Пейсах в израиле. Иудейский праздник Песах: история и традиции

Для иудеев Еврейская Пасха является важнейшим днем в году. Она была учреждена ещё в ветхозаветные времена в память об исходе израильтян из Египта и освобождении их от рабства. Эти события не только дали свободу еврейскому народу, но и положили начало зарождению его национального осознания.

Именно поэтому иудейская Пасха, получившая название Песах, имеет огромное значение для всех израильтян, независимо от степени их религиозности. В этот день они пекут еврейский пасхальный хлеб и собираются всей семьей за праздничным столом, где во время трапезы рассказывают детям историю этого великого праздника.

История праздника Песах, который нередко называют , уходит своими корнями в древнейшие времена, когда такой нации, как евреи, еще и в помине не было. Тогда у праведного человека Авраама и его жены Сары был сын Исаак, у которого потом появился наследник Иаков. Последний имел дюжину сыновей, одним из которых был Иосиф.

Иосиф старался жить в соответствии с праведным учением отца, просил своих братьев также встать на верный путь и отказаться от нечестивых деяний. Но они не вняли его кротким просьбам, а только еще больше озлобились и возненавидели Иосифа. Они боялись, что он возвысится над ними и решили его убить, но потом передумали и продали праведного брата в рабство.

Так Иосиф оказался в Египте. Там на его долю выпало множество испытаний, но он с Божьей помощью преодолел все невзгоды и со временем превратился из раба в чиновника, приближенного к самому фараону. Правитель Египта очень ценил умного и праведного Иосифа. А когда тот предсказал великий голод, и фараон успел вовремя сделать большие запасы пищи, то Иосиф завоевал любовь и уважение не только правителя, но и египтян.

И когда во всех странах начался страшный голод, фараон разрешил своему любимому советнику привести в Египет отца и братьев. Иосиф, который не держал зла на родственников, был очень рад воссоединению с семьей. Пока он был жив, израильтяне были в Египте почетными гостями и не испытывали ни в чём нужды.

Но время шло, одно поколение сменяло другое… Коренные жители постепенно забыли о том, что евреи были гостями египтян, и превратили их в рабов. Иудеи были вынуждены работать на своих господ более 400 лет и не видели спасения, пока однажды Бог не послал им Моисея, которому он велел потребовать, чтобы фараон освободил его народ. Правитель отказался отпускать своих рабов, и тогда Бог наслал на Египет девять страшных казней, но фараон не поменял свое решение.

После чего Бог сказал Моисею, что следующей ночью наступит самая страшная, десятая казнь - смерть первенцев. Он велел пророку предупредить еврейские семьи, что бы те в канун этой смертоносной ночи принесли в жертву ягнят и намазали их кровью двери своих домов, а мясо - зажарили и съели до наступления утра. Той ночью ангелы принесли смерть многим египетским детям, не тронули они лишь тех малышей, что жили в домах, двери которых были отмечены кровью агнцев. После этих страшных событий фараон разрешил евреям покинуть Египет, что положило конец их длительному рабству.

В память об «освободительной» ночи была учреждена иудейская Пасха - Песах, которая по праву считается одним из древнейших торжеств и начала праздноваться еще за полтора тысячелетия до периода земной жизни Иисуса Христа.

Ветхозаветные традиции иудейской Пасхи

Исход из Египта стал началом не только свободной жизни еврейского народа, но и лёг в основу зарождения его самобытного национального осознания. Поэтому иудейская Пасха уже ни одну тысячу лет является главным еврейским праздником. Название «Песах» переводится с древнееврейского как «прошедший мимо» и означает, что ангел смерти миновал дома израильтян.

Иудеи отмечают Песах ежегодно, на 14 день нисана. По еврейскому календарю это первый месяц библейского года, и он, как правило, приходится на март или апрель обычного, «гражданского» календаря. Даты еврейской Пасхи, также как и христианской, являются переходящими.

В ветхозаветные времена одной из главных традиций было принесение в жертву агнца или козленка. Это делалось в память о той ночи, когда кровь жертвенного животного спасла еврейских малышей от ангела смерти, карающего египетские семьи. Конец этому обычаю был положен Иисусом Христом, когда он во время на Тайной Вечере, преломил праздничный хлеб и поднял символический бокал вина.

Изначально, в древние времена Песах - Еврейская Пасха - отмечалась в течение недели, где первый и последний дни были праздничными и выходными. Также на протяжении всего этого срока было принято отказываться от тяжелой работы и неприятных обязанностей.

В наше время практически во всем мире Песах празднуется 8 дней, а в Израиле - 7.

Этот обычай связан с тем, что в период расселения иудеев ещё не было чётко установленного единого календаря, и они, боясь пропустить памятную дату, отмечали все праздники по два дня. И в этом случае выходными являются два первых и два последних дня праздничного периода.

Песах в наши дни: праздничная трапеза и другие обычаи

Подготовка к празднику начинается заблаговременно.

  1. Иудеи собирают по всему дому все квасные продукты, которые сжигаются до наступления Песаха, так как в течение всего праздничного периода им запрещено употреблять мучные изделия из забродившего теста и можно есть только пресный хлеб.
  2. Также в утро перед праздником иудейские мужчины-первенцы держат символический пост. Они приносят эту жертву в память о чудесном спасении еврейских младенцев во время смертоносной ночи, предшествующей исходу иудеев из Египта.

По еврейскому календарю смена дат происходит не в полночь, а в момент захода солнца, поэтому иудеи начинают отмечать Песах вечером. Особую роль здесь играет Седер - специальная трапеза, на которую обязательно должна собраться вся семья, начиная с самых старших членов клана и заканчивая малышами.

Главный атрибут праздничного ужина - еврейский , который выпекается в виде лепешек и называется «маца». Это блюдо готовиться в память об исходе из Египта, когда у евреев не было времени ждать, пока забродит тесто, и они испекли пресный хлеб, который во время путешествия спас их от голода.

Помимо мацы, на праздничном блюде обязательно должны быть такие кушанья.

Продукты Что символизируют
Мясо на кости или куриное крыло Символизируюют агнца, принесенного в жертву.
Отварное куриное яйцо. Олицетворяет несокрушимую силу духа еврейского народа, который только крепчает от переносимых испытаний.
Марор (разновидность горького хрена). Подаётся на стол в память о горькой жизни иудеев в период рабства;
Харосет. Это сладкая однородная масса из протертых фруктов, орехов, корицы и вина. Она символизирует глину, из которой евреи в период рабства изготавливали кирпичи.
Солёная вода в широкой пиале. По различным толкованиям она символизирует слезы израильтян, пролитые во время мучений в Египте, либо олицетворяет память о водах Красного моря, которые сначала расступились, пропуская иудеев, а затем сомкнулись, погребя египетских солдат, пущенных за ними в погоню.

В течение трапезы на Еврейскую Пасху иудеи обязательно должны вкусить все эти блюда. При этом во время ужина младший член семьи задает старшему четыре вопроса о событиях памятной «освободительной» ночи, и глава семьи отвечает на них.

Несмотря на схожие называния, еврейская и христианская Пасха по своей сути являются двумя абсолютно разными праздниками и даже отмечаются в разное время. Иудеи в этот день вспоминают освобождение своего народа от рабства и зарождение еврейской нации, а у православных христиан Пасха - это исключительно религиозный праздник в честь Светлого Христова Воскресения.

Праздник Песах (Пасха) является наиболее древним и значимым в еврейской культуре, однако он знаменует не , как у христиан, а исход евреев из Египта.

Во время Песаха евреи собираются за праздничным столом, проводят традиционную пасхальную церемонию, говорят об истории своего народа, вспоминают лишения и знаковые события. Считается, что этот праздник должен достойно отметить каждый иудей, независимо от своего материального и социального положения.

Евреи используют солнечно-лунную систему летоисчисления, поэтому согласно привычному для нас григорианскому календарю, дата проведения Песаха каждый год разная. Празднование традиционно начинается с 14 дня месяца нисана, и длиться 7 дней в Израиле и 8 за его пределами. Еврейская Пасха (Песах) в 2017 году выпадает на 11-17 апреля.

История праздника

История праздника Песах связана с библейскими событиями, в частности, выводом Моисеем евреев из Египта. Согласно сказаниям, перед тем, как наслать на Египет последнюю из 10 казней, Бог приказал евреям заколоть и зажарить ягнят, а их кровью пометить двери.

В ночь на 14 нисана Всевышний миновал дома евреев, на которых были сделаны отметки, а в остальных семьях умерли все первенцы. После этого Моисей вывел еврейский народ за пределы Египта.

Название Песах пошло от слова «песах», которое в переводе с иврита означает «обойти, пройти мимо». Таким образом, праздник назван в честь того, что беда обошла дома евреев, и они получили свободу.

Традиции празднования

Одной из основных особенностей Песаха является запрет на употребление и владение квасным (хамецом) – продуктами, которые прошли процесс брожения, например, пиво, дрожжевой хлеб, макароны, сдоба и т.д. Есть разрешается только традиционный пресный хлеб, который называется маца. Запрет связан с тем, что побег евреев из Египта происходил в большой спешке, из-за чего они были вынуждены печь в дорогу хлеб из теста, которое еще не взошло, и не успели запастись квасным.

Подготовка к празднику начинается еще за неделю до установленного срока. В доме проводится генеральная уборка, по результатам которой в жилище не должно остаться ни кусочка хамеца. Все собранное квасное сжигают или продают нееврею, если уничтожить запрещенные продукты не удалось, и они остались храниться в доме, то их нельзя есть и после праздника. Как правило, семьи стараются до Песаха съесть все запасы квасного.

Первый и последний день Песаха в Израиле являются выходными, а остальные – праздничными буднями.

Праздничная трапеза

Главным моментом праздника является вечерняя трапеза, которая носит название седер (в переводе с иврита «порядок»). Она устраивается в первый вечер Песаха, а в странах диаспоры – в два первых вечера. Празднование начинается после прихода семьи из синагоги и когда последний луч солнца скроется за горизонтом.

Во время седера читают молитвы, произносят традиционные благословления, поют псалмы. Также в этот вечер принято приглашать за стол нуждающихся и тех евреев, которые не имеют возможности провести праздник со своей семьей.


Стол сервируется лучшей посудой, которую предварительно обдают кипятком, чтобы уничтожить любые следы квасного. Особенно религиозные семьи имеют посуду, которая используется исключительно на Песах, и передается из поколения в поколение.

На стол также ставят вино, свечи, три куска мацы и кубок, предназначенный для пророка Илии (Элияха). Обязательным атрибутом праздничного стола являются миски, наполненные соленой водой, символизирующей слезы, которые пролили еврейские женщины, когда по приказу фараона были убиты все их первенцы.

Во время седера в определенном порядке зачитывается предание об Исходе, а затем все присутствующие едят символические блюда. Яства раскладываются на специальном блюде под названием кеар, которое используется исключительно для седера.

На него определенным образом кладут три блюда, имеющих символическое значение: карпас – любой весенний овощ, зроа – кусок жареной баранины с косточкой, бейца – сваренное вкрутую яйцо.

Перед человеком, ведущим седер, кладутся целые мацы, которые покрываются салфеткой. Напротив каждого участника трапезы кладут книгу со сказанием об Исходе из Египта (Агаду), а также все, что необходимо для совершения молитвы и благословения.

Седер предполагает прохождение пяти этапов – мицвот:

  • съесть мацу;
  • выпить 4 чаши вина;
  • съесть марор;
  • прочитать Агаду;
  • прочитать псалмы.

Для празднично трапезы часто готовят куриный суп с клецками из мацы, запеченное мясо и фаршированную рыбу.

Во время седера принято выпивать четыре чаши вина, дети и больные люди могут пить виноградный сок. Каждый бокал символизирует одно из четырех обещаний, которые еврейскому народу дал Бог. Кроме того, существует традиция наполнять специальный кубок для пророка Элияха, который должен провозгласить приход Машиаха – мессии, который принесет на землю благоденствие и вернет всех евреев в Израиль.

Выходные на Песах

Главными на Песах считаются первый и последний день. В первый день запрещается выполнять какие-либо работы. Пять последующих дней являются также праздничными, но в них разрешается осуществлять несложные работы. Седьмой день символизирует переход евреями Красного моря.

В этот день в синагогах проводится особая церемония «разделения морских вод», кроме того, существует традиция читать определенный отрывок из Торы возле реки или другого водоема. В странах диаспоры отмечается восьмой день Песаха.

Еврейский праздник Песах - хорошо известный «праздник свободы», отмечаемый в честь Исхода евреев из . Песах - это и национальный праздник еврейского народа. Тора дана народу, когда он уже осознал себя, а это произошло после того, как потомки наших праотцев прошли через рабство в Египте.

Песах есть рождение еврейского народа ; его уроки борьбы и самобытности продолжают формировать основу еврейского сознания спустя 3300 лет после свершившихся событий.

Песах в 2018 году

Праздник Песах длится 8 дней в диаспоре (в Израиле 7 дней); его начало приходится на канун 15 нисана (вечер 14 нисана ); завершение - 22 нисана (с 30 марта по 7 апреля в 2018 году).

Название праздника “Песах” берёт своё начало от события последней казни, - поражение египетских первенцев - и напоминает про обещание Всевышнего: “…пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной” (Шмот , 12:23). Всевышний «прошёл мимо» (песах) еврейских домов, миновал их и не тронул.

Ночь Седер Песах

Этот вечер (после наступления темноты) на исходе 14-го числа месяца нисана, по еврейскому календарю, отмечается празднованием ритуальной семейной трапезы. За пределами Эрец-Исраэль принято проводить два седера - в этот вечер и следующий. В Израиле - Седер Песах проводится только в одну первую ночь. Сама идея седера основана на библейских стихах из книги Шмот , (главы 1-15):

Рассказ об Исходе из Египта (магид ) в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы . Цель Седера - дать ощутить каждому еврею опыт выхода «из рабства в свободу». Каждая семья в этот вечер и ночь чувствует себя так, как будто бы она выходит из Египта в режиме реального времени. Как написано в , мы рассказываем и подробно излагаем 10 казней. Мы едим особенную пасхальную еду (символы рабства и свободы); кроме того, праздничная трапеза включает , которых люди ждут с нетерпением в течение года (подумайте о шариках из мацы !) Мы произносим хвалу и надеждой на встречу в «следующем году в Иерусалиме!»


Седер
- особое таинство семейных уз как взрослых, так и детей, сосредоточенных на главной ночи праздника Песах . Дети с наслаждением поют , например, , задают вопросы от имени , читают повествование об Исходе из Египта; пытаются «украсть» афикоман и открывают дверь .

Маца - главный символ Седера

Главной особенностью и законом праздника Песах является заповедь есть пресный ) и строжайший запрет не только употреблять, но даже иметь в своем доме . есть главный символ Седера: наиболее распространённой причиной употребления мацы является то, что на утро Исхода евреи так спешили выйти из Египта, что хлеб не успел забродить и подняться. Маца - это тонкая пресная лепешка, испеченная из муки одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса или полбы. При ее изготовлении тщательно следят, чтобы ни зерна, ни мука не соприкасались прежде времени с водой. Весь процесс выпечки мацы с момента смешивания муки с водой не должен превышать восемнадцати минут . (В настоящее время распространена маца, изготовленная машинным способом, хотя многие по-прежнему предпочитают мацу, сделанную вручную. Современная техника не только дает возможность изготовить мацу требуемого стандарта, но и увеличивает скорость процесса, что уменьшает опасность брожения).

Маца может быть круглой и прямоугольной, форма мацот не имеет особого значения. Особая мицва Седера - вкушение мацот . Каждый должен съесть две трети квадратного кусочка мацы (или половину круглой мацы ) , облокотившись на левую руку в течение 4 минут . В конце праздничной трапезы подаётся особый «десерт» - кусочек мацы, афикоман .

Четыре бокала

Вино - символ веселья и радости. В Седер мы пьём четыре бокала вина. Они символизируют четыре обещания свободы, данные Всевышним народу Израиля: “И выведу вас из-под ига египтян…”; “И избавлю вас…”; “И спасу вас…”; “И приму вас…” (Шмот , 6:6,7). Следующий стих начинается словами: “И введу вас в эту землю…”. Это пятое обещание, которое символизирует пятый бокал, называемый “бокалом Элияѓу” (кос Элияѓу). Его не выпивают, а оставляют на праздничном столе. По традиции, Элияѓу считается провозвестником Машиаха, с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль. У каждого участника Седера должен быть свой бокал, объёмом не менее 98 мл. Попытайтесь выпить вино в бокале полностью (или большую её часть ) в течение 4 минут; каждый из четырёх бокалов в знак выражения свободы пьют, наклоняясь слегка влево и назад, полулежа, опираясь на левую руку .

Карпас

Перед началом Седера мы едим карпас - овощи (например, сельдерей, петрушку, картофель), макая их в солёную воду в знак воспоминания о слезах и каторжном труде евреев. Глава Седера , а затем и все присутствующие, обмакнув в соленую воду кусочек карпаса , съедают его, предварительно благословив: Благословен Ты, Г-сподь, Б-же наш, Царь вселенной, сотворивший плоды земли. Это благословение выводит также и марор , который будет съеден позже.


Горькие травы, марор

Горькие травы. Хотя у многих есть обычай есть ; допускается в пищу и римский салат. («Красный хрен» в банках, купленный в магазинах, есть нельзя, ибо это смесь большего количества свёклы и меньшего количества хрена). Марор также макают в харосет , густое пюре из фиников, вина, орехов и яблок. Участники Седера, не облокачиваясь на левую руку, съедают по кусочку марора (минимальным объемом - кезайт ), обмакнув его в харосет и произнеся прежде благословение:

Благословен Ты, Г-споди, Б-же наш, Царь вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам вкушать горькую зелень.

Контрольный перечень необходимого для проведения Седера

Седер означает «порядок», поэтому нужно запомнить много важных подробностей. Не забывайте: ваш Седер должен включать:

Блюдо Седер Песах , (кеара ) на которое выкладывается:

  1. сельдерей, петрушка или картошка (карпас );
  2. салат-латук (марор );
  3. хрен (хазерет );
  4. харосет ;
  5. жареное куриное крылышко (зроа );
  6. яйцо вкрутую (бейца );
    • маца , покрытая сверху салфеткой (три квадратных или круглых мацот (плюс дополнительная маца );
    • вино и виноградный сок;
    • Агадот шель Песах ( пасхальная Агада для каждого участника Седера);
    • бокал для Элияѓу;
    • солёная вода;
    • бокалы для кидуша;
    • подушки для возлежания хозяина дома;
    • призы за находку афикомана

Помещения без квасного (хамца)


Во время пасхальной недели евреям запрещено есть или держать у себя хамец (квасное). По этой причине мы уничтожаем (или продаём) весь хлеб, печенье, макароны, пиво и т. д., приобретая другие продукты со знаком за неделю и раньше до начала праздника Песах .

Поиск и сожжение квасного (бдикат хамец )

Накануне праздника Песах, вечером, мы организовываем на предмет нахождения запретного квасного ( ). Бдикат хамец совершается при помощи свечи и оставляет незабываемые впечатления у всей семьи. Любой оставшийся хамец сжигают на следующее утро (срифат хамец ) или продают не еврею на передержку, пока не закончится Песах . Продажа должна быть серьёзной и юридически обоснованной; она осуществляется при помощи квалифицированного раввина. Любая проданная еда должна быть закрыта в шкафу и накрыта плёнкой.

Связанный с одним из важнейших событий, которое считается началом истории еврейского народа — Исходом из Египта и освобождением от рабства. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли обетованной и построением собственного независимого государства.

В библейские времена празднование Песаха сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца. Полагают, что в Песахе слились воедино два древних празднества — скотоводов и земледельцев; в библейский период он стал ассоциироваться с освобождением из египетского рабства.

Традиция связывает название "песах" с тем, что Бог "прошел" (на иврите — "пасах") мимо домов евреев в то время, когда наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется "временем нашей свободы"; Тора именует его "праздником опресноков", так как главная особенность Песаха — заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец).

Праздник начинается накануне 15 дня нисана (приходится на март — апрель) по еврейскому лунному календарю и длится семь дней в Израиле и восемь дней в странах диаспоры. Дата праздника по григорианскому календарю

Последнее обновление: 18.04.2016 г.

Древнейший праздник иудеев Песах связан с важным событием истории еврейского народа — Исходом из Египта, избавлением от рабства.

Песах ежегодно начинается 14 числа месяца нисана по еврейскому лунному календарю. В самом Израиле этот праздник семидневный, за его пределами — восьмидневный. В григорианском летосчислении дата каждый год разная и высчитывается отдельно. В 2016 году Песах начинается с заходом солнца 22 апреля и заканчивается 30 апреля. Дни празднования посвящены событиям Исхода.

Память об Исходе — чудесном освобождении евреев от египетского рабства в середине XIII века до н. э. (Библия, Книга Исхода, гл. 12-15) — основа иудаизма. Библейские тексты повествуют, как Моисей по велению Бога выводил народ Израиля из Египта. Ночью 14 числа месяца нисана погибли все первенцы Египта, кроме еврейских. Дома евреев, помеченные кровью жертвенных ягнят, кара небесная обошла стороной. Этой ночью народ Израиля под предводительством Моисея покинул египетские земли.

Именно в память о том, что ангел смерти миновал израильские семьи, и был назван праздник: «Песах» на иврите означает «миновать, обойти или пройти мимо».

Песах также называют праздником паломничества в Иерусалим наряду с двумя другими паломническими праздниками — и . Для израильтян это время массовых экскурсий и поездок по всей стране и, в особенности, в Иерусалим.

Традиции праздника Песах

До наступления праздничной недели евреи собирают по всему дому всё квасное (хамец) и сжигают в утро перед Песахом. Квасным считается любое мучное блюдо, при готовке которого в тесте прошёл процесс брожения (во все дни празднования Песаха запрещено есть квасное и предписано избегать продуктов, которые могут забродить).

Кроме того, существует традиция собирать перед началом праздника «меот хиттим», что когда-то означало деньги на муку для мацы, а позднее — деньги на праздничный стол для бедняков (маца — это особые пресные лепёшки из неквашеного теста; их пекут в память о том, как евреи, покидавшие Египет в спешке, взяли с собой хлеб, наскоро сделанный из теста, которое не успели заквасить).

Утром накануне Песаха мужчины-первенцы символически постятся в память о спасении первенцев Израиля при десятой казни египетской.

В первый и седьмой дни празднования иудеи не работают, в остальные дни работа разрешается, но с некоторыми ограничениями.

Первая ночь и первые два дня праздника (в Израиле — только первый день) называются Йом-Тов, «добрый, праздничный день». В первый день Песаха в синагогах проводят торжественное богослужение: читается молитва о росе, а также псалмы благодарения Богу под названием Халлел.

Вечером 14 нисана еврейские семьи собираются за трапезой дома, где читают Седер корбан Песах (порядок пасхального жертвоприношения), после чего собственно начинается Песах. Трапеза называется седер, её совершают в первую и вторую ночь праздника в строго определённом порядке. Во время седера принято читать Хаггаду, молитву, в которой рассказывается об Исходе израильтян из Египта.

Праздничный стол, приготовленный для пасхального седера. Фото: Commons.wikimedia.org / RadRafe

Седер очень важен в праздновании Песаха. За время трапезы каждый должен выпить четыре бокала вина в честь четырёх чаш, упоминаемых в Торе, а на столе должно быть три (иногда две) мацы, положенные одна на другую.

Кроме того, на столе должно быть куриное яйцо и куриное крылышко как символ жертвенного агнца, сосуд с солёной водой — напоминание о слезах израильтян во времена египетского рабства, марор (сельдерей, хрен или другая горькая трава) и харосет (сладкая смесь из фруктов, орехов, вина и муки) в память о глине, из которой евреи делали кирпичи во времена египетского рабства. К концу трапезы открывают входную дверь, обозначая начало исхода — «ночь бдения» для всех сынов Израиля. Принято также на седер приглашать всех нуждающихся.

В последний день Песаха, связываемый с переходом евреев через Красное море, читают в синагогах Хазкарат Нешамот — молитву поминания погибших. Кроме того, существует традиция в этот день пойти к водоёму и петь отрывок из Торы, посвящённый событиям Исхода, под названием «Песнь на море». Седьмой день Песаха, как уже упоминалось, — нерабочий.

Что общего у еврейского Песаха и христианской Пасхи?

Название — прямое перенесение названия иудейского праздника. «Песах» по-русски — «Пасха». События Страстной седмицы произошли во время празднования еврейской Пасхи.

При всей разнице между библейским и Евангельским событиями богословы видят в них немало параллелей: и здесь, и там речь идёт о смерти и спасении, о свободе и рабстве, о жертвенной крови и о хлебе. Евангелие от Иоанна (1:29) и 1-е Послание к Коринфянам (5:7) говорят: Христос в своей искупительной жертве уподобился невинному агнцу (ягнёнку), которого в его времена евреи по обычаю закалывали перед началом Песаха. И как кровь невинного агнца спасла от гибели египетских сыновей-первенцев, так спасает Христова кровь человеков, созданных, чтобы стать сынами Божьими.

Люди часто упоминают образы из истории Песаха, чтобы сделать речь понятней. Апостол Павел писал: «Избавьтесь от старых дрожжей, чтобы стать новой опарой теста, ибо вот что представляете вы собой как верующие: хлеб без закваски. Ибо Христос, наш Агнец пасхальный, был отдан на заклание» (1-е Коринфянам 5:7).

Почему не должны совпадать Песах и Пасха?

Церковь определяет, что день Христова Воскресения не должен совпадать с днём еврейской Пасхи, то есть с 14 нисана по еврейскому календарю: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, святый день Пасхи […] с иудеями праздновати будет — да будет извержен от священнаго чина» (Апостольские правила. Правило 7).

Дело в том, что, в соответствии с Евангелием, само Воскресение Христово произошло после иудейской Пасхи. Именно поэтому, то есть для соблюдения хронологии евангельских событий, празднование Пасхи было установлено Первым Вселенским Собором так, а не иначе. О возможности совпадения празднования еврейской и христианской Пасхи до сих пор ведутся споры. Но, как уточняют священнослужители, было бы крайне странно явно противоречить Евангелию, определяя дату важнейшего христианского праздника.