Ракетный катер – малый ракетный корабль. Сторожевые катера «Тарантул Катера ракетные 205 проекта москит

Почему-то многие военные эксперты считают, что эра ракетных катеров (рка) подошла к концу. Массовое производство данных кораблей пришлось на 60-80 годы.
Основания считать так у них есть – катер практически беззащитен от атак с воздуха, и до момента применения ракетного катер в современных условиях просто не уцелеет.

Поэтому продолжать строить корабли водоизмещением до 350 тонн с ракетным вооружением становится, на первый взгляд, бессмысленно.
Но, во-первых, ставить жирный крест на катерах с ракетным вооружением не совсем уместно. Ракетные корабли при точном целеуказании и прикрытии с воздуха до сих пор являются достаточно грозным оружием.
Во-вторых, достаточно быстрый уход данных кораблей из сферы военных интересов обусловлен изменением политической обстановки – развал СССР, основного производителя рка, а также развалом всех стран Варшавского Договора.
На сегодняшний час восемь стран имеют на вооружении порядка 70 рка проекта 205. Данные страны первые в списке возможных покупателей новейшего рка «Катран», созданного ЦМКБ «Алмаз» с максимальными требованиями для современного корабля данного класса.

Основные задачи рка «Катран»

Корабль предназначается для противодействия и уничтожения надводных кораблей противника и патрулирования прибрежной территории и водных районов.
«Катран» проекта 20970 считается «модернизированным для современных условий ведения боевых действий на море ракетным кораблем проекта 205». Возможно, потому, что именно ЦМКБ «Алмаз» разрабатывал проект 205 и именно основа рка «Оса» стала платформой для современного вооружения отечественного производства. К тому же пошла на пользу замена двигательных установок на двигатели известного немецкого производителя двигательных установок «Tognum».
рка «Катран» может быть использован для решения следующих задач:
- нанесение ракетного удара по любым надводным кораблям противника;
- содействие подразделениям береговой обороны в отражении атак противника с морского направления;
- обеспечение прикрытия высадки морского десанта;
- ведение разведки;
- охрана территориальных вод и морских районов.

Основные характеристики корабля

Проработанный корпус корабля приспособлен к плаванию в северных районах и выдерживает столкновения со льдом до 40 сантиметров. Мореходные качества катера позволяют выполнять поставленные задачи при волнении моря до 7 баллов, а применять ракетное вооружение при 5 баллах без каких-либо ограничений ходовых характеристик. Живучесть катера сохраняется при заполнении водой 2-х смежных отсеков.
ГЭУ – два дизельных двигателя общей мощностью 6800 кВт с водометным приводом (используется два водомета).
Дальность поражения ПКРК до 130 километров, мертвая зона порядка 5 000 метров.
Длина катера 46 метров, ширина 8.4 метра, осадка 1.8 метра.
Экипаж – 29 человек.
Автономность плавания до 10 суток.


Ракетные катера проекта 205 – самые массовые в своем классе

Вооружение рка «Катран»:

Противокорабельный РК «Уран-Э»;
- крылатые ракеты «3М-24Э» в транспортнопусковых контейнерах - восемь единиц;
- две ПУ «3С024Э»;
- корабельная АСУ «ЗР-60УЭ1»;
- универсальная АУ «А-220М» калибра 57 мм;
- две 6-ствольные АУ «АК-630» калибра 30 мм с ЦСУС «Багира»;
- два пулемета калибра 12.7 мм;
- ЗРК 3М-47 «Гибка»;
- ЗУР «Игла-М»;
- ручной ПД гранотамет «ДП-64».
Средства радиоэлектронной защиты:
- Комплекс РЭП «ПК-10»;
- РЛС «Позитив-МЭ1.2»;
- ГАС для выявления ПДСС «Анапа-МЭ»

Дополнительная информация
Ракетный катер проекта 20970 строится на заводе «Зенит» по заказу ВМФ Казахстана и будет спущен на воду в 2012 году.

Ракетные катера проекта 205
РКА пр. 205

Ракетный катер проекта 205
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
  • ЦКБ «Алмаз»
Предшествующий тип проект 183-Р
Последующий тип проект 1241
Подтипы
  • 205, 205У, 205ЭР, 205М
Построено 274 единиц
Основные характеристики
Водоизмещение 205 тонн
Длина 38,6 метра
Ширина 7,6 м
Осадка 2,6 м
Двигатели 3 × М503 (англ.) русск. (М504 Б)
Мощность 3 × 4 000 л. с. (3 × 5 000)
Скорость хода 38,5 узлов (42)
Автономность плавания 5 суток
Экипаж 26 чел
Вооружение
Радиолокационное вооружение РЛС МР-331 «Рангоут»
MP-104 «Рысь»
Зенитная артиллерия 2×2 30-мм АК-230
Ракетное вооружение 4×1 ПУ КТ-97Б П-15У
Медиафайлы на Викискладе

История

Проект разработан в ЦКБ «Алмаз» по тактико-техническому заданию (ТТЗ) ВС Союза 1956 года. Главный конструктор Е. И. Юхнин . От производившихся ранее катеров проекта 183Р новые катера отличались стальным корпусом (унифицированным с торпедными катерами проекта 206), усиленным вооружением и повышенной мореходностью.

Интересной особенностью конструкции катера являются скругленные формы надстроек и специфическая форма палубы, обеспечивающие улучшенный смыв в случае радиоактивного загрязнения. Также были использованы уникальные 42-цилиндровые 6-рядные звездообразные дизели М503 (англ.) русск. Ленинградского машиностроительного завода имени Ворошилова .

Является логическим продолжением серии проекта 183Р «Комар» .

Головной ракетный катер проекта 205 вошёл в состав ВМФ СССР в 1960 году. Эти корабли строились большой серией вплоть до 1970 года.

Индо-пакистанская война 1971 года

В середине 1971 года индийские ВМС получили 8 ракетных катеров проекта 205: «Винаш», «Видьят», «Виджета», «Веер», «Ниргхат», «Ниргхит», «Нашак» и «Нипат». Катера находились в составе 25-й эскадры ВМС Индии в военно-морской базе в Бомбее.

2 декабря возле морской базы в Охе пакистанский бомбардировщик B-57 безуспешно пытался атаковать индийскую «Осу» .

В ночь с 4 на 5 декабря индийские ВМС с участием катеров проекта 205 провели операцию «Трайдент» . Для атаки на главную военно-морскую базу Пакистана Карачи отводились ракетные катера «Нипат», «Ниргхат» и «Веер», под прикрытием двух фрегатов и одного танкера.

Первым начал атаку «Ниргхат» 2 ракетами П-15 с интервалом 5 минут поразив пакистанский эсминец Khaibar (водоизмещение 2315 тонн). Вторая ракета вызвала детонацию боеприпасов эсминца и через 45 минут корабль затонул, погибло 222 из 268 пакистанских моряков.

Ракетный катер «Нипат» поразил 1 ракетой П-15 либерийский транспортный корабль MV Venus Challenger, перевозивший американские боеприпасы из Сайгона в Пакистан. Попадание привело к детонации снарядов, мощный взрыв сотряс Карачи, корабль развалился на 2 части и уже через 8 минут полностью скрылся под водой. Все китайские, американские и пакистанские моряки, находившееся на борту погибли . Второй ракетой индийский катер уничтожил пакистанский эсминец Shah Jahan (DD-962) (водоизмещение 1710 тонн). Весь командирский состав эсминца погиб, корабль полностью сгорел, не затонул и был пущен на слом .

Ракетный катер «Веер» 1 ракетой П-15 потопил пакистанский тральщик Muhafiz (водоизмещение 360 тонн), погибло 33 из 53 пакистанских моряков. Ещё 2 ракеты индийский катер выпустил по нефтехранилищам на берегу, 1 ракета попала в цель вызвав огромные пожары в порту.

Все индийские ракетные катера без потерь вернулись в свой порт. Стоит отметить что удар по Карачи пакистанцы сначала восприняли как авианалёт и во время операции пакистанские зенитные орудия всю ночь вели заградительный огонь по «индийским самолётам». На следующий день для операции по спасению выживших с эсминца Khaibar был отправлен пакистанский фрегат Zulfiqar. Пакистанские самолёты F-86 «Сейбр» приняли фрегат за индийский ракетный катер и выпустили по нему 900 пушечных снарядов. Фрегат получил значительные повреждения, множество пакистанских моряков было убито и ранено.

В ночь с 8 на 9 декабря индийские ВМС провели операцию «Питон», в ходе которой удар по Карачи наносили два фрегата и всего один ракетный катер «Винаш».

При приближении на 22 километра «Винаш» выпустил все 4 ракеты П-15, первая ракета попала в нефтеперерабатывающий завод на берегу. Огонь от горящих нефтехранилищ осветил Карачи. Пакистанцы восприняли атаку как авианалёт. Через 6 минут пакистанские зенитные орудия открыли заградительный огонь над Карачи. Снаряды пакистанских крупнокалиберных орудий опорного пункта «Гималая» в темноте были похожи на летящие ракеты и пакистанские зенитчики других орудий начали пытаться их сбить. В порту начался настоящий хаос. Вторая ракета индийского катера попала в панамский танкер Gulf Star (дедвейт 10607 тонн), попадание вызвало детонацию топлива и корабль практически сразу затонул. Третья ракета попала в британский транспортный корабль SS Harmattan (9236 брт ), 7 британских моряков было убито и 6 ранено, корабль сгорел . Обломками взрывающегося корабля был засыпан пакистанский тральщик Munsif. Четвёртая ракета попала в танкер ВМФ Пакистана Dacca (водоизмещение 5532 тонны). Корабль сгорел и позднее пущен на слом. Кроме этого два транспортных корабля стоявших возле этих кораблей получили значительные повреждения от близких разрывов ракет. Береговая и противовоздушная оборона порта пыталась оказать сопротивление индийцам, в результате огнём пакистанских орудий был случайно сожжен греческий торговый корабль Zoe , везший товары в Пакистан. Пакистанский патрульный катер ведя огонь в сторону индийского катера случайно прострелил борт британскому торговому судну Eucadia. Индийцы вернулись без потерь .

В результате двух операций индийские ракетные катера «Оса» нанесли очень значительные разрушения военно-морской базе Пакистана Карачи. Было уничтожено 7 крупных кораблей, ещё 2 своих корабля поразили пакистанцы, было уничтожено 12 из 34 крупных нефтехранилищ. Порт горел ещё около 7 дней. Экономические потери только нефтеперерабатывающего завода составили около 3 миллиардов долларов . Полное количество погибших неизвестно, только в ночь с 4 на 5 декабря погибло более 500 пакистанских моряков и неизвестное количество китайцев и американцев. Неизвестное количество пакистанцев погибло на «Зульфикаре» 6 декабря. Много пакистанцев, а также иностранцев, погибло в ночь с 8 на 9 декабря. Индийцы в этих атаках, как говорилось выше, пострадавших никого не имели.

Война Судного дня (1973)

6 октября, в первый день войны в ходе морского боя возле Латакии один сирийский катер проекта 205 был потоплен двумя попаданиями ПКР Gabriel , выпущенных израильскими ракетными катерами «Саар».

В этот же день семь египетских ракетных катеров «Оса» атаковали израильские оборонительные позиции на севере Синая возле Рунами. Египетские катера успешно обстреляли израильские оборонительные сооружения и опорный пункт «Будапешт» из РСЗО и ракет П-15. Три израильских ракетных катера «Саар», патрулирующих побережье, попытались атаковать египтян. Только два катера из трёх смогли выпустить ракеты, причем ни одна из 11 выпущенных ПКР Gabriel, не попала в цель. Выполнив задачу египетские катера начали возвращаться, но по дороге были атакованы израильскими самолётами и вертолётами. Израильский истребитель-бомбардировщик F-4 «Фантом» потопил один катер, в свою очередь вызванные на помощь египетские истребители МиГ-17 сбили израильский вертолёт Bell-205. Шесть оставшихся катеров вернулись в свой порт.

В ночь с 8 на 9 октября, в ходе морского боя при Дамиетте шесть израильских ракетных катеров были атакованы четырьмя египетскими ракетными катерами «Оса». Египетские катера выпустили 16 ПКР П-15, израильтяне применили средства РЭБ, в результате все ракеты не попали цель, но от близкого разрыва один израильский катер получил повреждения, несколько израильских моряков было убито и ранено. Израильтяне в ответ выпустили 12 ПКР Gabriel. Египетские катера, не имевшие средств РЭБ, начали активное маневрирование. От шести ракет удалось увернуться, но остальные шесть, по два в три катера попали в цель. Причем во всех случаях попаданий израильских ПКР было недостаточно для потопления, все катера добивались артиллерийским огнём. Четвёртый египетский катер увернулся от всех ракет у ушел в порт. Египтяне вызвали на помощь истребители-бомбардировщики, которые отогнали израильский флот.

В этот же день возвращающиеся израильские катера возле порта были атакованы одним египетским ракетным катером. Египетский катер выпустил ПКР и по египетским данным потопил один катер, после чего вернулся в свой порт.

Малочисленный сирийский флот активных атак не проводил и израильтяне решили окончательно его блокировать в Латакии. В ночь с 10 на 11 октября семь израильских ракетных катеров «Саар» подошли к Латакии. Три сирийских ракетных катера «Оса» обнаружив противника с максимальной дистанции выпустили 12 ракет П-15, израильтяне применили средства РЭБ и все ракеты не попали в цель. Сирийские катера отошли в порт. Израильские моряки, зная что в порту полно иностранных гражданских кораблей, открыли огонь по отступающим сирийским катерам. Восемь ПКР Gabriel было выпущено, две попали в два гражданских корабля, три промахнулись, две попали в одну «Осу», которая затонула и одна в ещё одну «Осу», которая также затонула.

По заявлениям американского исследователя Джона Шлута в ходе войны израильские катера «Саар» в трёх боях потопили 5 сирийских ракетных катеров «Оса». При том что сирийцы имели всего 3 таких катера (по некоторым данным даже 2).

Египетские ракетные катера «Оса» в ходе войны участвовали в трёх морских боях и по египетским данным потопили 3 израильских ракетных катера и 1 торпедный катер, потеряв 4 катера уничтоженными и 1 повреждённым из 19 участвующих . По израильским данным лишь один израильский ракетный катер был повреждён, при этом было уничтожено 5 египетских катеров .

Ирано-иракская война (1980-1988)

Первые 4 ракетных катера «Оса-1» и 3 «Оса-2» Ирак получил в 1974 году. В 1975-1976 годах были получены ещё 5 катеров «Оса-2» . Катера использовались ВМФ Ирака в ходе войны с Ираном.

29 ноября 1980 года два иранских ракетных корвета класса Каман блокировали и атаковали иракские порты Аль-Фао и Умм-Каср. Для деблокирования Ирак отправил группу из пяти ракетных катеров «Оса». Иранский корвет Paykan атаковал первым, выпустив две ракеты RGM-84 Harpoon и потопил два катера. Иракцы ответным огнём потопили двумя ракетами П-15 сам Paykan (водоизмещение 234 тонны). На помощь к иранцам вылетели несколько истребителей-бомбардировщиков F-4 «Фантом» , которые ракетами AGM-65 Maverick поразили три оставшихся иракских катера, два из которых получили попадания по одной ракете, были повреждены и вышли из строя, третий получил попадания трёх ракет и затонул. После этого разгрома иракцы стали использовать ракетные катера намного более аккуратно и при поддержке с воздуха .

3 сентября 1982 года два иракских ракетных катера «Оса-2» вышли из военно-морской базы Умм-Каср на перехват морского конвоя из 25 танкеров, прикрываемых 2 фрегатами класса PF-103. Иракские катера потопили один танкер и успешно вернулись на базу .

В ночь с 9 на 10 сентября 1982 года два иракских катера «Оса-2» в качестве приманки пошли к иранской военно-морской базе Бушехр. Возле катеров на уровне моря летели два иракских вертолёта «Супер-Фрелон» , вооружённых ПКР Exocet . При приближении к базе навстречу иракским катерам вышли два иранских фрегата класса PF-103 (водоизмещение 900 тонн). Иракские вертолёты поднялись над водой и потопили один иранский фрегат, второй развернулся и успел уйти назад .

В 1982 году иракские ракетные катера «Оса» использовались для обстрела ракетами П-15 иранских нефтяных хранилищ на острове Харк. Ущерб от них был очень значительным. Иранцы специально передислоцировали на остров дополнительный ЗРК HAWK . В ходе следующих обстрелов иранские ЗРК сбили несколько выпущенных ракет П-15 .

К концу войны у Ирака оставалось 7 ракетных катеров «Оса».

Война в Персидском заливе (1990-1991)

Применялись иракскими ВМФ. Перед войной с Кувейтом Ирак имел 5 ракетных катеров «Оса-2» и 2 «Оса-1».

Участвовали в ходе сражения за военно-морскую базу Кувейта у мыса Эль-Кулайа (رأس القليعة ‎, гарнизон 500 человек). В ходе него иракский ракетный катер «Оса» (75 морских пехотинцев) в одиночку захватил половину кувейтского флота (6 ракетных катеров, 3 транспорта и 8 десантных катеров). Один иракский катер был подбит в ходе войны .

В числе захваченных было 5 ракетных катеров класса TNC-45 (водоизмещение 228 тонн) Merija, Mashuwah, Istiqlal, Al Ahmadi и Al Mubareek и 1 ракетный катер типа TPB-57 (водоизмещение 350 тонн) Sabhan .

В ходе операции «Буря в пустыне», авиация коалиции нанесла повреждения 5 иракским ракетным катерам «Оса», ещё 1 успел уйти в иранские территориальные воды. После окончания войны этот катер остался одним этого типа в составе иракских ВМС.

Спроектированны в ЦКБ-5 (с 1967 г. - ЦМКБ "Алмаз") под руководством главного конструктора Е. И. Юхнина. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 1 ранга В. В. Дмитриев. Технический проект утвердили в 1957 году. Катера предназначались для уничтожения крупных кораблей противника в прибрежных районах военно-морских баз и охраны водного района (ОВР).

Корпус катера гладкопалубный, выполнен из стали марки СХЛ-45 толщиной от 5 мм до 8 мм и имеет круглоскулые обводы в носовой части и остроскулые в кормовой части корпуса. На палубе находилась протяжённая надстройка из облегчённого сплава АМГ с боевой рубкой и открытым ходовым мостиком в носовой части. Катера могли использовать весь свой оружейный арсенал при волне до 5 баллов на скоростях до 30 узлов и при 4 баллов без ограничений.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков:

  1. Форпик;
  2. Кубрик на 8 человек;
  3. Кубрик на 12 человек;
  4. Машинное отделение №1;
  5. Машинное отделение №2;
  6. Каюты офицеров и мичманов;
  7. Пост предстартовой подготовки ракет;
  8. Ахтерпик.
Катер оставался на плаву при затоплении любых двух смежных отсеков.

Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя дизелями М-503 по 3300 л.с. каждый с реверс-редукторами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала и передовали вращение на три трёхлопастных винта фиксированного шага. Дизели снабжены системой автоматической сигнализации и защиты, предупреждающей обслуживающий персонал световым сигналом о нарушениях в работе дизеля. Двигатели устанавливаются на четырех лапах с резиновыми амортизаторами и жестко крепятся болтами. Пуск дизеля производится сжатым воздухом. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 1 000 часов, а полный ресурс - 2 500 часов при частоте вращения 2 000 об/мин.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 4 ангарных пусковых установок для пуска противокорабельных крылатых ракет П-15 с нескладывающимися крыльями от ПУРС "Клён", расположенных по две с каждого борта. Постоянное возвышение пусковых установок составляло 11,5°. Ракеты имели дальность стрельбы 35…40 км, маршевую скорость 320 м/с, массу боевой части 480 кг, самонаведение осуществлялось с помощью радиолокационной головки активного типа. Перезарядка ракет в ангарные пусковые установки катера была возможна только в условиях базы, и занимала порядка 30 минут.
  2. Из 2 спаренных 30-мм автоматов АК-230 с длинной ствола 71,3 калибра, расположенных один на баке и один в корме. Скорострельность установки составляла 1 000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 926 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Колонка" и дистанционного автоматического управления от РЛС УАО МР-104 "Рысь".

Система управления ракетной стрельбой состояла:

  • из ПУРС "Клён", который вырабатывал дальность и направление до цели, в состав прибора входили:
    • ракетный автомат стрельбы РАС, который на основе поступающих данных постоянно вырабатывал дальность и направление, а также вводил данные в головки самонаведения ракет.
  • Информация о цели шла в систему ПУРС от РЛС обнаружения "Рангоут".
Система «Клён» позволяла вести стрельбу ракетами по надводной цели одиночно и залпом.

Система управления огнем корабельной 30-мм артиллерии состояла:

  • из прибора управления артиллерийским огнём(ПУАО) "Рысь" в состав которого входили:
    • центральный автомат стрельбы ЦАС (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных от РЛС управления МР-104 "Рысь" управлял 2 автоматами выдавая углы вертикальной и горизонтальной наводки 30-мм артиллерии.
  • из аппаратуры селекции подвижных целей и помехозащиты
  • Главным средством целеуказания служила РЛС обнаружения "Рангоут".
  • После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-104 "Рысь".

РЛС управления стрельбой МР-104 "Рысь" дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов корабельной артиллерии 30-мм калибра. РЛС автоматически сопровождала воздушные цели при скорости до 300 м/с на дальности до 26 км, а надводные цели типа торпедного катера до 4 км.

Катера комплектовались компасом, РЛС обнаружения «Рангоут», РЛС опознавания «Кремний», а также дымовыми шашками МДШ.

РЛС обнаружения «Рангоут», предназначенная для целеуказания ракетному оружию. Станция сантиметрового диапазона с двумя уровнями мощности в 20 и 100 Вт обслуживалась одним оператором и могла осуществлять круговой обзор с частотой 4 или 12 об/мин. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера. Дальность обнаружения станцией надводной цели типа крейсер составляла до 60 км, эсминца до 24 км. В качестве резервного оптического средства прицеливания использовался визир ПМК-453.

Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

Строились катера на Приморском заводе №5 в Ленинграде, на заводе №341 в Рыбинске и на заводе №602 в Владивостоке.

Головной катер вошёл в строй флота в 1960 году.


Тактико-технические данные РКА проекта 205 Водоизмещение: стандартное 173 тонны, полное 216 тонн. Длина наибольшая: 38,6 метра Длина по КВЛ: 37,5 метра
Ширина наибольшая: 7,6 метра
Ширина по КВЛ: 5,9 метра
Осадка полная: 1,73 метра
Силовая установка: 3 дизеля М-503 по 3300 л.с., 3 винта ФШ
Скорость хода: полная 39 узлов, экономическая 14 узлов
Дальность плавания: 1600 миль при 14 узлах
Мореходность: 5 баллов
Автономность: 5 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 2х2 30-мм автомата АК-230 с РЛС УАО
МР-104 "Рысь"
ракетное: 4х1 ангарные ПУ П-15 от ПУРС "Клён"
радиотехническое: РЛС "Рангоут", РЛС опознавания "Кремний"
навигационное: 1 компас, эхолот, лаг
химическое: ? дымовые шашки МДШ
Экипаж: 26 человек (4 офицера)

Всего построено катеров с 1960 г. по 1965 г. - 155 единиц.

    Ракетные катера проекта 205У
- это усовершенствованный проект ЦКБ-5 (с 1967 г. - ЦМКБ "Алмаз") под руководством главного конструктора А. П. Городянко, главным наблюдающим от ВМФ был капитана 2 ранга Ю. М. Осипов. Проект предусматривал усиление корпуса за счёт изготовления из двухслойной стали КД-2, при этом один слой делали из обычной, а другой из нержавеющей стали. Увеличили мощность главных двигателей. Обновили ракетное вооружение катеров.

Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя дизелями М-504 по 5000 л.с. каждый с реверс-редукторами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала и передовали вращение на три трёхлопастных винта фиксированного шага. Дизели снабжены системой автоматической сигнализации и защиты. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 2 500 часов, а полный ресурс - 10 000 часов при частоте вращения 2 000 об/мин.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 4 контейнерных пусковых установок КТ-97 для пуска противокорабельных ракет П-15У "Термит" со складывающимися и автоматически раскладывающимися после старта крыльями, от ПУРС "Клён", расположенных по две с каждого борта. Контейнеры не только давали выигрыш в габаритах (по длине около 1 м и по ширине 0,8 м), но и обеспечивали необходимый микроклимат ракете за счёт герметичности. Усовершенствованные ракеты имели дальность стрельбы 40 км, маршевую скорость 320 м/с, массу боевой части 480 кг, самонаведение осуществлялось с помощью радиолокационной головки активного типа, кроме того барометрический высотомер заменили на радиолокационный, что позволило снизить высоту полёта и точнее визировать курс ракеты по высоте.

Строились катера на Приморском заводе №5 в Ленинграде и на заводе №602 в Владивостоке.

Головной катер вошёл в строй флота в 1965 году.


Тактико-технические данные РКА проекта 205У Водоизмещение: стандартное 184 тонны, полное 226 тонн. Длина наибольшая: 38,6 метра Длина по КВЛ: 37,5 метра
Ширина наибольшая: 7,6 метра
Ширина по КВЛ: 5,9 метра
Осадка полная: 1,73 метра
Силовая установка:
Скорость хода:
Дальность плавания: 1600 миль при 14 узлах
Мореходность: 5 баллов
Автономность: 5 суток
Вооружение: .
артиллерийское:
МР-104 "Рысь"
ракетное: 4х1 контейнерные ПУ КТ-97 от ПУРС "Клён"
радиотехническое:
навигационное: 1 компас, эхолот, лаг
химическое: ? дымовые шашки МДШ
Экипаж: 26 человек (4 офицера)

Всего построено катеров с 1965 г. по 1973 г. - 32 единицы.

    Ракетные катера проекта 205М
- это модернизированный вариант с установкой новых ракет П-15М комплекса "Термит-М" имевшие вдвое большую дальность стрельбы, чем П-15У "Термит" и с переносными зенитно-ракетными комплексами "Стрела- 2", для улучшения ПВО.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 4 контейнерных пусковых установок КТ-97М для пуска противокорабельных ракет П-15М "Термит-М" со складывающимися и автоматически раскладывающимися после старта крыльями, от ПУРС "Клён", расположенных по две с каждого борта. Модернизированные ракеты имели дальность стрельбы 80 км, маршевую скорость 350 м/с, массу боевой части 480 кг, самонаведение осуществлялось с помощью радиолокационной головки активного типа с радиолокационным высотомером, что позволило снизить высоту полёта над уровнем моря до 25-50 метров.
  2. Из 2 спаренных 30-мм автоматов АК-230М с длинной ствола 71,3 калибра, расположенных один на баке и один в корме. Скорострельность установки составляла 1 000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 926 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Колонка" и дистанционного автоматического управления от РЛС УАО МР-104 "Рысь".
  3. Из 8 комплектов ПЗРК "Стрела-2". Как только головная часть ракеты выйдет из пусковой трубы, под действием пружин раскрываются рули. Затем откидываются стабилизаторы и на удалении 5-6 м от ПУ срабатывает маршевый двигатель. В начале работы маршевого двигателя под действием сил инерции выключается специальный инерционный стопор, который подготавливает взрывное устройство к взведению. На расстоянии 80-250 м от ПУ срабатывает вторая ступень предохранения - полностью выгорают пиротехнические предохранители, и завершается подготовка взрывного устройства. В полёте головка самонаведения всё время контролирует направление на цель: независимо от положения продольной оси ракеты головка следит за целью и корректирует курс ракеты до встречи с целью. В случае промаха через 12-15 секунд с момента запуска срабатывает самоликвидатор и ракета уничтожается. Скорость самонаводящейся зенитной ракеты 9К32 составляет 600 м/с, дальность стрельбы от 800 метров до 3,4 км, потолок - от 50 метров до 1,5 км при скорости цели до 260 м/с. Система управления: пассивная инфракрасная головка самонаведения. Вес (комплекса): 14,5 кг.

Модернизировались катера на Приморском заводе №5 в Ленинграде и на заводе №602 в Владивостоке.

Головной катер вошёл в строй флота в 1968 году.


Тактико-технические данные РКА проекта 205М Водоизмещение: стандартное 192 тонны, полное 235 тонн. Длина наибольшая: 38,6 метра Длина по КВЛ: 37,5 метра
Ширина наибольшая: 7,6 метра
Ширина по КВЛ: 5,9 метра
Осадка полная: 2,09 метра
Силовая установка: 3 дизеля М-504 по 5000 л.с., 3 винта ФШ
Скорость хода: полная 41 узел, экономическая 14 узлов
Дальность плавания: 1600 миль при 14 узлах
Мореходность: 5 баллов
Автономность: 5 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 2х2 30-мм автомата АК-230М с РЛС УАО
МР-104 "Рысь"
ракетное: 4х1 контейнерные ПУ КТ-97М от ПУРС "Клён"
зенитно-ракетное: 1х4 тумбовая ПУ ПЗРК "Стрела-2"
радиотехническое: РЛС "Рангоут", РЛС опознавания "Нихром"
навигационное: 1 компас, эхолот, лаг
химическое: ? дымовые шашки МДШ
Экипаж: 26 человек (4 офицера)

Всего построено катеров с 1968 г. по 1976 г. - 11 единиц.

    Основным недостатком катеров выявившимся к концу 1960-х годов, в частности, в локальных конфликтах, являлась слабость артиллерийского вооружения, так как 30-мм АУ АК-230 из-за малой дальности стрельбы оказались малоэффективными в борьбе с самолетами и вертолетами, а также в артиллерийских дуэлях с катерами противника, как правило, вооруженных 40-мм автоматами (а с начала 1970-х годов -76-мм скорострельными орудиями). К концу 1970-х годов катера пр. 205 морально устарели, их стали постепенно выводить из состава советского флота и продавать за границу или разбирать на металл. По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота не осталось ни одного катера пр. 205.

Уже в 1955 г. началось проектирование катера пр. 203 с четырьмя ракетами, при этом предполагалось строительство в 1958-1960 гг. 29 таких кораблей. По постановлению от 17 июля 1956 г. было предложено вести дальнейшую разработку П-15 применительно к цельнометаллическому катеру пр. 205, а не к деревянному пр. 203, определив начало проведения испытаний на пр. 205 с конца 1958 г. Постановлением от 25 августа 1956 г., посвященном программе кораблестроения на 1956-1960 гг., было задано строительство 23 катеров пр. 205. В том же году флот выдал ТТЗ на катер пр. 205.

Головной катер пр. 205 ТК-36 (строительный номер 401) был заложен 11 июля 1958 г. в эллинге №3 ленинградского завода N95 и спущен на воду почти через год. После проведения швартовых испытаний 28 октября начались заводские испытания, продолжавшиеся до 2 ноября следующего года. Большая длительность этого этапа, по-видимому, определялась тем, что в это время на Черном море завершались испытания комплекса П-15. Их результаты желательно было учесть для доработки оборудования, поставляемого на большой катер. Образовавшийся «тайм-аут» можно было использовать для тщательного опробования и доводки традиционных для кораблестроения систем и агрегатов катера.

В ходе государственных испытаний, проходивших со 2 по 29 декабря 1960 г., состоялись бросковые испытания пуском с катера ТК-36 четырех массогабаритных макетов со штатными стартовиками СПРД-30. Кроме того, были проведены стрельбы четырьмя ракетами П-15, в том числе двумя по движущимся катерам-целям пр. 183КЦ.

Испытания прошли успешно. Была подтверждена возможность применения ракет без ограничений по скорости (до максимальной в 38,6 узлов) при волнении до 4 баллов. При 5 баллах скорость навстречу волне ограничивалась величиной 16-18 баллов, но при попутной волне не лимитировалась. В целом катер показал хорошую мореходность, маневренность и устойчивость на курсе. Примененные обводы корпуса обеспечили относительно мягкие, по сравнению с другими катерами, удары о волну.


Ракетные катера пр. 205.


Ракетный катер пр. 205. Хорошо видны открывающиеся крышки пусковых установок ангарного типа для ракет П-15.



Корабль пр. 60 (схема А.Н. Соколова).


Нарекания вызвали только не вполне надежные механизмы открывания крышек контейнеров. Кроме того, декабрь 1960 г. оказался на редкость теплым, так что было признано целесообразным после сдачи катера флоту дополнительно провести испытания комплекса в морозную погоду.

При испытаниях в условиях Балтики были уточнены возможности РЛС «Рангоут». Она уверено обеспечивала обнаружение крейсера на дальности почти 35 км, в то время как радиолокационные средства крейсера фиксировали катер на почти в полтора раза меньшем удалении.

Катер ТК-36 был сдан флоту в последние дни 1960 г. Позднее, как и другие первенцы ракетного «москитного» флота, он сменил наименование «торпедного катера» на более откровенное – Р-36.

До 1966 г. в Ленинграде выпустили 68 катеров пр. 205, во Владивостоке – 76 катеров (с 1961 по 1975 г.), в Рыбинске на заводе №341 (ныне ПО «Вымпел») – 46 единиц (с 1962 по 1973 г.).

На катере пр. 205 разместили четыре закрытые пусковые установки для П-15 ангарного типа. Направляющие передних ПУ были установлены под углом 11°, кормовых – 13° к горизонту. В соответствии с последними достижениями зенитной артиллерийской техники, на пр. 205 разместили две установки АК-230 калибра 30 мм, дистанционно управляемые от РЛС MP-103 «Рысь». Вместо четырехвальной энергетической установки с дизелями М-50 по 1200 л.с. на нем была применена трехвальная с дизеля ми М -501 по 4000 л.с., что обеспечивало скорость 38,5 узлов. В дальнейшем с установкой двигателей М-504 мощностью по 5000 л.с. скорость довели до 42 узлов. На всех скоростях оружие применялось при волнении до 4 баллов, а при 5 баллах – на скорости до 30 узлов. Корпус, выполненный с применением сталей, делился на 10 отсеков девятью переборками. Полное водоизмещение возросло до 209-226 т, длина – до 38,6 м, а экипаж составил 26 человек.

Проект 205 оказался очень удачным. Кроме ракетных модификаций на его базе был создан торпедный катер пр. 206. Тем самым как бы зеркально обратно повторилась ситуация с разработкой ракетоносца пр. 183Р на основе пр. 183. Основной «рабочей лошадкой» пограничной охраны стал «сторожевой корабль» (фактически – катер) пр. 205П. Кроме того, появились катера-цели пр. 1392КЦ и обеспечивающие их применение катера-водители пр. 1392В.

Литература

Ракетные катера пр. 205, пр. 205У, пр. 205Мод, пр. 205ЭР и пр. 205ЭМ

Ракетный катер пр. 205 (шифр “Москит”) разрабатывался ЦКБ-5 (в настоящее время ЦМКБ “Алмаз”) в 1955-1958 гг. под руководством Е.И. Юхнина, а затем – А.П. Городянко. При создании катера, из-за отсутствия аналогов в мировом кораблестроении, конструкторы были вынуждены впервые решать такие задачи, как: определение воздействия газовой струи стартовых двигателей на корабельные конструкции, палубное оборудование, воздухо-заборные шахты и т. д.; определение допустимых пределов и необходимых ограничений по одновременному использованию ракетного и артиллерийского вооружения; обеспечение одновременного пуска всех четырех ракет и электромагнитной совместимости РТС. Корпус катера был стальным (сталь СХЛ-45 толщиной от 5 до 8 мм), с комбинированными обводами (круглоскулыми в носовой оконечности и остроскулыми в кормовой), что позволило обеспечить ему требуемые мореходные качества и возможность использования КР при волнении моря до 4 баллов без ограничений по скорости хода, а также при волнении до 5 баллов на скорости хода до 30 уз. Корпус разделяется водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Непотопляемость обеспечивается при затоплении любых двух смежных отсеков. Основу энергетической установки составляют три семивосьмиблочных (по шесть цилиндров в каждом блоке) звездообразных дизельных двигателя, которые имели для того времени небольшие габариты и массы. Вместе с тем эти двигатели оказались ненадежными и имели малый ресурс. Причем в местах базирования была возможна только агрегатная замена двигателей, а их ремонт производился на заводеизготовителе.

Катера пр. 205 имели следующие модификации: пр. 205У, пр. 205Г; пр. 205Мод.; пр. 205Э; пр. 205ЭКБ; пр. 205ЭР и пр. 2054. На базе пр. 205 были созданы: торпедные катера пр. 206М (шифр “Шторм”); ракетные катера пр. 206МР (шифр “Вихрь”) и ПСКР пр. 205П (шифр “Тарантул”). Кроме того, в том же корпусе, но с измененной энергетической установкой были созданы катер-цель пр. 1392КЦ и катер-водитель целей пр. 1392В. Катер пр. 205У (главный конструктор А.П. Городянко) в отличие от базового проекта вооружался усовершенствованной ракетой П-15У, имевшей складывающиеся и автоматически раскладывающиеся после старта крылья, что позволило разместить их в компактных контейнерах, а не громоздких ангарах. Ракетный катер Р-84 имел корпус из двухслойной стали (КД-2). Один слой был изготовлен из обычной, а другой из нержавеющей стали. В 1968 г. на Приморском ССЗ один из катеров пр. 205У модернизировали по пр. 205T. На корабле разместили ракеты П-15М комплекса “Термит”, имевшие вдвое большую дальность стрельбы, чем П-15У. В период с 1971 г. по 1976 г. 10 катеров пр. 205У модернизировали на Приморском ССЗ (6 ед.) и Владивостокском ССЗ (4 ед.) по пр. 205 Мод. с заменой ракет П-15У на П-15М. В конце 1970-х годов один из катеров пр. 205У (Р-161) модернизировали по пр. 20.);)М.На нем в экспериментальных целях разместили РЛК “Галс” и РЛС “Гарпун” с новой мачтой решетчатой конструкции. Подобное РТВ предполагалось установить на ракетных катерах нового поколения пр. 12411 (шифр “Молния”).

В 1963 г. на Приморском ССЗ построили экспериментальный катер пр.205Э с носовым подводным крылом (НПК) и управляемой транцевой плитой, что обеспечило достижение скорости хода до 50 уз на тихой воде и до 36 уз на волнении до 5 баллов. Кроме того, этот корабль вооружили новым комплексом крылатых ракет П-25 с дальностью стрельбы до 40 км. Этот комплекс не был принят на вооружение, так как он по своим боевым возможностям практически не отличался от комплекса с ракетами П-15У. Отработанный же на катере пр. 205Э крыльевой комплекс использовали в пр. 206М, пр. 206МР и пр. 205ЭКБ. В 1963 г. также на Приморском ССЗ построили катер пр. 205Ч с опытной электроэнергетической системой на переменном токе частотой 400 Гц. Катер пр. 205ЭКБ, построенный на Приморском ССЗ, создавался как корабль-буксировщик моделей и не имел вооружения. Он был оснащен носовым подводным крылом и управляемой транцевой плитой (как и пр.205Э). Еще одной модификацией пр. 205 был катер пр. 205ЭР, который специально предназначался для продажи на экспорт и имел оборудование, приспособленное для эксплуатации в тропических условиях.

Постройка катеров всех модификаций велась поточно-позиционным методом. Корпус передвигался с одной стапельной позиции на другую, подвергаясь на каждой из них строго регламентированному объему работ с обязательной приемкой ОТК и ВП, без чего не допускалось его перемещение на следующую позицию. Всего с 1960 г. по 1975 г. на трех ССЗ (Приморском, Владивостокском и Рыбинском) для советского флота было построено 177 РК пр.205 различных модификаций: на Приморском ССЗ 89 кораблей (19 ед. по пр.205У, из которых 13 для продажи на экспорт, один по пр.2054, один по пр.205ЭКБ, а остальные по пр. 205); на Владивостокском ССЗ 41 корабль (4 ед, по пр. 205ЭР, заказанные правительством Индонезии, но вошедшие в состав советского ВМФ, 13 ед. по пр. 205У, а остальные по пр. 205); на Рыбинском ССЗ 47 по пр. 205. Из 177 катеров около 100 единиц (по разным оценкам от 95 до 107) продали за границу. Кроме того, с 1973 г. по 1984 г. на Рыбинском ССЗ построили 87 катеров по пр. 205ЭР. Последние также строились в КНР по советской технологии и известны как тип Huangfen (тип 021).

Основным недостатком РК пр. 205 и его модификаций, выявившимся к концу 1960-х годов, в частности, в локальных конфликтах, являлась слабость артиллерийского вооружения, так как 30-мм АУ АК-230 из-за малой дальности стрельбы оказались малоэффективными в борьбе с самолетами и вертолетами, а также в артиллерийских дуэлях с катерами противника, как правило, вооруженных 40-мм автоматами (а с начала 1970-х годов-76-мм скорострельными орудиями). Данное обстоятельство заставило разместить на советских катерах пр. 205 и пр.205УПЗРК “Стрела-2” (впоследствии “Стрела-3”), а в 1977 г. приступить к постройке РК пр.206МР с 76-мм АУ АК-176. К концу 1970-х годов катера пр.205 морально устарели, их стали постепенно выводить из состава советского флота и продавать за границу или разбирать на металл.

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота не осталось ни одного катера пр. 205.

1 – проекта 205 ПЭ
Класс SLEPEN
АК-225
Водоизмещение: 175/210 т, Размеры: 39 х 8,1 х 1,8 м, Арт: 1-57 мм АК-157, 1 х 6-30 мм AK-630 3 диз. М-504, 3 вин., 15000 л.с., 36 уз. 30 чел.

Построен в 1970 в Ленинграде (Приморский), вначале с носовой 57 мм двухорудийной установкой (1 х 2), в 1975 замененной на экспериментальную одноорудийную. Артиллерийский вариант АКА пр.205П. В составе ЧФ, на слом в 1993.

239 – проекта 205 (ЦУНАМИ)- с модернизациями
Класс OSA-1 и 2
Р-1..Р-6 с 30 октября 1964 БРЕСТСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ,
Р-7..Р-10,
Р-12..Р-14,
Р-17..Р-24 с 31 января 1966 ТАМБОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ,
Р-25..Р-32,
Р-34..Р-41,
Р-43,
Р-49..Р-51,
Р-53,
Р-55 с 12 октября 1972 КОМСОМОЛЕЦ ТАТАРИИ,
Р-57,
Р-59,
Р-65,
Р-67,
Р-68,
Р-70..Р-73,
Р-77,
Р-78,
Р-79 с 18 января 1963 КИРОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ,
Р-80.. Р-84,
Р-87 АМУРСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ (28 мая 1970),
Р-89,
Р-91..Р-93,
Р-97,
Р-104..Р-114,
Р-121..Р-123,
Р-141 КРОНШТАДТСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ,
Р-146,
Р-147,
Р-161,
Р-163,
Р-166,
Р-167,
Р-169,
Р-172,
Р-173*,
Р-175 с 6 июля 1968 МИЧУРИНСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ,
Р-176,
Р-178,
Р-180,
Р-183,
Р-189,
Р-193,
Р-194..Р-196 (24 октября 1967),
Р-199 (26 декабря 1967),
Р-201,
Р-204, Р-206,
Р-210 (19 ноября 1968),
Р-212,
Р-218,
Р-220..Р-230,
Р-288..Р-333,
Р-460..Р-474,
Р-494..Р-537,
Р-540..Р-552

Водоизмещение: 165/226 т (200/245 т*), Размеры: 38,6 х 7,6 х 1,8м 4 х 1 ПУ ракет Термит П-15 в ангарах 4 х 1 ПУ ракет Рубеж П-15У* в контейнерах Арт: 2 х 2-30 мм (АК-230) 3 диз. М-503 А, 12000 л.с., 42 уз. 3 диз. М-504, 15000 л.с., 47 уз.* 40 т.топл., 1800 миль (14), 800 миль (30 уз.), 500 миль (35 уз.*). 26 (28*) чел. РЛС Рангоут, РЛС опознавания Никель, ответчик Нихром-РМ.

Гл. констр. Е.И. Юхнин. Строились с 1960 во Владивостоке, Ленинграде (Приморский и з-д Алмаз), Рыбинске. На 4 катерах установлены 1 х 8 ПУ ЗУР типа Стрела. Мореходность – 5 баллов. Проект 205У* (OSA-2), с модернизированной ракетой П-15У в контейнерах, построено 38 ед. Пр. 205Э – с ракетами П-25, в т.ч. с носовым подводным крылом (205ЭТ, Р-113), скорость до 50 уз., построено 8 ед. Пр. 205 ч – электрооборудование на 400 гц. (Р-105) Пр. 205 (OSA-1) построено 193 ед. Пр. 205 М для испытаний ракет П-15М и РЛК Гравий. До 1962 большие торпедные катера, затем ракетные катера 3 ранга.

На экспорт: ОСА-1 в Алжир (3), Болгарию(З), Кубу(5), Египет(12), ГДР(15), Индию(8), Ирак(4), Сев.Корею(8), Польшу(14), Румынию(б), Сирию(б), СФРЮ(10) ОСА-2: в Алжир(9), Анголу(б), Болгарию(4), Кубу(13), Эфиопию(4), Ирак(8), Финляндию(4), Индию(8), Ливию(12), Ю. Йемен(8), Сомали(2), Сирию(10), Вьетнам(8), Сев. Йемен(2). Р-2 в 1982 сгорел (ТОФ), Р-39 передан в 1989 клубу Восток (ТОФ), Р-173 передан Азербайджану.

138 – проекта 205 Ми 205 И (ТАРАНТУЛ)
Класс STENKA
АК-234,
АК-301..350,
АК-355..370,
АК-374..376,
АК-378,
АК-379,
АК-381,
ИВАН ГОЛУБЕЦ,
НИКОЛАЙ КАПЛУНОВ,
П-616,
П-623,
П-629,
П-630,
П-631,
П-635..638,
П-641..645,
П-648..652,
П-657,
П-659,
П-665,
П-695,
П-702,
П-705,
П-709,
П-720,
П-722
Водоизмещение: 170/210 т Размеры: 39 х 7,8 х 1,8 м, Арт: 2 х 2- 30 мм АК-230 4 х 1-406 мм TT, 2 бомбосбрас. (12 гл. бомб) 3 диз. М-503 А, 12000 л.с. или 3 диз. М-504, 15000 л.с., 34/36 уз., 800 миль (20), 500 миль (35). 32 чел. (в т.ч. 5 офиц.), РЛС Баклан, РЛС Ксенон, ГАС Геркулес-2, вертолетная опускаемая ГАС.

В составе ЧФ 30 единиц. Строились с 1967 (примерно по 5 единиц в год) в Ленинграде (Приморский), Владивостоке, в корпусе катера пр. 205. Артилл. катера и ПСКР для погранвойск. На экспорт: 2 в феврале 1985 для Кубы, 1 в октябре 1985 для Кампучии (без TT и опускаемой ГАС). АК-234 и АК-374 переданы Азербайджану. П-623, 629, 630, 635..637, 642, 722 в составе ВМС Украины.