Украинские корабли пересекли российскую границу. Три корабля вмс украины пересекли российскую границу

Предполагается, что российские корабли получили приказ – любой ценой во второй раз не пустить ВМС Украины в Азов.

События в Черном море развивались стремительно, но ничто не предвещало вооруженный конфликт. Поход трех судов ничем не отличался от предыдущего успешного прохода – и на этот раз россияне пошли на столкновение.

С чего все началось

25 ноября в 6 утра украинский буксир "Яны Капу" в сопровождении бронекатеров "Бердянск" и "Никополь" начал переход в Керченский пролив, чтобы попасть к Азовскому морю. В 6:34 суда российской пограничной службы и корабль Черноморского флота "Суздалец" начали маневрировать вокруг украинцев. В 13:05 к атаке подключились российские ударные вертолеты Ка-52 и штурмовики Су-25.

Тем временем в Киеве возле посольства России в Украине собираются протестующие.


ТСН.ua
Протестующие принесли шины к посольству РФ.

Ряд стран Запада уже официально отреагировали на агрессию РФ . В Евросоюзе заявили, что Россия должна освободить Керченский пролив для прохода кораблей, в НАТО заверили, что поддерживают суверенитет и территориальную целостность Украины, и призывают Россию прекратить эскалацию.

ТСН.uа ведет текстовый онлайн конфликта в Керченском проливе.

Не удалась - под Крымским мостом украинцев ждал непреодолимый заслон. Тогда ВМСУ выслали подкрепление, но не помогло и оно. Для чего же Украина затеяла весь этот спектакль?

В Киеве устали искать поводы, чтобы завить о российской агрессии, и решили срежиссировать такой повод самостоятельно.

«Провокационные действия со стороны России в Черном и Азовском море перешли границу и стали уже агрессивными. Корабли Российской Федерации в нарушение свободы навигации неправомерно применили силу в отношении кораблей ВМС ВС Украины», - разразился в воскресенье паническим сообщением МИД Украины.

Ради этого заявления украинский флот устроил 25 ноября целое морское шоу. Утром погранслужба ФСБ России сообщила о том, что около 07.00 три корабля ВМСУ - бронекатера «Бердянск» и «Никополь» и морской буксир «Яны Капу» (бывший «Красноперекопск») - в нарушение статей 19 и 21 Конвенции ООН по морскому праву пересекли госграницу и неправомерно зашли во временно закрытую акваторию территориального моря РФ.

Эта гордая украинская армада направлялась к Керченскому проливу, в котором действует разрешительный порядок движения и стоянки судов. Согласно сообщению ВМС Украины, корабли совершали плановый переход из Одессы в Мариуполь , о чем якобы информировали заранее. Правда, в ведомстве не уточнили, кого же именно они информировали. Например, в погрануправлении ФСБ по Крыму ни о чем таком и не слышали. По словам пограничников, заявки на проход украинцы не подавали, и поэтому в график включены не были.

При этом корабли ВМС Украины опасно маневрировали и не подчинялись требованиям российских пограничников.

Бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов подчеркнул, что украинские суда должны строго соблюдать международное право, а также правила в территориальных и нейтральных водах. Каждый корабль, который идет в море, настроен на международный 16-й канал связи и обязан на нем отвечать, в противном случае налицо провокация, объяснил он газете ВЗГЛЯД.

«Если же они начнут по-хамски проходить канал - без досмотра, без лоцманской проводки, - их надо не пускать. Конечно, от применения оружия лучше бы воздержаться, но, как минимум, предупредить надо», - добавил Комоедов.
«У нас есть предупредительные выстрелы. Нужно предупредить по 16 каналу связи, что если вы эту линию пересечете, то будем применять оружие, и показать какое. В конце концов мы имеем право применять силу в данном случае», - резюмировал он.

Погранслужба ФСБ вынуждена была принять меры к обеспечению безопасности судоходства, а потому направила свои корабли (предположительно пограничные катера типа «Соболь», ПСКР «Дон», катера типа «Мангуст» и МПК «Суздалец») на сопровождение украинских судов и потребовала прекратить провокационные действия.

Именно после этого Киев заявил, что Россия осуществила «агрессивные действия». «Пограничный корабль „Дон“ совершил таран нашего рейдового буксира, в результате которого поврежден главный двигатель корабля, обшивка и леерное ограждение, потерян спасательный плотик», - заявили в Facebook ВМСУ. И этим вызвали недоумение даже среди украинских пользователей соцсети, отметивших, что это какой-то позор - устроить провокацию и получить пробоину от российских кораблей прямо на глазах у своих бронекатеров.

В принципе, такие действия пограничников были бы вполне логичными и правомерными, ведь речь шла о нарушении российской границы. Вот только реалистичность этой истории вызывает сомнения.

Во-первых, подтверждений этому со стороны России не было и нет. Представитель пресс-службы пограничного управления ФСБ РФ по Республике Крым Марина Боенко в комментарии газете ВЗГЛЯД недоуменно отметила: «Мы такого не писали. Сообщения украинских ВМС мы никак не комментируем».

Во-вторых, уж больно странно выглядит это происшествие. Дело в том, что ПСКР «Дон» - это достаточно крупный корабль водоизмещением около 1,5 тысяч тонн. А буксир «Яны Капу» - это небольшое суденышко водоизмещением примерно 300 тонн, то есть в пять раз меньше. И украинская сторона заявляет, что после столкновения с такой махиной буксир не отправил свою команду искать потерянный плотик вплавь, а отделался помятой обшивкой, испорченным леерным ограждением и поврежденным двигателем.

Бывший начальник штаба Черноморского флота РФ вице-адмирал Петр Святашов подчеркивает, что если бы такое столкновение произошло в реальности, буксир не отделался бы столь легко.

«Вранье это все. Там только щепки остались бы», - заявил он газете ВЗГЛЯД, сравнив ситуацию со столкновением спичечного коробка с ванной.

Меж тем буксир не только выжил, но и, как сообщили в ВМСУ, каким-то образом продолжил свой путь к Керченскому проливу в составе непобедимой украинской армады, несмотря на сломанный двигатель. Видимо, на Украине научились воскрешать не только журналистов типа Аркадия Бабченко , но и корабли военно-морских сил.

А что российские пограничники действительно сделали, так это перекрыли проход через Керченский пролив, к которому украинские корабли прибыли около полудня. «Канал закрыт - Керченско-Еникальский канал. Не при любых (военных кораблях) закрывают. Но тут явные неподчинения требованиям, и есть опасения провокаций», - заявил источник ТАСС в транспортной сфере Южного федерального округа.

Проход под арками Крымского моста перегородил сухогруз. Кроме того, на дежурство заступили на три российских военных катера и два военных вертолета, а также штурмовики Су-25.

Так на подступах к Керченскому проливу и Азовскому морю приключения украинской армады и завершились. Поставленная задача - достигнуть Мариуполя - выполнена не была, что не устроило украинское командование. Тогда в ВМСУ решили, что шоу должно продолжаться, и направили в тот же район на предельной скорости два артиллерийских бронекатера класса «Гюрза».

Перед территориальными водами РФ украинскому подкреплению пришлось снизить скорость до нуля - войти в них оно пока так и не решилось. Видимо, возымело эффект заявление ФСБ России о том, что погранслужба примет все меры, чтобы пресечь украинскую провокацию, и «киевскому руководству, принимающему подобные опасные и безответственные решения, следовало бы подумать о последствиях своих действий».

На эти провокации нужно отвечать одним - заслоном, подчеркивает Комоедов.

«Надо привлечь Черноморский флот, если не хватает пограничных сил. У флота есть такая обязанность, он может прийти на помощь пограничникам, подняв пограничный флаг, который есть на каждом корабле, и выполнять все пограничные правила, высаживать досмотровую группу», - рассказал адмирал, подчеркнув, что в конце концов флот может пойти и на столкновение.

С этим согласен вице-адмирал Петр Святашов, по мнению которого украинские корабли могли готовить какую-нибудь провокацию против Крымского моста.

«Это очень опасные игры. Мы страна серьезная, и любая попытка чужих вооруженных сил залезть на нашу суверенную территорию может закончиться плачевно», - заявил газете ВЗГЛЯД зампред комитета Совфеда по международным делам Андрей Климов .
«Будем рассчитывать, что у зарубежных кураторов Киева благоразумия хватит, и они не дадут ему продолжить в том же духе. Но если он зайдет слишком далеко, то, по моему мнению, церемониться не нужно. Любой должен знать, что военные авантюры с пересечением нашей границы будут пресечены всеми имеющимися у нас возможностями. Шуток такого рода прощать нельзя, иначе повадятся и потом не отстанут. Военным надо действовать по уставу и защищать нашу суверенную территорию», - подчеркнул сенатор.

Эксперты сходятся во мнении, что инициатива о проведении провокации исходила лично от президента Украины Петра Порошенко . «Дело к выборам, а тут еще собираются главы европейских государств на. «Хотя это и непросто, России сейчас надо действовать так, чтобы не идти на открытые силовые действия в ответ на провокации, но и не спускать их Киеву, охранять свою границу», - резюмировал он.

Рано утром 25 ноября два малых бронированных артиллерийских катера (МБАК) "Бердянск" и "Никополь", а также рейдовый буксир "Яны Капу" собирались перейти из порта Одесса в порт Мариуполь в рамках создания в Азовском море базы Военно-морских сил (ВМС) Вооруженных сил Украины для противостояния агрессивным действиям РФ в регионе. В конце сентября с этой же целью в Мариуполь проследовали поисково-спасательное судно A500 "Донбасс" и морской буксир A830 "Корец". Во время перехода их сопровождали корабли и авиация Российской Федерации, но пролив пересечь удалось. Начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко отметил, что 25 ноября украинские военные действовали по тому же алгоритму, что и в сентябре.

Когда украинские корабли уведомили о переходе

По информации ВМС Украины, в 3.58 (время здесь и дальше указано по Киеву) катер "Бердянск" проинформировал пост технического наблюдения на мысе Такиль, а также морские порты Керчь и Кавказ о намерении пройти через Керченский пролив. Командующий украинскими Военно-морскими силами Игорь Воронченко отметил , что это было сделано за два часа до планируемого начала перехода. В ВМС заявили, что соответствующее сообщение пост и порты получили, но на него не ответили. При этом в 4.07 диспетчер порта Керчь вел переговоры с кораблем Черноморского флота (ЧМ) РФ "Суздалец" о выявлении корабельной группы ВМС Украины. Примерно в 6.00 украинские катера и буксир пересекли 12-мильную зону вокруг Крыма (Россия считает эту линию своей "госграницей", хотя ни Украина, ни международное сообщество не признают аннексию Крыма) и начали движение к Керченскому проливу.

Российская версия событий отличается. В ФСБ заявили , что катер "Бердянск" в 4.35 сообщил на пост технического наблюдения о планируемом проходе кораблей ВМС Украины. В 5.30 командир российского пограничного сторожевого катера "Соболь" проинформировал командира "Бердянска" Романа Мокряка, что украинским кораблям запрещено пересекать пролив, так как они должны были подать заявку за 48 часов, повторно подать ее за 24 часа и подтвердить за четыре часа. В ФСБ добавили, что корабли ВМС проигнорировали эту информацию и пересекли 12-мильную зону.

В ВМС Украины уверены , что, согласно Конвенции ООН по морскому праву и договору между Украиной и РФ от 2003 года, украинские военные корабли имеют право проходить через Керченский пролив в любое время при условии соблюдения безопасности судоходства.

Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского предусматривает, что:

  • Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами Российской Федерации и Украины.
  • Торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Российской Федерации или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства.

В России же считают, что пролив принадлежит ей. "Напомню также, что Керченский пролив не является проливом, подлежащим регулированию международным правом, - он российский", - заявил 23 ноября глава МИД РФ Сергей Лавров.

Точка, где, по данным ФСБ, украинские корабли пересекли 12-мильную зону. Карта: openstreetmap.org


Как происходил таран и обстрел

После пересечения украинскими кораблями 12-мильной зоны четыре корабля российских пограничников и корабль ЧМ РФ "Суздалец" начали совершать опасные маневры вблизи украинских катеров и буксира, рассказал Воронченко. Пограничный сторожевой корабль "Дон" несколько раз намеренно протаранил буксир "Яны Капу", повредив его главный двигатель, обшивку и леерное ограждение. Был также потерян спасательный плотик. Из переговоров российских моряков, которые опубликовал 26 ноября Генштаб ВСУ, следует, что "Дон" протаранил "Яны Капу" дважды - в 6.35 и в 6.44. Из российских кораблей пострадал не только "Дон", но и "Изумруд". Согласно записям переговоров, они столкнулись между собой.

Место, где "Дон" дважды протаранил "Яны Капу". Карта: openstreetmap.org


Проект Bellingcat пришел к выводу , что "Яны Капу" таранили как минимум четыре раза. Об этом, в частности, свидетельствует видео, которое было опубликовано вечером 25 ноября. Во-первых, там звучит время 8.21 (7.21 по Киеву). Во-вторых, на записи видны повреждения буксира "Яны Капу" от как минимум двух предыдущих таранов.

ВИДЕО

Видео: Otvertka74 / YouTube

По данным ФСБ РФ, с 9.35 до 17.30 группа кораблей ВМС Украины была заблокирована в районе якорной стоянки №471. Движение через Керченский пролив перекрыли танкером Neyma и двумя буксирами - "Быстрый" и "Гандвик". Как отметили в Военно-морских силах, по каналам связи особо высокой частоты ("Керчь-трафик-контроль") сообщили в 13.40, что танкер сел на мель под аркой Керченского моста, но в 13.50 через пролив пропустили морской тральщик ЧФ РФ "Адмирал Захарин" и два катера проекта "Раптор" пограничной службы ФСБ РФ.


По катеру "Бердянск" открывали огонь на поражение.


Российская сторона задействовала авиацию. В ВМС Украины сообщили, что в 13.12 два ударных вертолета ВС РФ Ка-52 брали под прицел украинские корабли. Агентство и российский канал НТВ сообщали также о двух штурмовиках Су-25. В СБУ позже уточнили, что были задействованы вертолеты Ка-52 и истребители Су-30. По данным ведомства, Су-30 и Ка-52 выпустили в ходе инцидента по две ракеты.

В 17.30 корабли ВМС начали двигаться на выход из 12-мильной зоны. Российские пограничники их преследовали и требовали остановиться, угрожая применением оружия. По данным ФСБ РФ, в 19.45 "Изумруд" выполнил предупредительную стрельбу в сторону украинских кораблей, а в 19.55 выстрелил по МБАК "Бердянск", после чего катер лег в дрейф, а командир сообщил о раненых на борту и запросил помощи. "Український мілітарний портал" предполагает , что в "Бердянск" попал 30-мм снаряд артустановки АК-630, которой вооружен "Изумруд". Главный редактор портала BlackSeaNews Андрей Клименко отмечает , что огонь открыли, чтобы не дать кораблям уйти.

Фотогалерея (1 из 2)

По данным ФСБ РФ, "Бердянск" был захвачен в 20.06, "Яны Капу" - в 20.15, а "Никополь" - в 22.21. Последний в ходе захвата не пострадал. В 23.40 раненых украинских военных Андрея Артеменко и Андрея Эйдера, а также сотрудника контрразведки СБУ Василия Сороку доставили в 1-ю керченскую городскую больницу. Корабли в порт Керчь прибыли в 5.40 26 ноября.


По данным Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины, украинские корабли захватили в нейтральных водах.


Кого захватили?

Всего было захвачено 22 украинских моряка.

Катер "Бердянск"

Роман Мокряк, лейтенант, 1986 года рождения (командир);

Юрий Безъязычный, старший матрос, 1990 года рождения;

Андрей Артеменко, старший матрос, 1994 года рождения;

Андрей Эйдер, матрос, 1999 года рождения;

Богдан Головаш, старший матрос, 1996 года рождения;

Денис Гриценко, капитан 2-го ранга, 1984 года рождения.

Катер "Никополь"

Богдан Небылица, старший лейтенант, 1994 года рождения (командир);

Вячеслав Зинченко, старший матрос, 1998 года рождения;

Сергей Цыбизов, матрос, 1997 года рождения;

Сергей Попов, капитан-лейтенант, 1991 года рождения;

Владислав Костышин, старшина 1-й статьи, 1994 года рождения;

Андрей Опрыско, старший матрос, 1971 года рождения.

Буксир "Яны Капу"

Олег Мельничук, старшина 1-й статьи, 1995 года рождения (командир);

Михаил Власюк, старший матрос, 1984 года рождения;

Виктор Беспальченко, старший матрос, 1987 года рождения;

Владимир Терещенко, старший матрос, 1994 года рождения;

Евгений Семидоцкий, матрос, 1998 года рождения;

Владимир Лисовой, капитан 3-го ранга, 1984 года рождения;

Андрей Шевченко, мичман;

Владимир Варимез, старший матрос, 1992 года рождения;

Сергей Чулиба, старшина, 1992 года рождения;

Юрий Будзыло, мичман, 1972 года рождения.

В плен попали также сотрудники СБУ Василий Сорока и Андрей Драч. По данным ведомства, Сорока получил тяжелое ранение. Захваченные украинцы . Туда их доставили из оккупированного Крыма.

Кто осуществлял захват?

СБУ и военная прокуратура открыли уголовное производство по ч. 2 ст. 437 (планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны), ч. 2 ст. 15, п. 1 ч. 2 ст. 115 (покушение на умышленное убийство) Уголовного кодекса Украины. В списке подозреваемых:

  • контр-адмирал Сергей Станкевич, начальник пограничного управления ФСБ по Крыму;
  • вице-адмирал Геннадий Медведев, заместитель руководителя пограничной службы ФСБ РФ;
  • капитан 1-го ранга Руслан Ромашкин, начальник службы в Балаклаве пограничного управления ФСБ РФ по Крыму, в состав которой входят пограничные сторожевые корабли "Изумруд" и "Дон";
  • капитан 1-го ранга Андрей Шеин, заместитель начальника управления - начальник отдела береговой охраны пограничного управления ФСБ РФ по Крыму;
  • капитан 2-го ранга Алексей Шатохин, начальник службы в Керчи пограничного управления ФСБ России по Крыму;
  • капитан 2-го ранга Алексей Саляев, командир корабля "Дон";
  • капитан 3-го ранга Андрей Шипицын, командир корабля "Изумруд";
  • капитан 3-го ранга Сергей Щербаков, командир корабля "Суздалец".

Заместитель главы Службы безопасности Украины Олег Фролов заявил, что в захвате украинских кораблей , которые перешли на сторону РФ после оккупации Крыма. Их имен он не назвал. В списке подозреваемых и списке изменивших присяге экс-сотрудников СБУ, который опубликован на сайте ведомства, совпадает только одна фамилия - Алексея Шатохина.

Украинских военных моряков, которых Киев отправил на спланированную провокацию в Керченском проливе, завтра ждет суд. И они уже дают показания. Все три украинских военных корабля, которые пытались прорваться из Черного моря в Азовское, не реагировали на законные требования российских пограничников и совершали маневры, опасные для гражданских судов, теперь пришвартованы в Керченском порту.

Сразу после задержания российские пограничники отбуксировали украинские военные корабли в Керченский порт и пришвартовали к Генеральному молу. Вот они стоят бортами друг к другу: два малых катера и рейдовый буксир. Сейчас сотрудники ФСБ проводят там следственные мероприятия.

Во сколько вышли из Одессы два артиллерийских катера и один рейдовый буксир точно не известно. Учитывая расстояние (почти 400 километров по морю) и скорость экономного хода (около 10 узлов), путь занял почти сутки.

На рассвете 25 ноября группировка вошла в территориальные воды Российской Федерации . Это прибрежный участок моря шириной 12 морских миль, или 22 километра. Малые катера проекта 58155 "Никополь" и "Бердянск", в сопровождении буксира "Яны Капу" уверенно направлялись в сторону Керченского пролива и стратегически важного российского объекта - Крымского моста. Хотя украинское командование уведомления о прохождении заранее не подавала.

Поэтому на перехват отправились корабли пограничной службы ФСБ: катера "Соболь" и "Мангуст", сторожевой корабль "Дон" и малый противолодочный корабль "Суздалец". Силы очень серьезные. "Бердянск" и "Никополь" имеют довольно мощное вооружение: ракетные комплексы "Барьер", способные пробивать до 80 сантиметров сплошной брони на расстоянии до 5 километров.

На попытки выяснить причины и цели нахождения в российских территориальных водах украинские моряки не отвечали. Более того, совершали агрессивные и непредсказуемые маневры. Пришлось применить оружие и взять их на абордаж. Момент, когда наш сторожевик оттесняет украинский буксир, зафиксировала камера.

У "Яны Капу" повреждена обшивка с правого борта, сорваны ограждения. Трое моряков получили ранения. Только после этого нарушители прекратили сопротивление и застопорили машины. До входа в сам Керченский пролив оставалось около 6 миль.

В этот момент командование украинских Военно-морских сил якобы решает поддержать операцию и отправляет из Бердянска навстречу еще два легких катера такого же проекта "Гюрза" Военно-морских сил Украины. И этот факт - дополнительное подтверждение, что все это задумывалось именно как провокация. Потому, что военного смысла во втором рейде не было, учитывая несоразмерность сил. Скорее всего они подстраховывали первую группу. На случай если той не удастся провокация.

И когда стало известно, что первая группа в полном составе задержана, обе "Гюрзы" вернулись в Бердянск. Под аркой Крымского моста к этому времени уже встал на якорь сухогруз. Судоходство остановлено. Небо над проливом патрулировали штурмовики Су-25 . Под Керчь переброшены несколько подразделений, в том числе морпехи. Для усиления.

Троим раненным в ходе задержания украинским морякам сразу же была оказана медицинская помощь. Экипажи всех трех кораблей задержаны как нарушители государственной границы.

"Они дают показания по тем нарушениям, которые были допущены. Три человека находятся в первой керченской больнице, им оказывается медпомощь, врачи не считают их состояние тяжелым", - говорит уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.

Украинские моряки грубо нарушили статьи 19 и 21 Конвенции ООН по морскому праву. В соответствии с которыми любые корабли, в том числе военные, могут осуществлять мирный проход в водах другого государств, не применять оружие и не совершать провокационных действий. Но, самое главное, они должны соблюдать правила безопасности и нормы, установленные страной-хозяйкой вод. В данном случае: оформить разрешение на проход через Керченский пролив . Это сделано и не было, поэтому и лоцманской проводки для прохождения украинских судов под Крымским мостом не выделялось.