Конспект занятия готовность к школе. Развивающие задания и упражнения для подготовки к школе
Республика Крым
Симферопольский р-н
МБОУ «НОВОАНДРЕЕВСКАЯ ШКОЛА»
РАЗРАБОТКА
ЗАНЯТИЙ КУРСА
«ШКОЛЫ РАЗВИТИЯ»
ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ
6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
К ШКОЛЕ
ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНІХ КЛАССОВ
ПИДРОНОВА Е.И.
РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ КУРСА «ШКОЛЫ РАЗВИТИЯ» ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ
6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ
Ребенок, испытавший радость творчества
даже в самой минимальной степени,
становится другим, чем ребенок,
подражающий актам других.
Б. Асафьев
Объяснительная записка
Предлагаемый курс начальной математики, развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало; развивать все виды речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать); прививать навыки культуры речевого общения; развивать интерес к языку, речи и литературе; совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.
Курс подготовки к школе вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы, по возможности, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен. Это возможно, если помочь ребенку, подготовить его к обучению в школе.
Цели курса:
Вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач; воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;
Дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;
Целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий. Строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу;
Научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;
Развивать речь: умение описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, четко излагать свои мысли;
Развивать творческие способности: умение самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;
Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;
Развивать способность к обобщению и абстракции: развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов);
Научить ориентироваться в тетради;
Научить слушать и выполнять работу самостоятельно;
Взаимосвязано изучать родной язык с развитием коммуникативно-речевых и творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
Интенсивно развивать виды речевой деятельности: умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
Работать над развитием речи учащихся, формировать у детей сознательные, в меру их возраста, возможные отношения к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию;
Развивать интерес к учебным занятиям;
Развивать фонематический слух;
Обогащать словарь учащихся, развивать их речь.
Что мы знаем о способностях своих будущих учеников, приходящих на курсы подготовки к школе?
Как и чему мы должны их обучить, зная о предстоящих в школе трудностях?
Какой из предметов будет самым сложным? Как помочь уже сейчас преодолеть трудности?
Эти вопросы мы, учителя, задаем себе, задумываясь о своих будущих учениках. Им предстоит пройти сложный путь познания, где мы должны будем стать не просто учителями, а еще и помощниками, друзьями, к которым можно обратиться за помощью.
Исходя из педагогического опыта многих учителей, мы приходим к выводу, что одним из самых сложных предметов, вызывающим наибольшие трудности, является русский язык, а на первом году обучения в школе - еще и чтение.
Данная программа поможет педагогу подготовить дошкольников к изучению вышеуказанных предметов и смягчит грядущие трудности и проблемы.
Кроме того, используя данную программу, учитель сможет активизировать мыслительную деятельность будущих учеников, обогатить их словарный запас, ознакомить с элементами школьной жизни, оказать помощь родителям в воспитании полноценной личности.
Продолжительность занятий с ребенком 6 лет не должна превышать 25 минут, поэтому занятия будут проводиться 1 раз в неделю по 25 минут на каждый из 2 блоков с 10 минутным перерывом.
План работы школы развитияПримечание
Математика
Счёт от 1-10. Ряд чисел
Обучение грамоте
Звуки и буквы. Гласные звуки (без употребления терминологии)
Математика
Ряд чисел. Соседи числа
Обучение грамоте
Звуки и буквы. Согласные звуки (без употребления терминологии)
Математика
Соседи числа. Состав числа 2
Обучение грамоте
Твёрдые и мягкие звуки
Математика
Соседи числа. Состав числа 3
Обучение грамоте
Слог. Деление слов на слоги
Математика
Состав числа 3. Сравнение чисел по наглядности
Обучение грамоте
Ударение
Математика
Сравнение числа по наглядности. Состав числа 4
Обучение грамоте
Предложение. Члены предложения. Схема предложения
Математика
Состав числа 4.
Знакомство со знаком «–»
Обучение грамоте
Слова - названия предметов
Математика
Состав числа 5.
Знакомство со знаком «+»
Обучение грамоте
Слова, обозначающие действие предмета
Математика
Состав числа 5. Знаки «+» и «–»
Обучение грамоте
Слова, обозначающие признак предмета
Математика
Повторение состава изученных чисел
Обучение грамоте
Повторение и закрепление изученного материала
Начальный курс математики и логика
Основой данного курса является формирование и развитие у дошкольников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования, аналогии, обобщения в процессе усвоения математического содержания. Эти приемы можно рассматривать как:
Способы организации деятельности дошкольников;
Способы познания, которые становятся достоянием ребенка, характеризуют его интеллектуальный потенциал и познавательные способности;
Способы включения в процесс познания различных психических функций: эмоций, воли, внимания; в результате интеллектуальная деятельность ребенка входит в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с ее направленностью, мотивацией, интересами, уровнем притязаний, т. е. характеризуется возрастающей активностью личности в различных сферах ее деятельности. Это обеспечивается:
1. Логикой построения содержания курса начальной математики, которая, с одной стороны, учитывает опыт ребенка и его психическое развитие. С другой - позволяет ребенку сопоставлять и соотносить изучаемые понятия в самых разных отношениях и аспектах, обобщать и дифференцировать их, включать в различные цепочки причинно-следственных связей. Устанавливать как можно больше связей между новыми и изученными понятиями.
2. Интересными методиками изучения математических понятий, свойств и способов действий, в основе которых лежат идеи изменения предметных, образных, графических и математических свойств моделей; установление соответствия между ними; выявление закономерностей и различных зависимостей, а также свойств, способствующих формированию таких качеств мышления, как самостоятельность, глубина, критичность, гибкость.
Начальный курс математики и логика состоят из нескольких разделов: арифметического, геометрического, а также раздела содержательно-логических задач и заданий.
Первые два раздела - арифметический и геометрический - являются основными носителями математического содержания курса, т. к. именно они определяют номенклатуру и объем изучаемых вопросов и тем.
Третий раздел в содержательном плане выстраивается на базе двух первых разделов и представляет собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов, среди которых в дошкольном возрасте и в младшем школьном возрасте наиболее важными являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление.
Ведущую роль играют логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.
В связи с актуальностью проблемы развития пространственного мышления дошкольников возникла необходимость разработки системы геометрических упражнений, выполнение которых способствовало бы адекватному восприятию пространства, формированию пространственных представлений, развитию воображения.
Восприятие пространства осуществляется в результате субъективного опыта ребенка на эмпирической основе. Однако для дошкольника восприятие пространства осложнено тем, что пространственные признаки слиты с воспринимаемым содержанием, они не выделяются как отдельные объекты познания.
Слово как ориентир позволяет из совокупности признаков объекта выделить единичный: либо форму, либо размер. Однако ребенок затрудняется охарактеризовать тот или иной признак. Поэтому целесообразно включать упражнения не на характеристику пространственных признаков предмета, а на вычленение единичного признака из совокупности общих на основе выявления закономерности признаков с использованием приемом умственных действий: сравнения, классификации, аналогии, анализа, синтеза, обобщения…. Это задания с формулировками: «Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду», «Найди лишнюю фигуру», «Что изменилось? Что не изменилось?», «В чем схожесть? Отличие?», «Что одинаково? Что не одинаково?», «Назови признаки, по которым изменяются фигуры в каждом ряду», «Выбери фигуру, которую нужно дорисовать», «По какому признаку можно разбить фигуры на группы?», «Разгадай закономерность и нарисуй следующую фигуру» и т. д. Так в задании «Что изменилось? Что не изменилось?» выстраиваются в ряд различные по цвету прямоугольники, которые меняют положение в пространстве в вертикальном направлении, что описывается отношениями «вверху - внизу», «между».
Начальный курс обучения грамоте
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны, и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования,- это умное руководство. Разнообразные
игры не только помогут приобрести основные навыки письма и счета, но и способствуют развитию начала критического и творческого мышления, логичного рассуждения, учат делать логические умозаключения. Они учат думать.
Смена видов деятельности детей внутри каждого занятия позволяет несколько увеличить длительность привычного занятия.
Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно ребенку, не умеющему читать, осваивать ее курс. Уже умеющие читать дети легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на первой ступени образования.
В основу данной программы заложен принцип развивающего обучения. Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.
Программа предусматривает использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью.
Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.
Главное место в обучении отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический речевой слух ребенка. Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее.
Дети очень любят загадки, поэтому необходимо включать в программу множество загадок, сопровождающихся иллюстративным или игровым материалом.
Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами и т. д.
Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточной грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как можно раньше начинать работу по развитию их орфографической зоркости. Целенаправленное обучение обнаружению орфограмм начинается, главным образом, в процессе звукобуквенного анализа слов.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Занятие № 1
Тема. Звуки и буквы. Гласные звуки
Цель: дать понятие о звуках и буквах как строительном материале слов; учить слышать звучащее слово; устанавливать последовательность звуков в слове; способствовать развитию фонематического слуха; учить писать элементы букв; развивать фонематический слух, речь, внимание; воспитывать любознательность, трудолюбие.
Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы, фишки, иллюстрации.
ХОД УРОКА
I . Организация детей
II. Основная часть
1. Мотивация обучения учащихся.
Беседа.
Пушок и Чича столкнулись с проблемой. Они считают, что всё из чего-то состоит: книга - из бумаги; дом - из кирпича; салат - из овощей. А из чего состоит наша речь?
Сегодня на занятии мы и познакомимся с тем, что же является строительным материалом для слов.
3. Первичное восприятие и осознание нового материала.
Беседа.
Как вы думаете, из чего же состоят слова? Они состоят из букв, которые мы видим в книгах, газетах.
А из чего «сделаны» слова, которые мы произносим, слышим? Это мы сейчас узнаем, сыграв в игру «Молчанка».
4. Игра «Молчанка».
(В тишине учитель незаметно скрипит стулом, звенит колокольчиком, топает ногой и т. д.)
Что вы слышали?
Какие звуки вы можете услышать на улице?
5 . Сообщение учителя с элементами беседы.
Нас окружает много звуков: шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание шин по асфальту. Это неречевые звуки. С их помощью невозможно построить слово. Только звуки человеческой речи обладают волшебной силой: если они станут в определённом порядке, получится слово.
Что я произношу: [с], [м], [о]? (Звуки)
- А сейчас я эти звуки построю в определённом порядке: [с] [о] [м].
Что получилось? Что значит это слово?
Условно мы будем обозначать звуки схемами.
Согласные: –, =
Гласные: ○.
Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели - встали, сели - встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
III. Обобщение и систематизация знаний.
1. - Звуки речи бывают разные. Одни свободно и легко вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. Эти звуки называются гласными. При произнесении других
Звуков воздуху приходится прорываться через препятствия, которые ставят ему губы, небо, зубы, язык.
Звук получается гласный.
2. Письмо элементов букв.
3. Игра «Не ошибись».
Я называю звук, а вы - слова, которые с него начинаются: [л], [б], [а].
Я называю слова, а вы хлопками должны поймать последний звук. Но хлопать будете только тогда, когда последним будет звук [к]. Что нужно делать, чтобы не ошибиться? (Произнести слово)
Молоток, дом, игрушка, восток, капуста, пятак, цветок, луна.
III . Итог урока
С чем познакомились на уроке?
Чему научились?
Занятие № 2
Тема. Звуки и буквы.
Согласные звуки
(без употребления терминологии)
Цель: дать понятие о согласных звуках; учить различать гласные и согласные звуки; продолжить знакомство с условными обозначениями гласных и согласных звуков; развивать фонематический слух; работать над артикуляцией звуков; прививать любовь к обучению.
Оборудование: иллюстрации, сюжетные картинки.
ХОД УРОКА
I . Организация детей
II . Основная часть
1. Актуализация опорных знаний.
Беседа.
Из чего состоит наша речь? Предложения?
Кого вы видите на картинке? {Рыбу)
Составьте предложение с этим словом.
О ком вы составили предложение?
Что обозначает это слово?
Из чего состоит слово?
Повернитесь друг к другу и по очереди произнесите это слово, наблюдая, при помощи чего вы его произносите. Поделитесь своими наблюдениями.
Все слова мы произносим при помощи органов речи: губ, языка, зубов, нёба.
2. Сообщение темы и задач занятия.
Мы узнаем, что звуки речи бывают разные, разделим их на группы, дадим названия, будем учиться их различать. Продолжим работу со звуковыми моделями.
3. Восприятие и осознание нового материала.
О ком мы составили предложение? А теперь предлагаю составить звуковую схему этого слова. Что для этого нужно?
При помощи чего вы его произнесли? Что заметили? {Кончик языка дрожит.)
Продолжаем произносить слово. Что вы заметили? Что служило препятствием на пути прохождения воздуха?
Продолжаем проговаривать сло- во рыба. Какой следующий звук? Что вы о нём скажете? Сколько звуков в словерыба? При произнесении каких звуков воздух свободно проходит через рот? ([а], [ы])
А какие препятствия встретили зву- 1 ки? ([р] и [б])
2) Рассказ учителя.
Звуки речи бывают разные. Одни свободно и легко вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких препятствий. Эти звуки называются ГЛАСНЫМИ. При произнесении других звуков воздуху приходится прорывать через препятствия, которые ставят ему губы, небо, зубы, язык. Но эти звуки не «огорчаются», они согласны преодолевать преграды, поэтому получили название СОГЛАСНЫХ.
4. Заучивание стихотворения.
Воздух свободно идёт через рот,
Звук получается гласный.
А согласные... согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
5. Физкультминутка.
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
6. Повторение изученного ранее материала.
Давайте вспомним, как мы обозначаем гласные и согласные звуки.
Игра «Учитель»
Каждый из вас выступит в роли учителя. Вы получите карточку, на которой изображены предметы, а рядом условным значком обозначен первый звук. Ваша задача - проверить правильность выполнения этого задания. Как вы это будете делать?
(Выполнение работы.)
8. Письмо элементов букв.
/ / /
/ / /
9. Обобщение и систематизация знаний.
Игра «Рыболов»
Я рыболов, а вы - быстрые рыбки. Удочкой будет вопрос. Если вы правильно покажите звуковую схему первого звука слова, значит, я осталась без рыбки, а если ошибётесь - вы у меня на крючке.
Слова: кот, лес, слон, мышка, лиса, школа.
III . Итого урока
Что нового узнали о звуках?
Почему гласные и согласные звуки так называется?
Чему научились на уроке?
Занятие № 3
Тема. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Цель: дать понятие о мягких и твёрдых согласных; учить различать их на слух и по артикуляции; познакомить с условными обозначениями мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; совершенствовать артикуляционный аппарат; расширять знания детей о значении слова; прививать любовь к школе, обучению.
Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы, карточки для индивидуальной работы, мячик.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I . Организация детей
П. Основная часть
1. Беседа.
На какие группы делятся звуки?
Какие звуки мы называем гласными?
Чем согласные звуки отличаются от гласных?
Какие это звуки: [с], [р], [в], [д]? Докажите, что они согласные.
2. Работа с наглядностью.
Рассмотрите рисунки. Соедините картинки, в названии которых первые звуки одинаковые.
3. Проверка выполнения задания.
Чича и Пушок тоже выполнили это задание. Они соединили солнце и самолёт. Согласны? Почему?
Потом они соединили зайца и звезду, радугу и ракету, мышку и мишку. Вы согласны, что слова мышка и мишка начинаются с одного и того же звука?
Произнесите первый звук в слове мышка ([м]). Понаблюдайте за вашими губами.
Теперь произнесите первый звук в слове мишка ([м"]). Что вы заметили?
4. Сообщение темы и задач урока.
На занятии мы научимся определять твёрдость и мягкость согласных звуков, будем учиться их различать. Познакомимся с новыми обозначениями звуков.
■ - согл. зв., мягкий
□ - согл. зв., твердый
○ - гласи, зв.
5. Сообщение учителя.
В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости-мягкости. Это помогает нам различать слова. Представьте себе, если бы не существовало звука [м"], как бы звучало слово мишка? А как бы звучало слово мяч? Мач? Совсем не русское слово.
Игра «Озорники»
Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные, мы сыграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы находить звук - «озорник».
Корабль сел на мел.
В каком слове спрятался звук-озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?
(Мель - неглубокое место в реке, озере, море.)
Девочка поставила веник в уголь.
Исправьте ошибку. Хорь пел весело и звонко.
Кто такой хорь?
(Хорь - хорёк, хищный зверёк с ценным мехом.)
6. Физкультминутка «Ванька-встанька».
7. Работа в тетрадях.
8. Игра «Ремонт слов».
Очень вредный вирус пробрался в наши слова и все запутал, испортил. Попробуйте «починить» слова: рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, бук-вар, утуг, футболь.
III . Итог занятия
Что нового было на занятии?
Чему научились?
Занятие № 4
Тема. Слог. Деление слов на слоги
Цель: дать понятие о слоге; учить делить слова на слоги; различать одно-, двух-
и трёхсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат учащихся; развивать мышление, речь; прививать любовь к учению.
Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы, иллюстрации.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I . Организация детей
II . Основная часть 1.
Беседа.
Чича и Пушок решили провести соревнование по бегу. Они приглашают вас «поболеть» за них. А что значит «болеть» за спортсменов?
Кто из вас был на соревнованиях?
Где они проходят?
Как называют тех, кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?
Вы будете болельщиками. Девочки будут «болеть» за Чичу, а мальчики - за Пушка. Помните, что болельщики громко скандируют имя бегуна.
Итак, на старт вышла Чича. (Чи-ча! Чи-ча!)
Пушок, на старт! Внимание! Марш! (Пу-шок! Пу-шок!)
Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово? (По частям)
Мы поздравляем Чичу и Пушка. У них одинаковый результат. Мы награждаем их медалями.
2. Практическая работа.
А теперь представьте, что вы «болеете» за друга. Шёпотом постарайтесь скандировать его имя. А теперь - по очереди вслух. Что вы заметили?
3. Сообщение темы и задач занятия.
На занятии мы узнаем, как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части.
4. Первичное восприятие и осознание нового материала. Практическая работа.
Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?
5. Сообщение учителя с элементами беседы.
Значит, в слове рыба две части. Назовите первую часть. Назовите вторую.
Эти части называются слогами. Сколько же слогов в слове рыба?
А сколько слогов в словах Чича, Пушок? А в ваших именах: Аня, Наташа, Алина, Коля, Ярослав, Витя?
Физкультминутка.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам всё
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
7. Игра «Помогай-ка».
Рыдают слоги не понарошку:
«От наших слов -
одни лишь крошки.
Но если вы хотите,
Тогда нам помогите».
Я называю первый слог. Ваша задача - дополнить его недостающим слогом или слогами.
Например: пи-ла; пи-а-ни-но; пи-он.
Слоги: ба-, ри-, ко-.
8. Игра «Слоговички-попрыгунчики».
Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.
Слова: рябина, стол, балкон, малина, земля, барабан, блины, ученики, самолёт.
9. Работа в тетрадях.
Игра «Рассади пассажиров»
(На доске - паровоз с вагончиками и картинки зверей.)
Животные торопятся разъехаться по своим сказкам. Но строгий контролёр велел им занять места в вагонах по количеству слогов в названии животного. Животным это сделать сложно. Помогите им.
III . Итог занятия
Что нового узнали на занятии?
Каким способом мы делили слова на слоги?
Сколько слогов может быть в слове?
Может ли быть два гласных звука в слоге?
Занятие № 5
Тема. Ударение
Цель: дать понятие об ударение; вырабатывать умение выделять ударение в словах; на примерах показать
роль ударения; познакомить с условными обозначениями; прививать любовь к школе, обучению.
Оборудование: предметные картинки, игрушки, иллюстрации.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I . Организация детей
II : Основная, часть
1. Беседа.
С чем мы познакомились на прошлом уроке?
Расскажите Чиче и Пушку, как вы делите слова на слоги.
Что вы можете рассказать о гласных в слоге?
2. Игра «Магазин».
На столе выставлены игрушки. Правильно выполнив задание, вы сможете «купить» игрушку у Пушка - он продавец.
Пушок. Продаю игрушки, названия которых состоят из одного слога. (Мяч, слон, волк, тигр)
Пушок. Названия этих игрушек состоят из двух слогов. (Кукла, зайчик, лиса, ёжик, ослик)
Пушок. Продаются игрушки, в названии которых три слога. (Собака, машина, автобус, самолёт)
Пушок. Магазин закрыт. Почему вы не купили черепаху?
3. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылья сложили назад.
4. Сообщение темы и задач занятия.
Сегодня на занятии мы узнаем, что такое ударение и как определить ударный слог. Для этого мы с вами отправимся в лес и понаблюдаем за жизнью некоторых животных.
5. Первичное восприятие и осознание нового материала.
Работа над загадкой.
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Сова)
- Почему вы решили, что это сова?
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель... (ёжик).
- Как вы догадались, что это ёжик?
6. Практическая работа.
И сова, и ёжик - животные леса. Оба охотятся за мышами, ведут ночной образ жизни. А днём отсыпаются. Поэтому мы их сейчас не видим. А давайте их позовём. Сначала сову. Сколько слогов в этом слове? Ещё позовём сову, а вы обратите внимание на то, какой слог мы проговариваем громче, как бы ударяем громче голосом.
Сверху наклонной чертой отмечается слог, который произносится с большей
Чтобы появился ёжик, нужно и его позвать. Делим слово на слоги. Зовём ёжика. Какой слог произносится сильнее?
- Ёжик и сова помогли нам, познакомится с ударением. Ударение - это выделение слога силой голоса. Наклонная чёрточка сверху-это значок ударения. А слог, на который падает ударение, называется ударным.
7. Заучивание стихотворения.
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит.
8. Физкультминутка.
9. Работа в тетрадях.
10. Обобщение и систематизация знаний.
Игра «Посели в домик»
У вас на столах находятся карточки со слоговыми схемами. Это домики для слов - названий животных.
(Силуэтные рисунки животных выдаются детям.)
Расселите этих животных в домики соответственно схемам.
(Работа выполняется коллективно.)
Картинки: заяц, павлин, корова, мышка, олень, собака.
III . Итог занятия
Что нового вы выучили на уроке?
Как найти ударный слог в слове?
Для чего нужно уметь ставить ударение в словах?
Занятие № 6
Тема. Предложение. Члены предложения. Схема предложения
Цель: дать практическое представление о предложении как способе выражения мысли; учить выделять предложение из текста и слово из предложения; познакомить с разделительным знаком - точкой в конце предложения и условными обозначениями слов в предложении; учить
писать элементы букв; развивать фонематический слух, речь внимание; воспитывать любознательность, трудолюбие, старательность.
Оборудование: сюжетные иллюстрации, предметные картинки.
ХОД УРОКА
I . Организация детей
II . Основная часть
1. Актуализация опорных знаний. Беседа.
Чича и Пушок приготовили для вас сюрприз. Послушайте: дом, небо, стоит, на, в, круглый, яркое, лужайка, озеро, светит, плавать, книга.
Вы поняли, что хотели рассказать Чича и Пушок? Почему? А сейчас - сюрприз!
В чистом поле - теремок,
Он не низок, не высок.
Шла Лягушка из болота,
Видит: заперты ворота.
Эй, замочек, отвались, отвались!
Теремочек, отворись, отворись!
О чём я рассказала?
Почему вы меня поняли? Верно. Мы всё умеем говорить по-русски, владеем русской речью, умеем слушать и понимать нашу речь.
А из чего состоит наша речь?
Выдумаете, что из слов. Но вот Чича и Пушок говорили слова, а вы не поняли их. Почему?
2. Сообщение темы и задач занятия.
На уроке мы узнаем, как строится наша речь. Познакомимся с новыми условными обозначениями.
3. Первичное восприятие и осознание нового материала.
Нам пришло два письма от Сороки и дятла. Послушайте первое: «Здравствуйте дорогие! дети! шлём вам привет мы живём! хорошо сушит грибы! белочка наедается мёда! медведь летает по ночам! сова до свидания».
Странное письмо. Вы поняли, о чём оно?
Я прочту письмо Дятла:
«Здравствуйте, дорогие дети. Шлём вам привет.
Мы живём хорошо. Сушит грибы белочка.
Наедается мёда медведь.
Летает по ночам сова. До свидания».
Теперь вы поняли, о чём письмо? Почему письмо Сороки было таким запутанным? А каким было письмо Дятла? Почему вы поняли его смысл?
Какую мысль мы будем называть предложением?
На доске висит иллюстрация зайца.
Что делает заяц? (Заяц прыгает.) Вам понятна эта мысль? Мы построили предложение о зайце.
Как вы думаете, из чего состоит предложение?
Сколько слов в этом предложении?
(Дети считают количество слов в предложении с помощью хлопков.)
Схематически мы будем обозначать предложение так: ׀ _________ _________.
Первое слово в предложении будет писаться с большой буквы. А схематически мы будем показывать первое слово с дополнительной вертикальной чертой.
4. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,-
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька - горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
5. Закрепление и осмысление знаний учащимися.
Игра «Не ошибись»
Я буду рассказывать вам историю, а вы делите мою речь на предложения. После каждого предложения хлопайте.
(Учитель читает первый раз - дети слушают, второй раз - делят текст на предложения.)
Сорока и Дятел живут в лесу.
Сорока целый день стрекочет.
Она первой узнаёт лесные новости.
Дятла называют санитаром леса.
6. Письмо элементов букв.
7. Обобщение и систематизация знаний.
Игра «Ещё одно словечко»
Чича предлагает вам игру. Он называет предложение. Ваша задача - добавить одно слово.
Ира читает....
Белка грызёт....
Маша идёт....
III . Итог занятия
Что нового выучили на уроке?
Чему научились?
Занятие № 7
Тема. Слова - названия предметов
Цель: закрепить знания изученных тем путём тренировочных упражнений; развивать речь учащихся; воспитывать самостоятельность; прививать любовь к родному краю, обучению, школе.
Оборудование: иллюстрации с видами родного края, предметные картинки, карточки-схемы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I . Организация детей
II . Основная часть
1. Сообщение темы и задач занятия.
- Как вы думаете, где самое лучшее место на Земле?
Сегодня на уроке мы сможем ответить на этот вопрос. Будем составлять предложения, делить слова на слоги, ставить ударения.
2. Восприятие и осознание нового материала.
Рассмотрите иллюстрации нашего города. Чем вам дорог родной край?
Наши сёла, города прекрасны в любое время года. Но леса, поля, сады наши богаты и волшебны. Я предлагаю вам отправиться в путь и посмотреть, чем же одарила нас наша Родина.
(Дети рассматривают иллюстрации и называют предметы, выделяя ударения в словах, составляют коллективно предложения.)
Работа с загадками
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост - снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь),
Летом в огороде - Свежие, зелёные,
А зимою в бочке - Жёлтые, солёные. (Огурцы)
Он большой, как мяч футбольный.
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что за шар это? (Арбуз).
Сидит дед, в сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук)
Раскололся тесный домик на две половинки,
И посыпались в ладони Бусинки-дробинки. (Горох)
Сто одёжек,
И все - без застёжек. (Капуста)
(Картинки-отгадки выставляются на доске. Дети делят слова на слоги, выделяют голосом ударный слог).
Можно ли предметы назвать одним словом? Какой предмет лишний?
Арбуз - это самая большая ягода.
Скажите, а все эти предметы могут двигаться, дышать, издавать звуки? (Нет)
Все эти предметы - неживые и отвечают на вопрос что? А есть предметы, которые двигаются, дышат, говорят. Например, человек, собака, белка и т. д. и отвечают на вопрос кто?
4. Игра «Съедобное - несъедобное».
Ребёнку бросается мячик и задаётся вопрос кто"? или что? А ученик придумывает слово на данный вопрос.
5. Физкультминутка.
Представим с вами, что сейчас мы - не мальчики и девочки, а сказочные цветы.
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. Наши милые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
6. Работа в тетрадях.
7. Закрепление и осмысление знаний учащимися.
Что нового вы узнали о словах?
На какие вопросы отвечают слова-названия предметов?
Игра «Бывает - «е бывает»
- Я буду говорить, а вы внимательно слушайте. Если такое бывает, кивайте головой. Если не бывает такого - приседаете.
Мама моет посуду.
Кролик ест траву.
У курицы пять ног.
Слон очень маленький.
Собака грызёт кость.
Коровы летают в небе.
Котлеты жарят на сковороде.
Школа стоит на облаке.
Учитель старше первоклассников.
Бабушка моложе внука.
III . Итог занятия
В какие игры можете поиграть с родными?
Занятие № 8
Тема. Слова, обозначающие действие предмета
Цель: дать понятие о словах-названиях действий; формировать умение ставить к ним вопросы; развивать речь учащихся; расширять словарный запас; воспитывать любовь к обучению.
Оборудование: иллюстрации, предметные картинки, карточки-схемы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I . Организация детей
II . Основная часть
1. Беседа.
Посмотрите на рисунок. Назовите слова, обозначающие предметы. Отвечайте: кто?- девочка; что?- краски.
2. Актуализация опорных знаний.
Работа над загадками
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Песни распевает,
Время считает. (Петух)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)
Мохнатенький, усатенький,
Лапки мягоньки, а коготки
остры. (Кот)
Какие слова вам помогли отгадать загадки?
На какие вопросы отвечают слова-отгадки?
Что они обозначают? (Названия животных)
3. Сообщение темы и задач урока.
Чтобы рассказать сказку, нам недостаточно было слов-названий предметов. Нужны и другие слова: уходит, прощается, несёт, выручает. Сегодня на уроке мы узнаем, что обозначают эти слова, на какие вопросы отвечают. Познакомимся со сказкой «Колосок».
4. Физкультминутка.
Давай с тобой попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем.
В ладоши мы похлопаем,
Похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем.
5. Беседа.
Что мы с вами делали? (Прыгали, дрыгали, хлопали, топали)
На какой вопрос отвечают эти слова?
Что они обозначают, называют?
- Что делать? Что делаю? Что делали? другие вопросы,- это названия действий. Слова-названия действий рассказывают, что делает предмет.
6. Работа парами.
Вы будете работать парами. Один ученик называет предмет, а другой подбирает к нему слово-название действия. А затем - наоборот. Посмотрите, как это сделают Чича и Пушок.
Ч и ч а. Цветок - что?
Пушок. Что делает?- Растёт.
Пушок. Кто?- Мама.
Чича. Что делает?- Убирает.
7. Работа в тетрадях.
8. Закрепление и систематизация знаний.
Игра «Ещё одно словечко»
Я буду бросать вам мячик и говорить слово, а вы будете добавлять слово, которое обозначает действие.
Ира... (читает). Белка... (грызёт). Маша... (идёт) и т. д.
9. Беседа по содержанию сказки «Колосок».
Кто герои сказки?
Что делали Круть и Верть?
Что делал Петушок?
Почему Петушок не удерживал за столом мышат?
III . Итог занятия
Что нового вы узнали на занятии?
Что вам понравилось?
Елена Бенецкая
Конспект комплексного занятия по подготовке детей к школе с элементами тренинга.
Тема – «Веселая игра!»
Цель : Подготовка старших дошкольников к обучению в школе .
Задачи :
Воспитательные :
* Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, к окружающим и к школе .
* Воспитывать самостоятельность, доброжелательность, умение работать в коллективе.
Развивающие :
* Развивать мыслительные операции (умение классифицировать и обобщать)
*Развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь).
* Развивать зрительно-моторную координацию.
* Развивать зрительно-пространственную ориентацию.
* Развивать элементарные навыки самооценки .
* Развивать фантазию и воображение.
Образовательные :
* Закрепить знание цвета, формы, размера.
* закрепить навык работы с планом комнаты.
Оборудование : мультимедийный проектор, ноутбук, план групповой комнаты, игрушки с заготовленными заданиями, листы формата А 4 с заготовленным заданием на каждого ребенка, фломастеры, бубен.
Организационно-мотивационная часть.
Ритуал приветствия (речёвка)
Мы веселые ребята, мы ребята дошколята .
Заниматься нам не лень, играем, бегаем весь день.
Дружно мы в саду живем. Скоро в школу мы пойдем !
Цель : создание эмоционально-положительного настроя перед занятием .
Основная часть
Психолог показывает детям план который случайно оказался на столе. Дети догадываются, что это план комнаты в которой они сейчас находятся. Педагог предлагает поиграть с этим планом.
Игра «Найди по плану»
Цель : развитие ориентировки на листе бумаги и в пространстве.
Дети по плану находят игрушки (заранее спрятанные, а в каждой игрушке задание, которое ребята выполняют.
Игра «Найди фигуру»
Дети сидят за столом. На столе разложен 1-й набор картинок с изображением геометрических фигур разной величины (большие и маленькие, разного цвета (красные, зеленые, синие) и разной формы (ромбы, круги, квадраты и треугольники) . 2-й набор точно таких же картинок в руках у педагога. Педагог показывает поочередно по одной картинке - образец.
Задание для детей : найти фигуру отличавшуюся от образца одним признаком : либо цветом, либо размером, либо формой.
Цель : развиваем восприятие цвета, формы, размера; внимание, образное мышление.
Подвижная игра «Найди свое место»
Дети стоят перед педагогом. Педагог расставляет детей на места : кто-то становится справа, кто-то слева, кто-то сзади, а кто-то впереди от педагога. Затем педагог меняет свое место положения, а дети должны встать на свое место.
Цель : Ориентировка в пространстве, закрепление сторон : право, лево, впереди, сзади.
Упражнение «Найди и обведи»
Дети сидят за столами.
Цель : развитие зрительно-моторной координации и внимания.
Перед детьми листы с заданием. Надо рассмотреть внимательно фигурку (цветочек) и найти ее в квадрате, на котором эта фигурка спрятана за линиями и штрихами, а затем обвести фломастером контур этой фигурки (цветочек) .
Перед началом выполнения задания детьми, провести Пальчиковую гимнастику «Чаби-челяби»
Один, два, три, четыре Дети хлопают в ладоши.
Жили мыши на квартире на четный счет (2,4) поднимая локти
Чай пили, чашки били параллельно полу.
По турецки говорили : Руки скрещены на груди
Чаби, чиляби, чиляби – чаби – чаби! Поочередно соединяем пальчики :
большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец.
Четвертое
Упражнение «Сравни и найди отличия»
Дети сидят перед экраном.
Цель : развитие зрительного внимания, его концентрации, устойчивости, развитие связной речи дошкольников .
На экране две картинки. Ребята должны их сравнить и найти отличия.
Упражнение «Зашифрованные слова»
Дети сидят перед экраном.
Цель : Совершенствование умения разгадывать зашифрованные слова из картинок, закрепление умения выделять звук в начале слова.
На экране – картинки : мухомор, аист, кукла.
Дети называют картинки, определяют первый звук в каждом слове и произносят их по порядку, так можно догадаться, какое слово зашифровано на экране с помощью картинок.
Рефлексия «Что понравилось на занятии , что получилось, а что вызвало затруднение»
Цель : формирование элементарных навыков самооценки .
Заключительная часть
Упражнение «Письмо» (ритуал прощания)
Дети стоят в круге и держатся за руки.
Цель : закрепление эмоционально-положительного настроя в группе.
Ребята по кругу передают друг другу невидимое письмо (слегка сжимая ладошку соседа справа) и наполняют его хорошим настроением.
Письмо обошло по кругу всех ребят и всем подняло настроение, пусть это хорошее настроение сохранится на весь день.
Публикации по теме:
Конспект комплексного открытого занятия с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну - Умняшек» Программное.
Конспект комплексного занятия с элементами развития речи и аппликация в средней группе «Город, в котором мы живем» «Город, в котором мы живем». Цель: - Продолжать пополнять знания о родном городе, его достопримечательностях, о названиях улиц; - формировать.
Конспект обобщающего, игрового занятия на тему «Грамматика, математика - страшно-ужасно занимательна» Цель: стимулировать познавательную.
Конспект открытого комплексного занятия по развитию связной речи с элементами ТРИЗ «Путешествие в сказку» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 44 «Дружок» Конспект открытого комплексного занятия.
Конспект занятия по подготовке детей к школе «Путешествие в лесную школу» Конспект занятия по психологической подготовке детей к школе «Смотрите, что я умею!» Тема «Смотрите, что я умею!» Цель: стимулирование.
Занятие № 1
Тема: Знакомство с учащимися.
План занятия.
1) Знакомство со сказочными героями.
К нам на занятия пришли сказочные герои. Узнали вы их?
Незнайка, Буратино, Букварь, гном Загадайка.
Буратино ничего не знает и не умеет, поэтому он будет учиться вместе с нами, а Букварь будет готовить на каждый урок для нас интересные задания.
С героями вы познакомились, а теперь настала пора и нам познакомиться.
Меня зовут …
2) Беседа о школе.
Что такое класс?
Что такое урок?
Что такое каникулы?
В классе учатся дети одного возраста или разного?
Как можно узнать, что пора идти в класс?
Что такое перемена и для чего она нужна?
Что такое отметка?
Какие отметки хорошие, а какие плохие?
Что такое дневник и для чего он нужен?
Как в школе называется стол, за которым сидят дети?
На чём пишет учитель, когда объясняет правило или задание?
Как нужно обращаться к учительнице?
Что нужно сделать, если необходимо спросить что-то у учительницы или когда хочешь ответить на заданный вопрос?
Что нужно сказать, если необходимо выйти в туалет?
Физкультминутка.
Посмотрите на … . Что у него в руке?
Ничего.
Приготовился ли он к школьным занятиям?
Нет.
А что должен иметь школьник?
А как называются эти предметы назовите одним словом?
Школьные принадлежности.
Букварь приготовил для вас загадки. Отгадаем их, узнаем, что надо иметь для школы.
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?.. (Карандаш)
Отгадай, что за вещица, -
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке –
На листах твоей тетрадки. (Ручка)
Хоть я и не прачка, друзья,
Стираю старательно я. (Резинка)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски)
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог. (Ранец)
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках
На листочках,
Где станции на точках. (Книга)
Листы у неё белые-белые,
Они не падают с веток.
На них я ошибки делаю
Среди полосок и клеток. (Тетрадь)
Я люблю прямоту, Я сама прямая.
Сделать новую черту
Вам я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,. Кто же я?
(Линейка)
Зачем человеку школа?
Поднимите руку, кто хочет учиться?
Почему?
3) Итог.
О чём говорили на первом занятии?
Математика
Тема: Одинаковые? Разные?
План занятия.
1) Счёт предметов с опорой на наглядность.
Добавь в ряд столько предметов, сколько не хватает до количества, указанного цифрами?
Поставь в нижний ряд предметы так, чтобы их стало
На 1 больше, чем в верхнем
На 1 меньше, чем в верхнем
Поровну
2) Задание гнома Загадайка.
Посчитай сказочных героев
Сколько всего сказочных героев?
А почему не уменьшилось их количество, ведь мы считали с разных мест?
Физкультминутка.
3) Работа в тетради.
Откройте тетради, возьмите карандаш, слушайте задание
через один
вагончики
яблочки
4) Итог.
Что делали на занятии?
Творчество
Тема: Рисуем настроение
План занятия.
1) Чтение рассказа и беседа по прочитанному.
Первое сентября.
Наступил новый учебный год. Ученики идут в родную школу. У ребят радостные лица. Каждый несёт подарок. Вася держит букет осенних цветов. Он сам посадил их весной.
Сергей Гурин кладёт на парту коллекцию листьев. Таня Смирнова привезла с моря чудесную раковину. Игорь Козлов несёт в баночке золотых рыбок. Учитель Илья Семёнович похвалил ребят.
О каком времени года идёт речь в рассказе?
Какое настроение у ребят?
Что несут ребята в школу?
Как учитель отнёсся к подаркам детей?
Физкультминутка.
2) Рисование в альбомах цветными карандашами.
О чём мы вели разговор сегодня на занятии?
Какое у вас настроение?
Поднимите руку, кому хочется в школу поскорей?
Кому не хочется расставаться с д/с?
Нарисуйте своё настроение.
Что вы сейчас чувствуете? О чём думаете?
Это может быть школа или ваша группа в д/с, а может быть вы скучаете по маме или по лету?
Возьмите в руки цветные карандаши и рисуйте
3) Анализ рисунков.
Не успели, дорисуете дома.
4) Итог.
Занятие № 2
Математика
Тема: Счёт предметов
План занятия
1) Счёт предметов (порядковый номер)
Считаем сказочных героев. Кто стоит первый, последний, пятый, восьмой?
2) Незнайка перепутал ряд чисел
Я попросила Незнайку помочь мне и посмотрите, что он сделал. Верно ли? Давайте исправим.
3) Гном Загадайка принёс свои задания
Найди соседа.
На поляне на лесной,
Среди цветов и гномиков,
Ты скорее поиграй
Соседа цифры отгадай!
4) Решение простых задач
5) Уравнивание чисел
Физминутка
6) Работа в тетради
7) Итог
Подготовка к обучению грамоте
Тема: Текст. Деление на предложения.
План занятия
1) Составление текста
Картинки в определённой последовательности
Составьте к каждой картинке предложение
Сколько предложений?
Как можно назвать одним словом?
Кто может, глядя на картинки, повторить предложения?
А теперь попробуем каждое предложение разделить на слова.
Физминутка
2) Дикие и домашние животные
А у нас сегодня новые гости. Из лесной школы к нам на урок пришла Белочка-умница и принесла нам интересное задание.
Посмотрите на рисунки. Назовите животных. В какую группу их можно объединить?
Домашние и дикие
А чем они отличаются друг от друга?
Какую пользу приносят домашние животные?
3) – Выберите из каждого задания по 1 животному и раскрасьте его.
4) Итог
Творчество
Тема: Графический диктант. Азбука вежливости.
План занятия
1) Графический диктант
3 клетки вниз, вверх 1 клетка, вправо 1 клетка, …
2) Азбука вежливости (сказка «Репка»)
Чтение и анализ
3) Развивающие упражнения
Работа выполняется самостоятельно с индивидуальными пояснениями и заданиями для всех
Найди лишнюю картинку
Раскрась в соответствии с цифрами
Дорисуй волны по пунктиру
4) Итог
Пирамида
Жёлтый
Синий
Красный
Зелёный
Белый
Занятие № 3
Математика
Тема: Порядковые отношения
План занятия
1) Счёт предметов
Гном Загадайка привёл из леса своих друзей. Узнали их?
Сколько гостей пришло на урок?
Кто стоит первый, десятый, третий, восьмой, перед, после, между?
Закройте глаза. Что изменилось?
Физминутка
2) Уравнивание предметов
Сколько яблок? Груш?
Что можно о них сказать?
Как сделать так, чтобы их стало поровну?
Лук и клубника -//-
3) Решение задач
Сколько ушей у трёх мышей? (6)
Сколько лап у двух медвежат? (8)
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (1)
Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (6)
Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое - маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей? (7)
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало? (3)
4) Работа в тетради
5) Итог
Подготовка к обучению грамоте
Тема: Составление по картинкам времена года
План занятий
1) Загадки о временах года
Гном Загадайка приготовил вам загадки
Укрыла землю одеялом,
Сковала реки крепким льдом
И окна нам разрисовала
Искристым белым серебром.
(Зима)
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня …
(Весна)
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно …
(Лето)
У избы помоет крышу,
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы ее тихонько спросим:
«Кто ты?» И услышим …
(Осень)
- Как можно объединить эти слова?
Давайте вспомним о каждом из них, назовём признаки
Назовите зимние месяцы, весенние, летние, осенние
Физминутка
2) Запись предложений
Посмотрите на доску. У нас получился целый ряд из времён года. Давайте составим к каждой картинке предложения.
Чертим схемы в тетради.
3) Игра «Полслова за вами»
Отгадайте, что я хочу сказать
ВЕ…
ЛЕ…
4) Итог
Творчество
Тема: Рисуем время года
План занятия
1) Рисование
Сегодня на первом занятии мы вели разговор о временах года. Назовите их названия.
Назовите своё любимое время года. Почему?
Сегодня мы их будем рисовать.
2)Тест
Нарисуй следующую картинку
Зачеркни все круги
Проведи линии по пунктирам
3) Итог
Занятие № 4
Математика
Тема: Уравнивание групп предметов. Решение простых задач.
План занятия
1 ) Соседи числа
На поляне на лесной
Среди цветов и гномиков
Живут цифры в домиках.
Ты скорее поиграй,
Соседа цифры отгадай!
2) Порядковые отношения
Первый, последний, за, перед, между, после
3) Решение простых задач на нахождение суммы
4) Уравнивание предметов
В тетради
Физминутка
5) Работа в тетради
6) Итог
Подготовка к обучению грамоте
Тема: Выделение слов из предложения. Слоги.
План занятия
1) Выделение слов из предложения
Посмотрите на картинку Какое время года?
Какие ещё знаете?
Составим по картинке предложение.
О ком говорится в предложении?
Каких птиц знаете?
Физкультминутка
2) Деление слов на слоги
хлопок – слог
Назовите птиц
Чем питаются?
Где живут?
Какие из этих птиц улетают?
Какие остаются?
4) Игра «Скажи наоборот»
Я называю слово, а вы противоположное.
Задание каждому.
5) Итог
Творчество
Тема: Графический диктант. Логические упражнения.
План занятия
1) Графический диктант
2) Расскажи сказку
3) Сам. работа
1. Зачеркни лишнее
2. Раскрась стрелки
3. Заштрихуй машинки
4) Итог
Занятие № 5
Математика
Тема: Счёт. Порядковые отношения
План занятия
1) Решение задач
2) Счёт предметов. Уравнивание
3)Диктант
Нарисуйте столько кружочков, сколько яблок на доске
Нарисуйте треугольников на 1 меньше, чем кружочков
Нарисуйте квадратов на 1 больше, чем треугольников
15 клеток
1 - красным
4 – зелёным
Между 5 и 7 – синим
Слева от зелёного – жёлтым
Справа от синего – жёлтым
5 – красным
Между красным и жёлтым – синим
4) Работа в тетради
5) Итог
Подготовка к обучению грамоте
Тема: Ударный слог
План занятия
1) Работа по картинке
Составьте предложения
Назовите последнее слово в предложении
Какие игрушки вы знаете?
Делим слова на слоги
Ставим знак ударения
2) Собираем картинку
Составляем предложение (каждый)
3) Игра «Скажи наоборот»
аккуратный беда беднеть больше
большой боязливый брать будущий
вбежать ввернуть вежливый великан
верх вечер включать влево
вместе внешний внутри военный
восход вперёд враг встреча
глупец говорить голодный грязный
густой
4) Итог
Творчество
Тема: Обводим шаблоны
План занятия
1) Графический диктант
2) Тест «Готовность к школе»
3) Нарисуй по образцу
4) Выполни штриховку
5) Итог
Занятие № 6
Математика
Тема: Счёт предметов. Уравнивание.
План занятия
1)Решение задач
Гном Загадайка принёс вам задачки:
Весёлый ёж – колючий бок
Шагал домой и нёс грибок.
Ёж шёл и песню напевал
И вдруг под ёлкой увидал
Ещё 1 румяный гриб – красавец
К шляпке лист прилип
Ёж гриб сорвал, домой несёт
И громко песенку поёт.
Просты у песенки слова:
«Несу домой грибов я …» 1+1
Мишка по лесу идёт
И 2 ягодки несёт,
А там, где старая сосна,
Видит он ещё одна!
Ну, девчонки и мальчишки,
Сколько ягодок у мишки? 2+1
6 весёлых поросят
У корытца в ряд стоят!
Тут 1 улёгся спать –
Поросят осталось … 6-1
Возле норки 7 ежат
Днём на солнышке лежат.
2 убежали спать
И осталось ровно 7-2
2) Счёт предметов
Сказочные герои
Ряд чисел
Физминутка
3) Диктант
Нарисовать столько ∆, сколько окон у нас в классе. (клетку не пропускаем)
Пропусти вправо клетку и нарисуй ○ на 1 больше.
Пропусти вправо клетку и нарисуй столько □, сколько раз я хлопну в ладоши.
Пропусти вправо клетку и нарисуй ∆ на 1 меньше, чем □.
Пропусти вправо клетку и нарисуй ○ на 2 меньше, чем ∆.
∆∆ ○○○ □□□□ ∆∆∆ ○
4) Работа в тетради
Раскрась светофор в разных позициях.
5) Итог
Подготовка к обучению грамоте
Тема: Ударный слог. Повторение.
План занятия
1) Работа с предложением и словом
На доске: Открыт овощной магазин. Там продают овощи и фрукты.
Незнайка составил к ним схемы. Давайте проверим.
Исправим ошибки.
Что продают в магазине?
Какие овощи вы знаете?
Какие фрукты вы знаете?
Картинки, запись слов.
Физкультминутка
2) Логические упражнения
Незнайка сочиняет
Если зимой потеряешь дорогу,
Если затем набредёшь на берлогу.
Того, кто там спит,
Ты, дружочек, не трожь!
Ведь тот, кто там спит,
Называется ёж!
По улицам бродил
Двугорбый крокодил!
У белки – бельчонок, у мыши – мышонок, у кукушки – кукушонок, у кошки – котёнок. Давайте продолжим игру. Но будьте внимательны!
У вороны - …, у галки - …, у козы - …, у лошади - …, у свиньи - …, у собаки - …, у овцы - …, у лягушки - …, у курицы - …, у коровы - …, у зайчихи - …, у щуки - …, у тюленя - ….
3) Итог
Творчество
Тема: Графический диктант
План занятия
1) Графический диктант
2) Обведение шаблонов 2Сложная штриховка»
3) Скороговорка
На пальчике у Олечки
Колечко от Колечки.
То колечко Олечке
Не нравится нисколечко.
Ромашка
Что же это за цветок?
Серединка – как желток1
Лепестки – белее нет!
Собрала я их в букет,
А потом сказал мне Сашка:
«Это попросту ромашка!
Если хочешь погадать,
Любит или нет, узнать,
Лепесточек оторви –
Раз, два, раз, два, раз, два, три!»
Занятие № 7
Математика
Тема: Больше, меньше, выше, ниже
План занятия
1) Работа в тетради
2) Больше, меньше, столько же
Сравните предметы
Не считая можно сказать, чего больше?
А чего меньше?
Как уравнять7
Сколько героев взяли себе по игрушке?
Примеры решите, проговаривая
1+1= 2+1= 5+1=
3-1= 4-1= 8-1=
Решите задачи
3) Итог
Подготовка к обучению грамоте
Тема: Предложение, слово, слог, ударение
План занятия
1) Составляем рассказы по картинкам
2) Делим слова на слоги
В альбоме рисуем
3) Составляем предложение по картинке
Схема
4) Игра «Подбери слово»
Я называю действие, а вы подбираете слова, которые подходят к этому действию
Прыгает – заяц, лягушка, мальчик, спортсмен
Плавает – Шипит – Поливает -
Говорит - Читает – Стучит –
Смотрит – Растёт – Ползает –
Бегает – Кусает – Печёт –
Светит – Горит – Идёт –
5) Итог
Творчество
Тема: Штриховка
1) Выполнение сложной штриховки
2) Рассказывание стихотворения
3) Учим скороговорку
4) Насекомые
Назовите, раскрасьте
5) Итог
Занятие № 8
Математика
Тема: Счёт предметов
План занятия:
1) Числа, предметы
Сколько предметов не хватает до количества, указанного цифрами
5 –
2) Подбери к примеру рисунок
У каждого из вас листок с примерами и картинками. Решать их не надо, а надо к каждому примеру подобрать соответствующий рисунок.
3) Работа в тетради
4) Итог
Подготовка к обучению грамоте
Тема: Предложение, слог, ударение, закрепление.
План занятия
1) Составь предложение
У вас на парте картинка. Составьте по этой картинке предложение.
Опросить каждого
2) Кроссворд «Игрушки»
1. Не утонет в речке …? мяч
2. За мальчиком с корабликом скачут …? Лягушки
3. Игрушка, верхом на которой можно поехать в гос-
ти? Лошадка
4. В грузовике не привык кататься …? Кот
5. Под дождём до ниточки промок …? Зайка
3) Делим слова на слоги
4) Итог
Творчество
Тема: Графический диктант. Рисование.
План занятия
1) Графический диктант
2) Рисование
Обведи и раскрась картинки (попугай, цветок, бабочка)
3) Итог
Занятие № 9
Математика
Тема: Счёт предметов. Геометрические фигуры
План занятия
1) Считаем устно
Сколько бубликов в мешок
Положил ты, петушок?
2, но дедушке дадим
И останется … (1)
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал ещё 1
И уселся рядом с ним.
Кто ответит из ребят,
Сколько стало всех щенят? (2)
Утка морковку в корзине несла.
Этой покупкой довольна была.
Если морковку ещё ей купить,
Сколько их будет –
Ты сможешь сложить? (2)
2) Геометрические фигуры
Я показываю предмет, а вы ищите и рисуете фигуру, которая похожа на предмет.
Расставьте знаки в домино.
4) Работа в тетради
5) Итог
Подготовка к обучению грамоте
Тема: Закрепление изученного. Развитие речи
1) Развитие речи
Составь предложение из слов
На доске: самолёт небо по летать
Лиса бежать заяц по
Девочка вырезать бумага из цветок
Закончи предложение
Повар взял кастрюлю, поставил её на плиту и …
Однажды, когда кот спал, к нему подкрались мыши и …
Когда дети смастерили скворечник …
Дети надели тёплую одежду …
Утром показались яркие лучи солнца …
Дети нашли под ёлкой ёжика …
Делим слова на слоги
3) Игра «Кто, что»
Услышите слово, отвечающее на вопрос кто – хлопок в ладоши, что – по парте
Заяц, слон, автобус, арбуз, кот, солнце, кит, телевизор, девочка, собака, удочка, часы.
4) Итог
Творчество
Тема: Развитие и логические упражнения
План занятия
1) Оригами «Лодочка»
2) Определение кругозора у уч-ся
Задаю вопросы по темам:
1. Время
2. Мир и человек
3. Природа
4. География
3) Стихи
4) Итог
Занятие № 10
Математика
Тема: Повторение
План занятия
1) Повторение изученного
Счёт
Сравнение, уравнивание
Решение задач
2) Работа в тетради
3) Итог
Подготовка к обучению грамоте
Тема: Текст. Предложение. Слово. Слог. Закрепление
План занятия
1) Назови предмет по описанию
жёлтый высокая весёлая маленький бумажный
кислый колючая проворная лесной лёгкий
овальный зелёная рыжая колючий самодельный
лимон ёлка белка ёж кораблик
круглое белое продолговатое маленькая
жёлтое воздушное холодное хрупкая
яркое лёгкое шоколадное фарфоровая
солнце облако мороженое чашка
2) Штриховка, графический диктант
3) Итог
Творчество
Тема: Любимое занятие, любимая игрушка
План занятия
1) Рисование на свободную тему