Над головой у святых. Изучаем церковные термины: что это такое нимб

появилось сообщение, что японские учёные с помощью высокочувствительной аппаратуры смогли обнаружить исходящий от человека свет, невидимый глазу. Они это посчитали аурой и об открытии протрубили на весь белый свет.

Из других источников я выяснил, что эта новость не первой свежести, но интереса к ней не потерял. То, что нимбы не выдумки, выяснили наши ученые еще в 60-ые годы прошлого века, оказывается. Выяснили, а дальше что?

Руководитель той исследовательской группы, а ныне доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина Александр Журавлев рассказал:

У этого явления длинное название: спонтанное сверхслабое свечение внутренних органов животных и человека в видимой области спектра за счет окислительных процессов. Обнаружил его я с моими коллегами Борисом Тарусовым и Анатолием Поливодой.

Открытие Журавлев и его коллег изучили в Академии наук СССР и зарубили. В постановлении комиссии было сказано, что в представленной научной работе нет ни фундаментального значения, ни практического приложения.

С 2009 года этой проблемой занялись вплотную японские исследователи из Университета Киото и Технологического института Тохоку. Позднее к работам были привлечены светлые умы из Токийского университета. Они-то открытие советских биофизиков переоткрыли. Исследователи помещали обнаженных по пояс людей в абсолютно темную комнату. Те сидели там по 20 минут. В это время добровольцев снимала камера высокой чувствительности, способная улавливать даже отдельные фотоны. Съемка повторялась каждые три часа с 10 утра до 10 вечера.

Обработка полученных изображений подтвердила: человеческое тело светится в видимом диапазоне. То есть испускает фотоны. Сияние это весьма призрачное и слабое - в тысячу раз менее интенсивное, чем способен уловить человеческий глаз. Но оно есть. О чем, собственно, и говорили наши ученые больше пол века назад.

Открытие посчитали настолько значительным, что теперь японцам прочат Нобелевскую премию.

Исследованияяпонских учёных показали, что сильнее всего аура проявляется по утрам, в течение дня она сохраняется, а к вечеру практически невидима. Более яркое свечение наблюдается в районе шеи, рта и щёк.

Позвольте здесь маленькую ремарку. Свечение, по всем канонам религии и эзотерическим трактатам, должно быть над головой в виде нимба. Наблюдения ученых лишь небольших светлых очагов, нисколько не противоречат этому утверждению. Объемного свечения вокруг головы они не увидели по той простой причине, что у них не было испытуемого с подобной аурой. Нимб - это признак особой духовной чистоты и святости.

Есть и третья точка зрения на открытие японцев. Биофизик и биохимик Геннадий Горошкин считает, что он не нуждается в доказательствах существования ауры, поскольку сам её способен видеть. Он рассказал еще об одном первооткрывателе ауры. По его мнению, это российский учёный из Санкт-Петербурга Г. К. Коротков. Он первым в мире получил изображение ауры человека методом газоразрядной визуализации. Этот метод позволяет «поймать» свет на теле человека, который похож на свечение, обнаруженное японскими учёными.

Метод газоразрядной визуализации- общепризнан и даже применяется в функциональной экспресс-диагностике больных. Уникальность метода заключается в возможности быстрой, безвредной и наглядной оценки общего состояния здоровья человека, с указанием органов и систем, вовлеченных в патологический процесс, обнаружение «слабых звеньев» в состоянии здоровья.У уже знакомого нам Алексадра Журавлева на открытие коллеги своя точка зрения

Тут речь идет об эффекте Кирлиана. Он возникает тогда, когда предметы помещают в электромагнитное поле. Их действительно начинает окружать некий ореол. Но возникает он не в результате жизнедеятельности. Просто с поверхности - любой - отрываются электроны, которые ионизируют воздух. Это свечение и фиксирует фотопленка. Картинка возникает красочная, дает возможность очаровывать и вводить в заблуждение всех несведущих и желающих заблуждаться. А свечение, которое мы открыли, - это свечение наших внутренних органов.

Есть у Журавлева своя версия и о происхождении нимбов над головами:

У некоторых людей возникает весьма редкое нарушение обмена веществ, когда выделяется патологический флюоресцирующий пот. Под влиянием внешнего света он сияет. И это свечение может достигать такого уровня, что оно становится заметным. Особенно в темноте. И если в давние времена наши предки увидели, как у одного святого засветилось вокруг головы, то этого факта для них было достаточно, чтобы впоследствии на всех иконах рисовать ауру-нимб вокруг их голов.

Ученые разошлись во мнении не случайно. Они, судя по их высказываниям,аурой называют совершенно разные физические явления. Но именно физические. Поэтому считаю, что в данном споре истины мы не увидим.

Полагаю что аура, если и имеет отношение к физике, как явление, то только в совокупности с информационными полями, их множественными мемами и эгрегорами. Подходить к изучению этого явления надо, прежде всего, не с современной оптикой, а с новыми представлениями о устройстве всего нашего бытия, начиная от сотворения человека

Вид нормальной ауры синевато - пурпурный, или прозрачный пульсирующий слой света, окружающий тело покровом толщиной от 5 мм до 3, 5 см. Пульсирует он с частотой до 15 циклов в минуту. Эта пульсация выглядит как бегущая волна, распространяющаяся вниз по рукам, ногам и торсу. Цветные лучи ауры окружены туманностью серовато - голубого цвета, которая ярче всего около поверхности тела и постепенно тускнеет по мере удаления. Голубой цвет в области головы медленно превращается в желтый, окружая голову венцом на расстоянии 7 - 10 см.

Когда человек начинает петь, его поле становится более протяженным и ярким. Яркие сполохи и искры вылетают из него при каждом вдохе, предшествующем началу новой музыкальной фразы. По мере роста внимания публики ее общая аура тоже расширяется. Похожие на большие арки связи распространяются от поля певца к полю публики, и их ауры соединяются. Возникают новые, совместные формы, по которым энергия течет от певца к слушателю и обратно. Такие формы энергии создают структуру и цвет ауры, соответствующие мыслям и чувствам, которые музыка порождает в певце и слушателях

Когда женщина беременна, ее поле расширяется и становится намного ярче. Над плечами будущей матери видны нежные шарики энергии синего, розового, желтого и зеленого цветов.

В 1992 году в США было изготовлено специальное устройство для фотографирования ауры человека - «Аура-камера-6000». Снимок, сделанный «Аура-камерой-6000», позволял, по заявлению разработчиков, заглянуть во внутренний мир человека, получить представление об особенностях его психики, эмоциональном состоянии, его качествах и проблемах.

Основные цвета ауры расшифровывались следующим образом:

КРАСНЫЙ - цвет эмоциональности и жизненного пыла. Сильные чувства любого рода, такие как гнев, страх или любовь, представлены красным. Человек, обладающий красной аурой, обладает физической живостью, энергичностью, честолюбием, а также сексуальной мощью. Красный - смелость, активность, напористость.

ЖЕЛТЫЙ - цвет интеллекта, представляющий процесс изменения от бессознательного к сознательному. Он предполагает изменения и движения всех видов, особенно те, которые ведут к очищению и росту ума. Чаще всего желтый цвет виден как ореол или нимб вокруг головы. Человек, обладающий желтой аурой, обладает такими качествами, как любовь, доброта, оптимизм, сострадание.

ОРАНЖЕВЫЙ - цвет исконно исцеляющий. Подобно солнцу, которое он символизирует, он указывает на мужское начало или на мужскую сторону женской натуры. Когда он виден в ауре, он может указывать на то, что индивид обладает сильными способностями целителя, или же на то, что индивид находится в процессе физического роста либо эмоционального самоисцеления.

ЗЕЛЕНЫЙ - цвет роста; его присутствие в ауре обычно указывает на то, что человек находится в стадии выбора своего отношения к жизни, к верованиям или к поведению. Это позитивный цвет, который может появляться тогда, когда человек, выбитый из колеи коренными внутренними переменами, считает что его жизнь складывается плохо.

СИНИЙ - цвет созидания, воображения и самовыражения. Подобно морю и небу, символами которых является этот цвет, он выражает женственность или женскую сторону мужской натуры. Человек, обладающий синей аурой таит в себе глубокую мудрость и вдохновение. Он артистичен и находит легко гармонию с природой, умеет владеть собой, бывает набожным или духовной натурой.

ЗОЛОТОЙ - цвет чистой интуиции, психического мужества и самопознания. Сияющие золотые нимбы часто можно видеть над головами мистиков и людей, пребывающих в состоянии блаженства. Золотой - мужской цвет, часто представлен солнцем. Это также цвет очищения и исцеления. Золотой - высочайшая духовность, огромный жизненный потенциал, высокий интеллект.

ЧЕРНЫЙ - цвет смерти и разрушения и может быть прочтен как признак депрессии, особенно если он появляется как темное облако, окутывающее голову пациента. Однако смерть - состояние, предшествующее возрождению, а разрушение - состояние предшествующее созиданию и творчеству. Черный также считается цветом, символизирующим невидимый Божественный Свет, приходящий, чтобы озарить и очистить душу. Чёрный - злоба, гнев; черные дыры в ауре - проблемы со здоровьем, индикатор болевых участков, нарушенной энергетики.

(от лат. «nimbus» – «облако», «сияние») – сияние, изображаемое на иконах вокруг главы и символизирующее присутствие Божественной благодати и обожение подвижника. У Богочеловека Иисуса Христа нимб изображает Божественную славу (благодать), изначально присущую Иисусу Христу по Его Божественной природе.

Христианский нимб имеет предысторию уже в Ветхом Завете. Например, когда Моисей сошел с Синая со скрижалями, то «лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх. 34:29). В Новом Завете, например, встречается описание лика первомученика Стефана , подобного ангельскому лику. Нимб символически отображает тайну Божественного присутствия в праведном человеке. Он свидетельствует о присутствии Божественной , преображающей личность святого, удостоверяющей его причастность , которое не приходит внешним образом, а пребывает внутри человеческой души. Нимб символически передает тайну благодатного , которому становится сопричастен человек по мере прохождения духовного подвига и соединения с Богом.

В православной живописи существует несколько типов нимба. Наиболее часто – и чаще всего в самых выдающихся памятниках, особенно монументального искусства – с темной обводкой его золотой части. Эта обводка бывала разная, но преимущественно – в виде одной жирной линии или двух тонких, параллельных; иногда они просто графья. И в том и в другом случае проводилась узкая полоска – светлая обводка – с внешнего края нимба, шириной, примерно, с темную, белого, но часто и того же цвета, что и внутренняя часть нимба. Такая иконография – самая распространенная, и нам представляется самой верной в параканоническом отношении. О чем и говорит ее содержание. Обратим внимание сначала на темную обводку. Поскольку ее присутствие в подавляющем количестве памятников обязательно, постольку напрашивается вывод, о некой ограничительной функции обводки: она нечто вроде “рамы” для света, идущего от святого. Речь здесь, разумеется, о духовном свете – о Свете, который по Дионисию Ареопагиту , “происходит от блага и является образом благости”.

Из современных авторов о свете интересно размышляет архимандрит Рафаил (Карелин) . В своем слове на Преображение Господне он уточняет: “Православная церковь учит, что есть три вида света.

Первый вид – чувственный. Сотворенный свет, свет физических энергий, поддающийся измерениям и характеристикам.

Второй – интеллектуальный, присущий человеку, душевный, также сотворенный свет. Это свет суждений и представлений, свет воображения и фантазий. Свет поэтов и художников, ученых и философов. Душевным светом обычно восхищается полуязыческий мир. Этот свет может быть интенсивным и ярким, вводить человека в состояние интеллектуального экстаза. Но душевный свет принадлежит земле. Духовные сферы для него недоступны.

Третий вид света – несотворенный, Божественный, откровение Божественной Красоты на земле и явление вечности во времени. Этот свет сиял в пустынях Египта и Палестины, в пещерах Гареджи и Бетлеми (древние грузинские обители), он воплощен в словах Священного Писания, в церковной литургии и православных иконах”

Нимб в православной иконе, оставаясь символом святости, является и формой, раскрывающей Божественную природу сверхсвета. “Слава Тебе, показавшему нам свет !” – восклицает священник в последней части утрени. Святой в христианстве и выступает прямым свидетелем истины, понимаемой именно как свет. Но здесь значение нимба, конечно же, не ограничивается сказанным. Светлая обводка с внешнего края нимба есть своеобразная оппозиция темной: если последняя – Сокровенная оболочка, выполняющая скрывающую функцию (она есть богословие апофатическое), то первая – ключ, Откровение, возможность для молящегося увидеть Свет еще на земле; она играет в данном случае роль раскрывающей функции (катафатическое богословие). Отсюда и белый цвет обводки, то есть символически единосущный золоту, но разный субстанционально.

Но и этим сказано не все. Необходимы уточнения. Золото само по себе не испускает света, а лишь отражает его от реального источника; так и свет святого по природе принадлежит не лично ему, а Богу, и светится во святых, как солнце в золоте; “праведники воссияют как солнце”, по слову Евангелия (Мф. 13:43), “ибо они станут по благодати тем, что Бог есть по природе” пишет В.Н. Лосский, то есть речь идет о благе данном, дарованном – “благо + дати”, – а не о какой-то “самовспышке”, “самовозгорании” света в человеке.

Подвиг святости и есть добровольный отказ от самости, борьба с ней. Когда преп. Серафим Саровский просиял этим светом благодати перед Н.А. Мотовиловым , о чем он молился накануне? – “Господи! Удостой его ясно и телесно глазами видеть, то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостаиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей!”

Азбука Веры

Нимб над головой: история происхождения

Имеется не одна, а несколько версий касательно того, как появился такой символ святости, как нимб. По версии некоторых ученых, его предварял греческий мениск - металлический кружок, который располагался вокруг голов статуй для того, чтобы защитить их от птиц и непогоды. Другие специалисты утверждают, что нимб вокруг головы возник как следствие традиции, согласно которой на спину героям помещался щит.

Наиболее благоразумной трактовкой все-таки считается греческая, основанная на мифологии. По древним сказаниям, олимпийские боги нередко являлись людям в человеческом облике. От них исходил ясный ослепительный свет, относящийся к светозарному эфиру, надземной атмосфере, месту обитания богов. Отсюда следует, что свечение - это признак принадлежности к богам. Немного позже его стали удостаиваться и простые смертные, имевшие честь стать на один уровень с небесными представителями. Со временем божественное свечение немного сократили, и на изображения наносился только светящийся нимб над головой. Позже у греков этот символ святости был позаимствован христианами, египтянами, римлянами и буддистами.

Отличительные черты

У христиан ореол вокруг головы и сегодня является знамением Святой Троицы, Богоматери, ангелов и святых. Но на иконах он может быть изображен по-разному. К примеру, у лика Бога Отца нимб над головой имеет треугольную форму либо вид шестиконечной звезды. Также в образе голубя с треугольным ореолом может изображаться и Святой Дух. Что касается Спасителя Христа, то ему рисуют свечение, в которое вписан крест. Также у Иисуса может быть нимб, где вместо креста изображены три линии света или пучок лучей, исходящих по радиусу из центра диска.

Нимб Богородицы по форме круглый и украшен двенадцатью звездами, лучезарной короной или диадемой. Ангелы, мученики, апостолы и святые изображаются с круглыми золотыми ореолами вокруг головы. У патриархов и пророков обычно цвет свечения серебристый.

Между изображениями нимбов православной и католической иконописи существуют определенные различия. В христианской традиции божественный ореол рисуют вокруг всей головы, а у католиков над ней в форме круга.

Что символизируют нимбы над головой у святых?

Нимб, или солнечная корона, считается признаком совершенного человека, подтверждением его особой психической силы. Чаще всего обращают внимание на ауру сверхличности в области головы. Эта зона света в виде треугольника, квадрата или круга говорит об эманациях души, духовной энергии святых или божественных персон.

Первоначально светящийся ореол вокруг головы сравнивался с солнечным диском и считался проявлением силы Солнца, атрибутом его богов. В восточной иконографии так идентифицировались солнечные божества. Нимб над головой говорил о наделенной власти, могуществе или о духовной силе. В светской иконографии таким атрибутом являлась корона.

Светящийся ореол иногда выступал и в роли атрибута Феникса, являющегося символом бессмертия. На некоторых рисунках нимб есть и у сатаны, к примеру, в византийском искусстве. Этим давалось понять, что он также наделен могуществом.

Цветовое сопровождение и форма

Золотой нимб обычно представлял христианское искусство, у индусов он красный, у античных богов голубой. В отдельных случаях встречался радужный.

Круглый нимб (гало) в византийском искусстве являлся отличительным знаком умерших, которые при жизни отличались высокой нравственностью, и на них снизошла милость небес. Например, Дева Мария всегда изображается с круглым и нередко изысканно украшенным ореолом вокруг головы. У божественных персон и святых нимб аналогичен, но без орнаментов.

Крест внутри круга или крестообразный ореол - это специфический символ, характеризующий Искупление и Распятие Христа. А вот нимб в виде эллипса говорит о духовном свете.

Шестиугольное или квадратное гало указывает на святого среди живых или на обычного человека, но, к примеру, жертвователя. Здесь квадрат считается низшим и служит символом земли, круг же, в свою очередь, знак вечного бытия, небес. Квадратный нимб еще трактуется следующим образом: три его стороны - это Троица, а одна - целое, глава.

Треугольный ореол - это знак Святой Троицы, или Триединого Бога. Гало, имеющее форму треугольника или ромба, изображается на иконах Бога Отца.

Многоугольные нимбы всегда использовались для изображения персон, прославившихся своей добродетелью, либо иных аллегоричных фигур. Шестиугольное гало говорило о больших достоинствах или, опять же, подчеркивало аллегорический характер иконописного рисунка. О двойном аспекте божества давал понять двойной нимб или лучи.

Чем отличаются нимбы у разных религий?

Очень познавательно и интересно узнать, что означают нимбы над головой у святых разных религиозных конфессий. У Будды, например, гало красное и показывает динамичность солярной активности. В индуизме Шива имеет обод пламени, символизирующий Космос. У персов светящийся ореол говорил о могуществе Ахура-Мазды. В античном и азиатском искусстве гало было излюбленным средством передачи величия царей, правителей и обожествленных на денежных монетах римских императоров. В митраизме нимб - это указатель на свет Солнца, а также Митру как его бога. Психология дает обозначение ореолу вокруг головы следующее: это солнечный венец.

Нимб в христианстве

Считается, что в христианство гало пришло из иконографии митраизма, которое изначально было им же вытеснено из Римской империи. Его позаимствовали у изображений правителей и языческих богов Солнца. Бытует мнение, что нимб на голове у святых впервые появился в римских катакомбах Каликста во II веке. Им увенчивали голову Христа, далее тем же способом идентифицировали особый божественный статус Марии и ангелов.

НИМАЛО

НИМАЛО , нареч. (книжн.). Нисколько, ничуть, совсем нет. «Одно другому нимало не мешает.» Лесков .

НИМБ

НИМБ , нимба, муж. (греч. nymbos) (спец. и поэт., устар.). Сияние в виде кружка вокруг головы (на христианских иконах, у античных статуй и т.п.). «Как нимб, любовь, твое сиянье над всеми, кто погиб любя.» Брюсов .

ними

НИМИ . твор. от они в положении после предлогов. С ними.

НИМФА

НИМФА , нимфы, род. мн. нимф, жен. (греч. nymphe).

1. В греч. мифологии - второстепенное божество, олицетворявшее в зависимости от того, где оно жило (в источниках, на лугах, в горах, пещерах и т.п.), различные силы природы. «Бессонная нимфа скиталась по брегу Пенея.» Пушкин . «В великолепные мои сады сбегутся нимфы резвою толпою.» Пушкин .

2. Вторая стадия развития личинки некоторых насекомых (зоол.).

3. чаще мн. Малые срамные губы (анат.).

Толковый словарь Ушакова - (Толковый словарь русского языка Ушакова Д.Н., 1935-1940.)

Нимб вокруг головы святого - весьма важная деталь в православной иконографии. О ее значимости говорит то, что традиционно, при написании иконы, определяют пространство, которое занимает нимб. От этого зависит дальнейшее построение композиции.

Нимб главной фигуры должен находиться в вершине равностороннего треугольника (символ Пресвятой Троицы), стороны которого совпадают, по размеру, со сторонами основы (симметричность иконы - символ правильности, совершенства изображаемого горнего мира).

Нимб на иконе Богородицы

История нимба

Изображение нимба, как атрибута небожителя, известно в различных религиях, и в буддизме , и у многих язычников , и появилось задолго до христианства.

Само слово «нимб» идет от латинского «nimbus», означающего «облако». Греки и римляне верили, что олимпийские боги, когда спускаются на землю, предстают перед людьми в лучистом сиянии, в облаке света. Это отразилось на их изображениях. Также в Древнем Риме нимбы могли быть на портретах императоров. Ведь правитель тоже считался богом, а власть священной.

Христиане переняли внешние формы этой традиции, но наполнили их своим, совсем новым смыслом.

Богословие нимба

Нимб - это, отнюдь, не просто сияние вокруг головы святого. Как и все детали иконы, он является многозначным сакральным символом. Прежде всего, необходимо объяснить, значение самого света, в богословии иконописи.

Об иконах в православии:

Нетварный Свет

«…Был человек некий, именем Иоанн… он не был Светом, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был же Свет Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир.«(от Иоанна,1, 6-8)

По сути, можно сказать, что любая икона - икона Христа. Даже если Он не изображен прямо, Он везде. Все золото на иконе: нимбы, сияющие блики на одеждах и ликах святых, весь золотистый фон - это образ всепроникающей Божественной благодати, в полноте явленной в Небесном Царстве. Все лучи света ведут к источнику света. Да и сам по себе святой человек, это тоже образ Христа.

«…И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать.» (Апок.22,5)

Нимб на иконе - наиболее светоносная область.

Если изображен святой, то, хотя сияние исходит от него, речь идет об отраженном свете. О том, что Бог освящает и преображает человеческую природу. И только на иконах Спасителя, мы видим Самого Светодавца.

Отдельно надо объяснить форму нимба. Почти всегда (об исключениях речь пойдет ниже), она выглядит как круг. Это образ вечности. В Царствии Божием времени нет.

Икона Умиление Божьей Матери

Итак, свет - это символ божественной благодати и, в конечном счете, Самого Бога. Если внимательно вглядеться в построение нимба, можно заметить, что он очерчен двумя линиями, темной и белой. Это не случайно. В иконографии вообще нет ничего случайного. Темная граница символизирует непостижимость и неприступность Божественного. Его отделенность от сотворённого мира, запредельность.

Но дальше идет светлая линия, как правило, белая. Белый в иконографии сродни золотому. Это тоже свет, но немного другой. Белый - свет Фавора, преображения. И белая полоса вокруг нимба символизирует явление Божие в сотворённом мире. Свет приходит к тем, кого Он создал, чтобы преобразить их.
Правда, увидеть эти две линии можно не на всех иконах. Каноны иконописи часто забывались и нарушались.

Образы Спасителя

В целом, на иконах Христа нимб выглядит также как у святых, но имеет дополнительные детали. Это крест - главный символ христианства. Крестом спасен мир. Чтобы умереть на кресте, сюда пришел Господь. Через крестные страдания , Он возвращает отпавшую вселенную к Себе. Потому, не случайно, крест на Его нимбе имеет расширяющиеся концы. Он как бы распространяется в вечность, охватывает весь мир.

Кроме того, в круг нимба всегда вписаны три буквы - «ό ώ ν». Греческое слово όών означает «Сущий». Оно нужно, чтобы подчеркнуть, - Тот, Кто изображен здесь как человек, еще и Предвечный Бог, Причина всего бытия. Нимбы на некоторых (довольно редких) иконах Спасителя заключают внутри восьмиугольник. Два квадрата символизируют два мира и отличаются цветом.

Икона Иисус Христос

Красный, в иконографии, символ земли и мученической крови. В данном случае, той, которую пролил за наш мир Спаситель. Голубой - цвет неба, духовного мира ангелов. Восьмиконечная звезда, образованная четырехугольниками, - символ единства двух миров. Как образ власти Христа, Его владычества над видимым и невидимым, изображается эта звезда за Его головой. Но это только первый смысловой пласт. Та же звезда символизирует свойства Самого Бога.

Синий цвет в иконографии, как и черный («голубой - это как бы тончайшая мгла… Как желтый всегда приводит с собою свет, так же можно сказать, что голубой всегда приводит с собою нечто темное» П. Флоренский), может быть образом непостижимости Бога, Его непознаваемости и недоступности для нас.

Красный - цвет царя, символ всемогущества Христа.

Кроме того, существуют свои отличия в иконографии Бога Отца. Но, поскольку Его изображения были запрещены церковью, и появлялись только из-за богословской неграмотности, о них можно не упоминать.

Нимбы, отличной от круга формы

В Византийской иконописи, можно найти изображение квадратных нимбов. Они имели свое смысловое наполнение. Если круг - вечность, то квадрат - потусторонность, мир земли.

Святой, с четырехугольным нимбом изображен еще в своей земной жизни. И цвет такого нимба не золотой, а белый. То есть, это еще не данная в полноте Божественная благодать, как в мире горнем, а преображающая, постепенно открывающаяся на земле.

Другие традиции можно встретить у католиков . На католических иконах сияние часто образует как бы венец над головой святого. Свет нисходит на него сверху, извне. Тогда, как на православном изображении, благодать Божия освящает человека изнутри, пронизывает собой все созданное.

Почитаемые православные иконы:

Православная икона - это святыня. Она нужна, чтобы через образ верующему открывался Первообраз. Ее называют «молитвой в красках», «окном в Горний Мир». Такие задачи иконописи, как вида искусства, потребовали создания особого художественного языка. Его можно назвать символическим реализмом. Здесь нет натурализма, ведь речь идет об уже полностью преображенном мире, но нет и абстрактных символов или аллегорий.

Ведь это люди, реальные земные люди, должны преобразиться. Здесь материя сочетается с Духом, видимое с невидимым, человеческое с Божественным.

И вся икона в целом, и каждая ее часть: нимбы, одежда, предметы, цвета, линии, композиция, через символ ведут к Источнику бытия.