Приведенный грузооборот. Важнейшие проблемы развития и размещения железнодорожного транспорта российской федерации в условиях рыночной экономики

Объем работы ВТ исчисляется в тоннокилометрах и пассажирокилометрах. Единицей продукции является работа, затраченная на перемещение одной тонны груза или 1 пассажира на расстояние 1 км. Объем работы ВТ подсчитывается отдельно для каждого вида перевозок.

Работу по перемещению груза определяет выполненный при этом налет грузовых тоннокилометров или грузооборот. Грузооборот определяется как произведение числа перемещенных (отправленных) тонн груза на дальность их перевозки.

При перемещении пассажиров определяется два показателя работы транспорта: пассажирооборот и пассажирский тоннокилометраж. Пассажирооборот измеряется в пассажирокилометрах и равен произведению количества перемещенных пассажиров на дальность перевозки.

Пассажирский тоннокилометраж необходимо рассчитывать для возможности определения общей работы транспорта (соизмерение пассажирооборота с грузовым и почтовым оборотом). Для перевода пассажирооборота в пассажирский тоннокилометраж применяется коэффициент, равный весу пассажира с нормой бесплатного провоза багажа.

Приведенный грузооборот (тоннокилометраж) – суммарная работа авиакомпании по оказанию услуг воздушной перевозки. Это объем продукции, произведенный авиакомпанией при перевозке 1 тонны коммерческой загрузки на расстояние 1 км.

Суммарный объем транспортной работы определяет приведенная транспортная продукция, которая равна сумме тоннокилометров по видам перевозок.

2. К эксплуатационным показателям относятся:

Скорость (рейсовая).

Экономическое значение увеличения скорости состоит в сокращении времени на перевозку, значение скорости играет важную роль при планировании деятельности авиакомпании.

В ГА применяются следующие виды скоростей:

1) крейсерская;

2) рейсовая;

3) коммерческая скорость.

Крейсерская скорость – скорость равномерного горизонтального полета ВС при работе двигателей на крейсерском режиме и при расчетных высоте полета и весе ВС (указана в ЛТХ ВС).

Рейсовая – средняя скорость за время беспосадочного полета между двумя аэропортами.

Коммерческая скорость – скорость ВС, учитывающая время стоянки ВС в промежуточных аэропортах.

Скорость доставки – учитывает время, затрачиваемое пассажиром на дорогу от места пребывания до АВК при вылете, и время доставки пассажира от АВК до места назначения по прилету ВС («от двери до двери»).

Годовой налет часов.

Годовой налет часов на списочный самолет является важным показателем объема работы и использования ВС.

Налет часов принято подразделять на производственный, выполняемый при совершении коммерческих полетов, и непроизводственный, в состав которого входят тренировочный и вспомогательно – служебный налеты.

Тренировочный налет – включает летное время, затрачиваемое на подготовку летного состава.

Вспомогательно – служебный налет: полеты, связанные с опробованием в воздухе самолета, двигателей и приборов после ТО; перегон самолета в ремонт, из ремонта, на новое место базирования; полеты по рассеиванию туманов и т.д.

Также учитывается т.н. непроизводительный налет часов. Это полеты, выполнение которых не является необходимым для работы предприятия (возвраты из рейса в связи с неоправданностью прогноза погоды, обнаружением неисправности и др.).

Часовая производительность ВС.

Часовая производительность является показателем, с помощью которого оценивается интенсивность и эффективность использования транспортных самолетов по типам. Этот показатель определяет объем продукции, выполненный самолетом в течение часа. С его помощью оценивается использование самолетов при полете на конкретной ВЛ, а также в целом по предприятию.

Экономическое значение производительности ВС состоит в следующем: чем выше производительность ВС, тем ниже себестоимость его летного часа и себестоимость 1 ткм., что приводит к уменьшению расходов и увеличению прибыли предприятия.

Производительность ВС является функцией трех величин: предельной коммерческой загрузки, степени ее использования и рейсовой скорости.

Коммерческая загрузка ВС включает пассажиров, почту, груз. Максимально возможная величина загрузки устанавливается по полной занятости пассажирских кресел, багажных и грузовых помещений, а предельная – в зависимости от дальности беспосадочного полета, а также от величины заправки топлива. Использование коммерческой загрузки определяется процентом использования, который рассчитывается для рейса, в целом по ВЛ, предприятию.

Максимальная коммерческая загрузка индивидуальная характеристика каждого типа ВС, она определяется взлетной массой ВС, его пассажирской вместимостью, объемом грузовых помещений, прочностными и центровочными ограничениями. Значение предельной коммерческой загрузки указывается в ЛТХ и в условиях эксплуатации не должно превышаться.

3. Показатели качества и эффективности транспортного процесса:

Средняя дальность перевозки.

Средняя дальность перевозки рассчитывается отдельно по видам перевозок (пассажиры, почта, груз), а также по ВЛ, в целом по авиапредприятию, отрасли ГА. Это необходимо для правильного назначения посадки в промежуточных аэропортах; для определения ВС, необходимых авиакомпании для выполнения полетов (ближнее-, средне-, дальнемагистральные).

Средняя дальность перевозки определяется делением показателя, характеризующего объем выполненной работы (пассажирооборот, грузооборот, почтовый грузооборот) на количественный показатель (количество перевезенных пассажиров, груза, багажа).

Безопасность полетов (БП).

Воздушный транспорт на сегодняшний день является наиболее безопасным для пассажиров. БП – главный показатель качества работы воздушного транспорта.

Безопасность полета – комплекс мер, обеспечивающих безопасное проведение полетов, комплексная характеристика гражданского ВС и авиационных услуг, и (или) работ, определяющая способность выполнять полеты без угрозы жизни и здоровью людей.

Происшествие авиационное – событие, происшедшее при использовании ВС с целью выполнения полета, связанное с нарушением нормального функционирования этого судна, его экипажа, другого авиационного персонала или связанное с воздействием внешних условий и приведшее к гибели людей, значительному повреждению, разрушению или утрате ВС.

Расследование – процесс, который включает сбор и анализ информации, подготовку заключений, включая установление причин и выработку рекомендаций по обеспечению безопасности, проводимый с целью предотвращения авиационных происшествий.

В последнее время все большее внимание общества привлекает т.н. авиационная безопасность отрасли ГА, т.к. попытки использования воздушного транспорта в немирных целях не прекращаются, а лица, использующие авиацию как объект для терроризма, становятся ухищреннее в своих действиях.

Авиационная безопасность – нормальная и безопасная деятельность авиации, обеспечиваемая предупреждением и предотвращением АНВ в ее деятельность.

Незаконное вмешательство в деятельность авиации – противоправное действие или бездействие, посягающее на нормальную и безопасную деятельность авиации, повлекшее несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон ВС или создавшее угрозу наступления таких последствий.

Прогресс авиации непосредственно оказывает позитивное влияние на подъем экономики государства. И любое нападение на объекты ГА наносит ущерб его национальным интересам, кроме того, акты незаконного вмешательства напрямую связаны с огромным экономическим ущербом предприятий ГА (аэропортов, авиакомпаний), их партнеров по авиационному бизнесу, а также клиентов – потребителей авиатранспортных услуг.

Регулярность полетов.

Регулярность полетов и точность выполнения расписания являются важнейшими показателями качества услуг авиакомпании. Легче обеспечить точность на современных ВС с улучшенными техническими характеристиками, на которые не налагаются ограничения по метеоусловиям, шуму или вредной эмиссии двигателей.

Для снижения себестоимости авиаперевозок нужен большой налет часов на каждый списочный самолет, что неизбежно ведет к составлению расписания некоторых рейсов с неудобным временем вылета и посадки и росту вероятности задержек рейсов по разным причинам. Т.к. для эффективного использования ВС его план движения составляется с минимальными запасами времени, то авиакомпания должна ставить в резерв свободный борт для обеспечения точного выполнения расписания. Важнее точно соблюсти время прилета ВС в пункт назначения для выполнения дальнейших полетов без задержек, чем время вылета (нагнать время задержки рейса можно, выбирая эшелон полета, на котором дует ветер попутного направления).

За задержку прибытия регулярного рейса по расписанию пассажирам престижных авиакомпаний выплачивается компенсация, размер которой зависит от расстояния перелета и времени задержки (расстояние до 3,5 тыс. км., время задержки менее 2 часов – 75 евро/чел.; расстояние до 3,5 тыс. км., время задержки более 2 часов – 150 евро/чел.; расстояние более 3,5 тыс. км., время задержки менее 4 часов – 150 евро/чел.; расстояние более 3,5 тыс. км., время задержки более 4 часов – 300 евро/чел.).

В НПБ РК установлены пределы ответственности авиаперевозчиков за задержку рейса и размеры компенсации авиапассажирам.

4. К техническим показателям относятся:

Провозная способность.

Провозная способность (емкость) рынка – количественный показатель, который показывает максимально возможный объем услуг, который может быть предоставлен клиентам в определенный момент времени и по определенной цене.

Правовым основанием выполнения международных воздушных перевозок являются коммерческие права или «свободы воздуха».

Провозная емкость международных авиаперевозок регулируется на уровне государств путем проведения переговоров и заключения двусторонних соглашений о воздушном сообщении. Государствами за последние 50 лет были разработаны различные формы регулирования провозной емкости, которые нашли свое отражение в двусторонних соглашениях.

ИКАО разработаны методы регулирования провозной емкости, которые классифицируются по 3 основным категориям:

1) Метод предварительного определения.

2) Метод Бермудского соглашения.

3) Метод свободного определения.

Располагаемые кресло-километры – сумма произведений от умножения числа располагаемых для продажи пассажирских кресел на каждом этапе полета на протяженность этапа.

Коэффициент пассажирской загрузки – это пассажирокилометры, выраженные в процентном отношении к располагаемым кресло километрам.

Располагаемые тоннокилометры – это сумма произведений от умножения числа тонн располагаемой коммерческой загрузки на каждом этапе полета на протяженность этапа.

Коэффициент коммерческой загрузки – общее количество выполненных тоннокилометров, выраженное в процентном отношении к располагаемым тоннокилометрам.

Пропускная способность.

Пропускная способность – способность обслужить в единицу времени определенное количество пассажиров (самолетов) с соблюдением установленных требований к обслуживанию. Главным элементом, определяющим пропускную способность аэропорта, является пропускная способность ВПП. Пропускные способности других элементов аэропорта (РД, перрон, АВК, привокзальная площадь, подъездные пути) приводятся в соответствие с пропускной способностью ВПП.

Пропускная способность ВПП имеет размерность «самолетов в час» (сам/ч). Это максимальное количество взлетно-посадочных операций (последовательных взлетов, последовательных посадок или же вместе взятых чередующихся взлетов и посадок), которое может быть выполнено на аэродроме в единицу времени при заданных условиях с соблюдением правил безопасности полетов.

Пропускная способность АВК – средняя пропускная способность, определяемая количеством пассажиров, обслуживаемых в «час пик».

Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и второе место по пассажирообороту (после автомобильного). В настоящее время его развитие замедляется. По общей длине сети дорог (около 1,2 млн км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному и трубопроводному транспорту. Главная функция железнодорожного транспорта - перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность - регулярность движения независимо от погоды и времени года.

Развитость железнодорожного транспорта определяется следующими показателями:

  • общей длиной железных дорог того, или иного региона;
  • густотой (плотностью) железнодорожной сети (длине железных дорог на 100 или 1000 км2);
  • Грузооборотом и пассажирооборотом.

Кроме того, важными показателями является степень электрификации железных дорог и другие показатели, характеризующие ее качество.

Различия в уровне развития железнодорожного транспорта по регионам и очень велики. Например, и Западной Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые и Азии их вообще не имеют.

В целом в мире из-за конкуренции с автомобильным транспортом идет сокращение протяженности сети железных дорог, главным образом в ( и ). Новое их сооружение ведется лишь в отдельных, большей частью и странах с переходной экономикой ( , КНР и др.).

По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по размерам территории) страны: США (176 тыс. км), Россия (86), (85), КНР, Австралия, Мексика. На долю этих стран приходится более половины общей длины железных дорог мира.

По густоте железных дорог лидируют европейские страны (плотность их в составляет 133 км на 1 тыс. кв. км). Густота железнодорожной сети в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. кв. км.
По уровню электрификации железных дорог также опережают всех европейские страны (в электрифицировано около 100% железных дорог, в — 65%, в , и - более 50%, в России-47%). Россия занимает первое место по общей длине электрифицированных железных дорог.

Электрификация железных дорог США очень низка (1%).

В отдельных регионах и странах мира железные дороги имеют разную колею. В колея более широкая, чем в странах Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азии. Не соответствует западноевропейской колея некоторых других государств (например, государств Пиренейского полуострова). В целом на западноевропейскую колею приходится до 3/4 протяженности дорог мира.

По грузообороту лидирующие позиции в мире занимают США, КНР и Россия, по пассажирообороту — Япония (395 млрд пассажиро-км), КНР (354), Индия (320), Россия (170), ФРГ — 60 млрд пассажиро-км;

В ряде развитых стран (Франция, Япония, ФРГ и др.) созданы сверхскоростные (со скоростью более 300 км/ч) железные дороги.

Железные дороги стран , зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единую транспортную систему, т. е. образуют общерегиональные системы железных дорог. Так, например, для осуществления транзитных перевозок между зарубежной и через территорию СНГ проложен Транссибирский «мост», по которому грузы проходят до портов Находка и Восточный и далее до .
Характеризуя железнодорожный транспорт, необходимо отметить качественные изменения в нем на современном этапе: использование новых видов двигателей, создание бесколёсных поездов, работающих на воздушной подушке, магнитной и электромагнитной подвеске.

Грузооборот - это количество (общий объём) перевезённых грузов согласно рассматриваемому объекту за определенный период времени: будь то предприятие, тип транспорта, отрасль либо государство в целом.

Грузооборот как экономический показатель работы транспорта — это произведение веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.

Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 х 150=750 млн. тонно-километров.

Измеряется показатель грузооборота такой единицей как тонна-километр, однако больше распространено использование показателя суммарного тоннажа выполненных перевозок.

Для измерения объёма перевозок в рамках государства или выделенного региона задействуются сразу две единицы измерения. Процесс оценки функционирования объекта транспорта либо отдельного узла предполагает использование лишь суммарного веса груза, перевезённого в тоннах.

В масштабном значении показатель грузооборота даёт оценку взаимоотношениям государств или регионов, а в транспортной сфере определяет пропускную способность определённых объектов. Рост межгосударственного грузооборота указывает на развитие торговли и экономики. В момент кризиса происходит падение грузооборота. Нестабильность грузооборота между регионами позволяет говорить о сложностях в основной транспортной системе, в функционировании компаний, а также слабых междоусобных экономических связях.

Виды грузооборота

Обычно весь грузооборот транспорта соотносят с конкретной транспортной сферой, чтобы дать оценку определённому типу грузооборота.

Железнодорожный транспорт – наиболее масштабный и бюджетный. В России сеть железнодорожного полотна обслуживает 4/5 от всего грузооборота страны. Прокладка и развитие линий сообщений беспрерывно наращивает число перевозимых грузов. Общая оценка грузооборота страны позволяет утверждать, что чем развитие сеть железных дорог, тем ниже затраты на перевозку тоннажа.

Водный транспорт – также один из выгодных вариантов транспортировки груза, вот только возможен он далеко не в каждом регионе, а только между территориями, прилегающими к морю или широкой реке. Ко всему прочему речная навигация возможна лишь летом – в холода реки замерзают. В жаркий сезон речной транспорт берёт на себя 10–15% всего грузооборота России. Судоходство по морю – это обычно межгосударственные поставки. На их долю приходится 4–7%.

Трубопроводный транспорт используется только для передачи жидких и летучих смесей. Передаётся по трубопроводам газ, аммиак, нефть и прочие химические связующие. В РФ большинство экспортных поставок «нефтегазовой продукции» производится посредством трубопроводов. В данной отрасли повышение грузооборота определяется прокладкой новых трубопроводных трасс.

Автомобильный транспорт полностью зависим от наличия и качества дорог. Большинство автомобильных грузоперевозок имеет локальное значение, т.е. выполняется между предприятиями, портом и предприятием и т.д. Такие поставки выполняются быстрее. Автотранспорт не требует выполнения дополнительных загрузок/выгрузок, уменьшающих экономическую выгоду от транспортировки, и потому более выгоден. С его помощью можно без дополнительных трат и задержек доставить вверенный груз по месту назначения.

Мобильность и разнообразие автотранспорта гарантирует ему востребованность для дальних поставок любого по объёму груза.

Воздушный транспорт – дорогостоящий подход к перевозке грузов. Его преимуществом является срочность доставки или поставка груза в места, где трассы не обустроены. К примеру, надо быстро доставить товары в таёжное поселение. В России подобных мест особенно много. По причине этого и грузооборот авиатранспорта достаточно высок.

Сводная оценка грузопоставок по каждой отрасли транспорта позволяет определить уровень развития сферы и её потребность в модернизации и сопутствующем оборудовании плюс постройке новых путей. Также общее оценивание позволяет выявить значимость конкретной отрасли в грузообмене всего народного хозяйства.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Петербургский государственный университет путей сообщения»

Кафедра "Экономика транспорта"

ПЛАН ПЕРЕВОЗОК И РАБОТЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В ГРУЗОВОМ ДВИЖЕНИИ

Методические указания

К выполнению курсового проекта

Для студентов специальностей

«Организация перевозок и управление

На транспорте (железнодорожном)»,

«Экономика и управление на предприятии

(железнодорожный транспорт)»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ПГУПС


Целью курсового проекта является закрепление знаний по теме «Планирование перевозок на железнодорожном транспорте», полученных в лекционном курсе, а также приобретение и развитие практических навыков при выполнении технико-экономических расчетов, связанных с планированием эксплуатационной работы железной дороги.

Задание на курсовой проект

Курсовой проект состоит из взаимосвязанных разделов, в которых требуется:

– составить план погрузки и выгрузки, приема и сдачи вагонов;

– построить схему вагонопотоков груженых вагонов, рассчитать густоту движения и пробег груженых вагонов по дороге;

– определить баланс порожних вагонов и составить схему вагонопотоков порожних вагонов;

На основе исходных данных (см. приложения 1–3) и данных, полученных расчетным путем, необходимо определить:

– объем тонно-километровой работы (нетто), пробеги локомотивов и поездов, тонно-километры брутто;

– необходимый парк локомотивов и качественные показатели их использования;

– рабочий парк вагонов и качественные показатели их использования.

Задание по вариантам взять из приложений 1, 2 – по номеру студента в журнале преподавателя, а для студентов заочной формы обучения – по последней цифре шифра; из приложения 3 – по первой букве фамилии.

ПЛАНИРОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

1.1 Методика планирования грузовых перевозок

Основными показателями грузовых перевозок являются:

– количество перевезенных тонн груза (объем перевозок);

– грузооборот;

– количество отправок;

– густота перевозок;

– средняя дальность перевозки;

– неравномерность перевозок.

В данном курсовом проекте введены определенные упрощения для сокращения объема расчетов. Так, показатели эксплуатационной работы (количество отправок, неравномерность перевозок и т.д.) не рассчитываются; в состав заданной условной железной дороги включено только два участка (А–Б и Б–В), и отдельные параметры эксплуатационной работы железной дороги даны как исходные значения грузовых перевозок (см. приложение 1–3). Но эти упрощения не влияют на методику разработки плана грузовых перевозок.


Планирование грузовых перевозок имеет важное практическое значение, так как является исходной базой для разработки других разделов плана производственно-хозяйственной деятельности железных дорог (труд и заработная плата; основные и оборотные фонды; эксплуатационные расходы и себестоимость и др.). Необходимо подчеркнуть, что грузовые перевозки обеспечивают свыше 2/3 всех доходов от всех перевозок по железной дороге.

Количество перевезенных тонн груза (объем перевозок) измеряется, как правило, на момент отправления. На дороге объем перевозок определяется как сумма отправлений (погрузки) со всех станций дороги и приема грузов с соседних дорог , то есть:

Объем перевозок по дорогам распределяется на прибытие груза в пределах данного подразделения и сдачу в другие подразделения, то есть:

.

Затем общий объем перевозок по дороге распределяется по видам сообщения (рис. 1.1).

В местном сообщении осуществляются перевозки в пределах одной и той же дороги, а в прямом – перевозки на участках двух и более дорог.

В прямом сообщении выделяют:

Прямое сообщение

Ввоз Вывоз

Местное сообщение

Рис. 1.1 Распределение объема перевозок по видам сообщения

– в в о з, т.е. прибытие грузов со станций других дорог на данную дорогу;

– в ы в о з, т.е. отправление грузов со станций данной дороги на другие дороги сети;

– т р а н з и т, т.е. перевозку грузов, поступающих с других дорог и следующих через данную дорогу на другие дороги сети.

Таким образом, объем перевозок по дороге равен:

.

Прием груза можно рассматривать как сумму ввоза и транзита:

,

а сдачу груза – как сумму вывоза и транзита:

.

Отправление груза, в свою очередь, равно сумме вывозимых грузов и грузов, перевозимых в местном сообщении:

,

а прибытие – сумме ввозимых грузов и грузов, перевозимых в местном сообщении:

.

Грузооборот – это работа по перемещению груза, определяемая как произведение массы груза и расстояния перевозки. Измеряется грузооборот в тонно-километрах. Различают грузооборот нетто – это работа транспорта, учитывающая только перемещение груза, и грузооборот брутто , учитывающий перемещение груза вместе с массой тары подвижного состава.

Грузооборот нетто может быть тарифным и эксплуатационным.

Т а р и ф н ы й грузооборот рассчитывается по так называемым тарифным расстояниям в перевозочных документах (накладная и дорожная ведомость).

Э к с п л у а т а ц и о н н ы й грузооборот определяется по фактическому пробегу груза из маршрута машиниста.

Соотношение грузооборота нетто и грузооборота брутто можно охарактеризовать коэффициентом полезного действия железнодорожного транспорта:

.

Количество отправок – специфический показатель транспорта. Отправкой называется партия груза, оформленная одним перевозочным документом (дорожной ведомостью). Одной отправкой может быть целый состав, следующий от одного отправителя к одному получателю (маршрутная); может быть один или несколько вагонов (повагонная) или контейнер (контейнерная), а может быть и один ящик в вагоне (мелкая). В курсовом проекте количество отправок не рассчитывается.

В плане перевозок определяется густота перевозок – количество тонн груза, перевезенного через 1 км транспортной сети за единицу времени. Густота перевозок устанавливается общая и по направлениям: грузовое (четное) и порожнее (нечетное).

Значение густоты перевозок равно средней арифметической величине от значения густоты на входе и выходе с участка в каждом направлении.

Средняя густота, или грузонапряженность, грузовых перевозок в целом по дороге определяется как частное от деления грузооборота нетто на соответствующую эксплуатационную длину :

Средняя дальность перевозок – это расстояние, на которое перевозится каждая тонна груза в среднем; она определяется как отношение грузооборота нетто к объему перевозок

Коэффициенты неравномерности в курсовом проекте не рассчитываются.

1.2 Расчет показателей плана перевозок

Исходными данными для расчета показателей плана перевозок для условной дороги служат размеры грузопотоков, которые приведены в приложении 1. Схема условной железной дороги представлена на рис. 1.2.

Понятие грузооборота

Методы расчёта грузооборотов

Раздел 1. Основная характеристика грузооборотов.

Раздел 2. Методы расчёта грузооборота.

Грузооборот - это экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.

Основная характеристика грузооборотов

Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 × 150 = 750 млн. тонно-километров.

Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.

Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения производительности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), себестоимость перевозок также определяется в расчете на 1 км, так как затраты на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.

Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.

Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.

Для характеристики грузооборота государства, какой-то территории, определенного направления, реки и т.п. применяются и та и другая единица измерения. А для характеристики грузооборотов какого-либо транспортного узла, станции или иного транспортного объекта, в качестве измерителя применяется только тоннаж.

Грузооборот определяет уровень развития связей, развитие торговли, степень экономической активности в определенный период и т.д.

Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:

дорожная ведомость – на железнодорожном и речном транспорте;

коносамент и манифест – на морском транспорте;

путевой лист и товарно-денежная накладная – на автомобильном транспорте;

сопроводительная ведомость – на воздушном транспорте.

Статистика перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:

объемные (суммарные);

качественные.

К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся:

отправлено (отправление) грузов;

прибыло (прибытие) грузов;

перевезено (перевозка) грузов;

перевезено в прямом смешанном сообщении;

объем выполненной транспортной работы – грузооборот.

Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия.

К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:

среднее расстояние перевозки в 1т груза;

средняя густота перевозок 1т груза;

средняя продолжительность перевозки 1т груза;

средняя скорость продвижения 1т груза.

Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например,

железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния;

автомобильный транспорт – в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов;

морской транспорт – при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам;

магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы;

воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния.

Железнодорожный транспорт.

В период остановки навигации на реках железнодорожный транспорт успешно заменяет водный транспорт. Большой объем товарооборота с другими странами осуществляется именно железнодорожным транспортом. А также он занимает I место среди других магистральных видов транспорта.

Автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт наиболее мобилен из всех видов транспорта. Он способен перевозить грузы, как дальние, так и на короткие. Недостатки – большая себестоимость и трудоемкость, высокий уровень загрязнения окружающей среды.


Трубопроводный транспорт.

Разнообразие трубопроводного транспорта в зависимости от видов транспортируемых продуктов вызывает необходимость применения группировки (классификации). Магистральные трубопроводы подразделяются на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Первые служат для перекачки сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы. Вторые – для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления. Третьи – для транспортирования газа. В случае если продуктопровод строго специализирован для транспортировки какого-либо одного вида нефтепродукта, он называется соответственно: керосинопровод, бензин провод, маслопровод, мазут провод. Преимущество трубопроводного транспорта в том, что у него непрерывна транспортировка и не зависит от природных условий. Большой недостаток в загрязнении окружающей среды.

Морской транспорт.

Морской транспорт способен перевести любые грузы, любых видов и габаритов. В отличие от других видов транспорта, морским перевозят, главным образом, экспортные (46%) и импортные (70%) грузы. Недостатки: зависимость от погодных условий, потребность в дорогих портовых сооружениях и высокая доля расходов на начальные и конечные операции.


Внутренние водные пути.

К ним относятся: реки, озера, водохранилища, каналы, пригодные для судоходства. На внутренних водных путях движение судов допускается не по всей ширине, а только на путях, которые подготовлены для судоходства и которые обозначены навигационными знаками.

Статистический учет перевозок грузов на внутреннем водном транспорте выполняют предприятия внутреннего водного транспорта: порты, пароходства, судовые компании, а также предприятия других отраслей экономики, осуществляющие перевозную работу на коммерческой основе.

Воздушный транспорт.

Воздушным транспортом грузы перевозятся на очень большие расстояния, но этот вид транспорта значительно меньше, чем на другие, применяют для перевоза груза. Им перевозят, как правило, наиболее дорогостоящие грузы: драгоценные меха, дорогая одежда, оружие, медикаменты и т.д. Главное отличие авиации от других видов транспорта заключается в высокой путевой скорости и в большой беспосадочной дальности полета.




Методы расчёта грузооборота

Все расчеты заносятся в статистическую таблицу, которая называется статистическая группировка.

Статистическая группировка – позволяет дать характеристику размера, структуры и взаимосвязи изучаемых явлений, выявить их закономерности.


Методы для расчета:

Ряды динамики (абсолютные и относительные показатели, цепные и базисные и средние величины);

Выборочное наблюдение;

Показатели вариации (дисперсия);

Графическое построение (графики).

Абсолютные показатели – именованные числа, имеющие определенную размеренность и единицы измерения. Они характеризуют показатели на момент времени или за период. В зависимости от различных причин и целей анализа применяются натуральные, условно-натуральные, денежные и трудовые единицы измерения.

Абсолютный прирост – это разность между исследующим уровнем ряда и предыдущим (или базисным).

10. Грузооборот в %

Источники

Википедия – Свободная энциклопедия, WikiPedia

ekoslovar.ru – Экономический словарь

academic.ru – Словарь Академика

guskonstantin.narod.ru – Статьи

bank24.ru – Словарь экономических терминов

kgau.ru – Учебно-методический комплекс