Поэма «Демон» М. Лермонтова и ее художественное своеобразие

Образ Демона в одноименной поэме М. В. Лермонтова представлен падшим ангелом, который, презирая все и вся творения Бога, однажды не смог остаться равнодушным перед красотой грузинской княжны Тамары . Он уже не получает удовольствия от прежних злых деяний, а потому решает добиться любви Тамары и завладеть ее душой навечно, взяв ее к себе в подруги.

По злому умыслу Демона жених Тамары погибает по дороге к ней. Вся княжеская семья безутешна в своем горе, в особенности Тамара, но Демон является к Тамаре ночью в прекрасном обличии и успокаивает ее своими речами. С этого момента он начинает ее преследовать и каждую ночь посещает княжну. Когда Тамара, не подозревающая об истинной природе своих видений, решает скрыться в монастыре от злой напасти, Демон долгое время не решается снова к ней подступиться. Но он уже завладел мыслями Тамары, и жизнь без него ей уже не в радость, а потому, услышав однажды ее плачь о нем, он снова приходит к ней.

Демон умоляет Тамару принять его, рассказывает о своих злодеяниях, которым нет прощения, говорит, что Тамара единственная, кто может скрасить его существование. Демон клянется в искренности своих чувств, признается, что готов пойти на примирение с небом, если она примет его. Он обещает ей вечность с ним и все земное и неземное богатство взамен на ее любовь.

Демон, сам того не подозревая, обманывается в своих чувствах и обманывает Тамару - им владеют лишь страсть и жажда обладания девушкой, а не чистые чувства. Если бы он любил княжну по-настоящему, он не являлся бы к ней, зная, что тем самым убьет ее. Истинная любовь предполагает жертвенность, но Демон действует исключительно в собственных интересах, пользуясь доверием девушки.

В итоге Демон торжествует, ему удается соблазнить княжну. Тамара ведется на речи Демона, и этот выбор стоит ей жизни. Демон, наконец, принимает свой истинный и страшный облик падшего ангела и пытается забрать душу Тамары, так как считает, что теперь она принадлежит только ему одному. Но неожиданно ему противостоит ангел хранитель княжны, который не отдает Демону душу девушки, объясняя это тем, что, в отличие от Демона, любовь Тамары была чистой и невинной, и на Тамаре нет греха.

Таким образом, Демон оказывается побежденным. Его «любовь» оказалась самообманом, который стоил жизни человека. Демону так и остается недоступным понимание любви в ее настоящем значении. Демон обречен на вечное скитание среди людей, в жизни которых он приносит несчастья.

Подробная характеристика Демона

Кто есть демон в традиционном религиозном понимании? Это злое, грубое, уродливое, пугающее и обижающее всех вокруг существо. Такими демонов изображали десятки деятелей искусства: писатели, поэты, художники.

Демон, которого изобразил в своей поэме Лермонтов, кардинально отличается от любого типичного демона. Его сложно назвать безусловно отрицательным персонажем. Как говорит автор уже в первых строках поэмы, его демон утомлен постоянным совершением зла.

Так Лермонтов ломает представление о том, что всем демонам зло в радость, так как они, по сути своей, являются воплощением этого зла.

В основе поэмы лежит библейская история о том, как однажды падший ангел восстал против Бога. Михаил Лермонтов не является первым поэтом, который был увлечен созданием портрета "духа отрицанья, однако он сумел внести в этот образ нечто особенное. Он сделал демона человекоподобным, изобразив его персонажем как романтическим, так и реалистическим.

Создатель мира также косвенно присутствует в тексте. Он обвиняется во всех преступлениях, проблемах, трагедиях, что затронули мир людей. В поэме есть мысль: если Бог сотворил всё, значит, и зло тоже сотворено им. У лермонтовского Демона к Богу личная неприязнь, которую сложно объяснить лишь миссией подобных существ.

Бог изолировал Демона от рая и поработал над его душой. Помимо этого факта, Создатель передал своему оппоненту груз ответственности за всё мировое зло, поэтому Демон “жжет печатью роковой”. Думается, что в этой печали и заключена трагедия главного героя поэмы: вне зависимости от его желания, всё, к чему он имел или имеет отношение, становится злом.

Демон Лермонтова - этакий несчастный сверхчеловек, обреченный на страдания из-за своих способностей. Известно, что после издания поэмы Церковь посчитала поэта безбожником, так и не сумев принять его нетипичный образ демона.

В поэме немало различных философских подтекстов, и читателю, взявшему за данное произведение, нужно обладать немалой эрудицией, чтобы понять всю суть этого поэтического текста. "Демон" по сей день является почвой для дискуссий среди учёных-филологов. В школе же эту поэму следует изучать уже потому, что она является блестящим примером мастерства автора.

Несколько интересных сочинений

  • Хотел ли Хлестаков обмануть чиновников и обывателей города?

    Комедия «Ревизор» Н.В. Гоголя имеет очень смешной сюжет: чиновники города приняли за ревизора Хлестакова, заехавшего к ним, и не на шутку перепугались.

  • Сочинение рассуждение по рассказу Радуга Бахмутова

    У каждого человека есть воспоминания из детства. Одни события расплываются мутным пятном, другие оставляют яркие впечатления, запоминаясь с мельчайшими подробностями и деталями. А вместе и с событием запоминается каждая эмоция, испытанная в тот момент

  • Образ и характеристика Княгини Лиговской в романе Герой нашего времени Лермонтова

    Есть во всех почти русских произведениях персонажи, которые упоминаются лишь единожды за роман. К ним у меня всегда особый взгляд, потому как автор не будет вставлять эпизодических героев просто так, он наделяет их какой-то задачей

  • Когда я пришел в первый класс, на первом уроке наша классная руководительница с легкой усмешкой сказала: «Вы даже не успеете заметить, как школьные годы промчаться, а школа станет для вас полноценным вторым домом».

Циклы «Маленьких трагедий» и «Повестей Белкина» писались в полном смысле слова параллельно: в бумагах Пушкина сохранились указания на время работы над каждым произведением, входящим в эти два цикла. Циклы, анализируемые в совокупности, позволяют судить о разносторонности интересов Пушкина, о его способности отображать действительность в бесконечно разнообразных формах и о восприятии им человеческой жизни как совокупности разнохарактерных явлений, как трагических, так и комических.

Цикл "Повестей Белкина" явился первым завершенным прозаическим творением Пушкина. Для писателя-реалиста, воссоздающего, воспроизводящего жизнь, формы повести и романа в прозе были особенно подходящими. Они привлекали Пушкина своей гораздо большей, чем стихи, доходчивостью до самых широких читательских кругов. "Повести и романы читаются всеми и везде", - отмечал он.

Российский культурный контекст: персонажи и сцены из жизни российской глубинки

Конкретное настоящее:

«Выстрел»: упоминается мятеж Александра Ипсиланти и сражение под Скулянами, в котором погиб главный герой;

«Метель»: действие охватывает 1811–1816 гг., упоминается Бородинское сражение 1812 г., после которого умирает главный герой Владимир;

«Гробовщик»: сообщается, что главный герой «в 1799 г. запродал первый свой гроб, и еще сосновый за дубовый»,

«Станционный смотритель»»: сообщается, что в 1816 г. Дуне 14 лет, в дальнейшем расчет времени действия может проводиться с учетом этой даты;

«Барышня-крестьянка»: в начале повести мы узнаем, что старший Берестов живет в деревне с 1797 г.

Движение от трагедии («Выстрел») к комедии с переодеваниями и веселой неразберихой («Барышня-крестьянка»). Мир постепенно окрашивается все более яркими красками и воспринимается оптимистически

Цикл из пяти повестей объединен фигурой Ивана Петровича Белкина, который, однако, не является действующим лицом, а выступает в качестве «собирателя» историй.

1) Пушкин играет роль издателя;

2) И. П. Белкин – собиратель;

3) биография Белкина изложена в предисловии «От издателя» от лица помещика с. Ненарадово;

4) каждая из пяти повестей была в свое время поведана Белкину одним из четырех рассказчиков, ссылки на которых даются в примечании к предисловию: «Смотритель» рассказан титулярным советником А. Г. Н., «Выстрел» подполковником И. Л. П., «Гробовщик» приказчиком Б. В., «Метель» и «Барышня» девицей К. И. Т.

В «Повестях» мы наблюдаем движение от пессимистического восприятия мира к оптимистическому, обратное тому, что имело место в «Маленьких трагедиях». Кроме того, при характеристике конфликта следует отметить, что в четырех из пяти повестей он имеет устоявшуюся форму «треугольника», и одна из вершин треугольника неизбежно исчезает. Конфликт в первых двух повестях существует на самом деле, в занимающей срединное положение повести «Гробовщик» представлены два конфликта – реальный и пригрезившийся герою, и в двух последних повестях конфликта как такового нет, он существует только в воображении персонажей и легко развеивается при столкновении с реальностью.

«Выстрел»

Сильвио – граф Б. – Маша (жена графа)

Причина конфликта – зависть Сильвио к графу; конфликт существует на самом деле, потому что порождающая его неприязнь – не фикция, а реальность

Исход повести трагичен: Сильвио погибает в Греции, участвуя в восстании; граф опозорен в своих собственных глазах, потому что во время дуэли отдал всю инициативу Сильвио; спокойствие его жены нарушено неожиданным визитом незнакомца, пытавшегося застрелить графа.

Благополучное разрешение конфликта было изначально невозможно. Необходимым условием такого разрешения становилась смерть одного из участников «треугольника».

«Метель»

Владимир – Марья Гавриловна – Бурмин

Причина конфликта – нежелание родителей благословить детей на брак; Из-за метели Владимир опаздывает в церковь, а Марью Гавриловну к этому времени успевают по ошибке обвенчать с проезжавшим мимо и тоже заплутавшим офицером

Исход трагичен: брак не состоялся по причине ошибки, Владимир уезжает на войну с Наполеоном и там погибает. Есть просвет: Марья Гавриловна встречает того человека, с которым ее обвенчали по ошибке, и не просто встречает, а оказывается, что она в него влюблена, как и он в нее, и их ожи-дает счастливая совместная жизнь.

Невозможно благополучное разрешение конфликта: завязавшийся узел может быть разрублен только со смертью одного из героев (муж Марьи Гавриловны сразу после венчания исчез, расторгнуть брак невозможно, заключить повторный с Владимиром тоже)

«Гробовщик» (сентябрь 1830)

Истинный конфликт: ссора гробовщика Адриана Прохорова и немцев-мастеровых на празднике.

Вымышленный конфликт: столкновение гробовщика и покойников, его бывших клиентов

Причина конфликта в действительности – недостаточная почтительность немцев-мастеровых к ремеслу гробовщика; конфликт разгорается на самом деле.

Причина вымышленного конфликта – желание покойников рассчитаться с гробовщиком, который организовывал их похороны и наживался на этом; столкновение привиделось гробовщику во сне

Во сне конфликт разрешается трагически, мертвецы являются в дом к гробовщику и задавливают его своей массой. Благополучный исход невозможен, потому что покойники – существа из другого мира, их мотивы и действия мало поддаются истолкованию и тем более управлению. Исход трагичен, конфликт может быть разрешен только со смертью гробовщика.

В реальности конфликт имеет благополучное разрешение, гробовщик готов простить своих обидчиков, потому что оскорбление ка-залось серьезным только в состоянии опьянения. Исход комичен – на следующий день после ссо-ры герой про-сыпается, вспоминает приви-девшийся ему жуткий сон и понимает, что на самом деле ничего страшного не произошло. Смерть кого-либо из ге-роев для разрешения конфликта не требуется

«Станционный смотритель»

Самсон Вырин – его дочь Дуня – гусар Минский

Причина конфликта – мнимое предательство Минского по отношению к Дуне, за которое Вырин хочет отомстить соблазнителю своей дочери; конфликт существует только в воображении Вырина, потому что на самом деле Минский женится на Дуне и вовсе не думает ее бросать

Исход оптимистичен: Минский женился на Дуне, у них трое детей; трагическую ноту вносит в сюжет смерть Самсона Вырина, но это смерть случайная, она не требуется для разрешения конфликта

«Барышня-крестьянка»

Акулина – Лиза Муромская – Алексей Берестов

Причина конфликта – любовь Алексея к крестьянке Акулине и необходимость жениться на Лизе Муромской; конфликт существует только в воображении Алексея, который до определенного момента не знает, что Лиза и Акулина – одно и то же лицо

Исход оптимистичен: Алексей узнает, что Лиза и Акулина – одно лицо, он с готовностью те-перь вступает в брак; в повести представлен комический образ «смерти» крестьянки Аку-лины, которая сливается с образом дворянки Лизы и исчезает как самостоятельная личность

    Философская повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама»: мотив карточной игры как сюжетообразующий .

В 1833 г. Пушкин пишет повесть «Пиковая дама», которая продолжает фантастическую линию в его творчестве. Повесть представляет особый интерес для анализа в силу своеобразной формы подачи фантастики. Фантастические элементы в «Пиковой даме» не вторгаются в ткань реальности, сохраняя свою чужеродность и не существуют в своем особом мире, а представлены таким образом, что один и тот же структурный элемент может трактоваться одновременно и как фантастический, и как бытовой, реалистический. Такая двойственность обусловлена самой тематикой произведения. Основной темой в «Пиковой даме» является карточная игра, карты, т. е. объект, окутанный мистической атмосферой и двойственный по своей природе. Карты, с одной стороны, представляют собой бытовой предмет, имеющийся практически в каждом доме; с другой стороны, они используются в мистических гадательных ритуалах, выступая как предмет-посредник между реальным и потусторонним миром. Таким же ореолом двойственности окружены карточные игры: часть игр имеет логический характер, выигрыш в них зависит от навыков и опыта, но в то же время есть целый ряд игр с картами, так называемых азартных, где выигрыш определяется только удачей. Именно эта категория заставляет человека противостоять не столько другим игрокам, сколько самой судьбе, высшим силам.

Все события в повести Пушкина связаны с карточной игрой. При этом происходящее имеет две стороны, два возможных истолкования, относительно справедливости каждого из которых автор не дает никакой информации.

Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями обществ.недовольств стала важнейшей составной частью внутриполитического курса нового монарха - Николая I (1796-1855). В течение своего тридцатилетнего царствования Николай I сделал все, чтобы сдержать эту клятву. Необходимым условием упрочения сущ. строя император считал усиление личного контроля монарха за работой гос. аппарата. Апогей самодержавия. Все рычаги, приводившие в движение сложную гос. машину, находились в руках монарха. Резко возросло в этой связи значение царского секретариата - Собственной его императорского величества канцелярии, с помощью которой Николай I осуществлял управление колоссальной державой. Стремясь предотвратить революцию в России, особое внимание император уделял укреплению репрессивного аппарата. Существовавшая в стране в 1четверти XIX в. система полит.сыска нуждалась, как показало восстание декабристов, в реорганизации. С 1826 г. Обеспечивать "безопасность престола и спокойствие в государстве" стало III отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Исполнительным органом III отделения был Корпус жандармов, образованный в 1827 г. Страна делилась на жандармские округа, возглавлявшиеся жандармскими генералами. В каждой губернии вопросами охраны гос.безопасности ведал специально назначенный штаб-офицер (старший офицер) жандармерии. Общая численность Корпуса была, впрочем, невелика. Это, однако, не мешало III отделению развернуть чрезвычайно активную деятельность по защите сущ.строя. Оно организовывало секретный надзор за частными лицами, правительственными учреждениями, литературой и т.п. Любые проблески свободомыслия привлекали внимание жандармского ведомства. Предметом особых забот Николая I были печать и образование. В 1826 г. был издан новый цензурный устав, получивший у современников название "чугунного устава". Действительно своими жесткими нормами он наложил весьма тяжкое бремя на издателей и авторов. Правда, в 1828 г. новый устав несколько смягчил крайности своего "чугунного" предшественника. Тем не менее мелочный и жесткий надзор за печатью сохранялся. Николай I стремился сделать школу сословной, а преподавание вести в строгом православно-монархическом духе. Запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения. Так, гимназия предназначалась для детей дворян. Средняя и низшая школа, а также частные учебные заведения находились под жестким надзором Министерства народного просвещения. Пристальное внимание правящие круги уделяли университетам, которые и высшая бюрократия, и сам царь не без оснований считали рассадником "своеволия и вольнодумства". Целям идеологической борьбы со свободомыслием служила сформулированная в 1833 г. С.С.Уваровым теория официальной народности: православие, самодержавие и народность. В духе этой теориистроилось преподавание в учебных заведениях. Теория официальной народности активно пропагандировалась в прессе и литературе. Православная церковь при Николае I окончательно превратилась в составную часть бюрократической машины. Синод все больше становился "ведомством православного исповедания", управлявшимся светским должностным лицом - обер-прокурором. Все это не могло не подрывать авторитета церкви. Добиваясь укрепления сущ.строя, Николай I не был уверен в его долговечности. 6 декабря 1826 г. Николай I образовал спец.секретный комитет, призванный рассмотреть ситуацию в гос-ве и разработать программу необходимых реформ. "Комитет 6 декабря 1826 г." действовал в течение 3 лет. Им была намечена довольно обширная программа преобразований, предусматривавшая некоторое ограничение помещичьей власти над крестьянами, перестройку центральной и местной администрации в духе принципа разделения властей и т.п. Крайне консервативные круги выступили против этих планов. Восстание в Польше, "холерные бунты" 1830-1831 гг. окончательно похоронили большинство начинаний этого Комитета. Для обеспечения законности известное значение должна была иметь кодификация законов, завершенная к 1833 г. Результатом этой обширной работы по систематизации законов, появившихся после Соборного уложения 1649 г., стало издание "Полного собрания законов Российской империи" и "Свода законов Российской империи".

В последующие годы своего царствования Николай I неоднократно возвращался к мысли о необходимости урегулирования вопроса о крепостном праве. Различные варианты решения этой проблемы разрабатывались в 8 секретных комитетах, которые буквально один за другим создавались императором. Позиция самого Николая I в крестьянском вопросе была весьма противоречивой. Неутешительные результаты дала и проводившаяся в жизнь с середины 30-х годов XIX в. реформа управления гос.крестьянами: реформа обернулась для казенной деревни усилением административной опеки со стороны коррумпированного чиновничества, ростом произвола начальства.

Николай I уделял большое внимание вопросам укрепления позиций первого сословия империи - дворянства. Процесс постепенного эконом. оскудения дворянства давал себя знать по мере разложения крепостнической системы. Манифест 6 декабря 1831 г. допускал к участию в выборах на дворянские общественные должности только тех помещиков, которые имели в пределах губернии не менее 100 душ крестьян или 3 тыс. десятин незаселенной земли. В 1845 г. был издан закон, в соответствии с которым на военной службе потомственное дворянство приобреталось лишь по достижении старшего офицерского чина, а на гражданской - чина V, а не VIII класса, как это практиковалось раньше. Своеобразную преграду возраставшим домогательствам на дворянское звание соорудил Манифест 10 апреля 1832 г. Им были созданы институты "потомственных почетных граждан" (к ним относились крупные предприниматели, ученые, дети личных дворян и т.п.) и "почетных граждан" (низшие чиновники, выпускники высших учебных заведений). Все они получали некоторую часть дворянских привилегий - свободу от телесных наказаний и др. Для укрепления материальной базы первого сословия в 1845 г. Николай I создал институт заповедных наследственных имений (майоратов). В своей экономической политике Николай I в известной степени учитывал интересы нарождавшейся буржуазии, потребности промышленного развития страны. Эта линия нашла свое отражение в покровительственных таможенных тарифах, организации промышленных выставок, железнодорожном строительстве. Финансовая реформа 1839-1843 гг. обеспечила устойчивость рубля и позитивно сказалась на развитии отечественной торговли и промышленности. Революция 1848-1849 гг. в Европе испугала правящие круги Российской империи. Начались гонения на печать и школу. Для усиления действующей цензуры были образованы специальные комитеты. На литераторов, чьи произведения вызывали недовольство властей, обрушивались кары (Ю.Ф.Самарин, М.Е.Салтыков-Щедрин и И.С.Тургенев). В высших учебных заведениях свертывалось преподавание философии, ограничивался прием в университеты, которые Николай I вообще был не прочь закрыть. Итоги тридцатилетнего царствования Николая I подвела Крымская война 1853-1856 гг., показавшая, что при сохранении сущ. порядков Россия не может состязаться на равных с передовыми государствами Западной Европы. Николаевская система обанкротилась. Достигшее своего апогея самодержавие оказалось не в состоянии обеспечить эффективное, отвечающее условиям эпохи функционирование гос. машины. Обладавший неограниченной властью монарх не мог справиться с коррупцией и некомпетентностью чиновничества. От общества бюрократический аппарат не зависел, а контроль сверху, несмотря на все усилия Николая I, не приносил никакого эффекта. В 1855 г. в обстановке военных неудач Николай I умер. Очевидная несостоятельность проводившегося им курса выдвинула на повестку дня вопрос о проведении реформ, способных обновить страну, преодолеть отставание России от ведущих держав.


Романтический герой, который впервые был обрисован А.С. Пушкиным в «Кавказском пленнике» и в «Цыганах» и в котором автор названных поэм, по его собственным словам, изобразил «отличительные черты молодежи 19-го века», нашёл законченное развитие в романтическом образе Демона. В «Демоне» М.Ю. Лермонтов дал свое понимание и свою оценку героя-индивидуалиста.

Лермонтов использовал в «Демоне», с одной стороны, библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а с другой – фольклор кавказских народов, среди которых, были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку. Это придает сюжету «Демона» иносказательный характер. Но под фантастикой сюжета здесь скрывается глубокий психологический, философский, социальный смысл.

Гордое утверждение личности, противопоставленной отрицательному миропорядку, звучит в словах Демона: «Я царь познанья и свободы». На этой почве у Демона складывается то отношение к действительности, которое поэт определяет выразительным двустишием:

И всё, что пред собой он видел

Он презирал иль ненавидел.

Но Лермонтов показал, что нельзя остановиться на презрении и ненависти. Став на пусть абсолютного отрицания, Демон отверг и положительные идеалы. По его собственным словам, он

«Всё благородное бесславил

И всё прекрасное хулил».

Это и привело Демона к тому мучительному состоянию внутренней опустошенности, бесплотности, бесперспективности, к одиночеству, в котором мы застаем его в начале поэмы. «Святыня любви, добра и красоты», которую Демон вновь покинул и под впечатлением прекрасного, открывается ему в Тамаре, – это Идеал достойной человека прекрасной свободной жизни. Завязка сюжета и состоит в том, что Демон остро ощутил пленительность острого Идеала и всем своим существом устремился к нему. В этом смысл той попытки «возрождения» Демона, о которой в поэме рассказывается в условных библейско-фольклорных образах.

Но в дальнейшем признал эти мечты «безумными» и проклял их. Лермонтов, продолжая анализ романтического индивидуализма, с глубокой психологической правдой, скрывает причины этой неудачи. Он показывает, как в развитии переживаний о событии благородный общественный идеал подменяется иным – индивидуалистическим и эгоистическим, возвращающим Демона к исходной позиции. Отвечая «соблазна полными речами» на мольбы Тамары, «злой дух» забывает идеал «любви, добра и красоты». Демон зовёт к уходу от мира, от людей. Он предлагает Тамаре оставить «жалкий свет его судьбы», предлагает смотреть на землю «без сожаленья, без участья». Одну минуту своих «непризнанных мучений» Демон ставит выше «тягостных лишений, трудов и бед толпы людской…» Демон не смог преодолеть в себе эгоистического индивидуализма. Это стало причиной гибели Тамары и поражения Демона:

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!.

Белинский правильно увидел внутренний смысл поэмы Лермонтова: «Демон, – писал критик, – отрицает для утверждения, разрушает для созидания. …».

Лермонтов в романтической форме показал бесперспективность подобных настроений отрицания и выдвинул необходимость иных путей борьбы за свободу.

Преодоление романтического индивидуализма, раскрытие ущербности «демонического» отрицания ставило перед Лермонтовым проблему действенных путей борьбы за свободу личности, проблему иного героя.

Демон Лермонтова – «могучий образ», «немой и гордый», который столько лет сиял поэту «волшебно-сладкой красотой». В поэме Лермонтова бог изображен как сильнейший из всех тиранов мира. А Демон – враг этого тирана. Самым жестоким обвинением творцу Вселенной служит им же созданная Земля:

Где нет ни истинного счастья,

Ни долговечной красоты,

Где преступленья лишь да казни,

Где страсти мелкой только жить;

Где не умеют без боязни

Ни ненавидеть, ни любить.

Этот злой, несправедливый бог как бы действующее лицо поэмы. Он где-то за кулисами. Но о нём постоянно говорят, о нём вспоминают, о нём рассказывает Демон Тамаре, хотя он и не обращается к нему прямо, как это делают герои других произведений Лермонтова. «Ты виновен!» – упрёк, который бросают богу герои драм Лермонтова, обвиняя творца Вселенной.

Лермонтов любит недосказанность, он часто говорит намеками.

Демон наказан не только за ропот: он наказан за бунт. И его наказание страшное, изощренное. Тиран бог своим страшным проклятьем испепелил душу Демона, сделал её холодной, мертвой. Он не только изгнал его из рая – он опустошил его душу. Но и этого мало. Всесильный деспот возложил на Демона ответственность за зло мира. По воле бога Демон «жжёт печатью роковой» всё, к чему ни прикасается, вредит всему живому. Бог сделал Демона и его товарищей по мятежу злобными, превратил их в орудие зла. В этом страшная трагедия героя Лермонтова:

Но что же? Прежнего собрата

Не узнавал ни одного.

Изгнанников, себе подобных,

Я звать в отчаянии стал,

Но слов и лиц и взоров злобных,

Увы, я сам не узнавал.

И в страхе я, взмахнув крылами,

Помчался – но куда? Зачем?

Не знаю, – прежними друзьями

Я был отвергнут, как Эдем,

Мир для меня стал глух и нем…

Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означала для него возрождение. «Неизъяснимое волненье», которое он почувствовал при виде пляшущей Тамары, оживило «немой души его пустыню»,

И вновь постигнул он святыню

Любви, добра и красоты!

Мечты о прошлом счастье, о том времени, когда он «не был злым», проснулись, чувство заговорило в нём «родным, понятным языком». Возвращение к прошлому вовсе не значило для него примирение с богом и возвращение к безмятежному блаженству в раю. Ему, вечно ищущему мыслителю, такое бездумное состояние было чуждо, не нужен был ему и этот рай с беззаботными, спокойными ангелами, для которых не было вопросов и всегда всё было ясно. Он хотел другого. Он хотел, чтобы душа его жила, чтобы откликалась на впечатление жизни и могла общаться с другой родной душой, испытывать большие человеческие чувства. Жить! Полной жизнью жить – вот что значило для Демона возрождение. Ощутив любовь к одному живому существу, он почувствовал любовь ко всему живому, ощутил потребность делать подлинное, настоящее добро, восхищаться красотой мира, к нему вернулось всё то, чего лишил его «злой» бог.

В ранних редакциях радость Демона, почувствовавшего в сердце трепет любви, юный поэт описывает очень наивно, примитивно, как-то по-детски, но удивительно просто и выразительно:

Тот железный сон

Прошёл. Любить он может-может,

И в самом деле любит он!.

«Железный сон» душил Демона и был результатом божьего проклятья, это было наказанием за битву. У Лермонтова вещи говорят, и силу страданья своего героя поэт передаёт образом камня, прожжённого слезой. Почувствовав впервые «тоску любви, её волненье», сильный, гордый Демон плачет. Из его глаз катится одна-единственная скупая, тяжёлая слеза и падает на камень:

Поныне возле кельи той

Насквозь прожжённый виден камень

Слезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой.

Образ камня, прожжённого слезой, появляется ещё в поэме, созданной семнадцатилетним мальчиком. Демон был в течение долгих лет спутником поэта. Он растёт и мужает вместе с ним. И Лермонтов не раз сравнивает своего лирического героя с героем своей поэмы:

Я не для ангелов и рая

Всесильным богом сотворён;

Но для чего живу, страдая,

Про это больше знает он.

«Как демон мой, я зла избранник», – говорит о себе поэт. Он сам такой же мятежник, как и его Демон. Герой ранних редакций поэмы – милый, трогательный юноша. Ему та хочется излить кому-нибудь свою исстрадавшуюся душу. Полюбив и ощутив «добро и красоту», юный Демон удаляется на вершине гор. Он решил отказаться от своей возлюбленной, не встречаться с ней, чтобы не причинить ей страданий. Он знает, что его любовь погубит эту земную девушку, запертую в монастыре; её строго накажут и на земле и на небе. О страшных наказаниях «согрешивших» монахинь много раз рассказывалось в произведениях литературы, иностранной и русской.

Пробудившееся в нём чувство подлинного добра молодой Демон проявляет также и в том, что помогает людям, заблудившимся в горах во время метели, сдувает снег с лица путника «и для него защиты ищет».

Поэтические пейзажи Кавказа у Лермонтова имеют характер документальности, эти серые, обнажённые скалы сопоставимы с опустошённостью души своего героя. Но действие поэмы развивается. И Демон уже перелетел за Крестовый перевал:

И перед ним иной картины

Красы живые расцвели…

Эта резкая перемена пейзажа правдива. Она поражает каждого, кто проезжает через Крестовую гору:

Роскошной Грузии долины

Ковром раскинулись вдали.

И Лермонтов с тем же мастерством, с каким он только что описал суровый и величественный пейзаж Кавказского хребта до Крестового перевала, теперь рисует «роскошный, пышный край земли» – с кустами роз, соловьями, развесистыми, обвитыми плющом чинарами и «звонко бегущими ручьями». Полная жизнь роскошная картина природы подготавливает нас к чему-то новому, и мы начинаем невольно ждать событий. На фоне этой благоуханной земли появляется впервые героиня поэмы. Как образ Демона дополняется пейзажем скалистых гор, так и образ молодой, полной жизни красавицы грузинки Тамары становится ярче в сочетании с пышной природой её родины. На кровле, устланной коврами, среди подруг проводит свой последний день в родном доме дочь князя Гудала Тамара. Завтра её свадьба. Волновавшая Тамару мысль о «судьбе рабыни» была протестом, бунтом против этой судьбы, и этот бунт ощутил в ней Демон. Именно ей он и мог обещать открыть «пучину гордого познанья». Только к девушке, в характере которой были заложены черты мятежности, мог обратиться Демон с такими словами:

Оставь же прежнее желанье

И жалкий свет его судьбе;

Пучину гордого познанья

Взамен открою я тебе.

Между героем и героиней поэмы «Демон» существует некоторая родственность характеров. Философское произведения в то же время и поэма романтическая и психологическая. В ней и громадный социальный смысл. Герой поэмы носит в себе черты живых людей, современников поэта.

Резюмируя вышесказанное, заметим, что все черты присущие романтизму как художественному методу, ярко прослеживаются в поэме «Демон»:

· Главный герой – одиночка, бросивший вызов даже не человеческому обществу – самому Богу

· Демон – личность яркая, сильная, как и подобает романтическому герою.

· Огромную роль в поэме играют пейзажи Кавказа: Демон сродни эти горам, он такой же независимый, также обречен на Вечность

Оценка: 3.3 (16 голосов)

Ефременко Е.В., преподаватель литературы,

ГОУ СПО «Мариинский многопрофильный техникум»

Конспект урока

Тема: Поэма «Демон». «Демон» как романтическая поэма. Противоречивость центрального образа произведения. Смысл финала поэмы, ее философское звучание.

Цель:

Расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь обучающимся понять образ Демона в творчестве поэта.

Задачи:

Обучающие:

1. познакомить обучающихся с понятиями «демонизм», «демоническая личность», выявить черты демонического героя в лирике Лермонтова;

Развивающие:

1. продолжить развитие навыков анализа поэтического текста, умения воспринимать, истолковывать, интерпретировать литературный текст;

2. продолжить развитие монологической и диалогической речь обучающихся, навыки исследования и самоподготовки, работы с источниками и ;

Воспитывающие:

1. продолжить формирование «человека культуры» через знакомство обучающихся с классикой мировой культуры;

2. продолжить воспитание духовно-нравственных ценностей

Тип урока : урок изучения нового материала

Методы : беседа, использование художественного слова

Приемы: «Чтение с остановками»; «Дерево предсказаний»

Формы : групповая, фронтальная

Ход урока

1. Организационный момент. (Формирование групп)

II. Вступительное слово преподавателя.

В мировом искусстве есть образы, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращаются к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов.

Сегодня на уроке мы будем говорить о самом загадочном и противоречивом образе в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова – образе Демона.

111. Работа в группах

Преподаватель: Предлагаю вашему вниманию 4 стихотворения М.Ю.Лермонтова:

«Мой демон» (1829г.), «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.), «Я не для ангелов и рая…» (1831г.), «Ангел» (1831г.).

Над каждым из них интересно поразмышлять. Запишите (кратко), что можно сказать о выбранном вами стихотворении. (Выписываются отдельные слова, словосочетания, делаются выводы о том, каким увидели лирического героя в этих стихотворениях).

Выступление спикера группы о своих наблюдениях. Задача остальных – записать отдельные мысли, которые помогут высказать свое мнение об услышанном.

Например:

«Мой демон» (1829г.)

унылый и мрачный
зло – его стихия и т. д.

«Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.)

всесильный – бог
я – грешник
теснота мира и т. д.

«Я не для ангелов и рая…» (1831г.)

я – чужой для мира (земли) и небес
я – зла избранник и т. д.

«Ангел» (1831г.)

соединение души с телом
разочарование души на земле – печальные песни и т. д.

Вывод: мир, полный противоречий, страданий, борьбы между «ангельским прекрасным» и «демоническим мятежным» и т. д.

Преподаватель: Поэма Лермонтова «Демон» по праву считается вершиной русской романтической поэзии. Замысел её возник ещё в 1829 году. Поэт работал над ним почти всю свою творческую жизнь, создав 8 вариантов поэмы.

Какие ассоциации у вас вызывает слово «демон»? Запишите. Прочтите вслух. Выделите общее. (Запись на доске: бес, дьявол, сатана, зло….)

По названию предположите, о чем будет поэма? Что, как вам кажется, может произойти в произведении с таким названием?

Каковы ваши прогнозы по поводу содержания поэмы и ее проблематики?

(На основе лишь заглавия текста и информации об авторе обучающиеся должны предположить о чем будет текст).

А теперь обратимся к тексту и убедимся, в чем же вы оказались правы, а в чем ошиблись. Что же хотел сказать М.Ю.Лермонтов поэмой «Демон»?

1 V . Работа с текстом. Прием «Чтение с остановками». (Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета).

1 остановка. «Печальный Демон, дух изгнанья,- И зло наскучило ему».

Приём «Дерево предсказаний» .

Вопросы для обсуждения:

Почему «дух изгнанья» тоскует о временах, когда он «незнал ни злобы, ни сомненья»?

Отчего «зло наскучило ему»?

Продолжим чтение.

2 остановка. «И над вершинами Кавказа - Да он и не взял бы забвенья!..»

Вопросы для обсуждения:

Какую роль в поэме играет пейзаж Кавказа?

Чем пленила, кроме исключительной красоты, Тамара Демона?
- Как дальше будут разворачиваться события?

Продолжим чтение.

3 остановка. «Измучив доброго коня – В эфире неба потонул»

Вопросы для обсуждения:

Зачем подчеркнута опасность караванного пути Синодала?

Почему «презрел удалой жених обычай прадедов своих»?

Виновен ли Демон в смерти Синодала?

Какое утешение сулит Демон рыдающей Тамаре?

Как отозвались в Тамаре песни Демона?

Почему ее «душа рвала свои оковы»?

Как вы понимаете сравнения: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!..»?

Почему Демон не решается войти в обитель, из его «померкших глаз слеза тяжелая катится»?

Что было неожиданным?

Какие события могут произойти в описанной обстановке?

Продолжим чтение.

4 остановка. «Тамара –Он говорит: Она моя!»»

Вопросы для обсуждения:

Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?

Искренна ли исповедь Демона, или его клятвы лишь способ завладеть сердцем Тамары?

Как в монологе раскрывается трагически противоречивый характер Демон? Каково главное противоречие его характера? (Стремление к добру и невозможность его обрести.)

Почему «улыбка странная застыла» на устах мертвой Тамары, а смерть ее похожа на сон?

Какие чувства вызвал этот отрывок текста

Какие ваши ожидания подтвердились?

Как вы думаете, чем закончится поэма?

Продолжим чтение.

5 остановка. «К груди хранительной прижалась – Их вечный мир не возмутит»

Вопросы для обсуждения:

Почему Ангел признает право Демона владеть сердцем Тамары?

Зачем рассказана история одного из праотцов Гудала, построившего церковь, где хоронят Тамару?

Почему грешную Тамару Ангел несет в рай?

Кто же победил: Ангел или Демон?

Как бы вы закончили поэму?

Что будет с героем после событий поэмы?

А какова роль эпилога? Нужен ли он вообще после сурового приговора Демону, после победы Добра над Злом?

(Эпилог поэмы грустен и полон сознания необходимого примирения с законом жизни: человеческое существование временно, быстротечно, а природа вечна. От замка Гудала остались лишь развалины:

И не напомнит ничего

О славном имени Гудала,

О милой дочери его!

Лишь «церковь на крутой вершине», слившаяся с природой, сторожит «семью могильных плит»:

И вечный ропот человека Их вечный мир не возмутит.

«Вечный ропот человека» как гордое его желание встать вровень с природой запечатлен в образе Демона. И при всем своем сочувствии этому мятежному желанию, автор поэмы вынужден признать его неосуществимость. Божий мир могущественнее мира человека).

Преподаватель: Правильно ли вы предположили содержание поэмы? (Ответы обучающихся по «Дереву предсказаний»).

О чем это произведение?

(Не в том ли, что путь к счастью труден, противоречив, что бывают эпохи, когда думающий человек просто не может быть вполне счастлив. Или в том, что сомнение, поиск – это закономерное, естественное состояние человеческой души, стремящейся к счастью?В самой природе человека заложена противоречивость, способность сомневаться, жажда и поиск яркого, небывалого счастья.)

Работа над образом главного героя

Преподаватель: Каким вы увидели Демона в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»? Найдите описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона. Заполните таблицу (можно предложить выполнить это задание в парах, группах).

«За»: что положительное

«Против»: что отрицательное

Он сеял зло без наслажденья
- зло наскучило ему
- и входит он, любить готовый и т.д.

Лукав и коварен
- все благородное бесславил
- все прекрасное хулил и т. д.

Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?

Какие черты Демона вы можете назвать? (Противоречивость, гордость, возвышение себя, одиночество, равнодушие как к добру, так и к злу, разочарованность, знание тайн человеческой души и умение воздействовать на души людей).

Какими художественными средствами Лермонтов выражает эмоциональное напряжение и внутреннюю противоречивость души Демона? (антитезы, повторы).

Вывод: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.

Преподаватель: Поэма «Демон» как произведение написано в стиле романтизма.

Вспомним основные черты романтической поэмы и романтического героя. Для романтизма характерно:

Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставляемый всем, не может обрести счастье в реальной жизни;

Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.);

Характерное особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.

На какие черты главного героя обращает внимание поэт? Ответ аргументируйте цитатами из текста. (Герой поэмы «Демон»- одиночка, измученный своим одиночеством, он ищет в любви выхода из своего одиночества, в любви надежда на возрождение, новую жизнь («Печальный демон», «дух изгнанья»), мечтающий о свободе, противопоставленный всем(« давно отверженный», «сеял зло без наслаждения», «изгнанник рая», не может обрести счастья в реальной жизни).

2. Это исключительный герой- чуть ли не фантастический. Он живет вне и времени и пространства; живет в непривычной среде, паря над миром.

3.Для произведения характерно двоемирие: мир героя, мир Демона без радости, без чувств, вне времени и пространства. Ему противопоставлен реальный мир Тамары, мир любви, чувств, страдания, искренности, добра. Эти два мира противопоставлены друг другу. И когда пытается Демон их совместить- Тамара гибнет; Демон говорит, что она его. Но оказывается, что она заслужила прощение, своим отрешением, жертвенностью любви).

Преподаватель: Библейский миф гласит о демоне – падшем ангеле, возгордившемся своим могуществом и взбунтовавшемся против Бога. Демоны – падшие ангелы, которые служат сатане. Согласно Святому Писанию, они обладают силой, но ограничены Богом в своих действиях. (сообщение обучающегося «Легенда о падшем ангеле»)

Мотив демонизма, демонической личности был характерен для творчества Лермонтова. Демоническая личность – герой умный, сильный, гордый, возвышающийся над остальными, играющий «демоническую» роль в их судьбах. Это трагический герой, отвергнувший мир и отвергнутый миром, живущий без любви, без дружбы, без надежды.

Демон, как дух зла, должен быть отрицательным персонажем. Но он вызывает почему-то чувство сострадания. Каждому человеку знакомо чувство одиночества, у всех есть потребность в любви. Этими чертами Демон нам близок и понятен.

Настоящая любовь заключает в себе готовность жертвовать собой. Так любит Тамара. Но на это не способен Демон.

В демона Лермонтов вкладывал большую часть самого себя и своей биографии. Лучший биограф Лермонтова П. Висковатый пишет: «Поэма «Демон», особенно в первых очерках, вся проникнута изображеньем душевных бурь поэта и его любви к чудной девушке, от коей он ждал спасенья, в коей видел для себя оплот против мрачных дум и настроений души. В себе видел поэт мрачного демона, в Вареньке Лопухиной ясное, без-, грешное существо, которое одно может вернуть его к небесам, "то есть к правде и добру». Это подтверждает сохранившийся до наших дней портрет Вареньки в образе испанской монахини, который Лермонтов создал в карандаше к испанскому варианту «Демона».

Сегодня на уроке мы попытались понять образ демона и демонической личности в творчестве Лермонтова. Зло всегда привлекательно для людей. Бес, дьявол, сатана, демон привлекают своей свободой, силой, бунтарством. Однако мы не должны забывать, что это силы зла, а они разрушают человека. Это видно и на судьбах героев литературных произведений, и на судьбах реальных людей.

V . Итог урока

Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»? И почему образ Демона проходит через все творчество автора?

Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой.

В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:

То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик – о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!...

Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.

VI. Рефлексия. Напишите синквейн. Н-р:

Демон

Одинокий, несчастный

Мучается, страдает, влюбляется

В душе каждого живет свой демон

Конфликт

VI I . Домашнее задание (на выбор).

Напишите эссе на тему: «Привлекателен ли для вас образ Демона? Чем? Какие мысли, чувства вызвала поэма, над чем заставила задуматься?»

Используемая литература:

1. Лермонтов М.Ю., т.1, М., 1988, с.555-583

2. План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 10 класс) по теме: Открытый интегрированный урок литературы и изобразительного искусства по теме «За что наказан Демон?»

3. Урок литературы в 10-м классе "О! Кто ты?" (М.Ю. Лермонтов. Поэма "Демон", 2 часа), http://festival.1september.ru/articles/509449/

Приложение1

Материал к анализу I части поэмы.

Бросив вызов Богу, отвергнув любовь, свет, добро, бывший ангел, «чистый херувим», превратился в печального Демона, который блуждал «в пустыне мира без приюта», «ничтожной властвуя землей», где он «сеял зло без наслажденья». И так как ни в ком и нигде на грешной земле не встречал сопротивленья, поэтому «зло наскучило ему». И даже необычная природа Кавказа с мрачными крепостями, призрачными храмами, снежными горами, вздымающимися к небу, первоначально его оставляет спокойно равнодушным, чего не скажешь об авторе, который восхищен дикой красотой, необузданностью природы Кавказа:

Под ним Казбек, как грань алмаза,

Снегами вечными сиял,

И, глубоко внизу чернея,

Как трещина, жилище змея,

Вился излучистый Дарьял,

И Терек, прыгая, как львица

С косматой гривой на хребте,

Ревел - и горный зверь и птица,

Кружась в лазурной высоте,

Глаголу вод его внимали...

И дик, и чуден был вокруг

Весь Божий мир...

Но вот Демон достигает «роскошной Грузии долин». Этот край назван счастливым: природа здесь не холодно-величава, а добра и человечна. Однако ни развесистые чинары, ни кущи роз, ни песни красавиц «не возбудили в груди изгнанника новых чувств»: «И все, что перед собою он видел, / Он презирал иль ненавидел». И вдруг Демон видит танцующую Тамару:

В последний раз она плясала. Увы! заутра ожидала Ее, наследницу Гудала, Свободы резвую дитя, Судьба печальная рабыни, Отчизна, чуждая поныне, И незнакомая семья.

Впервые Демон почувствовал «неизъяснимое волненье» и в нем пробудились «мечты о прежнем счастье».

Он слов коварных искушенья Найти в уме своем не мог...

Демон не может найти слов искушенья? Да что же это такое? А это любовь. Демон полюбил Тамару, и душа его готова была возродиться. А что же «жених нетерпеливый», который спешил на брачный пир. Отважный князь летит к Тамаре, минуя часовню, где всегда приносил «усердную молитву». И как только «презрел удалой жених обычай прадедов своих», смерть от «злой пули осетина» настигает его. Виновен ли Демон в смерти жениха Тамары? Вряд ли. Видя, как танцует Тамара, Демон преображается:

И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты!..

Эти строки поставлены прямо перед событиями, приведшими к смерти Синодала. Демон, в котором оживает сердце, лишен зла, жажды мести, в нем нет ревности к жениху. Синодала «коварною мечтою лукавый Демон возмущал: / Он в мыслях, под ночною тьмою, / Уста невесты целовал». Но это его внутренний демон, а не герой поэмы. И ведь не случайно в поэме упоминание о том, что та молитва, которой (торопясь насладиться поцелуями невесты) пренебрег Синодал, сберегла путника от мусульманского кинжала. Боги ли рассердились на легкомысленного жениха или просто не повезло ему: в горах всегда было неспокойно, к тому же напавшие осетины-мусульмане оказались смелее:

Недолго продолжался бой: Бежали робкие грузины! -вероятно, бросив своего господина.

Материал к анализу II части поэмы.

Зачем Тамара просит отца отдать ее в монастырь? Она не обет безбрачия избирает, она не по жениху скорбит, она боится Демона, но боится не как темную силу. В ней зарождается ответное сильное чувство, которому нет сил противостоять:

Меня терзает дух лукавый

Неотразимою мечтой...

Она ищет в монастыре защиты Спасителя, хотя понимает, что отрекается от жизни вообще:

Пусть примет сумрачная келья,

Как гроб, заранее меня...

Но и под сводом сумрачного храма, куда отец ее отвез, «знакомый образ иногда скользил без звука и следа... сиял он тихо, как звезда; / Манил и звал он... но - куда?..» Так куда звал Демон Тамару? Тамаре, сузившей свою жизнь до мрачной кельи, Демон хочет подарить весь мир, подарить ей не только красоты мироздания, но и вечность:

Тебя я, вольный сын эфира,

Возьму в надзвездные края;

И будешь ты царицей мира,

Подруга первая моя...

В ранних редакциях «Демона» герой, слушая чарующую игру монахини на лютне, сопротивлялся чувству:

Окован сладостной игрою, Стоял злой дух. Ему любить Не должно сердца допустить...

В окончательной редакции любовь Демона к Тамаре искренна. Она не жертва Демона, скорее он жертва своей надежды любовью спастись от вечного холода равнодушия. Демон взволнован ее совершенной красотой, искренностью, он любит и обещает ей рай всезнанья, рай свободы:

Я опущусь на дно морское,

Я полечу за облака,

Я дам тебе все, все земное –

Люби меня!..

Но какую цену за это должна заплатить Тамара? Цена этой свободы и любви - отказ от всего земного как ничтожного и жалкого:

Без сожаленья, без участья

Смотреть на землю станешь ты,

Где нет ни истинного счастья,

Ни долговечной красоты...

И, несмотря на это, Тамара ждет Демона и томится в ожидании неизвестного. И Демон долго не смел «святыню мирного приюта нарушить». И не потому что не мог, мог (он на земле всесилен), а потому что любил настолько, что боялся причинить Тамаре (может и невольно) боль, он даже был готов «оставить умысел жестокий», но тут Тамара в своей келье запела. Это была песнь любви, ангельская, неземная, и из «померкших глаз»
Демона в первый раз «слеза тяжелая катится», нечеловеческая
слеза, и хочет он в страхе удалиться - и не может, «его крыло не
шевелится».

И входит он, любить готовый,

С душой, открытой для добра,

И мыслит он, что в жизни новой

Пришла желанная пора.

Преодолев все сомненья, Демон готов любить и возродиться к новой жизни. В его любовь поверил даже Ангел, явившийся защитить Тамару от посещений Демона:

Дух беспокойный, дух порочный,

Кто звал тебя во тьме ночной?

Твоих поклонников здесь нет...

Есть, Тамара песнею своей зовет Демона, и тот оскорблен неспособностью Ангела понять не преступные, а благие намерения «духа изгнанья». И потому ответ Демона так гневен и дерзок. Посланец Неба, не веря в преображение Демона, возвращает его к прежней роли, заставляет говорить на языке войны:

Она моя! - сказал он грозно, -

Оставь ее, она моя!

Явился ты защитник поздно,

И ей, как мне, ты не судья.

На сердце, полное гордыни,

Я наложил печать мою;

Здесь больше нет твоей святыни,

Здесь я владею и люблю! Ангел верит в завоевание зла и потому неохотно и огорченно удаляется, оставив Тамару Демону. У Неба не хватило веры в добро в душе Тамары и возможности его в Демоне, а потому разразилась катастрофа:

Смертельный яд его лобзанья

Мгновенно в грудь ее проник.

Мучительный ужасный крик

Ночное возмутил молчанье.

Вряд ли можно предположить, что Демон намеренно губит Тамару. Вторая встреча Демона с Ангелом, уже после смерти Тамары, свидетельствует об ошибке Неба. Тамара оказалась способной любить Демона и заботиться о спасении души. Лицо мертвой Тамары - свидетельство этой любви к Демону: Ценой жестокой искупила

Она сомнения свои...

Она страдала и любила -

И рай открылся для любви! -говорит о Тамаре Ангел и потому «грешная душа» ее омыта слезами Ангела. Увидев, что душа Тамары, «молитвой ужас заглуша», ищет спасения, прижалась к груди Ангела, Демон принадлежит уже не любви, а злобе. Ангел недаром называет его «мрачным духом сомненья». Преображение Демона стало невозможным. Демон побежден сомненьем в любви:

И вновь остался он надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!..

За что же наказан Демон? За яд сомнений, за неверие в настоящую чистую любовь. За то, что, презирая мир людей «грешной» земли, сам оказался не выше, не лучше их. Сочувствуя ему, автор осуждает его за надменное ожесточение против мира при гибели мечты.

Поэму “Демон” можно назвать венцом всего творчества Лермонтова. Поэт работал над нею десять лет, поэма имеет восемь редакций. В ее основу положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном за это из рая и превращенном в духа зла. В поэме Лермонтов отразил тираноборческий пафос. В понятие добра и зла Лермонтов вкладывал смысл, противоположный тому, какой они имеют в традиционной христианской морали, где добро означает покорность Богу, а зло - неповиновение ему. Против монастырской святости, против небесного начала направлены горячие протесты любимых детей его фантазии, в защиту иных законов - законов сердца, они же законы человеческой крови и плоти. Отрицательное отношение к монастырю и во всех очерках "Демона", не исключая даже последних: в стенах святой обители он заставляет демона соблазнить свою возлюбленную. Так намечается все глубже и глубже эта изначальная антитеза: земля и небо. Неминуема борьба между ними, полем битвы является человеческая душа. Демон - такой же мученик, такой же страдалец душевных контрастов, как и сам Лермонтов. Демон не однороден; угрюмый, непокорный, он бродит всегда "один среди миров, не смешиваясь с толпою грозной злых духов". Он равно далек как от света, так и от тьмы, не потому, что он не свет и не тьма, а потому, что в нем не все свет и не все тьма; в нем, как во всяком человеке - и прежде всего как в душе самого Лермонтова, - "встретилось священное с порочным", и порочное победило, но не окончательно, ибо "забвенья (о священном) не дал Бог, да он и не взял бы забвенья". Демон не раскаялся, не смирился перед Богом; для этого он был слишком горд, слишком считал себя правым. Не его вина, что душа его такая двойственная. Чувство правды было подавлено и оскорблено в сердце целого поколения. Люди эти остались одни, без ангелов и надежды, им открылось "море зла", в душе их родились разуверение и "сердечная пустота". Стоит ли удивляться явлению демонов... Но именно Лермонтов и его поэзия - великолепное доказательство того очевидного обстоятельства, что "потерянное" поколение послепушкинской молодежи не пожелало быть таковым, не отступило, не смирилось с навязываемой ему жизненной ролью вечных неудачников, мелких бесов и "шалунов". За "Демоном" у него неизбежно следует "Ангел". Иначе поэт не стал бы судьей этого поколения. Именно Лермонтов написал о языке поэзии: "Как дикарь, свободе лишь послушный, не гнется гордый наш язык". Таков сам поэт, таков его лирический герой, выразивший душу и мысли "потерянного" поколения молодежи.

35. “Песня про купца Калашникова...” м.Ю. Лермонтова: фольклорные образы и мотивы.

"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашни­кова» - единственная в XIX в. удачная стилизация фольклора в большой эпической форме, в стихе, близком к речевой организации песенного "лада". В "Песне..." нет чисто отрицательных персонажей, облагороженное, возвышенное про­шлое в целом противопоставляется измельчавшей современности. Све­дения из "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина о поощрении Иваном Грозным похищения его любимцами краси­вых жен знатных людей, дьяков, купцов, о том, что царь избрал некоторых похищенных женщин для себя в поэму не попали, как и то, что исторический Грозный конфисковывал имущество каз­ненных, а не обеспечивал их семьи. Лермонтовский царь Иван Васильевич не знает, что Кирибеевич влюблен в замужнюю, и готов помочь лишь законным путем: "Как полюбишься - празд­нуй свадебку, / Не полюбишься - не прогневайся"."Лукавый раб" обманул царя, нарушил христианский закон, почти обезумев от любви. Страсть его так велика, что он, как потом Мцыри, готов удовольствоваться несколькими мгновениями счастья. Такое умение любить вызывает сочувствие к нему автора и даже условных повествователей-гусляров. Гибель Кирибеевича описана так, как в фольклоре описывается смерть традиционного "добра молодца". И Кирибеевич, и Калашников - типично лермонтовские волевые, деятельные герои, но весьма разного морального достоинства. Дело Калашникова правое, однако он вершит самосуд. В поэме кроме конфликтов "Кирибеевич - семья Калашниковых" и "Калашников - царь" есть и третий конфликт, романтический конфликт достойного человека и толпы, принявший в данном случае форму вполне исторической социальной психологии. То, что глава обесчещен­ной семьи убил обидчика, "вольной волею", должно быть извест­но всем. Именно это смоет с семьи пятно позора. Как верно говорится в исследовании русского роман­тизма, "Грозный в поэме убежден в своей власти не только над жизнью и смертью, но и над душами своих подданных". Личное достоинство в Калашникове неотрывно от народных нравственных представле­ний. Потому, несмотря на "позорную" казнь (что в данном случае отчасти означает и обставленную как зрелище), похороненный не совсем по христианскому обряду - не на кладбище - Степан Па­рамонович оставил по себе хорошую память в народе. Повествование в ”Песне про купца Калашникова” основано на двух началах - коллективном и индивидуально-авторском. Стихия песенного исполнения гусляров наиболее проявлена в слове. Узнаваемы характерные ”устойчивые” формулы, синтаксические построения с градациями, повторами, инверсиями, которые свойственны поэтической речи. Индивидуально-авторское повествование, выражающее иную точку зрения, не сводимую к народной, заметить в тексте сложнее. Она выражена скорее не стилевыми, а композиционными формами. Иллюзия непосредственного гуслярного исполнения с характерным обрамлением рассказа зачином, запевом, концовкой, исходом, обращениями к слушателям настолько велика, что лишь сравнение с подобным типом рамочной конструкции в фольклоре, в частности, в былине, позволяет заметить индивидуально-авторскую точку зрения, которая объемлет повествование гусляров. Сравнение с былинами позволяет отметить, что запев, прибаутка, исход в ”Песне про купца Калашникова” выполняют более широкое, чем в былинах, задание, обрамляя повествование. Как и в фольклорном эпосе, эта ”рама” непосредственно связана с содержанием ”Песни” своей оценочностью, интонацией прославляющего примирения, которая гармонично завершает произведение. Но есть и отличие. Стянутые повторяющимися ”моментами” исполнения, эти традиционные детали повествования несут дополнительный смысл, которого нет в былинных ”прибаутках”. В них конкретизируется место исполнения - двор боярина Матвея Ромодановского,- упомянут гуслярный аккомпанемент рассказу, угощение певцов и ”полотенце белое, шелком шитое” - подарок белолицей боярыни. Благодаря деталям и смысловому единству обрамления возникает представление об особенностях пения гусляров, их аудитории, месте и времени исполнения. Отметим, что именно здесь, в обрамляющей части вводится одно из особых понятий, определяющих природу не только пения гусляров-скоморохов, но древнерусского искусства как особого феномена в целом - это ”потеха”. В ”Песне” содержится широкий круг древних смыслов и значений этого слова. Гусляры ”тешат” народ, вспоминая любовь-кручину царского опричника, суровый приговор царя, глашатаи зовут ”потешить” царя-батюшку зрелищем кулачного боя, ”посмеивается” Кирибеевич, обещая отпустить своего противника, и палач ”весело похаживает”, ”руки голые потираючи”. Следы древнего ритуального смеха, звучащего на игрищах, во время обрядовых праздников, придают особый колорит драматической истории. В ”песне о песне” лермонтовских гусляров проступают глубинные основы серьезно-смеховой культуры Древней Руси, гармонично соединявшей в карнавализованном действии скоморошины полярные начала смеха и плача, жизни и смерти. Внутри поэмы эту авторскую позицию выражает личный повествователь. Композиционно формы его проявления в тексте выражены в активном вмешательстве в течение событий. Для эпического сказителя такая активность не характерна, как не характерна она и для ранних форм классической эпопеи. В лермонтовской поэме концовки глав не завершены в виде отдельных песенных единиц эпопеи, а, напротив, содержат мотивы неопределенности, даже непредсказуемости дальнейшего хода событий. По-своему отдают ему должное и "стар человек", и "молодец", и "девица", и гусляры, которые, проходя мимо его могилы, "споют песенку". Мажорным, подлинно песенным аккордом "Песня..." и кончается.