Психологическая подготовка детей к школе. Подготовка к школе

Светлана Чуракова
Как психологически подготовить ребёнка к школе

Как .

Для того чтобы обучение в школе приносило ребёнку радость и не тяготило его, необходимо заранее подготовить дошкольника правильно . Особенно важно уделить внимание психологической готовности малыша . О том, как подготовить ребёнка психологически , мы поговорим далее.

Психологическую готовность к обучению определяют несколько важных критериев. Например, наличие внимания, воображения, мышления и памяти у ребёнка , его способность воспринимать информацию на слух. Также дети должны адекватно воспринимать себя в новом статусе, стремиться к знаниям, уметь находить общий язык со сверстниками. Давайте разберёмся в том, что включает в себя психологическая подготовка ребёнка к школе . Как подготовить ребёнка к школе психологически . Чтобы психологически подготовить ребёнка к обучению ,родителям нужно следовать нескольким важным правилам :

1. Развивайте в детях познавательный интерес, мотивируйте ребёнка на получение новых знаний.

2. Вырабатывайте у дошкольника способность преодолевать трудности и завершать любое начатое дело.

3. Подготовьте ребёнка к препятствиям морально, расскажите о том, с чем он может столкнуться в процессе обучения.

4. Развивайте в детях способность анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать. Читайте ребёнку книги , а затем просите, чтобы он рассказал вам то, о чём вы прочитали.

5. Учите детей грамотно строить предложения и отстаивать свою точку зрения.

6. Обязательно сделайте всё для того, чтобы ваш ребёнок общался со сверстниками и умел находить с ними точки соприкосновения.Коммуникативные навыки можно получать абсолютно в любом месте : на детской площадке, в детском саду, в различных кружках.

7. Воспитывайте в ребёнке усидчивость , например, с помощью настольных игр.

Программа психологической подготовки детей к школе

Психологическая программа по подготовке к школе обязательно должна включать в себя обучение ребёнка основным понятиям . Он должен понимать различия между добром и злом, плохими и хорошими поступками. Также важно научить ребёнка правилам поведения в обществе, навыкам самообслуживания. Объясняйте детям то, как проходит обучение в школе , что такое уроки, как выполняются домашние задания, как следует общаться с учителем или одноклассниками. Так ему будет проще адаптироваться в непривычной для него атмосфере.

Развивайте логическое мышление у детей. В этом вам помогут специальные задачи, настольные игры. К тому же, настольные игры помогут развивать усидчивость ребёнка .

Таким образом, задача родителей – подготовить ребёнка к школе психологически . Порой, психологические аспекты имеют гораздо более важное значение, чем какие-либо интеллектуальные навыки у ребёнка . Если дети готовы к школе психологически , им гораздо проще воспринимать новую обстановку. То есть, они быстрее вливаются в учёбу и начинают показывать первые успехи в обучении практически сразу.

Публикации по теме:

Как подготовить ребёнка к экзамену в музыкальную школу Когда сыну или дочке исполняется 5-6 лет, большинство родителей отводят ребёнка в какие-либо кружки, спортивные секции, хореографические.

Воспитатель:Уважаемые родители! Ваши дети стали совсем взрослыми и уже в этом году пойдут в первый класс. Все наши и Ваши усилия направлены.

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе» Как подготовить ребенка к школе? Подготовку ребенка к школе нередко понимают как накопление им определенных знаний и потому стараются обучать.

Консультация для родителей «Как подготовить ребёнка ко сну» «Как подготовить ребёнка ко сну» Сколько часов необходимо для сна ребенку дошкольного возраста? Однозначного ответа нет, все зависит от.

Консультация для родителей «Как подготовить руку ребёнка к письму или что такое графомоторные навыки?» Как подготовить руку к письму или что такое графомоторные навыки? Для подготовки к успешному обучению письму в школе у ребёнка должны быть.

Консультация для родителей подготовительной группы «Как подготовить ребенка к школе» Консультация для родителей подготовительной группы. «Как подготовить ребенка к школе» Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует.

Консультация для родителей подготовительной группы «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе» Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу. Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить,.

Как быстро летит время! Еще недавно вы с нетерпением ждали появления на свет вашего малыша, и вот он уже собирается идти в первый класс. Многих родителей волнует вопрос, как подготовить ребенка к школе. Этим действительно стоит озадачиться и не ждать, что в школе все решится само собой. Скорее всего, классы будут переполнены, и учитель просто физически не сможет уделить должного внимания каждому ребенку.

Фото firestock

Подготовка ребенка к школе – это вопрос, который волнует каждого родителя. Готовность определяется как интеллектуальной, так и во многом его психологической базой. Для освоения навыков, необходимых для обучения в школе, достаточно уделять 15−20 минут в день. В помощь придет огромное количество развивающих пособий и подготовительных курсов.

Гораздо труднее бывает подготовить ребенка с психологической точки зрения. Психологическая готовность не возникает сама по себе, а постепенно формируется годами и требует регулярных занятий.

Когда начинать подготовку ребенка к школе и как это правильно делать, мы поинтересовались у медицинского психолога психотерапевтического центра Елены Николаевны Николаевой.

Важно заранее создать в сознании ребенка положительное отношение к школе: рассказывать, что в школе он узнает много интересного, научится хорошо читать и писать, у него появится много новых друзей. Ни в коем случае нельзя пугать ребенка школой, домашними заданиями и отсутствием свободного времени.

Хорошей психологической подготовкой к школе является игра в «школу», где ребенок научится исполнительности, усидчивости, активности, общительности.

Одним из важных аспектов подготовки к школе является крепкое здоровье ребенка. Вот почему закаливание, зарядка, занятия спортом и профилактика простудных заболеваний являются необходимыми мероприятиями.

Для лучшей адаптации в школе ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Должен понимать и признавать авторитет взрослых, адекватно реагировать на замечания сверстников и старших. Понимать и оценивать поступки, знать, что хорошо, а что плохо. Ребенка необходимо научить адекватно оценивать свои возможности, признавать ошибки, уметь проигрывать. Потому родители должны подготовить малыша и объяснить ему правила жизни, которые помогут ему влиться в школьное общество.

Фото firestock

Елена Николаева, медицинский психолог

Такую работу с ребенком необходимо начинать заранее, с трех-четырехлетнего возраста. Залогом дальнейшей безболезненной адаптации малыша в школьном коллективе являются два основных условия: дисциплина и знание правил.

Ребенок должен осознать важность и ответственность процесса обучения и гордиться своим статусом ученика, испытывать желание добиться успехов в учебе. Родители должны показывать, как гордятся своим будущим школьником, это очень важно для психологического формирования образа школы – мнение родителей для детей является важным.

Такие необходимые качества, как аккуратность, ответственность и прилежание, никогда не формируются сразу – на это нужно время, терпение и усилия. Очень часто ребенок нуждается в простой поддержке со стороны близкого взрослого.

Дети всегда имеют право на ошибку, это свойственно всем людям без исключения. Очень важно, чтобы ребенок не боялся ошибиться. Идя в школу, он учится учиться. Многие родители ругают детей за ошибки, плохие отметки, что приводит к понижению самооценки дошкольника и боязни сделать неправильный шаг. Если ребенок допустил промах, на него просто нужно обратить внимание и предложить или помочь исправить.

Обязательным условием в работе над ошибками является похвала. Даже за маленький успех или достижение детей необходимо вознаграждать поощрением.

И.А. Галкина (канд.психол.наук)

Поступление в школу – важное событие в жизни каждого. С началом систематического обучения сильно изменяется жизнь ребенка, появляются новые для него обязанности, резко возрастают физическая и нервно-психическая нагрузки, значительно увеличивается объем усваиваемой информации. Переход в школьный возраст также связан с серьезными изменениями в деятельности, общении, взаимоотношения с другими людьми, самоощущении. На смену игровой деятельности постепенно приходит учебная деятельность, которая становится ведущей в младшем школьном возрасте. Школа – символ дальнейшего развития, она способствует приобретению ребенком нового статуса и освоению новых социальных ролей. Если будущий школьник не готов к принятию обязанностей, связанных с выполнением новой для него социальной роли, не усвоил новых форм общения и поведения, принятых в ситуации школьного обучения (даже при условии высокого общего интеллектуального развития), он будет испытывать определенные трудности в школе. Таким образом, грамотная подготовка к школе дошкольников является одной из основных задач как педагогов, так и родителей.

Психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Это не подразумевает того, насколько хорошо умеет он читать и считать, хотя именно такие умения и навыки обычно проверяются при записи в школу. Но уже в первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса на уроках, нарушают дисциплину, попадают в конфликтные ситуации с учителем и одноклассниками. Получается, получив определенное дошкольное образование , что они еще «не дозрели» до школы психологически.

Итак, психологическая готовность к школе - это системная характеристика психического развития ребенка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника. Это уровень психологического развития ребенка, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школе включает в себя: личностную, умственную и волевую готовность .

Личностная готовность и ее составляющие:

  • мотивационная готовность - сформированность социальных мотивов (потребность в социальном признании, стремление к приобретению социально значимого статуса), а также сформированность и доминирование учебных и познавательных мотивов (желание учиться и узнавать новое);
  • сформированность самооценки и Я-концепции - осознание ребенком cвоих физических возможностей, умений, переживаний, а также способность адекватно оценивать свои достижения и личностные качества;
  • коммуникативная готовность - готовность ребенка к произвольному и продуктивному общению с учителем и сверстниками, в контексте учебной деятельности, наличие коммуникативной инициативы;
  • эмоциональная зрелость - освоение ребенком социальных норм выражения своих чувств, отсутствие импульсивных реакций, сформированность высших чувств - эстетических (чувство прекрасного), интеллектуальных (радость познания), нравственных.

Интеллектуальная готовность и ее составляющие:

  • познавательная готовность - переход к понятийному интеллекту, овладение основными мыслительными операциями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование), понимание причинности явлений, наличие определенного набора знаний, представлений и умений;
  • речевая готовность - сформированность лексической, фонематической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи; становление и развитие различных форм речи (монологическая - диалогическая; внешняя - внутренняя);
  • развитость восприятия, памяти, внимания и воображения; развитие сенсомоторной координации и мелкой моторики.

Волевая готовность и ее составляющие:

  • готовность в сфере воли - возможность целеполагания и сохранения целей, способность к осуществлению волевого усилия;
  • развитие произвольности - способность ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с установленными правилами, осуществление действий по предлагаемым образцам, их контроль и коррекция.

Процедура определения психологической готовности к школе

Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Наиболее благоприятные условия - это обследование детей в детском саду в апреле - мае. Ребенок должен уметь:

1) воспроизводить образец;

2) работать по правилу;

3) выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ;

4) различать отдельные звуки в словах.

Первый этап собеседования включает методику «Домик», проводимую коллективно в группах по 5 человек, и индивидуально проводимые методики: экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника»; «Да и Нет»; «Звуковые прятки» и «Определение доминирования познавательного или игрового мотива». Существует и другие методики. Здесь перечислены наиболее популярные. Результаты обследования должны быть занесены в карту психического развития ребенка, которая кратко называется психологическая карта.

Родители часто задают вопрос о возможности определить степень готовности ребенка к школе в домашних условиях . Для этого есть несколько специальных заданий.

Задание 1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым. Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.

Задание 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.

Задание 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения.

Задание 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев. Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду.

Формирование психологической готовности к школе

К концу дошкольного возраста происходит интенсивное развитие тех психологических качеств и свойств, которые обеспечивают формирование психологической готовности к школе. Ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в которой формируются и закрепляются важные психологические качества и свойства. Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей. Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью. Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.

Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому нужно отвечать на многочисленные вопросы малышей, как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая и вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку поверить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что у него не сразу получается. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое дело до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку просто лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится.

Большое значение для дошкольного развития и формирования психологической готовности к школе имеют продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.), в которых развиваются высшие формы регуляции деятельности - планирование, коррекция, контроль. Создать положительную установку на учебу также помогают·экскурсии с ребенком в школу; рассказы родителей о своих школьных годах; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей; семейное чтение художественной литературы.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно и не испытывал трудностей адаптации, нужно заранее, плавно подвести его к новой жизненной ступени. Начинать подготовку к школе лучше таким образом, чтобы ребенок воспринимал это как увлекательную игру и не чувствовал давления. Если ваш малыш пока не хочет идти в школу, важно помочь обрести ему уверенность в том, что он сможет хорошо выполнять свою работу, что это обязанность каждого человека, а интерес придет со временем. Дети, которые с ранних лет посещают детские развивающие центры , более привычны к занятиям, и для них вхождение в новую школьную жизнь становится более спокойным. Тем не менее, для любого ребенка - самое важное - это внимание родителей и их активное участие при переходе на новую жизненную ступень.

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается младшим школьником как его собственная трудовая обязанность, как его участие в жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет учиться ребенок, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Значит, проблема обучения в школе связана не только с вопросами образования, развития интеллектуальных способностей ребенка, но и формирования его личности, вопросами воспитания.

В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данной ситуации – работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в “зону ближайшего развития” (Л. С. Выготский) ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т. к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников.

Предлагаемый курс занятий направлен на формирование психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению.

Цель курса: формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи: формирование учебных мотивов; развитие зрительного анализа; формирование предпосылок логического мышления; развитие способности принимать учебную задачу; развитие произвольности регуляции деятельности; формирование восприимчивости к обучающей помощи; развитие вербальной механической памяти, развитие мелкой моторики, воображения, восприятия.

Программа предусматривает формирование и развитие учебно-важных качеств личности дошкольника 5,5 – 7 лет, включает развивающие игры, упражнения, задачи.

Данная программа успешно осуществляется мной в течение трех лет. По итогам психологической подготовки к школе ребята научились принимать учебную задачу, воспринимать обучающую помощь, образно и логически мыслить. У детей достаточно хорошо развито произвольное внимание, зрительная и слуховая память, воображение; сформированы мотивы учения.

Программа предполагает занятия по 40 минут, в середине занятия предусмотрены два перерыва-разминки на 5 минут. Желательно, чтобы группа не превышала 3 человек.

В процессе посещения занятий ребята учатся принимать и понимать учебную задачу; развивают графические и математические навыки, способность к начальным формам обобщения, классификации и образования элементарных понятий, образное мышление, вербальную механическую память; развивают способность произвольной регуляции деятельности в соответствии с заданными нормами.

ПРОГРАММА
“Хочу учиться!”

дошкольники

№ п/п Содержание Количество часов
1. Развитие внимания

Произвольная регуляция деятельности, произвольное внимание.

12
2. Развитие памяти

Вербально-механическая слуховая память, вербально-логическая слуховая память, зрительно-образная память.

10
3. Развитие мышления

Образное и логическое мышление, зрительное восприятие пространственно-ориентированных структур, уровень обобщений и классификации.

15
4. Развитие восприятия

Восприимчивость к обучающей помощи (обучаемость)

10
5. Развитие воображения 7
6. Развитие мелкой моторики рук

Кинестетическая чувствительность мелкой мускулатуры рук

10
Всего: 64

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
“Хочу учиться!”
(психологическая подготовка детей к школе)
дошкольники
4 часа в неделю, всего – 64 часа.

Содержание Количество часов
1. “Знакомство.

Сходства и отличия, память и произвольное внимание”

1. Развитие внимания, восприятия: “Сравни картинки”, “Найди предметы”, “Найди отличия”, “Произвольное внимание”.

2. Развитие памяти: “Гномик”, “Слуховая память”, “Зрительно-образная память”.

3. Развитие мышления, воображения: “Нелепицы”, “Сходства и отличия”.

4
2. “Недостающие фигуры, память и счет”

1. Развитие внимания, восприятия: “Стрелки”, “Фигурки”.

2. Развитие памяти: “Память и счет”, “Что лежит на столе”.

3. Развитие мышления, воображения: “Квадраты”, “Недостающие фигуры”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”.

4
3. “Лишний предмет, фигуры”

1. Развитие внимания, восприятия: “Нарисуй фигуры”, “Дорисуй картинку”.

2. Развитие памяти: “Магазин”, “Зрительная и слуховая память”.

3. Развитие мышления, воображения: “Квадраты”, “Лишний предмет”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”.

4
4. “Коврики, классификация, запомни фразы”

1. Развитие внимания, восприятия: “Коврики”, “Развитие объема внимания”.

2. Развитие памяти: “Белочка”, “Запомни фразы”.

3. Развитие мышления, воображения: “Лишняя фигурка”, “Что лишнее?”, “Классификация”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”.

4
5. “Найди фигуру, память, фрагменты”

1. Развитие внимания, восприятия: “Мячики-цветочки”, “Помоги Бабе-Яге”, “Найди фигуру”.

2. Развитие памяти: “Запомни рисунки”, “Механическая память и осмысленное запоминание”.

3. Развитие мышления, воображения: “Дорисуй фрагмент”, “Четвертая фигурка”, “Ёжики”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”.

4
6. “Каскад слов, домики, классификация”

1. Развитие внимания, восприятия: “Дострой фигуры”, “Улов”.

2. Развитие памяти: “Каскад слов”, “Запоминание цифр, букв, слов”.

3. Развитие мышления, воображения: “Домики”, “Соедини фигуры”, “Классификация”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”.

4
7. “Расставь значки, память, сравнение предметов”

1. Развитие внимания, восприятия: “Расставь значки”, “Найди квадрат”.

2. Развитие памяти: “Зрительная память”, “Десять слов”.

3. Развитие мышления, воображения: “Словесно-логическое мышление”, “Сравнение предметов”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”.

4
8. “Пространственное представление, регуляция деятельности, лишнее слово”

1. Развитие внимания, восприятия: “Геометрические фигуры”, “Развитие пространственных представлений”.

2. Развитие памяти: “Слуховая память”, “Произвольная регуляция деятельности”.

3. Развитие мышления, воображения: “Оканчивание слов”, “Найди лишнее слово”.

4
9. “Наблюдательность, графический диктант”

1. Развитие внимания, восприятия: “Расставь точки”, “Наблюдательность”.

2. Развитие памяти: “Графический диктант”, “Быстрый ответ”.

3. Развитие мышления, воображения: “Лишняя картинка”, “Гибкость ума”, “Определи понятие”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Массаж пальцев и ладоней”.

4
10. “Зрительное воображение, что пропущено”

1. Развитие внимания, восприятия: “Внимание”, “Расставь значки”.

2. Развитие памяти: “Сочини сказку”, “Зрительное воображение”.

3. Развитие мышления, воображения: “Говори наоборот”, “Бывает – не бывает”, “Что пропущено?”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Массаж пальцев и ладоней”.

4
11. “Найди числа, узор, последовательные картинки”

1. Развитие внимания, восприятия: “Сравни картинки”, “Наблюдатель”, “Найди числа”.

2. Развитие памяти: “Да и нет”, “Узор”.

3. Развитие мышления, воображения: “Собака”, “Последовательные картинки”, “Пропущенные фигуры”.

4
12. “Копирование образца, классификация, закономерность”

1. Развитие внимания, восприятия: “Фрагменты”, “Цифры”.

2. Развитие памяти: “Копирование образца”, “Развитие памяти”.

3. Развитие мышления, воображения: “Последовательные картинки”, “Коврики”, “Классификация”, “Закономерность”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”.

4
13. “Веселые картинки, пропущенные фигуры”

1. Развитие внимания, восприятия: “Прочитай слова”, “Будь внимателен”.

2. Развитие памяти: “Рассказ”, “Весёлые картинки”.

3. Развитие мышления, воображения: “Продолжи ряд”, “Пропущенные фигуры”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”.

4
14. “Лабиринты, парные картинки, закономерность”

1. Развитие внимания, восприятия: “Прочитай и запиши”, “Лабиринты”.

2. Развитие памяти: “Запомни и отыщи предмет”, “Парные картинки”.

3. Развитие мышления, воображения: “Закономерность”, “Белочки”, “Настроение”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”.

4
15. “Лестница, третий лишний”

1. Развитие внимания, восприятия: “Прочитай пословицу”, “Корабли”.

2. Развитие памяти: “Зрительная и слуховая память”, “Лестница”.

3. Развитие мышления, воображения: “Третий лишний”, “Смысловой ряд”, “Цвета”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”.

4
16. “Сравни картинки, фигурки”

1. Развитие внимания, восприятия: “Четыре стихии”, “Рыболовы”, “Сравни картинки”.

2. Развитие памяти: “Две картинки”, “Одинаковые рисунки”.

3. Развитие мышления, воображения: “Фигурки”, “Мышонок”, “Печенье”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Занимательная гимнастика”.

4

Литература:

  1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. – Екатеринбург, 2004.
  2. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
  3. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем внимание. – М. , 2003.
  4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб. , 2004.
  5. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М. , 1991.
  6. Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.
  7. Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.
  8. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Екатеринбург, 2003.
  9. Узорова О. В. , Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. – М. , 2003.
  10. Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.
  11. Шевердина Н. А. , Сушинскас Л. Л. Тестирование будущих первоклашек. – Ростов н/Д. , 2004.
  12. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2002.

Отправляя ребенка в первый класс, любая семья кардинально меняет принятый ранее образ жизни. Особенно это касается самого ребенка, которые начинает чувствовать чрезмерную усталость, порой заболевает, хандрит и даже плачет – вместе с ним начинают переживать и сами родители. Можно ли как-то помочь в этом случае не только первоклашке, но и самому себе? Естественно, любой родитель старается сделать для этого все возможное, однако, далеко не каждый может уверенно говорить о том, что он движется в правильном направлении.

Изначально все начинается в современных «пугалок», когда бывалые родители повествуют тем. У кого еще все впереди, о том, какая сложная программа и завышенные требования ожидают в скором будущем их чад. Это приводит к тому, что едва только ребенок выходит из нежного ясельного возраста, родители стараются усадить их за чтение и счет, в результате чего в школе ребенок и читает, и считает лучше всего класса вместе взятого, однако, меньше проблем от этого у него не становится.

В учебе ребенок вполне может быть молодцом, однако, при этом у него может наблюдаться острый пробел в умении общаться и уверенности в себе.

Только с возрастом к нему придут и понимание, и знание многих вещей. Возможно, ребенок еще не научился фиксировать свое внимание и переключать его на нужные объекты. Ему присущи рассеянность и забывчивость, он не может пока жить по правилам школы и ладить со всеми одноклассниками.

Любой учитель начальных классов может подтвердить, что ребенку порой гораздо больше, чем неумение читать, мешает то, что он медленно переодевается или с трудом собирает портфель.

Родители должны изначально задуматься о том, что ребенка нужно научить в первую очередь общаться со сверстниками, – именно эти навыки пригодятся ему в школе. Кроме того, нужно учитывать, что в любой школе существуют определенные правила, которые в первую очередь касаются взаимоотношений учитель-ученик. Малыш, впервые попавший в такой коллектив, как самый обычный школьный класс, еще не понимает элементарных, казалось бы, вещей, таких как соблюдение иерархии, необходимость поднимать руку для того, чтобы ответить на вопрос или самому что-то спросить, либо вставать в тот момент, когда учитель появляется в классе, для него пока непонятна.