Ранние романтические произведения гоголя. Эволюция творчества Н.В.Гоголя как движение от романтизма к реализму

Класс: 10

Презентация к уроку






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока:

  • обобщить и расширить знания о нескольких страницах жизни и творчества писателя;
  • углубить знания о романтизме и романтических произведениях Н.В. Гоголя;
  • формировать устойчивый интерес к русской литературе, умение делать самостоятельные выводы.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

  1. Слово учителя.
  2. Очерк жизни и творчества Н.В. Гоголя (сообщение ученика).
  3. Повторение знаний о романтизме и его основных чертах.
  4. Беседа по произведениям из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”.
  5. Вывод по беседе.
  6. Компьютерное тестирование.
  7. Вывод по теме урока.
  8. Рефлексия.
  9. Домашнее задание.
  10. Выставление оценок за урок.

Методы и виды учебной деятельности, приемы:

  • метод творческого чтения (приемы: беседа, выразительное чтение; виды деятельности: слушание, рассматривание иллюстраций);
  • эвристический метод (приемы: построение системы вопросов для самостоятельного добывания знаний, постановка проблемного вопроса; виды деятельности: подбор материала из художественного произведения, пересказ с элементами анализа текста, анализ эпизода;
  • репродуктивный метод (виды деятельности: запись основных понятий, тестирование).

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: презентация “Н.В. Гоголь. “Вечера на хуторе близ Диканьки”; сборник Н.В.Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”; компьютерное тестирование.

Ход урока

1. Слово учителя (ознакомление с темой урока, постановка целей).

– Сегодня мы говорим, пожалуй, об одном из самых известных и загадочных писателей России, 200-летие которого мы отмечали в 2009 году – о Николае Васильевиче Гоголе.

Цель урока:
– обобщить и расширить знания о нескольких страницах жизни и творчества писателя;
– углубить знания о романтизме и романтических произведениях Н.В. Гоголя;
– формировать устойчивый интерес к русской литературе, умение делать самостоятельные выводы. (Слайды 1, 2, 3 . Ученики записывают тему урока в тетрадях.)
– У каждого человека есть свои любимые книги, писатели. Для меня одним из таких писателей является Николай Васильевич Гоголь: пожалуй, самый необычный и загадочный писатель, человек с трагической судьбой, до конца своих дней горячо влюбленный в Россию, веривший в своё великое предназначение, мечтавший все свое творчество посвятить служению народу и отечеству. Гоголь – один из самых противоречивых писателей русской литературы. Будучи когда-то веселым и жизнелюбивым, он к сорока годам превратился в черного меланхолика, а ведь А.С. Пушкин, прочитав в 1831 году его повести из “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, оценил: писатели с таким чувством юмора редко появляются на свет.
– В чем же необычность и драматизм Н.В.Гоголя? На этот вопрос мы попытаемся ответить, обратившись к некоторым страницам его жизни. К концу урока попытайтесь ответить на вопрос: почему жизнерадостный, жизнелюбивый писатель превратился в угрюмого, черного меланхолика?
– Вспомним некоторые страницы жизни Н.В. Гоголя, отразив жизнелюбие и противоречивость писателя.

2. Реализация индивидуального домашнего задания: сообщение ученика о жизни и творчестве Н.В. Гоголя. (Слайды 4–15).

Учитель: Как видим, жизнь Н.В. Гоголя с конца 30-х годов была трагична. Но сегодня мы говорим о самых ранних произведениях писателя, когда Гоголь молод, полон сил и творческих замыслов. Это веселые и страшные истории, рассказанные пасечником Рудым Панько. В его уста писатель вкладывает мысль о том, что истинная поэзия создается народом. В мире “Вечеров…” добро торжествует над злом, любовь – над ненавистью, красивое – над безобразным.

3. Повторение знаний о романтизме и его основных чертах.
– Ранний Гоголь – романтик. Вспомним, что такое романтизм, каковы основные черты романтизма. (Определение дано в презентации, Слайд 19 ):

Учитель: Что же привлекает романтиков?

(Ответы учеников.) (Слайд 20).

Учитель: С произведениями романтизма мы уже встречались. Вспомните и назовите произведения романтизма.

Ответы учеников: Ранняя лирика М.Ю. Лермонтова, его поэмы “Мцыри”, “Демон”, баллады В.А. Жуковского “Светлана”, “Людмила” и т.д.

4. Беседа по произведениям из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

Учитель: Гоголь – романтик хорошо знает, что светлый мир, нарисованный им, – это сказка, красивая мечта народа, воплощенная далеко не так прекрасно, как она изображена в книге. В действительности талантливый народ угнетен, лишен свободы. Писатель видит своих врагов посрамленными только в мечте, но не в действительности. Вот почему в приподнятый тон “Вечеров…” врываются грустные ноты.

В каждой повести Гоголь дает почувствовать, что над народом стоит темная и страшная сила власти. Примером этому являются слова:

“ …заседатель с дьявольски сплетенною плетью, от которого ни одна ведьма на свете не ускользнет, он знает наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков и сколько лежит полотна…” (Слайд 21).

– А в “Майской ночи, или Утопленнице” каждый из чиновников может простого человека “заковать в кандалы и наказать примерно. Пусть знают, что значит власть. От кого же и голова поставлен, как не от царя?” (Слайд 21).

– Таковы реальные условия жизни народа. Но в “Вечерах…” Гоголь говорит об этом глухо, намеками. Пока он творит поэтическую сказку, уводя читателей в мир прекрасной мечты, показывая, что такой должна быть жизнь человека. В этом проявляется ещё одна черта романтизма: двоемирие (Слайд 22) :

Двоемирие – разрыв между мирами: один мир, лучший, неземной, истинное духовное царство – в душе героя, другой – эмпирическая действительность – вокруг него (учащиеся записывают определение в тетрадях).

– В сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” включено несколько повестей.

(Слайды 23, 24). Ученики записывают названия повестей.

Учитель: Со сборником “Вечера на хуторе близ Диканьки” вы познакомились ещё в среднем звене. Посмотрите иллюстрации к повестям из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”, узнайте героев Н.В. Гоголя. (Слайды 16, 17, 25–28). (Ответы учеников.)

Наша задача – вспомнить сюжеты повестей и особенности некоторых из них и рассмотреть эти повести как романтические произведения, на их примере рассмотреть и романтизм Гоголя.

– По группам вы получили задание прочесть повести и подготовить ответы на вопросы.

Вопросы 1-й группы:

– Расскажите о замысле и истории создания “Вечеров на хуторе близ Диканьки”.
– От чьего имени ведется рассказ в повестях, включенных в сборник “Вечеров…”. Почему такой прием использовал Н.В. Гоголь? (Охарактеризовать Рудого Панька.)
– Как фантастика переплетается с реальностью в повести “Сорочинская ярмарка”?
– Какая народная легенда находит отражение в повести “Вечер накануне Ивана Купала”?

Вопросы 2-й группы:

– Как проявилось мастерство писателя при описании украинской ночи?
– С помощью каких языковых средств Гоголю удалось опоэтизировать майскую ночь?
– Легенда, рассказанная Левко своей возлюбленной Ганне, чудесным образом переплетается с реальной жизнью героев и имеет свое продолжение. Как Левко удалось получить разрешение на свадьбу с Ганной?
(Демонстрация фрагмента из фильма “Майская ночь, или Утопленница”.)
– Какая картина русского художника перекликается с эпизодом, просмотренным вами из фильма “Майская ночь, или Утопленница”? Расскажите об истории создания картины. (Картина И.Н. Крамского “Русалки”. Слайд 18 , Приложение 2 ).

Вопросы 3-й группы:

– Одним из самых замечательных произведений является повесть “Ночь перед Рождеством”, запечатлевшая удивительное, особое состояние человеческого духа в эти праздничные дни, передающая национальный колорит.
Как фантастическое в повести переплетается с реальным?
– Парубки и дивчины в ночь перед Рождеством колядовали. Известно ли вам происхождение слов “коляда”, “колядовать”?
– Посмотрите, как люди в старину праздновали Рождество, колядовали.
(Демонстрация фрагмента из фильма “Ночь перед Рождеством.)
– В сборнике “Вечера на хуторе близ Диканьки” есть не только веселые, брызжущие юмором истории, но более и серьезные по своему содержанию произведения, в которых затрагиваются острые социальные и политические вопросы. Одно из таких произведений – повесть “Страшная месть”.
Какие реальные исторические события нашли отражение в повести “Страшная месть”?
– В своей повести Гоголь дает прекрасные картины Днепра. С какой целью писатель включил описание Днепра в повесть “Страшная месть”?

Вопросы 4-й группы:

– Каково идейно-тематическое содержание повести “Иван Федорович Шпонька и его тетушка”?
– В чем состоит комизм повести “Заколдованное место”?
– Мы рассмотрели сюжеты и некоторые особенности повестей из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Как вы думаете, на чем основывается романтизм Гоголя?
– Чем объясняется интерес Гоголя к народным обычаям и легендам?

5. Вывод по беседе.

– Вернемся к началу нашего урока и вспомним основные черты романтизма.
(Слайд 29).
– Докажите, что повести из “Вечеров на хуторе близ Диканьки” – романтические произведения.
– В качестве закрепления и проверки своих знаний вам предлагается компьютерное тестирование.

6. Компьютерное тестирование (8 минут) (Приложение 1).

(Тестирование выполняется по 4 вариантам.)

7. Вывод по теме урока.

Учитель: Сегодня мы вспомнили несколько страниц из жизни Н.В. Гоголя, говорили об особенностях его романтических произведений. В начале урока я озадачила вас вопросом: почему жизнерадостный писатель, создавший прекрасные картины украинской жизни, изобразивший смелых, благородных, красивых жителей Диканьки, превратился в угрюмого, черного меланхолика?

Ответ ученика: Гоголь в “ Вечерах…” нарисовал прекрасную сказку о том, какой должна быть жизнь и какими должны быть люди, он верил в свое высокое предназначение, в свою великую миссию: с помощью своего творчества исправить общество, сделать жизнь лучше, но реальность груба, уродлива. Гоголь понял, что ему не удастся исправить этот мир, он стал замкнутым, изводил себя религиозными постами, впал в уныние и, действительно, превратился в черного меланхолика.

8. Рефлексия:

– Что нового вы сегодня узнали? (Слайд 30).
– Каким вы видите Н.В. Гоголя после нашего сегодняшнего разговора?

Учитель: Каким бы противоречивым ни было творчество Н.В. Гоголя, для нас он останется великим писателем, своим талантом прославившим Россию, в которую до конца своих дней был горячо и пламенно влюблен. Для меня он один из самых значимых, любимых писателей. Я хочу, чтобы и вы так же любили и понимали его творчество.

9. Домашнее задание. На следующем уроке мы продолжим работу по творчеству Н.В. Гоголя. Вы должны прочитать к следующему уроку повести из сборника “Миргород”.

10. Выставление оценок за урок.

Н. В.Гоголь - выдающийся писатель критического реализма, продолжающий традиции Пушкина и одновременно углубляющий критическое отношение к современной действительности» Писаревподчеркивал роль Белинского и Гоголя в процессе демократизации общественной мысли.

В силу особенностей своего миросозерцания (защита и утверждение идеала прогрессивной дворянской государственности) Гоголь мало. интересовался внутрисосяовными конфликтами, его глубоко волновал всеобщий упадок дворянства и чиновничества. И он развенчивал и обличал нравственную пустоту, никчемность «небокоптителей» в сфере их служебной жизнедеятельности»

В первый, романтический период творчества Гоголь создает цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», в центре которых находится изображение украинской народной Жизни и украинских народных характеров во всей широте их национальных привычек, склонностей и увлечений. В обрисовке своих героев, вольных и свободолюбивых парубков и девушек, Гоголь активно использует народные поверья, поэтическую фантастику, фольклор»

В творчестве этого же периода осознанное выражение получает принцип народности, которая, по Гоголю, заключается не в описании внешних атрибутов национального характера, а в глубоком постижении «духа народа», его истории.

Очень сложным является вопрос о соотношении романтизма и реализма в творчестве Гоголя» При очевидном преобладании романтических тенденций в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» образует исключение своим последовательным реализмом, в новеллах «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка» бытовые зарисовки и народно-разговорный язык тяготеют к реалистической манере письма, а «Страшная месть» написана в единой романтическом ключе.

Показателен с этой точки зрения сборник «Миргород» в него входят как романтическая народная эпопея «Тарас Бульба» и романтическая новелла «Вий», так и реалистические повести из дворянской жизни «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

В «Тарасе Бульбе» дано героико-романтическое изобрашение национально-освободительной борьбы украинского народа. Личность необькновенная, Тарас Бульба в то же время органическая часть коллектива запорожских казаков, действующих как мощная, цельная и активная сила. Идея пламенного патриотизма, несгибаемого мужества, неодолимости «русского товарищества» пронизывает все повествование». Сюжетная линия, рисующая любовь Андрия к прекрасной полячке, искусно вплетается в изображение военных событий; оставаясь на втором плане, она помогает понять трагизм не только судьбы Андрия, но и общего процесса борьбы запорожцев за независимость»

Образ Запорожской; Сечи предстает в идеальном (а отчасти и утопическом) освещении* Это союз людей, построенный на основе всеобщего равенства и независимости, - людей, свободных от феодального притеснения. В «Тарасе Вульбе» можно усмотреть своеобразный «руссоизм» - «неволе душных городов», населенных представителями панской Польши, противостоит вольная, полная движения, радостная жизнь украинских казанов» Тарас Бульба - дворянин, но он полностью на стороне сражающегося народа, преисполненного мощных, богатырских сил и высоких нравственных идеалов свободы и братства.

В колоритном описании Запорожской Сечи, быта и нравов украинского казачества начала XVI столетия, в раскрытии нравственной силы людей далекого прошлого, в пейзаже, в сложном переплетении героического и комического, эпического и лирического нашли свое воплощение лучшие традиций украинского героического эпосае

Кричащие социальные противоречия столицы России определили своеобразие содержания так называемых «Петербургских повестей», свидетельствовавших об углублении критического реализма Гоголи» Но романтические тенденции сохраняют свою силу в изображении контраста мечты и действительности в «Невском проспекте», в романтической критике искусства, служащего меркантильному обществу («Портрет»).

В центре «Петербургских повестей» - обличение ничтожества и скудоумия обывателей и бюрократов (майор Ковалев в «Носе», Пирогов в «Невском проспекте», отец Софи в «Записках сумасшедшего», «значительное лицо» в «Шинели»), Свое сочувствие к жертвам социальной несправедливости Гоголь выразил в образах Поприщина («Записки сумасшедшего»), Пискарева («Невский проспект»), Акакия Акакиевича («Шинель»), Важно отметить роль гротеска и фантастики в «Носе», в «Записках сумасшедшего» и частично в «Шинели».

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Романтический период творчества Гоголь . И в закладках появилось готовое сочинение.

Урок 19. Тема: Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Романтические произведения.

Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя; повторение ранее изученных произведений писателя; закрепление навыков конспектирования.

Задачи урока.

  1. Продолжить знакомство с жизнью и творчеством великого русского писателя; показать своеобразие и неповторимость, значение творчества Н.В.Гоголя для русской литературы;
  2. Развивать умение выбирать главное, вести краткую запись лекции, конспектировать.
  3. Воспитывать нравственные качества, эстетический вкус учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование.

  1. Мультимедийная установка.
  2. Презентация “Н.В.Гоголь”.

Эпиграфы.

Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие известность, пошли по этому же пути, оставивши свой прежний.

В.Г.Белинский

Он сказал нам, кто мы таковы, чего недостает нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться и что любить. И вся его жизнь была страстною борьбою с невежеством и грубостью... вся была одушевлена одною горячею, неизменною целью - мыслью о служении благу родины.

Н. Г. Чернышевский

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Просмотр презентации сопровождается рассказом учителя и беседой с учащимися по ранее изученным произведениям Н.В.Гоголя. (презентацию готовят учащиеся)

Во время лекции учителя дети составляют краткий конспект лекции.


Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий. .В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал частные уроки.

В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась).

Окончив гимназию в 1828, Гоголь едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала очень негативные отзывы критиков, что усилило тяжелое настроение Гоголя, который в течение всей жизни очень болезненно переживал критику своих произведений.

В июле 1829 он сжигает нераспроданные экземпляры книги и внезапно уезжает за границу, в Германию, а к концу сентября почти столь же внезапно возвращается в Петербург. В конце 1829 ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева.Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.

В 1832 годы вышла книга Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», основанная на украинском народном творчестве – песнях, сказках, народных поверьях и обычаях, а также на личных впечатлениях самого автора. Эта книга принесла Гоголю большой успех. Появление «Вечеров на хуторе близ Диканьки», по словам Пушкина , было необыкновенным явлением в русской литературе. Гоголь открыл русскому читателю удивительный мир народной жизни, проникнутый романтикой народных преданий и традиций, веселым лиризмом и задорным юмором.

В конце 1832 года Гоголь приезжает в Москву уже известным писателем, где сближается с М.П. Погодиным, семейством С.Т. Аксакова, М.Н. Загоскиным, И.В. и П.В. Киреевскими, которые оказали большое влияние на воззрения молодого Гоголя. В 1834 году Гоголь был определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла "Тараса Бульбы".

В 1835 оставил университет и целиком отдался литературному творчеству. В том же году появился сборник повестей "Миргород", куда вошли "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий" и др., и сборник "Арабески" (на темы петербургской жизни).
Осенью 1835 г. он принимается за написание "Ревизора", сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая - премьера в Москве, в Малом театре.

Так же в 1935 году был закончено произведение “Нос” - верх гоголевской фантастики (опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в.

Вскоре после постановки "Ревизора", затравленный реакционной печатью и "светской чернью", Гоголь уехал за границу, поселившись сначала в Швейцарии, затем в Париже, продолжал работу над "Мертвыми душами", начатую в России. Известие о гибели Пушкина было для него страшным ударом. В марте 1837 поселился в Риме.

В сентябре 1839 Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ", которые вызывают восторженную реакцию. В 1940 г. Гоголь вновь покидает Россию и в конце лета 1840 в Вене, его внезапно постигает один из первых приступов тяжелой нервной болезни. В октябре он приезжает в Москву читает в доме Аксаковых последние 5 глав «Мертвых душ». Однако в Москве цензура не допустила роман к печати и в январе 1842 писатель переправляет рукопись в Петербургский цензурный комитет, в котором книга была разрешена, однако с изменением названия и без "Повести о капитане Копейкине". В мае "Похождения Чичикова, или Мертвые души" вышли в свет.И вновь произведение Гоголя вызвало шквал самых противоречивых откликов. На фоне общего восхищения раздаются резкие обвинения в карикатурности, фарсе, клевете. Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу, где писатель работает над 2-м томом "Мертвых душ".

Все лето 1842 года Николай Васильевич провел в Германии и лишь в октябре переехал в Рим. Много времени уходит у него на подготовку к публикации собрания сочинений, но он успевает работать над вторым томом «Мертвых душ». «Сочинения Никола Гоголя» начинают выходить в 1843 году, однако и здесь произошла некоторая задержка (на один месяц) из-за придирок цензуры. Начало 1845 года знаменуется для Гоголя новым душевным кризисом. Он начинает переезжать с курорта на курорт с целью обрести душевное равновесие. В конце июня или в начале июля 1845, в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии (в "Четырех письмах к разным лицам по поводу «Мертвых душ" - "Выбранные места") Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу. И начинает работу заново.

В последующие годы писатель часто переезжал с одного места в другое, надеясь, что перемена обстановки поможет ему восстановить здоровье. К середине 40-х годов духовный кризис углубился. Под влиянием А.П. Толстого Гоголь проникся религиозными идеями, отказался от своих прежних убеждений и произведений.

В 1847 году был издан цикл статей писателя в форме писем под названием «Выбранные места из переписки с друзьями». Главная мысль этой книги – необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Книга вышла в свет в сильно измененном цензурой виде и была признана слабым в художественном отношении произведением. Одновременно Гоголь работал и над трудами теологического характера, самый значительный из которых «Размышления о Божественной литургии» (опубликован посмертно в 1857).

Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь и в начале 1848 года отплыл в Палестину, откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию.

Весна 1850 года – Гоголь делает предложение руки и сердца А. М. Виельгорской, однако получает отказ. 1852 год – Николай Васильевич регулярно встречается и беседует с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком.

В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11-12 февраля 1852 года, Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель с рукописями. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям «Мертвых душ»). 20 февраля врачебный консилиум решается на принудительное лечение Гоголя, однако принятые меры не дают результата. Утром 21 февраля Н.В. Гоголь скончался. Последними словами писателя были: "Лестницу, поскорее, давай лестницу!".

  1. Вспомните, какие произведения Н.В. Гоголя вы читали раньше

«Вечера на хуторе близ Диканьки», рассказанные пасечником Рудым Панько

«Миргород» («Тарас Бульба», «Старосветские помещики», «Повесть о том как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)

Можно ли назвать эти произведения романтическими? Обоснуйте ответ.

4. Подведение итогов урока.

1. Что нового узнали сегодня на уроке из жизни Н.В.Гоголя?

2. Каким вы представили себе писателя после прослушанного рассказа?

3. Какие черты личности Н.В.Гоголя вас поразили, удивили?

5. Объяснение домашнего задания.

рассказать о цикле «Петербугские повести»; образ маленького человека; прочитать «Невский проспект». .



Цели урока: -о-обобщить и расширить знания о страницах жизни и творчества писателя; -у-углубить знания о романтизме и романтических произведениях Н.В. Гоголя; -р-рассмотреть сюжеты и художественно- языковые особенности повестей из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».


Родился 1 апреля 1809 года в селе Большие Сорочинцы (на границе Полтавского и Миргородского уездов). Происходил из старинного малороссийского рода - родился в семье небогатых помещиков В. А. и М. И. Гоголь-Яновских. Васильевка - поместье Гоголей-Яновских












Н.В. Гоголь в Петербурге 1828 г. – переехал в Петербург г. – издает романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов г. – публикует в журнале «Отечественные записки» повесть «Вечер накануне Ивана Купала» г. – знакомство с А.С. Пушкиным гг. – публикация сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».






Н.В. Гоголь за границей 1836 г. – уезжает за границу, жил в Германии, Швейцарии, Франции г. – уезжает в Рим, работает над поэмой «Мертвые души», заканчивает повесть «Шинель», узнает о гибели А.С. Пушкина г. – приезд в Россию, встреча с Аксаковым, возвращение в Рим. А.С. Данилевский, друг Гоголя, с которым он уехал за границу


1841 г. – приезд в Россию с целью публикации произведений г. – публикация поэмы «Мёртвые души» и повести «Шинель» в России. Отъезд за границу.


Последние годы жизни гг. – «Выбранные места из переписки с друзьями» г. – паломничество в Иерусалим, к Святым местам. Возвращение в Россию, работа над вторым томом «Мёртвых душ» г. – поселился в Москве, в доме графа А.П. Толстого. январь 1852 г. – смерть жены Хомякова, сестры его друга Языкова, после чего им овладевает страх смерти. 21 февраля 1852 года умер. Последними словами были: «Лестницу! Поскорее давай лестницу!»








Романтизм – художественный метод, предлагающий своё понимание мира и действительности (двоемирие). Основные черты романтизма: - разрыв между мирами (один мир, лучший, неземной, - в душе героя, другой – в реальности); - борьба добра и зла, свободы и несвободы; - герой – исключительная личность; - использование фольклора (в произведениях Н.В. Гоголя).




«… заседатель с дьявольски сплетенною плетью, от которого ни одна ведьма на свете не ускользнёт, он знает наперечёт, сколько у каждой бабы свинья мечет поросёнков и сколько в сундуке лежит полотна…» «заковать в кандалы и наказать примерно. Пусть знают, что значит власть. От кого же и голова поставлен, как не от царя?»


Каждый большой художник - это целый мир. Войти в этот мир, ощутить его многогранность и неповторимую красоту - значит приблизить себя на какую-то более высокую ступень духовного, эстетического развития. Творчество каждого крупного писателя - драгоценный кладезь художественного и душевного, можно сказать, «человеческого» опыта, имеющего громадное значение для поступательного развития общества.

Искусство Гоголя возникло на основании, которое было воздвигнуто до него Пушкиным.

По следу, проложенному Пушкиным, шел Гоголь, но шел своим путем. Пушкин раскрыл глубокие противоречия современного общества. Но при всем том мир, художественно созданный поэтом, исполнен красоты и гармонии, стихия отрицания уравновешена стихией утверждения. Обличие общественных пороков сочетается с прославлением могущества и благородства человеческого разума. Художественный мир Гоголя не столь универсален и всеобъемлющ. Иным было и его восприятие современной жизни.

Пушкин охватил все стороны русской жизни, но уже в его время возникла необходимость в более детальном исследовании отдельных ее сфер. Реализм Гоголя, как и Пушкина, был проникнут духом бесстрашного анализа сущности социальных явлений современности. Но своеобразие гоголевского реализма состояло в том, что он совмещал в себе широту осмысления действительности в целом с микроскопически подробным исследованием ее самых потаенных закоулков. Гоголь изображает своих героев во всей конкретности их общественного бытия, во всех мельчайших деталях их бытового уклада, их повседневного существования.

«Зачем же изображать бедность, да бедность, да несовершенство нашей жизни, выкапывая людей из глуши, из отдаленных закоулков государства?» Эти начальные строки из второго тома «Мертвых душ», может быть, лучше всего раскрывают пафос гоголевского творчества. Значительная его часть была сосредоточена на изображении бедности и несовершенства жизни.

Никогда прежде противоречия русской действительности не были так обнажены, как в 30-40-х годах. Критическое изображение её уродств и безобразий становилось главной задачей литературы. И это гениально ощутил Гоголь. Объясняя в четвертом письме по поводу «Мертвых душ» причины сожжения в 1845 году второго тома поэмы, он заметил, что бессмысленно сейчас «вывести несколько прекрасных характеров, обнаруживающих высокое благородство нашей породы». И далее он пишет: «Нет, бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».

Обогащая реализм достижениями романтизма, просвещенного абсолютизма, создавая в своем творчестве сплав сатиры и лирики «анализа действительности и мечты о прекрасном человеке и будущем страны», он

поднял критический реализм на новую высшую ступень по сравнению со своими мировыми предшественниками.

Гоголь был убежден, что в условиях современной ему России идеал и красоту жизни можно выразить, прежде всего, через отрицание безобразной действительности. Именно таким было его творчество, в этом заключалось своеобразие его реализма. Художественные особенности в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» «Вечера…» задуманы в форме сказа, всего вероятнее, дьячка Фомы Григорьевича. От его имени ведется повествование «Вечеров на кануне Ивана Купалы», «Пропавшей грамоты», «Заколдованного места». Отступая от этого замысла, Гоголь дает слово «гороховому паничу» («Сорочинская ярмарка», «Майская ночь, или Утопленница») и другим рассказчикам. Образ пасечника Рудого Панько возник перед самой публикацией «Вечеров…» как их составителя и издателя. Все основные рассказчики, кроме «горохового панича», осмеянного Рудым Панько за вычурность, - представители народа, его воззрений. Вводя простонародных рассказчиков, Гоголь хотел, чтобы его «Вечера…» и по языку были народными. Лексика и фразеология этих рассказчиков, включая и Рудого Панько, - чудесные россыпи живого народно-просторечного языка, полного метких слов и оборотов, оригинальных выражений, присловий, поговорок и пословиц. Такой непосредственной разговорной речью украинцы заговорили в русской литературе впервые. Это было новостью, привлекавшей читателей.

Но сказ повествователей, более всего выдержанный в речи пасечника и дьячка, не сохраняет строгой последовательности и нередко переходит в «безличный», точнее сказать, в прямой голос автора, искушенного в литературной речи, великолепно владеющего изобразительными средствами романтизма. Авторский голос принимает самые различные интонации - сочувственные, иронические, грустные и т.д.

Субъективно-лирические вступления и последующие отступления от сюжетно-сказового повествования, принадлежащие автору, носят чаще всего возвышенно-патетический характер. Их ритмика создается речевыми периодами, чередованием однородно построенных фраз, зачинами или единоначатиями, повторами слов внутри предложений, сгущением восклицательно-вопросительных синтагм и иными приемами. В ряде случаев лирическая волна, вторгающаяся в повествование, начинает звучать как стихотворение в прозе: «Знаете ли вы украинскую ночь?» («Майская ночь, или Утопленница»); «Чуден Днепр при тихой погоде» («Страшная месть»). На лиризм «Вечеров…», проявляющийся с большей («Майская ночь») или («Пропавшая грамота») силой, обратил внимание Чернышевский, сказав, что они производят «сильнейшее впечатление именно своею задушевностью и теплотою».

Но голос автора при всем разнообразии его интонаций не противостоит голосам рассказчиков из народа, а сливается с ними. Сочетание устно-народного сказа основных рассказчиков и литературной речи автора (нередко относящегося к рассказчикам, как в «Пропавшей грамоте», с иронией), разнообразя стилистику «Вечеров…», сообщает ей яркую пестроту, эффектную многоцветность.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» населены массой персонажей - злых и добрых, обычных и незаурядных, пошлых и поэтичных. Перед нами проходит галерея лиц, явно нарушающих народно-нравственные законы, духовно ограниченных, корыстолюбивых, эгоистичных, чаще всего властвующих: попович («Сорочинская ярмарка»), кулак Корж («Вечер накануне Ивана Купала»), голова Макогоненко («Майская ночь, или Утопленница»), богоч Чуб, дьяк («Ночь перед рождеством»).

Но, воссоздавая пеструю толпу характеров, Гоголь центром «Вечеров…» делаетне праздных «существователей», погрязших в тине стяжательства, а трудовой народ.

Действующие лица «Вечеров…» чаще рисуются в одностороннем преувеличении их психологических свойств, в резко подчеркнутой пластичности их внешних обликов, в эмоциональной приподнятости их речи, идущей от народно-песенной стихии. При этом внешний портрет персонажа всегда в тесной связи с внутренним его обликом.

Вечера на хуторе близ Диканьки» - первая книга Н.В.Гоголя, сразу же завоевавшая успех и признание. А.С. Пушкин писал: «…Все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего, этим свежим картинам малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой…». Автор рисовал добрые и привлекательные образы людей из народа, в то же время страшное негодование писателя вызывала духовная пустота, мелочные интересы, глупость буржуазии и помещиков. В этом произведении заложена присущая только Гоголю манера - замечать за смешным грустное, «сквозь видный миру смех…незримые ему слезы». Поэтому в сцены, наполненные живым юмором, солнечным смехом, то и дело вплетаются тревожные нотки. Автор пытается перевернуть несправедливый мир с помощью сокрушительной сатиры. Имени автора на книге не было, вместо этого на титуле обозначено: «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком». С виду простак, а на самом деле мудрый и лукавый хуторянин посмеивается над правителями власти. К примеру, в «Ночи перед Рождеством» автор с помощью умелой сатиры изображает мир, в котором господствует черствость, корысть, умственная ограниченность, злоба, недоброжелательство и ложь. Так, рисуя образ Солохи, автор высмеивает хитрость, лицемерие, стремление делать подлость людям ради удовлетворения своих интересов. Она «кланялась всем», со всеми выла приветлива, но приветливее всех была с казаком Чубом, у которого в сундуках было много полотна, «восемь скирд хлеба всегда стояли пред её хатою», во дворе было много разной живности, а огород густо засеян овощами, маком, подсолнечником и табаком. А чтобы её планы никоим образом не разрушились, она строила всякие козни кузнецу Вакуле, старалась поссорить его с Чубом, чтобы «Вакула не подъехал к его дочери и не успел прибрать всего себе». В повести мы видим и спесивых генералов, которые услужливо суетятся и кланяются Потемкину, они, «казалось, ловили его каждое слово и даже малейшее движение, чтобы сейчас лететь выполнять его». Автор в сатирической манере критикует подобные человеческие пороки. В то же время в повести присутствует и добродушный смех, который мы мгновенно отличаем от смеха едкого, бичующего. С помощью юмора автор критикует не все в изображаемом человеке или явлении, а только отдельные стороны. Поэтому юмор содержит не только насмешку, но и авторское сочувствие, симпатию. Чаще всего юмор построен на несоответствии внешнего и внутреннего, например, когда пан голова, богатый казак Чуб и дьяк хотят быть важными особами, а попадают в комическое положение. Читая повесть, мы от души смеемся над этими «важными» посетителями Солохи, попавшими в один мешок, над головой, не сдержавшим икоты и кашля и оказавшимся разоблаченным. В юмористической форме автор показал свойственные всем людям слабости и недостатки, от которых нужно избавляться, и отразил актуальные во все времена проблемы, стоящие перед любым обществом.

Истоки романтического в Гоголевском произведении

Главная цель Гоголя - воплотить красоту духовной сущности народа, его мечты о вольной и счастливой жизни. Следуя романтическому принципу, писатель изображает быт украинского крестьянства и казачества по преимуществу не в его повседневности, будничности, многосторонности, а главным образом в его праздничности, необычности, исключительности.

По стилю, по художественной манере в «Вечерах…» преобладает романтический принцип изображения, но при явных реалистических тенденциях, побеждающих в «Повести об Иване Федоровиче Шпоньке и его тетушке».

Поэзия народной жизни овеяна у Гоголя порывом высокой романтики. Эта поэзия народной сказки, легенды, в которых преобладает атмосфера чистых, идеальных человеческих отношений. Свет легко одолевает тьму, добро оказывается всегда сильнее зла, любовь торжествует над ненавистью. Жизнь, воссозданная в гоголевских повестях, весьма далека была от реальных противоречий современной писателю действительности. В свое время некоторые исследователи даже корили его за это, обвиняя автора «Вечеров…» чуть ли не в идеализации крепостнического строя. Но корили, разумеется, зря. Менее всего предполагал сам Гоголь, что по его романтическим повестям будут судить об истинных условиях жизни крепостного крестьянина. Нет, другой мир открывался его романтическому воображению, он был сродни миру народной поэзии - светлому и чистому, свободному от какой бы то ни было скверны.

Напоминание об этом «действительном мире» и является финал «Сорочинской ярмарки». Неожиданно рушится иллюзия сочиненной Гоголем сказки. Он как бы хочет внушить читателю, что это только прелестная сказка, созданная воображением писателя. А за ее границами - реальная, трудная жизнь - источник печали. Вот куда клонят раздумья писателя о радости как о «прекрасной и непостоянной гостье» и венчающие повесть фразы: «Скучно оставленному! И тяжело и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему».