войны", т.е. разрушением рельсового полотна минно-взрывным и другими способами. В приказе начальника ЦШПД от 14 июля 1943 года "О партизанской рельсовой войне на коммуникациях врага" указывалось, что "огромный рост и размах партизанского движения позволяет в настоящее время наносить массированные повсеместные удары по железным дорогам с целью их полной дезорганизации и срыва операций врага на фронтах". Возможность достижения стратегической цели - полной дезорганизации железнодорожных коммуникаций в тылу противника не вызывала сомнений ни в органах управления партизанским движением, ни в самих партизанских отрядах. Однако способ достижения цели - подрыв двухсот тысяч рельсов встретил возражения.

На 1 января 1943 года протяженность эксплуатировавшихся противником железных дорог достигла 34 979 км, что составляло 2 798 320 штук рельсов, закрепленных на полотне железной дороги (длина рельса в то время равнялась 12,5 м). Сотни тысяч рельсов находились в резерве для замены. Поэтому данный способ достижения цели операции, по мнению военных специалистов по диверсиям, был не вполне целесообразным. Так, техническим отделом Украинского штаба партизанского движения под руководством заместителя начальника Украинского ШПД по диверсиям полковника И.Г. Старинова с помощью Центрального управления военных сообщений РККА были проведены расчеты эффективности разрушения 85 - 90 тысяч рельсов, предназначенных согласно плану операции к подрыву партизанами Украины. Расчеты показали, что указанное количество рельсов составляло всего 2% от 4 000 000 штук рельсов, имевшихся на оккупированной части Украины, а потратить на их подрыв необходимо было все имевшиеся минно-взрывные средства. Справка ВОСО утверждала, что противник не испытывает недостатка в рельсах и даже отправляет часть их на переплавку и что наиболее уязвимым местом в немецкой системе железнодорожных коммуникаций являются паровозы, которых на всей оккупированной части СССР имеется менее 5 000. Эта оценка подтвердилась впоследствии немецким исследователем в этой области Г. Теске, который писал, что Германия "располагала в 1939 году гораздо меньшим парком паровозов и вагонов, чем кайзеровская империя в 1914. Виной этому была переоценка мотора. Полностью исправить эту ошибку не удалось и в ходе самой войны". Подрыв рельсов, кроме того, вызывал перерыв в движении только на время, необходимое для их замены (несколько часов), при этом существенно затрудняя нормальную эксплуатацию железнодорожных путей после освобождения территории от немцев. В конечном итоге Украинскому штабу партизанского движения удалось добиться права приступить к подготовке операции, сосредоточив основные усилия на устройстве крушений воинских эшелонов, т.е. выводить из строя поезда противника, а не подрывать рельсы. 30 мая 1943 года ЦК КП(б)У принял решение начать не "рельсовую войну", а "войну на рельсах".

Проведение операции планировалось в три этапа, каждый по 15-30 суток. Операцию намечалось начать ориентировочно 1-5 августа 1943 года внезапным нанесением первого стратегического массированного удара, подорвав одновременно 26 000 рельсов. В первые 15 суток должны были быть разрушены основные железнодорожные коммуникации в тылу группы армий "Центр". В дальнейшем предполагалось нанести несколько других массированных ударов и, парализовав движение на остальных железнодорожных коммуникациях, в последующем перейти к систематическим диверсионным действиям по воспрещению работы железнодорожных коммуникаций в тылу противника. Создаваемая для проведения операции группировка партизанских сил включала 167 партизанских бригад, отдельных отрядов и групп общей численностью 95 615 человек, развернутая на территории протяженностью свыше 1 000 км по фронту и в глубину от линии фронта до западной границы СССР, что говорило о стратегическом масштабе и специальном характере группировки. Имевшаяся в тылу противника партизанская группировка была уже настолько мощной, что партизанские формирования располагались вблизи большинства важнейших железнодорожных коммуникаций. Поэтому передислокация партизанских формирований при необходимости осуществлялась на расстояние 70-80 км и лишь иногда - более 100 км.

Для выполнения задач по подрыву рельсов и других объектов на железных дорогах в тыл к партизанам необходимо было дополнительно доставить 200-250 тонн взрывчатых веществ. Основная трудность при подготовке операции заключалась в необходимости выделения летного ресурса транспортных самолетов Ли-2 или Си-47 для доставки необходимых грузов.

Так, переброска в тыл противника взрывчатых веществ и других средств потребовала 400 самолето-вылетов в течение июля-августа, в том числе 180 самолето-вылетов в течение 5-6 дней, начиная с 12 июля для подготовки к первому диверсионному удару. Существенная зависимость успеха операции от действий авиации подтвердила значительное влияние данного фактора на масштаб и содержание диверсионных и других специальных действий в тылу противника. Необходимость переброски для партизан в тыл противника многих сотен тонн грузов потребовала централизованного и систематического применения авиационных соединений и частей. К середине 1943 года в интересах партизан действовали две авиатранспортные дивизии, двенадцать отдельных авиаполков, несколько полков авиации дальнего действия, эскадрильи фронтовой и армейской авиации и авиации воздушно-десантных войск. Всего за годы войны к партизанам было совершено 109 тысяч самолето-вылетов, 96% полетов было совершено ночью. Использование авиации в интересах партизан выявило ряд существенных требований и особенностей боевого применения авиационных сил и средств.

Местные штабы партизанского движения и их представительства на фронтах определили участки и объекты действий каждому партизанскому формированию. Партизаны обеспечивались взрывчатыми веществами, взрывателями, на «лесных курсах» проводились занятия по минноподрывному делу, на местных «заводах» добывался тол из трофейных снарядов и бомб, в мастерских и кузницах изготовлялись крепления толовых шашек к рельсам. Активно велась разведка на железных дорогах. Операция началась в ночь на 3 августа и продолжалась до середины сентября. Действия развернулись на местности протяжённостью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину, в них участвовало около 100 тыс. партизан, которым помогало местное население.

В первую же ночь три действовавшие в полосе Волховского фронта бригады вывели из строя 1032 рельса. На Витебской дороге между станциями Чолово и Торковичи отряды 11-й бригады взорвали 436 рельсов. Около станции Плюсса Варшавской железной дороги отряды 5-й бригады уничтожили 286 рельсов. А отряды 2-й бригады в районе Заречья взорвали мост и 310 рельсов.

Надо сказать, что первый массированный удар по железнодорожным магистралям ленинградские партизаны нанесли вслед за орловскими и на несколько дней раньше основных сил, принявших участие в Рельсовой войне, - на территории других областей эту операцию начали в ночь с 3 на 4 августа. К этому времени сила ударов по вражеским:коммуникациям под Ленинградом заметно возросла, Рельсовая война стала не краткосрочной кампанией, а постоянной формой борьбы с врагом. Диверсии организовывали не только партизанские подразделения, но и межрайонные подпольные партийные центры. Например, Кингисеппский центр провел серию ударов по Балтийской дороге, которую гитлеровцы считали до этого "спокойной", а Псковский - по дороге Псков - Веймарн, Южнее зоны действий 2-й ЛПБ, Несмотря на все принимавшиеся меры, обезопасить свои железнодорожные коммуникации гитлеровцы уже не могли.

Результаты первого удара и дальнейших диверсионных действий в течение августа оказали значительное влияние на работу железных дорог, однако полностью парализовать движение не удалось. В журнале военных действий ставки верховного командования вермахта после первого массированного удара отмечается:"4 августа. Восток. Движение по железным дорогам на Востоке часто прекращается из-за подрыва рельсов (в районе группы армий "Центр" 3 августа произошло 75 больших аварий и 1 800 взрывов). Движение поездов в районе группы армий "Центр" прекращено с 4 августа на 48 часов".

О масштабах "рельсовой войны" под Ленинградом говорят такие цифры: в августе партизаны подорвали свыше 11 тысяч рельсов (это равносильно полному, уничтожению железнодорожного полотна на всем протяжении дороги от Ленинграда до Луги), уничтожили 20 железнодорожных мостов, 34 километра телеграфно-телефонной связи, пустили под откос 21 вражеский поезд. На станциях образовывались гигантские пробки, Эшелоны, ожидавшие восстановления пути, становились прекрасной мишенью для ударов нашей авиации. В конце месяца в Пскове, например, воздушной атаке подверглись сразу 50 застрявших на станции составов. А битва на рельсах между тем еще только разгоралась. К середине ноября общее количество уничтоженных ленинградскими партизанами рельсов перевалило за 52,5 тысячи. Это значит, что из строя был выведен путь общим протяжением более чем 650 километров.

В первых числах ноября партизаны перехватили у деревни Зрячая Гора Карамышевского района большую партию писем гитлеровских солдат к своим родственникам и знакомым.

Мощный удар по железнодорожным линиям был неожиданным для врага, который в течение некоторого времени не мог организованно противодействовать партизанам. В ходе операции было подорвано около 215 тыс. рельсов, пущено под откос много эшелонов, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения. Массовое нарушение вражеских коммуникаций значительно затруднило перегруппировки отступающих войск противника, осложнило их снабжение и тем самым содействовало успешному наступлению Красной Армии.

Всего с 20 июля по 16 сентября 1943 года по данным оперативного отдела ЦШПД в ходе операции "Рельсовая война" было выведено из строя 214 705 штук рельсов, что составляло 4,3% всех рельсов на эксплуатируемых участках железных дорог. По итогам прошедшей операции руководством ЦШПД были сделаны некоторые выводы, и в ходе следующей операции на железнодорожных коммуникациях "Концерт", продолжавшейся с 20 сентября по 30 ноября 1943 года, диверсионные действия партизан в большей степени были нацелены на вывод из строя подвижного железнодорожного состава противника. Одновременно в течение сентября - ноября 1943 года по плану ЦШПД проводилась специальная операция "Пустыня" по разрушению системы водоснабжения на железнодорожных коммуникациях. В результате операции было выведено из строя 43 водокачки. Однако значительное снижение боевых возможностей по совершению диверсий из-за недостатка минно-взрывных средств не позволило партизанским формированиям парализовать работу железнодорожных коммуникаций противника.