Тема фрукты овощи для родителей. Проект в старшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты

Надежда Кадникова
Проект в старшей группе «Овощи и фрукты - полезные продукты»

Кадникова Н. И.

Проект в старшей группе

«Овощи и фрукты – полезные продукты »

Тип проекта : познавательно – исследовательский, творческий.

Сроки реализации : среднесрочный

Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы и родители .

Актуальность : Залог здоровья дошкольников- правильное питание.

Правильное питание очень важно для гармоничного развития ребенка дошкольника и укрепления его физического здоровья. У детей дошкольного возраста происходит интенсивный рост и развитие, совершенствуются функции нервной системы, усиливаются процессы обмена веществ, формируются необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера. Одним словом, правильное питание содействует формированию Здорового Образа Жизни дошкольников и является одним из факторов, обеспечивающих высокий уровень сопротивляемости детского организма к заболеваниям. Дети, питаясь дома вкусными булочками, сухариками, чипсами, отказываются пить молоко, есть полезные для здоровья каши и овощи , приготовленные поваром в детском саду. Они ждут, что мама вечером снова им купит шоколадку, пиццу, колу. А так как основы здоровья закладываются в семье, мы решили обратить пристальное внимание родителей и детей на здоровое питание, на пищу, богатую витаминами, это овощи и фрукты . Важно донести до сознания детей пользу употребления в пищу овощей и фруктов для здоровья человека, т. е. привить детям основы здорового питания.

Цель проекта : Формирование представлений о правильном здоровом питании среди детей и родителей для нормальной жизнедеятельности организма в течении всей жизни, о культуре питания, о здоровом образе жизни.

Задачи :

Обучающие :

формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру;

Расширять представления детей об овощах и фруктах : названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости) ;

познакомить детей с витаминами А, В, С, раскрыть их значение для здоровья человека;

систематизировать знания о месте произрастания овощей и фруктов ;

формировать представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

расширить знания о процессе приготовления супов, салатов из овощей и фруктов научить детей готовить простейшие салаты, сервировать стол.

Воспитательные :

формировать у детей представления о взаимосвязи здоровья и правильного питания;

формировать КГН и культуру питания детей, желание бережно относиться к своему здоровью;

приобщать родителей и детей к совместной творческой деятельности;

воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие :

развивать умения правильно выбирать продукты для здорового питания;

активизировать словарный запас, умение аргументировать свою точку зрения;

развивать внимание, память и логическое мышление детей;

учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;

формировать у детей умения перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и развивать творческие способности в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Проблема : Дети мало знают о витаминах, необходимых для здоровья человека, содержащихся в овощах и фруктах , их полезных свойствах и недостаточно употребляют в пище натуральные овощи и фрукты , которые необходимы им для сохранения и укрепления своего здоровья

Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная , музыкально-художественная.

Этапы реализации проекта :

1 этап : Подготовительный

Создание предметно-развивающей среды

Накопление «информационного багажа» по теме проекта

Подбор литературы и иллюстративного материала по выбранной теме.

Подбор дидактических и настольно-печатных игр

Подготовка презентации «» , «Питание и здоровье»

Подготовка консультации для родителей на тему “Здоровое питание- здоровый ребенок» (о ценности продуктов питания : овощей и фруктов ).

Анкетирование родителей по вопросам формирования у детей культуры здорового питания.

2 этап : Основной

Познавательное развитие

Беседа «Фрукты и овощи »

НОД «Во саду ли, в огороде»

Показ презентации «Овощи и фрукты- полезные продукты »

«Витамины и полезные продукты для здоровья человека» (Знакомство с лечебными свойствами овощей и фруктов .

«Овощи и фрукты на нашем столе » (обобщающая беседа)

Викторина «Что лишнее»

МП «Собираем урожай»

Беседа «Здоровый образ жизни»

Беседа «Береги свое здоровье»

Игровая ситуация : «Что для чего?» (

Практическая трудовая деятельность :

Приготовление фруктового салата .

Социально-коммуникативное развитие

Общение : «Правила питания и культура поведения за столом»

Дидактические игры :

«Аскорбинка и ее друзья» , «Вершки и корешки» , «Загадки с грядки» (силуэтное изображение овощей и фруктов , «Что, где растет?» , «Четвертый лишний» , «Полезные продукты » , «Веселые поварята» (варим борщ и компот, лото «Парочки» (Овощи и фрукты , «Что изменилось?» , «Чудесный мешочек» (угадывание овощей и фруктов на ощупь , «Узнай по вкусу» , «Найди по описанию» , Фруктовое домино , «Доскажи словечко» , «Назови ласково» , «Собери картинку» , «Один-много» , «Узнай блюдо» , «Какой сок?» , «Какое варенье?» , «Посчитай» , «Отгадай по описанию» , «Поваренок» , «Ботаническое лото» , пазлы «Овощи и фрукты » , составление овощей и фруктов из мозаик , «Что сначала, что потом?» (от семян к урожаю, «Подбери по цвету» , «Найди пару»

Сюжетно-ролевые игры :

«Магазин» , «Семья» , «День рождения» , «Кафе» , «Поликлиника» , «Овощная база » .

Речевое развитие :

«Составление рассказа об овощах »

«Дары природы» (сравнительные рассказы об овощах и фруктах )

«Наши загадки» (составление описательных загадок об овощах и фруктах )

«Сочини сказку» (про овощи и фрукты ) ;

Разучивание стихотворений : Ю. Тувим «Овощи » , У. Рашид «Наш сад» , И. Винокуров «Осень» , Г. Давыдова «Фрукты » ;

Разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, считалок, загадок.

Чтение :

Рассказ Даниил Хармс «Очень вкусный пирог» , сказка Д. Родари «Приключения Чиполино» , р. н. сказки «Мужик и медведь» , Н. Носов «Огурцы» , «Про репку» , «Огородники» , В Катаев «Дудочка и кувшинчик» , Л. Толстой «Старик и яблони » , «Косточка» , белорусская народная сказка «Пых» , С. Михалков «Спор овощей » , «Волшебный огород» , «Про девочку Юлю, которая плохо кушала» , В Сутеев «Мешок яблок» , рассказ «Фрукты- овощи » («Учимся правильно питаться» Ю. П. Климович, Я. Тайц «По ягоды» , Г Сапгир «Загадки с грядки» , С. Маршак «Синьор Помидор» , Я. Аким «Яблонька» , В. Коркин «Что растет на нашей грядке?» ; Т. Бокова «Праздник урожая» , И. Финк «Овощи ифрукты » , Ю. Коринец «Последнее яблоко» , Е. Трутнева «Урожай» , – Л. Зильберг «Полезные продукты »

Театрализованная деятельность :

Инсценировка сказки : «Репка»

Художественно-эстетическое развитие :

Рисование : «Что нам осень принесла?» ;

«В саду созрели яблоки» ;

«Загадки с грядки»

Аппликация :«Изготовление пособия д/игры «Вершки и корешки»

«Овощи на тарелке » );

«Машины везут урожай»

Лепка :«Осенний натюрморт»

Конструирование : «Разные машины везут овощи и фрукты в магазин » «Овощехранилище »

Раскраски «Овощи и фрукты » -самостоятельная деятельность детей.

Беседа «Что такое здоровое питание?»

Общение «Как ты заботишься о своем здоровье?»

Утренняя гимнастика : «Собираем урожай»

Подвижные игры : «Огуречик, огуречик» , «Овощи » , «Огородник»

«Баба сеяла горох» , «Царь Горох» , «Яблонька» , «Овощи и фрукты » , «Вершки и корешки»

Хороводные игры : «Кабачок» , «Урожай» , «Яблоня» , «По малину в сад пойдем» , «Здравствуй, осень» , «Хоровод в лесу»

Малоподвижная игра : «Съедобное-несъедобное»

Игры-соревнования :

«Полезные продукты »

«Узнай по вкусу и отгадай

«Разгрузи машину»

«Кто больше назовет блюд»

«Накрываем на стол»

«Собираем урожай»

Пальчиковая гимнастика :

«Апельсин» , «Овощи » , «Капуста» , «Варим, варим мы компот» , «Наша грядка» , «Мы стоим на огороде» , «Яблоко» , «У Лариски- две редиски, «Фрукты » , «У девочки Ариночки овощи в корзиночке » , «Огород» .

Физкультминутки :

«Компот» , «Капуста» , «Огород» , Яблоко», «Сад» , «Осень»

3 этап : Заключительный

Работа с родителями :

Консультация для родителей на тему “Здоровое питание - здоровый ребенок»,

«Как витаминизировать питание ребенка» , «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты » .

Родители привлекают своих детей дома к совместному приготовлению блюд из фруктов и овощей . Анкетирование родителей по вопросам формирования у детей культуры здорового питания.

Родителям было предложено, выслать фото как дети помогают собирать урожай.

Результаты проекта :

Дети осознают необходимость употребления в пищу овощей , фруктов и ягод для укрепления своего здоровья.

Знают о витаминах, содержащихся в овощах , фруктах и ягодах , их полезных свойствах .

Умеют сравнивать, классифицировать овощи и фрукты и выбирать полезные продукты для здорового питания.

Дети имеют практические навыки по приготовлению салатов и умеют придумывать названия своих салатов из овощей и фруктов .

Дети умеют красиво сервировать стол и у них сформированы основы культуры поведения за столом.

Вывод :

Совместная проектная деятельность объединила воспитателей, детей и родителей в общей творческой работе и сплотила детско-взрослый коллектив.

В результате работы над проектом у детей повысился интерес к своему здоровью посредством организации здорового питания. Установилась взаимосвязь по созданию совместных с родителями проектов , что повышает качество реализации образовательного процесса ДОУ.

«Урожай. Овощи, фрукты, ягоды»

1. Помогите ребёнку запомнить названия ягод : черника, малина, земляника, клюква, брусника, ежевика. Нарисуйте или наклейте изображения этих ягод в тетрадь. Пусть ребенок показывает и называет их.

2. Поиграйте в игру «Что где растет?»

Свекла, картофель, малина, груша, огурец, клюква, черника, помидор, яблоко, слива и т. д. (Закрепление пройденного материала.)

3. Поиграйте в игру «Какое варенье» :

малина – малиновое варенье

черника – черничное варенье

земляника – земляничное варенье

клюква – клюквенное варенье

брусника – брусничное варенье

4. Прочитайте стихотворение на выбор :

«Сбор ягод»

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод – полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть –

Легче будет к дому путь.

И поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

Снова буду собирать.

На кустах и на кусточках,

На больших болотных кочках

Ягоды растут в лесу,

Быстро зреют на весу. Н. Нищева

5. Чтобы дети лучше запомнили названия овощей , фруктов, ягод, загадайте им загадки :

Телятки гладки, привязаны к грядке. (Огурцы)

Ни окон, ни дверей полна горница людей. (Огурец)

Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель)

Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус как сахар сладок, на вид похож на мяч. (Арбуз)

Есть в саду фруктовом чудо : листья ярче изумруда,

Серебристые цветы, золотистые плоды. (Апельсин)

За кудрявый хохолок лису из норки поволок. (Морковь)

Уродилась я на славу : голова бела, кудрява.

Кто любит щи, меня в них ищи. (Капуста)

6. Для закрепления названия овощей, фруктов, ягод рекомендую вам поиграть с ребенком в игру «Отгадай овощ (фрукт, ягоду) по ответам на вопросы».

Взрослый задумывает какой-либо овощ (фрукт, ягоду, ребенок пытается его угадать, задавая вопросы : размер? Форма? Цвет? Хвостик есть? Какая кожица на ощупь? Вершок или корешок? Какой вкус? Что из него готовят? Что можно заготовить на зиму?

Эта игра учит детей точно и полно выражать свои мысли, передавать свои чувственные ощущения словами, а также позволяет им упражняться в формулировании вопросов, в преобразовании словесного описания в наглядные образы.

7. Поиграйте в игру «Осенняя ярмарка» . Дети должны знать, что овощи , фрукты, ягоды можно заготавливать на зиму (солить, квасить, мариновать, сушить, замораживать, выжимать сок, варить варенье, компот); называть заготовленный на зиму продукт, рассказывать, каким способом он заготовлен; выполнять роли продавца и покупателя. Эта игра развивает речь детей, ролевое взаимодействие, воспитывает культуру общения.

8. Поиграйте в игру «Мы считаем» .

Раз, два, три, четыре, пять -

Принесли из магазина

Мы огромную корзину.

В ней много разных овощей ,

Посчитай-ка их скорей. (Например, один огурец, два огурца и т. д. До 10)

9. Упражнение на развитие мелкой моторики рук

За ягодами

Раз, два, три, четыре, (Пальчики обеих рук "здороваются".)

В лес идем мы погулять, (Пальчики "шагают".)

За черникой, (Загибают по одному пальцу.)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке принесем.


УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Тема «Овощи. Фрукты».

Дети должны знать:

  • . названия овощей, фруктов и их частей;
  • . что овощи растут в огороде, в земле, на грядках, на кустиках, фрукты растут в саду, на деревьях;
  • . сходство и различие (уметь сравнивать овощи и фрукты по цвету, форме, величине, вкусу, запаху);
  • . как овощи и фрукты собирают (выкапывают, срывают, срезают, выдёргивают, обрабатывают (моют, режут, чистят, трут, как их готовят и как употребляют в пищу (в солёном, сыром, сушёном, варёном виде, что готовят из овощей, фруктов;
  • . что овощи и фрукты полезны, в них много витаминов.

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: огурец, помидор (томат, картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, патиссон, кабачок, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, полив, компот, джем, варенье, сок;

Прилагательные: красный, зелёный, жёлтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, солёный, маринованный, консервированный, сырой, варёный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной, фруктовый, шершавый, мягкий, твёрдый;

Глаголы: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, собирать, поспевать, брызгать, выкапывать, выдёргивать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, резать, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить, ухаживать, выжимать, сушить, вынимать, окапывать.

Грамматический строй речи

. Д/упр. «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :
огурец - огурчик - огурчики,
перец - перчик - перчики,
яблоко - яблочко - яблочки,
груша - грушка - грушки,

. Д/упр. «Один - много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах) :
помидор - помидоры - помидоров,
тыква - тыквы - тыкв,
сливы - сливы - слив,
апельсин - апельсины - апельсинов и т. д.

. Д/упр. «Назови, какой? » (образование относительных прилагательных) :
сок из помидоров - томатный,
сок из яблок - яблочный, (из слив, апельсин, винограда, персика)
сок из моркови - морковный,
варение из персиков - персиковое,
варение из абрикосов - абрикосовое.

. Д/упр. «Согласование существительных с прилагательными»:

помидор вкусный, морковь вкусная, бобы вкусные, мандарин вкусный, яблоко вкусное, слива вкусная и т. д.

. Д/упр. «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными) :
один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов;
одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок и т. д.

. Д/упр. «Скажи наоборот» (подбор слов-антонимов):
картофель крупный, а редис - (мелкий,
перец внутри пустой, а морковь - (полная,
помидор мягкий, а огурец -. (твёрдый,
персик большой, а абрикос - (маленький,
апельсин круглый, а банан - (длинный,
лимон кислый, а персик - (сладкий).

Хотите, чтобы дети лучше запомнили названия овощей, фруктов, их цвет, форму и вкус? Дайте им возможность ухаживать за овощами и фруктами в огороде и в саду: сажать, поливать, рыхлить, окапывать и белить деревья, собирать урожай. Можно поиграть с овощами и фруктами дома, щупать их, мыть, резать, тереть на тёрке, выжимать сок, сортировать.

Усвоить материал по теме вам помогут игры:
. Игра «Узнай на вкус». Ребёнок закрывает глаза, а взрослый кладёт ему в рот кусочек морковки, огурца или другого овоща. Такая же игра проводится с фруктами. Ребёнок должен угадать, что это.
. Игра «Узнай на ощупь». Ребёнок ощупывает овощ или фрукт, находящийся в непрозрачном мешочке.
. Лепка и рисование овощей, фруктов, штриховка контуров в различных направлениях.
. Игра «Придумывание загадок об овощах и фруктах». Взрослый описывает какой-либо овощ или фрукт, например: этот овощ зелёный, овальный, твёрдый, сочный. Ребёнок угадывает, что это. Затем загадывать учится сам ребёнок, а угадывает взрослый. Объясните ребёнку, что нужно указать, какой овощ или фрукт по вкусу, форме, цвету, на ощупь.
. Д/упр. «Четвёртый лишний» (выделение лишнего предмета из группы предметов). Например: яблоко, груша, ваза, лимон (ваза) ; лимон, персик, помидор, абрикос (помидор) ;лук, репа, крапива, чеснок (крапива) .Обязательно спросите ребёнка, почему он выбрал в качестве лишнего тот или иной предмет.

Составитель:

Портнягина Диана Рифхатовна,

воспитатель

МАДОУ ЦРР - детский сад №146 города Тюмени

Тип проекта : познавательно – исследовательский, творческий.

Сроки реализации: среднесрочный

Участники проекта :воспитатели:Портнягина Д.Р, Шадрина Н.С., дети средней группы и родители.

Актуальность : Залог здоровья дошкольников- правильное питание.

С самого детства мы только и слышим – нужно есть свежие фрукты и овощи, в них много витаминов, они очень полезные. А почему? Этого никто не объясняет. Давайте разберемся, что нам это дает, и в чем состоит польза фруктов и овощей.

1.Поднимают настроение – Фрукты и овощи сродни шоколаду – содержат вещества (селен и фолевую кислоту), которые способствуют выработке эндорфинов. Если что-нибудь не задалось или у тебя грустное настроение – съешьте яблоко или банан, и настроение улучшится.

2. Дарят бодрость – Фрукты и овощи содержат много воды – одновременно спасают от голода, и от жажды, быстро усваиваются. Если нужен заряд бодрости – лучшего решения не найти.

3. Добавляют витаминов – Сколько фармацевты не бьются над созданием супервитаминок, а идеального баланса найти не могут. Невозможно в одной таблетке уместить витамины так, чтобы все они гармонично усваиваивались! С овощами и фруктами такой проблемы не возникает – все гармонично, все усваивается!

4. Делают умнее –Овощи и фрукты помогут сохранить ясность ума и отличную память: недавно опубликовали результаты исследования, в котором выяснили, что 6-8 фруктов и овощей в день помогают лучше запоминать и решать математические задачи.

Дети привыкли считать, что вкусная еда это – чипсы, сухарики, конфеты, а любимые напитки – это кола, спрайт, фанта. Они отказываются употреблять полезную еду – каши, овощи в любом виде, даже фрукты едят выборочно. Дети знают и ждут, что мама вечером после работы, снова купит им шоколадку, пачку чипсов, колу и т.д.

А так как основы здоровья закладываются в семье, мы решили обратить пристальное внимание родителей и детей на здоровое питание, на пищу, богатую витаминами- это овощи и фрукты.
Важно донести до сознания детей пользу употребления в пищу овощей и фруктов для здоровья человека, т. е. привить детям основы здорового питания.

Цель проекта : Формирование представлений о правильном здоровом питании среди детей и родителей, о пользе употребления овощей и фруктов для нормальной жизнедеятельности организма в течениивсей жизни, о здоровом образе жизни.

Задачи:

Обучающие:

Расширить представления детей об овощах и фруктах:названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости);

Познакомить детей с витаминами А, В, С, раскрыть их значение для здоровья человека;

Систематизировать знания о месте произрастания овощей и фруктов.

Воспитательные:

Формировать культуру питания детей, желание бережно относиться к своему здоровью;

Приобщать родителей и детей к совместной творческой деятельности.

Развивающие:

Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру;

Формировать у детей представления о взаимосвязи здоровья и правильного питания;

Формировать у детей умения перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и развивать творческие способности в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Проблема : Дети мало знают о витаминах, необходимых для здоровья человека, содержащихся в овощах и фруктах, их полезных свойствах и недостаточно употребляют в пище натуральные овощии фрукты, которые необходимы им для сохранения и укрепления своего здоровья

Этапы реализации проекта :

1 этап: Подготовительный

Создание предметно-развивающей среды

Подбор литературы и иллюстративного материала по выбранной теме

Подбор дидактических и настольно-печатных игр

Наглядный материал для родителей (папка-передвижка «Овощи и фрукты- полезные продукты» )

Подготовка консультации для родителей на тему “Здоровое питание- здоровый ребенок»

2 этап: Основной

Познавательное развитие

Игровая ситуация «Помоги разложить овощи и фрукты по разным корзинам»

Беседа «Какие витамины содержаться в овощах и фруктах»

Беседа «Здоровый образ жизни»

Беседа «Что можно приготовить из овощей и фруктов»

Просмотр детских презентации «Мы с мамой приготовили из………………………. », «Овощи и фрукты – витаминные продукты»

Игровая ситуация: «Угадай, что это?» , «Соленая или свежая?» (развитие осязания и вкусовых рецепторов)

- НОД «Путешествие во фруктовый сад » (В рамках реализации проекта по развитию речи)

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры:

«Аскорбинка и ее друзья» (знакомство детей с витаминами), «Найди витаминам дом» (распределить витамины по овощам и фруктам),«Загадки с грядки» (силуэтное изображениеовощей и фруктов) , « Четвертый лишний »(развитие логического мышления), «Веселые поварята» (варим борщ и компот), «Чудесный мешочек» (угадывание овощей и фруктов на ощупь ,«Узнай по вкусу», Фруктовое домино , «Узнай блюдо»,« пазлы«Овощи и фрукты »,«Подбери по цвету», «Найди пару»




Речевое развитие

- «Какой сок?», Какое варенье?», «Какой джем?» (Согласование окончаний имён прилагательных и существительных)

- «Назови ласково»(употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов)

«Наши загадки»(составление описательных загадок об овощах и фруктах)

- «Один –много» (окончание существительных)

- «Найди по описанию» (развитие связной речи)

- «Что где растет? (употребление предлогов)

Разучивание стихотворений: Ю. Тувим« Овощи» , разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, считалок, загадок

Чтение:Сказка Д. Родари«Приключения Чиполино», белорусская народная сказка «Пых», С. Михалков «Спор овощей», «Про девочку Юлю, которая плохо кушала», В Сутеев«Мешок яблок», Г Сапгир «Загадки с грядки», С. Маршак «Синьор Помидор», В. Коркин «Что растет на нашей грядке?»,

Л. Зильберг«Полезные продукты ».

Театрализованная деятельность на празднике осени. (Инсценировка «Посадил дед репку»)

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Заготовки на зиму

Лепка «Овощи в тарелке»

Пластилинография «Фруктовый сад»

Коллективная работа «Витамины в овощах и фруктах»

Раскраски « Овощи и фрукты» -самостоятельная деятельность детей

Физическое развитие

Подвижные игры: « Огуречик, огуречик»,«Огородник»

«Баба сеяла горох», «Царь Горох», «Овощи и фрукты», «Вершки и корешки»

Хороводные игры:« Кабачок», «Урожай» , «Яблоня», «По малину в сад пойдем», «Здравствуй, Осень».

Пальчиковая гимнастика:

«Апельсин», «Овощи», «Капуста», «Варим, варим мы компот», «Наша грядка», «Мы стоим на огороде», «Яблоко», «У Лариски- две редиски, «Фрукты», «У девочки Ариночки овощи в корзиночке», «Огород»

3 этап: Заключительный

Презентация детьми книжек-малышек по теме: «Овощи и фрукты - полезные продукты »

Итоговое развлечение:«Домик для Тыквы»



Работа с родителями:

Проведение консультации для родителей на тему “Здоровое питание- здоровый ребенок;

- «Как витаминизировать питание ребенка», «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты»;

Помощь родителей в распечатке раскрасок для занятий по теме: «Овощи ифрукты»;

Памятки для родителей «Советы доктора Витаминкина».

Результаты проекта:

Дети осознают необходимость употребления в пищу овощей, фруктов для укрепления своего здоровья;

Знают о витаминах, содержащихся в овощах, фруктах их полезных свойствах;

Умеют сравнивать, классифицировать овощи и фрукты и выбирать полезные продукты для здорового питания;

У детей сформированы начальные представления о здоровом образе жизни;

Повысилась познавательная активность детей, их любознательность;

В процессе познавательно-исследовательской деятельности дети научились самовыражаться в разных видах деятельности и проявлять свои творческие способности;

Расширился словарный запас и повысилась речевая активность детей.

Практическая значимость:

Совместная проектная деятельность объединила воспитателей, детей и родителей в общей творческой работе и сплотила детско-взрослый коллектив;

В результате работы над проектом у детей повысился интерес к своему здоровью посредством организации здорового питания.

Литература

1.. С. Н. Николаева « Методика экологического воспитания в детском саду»- М: «Просвещение», 1999 г.

2. О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ- Волгоград: «Учитель», 2008 г.

3. О. А. Соломенникова«Ознакомление с природой»

5. А. А. Вахрущев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Акимова, И. К. Белова. Здравствуй мир! Для воспитателей учителей и родителей Москва «Баласс» 2001г.

6.О. С Ушакова Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет Творческий центр Москва 2010.

7. Образовательная программа речевого развития детей дошкольного возраста (от 3-7(8) лет) «По дороге к азбуке» Р.Н.Бунеев,Е.В. Бунеева, Т.Р.Кислова

Интернет источники:

Фотографии из архива педагога: Портнягиной Д.Р.

Приложение 1

Конспект итогового мероприятия

по проекту «Овощи и фрукты – полезные продукты»

в средней группе «Домик для Тыквы»

Ребята, вам хочется оказаться в какой-нибудь чудесной сказке, в которой нас могут ждать удивительные приключения?

Давайте произнесем волшебное заклинание

Если дружно встать на ножки

То в страну веселых сказок

Можно сразу же попасть

Вот, мы и оказались в одной сказке, а в какой мы сейчас узнаем!

(Звучит музыка из мультфильма «Приключение Чиполлино!)

Появляется Чиполлино!

Ребята, вы догадались, в какую сказку мы попали?

(Ответы детей)

Чиполлино, очень взволнован! Давайте узнаем, что у него случилось!

Дорогие, ребята!

Как, я рад, что вы оказались в нашей сказке!

Наверное, вы все знаете, противного сеньора Помидора!

Он нашел в лесу домик Тыквы и хорошо его спрятал!

Мне одному его не найти!

Помогите, отыскать домик Тыквы!

Ребята, поможем Чиполлино? Нам надо решить с чего начать поиски!

Смотрите, я вижу чьи-то следы, они ведут к домикам.

(На полу лежат следы красного цвета)

Перед ребятами, стоят два домика в одном живут овощи в другом фрукты!

Но Синьор Помидор смешал все овощи и фрукты.

Поможем, им вернуться в свои домики!

Дидактическая игра «Разложи овощи и фрукты»

(Дети садятся на стульчики и по – одному, подходят, раскладывают овощи и фрукты по разным домикам: морковь – это овощ, банан – это фрукт, свекла – это овощ….)

- Почему полезно есть овощи и фрукты?

(Ответы детей)

Смотрите, ребята, синьор Помидор, так торопился, что оставил, карту, на которой видно, куда он планирует спрятать домик Тыквы!

(Дети с воспитателем рассматривают карту и определяют, куда им отправиться дальше).

Ребята, а здесь живут Витаминки А, В, С, они очень веселые и гостеприимные, но чтобы попасть к ним в гости, нам надо прочитать, стихи о пользе витаминов!

Кто расскажет стихи Витаминкам!

(Дети читают стихи о пользе витаминов)

- Какие витамины содержатся во фруктах?

- Какие витамины содержаться в овощах?

(Дети рассказывают, какие витамины живут в овощах и фруктах)

А сейчас, давайте поиграем в игру «Найди Витаминке дом»

Дети надевают маски разных овощей и фруктов, весело танцуют, как только музыка заканчивается, ребята подбегают к своим Витаминам А, В, С.

Нам пора, продолжить поискидомика Тыквы.

Перед нами замок графинь Вишен, чтобы в него попасть, надо назвать блюда, которые можно приготовить из овощей!

Игра в кругу с мячом «Из фруктов можно приготовить…»

Варенье

Пастила

Мармелад

Конфитюр

Фруктовый салат

Фруктовое мороженое

Фруктовая начинка для пирога

А какое блюдо из фруктов дома готовила Саша Тихонова со своей мамой и Аня Обижаева, они нам сейчас расскажут!

(Просмотр презентации детей).

Как было интересно слушать! Спасибо, девочки и вашим родителям спасибо!

«Назови правильно»

Ребята, посмотрите на картинки.

Варенье из слив (какое?) сливовое варенье

Варенье из груш (какое?) грушевое варенье

Варенье из персиков(какое?) персиковое варенье

Сок из яблок? (какой?) яблочный сок

Сок из граната? (какой) гранатовый сок

Сок из апельсина (какой?) апельсиновый сок

Начинка из персика (какая?) персиковая начинка

Начинка из груш (какая?) грушевая начинка

- Граф Вишня,очень рад, что вы справились с этим заданием!

По секрету, он нам рассказал, что в подземелье, где синьор Помидор, держит своих узников, есть потайная комната, в которой и спрятан домик Тыквы!

Чтобы пробраться в подземелье синьора Помидора, нам надо перехитрить стражников Лимончиков.

Игра «Обойди стражников»

(Перед ребятами лежат картинки с вредными продуктами и полезными продуктами)

Ребята, вы должны выбрать только полезные продукты, а если вы выберете вредные, то мы не сможем пройти незаметно мимо стражников Лимончиков!

(Дети выбирают овощи и фрукты)

Мы справились со всеми заданиями, смогли пройти мимо стражников Лимончиков. А вот и потайная комната синьора Помидора! Но, нам сюда не попасть, без ключа!

Послушайте, Чиполлино, нам хочет что-то сообщить!

Ребята, мои друзья, Редиска и граф Вишенка помогли выманить ключи у Синьора Помидора. Их целая связка! На ключах есть картинки овощей, нам нужно подобрать ключ к замку, чтобы форма овоща была похожа на геометрическую форму замочной скважины.

(Воспитатель выкладывает перед детьми множество ключей, дети сравнивают форму овоща с формой замочной скважины и поворачивают ключ и кладут на поднос рядом с замком.Когда все ключи подобраны, слышится щелчок и открывается потайная дверь)

Вот, мы и отыскали, домик Тыквы! Он будет, очень рад!

Давайте, его позовем!

(Дети зовут Тыкву, появляется Тыква и благодарит детей)

Дети, ну а нам пора прощаться с Чиполлино и его сказочными друзьями!

Чтобы обратно попасть в детский сад, нам нужно произнести волшебное заклинание!

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть – не упасть

То легко ребята смогут

Снова в детский сад попасть

Вот мы и вернулись, в нашу группу!

Ребята, вам понравилось наше сказочное приключение с Чиполлино?

- Почему полезно есть овощи и фрукты?

Совместная с родителями деятельность.

(Создание книжек –малышек, родители вместе с детьми выбирают картинку-раскраску с овощем или фруктом, которую они будут оформлять цветной бумагой или раскрашивать, свободный выбор)

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005382

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Проект в средней группе «ОВОЩИ И ФРУКТЫ – ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ» Составили: Пузикова М.В.

Демьянова Н.П. Познавательно­творческий проект: «ОВОЩИ И ФРУКТЫ – ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ» Продолжительность проекта: 3 недели Тип проекта: Познавательно­творческий. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители. Актуальность проекта: Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Дети среднего дошкольного возраста начинают знакомиться с такими понятиями, как овощи и фрукты, а сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах, в садах. Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицировать данные предметы по месту произрастания. В то же время дети должны понять, что овощи и фрукты очень полезны для здоровья, так как в них очень много витаминов, которые позволяют им лучше расти и развиваться. Умение классифицировать, сравнивать и обобщать способствует умственному развитию детей. Именно поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать данный проект. Дети закрепят названия овощей и фруктов, где они растут, познакомятся с профессиями садовода и овощевода, узнают, что можно приготовить из овощей, фруктов. Работа над проектом направлена: ­ на систематизирование и расширение знаний детей об овощах и фруктах; ­ ознакомление детей с витаминами, раскрытие их значение для здоровья человека; ­ на закрепление знаний о гигиене питания и бережном отношении к своему здоровью; ­ проект объединит воспитателей, родителей и детей в совместной творческой работе. Цель: Расширение у детей представления о витаминах, их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах. Задачи: Обучающие: ­ Учить детей различать, называть и классифицировать овощи и фрукты, используя для распознавания различные анализаторы; ­ учить описывать внешний вид овощей и фруктов, делать простые выводы о произрастании овощей и фруктов; ­ формировать интерес к произведениям русского фольклора об овощах, фруктах (загадки, пословицы, поговорки); ­ формировать у детей знания о пользе витаминов во фруктах и овощах, их значение для здоровья человека; ­ формировать знания о правильном обращении с ножом, кухонным инвентарем в целях безопасности детей. Развивающие: ­развивать устойчивый интерес к окружающему миру;

­ развивать у детей знания о фруктах, овощах, их способе произрастания (сад, огород); ­ развивать сенсорные навыки детей; ­ развивать творческие способности в процессе решения проблемных смоделированных ситуаций, в процессе поисковой деятельности. ­развивать речь, словарный запас; ­развивать познавательный интерес детей. Воспитательные: ­ формировать знания о гигиене питания и бережное отношение к своему здоровью; ­ формировать умение проявить творческую инициативу, эмоциональную восприимчивость; ­ формировать у детей бережное отношение к природе, уважение к труду взрослых. ­ объединить в общей творческой деятельности: педагога, родителей и детей; Предполагаемый результат реализации проекта: 1. Знание и умение детьми называть, классифицировать овощи, фрукты. 2. Знание, где растут овощи, фрукты, о витаминах, содержащихся в них, и их значение для здоровья организма. 3. Практические навыки по приготовлению салатов, что можно приготовить из овощей, фруктов; 4. Повышение речевой активности, активизация словаря по темам: «Фрукты и овощи», «Золотая осень», «Труд людей осенью». 5. Родители грамотно и творчески отнесутся к вопросам правильного питания и воспитания здорового образа жизни у своих детей. Подготовительный этап Воспитатели: 1. Формулировка цели и разработка задач; 2. Составление плана основного этапа проекта; 3. Подбор литературы по выбранным темам; 4. Подбор дидактических игр, иллюстративного материала по теме.. Дети: 1. Подбор книг для мини­библиотеки; 2. Рассматривание плакатов с изображением овощей и фруктов; муляжей овощей и фруктов; свежих овощей и фруктов; вареных овощей и фруктов для салата, кухонного инвентаря; 3. беседа о здоровье, о пользе овощей и фруктов. Родители: 1. Беседа с родителями о предстоящем проекте, необходимости их участия в нем. 2. Список художественных произведений для совместного чтения, просмотра мультипликационных фильмов, обсуждения.

Создание развивающей среды: Внести в группу наглядный материал по темам «Фрукты», «Овощи». Пополнить уголок книги следующими произведениями: Ю. Тувима «Овощи», «Мешок яблок» В. Сутеева, «Сказка про фрукты» Е. Бацевой, «Вершки и корешки» русская народная сказка, «Пых». Внести дидактические и настольные игры: «Фрукт или овощ?», «Четвертый лишний», «Цвет, форма, размер», «Разрезные картинки» и др. Предоставить раскраски на темы «Овощи и фрукты», «Листья». Создание в уголке природы познавательной картины «Осень, ее признаки». Основной этап:  Беседы: «Что нам осень принесла?», «Что, где растет?», «Витамины с грядки», «Труд людей осенью», «Овощи и фрукты ­ самые полезные продукты», «Витамины».  НОД по ознакомлению с окружающим: «Что нам осень принесла?», «Фрукты и овощи». Дидактические, игры:  «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?», «Чудесный мешочек», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Четвертый лишний», «Найди, что покажу», «Отгадай овощ или фрукт на вкус». Настольные игры: «Фрукт или овощ?», «Цвет, форма, размер», «Разрезные картинки», «Сад­ огород», «Домино», пазлы: «Фрукт или овощ?». Подвижные игры: «Собери урожай», «У медведя во бору», «Огуречик­ огуречик», «Урожай», «Картошка», «Солнышко и дождик», «Овощи или фрукты», «Вагончик овощей, вагончик фруктов», «Апельсин». «Урожай», «Зайка шел», «Огородный хоровод», «Мишка», «Горошина». Хороводные игры: Дыхательные игры: Упражнения: «Горячий суп», «Вкусный запах» Игры: «Отгадай, что за овощ», «Отгадай, что за фрукт» Чтение художественной литературы: Ю. Тувим «Овощи», Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», В. Коркина «Что растет на нашей грядке?», Л.Н. Толстой «Косточка», М.Моравская «Апельсиновые корки», С. Черный «Загадка», «Картошка» Сказка Г.Х.Андерсена, Л. Толстой «Старик сажал яблони», Сухомлинский В. «Внучка старой вишни». Свинцов В. «Сказка про яблоньку». Чтение и обыгрывание: Сказка В. Сутеева «Яблоко». Русские народные сказки: «Репка», «Вершки и корешки». Чтение и разучивание: ­ стихотворений об осени, об овощах и фруктах; стихотворение ­ считалка: Г. Сапгир «Садовник»; пословицы, поговорки, потешки. Загадывание загадок по темам: «Овощи», «Фрукты». Театрализованная игра: «Во саду ли, в огороде».

 Лепка овощей и фруктов с детьми для сюжетно­ролевых игр «Мама варит суп и компот»: «Яблоко и апельсин», «Магазин овощей и фруктов»: «Большие и маленькие морковки», «Огурец и свекла». Пальчиковая гимнастика:  Рисование: «Яблоко и огурец», «Ваза с фруктами».  Аппликация: «Заготовки на зиму».  «Капуста», «Компот», «Варим щи». Пальчиковый театр ­ сказка: «Репка».  Выставка поделок: «Подарки осени».  Прослушивание аудиозаписей по теме. Просмотр презентации « Во саду ли, в огороде», «Овощи, фрукты».  Спортивный досуг: «Во саду ли в огороде».  Экскурсия на огород.  Опытно – экспериментальная деятельность: ­ С овощами, красящие и косметические свойства овощей; ­ Исследование осенних листьев, их свойств. «Почему листья не тонут в лужах». ОБЖ Беседы: «Если с нами аккуратно обращаться, то и к докторам не придется обращаться», «Кухня не место для игр». Самостоятельная деятельность детей: Сюжетно­ролевые игры: «Семья, сюжеты: «Делаем салат», «Готовим с мамой обед», «Варим компот из фруктов»; «Магазин овощей», «Машины везут фрукты в магазин». Рассматривание картинок, плакатов, с изображением овощей, фруктов. Сбор детьми семян цветов, листьев для гербария. Раскрашивание раскрасок: осенние листья, «На яблоне поспели яблоки». Работа с трафаретами «Овощи, фрукты», в уголке творчества. Взаимодействие с семьей: Организовать совместную деятельность родителей с детьми по сбору шишек, семян. Пополнение родителями уголка природы муляжами овощей, фруктов (вязаными). Совершение родителями и детьми прогулок в сад и огород (по возможности, наблюдение за работами на огородах и в садах). Консультация для родителей: «Овощи и фрукты – витаминные продукты». Итоговое мероприятие: Развлечение: «В гости к дедушке Винограду». Заключительный этап: Оформление памятки в родительский уголок «Здоровая пища»; Папка ­ передвижка «Вкусные загадки»; Оформление книги «Вкусные заготовки»; Ширма для родителей, по лексической теме: «Овощи». Рекомендации