Как мы запоминаем информацию. Как работают основные механизмы памяти

МОСКВА, 21 янв - РИА Новости. Человеческий мозг, по расчетам нейрофизиологов из института Салка, может вместить в себя примерно в 10 раз больше информации, чем считалось раньше, - несколько петабайт данных, чего должно хватить, чтобы вместить почти весь текущий контент интернета, говорится в статье, опубликованной в журнале eLife .

"Это настоящая бомба для нейрофизиологии. Мы нашли ключ к пониманию того, как работают нейроны гиппокампа, центра памяти, того, как им удается сочетать низкий уровень энергопотребления с высокой производительностью. По самым консервативным оценкам, емкость нашей памяти примерно в 10 раз больше, чем мы считали ранее, и ее объем составляет примерно петабайт, что сопоставимо с размерами всей глобальной паутины", — заявил Терри Седжновски (Terry Sejnowski) из Института Салка в Ла-Хойе (США).

Как объясняет Седжновски, сегодня ученые считают, что наши воспоминания содержатся в обособленной части мозга, которую нейрофизиологи называют гиппокампом. Память в нем хранится как в виде электрических импульсов, передаваемых от одного нейрона к другому, так и в виде химических сигналов, которыми нервные клетки обмениваются друг с другом.

Авторы статьи решили выяснить, как происходят эти процессы, создав полноценную компьютерную модель кусочка гиппокампа размером с одну кровеносную клетку. Симуляция работы даже такой небольшой части мозга, как признают Седжновски и его коллеги, оказалась крайне сложной вычислительной задачей из-за огромного числа соединений между нервными клетками.

Наблюдая за работой синапсов - нервных окончаний - в этой модели, нейрофизиологи заметили нечто крайне необычное. Оказалось, что ряд нервных клеток был связан с одними и теми же "соседями" не одним, а несколькими синапсами с примерно одинаковыми размерами и объемом, что означает, что они передают в нее две копии одного и того же сигнала.

С другой стороны, синапсы, связывающие нейрон с другими клетками, обладали иными размерами, что позволило авторам статьи определить "емкость" единичного нейрона, подсчитав типичное число синапсов разных размеров на каждой нервной клетке в гиппокампе.

Квантовый компьютер в человеческом мозге? Основоположники теории работы человеческого мозга и сознания Роджер Пенроуз и Стюарт Хамерофф утверждают, что текущее положение квантовой физики не в состоянии описать процессы, происходящие в мозге, и считают, что для этого нужна некая новая физика.

Как оказалось, нейроны содержат в себе неожиданно много синапсов разных размеров - 26 типов нервных окончаний, каждый из которых отличался по объему от ближайших к нему по размерам синапсов ровно на 8,3%. Подобная цифра означает в переводе на язык вычислительных устройств, что каждый нейрон может хранить в себе примерно 4,7 бита информации (26 = 2^4,7).

Как это все работает? Секрет заключается в том, что синапсы передают информацию не гарантированно, а с некоторым шансом, который ученые оценивают примерно в 60 процентов. Надежность доставки данных обеспечивается многократной передачей сигналов и особой системой "автокалибровки" синапсов - их размеры каждые две минуты меняются в большую или меньшую сторону в зависимости от запросов из других областей мозга и получаемых ими сигналов.

Благодаря столь неожиданно большому значению гиппокамп крыс, и, по всей видимости, человека, способен хранить в себе на порядок больше информации, чем считали ученые ранее, - около 5-20 петабайт данных, что сопоставимо с емкостью всей глобальной сети.

Подобные результаты, как отмечает Седжновски, упрочняют статус мозга как самого эффективного вычислительного устройства - потребляя всего 20 ватт энергии, наша нервная система оперирует массивами данных, недоступными для современных суперкомпьютеров. Это открытие, как надеются авторы статьи, должно вдохновить ученых на попытку воспроизвести эти свойства мозга в сверхэффективных вычислительных приборах.

У каждого найдутся свои маленькие хитрости, которые помогают запоминать больше и лучше. От детского подкладывания книги со стихами под подушку до рисования скетчей своих мыслей. Наука же описывает ряд общих черт того, как человеческий мозг принимает новую информацию.

1. Мы лучше запоминаем то, что видим

Мозг задействует 50% своих ресурсов для анализа увиденной информации. Другими словами, половина его мощности отводится обработке зрительных процессов, а оставшаяся часть делится среди остальных способностей организма. Причём зрение напрямую влияет на другие чувства. Прекрасный тому пример - испытание , в котором 54 любителей вина попросили продегустировать несколько образцов виноградного напитка. Экспериментаторы подмешали безвкусную красную краску без запаха в белые вина, чтобы выяснить, смогут ли участники обнаружить подвох. Они не справились, и красное зашло вместо белого на ура.

Зрение - настолько важная часть того, как мы интерпретируем мир, что оно может подавлять остальные чувства людей.

Ещё одно неожиданное открытие , связанное со зрением, заключается в том, что мы видим текст в качестве отдельных изображений. В то время как вы читаете эти строки, ваш мозг воспринимает каждую букву в виде картинки. Это факт делает чтение невероятно неэффективным по сравнению с получением информации из изображений. При этом двигающимся объектам мы уделяем большее внимание, чем статичным.

Изображения и анимация способны ускорить ваше обучение. Добавляйте каракули, фотографии или вырезки из газет и журналов к своим заметкам. Используйте цвета и диаграммы, чтобы проиллюстрировать новые знания.

2. Мы помним общую картину лучше её частностей

Изучая множество новых понятий, нетрудно утонуть в нарастающем потоке данных. Для того чтобы избежать перегрузки, необходимо оглянуться назад и обрисовать общую картину. Вы должны уяснить, как свежие знания вписываются в единый пазл, как они могут быть полезны. Мозг лучше усваивает информацию, если он проводит связь между ней и чем-то ранее познанным в рамках одной структуры.

Для лучшего понимания приведём метафору. Представьте, ваши извилины - шкаф со множеством полок. По мере того, как вы раскладываете по шкафу всё большее количество одежды, вы начинаете её разделять по разным признакам. И вот обновка (новая информация) - чёрная кофта. Её можно отправить к другим вязаным вещам, положить к зимнему гардеробу или определить к тёмным собратьям. В реальной жизни ваша кофта найдёт своё место в одном из этих уголков. В вашем мозге знания связываются со всеми остальными. Вы без труда вспомните информацию позже, ведь она уже пронизана нитями того, что крепко засело в вашей голове.

Держите в поле зрения большую схему или списки заметок, объясняющие целую картину того, что вы изучаете, и всякий раз добавляйте туда новые элементы на протяжении всего нелёгкого пути.

3. Сон сильно влияет на память

Исследования показали , что полноценная ночь сна между зубрёжкой и экзаменом существенно улучшает результаты. В одном из экспериментов проверялись двигательные навыки участников после их интенсивного обучения. И те испытуемые, кто спал 12 часов до проверки, показали куда лучшие результаты, чем те, кого тестировали каждые 4 часа бодрствования.

Дремота также добавляет положительный эффект. В стенах Калифорнийского университета выяснилось , что студенты, которые кемарили после решения сложного задания, выполняли следующие задачи лучше, чем те, кто не сомкнул век.

wernerimages/Shutterstock.com

Важно знать, что сон хорош не только после, но и до обучения. Он превращает мозг в сухую губку, готовую впитывать в себя каждую каплю знаний.

4. Недостаток сна пагубно влияет на обучаемость

Недостаточная осведомлённость о сне и недооценка его важности самым неблагоприятным образом сказываются на «гибкости» ваших извилин. Наука ещё очень далека от детального описания всех целебных функций отдыха, но она чётко представляет, к чему ведёт его нехватка. Дефицит сна заставляет голову снижать обороты, действовать без здравого риска по шаблонным схемам. К тому же увеличивается шанс получить физическое повреждение из-за усталости всех «винтиков» организма.

Что касается обучения, недостаток сна сокращает способность мозга принимать новую информацию на 40% . Так что незачем мучить себя ночами с низким КПД, лучше отдохнуть и проснуться во всеоружии.

Результаты исследований Гарвардской медицинской школы содержат интересные цифры: ограничение сна в первые 30 часов после усвоения чего-то нового может свести на нет все достижения, даже если вы отлично выспитесь по прошествии этих суток с хвостиком.

Нормализуйте объём и периодичность сна во время обучения. Так вы будете намного более внимательны и сможете избежать провалов в памяти.

5. Мы сами учимся лучше, когда даём уроки другим

Подтверждением этому служит очень показательный эксперимент . Учёные разделили участников на две равные группы и выдали им одинаковые задания. По легенде половине испытуемых чуть погодя предстояло донести полученные знания до других людей. Нетрудно догадаться, что будущие «учителя» показали более глубокий уровень усвоения. Исследователи воочию убедились в силе «ответственного умонастроения», которое и дало столь эффективный результат.

Подходите к обучению с позиции «наставников». Так ваше подсознание заставит мозг различать тонкости схожих определений, тщательно разбирать материал и копаться в нюансах.

6. Мы лучше учимся по тактике чередования

Зачастую повторение кажется единственно верным способом заучить информацию или отточить навык. Такой метод не раз применялся вами при зазубривании стихотворения или броске в створ ворот с одной руки. Однако не столь очевидная тактика чередования может дать больший эффект.

Так, в одном эксперименте участникам показывали картины, написанные в разных художественных стилях. Первой группе последовательно демонстрировали по шесть примеров каждого стиля, а второй - вперемешку (разные школы в случайном порядке). Победили последние: они вдвое чаще угадывали принадлежность к стилю. Любопытно, что 70% всех испытуемых до начала исследования были уверены, что последовательность должна дать фору чередованию.

Не стоит зацикливаться во время тренировки только на пенальти. Изучая иностранный, смешивайте запоминание слов с прослушиванием речи в оригинале или письмом.

Привет, комрады. Пора уже нам взрослеть и обрастать силой по всем направлениям: как физическим, так психическим и социальным. Меня зовут Денис Борисов и сегодня мы будем закладывать то, что я называю «основой» или «базой» для всех остальных сфер нашей жизни. Знаете ли вы, в каком обществе мы живем? Самые популярные ответы обычно: капиталистическом, индустриальном, демократическом или уж совсем смешные (некоторые верят, что мы живем, к примеру, в правовом обществе, гыгыгыгы). НО, на мой взгляд, то, что действительно отличает нашу цивилизацию от прошлых, — это наличие огромного количества данных и информации, которыми современный человек окружен и вынужден оперировать. Поэтому, внимание, мы живем в ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ! И наша задача научится чувствовать себя в этом обществе как рыба в воде.

О.к. Теперь самое главное. У нас сюжет соправаждает аж ДВА видеоролика:

ПАМЯТЬ 1.0 (как запомнить все)

ПАМЯТЬ 2.0 (человек vs компьютер)


Огромные потоки информации окружают нас повсюду . Мы привыкли к ним и не замечаем, но, поверьте, если выдернуть из прошлого нашего предка, то он бы не смог самостоятельно выжить в нашем обществе потому что у него отсутствует навык усвоения такого количества информации. Он бы просто сошел с ума или опустился на самое дно социума.

Ты просыпаешься, завтракая ты уже впитываешь чудовищный обьем информации из телевизора. Затем ты едешь на работу продолжая делать то же самое, читая книгу и слушая одновременно радио. На работе у тебя интернет и открыто сразу множество сайтов. Ты знаешь огромное количество вещей . Ты знаешь курсы валют, где лучше всего отдыхать в этом году, температуру кипения воды, как выглядит флаг государства находящегося на другой стороне планеты, как сделать спирт из браги, чем отличается протеин от креатина и массу остальных нужных или не очень нужных знаний.

Еще совсем недавно, каких то пару сотен лет назад, для большинства наших предков серьезной новостью было рождение котят у кошки деревенского старосты. А если удавалось побывать раз в год в столице на ярмарке, то такой человек мог годами приковывать внимание слушателей у себя дома пересказом этого «выдающегося» в его жизни события.

А сейчас даже начало войны в странах ближнего востока для нас уже не новость, а обыденность. Вместо же ярмарки у нас куча клоунов на эстраде, которым просто уже нечем нас удивить: Пап, а кто такие трансвеститы? – Не знаю, помоги лучше лифчик застегнуть (мат, сиськи, совокупления в прямом эфире, драки и пидаристия настолько приелись, что людям даже лень это обсуждать).

Естественный отбор все расставляет по своим местам. Выживают самые приспособленные. Чем лучше человек умеет впитывать и оперировать информацией, тем выше его ранг в современном обществе . Тем прочнее он стоит на ногах и тем больше шансов у него реализоваться. Что ж…Надеюсь я вас убедил. А кого не убедил, тот — Филип Киркоров.

Хорошо. Еще раз: важно уметь «впитывать» и оперировать информацией. Сегодня я вас научу «впитывать» информацию большими кусками, складировать ее в ваш мозг и хранить очень долго или не очень в зависимости от нужды.

Когда мне было около 12 лет, родители отдали меня на какие-то «мутные» тренинги улучшения памяти. Назывался тот кружок «Мальто», что это обозначало, я так и не узнал (даже Гугл Всемагущий не в курсе) , но зато я узнал очень много интересных вещей помогающих запоминать информацию. Те вещи я до сих пор использую в своей жизни, когда мне нужно что то запомнить. И начнем мы с мозга и информации.

Где в мозге хранится информация?

Вопрос очень забавный, потому что никто не может на него четко ответить. Многие ученые уверены, что мозг вообще не запоминает «информацию», а запоминает нечто совершенно другое, на что мы обычно не обращаем внимания.

Эти же ученые разбивают всю «информацию» на три группы.

1.Продукт деятельности мозга: создается мозгом человека т.е. ее нет без человека. Это вербальные образы, слова, т.е. образы (на бумаге) и музыкальные образы. Короче мозг может создать образы, которые вы зафиксируете на чем то и это смогут увидеть ваши потомки. Формулы, книги, файлы…все это относится к этому типу.
2.Обьекты окружающего мира : физические и химические сигналы, которые отражаются в вашем мозге через каналы восприятия (глаза, уши, нос и т.д.)
3.Связи между объектами окружающего мира : солнце на небе, когда молния, то гром, если насморк, то болен и т.д.

Первые две группы «информации» мозг не запоминает. В это сложно поверить, но это так. Вся эта информация никак не фиксируется мозгом. Ее нет в мозге (даже в виде электрических импульсов). Мозг не запоминает образы.

Денчик, но я же помню образы и слова. Откуда же они тогда берутся? Все очень просто: это рефлексы. Скажите, откуда берется отдергивание руки, когда вы дотронулись до горячего чайника? Ниоткуда! Жар воздействует на рецепторы и срабатывает связь (рефлекс) отдернуть руку. Так происходит и с любыми другими «образами» (телефоны, текста и т.д.). Все это создается (генерируется) мозгом из связей.

Поэтому важно, чтоб в мозг начали поступать стимулы, заставляющие срабатывать образованные ранее связи, по которым происходит «создание» (генерация) информации: слов, цифр и других образов.

Именно поэтому вам не возможно запомнить без связанный набор цифр. К примеру, номер телефона: 9174145. НО, чем больше вы увидите связей, тем проще вам запомнить нужный набор цифр. Посмотрите внимательно: 1917 — октябрьская революция в России, 1941 начало войны, а 1945 г. — ее конец. Связали все это в голове и вот…. уже все запомнилось.

Смысл памяти

Представьте, что я вам говорю: «Комрады, понедельник» . Или: «4 и 9» . Запоминание одноэлементного сообщение не имеет смысла (связи), до тех пор, пока не появится второй элемент: «блог Дениса Борисова выходит по понедельникам», » В одном грамме белка или углевода 4 Ккал, а в одном грамме жира 9 Ккал». Появление связи сразу же упрощает дело.

ВЫВОД: Память работает по единственному принципу «стимул — реакция (рефлекс)». Ничего другого нет. Система связей объясняет все.
А теперь, ВНИМАНИЕ! За счет образование связей (ассоциаций) облегчается запоминание нужно информации и увеличивается «обьем» памяти . Есть множество хитрых приемов и техник образования таких связей. И сейчас мы разберем основные.

Основная идея всех этих приемов заключается, во-первых, в замене абстрактных объектов и фактов на визуальные образы (чаще всего визуальные, хотя есть еще аудио и кинестетические образы). А во-вторых, в связывании новых образов и объектов с уже имеющейся информацией (связями-образами) в памяти . Совокупность всех этих приемов и техник называется МНЕМОТЕХНИКА. Люди, которые ей занимаются в состоянии легко запомнить, к примеру, 100 цифр и слов подряд. Причем это совсем не сложно если знать как. В средних классах школы я провоцировал соревнования с группой одноклассников: кто запомнит подряд больший ряд слов, и всегда выигрывал, потому что пользовался мнемотехникой, а они пытались «зазубрить» последовательности.

На практике.

Часто меня спрашивают парни: Ден, как же все это использовать на практике? Очень просто друзья. Процесс запоминания — это поиск связей, либо создание новых связей в массиве образов вашего головного мозга. ВСЕГДА ИЩИТЕ или СОЗДАВАЙТЕ новые ВИЗУАЛЬНЫЕ СВЯЗИ (образы) ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.

Никогда не пытайтесь запомнить («зазубрить») абстрактную информацию, потому что абстракции мозг не запоминает. Всегда создавайте ОБРАЗЫ-СВЯЗИ (рисунки) у себя в голове.

Примеры:

sleeve — анг. Рукав. Это английское слово можно «зубрить» пол дня и в результате так и не запомнить. А можно придумать зрительный образ-связь и запомнить моментом. Представьте себе рукав свитера (плаща, пулловера и т.д.) который провисает от спелых слив набитых туда. Человек в подобном прикиде смотрится очень странно, но это только нам на руку: ассоциация РУКАВ ПОЛНЫЙ СЛИВ теперь запомнится навсегда. Мы создали образ-связь и он комфортно лег в наш мозг.

Супинация и пронация : образ «Суп несла - пролила». Представим себе сексуальную официантку подающую вам суп — супинация (ладонь разворачивается в сторону большого пальца), а вот она разливает горячий суп себе на ноги — пронация (ладонь разворачивается в сторону мезинца)

Геометрия : чем отличается биссектриса от медианы? Нам нужно определиться что такое первое, и что такое второе. Создаем яркие образы.

  • Биссектриса - это крыса (бегает по углам и делит их пополам/шныряет по углам, разгрызает пополам)
  • Медиана - это обезьяна (лазает по сторонам, делит их пополам/прыгает по сторонам, ломает их пополам)

Цвета радуги: Красный, Оранжевый, Жёлтый, Зелёный, Голубой, Синий, Фиолетовый. Классика жанра — сочный образ: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

Спектральные классы звезд: O, B, A, F, G, K, M. Зазубрить эту абстрактную последовательность очень сложно, поэтому мы так поступать не будем. Нам нужны сочные образы. К примеру так: Один Бритый Англичанин Финики Жевал, Как Морковь. Ну а если вы уже выучили английский язык, тогда вам еще проще: вспоминаем нашу сексуальную официантку и делаем ей не пристойное предложение: O, Be A Fine Girl, Kiss Me.

Сывороточный и казеиновый протеины. Оба молочные, но один быстро усваивается, а второй долго. Как запомнить? Эта девушка принесла нам стакан МОЛОКА, которое на солнце БЫСТРО СВЕРНУЛОСЬ (сывороточный «свернулось»). А вот та телка — КОЗА не дает ДОЛГО (казеиновый — долгий).

Какие образы-связи лучше всего использовать?

Такие образы как: секс, сперма, говно, смерть, боль, гомики и т.д. очень хороши для облегчения запоминания. Потому что, чем ассоциация более эмоциональна, тем лучше и быстрее она запоминается. Т.е. чем пошлее ваш зрительный образ тем проще вы его запомните . Если у вас получится придумать ассоциацию при мысли о которой вы краснеете, то будьте уверены: вы запомните нужное на всю жизнь.

Использовать близкие вам образы лучше, чем обобщенные. Если вы представляете официантку для того, чтоб запомнить понятия «супинация — пронация» или «спектральные классы звезд», то лучше ее представить в виде вашей соседки, которую вы хотите трахнуть уже пол года, либо в виде Анжелины Джоли в стрингах и на высоких каблуках. Чем больше эмоций, и чем ближе образ, тем лучше запоминание.

Пример: вам нужно запомнить последовательно планет солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон ). Я в детстве уже знал всю земную группу до Марса, а вот чтоб запомнить планеты гиганты я использовал слово код «ЮСУНП » (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Само слово я «зазубрил» потому что был не опытный и не использовал яркие зрительные образы. Сейчас я бы поступил гораздо проще.

ЮСУНП You СУН ул П исю в Гигантскую девочку (1-й вариант)

М-В-З-М-Ю-С-У-Н-П — Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пиздюлю (или Пилюли). (2-й вариант)

Как видите, с помощью таких образов, запоминание идет гораздо веселее.

Размер образов — следующий важный фактор для успешного запоминания. Размер всех образов должен быть крупным (заполнять воображение). Если вы представили муравья, то увеличите его предельно.

Соединяя разные по размерам образы, меняйте их размер. Если вы соединяете образ муравья и самолета, то муравья мы увеличиваем а самолет уменьшаем, чтоб они были соразмерны. (К примеру вам нужно запомнить, что Вася Муравьев работает диспетчером на авиа линиях — вот и представьте на сидящем на огромном самолете огромного муравья с микрофоном в жопе)

Запоминая, концентрируйтесь (фокусируйтесь) на конкретной паре и только потом переходите на следующую. Для этого обычно достаточно 5-6 секунд (если пара уже готова)

Часто путают процесс соединения образов с понятием ассоциации. Соединение образа телки-козы и казеинового протеина — это не образование ассоциации. Это СПОСОБ, с помощью которого образуется ассоциация: казеиновый протеин значит долгий, значит молочный.

Все ассоциации нужно запоминать ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО . Это делается двумя основными способами:

1. ассоциации на вспомогательных образах (шагаем от образа к образу делая связи)
2. связь ассоциаций между собой («матрешка»). (Погружаемся в образ)
«Матрешка» образует некий «информационный блок» родственной информации. Это способ удобно использовать для запоминания группы такой информации (таблицу, список номеров, последовательность глав и т.д.)

Образование ассоциаций

Ассоциация — это группа образов кодирующая информацию. В такой группе всегда должна присутствовать ОСНОВА (главные элемент) и другие образы — ЭЛЕМЕНТЫ ассоциации. Элементы могут быть заранее подготовленными (подбор цифрового или буквенного кода), либо элементы можно создавать в процессе создания связей (в процессе запоминания). Что такое заранее подготовленный цифровой или буквенный код?

Приемы кодирования информации.

Для запоминания сложной абстрактной информации (числа, буквы) можно подготовить заготовки (шпаргалки) — готовые образы, которые будут выступать ЭЛЕМЕНТАМИ для запоминания ОСНОВНОЙ информации.

Есть готовые коды (если вы читаете сейчас «подполье» то, они находятся внизу после статьи), а можно придумать коды свои собственные….специально для себя. Так качество вашего мнемокодирования будет еще лучше. Как это делается? Например нам нужно запомнить какой то набор цифр. К примеру 1265 — код от вашей email почты. Образ вашей почты будет — ОСНОВОЙ, к которой мы будем крепить элементы кода.

Код-шпаргалку мы составляем (или запоминаем готовый). один раз и на всю оставшуюся жизнь из ярких образов (существительных).

Пример (импровизирую походу):

0 — рама (похожа по форме на «ноль»)
1- Ока-река (течет прямо как стрелка)
2- Юла (вращается зигзагом)
3- Тир (Созвучие Три-Тир)
4- Чайник (Четыре начинается с Ч)
5- Пар (та же фигня)
6- Шар (та же фигня)
7 — Коса (похожа по ферме на косу)
8…- сами придумайте…устало я))))))

Запомнить такой код очень легко, особенно если вы сами его придумаете. Фактически в момент придумывания (подбора зрительной связи-ассоциации УЖЕ происходит запоминание)

О.к. Как это работает? ОБРАЗ вашей email почты + 1 (Ока) + 2 (Юла) + 6 (Шар) + 5 (пар). Теперь нам нужно последовательно объединить эти образы. Представляем себе огромный разбитый монитор компьютера из которого растекается р. Ока, огибает чуть меньшего размера Юлу, вместо ручки у которой Шар, а над разбитым монитором вьется маленькая струйка Пара.

Когда вы садитесь за комп и пытаетесь вспомнить код от электронной почты, вы последовательно извлекаете образы: Комп (почта), Ока, Юла, Шар, Пар = пароль от мыла: 1265. Разве это не чудесно?

Причем готовый цифровой код вы можете использовать бесконечно количество раз для запоминания бесконечно большого количества цифровой информации.

ВАЖНО: не используйте готовый код как ОСНОВНОЙ ОБРАЗ, а только как вспомогательные элементы . Почему? Потому что вы запутаетесь в образах. Начало (основной образ) всегда должен быть оригинальным, чтоб не было в будущем путаницы. Если вы пару раз используете в качестве основного образа готовый код — ТИР (к примеру), то как вы будите разбираться в каком случае и к чему он относится?

Готовые коды — великолепный способ запоминать все что угодно в больших количествах . Я вам дал не большой пример (после статьи смотрите остальные варианты), которых существует огромное количество. Для удивительных успехов вам нужно запомнить цифры не от 0 до 9, а хотя бы от 0 до 100. Это позволит вам запоминать четырехзначные цифры с помощь двух образов (см. в конце статьи готовый код). К примеру 4435 — это две цифры 44 + 35. В вашем двухзначном коде это могут быть образы ЧеЧенца, ЧеЧевицы (цифра 44) и ТоПор (цифра 35) . В итоге, если 4435 код от парадного вашей подружки, тогда можно просто представить в дверях этого парадного чеченца с огромным топором в грудине (кишки и кровь активно стекают на пол). Такая жесткая ассоциация-связь запомнится вам потом на всю оставшуюся жизнь.

Если же вы сможете создать трехзначный цифровой код-шпаргалку т.е. запомните почти 1000 трехзначных цифр, тогда ваши возможности по запоминанию цифровой информации ускорятся еще на один порядок. Кстати кодировать можно и нужно не только цифры. Можно кодировать месяцы года и дни недели для облегчения запоминания конкретных дат. (образцы смотрите в приложении к рассылке)

Создание «Директорий» для хранения и извлечения информации.

Вам очень легко можно найти вещь в том случае, когда вы знаете, где она должна лежать. Именно поэтому на компе вы обычно создаете директории (графика, видео, игры, тексты и т.д.). Причем часто они последовательны Работа-Тексты-Договора…или Графика-фоты-порно-большие сиськи…. Подобные «папки» и последовательности можно создавать и в своей голове для облегчения работы с информацией.

Как создать такие «папки» в своей голове? Очень просто. Нам нужны последовательные «опорные точки» (образы) для того, чтоб мы могли к ним привязывать те или иные данные в зависимости от направленности.

У вас уже сейчас в голове есть множество подобных «опорных точек», которые можно использовать. Например: последовательность зрительных образов на пути с дома до тренажерного зала или работы (подъезд, лестница, скамейка, дорога, магазин, дома вокруг, остановки автобуса…). Огромное количество последовательных (постоянных) зрительных образов в вашей голове, каждый из которых можно дробить на еще более мелкие образы до бесконечности. Например магазин рядом с остановкой имеет ряд отделов, а в отделах разные полки…и т.д. Какая нам выгода с всего этого?

Ну представим, что вы не просто запоминаете телефон девушки Кати, а «сохраняете» его в нужной директории — Телефоны (продуктовый магазин) — новые телки (мясной отдел) — буква С (деревянные сани в углу мясного отдела) — Саша (металлическое кольцо в спинке саней т.к. у Саши пирсинг). А уже к этому кольцу мы можем прилепить готовый числовой код по принципу, который я вам объяснял чуть раньше.

Теперь представьте: лежите вы субботним вечером один на пляже, с новым телефоном, потому что старый вы, дурак, потеряли и думаете об одном: Кому бы вдуть? Хм…вдуть…это нужна женщина (я надеюсь что вы относитесь к традиционной ориентации) и ее телефон для начала. Тэкссс….Телефоны у нас в директории «продуктовый магазин», что тут у нас…. рабочие телефоны у нас в «бакалее», родня в «молочном»…ах вот оно….новые телки в «мясном отделе». Так…что тут у нас….Параболическая Антена — буква А: Алина, Алена…маленькая грудь…Не..не то….Так..хм….Сани: буква С….Саша с пирсингом и большими сисями…а вот и телефончик. Звоним!

Только представьте насколько эффективно вы пользуетесь знаниями. Насколько быстро и систематически вы можете извлекать всю нужную информацию. Та с помощью такой технологии можно выучить 5-ти летнею академическую программу за пару месяцев. Причем не просто выучить, а систематизировать и запомнить на всю жизнь. Было бы желание.

Можно создавать временные директории для оперирования временной информацией как ОЗУ (оперативная память) в компе. К примеру обстановка в любом знакомом вам месте (квартира, работа, тренажерный зал) это уже готовая последовательная директория. Когда вам нужно запомнить последовательную информацию на какое то короткое время, то вы просто загружаете эту знакомую директорию.

Тренажерный зал: от входа — стойки для приседаний — блочная рама — гантельный ряд — брусья — римский стул и т.д… Теперь нужную для запоминания временную информацию вы просто последовательно привязывайте к образам: стойки…затем…рама…гантели…потом брусья и т.д. Для извлечения смотрим последовательно образ и что к нему привязано: так стойки…хм…на них курьер с протеином…тэкс….и телефончик его….так что там у нас дальше….блочная рама с прибитым календарем (план дел на сегодня)…. и так далее. На следующий день можно загрузить директорию другой временной информацией.

Метод активного повторения

О.к. поговорим теперь о том, как перенести информацию из временной памяти в долговременную. Как вы уже поняли мы храним информацию в виде связанных между собой зрительных образов. НО если этими СВЯЗЯМИ не пользоваться, тогда они саморазрушаются. В этом и заключается причина забывания информации. Причем чем хуже (слабее) связи, тем быстрее они разрушаются. Чем меньше вы ими пользуетесь, тем быстрее они разрушаются.
ВЫВОД: для сохранение связей, их необходимо повторять! При многократной активизации связей происходит перевод информации из краткосрочной в долгосрочную.

Очень важный секрет. Современная система изучения информации в ВУЗах и школах в корне НЕ ВЕРНА! Потому что использует многократное восприятие этой информации (многократное прочтении или просмотр информации). Это не работает с абстрактной информаций. Студенты очень не эффективно тратят свое время.

Запомните: для того чтоб закрепить связи между образами ВЫ ДОЛЖНЫ их ПРИПОМИНАТЬ!!! ! Т.е. не просматривать из внешнего источника, а доставать из внутреннего источника (из ваших мозгов). ПРОСМОТР — это кал. ПРИПОМИНАНИЕ — это золото!

Если вы не можете вспомнить какую то связь, то это значит можно подсмотреть и обновить зрительный образ (сделать его более ярким). НО правильно все же сначала создать зрительные образы и запомнить всю информацию (сделать контрольное припоминание сразу после усвоения). После этого можно регулярно «доставать» эти знания из головы (припоминать). Как часто и как долго?

Делаем один подход (от и до). через час после контрольного запоминания. Следующий подход мы делаем через три часа и последний вечерний (чрез 6 часов) перед сном. Последнее для закрепления — на следующий день утром. В следующие 3-4 дня вы либо повторяете всю процедуру в полном обьеме 3-4 припоминания в день), либо чуть в меньшем обьеме. Затем интенсивность повторений можно снизить до 1 «извлечения» в день. Через две недели вы запомните информацию настолько качественно, что для ее постоянного хранения вам будет достаточно одного припоминания раз в 2 месяца.

Когда вы хорошо запомните информационные образы, их повторение будет у вас отнимать очень мало времени, потому что вы будете прогонять в голове только основные визуальные образы, без глубокого сознательного их разложения. То на повторение чего у вас уходило скажем 5 минут в начале, через пару месяцев у вас будет отнимать 5-20 секунд. И это хорошая новость.

Компьютер VS Человек

— В конце-концов, полтора кило мозгов — куда большая загадка, чем грамм кремния в микросхеме
С. Лукьяненко, «Лабиринт отражений»

Наш мозг — удивительная штука. Человеческий мозг — самая сложная вещь, в этом мире. Только вдумайтесь в цифры: 150 миллиардов нейронов, каждый из которых может организовывать до 10.000 связей. Это убийственное число больше чем количество звезд в нашей расширяющейся вселенной. Сравнивать мозг и компьютер — это все равно что сравнивать рогатку с ядерной бомбой. Не верите?

Просто оглянитесь вокруг. Как вам? Только представьте, какая должна быть у компа конфигурация, чтоб воспроизводить такую графику? Есть люди, которые скажут, что компы гораздо быстрее оперируют с информацией….Но, друзья….Оглянитесь еще раз вокруг. Только представьте какой сумасшедший массив информации обрабатывает и постоянно корректирует ваш мозг. Причем все это в пассивном режиме. Воистину, любой комп — примитивная игрушка, по сравнению с мозгом человека. Единственное его «кажущееся» преимущество связанно с тем, что человек научил компьютер работать с определенной информацией и по определенному алгоритму. НО….с таким же успехом человек может и сам научится и определится с нужными алгоритмами. Только и всего. Сегодня я попытался дать вам нужное направление для выбора алгоритма хранения и извлечения информации. К сожалению всего рассказать не возможно и я затронул только самую верхушку. НО…главное начать. Так же как и в любом другом деле.

Выводы:

  1. Используем визуальные образы для формирования связей. В этом суть запоминания.
  2. Чем более красочный или пошлый образ, тем лучше он запоминается
  3. Лучше потратить пару минут на придумывание образов и запомнить потом за 6 секунд, чем «зубрить» пару минут информацию и забыть ее к вечеру.
  4. Запоминание — это регулярное ИЗВЛЕЧЕНИЕ из ПАМЯТИ, а не просмотр внешних источников.
  5. Цифровые коды (Шпаргалки) — облегчают запоминание
  6. «Директории» в голове можно и нужно создавать так же как и в компе.

Яндекс.Директ

1. Мы лучше запоминаем то, что видим

Мозг задействует 50% своих ресурсов для анализа увиденной информации. Другими словами, половина его мощности отводится обработке зрительных процессов, а оставшаяся часть делится среди остальных способностей организма. Причём зрение напрямую влияет на другие чувства.

Прекрасный тому пример — испытание, в котором 54 любителей вина попросили продегустировать несколько образцов виноградного напитка. Экспериментаторы подмешали безвкусную красную краску без запаха в белые вина, чтобы выяснить, смогут ли участники обнаружить подвох. Они не справились, и красное зашло вместо белого на ура.

Ещё одно неожиданное открытие, связанное со зрением, заключается в том, что мы видим текст в качестве отдельных изображений. В то время как вы читаете эти строки, ваш мозг воспринимает каждую букву в виде картинки. Это факт делает чтение невероятно неэффективным по сравнению с получением информации из изображений. При этом двигающимся объектам мы уделяем большее внимание, чем статичным.

2. Мы помним общую картину лучше её частностей

Изучая множество новых понятий, нетрудно утонуть в нарастающем потоке данных. Для того чтобы избежать перегрузки, необходимо оглянуться назад и обрисовать общую картину. Вы должны уяснить, как свежие знания вписываются в единый пазл, как они могут быть полезны. Мозг лучше усваивает информацию, если он проводит связь между ней и чем-то ранее познанным в рамках одной структуры.

Для лучшего понимания приведём метафору. Представьте, ваши извилины — шкаф со множеством полок. По мере того, как вы раскладываете по шкафу всё большее количество одежды, вы начинаете её разделять по разным признакам. И вот обновка (новая информация) — чёрная кофта. Её можно отправить к другим вязаным вещам, положить к зимнему гардеробу или определить к тёмным собратьям.

В реальной жизни ваша кофта найдёт своё место в одном из этих уголков. В вашем мозге знания связываются со всеми остальными. Вы без труда вспомните информацию позже, ведь она уже пронизана нитями того, что крепко засело в вашей голове.

3. Сон сильно влияет на память

Исследования показали, что полноценная ночь сна между зубрёжкой и экзаменом существенно улучшает результаты. В одном из экспериментов проверялись двигательные навыки участников после их интенсивного обучения. И те испытуемые, кто спал 12 часов до проверки, показали куда лучшие результаты, чем те, кого тестировали каждые 4 часа бодрствования.

Дремота также добавляет положительный эффект. В стенах Калифорнийского университета выяснилось, что студенты, которые кемарили после решения сложного задания, выполняли следующие задачи лучше, чем те, кто не сомкнул век.

Важно знать, что сон хорош не только после, но и до обучения. Он превращает мозг в сухую губку, готовую впитывать в себя каждую каплю знаний.

4. Недостаток сна пагубно влияет на обучаемость

Недостаточная осведомлённость о сне и недооценка его важности самым неблагоприятным образом сказываются на «гибкости» ваших извилин. Наука ещё очень далека от детального описания всех целебных функций отдыха, но она чётко представляет, к чему ведёт его нехватка. Дефицит сна заставляет голову снижать обороты, действовать без здравого риска по шаблонным схемам.

Что касается обучения, недостаток сна сокращает способность мозга принимать новую информацию на 40%. Так что незачем мучить себя ночами с низким КПД, лучше отдохнуть и проснуться во всеоружии.

Результаты исследований Гарвардской медицинской школы содержат интересные цифры: ограничение сна в первые 30 часов после усвоения чего-то нового может свести на нет все достижения, даже если вы отлично выспитесь по прошествии этих суток с хвостиком.

5. Мы сами учимся лучше, когда даём уроки другим

Подтверждением этому служит очень показательный эксперимент. Учёные разделили участников на две равные группы и выдали им одинаковые задания. По легенде половине испытуемых чуть погодя предстояло донести полученные знания до других людей. Нетрудно догадаться, что будущие «учителя» показали более глубокий уровень усвоения. Исследователи воочию убедились в силе «ответственного умонастроения», которое и дало столь эффективный результат.

6. Мы лучше учимся по тактике чередования

Зачастую повторение кажется единственно верным способом заучить информацию или отточить навык. Такой метод не раз применялся вами при зазубривании стихотворения или броске в створ ворот с одной руки. Однако не столь очевидная тактика чередования может дать больший эффект.

Так, в одном эксперименте участникам показывали картины, написанные в разных художественных стилях. Первой группе последовательно демонстрировали по шесть примеров каждого стиля, а второй — вперемешку (разные школы в случайном порядке). Победили последние: они вдвое чаще угадывали принадлежность к стилю. Любопытно, что 70% всех испытуемых до начала исследования были уверены, что последовательность должна дать фору чередованию.

Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.

50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California ) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker ), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или .

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.

  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School ) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko ), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций », — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice ) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt ). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех ».